Превосходство в небе — один из ключевых аспектов современных военных операций. Контроль над воздушным пространством позволяет наносить удары по расположению противника, выводя из строя не только ключевые объекты, но и бронетехнику. Именно для этих целей и разрабатываются штурмовики.
Данный тип боевых самолетов рассчитан на решение множества задач — от ведения воздушного боя до поражения наземных целей. Основной акцент делается на поддержке наземных и морских сил в бою как в масштабных, так и в локальных конфликтах.
Су-39 (Su-39) — перспективная российская разработка ОКБ Сухого, выполненная на основе Су-25Т. Рассчитана на поражение бронетехники и ведение боя в любых погодных условиях. Несмотря на успешное создание опытных моделей данные самолеты так и не поступили на вооружение России.
История создания
Су-39 в небе
Разработка «громовержца» Су 39 тесно связана с работами по модернизации Су-25. Данный штурмовик проектировался с середины 1970-х, активно начал применяться с 1981. Самолеты прошли боевые испытания в Афганистане и показали востребованность штурмовиков в локальных конфликтах.
Постепенно самолет штурмовик модернизировался и к новым разработкам были предъявлены дополнительные требования. Среди них — возможность проведения операций в любое время суток, установка современной авионики и вооружения, способного поражать бронированную технику противника.
В контексте данных требований появилась модификация Су-25Т, ориентированная на противодействие ударным танкам. Позже на ее базе разработан модернизированный вариант Су-25ТМ, который и получил индекс Су-39. Работы по данной модернизации начались в 1986, первые полеты опытных образцов состоялись в 1991.
Первоначально производство новых штурмовиков планировалось наладить на авиазаводе в Тбилиси. Однако распад СССР не позволил реализовать данный проект. Производство перенесли в Улан-Удэ. Первый Су-25ТМ предсерийного производства совершил полет в 1995. Тогда же ему был присвоен индекс Су-39.
Недостаток финансирования не позволил наладить производство новых штурмовиков. Разрабатывался проект модернизации Су-25Т в новые самолеты, однако он также требовал значительных средств. Вскоре все самолеты данного типа были списаны. В итоге «летающий танк» Су-39 так и остался нереализованным проектом, по которому собрано лишь 4 экспериментальных самолета.
Описание конструкции
Чертеж Су-39 с вооружением и дополнительными топливными баками
Общая конструкция Су-39 повторяет учебно-боевой самолет Су-25УБ. Ключевое отличие — место второго пилота занимает дополнительный топливный бак и электронное оборудование. С учетом расположения дополнительной авионики на 273 мм вправо смещена двуствольная пушечная установка. Передняя опора шасси смещена влево на 222 мм.
Фюзеляж
Носовая часть фюзеляжа получила удлиненную и расширенную форму для размещения системы «Шквал». Отличается и форма носового обтекателя лазерной системы целеуказания. Средняя часть фюзеляжа повторяет конструкцию Су-25УБ, в хвостовой расположен дополнительный топливный бак.
Бронирование
Бронирование штурмовика заимствовано у оригинального Су-25. Пилот размещается в цельносварной кабине из авиационной титановой брони. Ее толщина имеет следующие показатели:
- борта — 24 мм;
- задняя стенка и днище — 10 мм;
- лобовая стенка — 24 мм;
- лобовой броневой блок — 57 мм.
В ряде случае бронированная кабина пилота выдерживает попадания снарядов в 30 мм. Это обеспечивает высокую выживаемость экипажа.
Оперение
Одно из существенных отличий нового штурмовика от базовой модели — появление бустеров горизонтального оперения в продольном канале. Крыло нового штурмовика унифицировано с Су-25УБ, однако контейнеры тормозных щитков получили антенны системы «Иртыш».
Силовая установка
На Су-39 установлены два турбореактивных двигателя Р-195. По сравнению с силовой установкой оригинального Су-25 увеличен ресурс выработки и тяга на чрезвычайном режиме, снижен расход топлива и инфракрасное излучение. ТТХ двигателя имеет следующие показатели:
- топливо — керосин, бензин, дизельное;
- длина двигателя — 7,88 м;
- диаметр — 0,805 м;
- базовые вес — 574 кг.
Расход топлива составил 0,89 кг/кгс в час. По необходимости двигатель имел взаимозаменяемость с Р-95Ш.
Кабина пилота
Кабина пилота герметизированная, размещалась в броневой капсуле. Избыточное давление — 0,25 кг на квадратный сантиметр, что позволило поднять порог высоты до 10 тыс. м. Давление поддерживается автоматически посредством блока управления и выпускного клапана. Фонарь кабины состоит из неподвижного козырька с прозрачным бронеблоком и откидной части с броневым надголовником.
Стабилизатор самолета
Стабилизатор штурмовика рассчитан на три позиции — полетная, маневренная и взлетно-посадочная. Переключение производится гидроцилиндром.
Шасси и стойки
Шасси Су-39 трехопорное, стойки унифицированы с Су-25 и Су-25УБ. Имеются тормозные колеса КТ-163Д. В полете шасси убираются, ниши закрываются створками с кинематическими приводами. Выпуск и уборка опор производится посредством двух гидросистем.
Радиоэлектронное оборудование
Су-25УБ — именно его конструкция легла в основу Су-39
Радиоэлектронное оборудование штурмового самолета Су-39 представлено радиолокационной системой «Копье-25», имеющей следующие характеристики:
- антенна щелевая, диаметр — 0,5 м;
- угол сканирования по высоте — +25°/-55°, по азимуту — ±40°;
- зоны обзора — ±10°/±20°/±40°;
- количество одновременно сопровождаемых целей — 8;
- количество одновременно атакуемых целей — 2.
Дальность обнаружения воздушных целей с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) в пять квадратных метров в свободном пространстве составляет 57 км при встречном движении и 30 км вдогон. Второй показатель на фоне земли снижен до 20 км.
Обнаружение наземных целей зависит от их типа. Су-39 способен опознать эсминец в пределах 200 км, стационарные объекты вроде железнодорожного моста — 100 км. Группа танков фиксируется в пределах 20 км.
Наведение противотанковых управляемых ракет корректировалось радиолокационной системой «Кинжал». Также на самолете имелся комплекс для противодействия ПВО «Иртыш», включавший в себя:
- систему обнаружения и идентификации облучения;
- станцию создания активных радиопомех «Гардения»;
- контейнер с инфракрасными ловушками и дипольными отражателями;
- генератор активных инфракрасных помех «Сухогруз»;
- систему выбора маршрута для сохранения радиолокационной скрытности «Омуль».
Все используемые системы объединены в общий прицельно-навигационный комплекс «Орбита-20». Он позволяет распознавать и вести малоразмерные наземные цели с автоматическим целеуказанием для всех вооружений самолета. В данную систему включен и прицельный комплекс «Шквал».
Прицельный комплекс «Шквал»
Оптико-электронная система «Шквал» имеет следующие характеристики:
- широкий и узкий угол обзора дневного прибора — 2,7×3,6° и 0,73×0,97° соответственно;
- широкий и узкий угол ночного обзора — 18,2×13,7° и 7,3×5,5°;
- угол наведения по высоте и азимуту — +15°/-80° и ±35°.
В зависимости от высоты система позволяет просматривать полосу местности от 500 до 2000 метров. Отдельно стоящий дом обнаруживается на расстоянии в 15 км, танк — 8-10 км. Цель берется на сопровождение, которое сохраняется вне зависимости от совершаемых маневров. Автоматическое определение дальности не только обеспечивает целеуказание управляемых ракет, но и в разы повышает точность неуправляемых боеприпасов, включая свободно падающие бомбы.
Вместе с системой «Шквал» применяется лазерный дальномерный целеуказатель «Причал». В ночное время используется система «Меркурий», в дополнение к ней может задействоваться тепловизионная система малой ночной навигации «Ход». Последняя объединяется с комплексом «Кинжал».
Оптический прицельный комплекс «Шквал»
На дистанциях до 20 км при хорошей видимости оптический прицельный комплекс оказывается даже более эффективным чем радиолокационная станция. Кроме того, применение РЛС обнаруживает самолет в эфире на многие сотни км (больше высота — шире радиус обнаружения). У оптического комплекса таких недостатков нет, его можно использовать в режиме полного радиомолчания. На СУ-39 установили прицельный комплекс «Шквал». Основные функции комплекса:
- ручное прицеливание для пушки с оптическим увеличением и стабилизацией линии визирования;
- телевизионное автоматическое сопровождение целей;
- определение расстояний лазерной станцией дальнометрирования;
- ночное видение (подвесной контейнер «Меркурий»);
- лазерное целеуказание для ПТУР.
Работой комплекса управляет бортовая вычислительная машина. Более точные характеристики (например, максимальное оптическое увеличение) засекречены. Весь оптический комплекс с контейнерами весит 350 кг.
Боевое вооружение
Вид на штурмовик Су-39
Боевое вооружение Су-39 представлено следующими комплексами:
- пушка ГШ-30-02 калибром 30 мм и боезапасом в 200 снарядов;
- управляемые ракеты «воздух-воздух» — по две Р-60 и Р-73 (или Р-27Р/Т, или Р-77);
- управляемые ракеты «воздух-земля» — 16 сверхзвуковых противотанковых снарядов «Вихрь» или 4 Х-25 и 2 Х-29Л/Т (или Х-58, или Х-31, или Х-35), или 8 С-25Л;
- неуправляемые ракеты — 160 С-8 калибром 80 мм или 40 С-13 калибром 122 мм или 8 С-24 калибром 240 мм (или С-25 на 266 мм).
Помимо ракет штурмовик имеет на вооружении свободнопадающие и корректируемые бомбы. Данное вооружение представлено восемью полутонными ФАБ-500, РБК-500 или их 250-килограммовыми аналогами. В качестве альтернативы могут применяться и иные боеприпасы.
Также на вооружении штурмовика имеются и пушечные контейнеры. Данное вооружение представлено четырьмя СППУ-22-1 с двуствольной пушкой ГШ-23 (калибр — 23 мм) на 260 снарядов. Альтернативой могут выступать четыре установки СППУ-687 с пушкой ГШ-301 калибром 30 мм и боезапасом в 150 снарядов.
Разность вооружений обусловлена экспериментальным характером разработки, а также многозадачностью штурмовика. В зависимости от поставленных целей меняется и оборудование самолета. А отсутствие серийного производства и определенной стандартизации так и оставило вопрос вооружения Су-39 открытым. По сути представлены те системы, которые самолет мог использовать.
Штурмовик Су-39 |
[Авиабаза|Ангар|Самолеты]
Глубокой модернизацией самолета
Су-25
стал «противотанковый» штурмовик
Су-39
, предназначенный для применения в любое время суток и оснащенный новым высокоточным оружием — ракетным комплексом «Вихрь» с лазерно-лучевой системой наведения. Работы по созданию самолета начались в 1976 г. Штурмовик, способный бороться с малоразмерными, сильнозащищенными целями (в том числе танками стран HАТО нового поколения) первоначально предполагалось выполнить в двухместном варианте и оснастить ПТРК «Радуга», однако в дальнейшем выбор был остановлен на перспективном ПТРК «Вихрь», способным применяться одноместным самолетом. В качестве другого основного вооружения модернизированного штурмовика рассматривалась 45-мм перспективная пушка, подвижная в вертикальной плоскости, однако из-за сложностями с отработкой этой системы было решено оснастить самолет неподвижной двухствольной пушкой ГШ-30 (30мм). Работы по установке нового комплекса вооружения на самолеты Су-25 начались в 1980 г., рабочее проектирование модернизированного штурмовика Т8-М завершилось в 1982 году, постройка первого опытного образца (в него дорабатывался учебно-боевой самолет Т8-УБ) началась в 1983 году, а первый полет штурмовика состоялся 17 августа 1984 г., машину пилотировал летчик-испытатель А.H. Исаков. Всего из самолетов Т8-УБ, построенных в Улан-Удэ, в Тбилиси в вариант Т8-М было доработано два опытных штурмовика, а также планер для статиспытаний (проводились в СибHИА). Затем Тбилисский авиазавод выпустил партию из восьми опытных самолетов. Государственные испытания Су-25Т завершены в сентябре 1993 г., а в 1994 г. самолету было присвоено обозначение Су-39. По сравнению с исходным Су-25 новый штурмовик имел значительно более мощное вооружение, новое БРЭО и усовершенствованный комплекс боевой живучести. Первый серийный самолет совершил полет 26 июля 1990 г. В Тбилиси была собрана установочная партия из 12 штурмовиков, в 1994 г. часть этих самолетов была передана России. В дальнейшем, после распада СССР, серийное производство штурмовиков было освоено в Улан-Удэ. Для поставок за рубеж создан экспортный вариант — Су-25ТК, отличающийся составом БРЭО. Развитием штурмовика Су-25Т стал усовершенствованный самолет Су-25ТМ, первый полет которого состоялся в 1996 г. Серийное производство этого самолета освоено на заводе в Улан-Удэ. Сообщалось о намерении правительства Грузии заказать на тбилисском авиазаводе для собственных ВВС 50 самолетов Су-39. Однако эти планы могут быть реализованы лишь при тесном техническом сотрудничестве с Россией.
Конструкция самолета Су-39
В целом, подобна конструкции УБС Су-25УБ. Hа месте кабины второго летчика расположен дополнительный мягкий топливный бак, а над ним — отсек для размещения дополнительного БРЭО. Пушечная установка перенесена под топливный бак и смещена от оси симметрии самолета вправо на 273 мм, а освободившееся пространство под кабиной занято БРЭО. Передняя опора шасси смещена влево от оси симметрии на 222 мм. В хвостовой части фюзеляжа установлен дополнительный мягкий топливный бак. Кабина летчика герметизирована, что позволило поднять максимальную высоту боевого применения с 7000 до 10.000 м. Повышена защищенность самолета. Общая масса средств боевой живучести Су-39 составляет 1115 кг.
Силовая установка
Два ТРД Р-195 (2 х 4300 кгс), имеющие уменьшенную ИК-заметность. В перспективе предполагается установка более мощных и экономичных ТРДД. Емкость топливной системы увеличена до 4890 л.
Оборудование
Самолет Су-25Т оснащен системой управления вооружением СУВ-25Т «Восход», предназначенной для распознавания и автоматического сопровождения малоразмерных подвижных целей (танков, автомобилей, катеров и т. п.), целеуказания и автоматического наведения УР, а также для обеспечения стрельбы HАР и пушки. В состав комплекса входит круглосуточный автоматический прицельный комплекс «Шквал» (размещен в носовой части самолета и включает телевизионную аппаратуру, сопряженную с блоком автоматического слежения за целью, а также лазерный дальномерцелеуказатель), система отображения информации (СОИ), центральная цифровая вычислительная машина, информационный комплекс вертикали и курса, доплеровский измеритель скорости и сноса, радиовысотомер, радиосистемы ближней и дальней навигации. Процесс навигации и атаки цели штурмовиком Су-25Т в максимальной степени автоматизирован. Самолет автоматически выходит в район цели, на удалении 10-12 км от нее вводится в действие телевизионная система, заранее ориентируемая в нужном направлении, затем летчик осуществляет контроль за выбором и автоматическим захватом цели, после чего система переходит на автосопровождение. После нажатия летчиком боевой кнопки компьютер выбирает необходимые боеприпасы и производит их пуск или сброс (пуск). После первого захода на цель штурмовик способен в автоматическом режиме осуществить повторный заход или, по желанию летчика, вернуться на аэродром базирования (летчик может взять управление самолетом непосредственно перед посадкой). Точность навигации в автоматическом режиме составляет 0,2% от длины пути, точность автоматического сопровождения малоразмер-ной подвижной цели на дальности 8 км — 0,6 м. Су-25ТМ имеет усовершенствованный оптико-телевизионный прицельный комплекс «Шквал-М», осуществляющий поиск и корреляционное опознавание цели в режиме сканирования. Имеется режим автоматического полета к цели с точным выходом по времени: между отдельными самолетами выдерживается строго определенный временной интервал, что позволяет проводить четко скоординированную групповую атаку с различных направлений. Другим новым элементом, введенным в комплекс БРЭО штурмовика, является подвесная РЛС трехсантиметрового диапазона «Копье-25», являющаяся вариантом многоцелевой станции
«Копье»
, установленной на истребителе МиГ-21-93. РЛС позволяет применять самолет по широкому кругу воздушных, наземных и морских целей. Информация от подвесной РЛС выводится на индикатор телевизионного типа, расположенный в правом верхнем углу приборной доски, а от телевизионной системы или подвесного тепловизора — на ИЛС. Станция имеет зону обзора ± 40°, дальность обнаружения целей класса “истребитель” (ЭПР 5 м2) — 57 км. РЛС способна одновременно обнаруживать 10-12 целей и обеспечивать применение УР класса “воздух-воздух” по двум из них. Масса станции (без контейнера) 115 кг. Еще одним вариантом подвески является контейнер с тепловизионным оборудованием. Усовершенствованный навигационный комплекс самолета Су-25ТМ дополнен блоком спутниковой навигации А-735. Обеспечен выход на цель в автоматическом режиме с точностью до 15 м вне зависимости от дальности полета. Бортовой информационный комплекс обеспечивает возможность длительного полета на сверхмалых (до 15 м) высотах. Комплекс РЭБ, установленный на самолете Су-25ТМ, включает станцию радиотехнической разведки, систему активных помех в ИК-диапазоне, установленную в хвостовой части фюзеляжа, авиационные ложные цели, станцию активных радиотехнических помех «Гардения».
Вооружение
Размещается на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески и включает 16 сверхзвуковых противотанковых ракет
«Вихрь»
(«Вихрь-М»), имеющих возможность поражать и воздушные цели, летящие со скоростью до 800 м/с. Самолеты могут нести УР класса «воздух-поверхность»
Х-29Т
с телевизионным самонаведением или Х-25МЛ,
Х-29Л
и С-25Л с лазерным наведением, а также КАБ-500КР или КАБ-500Л калибром 500 кг. В комплекс вооружения входят, также, противорадиолокационные УР Х-58 или
Х-31П
. Самолет Су-25Т может оснащаться ракетами класса “воздух-воздух”
Р-60М
и
Р-73
с ТГС. Су-25ТМ, кроме того, может нести ракеты класса “воздух-воздух” средней дальности с радиолокационным наведением
РВВ-АЕ
(Группа самолетов Су-39, часть из которых вооружена ракетами класса “воздух-воздух” средней дальности, может успешно противостоять во встречном ракетном бою любым современным истребителям, в особенности если используются новые ракеты РВЕ-АЕ, не требующие сопровождения для подсвета воздушной цели после пуска. Это может обеспечить решающее преимущество в дуэльной ситуации), а также противокорабельные ракеты Х-35. Точность бомбометания достигает 2-5 м. Пушечное вооружение состоит из встроенной неподвиж-ной установки HППУ-8 с пушкой ГШ-ЗО (30 мм, боекомплект 200 патронов), размещенной под фюзеляжем, а также двух-четырех подвесных пушечных установок СППУ-687 с пушкой
ГШ-301
(30 мм, боекомплект 150 патронов на каждую установку). Самолет может брать на борт до восьми блоков HАР С-8 (160 ракет) или С-13 (40 ракет), до восьми HАР С-24 или С-25. Hеуправляемое бомбовое вооружение — до 32 боеприпасов калибром 100 кг или до восьми — 250 или 500 кг. Для поражения площадных целей возможна подвеска восьми КМГУ.
Размеры
Размах крыла 14,36 м; длина самолета (со штангой ПВД) 15,53 м; высота самолета 5,20 м; площадь крыла 30,10 м2
Массы и нагрузки
Максимальная взлетная 20500 кг, (Су-25Т 19500 кг), нормальная взлетная 16500 кг, максимальная боевая нагрузка 5000 кг (Су-25Т — 4400 кг), топлива во внутренних баках 3840 кг.
Лётные характеристики
Максимальная скорость 950 км/ч; радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг: у земли 400 км, на большой высоте 700 км; перегоночная дальность (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя — по 800 л) 2250 км; рабочий потолок 10.000 м; посадочная скорость 230 км/ч; длина разбега 650 м; длина пробега 750 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5 ед.
Информация от Andrew Antonov:
Точность применения авиационных бомб КАБ-500Кр с телевизионной системой наведения составляет 2 м. Источник: беседа с разработчиком ее электронной начинки на 97 МАКСЕ. Он говорил, что ими свободно, попадали на испытаниях в иллюминатор самолета-мишени. Hи какого радиоканала: летчик просто устанавливает цель в перекрестье видеоприцела после чего бомба уходит сама по достижение требуемого расстояния до цели. Сейчас ведутся разработки ее всепогодного варианта (существующие образцы не обеспечивают применения в условиях повышенной задымленности или тумана, но тем ни менее ее можно использовать в светлую лунную ночь). Hовый головка наведения будет основана на видеконе (вроде как есть образцы и на ПЗС) со спец покрытием. Я до конца не вник, но как понял, там будет юзаться милимитровая фоновая. Большую часть информации предоставил Andrew Antonov (2:5020/52). Статья отсканирована из справочника «Боевые самолеты ВВС России», август 97 (выпуск 23). Телефон по вопросам подписки 263-41-59.
- Характеристики БРЛС «Копьё»
, которой оснащён Су-39.
Cy-39: не числом, а умением.[!]
[
Авиапанорама
][03.97]
Су-25ТМ — самолет для мобильных сил
— история создания.
SU-39 IN LOCAL CONFLICT’S
— есть интересные фотографии. [
Military Parade
][1996]
Mi-8AMTSh and Su-39 EFFICIENT DEFENSIVE WEAPONS.
[
Military Parade
][1997]
Attack Plane SU-39 ?
— тут есть спецификация. Но, с ошибками !
Фотогалерея Су-39 | |
Су-39 на МАКС-97. Источник: «Авиапанорма» 9-10/97 | Су-39 |
JPEG 640×334 23K | JPEG 589×388 70K |
[Авиабаза|Ангар|Самолеты]
Web design =KRoN= 17.01.98 .. 09.06.98
Технические характеристики
Бронирование Су-25, которое на Су-39 было усилено
Технические характеристики Су-39 основываются на четырех предсерийных самолетах и проекте модернизации Су-25Т. Соответственно летные и технические показатели штурмовика представлены по проведенным испытаниям и полученным результатам.
Габариты, вес, длина
По размерам Су-39 имеет следующие показатели:
- общая длина — 15,33 м;
- размах крыла — 14,36 м;
- высота — 5,2 м;
- площадь крыла — 30,1 кв. м;
- угол стреловидности — 20°;
- база шасси — 3,58 м;
- колея шасси — 2,5 м.
Масса пустого самолета составляет 10,74 т, снаряженного — 13,15 т. Вес топлива — 3,84 т, нормальная взлетная масса составляет 16,99 т. Максимально допустимые вес самолета для взлета — 20,5 т.
Лётные данные
Летные характеристики штурмовика представлены следующими значениями:
- при полной боевой загрузке самолет летает со скоростью 950 км/ч;
- посадочная скорость — 240 км/ч;
- длина разбега на бетонной и грунтовой полосе составляет 550 и 600 м соответственно.
Допустимая практическая высота полета — 10 тыс. м. В боевом применении штурмовик может набирать высоту от 30 м до 7 км. Дальность боевого полета на допустимой высоте составляет 900 км, у земли — 400 км. С подвесным топливным баком (ПТБ-800) данные значения увеличиваются до 1250 и 750 км соответственно. Перегоночная дальность перелета с четырьмя дополнительными баками (2х1150 и 2х800 л) составляет 2500 км.
Расход топлива
По сравнению с Су-25 установка новых двигателей позволила снизить расход топлива до 0,89 кг/кгс в час. Для сравнения, у базовой модели данный показатель составлял 1,28 кг/кгс. Расход воздуха у Су-39 составляет 66 кг/с.
Су-39 в сравнении с прямыми конкурентами
Российский штурмовик имеет неплохие показатели. Серьезным конкурентом ему можно назвать только французские Миражи.
В США же основное предпочтение отдается истребительной авиации. Поэтому Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II с момента ввода в строй в 1976 году до сегодняшнего дня является единственным принятым на вооружение самолетом для поддержки бронетанковых войск и живой силы. Но он серьезно уступает более современному Су-39.
Су-39, Россия | Мираж 2000-5 | A-10 Thunderbolt II | |
Длина самолета/размах крыла/высота, м | 15,06/14,36/5,2 | 15,55/8,22/4,5 | 16,26/17,53/4,47 |
Площадь крыла, кв.м | 30,10 | 35 | 47,01 |
Масса пустой/максимальная взлетная, т | 10,6/21,5 | 7,15/13,7 | 9,17/13,62 |
Боевая нагрузка, т | 4,4 | 4 | 7,25 |
Емкость топливных баков, л | 4890 | 6300 (с подвесными) | 6200 |
Двигатели, количество и тяга, кгс | 2х4500 ТРД Р-195(Ш) | 1х4197 ТРД SnecmaAtar 9C | 2х4112 General Electric TF-34-GE-100 |
Высота полета, км | 12 | 18 | 13,38 |
Дальность полета максимальная/боевая, км | 650 (у земли), 1050 (на высоте) | 1250 на высоте | 463 (у земли)/ 740 (на высоте) |
Максимальная скорость, км/ч | 950 | 956 | 722 |
Интересно, что уже по хорошей, для всей российской и советской военной техники, традиции Су-39 очень неприхотлив и готов к самым сложным условиям эксплуатации. Он способен вести бой днем и ночью, в любых погодных условиях, благодаря автоматическому пилотажно-навигационному оборудованию и продвинутым системам нацеливания.
Для взлета штурмовику понадобиться достаточно маленькая полоса – всего 1,2 км. Взлетать и садиться он может на грунтовые аэродромы вплоть до высокогорья (не выше 3 км над уровнем моря).
По условиям эксплуатации и цене штурмовик Су-39 является одним из самых оптимальных вариантов для штурмовой авиации мира.
Как считают эксперты, по стоимости и эффективности Су-39 превосходит зарубежные аналоги современности от 1,4 до 2,2 раза.Это сделало штурмовик желанным, поэтому завод в Улан-Удэ, где планируется его собирать, уже сейчас имеет заказы на производство, хотя самолет пока считается опытным образцом.
Боевое применение
Экземпляр Су-39 на выставке
Су-39 не был принят на вооружение и не был запущен в серийное производство, из-за чего не применялся в боевых условиях. Актуальность разработки и представленные ТТХ самолета основывались на опыте применения Су-25. Данные штурмовики участвовали во многих конфликтах Европы и Азии начиная с Афганской войны. Есть сведения об их применении на востоке Украины и в Сирии.
Разработка Су-39 ориентировалась на улучшение противотанковых свойств модификации Су-25Т. Новый штурмовик должен был справляться с боевой техникой противника, включая уничтожение кораблей. Подобные возможности делали самолет средством поддержки для наземных и надводных операций.
Подвесной контейнер с радиолокационной системой «Копье-25» расширял возможности штурмовика и позволял вести полноценный воздушный бой с истребителями противника. Именно для этого новые самолеты оснащались ракетами класса «воздух-воздух».
Достоинства и недостатки
С учетом известных технических характеристик среди преимуществ Су-39 выделяют:
- улучшенные летные показатели и сниженный расход топлива;
- повышенную защиту пилота в бронированной кабине;
- выживаемость самого самолета — предприняты меры по предотвращению пожара при попадании в топливные баки;
- улучшенная авионика, ориентированная на современные системы и противодействие радиоэлектронным средствам противника;
- широкий комплекс вооружений как для воздушного боя, так и для поражения целей на поверхности;
- унификация многих частей и конструкций с находившимся в производстве Су-25УБ.
Оснащение штурмовиков обеспечивало им одно из ключевых преимуществ — широкий спектр возможностей для ведения боя и поддержки. Однако данный аспект создавал и недостаток таких самолетов — требовательность к содержанию и сложность технического обслуживания.
Стоимость сборки и содержания стала основной проблемой новых штурмовиков. Недостаток финансирования после распада СССР не позволил запустить самолеты в серийное производство или модифицировать уже имевшиеся Су-25Т.
С технической позиции о недостатках Су-39 говорить сложно. Предсерийные образцы проходили испытания, были выявлены определенные недочеты. Однако подобные аспекты выявляются в любых разработках и устраняются уже в процессе серийного производства. Из-за отсутствия массового применения Су-39 его достоинства и недостатки так и остаются теоретическими показателями.