Секрет успеха: как появилась самая массовая в мире РСЗО «Град»

Мирным путём конфликт решён быть не мог, так как Пекин настаивал на соблюдении решений Парижской конференции от 1919 г. о закреплении прохождения межгосударственной границы по середине главного фарватера разделяющей державы реки — Уссури. СССР, в свою очередь, ссылался на исторический Пекинский договор, подписанный Поднебесной в момент наибольшего её ослабления, в 1860 г.

В результате, вопрос был снят путём переговоров в сентябре 1969 г. в пекинском аэропорту, в зале правительственных делегаций, между председателем кабинета министров СССР Алексеем Косыгиным и его китайским коллегой Чжоу Эньлаем. Тем не менее, присутствовало незримо за столом переговоров и ещё одно действующее лицо – это оборонное ведомство СССР, сумевшее показать КНР на практике, что означает выражение —

РСЗО БМ-21 Град. Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

Ставшая важным этапом в истории развития реактивной артиллерии, РСЗО БМ-21 «Град» разрабатывалась в инициативном порядке в тульском НИИ-147, созданном в июле 1945 г. для решения задач технологического обеспечения массового производства гильз обычных артиллерийских выстрелов. Разработанная НИИ-147 технология изготовления гильз посредством глубокой вытяжки обеспечивала и производство более толстостенных и прочных оболочек, которыми являются камеры сгорания двигателей реактивных снарядов. Поэтому у конструкторов НИИ-147 появилась возможность перейти от решения частной задачи — технологического обеспечения производства боеприпасов — к более сложной и комплексной — разработке реактивной системы залпового огня.

«Катюша»

Во времена Великой Отечественной войны полевые артиллеристы обзаводились бесствольными системами, неофициально именуемыми «Катюшами». Первоначально их изготавливали как БМ-13, а далее как БМ-8, БМ-31 и так далее.

Вооружённые силы СССР весьма активно использовали эти установки в годы Второй мировой войны. Прозвище «Катюша» было довольно-таки популярным, поэтому в разговорной речи так стали называть и БМ-21 «Град», и послевоенные РСЗО на автошасси, и БМ-14.

Позднее, подобными прозвищами («Ванюша», «Андрюша») советские артиллеристы окрестили и другие установки: БМ-31 и остальные. Конечно, эти названия не столь знамениты.

Залп РСЗО БМ-21 Град — видео

Проводившиеся под руководством А.Н. Ганичева работы были поддержаны приказом председателя Госкомитета по оборонной технике от 24 февраля 1959 г. и Постановлением Совета Министров от 30 мая 1960 г., а тактико-технические требования к системе были утверждены 10 октября 1960 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров создание реактивного снаряда М-21ОФ и PCЗО в целом поручалось НИИ-147, пороховой заряд двигателя разрабатывал НИИ-6, а боевую часть снаряда — ГСКБ-47. Боевую машину БМ-21 (2Б5) поручили спроектировать СКБ-203. Огневые стендовые испытания двигателей реактивных снарядов были начаты уже в 1960 г., при этом в рамках заводских испытаний было проведено 53 прожига, государственных — 81. Вскоре приступили к полигонным пускам.

Государственные полигонные испытания начались 1 марта 1962 г. и проводились с задействованием двух боевых машин на полигоне Ржевска под Ленинградом. При их проведении имели место поломки боевой машины. Для устранения их предпосылок путем использования легированных сталей усилили задний мост шасси. Кроме того, ограничились отключением подрессоривания только одного из мостов ходовой части вместо ранее производившейся аналогичной операции с обоими задними мостами. Этого оказалось достаточно для придания необходимой устойчивости боевой машине при стрельбе, а нагрузки не превысили допустимого уровня. Постановлением Совета Министров от 28 марта 1963 г. реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» была принята на вооружение, а в соответствии с Постановлением от 29 января 1964 г. № 98-32 передана в серийное производство. Фактически система стала поступать в войска только в следующем году, когда в Миассе было развернуто серийное производство шасси для БМ-21 — Урал-375Д.

Масштабы производства БМ-21 СССР впечатляют: только на Мотовилихинских заводах было изготовлено около 3 тысяч БМ-21 и более 3 миллионов снарядов к ним. Выпуск этой системы и ее модификаций был налажен также в Китае, Египте, Ираке, Иране, Румынии и ЮАР. В настоящее время БМ-21 находится на вооружении армий более чем 30 стран мира. В начале 1994 года в Вооруженных Силах Российской Федерации имелось 4500 РСЗО БМ-21 и около 3000 — в армиях других стран. РСЗО БМ-21 состоит из пусковой установки, 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, системы управления огнем и транспортно-заряжающей машины. Для подготовки данных для стрельбы в составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления 1В110 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66.

Пусковая установка БМ-21 разработана по классической схеме с размещением артиллерийской части в корме автомобильного шасси. Артиллерийская часть представляет собой пакет из 40 трубчатых направляющих, установленный на поворотном основании с возможностью наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В состав артиллерийской части входят также подъемный и поворотный механизмы. прицельные приспособления и соответствующее пневмо-, электро- и радиооборудование. Направляющие расположены в четыре ряда по десять труб в каждом, образуя таким образом пакет. Пакет вместе с прицельными приспособлениями закреплен на жесткой сварной люльке. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела ракет 172° (102° влево от продольной оси автомобиля и 70° вправо). Основной способ наведения — от электропривода.

Для РСЗО БМ-21 был разработан 122-мм неуправляемый реактивный снаряд, конструкция которого оказала революционное действие на развитие послевоенной реактивной артиллерии. По предложению главного конструктора НИИ-147 А.Н. Ганичева корпус снаряда изготавливается не традиционной обработкой резанием из стальной болванки, а высокопроизводительным методом раскатки и вытяжки из стального листа. Другой особенностью реактивного снаряда РСЗО БМ-21 являются складывающиеся плоскости стабилизатора, которые в закрытом положении удерживаются специальным кольцом и не выходят за габариты снаряда. Сам по себе складывающийся стабилизатор не являлся изобретением тульских конструкторов. Например, такой стабилизатор использовался в германской неуправляемой авиационной ракете R4M, многочисленные удлиненные перья стабилизаторов которой в сложенном положении занимали пространство вокруг специально удлиненного сопла двигателя, а после выхода ракеты из пускового устройства откидывались назад, образуя своего рода подобие прутьев веника. Однако такая конструкция требовала искусственного удлинения сопла ракеты, тем самым увеличивая ее вес и габариты. В конструкции ракеты системы «Град» была принята другая схема. Перо стабилизатора было выполнено не плоским, а в форме сектора цилиндра, изогнутым при виде спереди по дуге с радиусом, близким к половине диаметра ракеты. Разработчики именовали такую форму «вороньим крылом». В сложенном положении поверхности стабилизаторов как бы продолжали цилиндр корпуса двигателя ракеты. Раскрытие блока стабилизаторов, до старта удерживаемых кольцом, осуществлялось пружинным механизмом. В раскрытом положении лопасти стабилизатора были повернуты на 1° по отношению к плоскости, проходящей через продольную ось реактивного снаряда, что обеспечивало закрутку относительно данной оси для уменьшения влияния эксцентриситетов тяги и центра масс.

В остальном компоновка реактивного снаряда достаточно традиционна: в передней части за головным контактным взрывателем размещается боевая часть, к которой примыкает изготовленный из стали корпус двигателя. Из-за большого удлинения корпус состоит из двух цилиндрических секций, соединенных с помощью резьбы. Сопловый блок включает центральное и шесть периферийных сопел. В сверхзвуковой части сопла имеют форму конуса с углом 30°. Диаметр критического сечения сопла составляет 19 мм, среза — 37 мм.

Нанесенное на внутреннюю поверхность корпуса двигателя теплозащитное покрытие толщиной 0.3 мм не только предохраняет стальной корпус от нагрева и соответствующего снижения прочности, но и существенно сокращает потери энергии сгорающего топлива и способствует получению высокого удельного импульса и повышенной скорости горения. Заряд твердого топлива по технологическим соображениям также выполнен из двух полузарядов. При этом хвостовой полу заряд имеет больший зазор между стенками корпуса и топливом, поскольку необходимо обеспечить достаточное проходное сечение для продуктов сгорания топлива как переднего, так и хвостового полузарядов.

В связи с тем что при длительном хранении снарядов в горизонтальном положении не исключалась деформация корпуса двигателя, топливный заряд был отделен от стенок камеры двигателя зазором 4 мм для головного полузаряда и 9 мм для —для хвостового. Фиксация полузарядов осуществлялась посредством наклеенных на каждый из них шести «сухарей» размером 50 х 10 мм, изготовленных из того же топлива. Торцы полузарядов бронировались наклеенными шайбами из нитролинолеума.

В топливном заряде была использована рецептура РСИ-12М, разработанная ранее сотрудником НИИ-6 B.C. Лерновым и состоящая из 56% ксилидина. 26,7% нитроглицерина. 10,5% динитротолуола. 3% централита. В состав заряда входили также катализаторы и технологические добавки. Между полу зарядами размещался воспламенитель с 80 г крупнозернистого дымного пороха КЗДП-1 и 2 г пороха ДРП-1, находящимися в отдельных перкалевых мешочках. Ток на два электрозапала МБ-2Н подавался по проводам, проложенным через центральное сопло и канал хвостового полу-заряда. Суммарная масса двух полузарядов с «сухарями» и шайбами составляла 20,6 кг, корпуса ракетной части — 24,5 кг (со стабилизаторами — 26,4 кг).

Изготовление полузарядов осуществлялось на специально разработанной автоматической технологической линии. На ней обеспечивалось автоматическое формирование полузарядов, их перегрузка, контроль геометрии, взвешивание, приклеивание «сухарей» и торцевых шайб, нанесение маркировки. Упаковка полузарядов в тару велась в полуавтоматическом режиме. Постепенно технология изготовления и эксплуатации зарядов упрощалась. Были расширены допуски на инородные и воздушные включения, стало допускаться хранение зарядов в негерметичной таре. В конце шестидесятых годов было отработано изготовление заряда из более плотного топлива РСТ-4К, что позволило при сохранении требуемой массы несколько сократить размеры и унифицировать геометрию полузарядов. Взамен приклеенных «сухарей» применили небольшие выступы — зиги на внешней поверхности, формируемые в процессе изготовления шашек. Несколько позже было освоено производство топливных полузарядов с использованием специальной рецептуры, при изготовлении которой использовались продукты переработки топливных зарядов, извлекаемых из устаревших реактивных снарядов с истекшим гарантийным сроком эксплуатации. Производство таких зарядов с зигами, без наклеиваемых «сухарей», из переделочных рецептур велось в 1975—1980 г.

Воспламенение порохового заряда снаряда производится пирозапалами, срабатывающими под воздействием импульсов тока от токораспределителя системы управления огнем. Продолжительность залпа одной БМ-21 — 20 секунд. При необходимости залп можно было производить не из кабины, а с выносного пульта, отнесенного на несколько десятков метров. Наиболее широко используемым типом реактивного снаряда РСЗО БМ-21 является снаряд М-210Ф (9М22У) с осколочно-фугасной боевой частью. Длина этого снаряда с взрывателем МРВ-У составляет 2,87 м. вес с взрывателем — 66,4 кг, вес боевой части— 19,18 кг, вес взрывчатого вещества — 6,4 кг.

Пороховой заряд (порох РСИ — 12 м) весом 20.45 кг обеспечивает наибольшую скорость полета снаряда 690 м/с. Взведение взрывателя производится после схода с направляющей на расстояниях 150— 450 м от боевой машины. От установки взрывателя зависит характер действия снаряда у цели: при мгновенном срабатывании — преимущественно осколочный, при замедленном — преимущественно фугасный. По осколочному действию боевая часть снаряда М-21 ОФ в два раза эффективней М-140Ф, а по фугасному— всего в 1,7 раза, в чем сказалось большее удлинение нового реактивного снаряда. Кучность в направлении стрельбы составила 1/180, по боковому направлению— 1/110 от дальности.

При пусках на дальность 20 км половина попаданий укладывалась в пределах удаления 200—300 м относительно центра группирования разрывов. Максимальная скорость реактивного снаряда составляла около 690 м/с. Для сохранения приемлемой кучности при стрельбе в диапазоне дальностей от 12 до 15,9 км между головным взрывателем и боевой частью реактивного снаряда крепилось малое тормозное кольцо, на меньшие дальности — большое. В результате пуски проводились без использования крайне крутых или настильных траекторий, применение которых сопряжено с большим рассеиванием снарядов. Залп одной боевой машины обеспечивал площади поражения живой силы около 1000 м2, а небронированной техники — 840 м2.

Где используется на сегодняшний день?

Считается, что система «Град», характеристики которой описываются в статье, стоит на вооружении тридцати стран мира, но по факту их число куда больше. Что касается РФ, то в войсках государства имеется 2.5 тысячи установок, из которых 350 стоят на боевом дежурстве, а прочие находятся на консервации.

На дежурстве в войсках береговой обороны имеется около сорока «Градов». Согласно статистике, в армиях мира имеется не менее трех тысяч БМ-21 «Град». Система залпового огня, характеристика которой впечатляет, сразу же разошлась по всему миру. В принципе, такое количество РСЗО ничуть не удивляет, так как на Мотовилихинских заводах в Перми данная установка выпускалась в течение многих лет, причем большими партиями.

А ведь «Град» производился не только там! В одной только Перми со стапелей сошли три тысячи установок БМ-21. Там же изготовили не менее трех миллионов снарядов к ним. Но это еще не весь «Град»! Система залпового огня, фото которой представлены в статье, была неоднократно модернизирована иностранными государствами, которые в некоторых случаях сумели создать достойное оружие.

За примерами далеко ходить не надо. Так, на территории Украины осталась не одна сотня машин «Град». Система залпового огня, Украина в которой весьма нуждалась, была переведена на шасси автомобиля КРАЗ, что позволило избежать зависимости от поставок запасных частей.

Реактивные снаряды

9М22 — осколочно-фугасный снаряд

9М22У — усовершенствованный осколочно-фугасный снаряд;

9М22С — зажигательный снаряд;

9М23 — осколочно-химический снаряд, по основным летно-техническим характеристикам соответствующий снаряду М22С;

9М28Ф — осколочно-фугасный снаряд с отделяемой головной частью;

9М521 — осколочно-фугасный снаряд

9М522 — осколочно-фугасный снаряд

9М28Д — агитационный снаряд;

9М43 — дымокурящий снаряд (десять снарядов этого типа создают сплошную завесу из дыма на площади 50 гектаров);

9М42 — осветительный снаряд для системы «Иллюминация»;

9М28К — снаряд с кассетной головной частью с противотанковыми минами ПТМ-3;

ЗМ16 — снаряд с кассетной головной частью с противопехотными минами ПОМ-2 (сорок снарядов этого типа минируют один километр фронта);

9М519-1-7 («Лилия-2») — комплект снарядов для постановки радиопомех в диапазонах КВ и УКВ. а также друге типы снарядов.

«Угроза-1М» — управляемый снаряд

Активно разрабатывают новые боеприпасы для БМ-21 также страны, выпускающие эту систему по лицензии или нелегально.

Артиллерийская часть БМ-21 включает пакет из 40 трубчатых направляющих с внутренним диаметром 122,4 мм и длиной 3 м. Направляющие расположены в 4 яруса по 10 направляющих в каждом ярусе. Наведение пакета направляющих в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью впервые примеренного на сухопутной РСЗО электропривода и вручную. Подъемный механизм расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении электроприводом или вручную коренная шестерня вращает зубчатый сектор и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения. Поворотный механизм расположен в левой стороне основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона.

При наведении боевой машины электроприводом или вручную коренная шестерня обкатывается по неподвижному внутреннему кольцу и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины. В вертикальной плоскости наведение возможно с углом возвышения до +55°. В горизонтальной плоскости возможен разворот пакета направляющих на углы до 70° вправо и 110е влево от направления вперед по продольной оси машины. В пределах горизонтального сектора обстрела до 34° над кабиной машины минимальный угол возвышения ограничен величиной 11 градусов. Для частичного уравновешивания качающейся части используется уравновешивающий механизм, расположенный в люльке. Прицельные приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Следует отметить, что благодаря продуманной конструкции артиллерийской части большинство ее механизмов укрыто под кожухами люльки и поворотного основания. Это повысило надежность работы механизмов.

Ходовая часть пусковой установки представляет собой шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-375Д» (колесная формула 6 х 6). Это шасси имеет V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-375, развивающий при 3200 об/мин максимальную мощность 180 л.с. Сцепление двухдисковое, сухое. Коробка передач — пятиступенчатая, с синхронизаторами на 2,3,4 и 5-й передачах. Благодаря наличию на шасси централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, пусковая установка обладает высокой проходимостью на грунтах с малой несущей способностью. При движении по шоссе она развивает максимальную скорость 75 км/час. Глубина преодолеваемого без предварительной подготовки брода составляет 1,5 м.

Некоторое количество пусковых установок РСЗО БМ-21 выпущено на шасси грузовых автомобилей «Урал-4320» и ЗИЛ-181. Раскачивание пусковой установки при стрельбе сведено до минимума благодаря рассчитанной с помощью ЭФМ последовательности схода снарядов с направляющих. Это позволило отказаться от установки гидравлических опор на шасси и ограничиться лишь использованием механизма отключения рессор во время стрельбы. Перезаряжание пусковой установки производится вручную с помощью транспортно-заряжающей машины, в качестве которой используется трехосный автомобиль ЗИЛ-131 с двумя стеллажами 9Ф37 (каждый стеллаж вмещает по 20 снарядов). Пусковая установка БМ-21 оборудована средствами пожаротушения и радиостанцией Р-108М.

Модификации

9К59 «Прима» — многоцелевая РСЗО повышенного могущества с 50 направляющими;

БМ-21В «Град В» — авиадесантируемая РСЗО с 12 направляющими, способная производить стрельбу всеми снарядами БМ-21;

9К132 «Град-П»— легкая переносная одноствольная пусковая установка для стрельбы 122-мм снарядами «Град-П»;

А-215 «Град-М» — корабельная РСЗО для десантных кораблей ВМФ;

«Град-1» — 36-ствольная РСЗО для вооружении артиллерийских подразделений полкового звена;

БМ-21 ПД «Дамба» — РСЗО для защиты военно-морских баз от водолазов-подрывников и морских диверсантов.

9К510 «Иллюминация» — реактивная система для стрельбы осветительными снарядами. Каждый реактивный снаряд этой системы подсвечивает на местности круг диаметром 1000 м с высоты 450—500 м, при этом в течение 90 секунд обеспечивается освещенность 2 люкса.

9К51М «Торнадо-Г» — дальнейшее развитие системы: модернизированная боевая машина 2Б17-1/2Б17М, новыми НУРС с увеличенной до 40 км максимальной дальностью стрельбы.

РСЗО «Град-1А» (БелГрад) — представляет собой белорусскую модификацию системы «Град» с боевой машиной БМ-21А на базе грузового автомобиля МАЗ-6317-05.

Бастион-01, Бастион-02, БМ-21У «Верба» — украинские модернизации БМ-21.

Модификации боевых машин

2Б5 — боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси Урал-375Д.

2Б17 — боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51 на шасси Урал-4320.

2Б17-1 — модернизированная боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320.

2Б17М — модернизированная боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320.

2Б26 — боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси КамАЗ-5350. Модернизация боевой машины 2Б5 с переносом её огневой части с шасси Урал-375Д на шасси КамАЗ-5350. Модернизацию осуществляет ОАО «Мотовилихинские заводы». Впервые образец боевой машины 2Б26 был публично показан в Перми 23 сентября 2011 года.

Операторы

Карта операторов БМ-21 «Град»

Боевая машина БМ-21 на базе грузового автомобиля Урал-375Д

Парад ПМР 2 сентября 2010 года. Реактивные системы залпового огня ВВ-21 «Град»

  • Азербайджан — 43 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Алжир — 48 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Ангола — 50 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Армения — 47 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Белоруссия — 126 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Болгария — 24 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Бурунди — 12 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Венесуэла — 24 единицы БМ-21, по состоянию на 2016 год, поставлены в 2011 году из России. Контракт заключён в 2009 году
  • Вьетнам — 350 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Грузия — 13 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Египет — 60 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Замбия — 30 БМ-21, из них как боеспособные оцениваются около 12, по состоянию на 2022 год
  • Израиль — 58 БМ-21 на хранении, по состоянию на 2016 год
  • Индия — около 150 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Иран — 100 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Ирак — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год, всего поставлено 154 единицы БМ-21
  • Казахстан — 200 БМ-21 из них 100 на хранении, по состоянию на 2016 год
  • Камбоджа — 8 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Камерун — 20 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Катар — 3 БМ-21, по состоянию на 2013 год
  • Кипр — 4 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Киргизия — 15 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Республика Конго — 10 БМ-21, по состоянию на 2022 год
  • Демократическая Республика Конго — 24 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  • Кот-д’Ивуар — 6 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Куба — 175 БМ-14 и БМ-21, по состоянию на 2016 год, всего поставлено 178 единиц БМ-21
  • Лаос — продемонстрированы на параде в январе 2019
  • Ливан — 11 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Ливия — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Северная Македония — 6 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Мали — более 30 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Марокко — 35 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Мозамбик — 12 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Монголия — 130 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Мьянма — возможно, некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  • Намибия — 5 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Никарагуа — 18 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Перу — 22 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Польша — 75 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Россия: Сухопутные войска России — 2550 БМ-21 из них 2000 на хранении, по состоянию на 2016 год
  • Береговые войска ВМФ России — 36 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Румыния 6 БМ-21 на судах, по состоянию на 2016 год
  • Сенегал 8 БМ-21, по состоянию на 2017 год
  • Сирия — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Судан — 120 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Таджикистан — 3 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Турция — 35 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Танзания — 58 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Туркмения — 70 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Уганда — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Узбекистан — 36 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Украина — 185 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Хорватия — 31 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Чад — 6 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Эквадор — 18 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Эритрея — 35 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Эфиопия — около 50 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Южный Судан — некоторое количество БМ-21 по состоянию на 2018 год
  • Иракский Курдистан — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Исламское государство — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Хезболла — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
  • Бывшие операторы

    • СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам.
    • Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2010 год
    • Босния и Герцеговина — 5 БМ-21, по состоянию на 2012 год
    • Венгрия — более 62 БМ-21 на хранении, по состоянию на 2007 год
    • Гвинея — поставлено 18 единиц БМ-21
    • ГДР — 72 единицы БМ-21 поставлены из СССР в период с по 1971 годы
    • Йемен — 280 БМ-21, из них около 150 боеспособных, по состоянию на 2012 год
    • Кения — сообщается об 11 БМ-21, по состоянию на 2010 год
    • Молдавия — поставлено 14 единиц БМ-21
    • Нигерия — поставлено 11 единиц БМ-21
    • Северный Йемен — 70 единиц БМ-21 поставлены из СССР в период с по 1981 годы
    • Сейшельские Острова — поставлено 2 единицы БМ-21
    • Сомали — 10 единиц БМ-21 поставлены из СССР в 1976 году
    • США — 75 единиц БМ-21 поставлено в период с по 2010 годы (63 из Румынии, ещё 12 с Украины)
    • Финляндия — поставлено 94 единицы БМ-21
    • Южный Йемен — 54 единицы БМ-21 поставлены из СССР в период с по 1975 годы
    • Республика Абхазия — 1 БМ-21, по состоянию на 2008 год
    • Сахарская Арабская Демократическая Республика — 10[неавторитетный источник?
      ]
    • Южная Осетия — 23 БМ-21, по состоянию на 2008 год

    Тактико-технические характеристики БМ-21 Град

    — Год(ы) производства: 1960 — 1988 — Количество выпущенных, шт: более 8500 — Шасси: семейства грузовых автомобилей Урал-375Д и Урал-4320 — Колёсная формула: 6×6

    Габаритные размеры БМ-21 Град

    — Длина в походном положении, мм: 7350 — Ширина в походном положении, мм: 2400 — Высота в походном положении, мм: 3090 — Клиренс, мм: 400

    Вес БМ-21 Град

    — Масса без снарядов и расчета, кг: 10 870 — Масса в боевом положении, кг: 13 700

    Калибр БМ-21 Град

    — 122 мм

    Расчёт БМ-21 Град

    — 3 человека

    — Количество направляющих: 40 — Максимальный угол возвышения: 55 — Точность (рассеивание), м: При максимальной дальности СКО по дальности составляло 1/130, а боковое — 1/200. — Прицел: Панорама орудийная ПГ-1М — Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин: 3,5 — Время залпа, с: 20

    Дальность стрельбы БМ-21 Град

    — минимальная ОФС: 4000 м, КАС: 2500 м, УАС: 1600 м — максимальная ОФС: 40 000 м, КАС: 33 000 м, УАС: 42 000 м

    Площадь поражения БМ-21 Град

    — 145 000 м²

    Двигатель БМ-21 Град

    — Тип двигателя: Урал-375 — Мощность двигателя, л. с.: 180

    Скорость БМ-21 Град

    — Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 75 — Запас хода по шоссе, км: 750

    Шасси

    Проходимость этих штатных машин установки БМ 21 «Град», а также других транспортных средств, входящих в различные модификации, впечатляет. Этим машинам с формулой колес 6 х 6 и дорожным просветом в 40 см не страшен брод глубиной 1,5 метра, песчаная или болотистая почва, снежные заносы. Не боится сия военная техника температурного разбаланса. Ее рабочий диапазон – от минус 40 С до плюс 50 С. Мощность восьмицилиндрового двигателя карбюраторного типа установленного на «Урале» — 180 л. с. Запаса горючего в баке хватает на 750 километров. В батарею РСЗО входит комплекс управления «Береза», расположенная на ГАЗ – 66. Руководить запуском ракет можно при помощи выносного пульта, или при помощи кнопок управления, расположенных в кабине М21. Угол наводки по вертикали расположен в диапазоне 0 — 55 градусов.

    Фото БМ-21 Град

    Похожее

    САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) ТТХ. Калибр. Размеры. Дальность стрельбы

    РСЗО БМ-21 Град. Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

    120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

    Миномет 2Б9М Василек 82-мм Скорострельность. Дальность стрельбы. Вес

    САУ 2С3 Акация 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

    САУ 2С1 Гвоздика 122-мм Дальность стрельбы. Размеры. Устройство. Вес

    Пушка 2А36 Гиацинт-Б 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Устройство

    РСЗО 9К58 Смерч Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

    Пушка МТ-12 Рапира. Дальность стрельбы. История. Размеры

    Гаубица Д-30 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    2С4 Тюльпан самоходный миномет 240-мм ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вес

    САУ 2С35 Коалиция-СВ 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Гаубица Мста-Б (2А65) 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Боеприпасы

    САУ 2С9 Нона-С 120-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Вооружение

    АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. ТТХ. Размеры. Двигатель. История

    САУ 2С19 Мста-С 152-мм Размеры. Скорость. Двигатель. История

    РСЗО 9К57 Ураган Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

    ТОС-1 Буратино (ТОС-1А Солнцепек) ТТХ. Площадь поражения

    Дивизионная пушка ЗИС-3 76-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Пушка-гаубица Д-20 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    САУ 2С5 Гиацинт-С 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

    САУ Фердинанд (Элефант) ТТХ. Бронирование. Вес. Размеры

    САУ СУ-100. ТТХ. Вооружение. Размеры. Снаряды. Вес. Скорость

    САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры

    203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года ТТХ. Вес. Боеприпасы. Размеры

    САУ СУ-152 Зверобой 152-мм ТТХ. Снаряды. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Пушка М-46 130-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Установка разминирования УР-77 Метеорит ТТХ. Вооружение. Размеры

    РСЗО 9К51М Торнадо-Г. Ракеты. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры

    САУ 2С31 Вена 120-мм. Дальность стрельбы. История. Размеры. Вес

    Немецкая САУ StuG III. Модификации. Размеры. Вооружение. Вес

    Управляемый снаряд Краснополь. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Стоимость

    Мортира Карл 600-мм и 540-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес. Размеры

    Орудие Большая Берта 420-мм. ТТХ. Вес. Размеры. Боеприпасы

    САУ СУ-76. ТТХ. Размеры. Бронирование. Вес. История

    САУ 2С23 Нона-СВК 120-мм ТТХ. Вооружение. Дальность и кучность стрельбы. Размеры

    САУ 2А3 Конденсатор-2П калибр 406-мм Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

    Миномет М-160 калибр 160-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

    Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование

    Артиллерийский комплекс А-222 Берег 130-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы

    Гаубица БР-18 калибр 305-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

    152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство

    Миномет М-240 калибр 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    САУ СУ-85. Боеприпасы. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

    Контрбатарейная РЛС Зоопарк-1 (1Л219М). Дальность контроля огневых позиций. Устройство

    САУ 2С25 Спрут-СД. Калибр. История. Размеры. Вес. Двигатель

    САУ 2С34 Хоста 120-мм. ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вооружение. Вес

    Самоходка АСУ-85. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

    280-мм мортира Бр-5 образца 1939 года Размеры. Вес. Боеприпасы

    Самодвижущаяся пушка 2А45М Спрут-Б. ТТХ. Скорость. Двигатель. Вес

    Белорусская РСЗО БелГрад. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

    Пушка С-23 калибр 180-мм. Боеприпасы. Вес. Размеры. Дальность стрельбы

    Самоходка САУ СУ-122. Размеры. Вооружение. Бронирование. Вес

    САУ Ягдпантера. Вес. Бронирование. Размеры. Вооружение

    Многоствольная САУ М50 Онтос. ТТХ. Вооружение. Размеры. Бронирование

    Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

    Артиллерийский тягач Я-12. Размеры. Вес. Грузоподъемность. Двигатель

    САУ ИСУ-122. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

    РПУ-14 (8У38) — реактивная пусковая установка

    2К32 Дева — 82-мм самоходный минометный комплекс

    РСЗО БМ-24 (Т) 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

    Артиллерийский тягач Коминтерн. Грузоподъемность. Размеры. Вес. Двигатель

    САУ СУ-122-54. Бронирование. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

    РСЗО БМ-14-16. Вооружение. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

    САУ Насхорн (Носорог). Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

    Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Самоходная гаубица САУ PzH 2000. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

    Пушка БР-17 калибр 210-мм. Вес. Дальность стрельбы. Скорострельность

    САУ Веспе 105-мм. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

    Колесная САУ ГАЗ-68 (КСП-76). Вооружение. Размеры. Вес. Двигатель

    САУ Бруммбар 150-мм. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

    Тяжелая САУ СУ-14. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

    САУ СУ-5. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

    САУ АТ-1. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

    САУ СУ-12. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

    Комментарии

    0 Георгий Малыгин 07.01.2017 08:29 Хорошее скорострельное оружие ; -)

    Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

    Обновить список комментариев

    Особенности

    • Боевая единица БМ 21 способна уничтожить неприятеля, находящегося, как в открытых полевых, так и в защитных условиях. Также поражению подлежит его транспорт и бронетехника. Уничтожению подвергнутся артиллерийские и минометные расчеты, КПП, укрепленные арсеналы с оружием и боеприпасами.
    • Установка способна «обложить» (во всех смысловых понятиях этого слова) противника на площади 145 000 кв. м.
    • Реактивная система «Град», калибра 122 мм, способна вести огонь из 40 направляющих отсеков осколочно-фугасными, кассетными и особоточными снарядами. Рассеивание выстрела составляет 130 метров по прямому направлению, двести метров — по фронтальному.
    • Дальность обстрела зависит от типа снаряда. Максимальный полет достигается при стрельбе «фугасками» — до 40 тыс. км. При стрельбе особоточным зарядом расстояние обстрела на восемь километров меньше.
    • Минимальная дистанция – от 1600 до 4000 км.
    • Время проведения одного залпа — всего двадцать секунд.
    • После окончания стрельб расчету из трех человек, обслуживающих данную БМ, потребуется 3,5 минуты, чтобы привести военную единицу в состояние готовности к дальнейшему перемещению от огневой точки и двигаться со скоростью 75 км/час к дальнейшему месту передислокации на машинах «Урал» 375 Д или 4320, а также ЗиЛ — 131.

    Легенда

    Кроме оболочки, разрывалась и часть камеры снаряда: её раскалял горевший внутри порох. По сравнению с артиллерийскими снарядами аналогичного калибра, это увеличивало осколочное воздействие в 1,5-2 раза. Благодаря данному нюансу появился миф о «термитном боезаряде» в ракетах «Катюш».

    Примечательно, что «термитная» взрывчатка испытывалась весной 1942 года в Ленинграде, но, к сожалению, не нашла своего применения, так как мишени и так пылали после залпа БМ-13. Одновременное использование десятков снарядов также порождало интерференцию взрывных всплесков, что ещё более увеличивало поражающий эффект.

    Виды модификаций.

    Помимо основной модели «Града» имеется большое количество модификаций. Так, в 2001 году появилась система с автоматической наводкой М 21 – 1 на машине «Урал» 4320, снабженная космической навигацией и устройством предварительной готовности и пуска.

    • «Град П» 9К 132 – одноствольное оружие для реактивных снарядов 122 мм калибра.
    • «Прима» 9К 59 — установка повышенной мощности, имеющая 50 направляющих.
    • «Град В» — РСЗО имеющая 12 направляющих, применяется авиадесантом.
    • «Град ВД» — гусеничный вариант вышеприведенной системы, устанавливается на БТР – Д.
    • «Дамба» — установка служит для защиты баз ВМФ.
    • «Град М» А 215 — устанавливается на боевых кораблях флота.
    • «Град 1» — РСЗО с 36-ю направляющими.
    • «Град 1» 9К 55 – 1 – размещается на гусеничном шасси гаубицы «Гвоздика» 2С1.
    • «Иллюминация» 9К 510 – применяется для освещения местности в темное время суток или при плохой погоде. Одиночный выстрел может осветить с пятисотметровой высоты площадь около километра на период полутора минут.

    Устройство

    БМ-13 – такая же, как установка «Град». Характеристики её совершенно бесхитростные. Это относительно простое оружие, в состав которого входят рельсовые направляющие и прицельное устройство. Для наводки используется артиллерийский прицел, подъёмный и поворотный механизмы. В задней части авто находятся два домкрата, которые используют для его устойчивости во время стрельбы. На одной машине можно размещать от 14 до 48 направляющих.

    Оболочка реактивных снарядов выполнена в виде сварного цилиндра, разделённого на три секции – боевая часть, реактивное сопло и двигательное отделение (камера сгорания с топливом). Ракета РС-132 для конструкции БМ-13 изготавливалась весом 42,5 кг, диаметром 132 мм и длиной 0,8 метра. Внутрь цилиндра с оперением клали твёрдую нитроцеллюлозу. Боевая часть весила 22 кг. Взрывчатое вещество имело массу 4,9 кг: шесть гранат противотанковых весили столько же. Дальность стрельбы достигала 8,5 км.

    Ракета М-31 для конструкции БМ-31 имела массу 92,4 кг, изготавливалась диаметром 310 мм и содержала 28,9 кг взрывчатой субстанции. Её дальнобойность достигала 13 км. Интересно, что у БМ-13 (16 ракет) залп длился от семи до десяти секунд, а у БМ-8 (24-48 ракет) – от восьми до десяти секунд. У БМ-31-21 время заряжания – от пяти до десяти минут.

    Запуск осуществляла рукояточная электрокатушка, соединённая с контактами, размещёнными на направляющих, и батареей аккумулятора. Когда рукоять поворачивали, контакты замыкались по очереди и в очередном снаряде срабатывал пусковой пиропатрон. Если направляющих было большое количество, иногда использовали одновременно пару катушек.

    В отличие от германского Nebelwerfer, БМ-13 имеет низкую точность и является площадным оружием, разбрасывающим колоссальное количество снарядов по территории. Отсюда следует, что точные удары, как у Nebelwerfer, совершать было нельзя. Заряд ВВ в два раза меньше, чем у ракеты Небельверфера, но он намного больше мог уничтожить техники без брони и живой силы.

    Как смогли получить такой эффект? Да просто встречное движение детонации увеличивало газовый натиск взрыва. Подрыв ВВ происходил с двух сторон (длина полости для ВВ была немного больше длины детонатора). В тот момент, когда сталкивались две волны детонации, моментально возрастал газовый напор взрыва в месте их столкновения. Таким образом осколки корпуса получали внушительное ускорение и нагревались до восьмисот градусов: они имели великолепный зажигающий эффект.

    Артиллерийское орудие

    Сама орудийная установка находится в задней части транспортного средства. Она представляет из себя пакет с рядным набором трехметровых трубчатых направляющих 4 х 10. По диаметру размер ствола выполнен чуть больше калибра снаряда – 122,4 мм. Установка расположена на вращающемся основании, дающем возможность производить наводку в горизонтальной и вертикальной проекции. Помимо залпа, возможно применение методов одиночных выстрелов, что особо эффективно при стрельбе высокоточными зарядами.

    Боевое применение

    См. также: 9П132

    Советский Союз

    1. Пограничный конфликт на острове Даманский — первое боевое применение БМ-21 «Град». Применялись советскими войсками.
    2. Афганская война (1979—1989) — применялись советскими войсками.

    Конфликты на постсоветском пространстве

    1. Карабахский конфликт — применялись Азербайджаном при обстреле населённых пунктов и инфраструктуры Нагорного Карабаха. Также применялись армянской стороной. Наиболее известным эпизодом применения «Градов» стала битва за Омарский перевал, которая стала решающим сражением при взятии Кельбаджарского района и освобождении Арцаха в целом. 18 февраля 1994 года армянские установки «Град» накрыли 130-ю бригаду, пытающуюся уйти через перевал на север. В результате было убито около 1500 войск противника, 130-я бригада была полностью разгромлена, а большинство из тех немногих, кто выжил, потом попали в плен.
    2. Первая Чеченская война — применялись российскими войсками. 16 боевых машин БМ-21 и около 1000 НУРС были захвачены чеченскими боевиками и использовались против российских войск (в частности, успешно применены в битве за Долинское, убив 6 российских солдат, потеряв при этом 3 установки «Град»). Уже к концу первого периода операции российских войск дудаевские установки «Град» были уничтожены все до одной.
    3. Вторая Чеченская война — применялись российскими войсками.
    4. Война в Южной Осетии (2008)
    5. Вооружённый конфликт на востоке Украины — используются обеими противоборствующими сторонами (с 2014 г.).

    Ближний Восток и Африка

    1. Активно использовались в Анголе, Сомали и других вооружённых конфликтах. Одной из самых заметных страниц участия БМ-21 в Африке стала битва при Кифангондо 10 ноября 1975 года. В ходе боя 4 установки «Град», управляемых кубинскими экипажами, дали два залпа по 2500 войск ФНЛА, Заира и ЮАР, форсирующих реку. В результате удара были уничтожены практически все бронемашины и джипы с безоткатными орудиями, было убито 345 боевиков ФНЛА, 50 солдат Заира и неизвестное число юаровцев, наступление было остановлено.
    2. Гражданская война в Ливии.
    3. РСЗО «Град» применялась Сирийской арабской армией во время гражданской войны в Сирии, в частности при освобождении Пальмиры.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]