Самыми распространенными в настоящее время можно назвать 122-мм установки БМ-21 «Град» производства бывшего СССР и их производные и американскую 227-мм систему MLRS. Именно они либо наиболее часто участвуют в современных конфликтах, либо активно продаются и принимаются на вооружение. Сложилась устойчивая тенденция «Говорим РСЗО – представляем «Град»/MLRS». Особо преуспели в этом создатели всевозможных компьютерных «Цивилизаций», Rise Of Nations и прочих подобных стратегий. На самом же деле мир РСЗО намного богаче и многообразнее. Сегодня мы представляем вам машины реактивной артиллерии, которые, хоть и не получили пока что подобной известности, серийно производятся и состоят на вооружении.
Беларусь
9 мая 2015 г. в Минске на параде в честь Дня Победы была продемонстрирована новая реактивная система залпового огня «Полонез». В августе 2016 г. эта система официально поступила на вооружение белорусской армии, а с 2022 г. осуществляются ее экспортные поставки в Азербайджан. «Полонез» считается одним из самых эффективных видов вооружения Беларуси. Все элементы системы залпового огня «Полонез» базируются на колесных шасси МЗКТ-7930 «Астролог». Подобные машины активно эксплуатируются в качестве базы для различных систем вооружения. Стреляет «Полонез» китайскими 301-мм ракетами A200. К ним имеются три различные боевые части. Ракеты выпускаются по принципу «выстрелил — забыл», автоматическая корректировка траектории происходит с помощью GPS.
РСЗО «Полонез», Беларусь
Украина
Украинский вариант «Града» — БМ-21У «Верба», был впервые продемонстрирован в ноябре 2022 г. Сейчас он успешно прошел испытания и направлен в серийное производство.
Особенностями «Вербы» являются размещение системы на базе автомобиля «КрАЗ», полная автоматизация всех процессов, возможность управления огнем из кабины, а также использование современной навигационной аппаратуры.
Боекомплект боевой машины состоит из 40 122-мм реактивных снарядов, которые способны уничтожать цели на расстоянии до 40 км. Транспортно-заряжающая машина перевозит 80 реактивных снарядов и способна за короткое время пополнить боекомплект или полностью перезарядить боевую машину. Благодаря этому перезарядка полного пакета занимает всего 1 минуту (в семь раз быстрее, чем на советской БМ-21 «Град»).
РСЗО «Верба», Украина
Использование цифровых систем управления огнем позволило в 4 раза сократить время для открытия огня по цели на незнакомой местности (за счет автоматизированного расчета данных стрельбы в зависимости от топографических и метеорологических условий и наведения боевой части на цель), кроме того, благодаря новой системе стабилизации платформы, значительно повысилась точность.
На пусковую машину установлены современные системы цифровой связи для защищенной передачи информации. В сочетании с шасси автомобиля «КрАЗ» высокой проходимости, это обеспечивает БМ-21У «Верба» повышенную боевую эффективность и мобильность на поле боя.
Бразильские РЗО
С начала 1960-х гг. Бразилия разрабатывает системы РСЗО, как для внутреннего, так и для внешнего рынка. Первой была FGT-108RA1, которая сейчас применяется бразильскими вооруженными силами и Ираком. Эта РСЗО стреляет одноступенчатыми твердотопливными 108-мм реактивный снаряд из 16-зарядной пусковой установки, установленной либо в задней части легкой машины или на двухколесном прицепе. Экипаж состоит из 4 человек, батарея имеет 4 РСЗО. Прицеп Х2А1, используемый для установки FGT-108, был также базой для следующей системы — 36-зарядной SBAT-70. Она стреляет модифицированным …
Читать дальше
Египет
Эта страна, получив от Советского Союза значительное число установок БМ-21, провела впоследствии их модернизацию с участием западных фирм. Эти машины получили обозначение Sakr-30, они отличаются увеличенной дальностью стрельбы (до 33 км) и усовершенствованной системой управления огнем.
Накопив некоторый опыт, египтяне смогли создать собственную РСЗО Sakr-36. Пусковая установка этой системы имеет пакет из 30 трубчатых направляющих калибра 122,4 мм. В качестве шасси используется автомобиль повышенной проходимости Isuzu.
Похожая РСЗО была создана египтянами на основе советского артиллерийского тягача АТС-59Г, она носит обозначение Sakr-40.
РСЗО Sakr-40, Египет
Египетские РСЗО поставлялись в Ирак.
Кроме задач, стандартных для реактивной артиллерии, египтяне применяют установки залпового огня для постановки дымовых завес. В частности, для этой цели используют ракеты D-3000, запускаемые с машины, разработанной на основе бронетранспортера «Валид».
Легкая ракетная система LARS
110-мм легкая ракетная система LARS была разработана в середине 1960-х гг. и принята на вооружение бундесвера в 1969 г. Она поставляется в войска в количестве одна батарея из 8 машин на армейскую дивизию, в каждой батарее имеется две системы управления огнем управления огнем «Фельдгард» на шасси грузовика и машина подвозки боеприпасов со 144 ракетами. По программе модернизации к стандарту LARS II каждая пусковая установка теперь монтируется в задней части шасси 7-тонного грузовика MAN (6×6) и состоит из двух расположенных рядом обойм из 18 пусковых труб. …
Читать дальше
Иран
Сухопутные войска Исламской республики Иран, кроме лицензионных и безлицензионных копий «Града» и китайской «тип 63», имеют на вооружении РСЗО дальнего действия «Фаджр-3» и «Фаджр-5» («Фаджр» в переводе означает «рассвет»). Их производит . «Фаджр-3» ведет огонь снарядом калибра 240 мм на дальность до 43 км. В качестве шасси использовался японский грузовик Isuzu, потом стали применять Mersedes-Benz 2624 также колесной формулы 6 х 6, оснащенный более мощным двигателем. В передней части шасси установлена кабина механика-водителя и командира, за ней — кабина боевого расчета, в кормовой части расположена поворотная платформа с пакетом из четырех трубчатых направляющих.
РСЗО «Фаджр-3», Иран
РСЗО «Фаджр-3» использует боеприпасы калибра 333 на дальность 75 км. Компоновочная схема такая же, как и у предыдущей установки, на поворотной платформе смонтированы два пакета по шесть трубчатых направляющих.
Ракеты иранского производства активно применяются бойцами ливанской шиитской организации «Хезболла».
РСЗО «Фаджр-5», Иран
От «объекта 233» до «Катюши»: разработка и развитие лучшей в мире системы залпового огня
Разработка мобильных систем залпового огня началась в секретном Научно-исследовательском институте № 3 (НИИ-3) Наркомата боеприпасов СССР. В декабре 1938-го на шасси ЗИС-5 там построили и испытали первую пусковую установку с поперечными рельсовыми направляющими для запуска 24 неуправляемых реактивных снарядов РС-132 калибра 132 мм. Она оказалась неудачной, но это не помешало ей стать прообразом будущих боевых машин.
Первая ракетная система с поперечными направляющими на грузовике ЗИС-5. 1938 год |
Путь к легенде: первые системы залпового огня
В конце 1930-х на трёхосном грузовике ЗИС-6 в НИИ-3 собрали и испытали вторую опытную механизированную «авторакетную» установку МУ-1
залпового огня. На раме автомобиля на двух сварных стойках была смонтирована продольная качающаяся рама с 24 поперечными направляющими, располагавшимися в два ряда в шахматном порядке и служившими для запуска 132-мм снарядов. Из-за повреждений кабины раскаленными газами, сильного раскачивания и малой кучности стрельбы эту машину также признали неудачной.
Опытная 24-зарядная пусковая установка МУ-1 на автомобиле ЗИС-6. Декабрь 1938 года |
В августе 1939 года была построена более совершенная система МУ-2
на шасси ЗИС-6 с характерной скошенной задней частью кабины. На ней применялись продольные коробчатые направляющие с пакетом из восьми рельсов, на которых крепили 16 реактивных снарядов. Этот вариант был признан вполне приемлемым и в процессе испытаний и доводки превратился в будущую боевую машину
БМ-13
.
Запуск 132-мм снарядов с установки МУ-2. Сентябрь 1939 года | Доработанная пусковая система БМ-13 на шасси ЗИС-6. 1940 год |
К осени 1940 года в институте собрали шесть таких установок, испытания которых продолжались до середины 1941-го. В то время они не имели точного обозначения и назывались «объект 233», артсистема, реактивный гранатомет или механизированная установка для пуска снарядов РС-132. Лишь в мае 1941-го за ними закрепились известное наименование «боевая машина» и индекс БМ-13-16
(13 — округленный калибр в сантиметрах, 16 — количество снарядов).
Батарея первых боевых машин БМ-13-16 с продольными направляющими. Осень 1941 года |
Легендарные «Катюши» в годы Великой Отечественной войны
Ракетная боевая машина БМ-13-16
21 июня 1941 года, после удачных испытаний, было решено срочно развернуть серийное производство машин БМ-13 на 73-сильном шасси ЗИС-6
. Война подхлестнула эти работы, и вскоре их сборкой занимались несколько советских заводов и одновременно активно создавались батареи и дивизионы реактивных боевых машин, которых в ходе войны простые солдаты прозвали «Катюшами». К концу года было собрано около 600 «Катюш» разных типов. Из них большинство погибли на полях сражений или попали в плен противника, разгадавшего незамысловатые секреты довольно простой боевой системы.
Пусковая установка БМ-13-16 из первой партии . Зима 1941–1942 года (из архива J. Vollert) |
Одна из первых серийных боевых систем БМ-13 в районе Старой Руссы. Август–сентябрь 1941 года |
С конструктивной точки зрения машина БМ-13-16
военного времени являлась улучшенным вариантом довоенного образца БМ-13 и также базировалась на доработанном шасси ЗИС-6 с двумя задними откидными винтовыми домкратами и кабиной со скошенным «задком» и пультом управления на передней стенке. Для защиты от воздействия выхлопных газов ракет на передние и боковые окна опускали стальные бронелисты, хранившиеся на крыше кабины. На открытой части платформы размещались сиденья для боевого расчета из пяти–семи солдат.
Легендарная ракетная боевая машина БМ-13-16 «Катюша», выпущенная в начале 1942 года (фото автора) |
При попадании в цель на дальности до 8,5 километров каждый снаряд образовывал в земле воронку диаметром восемь метров и глубиной 1,5 метра. Снаряженная масса установки БМ-13-16 составляла 7,2 тонны. Допустимая скорость движения — 40 км/ч.
Установка БМ-13-16 на шасси ЗИС-6 со скошенной крышей кабины и откинутым на нее бронелистом (фото автора) |
Серийная «Катюша» с продольными рельсовыми направляющими для пуска реактивных снарядов (фото автора) |
На раме автомобиля была смонтирована поворотная металлическая ферма с пакетом из восьми швеллерных направляющих, на которых сверху и снизу подвешивали по восемь облегченных 132-мм реактивных снарядов М-13. Наводку на цель обеспечивали артиллерийский прицел и поворотный и подъемный механизмы боевой части установки. Для пуска снарядов в кабине водителя находился рубильник, соединявший аккумуляторную батарею с контактами для воспламенения зарядов.
Вид сзади на артиллерийскую часть машины БМ-13 с 16 снарядами и двумя домкратами (фото автора) |
После эвакуации Московского автозавода в октябре 1941-го выпуск грузовиков ЗИС-6 был прекращен. Последние установки БМ-13-16 были собраны зимой 1942 года. Несмотря на патовую ситуацию, устаревшему ЗИСу быстро нашли достойную замену в виде более совершенных машин, поступавших в СССР по ленд-лизу. Так в результате базой русских «Катюш» неожиданно стали американские грузовики Studebaker US6, на которых в 1943-м появилась следующая боевая машина БМ-13Н, модификации которой затем выпускались вплоть до 80-х годов.
Вскоре после войны легендарной и любимой ветеранами боевой машине БМ-13 «Катюша» были возведены десятки памятников, но большинство из них не соответствовали истине.
Наиболее достоверный памятник «Катюше» в городе Рудня Смоленской области, воздвигнутый в 1968 году |
До сих пор на постаментах можно встретить не существовавшие угловатые передние крылья и кабины без скошенных «задков», чужие фары, колеса и шины, послевоенные двух- и трехосные шасси и грубые переделки грузовиков ЗИС-5 в ЗИС-6.
Ракетные боевые установки серии БМ-8
В сложнейшей обстановке начального периода войны в НИИ-3 разработали легкую и компактную пусковую установку для самолетов, послужившую основой многозарядных автомобильных систем залпового огня БМ-8 с реактивными снарядами РС-82 (М-8) калибра 82 мм. В июле 1941-го появился первый 38-зарядный вариант БМ-8-38
на открытом шасси ЗИС-6. Он снабжался поворотной платформой с трубчато-рельсовой фермой и тройным пакетом коротких направляющих с разным количеством снарядов: 14 на верхнем и 12 на среднем и нижнем ярусах.
Опытная 38-зарядная установка БМ-8-38 на шасси ЗИС-6 с открытой кабиной. Июль 1941 года |
На более надежной практичной и облегченной 36-зарядной машине БМ-8-36
, принятой на вооружение в августе 1941-го, число нижних направляющих сократилось до десяти. К ноябрю было собрано 270 таких установок, но в ходе боёв все были уничтожены.
Второй 36-зарядный образец БМ-8-36 с 82-мм реактивными снарядами. Август 1941 года (из архива М. Соколова) |
Весной 1942 года на шасси ЗИС-6 создали новую 48-зарядную систему БМ-8-48
со скошенным «задком» кабины и двумя пакетами удлиненных рельсовых направляющих. Её боевая масса составила 5,5 тонн. Вместе с базовой установкой БМ-13 она стала второй по значимости боевой ракетной машиной Великой Отечественной войны, хотя летом того же года была переставлена на ленд-лизовские шасси.
Предсерийная 48-зарядная боевая машина БМ-8-48 на шасси ЗИС-6. Июнь 1942 года (фото автора) |
Установка БМ-8-48 с двумя пакетами рельсовых направляющих и задними откидными домкратами (фото автора) |
Прочие автомобильно-ракетные системы военного времени
В разгар войны несколько отечественных заводов на обычных бортовых грузовиках собирали мелкие серии боевых систем и оригинальные единичные экземпляры, не оказавшие никакого влияния на ход войны. Достаточно большую партию из нескольких десятков лёгких установок БМ-8-40
и
БМ-8-60
смонтировали на тщедушных полуторках ГАЗ-АА/ММ, оказавшихся чересчур слабыми для жестокой войны.
Единственное изображение 40-зарядной боевой машины БМ-8-40 на базе полуторки. 1943 год | Реконструкция установки БМ-13 образца 1941 года, смонтированной на более позднем шасси ЗИС-5 |
Осенью 1941-го было построено полтора десятка пусковых систем БМ-13
на серийной трёхтонке ЗИС-5, оказавшейся неприспособленной для несения тяжелого вооружения. Подробных сведений и фотографий этих машин не сохранилось.
Установка КС-108 с пусковыми трубами для снарядов с дальностью поражения до 800 метров. 1942 год |
В октябре 1942 года появилась уникальная четырехзарядная боевая машина КС-108
на шасси ЗИС-6, снабженная четырьмя гладкоствольными трубчатыми направляющими для стрельбы реактивными снарядами калибра 304 мм. Позднее на таком же шасси был собран опытный образец полубронированной установки с артиллерийской частью от БМ-13, оказавшейся слишком тяжелой.
Опытная машина с боевой частью от БМ-13 и системами наведения и управления из бронекабины. Май 1944 года |
На завершающем этапе войны ЗИС-6 стал основой прототипа реактивной системы БМ-31-12
, но в марте 1944 года её переставили на заокеанские «Студебекеры».
Серийные «Катюши» в мирные годы
На волне успеха боевых «Катюш» на военных парадах второй половины 1940-х на Красной площади демонстрировали известные системы залпового огня военного времени БМ-13Н и БМ-31-12, смонтированные на обычных грузовиках ЗИС-150
. Вероятной целью создания 10–15 таких систем считалась быстрая доставка мощного вооружения по дорогам общего пользования.
Автомобили ЗИС-150 с установками БМ-13Н на Манежной площади перед парадом в Москве. 1947 год |
На Красной площади 12-зарядные ракетные системы БМ-31-12 на грузовиках ЗИС-150. 1948 год |
В конце 1940-х лавры Победы, которых удостоились «Катюши» в военные годы, были перенесены на новый трёхосный полноприводный грузовик ЗИС-151
с бронезащитой кабины и бензобака. Он послужил базой как прежних систем, так и новых конструкций, которые продолжали называть «Катюшами».
Нормализованная установка БМ-13Н на шасси ЗИС-151 в экспозиции Варшавского военного музея (фото автора) |
Первой из них стала нормализованная машина БМ-13Н
образца 1943 года, приспособленная к серийному выпуску. После войны её артиллерийскую часть переставили на ЗИС-151 и в 1949-м приняли на вооружение Советской армии под индексом 52-У-9416. В остальном она не отличалась от первенца БМ-13-16, но могла стрелять снарядами нескольких видов на расстояние 7,9–8,5 километров. На металлическом настиле боевой части размещались запасные колеса, аккумуляторы, шанцевый инструмент и ящики для запчастей. Допустимая скорость составляла 50 км/ч.
Восстановленная система залпового огня БМ-13Н на армейском грузовике ЗИС-151 (фото автора) |
Боевая машина БМ-13Н в экспозиции военной техники в польском городке Скерневице (фото автора) |
Та же участь ожидала и мощную систему БМ-31-12
с сотовыми направляющими для запуска 12 реактивных снарядов калибра 310 мм, первоначально смонтированную на американских шасси.
Система залпового огня БМ-31-12 образца 1949 года с сотовыми направляющими (из архива Е. Певзнера) |
Боевая установка БМ-31-12 на шасси ЗИС-151 для пуска снарядов калибра 310 мм (фото автора) |
В 1955 году на вооружение поступила новая особо мощная установка БМ-24
(8У31) на базе ЗИС-151, предназначенная для уничтожения тяжелых укреплений и артиллерийских батарей. На её поворотной платформе помещались 12 двухметровых направляющих каркасного типа для запуска снарядов калибра 240,6 мм с дальностью поражения 6,5 километров. Полная масса машины достигала девяти тонн.
Крупнокалиберная система БМ-24 с сотовыми направляющими на автомобиле ЗИС-151 (фото автора) |
С конца 1950-х, когда артиллерийскую часть машины БМ-24 начали переставлять на новый грузовик ЗИЛ-157
, она постепенно стала превращаться в наиболее совершенную и распространенную советскую систему залпового огня, которую впервые экспортировали в несколько стран мира.
На военном параде в Египте машина БМ-24 для запуска 240-мм снарядов на шасси ЗИЛ-157К. 1964 год |
В то же время в легендарном семействе «Катюш» появилась вторично модернизированная машина БМ-13НМ
(2Б7), относившаяся уже к среднему классу систем залпового огня. Она базировалась на грузовиках ЗИЛ-157 разных версий и от предыдущей модели БМ-13Н отличалась наличием новых реактивных снарядов и уменьшенной массой.
На параде в Хабаровске боевая машина БМ-13НМ образца 1958 года на шасси ЗИЛ-157К (фото А. Гуляева) |
Модернизированная установка БМ-13НМ, переставленная на шасси ЗИЛ-157КД. 1978 год (фото автора) |
В 1966-м на вооружение была принята третья и последняя модификация боевых машин семейства БМ-13 — установка БМ-13НММ
(2Б7Р) на армейском грузовике ЗИЛ-131. Ее единственным внешним отличием от прежних систем оказалась откидная подножка для облегчения работы наводчика, расположенная в задней части шасси.
Система залпового огня БМ-13НММ на шасси ЗИЛ-131 в Вооруженных силах Перу. 1968 год |
Последняя «Катюша» БМ-13НММ на грузовике ЗИЛ-131 для обучения военнослужащих |
В 1970-е годы эти установки поставляли в ряд соседних и дальних стран, а на родине до начала 1990-х они выполняли функции пристрелочных установок учебных полков.
На заглавной фотографии —Легендарная боевая «Катюша» БМ-13-16 в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи из Санкт-Петербурга (фото автора).
В статье использованы аутентичные черно-белые иллюстрации.
Китайская народная респуублика (КНР)
Рассказывать о китайских РСЗО ввиду огромного количества их разновидностей — задача чрезвычайно сложная. Кроме того, в этой стране постоянно создаются новые машины реактивной артиллерии. Поэтому речь пойдет о самых знаковых из них.
107-мм 12-ствольная буксируемая система «тип 63» является оригинальной разработкой китайцев. Принята на вооружение китайских вооруженных сил в 1963 г., широко экспортировалась в страны Азии и Африки, поставлялась различным повстанческим группировкам. В частности, ею активно пользовались афганские моджахеды. Благодаря дешевизне изготовления, компактности и высокой боевой эффективности «тип 63» наряду с «Градом» может претендовать на то, чтобы быть аналогом автомата Калашникова в мире РСЗО. В самом Китае она осталась только на вооружении десантников и горных стрелков, но в Ливии и Сирии такие установки применяются и по сей день.
РСЗО WS2-D, КНР
Познакомившись с БМ-21 во время конфликта в районе острова Даманский, китайское командование возжелало обзавестись подобным оружием. Так появились на свет установки «тип 81», «тип 83», «тип 89» калибра 122 мм (последняя — на гусеничном шасси).
Очень часто в литературе самой мощной РСЗО называют советскую 300-мм систему «Смерч». Однако это утверждение уже не соответствует действительности. Китайская тяжелая система залпового огня «тип 96» имеет калибр 320 мм. Базируется на шасси автомобиля «Тиема» ХС2200, несет четыре ракеты, которые могут быть оснащены осколочно-фугасными или кассетными боевыми частями.
РСЗО «тип 89», КНР
Еще более мощной является РСЗО WS-2D, принятая на вооружение в 2004 г. Калибр ее ракет — 425 мм. Ведет огонь управляемыми ракетами. Есть информация о поставке таких машин Судану. Подобные установки сопоставимы с баллистическими ракетами малой дальности.
РСЗО М-1985, КНДР
РСЗО «Тип 67»
307-мм РСЗО «Тип 67» создана в 1965 г. отделением и в 1968 г. принята на вооружение японских сил самообороны. Система состоит из шасси 4-тонного грузовика «Хино» (6×6), на котором установлены направляющие для пуска двух ракет «Тип 68». Другой грузовик «Хино» (6×6) выполняет роль загрузчика, он везет 6 запасных ракет, которые устанавливаются на пусковом устройстве с помощью крана с гидроприводом. Перед стрельбой на грунт опускаются три опоры: две по бортам и одна сзади. РСЗО «Тип 67» применяются в артиллерийских …
Читать дальше
Корейская народно-демократическая республика (КНДР)
Писать о вооружении и технике северокорейского производства достаточно сложно по причине закрытости этой страны. Тем не менее на основании анализа открытых источников кое-что интересное накопать всетаки можно.
РСЗО «тип 63» (КНР) на службе в КНДР
Одной из первых в КНДР стала РСЗО ВМ-11 собственного производства. Она разработана на основе советского «Града», отличаясь от него пакетом в 30 направляющих (вместо 40 у оригинала). В качестве шасси используется японский автомобиль Isuzu или китайский Jiefang CA-30. Эта система активно экспортировалась, участвовала в боевых действиях в Ливане, Ливии, Ирано-иракской войне.
РСЗО BM-11, КНДР. Война в Ливане
В 1984 г. была создана 240-мм 12-ствольная РСЗО с условным обозначением «М-1985» с максимальной дальностью стрельбы 43 км.
В различных сетевых источниках пишут о варианте 240-мм РСЗО с 18 направляющими и даже о 300-мм северокорейской РСЗО, аналоге БМ-30 «Смерч», но фото- и видеосвидетельств их наличия долгое время не было. Эти машины «показали личико» во время учений 5 мая 2019 г.
Девочки и РСЗО по-северокорейски
107-мм РСЗО «Тип 63» и «Тип 81»
107-мм система создана в конце 1950-х гг. для замены 102-мм 6-зарядной РСЗО «Тип 50» и поставляется в НОАК в количестве 18 РСЗО на одну пехотную дивизию. Базовая 12-зарядная РСЗО «Тип 63» имеет 3 ряда по 4 ствола и установлена на прицепе с резиновыми шинами и раздвижными станинами. Перед стрельбой колеса снимаются и пусковая установка опирается на две передние опоры и два имеющих сошники упора сзади. Более легкая модель есть у китайских воздушно-десантных и горно-пехотных частей — она может разбираться на части, пригодные для переноски человеком …
Читать дальше
Объединенные арабские эмираты (ОАЭ)
Система Jobaria MCL (Multiple Cradle Launchers – «Несколько пусковых установок») способна претендовать на звание самой эффектной (не путать с эффективной!) РСЗО нашего времени. Детище эмиратских инженеров, разработанное при участии турецкой компании Roketsan, представляет собой седельный тягач Oshkosh, буксирующий полуприцеп с четырьмя (!!!) пусковыми установками калибра 122 мм. Ввиду большой массы вооружения и пусковых установок полуприцеп имеет пять собственных осей с двускатными колесами, укомплектован тремя парами гидравлических домкратов для вывешивания перед стрельбой. Каждая из установок строится на основе собственного опорно-поворотного устройства, обеспечивающего горизонтальную наводку. На нем монтируется качающаяся рама с тремя пакетами направляющих. В пакетах, предположительно оснащенных легкой броней, устанавливается по 20 трубчатых направляющих: четыре горизонтальных ряда по пять труб в каждом. Установки смонтированы на платформе одна за другой. При этом первая и третья установлены со сдвигом вправо, а вторая и четвертая — влево. Согласно официальной информации, РСЗО Jobaria MCL предназначается для использования неуправляемых ракет Roketsan TR-122, являющихся копией боеприпасов для системы «Град». Ракета калибром 122 мм способна лететь на дальность от 16 до 40 км. Существуют боеприпасы с осколочно-фугасной и кассетной боевыми частями. Боекомплект эмиратской системы залпового огня, готовый к немедленному применению, состоит из 240 снарядов.
ВМ-11 в руках исламистов
Согласно сообщениям СМИ, боевые машины Jobaria MCL уже использовались в бою. Одна или две РСЗО этого типа участвовали в интервенции в Йемен.
РСЗО Jobaria, ОАЭ
РСЗО БМ-22
16-зарядная 220-мм РСЗО БМ-22 принята на вооружение Советской Армии в середине 1970-х гг. и входит в состав ракетных дивизионов артполков мотопехотных дивизий 1-й категории и танковых дивизий и дивизионов артиллерийских бригад. В танковых армиях артиллерийская бригада заменена полком РСЗО, состоящим из трех дивизионов с 72 БМ-22. На уровне фронта эта система находится на вооружении бригады РСЗО арт. дивизии. БМ-22 использует боеприпасы: химический, осколочно-фугасный и кассетный (включая противопехотный, зажигательный и фугасный) и поддерживает огнем …
Читать дальше
Сирия
К сирийской РСЗО Golan-1000 в полной мере применимо определение «рожденная войной». Она создана на базе танка Т-72 в 2022 г. Калибр применяемых ракет — 500 миллиметров, вес боеприпасов составляет более 500 килограмм, количество снарядов — три. Сирийская армия применяет осколочно-фугасные реактивные снаряды, которые предназначены для уничтожения живой силы, легкобронированной техники, укреплений и фортификационных сооружений антиправительственных формирований. Golan-1000 стоит на вооружении 4-й дивизии Сирийской арабской армии. Дальность и точность стрельбы этой системы, получившей заслуженное прозвище «ракетный монстр», невелики, но при такой массе выпускаемых снарядов это особого значения не имеет. Уж если попадет — так попадет.
РСЗО Golan, Сирия
РСЗО MLRS
Создание «ракетной системы поддержки» (GSRS) началось в 1976 г. как определение общей концепции оружия, был выдан контракт на эту фазу 5 различным компаниям. После оценки предложений и «Воут Корпорэйшн» (теперь «LTV Эйроспейс энд Дефенс Компани») было предложено перейти к следующей стадии проектирования — созданию прототипов. Одновременно система проверялась на соответствие стандартам вооружения НАТО. Испытания проводились в 1979 и начале 1980 г., победителем стала . Теперь обозначение …
Читать дальше
Таиланд
Данная страна в массовом сознании никак не относится к тем, которые обладают собственной военной промышленностью, но, тем не менее, она там есть. Одно из ее детищ — РСЗО DTI-1, разработанная совместно с китайскими специалистами. Базируется на шасси Volvo FM 12 420 колесной формулы 6 x 6, калибр — 320 мм.
РСЗО DTI-1, Таиланд
Характеристики
Боевая машина 9А52-2 | |
Шасси | МАЗ-543М (8х8) |
Длина, мм | 12370 |
Ширина, мм | 3050 |
Масса, т | 43,7 |
Количество пусковых труб | 12 |
Время подготовки к стрельбе, мин | 1,5-3 |
Время оставления боевой позиции, мин | 1 |
Время перезаряжания, мин | 16-20 |
Время залпа, с | 38 |
Расчет боевой машины, чел. | 4 |
Расчет, чел. | 2 |
Тайвань
Тайвань (он же Китайская Республика) в качестве наиболее вероятного противника рассматривает КНР. Сухопутным войскам Тайваня уготована роль последнего рубежа обороны. РСЗО в их структуре отводится достаточно важное место в отражении возможного десанта материковых китайцев.
РСЗО «Кунг Фенг 6А», Тайвань
Тайваньская 117-мм реактивная система залпового огня «Кунг Фенг 6А» базируется на шасси автомобиля повышенной проходимости с колесной формулой 6 х 6 М813 американского производства. На его платформе смонтирована пусковая установка с трубчатыми направляющими. Ракеты этой системы неуправляемые, оснащаются осколочно-фугасными боевыми частями.
РСЗО LT-2000 (Thunderbolt-2000), Тайвань
126-мм тайваньская РСЗО «Кунг Фенг IV» создана на основе плавающего гусеничного бронетранспортера LVTP-5. На его крыше смонтирована пусковая установка с двумя пакетами направляющих калибра 126 мм. Стреляет также ракетами с осколочно-фугасными боевыми частями.
Тайваньская РСЗО LT-2000 (также известна как Thunderbolt-2000) имеет модульную конструкцию, которая обеспечивает применение трех типов неуправляемых ракет (117-мм, 182-мм, 230-мм). Пусковая установка с направляющими смонтирована на шасси автомобиля повышенной проходимости М977 или MAN (колесная формула 8 х 8).
РСЗО «Кунг Фенг IV», Тайвань
Описание
Реактивная система залпового огня «Смерч» предназначена для уничтожения практически любых групповых целей на дистанциях от 20 до 90 км. Это могут быть бронированная и небронированная техника противника, его живая сила, узлы связи, батареи тактических ракет, командные пункты, аэродромы подскока неприятеля. Дальность поражения цели позволяет вести огонь с таких дистанций, которые делают «Смерч» неуязвимым для артиллерии противника.
Отклонение ракеты составляет всего лишь 0,21% от ее дальности полета, что дает на дистанции 70 км погрешность в 150 метров. Это очень высокая точность для подобного оружия, она достигается за счет высокой скорости вращения ракеты в полёте, а также благодаря ее системе управления.
РСЗО состоит из следующих элементов:
- боевой машины;
- реактивных снарядов калибра 300 мм;
- транспортно-заряжающей машины;
- радиопеленгаторного метеорологического комплекса;
- автомобиля для топографической съемки;
- комплекта специального оборудования.
Боевая машина состоит из автомобиля высокой проходимости: «МАЗ-79111», «МАЗ-543М», Tatra 816 (Индия) и артиллерийской составляющей, которая размещается в задней части машины. Впереди находится кабина водителя, моторный отсек и кабина экипажа, в ней размещены система управления огнем и средства связи.
Заряжающая машина оснащена крановым оборудованием, она способна перевозить 12 реактивных снарядов.
Артиллерийская часть состоит из двенадцати трубчатых направляющих, вращающегося основания, подъёмного и поворотного механизмов, а также прицельного и электрического оборудования.
Каждая из трубчатых направляющих снабжена П-образным пазом, который нужен для придания вращательного движения реактивному снаряду. Подъемный и поворотный механизм обеспечивает наводку в вертикальной плоскости от 0 до 55° и горизонтальный сектор наводки в 60° (по 30° вправо и влево от продольной оси боевой машины).
Боевая машина снабжена гидравлическими упорами, на которых вывешивается задняя часть автомобиля во время стрельбы. Это повышает ее точность.
И пусковая установка, и заряжающая машина практически идентичны. На них установлен двенадцатицилиндровый дизельный двигатель с мощностью 525 л. с. Колесная формула – 8×8, поворотными являются первые две пары колес. По шоссе эти автомобили могут двигаться со скоростью 60 км/ч, они обладают высокой проходимостью и могут использовать любые виды дорог, преодолевать броды с глубиной один метр. Запас хода составляет 850 км.
Ракеты РСЗО «Смерч» изготовлены по классической аэродинамической схеме с отделяющейся боевой частью. Такое конструкторское решение значительно уменьшает заметность ракеты на экранах радаров, что делает их еще смертоноснее.
Каждый реактивный снаряд снабжен инерциальной системой управления, которая корректирует его полет по рысканию и тангажу на активном участке траектории. Коррекция осуществляется с помощью газодинамических рулей, находящихся в передней части ракеты. Для обеспечения их работы на ракете установлен газогенератор. Кроме того, стабилизация ракеты осуществляется за счет ее вращения, а также стабилизаторов, которые раскрываются сразу после выстрела и располагаются под углом к продольной оси реактивного снаряда.
Двигатель ракеты твердотопливный, он работает на смесевом топливе. Головная часть может быть моноблочной или с разделяющимися частями. Огонь может вестись как одиночными выстрелами, так и залпом. Каждая ракета имеет длину 7,5 метра и вес 800 кг, из которых 280 кг приходится на головную часть.
В головной части может находиться до 72 боевых элементов, которые за счет специального механизма поражают цели под углом 90°, что значительно повышает их эффективность.
Реактивная система залпового огня «Смерч» производит один залп за 38 секунд. Запуск производится из кабины экипажа или с помощью дистанционного пульта. Подготовка к залпу после получения координат цели происходит за три минуты. Уже через минуту установка могут покинуть боевую позицию, что делает ее еще менее уязвимыми для ответного огня противника.
Процесс заряжания комплекса предельно механизирован и занимает примерно двадцать минут.
«Смерч» может использовать самые разнообразные боеприпасы: осколочно-фугасные, кассетные, термобарические. РСЗО способна проводить дистанционное минирование территории как противопехотными минами, так и противотанковыми. Существует опытный боеприпас с разведывательным беспилотным аппаратом «Типчак», который сканирует местность и передает информацию на дистанцию в 70 км.
Для этого комплекса разработаны боеприпасы с дальностью полета 70 и 90 км. Несколько лет назад появилась информация о создании нового осколочно-фугасного боеприпаса с дальностью полета 120 км и массой головной части – 150 кг.
Модернизация РСЗО (создание боевых машин 9А52-2) состояла в установке более совершенной аппаратуры управления огнем и связи. Это позволило обеспечить высокую скорость приема и передачи данных, защиту ее от постороннего доступа и более удобное отображение информации для членов экипажа. Также данная аппаратура производит привязку боевой машины к местности, рассчитывает установки стрельбы и полетное задание.
Автоматизированная СУО «Виварий» объединяет сразу несколько командно-штабных машин, которые есть в распоряжении у командира бригады, начальника ее штаба, а также командиров дивизионов. В каждой из этих машин установлено вычислительное оборудование, средства связи и зашифровки данных. Подобные штабные машины могут проводить сбор информации, ее обработку и обмениваться данными с другими органами управления для планирования и осуществления боевых задач.
Еще одной модификацией данного комплекса можно назвать РСЗО «Кама», которая была продемонстрирована широкой общественности в 2007 году. «Кама» имеет всего шесть направляющих для 300-мм ракет, которые установлены на четырехосном грузовом автомобиле КамАЗ. Боевая и заряжающая машина РСЗО «Кама» были продемонстрированы в 2009 году.
Основной целью создания «Камы» эксперты называют повышение мобильности комплекса за счет уменьшения его размеров и массы. Также существуют мнения, что новые РСЗО имеют неплохие коммерческие перспективы.
В настоящее время специалисты «Сплава» ведут работы над созданием системы залпового огня следующего поколения – «Торнадо». Информации о его характеристиках очень мало, но, вероятно, эта РСЗО по точности еще более приблизится к тактическим ракетным комплексам. Скорее всего, РСЗО «Торнадо» станет двухкалиберным, то есть сможет решать задачи, которые сегодня выполняют «Ураган» и «Смерч». Автоматизация стрельбы «Торнадо» достигнет такого уровня, что боевые машины смогут покидать позиции еще до того, как реактивные снаряды поразят цель.
Турция
В турецкой армии РСЗО представлены двумя основными типами. Во-первых, это система залпового огня T-300 Kasirga («Ураган»). Она является лицензионным вариантом китайской 300-мм РСЗО WS-1B. В качестве шасси системы выбран немецкий автомобиль повышенной проходимости фирмы MAN с колесной формулой 6 x 6 грузоподъемностью 10 т. Kasirga использовались в боевых действиях в Сирии. Во-вторых, это 122-мм реактивная система залпового огня Т-122 Sakarya, которая разработана турецкой фирмой Roketsan Missiles Industries Inc. Названа, вероятно, в честь реки, где во время Греко-турецкой войны 1919–1922 гг. турками была одержана крупная победа. Система постоянно совершенствуется: созданы новые образцы боеприпасов, система управления огнем, модернизирована боевая машина. Перспективным решением является замена пакета направляющих труб двумя моноблоками из 20 одноразовых транспортно-пусковых контейнеров, что значительно повышает надежность и уменьшает время перезаряжания боевой машины.
РСЗО T-122 Sakarya, Турция
РСЗО «Валькирия»
Разработка 127-мм РСЗО «Валькирия» началась в 1977 г. как ответ на советскую 122-мм РСЗО БМ-21 и другое дальнобойное артиллерийское вооружение, имеющееся у соседних с ЮАР государств. Первые машины поставлены в армию ЮАР в конце 1981 г. и вошли в состав артиллерийских полков батареями из 8 РСЗО, которые могут действовать как самостоятельно, так и, чаше, совместно со ствольной артиллерией, и применяются для поражения площадных целей, таких как партизанские базы, места скопления пехоты или артиллерии, колонны небронированных машин. Система состоит …
Читать дальше
Югославия
Обитатели «порохового погреба Европы» мимо такого оружия, как РСЗО, пройти не смогли. Югославы стремились обеспечить свои вооруженные силы оружием и боевой техникой собственной разработки, на основе технических решений как СССР, так и западных стран.
РСЗО Kasirga, Турция
С 1963 по 1989 гг. производилась югославская система залпового огня М-94 «Пламен» калибра 128 мм. В настоящее время она состоит на вооружении Сербии, Хорватии и других бывших югославских республик. Способна вести огонь на дальность 2 км, поражает цели на площади 400 м2 . Монтируется на шасси грузового автомобиля Steyr-Daimler. Первоначально оснащалась осколочно-фугасными боевыми частями, позже к ней были разработаны кассетные боеприпасы различного назначения.
РСЗО М-77 «Огань», Югославия
РСЗО М-77 «Огань» производства бывшей Югославии в настоящее время состоит на вооружении в Сербии, Хорватии, Словении, Северной Македонии, Боснии и Герцеговине. Калибр 128 мм, дальность стрельбы — 20 км, площадь поражения 150 м2 . В качестве шасси используется чешский автомобиль Tatra-813.
РСЗО М-94 «Пламен», Югославия
В Сербии производится РСЗО «Морава». Калибр — 128 мм, дальность стрельбы 8 км, поражает площадь 200 м2 . Оснащается современной системой управления огнем.
Во всех описанных системах используется снаряд калибра 128 мм, конструктивно схожий со 122-мм снарядом к установке БМ-21. Это обстоятельство, как отмечается, спасло жизни многим мирным гражданам в годы гражданской войны в Югославии: запасы боеприпасов оказались в одной части разорванной страны, а пусковые установки — в другой.
РСЗО М-87 «Оркан», Югославия
В 1985–1988 гг. производилась самая мощная югославская РСЗО — М-87 «Оркан». В настоящее время такие машины состоят на вооружении в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Ираке (иракцы принимали участие в разработке и частично профинансировали проект). Система оказалась очень удачной, отличается высокой боевой эффективностью, высокой степенью автоматизации и надежностью в различных климатических условиях. Ее калибр — 262 мм, дальность стрельбы 50 км, поражает цели на площади 100 м2
РСЗО RM-70
122-мм РСЗО RM-70, впервые показанная в 1972 г., представляет собой бронированную модификацию грузовика «Татра-813» (8×8) с советской пусковой установки БМ-21 и контейнером с 40 запасными ракетами, размещенным за кабиной и позволяющим провести быструю перезагрузку. Машина имеет централизованную систему регулирования давления в шинах и, при необходимости, бульдозерный отвал для подготовки собственной огневой позиции и расчистки препятствий. Три батареи РСЗО составляют дивизион, в нем 18 машин, дивизион входит в состав танковой или мотострелковой …
Читать дальше
Южная Корея
С 1986 г. армия Республики Корея использовала 130-мм установки K136 Kooryong. 36-зарядная система базируется на грузовике KM809A1 колесной формулы 6 x 6. Таких машин было выпущено 150. В настоящее время K136 считаются устаревшими, их предполагается снять с вооружения и продать. Намерение приобрести эти установки высказали Филиппины.
В 2009–2014 гг. была создана система K-MLRS Cheonmoo, которая должна заменить К136. Она является модульной, может вести огонь 230-мм ракетами (в этом случае дистанция поражения составляет 160 км), 227-мм американскими боеприпасами и 130-мм боеприпасами от K136 Kooryong (в последнем случае дальность стрельбы — до 80 км). Как полагают южнокорейские военные, новое оружие способно успешно справиться с задачей подавления артиллерии КНДР.
РСЗО K-MLRS Cheonmoo, Южная Корея