Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец»


Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец»

БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс РТ-23 УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО SS-24 Scalpel).

По признанию специалистов, это самое грозное оружие, которое когда-либо существовало на земле. Его создали коллективы, руководимые братьями академиком РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным.

История создания.

Сама идея создания подобного проекта была беспрецедентна. Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». Вот что об этом говорил Владимир Федорович Уткин: ”Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?” Для создания подобного комплекса требовалось колоссальное количество новых решений. Одной из самых главных проблем была масса ракеты и пусковой установки, ракета с ТПК должна весить не более 130 тонн, иначе железнодорожное полотно не выдержит, а значит, нужны новые материалы; ракета не может быть длиннее обычного вагона-рефрижератора, но таких коротышек в КБ не создавали. Тогда было принято решение убрать сопла в сами двигатели, хотя мировая практика ракетостроения не знала таких решений. С другого конца вагона высовывается головной обтекатель, без него нельзя — точности не будет, сперва сделали его надувным, но, по расчетам, он не смог бы преодолеть заслон ядерных взрывов противоракетной обороны, и тогда был сконструирован металлический складывающийся обтекатель! Для того что бы огненный хвост ракеты не сжёг всё в округе использовался пороховой двигатель который выталкивает ракету на небольшую высоту. Далее включался двигатель маневра ракеты, и газовая струя маршевого двигателя ракеты проходит мимо вагонов, контейнера и железнодорожного полотна.
Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61 ) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г.Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). Последний ракетный комплекс снят с вооружения в 2005 году.

Состав комплекса

В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

  • три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ;
  • командный модуль в составе 7 вагонов;
  • вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;
  • три тепловоза ДМ-62.

Командный модуль, особенностью которого стала повышенная защита от мощного электромагнитного излучения контактной сети. Для него разработаны уникальные антенны спецсвязи, которые гарантированно обеспечивают прием сигналов боевого управления через радиопрозрачные крыши вагонов. Наружу-то их выводить было никак нельзя, поскольку БЖРК должен во всем походить на обычный поезд.

Характеристики комплекса

  • Дальность стрельбы, км 10100
  • Точность стрельбы (предельное отклонение), км 0.2-0.5
  • Стартовый вес, т 104.50
  • Полетная надежность 0.98
  • Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс 31
  • Длина ракеты, м — полная 23.3 — без головной части 19.0 — в ТПК 22.6
  • Вес полезной нагрузки, кг 4050
Пусковая установка
  • Габариты, м: — длина 23.6 — ширина 3.2 — высота 5.0
  • Скорость движения, км/час 80
  • Стойкость БЖРК к ударной волне, кг/см2 — в продольном направлении 0.3 — в поперечном направлении 0.2

При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки.

Ракетные поезда стали постоянной головной болью американцев. Пентагон тратил на их отслеживание больше средств, чем братья Уткины на создание. Двенадцать спутников-разведчиков искали их по всей нашей стране и даже из космоса не могли отличать эти поезда-призраки от обычных рефрижераторов.

Последние место дислокации.

Незавидная судьба

В начале 90-х годов наши потенциальные противники превратились едва ли не в приятелей, правда, тоже потенциальных. Мы взрывали шахты, резали ракеты. Американцы поспешно выделили деньги на уничтожение ненавистных им ракет и даже предоставили новейшие режущие аппараты. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. В 2003—2005 годах все комплексы БЖРК были сняты с боевого дежурства. Завод в Павлограде (Украина) теперь вместо ракет делает троллейбусы. А Украина, став безъядерной державой, по условиям соглашения не может ни иметь, ни производить или обслуживать ядерное оружие.
Но всё таки есть надежды на возвращение в строй такого чуда инженерной мысли. 5 сентября 2009 г. заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления боевых железнодорожных ракетных комплексов

p.s. Сегодня один из БЖРК (без ракет) находится на ”последнем приюте” в экспозиции Центрального музея Октябрьской ж.д. на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге.

Преимущества и недостатки

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей. Договор СНВ-2 предусматривал снятие БЖРК с дежурства[22].

Советский БЖРК с ракетой РТ-23 УТТХ обладал также следующими минусами:

  1. Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки. Тем не менее американцы долгое время не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав[8].
  2. Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахтных пусковых установок), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестностях. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва[23] на вторую половину 1990 года был запланирован[24] крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» — имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила[23] (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100 тыс. шт.)[25], вывезенных со складов Группы советских войск в Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров[24]). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога — 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с использованием электромакета ракеты)[23]. То есть командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны.[24]

Сторонники использования БЖРК, среди которых инженер команды пуска на первых испытаниях БЖРК, начальник группы военных представителей Министерства обороны СССР на ПО «Южмаш» Сергей Ганусов, отмечают уникальные боевые характеристики изделий, которые уверенно преодолевали зоны противоракетной обороны. Платформа разведения, как подтвердили лётные испытания, доставляла боевые блоки цельной или суммарной массой 4 тонны на расстояние 11 000 км. Одного изделия, содержащего 10 боевых блоков мощностью 550 кТ каждый, хватало, чтобы поразить целое европейское государство.[8] В прессе отмечалась также высокая подвижность поездов, способных перемещаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции свыше 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км).[7]

Примечания

  1. Боевой железнодорожный ракетный комплекс (рус.) (недоступная ссылка). Энциклопедия
    . Оф. сайт Минобороны России. Дата обращения: 28 октября 2012. Архивировано 5 ноября 2012 года.
  2. LGM-30A/B Minuteman I — United States Nuclear Forces
  3. https://www.siloworld.net/DOWNLOADS/Mighty%20Ninety%20Reduced.pdf
  4. The Deseret News — Google News Archive Search
  5. The Deseret News — Google News Archive Search
  6. 1234
    БЖРК прибывает по расписанию // zdr.gudok.ru
  7. 1234
    «Молодец» прятался в поезде стратегического назначения // gudok.ru
  8. 123
    Ракета, которую мы делали Архивная копия от 19 марта 2013 на Wayback Machine // Павлоградские новости
  9. Александр Долинин.
    А каков был «Молодец»… Журналисты «Красной звезды» проводили «ракетный поезд»
    (неопр.)
    . «Красная Звезда» (30 августа 2005). Дата обращения: 9 января 2011.
  10. Глотин Д. П. и др.
    Надёжный щит Отчизны. РВСН на пермской земле / Под общ.ред. А. С. Королёва и М. А. Дружининой. — Пермь: Издательство «Маматов», 2009. — С. 50—51. — ISBN 978-5-91076-28-2.
  11. В РВСН не исключают возможность использования БЖРК (рус.). ИТАР-ТАСС (7 сентября 2009). Дата обращения: 18 сентября 2009.
  12. В России началось воссоздание железнодорожных ракетных комплексов (неопр.)
    . Дата обращения: 23 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  13. Россия воссоздает боевые железнодорожные ракетные комплексы (неопр.)
    . Дата обращения: 23 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  14. В России вновь появятся боевые железнодорожные ракетные комплексы (неопр.)
    . Дата обращения: 23 апреля 2013.
  15. Новый железнодорожный ракетный комплекс России вооружат ракетой типа «Ярс» // Газета.Ru
  16. В ответ на программу глобального удара США Россия создает железнодорожный ракетный комплекс // Газета.Ru
  17. Успеет ли Россия создать БЖРК до удара США? (неопр.)
    . Вести (17 декабря 2014).
  18. В России приступили к созданию элементов ракетного поезда (рус.). ТАСС (12 мая 2016).
  19. Разработка боевых железнодорожных комплексов нового поколения прекращена, Российская газета
    (2 декабря 2017). Дата обращения 2 декабря 2022.
  20. Северная Корея запустила баллистические ракеты с поезда
  21. Богдан ЛИСОВОЙ.
    БЖРК — ошибка прошлого или настоящего?
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Газета «Студенческая Правда». Дата обращения: 18 сентября 2009. Архивировано 25 августа 2009 года.
  22. 123
    Северный космодром России / Под общей ред. А. А. Башлакова. — Мирный: космодром «Плесецк», 2007. — Т. 1. — С. 498.
  23. 123
    Северный космодром России / Под общей ред. А. А. Башлакова. — Мирный: космодром «Плесецк», 2007. — Т. 1. — С. 99—103.
  24. Северный космодром России / Под общей ред. А. А. Башлакова. — Мирный: космодром «Плесецк», 2007. — Т. 1. — С. 120.

Ссылки

  • Медиафайлы на Викискладе
  • БЖРК — Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс на YouTube
  • БЖРК РТ-23 УТТХ «Молодец»
  • Боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 «Молодец» с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ)
  • Нынешний год принес сенсационную весть: «фирменное» оружие российских ракетчиков — боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) остаются в боевом составе РВСН // «Популярная механика» № 4, 2003
  • Железнодорожный ракетный комплекс прибыл на конечную // РИА Новости, 28.02.2008
  • Как американцы пустили под откос русский «ядерный поезд» // НГ, 13.03.2009
  • Фотографии заброшенной базы
  • БЖРК: история и перспективы (обсуждение на форуме rusarmy.com)
  • д/ф «Скальпель. Инструмент воздействия»: Поезд-призрак на YouTube (2011)

В литературе

  • Комплекс описан в фантастическом постапокалипсическом романе В. Березина «Путевые знаки» из серии Вселенная Метро 2033. На Варшавском вокзале главные герои находят законсервированный «Скальпель» и отправляются из Санкт-Петербурга в Москву.
  • В романе Д. Корецкого «Атомный поезд» описывается вымышленный современный БЖРК.
  • В романе Дэйла Брауна «План атаки» Россия в нарушение договоров о СНВ восстанавливает ракетные поезда, которые становятся для американцев одной из основных целей после удара российской стратегической авиации по США. Утверждается, что СССР располагал 150 БЖРК с тремя ракетами каждый, а также то, что ракета РТ-23 УТТХ представляла собой копию ракет американского БЖРК «Миротворец».
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]