Вертолет КА-29: описание возможностей и технические характеристики модели

С 50-х годов разработку и производство вертолётов в СССР поделили между собой два конструкторских бюро. Причём в КБ Михаила Миля было разработано целое семейство очень удачных вертолётов общего назначения – лёгкий Ми-2, средний Ми-8 и тяжёлый Ми-6. КБ Николая Камова, занимающееся разработкой вертолётов соосной схемы, оказалось практически из ниши универсальных машин.

Но камовские вертолёты прижились там, где соосная схема давала большие преимущества – в частности, в морской авиации. Развитие палубных машин многоцелевого семейства Ка-28 вызвало к жизни транспортно-боевой Ка-29.

История создания

Хотя советская морская пехота и не представляла собой такую крупную и мощную структуру, как американская, но всё же являлась важным родом вооружённых сил. Морпехи, в частности, должны были первыми высаживаться на побережье, удерживая плацдарм до высадки основных сил – мотострелков с транспортных и десантных кораблей.

Для быстрой и эффективной переброски десантно-штурмовых групп морской пехоты предполагалось использовать вертолёты. При этом те же машины должны были эвакуировать раненых, подвозить боеприпасы, а главное – оказывать огневую поддержку, в том числе уничтожая бронированные цели. Складывался портрет своеобразной «летающей БМП» вроде Ми-24, но с учётом флотской специфики.

КБ Камова с конца 60-х годов занималось разработкой нового корабельного вертолёта Ка-27.

Основным предназначением «двадцать седьмого» были борьба с подводными лодками противника и спасательные операции. Универсальную машину для морской пехоты решили сделать именно на его базе. Работы под руководством Сергея Фомина начались в 1973 году. Название «Ка-29» появилось не сразу, поначалу вертолёт именовали Ка-27ТБ.

Первый опытный экземпляр с бортовым номером «208» взлетел летом 1976 года. Заводские испытания первых двух Ка-29 завершили весной 1978 года, и машины немедленно передали на испытания государственные. В мае 1979 года Ка-29 (это название было утверждено окончательно) рекомендовали запустить в серию. Но серийный выпуск «двадцать девятых» начался только в 1984 году.

Модификации[ | ]

Название моделиКраткие характеристики, отличия.
Ка-252ТБПрототип, построено два вертолёта.
Ка-29Серийный транспортно-боевой вертолёт.
Ка-29ВПНЦУВертолёт-целеуказатель, переоборудован в единственном экземпляре для совместных войсковых испытаний с Ка-50.
Ка-29
юстировщик системы захода
Было переоборудовано два серийных вертолёта для отработки и настройки системы захода на посадку на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
Ка-29
летающая лаборатория
Одноместный вертолёт для отработки бортового оборудования Ка-50
Ка-31 (Ка-27РЛД)Вертолёт ДРЛО.

Конструкция

Вертолёт Ка-29 – универсальная транспортно-боевая машина, построенная по схеме с 2 соосными винтами. Цельнометаллический фюзеляж – типа «полумонокок». В носовой части «двадцать девятого», между первым и четвертым шпангоутами силового набора находится кабина пилотов. За ней скомпонована грузовая кабина, в которой могут разместиться 16 десантников, либо 6 раненых.

Если раненые транспортируются на носилках, вместимость сокращается до 4 человек. При перевозке грузов кабина может вместить до 2 т. На внешней подвеске Ка-29 может перевезти до 4 т.

Пол грузовой кабины и силовой набор образуют отсеки, в которых находятся баки с горючим.

Отсек между четвёртым и четырнадцатым шпангоутами является бомболюком, но в нём может быть установлен дополнительный бак. Внутри хвостовой балки «двадцать девятого» находится оборудование, снаружи к ней крепится оперения – 2 киля и стабилизатор. Шасси 4-колёсное, неубирающееся.

На Ка-29 установлены 2 турбовальных двигателя ТВ3-117КМ. Моторы имеют 12-ступенчатый компрессор и 2-ступенчатую турбину, развивают номинальную мощность в 1700 сил. Крутящий момент на винты передаётся редуктором, от которого также приводятся гидронасосы и генераторы. Двигатели «двадцать девятого» запускаются пневматическим стартером, воздух для которого нагнетает вспомогательный газотурбинный двигатель АИ-9.

Трёхлопастные винты Ка-29 – стеклопластиковые. Система управления – с гидроусилителями. Вертолёт оснащён автоматической системой пожаротушения и ручными огнетушителями для тушения возгораний в кабинах. Кабины и остекление Ка-29 обогреваются воздухом, отводимым от правого двигателя.

Пилотажный комплекс ПКВ-252, в состав которого входит автопилот, позволяет осуществлять полуавтоматическое управление вертолётом. Навигационный комплекс «двадцать девятого» — НКВ-252 включает радиокомпас, систему навигации по радиомаякам, допплеровский измеритель скорости и радиовысотомер.

На вооружении[ | ]

Состоит на вооружении[ | ]

Россия:

  • Авиация ВМФ России — 27 Ка-29 на 2022 год, приписаны к , ТОФ и .[7] 12 отремонтированных единиц на ТОФ на ноябрь 2022 года.
  • отряд отремонтированных вертолётов на (аэродром Донское в Калининградской области) на ноябрь 2022 года.

Украина:

  • Авиация ВМС Украины — 4 Ка-29, по состоянию на 2022 год[8]. После распада СССР Украине досталось 5 Ка-29, которые состояли на вооружении 555-го инструкторско-исследовательского противолодочного смешанного авиаполка (Очаков).

Экваториальная Гвинея — 1 Ка-29 по состоянию на 2016 год, куплен у Украины в 2011 году[9][10].

Состоял на вооружении[ | ]

СССР:

  • Авиация ВМФ СССР

Вооружение

В носовой части вертолёта смонтирована установка с пулемётом ГШГ калибра 7,62 мм. Темп стрельбы этого 4-ствольного пулемёта, выполненного по системе Гатлинга, составляет от 3500 до 6000 выстрелов в минуту, боезапас составляет 1800 патронов. Пулемёт наводит штурман через коллиматорный прицел К-10Т.

На левом борту фюзеляжа установлена 30 мм пушка 2А42, аналогичная применённой на Ка-50 и БМП-2.

Её боекомплект – 250 выстрелов. Наведение на цель пушки производит пилот при помощи прицела АСП-17ВК. В отличие от прицела К-10Т он сопряжён с лазерным дальномером, а баллистический вычислитель автоматически вырабатывал углы упреждения, в том числе и на движение цели. Кроме этого, в проёмах грузовых дверей десантники могли устанавливать пулемёты.

На внешней подвеске «двадцать девятого» могли устанавливаться до 8 противотанковых ракет «Штурм» с дальностью пуска до 5 км и наведением по радиокомандам. Также возможна подвеска блоков неуправляемых ракет С-5 калибра 57 мм (количеством до 128 ракет) либо С-8 калибра 80 мм (до 80 ракет). Предусматривалась установка пушечных контейнеров с пушками калибра 23 мм и зажигательных баков.

Примечания[ | ]

  1. 12
    КумАПП Архивная копия от 13 сентября 2007 на Wayback Machine
  2. СМИ: ВМФ определился с вертолетными группировками для «Мистралей»
  3. Корабельный транспортно-боевой вертолёт Ка-29
  4. Для Тихоокеанского флота отремонтировали корабельные вертолеты Ка-29. 21.12.2016
  5. Прошедшие ремонт шесть вертолетов Ка-29 прибыли на авиабазу Тихоокеанского флота. 9.11.2017
  6. Обновленные палубные Ка-29 вернулись на Балтийский флот. 21.11.2017
  7. The Military Balance 2016, p.193
  8. The Military Balance 2022, p.229
  9. Ка-29 Экваториальной Гвинеи
  10. The Military Balance 2016, p. 443

Эксплуатация

Ка-29 официально был принят на вооружение в 1987 году – спустя 9 лет после окончания испытаний. Им предполагалось оснащать большие десантные корабли проекта 1174, кроме того, «двадцать девятые» должны были войти в состав авиагрупп советских авианесущих крейсеров, в том числе перспективных. Однако до развала Советского Союза успели построить всего 3 корабля проекта 1174, и авианосец «Адмирал Кузнецов».

Кроме того, в 1987 и 1988 годах с «двадцать девятыми» произошли 2 катастрофы – во время тренировочного полёта над морем и при взлёте с корабля. Всё это привело к тому, что Ка-29 эксплуатировались в основном с наземных аэродромов.

В 1987 году «двадцать девятый» попытались обкатать в боевых условиях в Афганистане. На узбекском аэродроме в Чирчике Ка-29 активно отрабатывали виды боевого применения, однако в Афганистан камовские машины так и не пустили.

После 1991 года для уникальной машины настали тяжёлые времена.

«Двадцать девятых» было мало, в море они практически не выходили, да и вообще летали мало – не было средств продлять ресурс.

Попыткой спасти Ка-29 стала идея «боевой ударной группы», которую отстаивал генерал-майор Воробьёв, высоко оценивавший машины КБ Камова. В рамках этой концепции «двадцать девятые» должны были работать как разведчики-целеуказатели для «Чёрных акул» Ка-50. Вместо пулемёта ГШГ на 2 вертолёта установили навигационный комплекс «АБРИС», тепловизор, новое прицельное оборудование.

В 2001 году ударная группа всё-таки попала на войсковые испытания в Чечню, где Ка-29 налетал 27 часов и израсходовал 184 неуправляемые ракеты. Несмотря на то, что результаты применения нашли удовлетворительными, а недостатки – устранимыми, вскоре программу закрыли. Вытеснить Ми-24 и Ми-28 вертолёты «Ка» не смогли.

К 2014 году в частях морской авиации числилось не более 15 Ка-29, да и те были законсервированы. Впрочем, в 2022 году появились сведения о том, что на Тихоокеанском и Балтийском флоте «двадцать девятые» ремонтируются и возвращаются в строй.

Оставшиеся в украинском флоте вертолёты довольно активно использовались в различных учениях, а также для перевозки комсостава.

В 2012 году в строю оставалось всего 3 «двадцать девятых», с 2014 года они числятся непригодными к полётам. «На экспорт» был отправлен всего 1 вертолёт – его украинцы продали Экваториальной Гвинее.

«Боевая улитка» впереди системы всей

При этом камовская машина — хороший и проверенный временем транспортный вертолёт. Его возможности эффективно могут применяться при переброске грузов или личного состава между кораблями, при десантных операциях с высадкой на побережье и оперативной доставкой десанту подкрепления и боеприпасов. По своему вооружению весьма эффективен Ка-29 и в штурмовой поддержке действий морской пехоты. При необходимости эти машины могут войти в состав авиагрупп боевых кораблей. Что и было продемонстрировано в ходе недавних масштабных командно-штабных учений «Запад-2021», учений постоянной группировки ВМФ России в Средиземном море и корабельных групп Тихоокеанского флота.

Как считают специалисты морской авиации, оптимальный состав отдельных вертолётных отрядов Ка-29 каждого из военных флотов составит от четырёх до восьми боевых машин. Представители ВПК высказывают уверенность, что сегодня есть возможность модернизировать ещё некоторое количество этих универсальных машин, востребованных развитием флотских структур. Возвращаемая в боевой строй морской авиации «кашка» эффективна при высадке десанта и групп спецназа, патрулировании акватории. Причём переоборудование этого вертолёта из транспортного в боевой и наоборот осуществляется в корабельных условиях. Ка-29 можно отправлять в дальние походы на больших противолодочных кораблях проекта 1155, которые в своё время хорошо показали себя в антитеррористических действиях против морских пиратов. Кроме того, этими вертолётами целесообразно вооружить патрульные корабли проекта 22160 типа «Дмитрий Рогачёв» и новые фрегаты, имеющие вертолётные палубы. Возможности Ка-29 успешно могут быть реализованы и в арктических оборонных проектах. Несомненно, что эта, выдержавшая испытание временем, боевая винтокрылая машина остаётся востребованной благодаря удачному сочетанию её огневой мощи, транспортным характеристикам и уникальным возможностям морского десантного средства.

Прямая речь

«Ка-29 — немного недооценённая, но очень мощная машина. Вертолёт отлично ведёт себя в воздухе. Он очень устойчивый — это связано с тем, что у него кабина шире на 50 сантиметров за счёт новой компоновки. И видимо поэтому этот вертолёт показывает более высокие характеристики устойчивости и управляемости. То есть он, как «утюг», стоит в воздухе. На скорости 270-290 км/ч без всякой тряски очень хорошо идёт. Он почти такой же скоростной получился, как Ми-2».

Александр Чередниченко, лётчик-испытатель 1-го класса АО «Камов».

Лётно-технические характеристики

В качестве вертолёта для высадки и огневой поддержки морского десанта, Ка-29, пожалуй, не имел аналогов. В Корпусе Морскоой Пехоты США основным средним транспортным вертолётом является UH-1Z –модернизация старого «Ирокеза».

Ка-29UH-1Z Venom
Экипаж+десант2+162+18
Длина, м12,2513,6
Диаметр несущего винта, м15,914,8
Взлётная масса, т11,58,4
Грузоподъёмность, т23
Максимальная скорость, км/ч280304
Дальность, км460648

Итак, по характеристикам в качестве машины для перевозки войск американский вертолёт, несмотря на возраст, вполне может поспорить с «двадцать девятым». Вооружён он, разумеется, слабее – допускается установка крупнокалиберных пулемётов в проёмах грузовых дверей и 2 блоков неуправляемых ракет. Таким образом, ударный вариант Ка-29 сопоставим уже с вертолётом AH-1Z.

Мнения о вертолёте Ка-29 расходились. Некоторые считали, что «двадцать девятый» может заменить Ми-24 и стать основным боевым вертолётом не только флота, но и армии. На это возражали: мал запас топлива, машина неприспособлена для длительного руления.

Давление в шинах шасси Ка-29 подобрано так, что на нём сложно садиться на пересечённую местность.

Среди систем вооружения «слабым звеном» оказался пулемёт ГШГ, не позволяющий эффективно вести огонь, не входя в зону поражения из стрелкового оружия. Но в том, что «двадцать девятый» — именно то, что нужно морским десантникам, сходились все.

Модернизации и ремонты[ | ]

Эта статья или раздел нуждается в переработке.

Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

  • В 2012 году планировалась модернизация 10 транспортно-боевых вертолётов Ка-29, предназначенных для УДК типа «Мистраль». Модернизация заключается в установке современных вооружений и радиоэлектронной базы.
  • В декабре 2016 года завершён ремонт партии из 6 Ка-29, которые поступят на ТОФ. На вертолётах капитально отремонтированы колонки несущего винта, двигателей и редукторов, а также обновлено лакокрасочное покрытие[4].
  • Очередная партия из 6 машин, прошедших плановый средний ремонт на Кумертауском авиационном производственном предприятии, 9 ноября 2017 года прибыла на авиабазу морской авиации ТОФ Николаевка в Приморском крае[5].
  • В ноябре 2022 года на аэродроме Донское в Калининградской области введён в строй отряд обновленных Ка-29, прошедших ремонт на 150-м авиаремонтном заводе[6].
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]