Танки «Челленджер 1» и «Челленджер 2» — неудачный вызов английского танкостроения


Литература и источники информации

Каторин Ю. Крейсеры. Часть 1 ISBN 978-5-8172-0126-0;978-5-81720-134-5 Шавыкин Н. Партизаны флота. Из истории крейсерства и крейсеров (Морская летопись) ISBN: 978-5-9533-5803-3 Ненахов Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910 ISBN: 5-17-030194-4 Jane’s Fighting Ships 1919 Brassey’s Naval Annual 1912

Ссылки

https://en.wikipedia.org/wiki/Challenger-class_cruiserhttps://military.wikia.com/wiki/Challenger-class_cruiserhttps://www.worldwar1.co.uk/light-cruiser/hms-Challenger.htmlhttps://www.dreadnoughtproject.org/tfs/index.php/Challenger_Class_Cruiser_(1902)https://www.historyofwar.org/articles/weapons_challenger_class_cruisers.htmlhttps://www.korabli.eu/blogs/kreysera/velikobritaniya/bronepalubnye/challengerhttps://www.navypedia.org/ships/uk/brit_cr_challenger.htmhttps://navalhistory.flixco.info/H/101948×53056/8330/a0.htm

Дизайн

Вооружение

«Челленджер 2» оснащён 120 мм нарезной пушкой L30A1 — преемницей пушек, стоящих на танках «Чифтен» и «Челленджер 1». Эта пушка, отлитая методом электрошлакового переплава, является единственной нарезной пушкой этого калибра, используемой НАТО. Канал пушки хромирован, орудие покрыто термоизоляционным кожухом. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, приводы её наведения- полностью электрические. Боекомплект главного орудия составляет 52 выстрела

Слева от основного орудия установлен спаренный с пушкой 7, 62 мм пулемёт L94A1. Возле командирского люка на башне установлен 7, 62 мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. Всего в танке содержится 4000 патронов калибра 7, 62

Цифровая система контроля за огнём, разработанная , включает в себя 32-битный процессор и шину данных Mil Std 1553, впервые установленную на английской бронированной машине

Броневая защита

«Челленджер 2» является одним из наиболее тяжело бронированных западных танков: и башня, и его корпус прикрыты бронёй «Чобхэм» второго поколения, все сведения о которой до сих пор засекречены. В бронировании танка были также использованы пакеты реактивной брони. Комплекс защиты от биологического и химического оружия находится внутри башни. Спереди, по обеим сторонам башни находятся по пять перезаряжаемых установок, выстреливающих дымовые гранаты. «Челленджер 2» также может создать вокруг себя дымовую завесу, впрыскивая солярку в выхлопные отверстия. Танк обладает огромной ослабленной зоной в фронтальной проекции, это НЛД(Нижняя Лобовая Деталь) танка которая не имеет комбинированого бронирования, т.е является листом обычной стали приблизительно 80-100мм толщины. (комментарий английского танкиста после случая с пробитием НЛД которая была защищена ДЗ

Ослабленная зона в фронтальной проекции

Характеристики основного боевого танка Challenger 2

Страна:ВеликобританияТип:Основной танкДата выпуска:1988 г.Длинна:11,57 мШирина:3,52 мВысота:2,49 мБроня, лоб:комбинированная, эквивалент 800-1200-мм стали (предположительно)Броня, борт:комбинированнаяБроня, башня:комбинированнаяЭкипаж:4 человекаДвигатель:Дизель Perkins CV 12ТСА Condor, мощностью 1200 л.с.Дальность хода:400 кмМаксимальная скорость:56 км/чМасса:62,5 тоннВооружение:1х 120-мм пушка L30A1 (52 выстрела), 1х 7,62-мм спаренный пулемет АТК Gun Systems Company L94A1, 1х 7,62-мм зенитный пулемет L37A2 (4000 7,62-мм патронов), 10х 66-мм пусковых установок дымовых гранат.

Боевое применение[править]

Танки “Челленджер 2” использовались в миротворческих миссиях ещё до своего первого боевого применения во время вторжения в Ирак в марте 2003 года. На то время 7-я бронетанковая бригада, входящая в состав 1-й бронетанковой дивизии, имела на вооружении 120 танков “Челленджер 2”. Танки активно применялись во время Битвы за Басру, где они оказывали огневую поддержку британским силам.

Во время иракской войны зафиксировано два инцидента, во время которых поражались танки “Челленджер 2”:

  • Один танк был полностью уничтожен “дружественным огнём”, когда один танк по ошибке поразил другой, двое членов экипажа погибли, поражение произошло бронебойно-фугасными боеприпасами (HESH) в корму и люк командира.
  • В 2007 году выстрелом из ручного противотанкового гранатомёта была пробита нижняя лобовая деталь корпуса “Челленджера”, водителю-механику оторвало три пальца ноги, ранения получили также и два других члена экипажа танка.

Зафиксирован случай, когда в ходе боёв один из “Челленджеров” получил 15 попаданий из противотанковых гранатомётов без пробития брони. При штурме Басры зафиксировано около 70 попаданий из РПГ по танкам “Челленджер” без пробития брони.

26 марта 2003 года “Челленджеры” приняли участие в танковом бою, когда колонна иракских танков попыталась атаковать британские позиции. В ходе боя было уничтожено 15 иракских Т-55, британцы потерь не понесли.

Проходимость танка оказалась замечательной. Проблемы, которые обнаружились на прошедших за 18 месяцев до войны пустынных учениях “Саиф Сариа 2”, были решены с помощью создания запасов фильтров против пыли, для учащения их замены в танках. Высказывалось мнение по результат практики о слабой пригодности танка для боёв в пустыне.

В российской прессе высказывались утверждения о небоеспособности подвески этого танка в не самые сильные морозы.

Модификации танка «Челленджер 2»

Challehger 2 Control — Командирский танк для командира бригады.

Challehger 2 Command — Командирский танк для командира эскадрона.

Challehger 2 экспортный, для Омана. Отличается системой охлаждения рассчитанной на работу в жарком климате, 7,62-мм пулемет с люка заряжающего заменен на 12,7-мм пулемет М2НВ, танк получил другие гусеницы, кондиционер и систему GPS.

Challehger 2 (для вторжения в Ирак в 2003) 116 танков Challehger 2 и 28 БРЭМ Challehger ARRV получили новые бортовые экраны и усовершенствованные воздушные фильтры. Кроме того, все участвовавшие в операции танки получили системы идентификации: тепловые панели и шевроны.


Британский основной танк «Челленджер 2»

Challehger 2Е, экспортная модификация. Вместо двигателя Condor был установлен немецкий двигатель MTU 883 V-12 мощностью 1500 л.с., а вместо трансмиссии TN54 автоматическая трансмиссия Renk HSWL 295ТМ, емкость топливных баков увеличена, запас хода также увеличен до 550 км. Командир и наводчик получили французские прицелы SAGEM последнего поколения и современную боевую информационно- управляющую систему. Спаренный пулемет был заменен немецким MG ЗА1, а на люке заряжающего была предусмотрена возможность установки 12,7-мм пулемета. На экспорт не поставлялся, однако считается основным вариантом модернизации британских танков «Челленджер 2».

Driver Training Tank — DTT. Учебный танк для подготовки механиков-водителей на шасси «Челленджер 2». Аналогичен по конструкции более ранней Challenger Training Tank, на шасси «Челленджер 1».

Engineer Tank System — семейство инженерных машин на базе танка «Челленджер 2», созданное на замену аналогичных машин на базе более раннего танка «Чифтен». В семейство входят саперные танки Trojan и мостоукладчики Titan. И тех и других Великобритания заказала по 33 штуки. Обе машины хорошо бронированы и имеют хорошую противоминную защиту. Интересно, что они не являются переделками базовых танков, а заново спроектированы на том же шасси. Саперный танк «Троян» имеет экипаж из трех человек (все в переднем отделении), рядом с люком командира размещена дистанционно управляемая установка 7,62- мм пулемета. На верхнем лобовом листе корпуса имеются два блока по 5 дымовых гранатометов. В передней части машины, справа, размещена гидравлическая стрела-манипулятор, в кормовой части машины — платформа для перевозки фашин. Имеется также бульдозерный отвал-путепрокладчик. Осуществлять управление всеми элементами можно не выходя из машины, наблюдая за процессом с помощью 9 телевизионных камер. Боевая масса саперного танка «Троян» составляет 57,5 т, максимальная скорость — 56 км/ч. Мостоукладчик «Титан» предназначен для транспортировки и укладки на преграду двух мостов, с длиной 26 и 13,5 м. Мостоукладчик выполнен по схеме «ножницы» и копирует в этом отношении машины на базе «Чифтена». Боевая масса мостоукладчика «Титан» составляет 71,6 т, экипаж 3 человека.


«Челленджер 2» и американский «Абрамс» с некоторых ракурсов — близнецы братья. И дело тут явно не в единой вычислительной системе

ИСТОРИЯ


История бренда Challenger началась в далеком 1890 году, когда два американских изобретателя Бенджамин Холт (Benjamin Holt) и Даниэл Бест (Daniel Best) решили поэкспериментировать с применением в сельском хозяйстве машин на паровой тяге. Даниэл Бест начал свой эксперимент, впервые в мире применив на тракторах паровой двигатель. Первые тракторы, появившиеся в 1889 году, оказались очень громоздкими и тяжелыми, постоянно вязли в мягкой почве. Необходимо было как-то решить проблему. Второй изобретатель, Бенджамин Холт, предложил увеличить площадь контакта трактора с грунтом и предложил заменить колеса гусеницами. Уже модернизированный трактор прошел испытания в 1904 году, а спустя некоторое время Холт зарегистрировал марку Caterpillar, выпускаемую на собственном производстве Holt Manufacturing Company. Над названием бренда, впоследствии ставшего легендарным, долго раздумывать он не стал: caterpillar – это и есть гусеница по-английски.

Настоящий прорыв произошел в компании в 1909 году, когда гусеничные тракторы стали оснащаться бензиновыми двигателями вместо паровых. Именно это сделало бренд известным. Почти в то же время, в 1910 году, сын Даниэла Беста, Кларенс Лео Бэст (Clarence Leo Best), создает собственную компанию и начинает производство колесных тракторов с бензиновыми двигателями. Спустя 12 лет, в 1925 году, компании Holt Manufacturing Company и C. L. Best Tractor Company решили объединить усилия и создали новую компанию Caterpillar Tractor Company.Производство постоянно развивалось, изобретатели достигали все новых и новых высот. В 1987 году произошел действительно революционный прорыв – был изобретен новейший высокоскоростной трактор на гусеничном ходу, получивший имя Caterpillar Challenger- Тогда же и появляется бренд Challenger, которому суждено стать легендой тракторостроения.

С тех пор ассортимент техники, выпускаемой под маркой Challenger, значительно расширился и пополнился колесными тракторами, комбайнами, кормозаготовительной техникой, самоходными опрыскивателями и разбрасывателями удобрений, почвообрабатывающими агрегатами и навесными орудиями. Каждая единица техники имеет свою долгую историю успеха. Под брендом Challenger объедены лучшие модели сельскохозяйственной техники, способные удовлетворить запросы как небольших фермерских хозяйств, так и крупных агропромышленных холдингов.


Имея богатую историю и накопленный десятилетиями опыт, бренд Challenger продолжает расширяться. Сегодня он объединяет полный ассортимент современного и высокопроизводительного сельскохозяйственного оборудования. Многие модели машин Challenger оснащаются полностью интегрированными системами автоматического рулевого управления Autoguide, телеметрии, системой управления хозяйством GTA, что позволяет еще более эффективно выстраивать работу сельскохозяйственных предприятий. Целью Challenger является установление партнерских отношений с фермерскими хозяйствами и сельхозпроизводителями по всему миру для оказания им помощи в увеличении эффективности, производительности и прибыльности бизнеса.Каждая машина, представленная в модельном ряду гусеничных тракторов Challenger, обладает высокими тяговыми и эксплуатационными характеристиками в своем классе. Использование запатентованной системы гусеничного хода Mobil Тrас и резино-армированных гусениц обеспечивает высокую производительность и низкое давление на почву, гарантируя бережное отношение к почве за счет значительного снижения ее уплотнения. Благодаря большому пятну контакта гусеничные тракторы обеспечивают меньший процент пробуксовки, позволяют получить большую отдачу с полей и снизить расходы в сравнении с колесными тракторами аналогичной мощности.

Производительность гусеничных тракторов Challenger можно смело назвать феноменальной: многие заказчики пришли к выводу, что один трактор может заменить несколько колесных машин, сохранив при этом – или даже повысив – общую производительность предприятия. И на этом Challenger останавливаться не собирается.

Описание конструкции

ОБТ «Челленджер-2» выполнен по классической компоновочной схеме. В носовой части машины находится отделение управления, за ним идет боевое отделение и моторно-трансмиссионный отсек, расположенный в корме танка.


Расположение экипажа в танке Челленджер-2

Башня и корпус танка выполнены из многослойной брони «чобхэм» второго поколения. Возможна установка (опционная) модулей динамической защиты ROMOR и решетчатых экранов по бокам корпуса машины. Единственной «слабая» зона танка – это нижняя лобовая деталь, которая, по сути, является обычным листом броневой стали, но ее можно усилить динамической защитой. С учетом динамической защиты и решетчатых экранов общая масса «Челленджера-2» составляет 74,95 т. Считается, что общий уровень защиты танка от БПС и КС не уступает немецкому «Леопарду-2» модификации А5.

«Челленджер-2» вооружен нарезной 120-мм пушкой L30A1, канал ствола которой хромирован. Боекомплект составляет 52 выстрела раздельного заряжания, причем заряды и снаряды хранятся отдельно друг от друга. В состав боекомплекта входят осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и дымовые снаряды.


Схема строения

Приводы наведения орудия электрические. Снаружи ствол закрыт специальным кожухом, пушка L30A1 стабилизирована в двух плоскостях.

С орудием спарен пулемёт L94A1 (7,62 мм) на крыше башни находится еще один дистанционно управляемый пулемет L37A2 (7,62 мм).

Танк имеет систему управления огнем, разработанную . Базовая модификация машины имела один тепловизор, который выдавал картинку и командиру, и наводчику. С 2007 года каждый из них получил свой собственный прибор. Хорошо подготовленный экипаж на танке «Челленджер-2» за одну минуту может поразить семь целей.


Скорость по шоссе 60 км

В СУО машины входит баллистический вычислитель General Dynamics Canada, стабилизированный дневной прицел командира VS 580 (угол обзора 360°, такой же установлен на французском «Леклерке»), а также основной (также стабилизированный) прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизором.

«Челленджер-2» имеет гидропневматическую подвеску. Танк оснащен двигателем «Перкинс 12V» мощностью 1200 л. с. и гидромеханической трансмиссией TN-54, которая обеспечивает 6 передних и 2 задние передачи.

ОБТ «Челленджер-1/2/2Е»

Challenger 1 — является модификацией танка Shir 2, первоначально производимого для Ирана. Первые образцы поставлены компанией Royal Ordnance Leeds (в 1986 г. компания была приобретена компанией Vickers Defence Systems) к марту 1983 г., и производство продолжалось до 1990 г., к этому времени было выпущено 420 машин. Дальнейшие разработки привели к созданию танка Challenger 2. Танки Challenger 1 оснащены тепловизионной системой наблюдения и наведения компании Barr & Stroud.

ОБТ «Челленджер-1»

Challenger 1 может оснащаться приспособлением для самоокапывания или устройством для разминирования. Challenger 1, которые использовались на Ближнем Востоке, оборудовались дополнительной броневой защитой. В июне 1991 года правительство Великобритании выбрало танк «Челленджер-2» и сделало заказ стоимостью около 520 млн. британских фунтов стерлингов на 127 танков «Челленджер-2» и 13 танков для подготовки механиков-водителей. Производство началось в 1993 году в г. Лидс. Танк «Челленджер-2» был официально принят на вооружение британских сухопутных войск 16 мая 1994 года.

До 2008 г. было изготовлено 386 танков. 28 танков «Челленджер-2» были изготовлены для Омана в период 1993-1996 гг.

В конце февраля 2002 года британские сухопутные войска получили последние из заказанных 386 танков «Челленджер-2» из фирмы на ее предприятии в Ньюкасл-апон-Тайн. Из 386 танков «Челленджер-2» 167 были произведены в Ньюкасл-апон-Тайн, а остальные – в г. Лидс. Один из 386 танков «Челленджер-2» был потерян в результате огня своих войск в Ираке в 2003 г. Таким образом, в настоящее время в войсках находится 385 танков, из которых 38 танков содержатся на длительном хранении и еще 32 танка находятся на кратковременном хранении в ожидании переброски.

На 2008 г, танковый корпус имеет шесть полков, оснащенных танками «Челленджер-2». Каждый из полков имеет 38 танков «Челленджер-2». Первым полком, который был оснащен танками «Челленджер-2» был Королевский шотландский драгунский гвардейский полк в июне 2000 г.

До настоящего времени единственным экспортным заказчиком танка «Челленджер-2» является Оман, который заключил контракт на поставку танков стоимостью около 140 млн. британских фунтов стерлингов в июле 1993 года. Этот контракт включал в себя поставку 18 основных боевых танков «Челленджер-2», четырех БРЭМ «Челленджер», двух танков «Челленджер» для подготовки механиков-водителей, четырех штабных машин Stormer, девяти транспортеров для перевозки танков (6×6) UNIPOWERM, полуприцепов, запасных частей и средств подготовки. Оман получил первые танки «Челленджер-2» в 1995 г, а последние машины были поставлены в 1996 г.

В ноябре 1997 г. с фирмой был заключен контракт стоимостью более 100 млн. британских фунтов стерлингов на поставку еще 28 танков «Челленджер-2» для Омана. Последняя партия из 10 машин была отправлена в конце 2000 г. и это обеспечило полное оснащение оманского 1-го танкового полк, базирующегося в г.Shaffa.. По сравнению с танками «Челленджер-2» британских сухопутных войск оманские машины имеют ряд изменений для повышения их эксплуатационных характеристик в условиях высоких температур окружающей среды, встречаемых на Среднем Востоке.

Оманские танки «Челленджер-2» имеют модифицированный силовой блок, состоящий из дизельного двигателя Perkins CV12 мощностью 1200 л.с., и трансмиссии TN54 фирмы David Brown Engineering. Системы водяного охлаждения и наддува адаптированы для обеспечения сохранения мощности двигателя при температурах окружающей среды до +52о С.

Другие модификации включают 12,7-мм пулемет М2 для заряжающего, гусеницы с соединением траков при помощи одного пальца, усовершенствованную систему кондиционирования воздуха, новую аппаратуру связи и систему навигации (определения местонахождения) Magellan Global.

ОБТ «Челленджер-2», ВС Омана

Башня танка «Челленджер-2» имеет новую конструкцию, которая включает броню Chobham второго поколения (она названа Dorchester), со значительным повышением защиты против снарядов как кинетического действия (KE), так и кумулятивных (CE).

В мирное время бронированные фальшборта обычно не устанавливаются на танк «Челленджер-2», но быстро могут быть поставлены, когда машина готовится для боевых действий.

Танки «Челленджер-2», развертываемые британскими сухопутными войсками на Балканах, были оснащены комплектом динамической защиты D3 (взрывной реактивной брони ERA) на передней части корпуса (см. рисунок). Она была первоначально разработана и установлена на танках «Челленджер-1», при проведении операции «Буря в пустыне».

ОБТ «Челленджер-2», оснащенный ДЗ в передней части корпуса и бронированными фальшбортами.

Рабочие места членов экипажа в башне на танке «Челленджер-2» такие же, как на танке «Челленджер-1», командир размещен справа, наводчик впереди и ниже командира и заряжающий слева. Каждый из них обеспечен ремнем безопасности поясного типа.

Командир и заряжающий имеют цельную крышку люка, которая открывается назад.

Командир танка имеет восемь дневных перископов с однократным увеличением для кругового обзора. Под каждым перископом имеется красная кнопка, при нажатии на которую прицел командира автоматически поворачивается на линию обзора с этого перископа.

Заряжающий имеет один установленный на крыше поворачивающийся перископ.

В нише башни установлена система защиты от ОМП. Система кондиционирования воздуха обитаемых отделений экипажа обеспечивает подогрев и охлаждение воздуха. Такая система была впервые установлена в британском основном боевом танке.

Основное вооружение танка «Челленджер-2» состоит из 120-мм нарезной танковой пушки L30A1 фирмы BAE Systems Land Systems, которая изготовлена из стали методом электрошлакового переплава (ESR), автофретирована, хромирована и оснащена теплоизолирующим чехлом, эжектором пороховых газов и системой автоматической выверки.

Пушка L30A1 со стволом длиной 55 калибра является первой британской танковой пушкой, ствол которой хромирован, что обеспечивает более длительный срок его службы, а также более высокую точность стрельбы.

Кроме стрельбы всеми современными 120-мм боеприпасами, за исключением устаревшего бронебойного подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном (APDS), пушка L30A1 может стрелять также боеприпасом L27A1 с сердечником из обедненного урана (DU).

Первый снаряд с сердечником из обедненного урана является частью системы CHARM1 (пушка-заряд-снаряд) с полномерным снарядом, получившим обозначение L26. Снаряд CHARM3 имеет большее отношение длины к диаметру и лучшие характеристики пробиваемости. Данный снаряд является основным боеприпасом на период военного времени для танка «Челленджер-2».

В конце 2000 г. фирма BAE Systems Land Systems разработала, на собственные средства, новый снаряд APFSDS-T (бронебойный оперенный трассирующий снаряд с отделяющимися ведущими частями) с обычным сердечником, который получил неофициальное обозначение L28. Он используется с системой заряда L16. Этот снаряд был предложен экспортным заказчикам танка «Челленджер-2Е», которые отказались применять снаряд с сердечником из обедненного урана.

Все взрывоопасные части боеприпасов (снаряд, заряд) размещаются в танке под погоном башни для повышения живучести на поле боя. Заряды хранятся отдельно в бронированных контейнерах.

В конце 2005 г. началась разработка нового поколения «универсальных» 120-мм боеприпасов раздельного заряжания для современной 120-мм нарезной танковой пушки L30A1. Это стало необходимо по ряду причин, так как современное состояние боеприпасов имеет сложности с техническим обслуживанием, а в некоторых случаях истекают сроки хранения снарядов.

Это, по мнению военных специалистов, заполнит пробел до принятия на вооружение 120-мм гладкоствольной пушки для танка «Челленджер-2» примерно до 2015 г, при условии, что будет налажено ее финансирование.

Фирма BAE Systems Land Systems выполняет в настоящее время исследование по повышению эффективности нового снаряда кинетического действия с вольфрамовым сердечником для замены снаряда кинетического действия L23 с сердечником из обедненного урана.

Этот снаряд был неофициально назван CHARM2 (или L28A2). В нем, возможно, использованы элементы находящегося на вооружении 120-мм учебного боеприпаса с уменьшенной дальностью полета, а также части боеприпаса L27 вместе с германской системой заряда.

Кроме стрельбы из современной 120-мм нарезной пушки L30A2, эти боеприпасы совместимы также с пушкой L11, установленной в танке «Челленджер-1» и используемой в Иордании.

Слева от пушки установлен спаренный 7,62-мм пулемет с электроприводом фирмы ATK Gun Systems Company, который уже находится на вооружении британских сухопут ных войск и установлен в боевой машине пехоты Warrior. Это оружие имеет британское обозначение L94A1, и было произведено по лицензии в Великобритании. Заряжающий имеет оружейную установку фирмы Thales, оснащенную 7,62-мм пулеметом L37A2.

С каждой стороны башни установлен блок из пяти 66-мм дымовых гранатометов с электрическим управлением фирмы Thales.

Центром системы управления огнем танка «Челленджер-2» является цифровая ЭВМ последнего поколения фирмы General Dynamics Canada, которая представляет усовершенствованный вариант ЭВМ, установленной в танке M1A1 «Абрамс». Она также имеет потенциал для развития и совершенствования будущих технологий, например, установки системы управления боем (BMS) и средств навигации. Она может также использоваться в учебных целях.

Командир имеет установленный на крыше башни панорамный стабилизированный прицел фирмы SAGEM, аналогичный прицелу, установленному на основном боевом танке «Леклерк». Прицел обеспечивает возможность обзора 360о без поворота башни, с кратностью увеличения 3,2х и 10,5х в дневном режиме, а также имеет лазерный дальномер на алюминиево-нитриевом гранате с примесью неодима (Nd: YAG).

Тепловое изображение с увеличением 4х и 11,5х может выводится с помощью отдельного монитора, установленного справа от прицела командира.

Слева — рабочее место командира, справа – пульт управления командира

Танк «Челленджер-2» имеет полностью электрическое управление пушкой и систему стабилизации фирмы BAE Systems Land Systems. Кроме того, он оснащен шиной данных MIL-STD-1553, которая является первой шиной данных, устанавливаемой в британских бронированных машинах. Башня танка поворачивается на 360о. Вертикальная наводка орудия от -10о до +20о.

Установленный на крыше стабилизированный прицел наводчика разработан фирмой Thales Land and Joint Systems совместно с французской фирмой SAGEM. Он имеет дневной оптикеский канал, тепловизор и лазерный дальномер на Nd:YAG основе. Прицел наводчика имеет 3х и 10х увеличение в дневном режиме и также может поворачиваться на 7овлево-вправо.

Командир танка и наводчик имеет отдельный монитор тепловизионного канала расположенный слева от его прицела.

Модернизация танка «Челленджер-2»

Танк «Челленджер-2» имеет большие потенциальные возможности для модернизации в следующих направлениях:

— установка 140-мм пушки, что обеспечивается достаточной шириной бронемаски;

— совершенствование защиты, включая установку встроенной ДЗ;

— совершенствование системы автоматической выверки прицела, в т.ч. совмещения оси орудия с оптической осью прицела при тепловом изгибе ствола;

— установку системы автоматического обнаружения и сопровождения цели;

— совершенствование разных средств защиты и маскировки, которые могут обнаруживать и противостоять многочисленным угрозам.

Наличие шины данных 1553 и ЭВМ фирмы General Dynamics Canada облегчает многие усовершенствования электронной аппаратуры.

Много усовершенствований уже выполнено на шасси в последние годы, например, повышена надежность органов управления водителя; установлены быстрозатягивающиеся при пробитии топливные баки; установлены новые фары; изменена подмоторная рама двигателя для облегчения эксплуатации и ремонта. В целом, шасси танка «Челленджер-2» имеет более 156 новых усовершенствований по сравнению с шасси танка «Челленджер-1».

На танке «Челленджер-2» установлен 12-циллиндровый дизельный двигатель фирмы Perkins Engines Company мощностью 1200 л.с. при 2300 об/мин, соединенный с трансмиссией TN54 фирмы David Brown Engineering, которая также установлена в БРЭМ «Челленджер».

Планетарная трансмиссия TN54 имеет шесть передач вперед и две назад, автоматическое управление, двойной дифференциал с гидростатической передачей. Трансмиссия TN54 обеспечивает танку высокую маневренность в ограниченных пространствах.

Танк «Челленджер-2» оснащен также блочной цифровой автоматической системой управления (DASCU) фирмы Dowty Defence and Air Systems и новой вспомогательной силовой установкой (APU).

Система гидропневматической подвески такая же, как на машинах семейства «Челленджер-1», но модернизированная: установлены новые уплотнения, полный ход катка увеличен до 450 мм.

Танк «Челленджер-2» оснащен гидравлическим механизмом натяжения гусеницы, которым может управлять водитель при закрытом люке. Это устройство значительно снижает износ гусениц и улучшает устойчивость корпуса, путем обеспечения оптимального натяжения гусениц.

После всесторонних испытаний двух новых конкурирующих конструкций гусеницы с траками с двойным пальцем для серийных основных боевых танков «Челленджер-2» была выбрана гусеница, разработанная британской фирмой William Cook Defence.

Танк «Челленджер-2» оснащен аппаратурой ТДА для постановки дымовых завес.

Все танки «Челленджер-2» оснащены двумя стандартными 198 л бочками. Бочки не соединены с топливной системой машины. Имеется электрический насос для быстрого перекачивания топлива из этих бочек в бортовые топливные баки или в другую машину. Танк оснащен также бульдозерным отвалом фирмы Pearson Engineering Combat, принятым британскими сухопутными войсками в 1990 г.

С 2003 г. фирма General Dynamics (Великобритания) для танка «челленджер-2» разрабатывает информационную систему управления боем (PBISA).

Программа PBISA является частью более общей программы использования цифровой системы отображения информации в боевом (наземном) пространстве, которая обеспечит управление боем не только танка «Челленджер-2», но и боевой машины пехоты «Уорриор» и разведывательной машины Scimitar.

Реализация программы PBISA обеспечит танку «Челленджер-2» ряд важных преимуществ, включая улучшенное понимания тактической обстановки; знание точного своего местонахождения; положение противника; техническое состояние танка и запаса боеприпасов и топлива. Оборудование танков такими системами также позволит снизить вероятность попасть под огонь своих войск, так как все машины, оснащенные такой системой, будут знать, где находится каждая другая машина.

Британские сухопутные войска еще не приняли окончательного решения, сколько танков будет оснащено по программе PBISA и Bowman, так как в настоящее время идут процессы реформирования численности и организационно-штатной структуры британских бронетанковых сил (RAC).

Ведется разработка новой 120 мм гладкоствольной пушки. Рассматривается вариант установки 120-мм гладкоствольной пушки L55 германской фирмы Rheinmetall W&M.

С 2004 г. проводится замена вспомогательной силовой установки на APU 2000 фирмы Powerfield.

Для действий в Ираке танк «Челленджер-2» был оснащен дополнительной броневой защитой. Она включает решетчатые экраны в корме танка, обеспечивающие дополнительную защиту от ударов, наносимых с ближнего расстояния из ручных противотанковых гранатометов, а также дополнительную броню передней части башни. Комплекты для 116 танков были изготовлены и поставлены войскам, находившимся в Ираке.

Вариант модернизации танка «Челенджен-2» со 120-мм ГСП «Hybrid L55» фирмы Rheinmetall, вынесенной пулеметной установкой Selex Enforcer, силовым блоком Euro Pack и др.

ОБТ «Челленджер-2» в варианте модернизации для ведения боевых действий в Ираке

Основные направления работ по модернизации танков включали:

— увеличение размеров фальшбортов, установку решетчатой брони;

— усовершенствование системы очистки воздуха двигателя;

— улучшение системы диагностики и контроля технического состояния основных агрегатов, узлов и оборудования танка;

— установка на всех танках системы опознавания «свой-чужой»;

— установка на всех танках и БРЭМ мониторов тепловизионного отображения боевой обстановки;

— нанесение на всех боевых машинах специальных, хорошо видимых на большом расстоянии, опознавательных знаков (шевронов);

— обеспечение всех танков «Челленджер-2» на период ведения боевых действий системой маскировки, разработанной израильской фирмой Fibrotex.

Танк «Челленджер-2Е»

Для экспорта был разработан танк «Челленджер-2Е» оснащенный силовым блоком Euro Power Pack германской фирмы MTU, который состоит из дизельного двигателя MTU883V-12 мощностью 1500 л.с. (с возможностью дальнейшего повышения), соединенного с установленной поперек автоматической трансмиссией HSWL294 TM фирмы Renk.

Танк отличается: гидропневматической подвеской, усовершенствованной гусеницей с двойным пальцем и резиновыми подушкам, а также гидравлическим устройством натяжения гусеницы,.

Установлены: новый командирский панорамный тепловизионный прицел MVS 580 IRIS французской фирмы SAGEM, безопасный для зрения лазерный дальномер и прицел наводчика SAVAN 15 IRIS фирмы SAGEM с аналогичными возможностями.

По состоянию на 2008 г. разработка танка «Челленджер-2Е» закончена. Машина готова к производству.

Силовой блок Euro Power Pack фирмы MTU является значительно более компактным, чем силовой блок с двигателем мощностью 1200 л.с., установленный в настоящее время на танке «Челленджер-2», что освобождает дополнительное пространство.

Некоторая часть этого пространства использовалась для увеличения перевозимого количества дизельного топлива, что позволило увеличить запас хода танка свыше 550 км.

С новым силовым блоком Euro Power Pack танк «Челленджер-2Е» имеет не только большую удельную мощность, но также и более высокую скорость, и лучшую подвижность на пересеченной местности.

Танк также отличается: гидропневматической подвеской; усовершенствованным гидравлическим устройством натяжения гусеницы, управляемым водителем; направляющим колесом с обрезиненным бандажом; гусеницей с двойным пальцем и резиновыми подушками.

Хотя танк «Челленджер-2» британских сухопутных войск имеет хороший комплект приборов дневного/ночного наблюдения и прицеливания, танк «Челленджер-2Е» имеет улучшенные возможности обнаружения цели.

Командир имеет новый устанавливаемый на крыше панорамный дневной/ тепловизионный прицел MVS 580 IRIS французской фирмы SAGEM, который включает также устройство увеличения контура тепловизионного изображения и безопасный для зрения лазерный дальномер. Тепловизионный канал имеет 5х и 15х кратное увеличение плюс 30х (масштабирование).

Наводчик имеет на крыше гидростабилизированный прицел SAVAN 15 IRIS фирмы SAGEM с подобными возможностями, за исключением того, что он не панорамный.

Оба эти прицела имеют общие тепловизионные системы второго поколения и позволяют либо командиру, либо наводчику обнаруживать и обстреливать цели почти в любых погодных условиях на большой дальности и с высокой точностью.

На танке установлена система управления боем (BMS), разработанная фирмой BAE Systems Land Systems, которая включает программное обеспечение FBCB2 (системы управления боем на уровне бригады и ниже) фирмы TRW США.

Эта система обеспечивает командира танка данными о положении своей машины, о местонахождении своих войск и войск противника, улучшает понимание обстановки, а также снижает рабочую информационную нагрузку командира. Кроме того, она имеет сопряжение с системой оружия и обеспечивает водителя информацией при движении по ориентирам или по координатной сетке карты на дисплее. Бортовая ИУС танка «Челленджер-2Е» позволяет осуществлять ввод в бортовой компьютер тактических, технических и других данных в ручном или автоматическом режиме работы. Данные о передвижении танка или всего подразделения, а также целей выводятся на цветной экран дисплея командира и отображаются на фоне топографической карты.

Основное вооружение танка состоит из 120-мм нарезной танковой пушки L30A1 фирмы BAE Systems Land Systems, которая стреляет бронебойными оперенными снарядами с отделяющимися ведущими частями (APFSDS), бронебойно-фугасными снарядами с деформируемой головной частью (HESH) L31 и дымовыми боеприпасами L34 раздельного заряжания.

Тогда как британские сухопутные войска используют снаряд APFSDS L27А1 с сердечником из обедненного урана (DU), для внешнего рынка разработан снаряд L28 с сердечником из вольфрама. Максимальная дальность действия снаряда L28 составляет 3500 м. В танке «Челленджер-2Е» перевозится 45 снарядов и соответствующих метательных зарядов.

Со 120-мм пушкой L30A1 спарен 7,62-мм пулемет. На месте заряжающего устанавливается 7,62-мм или 12,7-мм пулемет.

Система управления огнем является улучшенным вариантом системы управления огнем, установленной на танке «Челленджер-2» британских сухопутных войск.

Пульт управления командира объединяет функции имеющегося пульта управления огнем, пульта управления

командира и уменьшенного видеомонитора. Наводчик также имеет новый пульт управления и дисплей.

Танк «Челленджер-2» британских сухопутных войск может преодолевать вброд водные преграды глубиной до 1, 07 м, а танк «Челленджер-2Е» до 2 м при использовании бортового комплекта. Он состоит их телескопического воздухозаборника, установленного в кормовой части башни, двух трюмных насосов, работающих независимо от основного двигателя. При преодолении вброд водной преграды танк «Челленджер-2Е» сохраняет полностью возможности защиты от ОМП.

Компоновка отделения механика-водителя изменена. Установлены новые органы управления, новая индикаторная панель, соединенная с шиной данных с силовым блоком и с системой управления боем. В отделении установлена вспомогательная силовая установка (APU).

В отличие от танка «Челленджер-2» британских сухопутных войск танк «Челленджер-2Е» оснащен полностью автоматической системой обнаружения и подавления пожара в боевом и в моторно-трансмиссионном отделении.

Живучесть танка повышена за счет того, что выше погона башни нет взрывчатых материалов, так как 120-мм заряды хранятся в бронированных контейнерах в нише башни. Приводы башни полностью электрические, так что в машине отсутствует опасность утечки гидравлической жидкости.

Корпус и башня имеют перспективную технологию брони, которая включает новые материалы для улучшения защиты от кумулятивных снарядов и снарядов кинетического действия.

Корпус и башня танка «Челленджер-2Е» разработаны так, что сведены до минимума отраженные сигналы РЛС миллиметрового диапазона, что затрудняет возможности обнаружения и захвата управляемыми ракетами. Снижена ИК сигнатура танка.

Оборудование боевого опознавания («свой-чужой»), имитатор действия оружия для обучения стрельбе прямой наводкой, аппаратура контроля стрельбы боевыми боеприпасами уже установлены в танк «Челленджер-2Е» для испытаний.

Варианты семейства машин

Фирма разработчик может предложить целое семейство машин, включающее не только основной боевой танк «Челленджер-2Е», но также вспомогательные машины, включая танк для подготовки механика-водителя (DIT), бронированную ремонтно-эвакуационную машину (ARV) и танковый мостоукладчик (AVLB). По контракту на сумму 250 млн. британских фунтов стерлингов фирма производит серийно 66 саперных танков (EТS) для британских сухопутных войск, которые полностью изготовлены на базе танка «Челленджер-2». Создание первых четырех опытных образцов ETS началось в конце 2001 г. Первые машины были собраны в конце 2002 года, а первые серийные системы ETS были поставлены в войска в декабре 2005 года.

По состоянию на 2008 г. разработки танка «Челленджер-2Е» закончена. Машина готова к производству /55/. Главным подрядчиком по танку является фирма BAE Systems Land Systems. Субподрядчики: по двигателю- фирма MTU (Германия); по трансмиссияи- фирам Renk (Германия); по гусенице- фирма William Cook Defence (Великобритания); по основному вооружению- фирма BAE Systems Land Systems; по боеприпасам — фирма BAE Systems Land Systems;

по бортовым ЭВМ — фирма General Dynamics Canada; по перископическим приборам — фирма Thales Land & Joint Systems (Великобритания).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

«Челленджер-1» «Челленджер-2»
Год принятия на вооружение 1983 1992
Боевая масса, т 62,0 62,5
Экипаж, чел. 4 4
Длина с пушкой вперед / по корпусу / ширина по гусеницам (экранам) / высота по крыше башни / клиренс, мм 11560 / 8327 /3420(3520) / 2500 /500 11550 / 8327 /3420 (3520) / 2490 /500
Пушка: марка, / калибр, мм / тип / длина ствола, клб. 120 / L11A5 нарезная / 55 120 / L30А1 нарезная / 55
Углы вертикальной наводки, град. -10…+20 -10…+20
Тип заряжания Ручное Ручное
Боекомплект, выстр. 64 достигает 50
Спаренный пулемет, калибр, мм 7,62 7,62
Зенитные пулеметы, количество — калибр, мм 1-7,62 1-7,62
Количество патронов 7,62-мм, шт 4000 4000
Дымовой гранатомет, шт. 10 (2х5) 10 (2х5)
Информационно-управляющая система Нет Есть
Интеграция с АСУ боем Нет Есть
Система управления огнем, состав Приборы наблюдения и прицеливания, СТВ, ЛД, ЭБВ, тепловизор, стабилизация поля зрения (верт. и гориз.) Приборы наблюдения и прицеливания, СТВ, ЛД, ЭБВ, тепловизор, стабилизация поля зрения (верт. и гориз.), телевизионная камера
Радиостанция VK/VRC-353 УКВ, «Ягуар» УКВ,
Тип лобовой брони корпуса и башни Комбинированного типа, многослойная Комбинированного типа, многослойная с улучшенным наполнителем
Наличие ФВУ Есть Есть
Средства маскировки и РЭБ Деф. окраска, дым. гранат. ручн. упр. Деф. окраска, дым. гранат. авт. упр., индикатор лазерного облучения
Двигатель мощность стендовая, л.с. / тип 1200 / V12 1200 «Кондор» 4-х тактный дизель жидк. охлаждения 1200CV12ТСА «Кондор»4-х тактный дизель жидк. охлаждения
Трансмиссия, тип, марка ГМТ с ГОП, TN37 ГМТ с ГОП, TN54
Ходовая часть Гидропневматическая с металлическим. шарниром Гидропневматическая с РМШ
Удельная мощность, л.с./т 19,4 19,2
Макс. скорость по шоссе, км/ч 56 56
Емкость топливных баков, л 1592 1592
Запас хода по шоссе, км 450 450
Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв.см 0,97 0,97

Примечания

  1. С. Акимов. Планы производства танков «Челленджер-2» Mk.2 в Великобритании // «Зарубежное военное обозрение», № 11, 1989. стр.72-74
  2. Е. Викторов. Великобритания модернизирует ОБТ «Челленджер-2» // «Зарубежное военное обозрение», № 5 (734), 2008. стр.80
  3. «Челленджерам» продлят жизнь // «Красная звезда», № 105 (26565) от 19 июня 2014. стр.3
  4. «Челленджеров» будет меньше // «Красная звезда», № 113 (26573) от 1 июля 2014. стр.3
  5. Kaplan, Philip.
    Rolling Thunder: A Century of tank Warfare. — Pen and Sword, 2013. — P. 161.
  6. Zaloga., Steven J. (17 February 2009). T-80 Standard Tank. Osprey Publishing. p. 24. ISBN 978-1-84603-244-8.Author Mentions that Russian sources claim Kontakt-5 and the new turret armor provided an unprecedented amount of protection for the T-80U, equivalent to 780mm against APFSDS and 1,320mm against HEAT in the turret front.
  7. ↑ Мищенко Ю. (ред.) Отчет об участии Т-80У в тендере на поставку основного танка для вооруженных сил Греции
  8. Spencer C. Tucker. The Encyclopedia of Middle East Wars. ABC-CLIO, 2010, с. 199.
  9. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
  10. The Military Balance 2016. — P. 152.
  11. The Military Balance 2016. — P. 347.

Особенности эксплуатации и обслуживания

Тракторы Challenger – техника нового поколения. Такой статус требует специальной подготовки при эксплуатации и обслуживании.

При соответствующей квалификации оператору остается лишь умело переключать различные режимы, своевременно изменять параметры рабочих операций и наблюдать за работой умной машины.

  • В уборочном режиме поддерживается установленная частота оборотов
  • Установка в режиме регулирования мощности предоставляет трактору возможность самостоятельно определять оптимальные настройки
  • Управляющий модуль контролирует расход горючего, независимо от частоты вращения
  • Нажатием единственного переключателя автоматически выполняется любой сложный разворот, который с обычной техникой выполнить бывает совсем не просто
  • Благодаря высокой мощности гидравлики, возможна агрегация с самым мощным навесным оборудованием
  • Для гусеничных моделей предусмотрен выбор гусениц трех типов: для общих сельхозработ, с мелкими канавками, для экстремальных условий
  • Опционно на тракторы Челленджер устанавливаются ксеноновые фары
  • Система GPS позволяет максимально полно использовать все преимущества точного земледелия

Вследствие высокой конструктивно-технологической сложности машин, их обслуживание предполагает высокую квалификацию персонала.

Тракторы Challenger чрезвычайно требовательны к техническому обслуживанию, качеству топлива, масла, смазочных материалов.

Специальные знания требуются при эксплуатации и ремонте бортовой аппаратуры, интеллектуальных систем.

Стоимость тракторов Челленджер 2013-2015 годов выпуска, в зависимости от модификации и внутренней начинки, колеблется в пределах 270 000-280 000 €.

Пожалуй, высокая стоимость – единственный недостаток машин, но для настоящих профессионалов это не преграда.

Возможные неисправности:

Двигатель не заводится:Нехватка масла или топлива; В воздушный или топливный фильтр попала грязь; Свеча зажигания не дает искру; Карбюратор не правильно настроен.
Не срабатывают тормоза:Увеличился свободный ход педали (отрегулируйте ее положение); Износился тормозной диск или колодка (замените соответствующие детали).
Не работает стартер:Обрыв или плохой контакт провода (запаять или сцепить его); Слабая зарядка аккумулятора (зарядить его); Короткое замыкание (почистить поверхность коллектора или заменить щетки); Плохой контакт магнитного переключателя (подкрутить ход переключателя на 2-3 оборота).

В массовой культуре

Стендовый моделизм

Сборные пластиковые модели-копии танка Челленджер различных модификаций в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Тамия (Япония)в двух модификациях пустынный вариант и вариант для Европы.

Сборные модели в масштабе 1:72 выпускаются компанией Revell (Германия) с вариантами машин под учения 1988 года Iron Hammer, а также под операцию в Боснии и Герцеговине (IFOR)

Игровая индустрия

Challenger 1 представлен в игре Armored Warfare в виде ОБТ 7 уровня.

Challenger 1 представлен в игре War Thunder располагаясь на 6 эре в ветке исследований.

Танк FV4030/4 появился в Ground War Tanks в качестве главного приза получаемого в золотом запасе.

Танк Challenger 1 с 2013 года представлен в многопользовательском аркадном шутере “Tanktastic”, выпущенном для платформ Android и IOS.

Представлен в мобильном танковом симуляторе на Android “Wild Tanks” в качестве двух версий: Челленджер 2 СТ 10 уровня, Челленджер ТТ 9 уровня танков Западного блока.

Challenger 1 представлен в игре Wargame (все 3 части) в виде ОБТ войск НАТО

Танк Челленджер 1 и Челленджер 2 представлены в многопользовательском ,танковом ,аркадном шутере Tanktastic, выпущенном для платформ Android и IOS

Оперативная служба [ править ]

Танк Challenger 1 во время войны в Персидском заливе

221 танк Challenger [8] был направлен в Саудовскую Аравию для операции Granby , операции Великобритании во время войны в Персидском заливе 1991 года . В первоначальном развертывании 7-я бронетанковая бригада включала два бронетанковых полка, Королевские ирландские гусарские гусары и Королевские шотландские драгунские гвардейцы , оба оснащенные 57 ракетами Challenger 1 последней версии Mark 3. Они были модифицированы для операций в пустыне с помощью REME. команда и гражданские подрядчики на набережной в Эль-Джубайле , Саудовская Аравия . Эта установка включала дополнительную броню Chobham по бокам корпуса и взрывоопасную реактивную броню.(ERA) на носу и передней пластине гласиса. Модификации также включали установку дополнительных внешних топливных баков и дымогенератора.

Были серьезные опасения по поводу надежности автомобиля. [9] Кроме того, были серьезные опасения по поводу того, как танк, предназначенный для работы в умеренном климате, выдержит суровые условия войны в пустыне. [9] До начала развертывания в войне в Персидском заливе только 22% Challenger 1 находились в рабочем состоянии из-за неисправностей и отсутствия запасных частей. [10]

22 ноября 1990 года было решено добавить в силы 4-ю бронетанковую бригаду под эгидой 1- й (британской) бронетанковой дивизии . Новая бригада имела единственный полк Challenger, 14-20 King’s Hussars , оснащенный 43 танками Challenger 1 и усиленный эскадрильей лейб-гвардии . Они были оснащены версией танка Mark 2, которая была модернизирована за счет бронирования баков для хранения 120-мм зарядов, а также дополнительной брони, установленной на Mark 3.

Во время операции «Щит пустыни» было решено, что 1-я бронетанковая дивизия (Великобритания) будет передана под командование 7- го корпуса США . Этот корпус станет бронированным кулаком сил Коалиции, которому будет поручено уничтожить основную часть иракских сил . [ необходима цитата

]Силы VII корпуса перешли саудовскую границу в Ирак, а затем перешли в Кувейт. 1-я бронетанковая дивизия (Великобритания) была самой восточной единицей в секторе VII корпуса, ее танки «Челленджер» составляли острие наступления. Дивизия продвинулась почти на 350 км за 97 часов, в ряде боев и столкновений уничтожив 46-ю иракскую механизированную бригаду, 52-ю танковую бригаду и элементы как минимум трех пехотных дивизий 7-го корпуса Ирака. Они захватили или уничтожили около 120 [11] танков и очень большое количество бронетранспортеров , грузовиков, разведывательных машин и т. Д. [12]

Основная угроза Challenger была считаться иракская республиканская гвардия «s T-72М танков ; каждый британский танк был снабжен двенадцатью снарядами с обедненным ураном (DU) L26A1 «Иерихон» специально для использования против Т-72М, но в ходе наземной кампании Коалиции ни одного не было обнаружено, поскольку дивизия была выведена заранее. [13]

В действии, глобальная система позиционирования (GPS) и система теплового наблюдения и стрельбы (TOGS), установленные на Challenger, оказались решающими, позволив атаковать ночью, в условиях плохой видимости и сквозь дымовые завесы. [14] Всего британские «Челленджеры» уничтожили около 300 иракских танков, не понес ни единой потери в бою. [11] Патрик Кордингли , командующий 7-й бронетанковой бригадой, впоследствии сказал, что «Челленджер — это танк, созданный для боя, а не для соревнований». [15]

26 февраля 1991 года позывной 11B, командир SCOTS DG, достиг наибольшего подтвержденного уничтожения за всю войну, уничтожив иракский танк бронебойным снарядом с оперением на оперении (APFSDS), выпущенным на расстояние 5110 единиц. метров (3,18 мили) — самый длинный зафиксированный выстрел при попадании танка в танк. [16] [17]

Претенденты также использовались британской армией в Боснии и Герцеговине и операцией Joint Guardian , наступлением НАТО на Косово. [ необходима цитата

]

История создания и производства

«Челленджер 2» производится компанией BAE Systems. Это третий по счету танк, которому присвоено название «Челленджер». Первым являлся вариант «Кромвеля», обладающий пушкой калибра 76,2 мм. Второй танк, эксплуатировавшийся с начала 1980-х по середину 1990-х, использовался в боевых действиях в Персидском заливе. «Челленджер 2» имеет только 5% общих деталей со своим предшественником, которого полностью заменил в армии Великобритании.

Разрабатываться «Челленджер 2» начал в 1986 году. Это была частная инициатива выпускающей его компании. Требования Генштаба о танке нового поколения стимулировали ее поставить в известность о своих планах Минобороны. С ведомством был заключен контракт, предметом которого являлось производство девяти опытных танков. В 1991 году Минобороны приняло «Челленджер 2» на вооружение, после проведенного сравнения с машинами других производителей. Первые танки поступили в армию летом 1994 года.

В этом же году танк удачно выдержал испытания на надежность, в ходе которых три машины на протяжении 285 дней показывали себя в боевых условиях. Ежедневно перед ними ставились следующие задачи:

  • 1000 выстрелов из пулемета 7,62-мм калибра
  • 34 выстрела из основного орудия
  • 27 км езды по дороге
  • 33 км езды вне дороги
  • 3,5 ч работы двигателя
  • 10 ч простоя двигателя.

Все это «Челленджер 2» безукоризненно выполнил.

При начале эксплуатации выявились некоторые проблемы, в связи с которыми поступление танков не производилось, они хранились на заводе, из-за экономических вопросов.

В 2008 году почти две трети «Челленджера 2» начали модернизироваться. Их дополнили 120-мм нарезной пушкой, автоматической трансмиссией, двигателем мощностью 1100 кВт, комплектом навесного дополнительного оборудования, кондиционером и новой системой управления огнем.

Летом 2014 года стартовала программа модернизации CR2 LEP, которая позволит эксплуатировать танки до 2035 года. Но довести до уровня «Челленджер 2LEP» планируется только часть танков.

Ссылки [ править ]

  1. Гамильтон, Арчи. «Танк Челленджер (Стоимость)» . Милбанксистемы
    . Милбанксистемы. Архивировано 17 июня 2016 года . Проверено 21 мая +2016 .
  2. ^ a b c Журнал Classic Military Vehicle Magazine
    , выпуск 46, март 2005 г.
  3. Перейти
    ↑ Dunstan, Simon (1998). Основной боевой танк Challenger 1982-97 гг . Оспри Паблишинг Лтд. С. 18. ISBN 1-85532-485-7.
  4. «Рон Михалко — Табло CAT ’87» . Архивировано 3 апреля 2015 года . Проверено 31 января 2013 года .
  5. «Рон Михалко — Команды CAT ’87» . Архивировано 30 апреля 2012 года . Проверено 31 января 2013 года .

  6. «Hansard: Дебаты в Палате общин, 14 июля 1987 года. Том 119 c437W: Tank Gunnery (Standards)» . Архивировано 2 января 2013 года . Проверено 31 января 2013 года .
  7. Перейти
    ↑ Jane’s Defense Weekly: Volume 12 , Jane’s Publishing Company, 1989 (стр.7)
  8. «Архивная копия» . Архивировано из оригинального 11 августа 2011 года . Проверено 11 августа 2011 года .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
  9. ^ а б Макманнерс стр. 36
  10. McManners p18
  11. ^ a b «Архивная копия» . Архивировано 24 октября 2022 года . Проверено 24 октября 2022 года .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
  12. Проведение войны в Персидском заливе: заключительный отчет Конгрессу
    . Соединенные Штаты. Департамент обороны. 1992 г.
  13. Dunstan (pp.37-39)

  14. Данстан (стр.39)
  15. GlobalSecurity.org
  16. https://www.youtube.com/watch?v=SYzaxW6zh3U&t=120s
  17. Purbrick, Тим (11 марта 2016). «Буря в пустыне. Часть 24: Назад в Германию» . Официальный блог британской армии
    . Архивировано 23 июня 2022 года . Проверено 13 марта 2016 . Это было высшее техническое достижение для человека и машины. 5110 м, то есть более 3 миль, более чем в три раза превышает дальность боя Challenger в 1200 м. Выстрел записан в книгах, иногда неправильно, в одной книге говорится, что это был снаряд с обедненным ураном (DU), это не было, это был обычный служебный раунд FIN, в то время как в другой книге говорилось, что он был на большем расстоянии, это не было » т, то было 5110м. Я считаю, что это самая большая дальность стрельбы прямой наводкой кинетическим выстрелом, когда-либо достигнутая танком на поле боя.
  18. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала на 1 июля 2018 года . Проверено 1 июля 2022 .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )

История создания и производства[править]

Основной боевой танк “Челленджер 2” выпускается британской компанией “Виккерс Дефенс Системс” (ныне являющейся частью компании BAE Systems). Он является третьим танком, носящим имя “Челленджер”. Первым был “Челленджер А30” — вариант танка “Кромвель”, оснащённый 76,2-мм пушкой. Вторым был “Челленджер” — основной боевой танк Великобритании начала 1980-х — середины 1990-х годов, принимавший участие в войне в Персидском заливе. Хотя “Челленджер 2” был разработан на основе “Челленджера”, новый танк отличается от более ранней модели совершенно новой начинкой: всего 5 % деталей являются общими для обеих моделей. На данный момент “Челленджер 2” заменил предыдущую модель на вооружении британской армии.

Компания “Виккерс Дефенс Системс” начала разработку преемника танка “Челленджер” в качестве частной инициативы в 1986 году. В свете требований Генерального штаба о танке нового поколения, компания открыто заявила Министерству обороны о ведущихся разработках. В 1988 году был заключён контракт в 90 миллионов фунтов на производство девяти опытных машин к 1989 году. В июне 1991 года, после длительного сравнения с образцами других производителей (среди возможных кандидатов были “Абрамс” М1А2, “Леклерк” и “Леопард 2”), Министерство обороны решило принять танк “Челленджер 2” на вооружение.

Сборка началась в 1993 году на двух основных заводах: в Ньюкасле и Лидсе. Всего в проекте было задействовано около 250 фирм. Первые машины начали поступать в июле 1994 года.

В 1994 году танк “Челленджер 2” успешно прошёл испытания на надёжность; три машины проверялись в течение 285 дней испытаний, на которых симулировались боевые условия. Каждый из этих дней включал в себя:

  • 27 км езды по дороге
  • 33 км езды вне дороги
  • 34 выстрела из основного орудия
  • 1000 выстрелов из пулемёта калибра 7,62-мм
  • 10 ч простоя двигателя
  • 3,5 ч работы двигателя

На испытаниях было доказано, что новый танк полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым военными.

С началом эксплуатации выявились проблемы, в результате которых несколько лет производимые танки не поступали на вооружение, а хранились на заводе по экономическим соображениям.

В 2008 году началась программа по модернизации 250 из 358 танков “Челленджер-2”, находившихся на вооружении армии Великобритании: на танки должны были установить комплект дополнительного навесного бронирования, новую 120-мм нарезную пушку, новый двигатель мощностью 1100 кВт, новую автоматическую трансмиссию, новую систему управления огнём и кондиционер.

В июне 2014 года в Великобритании был начат первый этап новой программы модернизации CR2 LEP, которая предусматривает продление срока службы танков “Челленджер-2” до 2035 года. Модернизировать до уровня “Челленджер-2LEP” предполагается только часть танков “Челленджер-2”, которые состоят на вооружении вооружённых сил Великобритании.

Операторы [ править ]

Карта операторов Challenger 1 синим цветом с бывшими операторами красным

Текущие операторы [ править ]

  • Иордания , 392 Challenger 1. Конструкторское бюро короля Абдаллы II модернизировало иорданские Challenger и стало известно как Al-Hussein
    . Множественные местные варианты. Иорданские Challenger будут выведены из эксплуатации и заменены 141 мобильной артиллерийской системой B1 Centauro 8×8 итальянской армии, а также бывшими немецкими боевыми машинами пехоты Marder 1A3 . [18]

Бывшие операторы [ править ]

  • Великобритания , 420 в строю заменены на Challenger 2.

Неудачные ставки [ править ]

  • Греческая армия , Греция хотела заменить свой стареющий парк танков более современной машиной. он соревновался с Leopard 2A6, M1A1 Abrams, Leclerc, украинским Т-84 Оплот и Т-80. Leopard 2A6 выиграл соревнование.

Боевое применение

Машины данного проекта принимали участие в миротворческих миссиях еще до того как в 2003 году, в количестве 120 единиц, вошли в Ирак. В ходе этой кампании принимали активное участие в боях за Басру.

В том же году британские танки участвовали в танковом бою с иракскими машинами. В результате было ликвидировано 15 иракских Т-55, «Челленджеры» же не понесли никаких потерь.

Также успешно британские машины показали себя в таком показателе, как проходимость. Некоторые проблемы, которые были обнаружены в ходе учений в пустыне «Саиф Сариа 2» за полтора года до начала военных действий, были исправлены путем оборудования запасов фильтров против пыли, чтобы их можно было оперативно менять.

Галерея изображений

Типы кораблей Военно-морских сил Великобритании периода Первой мировой войны

Авианосцы / ГидроавианосцыAnne
V •
Argus
V •
Ark Royal

Ben-my-Chree
V •
Campania
V •
Empress
V •
Engadine
V •
Furious
V •
Manxman
V •
Nairana
V •
Pegasus
V •
Raven II
V •
Riviera
V •
Vindex
V •
Vindictive
V
Линейные кораблиDreadnought
• Bellerophon • St. Vincent •
Neptune
• Colossus • Orion • King George V •
Canada

Erin

Agincourt
• Iron Duke • Queen Elizabeth • Revenge
БроненосцыRoyal Sovereign • Majestic • Canopus • Formidable • Duncan • King Edward VII • Swiftsure • Lord Nelson
Линейные крейсераInvincible • Indefatigable • Lion • Queen Mary

Tiger
• Renown • Courageous •
Furious
• AdmiralC •
Incomparable
X
Броненосные крейсераCressy • Drake • Monmouth • Devonshire • Duke of Edinburgh • Warrior • Minotaur
Тяжелые крейсераHawkins
Легкие крейсераTownG • Arethusa • CG, C • DanaeC • EmeraldA
Бронепалубные крейсераApollo • Astraea • Eclipse • Blake • Pearl • Edgar • Powerful • Diadem • Arrogant • Pelorus • Highflyer • Challenger • Topaze
Крейсера-скаутыAdventure • Forward • Pathfinder • Sentinel • Boadicea • Blonde • Active
Лидеры эсминцевSwift
• Faulknor • Marksman • Parker • ScottC • ShakespeareC
ЭсминцыAG • BG • CG • DG • RiverG • Tribal • CricketG • Beagle • Acorn • Acheron • Acasta • Laforey • MG • RG • SG, C • Talisman • V and WG, C
МониторыMarshal Ney • Abercrombie • Lord Clive • Humber • Gorgon • M15 • M29 • Erebus
ТральщикиFlower • Racecourse • Hunt • 24C
Канонерские лодкиFly • Insect
Подводные лодкиA • B • C • D • E • F • G • HC • J • K • LC • MC • RC • Swordfish
• V

Примечания: A

: Достроены после войны;
C
: Часть достроена после войны;
G
: Объединение нескольких типов;
V
: Перестроены из другого типа;
X
: Не достроены
курсивом
обозначены отдельные корабли, обычным шрифтом − типы кораблей

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]