Холодное оружие Востока – своеобразно красивое, изготовленное в необычном для европейца стиле смертоносное оружие с уникальной техникой боя и тайной передачи по наследству знаний и навыков.
Мастерство владения японским мечом дошло до нашего времени практически в первозданном виде. И все благодаря стойким традициям. Даже в современном мире находится великое множество поклонников японского меча и техники владения им. В древней Японии существует большое количество интересных видов клинкового оружия. Среди них нагината.
Нагината в дословном переводе с древнего японского языка более раннего периода означает «длинный меч»- холодное оружие с длинной рукоятью овальной формы и изогнутым клинком на конце. С первого взгляда может показаться, что это не рукоять, а древко, так как его длина может достигать значительных размеров, но это не так. Однако это написание было приемлемо до середины 16 века. Все дело в том, что в это время появляются мечи с длиной клинка до 2 метров. Чтобы не произошла путаница нагинату стали записывать иероглифами, обозначающими «косящий меч».
В японской мифологии многие победы мужественных воинов находили объяснение во владении «священным мечом», меч дарился богами и наделялся божественной силой. Речь шла о древнем японском оружии, по внешним признакам напоминающим нагинату.
История возникновения нагинаты
Происхождение нагинаты до сих пор вызывает споры среди историков.
- Первое упоминание о нагинате встречается в книге Кодзики (древняя священная книга Японии, старейший памятник древнеяпонской литературы), где говорится об ее использовании сохэями (буддийские монахи-воины феодальной Японии) в течение периода Нара (эпоха в развитии Японии с 710 по 794 годы).
- В произведениях живописи, относящейся к 938-947 годам, которые описывали период военных действий того времени, можно увидеть нагинату в применении, причем обеими враждующими сторонами.
- В 1086 году впервые документально фиксируется запись об использовании этого оружия в бою. На тот момент воины рассматривали нагинату, как высокоэффективное оружие. Активное применение нагинаты в это время способствует возникновению изменения в японских доспехах. Для защиты ног воина от ударов этим оружием вводится специальная защита голени. Начиная с 12 века нагинату вводят в традиционное снаряжение японских самураев и солдат.
- Согласно одной из древних легенд нагината произошла от китайского холодного оружия дадао (китайская алебарда). В ходе применения его доработали в соответствии со своими японскими культурными, воинскими и ремесленными особенностями. Доказательством этому являются найденные на острове Кюсю наконечники от холодного оружия. Датируются находки периодом 2 век до н. э – 2 век н. э.
- Другая группа ученых историков предполагает, что прародителем нагинаты могли быть орудия, которые использовались бродячими торговцами для самообороны, разбойниками для нападения, простыми людьми для забоя скота или, например, для расчистки лесных дорог в Японии в 7 веке. Для его изготовления не требовались специфические материалы и специальные навыки для обращения с ним.
Японское оружие Нагината (Naginata) одна из редких разновидностей — Tsukushi Naginata
Щиток на рукоятке шпаги
По европейской классификации это древковое оружие Алебарда своим типом по форме напоминающим бердыш. Tsukushi Naginata является первородной формой Нагината, её древнейшей формой в Японии. по всей видимости родоначальником данного редкого типа клинков стала Ната (горный меч) ,а именно ната () применявшаяся для отсечения сучков и побегов на значительной высоте. В современной Японии до сих пор применяют подобные сельскохозяйственные орудия. Мы немогли не упомянуть о такой редко форме, как Hozu hi yari
Применялась Сукиши (Тсукиси) Нагината самураями в бою с конца периода Хэйан (1185г.) до периода Муромами. Особенностью крепление, к древку являлись два, а иногда три кольца находящиеся на хвостовике клинка, (хвостовик — накаго не вставлялся в древко как у нагинаты: Японское антикварное древковое оружие Ко-Naginata Kakure). Строение клинка До наших дней дошло не так много образцов цукуси-нагина, отчасти из за давности ее применения, прискорбным фактом для историков и коллекционеров нашего времени случился тот факт, что за многие века поколения самураев, не найдя логического применения это уникального оружия, перековывали клинки и подгоняли ,если так можно выразиться под обстоятельства, т.е. получали нагинату либо меч вакидзаси.
Мы https://antikvariat-japan.ru/ уже не раз выкладывали ролики в наш Ютуб канал с упоминаем о редких формах клинков японского самурайского древкового оружия.
Внешний вид нагинаты
Для европейского человека нагината по внешнему виду, по каким-то причинам, напоминает алебарду. Однако для историка этот вопрос однозначен, различий у них намного больше, чем сходства.
Нагината состоит из двух частей, рукояти и клинка.
- Рукоять могла достигать в длину до 2.5 метров. В сечении она имеет овальную форму. Выполняется рукоять чаще из дуба или бука и покрывается лаком. Иногда рукоять укреплялось металлическими кольцами. Могли так же оплетать древко толстым шелковым шнуром. Различия в размерах зависели от личных предпочтений владельца, его физической формы и веяния моды того или иного времени. В настоящее время наиболее распространен укороченный вариант рукояти, около 1,2 – 1,5 метра. На нижнем конце рукояти могли быть надеты металлические заостренные колпаки.
- Клинок имеет изогнутую форму и одностороннюю заточку. Ранее его длина составляла от 60 см до 120 см. Клинок был широким, сильно изогнутым и расширенным на конце. Наносить колющие удары таким оружием было очень неудобно. С 16 века клинок приобретает более привычный на сегодняшний день внешний вид. Его длина обычно не превышает 60 см, в основном 30 — 50 см, он узкий с небольшим изгибом. Форма клинка может напоминать ровное лезвие меча, а может иметь расширение на конце. Клинок от рукояти отделен круглой гардой.
Катаны
Клинок Ниндзя
Характеристики:
- Вес (в килограммах): 1
- Режущий урон: 1,76
- Дробящий урон: 0
- Бонус к атаке: +2
- Бонус к защите: -4
- Стоимость (при покупке): 75 547
- Стоимость (при продаже): 11 332
Расположение: можно забрать у Димака, обитающего в Башне Ниндзя.
Катана
Характеристики:
- Вес (в килограммах): 2
- Режущий урон: 2,2
- Дробящий урон: 0
- Бонус к атаке: +4
- Бонус к защите: -4
- Стоимость (при покупке): 188 870
- Стоимость (при продаже): 28 330
Расположение: можно забрать у Императора Тэньгу, который обитает в городе под названием Груз.
Катана без цубы
Характеристики:
- Вес (в килограммах): 1
- Режущий урон: 2,2
- Дробящий урон: 0
- Бонус к атаке: +6
- Бонус к защите: -6
- Стоимость (при покупке): 188 870
- Стоимость (при продаже): 28 330
Расположение: можно забрать у Генерала Джана, обитающего в Пепельном Куполе III.
Вакидзаси
Характеристики:
- Вес (в килограммах): 1
- Режущий урон: 1,98
- Дробящий урон: 0
- Бонус к атаке: +2
- Бонус к защите: -2
- Стоимость (при покупке): 94 435
- Стоимость (при продаже): 14 165
Расположение:
- Можно забрать у Леди Кана, обитающей в Порте Север.
- Можно забрать у Хозяйки Грэйс, обитающей в Южной рабской ферме.
- Можно забрать у Хозяйки Рэн, обитающей в Рабской ферме, расположенной в области Хэн.
Топпер
Характеристики:
- Вес (в килограммах): 4
- Режущий урон: 2,42
- Дробящий урон: 0,2
- Бонус к атаке: 0
- Бонус к защите: 0
- Стоимость (при покупке): 56 660
- Стоимость (при продаже): 8 499
Расположение: можно забрать у Носорога, обитающего в Пепельном куполе II.
Нодати
Характеристики:
- Вес (в килограммах): 8
- Режущий урон: 2,64
- Дробящий урон: 0
- Бонус к атаке: +4
- Бонус к защите: -4
- Стоимость (при покупке): 226 644
- Стоимость (при продаже): 33 996
Расположение: можно забрать у Саванта, который обитает в Доме Кожи – Штаб.
Конструктивные особенности меча
Нагинату по ошибочному представлению иногда называют европейской алебардой, но это в корне не правильно.
- По европейской классификации нагинату относят к древковому оружию, однако на Востоке – это меч. Согласно японской классификации оружие с длиной клинка более 15 см относят к мечам.
- Овальная форма рукояти имеет свое предназначение. Она служит для определения направления лезвия клинка, что очень удобно при быстрых перехватах и вращениях во время боя.
- Укорочение со временем длины рукояти нагинаты с 2. 5 до 1.2-1.5 метров, имело для этого свои основания. В бою такой размер показывает большую боеспособность. Укороченные нагинаты в настоящее время применяют на занятиях по нагинатадзюцу.
- Считается, что оружие должно превышать рост своего хозяина на 30-40 см для эффективности в обороне и нападении.
- Заостренные колпаки на рукояти (ишизука) выполняли роль не только противовеса тяжелому клинку, но и применялись в бою для нанесения дробящих ударов противнику.
- Для снижения общего веса меча клинок имеет долы – это продольные углубления для облегчения конструкции с сохранением ее прочности.
- Узкий и немного загнутый клинок современной нагинаты дает возможность наносить колющие удары.
- Крепление клинка к рукояти осуществляется за счет длинного хвостовика (его размер всегда приблизительно равен длине самого клинка с возможными небольшими отклонениями, как в меньшую, так и в большую сторону), то есть принцип крепления, как у обычных коротких мечей. В рукояти проделывается специальная прорезь, куда вставляется хвостовик, имеющий несколько отверстий для скрепления с рукоятью. Вся эта конструкция сверху закрепляется металлическими кольцами, иногда дополняется тугой обмоткой из толстых шелковых нитей. Проушину имел только один из древних представителей нагинаты, ориентировочно в 10 веке, позднее от них отказались и перешли именно на способ крепления как у мечей. Почему все так сложилось, никто не знает, только и на сегодняшний день хвостовик крепится к рукояти бамбуковым штифтом.
Многие японские мечи имеют общую конструкцию и технологию изготовления. Вероятно, это и дало возможность не только выжить японскому холодному оружию спустя века, но и сохранить свою уникальность и национальный характер.
Вот азиаты мы
Но перейдем к практике. Итак, занятие начинается. Нам выдают учебные нагинаты — они отличаются от настоящих боевых тем, что лезвия не стальные, а сделаны из бамбука. Прикидываю оружие на вес — чуть полегче, чем европейские аналоги, но впечатление производит сильное. Дарья показывает основные стойки — их тут побольше, чем в штыковом бою, который чем–то похож на нагината–до. Самое большое отличие — это то, что в Европе принято стоять к противнику во время боя только левым или правым плечом (в зависимости от школы боя), а в нагинате можно менять положение, выбирать более удобное для себя и менее удобное для противника.
Далее начинается отработка ударов и защит. Оружие длинное, поэтому позволяет поражать противника практически по всем секторам — и в голову, и в корпус, и в ноги. Значит, защищать приходится все сразу. Опять же для защиты используется не только лезвие, но и рукоять нагинаты — чего почти нельзя увидеть в европейских школах.
После самостоятельной отработки начинается работа в парах. По очереди я и моя напарница наносим удары друг по другу — в строго оговоренной последовательности, чтобы не допустить травм. Это важный этап, потому что так закрепляются основные навыки — как реагировать на атаки противника, чтобы не задумываться об этом в поединке, а делать все автоматически. Любой, кто занимался фехтованием или единоборствами, знает, что в бою не успеваешь думать о защите, тело само должно правильно реагировать.
Такая отработка занимает достаточно много времени. Руки, ноги и тело уже изрядно подустали от непривычных движений. Но, когда занятие близится к концу, не могу удержаться и не попросить Дарью о спарринге. Она соглашается, мы отправляемся облачаться в доспехи. Про которые стоит сказать особо. Те, кто занимался кэндо (или хотя бы знает по кино), представляют, как выглядят эти доспехи — они похожи на средневековые самурайские. Твердый нагрудник «до», щитки на руки «котэ», пояс «тарэ» и шлем «мэн» защищают бойца даже от самого сильного удара противника. У тех, кто занимается всерьез, на талии еще и мешочек с именем и названием клуба — мне, разумеется, такое пока не положено.
Вот облачились в доспехи и по команде Дарьи сходимся. Признаюсь, было очень непросто. Мой уровень владения нагинатой нулевой, тягаться с опытным бойцом почти нереально. Да и непривычно двигаться в таких доспехах. Не то чтобы они неудобные — как раз наоборот. Но все–таки я, как адепт классического европейского фехтования, приучен к другим. Плюс сбивает постоянная смена стоек противника. И, пока понял, что и сам могу использовать это в свою пользу, пропустил немало обидных ударов.
Но, наверное, самым сложным оказалось другое. Повторюсь, я больше привык к европейскому фехтованию. А там принято, что после удара или укола, достигшего противника, бой приостанавливается. Судьи оглашают, кто заработал очки, фехтовальщики готовятся продолжить. У японцев не так — даже если поразил противника, схватка не заканчивается. И можно тут же схлопотать еще несколько ударов. Что всячески приветствуется, поскольку демонстрирует боевой дух. Скажу честно — мне этот барьер так и не удалось преодолеть до конца спарринга.
Но всему хорошему приходит конец. Приветствуем друг друга традиционным поклоном, иду снимать снаряжение. И окончательно осознаю, что познакомился с самобытной дисциплиной — ничего подобного до сих пор пробовать не доводилось.
Фехтование нагинатой отлично развивает реакцию, умение быстро принимать правильное решение, рассчитывать силы и определять нужный момент для рывка. И, конечно, дает возможность почувствовать себя пусть ненадолго, но средневековым японским самураем.
Алексей Буцайло
Все статьи автора
31 марта 2022, 14:16
894
Боевые возможности нагинаты
Нагината – универсальное оружие. Оно собрало в себе все самые сильные стороны меча, копья и длинного шеста. Воин с этим оружием мог наносить противнику рубящие и колющие удары, при этом держа его от себя на значительном расстоянии.
Старинной нагинатой не удобно было наносить колющие удары, однако, она обладала высокими рубяще – режущими свойствами за счет сильного изгиба и ширины клинка. Считалось, что простолюдины, которые были ее первыми владельцами, старались отрезать врагу ноги, при этом, не подпуская его к себе на близкое расстояние и защищая себя, таким образом, от ударов вражеского меча.
Зато старинная тяжелая нагината, обладала мощным рубящим ударом, изогнутое и заточенное с одной стороны лезвие клинка идеально подходило для широких секущих дугообразных движений. Применялась для того, чтобы отрубить руки или ноги конного противника или повредить ему сухожилия, так как в этих местах доспехи были слабыми, либо чтобы нанести вред или зарубить лошадь, а так же добить упавшего всадника.
Нагината не рассчитана на нанесение мощного удара сверху вниз по голове и ею с трудом можно нанести прицельный удар, например, попасть в щель забрала, как это может сделать европейская алебарда. При этом оглушающие удары по голове противника, даже если он находился в шлеме, были все равно весьма ощутимы, вряд ли враг оставался после них в сознании. В целом же, нагината считается маневреннее и легче европейской алебарды.
Конструктивные особенности нагинаты собрали в себе приемы, как меча, так и копья в технике фехтования. Как у меча у нагинаты древко овальное, а не круглое, как у копья. По такой форме легче сориентировать в бою направление клинка. Так же с овальной рукоятью удобнее рубить, и отбивать даже самые быстрые удары, наприме, копья или меча. Воин с нагинатой мог рубить и колоть в различных уровнях и по различным траекториям.
Гарда нагинаты дополнительно могла иметь металлическую поперечину, прямую или загнутую кверху, этот элемент помогал отбивать удары противника. Укороченные нагинаты использовались как метательное оружие, при этом на лезвиях делались зазубрины.
До эпохи развития Хэйан в Японии(794 – 1185) нагината, как оружие применялась только пехотинцами. В период воин (с 1181 по 1185 годы) это оружие начинают применять и наездники, так как им эффективно было уничтожать лошадей противника и наносить конному врагу серьезные травмы. Не вышла она из обихода и активно продолжала использоваться в этот период в бою пехотинцами, нагината даже способствовала появлению в доспехах элементов защиты ног, что ранее не было востребовано.
Широкие возможности нагинаты требовали хорошей физической подготовки воина, особенно его кистей и предплечий. Оружие можно перебрасывать из руки в руку, им выполнялись различные круги и восьмерки.
В руках опытного фехтовальщика опасным становился и нижний конец рукояти с острием. Им можно было выполнять различные тычки врагу, отбиваться, отвлекать внимание, чтобы затем острым клинком нанести серьезный удар. Острым наконечником можно было нанести колющие и рубящие удары. Средней частью нагинаты воин мог блокировать удары противника или оттолкнуть его. Длинная рукоять нагинаты давала возможность вести бой на приличной дистанции и проявляла эффективность в борьбе с несколькими противниками одновременно.
Наглядно представлены возможности нагинаты в одном из древнейших памятников японской литературы конца 15 – начала 16 века «Сказание о Ёсицунэ». Живой оригинальный язык того времени профессионально смог передать Аркадий Стругацкий. Вот как там описывается бой главного героя произведения Минамото Ёсицунэ, который стал участником феодальных воин 12 века. «Он рубил навзлет и наотмашь, протыкал животы коням, а упавшим всадникам отсекал головы ударами под шлем, либо оглушал их и резал насмерть. Рубил направо, налево и вокруг себя, и ни один человек не мог к нему подступиться, чтобы схватиться лицом к лицу. В безумной ярости метался Бэнкэй, нанося удары во все стороны. Разогнав нападавших, он воткнул нагинату острием в землю, оперся на древко и устремил на врагов взгляд, исполненный гнева.»
Гайд Nioh — лучшее стартовое оружие
Пп-93
Nioh позволяет выбрать вам два стартовых оружия. В будущем вы можете использовать все, что только захотите. Но в самом начале прохождения вам нужно выбрать для себя как можно более лучший комплект с индивидуальными бонусами. Другими словами, вы должны выбрать оружие, которое действительно собираетесь использовать на все сто процентов.
В игре есть пять видов оружия:
1. Меч — стартовый бонус +1 к мужеству;
2. Двойные мечи — стартовый бонус +1 к навыкам;
3. Копье — стартовый бонус +1 к здоровью;
4. Топор — стартовый бонус +1 к выносливости;
5. Кусаригама — стартовый бонус +1 к ловкости.
Бонус «+1» на ранних стадиях игры представляет из себя отличный подарок, ведь каждое оружие изначально идет с 5 очками. Вы должны выбрать оружие, которое максимально дополняет друг друга.
Мечи — универсальное оружие, которое как не наносит слишком много повреждений, так и действует ни быстро ни медленно. Не особо большой радиус поражения. Бонус мужества увеличивает запас выносливости, так что не забывайте о комбо.
Двойные мечи — имеют слабый урон, но обеспечивают быструю скорость и широкий диапазон атак. Требует особых навыков, а в особенности — опыта и сноровки.
Копье — идеальный выбор для начинающих. Оно держит врагов на расстоянии, наносит им много урона и отлично проявляет себя сразу против нескольких противников. Но относительно медленное и неэффективное в труднодоступных местах. Копье увеличивает ваше здоровье, тем самым делая вас более стойким.
Топоры — самая сильная категория. Они наносят больше всего повреждений, но делают это крайне медленно и на очень маленькой дистанции. Бонус выносливости увеличивает ваше здоровье и грузоподъемность.
Кусаригама — наиболее передовое оружие. Оно быстрое и с приличным радиусом действия. Однако наносит мало урона, что компенсируется высоким уровнем ловкости. Отличная комбинация для опытных игроков. Но если вы новичок, то избегайте ее.
Несколько стартовых комбинаций:
1. Копье + топор = увеличивается здоровье, способность наносить феноменальное количество ущерба, идеальный вариант для новичков;
2. Копье + двойные мечи = можно использовать в качестве резервного оружия в условиях ограниченного пространства, сосредоточится лучше на копье;
3. Копье + меч = что-то среднее между двумя комбинациями выше и для тех, кому не комфортно с оружием, которую жертвует ловкостью ради мощности;
4. Меч + двойные мечи = много выносливости дает вам много времени для передышки, вы качаетесь быстрее и блокируете удары противника чаще
Конечно, вы можете попробовать использовать и магию, так как никакие решения в Nioh не могут быть окончательны. В игре существует удобная система смены боевой специализации.
Техника владения
Техника владения этим оружием называется нагинатадзюцу и является традиционным японским древним искусством. История его происхождения точно не известна. Возможно, она основывается на приемах, которые использовали китайцы со своим орудием гуань дао. Либо самураи самостоятельно пришли к такой технике, пытаясь на основе принципов владения мечом увеличить радиус поражения противника путем увеличения размера рукояти.
Историки, занимающиеся изучением древних видов японских боевых искусств, заявляют о том, что во времена первых упоминаний о нагинате (712 год н. э.), в Японии существовало более 400 школ, изучающих эту технику.
Концепция данной техники заключается в укреплении тела и формировании правильного духа (ума), с помощью занятий нагинатой. Посредством занятий нагинатадзюцу человек стремится улучшить себя.
Этот вид боевого искусства требует большой выносливости и координации. Техника владения нагинатой основывается на сильных предплечьях, кистях и запястьях. Если эти мышцы будут плохо натренированы, то в сражении воин быстро устанет и станет легкой жертвой. В бою задействовались обе руки и были они очень подвижны относительно древка. Это давало возможность менять дистанцию до противника и наносить удары под разными углами и менять направление нападения. Держа орудие в одной руке, и периодически подхватывая его другой рукой в различных местах, можно было усилить удар. Руки постоянно свободно скользят по рукояти, активно перехватывая оружие. В бою воин применял и лезвие, и рукоять, даже среднюю ее часть. Противостоять такому восточному бойцу с нагинатой мог только соперник с огнестрельным оружием или несколько противников с копьями одновременно.
Особенностью владения нагинатой является прием жонглирования ею. Постоянное перекидывание оружия из одной руки в другую, обманные удары, разноплановые вращения все это путало и пугало противника. Опытный мастер свободно мог запугать, запутать, а затем и поразить даже самого внимательного врага.
При быстрой смене положения лезвия появляется возможность нанести рубяще-режущий удар, сопоставимый с ударом от меча. Воин с нагинатой должен мастерски владеть навыками владения мечом, так как во время защиты от противника вооруженного мечом, техника строится на основе предугадывания его действий.
При обороне от воина с копьем важный момент заключается в искусстве быстрого вращения и перехвата нагинаты. Не стоит забывать, что нагината тяжелее копья и ее клинок значительно длиннее наконечника. Поэтому для успешной защиты, скорости применения этих орудий должны как минимум быть на одном уровне. При этом активно использовался наконечник рукояти нагинаты для отвлечения врага, чтобы найти удобный момент для нанесения режущего удара клинком, например, по горлу.
Искусный боец даже не высокого роста, в сражении может контролировать территорию площадью до 35 м2, действуя как ураган, имея при себе нагинату с метровым клинком и полутораметровой рукоятью.
В наше время существует большое множество школ, обучающих технике владения нагинатой, где нагинатадзюцу практикуется в форме современного боевого искусства, названного по аналогии с одноименным названием оружия — нагината. Это стандартизированная комбинация всех старых стилей. По нагинатадзюцу проводятся соревнования. Широко распространены школы данного вида боевого искусства при высших учебных заведениях Японии.
Нагината для тренировки чаще имеет длину 210-225 см. Особенностью экипировки при занятиях нагинатадзюцу является дополнительная защита ног. Это связано с тем, что часть приемов направлена именно на поражение нижней части тела.
На сегодняшний день этот вид японского боевого искусства набирает обороты и в нашей стране. С 2022 работает Российская ассоциация нагинаты. Действует Международная федерация, ее филиалы открыты во многих западных странах.
В настоящее время искусство владения техникой борьбы с нагинатой имеет два направления. Это показ правильной техники и непосредственно сами бои. Соревнования проводятся не только в Японии, но и по всему миру.
В настоящее время, старые школы военных искусств, которые практикуют более боевые формы нагинатадзюцу, остаются действующими, среди них Araki Ryu, Tendo Ryu, Jikishinkage ryu, Higo Koryu, Tenshin Shoden Katori Shinto Ryu, Toda-ha Buko Ryu и Yoshin ryu, некоторые из них работают за пределами Японии.
Перспективы развития нагинатадзюцу дают все основания утверждать, что в в ближайшем будующем она способна посоперничать с фехтованием.
Применение
Техника работы этим оружием позволяла нанести противнику удар с помощью гирьки, или запутать его с помощью цепи, после чего произвести атаку серпом.
Кроме этого, можно было метать в противника сам серп, после чего возвращать его с помощью цепи. Таким образом кусаригама использовалась при обороне крепостей. Крайне высокую сложность обучения владению данным оружием успешно компенсирует боевая универсальность: кусаригама может использоваться в качестве режущего, колющего, дробящего или даже метательного оружия.
Искусство ведения боя при помощи этого оружия называется кусаригамадзюцу.
Для достижения мастерского уровня владения кусаригама нужны тысячи часов тренировки. В первую очередь необходима отработка «маки» — техники обматывания цепью оружия противника. Для такого навыка нужно очень тонкое чувство атаки противника, в момент которой, например при поднимании меча и последующем ударе, к оппоненту надо приблизится. Оценка расстояния и правильная раскрутка имеют решающее значение, поскольку малейшая ошибка может обернуться избиением воином самого себя. Но, помимо подобных тонких моментов, боец, работающий с кусаригама, в схватке будет иметь значительное преимущество за счёт разнообразия возможностей применения этого оружия.
Большинство воителей находило кусаригама очень специфическим оружием, а некоторые даже считали его использование нечестным, ввиду комбинированной природы этого оружия. Вероятно, количество времени, необходимое для овладения кусаригама, было самым главным фактором, ограничивающим его популярность.
Однако во владении этим видом оружия, кроме сложности освоения, существовал еще один изъян — для эффективного использования кусаригама, а следовательно, и победы над противником необходимо было как можно больше свободного пространства, так как необходимо было эффективно развернуть цепь, чтобы захватить ею оружие противника, а потом уже атаковать его серпом спереди или подцепить лезвием со спины. Как раз этот изъян заметил и использовал в поединке искусный фехтовальщик Араки Матаэмон, сражавшийся с мастером кусаригама Ямада Синрюкан. Первый заманил противника в бамбуковую рощу, где недостаток свободного пространства помешал второму мастеру использовать своё смертоносное оружие.
Основные вехи в истории существования нагинаты
- Одними из первых технику владения нагинатой применяли ямабуси — монахи-отшельники в Древней Японии. Предполагается, что это оружие использовалось для защиты от разбойников, которых они встречали во время своих странствий.
- Считается так же, что нагинату активно применяли сохэи (буддийские монахи-воины в период феодализма в Японии). Хотя до сегодняшнего дня не понятно было ли это оружие основным или просто одним из видов оружия того времени.
- Несмотря на внушительные размеры и вес оружия, нагинату считают одним из «женских» видов японского холодного оружия. Хотя все же правильнее будет сказать, что нагината была подходящим для женщины оружием.
В средние века в Японии женщина-воин не была редкостью. Однако в более ранний период считалось, что нагината как нельзя лучше подойдет женщине, защищающей себя и свое жилище. За счет внушительного размера оружия можно было держать противника на значительном расстоянии, таким образом, компенсируя недостаток мужской силы, роста и веса. Вот только изучать технику боя с нагинатой могли себе позволить лишь аристократы. Очень быстро для женщины умение владеть этим оружием стало показателем статусности. Нагината могла стать частью приданого состоятельной девушки. Считалось, что в периоды, когда муж отсутствовал дома, жена могла в одиночку, владея техникой нагинатадзюцу, защитить свой дом от бандитов.
С 15 века в традиционной японской школе боевых искусств, вводится обязательная программа освоения техники боя нагинатой. Требования к девочкам были такими же суровыми, как и к мальчикам, поблажек не делалось никому. Считалось, что для того, чтобы стать идеальной супругой самурая, женщина должна не только владеть домашней экономикой, уметь шить, но и обладать техникой нагинатадзюцу, воспитывающей в ней силу воли. К 18 годам японка в совершенстве овладевала техникой борьбы с нагинатой, которой они обучались с 12 лет.
Прекрасным примером женщин-самурев, знаменитыми своими навыками владения техникой боя с нагинатой, является яркий эпизод, произошедший в 1201 году, когда 3000 воинов-женщин, возглавляемых искусно владеющей нагинатой Годзэн Хангаку, защитили свой замок Тоэйзакаяма от 10000 воинов – мужчин враждующего клана.
Исследуя места сражений в Японии, ученые пришли к выводу, что около 30% останков принадлежат именно женщинам. От женщины не требовалось участвовать в сражениях, от нее требовалось научиться защищать свой дом, себя и передать навыки своим детям. Главным долгом женщины-самурая считалось служение своему мужу. Кодекс правил самурая Бусидо в Японии ставили в пример таких женщин, «которые были способны подняться выше несовершенства и недостатков, свойственных их полу, и проявить героическую силу духа, которая могла бы быть достойной самых храбрых и благородных мужчин».
- К 18 веку, из-за возросшей популярности огнестрельного оружия, нагината постепенно начинает отходить на второй план, приобретая статус церемониального оружия или становясь семейной реликвией. Однако периодически она появляется в боях сражений (в 1868 и 1876 годах). Применялась она в это время только женщинами.
- В период с 1868 по 1912 годы западное влияние уменьшает интерес к национальному военному искусству, и нагината постепенно забывается.
- С 1926 по 1989 годы нагинату используют как оружие для обучения в основном, в качестве элемента физкультуры для девушек, чтобы укрепить их дух и для ощущения защищенности при физической слабости. По окончании Второй мировой войны после капитуляции Японии, национальные виды военных боевых искусств были запрещены на протяжении пяти лет. Лишь с 1950 года мастерство использования нагинаты перешло в разряд спорта, а не военного дела.
- С 1955 года действует Всеяпонская федерация нагинаты. Все желающие имеют возможность овладеть древним видом искусства.
- Для современной японской молодежи навыки использования нагинаты являются престижным видом спорта.
Нагината не внесла в историю холодного оружия чего-то необычного, но при этом стала несомненным символом японского воина. Она возродилась в соревнованиях, в том числе и международного уровня по нагинатадзюцу и стала, несомненно, популярным объектом в массовой культуре. В основном это видеоигры. Но все предельно понятно, когда каждый производитель добавляет в свое произведение частичку национальной культуры.
Например, японские видеоигры в стиле аниме. Но в последние годы нагината добралась и до Запада. Так, американские производители в своем продукте используют нагинату, как один из видов оружия в видеоигре.
Отрывок, характеризующий Кусаригама
Командование левым флангом принадлежало по старшинству полковому командиру того самого полка, который представлялся под Браунау Кутузову и в котором служил солдатом Долохов. Командование же крайнего левого фланга было предназначено командиру Павлоградского полка, где служил Ростов, вследствие чего произошло недоразумение. Оба начальника были сильно раздражены друг против друга, и в то самое время как на правом фланге давно уже шло дело и французы уже начали наступление, оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу. Люди полков, от солдата до генерала, не ждали сражения и спокойно занимались мирными делами: кормлением лошадей в коннице, собиранием дров – в пехоте. – Есть он, однако, старше моего в чином, – говорил немец, гусарский полковник, краснея и обращаясь к подъехавшему адъютанту, – то оставляяй его делать, как он хочет. Я своих гусар не могу жертвовать. Трубач! Играй отступление! Но дело становилось к спеху. Канонада и стрельба, сливаясь, гремели справа и в центре, и французские капоты стрелков Ланна проходили уже плотину мельницы и выстраивались на этой стороне в двух ружейных выстрелах. Пехотный полковник вздрагивающею походкой подошел к лошади и, взлезши на нее и сделавшись очень прямым и высоким, поехал к павлоградскому командиру. Полковые командиры съехались с учтивыми поклонами и со скрываемою злобой в сердце. – Опять таки, полковник, – говорил генерал, – не могу я, однако, оставить половину людей в лесу. Я вас прошу , я вас прошу , – повторил он, – занять позицию и приготовиться к атаке. – А вас прошу не мешивайтся не свое дело, – отвечал, горячась, полковник. – Коли бы вы был кавалерист… – Я не кавалерист, полковник, но я русский генерал, и ежели вам это неизвестно… – Очень известно, ваше превосходительство, – вдруг вскрикнул, трогая лошадь, полковник, и делаясь красно багровым. – Не угодно ли пожаловать в цепи, и вы будете посмотрейть, что этот позиция никуда негодный. Я не хочу истребить своя полка для ваше удовольствие. – Вы забываетесь, полковник. Я не удовольствие свое соблюдаю и говорить этого не позволю. Генерал, принимая приглашение полковника на турнир храбрости, выпрямив грудь и нахмурившись, поехал с ним вместе по направлению к цепи, как будто всё их разногласие должно было решиться там, в цепи, под пулями. Они приехали в цепь, несколько пуль пролетело над ними, и они молча остановились. Смотреть в цепи нечего было, так как и с того места, на котором они прежде стояли, ясно было, что по кустам и оврагам кавалерии действовать невозможно, и что французы обходят левое крыло. Генерал и полковник строго и значительно смотрели, как два петуха, готовящиеся к бою, друг на друга, напрасно выжидая признаков трусости. Оба выдержали экзамен. Так как говорить было нечего, и ни тому, ни другому не хотелось подать повод другому сказать, что он первый выехал из под пуль, они долго простояли бы там, взаимно испытывая храбрость, ежели бы в это время в лесу, почти сзади их, не послышались трескотня ружей и глухой сливающийся крик. Французы напали на солдат, находившихся в лесу с дровами. Гусарам уже нельзя было отступать вместе с пехотой. Они были отрезаны от пути отступления налево французскою цепью. Теперь, как ни неудобна была местность, необходимо было атаковать, чтобы проложить себе дорогу.
Предыстория появления куноити
Увековеченный в камне Такеда!
Легендарный японский полководец и даймё (князь) Такэда Синген никогда не знал горечи поражений, покрыв свой меч бессмертной воинской славой, потому что всегда шел на шаг впереди противника.
Мотидзуки Тиемэ — глава школы куноити!
Основную же оперативную информацию он получал от женщин- шиноби. Когда в 1561 году в битве при Каванакадзима погиб самый известный мастер шпионажа того времени Мотидзуки Моритоки, его вдова Мотидзуки Тиемэ не пошла по существующей традиции оплакивать мужа в монастырь, а приняла решение воевать под покровительством дяди, того самого Такэда Сингена, ведущего борьбу за объединение Японии. Род Мотидзуки издавна занимался разведывательной дея
тельностью, и молодая вдова кое-чему научилась еще при жизни мужа. Тиемэ создала и возглавила школу женщин-ниндзя, вошедших в историю под поэтичным именем «куноити» – «смертоносные цветы».
Поскольку род Мотидзуки издревле контролировал деятельность монахов ямабуси и мико (женщин-медиумов, исполнявших обязанности прорицательниц при синтоистских храмах, а также прислужниц при храмовых церемониях) на территории провинции Синано (сейчас Сигата), князю Такэда пришла в голову блестящая идея, согласно которой Тиомэ Мотидзуки должна была подготовить группу хорошо обученных девушек мико, которые наряду с обычными задачами шпионажа, наблюдения или выполнения поручений в местности Кай (теперь Яманаси), где находились владения князя Такэда, могли быть использованы и в провинции Синано (ныне Сигата).
подготовленная девушка-боец
В стратегическом отношении эта провинция была особенно важна, так как и Такэда Сингэн, и его соперник Уэсуги Кэнсин рассматривали ее как важный стратегический плацдарм в своих будущих завоеваниях. Во время своего правления Такэда придавал большое значение службе своих преданных лазутчиков ниндзя. Большей частью он завербовывал их из рядов своих противников. Куноити были всего лишь еще одним звеном в его цепи информаторов, причём звеном очень важным, добывающим порой бесценную информацию.
Иногда девочек просто покупали у разорившихся крестьян, и в лице настоятельницы-куноити они обретали заботливую мать и строгую учительницу. В глазах крестьян такая настоятельница обожествлялась, ведь она была женщиной, согревшей теплом своего сердца десятки сирот.
На первом этапе детям прививалось чувство безграничной преданности в благодарность за стол и кров, затем осваивались азы добывания и передачи секретной информации, распространения слухов и уничтожения врагов приемной мамы. В результате многолетних тренировок и искусственной стерилизации бедные сиротки превращались в смертоносные орудия, перед чарами которых не мог устоять ни один мужчина.
Основным в их подготовке было умение манипулировать мужчинами, использовать их слабости в свою пользу. Глубокое знание психологии, актерский талант, тонкая интуиция — вот главное оружие женщины-ниндзя. Конечно, это совсем не означает, что куноити не могла использовать приемы физического воздействия – но о них и их специфике ниже.
Подготовка куноити и их тайная деятельность
Холодной зимней ночью на перевале гор Кайдомена юная куноити Масако в темном густом лесу натолкнулась на стаю голодных волков. Не желая оскорблять клинок «кайкен» кровью безоружного животного, она зажала большие пальцы рук в ладони «крепким сжатием», расправила плечи и пошла навстречу волкам. Завороженные невиданной мощной внутренней энергией звери поджали хвосты и не осмелились напасть на необыкновенную девушку…
Девушка ниндзя
Девушки-куноити в совершенстве владели разными видами оружия. Шелковые складки их одежд скрывали блеск сюрикен (звездочек для метания), в искусных прическах прятались заточенные шпильки. Один укол — и душа влюбленного в куноити воина отправлялась к Будде.
Никто не знал их земных имен, только Цветущая слива, Танцующая сакура, Небесная Лазурь, Блестящая жемчужина…Длительная практика с тяжёлым оружием натирала мозоли на ладонях, а после учебных схваток неминуемо могли остаться синяки и ссадины, особенно на чувствительных и нежных женских телах.
Поэтому ставка в женской подготовке к смертельно опасной схватке делалась на иное
Прежде всего, внимание уделялось утонченным аспектам ближнего боя (тайдзюцу) и использованию скрытых, сюрпризных и малых видов оружия (хибуки, сикомибуки и кобуки)
Тактику нападения из засады, методы снятия часовых или приёмы партизанской войны, пригодные для мужчин-ниндзя — при подготовке женщин заменялись навыками манипуляции и тренировкой интуиции в связи с их большими наклонностями в области практической психологии при встрече с противником-мужчиной.
Главным оружием им служили изворотливость и гибкость, ловкость и скорость движений, точность и хитрость… Ну и, конечно, женское коварство – вот качества, весьма подходящие для куноити, вступающей в бескомпромиссный поединок с врагом или защищающей свою честь и жизнь.
Арсенал куноити был огромен, но именно «кандзаси» были любимым оружием. Во множестве приключенческих книг того времени часто повторяется фраза «она выхватила из волос заколку обратным хватом и изготовилась к бою». «Кaндзаси» делали из дерева, латуни, мельхиора, иногда обрабатывая ядом, чтобы и малейшая царапина стала смертельной.
Девушка могла моментально отправить врага на тот свет специальным веером с двойными бумажными стенками, между которыми насыпался ядовитый порошок, распыляемый в сторону жертвы.
«Кандзаси»- шпильки для волос и орудие убийства
Веер «сэнсу-тэссен» из тонкой пропитанной ядом бумаги, которая трудно рвется, но режет как лезвие.
Другим известным оружием была 70-сантиметровая цепь «манрикигусари» с грузиками на концах или алебарда «нагината». Более фантастическим выглядели кошачьи когти – «нэкодэ», нечто вроде наперстков с 2-сантиметровым когтем из каленой стали (заимствованным у музыкантов традиционного инструмента като), которым запросто можно было распороть живот, вырвать кусок мяса и даже пробить череп. Более того, многие девушки отращивали собственные ногти и, обрабатывая их специальными растворами, доводили до состояния невероятной твердости.
Кошачьи когти – «нэкодэ»
Самое популярное оружие самообороны средневековых японок – десятисантиметровые толстые иглы с кисточками из шелковых нитей – тоже использовали «невидимки», их носили целым набором слева за поясом в крошечных бумажных ножнах. Кунаити прекрасно знали, в какую уязвимую точку их вогнать.
Существовали также «плевательные» иглы треугольного сечения, которые выдувались из бумажной трубочки прямо в глаз жертве. Впрочем, в руках опытной ниндзя любой предмет превращался в смертельное оружие. Из посоха безобидной монашки могло внезапно выскочить острое лезвие или отравленная стрела, нежная гейша могла мгновенно перерезать горло листом бумаги или защекотать до последнего вздоха своими волосами.
Куноити умели и вовсе обходиться без оружия, применяя технику «смертельного касания» к специальным точкам на голове и позвоночнике.
Оружие в прошлом, что погоны сегодня
сэтто – ритуальный меч
Ритуальное отношение к оружию зародилось в Японии задолго до становления самурайской культуры, еще во времена «государства Ямато» в VII веке. Оружие профессионального воина – это не только предмет для ведения поединков, но еще и «поручение» – поручение быть мужественным, непобедимым, обладать сакральной силой. Например, когда военачальник отправлялся в поход, государь вручал ему сэтто – ритуальный меч, после чего военная операция считалась начатой. Военачальник уже не мог вернуться домой даже для того, чтобы проститься с родными, он шел исполнять свой долг.
Оружие, пожалованное правителем, символизировало звания, почести, награды. Нередко особые типы мечей или пик выполняли в армии Ямато те же функции, что погоны сегодня.
Но ничего чисто «самурайского» в отношении к оружию мы здесь не найдем. Самураи лишь эстетизировали, перевели на более высокий ритуальный уровень тот оккультный подход к оружию, который существовал за сотни лет до них как в Японии, так и в Китае.
Дзё
Дзё
(яп. 杖 дзё) ‒ лёгкий, гладкий деревянный шест, длина (наиболее часто 128 см) зависит от вида боевого искусства, толщина (24-30 мм) — от школы и личных предпочтений. Используется в качестве оружия во многих японских боевых искусствах, также есть отдельное искусство владения дзё — дзёдзюцу (яп. 杖術 дзё:дзюцу, «искусство шеста»)
Дзё наносятся прямые тычковые удары (яп. 突き цуки), рубящие удары сверху вниз (яп. 袈裟斬り кэсагири), косые удары по корпусу и ногам противника (рубящие) (яп. 討ち ути), а также выполняются блокировки от ударов руками и другим оружием.
Правильно нанесенный дзё удар может привести к смерти.
Боккэн
Боккэн
— в русском языке часто произносится как бокен (яп. 木剣), деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто, яп. 木刀 «деревянный меч») убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.
Боккэны делают из дуба, бука, граба и других плотных пород древесины. Часто их пропитывают лаком, морилкой или древесной смолой, для бо́льшей плотности и веса. Общая длина боккэна составляет примерно 95-105 см. Длина рукоятки — около 25—27 см, клинка — 76—78 см. Боккэн должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать сильные удары по чему-либо, а также отражения атаки другим боккэном или дзё.
Грамотно нанесённый боккэном удар по человеку может привести к смерти. Великий японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584—1645) часто использовал боккэн в реальных поединках, в большинстве случаев убивая своих противников. Наиболее опасен кончик острия клинка при нанесении рубящих ударов.
В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, практически как к настоящему оружию. При провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж. А ношение его без специального чехла самими японцами приравнивается к ношению холодного оружия.
Разновидности:
- «мужской» (яп. 男子木剣 данси боккэн), отличается относительно толстой рукоятью и «лезвием», прямотой и толстой деревянной гардой (цубой).
- «женский» (яп. 女子木剣 дзёси боккэн), наиболее часто используемый вариант. Отличается изогнутостью, легкостью. Часто используется с пластмассовой гардой и с ножнами (например, в иайдо).
- «тренировочный» (яп. 素振木剣 субури боккэн) или субурито, отличается утолщением со стороны острия, таким образом имитируя балансировку настоящего меча.
Разные школы используют для тренировок различные виды боккэнов:
В Катори Синто Рю принято использование боккэна с меньшим изгибом, иногда и вовсе без него. Более толстый и тяжелый.
Боккэн, используемый в Ивама Рю (так же как и боккэны, используемые в других стилях айкидо), в отличие от предыдущего, имеет более изящную форму и более выраженный изгиб.
Боккэн в Касима Син Рю (так же как и в большинстве школ кэндо), в отличие от двух предыдущих, имеет самое близкое по форме, балансировке и ощущениям при работе сходство с настоящей катаной.
Ссылки [ править ]
- Манучохр Moshtagh Хорасани (2008). Развитие противоречий: от раннего современного периода до онлайн-дискуссионных форумов, том 91 Linguistic Insights. Исследования в области языка и коммуникации . Питер Лэнг. п. 150. ISBN 978-3-03911-711-6.
- Эванс Лансинг Смит, Натан Роберт Браун (2008). Полное руководство идиота по мировой мифологии, полное руководство идиота . Пингвин. п. 144. ISBN 978-1-59257-764-4.
- ^ a b c Томас А. Грин, Джозеф Р. Свинт (2010). Боевые искусства мира: энциклопедия истории и инноваций . ABC-CLIO. п. 158. ISBN 9781598842449.
- Энциклопедия технических, исторических, биографических и культурных боевых искусств Дальнего Востока , Авторы Габриэль Хаберсетцер, Роланд Хаберсетцер, Издательство Амфора Паблишинг, 2004 , ISBN 2-85180-660-2 , ISBN 978-2-85180-660-4 P. 494
- Самурай: оружие и дух японского воина , автор Клайв Синклер, издатель Globe Pequot, 2004 , ISBN 1-59228-720-4 , ISBN 978-1-59228-720-8 P.139
- Draeger, Дэвид Э. (1981). Комплексное азиатское боевое искусство
. Kodansha International. п. 208. ISBN 978-0-87011-436-6. - Ратти, Оскар; Адель Уэстбрук (1999). Секреты самураев: боевые искусства феодальной Японии . Замковые книги. п. 241 . ISBN 978-0-7858-1073-5.
- Пятница, Карл Ф. (2004). Самурай, война и государство в раннесредневековой Японии . Рутледж. п. 86 . ISBN 978-0-203-39216-4.
- Пятница (2004), стр.8 ебать 7
- Адольфсон, Микаэль С. (2007). Зубы и когти Будды: монашеские воины и Сохеи в истории Японии . Гавайский университет Press. стр. 130 -133. ISBN 978-0-8248-3123-3.
- Адольфсона (2007), стр. 137, 140
- Ратти, Оскар; Адель Уэстбрук (1991). Секреты самураев: боевые искусства феодальной Японии
. Издательство Tuttle . п. 484. ISBN 978-0-8048-1684-7. - Кац, Мэнди (2009). «Выбери свое оружие: экзотические боевые искусства» . Нью-Йорк Таймс
. Проверено 12 ноября 2009 года . - ↑
Боевые искусства мира: энциклопедия истории и инноваций , Томас А. Грин, Джозеф Р. Свинт, ABC-CLIO, 2010 P.161 - Кац 2009
Они знали всё об…
Затаившаяся опасность!
У большинства мужчин женские формы вызывают трепет вожделения. Если вам слишком нравится некая женщина и вы слишком её хотите, это может стать слабостью и сделать вас безумным. Поэтому Куноити превосходно владели техникой земли (секс). Они знали множество способов сексуального наслаждения и по своим познаниям превосходили большинство современных массажисток.
Косёку хо (букв. «методы проявлять чувственность и возбуждать сладострастие») — это, так сказать, «первый шаг», основа, с чего необходимо начинать. Для того, чтобы совратить мужчину, для начала рекомендовалось пробудить в нём чувственное влечение (сикидзё), лучше всего, представ перед ним в роли кэйсэй (куртизанки) и став привлекательной для «разрабатываемого объекта».После того, как объект попадался в расставленные сети, подразумевалось, что куноити может развить свой успех одним из трёх способов.
Первый, наиболее простой и «грубый» способ, называется сюсёку хо или «умение обольстить пьяного». Как гласит пословица, «что у трезвого на уме, у пьяного на языке» и женщина-ниндзя, владевшая специальным искусством поддерживать разговоры на любую тему (убагутидзюцу – букв. «искусство болтать, как старуха», «искусство сплетничать»), добивалась своего быстро и без особых проблем.
Иногда, для усиления эффекта, могли, конечно, использоваться и наркотические «добавки» в питьё или еду, чтобы на утро болтун даже не вспомнил не только того, что именно он говорил, но и ту красотку, какой он всё это рассказывал. В случае, необходимости, также мог быть использован и смертельный яд.
Куноити с ядом в чашке
Второй способ, сравнительно более длительный по времени, называется инъёку , (букв. переводимый как «вожделение»). В основе этого метода – воздействие на физические чувства мужчины: зрение, слух, обоняние и т.д. Его суть в том, что мужчина очень хочет коварную куноити физически и ничего не может с этим поделать, сгорая от плотского вожделения.
Все его мысли заняты только тем, как овладеть ею в самые короткие сроки и ради этого он готов на всё. Здесь на первый план для обольстительницы выходит умение принимать рекомендованные сексуальные позы, разговаривать и дышать особым образом, а также использовать специальные духи, и даже еду и питьё… Если такому безумцу пообещать подарить ночь любви, он может отдать за это всё что угодно, даже пойти на предательство и измену…
коварная красота, которой сложно отказать!
Наиболее сложным, но и наиболее продуктивным (и долгосрочным) методом получения необходимой информации является третий способ — ироонна (дансёку) хо («способ любовницы (любовника-гея)), основанный на искусстве айдзёдзюцу или, короче, дзёдзюцу – «искусстве любви». Сложнейшие схемы развития отношений, тактики любовных свиданий, искусство взгляда, искусство правильно и вовремя плакать и радоваться и, конечно, изощрённая техника секса – вот неполный арсенал , использующей данный вид стратегии, основанный на мирёкудзюцу.
Кроме всего прочего девушки-куноити умели превосходно целоваться.
Поцелуй, который стоил жизни!
Эта приятная процедура в их исполнении обычно заканчивалась весьма плачевно. Если нужно было убить, куноити резким рывком вырывали корень языка, и мужчина начинал буквально захлёбываться в собственной крови. А болевой шок, который наступал при этом, напрочь лишал возможности реагировать и через несколько секунд приводил к летальному исходу.
Бесплатный коктейль «Яшмовая роса»
Но самым коварным невидимым оружием, конечно, оставались яды. Мотидзуки Тиемэ были известны секреты более 300 снадобий самого различного свойства: лекарственных и тонизирующих, расслабляющих и стимулирующих, дурманящих и возбуждающих, и, разумеется, ядов и противоядий. Если требовался яд замедленного действия, заваривали чай с поэтическим названием «Гекуро» – яшмовая роса.
Чай высшего сорта Гёкуро
Его заливали в бамбуковый сосуд и закапывали на сорок дней для гниения. Получившуюся черную кашицу по 2-3 капли в день подмешивали в пищу. Здоровый человек заболевал через 10 дней, через 70 –умирал, слабые уходили из жизни раньше, и ни один врач не мог определить причину смерти. Охотно использовались и «дзагарасияку» – яды, убивающие на месте. К примеру, долго варимые вместе, поровну взятые косточки незрелых сливы и персика. Хочешь – в пищу, хочешь – распыляй в воздухе. Исход один.
«Кровяными» ядами пользовались для смазывания стрел, игл и «звезд смерти» – сюрикенов. Можно было поджарить гигантскую, с 22-сантиметровым телом, японскую жабу «хикигаэру» на вертеле. Яд вытечет из желез, перебродит – и жертву разобьет паралич.
Немало было усыпляющих средств. «Если высушить в тени и перемолоть в муку коноплю, потом сварить ее, добавить в чай: от одного глотка заснешь, от двух-трех – наступит лихорадочный сон с жаром, а за несколько дней такого угощения – сойдешь с ума». Так выглядит рецепт из древнего трактата.
Бо (посох)
Бо
(посох) (яп. 棒: ぼう) — длинный посох из дерева или бамбука, иногда из металла либо обшитый металлом. Используется в боевых искусствах в качестве оружия. Связанное с ним деревянное оружие можно считать дзё и ханбо (половина бо).
Полноразмерный бо длиной 180 см называется rokushakubō. Это название происходит от японского «бо („дерево“) длиной шесть року сяку», то есть — дерево длинной 6 сяку. Однако он может быть и длиннее — 270 см (kyu-shaku-bō). Толщина бо как правило 3 сантиметра. Иногда его края немного уже чем центральная часть и такой шест называется эллипсовидным. Это сечение помогает увеличить силу удара.
Как правило, бо выполняется из жестких пород дерева, таких как белый дуб, граб, бук. Хотя, невзирая на это, выполняется так же и из бамбука. При определенных задачах тренировки из ротанга, для утяжеления ударной мощи из металла.
Место рождения бо приписывают Окинаве, в феодальной Японии. Предположительно его прародителем стал Тэнбит ‒ японский аналог коромысла.
На сегодняшний день используется в Японском боевом искусстве — Бодзюцу.
Милый сердцу домик
Жилище у куноити тоже было весьма своеобразным строением. Обычный одноэтажный домик внутри был трехэтажным, полным тайн и ловушек.
Вот такой вот домик, который полон сюрпризов!
Большинство загадок располагалось в правой, жилой части. Помимо основного входа, внутрь можно было попасть через небольшое зарешеченное окошко, открывающееся хитрым способом с помощью листа бумаги. Прямо у входа была первая ловушка: потайная лестница за раздвижной панелью, став на которую, преследователь летел в глубокую яму с заостренными бамбуковыми кольями.
Убегающая куноити знала безопасный путь, исчезая за секретной вращающейся дверью или в незаметном стенном шкафу с втягивающейся за собой лестницей на второй этаж. В этом же шкафу был потайной подземный ход в лес. Между первым и вторым этажами был еще один: скрытый, тесный (куноити обучались бою в малых пространствах), соединенный потайными ходами и веревочной лестницей с другими помещениями. Здесь хранилось оружие. Полы на чердаке могли провалиться под ногами незваных гостей.
Даже в маленьком сарайчике была специальная ниша с красной глиной, из которой изготавливался ослепляющий порошок «мэцубиси». И по сей день все это можно увидеть в музейной усадьбе Тиемэ, реконструированной потомками семьи Мотидзуки.
Боевое искусство куноити, единственное, соединившее в себе физическую подготовку, психологию и женскую физиологию, сохранилось и развивается по сей день. Современные «смертоносные цветы» владеют более чем 150 видами самого современного оружия, а развивающаяся наука позволила совершенствовать методы сбора информации. Ну, а в деле психологической обработки противников им по-прежнему нет равных, и они могут совершать убийства, не оставляющие никаких следов на теле жертвы.
Танто
Танто
(яп. 短刀 танто, буквально «короткий меч») — кинжал самурая. «Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто, как просто нож (нож по-японски — хамоно, яп. 刃物). Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 25 до 40 см. Если длина клинка будет больше, то это уже короткий меч вакидзаси.
Танто использовался только как вспомогательное оружие (для добивания, отрезания голов, харакири и пр.) и никогда как нож — для этого существовал носимый в пару к танто или вакидзаси в специальных пазах их ножен маленький ножик когатана (часто неправильно называемый кодзука, хотя кодзука — только его рукоятка).
Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора и торговцы, как оружие самообороны. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто (называемые кайкэн), спрятанными в оби (поясе кимоно) для самозащиты или самоубийства. Кроме того, танто по сей день используется в свадебной церемонии членов императорской семьи.
Муляж танто с деревянным, пластиковым, а иногда тупым металлическим клинком применяется для тренировок в таких боевых искусствах, как айкидо.
Вакидзаси
Вакидзаси
(яп. 脇差) — короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной. Длина клинка — от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50—80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Изготавливался с дзукури (оформлением) различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси классического сечения, такая же, как у катаны, но меньшей длины.
Часто мечи вакидзаси и катана делал один мастер, мечи имели качественное оформление и один стиль. Эту пару мечей называли дайсё , что в переводе значило «длинный — короткий» или «большой — малый». А если мечи изготовлялись разными мастерами, то их уже нельзя было называть дайсё. В паре дайсё вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).
Для удобного ношения нескольких мечей (катана, вакидзаси и танто), японцами были придуманы различные способы ношения. Мечи фиксировались с помощью шнура сагэо, который продевался через скобу куригата, которая находилась на лицевой стороне ножен. Такие способы фиксации, не давали мечу упасть на землю, или же потеряться, и при этом оставляли торс свободным.
Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории кинжал танто носился вместо вакидзаси. А также когда самурай надевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия. Также использовался для обряда сэппуку.
Все фотографии в наших статьях о Японии из личной коллекции.
Данная статья является собственность интернет проекта Японский антиквариат (https://antikvariat-japan.ru).
Мы высказываем только личное мнение о древковом японском оружии Нагината (Naginata), основанное на многолетнем опыте, помощи в подбора коллекций и общения с непосредственно так сказать первоисточником — хранителями истории этой древней страны Ниппон. За долгое время проживания в этой стране, мы смогли познакомиться с немалым количеством уважаемых людей, правда уже находящихся в преклонном возрасте, среди которых к нашему счастью нашлось не мало людей фанатически преданных своей стране, любящих и ценящих историю своей страны и неплохо разбирающихся в боевых искусствах. О некоторых из них, конечно же с их разрешения мы осмелились написать небольшие статьи на данном сайте.
Все мечи Нагината представлены на сайте исключительно оригинальные, привезенные из Японии. Всё японское холодное оружие (японская Нагината) является настоящими антикварными предметами с японских аукционов. Обращайтесь по любым вопросам по антикварным предметам, представленные на данном сайте, мы вас проконсультируем, и для более подробной информации, с вами созвонимся.