Печать Ивана III Великого
Каждое государство имеет свои символы, которые отражают внутреннее его устройство: могущество, территорию, природные особенности и другие приоритеты. Одним из символов государства является герб.
Герб каждой страны имеет свою историю создания. Существуют особые правила составления рисунка герба, этим занимается специальная историческая дисциплина ГЕРАЛЬДИКА, которая сложилась еще во времена Средневековья.
История герба Российской империи довольно интересна и своеобразна.
Официально российская геральдика начинается с эпохи царствования Алексея Михайловича Романова (XVII в.). Но предтечей герба были личные печати русских царей, поэтому первоисточники российского герба следует искать в XV веке, в царствование Ивана III Великого. Первоначально на личной печати Ивана III был изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея – символ Москвы и Московского княжества. Двуглавый орёл был принят на государственной печати после венчания в 1472 г. Ивана III Великого с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина Палеолога. Он символизировал передачу наследия павшей Византии. Но до Петра I российский герб не подчинялся геральдическим правилам, русская геральдика получила развитие именно в его царствование.
История гербового двуглавого орла
Орел в гербовой эмблеме берет свое начало еще с Византии. Позже он появился на гербе Руси. Изображение орла используется в гербах многих стран мира: Австрии, Германии, Ирака, Испании, Мексики, Польши, Сирии, США. Но двуглавый орел присутствует лишь на гербах Албании и Сербии. Российский двуглавый орел претерпел много изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Рассмотрим эти этапы. Как уже было сказано выше, гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки на печатях царей, они не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. До XVI века Россия была разрозненным государством, поэтому о государственном гербе России не могло быть и речи. Но при Иване III (1462- 1505) в качестве герба выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змея, а на оборотной — двуглавый орел. Первые известные изображения двуглавого орла относятся к XIII веку до н.э. — это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Таким был герб хеттских царей. Двуглавый орел был символом Мидийского царства — древней державы на территории Передней Азии при мидийском царе Киаксаре (625-585 года до н.э.). Затем двуглавый орел появился на эмблемах Рима при Константине Великом. После основания в 330 г. новой столицы — Константинополя — двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. После принятия христианства из Византии Русь стала испытывать сильное влияние византийской культуры, византийских идей. Вместе с христианством на Русь стали проникать новые политические порядки и отношения. Особенно усилилось это влияние после брака Софьи Палеолог и Ивана III. Этот брак имел важные последствия для монархической власти в Москве. Как супруг, великий князь Московский становится преемником византийского императора, считавшегося главою всего православного Востока. В отношениях с малыми соседними землями он носит уже титул царя всея Руси. Другой титул, «самодержец», является переводом византийского императорского титула autocrator; первоначально он означал самостоятельность государя, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб — двуглавый орел, он комбинируется с прежним московским гербом — изображением Георгия Победоносца. Таким образом, Русь подтвердила преемственность от Византии.
Ордынские флажки
В отечественных источниках достоверных сведений о символах русских земель XIII-XV веков практически не сохранилось. Но кое-что можно обнаружить в европейских источниках — географических картах и атласах. Географы того времени часто изображали города на карте в виде крепости, а государственную принадлежность города — флажком над этой крепостью. На картах XIV века русские города увенчаны флажками с ордынской тамгой.
Например, на карте Андежино Дулцерта (Далорто) 1339 года крупными буквами отмечена территория RUTENIA, рядом с ней «российские горы», в районе которых начинается река Днепр, а в виде крепостей изображены города Москва (moscaov), Ростов (rostaov), Рязань (rasanpaslao), Новгород (nogardo). Над каждой крепостью изображены флажки с ордынской тамгой.
Москва и Ростов под ордынскими флажками на карте Анджелино Дулцерта 1339 г.
Примерно то же самое изображено и в каталонском атласе Авраама Креска 1375 года, восточнее Ростова отмечена Тверь (tifer) под таким же ордынским флагом, но полотнище флага закрашено зеленым цветом. В районе ордынской столицы Сарая изображен «император Джанибек» с точно таким же флажком.
Тана и Тверь на карте Авраама Крескеса. 1375 г. Оба города под зелеными флагами с ордынской тамгой.
Ордынская тамга такого вида (в виде буквы «П» с шариком вверху и полумесяцем рядом) была хорошо известна и, скажем так, «раскручена» в Европе. Она повторялась во многих географических трудах. Например, в «Космографии» Себастьяна Мюнстера точно такая тамга изображалась на щите татарского воина. Ее прообраз – монеты ордынских ханов.
Татарский воин (Tartarus) на обложке «Космографии» Себастьяна Мюнстера. Справа — ордынская монета с тамгой.
Интересно, что на карте братьев Пицигани (1367 г.) над некоторыми российскими городами изображены белые флажки с красными квадратиками (тамгой?), а над Москвой такой же квадратик (тамга?) черный.
Российские города на карте братьев Пицигани (1367). Синей стрелкой показана Москва под флажком с черным квадратом.
От Ивана III до Петра I
Большая государственная печать царя Ивана IV Васильевича (Грозного)
Развития российского герба неразрывно связано с историей Руси. Орел на печатях Иоанна III был изображен с закрытым клювом и больше был похож на орленка. Россия того времени и была еще орленком, молодым государством. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображен уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. В это время Россия укрепляла свои позиции: монах Филофей отправляет послание Василию III со своей теорией о том, что «Москва – это Третий Рим».
В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одерживает победы над Астраханским и Казанским царствами, присоединяет Сибирь. Могущество русского государства отражено и на его гербе: двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. Лицевая сторона печати: на груди орла изображен немецкий щит вырезанной формы с единорогом — личным знаком царя. Все символы в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыри. Оборотная сторона печати: на груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца.
21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством. Это обстоятельство сразу же отражается на гербе: над орлом вместо восьмиконечного креста появляется третья корона. Трактовка этого изменения разная: символ Святой Троицы или символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Есть еще и третье толкование: завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Алексей Михайлович Романов (1645-1676) завершает русско-польский конфликт заключением Андрусовского перемирия с Польшей (1667). Российское государство становится равноправным с другими европейскими государствами. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу.
Большая государственная печать царя Алексея Михайловича
По просьбе царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Это сочинение и положило начало развития российской геральдики. У орла подняты вверх и полностью раскрыты крылья (символ полного утверждения России как мощного государства; главы его венчают три царские короны; на груди — щит с московским гербом; в лапах — скипетр и держава.
Лаврентием Хурелевичем в 1667 г. впервые было дано официальное описание российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».
«Книга знаний всех королевств»
Один из самых любимых геральдистами и флаговедами всего мира древний источник — сочинение францисканского монаха середины XIV века «Книга знаний всех королевств, земель и владений, существующих в мире, гербы и эмблемы каждой земли и владения или королей и властителей, владеющих ими»
(El libro del conoscimiento de todos los reinos). Сочинение монаха написано на испанском языке между 1350 и 1360 годами, монах повествует о своих путешествиях по миру, при этом рассказывает и о гербах или флагах посещаемых им стран. Гербы и флаги также приведены в качестве иллюстраций к труду монаха. Два экземпляра его сочинения находятся в Национальной библиотеке в Мадриде, один — в Королевской библиотеке. Благо, что тексты и рисунки из сочинения монаха уже многократно переизданы в наше время, то есть доступны для изучения.
Если честно, то я почти уверен, что ни в каких путешествиях монах не участвовал, а писал свой труд, «путешествуя» карандашом и циркулем по географической карте, используя и обобщая (возможно) записки других путешественников. Во всяком случае кроме вполне достоверных сведений о древнем мире в его сочинении есть и глава о посещении земли людей с собачьими головами, что вряд ли было на самом деле…
Дополнительную сложность при «дешифровке» сочинения монаха представляют географические названия, которые почти невозможно опознать. Видимо, монах находил их в других рукописных географических трудах, и в дополнение к ошибкам первых авторов добавлял еще и собственные. В общем, едва ли не половина упоминаемых им населенных пунктов (особенно в Азии) идентификации не подлежит.
Несколько фрагментов труда монаха посвящены путешествию по землям Западной Руси и возможно — Московской Руси.
Итак, после описания Полонии (Польши) монах пишет:
«… Я покинул королевство Полония и прибыл в королевство Леон, которое немцы зовут Лумбрек, в котором пять больших городов. Они называются, первый Леон, второй Чина, еще Васадино, еще Тинез. Известно, что Королевство Леон граничит с королевством Румения и с королевством Суава. Король имеет зеленый флаг с красным крестом на нем».
Флаг и герб «Королевства Леон» из сочинения францисканского монаха «Книга знаний всех королевств…»
Можно с достаточной уверенностью утверждать, что «Королевство Леон» — это русские земли окрест города Львова
, который немцы называют Лембергом. Можно предположить, что «Чина» это Киев. С остальными городами сложнее.
Кстати, именно такие зеленые флаги с красными крестами изображены над условными изображениями города Кракова (Краковия) и Львова (Сьюдад Лео) на карте Авраама Крескеса 1375 года. То есть, либо у зеленого флага Львова был реальный прототип, либо Крескес просто «списал» его у францисканского монаха.
Герб «города Льва» в каталонском атласе (ок. 1375 г) Авраама Крескеса. В правой части виден фрагмент точно такого же зеленого флага Кракова.
Продолжаем:
«…
Я отбыл из города Сара и взял курс по реке Тир до слияния ее с Танаем. Города, что я встречал по берегу Таная: Балтачинка, Эсклерза, Тифер, Коранчи, которые были столицами королевств…. принадлежащих империи Сара. Это богатые и хорошо снабженные земли со многими стадами верблюдов, коров и быков…
Я достиг провинции Себур с великим городом называемым Касорама, столицей. Королевство было окружено двумя реками, Тиром и Танаем. Я выехал из королевства Себур и достих городов Таскоар и Пидея. Здесь я пересек реку Танай и вступил в большую провинцию называемую Рошия (Roxia), в которой был город Шорман (Xorman)».
Тифер, это видимо Тверь. Себур — возможно Северское княжество, Касорама — очень отдаленно похоже на Кострому, этот город действительно очень древний и был уже широко известен в XIV веке. Но т.к. никакими символами, флагами или гербами эти города не отмечены, то для нас они не представляют интереса. А вот «Рошия» — это скорее всего именно Россия — т.е. западная Русь с центром в городе Холм
(Холм — некогда столица Червоной Руси, ныне — на территории Польши). Францисканский монах показывает для Шормана герб в виде восьмиконечной звезды и флажок с двумя полумесяцами.
Россия между Мазовией и Подолией на карте «Tabvla Moderna Sarmatiae Eur.» из латинского издания Географии Птолемея, 1513 г.. Один из главных городов — Холм (Chelmen). Помимо этой России на карте указаны также Белая Россия под властью Московии (левобережье Днепра) и собственно Княжество Московия.
» Эта река граничит с большой провинцией Сиккия, очень холодной страной. В Сиккии есть великий город, столица королевства, Ногарадо. Король имеет своей эмблемой красный флаг с белым замком. Я покинул Сиккию и вступил в другое королевство называемое Шсорман, в котором был большой город с таким же именем, столица. Покинув Шорман я прибыл в Машар (MAXAR) — королевство в котором три города Касама, Ласак и Манскаор (MANSCAOR). Это королевство лежит между королевствами Вогарадо и Силуана. Король Машара имеет в качестве своей эмблемы пурпурный флаг с белыми звездами».
Символы Шормана, Рошии, Машара в различных современных переизданиях «Книги знаний всех королевств…».
Ногарадо и Сиккия скорее всего Великий Новгород
и традиционно называемые европейцами Скифией русские земли.
Можно предположить, что под Манскаором и Машаром автор подразумевает Москву и Московию
. Любопытно, что английский издатель (а это лондоское общество Хаклют) в современной книге допустил опечатку, назвав в подрисуночной надписи флаг Машара ОРЕНБУРГОМ. К сожалению мой родной Оренбург был основан аж через 400 лет после «путешествия» францисканского монаха. А жаль.
ИЗ Машара я поехал в Королевство Силуана, которое также называется Септен Кастра а греки зовут его Хоргими. Оно обрамлено двумя большими реками Турбо и Лусим (англичане считают что это Днепр и Днестр). В этом городе большой город названный Сара (SARAX). Король имеет эмблемой зеленый флаг с красным ятаганом. Народ – православные христиане.
Следуя по реке Тир на север я встретил две большие провинции Ирканию и Готию. … Это называется землей НОГУЛАУС. Люди сильны и воинственны, и их страна очень холодна».
Турбо и Лусим это возможно Днепр и Днестр, т.е. речь идет о современной Молдове. Примечательно, что приведенный на рисунке герб Иркании очень напоминает знак киевских князей — трезубец (распространенный в часы древней Руси достаточно широко, от Днепра до Новгорода).
Герб Иркании в различных современных переизданиях «Книги знаний всех королевств…».
От Петра I до Александра II
Герб Петра I
Петр I взошел на Российский престол в 1682 году. Во время его правления Российская империя стала равной среди ведущих держав Европы. При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до этого он изображался золотым). Орел стал уже не только украшением государственных бумаг, но и символом силы и могущества. В 1721 г. Петр I принял императорский титул, и на гербах вместо царских корон стали изображаться императорские. В 1722 г. он учредил герольдмейстерскую контору и должность герольдмейстера. Государственный герб при Петре I претерпел и другие изменения: кроме изменения цвета орла, на его крыльях были размещены щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле размещались щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Сибирским, Казанским. Именно при Петре I сложился комплекс атрибутов гербового орла. А после выхода России на «просторы Сибири и Дальнего Востока» двуглавый орел стал символизировать нераздельность Европейской и Азиатской России под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая — на восток. Эпоха после Петра I известна как эпоха дворцовых переворотов. В 30-е годы XVIII в. в руководстве государством преобладали выходцы из Германии, что не способствовало усилению страны. В 1736 г. императрица Анна Иоанновна приглашает швейцарца по происхождению, шведского гравёра И. К. Гедлингера, который выгравировал к 1740 г. Государственную печать, с небольшими изменениями использовавшуюся до 1856 г.
До конца XVIII в. особых изменений в рисунке герба не было, но во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой орел был больше похож на орлицу.
Герб Екатерины I
Двухголовая птица индуизма
Большой магической силой наделена в мифологии индуизма двухголовая птица Гандаберунда. Она способна противостоять разрушениям. О возникновении этого существа придумали красивое предание. Согласно ему, верховный бог Вишну сразил демона, обернувшись в образ смеси человека и льва Нарасимхи. Однако даже после того, как он одержал победу и выпил кровь своего врага, в нем продолжала бурлить злость и он оставался в страшном образе. Все его боялись, и поэтому полубоги попросили помощи у Шивы. Бог обернулся в восьминогое создание Шарабхи, чья сила и мощь превосходила Нарасимху. Тогда Вишну перевоплотился в Гандаберунду, и в этих образах два божества вступили схватку. С тех пор в индуизме двуглавая птица означает колоссальную, разрушительную мощь.
Самое древнее сохранившееся изображение птицы находится в Индии на статуе, созданной в 1047 году. Чтобы показать огромную силу этого существа, его изображали несущим в когтях и клювах слонов и львов. Сегодня эта эмблема присутствует на гербе индийского штата Карнатака.
Павел I
Герб России с Мальтийским крестом
Став императором, Павел I сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 г. двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии. Но поскольку Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это не могло не отразиться и на государственном гербе. В 1799 г. был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. Крест разместился на груди орла под московским гербом ( «коренным гербом России»). Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра. В 1800 г. он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Однако принять этот герб до смерти Павла не успели. Павел I также явился основателем Большого российского герба. В Манифесте от 16 декабря 1800 г. дается его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован. Александр I, став императором в 1801 г., отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но при Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, а перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: факел, перуны (громовые стрелы), лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами.
Николай I
Герб Николая I
Правление Николая I (1825-1855) было подчеркнуто твердым и решительным (подавление восстания декабристов, ограничение статуса Польши). При нем с 1830 г. гербовой орел стал изображаться с резко поднятыми крыльями (так оставалось до 1917 года). В 1829 г. Николай I короновался на царство Польское, поэтому с 1832 г. герб Польского царства включен в российский герб. В конце царствования Николая I управляющий департаментом герольдии барон Б. В. Кене пытался придать гербу черты западноевропейской геральдики: изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться во французском щите, всадника следовало повернуть, согласно геральдическим правилам, в левую от зрителя сторону. Но в 1855 г. Николай I скончался, и проекты Кене были реализованы лишь при Александре II.
Большой, Средний и Малый гербы Российской империи
Большой государственный герб Российской империи 1857 г.
Большой государственный герб Российской империи введен в 1857 г. по указу императора Александра II (это идея императора Павла I). Большой герб России является символом единства и могущества России. Вокруг двуглавого орла — гербы территорий, входящих в состав русского государства. В центре Большого государственного герба — французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчанный тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах орла — скипетр и держава; на груди изображен «герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне». Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита — цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) — святой Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Центральная часть под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней, изображены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей — три справа и три слева от хоругви, почти создающие полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, являются продолжением и большей частью того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы против часовой стрелки: Астраханского царства, Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства. Верхние шесть щитов слева направо: соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей. В то же время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб был таким же, как и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый — такой же, как и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества. Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 г. Большой Государственный герб отличался от принятого в 1857 г. тем, что в нем был добавлен щит с гербом Туркестана (вошел в состав России в 1867 г.), соединены в один щит гербы княжеств Литовских и Белорусских. Большой государственный герб обрамляют лавровые и дубовые ветви — символ славы, чести, заслуги (лавровые ветви), доблести, мужества (дубовые ветви). В Большом государственном гербе отражается «триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество». Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз «Съ нами Богъ», восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Идея самодержца выражается в атрибутах власти: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого Андрея Первозванного. Отечество отражается в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов символизирует равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы — единение Руси вокруг Москвы, исторического центра русских земель.
Древняя Греция
В мифологии древних греков существовал бог Солнца – Гелиос. Он мог передвигаться по небу в колеснице, в которую была впряжена четверка лошадей. Это было распространенное изображение, которое помещалось на стенах. Однако было и другое: вместо лошадей колесницу запрягли двумя двуглавыми орлами – черным и белым. Этот образ до сих пор точно не истолкован, однако, считается, что в нем скрыт тайный смысл. Здесь можно проследить интересную цепочку: орел – царь птиц, а Солнце – «царь» планет. Именно эта птица летает выше других и приближается к божественному светилу.