Ракетный комплекс 15П960 Молодец с МБР 15Ж60 (РТ-23 УТТХ)


Межконтитенталъная баллистическая ракета «Молодец» РТ-23УТТХ. 15Ж60 (РС-22)

Эскизный проект ракеты РТ-23 с улучшенными тактико-техническими характеристиками разработан в КБ «Южное» под руководством Владимира Уткина в ноябре 1982 года. 9 августа 1983 года вышло постановление правительства о начале разработки комплекса «Молодец» РТ-23 УТТХ с единой ракетой для трех видов базирования — шахтного, железнодорожного и грунтового.

В сентябре 1984 года разработан эскизный проект комплекса 15Ж60. В ноябре 1984 года начаты огневые стендовые испытания РДТТ 15Д305 с поворотным соплом, имеющим разъем в дозвуковой части. Для шахтного комплекса, в отличие от железнодорожного, был использован вариант двигателя первой ступени с одним поворотным управляющим соплом. Маршевый двигатель второй ступени имеет одно центрально расположенное сопло, снабженное выдвижным насадком. По конструкции маршевый РДТТ третьей ступени схож с двигателем второй ступени.

Автономная инерциальная система управления шахтного варианта ракеты разработана в НПО «Хартрон» под руководством Владимира Сергеева. Смесевое топливо и твердотопливные заряды двигателей разработаны в ЛНПО «Союз» под руководством Бориса Жукова. Десять боевых блоков размещены в головной части ракеты в один ярус.

Испытания шахтного варианта ракеты проходили на полигоне Плесецк с 31 июля 1986 по 26 сентября 1988 года. 19 августа 1988 года первый полк РТ-23УТТХ поставлен на боевое дежурство в шахтные пусковые установки под украинским городом Перво- майск. Комплекс РТ-23 УТТХ в ШПУ ОС принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

Серийное производство ракет налажено на Павлоградском механическом заводе. С 1983 по 1991 год двигатели третьей ступени 15Д291 ракет 15Ж60 изготовлялись на Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО). В мае 1986 года изготовление комплексов средств преодоления ПРО ракеты 15Ж60 передано с Украины смежным организациям России.

В 1980-е годы в ГНИП «ОКБ «Вымпел» под руководством Олега Баскакова начаты работы по переоборудованию ШПУ высокой защищенности снимаемых с дежурства ракет УР-100Н для размещения в них ракет РТ-23 (15Ж60). Всего было переоборудовано 56 шахтных пусковых установок. Из них 46 ШПУ переоборудованы под Первомайском, 10 ШПУ — под Татищеве. На вооружении полка шахтных РТ-23 находятся шесть или десять пусковых установок.

К 1997 году все 46 шахтных ракет, находившихся в ракетной дивизии под Первомайском на Украине, сняты с боевого дежурства. В 1999 году на вооружении российских РВСН находилось десять шахтных пусковых установок с ракетами РТ-23УТТХ. Все они расположены в ракетной дивизии, дислоцированной под Татищево.
«Молодец» РТ-23УТТХ. 15Ж60 (РС-22) [SS-24. Scalpel]
РТ-23 УТТХ — твердотопливная трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета для трех видов базирования. Оснащена РГЧ ИН с десятью боевыми блоками. Разработка комплекса «Молодец» РТ-23 УТТХ начата в КБ «Южное» под руководством Владимира Уткина 9 августа 1983 года. Испытания шахтного варианта 15Ж60 на полигоне Плесецк проходили с 31 июля 1986 года по 26 сентября 1988 года. Комплекс в ШПУ ОС поставлен на боевое дежурство 19 августа 1988 года. Принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

ШПУ разработана в ГНИП «ОКБ Вымпел» под руководством Олега Баскакова. Способ старта — минометный. Автономная система управления разработана в НПО «Хартрон» под руководством Владимира Сергеева. Смесевое топливо и твердотопливные заряды разработаны в ЛНПО «Союз» под руководством Бориса Жукова. Система температурно-влажностного режима и отвода тепла создана в Московском КБ транспортно-химического машиностроения. Ракета оснащена комплексом средств преодоления ПРО.

Серийное производство ракет было развернуто на Павлоградском механическом заводе. Производство прекращено в 1991 году. Максимальная дальность стрельбы — 10 450 км. Длина ракеты в ТПК — 22,4 м. Длина ракеты полная — 23,3 м. Максимальный диаметр корпуса — 2,4 м. Стартовая масса — 104,5 кг. Первоначально установленный гарантийный срок — 10 лет.

РТ-23 УТТХ

Межконтитентальная баллистическая ракета железнодорожного базирования «Молодец» РТ-23 УТТХ. 15Ж61 (РС-22)

В соответствии с договором ОСВ-2, требования которого соблюдались сторонами, СССР не мог создавать, испытывать или развертывать мобильные пусковые установки тяжелых МБР. При этом тяжелой считалась ракета, стартовый или забрасываемый вес которой превышает вес ракеты УР-100Н. То есть стартовый вес РТ-23 УТТХ не мог быть более 105,6 тонн, а забрасываемый — более 4,35 т. Конструкторам удалось уложиться в эти параметры.

Испытания ракеты проходили на полигоне Плесецк с 27 февраля 1985 по 22 декабря 1987 года. После ряда доработок по результатам испытаний, в декабре 1988 года БЖРК поставлен на боевое дежурство. 28 ноября 1989 года боевой железнодорожный ракетный комплекс РТ-23УТТХ был принят на вооружение. Ресурсные испытания поезда П-450 для БЖРК завершены в декабре 1991 года.

В 1983 году началось оборудование трех маршрутов движения БЖРК с местами стоянок. В короткие сроки было проведено обустройство пунктов постоянной дислокации. В головном позиционном районе началось оборудование и подготовка к эксплуатации маршрута протяженностью свыше 1 500 километров.

Серийное производство ракет было развернуто на Павлоградском механическом заводе. Железнодорожная пусковая установка выпускалась серийно Юргинским машиностроительным заводом и Волгоградским ПО «Баррикады». В мае 1986 года изготовление комплексов средств преодоления ПРО передано с Украины смежным организациям России. Производство ракет остановлено в 1991 году.

Конструкторам пришлось решать целый ряд проблем, связанных с созданием железнодорожного комплекса. Требовалось обеспечить устойчивость вагона, имеющего вместе с пусковой установкой и ракетой в контейнере массу более 200 тонн. Нагрузка от колесной пары пускового вагона в полтора раза превышала предельно допустимую нагрузку, установленную Министерством путей сообщения.

Для решения проблемы избыточной массы был сконструирован трехвагонный сцеп. При старте ракеты, когда нагрузки очень велики, соседние вагоны с помощью специальных устройств «поддерживают» пусковой, обеспечивая его устойчивость. После пуска ракеты, когда вагон в одно мгновение становится легче более чем на сто тонн, боковые вагоны также с помощью специального устройства «догружают» пусковой, прижимая его к железнодорожному полотну.

Ракета состоит из трех ступеней и головной части. Первая ступень имеет маршевый РДТТ, хвостовой и соединительный отсеки. Маршевый двигатель коконной конструкции с одним центрально расположенным неподвижным соплом.

Вторая ступень имеет маршевый РДТТ с одним центрально расположенным соплом, которое снабжено выдвижным насадком, позволяющим увеличить удельный импульс двигателя на больших высотах, а также соединительный отсек. Корпус РДТТ коконной конструкции.

Третья ступень имеет маршевый РДТТ, аналогичный второй ступени, и переходный отсек.

В головной части ракеты размещены десять боевых блоков индивидуального наведения на цель с ядерными зарядами. Блоки размещены в один ярус. Ступень разведения блоков имеет двигательную и силовую установки. Головная часть прикрыта аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии — такая конструкция обусловлена ограничением длины железнодорожного вагона.

Пуск ракеты осуществляется из вертикального положения после отвода контактных электропроводов (для этого создана специальная система), открытия крыши и выхода из вагона транс- портно-пускового контейнера.

Конструкторами была решена сложная задача отклонения вышедшей из контейнера ракеты перед запуском маршевого двигателя. Из контейнера ракету выбрасывает маломощный ракетный двигатель — пороховой аккумулятор давления (ПАД). ПАД обеспечивает подъем ракеты на двадцать- тридцать метров. После окончания действия ПАДа включается маршевый двигатель первой ступени. Для того, чтобы факел работающего двигателя первой ступени не повредил вагон и пусковую установку, была разработана система управления, позволяющая отклонять ракету после старта так, чтобы струя раскаленных газов не касалась жизненно важных систем пускового вагона, а прошла мимо него. Отклонение ракеты до включения маршевого двигателя осуществляется за счет отклонения головной части.

Для ракеты были созданы специальные пусковые вагоны с распашной крышей. В состав комплекса вошли три пусковых установки (боевых модуля), командный пункт, вагоны для систем жизнеобеспечения и личного состава ракетчиков. Всего 17 вагонов. Боевое дежурство в автономном режиме комплекс может нести в течение одного- двух месяцев. Маршруты боевого патрулирования железнодорожных комплексов простираются на 1 500 километров от мест базирования. Стрельба может производиться как с любой точки на маршруте патрулирования, так и непосредственно на станции базирования во время стоянки. Полк железнодорожных РТ-23УТТХ имеет три ракеты на пусковых установках в составе эшелона.

Повышенная выживаемость комплекса может быть достигнута не только за счет его мобильности, но и за счет укрытия состава в период опасности в одном из скальных железнодорожных тоннелей, расположенных на маршрутах боевого патрулирования.

По мнению специалистов, существование боевых железнодорожных ракетных комплексов, с местами стоянок и оборудованными маршрутами боевого патрулирования протяженностью в несколько тысяч километров по всей стране способствовало сохранению единой системы Министерства путей сообщения России после распада СССР.

Железнодорожная пусковая установка разработана в Ленинградском КБ Спецмаш под руководством Алексея Уткина. Система управления разработана в НИИ АП под руководством Владимира Лапыгина. Система температурно-влажиостного режима и отвода тепла создана в Московском КБ транс- портно-химического машиностроения (КБТХМ). Командный модуль для управления пусковой установкой БЖРК разработан в ЦКБТМ под руководством Бориса Аксютина и Александра Леон- тенкова.

Всего было выпущено более двухсот ракет РТ-23 всех модификаций. В 1999 году 36 ракетных комплексов на железнодорожных ПУ несли боевое дежурство в ракетных дивизиях на станции Василек под Костромой (12 ПУ), под Гладкой Красноярского края (12 ПУ) и Бершетью Пермской области (12 ПУ).

С 1991 года комплексы находятся в пределах станций на пристанционных путях на удалении 20 километров, однако периодически меняют пункты своих стоянок.

В соответствии с договором СНВ-2, в случае ратификации его российским парламентом, комплексы РТ-23 УТТХ подлежат ликвидации, а производство ракет не может быть возобновлено на Павлоградском механическом заводе, расположенном на территории Украины.
«Молодец» РТ-23УТТХ. 15Ж61 (РС-22) [SS-24. Scalpel]
РТ-23 УТТХ — твердотопливная трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета для трех видов базирования. Оснащена РГЧ ИН с десятью боевыми блоками. Разработка боевого железнодорожного ракетного комплекса «Молодец» РТ-23 УТТХ начата в КБ «Южное» под руководством Владимира Уткина 9 августа 1983 года. Испытания ракеты 15Ж61 для БЖРК проходили с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года на полигоне Плесецк. БЖРК поставлен на боевое дежурство в декабре 1988 года. Принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

Пусковая установка разработана в Ленинградском КБ Спецмаш под руководством Алексея Уткина. Способ старта — минометный. Автономная система управления разработана в НИИ АП под руководством Владимира Лапыгина. Смесевое топливо и твердотопливные заряды разработаны в Л НПО «Союз» под руководством Бориса Жукова. Система темпера- турно-влажностного режима и отвода тепла создана в Московском КБ транспортно-химического машиностроения (КБТХМ). Командный модуль разработан в ЦКБ ТМ под руководством Бориса Аксютина и Александра Леонтенкова. Ракета оснащена комплексом средств преодоления ПРО.

Серийное производство ракет было развернуто на Павлоградском механическом заводе. Производство остановлено в 1991 году. Максимальная дальность стрельбы — 10 100 км. Длина ракеты в ТПК — 22,6 м. Длина ракеты полная — 23,3 м. Максимальный диаметр корпуса — 2,4 м. Стартовая масса ракеты — 104,5 кг. Масса ГЧ — 4,05 т. Масса ракеты с пусковым контейнером — 126 тонн. Масса первой ступени — 53,7 кг. Длина первой ступени — 9,7 м. Диаметр корпуса первой ступени — 2,4 м. Масса пускового вагона — более 200 тонн. Длина железнодорожной ПУ — 23,6 м. Ширина ПУ — 3,2 м. Высота ПУ — 5,0 м. Первоначально установленный гарантийный срок ракеты — 10 лет.

(Продолжение следует)

На Вашу книжную полку

Оглавление

РС-22 В БЖРК » Молодец «

Межконтинентальная баллистическая ракета

РТ-23У (15Ж60) [для ШПУ] / РТ-23У (15Ж61) [для БЖРК] РС-22А / РС-22В SS-24 (Scalpel)

Тактико-технические характеристики
Максимальная дальность стрельбы, км 10000
Стартовая масса, т 104,5
Масса полезной нагрузки, кг 4050
Длина ракеты, м 23,4
Диаметр ракеты, м 2,4
Количество ступеней 3
Количество боевых блоков ГЧ 10

В начале 80-х годов КБ «Южное» было поручено создать новую ракету в противовес американской «МХ». При этом ее основные массо-габаритные характеристики не должны были выходить за ограничения, накладываемые советско-американским Договором ОСВ-2. После оценки задания стало ясно, что это должна была быть твердотопливная ракета, пригодная для размещения как в шахтной пусковой установке (ШПУ), так и на самоходном шасси. При этом, подвижную пусковую установку целесообразно разместить на базе железнодорожного вагона. Этот способ базирования, несмотря на сложности и недостатки, позволял обеспечить высокую мобильность ракетному комплексу, что было крайне важно для оружия ответного удара. Выследить боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), непрерывно курсирующий на маршрутах по разветвленным, масштабным по размерам и забитым обычными составами железнодорожным магистралям страны, весьма непросто, даже для системы спутниковой разведки. Еще сложнее нанести по нему прицельный удар. 27 февраля 1985 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания МБР для железнодорожного комплекса, получившей обозначение РС-22В. Несмотря на некоторые трудности на первом этапе, конструкторскому коллективу удалась довести свое детище до требуемых кондиций, что позволило завершить испытания 22 декабря 1987 года. Осенью этого же года на опытную эксплуатацию был поставлен первый ракетный полк в г. Костроме. Позднее на трех ракетных базах было развернуто еще 30 МБР этого типа. Твердотопливная ракета РС-22В выполнена трехступенчатой по схеме «тандем» с учетом новейших технологий (коконная конструкция корпусов) и по конструктивно-компоновочной схеме подобна американской «МХ». Первая ступень включает хвостовой и соединительные отсеки цилиндрической формы и маршевый РДТТ, снабженный одним неподвижным соплом. Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ и соединительного отсека. Сопло двигателя снабжено выдвижным насадком, что позволяет увеличить удельный импульс при работе двигателя на больших высотах при сохранении исходных габаритов ступени. Третья ступень включает в себя маршевый РДТТ, по своей конструкции аналогичному двигателю на второй ступени, и переходной отсек. Ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью по 500 кт. Ступень разведения выполнена по стандартной схеме и включает двигательную установку и систему управления. Головная часть прикрывается обтекателям изменяемой геометрии. Инерциальная система управления обеспечивает проведение проверок и непрерывный контроль технического состояния ракеты, предстартовую подготовку и старт ракеты, управление полетом и разведение боевых блоков с высокой точностью. КВО точек падения составляет не более 200 м при стрельбе н дальность порядка 10000 км. Пуск можно проводить с любой пригодной для этого точки маршрута боевого патрулирования. В состав железнодорожного комплекса входят три пусковые установки с ракетами, командный пункт и вагоны, в которых размещены технические и технологические системы, обеспечивающие функционирование комплекса на всех этапах боевого дежурства, а также жизнедеятельность личного состава. Вагон-пусковая установка оборудован раздвижной крышей. Перед стартом контейнер с ракетой переводится в вертикальное положение. Из ТПК ракета выбрасывается за счет давления, образующегося при срабатывании ПАД. До 1991 года БЖРК регулярно курсировали по железнодорожным магистралям Советского Союза, пока осенью этого года Горбачев и Р. Рейган не договорились поставить их на прикол в пунктах постоянной дислокации. Тогда же в ответ на инициативу США (прекращение разработки МБР «МХ» железнодорожного базирования, проходившей в то время полигонные испытания) Горбачев поспешил объявить об отказе от дальнейшего развертывания и модернизации МБР РС-22В. Этим он ограничил период пребывания ракет этого типа на боевом дежурстве гарантийным сроком эксплуатации. Вскоре предприятия производящие эту ракету оказались за пределами России, чем окончательно подписали приговор РС-22 как железнодорожного, так и шахтного базирования. Последняя имеет обозначение РС-22А. РС-22А создавалась для замены жидкостной УР-100НУ. Планировалось, что базироваться эта ракета будет в тех же ШПУ. От ракеты для БЖРК она отличается конструкцией первой ступени и головного обтекателя. Первая ступень несколько короче и легче. Ее РДТТ снабжен поворотным управляющим соплом. Головной обтекатель имеет постоянную геометрию. 31 июля 1986 года на полигоне Плесецк начались ее летные испытания, продлившиеся до 23 сентября 1987 года. 19 августа 1988 года был развернут первый ракетный полк с ракетами РС-22А в г. Первомайске. Всего до июля 1991 года было поставлено на боевое дежурство 56 единиц. Причем, только 10 из них — на территории России. Как потом выяснилось, этот факт сыграл в судьбе этой ракеты печальную роль. После развала СССР правопреемницей его стала Россия и все СНВ доставшиеся бывшим союзным республикам, а теперь независимым государствам, должны быть ликвидированы. Говоря о РС-22, хотелось бы сказать, что эта ракета является воплощением самых последних достижений науки и техники. Она отличается от всех остальных ракет высокой боевой готовностью, универсальностью, мощностью, надежностью и относительной простотой эксплуатации. Потеря основной группировки ракетных комплексов с этой ракетой, оказала существенный подрыв боевой готовности РВСН. И что самое худшее, привело к потере перспективного, нового, обеспечивавшего боевую устойчивость всей группировки межконтинентальных ракет на период до 2005 года, ракетного комплекса.

Ракетный комплекс 15П960 Молодец с МБР 15Ж60 (РТ-23 УТТХ)

Постановлением правительства СССР № 484-166 от 23 июня 1976 г. КБ «Южное» поручалось начать полномасштабную разработку стационарного ракетного комплекса РТ-23 шахтного базирования с МБР легкого класса 15Ж44, оснащаемой моноблочной ГЧ, а также начать работы по БЖРК с МБР 15Ж52, разрабатываемой на базе ракеты 15Ж44. Созданию комплексов РТ-23 руководством страны придавалось очень большое значение. На Совете Главных конструкторов 28 июля 1976 г. были утверждены основные положения на разработку ракеты РТ-23, в соответствии с которыми в конструкцию ракеты закладывались следующие технические решения: двигатель первой ступени максимально унифицировался с двигателем первой ступени БРПЛ 3М65, конструкция ракеты обеспечивала повышенную стойкость к воздействию ПФЯВ, управление полетом первой и второй ступеней ракеты обеспечивалось системой «вдува» горячего газа в закритическую часть сопла маршевых двигателей, а третьей ступени — разрезным управляющим соплом маршевого двигателя и креновыми РДТТ, применялись новые эффективные смесевые топлива, двигатели второй и третьей ступеней выполнялись со складывающимися сопловыми насадками для сокращения общей длины ракеты, боевое оснащение ракеты — моноблочная ГЧ, для построения боевых порядков применялась ступень разведения на базе твердотопливного двигателя «тянущей» схемы, разрабатывался надувной наконечник обтекателя и пр. Были уточнены массогабаритные характеристики разрабатываемой ракеты.

Хотя разработчики понимали, что принятые характеристики ракеты были достаточно напряженными для выполнения, однако результаты первых проработок оказались неожиданными — от подразделений КБЮ и от смежных организаций стали поступать неутешительные результаты Реализуемая стартовая масса ракеты существенно превышала заданную, требовалось проведение очень большого числа стендовых испытаний. На переходных участках активного полета при разделении ступеней не обеспечивалась управляемость ракеты. Первоначально прорабатываемые варианты управления полетом ракеты не обеспечивали необходимой эффективности, приводили к существенному усложнению конструкции, увеличению габаритов и стартовой массы. Необходимо было искать новый способ управления. Незадолго до этого в одном из отделов КБЮ группа энтузиастов занималась исследованием принципиально нового способа управления ракетой путем поворота головного отсека в двухстепенном карданном шарнире. При этом использовались две составляющие возникающего управляющего усилия: аэродинамическая — в плотных слоях атмосферы и массовая — на всем участке полета. Учитывая зашедшие в тупик работы по проблеме управляемости ракеты, руководство обратилось к новой перспективной идее. 1 июня 1977 г. был рассмотрен и одобрен Советом Главных конструкторов эскизный проект комплекса с ракетой 15Ж44, который утвердил применение на ракете нового способа управления полетом — отклонением головного отсека. В конструкцию ракеты 15Ж44 было внедрено много других оригинальных технических решений — надувной головной обтекатель, минометное разделение ступеней и пр.

В решении Совета ГК отмечалось, что ракета 15Ж44 по заявленным характеристикам двигателей, топлив, основных систем вполне отвечает прогнозируемому уровню отечественного ракетостроения и превосходит по техническим характеристикам ранее разработанные отечественные образцы ракет на твердом топливе, а по реализованной массе полезной нагрузки примерно находится на уровне ракеты . При этом отмечалось, что разрабатываемая ракета 15Ж44 существенно уступает ракете по ряду показателей, определяющих боевую эффективность комплекса (стойкость к ПФЯВ, точность стрельбы, боеготовность). Были названы и причины отставания в части энергомассовых показателей: использование на первой ступени ракеты унифицированного маршевого двигателя, низкое массовое совершенство маршевых двигателей ракеты, пониженные значения удельного импульса двигателей ракеты. Этим по сути дела были определены направления дальнейших работ по повышению энергомассовых характеристик ракеты. Решением Совета Главных конструкторов КБ «Южное» как головному разработчику было поручено разработать и направить организациям-соисполнителям для рассмотрения и согласования предложения по доведению уровня совершенства разрабатываемой ракеты 15Ж44 до уровня ракеты «MX». С целью координации всех работ, связанных с развитием твердотопливного направления в советском ракетостроении, решением ВПК от 28 марта 1979 г. был образован межведомственный координационный технический совет, возглавляемый Главными конструкторами В. П. Макеевым, А. Д. Надирадзе, В. Ф. Уткиным.

Тем временем, не снижая темпов, продолжалась разработка ракеты 15Ж44. Особенность этой разработки состояла в том, что в силу ее важности для страны, в руководящих органах возобладала тенденция по обеспечению постоянного внедрения в разработку всех наработанных новых технических решений и предъявлению все новых более высоких требований к характеристикам разрабатываемых ракет, что неизбежно вело к приостановке работ, возвращению к уже пройденным этапам и, как следствие, переносу конечных сроков выполнения работ. Постановлением правительства от 1 июня 1979 г. с целью повышения боевой эффективности комплекса РТ-23 моноблочная ГЧ заменялась разделяющейся головной частью в составе 8-10 боевых блоков (ББ) и средств преодоления ПРО, устанавливаемых вместо части ББ. Назначался новый срок начала летных испытаний — I квартал 1982 г. При разработке дополнения к эскизному проекту ракеты 15Ж44 в 1979-1980 гг. был проработан и внедрен ряд технических решений, обеспечивающих повышение характеристик разрабатываемой ракеты. Одним из основных было применение жидкостной двигательной установки для разведения боевых блоков. Результаты эскизного проектирования комплексов с ракетой 15Ж44 показали, что на том уровне развития отечественных техники и технологий не удается выполнить требования Заказчика в части обеспечения максимальной дальности стрельбы при установке на ракете 10 ББ заданной мощности.

Первый пуск (частично успешный) ракеты 15Ж44 состоялся 26 октября 1982 г. на полигоне Плесецк. Второй пуск, проведенный 28 декабря 1982 г., был полностью успешным. Из восьми пусков четыре были успешными, а четыре — аварийными. С учетом того, что в это время уже начали разворачиваться работы по созданию более перспективных комплексов на базе ракеты РТ-23УТТХ, работы по стационарному комплексу с ракетой 15Ж44 были остановлены (решение Совета Обороны от 10 февраля 1983 г.).

В конце 70-х — начале 80-х гг. разработка боевых ракетных комплексов на базе твердотопливных ракет складывалась так, что параллельно с созданием комплексов на базе ракеты РТ-23 (15Ж44 и 15Ж52) КБ «Южное» и организации-соисполнители получают задание (постановление правительства от 1 июня 1979 г. № 514-175) начать разработку ракеты РТ-23 с улучшенными тактико-техническими характеристиками (РТ-23УТТХ) и комплексов на ее основе. Этим же постановлением определяются головные разработчики комплексов: КБ «Южное» — по шахтному и железнодорожному комплексам, МИТ — по грунтовому комплексу. Для развертывания работ по ракете РТ-23УТТХ на Совете Главных конструкторов был согласован план работ по обеспечению дальнейшего улучшения ТТХ ракеты РТ-23. Предложенные на Совете мероприятия по улучшению характеристик ракеты РТ-23 легли в основу вышедшего 27 декабря 1979 г. решения ВПК № 339. Этим же решением определялись сроки разработки (выпуск эскизного проекта — IV квартал 1982 г., начало летных испытаний — IV квартал 1984 г.).

В апреле 1980 г. Минобороны выдало ТТТ на разработку ракеты для базирования в трех видах старта: шахтном, железнодорожном и грунтовом. Обобщая результаты проведенных в 1980-1982 гг. в обеспечение создания ракеты РТ-23 УТТХ проектно-конструкторских и экспериментальных работ, Совет Главных конструкторов (сентябрь 1982 г.) отметил, что полное выполнение предъявленных требований возможно только при условии увеличения энергетики базовой ракеты РТ-23 на ~30%, необходимых для повышения основных характеристик разрабатываемой ракеты. Однако реализация соответствующих мероприятий потребовала бы большого объема отработки и повторения в полном объеме всех этапов отработки двигателей и ракеты в целом. Обеспечение готовности к выходу на летные испытания не позднее чем в IV квартале 1985 г. представлялось возможным только путем последовательного наращивания уровня требуемых характеристик (в первую очередь по стойкости к ПФЯВ) при сохранении уже разработанных принципиальной и конструктивно-компоновочной схем ракеты РТ-23 и с использованием в двигателях второй и третьей ступеней новых, более эффективных топлив, а также при улучшении массовых характеристик ББ, СУ, корпусов двигателей и ракеты в целом. Эскизный проект по ракете РТ-23 УТТХ был выпущен в ноябре 1982 г. В его разработке принимал активное участие МИТ как головная организация по подвижному грунтовому комплексу с ракетой РТ-23 УТТХ.

Разработка термоядерного заряда для боевого оснащения РГЧ ИН МБР РТ-23 и РТ-23 УТТХ также отличалась сложным и противоречивым характером, связанным с трудностями работ по ракете в КБЮ и с жесткими требованиями заказчика. В соответствии с директивными документами ВПК и Минобороны, обязывающих Минсредмаш осуществить разработку боевого оснащения для МБР РТ-23, во ВНИИЭФ был в этих целях разработан термоядерный заряд, который был успешно испытан в 1979 году. В январе 1982 года на совместном совещании научно-технического руководства КБЮ и ВНИИЭФ было принято решение об улучшении компоновочных параметров заряда для МБР РТ-23 и снижении массы ББ за счет комплексной оптимизации заряда, корпуса ББ и уменьшении веса автоматики при обеспечении требуемого ограничения по миделю блока. Во ВНИИЭФ был разработан и в 1984 году успешно испытан заряд с узким миделем, принятый позднее в составе ракетного комплекса на вооружение.

Постановление правительства № 768-247 о создании ракетного комплекса РТ-23 УТТХ с единой ракетой для трех видов базирования (подвижного — железнодорожного и грунтового, стационарного—шахтного высокой защищенности) вышло 9 августа 1983 г., а в ноябре этого же года совместным решением Минобороны, Минобщемаша, Миноборонпрома и Минсредмаша уточняются сроки создания единой ракеты. В апреле 1984 г. Минобороны выдало разработчикам комплексов на базе ракет РТ-23УТТХ уточненные ТТТ, которые уже однозначно определили, что единая ракета разрабатывается с учетом отдельных конструктивных и схемных отличий, обусловленных особенностями эксплуатации и боевого применения в составе подвижных и стационарного комплексов.

Была принята стратегия разработки комплексов и ракет для них, которая предлагалась КБЮ:

  • в первую очередь должны разрабатываться с учетом сжатых сроков — (начало серийного изготовления с 1986 г.) ракета для БЖРК 15Ж961 и ракета для грунтового комплекса 15Ж62. В ракетах используются основные технические решения, отработанные на ракете 15Ж52, стойкость конструкции ракеты к поражающим факторам ЯВ обеспечивается на уровне, оптимальном для подвижных стартов. Постановлением Правительства БЖРК с ракетой 15Ж961 был принят на вооружение Советской Армии в ноябре 1989 года. К этому времени значительная часть группировки уже была поставлена на боевое дежурство в позиционных районах. Что касается разрабатываемого МИТ грунтового подвижного комплекса с ракетой 15Ж62 (тема «Целина-2») и двенадцатиосным тягачом МЗКТ-7906, то его разработка была прекращена, так как стало очевидным, что такой комплекс не сможет обеспечить необходимых характеристик по боевой эффективности;
  • ракета для стационарного старта 15Ж60 разрабатывается, исходя из срока начала серийного изготовления (с 1987 г.), должна обеспечивать верхний уровень характеристик стойкости к ПФЯВ.

Разработка ракеты для стационарного комплекса 15Ж60 проводилась вслед за ракетой для железнодорожного комплекса 15Ж961 и началась она выпуском в третьем квартале 1984 г. КБ «Южное» и смежными организациями дополнительных проектных материалов, представляющих собой эскизный проект по стационарному шахтному комплексу с ракетой, разрабатываемой применительно к требованиям, сформулированным Заказчиком для комплекса стационарного базирования высокой живучести. В конце 1984 г. проектные материалы были рассмотрены и одобрены Минобщемашем и Заказчиком. С 1985 г. кооперацией, возглавляемой КБЮ, началось развертывание полномасштабной ОКР по созданию комплекса 15П060. В процессе проектно-конструкторских работ был сформирован и пошел в дальнейшую разработку технический облик ракеты для шахтного базирования — твердотопливная МБР легкого класса со стартовой массой ~ 104,3 т, доставляющая десять ББ второго уровня стойкости к назначенным целям, имеющая повышенный уровень стойкости к ПФЯВ; боевой ракетный комплекс, обеспечивающий пуск ракеты без задержки на нормализацию внешней обстановки при многократном ядерном воздействии по соседним объектам БРК и при высотной ядерной блокировке позиционного района, а также с минимальной задержкой при непоражающем ядерном воздействии непосредственно по пусковой установке.

Высокие характеристики ракеты 15Ж60 по обеспечению повышенного уровня стойкости к ПФЯВ были достигнуты за счет:

  • использования защитного покрытия новой разработки, наносимого на наружную поверхность корпуса ракеты и обеспечивающего комплексную защиту от ПФЯВ;
  • применения СУ, разработанной на элементной базе с повышенной стойкостью и надежностью;
  • нанесения на корпус герметичного приборного отсека, в котором размещалась аппаратура СУ, специального покрытия с высоким содержанием редкоземельных элементов;
  • применения экранировки и специальных способов укладки бортовой кабельной сети ракеты;
  • введения специального программного маневра ракеты при прохождении облака наземного ЯВ.

Летные испытания ракеты 15Ж60 проводились на полигоне Плесецк. Для проведения летных испытаний на полигоне были сооружены четыре пусковые установки («Южная-1», «Южная-2», «Светлая-1» и «Светлая-2»). Расположение этих ПУ выбиралось таким образом, чтобы обеспечить использование выделенных районов падения для первых ступеней при стрельбе на любую дальность. Площадки «Южная-1» и «Южная-2» были введены в эксплуатацию в 1986 г., «Светлая-2» — в 1987 г. и «Светлая-1» — в 1988 г. Для проведения пусков ракет использовались ПУ площадок «Южная-1», «Южная-2» и «Светлая-2». Из ПУ площадки «Светлая-1» пуски не проводились, она использовалась для отработки отдельных элементов комплекса по специальным программам.

Первый пуск ракеты 31 июля 1986 г. с площадки «Южная-1» был успешным. Пуск ракеты 2Л был аварийным; причина аварии — отказ СУ на начальном участке движения. Пуск ракеты 5Л — также аварийный из-за отказа бортовой СУ. С целью исключения причин, вызвавших отказы СУ, разработчиком были проведены ее доработки, эффективность которых была полностью подтверждена дополнительной наземной отработкой на комплексном стенде и последующими пусками. Аварийным стал и пуск 4Л — разрушился вкладыш соплового блока двигательной установки первой ступени. В результате проведенного тщательного анализа была выявлена причина отказа и проведена доработка соплового блок. Большая работа, проделанная организациями-разработчиками принесла свои положительные результаты — больше аварийных исходов при пусках ракет 15Ж60 не было. Финальный запуск по программе испытаний проведен 26 сентября 1988 года. Всего в ходе государственных совместных летных испытаний было запущено 16 ракет. По результатам ГСЛИ был выпущен отчет Государственной комиссии с рекомендацией о принятии комплекса на вооружение. Последний пуск МБР 15Ж60 — ракеты 8Л, прошедшей транспортировочные испытания — был проведен 1 ноября 1989 г. в район «Акватория» с положительным результатом. В статистику он вошел как зачетный пуск партионной ракеты, проведенный с пусковой установки «Светлая-2».

На опытно-боевое дежурство первые МБР были поставлены с 19 августа 1988 года в 46-й Нижнеднепровской Краснознаменной ордена Октябрьской Революции ракетной дивизии (г. Первомайск, Николаевская область, УССР). Развертывание шло быстрыми темпами — к концу года на боевом дежурстве находилось уже 20 ракет. Можно считать выдающимся достижением тот факт, что при начальном отставании уровня разработок в 10 лет и более МБР 15Ж60 была поставлена на боевое дежурство менее чем с двухлетним отставанием от американской МБР MX (LGM-118A). В 1989 году развертывание в первом позиционном районе было продолжено, в том же году было начато развертывание новой МБР во втором позиционном районе — в 60-й Таманской Краснознаменной ордена Октябрьской Революции ракетной дивизии имени 60-летия СССР (г. Татищево, Саратовская область, РСФСР). Новая ракета сменяла в обоих районах развертывания МБР УР-100Н УТТХ (15А35). 28 ноября 1989 года комплекс был принят на вооружение Советской Армии. К концу 1989 года в обоих позиционных районах было развернуто уже 56 ракет (46 в 46-й и 10 в 60-й дивизиях). Однако, начиная с 1990 года, несмотря на то, что не менее 8 ракет были изготовлены на ПМЗ и подготовлены к отправке в позиционные районы, развертывание МБР было прекращено — руководством СССР была принята новая оборонная доктрина, которая наряду с государственной программой конверсии оборонной промышленности и консультативно-договорным процессом с США, наложившимся на политико-экономические трудности, делала нежелательным развертывание в больших количествах новых ракет даже взамен старых.

В июле 1991 года был подписан договор СНВ-1, а к ноябрю 1991 года процесс распада СССР фактически принял необратимый характер. После формального распада СССР в декабре 1991 года производство новых МБР на ПМЗ было полностью прекращено, ракеты, развернутые на территории Украины, подлежали снятию с боевого дежурства и уничтожению в рамках международных договоров. В 1993-1994 годах все МБР на территории Украины были сняты с боевого дежурства, а снятые с ракет ББ затем были вывезены в Россию для утилизации. В 1998-2001 годах был осуществлен второй этап — все 46 «украинских» МБР 15Ж60 были извлечены из ШПУ ОС. В 1999-2002 годах все МБР (включая те, что так и не были поставлены на боевое дежурство), были разобраны и утилизированы (см.


,


,


). ШПУ ОС были взорваны кроме одной, служащей для музейных целей.

Жизненный цикл МБР, развернутых на территории РФ, также был недолгим — от продления (по примеру МБР 15Ж961 ) гарантийного срока до 15 лет решено было отказаться и к концу 2001 года все 10 МБР были извлечены из ШПУ и отправлены на утилизацию. В ШПУ ОС после модернизации с присвоением обозначения 15П765-60 были развернуты новейшие МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (15Ж65). «Визави» МБР 15Ж60 — американская МБР — была в 2002-2005 годах также снята с вооружения.

Оценивая БРК 15П160, можно отметить, что впервые в отечественной практике был разработан высокоэффективный стационарный ракетный комплекс четвертого поколения с новейшей твердотопливной МБР, оснащенной РГЧ ИН с 10 ББ, обеспечивающий гарантированный ответно-встречный удар, в том числе и в условиях непосредственного ядерного воздействия по позиционному району.

На западе ракета 15Ж60 получила обозначение SS-24 «Sсаlреl» Моd 2. Наименование по СНВ-1 — РС-22Б.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]