Рапира — смертельное оружие, предок кортика, потомок гладиуса и просто шампур


Самые первые ножи в истории были созданы древними, чтобы разделывать туши убитых животных. Но человек быстро понял, что ножи отлично справляются не только с тушами, но и с обычными людьми. Так на свет появились мечи, клинки и другие оружия убийства.

Римляне сразу поняли, что укол наносит больше урона, чем рубка, но с появлением доспехов уколы уступили место рубке и вернули свои позиции только с приходом Ренессанса. Главным оружием среди колющих стала рапира. Ее колющая часть, при соприкосновении с телом, обычно составляла глубокие и смертельные ранения. Рапира могла даже проткнуть соперника насквозь.

Истоки «меча для ношения с одеждой»

Данный клинок зародился как производная шпаги – стандартного колющего оружия, и стал оружием самообороны у обывателей позднего Средневековья и раннего Ренессанса. Появилась она впервые в Испании, став при этом богато украшенным парадным оружием. Впоследствии придворные узнали, что парадный боевой шампур неплохо справляется в настоящем бою.

Вплоть до XVIII века рапира господствовала среди своих холодных собратьев. На смену ей пришли укороченные варианты шпаг, сабли.

Примечательно, что во многих европейских языках слово «рапира» обозначает шпагу.

Объяснение крайне простое: испанское «espadasroperos», переводящееся как «клинок для ношения с одеждой» превратилось во французское «rapier», откуда перешло на остальную часть материка.

Но в России этим словом обозначали сугубо тренировочный клинок, который обматывался тряпьем, чтобы нельзя было поранить человека, а вместо острия она обладала так называемой «пуговкой».

Происхождение названия рапира

Имеются самые разнообразные теории о происхождении этого названия. Сначала в XVI столетии французские фехтовальщики нарекали любое длинное и тонкое оружие — rapiére. Тогда как испанские воины называли небольшие клинки, которые носили гражданские, spada ropera, что значит «меч для одежды». В следующем столетии аналогичное оружие англичане называли rapiers, а в немцы — Rappier и Rapir. Со временем словом «рапира» стали называть тонкие колющие клинки.

Достоверно неизвестно, чем отличаются espada ropera или la rapiére. Ничего не известно об их размерах. Зато известно, что у итальянской знати 1480–1490 годов были клинки подлиннее и потяжелее, чем кинжалы, но полегче боевых мечей. Эти клинки обладали сложными плетеными или всецело закрытыми эфесами. Не исключено, что с течением времени они становились более длинными, и так появились рапиры.

Боевой молот — очень тяжёлое оружие


Молот Тора. Кадр из фильма «Мстители»
Если, слыша словосочетание «боевой молот», вы представляете себе кувалду или Мьёльнир Тора из «Мстителей» — будьте готовы к разочарованию. Настоящий боевой молот имел более длинную ручку (1–2 м) и небольшую головку и весил Arms & Armor Custom Bec de Corbin до 1,7 кг.

Думаете, это мало? Попробуйте помахать современной кувалдой под 15 кг весом из стороны в сторону, и посмотрим, насколько вас хватит.

А делать это в пылу сражения — и вовсе бесперспективная затея. Сравните оружие марвеловского бога грома с историческим прототипом War Hammer .


Боевой молот здорового человека, 15‑е столетие. Изображение: Metropolitan Museum of Art

И вообще, тяжесть средневекового оружия — миф The Archaeology of Weapons: Arms and Armor from Prehistory to the Age of Chivalry . Оно было куда легче, чем принято считать, иначе им неудобно было бы пользоваться.

Материал и техника изготовления

Рапира делится на несколько частей: эфес и клинок. Эфес, он же «ручка» рапиры, самая изящная часть оружия. Состоит из гарды, навершия и рукояти.

Гарда (из названия понятно) защищает кисть от удара. Наиболее изящная часть, которую делали витиеватой или узорчатой. У большинства рапир она была вида закрытого, хотя встречаются и другие экземпляры. Навершие создает необходимую точку равновесия в 5-10 см от гарды.

Примечательно: на некоторых клинках противовес имеет конусовидную форму.

Такая форма создана для удара боком в ближнем бою, если у фехтовальщика хватит для этого изворотливости (но в реальном ближнем бою фехтовальщики использовали дагу – кинжал для второй руки).

Рукоять, как у большинства представителей клинкового оружия, имеет рифленую поверхность, во избежание излишнего скольжения руки. Имеет длину порядка 10-15 см. Клинок, в свою очередь, тоже делится на три части: сильная часть, слабая часть, острие.

Сильная часть, она же дола, имела выемку малых размеров, не имела заточки и составляла не более 1/3 от размера клинка. Большинство ударов принималось именно на эту часть. Дола хотя бы не разваливалась при сильном ударе.

Слабая часть, в отличие от сильной, имела заточку, зачастую, обоюдоострую.

Ей можно было наносить рубящие удары и порезы, но с силой все равно надо было осторожничать, чтобы не поломать оружие. Как правило, центр удара находился именно здесь, за 10-20 см от острия. Центр удара – часть лезвия, первой вступающая в контакт с объектом поражения.

Острие – часть клинка, которой наносятся уколы, продолжение слабой части, поэтому обладает заточкой. Нередко ломается при сильном ударе, но способно проткнуть человека насквозь. По крайней мере, мастера-оружейники не советовали наносить мощные удары острием, во избежание поломки оружия.

Формулировка тактико-технические характеристики к холодному оружию XV-XVI века применима сложно, общие параметры рапиры приведены в таблице.

МатериалЖелезо, сталь
ДлинаНе более 1300 мм
ДиаметрОт 30 мм удолы до 15 мм у заточки
МассаПримерно 1,5 кг
УдобностьВыше средней
ИзносостойкостьСредняя

Изготовить меч или даже хороший нож – целая наука. Необходимо соблюсти правильные пропорции угля и железа при изготовлении стали, иначе оружие станет излишне ломким. Рапиру, как другие клинки, изготавливали посредством наслоения металла.

Первый слой – сердцевина из железа для придания формы и жесткости. Второй слой – сталь для усиления упругости. Отдельно железные или стальные мечи, шпаги, сабли не делались.

Железо обладает свойством гнуться, а углеродистая сталь ломаться при сильном ударе.

Неприятно было бы, если новенький сверкающий стальной клинок при первом же ударе сломается или погнется… А вот применение и стали и железа дает прекрасный результат.

Самый страшный кинжал — тот, что раздвигается в пронзённом теле


Этот кинжал, сделанный около 1585 года, был подарен курфюрсту Саксонии Христиану I Винченцо I Гонзагом, герцогом Мантуи. Изображение: National Renaissance Museum, Écouen, France / Bokken / Wikimedia Commons
Вполне возможно, вы видели в интернете фотографии таких клинков. Это редкая немецкая или французская вариация испанского кинжала‑даги — мэн‑гош (фр. main gauche, «левая рука»). Изобрели её в XVI веке.

Некоторые считают, что предназначение такого кинжала — раскрываться в ране. Так его нельзя будет достать, и он останется в теле противника.

Однако это полная чушь. Втыкать оружие во врага и оставлять его там глупо: во‑первых, вы останетесь без кинжала, а во‑вторых, это только поможет сопернику дольше не истекать кровью, так как клинок заткнёт собой рану. И мэн‑гош не мог раскрыться внутри тела.

У кинжала могла быть пружина, раскрывающая дополнительные клинки, превращая его в эдакий трезубец. Или же дополнительные лезвия вынимались вручную. Но делалось это для того, чтобы поймать меч противника, ведь главное предназначение даги — парирование European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution, Daggers and Fighting Knives of the Western World: From the Stone Age Till 1900, Spotlight: Combination Weapons ударов. И да, сомкнуться, ухватив клинок, она не могла — после боя её приходилось складывать руками.

Прочность рапир

Имеются исторические свидетельства того, что рапиры могли ломаться во время битв. Они ломались о тела или от ударов друг о друга. Клинок рапиры был весьма тонким и легким, что влияло на его прочность. В результате он ломался при контакте с любым жестким объектом. Известно, что мастера оружейного дела рекомендовали не наносить удары острием или, как минимум, не делать это очень сильно.

Хоть клинки рапир и хрупкие, они не так уязвимы. Рапиры могут быть довольно крепкими и парировать уколы оружия потяжелее. но лишь средними, более прочными частями клинков, эфесов или с помощью отводящих удары атак, не ставя жестких блоков. Лучший выход был в том, чтобы уклониться от удара, а не отражать его.

Кровосток помогает нанести больше повреждений


Реплика меча раннего Средневековья с долом. Изображение: Flickr
Видите углубление на клинке? Этот жёлоб иногда называют кровостоком. Те, кто его так именует, считают, что он позволяет причинять жертве более опасные раны. Вы вонзаете меч во врага, кровь хлещет через углубление, противник умирает.

Видимо, пока кровь стекает через кровосток, боец должен стоять рядом с пронзённым противником и ждать, когда тот наконец отдаст богу душу.

На самом деле этот жёлоб никак не увеличивает кровопотерю. Достаточно просто вытащить меч, чтобы он перестал затыкать рану, и жертва истечёт кровью. Никаких кровостоков не надо.

Настоящее предназначение «Blood groove», A. G. Russell knife encyclopedia углубления — облегчить вес клинка и увеличить его прочность. Поэтому правильно называть его не кровосток, а дол. Это специальная ложбина с рёбрами жёсткости.

Для чего создавались рапиры

Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

Все новые изобретения проверялись на практике. И самые удачные элементы оставлялись и усовершенствовались с учетом просьб тех, кто ими пользовался. Первоначально рапиры создавались, как что-то типа своеобразного ответа на рубяще-колющие мечи, а позднее они стали использоваться как противодействие другим рапирам.

Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

Когда применялись

Оружие, напоминающее рапиры появилось к середине XVI столетия, но само название появилось ранее. Формы, больше схожие на нынешние, появились позднее, а потом продолжали модифицироваться до конца XVII столетия. Испанцы использовали рапиры даже в XIX столетии. В отдельных европейских регионах в XVIII-XIX столетиях старинными рапирами порой пользовались на так называемых «формальных» поединках. Кроме того, к старым клинкам нередко приделывались другие эфесы, а иногда и укорачивали их.

Имеется общеизвестное предание о том, что к изобретению колющих мечей приложили руку мастера-фехтовальщики в XVI столетии, для замены «тяжелых рубящих мечей». Это не совсем так, потому что заостренные колющие мечи (тяжелые и легкие) в огромном количестве существовали еще с XIV столетия. Кроме того, несмотря на практически двухсотлетнее использование «тяжелых рубящих мечей» ими все еще широко пользовались, однако в несколько измененном облике (типа сабель, палашей и пр.). Причем, даже после того, как рапиры перестали быть популярными.

Влияние рапир на технику фехтования

По сути, фехтование на рапирах заключалось в том, что кратчайшая дистанция между парой точек является прямой линией укола. Быстрота и досягаемость рапир в бою могла быть неожиданностью для не владеющих такой манерой боя воинов. В руках мастера рапиры были непредсказуемыми, стремительными, и неискушенные соперники могли просто недооценивать их.

Колющие раны наносились с легкостью, и нередко были смертельными. Если кто-то стремился наносить рубящие или режущие удары с помощью не такого поворотливого рубящего оружия, то он стремительно получал укол рапирой, которая была более маневренней.

Во время линейных атак бойцы, как правило, пытались синхронно защищаться и контратаковать скрупулезно выверенными движениями, заранее уклонившись от укола соперника. Это можно было сделать с помощью одного движения. При этом сберегалась связь с клинком недруга.

Кроме того, это делалось свободной рукой или дополнительным оружием. Длинные тонкие клинки безупречно подходили для этих действий. Тем не менее, порой большая длина могла и помешать, а все потому, что неприятель с коротким оружием мог, технично минуя удар рапирой, воспользоваться стилетом.

Тонкие, непредсказуемые рапиры были повседневным оружием в основном для разрешения конфликтных ситуаций. Они были созданы для уличных боев, и были главным цивильным оружием самозащиты. Из простых практичных предметов они стали популярными атрибутами в «благородном искусстве».

И у приличной глефы клинка тоже два

Кстати, ещё кое‑что для фанатов творчества Ника Перумова. Главный герой его книг, Фесс, размахивает оружием, которое называет глефой — палкой с широкими клинками с обоих концов. При этом он демонстрирует невероятные навыки филигранного фехтования этой штуковиной, истребляя статистов в промышленных масштабах.

Так вот, глефа не такая. Она вот


.


Глефа Августа I Саксонского (годы правления 1553–1586). Изображение: The Metropolitan Museum of Art

Длина древка European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution составляла примерно 1,5 м, клинок достигал 60 см в длину. Глефа предназначалась в основном для борьбы с кавалерией и весила под 4 кг. Смешная цифра, если мы говорим о гантелях, и вполне серьёзная, если речь идёт об оружии: изящно покрутить им в бою не выйдет.

Зато глефа могла убить или покалечить коня, на котором сидит размахивающий мечом рыцарь. Ну или стащить его с седла острым крюком либо шипом на обухе.

Из настоящего оружия более или менее на Фессову глефу похожа Holmes Welch, The Practice of Chinese Buddhism «лопата монаха», или «посох дзена», который носили шаолиньские монахи. Вот только это не оружие, а действительно лопата — её применяли, чтобы хоронить умерших по буддийским обычаям, и иногда отгонять бродячих собак и хулиганов. Металлические части даже не затачивались.

Спортивное фехтование

Рапира дала толчок к развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Мастерски владеть холодным клинковым оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к тому, что появилась своя техника фехтования, основанная на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к тому, что по всей Европе появляются школы фехтования. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные особенности, связанные с национальным колоритом и спецификой социально-общественной жизни. Уже в середине XVII века появляются первые учебники по искусству владения рапирой.

Со временем мастерство фехтования совершенствуется и систематизируется. Разрабатываются определенные стандарты гражданской модификации шпаги, соответственно появляются наиболее удобные и эффективные приемы владения колющим оружием. Стоит отметить, к примеру, в немецкой и в испанской школе доминируют в технике фехтования рубящие приемы, которые в дальнейшем легли в основу искусства фехтования саблей.

Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

Спортивная рапира появилась в конце XIX века, кардинальным образом отличаясь формой и оснащением от боевой и гражданской версии. Клинок оружия получил прямоугольное сечение и стал более эластичным. Колющий удар рапирой стал основным приемом, вокруг которого уже появилась масса других элементов защиты и нападения. Гибкость клинка позволяла оружию сохранять целостность при больших изгибах во время колющего удара. Претерпело изменения и само оснащение оружия. Гарда вместо своей вычурной формы становится у спортивной рапиры выпуклой. Теперь важна не красота изделия, а его защитная функция. Само оружие становится легким, весящим не более 500 г.

Легкость и удобная форма рапиры позволили даже женщинам принимать участие в спортивных состязаниях по фехтованию, которое на современном этапе становится чисто прикладным видом спорта. Традиции военного и гражданского использования шпаги, техника ведения боя и искусство владения клинковым холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться церемониальные турниры частного характера, чуть позже состязания становятся международными.

Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением.

Это является результатом устремления фехтовальщиков обладать безопасным тренировочным оружием. Оно могло бы изгибаться до определенного уровня, при этом не ломаться, и не проникать в тела соперников. Такая гибкость, как раз присуща спортивному фехтованию. Что в свою очередь оказывает влияние на общее мнение о рапирах, а также переиначивает реальные техники фехтования на них.

В нашем понимании шпага и рапира – это примерно одно и то же — острое оружие, которым наверняка непросто овладеть. Но, как лингвист, я вам скажу, что абсолютных синонимов среди существительных в русском языке не так много, как кажется. Обычно один и тот же предмет не именуется одинаково беспричинно. Разные наименования свидетельствуют либо о том, что предметы все-таки отличаются, либо о том, например, что сосуществуют исконное русское и заимствованное название. Итак, отличие шпаги от рапиры – реальное или лингвистическое?

Слово «шпага» пришло к нам из романских языков, а «рапира» — из германских. Следовательно, языковое отличие между ними уже на лицо. Вообще, шпага это вид холодного оружия, который произошел от меча. Рапира как вид холодного оружия, а именно разновидность шпаги, возникла позднее, когда возникла потребность в использовании шпаг не в военных целях, а в спортивных и символических. Рапира была наиболее распространена в 1700х годах, а классическая шпага – до этого. Обычная шпага тяжелее рапиры, и длиннее, а укороченная шпага – легче. К тому же, отличием шпаги от рапиры является то, что шпага может считаться рубящим оружием, а рапира утратила это качество. Гарда (то есть часть рукояти, непосредственно примыкающая к руке) шпаги более сложна и проработана, что технически хорошо для тех, кто учится ей овладевать.

Разрубить человека пополам проще простого


Просто очередной японский обычай. Иллюстрация из книги 平凡社 1927 г. Изображение: Public Domain
Рассечение жертвы пополам — довольно популярный приём в различных фильмах, сериалах и играх. Быстрый удар, жертва замирает на секунду, а потом разваливается на части. Вы могли наблюдать это в работах вроде «Другой мир», «Эквилибриум», «Kingsman: Секретная служба» и многих других.

Да что уж там, если вы фанат «Ведьмака» — вспомните, сколько раз в играх Геральт разрубал противников на две части.

Однако на самом деле это чрезвычайно сложная, а то и вовсе невыполнимая задача.

У японцев существует боевое искусство под названием тамэсигири Kapp, Leon. The Craft of the Japanese Sword — перерубание катаной соломенных снопов, матрацев, а в прошлом — человеческих трупов и осуждённых преступников. Китайцы подобным тоже баловались Ли Сы .

Вот только испытуемые , на которых оттачивали своё искусство владения мечом самураи, были голые и связанные. Кроме того, клинки часто повреждались при рубке костей и требовали новой заточки. Либо вообще могли прийти в негодность. И даже в идеальных условиях — когда жертва обнажена, связана и не шевелится — разрубить её получалось далеко не всегда.

В этом эксперименте Can A Sword REALLY Cut You In Half? профессиональный мастер кэндо пытается рассечь пополам баллистический манекен. Спойлер: у него не получилось. Хотя вряд ли кто‑то захотел бы оказаться на месте куклы, конечно.

Меч неплохо рассекает ткани, но вот перерубать кости им непросто: он в них вязнет и застревает. Так что разрубать врагов в районе талии или вовсе поперёк у вас не получится, тем более если они одеты и хоть как‑то двигаются. А вот сносить головы или конечности — вполне. Хотя и не так легко, как в фильме «Монти Пайтон и Священный Грааль».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]