SSJ-100 является ближнемагистральным самолетом отечественного производства. В парке авиакомпании, на сегодняшний день (август 2018), насчитывается 45 единиц этого типа.
Бортовые номера SSJ-100: RA-89014, RA-89015, RA-89017, RA-89022, RA-89023, RA-89024, RA-89025, RA-89026, RA-89027, RA-89028, RA-89032, RA-89041, RA-89042, RA-89043, RA-89044, RA-89045, RA-89046, RA-89047, RA-89051, RA-89052, RA-89056, RA-89057, RA-89058, RA-89059, RA-89060, RA-89061, RA-89062, RA-89063, RA-89064, RA-89065, RA-89097, RA-89098, RA-89099, RA-89100, RA-89101, RA-89102, RA-89103, RA-89104, RA-89105, RA-89106, RA-89107, RA-89108, RA-89111, RA-89112, RA-89113.
Имена лайнеров: В. Сысовский, SKYTEAM, П. Хмельницкий, И. Орловец, П. Михайлов, Д. Езерский, Д. Барилов, Х. Цховребов, Г. Бенкунский, В. Борисов, Б. Бугаев, М. Водопьянов, Е. Барабаш, Б. Веллинг, А. Витковский, И. Воедило, Д. Глинка, А. Груздин, М. Ефимов, Б. Лахтин, П. Нестеров, Н. Новиков, Н. Рубцов, Ю. Овсянников, А. Семенков, Б. Осипов, И. Рышков, К. Сапёлкин, Н. Сафронников, М. Ступишин, П. Дерунов, М. Карим, M. Ломоносов, Ю. Израэль, К. Кулиев, В. Быков, В. Астафьев, В. Жуковский, В. Каверин, В. Аксёнов, Л. Кассиль, C. Дежнёв, И. Кожедуб, В. Коккинаки, А. Маресьев.
А дешевые авиабилеты на все авиакомпании по этой ссылке
Используемые самолеты имеют двухклассную компоновку салона:
- Салон бизнес класса вмещает 12 кресел по схеме 2х2.
- В салоне эконом класса расположены 75 мест по схеме 2х3.
Описание и схема самолета Sukhoi Superjet 100
Самолеты Sukhoi Superjet 100 оснащены комфортабельными салонами эконом и бизнес-класса. Между креслами достаточно большой промежуток, позволяющий пассажирам удобно расположиться на период перелета. Над сидениями установлены полки для личного багажа, выдерживающие до 50 кг веса.
Общая характеристика модели SSJ 100:
- длина корпуса – 30 м;
- крейсерская скорость – 830 км/ч;
- max скорость – 860 км/ч;
- дальность полета – 3050 км.
SuperJet 100-95
Салон рассчитан на посадку 87 человек. В комфортабельном классе бизнес установлено 12 кресел в три ряда, компоновка сидений – 2х2. В носовой части самолета расположен санузел для пассажиров бизнес класса.
Экономический класс занимает 6-20 ряд. Сидения расположены в два ряда в компоновке 2х3. Туалетная комната и технические помещения находятся в хвостовой части лайнера за последними рядами.
SuperJet 100-95LR
Самолет с одноклассной компоновкой салона на 103 и 100 пассажирских мест. Сидения расположены в два ряда (2х3). В переднем отсеке находится бортовая кухня и санузел. Еще одна туалетная комната оборудована в хвостовой части лайнера.
История разработки проекта
Предпосылка для создания собственного ближнемагистрального лайнера в России возникла еще в конце прошлого века. Наиболее крупные компании по строительству самолетов “Боинг” и “Аэробус” заняли сегмент рынка по созданию суден, вместимостью более 150 пассажиров. Нужно было создать такой проект, который будет современным, качественным, и обеспечит ближние рейсы транспортом. Им стал процесс создания самолета Sukhoi Superjet Su 100-95B.
В начале 2000-х в этой нише появились бразильские и канадские лайнеры, но “Сухой” по-прежнему имел преимущества, качественно отличающие его от продукции конкурентов. Аналитики пришли к выводу, что данным компаниям не под силу будет обеспечить запросы авиакомпаний самостоятельно. Спрос значительно превышал предложение.
Российское авиастроение оказалось в кризисном положении, оно лишь оттеняло былые успехи Советского Союза. Самолеты марки “Туполев” и Як-42 в свое время были шедеврами инженерной мысли, но в начале 21-го века перестали отвечать европейским стандартам. Уровень шума этих моделей вынудил российские авиакомпании в срочном порядке обновить свой авиапарк, чтобы продолжать активную деятельность, обеспечивать воздушные перевозки. Это ограничение было введено в 2002 году Евросоюзом. Помимо всего прочего, высокий расход топлива старых самолетов провоцировал более высокие затраты, на их фоне авиалайнеры Boeing и Airbus казались единственным вариантом. Начались интенсивные закупки подержанных импортных самолетов.
Где лучше сидеть в SSJ 100
Для комфортного перелета на любые расстояния пассажирам рекомендуется выбирать самые лучшие места в самолете. Многие авиакомпании предлагают платную услугу по выбору места в салоне. Забронировать удобное кресло для размещения можно еще на этапе бронирования авиабилета.
Покупая билеты в бизнес класс на самолет Sukhoi Superjet 100 пассажиры могут бесплатно выбрать место в салоне, учитывая личные предпочтения. В этом классе обслуживания все кресла характеризуются самым высоким уровнем комфорта. Если путешественник желает наблюдать за красивыми видами с высоты полета, ему лучше забронировать кресло возле иллюминатора. Сидения возле прохода позволяют беспрепятственно перемещаться по салону, не беспокоя лишний раз соседа, сидящего рядом.
В эконом классе также есть лучшие места для расположения. Самые комфортные кресла с увеличенным пространством для ног находятся в 6 ряду (первый ряд эконом класса).
В средней части салона с 9 по 15 ряд места у иллюминатора имеют недостаток – красивый вид из окна закрывают крылья самолета. Предлагаем также ознакомиться – как правильно выбрать удобное место в салоне самолета.
Самые неудобные кресла находятся в последнем ряду эконом класса.
Недостаток сидений 20 ряда:
- заблокированный механизм опускания спинки;
- близкое расположение к туалетной комнате.
Кроме этого, в последних рядах салона больше слышен шум мотора, что также не позволит комфортно отдохнуть при перелете.
Другие полезные статьи:
Полезные советы для тех, кто летит в самолете впервые Преимущества онлайн покупки билета на самолет Как купить дешевые билеты на самолет – подробная инструкция Все виды рейсов на самолет: прямые и с пересадкой Как купить субсидированный билет на самолет в 2018-2019 году Новые правила допустимого веса багажа в самолете и ручной клади Как найти и купить билет на самолет по ошибочному тарифу Что такое промо авиабилеты и как их искать Страхование багажа при перелете: виды, стоимость, страховой случай
Эксплуатанты
С 2011 по август 2022 г. было выпущено 167 экземпляров SSJ100. По данным открытых источников, Superjet используют следующие российские авиакомпании, организации и ведомства:
- “Аэрофлот” – получены 50 единиц из 150 заказанных;
- “Ямал” – эксплуатируются 15 единиц из 25 заказанных;
- “Газпром авиа” – в эксплуатации десять единиц;
- “Азимут” – в эксплуатации восемь единиц;
- “ИрАэро” – в эксплуатации восемь единиц;
- “Якутия” – в эксплуатации пять единиц;
- “РусДжет” – эксплуатируется один экземпляр;
- ФГБУ “Специальный летный отряд “Россия” – в экплуатации две единицы;
- МЧС России – эксплуатируются две единицы из восьми заказанных;
- МВД России – эксплуатируется один экземпляр.
Крупнейший зарубежный эксплуатант самолетов этого типа – мексиканский авиаперевозчик Interjet , получивший 22 из 30 заказанных самолетов. Контракт на 15 экземпляров заключила ирландская авиакомпания CityJet , всего с 2016 г. она получила семь самолетов (из них четыре выполняли полеты под флагом бельгийской Brussels Airlines), но по состоянию на февраль 2022 г. их не эксплуатирует. Два самолета модификации Sukhoi Business Jet заказала швейцарская Comlux, один из них получен. В 2011 г. 12 экземпляров SSJ100 были заказаны индонезийским авиаперевозчиком Sky Aviation, однако у компании возникли финансовые проблемы, и два поставленных самолета не используются. Три самолета в бизнес-комплектации получены ВВС Таиланда, еще один эксплуатирует Пограничная служба Казахстана. В сентябре 2022 г. один SSJ100 в версии VIP заказала Замбия.
28 февраля 2022 г. “Гражданские самолеты Сухого” сообщили о подписании с таиландской компанией Kom Airlines контракта на поставку шести SSJ100 в 2019-2020 гг.
Характеристики, преимущества и проблемы
Самолет оснащен двумя двигателями российско-французского производства SaM146. Это низкоплан с нормальной аэродинамической схемой. В строительстве самолета применены современные промышленные сплавы и материалы. Так, композиты использовались в конструкции крыла и обтекателей. Выполнена защита от касания ВПП при взлете.
Суперджет 100 первым из российских пассажирских самолетов оснастили боковой ручкой управления, взамен штурвала. При разработке принималось во внимание пожелание потенциальных заказчиков, решались конкретные конструкторские задачи.
Привлекательным для эксплуатантов джета является:
- Соответствие международным стандартам
- Возможность садиться на любой аэродром, невзирая на погоду
- Современная система электронного управления полетом
- Аэродинамическая, весовая и экономическая эффективность
- Увеличенная дальность на отдельных моделях семейства
Отечественный самолет предназначен как для выполнения ближних маршрутов, так и среднепротяженных линий. Многокомпонентная система безопасности делает машину надежной (беспрецедентные 98% по итогам 2017 года).
Стоимость производства лайнера относительно невысока, что делает его конкурентоспособным среди самолетов своего сегмента.
Безопасными полетами, которые гарантирует Sukhoi superjet 100, компенсируются некоторые несущественные проблемы. Среди них отмечаются в основном бытовые недовольства: некая шумность, неширокий проход. Конструкционные недоработки, обнаружившиеся при эксплуатации, устранены в первые годы полетов.
История создания лайнера
Концептуально новой моделью самолетов, выпущенных для гражданской авиации, стал Сухой Суперджет 100. Его производством занимались отечественные и иностранные компании, он стал первым лайнером в России, которому вручен сертификат EASA международного образца.
В парке на сегодняшний день 25 Суперджетов 100. Это рекордное количество, у остальных авиаперевозчиков самолетов такого образца насчитывается всего по несколько единиц. Процесс создания стартовал в марте 2003 года, а уже в конце весны 2008-го состоялся первый экспериментальный рейс. После проведенных заводских испытаний, продлившихся до октября, начались другие работы, необходимые для получения всех сертификатов. Это был финальный этап, и 21 апреля 2011 года борт выполнил полет с пассажирами.
Первоначальная модификация самолета ssj 100 и схема салона, стандартная для всех лайнеров, была рассчитана на преодоление небольших расстояний, однако дополнительные разработки и испытания позволили выпустить модель, имеющую увеличенную взлетную массу. Борт смог успешно преодолеть более 4,5 тысяч километров впервые в 2013 году.
В коллекции Суперджетов есть еще одна конструкция, отличительной характеристикой которой является удлиненный фюзеляж. Такое техническое дополнение сделано для того, чтобы ССЖ смог вместить еще больше пассажиров и обеспечить им максимальную комфортность при перелете. Первый рейс был запланирован на 2022 год. К настоящему времени самолеты эксплуатируются в следующих странах:
- Российская Федерация.
- Мексика.
- Армения.
- Ирландия.
- Таиланд.
- Индонезия.
- Лаос.
В России SSJ 100 эксплуатируется не слишком активно. Это связано с тем, что на заказ и получение деталей и комплектующих уходит свыше 2 месяцев, все это время борт вынужден простаивать. При этом лайнеры иностранного производства обеспечиваются всем необходимым не более, чем за 24 часа. Тем не менее планируется и дальнейшее пополнение парка, так как конструкция продемонстрировала свою надежность, практичность и безопасность. Это оптимальный способ организации ближнемагистральных перевозок.
К 2022 г. лайнеры, принадлежащие Аэрофлоту, выполнили полеты общей продолжительностью 9 тысяч часов. «Газпром», в распоряжении которого 10 таких самолетов, осуществил рейсы на 1400 часов. Для сравнения: Boeing 737 проводит в небе около 15 часов за одни сутки.
Как изготавливают самолет?
Основным заводом, на котором происходит сборка самолетов ССЖ-100 является завод-филиал компании Сухого в г. Комсомольске-на-Амуре. На заводе изготавливают корпус авиалайнера. Сюда же поступают все произведенные на других российских заводах составные части, агрегаты и комплектующие самолета, в том числе и двигатели.
Двигатели для ССЖ-100 изготавливаются во Франции фирмой Пауэр Джет СА, созданной компанией Сафран (Франция) и НПО «Сатурн» (Рыбинск). Все необходимые для двигателя комплектующие элементы производит Сафран. Далее из Франции двигатель и составляющие его элементы перемещаются в НПО «Сатурн» для финальной сборки.
Готовые самолеты из Комсомолька-на-Амуре самостоятельно перелетают в Ульяновск, для монтажа салона и покраски в цвета эксплуатирующей авиакомпании. Новенькие лайнеры поступают в Жуковский, в поставочный центр. Существующие производственные мощности позволяют выпускать до шестидесяти самолетов ССЖ-100 в год. Рассмотрим, сколько выпущено самолетов Cухой Суперджет 100.
Поломки и неисправности
В народе все активнее распространяются слухи о том, что Суперджеты — далеко не самая удачная авиаконструкторская разработка и что летать этими лайнерами опасно. На самом деле это всего лишь домыслы, а хронология катастрофических событий мало отличается от данных, связанных с другими самолетами.
Часто возникающие поломки, по мнению специалистов, в реальности связаны с длительным простаиванием бортов из-за отсутствия нужных деталей. Неисправный самолет в небо никто не выпустит, но как только распространяется слух о его задержке или снятии с рейса, появляется куча необоснованных слухов. Отмена вылетов зачастую связана с тем, что быстро доставить запчасти нет возможности.
Одна из аварий с Суперджетом произошла в мае 2012 г. на территории Индонезии. Там происходит демонстрационный полет, пилот не справился с управлением и врезался в гору Салак. Погибшими числились 45 человек.
Катастрофа с человеческими жертвами произошла и в июне 2013, когда лётчик-испытатель на большой скорости сел без выпущенных шасси. В 2018-м в Якутском аэропорту во время посадки лайнер выкатился за пределы посадочной полосы, обошлось без жертв.
В реестре крушений также числится страшная майская авария 2019 года, когда из-за нарушений правил посадки пилотами борт загорелся в аэропорту. Борт вернулся в Шереметьево спустя около 30 минут после вылета из-за возникшей неисправности. Жертвами стали 41 человек.
На самом деле Sukhoi Superjet 100 — это имиджевый российский проект, в ходе которого впервые после распада Советского Союза был создан авиалайнер с нуля. Его называют символом российского авиапрома. Несмотря на все негативные сведения и сомнительную информацию, сопровождавшую весь процесс разработки, лайнер признан успешным коммерческим проектом после устранения неполадок с системами кондиционирования, автоматического управления и выпуска шасси.
Эксплуатация самолета Сухой Суперджет 100
Первой авиакомпанией, заказавшая самолеты Сухой Суперджет 100 стала армянская авиакомпания Armavia. Авиакомпания Armavia первый самолет получила в 2011 году. В 2012 году авиакомпания Armavia отказалась от эксплуатации этого самолета. Первая авиакомпания, которая стала эксплуатировать несколько самолетов Сухой Суперджет 100 стал Аэрофлот. В настоящий момент на рейсах Аэрофлота эксплуатируется 20 самолетов Сухой Суперджет 100. Еще 20 авиалайнеров у Аэрофлота находятся находятся в стадии заказа. Второй по численности самолетов Сухой Суперджет 100 стала авиакомпания Газпром авиа. Ею эксплуатируется 10 авиалайнеров Суперджет. Также авиалайнер Сухой Суперджет 100 эксплуатируется в авиакомпаниях Якутия, Red Wings, Центр-Юг. Зарубежные авикомпании тоже начали заказывать Суперджет. Мексиканская компания Interjet эксплуатирует 16 самолетов этой марки. Индонезийская PT Sky Aviation купила 3 Суперджета. На 2015 год изготовлено 90 самолетов.