САУ на базе английского БТР — Тягача «Universal Carrier»


Universal Carrier
Universal Carrier
Классификациябронетранспортёр
Боевая масса, т3,8 (без вооружения)[1]
Компоновочная схемамоторное отделение сзади слева, трансмиссионное и управления спереди, десантное сзади справа
Экипаж, чел.1
Десант, чел.3—4
История
Годы производства1936—1945
Годы эксплуатации1936—1962
Количество выпущенных, шт.около 113 000
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм3657
Ширина, мм2057
Высота, мм1588
Клиренс, мм203
Бронирование
Тип бронистальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.10[1]
Борт корпуса, мм/град.7[1]
Корма корпуса, мм/град.7
Днище, мм4
Крыша корпуса, ммоткрытая
Вооружение
Пулемётына большинстве машин — 1 × 7,7-мм «Брен» или 1 × 13,9-мм ПТР Boys
Подвижность
Тип двигателяV-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.85
Скорость по шоссе, км/ч48[1]
Запас хода по шоссе, км225
Удельная мощность, л. с./т19
Тип подвескина винтовых цилиндрических пружинах, сблокированная попарно (типа Хорстманна (англ.)) и индивидуальная
Преодолеваемый подъём, град.28
Преодолеваемая стенка, м0,5
Преодолеваемый ров, м1,3
Преодолеваемый брод, м0,6

Universal Carrier
(в переводе с англ. — «Универсальный транспортёр») — британский лёгкий многоцелевой бронетранспортёр 1930-х годов и периода Второй мировой войны.

История

Создан фирмой Vickers-Armstrong в 1934—1936 годах в инициативном порядке[1] и предназначался на роль носителя различных вооружений, прежде всего пулемётов, один из которых дал машине её распространённое имя.

Первые две машины для английской армии закупили в 1935 году, серийное производство Universal Carrier продолжалось с 1936 по 1945 год, при этом уже в 1937—1938 годах по результатам эксплуатации в войсках в конструкцию бронемашины были внесены изменения[1].

В сентябре 1938 года поступившие в войска вооружённые пулемётом «Брен» бронемашины Universal Carrier были представлены публике и журналистам на бригадных учениях английской армии. В ходе учений, машины продемонстрировали высокую маневренность и способность успешно преодолевать плетни и густые заросли кустарника[2].

Universal Carrier был основным бронетранспортёром Великобритании и стран Содружества во Второй мировой войне и использовался в самых разных ролях — бронетранспортёра пехотных подразделений, носителя вооружений, подвозчика боеприпасов, артиллерийского тягача, разведывательной машины и других. Значительное количество машин также было в ходе войны поставлено европейским союзникам Великобритании[3]. После войны Universal Carrier оставался на вооружении Великобритании вплоть до 1950-х годов и применялся в Корейской войне, а также поставлялся в ряд других стран, в некоторых из которых он был снят с вооружения только в 1960-е годы.

Бронетранспортер «Universal»

Universal Carrier

Основной бронетранспортер армий стран Британского Содружества Наций и самый массовый бронетранспортер периода Второй мировой войны. Разработан фирмой Vickers-Armstrong в середине 30-х годов на базе артиллерийского тягача и пу-леметовоза Vickers Carrier Mk I с использованием элементов ходовой части и подвески легкого танка Vickers-Carden-Loyd. Производился английскими, канадскими, австралийскими и новозеландскими фирмами, а также выпускался в США по британскому заказу. С 1937 по 1945 год изготовлено около 90000 единиц.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ: Bren Carrier Mk 1(11) – базовый вариант бронетранспортера для пехоты. Боевая масса 3,75 т, бронирование 10 мм, экипаж 4 человека. Вооружение: 7,7-мм пулемет Bren. С 1938 по 1940 год фирма Thornycroft изготовила 1173 единицы.

Scout Carrier – разведывательный вариант. По сравнению с базовым, дополнительно оснащался радиостанцией №11 и противотанковым ружьем Boys. Бронированным был только правый борт. Экипаж 3 человека. Изготовлено 647 единиц.

Cavalry Carrier – модификация, предназначавшаяся для механизированных кавалерийских полков. Борта были небронированными, устанавливались радиостанция № 11 и защитный тент. Экипаж 6 человек. Изготовлено 50 единиц.

АОР Carrier Mk 1(11) – машина передовых артиллерийских наблюдателей. Конструктивно и по компоновке сходна с Cavalry Carrier. Изготовлено 95 единиц.

Universal Carrier Mk I(II, III) – основной серийный английский вариант. Открытый сверху сварной корпус простой прямоугольной формы, ходовая часть с тремя опорными катками. Машины разных лет выпуска имели незначительные отличия в конструкции силовой установки, корпуса и снаряжения.

Universal Carrier Mk I (C01UC) – канадская версия бронетранспортера, идентичная по конструкции и внешнему виду английскому варианту. Боевая масса 3,56 т, двигатель Ford V-8 мощностью 85 л.с. Помимо основного, выпускались варианты C21UCM (самоходный 3-дюймовый миномет) и C21UCG (самоходная 2-фунтовая противотанковая пушка; 20 шт. в 1942 г.). С 1941 по 1945 год фирмами Ford Motor Co и Dominion Bridge Co изготовлены 28 992 единицы.

MG Carrier (LP Ns 1, 2, 2А) – вариант, выпускавшийся в Австралии. Сварной корпус и ходовая часть аналогичны Universal Carrier Mk I. Боевая масса 3,68 т, двигатель Ford V-8 мощностью 95 л.с. Изготовлено 5500 единиц.

Loyd Carrier – вариант с четырьмя опорными катками, разработанный в 1940 году английской фирмой Vivian Loyd & Со. Боевая масса 3,78 т, габариты 4140х2070х1422 мм. Двигатель Ford V-8 мощностью 85 л.с. при 3500 об/мин. Кроме английских, на части машин устанавливались американские двигатели Ford мощностью 85, 90 и 95 л.с. Изготавливался фирмами Loyd, Dennis, Ford (4213 единиц в 1943 – 1944 годах), Sentinel и Wolseley.

Windsor Carrier Mk I (C49WC) – канадский четырехкатковый бронетранспортер.Боевая масса 4,67 т, габариты 4370х2110х1450 мм (высота с тентом- 2030 мм). Двигатель Ford V-8 мощностью 95 л.с., скорость 50 км/ч. В 1944-1945 годах фирмами Ford Motor Co и Canadian Bridge Co изготовлено 5000 единиц.

Universal Carrier T16 – американский вариант бронетранспортера, разработанный по британскому заказу. Корпус подобен Universal Carrier Mk I. Ходовая часть с четырьмя опорными катками. Боевая масса 4,76 т, габариты 3860х2110х1550 мм. Двигатель Ford GAU-T16 мощностью ЮОл.с. при 3600 об/мин, макс. скорость 48,3 кмЛ. Экипаж 5 человек. С 1943 по 1945 год изготовлено 13893 единицы.

Бронетранспортеры Carrier различных модификаций использовались английскими, канадскими, австралийскими, новозеландскими и индийскими войсками на всех театрах военных действий Второй мировой войны с 1939 по 1945 год. Во время “Битвы за Францию” (1939- 1940 гг.) в состав Британских экспедиционных сил входили 7 механизированных кавалерийских полков, имевших по 44 бронетранспортера различных модификаций каждый. Кроме того, 31 машина находилась в танковых частях. При эвакуации английских войск из Дюнкерка вся эта техника была оставлена неприятелю. С 1941 года БТР Universal Carrier имелись в составе всех британских пехотных и танковых частей в метрополии, а также активно воевали в Северной Африке в войсках 1-й и 8-й армий.

При высадке в Нормандии и входе дальнейших боевых действий на Европейском континенте, помимо транспортировки пехоты, машины этого типа использовались в качестве тягачей 6-фунтовых пушек в противотанковых взводах, для перевозки тяжелых пулеметов Vickers в пулеметных взводах, а также в ротах управления моторизованных батальонов. Небольшая часть бронетранспортеров английского и канадского производства была переоборудована в огнеметные варианты Wasp и Ronson.

Помимо войск стран Британского Содружества БТР Universal Carrier поступали на вооружение воинских частей “Свободной Франции”, Китая, Польши, Чехословакии и СССР. В Советский Союз по программе ленд-лиза было поставлено 2008 бронетранспортеров, которые состояли на вооружении мотоциклетных разведывательных батальонов, мотоциклетных полков и танковых бригад механизированных корпусов. В Красной Армии “универсалы” использовались до конца 1945 года. Войску Польскому был передан 51 БТР. После окончания боевых действий в Европе у поляков осталось 39 машин, состоявших на вооружении вплоть до конца 1946 года. Бронетранспортеры Universal Carrier имелись и в обоих польских корпусах, воевавших на Западе. Некоторое количество боевых машин этого типа входило в состав Чехословацкой танковой бригады на Западе. После окончания Второй мировой войны они эксплуатировались чехословацкой армией вплоть до начала 50-х годов. В послевоенные годы бронетранспортеры T16 находились на вооружении армий Аргентины и Швейцарии.

Что касается самой Великобритании, то значительное количество бронетранспортеров всех вышеперечисленных модификаций оставалось на вооружении английской армии до середины 50-х годов. Довольно долго эксплуатировали их и канадцы. В составе британских и канадских частей эти машины принимали участие в войне в Корее.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

БОЕВАЯ МАССА, т; 3,7. ЭКИПАЖ, чел.: 4-5. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 3657, ширина – 2057, высота – 1588, клиренс – 203. ВООРУЖЕНИЕ: 1 противотанковое ружье Boys калибра 13,97 мм, 1 пулемет Bren калибра 7,7 мм (мог устанавливаться зенитный пулемет Bren). БОЕКОМПЛЕКТ: 80 патронов калибра 13,97 мм, 900 патронов калибра 7,7 мм. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб-10, борт и корма-7. ДВИГАТЕЛЬ: Ford QAE, 8-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 60 л.с. при 2840 об/мин; рабочий объем 3600 см3. ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1), дифференциал. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: три обрезиненных опорных катка на борт (два передних сблокированы, задний независимый), подвешенных на спиральных пружинах (подвеска типа Horstmann), один поддерживающий каток, направляющее колесо, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное); в каждой гусенице 160-167 траков шириной 241 мм, шаг трака 43 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40. ЗАПАС ХОДА, км: 180. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 28, высота стенки, м – 0,5, ширина рва, м – 1,6, глубина брода, м – 0,6. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 11.

Производство

Всего было выпущено порядка 90 000 бронетранспортёров этого типа, что сделало его одним из самых массовых образцов бронетехники в истории.

Смотреть:

Барун-Хемчикский кожуун

В Великобритании выпускался несколькими компаниями, среди них Ford Великобритании. К 1945 производство составило примерно 57000 всех вариантов. Кроме того, Universal Carrier производился в Канаде (29000 ед.), в Австралии (около 5000), Новой Зеландии (около 1300) и в США (около 20000, не считая T16).

Несмотря на большой недостаток — недостаточную огневую мощь, БТРы Universal Carrier применялись для задач разведки и боевого охранения.

«Universal Carrier», захваченный и переоборудованный отрядами индонезийских националистов во время боёв на о. Ява.

Варианты и модификации

  • Bren Carrier
    (англ. «носитель «Брена») — основной вариант, в качестве вооружения установлен 7,71-мм пулемёт Bren[3]
  • Wasp
    — самоходный огнемёт[3]
  • 3 inch Mortar Carrier (Aust)
    — самоходный 76,2 мм миномёт (выпускался в Австралии)
  • 2-pounder Anti-tank Gun Carrier (Aust)
    — Universal Carrier, вооружённый британским 40-мм орудием QF 2 pounder (выпускался в Австралии)
  • T16
    — модифицированный вариант (с четырьмя катками и двигателем Форд Меркьюри), который выпускался в США
  • Munitionschlepper Bren (e)
    — трофейный Universal Carrier, c 1940 года использовавшийся вермахтом в качестве транспортёра боеприпасов (без внесения каких-либо изменений в конструкцию)[4]
  • Munitionschlepper Bren mit MG.08 (e)
    — трофейный Bren Carrier, на котором вместо пулемета «брен» был установлен 7,92-мм станковый пулемёт MG 08. Использовался вермахтом с 1941 года[4]
  • 3.7 cm PAK 35/36 auf Sfl. Bren (e)
    — 37-мм противотанковая пушка обр. 1935/36 года на шасси Universal Carrier[5], некоторое количество изготовлено в 1941 году[4]
  • Schneeschafel auf Sfl. Bren (e)
    — трофейный Universal Carrier, оснащённый бульдозерным ножом. Некоторое количество переоборудовано и передано люфтваффе в 1941 году, предназначались для расчистки аэродромов от снега[4]
  • Feld Ladungstraeger Bren (e)
    — дистанционно управляемая машина для транспортировки заряда взрывчатки с возможностью дистанционного подрыва заряда. Разработан в 1942 году[4]
  • «Praying Mantis»
    — экспериментальный прототип 1943—1944 гг., в которой пулемётчик находился в кабине с подъемником (что должно было обеспечить возможность ведения огня над препятствиями), серийно не выпускался. Один прототип находится в музее бронетанковой техники в Бовингтоне, ещё один — в Национальном военном музее в г. Сустеберг[6]

В декабре 1943 года ГАБТУ РККА приказало заменить вооружение на оставшихся в войсках Universal Carrier, в соответствии с которым английские 7,71-мм пулемёты «Брэн» и 13,9-мм противотанковые ружья «Бойс» заменяли на советские 7,62-мм пулемёты ДТ и 14,5-мм противотанковые ружья[7].

САУ на базе английского БТР — Тягача «Universal Carrier»

Главная » Реальная история » История Войн » САУ на базе английского БТР — Тягача «Universal Carrier»

История Войн

Гоплит 31.01.2018 1221

2

в Избранноев Избранномиз Избранного 0

Заинтересовавшись английским «Universal Carrier», нарыл много интересного в сети.

Во-первых, не совсем понятно в какой стране была создана САУ Universal Carrier 2-pdr bp, которая воюет в WoT и которая изображена на обложке: вики говорит, что в Австралии, в другой статье говорится, что в Канаде, и я не нашел года выпуска.

Несколько фотографий канадской самоходки на базе Universal Carrier, вооруженной 2-фунтовой пушкой, я уже приводил фотографию этого образца. В Канаде САУ было присвоено обозначение C21UCG, выпущено всего 20 единиц. В боевых действиях машина не участвовала, а использовалась для обучения экипажей истребителей танков.

Испытания Carrier Machine Gun No2 Mk I с установленной противотанковой 2-х фунтовкой. Не знаю, когда проходили эти испытания, и почему машина не пошла в серию.

Противотанковая САУ на базе бронетранспортёра Universal Carrier; начало 40-х годов

Данная САУ была изготовлена австралийскими специалистами, путём «скрещивания» 40-мм противотанкового орудия Ordnance QF 2-pounder и бронетранспортёра Universal Carrier (при этом пришлось удлинить корпус БТРа, а в его ходовую часть добавили ещё пару катков). Всего было изготовлено около 200 машин данного типа.

Информации об участии в боевых действиях не нашел.

На фото и рисунках из других источников я что-то лишней пары катков не заметил.

А как Вам этот монстр (какой-то Smith Gun Carrier)?

'САУ на базе английского БТР - Тягача

Советский с пулеметом ДШК:

'САУ на базе английского БТР - Тягача

Послевоенные модификации.

На датском БТР Universal Carrier Mark II 106-мм безоткатное орудие.

'САУ на базе английского БТР - Тягача

Еще одна машина с безоткатным орудием.

'САУ на базе английского БТР - Тягача

И носитель противотанковых ракет (какая страна и что за ракеты, не выяснил):

Отдельная тема – это немецкие импровизированные САУ на базе трофейных «Универсалов», прежде всего захваченные немцами во Франции.

Нашел в сети интересные фото по теме. На первом французские военнопленные освобождают дорогу, заблокированную англичанами своим Bren Gun Carrier. Район Дюнкерка, конец мая 1940 года.

Дорога свободна, немцы продолжают наступление.

На третьем фото все тот же Дюнкерк, на пляже брошена первая модель Universal Carrier. Рядом с БТР французский патрульный катер, вооруженный 75-мм полевым орудием обр.1897 г. на зенитном станке.

Немецкие парашютисты на захваченном английском бронетранспортере Bren-Carrier. Крит, 1941 год.

На вооружении различных немецких частей состояли английские гусеничные бронетранспортеры Universal Carrier (gepanzerter Maschinen-gewehrtrager Bren 731(e). Часть машин при этом перевооружалась или довооружалась. Наиболее известны варианты с 20-мм автоматической зенитной пушкой Flak 38 и 37-мм противотанковой — Рак 35/36. И та и другая устанавливались в кузове бронетранспортера со своими штатными щитами. В 3-й моторизованной дивизии Вермахта несколько бронетранспортеров вооружили пакетом из трех стволов 88-мм реактивного противотанкового гранатомета (8,8 cm Raketenpanzerbuschse 43). Кроме того, трофейные английские бронетранспортеры использовались в Люфтваффе для очистки от снега взлетных полос. Для этого машины оборудовались бульдозерным отвалом. В различных полицейских формированиях они применялись для несения патрульной службы.

Сборка из трофеев.

Немецкие противотанковые САУ, изготовленные путём монтирования 47-мм противотанковых пушек Böhler M35, смонтированных на шасси бронетранспортёров Universal Carrier, с использованием щитов от 25-мм французской противотанковой пушки SA-L и 40-мм британских противотанковых пушек QF 2 pounder; немецкие войска во Франции; ~ 1940-1944-й гг.

Немецкая переделка английского бронетранспортёра Universal Carrier. На машину установленна французская 25-мм противотанковая пушка модели 1934 года – Canon 25 mm S.A. Mle 1934. Сделала она в Африке в единичном экземпляре.

'САУ на базе английского БТР - Тягача

Хотя я нашел фото сгоревшего «Универсала» с такой же пушкой, но с «классическим» расположением:

Под конец рисунок с «классическими» модификациями «Универсала», действительно универсаль­ная машина получилась.

'САУ на базе английского БТР - Тягача

Источники:

  • https://popgun.ru/viewtopic.php?f=147&t=250346&start=90
  • https://477768.livejournal.com/2503685.html
  • https://forum.guns.ru/forum_light_message/42/309614.html
  • https://topwar.ru/28545-trofeynaya-bronetankovaya-tehnika-vermahta-velikobritaniya.html
  • https://477768.livejournal.com/4002092.html
  • https://beutepanzer.ru/Beutepanzer/uk/APC_universal/universal-AT4.html
  • https://vsetanki.com/tank_info/256/

Эксплуатация и боевое применение

  • Великобритания — состоял на вооружении британской армии, поставлялся в доминионы и колонии[1]
  • Третий рейх — значительное количество трофейных машин использовалось в ходе Второй мировой войны в различных модификациях[4]
  • СССР — вопрос о возможности отправки в СССР партии танкеток «Bren Carrier» по программе ленд-лиза был вынесен на рассмотрение 29 сентября 1941 года[8], 1 октября 1941 года решение о поставке из Великобритании в СССР партии трёхтонных пулемётных танкеток (с пулемётами) было утверждено[9]
  • Китайская Республика — поставлялись по программе ленд-лиза
  • Югославия — в ходе захвата Греции в апреле 1941 года в распоряжении немецких войск оказалась техника британского экспедиционного корпуса (в том числе, некоторое количество танкеток Bren Carrier). В ходе боевых действий против немецких войск группы армий «E» в 1945 году по меньшей мере одна трофейная танкетка этого типа была захвачена в исправном состоянии, она была вооружена пулемётом MG-34 и использовалась НОАЮ[10]

Динамика поступления, потерь и наличия БТР МК-1 («Брен») в РККА (ЦАМО РФ)

ПоступилоСписаноНаличие
1.1.194416361152484
1.7.194434434794
1.1.1945714787
1.6.19451640763

Смотреть:

Кроков, Кристиан фон

К 1 июня 1945 года в РККА числилось 763 машины, из которых 458 были во фронтовых частях, 145 в военных округах и 160 на ремзаводах.

Из числа списанных следует исключить 51 машину, переданную Войску Польскому.

Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier

«Боевые автобусы».

К моменту начала Второй мировой войны английский взгляд на бронетранспортеры претерпел серьезные изменения. Если первый в истории БТР, созданный в Великобритании в конце Первой мировой войны, отличался монструозными размерами и представлял собой переделку первых ромбовидных английских танков, то к середине 1930-х годов основным бронетранспортером британской армии стал миниатюрный гусеничный Universal Carrier, ближайшим родственником которого были танкетки Carden Loyd.

В отличие от своего предшественника, гусеничного бронетранспортера Mark IX, которых было выпущено примерно три десятка, новый БТР произвели огромной серией в разных странах – примерно 113 тысяч единиц, что сделало Universal Carrier («Универсальный транспортер) одной из самых массовых бронемашин в истории. На весь период войны «Универсальный транспортер» стал основным бронетранспортером армий Великобритании и стран Содружества. Новый британский БТР представлял собой небольшую по размерам гусеничную бронированную машину массой до 3,8 тонны, количество перевозимых десантников ограничивалось 3-5 солдатами, тогда как созданный в конце Первой мировой войны бронетранспортер Mark IX мог перевозить до 30 бойцов. Несмотря на недостаточную огневую мощь и небольшие десантные способности, новый бронетранспортер можно было производить в огромных количествах, а на фронте Universal Carrier использовали для решения самых разных боевых задач. Помимо непосредственно транспортировки пехоты машины привлекались для разведки, выделялись в боевое охранение, использовались для перевозки грузов и раненых бойцов, а также как тягачи для легких артиллерийских систем.

История создания самого массового бронетранспортера Второй мировой войны

Самый массовый бронетранспортер Второй мировой войны был разработан в инициативном порядке инженерами британской компании Vickers-Armstrong в 1934-1936 годах. Новая боевая машина представляла собой модернизированную и обновленную версию семейства легких английских танкеток Carden Loyd, созданного еще в 1920-е годы, в частности танкетки Vickers Carden-Loyd Mk.VI, которая являлась пехотным бронетранспортером. Изначально «Универсальный транспортер» создавался как носитель различных вооружений, в первую очередь, пулеметных систем. При этом уже из названия понятно, что машина была разноплановой. Помимо перевозки пулемета и десанта, бронетранспортер можно было использовать для транспортировки легких систем полевого оружия вместе с расчетом. В разное время были созданы разведывательный вариант, машина артиллерийских наблюдателей, артиллерийский тягач для транспортировки минометов и легких орудий, машина для подвоза боеприпасов. Помимо этого Universal Carrier являлся носителем различных вооружений, в том числе огнеметов и противотанковых ружей.

Первые две машины британская армия закупила уже в 1935 году, а с 1936 года началось серийное производство бронемашин ранних серий, которое не останавливалось до 1945 года, а сами бронетранспортеры использовались вплоть до начала 1960-х годов. Помимо Великобритании, где успели собрать примерно 57 тысяч универсальных транспортеров, их массово собирали на предприятиях в Канаде (29 тысяч машин) и Австралии (5 тысяч машин), также около 20 тысяч транспортеров было собрано на предприятиях США. Американский вариант отличался улучшенной ходовой частью, которая получила вторую полноценную колесную тележку, а также установкой американских двигателей компании Ford большей мощности.

Эксплуатация машин в войсках вела к внесению изменений в их конструкцию, поэтому уже на рубеже 1937-1938 годов бронетранспортеры Universal Carrier претерпели ряд изменений. Полноценный дебют на публике новой бронетехники пришелся на сентябрь 1938 года, когда первые серийные «Универсальные транспортеры», вооруженные 7,7-мм пулеметом «Брен», представили простым людям и журналистам во время бригадных учений британской армии. В рамках учений машины продемонстрировали хорошую проходимость и высокую маневренность. Гусеничная бронетехника не испытывала проблем при использовании в сельской местности, уверенно преодолевая густые заросли кустарника, плетни и заборы. Большего от такой техники и не требовалось.

Количество выпущенных бронетранспортеров свидетельствует о том, что машина была простой и легкой в производстве, а также удовлетворяла запросам военных, которые получили легкую в освоении и эксплуатации боевую машину, способную решать самые разные задачи. Большое количество бронемашин в рамках программы Ленд-лиза попало и в Советский Союз. Всего СССР получил более 2500 подобных транспортеров, из них 200 еще до конца 1941 года. В Советском Союзе машины с декабря 1943 года перевооружались на отечественные образцы вооружений. Так 7,7-мм пулемет «Брен» заменялся на 7,62-мм пулемет ДТ, а 13,9-мм противотанковое ружье «Бойс» на 14,5-мм противотанковые ружья ПТРД и ПТРС.

Технические особенности бронетранспортера Universal Carrier

Как и легкие танкетки Carden Loyd, новые британские бронетранспортеры отличались узнаваемым низким открытым сверху корпусом простой прямоугольной формы. Основным предназначением бронемашин была транспортировка пулеметов «Брен» и «Виккерс», однако сами военные достаточно быстро охладели к такой роли применения легкой бронетехники, найдя для «Универсальных транспортеров» массу применений на армейской службе. Полная боевая масса машин не превышала 3,8 тонны. При создании бронемашин использовались стальные катаные бронелисты, но толщина их была очень небольшой: 10 мм в лобовой части корпуса и 7 мм по бортам и корме. Можно сказать, что бронирование было символическим, защищающим машину и экипаж от небольших осколков и небронебойных пуль винтовочного калибра.
Длина корпуса бронетранспортера Universal Carrier составляла 3,65 м, ширина – 2,06 м, высота – 1,57 м, клиренс – 203 мм. Машина была приземистой и легко скрывалась в складках местности и за кустами, что в некоторых случаях, особенно при использовании в качестве разведывательной машины, было преимуществом. Сердцем бронемашины был 8-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения объемом 3,9 литра. Мотор выдавал максимальную мощность 85 л.с. при 3500 оборотах в минуту. Этого было достаточно, чтобы разогнать «Универсальный транспортер» до 48 км/ч при движении по шоссе. Учитывая небольшую мощность двигателя, вполне достойный показатель для гусеничной техники. Запас хода при движении по шоссе оценивался в 225-250 км. Благодаря небольшому удельному давлению на грунт – примерно 0,45 км/см2 – бронетранспортер отличался хорошей проходимостью по разным типам местности.

Ходовая часть всех английских машин, наиболее массовыми из которых были Universal Carrier Mk I (II, III), состояла из трех опорных катков на каждый борт, первая пара была объединена в тележку. Ходовая часть и подвеска были заимствованы от британского легкого танка 1930-х годов Light Tank Mk.VI с незначительными изменениями, за выпуск которого также отвечала компания Vickers. В подвеске бронетранспортера также использовались спиральные пружины, а сама подвеска была известна как Horstmann, по имени изобретателя Сидни Хорстманна, который придумал её еще в 1922 году. Позднее на американских вариантах транспортера, получивших обозначение T16, ходовая была улучшена, состав опорных катков был увеличен до четырех на борт, что позволяло сформировать две полноценных тележки.

Необычной особенностью Universal Carrier было расположение двигателя, который находился в корме машины, двигатель устанавливался вдоль центральной оси корпуса. Там же в силовом отделении находилась пятиступенчатая коробка переключения передач и бортовые фрикционы. В передней части корпуса находилось отделение управления, где располагались механик-водитель и стрелок-пулеметчик или оператор противотанкового ружья в зависимости от состава установленного вооружения. За отделением управления располагалось десантное или транспортное отделение в зависимости от модификации. Обычно Universal Carrier перевозил не больше трех-пяти человек.

При этом расположение двигателя посередине корпуса разделяло десантный отсек на две части. Десантники сидели спиной к бортам бронетранспортера, фактически упираясь ногами в двигатель, верхняя часть которого образовывала своеобразную «столешницу». При другом расположении сидений десантники упирались в защиту двигателя своим боком. Учитывая небольшие габариты бронетранспортера Universal Carrier, расположение людей в корпусе следует признать не самым удобным. К примеру, в условиях жаркого климата Северной Африки десантники получали постоянный дополнительный подогрев, что вряд ли улучшало их самочувствие, даже не смотря на открытый корпус. В то же время в зимнее время в Европе, особенно в северных районах СССР, такая «печка» была подспорьем для десантников и завидовать им должны были уже стрелок и водитель, у которых не было в распоряжении подобного обогревателя в отделении управления.

После завершения Второй мировой войны служба бронетранспортеров Universal Carrier в британской армии продолжалась до 1950-х годов. Они успели принять участие и в боевых действиях во время войны в Корее. При этом часть бронетехники была поставлена в третьи страны, где продолжала оставаться на вооружении до 1960-х годов. До наших дней сохранилось большое количество таких транспортеров различных модификаций и производства разных стран. К примеру, в России в бронетанковом музее в Кубинке представлена огнеметная модификация бронетранспортера Universal Carrier.

В компьютерных играх

В многопользовательской игре World of Tanks Universal Carrier 2-pounder Anti-tank Gun Carrier (UC 2-pdr) располагается в британской ветке ПТ-САУ на 2 уровне.

В многопользовательской игре Wild Tanks Online Universal Carrier располагается в британской ветке ПТ-САУ на 3 уровне.

В компьютерной игре Company of Heroes 2 доступны 3 варианта данного бронетранспортёра: Universal Carrier, Bren Carrier и Wasp.

В многопользовательском режиме игры Red Orchestra 2 данный бронетранспортер, оснащенный пулеметом ДТ, доступен игрокам за РККА на некоторых картах.

В одиночном режиме игры Call of Duty 2 данный бронетранспортер появляется в отдельных миссиях британской компании.

Примечания

  1. 1234567
    Развитие танкетки // журнал «Техника молодежи», № 9, 1979. стр.42-43
  2. ↑ Испытания пулеметовозов в английской армии // «Известия», № 219 (6686) от 18 сентября 1938. стр.2
  3. 123
    Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.82-83
  4. 123456
    Peter Chamberlain, Hilary Louis Doyle. Self-propelled weapons of the German Army 1939-45. Handbook No.1 Part II — Foreign-built fully tracked chassis. M.A.P. Publications, 1971. page 24
  5. ↑ T. J. Gander. German Anti-Tank Guns. London, Altmark Publications Ltd., 1973. page 61
  6. ↑ Д. Пичугин. Национальный военный музей Нидерландов // журнал «Техника и вооружение», № 12, 2016. стр.53-56
  7. ↑ С. Л. Федосеев. Пулемёты России. Шквальный огонь. М., Яуза — ЭКСМО, 2009. стр.184
  8. ↑ Запись беседы Председателя Совета Народных Комиссаров СССР с главами делегаций Великобритании и США на Московской конференции представителей трёх держав 29 сентября 1941 г. // Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941—1945: документы и материалы. в 2-х тт. Том 1. 1941—1943 / Министерство иностранных дел СССР. — Политиздат, 1983. стр.132-136
  9. ↑ Секретный протокол Московской конференции представителей США, СССР и Великобритании 1 октября 1941 г. // Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941—1945: документы и материалы. в 2-х тт. Том 1. 1941—1943 / Министерство иностранных дел СССР. — Политиздат, 1983. стр.140-146
  10. ↑ Блинде на Балкану // «Арсенал» (Сербия), № 38, фебруар 2010. с.11-16
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]