РСЗО 9К58 Смерч Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История


РСЗО 9К58 «Смерч» — советская и российская реактивная система залпового огня калибра 300 мм. С декабря 2016 года началась замена РСЗО «Смерч» и РСЗО «Град» на РСЗО семейства «Торнадо», где боевые машины в целом сконструированы аналогично предшественникам, но оборудованы навигацией ГЛОНАСС и новой компьютеризированной системой управления огнем. ГЛОНАСС также используется в управляемых ракетах для РСЗО Торнадо-С, что подтверждено экспертами Международного Института Стратегических Исследований и производителем. РСЗО Смерч может использовать специальную ракету, которая выпускает над целью БПЛА для разведки и корректировки огня в течение 20-30 минут.

РСЗО 9К58 “Смерч” – видео

Состав комплекса

– боевая машина (БМ) 9К58; – транспортно-заряжающая машина 9Т234−2; – реактивные снаряды; – учебно-тренировочные средства 9Ф827; – комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф819; – комплекс средств автоматизированного управления огнем (КСАУО) 9С729М1 «Слепок-1»; – автомобиль для топографической съемки 1Т12−2М; – радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44.

История создания

Реактивная система залпового огня «Смерч» была разработана в СССР специалистами ТулгосНИИточмаш (затем НПО «Сплав», а ныне АО «НПО „Сплав“», город Тула) под руководством главного конструктора Геннадия Алексеевича Денежкина, а также смежных предприятий. До разработки в 1990 году Китаем WS-1 являлась наиболее дальнобойной системой.

Артиллерийская часть монтируется на модифицированном шасси грузового автомобиля МАЗ-79111 или МАЗ-543М. Для Индии был создан вариант боевой машины на базе грузового автомобиля повышенной проходимости Tatra 816 6ZVR8T10x10.1 R/41T.

Подготовка «Смерча» к бою после получения целеуказания занимает три минуты; полный залп производится в течение 38 секунд. После стрельбы батарея готова к маршу через одну минуту, что позволяет оперативно уйти из-под ответного удара противника.

Боеприпасы

9М55К — 300-мм реактивный снаряд с кассетной головной частью (ГЧ) 9Н139 с осколочными боевыми элементами (ОБЭ) 9Н235. Содержит 72 боевых элемента (БЭ), несущих по 96 готовых тяжёлых осколков, предназначенных для поражения небронированной техники, и по 360 готовых лёгких осколков, предназначенных для поражения живой силы противника в местах их сосредоточения; всего — до 32832 осколков. Площадь поражения элемента 300—1100 м². Бронепробиваемость на дистанции 10 м 5-7 мм, на дистанции 100 м- 1-3 мм. В 12 снарядах содержится 393984 готовых осколков. Наиболее эффективен на открытой местности, в степи и пустыне. Серийное производство 9М55К (и 9М55К-ИН — c инертным снаряжением БЭ) начато в 1987 году. Поставлялся в Алжир и Индию.

9М55К1 — реактивный снаряд с кассетной ГЧ (КГЧ) 9Н142 с самоприцеливающимися боевыми элементами (СПБЭ). Кассетная ГЧ несёт 5 СПБЭ «Мотив-3М» (9Н349), оснащённых двухдиапазонными инфракрасными координаторами, ищущими цель под углом 30°. Каждый из них способен пробить под углом в 30° с высоты 100 метров броню в 70 мм. Подходит для применения на открытой местности, в степи и пустыне, почти невозможно использование в лесу, затруднено использование в городе. Предназначен для поражения сверху группировок бронетехники и танков. Испытания завершены в 1994 году и принят в 1996 году. Приказом министра обороны № 372 от 13.10.96 г. снаряд 9М55К1 был принят на вооружение Российской армии. Поставлялся в Алжир.

9М55К4 — реактивный снаряд с КГЧ 9Н539 для противотанкового минирования местности. Каждый снаряд содержит 25 противотанковых мин «ПТМ-3» с электронным неконтактным взрывателем, всего в одном залпе установки — 300 противотанковых мин. Предназначен для оперативной дистанционной постановки противотанковых минных полей перед подразделениями боевой техники противника, находящимися на рубеже атаки, или в районе их сосредоточения.

9М55К5 — реактивный снаряд с КГЧ 9Н176 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами (КОБЭ). Кассетная ГЧ содержит 646 боевых элементов длиной 118-мм, либо 588 элементов длиной 128-мм, массой по 240 г, имеющих цилиндрическую форму. Элементы длиной 118-мм способны по нормали пробивать до 120-мм гомогенной брони, длиной 128-мм — до 160-мм. Максимально эффективен против мотопехоты на марше, находящейся в БТР и БМП. Всего в 12 снарядах содержится 7752 или 7056 боевых элементов. Предназначен для поражения открытой и укрытой живой силы и легкобронированной военной техники.

9М55Ф — реактивный снаряд с отделяемой осколочно-фугасной ГЧ. Предназначен для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной военной техники в местах их сосредоточения, для разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов инфраструктуры. На вооружение Российской армии принят в 1992 году, а с 1999 года находится в серийном производстве. Поставлялся в Индию.

9М55С — реактивный снаряд с термобарической ГЧ 9М216 «Волнение». Взрыв одного снаряда создаёт термическое поле диаметром не менее 25 м (в зависимости от рельефа местности). Температура поля — свыше +1000 °C, время существования — не менее 1,4 с. Предназначен для поражения живой силы, открытой и укрытой в фортификационных сооружениях открытого типа и объектах небронированной и легкобронированной военной техники. Максимально эффективен в степи и пустыне, городе, расположенном на нехолмистой местности. Испытания боеприпаса были закончены в 2004 году. Приказом Президента РФ № 1288 от 7 октября 2004 года 9М55С принят на вооружение Российской армии.

9М528 — реактивный снаряд с осколочно-фугасной ГЧ. Взрыватель контактный, мгновенного и замедленного действия. Предназначен для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной военной техники в местах их сосредоточения, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов инфраструктуры.

9М534 — опытный реактивный снаряд с малогабаритным разведывательным беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) типа «Типчак». Предназначен для ведения оперативной разведки целей в течение двадцати минут. В районе цели БПЛА опускается на парашюте, сканируя при этом обстановку и передавая информацию по координатам разведанных целей на комплекс управления на расстояние до 70 км, для оперативного принятия решения на уничтожение до разведанного объекта.

9М542 — корректируемый реактивный снаряд с отделяемой осколочно-фугасной или кассетной головной частью с дальностью стрельбы до 120 км.

Разработки по боеприпасам

В 2012 году утверждены паспорт и рекламный паспорт на корректируемый реактивный снаряд увеличенной дальности 9м542, разработанный для иностранного заказчика. Минимальная дальность 40 км, максимальная дальность 120 км. Длина 7600 мм, общая масса 820 кг, масса головной части 150 кг, масса взрывчатого вещества 70 кг, снаряжен 500 шт готовых осколков массой 50 г. В 2016 году было объявлено об оснащении данными снарядами РСЗО Торнадо-С.

Варианты боевых машин

9А52 — базовый вариант на шасси МАЗ-79111

9А52Б — боевая машина автоматизированной системы управления формированиями РСЗО 9К58Б

Боевая машина 9А52-2 на доработанном шасси грузового автомобиля МАЗ-543М

9А52-2 — боевая машина на шасси МАЗ-543М комплекса РСЗО 9К58

9А52-2К — командирская боевая машина на шасси МАЗ-543М модернизированного комплекса РСЗО 9К58

9А52-2Т — боевая машина на шасси Tatra модернизированного комплекса РСЗО 9К58

9А52-4 — облегчённая боевая машина РСЗО «Кама» на шасси КамАЗ

9А53 — боевая машина комплекса РСЗО 9К512 «Ураган-1М» с установленным транспортно-пусковым контейнером с 300-мм реактивными снарядами.

9А54 — боевая машина модернизированной системы 9К515 «Торнадо-С»

Транспортно-заряжающая машина 9Т234-2

Варианты транспортно-заряжающих машин

9Т234 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52 на шасси МАЗ-79112

9Т234-2 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-2 на шасси МАЗ-543А

9Т234-2Т — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-2Т на шасси Tatra

9Т234-4 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-4 на шасси КамАЗ

9Т255 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А54

Сравнение с аналогами

По заключению экспертов IISS в справочнике MilitaryBalance 2017 РСЗО Смерч-М и его улучшенная версия Торнадо-C превосходит по дальности РСЗО НАТО производства США.

«Мотовилиха», или «Смерч» на «Татре»

В 90-е годы РСЗО «Смерч» являлась одной из самых мощных и эффективных систем в своём классе. Это реноме несколько портило специальное «ракетное» четырёхосное шасси, громоздкое и сложное. Альтернативой могло стать использование базы более простого автомобиля повышенной проходимости, унифицированного с транспортными машинами — это позволяло снизить эксплуатационные расходы. Идя навстречу пожеланиям заказчика, специалисты «Мотовилихинских заводов» создали вариант «Смерча» на чешском шасси «Татра».

Как известно, базовый вариант РСЗО «Смерч» использует шасси белорусского и российского производства: пусковая установка 9А52 базируется на четырёхосном шасси МАЗ-79111 или МАЗ-543М, а прочие машины комплекса — на трёхосных автомобилях «Урал» и КамАЗ. Индийского заказчика не устроило, прежде всего, шасси пусковой установки — его сочли чересчур громоздким и сложным в эксплуатации. В поисках подходящей базы индийские военные обратились к своему давнему поставщику — чешской . Армия Индии эксплуатирует несколько тысяч двух-, трёх- и четырёхосных автомобилей этой марки, а машины «Татра» 815 с 1986 года выпускаются по лицензии. Дело было за малым — «состыковать» производителей шасси и РСЗО.

Разработка

Учитывая немалую потенциальную потребность армии Индии в новых РСЗО, российская сторона пошла навстречу заказчику. В 1999 году на в Копршивнице прибыла делегация Рособоронэкспорта. Российские и чешские специалисты пришли к единодушному мнению: стандартное четырёхосное шасси «Татра» 815 не выдержит веса артиллерийской части «Смерча». Выход, предложенный конструкторами «Татры», оказался предельно простым — добавить пятую ось. В кратчайшие сроки в Копршивнице изготовили два прототипа десятиколёсных шасси. За основу при этом взяли не стандартную 815-ю модель, а её усовершенствованный вариант «Татра» 816 LIWA (позже известный как модель 815-6), созданный в 90-е годы по заказу Объединённых Арабских Эмиратов. В 1996-1998 годах в ОАЭ поставили 1127 автомобилей этого типа в различных вариантах исполнения.


Автомобиль «Татра» 816 LIWA armyrecognition.com

«Татра» 816 LIWA комплектовалась узлами западного производства — немецким дизельным двигателем «Дойц» и американской автоматической коробкой передач «Твин Диск». Особенностью модели являлось наличие объёмистого закабинного отсека (прозванного на ), в котором размещались системы охлаждения двигателя и трансмиссионного масла.

Оба пятиосных прототипа уже в 1999 году отправились в Россию, где после монтажа артиллерийских частей прошли ходовые испытания. Следующий тур испытаний состоялся в 2002 году на территории заказчика. В Индии «Татры» отлично зарекомендовали себя в самых разных климатических условиях, в том числе в высокогорье (на высоте до 4000 м). В 2003 году начались российско-индийские переговоры о поставке «Смерчей» на шасси «Татра». Чешская фирма при этом выступала субподрядчиком в поставке базовых машин, а также отвечала за подготовку персонала, сервисное обслуживание и поставки запчастей.

Конструкция

В фирменной номенклатуре пятиосное шасси получило индекс 815-6ZVR8T 41 340 10×10.1R. Собственно, речь идёт не об одном, а о двух вариантах шасси: 815-6ZVR8T 41 340 10×10.1R/51Т и 815-6ZVR8T 44 340 10×10.1R/50Т, различающихся максимальной допустимой массой (41 т для первого варианта и 44 т — для второго). Первый вариант служит в качестве шасси для пусковой установки 9А52-2Т (установлена стандартная артиллерийская часть «Смерча» с двенадцатью направляющими), а второй — для транспортно-заряжающей машины 9Т234-2Т. Последняя перевозит двенадцать ракет и оборудована гидравлическим краном. Работники «Татры» прозвали пятиосное шасси «Мотовилихой», поскольку сама РСЗО производится публичным акционерным обществом «Мотовилихинские заводы» в Перми.


Пусковая установка 9А52-2Т armyrecognition.com

Обе модификации оборудованы дизельным двигателем (на что указывает буква Z в их обозначениях). Восьмицилиндровый V-образный мотор жидкостного охлаждения BF 8M 1015C имеет рабочий объём 15,9 л и максимальную мощность 400 кВт, но для индийских «Смерчей» он дефорсирован до 340 кВт. Первые партии машин комплектовались шестиступенчатой автоматической коробкой передач «Твин Диск» TD 61-1175, но позже стали устанавливать более совершенную TD 61-1189.

За кабиной имеется дополнительный отсек, в котором установлены радиатор системы охлаждения двигателя и воздушный фильтр, а традиционное место радиатора перед двигателем занял интеркулер. Подвеска передних осей выполнена на листовых рессорах и телескопических амортизаторах. Третий и четвёртый мосты имеют подвеску на пневмобаллонах и листовых рессорах, пятый — на комбинации пневмобаллонов с цилиндрическими пружинами. Первые четыре моста имеют постоянный привод, пятый включается в случае необходимости. У стандартных четырёхосных машин «Татра» управляемыми являются две первых оси, а у пятиосной модели сделали управляемой и пятую ось. Это позволило, несмотря на увеличившуюся длину, удержать манёвренность машины в приемлемых рамках.

Эмиратские «Татры» 816 имели кабины от более старой стандартной модели 815. На индийских шасси применены кабины семейства «Армакс». Они оборудованы системами кондиционирования «Диавия» словацкой , а также независимыми обогревателями «Бриз».

Артиллерийская часть 9А52-2Т идентична стандартному «Смерчу». Боеприпасы используются те же, включая 122-мм НАР, предназначенные для учебных стрельб из вкладных стволиков.


Залп 122-мм учебными боеприпасами НАР Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2022, №2

Комплекс

РСЗО «Смерч» — это не только пусковая установка и ТЗМ, но и целый комплекс машин обеспечения. В целях унификации индийцы настояли на выполнении их также на шасси «Татра», но более лёгких. Для командно-штабной машины и подвижной мастерской выбрали трёхосное шасси «Татра» 815-21NR36 22 230 6×6.1R, а для метеостанции и топопривязчика — двухосное 815-21NR45 17 230 4×4.1R. Оба варианта оборудованы восьмицилиндровыми дизельными двигателями воздушного охлаждения «Татра» Т3В-928-1 мощностью 230 кВт и десятиступенчатыми механическими коробками передач.


Командно-штабная машина Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2022, №2

Командно-штабная машина имеет кузов-фургон МП-32М1 (индекс ГРАУ 9С624), в котором установлено оборудование системы управления огнём 9С729М1 «Слепок-1», обеспечивающее управление до уровня бригады включительно. Подвижная мастерская МРС-АР, также установленная на трёхосном шасси, укомплектована необходимым оборудованием для ремонта элементов комплекса.


Подвижная мастерская МРС-АР Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2022, №2

Машина топопривязки 1Т12-2М, использующая двухосное шасси, снабжена комплексом инерциальных и спутниковых средств навигации. При применении инерциальной системы ошибка определения координат составляет 3% пройденного пути, а спутниковой — 10 м. Также на двухосной «Татре» смонтирован метеорологический комплекс РПМК-1 «Улыбка» (1Б44), обеспечивающий запуск мереозондов-аэростатов. Последние снабжены оборудованием, измеряющим температуру, атмосферное давление и влажность воздуха, а также скорость и направление ветра. Местоположение зондов определяется средствами активной и пассивной радиолокации. Машина с «Улыбкой» буксирует одноосный прицеп с запасом зондов.


Топопривязчик (слева) и метеостанция «Улыбка» (справа) Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2022, №2

Поставки

Объём индийского контракта оказался сравнительно небольшим (если сопоставить его с усилиями, приложенными для создания специального варианта «Смерча»). Индусы заказали всего 84 пятиосных шасси — по 42 пусковые установки и ТЗМ. Ими вооружили два полка (по сути, дивизиона) реактивной артиллерии. Каждому из них выделили по два десятка пусковых установок и транспортно-заряжающих машин. Они распределены между тремя батареями (по шесть ПУ и ТЗМ), ещё две пусковые установки и ТЗМ составляют полковой резерв. Наконец, две ПУ и две транспортно-заряжающие машины поставлены в учебный центр.


Индийские «Смерчи» на параде armyrecognition.com

Согласно табели, каждая из шести батарей должна иметь по одной машине — командно-штабной, подвижной мастерской, топопривязчику и метеостанции. Однако индийская сторона заказала эти машины сверх комплекта: 15 КШМ, 9 подвижных мастерских и по 12 топопривязчиков и метеостанций. Такое решение позволило создать некоторый резерв для обучения личного состава, оперативной замены вышедших из строя машин, а также использовать их не только на уровне батареи, но и в полку. В общей сложности в рамках контракта «Татра» изготовила 134 двух-, трёх- и пятиосных шасси (включая два прототипа, оставшихся в России). Производство шасси осуществлялось в 2006-2008 годах. Из Чехии они поступали в Пермь для монтажа элементов комплекса, а оттуда готовые машины отправлялись заказчику. Поставки Индии начались в мае 2007 года и завершились ровно через два года.


Пусковая установка 9А52-2Т армии Туркменистана Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2022, №2

На индийском контракте экспорт «Мотовилихи» не закончился — интерес к РСЗО проявил Туркменистан. Первоначально речь шла о поставке трёх батарей, но в итоге заказчик решил ограничиться лишь одной. В 2008 году «Татра» отправила в Пермь 17 шасси (12 пятиосных, 3 трёхосных и 2 двухосных). Но летом 2009 года в Туркменистан ушло лишь 16 машин: по шесть пусковых установок и ТЗМ, а также КШМ, подвижная мастерская, топопривязчик и метеостанция (одно трёхосное шасси осталось в России). Двух- и трёхосные машины туркменского заказа отличаются от индийских усовершенствованными двигателями Т3В-928-50 (мощность осталась прежней — 230 кВт).


ТЗМ 9Т234-2Т и ПУ 9А52-2Т армии Туркменистана Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2022, №2

Опыт, полученный чешскими инженерами при создании «Мотовилихи», не пропал даром. В начале 2000-х было создано пятиосное шасси «Татра» 815-6MWR8T 39 324 10×10.1R грузоподъёмностью 22 т и полной массой 39 т, оснащённое дизелем «Камминз» ISM 440E (324 кВт). Подвеска осей и привод аналогичны «Мотовилихе». На этом шасси в Индии монтируются гидропневматические стартовые установки для запуска разведывательных беспилотных летательных аппаратов «Нишант». А в 2002 году впервые было показано шестиосное полноприводное шасси модели 815-6MWR8T 45 324 12×12.1R с таким же двигателем «Камминз». Грузоподъёмность шасси — 33,5 т, полная масса — 52 т. Все парные мосты имеют подвеску на листовых рессорах. Два передние и две последние оси — управляемые, два последних моста являются отключаемыми. Шестиосные шасси также поставляются в Индию и используются для монтажа трёхзарядных пусковых установок управляемых ракет «Брамос» и шестизарядных — управляемых ракет «Прахаар».


Пусковая установка ракет «Прахаар» на шестиосном шасси «Татра» armyrecognition.com
Технические характеристики машин комплекса «Смерч» на шасси «Татра»

9А52-2Т 9Т234-2Т
Боевая масса, т 38,1 35,9
Длина, мм 12400 12460
Ширина, мм 3025 3050
Высота, мм 3435 3535
Клиренс, мм 400 400
Мощность двигателя, кВт 340 340
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 90 90
Запас хода по шоссе, км 850 850
Преодолеваемые препятствия:
глубина брода, м 1,25 1,25
ширина рва, м 2 2
высота стенки, м 60 60

Литература:

  1. Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2022, №2
  2. Егоров С. Солдаты из Копршивнице. Современные военные автомобили «Татра» // Грузовик-пресс, 2014, №8
  3. army-guide.com
  4. armedconflicts.com
  5. armyrecognition.com
  6. weaponsystems.net

Модификации

Дальнобойная реактивная система залпового огня предназначена для поражения на дальних подступах практически любых групповых целей. РСЗО 9К58 за счёт дальности и эффективности близок к тактическим ракетным комплексам. По точности комплекс близок к артиллерийским орудиям. Точность попадания в 2—3 раза превышает аналоги. Залп батареи из шести БМ способен остановить продвижение мотострелковой дивизии.

РСЗО 9К58 «Смерч» на шасси МАЗ-543М

9К58 на шасси МАЗ-543М

Дальность стрельбы увеличилась с 70 до 90 км, боевой расчёт уменьшился с четырёх до трёх человек, увеличилась автоматизация системы, в частности, топопривязка стала осуществляться в автоматическом режиме через спутниковые системы. Принят на вооружение в 1989 году. Площадь поражения 67,2 Га. Время подготовки к залпу 3 минуты, перезарядки 13 минут.

ТЗМ 9Т234-4 и БМ 9А52-4 из состава РСЗО «Кама»

9К58 «Кама»

РСЗО 9К58 «Кама» на шасси КамАЗ-6350

На авиационно-космическом салоне «МАКС-2007» впервые был продемонстрирован опытный образец боевой машины 9А52-4 с шестиствольным пакетом направляющих в составе артиллерийской части, смонтированной на базе четырёхосного полноприводного шасси семейства «КАМАЗ». Использование такой системы позволяет рассредоточенным расчётам вести скоординированный огонь. Основная цель модернизации — повысить мобильность комплекса за счёт снижения веса и габаритов. Предполагается, что это позволит расширить экспортные возможности. Новый вариант опытного образца боевой машины, а также опытный образец транспортно-заряжающей машины были продемонстрированы в 2009 году на выставке вооружений REA-2009 в Нижнем Тагиле (Свердловская область).

Принцип действия

РСЗО «Смерч» может вести стрельбу одиночными снарядами или залпом. Полный залп боевой машины производится за 38 секунд. Запуск снарядов обеспечивается из кабины боевой машины или с помощью выносного пульта. Мощность залпа трех установок РСЗО «Смерч» по своей эффективности равняется «работе» двух бригад, вооруженных ракетными комплексами 9К79 «Точка-У». Залп одной машины накрывает площадь 672 000 м2. Высокая эффективность боевого применения РСЗО «Смерч» обеспечивается благодаря применению автоматизированной системы управления огнем «Виварий», разработанной и выпускающейся Томским производственным объединением «Контур».

В этой системе реализованы следующие принципы:

– простота, компактность и высокая надежность аппаратуры; – автономность и мобильность элементов системы; – аппаратная и программная совместимость с существующими и разрабатываемыми АСУ огнем полевой артиллерии; – возможность эксплуатации в любых условиях окружающей среды и в широком диапазоне температур (от — 50°С до +40°С).

Система управления «Виварий» была принята на вооружение в начале 90-х годов и получила широкое распространение. Она предназначена для автоматизированного и неавтоматизированного управления бригадой РСЗО, вооруженной комплексом 9К58 «Смерч», а также 9К57 «Ураган». Ее технические средства обеспечивают информационный обмен с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления, решают задачи планирования сосредоточенного огня и огня по колоннам, осуществляют подготовку данных для стрельбы, сбор и анализ информации о состоянии артиллерийских подразделений.

Основу системы управления «Виварий» составляют командно-штабные машины (КШМ), находящиеся в распоряжении командира и начальника штаба бригады, а также подчиненных им командиров дивизионов (до трех) и батарей (до восемнадцати). Оборудование КШМ размещается в кузове-фургоне К1. 4310, установленном на шасси автомобиля КамАЗ-4310. Оно включает в себя средства связи, засекречивающую аппаратуру передачи данных, цифровую вычислительную машину, дисплеи и печатающие устройства. Основным техническим средством, позволяющим решать расчетные задачи, является бортовая цифровая вычислительная машина Е—715—1.1. Ее быстродействие для совмещенного режима составляет 500 000 коротких операций, для несовмещенного — 250 000. Объем оперативной памяти — 96, постоянной памяти — 288 Кбайт.

В ШKM всех пунктов управления бригадой реализовано специальное математическое и программное обеспечение, которое осуществляет:

– прием, обработку, хранение, отображение и формирование сообщений в формализованном и неформализованном видах; – передачу в вышестоящие звенья управления сообщений о местоположении и боеготовности каждого подразделения, доведение до подчиненных частей и подразделений команд на подготовку ударов; – защиту хранимой и обрабатываемой информации от несанкционированного доступа обслуживающего персонала и должностных лиц, а также от несанкционированного использования средств ввода-вывода.

Все расчетные задачи вызываются на решение по команде, вводимой оператором в специализированную цифровую вычислительную машину с помощью пульта управления АЦД. Исключение составляют задачи расчета контрольных данных по цели, которые решаются автоматически при получении сообщений на нанесение удара с указанием исполнителя, привлекаемого к нанесению залпа.

Для контролирования процесса решения задач на рабочих местах командира и операторов КШМ установлены устройства отображения телевизионного типа. Средства связи представлены комплектом УКВ- и КВ-радиостанций, позволяющих уверенно вести радиообмен в движении до 50 км, а на стоянке — 350 км. Кузов-фургон оборудован антенными устройствами, обеспечивающими надежную работу радиостанций. Радиотелефонная связь осуществляется как из кабины водителя, так и из оперативного отсека через аппаратуру Т-240Д. При необходимости имеется возможность за несколько секунд автоматически переключиться на дублирующий канал связи, что практически исключает потерю информации при передаче. Обмен данными в движении не предусмотрен.

Комплекс средств связи обеспечивает сопряжение и выход на следующие каналообразующие средства: станции спутниковой, тропосферной и радиорелейной связи, КВ- и УКВ-станций средней мощности, аппаратные узлы связи, проводные линии связи. Электропитание всей аппаратуры как на месте, так и в движении осуществляется от возимой дизельной электростанции ЭД2х8—Т400—18ПС. Для обеспечения нормальных условий работы командира и операторов в КШМ установлены кондиционеры, фильтровентиляционные установки ФВУА-10ОП-24 и отопительные установки ОВ-65Г. В комплект машины входят средства первичной дегазации ДК-4Д, приборы химической и радиационной разведки, а также ЗИП. Необходимо отметить, что все командно-штабные машины, входящие в систему управления «Виварий», имеют однотипное оборудование и при выходе из строя одной из них ее функции могут быть возложены на любую другую. Это существенно повышает живучесть системы при ведении боевых действий.

Порядок работы может быть наглядно представлен на примере варианта боевого применения. На командный пункт командира бригады от боевых разведывательных машин, а также от вышестоящих органов управления поступают данные о противнике. Вычислительные средства командира и начальника штаба бригады решают задачи планирования огня. При этом оцениваются возможности огневых подразделений, наличие боеприпасов, выбирается метод поражения целей, определяется плотность огня, разрабатываются различные варианты решения поставленной задачи. Затем автоматически по каналам связи необходимые данные и распоряжения передаются на командный пункт одного из выбранных для решения огневой задачи дивизионов.

На командном пункте командира дивизиона уточняются данные о противнике (характер, тип и координаты целей), решаются задачи топопривязки, составляются метеорологические бюллетени по данным автоматизированных систем метеорологической разведки. После этого на основании оперативной информации о местоположении и боеготовности подчиненных командиру дивизиона подразделений на их командные пункты по каналам связи передается необходимая информация. Вычислительные средства КШМ батареи обрабатывают полученную информацию и формируют полетное задание для шести боевых машин РСЗО «Смерч». По оценкам российских военных специалистов, автоматизированная система управления «Виварий» существенно повышает боеготовность подразделений, оснащенных системами «Смерч», точность и эффективность ведения огня. Она не уступает аналогичной американской АСУ «Такфайр», а по ряду важнейших показателей, в частности времени подготовки к боевой работе и доведения команд, превосходит ее в несколько раз.

«Ураган»

220-мм реактивная система залпового огня БМ-27 «Ураган» разработана в 1970-х годах и первоначально именовалась «Град-3», принята на вооружение в 1976 году. Основной задачей этого оружия является поражение различных площадных целей на дистанциях от 10 до 35 км.

На март 2014 года «Ураганы» находились на вооружении единственного подразделения —27-го реактивного артиллерийского полка. Всего было 36 установок РСЗО «Ураган» и 20 транспортно-заряжающих машин. В начале 2015 года полк был реорганизован в бригаду, при этом количество реактивных дивизионов увеличилось с трех до четырёх.

После окончания активной фазы войны встал вопрос о модернизации «Урагана». Дело в том, что шасси ЗИЛ-135ЛМ, на котором монтируется комплекс, в Украине не производится, а только ремонтируется. Попытки поставить артиллерийскую часть на новую базу (проект «Бастион-3») натолкнулись на серьезные технологические трудности. Поэтому последовало половинчатое решение — ремоторизировать наличный парк. В итоге частная получила контракт на установку новых дизельных двигателей Д-245 белорусского производства.

В конце 2022 года государственным предприятием «Шепетовский ремонтный завод» представлена модификация ​​РСЗО «Ураган» на шасси TATRA Т815-7Т3RC1 с колесной формулой 8х8 под названием «Буревій».

В перспективе предполагается использовать неуправляемые ракеты «Тайфун-2» от КБ «Южное» с увеличенной до 65 км дальностью поражения целей.

Тактико-технические характеристики РСЗО 9К58 Смерч

– Годы эксплуатации: 1987 — наши дни – Колёсная формула: 8×8 – Шасси: МАЗ-79111 (9А52), МАЗ-543М (9А52-2), КамАЗ-6350

– Расчёт БМ, чел.: 4

Габаритные размеры РСЗО 9К58 Смерч

– Длина в походном положении, мм: 12 370 (9А52), 12 100 (9А52-2) – Ширина в походном положении, мм: 3050 – Высота в походном положении, мм: 3050

– Количество направляющих: 12 – Максимальный угол возвышения: 55 градусов – Точность (рассеивание), м: до 0,3 % – Перевод системы из походного положения в боевое: не более 3 мин. – Время залпа: не более 40 секунд

Вес РСЗО 9К58 Смерч

– Масса без снарядов и расчета, кг: 33 700 – Масса в боевом положении, кг: 43 700

Калибр РСЗО 9К58 Смерч

– 300 мм

Дальность стрельбы РСЗО 9К58 Смерч

– Дальность стрельбы минимальная: 20 км – Дальность стрельбы максимальная: 120 км

Площадь поражения РСЗО 9К58 Смерч

– 672 тыс. м²

Двигатель РСЗО 9К58 Смерч

– Тип двигателя: V-12 дизельный Д12А-525А – Мощность двигателя, л. с.: 525

Скорость РСЗО 9К58 Смерч

– Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 60 – Запас хода по шоссе, км: 900

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]