Более тридцати лет состоит на вооружении сделанная в СССР боевая машина пехоты БМП-3, которая поставлялась в десятки зарубежных стран. Разберем конструкцию бронемашины и ее технические свойства, расскажем историю появления и применения на театре боевых действий, раскроем особенности модификаций, плюсы и минусы машины.
БМП-3 участвуют в параде Победы на Красной площади в Москве
История разработки боевой машины пехоты (БМП) 3
Первая в мировой истории боемашина пехоты была сконструирована в СССР в 1965, а уже в следующем году впервые построена и после недолгих испытаний поступила в войска.
Проектирование БМП осуществлено Специальным конструкторским бюро (СКБ), позднее переименованным в СКБМ (ныне — АО «СКБМ»).
Конструкторско-проектная организация входила в структуру Курганского машиностроительного ), в советские времена занимавшегося производством боемашин пехоты, и сейчас изготавливающего БМП, а также технику на их базе. Коллектив СКБМ начал разрабатывать «тройку» в 1977 году.
Дальнейшие события из истории машины:
- 1983-1986 г.г. — испытания новой бронемашины;
- 1987 — первые изделия поступили в распоряжение мотострелковых войск;
- 9 мая 1990 — первая демонстрация публике во время парада в Москве в честь 45-летия Победы;
- 1990-е — несмотря на экономический кризис, ударивший по российской оборонке, Курганмашзавод продолжает активно строить БМП, начинается экспорт бронемашин в Объединенные Арабские Эмираты, Корейскую Республику, Кувейт, Республику Кипр;
- 1997 — Китай купил права на собственное изготовление боевой части БМП-3 для употребления при сборке своих боемашин «Тип 04» или ZBD-04;
- 2015 — презентация на оружейных выставках модификаций «Витязь», «Деривация», «Драгун»;
- 2018 — подписание контракта на поставки Вооруженным Силам РФ БМП-3 с установленным непревзойденным боевым модулем «Эпоха»;
- Июнь 2022 — начало испытаний бронемашин с БМ «Эпоха».
Сегодня, помимо России, боемашина состоит на вооружении силовых структур двенадцати государств — трех бывших субъектов СССР и девяти стран дальнего зарубежья.
Оценка машины
Суворов Сергей Викторович, пресс-секретарь ЗАО «Военно-промышленная компания», эксперт в области бронетанковых вооружений, полковник танковых войск запаса, кандидат военных наук:
До того, как мне самому пришлось поэксплуатировать БМП-3, я не раз слышал самые разные отзывы об этой машине, в большинстве своём отрицательные и, в основном, от тех, кто её живьём не видел. В течение трёх лет я на собственном опыте смог оценить все недостатки и преимущества БМП-3. Моё мнение — машина замечательная, другой такой в мире нет, а значит, эта машина имеет право на существование и дальнейшее развитие. Подтверждением этих слов является контракт на закупку БМП-3 армией ОАЭ. А ведь решение на закупку этих машин правительство ОАЭ приняло после всесторонних конкурсных испытаний в этой стране российской БМП-3, американской М2А1 Bradley и английской MCV80 Warrior. |
Основные задачи и цели
Боевые машины пехоты поставляются в войска для дальнейшего перемещения бойцов к месту боя с целью пехотной поддержки танков либо в точку исполнения иной боевой задачи.
Применение БМП делает пехоту максимально мобильной и защищенной мощью брони, защитным комплексом бронемашины, ракетами, пушками и пулеметами.
БМП отличается от бронетранспортера (БТР) наличием большего количества защитных систем, способностью вести бой в зоне применения оружия массового поражения, а еще большим огневым потенциалом. Главная функция БТР — транспортировка десанта, БМП — огневая поддержка десантированных бойцов и своих войск в бою.
БМП-3 рассчитана на десантирование 7 пехотинцев. Состав экипажа — 3 бойца.
БМП-3 в распоряжении учебной роты
Конструкция
Основными элементами конструкции машины являются корпус, совокупность вооружения, средства наблюдения, электрооборудование и устройства связи, двигатель и трансмиссия, ходовая часть, защитный комплекс, противопожарное оснащение и система маскировки.
Броневой корпус
Лобовую броню невозможно пробить 30-милиметровыми снарядами с расстояния 200 м, крышу и борта — 12,7-мм бронебойной пулей со ста-двухсот метров.
Расположение топливных емкостей в переднем отсеке бронемашины дополнительно защищает живую силу, находящуюся внутри БМП.
При высадке пехотинцев-десантников, над проходом вертикально открывается крыша, частично загораживая их от пуль и осколков.
Средства наблюдения и связи
БМП-3 снабжена богатым комплектом приборов наблюдения:
- ТНПО-170А — в количестве 18 единиц, установленных в разных местах;
- ТНП-165А, помещенный в отделение управления;
- ТНП-350Б для обзора местности при форсировании водных преград, помещенный в отсек механика-водителя;
- ТНПТ-1 для обзора задней полусферы местности;
- ТВНЕ-1 ПА для обзора при движении ночью;
- ТКН-3МБ — дневной и ночной для обзора местности командиром;
- ТНП3ВЭ01-01 — четыре единицы, для обзора местности и ведения огня стрелками-десантниками.
Для внешней связи на боемашину установлена танковая радиостанция Р-173 с приемником Р-173П, для внутренней — телефонная переговорная аппаратура.
Двигатель и трансмиссия
Десятицилиндровый двигатель УТД-29 обладает следующими характеристиками:
- Многотопливность — помимо ДТ, может заправляться разнообразными сортами бензина и керосина;
- Четырехтактность;
- Мощность — 500 л.с.;
- Габариты — 0,997 х 1,228 х 0,598 м, масса — 0,91 т;
- Частота вращения — 2600 об/мин.
Баки, вмещающие 690 литров топлива, содержат пористый наполнитель, предотвращающий воспламенение и детонацию горючего при пробитии брони и емкостей.
Мотор и гидромеханическая трансмиссия (ГМТ) составляют целостный силовой блок, закрепленный на одной точке опоры. Гидрообъемный привод позволяет поворачивать боемашину плавно, а отсутствие педали сцепления (передачи переключаются только движениями рычага) сильно облегчает работу водителя при долгих маршах и в ходе боя.
Питание мотора воздухом при перемещении в водной среде реализуется через воздухозаборную трубу, поднятую справа за башней боемашины.
Ходовая
БМП-3 на ходу (рисунок)
Ходовую часть составляют гусеничный движитель, подвеска, два водометных движителя, остановочные тормоза.
Гусеничный движитель состоит из расположенных по бокам 6 сдвоенных опорных катков, 3-х поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес, собственно гусеницы.
Подвеска БМП-3 — индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами.
Водометные движители включаются при передвижении на плаву. Они, как и гусеничный, оснащены механизмом реверса, обеспечивающим при необходимости задний ход, что позволяет быстро уходить из-под вражеского огня, не тратя время на разворот.
Управление ходовой производится манипуляциями с рулевой колонкой. Ее устройство включает штурвал, рукоятки переключения передач и рукоятки управления водометами.
Остановочные тормоза боемашины дисковые, сухого трения, с гидроусилителем в приводе.
Защита отечественных БМП: серьёзнее, толще, мощнее
Боевая машина пехоты должна перевозить и высаживать десантников, а также поддерживать их огнем. Еще одной важнейшей функцией такой техники является защита людей от вражеских пуль, снарядов и осколков. Используемые на поле боя средства поражения постоянно развиваются, и это приводит к изменениям средств защиты бронетехники. В новых проектах используются современные материалы с повышенными характеристиками прочности и стойкости, различные конструктивные решения и т.д. Также с определенного времени технику предлагалось оснащать особым навесным оборудованием того или иного назначения.
За несколько десятилетий защита советских и российских БМП прошла достаточно большой путь, вобрав в себя массу оригинальных идей и решений. Эволюция брони и дополнительной защиты представляет большой интерес и с новой стороны раскрывает историю техники. Рассмотрим основные проекты отечественных боевых машин пехоты с точки зрения штатной и дополнительной защиты.
Унифицированные образцы
Первой в нашей стране, а заодно и в мире серийной боевой машиной пехоты стала БМП-1, принятая на вооружение в 1966 году. К этой машине изначально предъявлялись особые требования, что сказалось на ее окончательном облике. При помощи ряда уже известных, а также вновь предложенных идей конструкторам удалось решить все поставленные задачи и обеспечить соответствие актуальным требованиям. БМП-1 оставалась в серии до начала восьмидесятых годов, а эксплуатация отдельной техники этого типа продолжается до сих пор.
Серийной БМП-1 приходилось полагаться только на свою броню. Фото Wikimedia Commons
В соответствии с техническим заданием, лобовая проекция будущей БМП-1 должна была выдерживать попадание 23-мм бронебойного снаряда при выстреле с 500 м. Также требовалось обеспечить круговую защиту от 7,62-мм бронебойных пуль при стрельбе с 75 м. Конструкторы ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода справились с такими задачами, разработав новый корпус. Большую часть деталей корпуса предлагалось изготавливать из катаной стали большой твердости. Также в конструкции предусматривались алюминиевые детали.
Для усиления защиты лобовой проекции БМП-1 получила броню с рациональными углами наклона. Верхний лобовой лист толщиной 7 мм расположили под углом 80° к вертикали, нижний 19-мм – под углом 57°. Таким образом, приведенная толщина этих деталей составляла 40 и 39 мм соответственно. При этом верхняя лобовая деталь имела крупный люк для доступа к моторному отсеку. Сбоку корпус прикрыли листами толщиной 16 и 18 мм. Менее толстый верхний лист монтировался с наклоном 14°. Корма имела толщину 16 мм и была завалена назад с углом 19°. Крыша имела толщину 8 мм.
Колпак башни тоже получил дифференцированную защиту. Его лобовая часть имела толщину 23 мм с наклоном 42° (приведенная толщина 31 мм) и дополнялась маской переменной толщины, от 26 до 33 мм. Башня имела 19-мм борт, наклоненный на 36°, и 13-мм корму с наклоном 30°. Сверху башня прикрывалась 6-мм листом.
БМП-2Д с усиленной защитой в Афганистане. Фото Acemodel.com.ua
Для своего времени такая защита была достаточно мощной, а кроме того, она соответствовала требованиям заказчика. БМП-1 пошла в серию и поступила в войска. Пехота получила удобное транспортное средство, способное поддержать ее пулеметным и пушечным огнем. На несколько лет вопрос защиты перевозимой пехоты, в целом, был закрыт.
В 1977 году на вооружение Советской армии поступила новая боевая машина пехоты – БМП-2. Она была создана на базе предыдущей машины и отличалась, в первую очередь, оснащением боевого отделения. По ряду причин, броня почти не претерпела изменений. Конструкция корпуса незначительно изменилась в соответствии с установкой новых устройств и аппаратуры. Башня подверглась большей переделке, но параметры ее защиты остались на прежнем уровне.
БМП-1 и БМП-2 с круговой противопульной защитой и усиленной лобовой проекцией, выдерживающей снаряды малокалиберной артиллерии, строились большой серией и самым активным образом эксплуатировались в войсках. Существующее положение дел оставалось неизменным в течение нескольких лет, но затем понадобилась модернизация.
Афганский опыт
Вскоре после начала боевых действий в Афганистане советские мотострелки столкнулись с серьезной проблемой. Противник располагал большим количеством крупнокалиберных пулеметов и реактивных противотанковых гранатометов. Пулеметы могли поражать советские БМП со всех ракурсов, за исключением лобовых, а гранатометы вообще не имели подобных ограничений. Существенные потери легкой бронетехники быстро привели к запуску нового проекта.
БМП-2Д в музее. Фото Wikimedia Commons
Уже в 1981 году Курганский машиностроительный завод, выпускавший БМП двух типов, разработал общий проект модернизации унифицированных машин. В кратчайшие сроки доработанная техника прошла испытания, и в 1982 году поступила на вооружение. Боевые машины пехоты с усиленным бронированием обозначались как БМП-1Д и БМП-2Д. Литера «Д» означала «доработанная».
Проект «Д» предусматривал усиление бортовой проекции и установку дополнительной противоминной защиты, но при этом не требовал никакой заметной доработки корпуса. На борта корпуса, на некотором удалении от штатной брони, предлагалось монтировать броневые листы толщиной несколько миллиметров. В этих листах-экранах имелись отверстия для стрельбы через амбразуры корпуса. Ниже дополнительной брони бортов находились экраны из пяти отдельных секций, прикрывавшие ходовую часть. Под местами водителя и старшего стрелка появилась дополнительная плита для защиты от мин.
Дополнительная броня повысила стойкость техники к пулям крупнокалиберных пулеметов. Одновременно с этим увеличилась масса машин, и они потеряли плавучесть. Впрочем, в Афганистане это свойство не требовалось.
В 1982 году армия получила первые машины типа БМП-1Д и БМП-2Д. В основном это были серийные образцы, на которые в условиях ремонтного завода навешивалась новая броня. Такая техника в первую очередь передавалась десантно-штурмовым подразделениям. Во время боевых действий БМП с литерой «Д» неплохо показали себя: броня заметно сократила потери людей и техники. Эксплуатация БМП-1Д и БМП-2Д продолжалась до вывода войск из Афганистана.
БМП-3 получила усиленное бронирование на основе алюминия и стали. Фото автора
По имеющимся данным, вскоре после возвращения домой почти вся имевшаяся техника лишилась дополнительной защиты. Ей предстояло продолжать службу в конфигурации обычных линейных БМП, лишенных дополнительных экранов. Сохранилось лишь несколько машин в конфигурации «Д», которые ныне являются музейными экспонатами. Насколько известно, в дальнейшем вопрос установки навесной брони существующего типа не поднимался.
Усиленная «Тройка»
Работы над будущей БМП-3 стартовали еще в конце семидесятых годов и заняли несколько лет. Ряд организаций должен был изучить имеющиеся реалии и возможности, и на их основании сформировать техническое задание на новую бронемашину. В итоге в 1983 году появилось окончательное задание, в котором, среди прочего, учитывался опыт войны в Афганистане. Специалисты решили, что будущая бронемашина должна иметь круговую защиту от крупнокалиберных пулеметов, а ее лоб следует усилить для защиты от 30-мм снарядов.
Поставленные задачи были решены весьма интересным образом. БМП-3 получила сравнительно толстую броню, выполненную преимущественно из алюминиевых листов. Это позволило получить достаточный уровень защиты при существенном сокращении массы в сравнении со стальной броней той же прочности. На некоторых участках корпуса алюминиевые детали дополняются стальной броней, вместе с которой образуют разнесенную защиту. Схожим образом построен купол башни.
БМП-3 с навесными экранами и комплексом активной защиты «Арена». Фото Btvt.narod.ru
По известным данным, верхняя лобовая деталь имеет толщину 18 мм при большом угле наклона. Крупная средняя лобовая образована деталями толщиной 10,12 и 60 мм из разных материалов. Нижняя лобовая – пакет из 10- и 60-мм листов. Борта корпуса выполнены из алюминиевых листов толщиной от 43 до 60 мм. Корма имеет толщину 13 мм, крыша – 15 мм, днище – 10 мм. Лоб башни состоит из деталей толщиной 16 и 50 мм. Корма имеет толщину 43 мм, крыша – 18 мм.
Утверждается, что лобовая проекция БМП-3 выдерживает обстрел из 30-мм автоматической пушки 2А42. Прочие броневые детали защищают людей и агрегаты от бронебойных пуль калибра 12,7 мм. Обеспечена защита от осколков артиллерийских снарядов и некоторых взрывных устройств.
Советская армия начала эксплуатацию боевых машин пехоты БМП-3 в конце восьмидесятых годов. Преимущества этой техники перед существующими образцами были очевидны, но известные проблемы прошлых десятилетий помешали полностью перевооружить армию. В итоге БМП-3, отличающиеся от БМП-1 и БМП-2 усиленной защитой, не могут состязаться с ними по численности.
БМП-3 с дополнениями
Уже в восьмидесятых годах были предложены первые варианты усиления защиты новой БМП при помощи тех или иных средств. Впрочем, далеко не все они смогли дойти до серийного выпуска и эксплуатации. Ряд любопытных предложений так и не вышел из стадии испытаний и продвижения на различных выставках.
Вариант оснащения БМП-3 динамической защитой «Кактус». Фото Oruzhie.info
С точки зрения дополнительной защиты наибольший интерес представляет проект БМП-3М, представленный Курганским машиностроительным заводом в 1999 году. На бортах корпуса предлагалось монтировать дополнительные экраны, повышающие общую стойкость к обстрелу. Кроме того, на машине присутствовал комплекс активной защиты «Арена». На крыше башни разместили характерный блок антенн РЛС обнаружения, а по ее периметру установили пусковые устройства защитных боеприпасов. Предполагалось, что БМП-3М сможет вовремя находить и уничтожать подлетающие гранаты или ракеты, а собственная и навесная броня защитят ее от пуль, снарядов и осколков.
В 2001 году состоялась презентация обновленной БМП-3 с блоками динамической защиты. На средней лобовой детали и бортах было размещено большое количество сравнительно крупных блоков защиты. Эти изделия предназначались для борьбы с кумулятивными боеприпасами. Подрывной заряд блока располагался внутри броневого короба, стойкого к 12,7-мм пулям стрелкового оружия. Кормовую часть корпуса, вмещающую двигатель и трансмиссию, во избежание перегрева пришлось оснастить решетчатыми экранами.
Через два года впервые показали БМП-3 с комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Эта система, работая в автоматическом режиме, могла засекать излучение лазерного дальномера или системы управления противотанковой ракетой противника. Далее автоматика должна была производить отстрел дымовых гранат или подавлять оптику противника при помощи пары мощных инфракрасных прожекторов. На выставке IDEX-2003 состоялась демонстрация такой защиты. БМП поочередно атаковали несколько ПТРК разных типов, и ни одна из ракет не смогла ее поразить.
Опытная БМП-3 с комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Фото Militaryrussia.ru
Разные способы повышения уровня защиты БМП-3 представляли интерес, но не были лишены недостатков. Прежде всего, предложенное оборудование увеличивало вес и габариты техники. В частности, комплект динамической защиты «Кактус» весил порядка 4 т и увеличивал ширину машины с исходных 3,3 м почти до 4 м. Такой рост габаритов и массы сокращал подвижность, а также не позволял технике плавать.
По техническим и иным известным причинам ни один из предложенных вариантов усиления защиты БМП-3 не пошел в серию. В итоге российская армия и некоторые зарубежные вооруженные силы продолжают использовать технику этого типа, имеющую лишь штатное алюминиево-стальное бронирование. По всей видимости, подобная ситуация уже никогда не изменится.
Средний «Курганец»
Есть основания полагать, что теперь модернизация БМП-3 попросту не имеет смысла, поскольку ей на смену идут новые образцы техники. Прежде всего, это средняя по массе боевая машина пехоты на базе унифицированной гусеничной платформы «Курганец-25», разрабатываемая Курганским машиностроительным заводом. Эта техника уже находится на государственных испытаниях, и обозримом будущем пополнит парки строевых частей.
Согласно разным сообщениям и оценкам, корпус БМП типа «Курганец-25» имеет комбинированное бронирование, вероятно, построенное на основе стали и алюминия. Поверх собственной брони монтируются навесные блоки динамической защиты, также повышающие плавучесть. По желанию заказчика, машины семейства могут комплектоваться активной защитой типа «Афганит». Интересной особенностью нового проекта является отсутствие необходимости в особо серьезной защите башни. Вооружение перспективной БМП устанавливается на боевом модуле, полностью вынесенном за пределы обитаемых отсеков. Его поражение не должно приводить к серьезным рискам для экипажа.
Средняя по массе БМП на платформе «Курганец-25». Фото Vitalykuzmin.net
Есть основания полагать, что «Курганец-25» сможет защитить экипаж и десант, как минимум, от малокалиберной артиллерии. Вполне возможно, что такая защита выполнена всеракурсной. Наличие динамической и активной защиты, соответственно, обеспечивает уничтожение или перехват противотанковых гранат и ракет. В итоге даже на уровне концепции новая БМП отличается от всех существующих образцов повышенным уровнем защиты.
Тяжелая «Армата»
Еще одна ожидаемая новинка – тяжелая боевая машина пехоты Т-15, построенная научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод» на унифицированной платформе «Армата». На той же платформе создан основной танк с выдающимися характеристиками защиты, и все основные компоненты такого рода должны перейти к транспорту для мотострелков. Как следствие, Т-15 будет наиболее защищенным представителем своего класса, созданным в нашей стране к настоящему времени.
По известным данным, лобовая проекция корпуса Т-15 имеет «танковое» комбинированное бронирование, способное остановить едва ли не все современные бронебойные снаряды танковых орудий. Прочие элементы корпуса должны иметь менее мощную защиту. Поверх основного бронирования на «Армате» монтируется встроенная динамическая защита типа «Малахит», направленная на противодействие кинетическим и кумулятивным боеприпасам. Наконец, Т-15, как и другая техника новейшего семейства, может комплектоваться активной защитой «Афганит». Как и в случае с «Курганцем», боевой модуль полностью вынесен за пределы корпуса, и его повреждение не угрожает экипажу или десанту.
Тяжелые БМП Т-15 на Красной площади. Фото НПК «Уралвагонзавод» / uvz.ru
Фактически с точки зрения защиты, имеющей «многослойную» структуру, тяжелая БМП Т-15 ничем не отличается от перспективного основного танка Т-14. Есть основания полагать, что в проекте «Армата» обеспечивается максимально возможный на сегодняшний день уровень защиты от всех основных угроз, имеющих место на поле боя. Десантники на борту Т-15 могут не бояться пуль, осколков, гранат, снарядов и даже ракет. Отечественной промышленности удалось получить выдающиеся результаты в области защиты. На данный момент в этом отношении Т-15 превосходит все отечественные транспортные средства для пехоты.
Настоящее и будущее
Развитие отечественных боевых машин пехоты продолжается более полувека, и за это время подобная техника успела пройти большой путь. В частности, защита БМП постепенно эволюционировала: из сравнительно тонких стальных листов со временем она превратилась в мощную многослойную систему, прикрытую динамической, активной и оптико-электронной защитой. Вместе с внедрением новых решений, материалов и технологий росли уровень защиты и безопасность людей.
Развитие бронирования боевых машин прежде всего связано с угрозами, встречающимися на поле боя. Изменение облика войны и появление новых угроз привело к постепенному усилению бронирования и появлению различных дополнительных средств. Закономерным результатом этого стало появление тяжелой боевой машины пехоты Т-15. По своим основным характеристикам она в разы превосходит старую БМП-1, хотя и может быть отнесена к тому же классу техники – пусть даже и с определенными оговорками.
К каким результатам приведет дальнейшее развитие БМП в целом и их защиты в частности – пока говорить трудно. Но очевидно, что появление новых вооружений и, соответственно, угроз самым прямым образом скажется на облике БМП будущего. Впрочем, пока армии не стоит предаваться фантазиям, поскольку теперь ей предстоит в полной мере освоить самые новые образцы, и без того отличающиеся не самым привычным видом и высокими характеристиками.
По материалам сайтов: https://otvaga2004.ru/ https://btvt.info/ https://army-guide.com/ https://rusarmy.com/ https://russianarms.ru/ https://uvz.ru/ https://militaryparitet.com/
Вооружение
Для поражения сил и средств врага, БМП-3 вооружена:
- противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) с боекомплектом из 8 управляемых ракет (ПТУР);
- 100-милиметровой пушкой 2А70 со скоростью 10 выстрелов в минуту, Б/К 40 в.;
- 30-мм спаренной пушкой-автоматом 2А72 с 300 снарядами ОФЗ и 200 БТ;
- пулеметами ПКТ 7,62х54 — два курсовых в корпусе и один спаренный с пушками в башне, с 2000 боеприпасов к каждому.
БМП-3 производит выстрел
Машины на базе
- БРМ-3К «Рысь» — боевая разведывательная машина войсковой разведки. Предназначена для действий разведывательных и специальных подразделений в тылу противника. Корпус, силовой агрегат и ходовая часть аналогичны БМП-3. Основное вооружение — 30-мм пушка двустороннего заряжания 2А72 (скорострельность 300 выстр./мин.) со спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ. Для борьбы с бронированными целями имеется 4 ПТУР в укладке. Экипаж вооружен автоматами (боекомплект 1800 патронов) и 15 ручными гранатами. Машина оснащена системой обнаружения целей и передачи данных командованию части, навигационной системой 1Г50 с новым гирокомпасом, средствами связи (Р-163-50У, Р-163-50К, Р-163-У, дальность передачи данных до 100—350 км), ФВУ и системой пожаротушения. Принята на вооружение в 1995 г., близка к БМП-3 по подвижности и защищенности. Комплекс приборов разведки обеспечивает поиск, обнаружение и опознавание целей в различных условиях, обработку и передачу полученной информации по назначению. В его состав входят: тепловизионный прибор разведки ШН71, ночной активно-импульсный прибор наблюдения 1ПН61, лазерный дальномер 1Д14, радиолокационная система 1РЛ133-1, приемопередатчик которой установлен на отдельном карданном подвесе и может подниматься на высоту 1 м, а также устанавливаться треноге вне машины. Встроенные средства топогеодезического обеспечения (полуавтоматический гирокомпас 1Г50, навигационная аппаратура ТНА-4 и др.) обеспечивают машину цифровой навигационной информацией и отображают её местоположение на топографической карте. При необходимости в этих целях могут быть использованы визир ориентирования, а также башенные устройства совместно с комплексом средств разведки. Масса БРМ-ЗК «Рысь» составляет 19,6 т, экипаж — 6 человек, высота — 2,57 м.
- БРЭМ-Л «Беглянка» — бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе боевой машины пехоты, с крановой стрелой и тяговой лебедкой.
- 2С18 «Пат-С» — опытная 152-мм самоходная гаубица.
- 2С31 «Вена» — автоматизированное 120-мм самоходное артиллерийское орудие.
- Объект 699 — универсальное гусеничное шасси.
- УР-93 — установка разминирования на базе БМП-3. Впервые продемонстрирована в 2007 году в Нижнем Тагилена выставке RDE-2007.
- УР-07 — установка разминирования на базе БМП-3.
- 9П157-2 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С»
- 9П157-4 — машина управления батареей противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С»
- 9П162 — боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Т»
- ТКБ-841 — российская опытная зенитная самоходная установка из состава зенитного ракетно-артиллерийского комплекса 30Ю6 «Панцирь-С1-О»
- АДЗМ «Восторг-2» — авиатранспортабельная дорожно-землеройная машина на базе БМП-3
- БМЭМ-3 — бронированная медицинская машина на базе БМП-3.
Преимущества и недостатки
БМП-3 безотказно преодолевает водные преграды
Офицеры-практики и хорошо поинформированные независимые специалисты сходятся в оценке, что ТТХ БМП-3 вполне отвечают условиям эксплуатации, в которых несут службу сухопутные подразделения ВС РФ.
По их отзывам, боемашина:
- прекрасно плавает, преодолевая водные преграды без специальной предварительной техподготовки;
- надежна как в жарком, так и холодном климате;
- обладает отличными ходовыми качествами, по сравнению с предыдущими машинами — «копейкой» и «двойкой», благодаря переносу двигателя в заднюю часть корпуса (не распространяется на модификации с мотором спереди — см. ниже);
- характеризуется повышенной живучестью по той же причине;
- отличается комфортным расположением мотострелков и удобным ведением огня через бортовые амбразуры.
Эксперты высоко оценивают вооружение боемашины.
Минусом является отсутствие опции выноса ПТРК наружу и работы с переносной пусковой установкой, которая была в предыдущих бронемашинах, но в базовой «троечке» почему-то не предусмотрена.
Еще один, более существенный недостаток, — отсутствие в списке характеристик БМП-3 механизма изменения клиренса, что отрицательно влияет на проходимость боемашины и точность огня на пересеченной местности.
Модификации БМП-3
БМП-3К — боемашина, литера «К» в наименовании которой означает «командирская». Спроектирована специально для управления подразделением БМП. Оснащена увеличенным комплектом устройств связи для обмена сообщениями с другими войсковыми единицами и вышестоящим управляющим пунктом. Радиус радиосвязи достигает 40 километров.
Испытания БМП-3Ф
БМП-3Ф — бронемашина для транспортировки морских пехотинцев и ведения военных действий в прибрежной зоне. Характеризуется повышенной плавучестью, отсутствием устройства самоокапывания, наличием дополнительных водоотражающих щитков. Может передвигаться в водной среде в течение семи часов со скоростью до 10 км/ч. Оснащена обновленным прицелом «СОЖ» улучшенной надежности.
Новейшая БМП-3М на территории воинской части — передана на вооружение
БМП 3М — улучшенная вариация базовой «тройки», отличающаяся более мощным мотором, обновленной системой управления огнем (СУО), увеличенной защищенностью благодаря оснащению КАЗ «Арена-Э», уберегающим боемашину от ракет и гранат.
БМП-3 «Витязь» — оборудована одноименной СУО с оптоэлектронными приборами, опцией удаленного управления вооружением, унифицированными рабочими местами экипажа. Эти новшества существенно сократили длительность подготовки выстрела и расширили поражающие возможности огня.
БМП-3М «Драгун» — новая конструкция БМП-3М с перенесенным из задней в переднюю часть моторным отделом и перекомпонованным отсеком для стрелков-десантников. Мощность силовой установки УТД-32 составляет 816 л.с. Предусмотрено оборудование боемашины 3 разновидностями БМ с различными пушками, в то же время удалены пулеметы из корпуса. Высадка пехотинцев ускорена и упрощена путем снабжения задней стенки отсека «секретной» дверцей.
БМП-3 «Деривация» с безэкипажным боевым модулем на выставке
БМП-3 «Деривация» — бронемашина с безэкипажным БМ АУ-220М и 57-мм пушкой-автоматом со скоростью действия до 100 в./мин. Существенно обновлена СУО, включающая новейшую центрально-вычислительную систему (ЦВС). Экипаж уменьшен до двух, десант — увеличен до 10 чел.
Тактико-технические характеристики БМП-2
Экипаж, чел: 3 Десант, чел: 7 Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое в центре, десантное сзади
Вес БМП-2
— 14,0 тонн
Размеры БМП-2
— Длина корпуса, мм: 6735 — Ширина корпуса, мм: 3150 — Высота, мм: 2450 (по осветителю); 2250 (по приборам прицеливания) — База, мм: 3600 — Колея, мм: 2550 — Клиренс, мм: 420
Броня БМП-2
— Тип брони: стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)
Вооружение БМП-2
— Калибр и марка пушки: 30-мм 2А42 — Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка — Боекомплект пушки: 500 (бронебойные, осколочно-фугасные) — Дальность стрельбы, км: до 4 по наземным; до 2,5 по воздушным — Прицелы: БПК-2-42 (БПК-1-42) — бинокулярный дневной и активно-пассивный ночной и зенитный 1ПЗ-3 — Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ — Другое вооружение: ПТРК 9К111 или 9К113
Двигатель БМП-2
— Тип двигателя: УТД-20С1 — Мощность двигателя, л. с: 300
Скорость БМП-2
— Скорость по шоссе, км/ч: 65 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40—50 по грунтовой дороге; 7 на плаву — Запас хода по шоссе, км: 550—600 — Удельная мощность, л. с./т: 20,3—21,74 — Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,64—0,66 — Преодолеваемый подъём, град: 35° — Преодолеваемая стенка, м: 0,7 — Преодолеваемый ров, м: 2,5 — Преодолеваемый брод, м: плавает.
Боевые применение
Доподлинно известно о боевом применении БМП-3 российскими армейскими подразделениями в Первой Чеченской кампании.
При использовании бронемашины часто возникали всяческие проблемы, но историки оружия связывают их с очень плохой обученностью личного состава частей. Это, в свою очередь, объясняется тем, что более опытные военнослужащие в тот период были командированы за границу.
Боемашины применялись армией ОАЭ в ходе начатой в феврале 2015 интервенции во время гражданской войны в Йемене, ориентировочно передавались боеформированиям повстанцев. Там и произошла единственная достоверно подтвержденная боевая потеря БМП-3: одна из бронемашин, использовавшихся пехотинцами ОАЭ, выведена из строя подрывом на противотанковой мине, поставленной хуситами.
Какого мнения о БМП-3 придерживаетесь вы? Может, вам приходилось служить в Сухопутных войсках и передвигаться на этой боемашине? Если так, пожалуйста, оставьте свой отзыв. Если есть вопросы, задавайте, мы всегда рады общению с читателем.