В качестве одного из официальных символов РФ современный герб имеет любопытную историю становления и различных изменений. Поныне вызывает споры в среде исследователей геральдики история данного знака, значение элементов, изображенных на нем, его цветовая гамма. В данном материале содержится подробная информация интересная всем людям, интересующимися вопросами отечественной геральдики, и просто тем, кому любопытна история появления этой государственной эмблемы современной России.
Внешний вид
В XXI столетии официальный символ РФ выглядит таким образом:
- На ярко-красного цвета французском щите двуглавый орел-могильник с поднятыми крылами.
- Над птичьими головами — три золотые короны, объединенные золотой лентой: две малые и еще большая.
- В левой лапе у птицы — держава, в правой — скипетр.
- На орлиной груди — французский красный щит с конником, пронзающим острым копьем насквозь черного дракона.
- Воин-наездник задрапирован в темно-голубой плащ. Конник бело-серебряный, копье и конь — тоже.
Философское влияние
Князь Иоанн всегда привлекал западных спецов, ангажированных русскими эмиссарами для различных построек. Нам хорошо известен архитектор из Италии Фиораванти, который приложил руку к созданию Успенского собора. Солари возвел несколько башен тогдашнего Кремля. Но практически все выдающиеся личности того времени состояли в тайных сообществах. И многие из них пользовались символикой двуглавого орла. Нельзя исключать и то, что князь Московский позаимствовал это изображение именно у архитекторов, или сам являлся членом тайного общества.
Помимо этого, символ двуглавой птицы использовался тогда начинающими алхимиками. У них он был олицетворением философского камня, который безуспешно пытались создать многие ученые. Во двор Иоанна были вхожи многочисленные иностранные специалисты. Много было лекарей и аптекарей, которые фанатически увлекались поисками камня. Возможно именно этот символ волшебства решил привлечь к себе московский царь. Необходимо отметить, что в XV веке двуглавый орел считался модным символом в государствах Старого Света. Вполне вероятно, что царь просто принял решение следовать модным тенденциям.
Время возникновения главных элементов герба
Использование орла-могильника о двух головах в роли государственного знака зафиксировано впервые во времена князя Ивана III, женившегося на греческой царевне Софье Палеолог и получившего формально права на данный государственный знак последних императоров Византии. Герба в тот период не существовало: его заменяла фактически общегосударственная печать князя. На ее лицевой стороне был Георгий Победоносец на коне (ездец), на оборотной – императорский орел. Оттиск этой печати имеется на меновой грамоте 1497 г. Это первый обнаруженный историками документ, где стоит этот знак.
Всадник стал эмблемой Московского княжества, заменив собой льва, терзающего змею, и единорога, которые в разное время были эмблемами московских князей. Фигура «ездца» (то есть всадника) трансформировалась в образ святого Георгия путем различных изменений: конник был без копья или с охотничьим мечом или соколом и воплощал образ правящего князя, иногда поражающего змея, а порой — и без оного.
При Юрии Долгоруком святой Георгий стал изображаться в привычном для нас виде, став символом г. Москвы. А в результате объединения земель под властью Москвы Георгий Победоносец стал символом государства в целом наряду с орлом.
Византия
В IV веке нашей эры, а точнее в 395 году сформировалось новое государство – Византийская империя. Произошло это после раздела Римской империи на восточную и западную части. Столицей нового государства стал город Константинополь. Новое государство начало стремительно развиваться, достигнув своего пика при императоре Юстиниане.
В Византии процветала торговля, поскольку этому способствовало выгодное географическое положение, совершенствовалась и правовая система. Но постепенно ситуация стала меняться в обратную сторону. Регулярные войны ослабляли империю, в 1204 году была захвачена столица Константинополь, а сама Византия распадается на несколько государств. Но в 1261 году империя была восстановлена. Начиная с XIV века постоянно происходили стычки с османами. Со временем от больших владений Византии ничего не осталось, а в 1453 году османы захватили Константинополь, и Византийская империя прекратила свое существование.
История изменений герба
Грозный орел за многие десятилетия, начиная с XV века, существенно изменился, из схематичного изображения превратившись в хорошо прорисованный образ с множеством деталей-символов.
В царские времена
- В годы правления Ивана III у птицы был закрыт клюв, и он выглядел как неокрепший птенец, а не взрослая особь. Исследователи видят в этом символ молодого централизованного государства, объединенного под властью Москвы.
- При Василии III птичий клюв уже раскрыт и из него высовывались длинные языки. Такое изображение показывало растущую мощь государства и умение отстаивать свои интересы. Державная птица за эти годы стала более агрессивной и злой.
- При воцарении Ивана Грозного на орлиной груди на печати возник щит с Георгием Победоносцем (оборотная сторона), единорог занял лицевую сторону. Императорский орел увенчался одним царским венцом. Над ним засиял восьмиконечный золотой крест. Православный крест, святой Георгий подчеркивали укоренение православия на Руси.
- Над головами орлов при Федоре Блаженном была пара венцов, по одной над каждым, а между их головами – голгофский крест, знак Страстей Христовых. В этот период Россия обрела церковную независимость, а также было утверждено патриаршество, что, возможно, символически и отражено в эмблеме страны.
- Во времена правления Лжедмитрия над орлом появилось три короны, а фигура Георгия Победоносца была развернута к правой стороне геральдического щита (до этого всадник скакал в левую сторону). Правда, после его свержения все осталось по-старому.
- В годы царствования Михаила Романова окончательно утвердилось изображение трех корон без креста, которые воспринимались как знак Святой Троицы. Иногда эти царские венцы трактуются как альянс славян: великороссов, белорусов, малороссов. Орел распустил свои мощные крылья, продемонстрировав несокрушимость и силу страны.
- Держава, скипетр оказались в орлиных когтях при царе Алексее Тишайшем, и он приобрел привычный для нас вид: крылья раскрыты, подняты вверх, над главами орла — три венца, а еще навечно обосновался тут щит со св. Георгием. Три короны здесь – знак княжеств Казанского, Сибирского и Астраханского.
В эпоху империи
- В Петровскую пору правления символ страны изменился наиболее значительно: царские венцы заменили на императорские короны, обвитые андреевской лентой. Цвет тела гербовой птицы из золотого сделался черным, а его лапы, клювы, глаза остались золотыми. На широких крыльях свободно разместились щиты Великих княжеств, три на каждом. Возникла еще цепь св. Андрея Первозванного и Архангелы Михаил и Гавриил. Орел стал олицетворением неразделенности европейской и азиатской территорий огромной страны.
- Жена Петра, Екатерина I, утвердила официально цветовую палитру: птица черная на золотом фоне, на ее груди – красный щит с всадником.
- При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине Великой существенных перемен не наблюдалось, лишь, как отмечают исследователи, птица стала сильно напоминать орлицу.
- При Павле I возник мальтийский крест с короной, помещенные под щит со св. Георгием.
- При императоре Александре I мальтийский крест с короной был убран, как и держава со скипетром. Вместо них в когтях птицы оказались стрелы (перуны), факел, жезл (в правой), лавровый венок (в левой) и перевитые лентами — знаки победы в Отечественной войне 1812 г. Орлиные крылья раскинулись максимально широко, перьями вниз. Любопытно, что одна из орлиных голов наклонена вниз больше соседней. Орел в этот период имел одну корону.
- Орел при Николае I приобрел агрессивный вид: головы птицы мощные и грозные, крылья вздернуты предельно высоко.
При Александре II
Вокруг щита с Георгием возникла золотая канва, и направление движения наездника поменялось: он развернулся к правой стороне геральдического щита. Комплект гербов был разработан тогда же.
Большой герб выглядел так: золотой щит, где все тот же черный орел с тремя коронами, державой и скипетром и еще с гербом Москвы. Над московской эмблемой — шлем Александра Невского, а по ее сторонам – Архангелы Гавриил и Михаил. На щите висит цепь с орденом апостола Андрея. Все это венчает золотая корона и выше — хоругвь. Вокруг данной эмблемы щиты — шесть территориальных и еще девять княжеств и царств.
Все гербы Александра II благополучно действовали на территории империи до 1917 года.
В постреволюционный период
Черный орел-могильник сохранялся после февральских событий 1917 г. частично, потому как он лишился и корон, и всадника, и скипетра с державой. А вскоре и этот символ царизма был упразднен, на его смену пришел герб СССР.
Советский герб действовал вплоть до перестройки и распада Советского Союза. Ему на смену пришла современная российская эмблема.
Восстановление гербового орла осенью 1993 г. было призвано подчеркнуть целостность, неразрывность отечественной истории, а также ее преемственность.
Что означал герб Российской Империи при Петре I
После прихода к власти первый русский император решил, что двуглавый орел должен не просто украшать те или иные официальные бумаги, но и стать полноправным символом страны. Он решил, что птица должна стать черной, по типу той, что была на знаменах Священной Римской Империи, наследником которой была Византия.
На крыльях были нарисованы знаки локальных крупных княжеств и царств, входящих в состав страны. Например, Киевского, Новгородского, Казанского. Одна голова смотрела на Запад, другая на Восток. Головным убором служила большая имперская корона, которая заменила собой царскую и намекала на специфику установившейся власти. Россия утверждала свою самостоятельность и свободу в правах. Пётр I выбрал такой вид короны за несколько лет до того, как провозгласил страну Империей, а себя императором.
На груди птицы появился орден Андрея Первозванного.
Вплоть до Николая I официальная эмблема страны сохраняла, установленный Петром I вид, подвергаясь лишь небольшим изменениям.
Значение гербовой символики
Эмблема страны воссоздана Санкт-Петербургским художником Евгением Ильичом Ухналевым.
У Большого герба имеются существенные различия с современным символом:
- орлиный клюв раскрыт шире на царском гербе;
- в современной интерпретации нет ни гербов княжеств, ни цепи апостола Андрея Первозванного;
- конник развернут в современном варианте вправо по отношению к смотрящему на изображение, в императорском – в другую сторону;
- цветовая палитра императорского герба – черно-золотая, современного – красно-золотая.
Современный вид герба РФ близок к гербу царских времен с атрибутикой той эпохи, но символика его элементов переосмыслена и стала иметь иное значение:
- Двуглавый орел, будучи первоначально символом государства, наследовавшего Византии, в наше время просто подчеркивает могущество и силу государства, трансконтинентальный характер страны, частично расположенной в Европе, частично – в Азии. Перья птицы сейчас расположены в три ряда, что трактуется такими понятиями, как добро, истина и красота.
- Три короны воплощают уровни власти либо ветви власти. Короны Петра Великого теперь символ российского суверенитета. Поначалу это был знак Святой Троицы, а позже обозначал три царства.
- Держава в современной версии олицетворяет целостность, единство государства и его могущество. Скипетр стал олицетворением государственного суверенитета страны, ее политической независимости. Изначально эти предметы являлись просто атрибутами царской (императорской) власти.
- Фигура всадника, поражающего дракона, сохранила свое историческое значение. Это изображение символически показывает победу добра над злом, и всадник — Георгий Победоносец – выступает здесь как защитник Отечества. Щит также традиционно олицетворяет защиту.
- Черный дракон становится олицетворением тяжелых испытаний в судьбе страны, а также он является знаком скорби по невинно погибшим.
В целом символика герба РФ на сегодняшний день обозначает государственную власть и единство страны.
Цветовая решение, символика цвета
Цветовая палитра герба также глубоко символична:
- Золотой цвет орла, возвращенный ему в 2000 году, в геральдике является олицетворением могущества, богатства, а также милосердия и справедливости православной церкви.
- Красный цвет, преобладающий на гербе и являющийся его фоном, считается символом мужества и любви к родине. Вместе с тем, это и символ пролитой крови защитников Отечества, а также единства многонационального государства.
- Серебряный цвет в геральдике — знак благородства, чистоты помыслов и намерений, олицетворение справедливой борьбы за истину. Это цвет доспехов всадника, такого же цвета копье и конь на щите.
- В черный цвет окрашен дракон на щите, и данный оттенок символически воплощает скорбь по погибшим и невинно убиенным за всю драматическую историю страны, память о них.
Согласно российскому законодательству допустимо изображение эмблемы страны в черно-белом, одноцветном варианте.
Герб страны призван духовно объединять всех граждан, живущих на территории России, подчеркивая единство народов, мирно сосуществующих на территории одного государства. Этот национальный символ присутствует на всех официальных документах, включая российский паспорт, и на всех правительственных зданиях страны, монетах, медалях и орденах, являясь неотъемлемым атрибутом российского государства.