Через тернии в море: «Ярослав Мудрый» мог и не добраться до Средиземки


«Ярослав Мудрый»

Главная / Россия / Состав ВМФ / Надводные корабли / «Ярослав Мудрый»

«Ярослав Мудрый». navsource.narod.ru

«Ярослав Мудрый» — сторожевой корабль ВМФ РФ, второй корабль проекта 11540 — серии фрегатов, предназначенных для защиты боевых кораблей и судов от подводных и надводных атак, поиска, обнаружения и слежения за подлодками, атаки кораблей и судов, обеспечения десантирования и решения других задач.

Место базирования

Балтийский флот.

Постройка, имя

Корабль заложен на в Калининграде в 1988 году по проекту 11540 и спущен на воду в 1990 году. Строительство заморожено в связи с недофинансированием в 1994 году. В 2002 году строительство возобновлено с планами на модернизацию. Корабль передан ВМФ 24 июля 2009 года.

Вехи

В период с 7 декабря 2011 года по 14 февраля 2012 года корабль совершил дальний поход в Средиземное море в целях обеспечения военно-морского присутствия кораблей ВМФ России в оперативно важных районах Мирового океана.
С 10 июля по 28 сентября 2012 года выполнял задачи в районах Северной Атлантики, Северного и Средиземного морей в составе объединенной межфлотской группировки ВМФ РФ.

25 апреля 2012 года передан под шефство главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны.

С 17 декабря 2012 по 5 июля 2013 гг. выполнил задачи дальнего похода в районах Атлантического океана, Северного и Средиземного морей.

5 сентября 2014 года приступил к выполнению задач по обеспечению безопасности гражданского судоходства в районе Красного моря и Аденского залива. Потом отправился в Индийский океан, посетил Пакистан, Индонезию, Малайзию, Шри-Ланку. 21 февраля 2015 года вернулся в Балтийск.

16 июня 2015 года корабль посетила глава Российского Императорского дома великая княгиня Мария Владимировна.

Осенью 2015 году встал на ремонт на Прибалтийском судостроительном . В марте 2016 года прошел испытания после ремонта.

В апреле 2016 года участвовал в конкурсе профессионального мастерства «Кубок моря-2016».

В июне 2016 года отправился в Средиземное море, чтобы пополнить постоянное оперативное соединение российских кораблей.

В апреле 2022 года отправился в дальний морской поход в Средиземное море и Индийский океан.

28 октября 2022 года вернулся в Балтийск из дальнего морского похода.

В конце октября 2022 года корабль, выполняющий задачи дальнего похода, прибыл в Тартус.

Тактико-технические характеристики

Энергетическая установка: двухвальная газо-газотурбинная типа COGAG2 — 2 маршевые ГТУ суммарной мощностью 20000 л.с. и 2 форсажные ГТУ суммарной мощностью 37000 л.с. Мощность: 57000 л.с. (общая) Скорость: 30 узлов; экономичная: 18 узлов Автономность плавания: 30 суток Экипаж: в настоящее время 27 офицеров, 31 мичман и 155 матросов и старшин

Размеры

Тоннаж: 4500 тонн Длина: 129,8 метра Ширина: 15,6 метра Осадка: 8,35 метра

Вооружение

6 533 мм торпедных аппаратов 2 противолодочных ракето-торпедных комплекса «Водопад-НК» Противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 4 зенитных ракетных комплекса «Кинжал» 2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик» 100 мм артиллерийская установка АК-100 с РЛС управления МР-145 «Лев» Противолодочный вертолет Ка-27

Примечания

  1. ↑ Данные о суммарной мощности энергоустановки СКР проекта 11540 разнятся от источника к источнику – например, справочник Бережного описывает её как 2 маршевых двигателя по 20000 л. с. и 2 форсажных/основных по 37000 л. с. (всего 2*20000+2*37000=114000 лошадиных сил, что для небольшого сторожевика очень много). Более реалистичное значение в 58000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича. Согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») – суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М27 складывается из основного двигателя ДО90 в 19500 л. с. и маршевого ГТД ДС71 в 9500 л. с., что даёт 29000 л. с. на один агрегат и 58000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. Комплекс «Уран», изначально предусмотренный техническим проектом 11540, фактически на «Неустрашимом» не был установлен – как минимум, до начатого в 2014 г. капремонта.
  3. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы корабля.

Война в Сирии заставила Россию отчаяться, нужно купить 8 кораблей проекта 054А, чтобы прийти в себя

Ракетные удары в Сирии 14 апреля уже не вызывают массового внимания общественности, однако по мере того, как в связи с этим событием раскрывается все больше деталей, очень многие вещи выходят за рамки предположений. В статье российской газеты “Взгляд” от 19 апреля в контексте морского противостояния в Сирии был сделан обзор ВМФ России и США. Автор пришел к выводу, что “соотношение сил не представляется совсем уж безнадежным”. Однако Россия находится в весьма затруднительном положении, и единственный путь к спасению для нее – это закупка у Китая 8 фрегатов проекта 054А, то есть немыслимый по своей сути контракт.

Общие сведения

Фрегаты (по изначальной классификации – сторожевые корабли 2 ранга) в российском флоте предназначены для осуществления поиска подводных лодок в составе разнородных поисково-ударных групп, обеспечения боевой устойчивости отрядов и групп кораблей и судов, в том числе конвоев. Кроме этого, фрегаты ВМФ, наряду с кораблями Федеральной пограничной службы, могут привлекаться для защиты биоресурсов и производственной деятельности в пределах экономической зоны и принадлежащего России континентального шельфа. В силу известных обстоятельств Россия после 1991 года переживает непрекращающийся кризис во всех сферах, включая военно-экономическую. В связи с этим при массовом выводе кораблей из боевого состава флота по техническому состоянию было почти полностью прекращено строительство и новых боевых единиц. Это привело к тому, что существующие количество фрегатов не обеспечивает решения даже самых насущных проблем. По своим оперативно-техническим качествам отечественные фрегаты на момент вступления в строй головных кораблей серий не уступали лучшим мировым образцам. Однако в настоящее время сроки постройки кораблей затягиваются настолько, что есть опасения, что они морально устареют за период строительства.

Именно такая судьба ожидала строящиеся на Прибалтийском судостроительном заводе сторожевые корабли проекта 11540. До 1991 года успели ввести в строй лишь головной «Неустрашимый», а два других корабля, уже доведённые до высокой степени готовности, были надолго законсервированы. Спустя более двух десятков лет ввели в строй и второй фрегат – «Ярослав Мудрый». Третий, «Туман», был в конце концов объявлен устаревшим ещё на стапеле и намечен к разделке на лом.

При соответствующем финансировании сохранившаяся к настоящему времени судостроительная промышленность России позволяет полностью обеспечить российский флот новыми фрегатами и строить их на экспорт. Подтверждают это строящиеся для ВМС Индии и ВМФ России фрегаты типов «Тальвар» и «Адмирал флота Советского Союза Горшков», при создании которых был использован опыт проектирования и службы сторожевых кораблей проекта 11540.

Реаниматоры из «Новика»

В декабре 1991-го вместе с исчезновением СССР на территории РФ исчезло и производство корабельных газотурбинных установок (ГТУ). Занимавшееся в советские времена проектированием и производством таких ГТУ проектное бюро «Машпроект» и производственное объединение «Зоря» остались на Украине. 2 ноября 2001-го года «Зоря» и «Машпроект» слились в ГП НПКГ «Зоря—Машпроект» со штаб-квартирой в Николаеве.

Меж тем значительная часть боевых кораблей ВМФ РФ была оснащена именно газотурбинными установками. Возникшая в 1991-м зависимость от украинских контрагентов в вопросе производства и ремонта ГТУ к концу нулевых стала для российского флота критической. Вопрос о необходимости создания собственного предприятия соответствующего профиля неоднократно поднимался и обсуждался на самых разных уровнях в РФ. И столь же неоднократно эти инициативы к какому-либо конструктивному решению проблемы с производством/ремонтом корабельных ГТУ не приводили.


СКР «Ярослав Мудрый»

Проблемы с ГТУ всерьез привлекли внимание Министерства обороны лишь в октябре 2013 года. Причиной послужил выход из строя после почти семимесячного боевого похода форсажной ГТУ на одном из самых новых на тот момент кораблей Балтийского флота — сторожевом корабле «Неустрашимый»

Аварийная ГТУ была демонтирована с корабля и приготовлена к отправке на ремонт в украинский Николаев

Правда, с важной оговоркой. «Зоря-Машпроект» на сей раз обязывалось контрактом не только отремонтировать ГТУ «Неустрашимого», но и обучить аналогичным операциям специалистов из РФ

С российской стороны в число предприятий, участвовавших в работе по восстановлению технической готовности сторожевика, вошла промышленная группа «Новик». Именно специалисты «Новика» должны были проходить обучение и стажировку на украинском предприятии «Зоря-Машпроект».

Промышленная группа «Новик» появилась в 2008 году. Практически сразу «Новик» стал многопрофильным предприятием, способным предложить большой перечень услуг, включая сервисное обслуживание, ремонт и восстановление технической готовности не только паротурбинных энергетических установок, но также главных и вспомогательных котельных установок. Наравне с этим «Новик» занялся сервисным обслуживанием комплексов минно-торпедного вооружения в пунктах базирования кораблей и подводных лодок ВМФ.

При таком широком спектре работ «Новику» потребовались компетенции в сфере прикладной науки. Создание собственного проектно-конструкторского бюро — задача не из легких. Во времена СССР подобные коллективы формировались на протяжении десятилетий при профильных предприятиях. Но на помощь «Новику» пришел случай. Руководство в рамках кампании реструктуризации и оптимизации бывшего госпредприятия решило избавиться от собственного конструкторского бюро турбостроения. В результате оставшийся без работы коллектив кировского КБ практически в полном составе летом 2011 года перешел в «Новик», где и образовал одноименное проектно-конструкторское бюро (ПКБ).

Как показали последующие события, создание этого кадрового задела оказалось критически важным. Согласованным с украинскими контрагентами планам по ремонту аварийной ГТУ СКР в Николаеве и обучению там же специалистов «Новика» помешал государственный переворот в Киеве и последующие события в Крыму и Донбассе. Военно-техническое сотрудничество РФ и Украины прекратилось. В чрезвычайных обстоятельствах российской стороне пришлось организовывать ремонт корабельных ГТУ исключительно своими силами. Вопреки бытовавшему в определенных кругах пессимизму в отношении таких работ, положительный результат был достигнут.

ПКБ «Новик» вместе с самарским ОАО «Кузнецов» на заводе, занимавшемся не корабельными, а авиационными турбинами, развернули ремонт доставленной в Самару ГТУ «Неустрашимого». Технической документации для этого ни у «Новика», ни у «Кузнецова» не имелось — ее пришлось создавать прямо по ходу ремонтных и пусконаладочных работ. Реанимировать в срок турбину «Неустрашимого» не получилось. В феврале 2015-го такая же форсажная турбина вышла из строя на другом СКР проекта 11540, «Ярославе Мудром». Командование ВМФ оперативно приняло решение о первоочередном ремонте ГТУ именно этого корабля. В Самаре приостановили работы над форсажной турбиной «Неустрашимого», дождались доставки ГТУ «Ярослава Мудрого» и взялись за нее. Все работы по ГТУ «Мудрого» были закончены четко в обозначенные заказчиком сроки.

Описание конструкции


Общий вид СКР проекта 11540

Сторожевые корабли проекта 11540 представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней теплового, акустического, электромагнитного и вторичного радиолокационного полей.

Корпус

«Неустрашимый» в 2006 году. Хорошо видна характерная форма надстроек и крышки буксируемого устройства ГАС в корме

Корпус корабля полубачный, с удлинённым полубаком и характерным изломом верхней палубы в носовой части для улучшения условий стрельбы из универсальной 100-мм артустановки. Подводная часть корпуса оснащена бульбом, в котором размещена антенна гидроакустического комплекса. Водонепроницаемыми переборками корпус корабля разбит на 12 отсеков. И корпус, и надстройка полностью стальные, сконструированы с использованием технологий по снижению заметности; все соединения выполнены методом сварки.

Для снижения уровня отражённого радиосигнала конструкторы применили необычное решение: наружные грани надстройки, а также крышка буксируемого тела в корме получили гофроподобные изломы по внешней поверхности. Более традиционное решение, применяемое в военном кораблестроении СССР с 1960-х годов и к настоящему времени распространённое повсеместно, предусматривает отклонение внешних поверхностей надстроек от вертикали при сохранении ими плоской формы. Технологически традиционное решение проще, но полезный объём верхних ярусов надстроек это несколько сокращает. Вероятно, стремление разместить максимум оборудования и вооружения в минимальном объёме и подтолкнуло конструкторов проекта 11540 к необычному способу обеспечения малозаметности.

Энергетическая установка и ходовые качества

Специалисты 1-го ЦНИИ МО настойчиво рекомендовали для «Ястреба» комбинированную дизель-газотурбинную энергоустановку, как более экономичную. Однако реальные возможности отечественной промышленности, не изготовлявшей дизель-редукторных агрегатов подходящей мощности, не позволяли в этом случае выдержать плановый срок сдачи головного корабля. Поэтому в новом проекте сохранили ГТУ с маршевыми и основными газотурбинными двигателями, отработанную и усовершенствованную на СКР проектов , 1135М и 11351.

Энергетическая установка двухвальная. Применительно к одной валолинии силовой агрегат состоит из одного маршевого М-70 и одного форсажного (основного) М-90 газотурбинных двигателей. Всего, таким образом, ГЭУ состоит из четырёх (двух маршевых и двух основных) ГТД общей мощностью 58000 л. с., работающих через редукторы на два винта фиксированного шага. ГЭУ позволяет кораблю развивать наибольшую скорость хода 30 узлов. При необходимости любой из агрегатов способен вращать оба вала, что делает ГЭУ более живучей и придаёт большую гибкость при выборе экономического режима хода.

Дальность плавания при 18-узловой скорости составляет 3000 миль, а ходом 16 узлов корабль может преодолеть без дозаправки 3500 миль.

Электроэнергию кораблю обеспечивает пара газотурбогенераторов по 1250 кВт, один газотурбогенератор мощностью 600 кВт, а также два резервных дизель-генератора по 600 кВт каждый.

Экипаж и обитаемость

Корабли проекта снабжены успокоителями качки, а также скуловыми килями, способствующими улучшению мореходности, улучшению условий применения оружия и повышению комфортности для экипажа.

Стремление к максимальному насыщению не очень крупного корабля вооружением и оборудованием привело к уплотнению жилых помещений и бытовых устройств. Как следствие, по размещению личного состава на СКР проекта 11540 отмечали некоторое ухудшение по сравнению с аналогичными кораблями.

Автономность кораблей проекта 11540 по запасам провизии рассчитывается на 30 суток.

Технические характеристики

Аналогом фрегатов проекта 11540 можно считать американские корабли типа «Оливер Перри», хотя строиться они стали раньше.

Проект 11540 «Ястреб»FFG-7 Oliver H. Perry
Длина, м129135
Водоизмещение, т43504200
Скорость хода, уз3029
Вооружение100 мм АУ, ЗРК «Кинжал», ЗРАК «Кортик» , ПКР «Уран», РБУ-6000, РПК «Водопад»76 мм АУ, 20 мм АУ, ЗРК «Стандарт», ПКР «Гарпун», 2 торпедных аппарата
Дальность плавания, миль35005000
Экипаж214219

Американские фрегаты предназначались для обеспечения ПВО и ПЛО в дальних походах, для чего оснащались дальнобойными зенитными ракетами «Стандарт» и несли по два противолодочных вертолёта (вместо одного на «Ястребах»). Этим же объясняется и увеличенная, по сравнению с советскими и российскими кораблями дальность плавания.

В настоящее время американские фрегаты считаются устаревшими. Почти все корабли списаны или проданы.

Более 20 лет «Неустрашимый» бы единственным «Ястребом», находящимся в эксплуатации.

А к тому времени, как удалось достроить «Ярослав Мудрый», оказалось, что «11540» уже успел морально устареть.

Сейчас будущее российского флота связывают с новыми фрегатами – проекта 22350. За «Ястребами» осталась роль кораблей, которые помогли пережить «переходный период».

Примечания

  1. ↑ Данные о суммарной мощности энергоустановки СКР проекта 1155 разнятся от источника к источнику – например, справочник Бережного описывает её как 2 маршевых двигателя по 20000 л. с. и 2 форсажных/основных по 37000 л. с. (всего 2*20000+2*37000=114000 лошадиных сил, что для небольшого сторожевика необычайно много). Более реалистичное значение в 58000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича. Согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») – суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М27 складывается из основного двигателя ДО90 в 19500 л. с. и маршевого ГТД ДС71 в 9500 л. с., что даёт 29000 л. с. на один агрегат и 58000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. Российские военные перечислили нарушения со стороны корабля ВМС США, которые привели к опасной ситуации:
    • американскими моряками было проигнорировано правило 13 «Обгон» Международных правил предупреждения столкновений судов. Оно предписывает каждому судну, осуществляющему обгон, держаться в стороне от курса обгоняемого судна;
    • американцы грубо нарушили правило 15 «Ситуация пересечения курсов» тех же правил: никакое последовавшее изменение во взаимном положении двух судов не освобождает от обязанности обгоняющее судно держаться в стороне от обгоняемого до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади;

  3. экипаж американского эсминца нарушил 1-й пункт 3-й статьи советско-американского соглашения 1972 года «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним» – что корабли должны оставаться на достаточном удалении, чтобы избежать риска столкновения.
  4. Представители ВМС США оправдывались тем, что «Экипаж российского судна вёл себя непрофессионально». Сторожевик поднял сигнал «шар-ромб-шар», означающий «ограничение в маневрировании», попутно по УКВ-радио требуя от эсминца поддерживать безопасное расстояние. Тем не менее, когда Gravely

    изменил курс и скорость, сторожевик также сменил курс – по мнению американцев, это говорит о том, что корабль фактически не был ограничен в возможности маневрировать. «Ярослав Мудрый» приближался к американскому эсминцу на расстояние около 300 метров и находился от авианосца в 5 морских милях.

Командиры корабля

  • капитан 3-го ранга Кольяков Игорь Аркадьевич (29 июня 1990—23 февраля 1991 года)
  • капитан 2-го ранга Авраамов Николай Георгиевич (23 февраля 1991—13 мая 1993 года)
  • капитан 2-го ранга Рыжков Игорь Георгиевич (13 мая 1993—4 июля 1996 года)
  • капитан 3-го ранга Демидович Игорь Дмитриевич (4 июля 1996—1998 год)
  • капитан 3-го ранга Ясницкий Павел Геннадьевич (1998—2002)
  • капитан 2-го ранга Кутышенко Павел Анатольевич (2002—2004)
  • капитан 2-го ранга Смирнов Игорь Николаевич (2004—2007)
  • капитан 2-го ранга Апанович Алексей Васильевич (2007—2010)
  • капитан 2-го ранга Баранов Денис Валерьевич (2010—2012)
  • капитан 2-го ранга Ашуров Роман Юрьевич (2012—2013)
  • капитан-лейтенант Суслов Алексей Григорьевич (2013—2013)
  • капитан 2-го ранга Липский Сергей Александрович (2013-2017)
  • капитан 3-го ранга Наумов Владимир Александрович (с 2017 года)
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]