Танк Т-72 с двигателем 5ТДФМА-1 (вариант модернизации)

Основной танк Т-72 спроектирован в КБ Уралвагонзавода (г. Нижний Тагил) под руководством В.Н. Венедиктова в 1967-1973 годах. Опытный образец танка, получивший обозначение «Объект 172М», был изготовлен в конце 1970 года. Танк, получивший обозначение Т-72 «Урал», был принят на вооружение 7 августа 1973 года. За время серийного производства в 1974-1996 годах на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил, 1974-1996 гг. – 19973 ед.) и Челябинском тракторном заводе (г. Челябинск, 1978-1990 гг. – 1874 ед.) изготовили 21847 танков Т-72 всех модификаций. С 1977 года танк производился по лицензии в Чехословакии (1977-1991 гг. – 815 шт.), Польше (1979-1995 гг. – 759 шт.), Индии (1988-2000 гг. – 500 шт.), Ираке (100 шт.), Иране (1993-2001 гг. 300 шт.).

Описание конструкции танка Т-72 «Урал»

Компоновка танка Т-72 – классическая, с кормовым расположением силового от-деления. Экипаж танка состоит из трёх человек, размещавшихся: командир танка – в башне справа от пушки; механик-водитель – в носовой части корпуса по продольной оси; наводчик орудия – в башне слева от пушки.

Корпус танка представляет собой жесткую коробку, сваренную из катаных броневых листов. Он состоит из носовой части, бортов, кормы, днища, а также вентиляторной, моторной перегородок и крыши над силовым отделением.

Носовая часть корпуса состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, а также с передним листом крыши, бортами и днищем. Верхний лобовой лист корпуса наклонен под углом 68° к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь-стеклотекстолит-сталь) толщиной 80+105+20=205 мм. Нижний броневой лист, толщиной 85 мм, установлен под углом 600. Борта корпуса – вертикальные броневые листы толщиной 80 мм в передней части и 70 мм в задней. В средней части бортов вварены подбашенные защитные планки для увеличения внутреннего объема корпуса и установки башни. Корма корпуса состоит из кормового броневого листа, листа кормы нижнего и картеров коробок передач. Крыша корпуса состоит из переднего и заднего броневых листов и вставок над подбашенными защитными планками, приваренных к корпусу, а также съёмной части. Днище корпуса имеет корытообразную форму и состоит из трёх штампованных деталей. Для увеличения жесткости и размещения торсионов в днище выполнены продольные и поперечные выштамповки. Для защиты бортов танка от кумулятивных средств поражения предназначены бортовые экраны толщиной 3 мм, выполненные из алюминиевого сплава. Четыре правых и четыре левых бортовых экрана крепятся к надгусеничным полкам и передним откидным щиткам. В боевом положении они разворачиваются вперед под углом 60°.

Башня танк представляет собой фасонную отливку из броневой стали, к верхней части которой приварена крыша, а также правая и левая головки для зашиты базовой трубы прицела-дальномера. Башня имеет монолитную конструкцию с переменной толщиной стенок. Толщина лобовой брони в секторе ±30° от продольной оси танка составляет 400-410 мм при наклоне 10-25°. Толщина бортов колеблется в пределах 395-440 мм при углах наклона 20-25°.

В передней части башни расположена амбразура для установки пушки. Справа от амбразуры пушки в башне имеется амбразура для спаренного пулемёта. Слева от амбразуры пушки приварены кронштейн для осветителя ночного прицела и трубка для подвода электропровода к нему. Башня устанавливается на шариковой опоре, верхний погон которой соединен с донным листом башни, а нижний погон крепится к крыше корпуса. Вращение башни осуществляется с помощью гидравлического и ручного механизмов поворота.

Вооружение танка состоит из одной 125-мм танковой гладкоствольной стабилизированной в двух плоскостях пушки Д-81ТМ, одного 12,7-мм пулемёта НСВ-12,7, установленного на зенитной установке ЗУ-72 (смонтирована на погоне командирской башенки), и 7,62-мм спаренного с пушкой пулемёта ПКТ. Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного пулемёта используются монокулярный стереоскопический прицел-дальномер с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости ТПД-2-49 и электронно-оптический монокулярный перископический ночной прицел ТПН-1-49-23. Для прицеливания при стрельбе из зенитного пулемёта использовались колиматорный прицел К-10 и рамочный прицел. Стабилизация вооружения танка осуществляется двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором танкового вооружения 2Э28М «Сирень».

Заряжание пушки производится электромеханическим автоматом заряжания безкабинного типа, с ёмкостью 22 лотка с выстрелами. Боекомплект танка состоит из 39 выстрелов раздельного заряжания к пушке, 300 патронов к зенитному пулемёту и 2000 патронов к спаренному пулемёту.

В силовой установке танка используется 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-46 мощностью 780 л.с. Трансмиссия танка – механическая, с гидравлическим управлением, состоит из гитары и двух планетарных коробок передач, конструктивно объединенных с бортовыми передачами. Обеспечивающая семь передач переднего хода и одну – заднего хода.

Ходовая часть, применительно к одному борту, состоит из шести двухскатных обрезиненных опорных катков, трех односкатных поддерживающих роликов с внутренней амортизацией, одного ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и одного направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеницы. Подвеска танка – индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами на 1, 2 и 6-м опорных катках. Гусеницы, шириной 580 мм, мелкозвенчатые на 97 траков, цевочного зацепления, с резинометаллическим (РМШ) или открытым (ОМШ) шарниром.

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме (дежурное освещение и откачивающий насос ОПВТ – по двухпроводной). Напряжение – 27 В (для стартерной цепи – 48 В).

Для защиты экипажа танка от ОМП используется система коллективной защиты, состоящая из: прибора радиационной и химической разведки ГО-27, аппаратуры ЗЭЦ11-3 управления исполнительными механизмами герметизации, фильтровентиляционной установки (ФВУ), исполнительных механизмов, клапана вентиляции и лючка вентиляции, подпоромера. Для тушения пожара в забронированном объёме танка используется автоматическая система трёхкратного действия УА ППО «Роса-2». Для тушения незначительных очагов пожаров имеется ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2. Для постановки дымовой завесы используется термодымовая аппаратура.

Оборудование для подводного вождения танка (ОПВТ) используется для преодоления танком по дну водных преград глубиной до 5 м и шириной до 1000 м. Для открытия окопов и укрытий танк оснащен оборудованием для самоокапывания, размещённым снаружи на нижнем носовом листе корпуса. На части танков могут устанавливаться колейные тралы ножевого действия КМТ-6.

Для поддержания внешней связи на танке установлена ультракоротковолновая радиостанция Р-123М, для внутренней связи – танковое переговорное устройство Р-124.

Вооружение

Главное орудие представляло собой 125 миллиметровую гладкоствольную пушку Д-81ТМ (2А46), имеющую специальную конструкцию, позволяющую менять ствол прямо в полевых условиях, не демонтируя само орудие. Боекомплект размещался в разных местах. В автомате заряжания карусельного типа, находилось 22 снаряда, а оставшиеся 23 снаряда были уложены в немеханизированных боеукладках корпуса и башни.

Дополнительное вооружение состояло из двух пулемётов разного калибра. 7,62 миллиметровый пулемёт ПКТ с боекомплектом 2000 патронов был спарен с пушкой, а зенитный 12,7 миллиметровый пулемёт НСВТ находился на крыше башни и имел боекомплект в 300 патронов.

Позже были добавлены дымовые гранатомёты на борта башни, для самостоятельного создания дымовых завес.

Основные модификации танка Т-72 «Урал»

«Объект 172» – опытный средний танк, спроектированный в Уралвагонзавода под руководством Л.Н. Карцева в 1967-1968 годах. Первый опытный образец танка был изготовлен летом, второй – в сентябре 1968 года. Заводские испытания, проведённые до конца 1968 года, показали недостаточную надёжность ходовой части, что повлекло за собой её доработку на новом опытном танке «Объект 172М». На вооружение и в серийное производство не передавался.

Танк «Объект 172» отличался от Т-64А:

– усиленным бронированием лобовой детали башни без комбинированных броневых преград; – электромеханическим автоматом заряжания типа безкабинного типа с ёмкостью 22 лотка с выстрелами. Боекомплект танка составил 39 выстрелов раздельного заряжания к пушке и 2000 патронов к спаренному пулемёту; – использованием в силовой установке дизельного двигателя В-45К мощностью 730 л.с..

«Объект 173» – опытный средний танк, спроектированный в Уралвагонзавода под руководством Л.Н. Карцева в 1968 году. Два опытных образца танка были изготовлены в 1968 году путём переделки из серийных танков Т-64А. Летом 1969 года проходил сравнительные испытания с танками «Объект 172» и Т-64А. На вооружение и в серийное производство не передавался. От серийного танка Т-64А отличался только силовой установкой и вентиляторной системой охлаждения.

«Объект 172М» – опытный средний танк, спроектированный в Уралвагонзавода под руководством Н.В. Венедиктова в 1969-1970 годах. В конце 1970 года изготовили три опытных образца танка. В ноябре 1970 – апреле 1971 года танки «Объект 172М» успешно прошли заводские испытания. В первой половине 1973 года 15 танков установочной партии успешно про-шли войсковые испытания. В дальнейшем стал основой для серийного танка Т-72. От опытного танка «Объект 172» отличался установкой двигателя В-46 мощностью 780 л.с., конструкцией воздухоочистителя и ходовой части.

«Объект 172М-2М» (тема «Буйвол») – опытный основной танк, спроектированный в КБ Уралвагонзавода под руководством Н.В. Венедиктова в 1973-1974 годах. В первой половине 1974 года был изготовлен опытный образец танка. Проходил заводские испытания в 1974-1975 годах. На вооружение и в серийное производство не передавался. От серийного танка Т-72 отличался:

– Увеличением угла наклона верхней лобовой детали корпуса до 70 градусов и применением в конструкции лобовой детали башни комбинированных броневых преград. – Установкой усовершенствованной 125-мм пушки Д81ТМ, отличавшейся более высокой точностью, лазерного прицела-дальномера ТПД-К1, ночного пассивно-активного прицела «Буран-ПА», стабилизатора танкового вооружения «Жасмин» с электроприводом в горизонтальной плоскости, увеличением до 45 выстрелов боекомплекта пушки. – В силовой установке применили двигатель В-46Ф мощностью 840 л.с. Увеличен запас топлива, что позволило увеличить запас хода на одной заправке до 1000 км. – В силовой передаче использовали усиленные бортовые планетарные коробки передач. – Установлена усовершенствована ходовая с увеличенным динамическим ходом опорных катков.

Читать: Транспортно-десантный вертолет Ми-8

Т-72 «Урал» («Объект 172М») – серийный вариант танка «Объект 172», изготовленный на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил) в 1974-1975 годах в количестве 950 единиц. В 1975 году танк получил имя собственное «Урал».

Т-72 «Урал-1» («Объект 172М1») – усовершенствованный вариант серийного танка «Объект 172М», изготовленный на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил, 1975-1979 гг. – 4727 ед.) и ЧТЗ (г. Челябинск, 1978-1979 гг. – 340 ед.) в 1975-1979 годах в количестве 5067 единиц. От танка Т-72 образца 1973 года он отличался:

– усиленным бронированием корпуса и башни; – с 1977 года устанавливалась литая башня с комбинированной бронёй с наполнителем из песчаных стержней; – пушка оснащена теплозащитным кожухом; – ИК-прожектор Л-2АГ перенесён на правую скулу лобовой деталь башни.

С 1975 по 1980 год выпускался экспортный вариант танка, получивший обозначение Т-72 («Объект 172М-Э»). Он отличался конструкцией броневой защиты лобовой детали башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.

Т-72К «Урал-К» («Объект 172МК») – серийный командирский танк, спроектированный в КБ Уралвагонзавода под руководством Н.В. Венедиктова на основе конструкции серийного танка Т-72 в 1973 году. Серийно выпускался на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил) в 1974-1980 годах. От линейного танка Т-72 отличался установкой дополнительной коротковолновой радиостанцией Р-130М, навигационной аппаратуры ТНА-3 «Квадрат», агрегата автономного питания АБ-1, сокращением боекомплекта пушки до 31 выстрела.

Т-72А («Объект 176») – серийный основной танк, спроектированный в КБ Уралвагонзавода под руководством Н.В. Венедиктова на основании конструкции танка Т-72 в 1979 году. Танк принят на вооружение 22 июня 1979 года. За время серийного производства на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил – 7062 ед.) и ЧТЗ (г. Челябинск – 680 ед.) в 1980-1984 годах 7742 танка Т-72А всех вариантов.

От танка Т-72 отличался:

– усиленным бронированием корпуса и башни, в лобовой детали башни, получившей выступы-«скулы», применили комбинированные броневые преграды из песчаных стержней; – установкой 125-мм пушки 2А46, отличавшаяся более плавным откатом при выстреле за счёт компенсатора жидкости в тормозе отката, что повысило точность и дальность выстрела, установка с 1981 года модернизированной пушки 2А46М. Боекомплект пушки был доведён до 44 выстрелов; – установкой лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 и активно-пассивного ночного прицела ТПН-3-49. С 1982 года на танк устанавливался прицельный комплекс 1А40, включающий в себя лазерный прицел-дальномер ТПД-К1; – усовершенствованным V-образным 12-цилиндровым дизелем В-46-6 мощностью 780 л. с., с 1984 году был установлен новый двигатель В-84 мощностью 840 л. с. С 1985 года танк оборудовался более эффективным воздухоочистителем и системой подогрева впускаемого воздуха (ПВВ); – установкой бортовых сплошных резинометаллических противокомулятивных экранов; – с 1980 года устанавливалась система пуск дымовых гранат 902А «Туча» и система защиты от напалма «Сота».

В 1980 году был разработан экспортный вариант танка Т-72, получивший обозначение Т-72М. Он отличался монолитным бронированием корпуса и башни и установкой ПАЗ вместо СКЗ. В 1982 году на основе конструкции танка Т-72М создали его модернизированный вариант – Т-72М1, отличавшийся применением в конструкции лобовых деталей корпуса и башни комбинированных броневых преград, приваркой на верхнюю часть лобовой детали корпуса 16-мм броневого листа. С 1985 года танки Т-72А и Т-72М1, получившие, соответственно, обозначение Т-72АВ и Т-72М2, стали оснащаться комплектом навесной динамической защиты.

Т-72АК («Объект 176К») – серийный командирский танк, спроектированный в КБ Уралвагонзавода под руководством Н.В. Венедиктова на основе конструкции серийного танка Т-72А в 1979 году. Серийно выпускался на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил) в 1979-1984 годах. От линейного танка Т-72А отличался установкой дополнительной коротковолновой радиостанцией Р-130М, навигационной аппаратуры ТНА-3 «Квадрат», агрегата автономного питания АБ-1, сокращением боекомплекта танка до 36 выстрела к пушке.

Т-72Б («Объект 184») – серийный основной танк, спроектированный в КБ Уралвагонзавода под руководством Н.В. Венедиктова на основании конструкции танка Т-72А в 1981-1984 годах. Танк принят на вооружение 23 января 1985 года. За время серийного производства на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил, 1985-1996 гг. – 9425 ед.) и ЧТЗ (г. Челябинск 1985-1990 гг. – 850 ед.) в 1985-1996 годах 10275 танка Т-72Б всех вариантов.

От танка Т-72А отличался:

– усилением уровня защищённости (на верхнюю часть лобовой детали корпуса приварен дополнительный 20-мм броневой лист, новая башня с увеличенным пакетом комбинированных броневых преград, комплект навесной динамической защиты «Контакт» (227 контейнеров) (в 1988 году на башню танка устанавливались контейнеры НДЗ в два яруса), система постановки дымовых завес 902Б «Туча», система защиты от напалма «Сода» и быстродействующее противопожарное оборудование 3 ЭЦ 13 «Иней»); – установкой гладкоствольной 125-мм пушки-пусковой установки 2А46М с комплексом управляемого ракетного вооружения 9К120 «Свирь» и двухплоскостным стабилизатором танкового вооружения 2Э42-2 «Жасмин» (стабилизатор вертикального наведения – электрогидравлический, горизонтального наведения – электромашинный), прицельного комплекса 1А40-1 (лазерный прицел-дальномер ТПД-К1 и баллистический поправочник), датчика атмосферных условий ДВЕ-БС с блоком сопряжения (с 1991 г.), прицела-прибора наведения 1К13-49 (мог использоваться как активно-пассивный ночной прицел), увеличенным до 45 выстрелов боекомплектом к пушке; – использованием в силовой установке многотопливного четырехтактного быстроходного дизельного двигателя жидкостного охлаждения В-84-1 мощностью 840 л.с.; – танк оснащен вспомогательной силовой установкой; – использованием комплекса связи «Абзац» (ультракоротковолновая радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонных усилителей).

Часть танков, получивших обозначение Т-72Б1 («Объект 184-1»), выпускались без комплекса управляемого ракетного вооружение. На эти танки вместо прицела-прибора наведения 1К13-49 устанавливали ночной прицел ТПН-3-49.

С 1987 года начал выпускаться экспортный вариант танка Т-72Б, получивший обозначение Т-72С, отличавшийся установкой комплекта динамической защиты «Контакт» на 155 контейнеров. Вариант танка без комплекса управляемого ракетного вооружения получил обозначение Т-72С1. С 1992 года танки Т-72С стали оснащаться встроенной динамической защитой корпуса и башни.

С 1989 года УВЗ выпускал танки, получившие обозначение Т-72Б образца 1989 года, с встроенной динамической защитой корпуса и башни «Контакт-5».

В 2000 году принят на вооружение танк Т-72БА («Объект 184А»), спроектированный в УКБТМ в рамках программы глубокой модернизации танка Т-72 в 1992-2000 годах. Модернизация танков Т-72 проводится при проведении капитального ремонта на Уралвагонзаводе с 1998 года (в 1994-1997 гг. работы по модернизации танка Т-72 не велись).

От танка Т-72Б отличается:

– автоматизированной системой управления огнём 1А-40-1М или 1А-40-М2, оснащённой цифровым танковым баллистическим вычислителем на микропроцессоре; – в силовой установке используется многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-92С2 мощностью 1000 л.с. и усиленной трансмиссией; – автоматической противопожарной системой ЗЭЦ13 «Иней» двух кратного действия; – ходовая часть унифицирована с таковой у танка Т-90А.

Танки Т-72Б1 проходят такую же модернизацию, получая обозначение Т-72БА1 («Объект 184А1»).

В 2006 году УКБТМ разработал вариант модернизации танков Т-72Б, получивший обозначение Т-72Б2 «Рогатка» («Объект 184М»). Планировалось производство танков с 2012 года ведётся путём модернизации при капитальном ремонте на УВЗ, позже отказались в пользу проекта Т-72Б3.

От танка Т-72БА он отличается:

– установкой на корпусе и башне комплекта встроенной динамической защиты «Реликт» и системы электромагнитной защиты танка от мин с магнитным взрывателем, комплекса оптико-электронной защиты «Штора-1»; – установкой гладкоствольной 125-мм пушки 2А46М-4(М-5) с оптико-электронным устройством для повышения точности стрельбы, многоканального комбинированного прицела «Сосна-У» с каналом наведения управляемой ракеты, блоком поправок баллистических характеристик в СУО (прицел-дальномер ТПД-К1 оставлен как резервный), в состав боекомплектов введены осколочно-шрапнельный и бронебойно-подкалиберный снаряд повышенного могущества с сердечником из сверхплотных однокомпонентных и композиционных материалов; – введением в комплект танка маскировочного комплекта «Накидка» и противокумулятивных решётчатых экранов.

В 2011 году УКБТМ разработало вариант модернизации танка Т-72, получивший обозначение Т-72Б3. С 2012 года танк поступает в Вооружённые силы России (на 2016 год насчитывается 800 танков).

От танка Т-72Б2 отличается:

– в боекомплект пушки введён выстрел с подкалиберно-противотанковым снарядом 3БМ-46 «Свинец» с метательным зарядом 3БМ-48; – установлен прицел командира танка ТКН-3МК с системой «Дубль» и ЭОП 2-го поколения; – в силовой установке используются двигатели В-84-1 мощностью 840 л.с. или В-92С2 мощностью 1000 л.с.; – установлена ультракоротковолновая радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» с двумя приёмо-передатчиками.

Т-72БК («Объект 184К») – серийный командирский танк, спроектированный УКБТМ (г. Нижний Тагил) под руководством Н.В. Венендиктова на основе конструкции танка Т-72Б в 1987 году. Танк принят на вооружение в 1987 году. Серийно выпускался до 1996 года на Уралвагонзаводе (г. Нижний Тагил). От линейного танка Т-72Б отличался установкой дополнительной коротковолновой радиостанцией Р-130М, навигационной аппаратуры ТНА-4, агрегата автономного питания АБ-1, сокращением боекомплекта к пушке.

Создание

Т-72 эпохи Холодной войны не стал исключением из правил и был создан как простая, надёжная и неприхотливая боевая машина, которая способна на равных конкурировать с любым другим вражеским танком. То, что ОБТ удался, подтверждает количество произведенных экземпляров, составившее более 30000 и уступившее лишь Т-54/55.

Изначально создавался Объект 172, который постепенно развился в Объект 172М, поступивший в производство под названием Т-72. 7 августа 1973 года он был принят на вооружение решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, после чего производился в нашей стране с 1974 по 1992 годы.

Боевое применение

Впервые танк применили при боевых действиях в 1982 году в Ливане, в долине Бекаа. Две сирийские танковые бригады попали в окружение и было принято решение отправить им на помощь элитную бригаду, оснащённую новыми Т-72. Они успешно уничтожили несколько израильских М60, практически не понеся потерь, прорвав тем самым окружение.

В Ираке советские машины проявили себя ещё лучше, практически без достойного сопротивления уничтожая Чифтены и Скорпионы, а всего за 8 лет войны, было потеряно 60 танков.

А вот во время вторжения в Кувейт, где советским ОБТ противостояли американские Абрамс М1А1 новой модификации, оснащённые 120 миллиметровой немецкой пушкой, было потеряно до 250 Т-72. Более того, известен случай, когда увязший в грязи Абрамс был атакован 3 Т-72, уничтожил их, и был отбуксирован на базу, после чего вновь вступил в строй.

Такое соотношение потерь можно объяснить отсутствием современных снарядов, способных справиться с бронёй Абрамса, у Ирака.

В Грузии, Чечне и Осетии Т-72 опять понесли большие потери, причём в Осетии обе стороны конфликта были вооружены ими, но Россия потеряла 2 танка, а Грузия 18, что доказывает то, что все эти потери произошли лишь из-за плохой подготовки экипажей и неправильного командования.

Действительно, во время штурма Грозного, танки применялись без прикрытия стрелков в городских условиях и уничтожались выстрелами в борта и корму, при этом случаи пробития лобовой брони неизвестны.

Были отмечены надёжность на марше в горных условиях и способность выдерживать многочисленные попадания без заметных повреждений.

Эпилог

За всё время было создано очень много машин на базе Т-72 — различные инженерные машины, самоходные пушки, боевые машины поддержки и опытные образцы танков.

Будучи принятым на вооружение в 1973 году, Т-72 сейчас стоит на вооружении многих стран, а, благодаря модификациям и современному оборудованию, способен наравне бороться со многими другими современными ОБТ и ещё долго останется в российской армии, даже после поступления в неё Т-14 Армата.

Его высокие подвижность, огневая мощь и защита вместе с надёжностью, неприхотливостью и стоимостью очень удачно собраны в одно целое, что ценится специалистами всего мира, многие из которых по праву считают Т-72 лучшим основным боевым танком второй половины 20 века.

Автомат заряжания для 57-мм пушки БМПТ-72А

Рис.11. Автомат заряжания БМПТ-72А

На рисунке 11 представлен один из возможных вариантов автомата заряжания для 57-мм выстрелов. Одним из главных ограничений при моделировании автомата заряжания является высота боевого отделения Т-72 (если посмотреть на фотографии ПТ-76Б с БМ «Буревестник» – его башня выше стандартной башни ПТ-76 с 76-мм пушкой), так как казенная часть пушки С-60 довольно габаритная и необходимо предусмотреть ее нормальное опускание вниз при максимальном угле возвышения пушки. Синим цветом показан ориентатор выстрелов – он жестко закреплен в башне и обеспечивает транспортировку выстрела к пушке в любом ее вертикальном положении. Учитывая увеличенное количество операций заряжания пушки, ее скорострельность, предположительно, снизится до 100 выстрелов в минуту.

Ходовая часть и двигатель Т-72Б3

У рассматриваемой модели были заменены гусеничные траки. По сравнению с предшественником, новый танк получил ходовые элементы с параллельным шарниром, служащим для повышения эксплуатационных показателей и увеличения ресурса движения. Трансмиссионный узел остался идентичным образцу Т-72.

Обновленный вариант оснащен более мощным многотопливным силовым агрегатом. Его мощность достигает 1130 конских сил. Мотор позволяет машине развивать скорость до шестидесяти километров в час по пересеченной местности, 70 км/ч – по шоссе. Полной заправки топливных баков хватает для преодоления пути в полтысячи километров. Танку вполне по силам водные преграды до 2,8 метра.

Что дала модернизация?

Переделка серийных танков Т-72Б в модернизированную версию Т-72Б3 позволила усилить боевой потенциал машины. Однако такое решение вызывает массу споров и рассуждений. С одной стороны, капитальный ремонт и частичное усовершенствование позволяет усилить армию при минимальных затратах. Другая точка зрения основана на том, что неэффективно и непрактично совмещать нелогичные вещи, включая крышку оптики на болтах и открытую пулеметную площадку.

В итоге недочеты могут свести на нет все объективные преимущества. Похоже на то, что разработчики просто пытались уложиться в определенную смету, поэтому и оставили столько «черных дыр». А пока только остается ждать и верить, что конструкторы учтут все ошибки и смогут их нивелировать в последующих проектах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]