«Иван Папанин» и проект 23550. Военный корабль для мирной работы


Как будут проходить испытания ледокола?

Швартовые испытания патрульного ледокола начнутся в конце 2022 года. Это первый этап тестирования, который проходит любой корабль перед принятием в эксплуатацию. В них могут участвовать даже не полностью достроенные суда. Во время швартовых испытаний инженеры проводят основные проверки всех установленных на корабле агрегатов и систем. Это делается для того, чтобы подтвердить основные характеристики боевых и технических средств и всего корабля в целом и соответствие их спецификации корабля, техническим условиям, чертежам, схемам, описаниям и инструкциям по эксплуатации.

Далее «Ивана Папанина» ждут заводские ходовые испытания в третьем квартале 2023 года. Они производятся с целью проверки в ходовых условиях основных характеристик боевых и технических средств и всего корабля в целом на соответствие утверждённым параметрам. «Иван Папанин» выйдет в море, и его бортовое оборудование протестируют в реальных условиях. Это будет завершающий процесс строительства «Ивана Папанина».

Статья по теме

Матрос, чекист, полярник. За что уважают и ненавидят Ивана Папанина?

Пограничный вариант

«Пургу» и её собрата, способного преодолевать почти двухметровые льды, на Выборгском судостроительном заводе заказала Погранслужба ФСБ России. Патрульные корабли (полное водоизмещение по проекту — 8.500 тонн) по внешнему облику, параметрам и техническим характеристикам один в один с кораблями, которые были построены под шифром «Арктика» для ВМФ России. Отличия разве что в наборе вооружений. Контракт на два патрульных ледокола для морских пограничников стоимостью 18 миллиардов рублей (сроком сдачи конец 2024 года и конец 2025 года) знаменует новую веху в истории Погранслужбы — «Пурга» станет первым крупнотоннажным судном ледового класса в составе береговой охраны.

Как известно, постройка головного корабля такого же класса в интересах ВМФ России осуществлялась АО «Адмиралтейские верфи». Патрульный ледокол «Иван Папанин», оснащённый тактическим ударным вооружением — ракетный комплекс «Калибр» и комплекс «Уран», был спущен на воду 25 октября 2022 года. Сейчас достраивается на плаву и готовится к швартовным и заводским ходовым испытаниям. Государственные испытания и передача флоту запланированы на конец 2023 года.


© mil.ru Патрульный ледокол «Иван Папанин» был спущен на воду 25 октября 2019 года.

Каковы характеристики судна?

Ледокол «Иван Папанин» спустили на воду в 2022 году. При длине в 114 метров и ширине в 20 метров его водоизмещение составляет 8,5 тысячи тонн. Вне корпуса корабля закреплены на шарнирных механизмах две полноприводные винторулевые колонки типа Azipod Vi1600L, поэтому винты могут вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Это обеспечивает ледоколу высокую маневренность.

«Иван Папанин» развивает скорость до 18 узлов и может преодолевать ледяные поля толщиной до 1,7 метра. Автономность корабля — 70 суток, а дальность хода — десять тысяч морских миль. Из вооружения у ледокола есть артиллерийская установка АК-176МА, пусковая установка для крылатых ракет «Калибр» и многоцелевой вертолет.

Боевой ледокол проекта 23550 Иван Папанин, википедия, фото

Ледокол спустили на воду 25 октября в акватории Санкт-Петербурга. Судно можно эксплуатировать в арктических льдах толщиной до 1,5 метра и в тропических водах.

По данным издания, эксплуатация «Ивана Папанин» началась на фоне стремительного военного и экономического развития России в ее стратегическом арктическом регионе.

Иностранные СМИ также отмечают уникальность проекта, которая заключена в его вооружении. Ранее ни на одном ледоколе не было ракетных комплексов Club-K и 100-миллиметровой установки А190-01. Благодаря им российское судно способно атаковать практически любые цели, начиная с авиации и прибрежных целей и заканчивая крупными авианосцами.

Что за проект, в который входит «Иван Папанин»?

Патрульные корабли ледового класса проекта 23550 (его также называют «Арктика» или «Ермак») разрабатывают с 2016 года после закрытия проекта военных ледоколов 21180, по которому построили всего один корабль: «Илью Муромца». Военные решили, что им нужны более многофункциональные суда.


Защита от дураков. Почему ВМС США встревожены ледоколом «Иван Папанин»? Подробнее

Поэтому корабли проекта 23550 предназначены для разных задач: проводки других судов, буксировки, мониторинга арктических вод, сопровождения судов обеспечения и конвоирования задержанных кораблей. Они предназначены для использования на севере, обладают управляемым ракетным вооружением ближней и дальней морской зоны, имеют возможности ледокола, буксира и корабля сторожевого класса. Корабли этого проекта могут эксплуатироваться в любых зонах мореплавания — от тропических до арктических, — преодолевая лед наибольшей толщиной до 1,7 м.

Пока у Минобороны в планах всего два патрульных ледокола по проекту 23550: «Николай Зубов» и «Иван Папанин». «Николая Зубова» планируют спустить на воду в 2024 году.

«Иван Папанин» и проект 23550. Военный корабль для мирной работы

25 октября на судостроительном в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония спуска на воду головного патрульного корабля «Иван Папанин», строящегося по новому проекту 23550 «Арктика». Вскоре ожидается начало строительства второго однотипного корабля. Два новых вымпела в обозримом будущем обеспечат более эффективное освоение и защиту Арктики.


Изображение корабля пр. 23550 из рекламных материалов

Ход строительства

Все работы по проекту 23550 ведутся предприятиями из состава Объединенной судостроительной корпорации. Проект многоцелевого патрульного корабля был разработан в ЦМКБ «Алмаз», а строительство доверили «Адмиралтейским верфям». На правах поставщиков оборудования в программе строительства участвует ряд других предприятий.
Контракт на строительство двух «Арктик» для министерства обороны был подписан в апреле 2016 г. В соответствии с документом, головной корабль «Иван Папанин» следовало сдать заказчику до конца 2022 г. Следующий «Николай Зубов» планировали заложить в 2018-м и сдать в 2020-м. Тем не менее, уже во время строительства был изменен план финансирования, в результате чего сроки выполнения работ сдвинулись вправо.

Работы над конструкцией «Ивана Папанина» начались осенью 2016 г., а 19 апреля 2017-го состоялась официальная закладка. 25 октября 2019 г. корабль спустили на воду для последующей достройки у стенки. В начале двадцатых годов головной корабль выйдет на испытания. Его сдача намечена на 2023 г.

Планы по «Николаю Зубову» тоже скорректированы. Его не закладывали в 2022 г. – это произойдет только в 2020-м. Соответствующим образом сместились сроки сдачи. Корабль начнет службу в 2024 г.

На данный момент законтрактованы только два корабля пр. 23550 для военно-морского флота. В недавнем прошлом сообщалось, что такие корабли также может приобрести пограничная служба ФСБ, однако она пока не размещала заказ. Более того, информация об интересе со стороны пограничников так и не получила официального подтверждения.

Предназначение кораблей

«Иван Папанин» и «Николай Зубов» относятся к уникальному для нашего флота классу универсальных патрульных кораблей арктической зоны. Они предназначаются для работы в суровых условиях северных морей и потому имеют особую конструкцию и особые задачи. Пр. 23550 предусматривает строительство сторожевого корабля с функциями ледокола и буксира.
От ледоколов новые патрульные корабли получают усиленный корпус и другие особенности конструкции, обеспечивающие работу в Арктике. Ледовый класс корабля – Arc7. «Иван Папанин» способен преодолевать льды толщиной до 1,7 м. Лед толщиной 1 м пробивается на непрерывном ходу. Конструкция корабля в целом и отдельных его систем приспособлена к суровым северным условиям.

С точки зрения оснащения и вооружения пр. 23550 объединяет боевой корабль и судно обеспечения. Имеются достаточно развитые системы обнаружения и поражения. Также присутствует специальное оснащение, свойственное спасательным судам и буксирам.


«Иван Папанин» на церемонии спуска

Универсальный патрульный корабль должен работать в северных широтах и решать ряд задач. В первую очередь, он является сторожевиком, из-за чего должен искать и поражать надводные или воздушные цели. Ледокольные возможности могут использоваться в собственных интересах или для проводки других судов. Для этого же кораблю пр. 23550 нужно буксирное оборудование.

Особенности конструкции

Корабль пр. 23550 имеет полное водоизмещение ок. 9 тыс.т при длине 114 м и ширине 20 м. Предусмотрены характерные скругленные обводы носовой части. Многоярусная надстройка смещена назад. В ее кормовой части имеется ангар для вертолета. Для использования последнего корма корабля образует взлетную площадку.
Главная энергоустановка корабля построена на основе четырех дизель-генераторов 28-9ДГ коломенского производства мощностью по 3,5 МВт. Концерн «Русэлпром» поставляет гребные электромоторы мощностью по 6,3 МВт. Движение корабля обеспечивается двумя такими моторами, вращающими два винта. Также имеется носовое подруливающее устройство. ГЭУ обеспечивает скорость хода до 18 узлов и максимальную дальность плавания ок. 10 тыс. миль.

Экипаж корабля – 60 человек. Имеется возможность взять на борт еще 50 чел. Автономность по запасам – 70 суток.

Проект «Арктика» предлагает использование набора различных радиоэлектронных систем для наблюдения за обстановкой, поиска целей и наведения вооружения. Сообщается о применении РЛС обнаружения и наведения «Позитив», навигационного локатора, корабельной системы РЭБ и т.д.

Основным оружием сторожевика пр. 23550 является носовая 76-мм артиллерийская установка АК-176МА. Также предусматривается использование ствольных систем меньшего калибра для защиты от легких плавсредств. При необходимости корабль сможет нести ударное ракетное вооружение. Для этого на нем предлагается размещать контейнерный вариант комплекса «Калибр».

Кормовые ангар и площадка обеспечивают базирование вертолета типа Ка-27 или БПЛА разных типов. В корпусе корабля имеются объемы для перевозки двух скоростных катеров пр. 03160 «Раптор» и одного катера на воздушной подушке пр. 23321 «Манул».

Корабль пр. 23550 имеет кормовое буксирное оборудование. С его помощью предлагается оказывать помощь терпящим бедствие или буксировать задержанные суда. Предусматривается установка двух электрогидравлических кранов грузоподъемностью по 28 т для работы с различными грузами.

Универсальная боевая единица

Таким образом, через несколько лет ВМФ России в лице Северного флота получит первый из перспективных универсальных кораблей, способных решать широкий круг боевых и вспомогательных задач. Вскоре после этого в строй войдет второй однотипный корабль.
Реализация контракта на два универсальных патрульных корабля пр. 23550 будет иметь очевидные положительные последствия. В первую очередь, необходимо отметить, что в состав надводных сил ВМФ в Арктике войдут специализированные корабли, приспособленные к работе в этом регионе. При этом они смогут решать собственные боевые задачи или выполнять функции ледоколов, обеспечивая работу других кораблей.

Доступные данные о проекте указывают на возможность установки различного дополнительного оснащения, такого как контейнеры комплекса «Калибр» или иное оборудование. За счет этого сторожевики смогут выполнять разные задачи, в т.ч. транспортного и гуманитарного характера. Как отметили на церемонии спуска «Ивана Папанина» на воду, это военный корабль, созданный для мирной работы.

Впрочем, имеются и поводы для критики. Так, представленный корабль, при всех своих плюсах, имеет ограниченный набор вооружений. В случае столкновения с серьезным противником он может быть недостаточным. Сторожевик может нести ракеты «Калибр», но они не входят в штатный комплекс оружия.

Для охраны арктической части государственной границы и северных морей заказано всего два корабля пр. 23550. Северный флот располагает мощными надводными силами, но в его распоряжении будет лишь пара универсальных патрульных кораблей. Возможно, в будущем появится новый заказ на сторожевики нового типа, что позволит усилить флотскую группировку.

Тревогу вызывают темпы строительства. Согласно договору 2016 г., головной корабль «Иван Папанин» должен был начать службу уже в этом году, но он пока только спущен на воду. Строительство второго сторожевика планировали начать год назад, но теперь перенесли на 2020-й. Причины таких сдвигов известны и понятны, но ситуация в целом заставляет беспокоиться.

Тем не менее, спуск головного корабля – пусть даже и выбившийся из исходного графика – сам по себе является поводом для оптимизма. Это событие дает старт новому этапу работ, и через несколько лет в составе нашего ВМФ появится принципиально новый многоцелевой корабль, причем не последний в своем роде. Поступив на службу, «Иван Папанин» и «Николай Зубов» смогут продемонстрировать весь потенциал оригинальной концепции, которая, возможно, получит развитие в новых проектах.

Корабли [ править ]

ИмярусскийТезкаСтроительНомер ИМОПоложилЗапущенВведен в эксплуатациюСтатус
ВМФ России
Иван ПапанинИван ПапанинИван Дмитриевич ПапанинАдмиралтейские верфи , Санкт-Петербург989815119 Апрель 2022 г.25 октября 2022 [11]2023 год (план) [12]Запущен
Николай ЗубовНиколай ЗубовНиколай Николаевич ЗубовАдмиралтейские верфи, Санкт-Петербург989816327 ноября 2022 г. [9] [13]2024 г. (планируется) [12]В стадии строительства [12]
Пограничная служба России
ПургаПурга
[14]
Русский для метелиВыборгский ССЗ , Выборг991659925 июля 2022 [14]2024 г. (планируется) [14]В стадии строительства [14]
Выборгский ССЗ , ВыборгЗапланировано [2]

Представители проекта

Корабли постройки АО «Адмиралтейские верфи» (шифр «Арктика»)

НазваниеБортовой №Заводской №ЗакладкаСпуск на водуПередача заказчикуМесто службыПримечания
1«Иван Папанин»0246019.04.201725.10.201912.2024[17]Достраивается на плаву, готовится к швартовным испытаниям[17]
2«Николай Зубов»0246127.11.2019[18]202412.2025[7]СФСтроится

Корабли постройки ПАО «Выборгский судостроительный )

НазваниеБортовой №Заводской №ЗакладкаСпуск на водуПередча заказчикуМесто службыПримечания
3«Пурга»23525.07.2020[19]202312.2025[4]БОХР ФСБ РоссииСтроится
42362022БОХР ФСБ РоссииПодписан контракт[4]

Цвета таблицы:

Белый —
не достроен или утилизирован не спущенным на воду
; Зелёный —
действующий в составе ВМФ
; Жёлтый —
действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
; Синий —
находится в ремонте или на модернизации
; Серый —
находится на хранении
; Красный —
списан, утилизирован или потерян
.

Дизайн [ править ]

Патрульные корабли проекта 23550 имеют плановое водоизмещение 6800 тонн, длину 114 метров (374 футов 0 дюймов) и осадку 6 метров (19 футов 8 дюймов). [8] Они предназначены для прорыва льда толщиной до 1,5 метров (4 футов 11 дюймов). Корабли будут оснащены двумя военными катерами проекта 03160 Raptor, вертолетом Ка-32 и малым судном на воздушной подушке. Планируется, что основной экипаж составит 60 человек с размещением еще 50 специалистов. Вооружение будет включать 100-миллиметровое (3,9 дюйма) орудие (по некоторым источникам — 76-мм, 3 -х дюймовое) и противокорабельные ракеты 3М-54 «Калибр ».

Проект 23550 будет иметь дизель-электрический силовую установку с четыре 3,500- кВт (4700 л.с. ) Коломна 28-9DG генераторных установками , состоящие из 16-цилиндрового 10D49 дизельных двигателей вождения генераторов переменного тока , производимого Русэлпром . Кроме того, на судах будут две вспомогательные дизель-генераторные установки с коломенскими дизелями и генераторы «Русэлпром». В то время как в ранней концепции использовались азимутальные движители ABB Azipod , в окончательной версии были использованы обычные валы, гребные винты и рули направления. Двигатели мощностью 6,3 мегаватт будут производить «Русэлпром». [1] [6]Корабли будут иметь запас хода 60 суток и дальность действия 6000 морских миль (11000 км; 6900 миль).

Суда усилены для плавания в покрытых льдом арктических морях по ледовому классу Arc7 Российского морского регистра судоходства . [4] [8]

Аналитический центр Global Security указал на некоторые сходства между конструкцией 23550 и норвежским классом « Свальбард » и канадским классом Гарри ДеВольфа . [8] Все три класса имеют примерно одинаковое водоизмещение, способны преодолевать одинаковые глубины льда и имеют экипажи одинакового размера, с местом для специалиста по миссии. Однако класс 23550 намного лучше вооружен.

В 2022 году было объявлено, что ВМФ России приступит к ходовым испытаниям установки модульных контейнеров на патрульные корабли, которые позволят таким кораблям нести значительно модернизированное вооружение, адаптированное для различных задач. Предполагалось, что в контейнерах будет размещено различное вооружение, в том числе гидролокаторы и торпеды, противокорабельные и крылатые ракеты. [10]

Аналоги

Идея корабля с ледокольным корпусом и вооружением не нова. Во время Великой Отечественной войны артиллерию устанавливали на ледоколы проекта 51. Однако в своей основе это были гражданские суда. Также в советское время на Севере служил пограничный сторожевой корабль ледового класса «Пурга» проекта 52. Однако эти суда и корабли уже ушли в историю. Помимо этого, в 1960-70-е годы строились патрульные ледоколы и сторожевые корабли на основе проекта 97. Некоторые из них до сих пор несут службу на флоте и в береговой охране.

Если взглянуть за рубеж, то схожие по функционалу и внешнему виду проекты есть у нескольких арктических стран.

В 2002 году на вооружение ВМС Норвегии был принят патрульный корабль ледового класса Svalbard. Его полное водоизмещение составляет 6300 т, длина 103,7 м, ширина 19,1 м, осадка – 6,5 м. Корабль оснащён радиолокационным, артиллерийским вооружением и вертолётом. По этим параметрам российский проект 23550 на него очень похож.

На основе норвежского проекта в Канаде осенью 2022 года был спущен на воду корабль ледового класса HMCS Harry DeWolf. Это головной в серии из пяти прибрежных патрульных кораблей арктической зоны. Так что, вероятно, бум вооружённых ледоколов ещё впереди.

Технические характеристики

Проект 23550 относится к перспективным разработкам, открытых данных о нём пока что не так уж и много. Известно, что при длине около 110 м, ширине 20 м и осадке 6 м корабль имеет водоизмещение около 8500 тонн. Экипаж состоит из 60 человек, дополнительный экипаж – 50 человек. Автономность плавания составляет около 60 суток, район плавания – неограниченный. Как и на многих ледоколах, на корабле используется система электродвижения.

В процессе создания проект эволюционировал. На макете Крыловского центра, созданном на стадии концепта, присутствуют две винторулевые колонки (ВРК). В дальнейшем их место заняли две валолинии с винтами и двумя рулями. По некоторым данным, предполагалось использование ВРК от ABB, однако, видимо, по причине санкций, пришлось вернуться к классической схеме. Также исчезли крылья успокоителей качки, которые так любят «крыловцы». В результате получился почти классический ледокол с двумя носовыми подруливающими устройствами.

Ледовый класс проекта 23550 не уточняется. Сообщается только, что корабль способен преодолевать лёд толщиной до 1,5 м. С учётом того, что, по данным заказчика, корабль сможет ходить и в тропиках, и в арктических водах, конструкторам явно пришлось решать непростую задачу – совмещать в одном корпусе мореходность и ледопроходимость. Похоже, ледокольная составляющая одержала верх.

Конструкция

Макет проекта 23550.

  • Полное водоизмещение корабля по проекту — 8500 тонн.
  • Длина наибольшая — 114,5 метра.
  • Ширина наибольшая — 19,5 метров.
  • Осадка наибольшая — 6,5 метров.

Экипаж составляет 60 человек, также на кораблях может разместиться дополнительный экипаж из 50 человек.

Ледовый класс корабля — Arc7. Конструкция корпуса позволяет преодолевать лёд наибольшей толщиной до 1,7 метра[7], а непрерывным ходом до 1,0 метра.

На борту судна будут базироваться два скоростных патрульных катера проекта 03160 «Раптор», которые рассчитаны для преследования и задержания нарушителей морских рубежей государственной границы и абордажных действий, вертолёт типа Ка-27 или Ка-226 и БПЛА в палубном ангаре. Также в составе этого корабля будет базироваться один десантный катер на воздушной подушке проекта 23321 «Манул»[8].

ГЭУ и движитель

На данном проекте реализована концепция единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС) с системой электродвижения (СЭД). Гребная установка с электрическим приводом и гребными винтами фиксированного шага обеспечивает собственный ход судна во всех режимах эксплуатации.

Для этих кораблей, специалистами концерна «Русэлпром» разработаны, изготовлены и поставлены судовые комплекты главных и вспомогательных дизель-генераторов, системы управления возбуждением, гребные электродвигатели и преобразователи, в качестве электропривода гребного винта и для регулирования оборотов[9]. Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля построена на основе 4-х дизель-генераторов 28-9ДГ (на базе 10Д49 «Коломенский завод») мощностью по 3,5 МВт. «Русэлпром» поставляет 2 гребных электродвигателя мощностью по 6,3 МВт. Также имеется носовое подруливающее устройство.

Вооружение

«Арктика»:

  • 1 × 1 — 76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА;
  • ПЗРК «Игла», «Верба».

Опционально:

  • 2 × 1 — 12,7-мм пулемётных установки 6П59 «Корд»;
  • 2 контейнерные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр-К»: 1 × 4 типа 3М-54, 3М-14 «Калибр» (40-футовые ISO-контейнеры) или
  • 1 × 4 ПКР типа Х-35У «Уран» (20-футовые ISO-контейнеры).

«Ермак»:

  • 1 × 1 — 76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА;
  • 2 × 6 — 30-мм артиллерийских установки АК-306;
  • 4 × 1 — 12,7-мм пулемётных установки 6П59 «Корд»;
  • 8 × 1 ПЗРК «Игла», «Верба».

Специальное оборудование

Специальное оборудование представлено буксирной лебедкой тягой около 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъемностью 28 тонн каждая.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]