Куда лучше идти служить в армию, в какие войска нужно проситься

Любой будущий солдат, перед тем как пойти служить в армию, задает себе два вопроса, где лучше служить и как попасть в нужно подразделение. Чтобы узнать ответ на данный вопрос, необходимо понять, какой цели ты хочешь достигнуть, отправляясь для службы в войска.

Каждому призывнику стоит определиться с наличием определенных навыков и полученных знаний в гражданской жизни. Когда солдат будет проходить призывную комиссию, его обязательно спросят, где бы он хотел служить. Затем в военкомате сделают пометку о предпочтениях призывника.

Служба в армии

Весь слой населения мужского лица и призывного возраста обязан встать на учёт в военный комиссариат, пройти медицинское освидетельствование для определения категории годности.

В случае если он не годен, то на руки выдаётся военный билет и мужчина либо попадает в запас российской армии, либо полностью освобождается от службы.

При категории Г молодой человек получает отсрочку по уважительным причинам (учёба, лечение) сроком на 6 месяцев или на 1 год.

При категории А, Б призывник отправляется на военную срочную службу.

Каждый знает, что при отсутствии проблем со здоровьем, солдату может выпасть шанс служить в элитных войсках России. Понятие элитных войск не закреплено на законном уровне, однако к ним относятся те подразделения войск, которые ежеминутно находятся в полной боевой готовности и с наибольшей боеспособности.

А при наличии незначительных заболеваний солдат сможет попасть только в определённый вид войска в зависимости от конкретной проблемы.

Прохождение срочной службы длится 12 месяцев, во время неё солдат может подписать контракт и служить в российской армии с возможностью сделать военную карьеру.

Когда возникла современная российская армия

После развала Советского Союза на основе Вооруженных сил бывшего государства в 1992 году сформировалась российская армия. За период до 1998 года, хотя подразделения армии участвовали в разрешении военного конфликта в Чечне, стабильной структуры не существовало.

Проведенная реорганизация позволила сократить численность регулярной армии вдвое. А с 2001 года прохождение службы у срочников становится 12 месяцев. Большая часть военнослужащих переводится на контрактную основу. Структура армии менялась начиная с 2007 года, и недавно опять вернулись полки и дивизии.

В каких войсках лучше служить

Структура Вооружённых Сил в Российской Федерации весьма разнообразна. Каждый призывник может попасть в то подразделение, в котором он сможет проявить свои навыки и способности.

Если гражданин с детства мечтает попасть в воздушно-десантные войска или в морскую пехоту, то он должен делать всё, чтобы военно-призывная комиссия распределила его в это подразделение: посетить курсы для получения навыков нужных в определённом войске, иметь высокую физическую подготовку, рассказать военкомату о своём желании.

Однако специалисты не всегда слушают призывников, поэтому могут отправить туда, где нет ни малейшего совпадения с тем, куда он хотел. Помимо того юношу могут послать служить с одного края страны на другой или совсем за границу, рядом с домом военная служба возможна при наличии веских причин.

Служба по призыву

Федеральный закон обязывает должностные лица организаций или образовательных учреждений обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в этих организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. На практике данная норма закона реализуется следующим образом. Руководители образовательных учреждений в согласованные с военным комиссариатом дни организованно направляют учащихся, которым исполнилось или в текущем году исполняется 17 лет, в военный комиссариат, где проводятся мероприятия, связанные с постановкой их на воинский учет. Что же касается граждан, которые не учатся, то при получении повестки военного комиссариата они обязаны самостоятельно лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет. Комиссии по постановке граждан на воинский учет создаются в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации) по представлению военного комиссара. В состав комиссии входят: должностное лицо военного комиссариата района — председатель комиссии; представитель местной администрации; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-специалисты. Основными задачами комиссии являются организация медицинского освидетельствования граждан, с целью определения их годности к военной службе по состоянию здоровья, а также проведение мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям. Медицинское освидетельствование граждан, подлежащих постановке на первоначальный воинский учет, осуществляется в соответствии с Положением о военно-врачебной комиссии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. №123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», Приказом Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. №240/168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе». Медицинское освидетельствование граждан проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости — врачи других специальностей. Персональный состав врачей — специалистов — членов комиссии и среднего медицинского персонала, согласованный с руководителем территориального органа управления здравоохранением, утверждается решением главы органа местного самоуправления. Всем гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, до начала медицинского освидетельствования по направлению военного комиссариата проводятся диагностические исследования: флюорографическое (рентгенологическое исследование органов грудной клетки в двух проекциях, анализ крови и мочи. В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:

  • А — годен к военной службе;
  • Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
  • В — ограниченно годен к военной службе;
  • Г — временной не годен к военной службе;
  • Д — не годен к военной службе.

Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья. При возможности завершить медицинское обследование (лечение) гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в медицинском обследовании (лечении) с указанием срока явки на повторное медицинское освидетельствование. Комиссией по постановке граждан на воинский учет организуется проведение мероприятий по профессиональному психологическому отбору при первоначальной постановке на воинский учет. При этом мероприятия социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования могут проводиться заблаговременно в период подготовки к первоначальной постановке граждан на воинский учет в военном комиссариате или образовательных учреждениях с привлечением психологов этих учреждений. Но заключение о профессиональной пригодности граждан к подготовке по военно-учетным специальностям и обучению в военно-учебных заведениях и учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования выносится непосредственно при их первоначальной постановке на воинский учет. По завершению первоначальной постановки гражданина на воинский учет комиссия должна принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе. При этом на воинский учет решением комиссии по постановке граждан на воинский учет ставятся все граждане, подлежащие постановке на воинский учет и прошедшие комиссию, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, независимо от категории их годности к военной службе по состоянию здоровья, в том числе и направленные решением комиссии на медицинское обследование. Но в отношении граждан, признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровью, комиссия принимает решение о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении их в запас, а в отношении граждан, признанных не годными к военной службе, — о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса об освобождении их от исполнения воинской обязанности. В отношении граждан, направленных на медицинское обследование, решение о годности к военной службе принимается после прохождения ими медицинского обследования и повторного прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учет. Председатель комиссии или по его поручению секретарь комиссии обязаны объявить гражданину решение комиссии. В день прохождения комиссии ему под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в котором проставляется оттиск штампа военного комиссариата о постановке на воинский учет, а также разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, доводится порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии. Как правило, первоначальная постановка граждан на воинский учет проходит спокойно и не вызывает серьезных претензий к военным комиссариатам со стороны призывников и их родителей. Однако в отдельных случаях возникает непонимание, между родителями призывников и представителями комиссии по постановке на воинский учет. Основных причин этого на наш взгляд две. Во-первых, слабое знание призывниками, их родителями, а так же работниками военного комиссариата законодательства Российской Федерации. А это порождает с одной стороны неправомерные требования к работникам военного комиссариата, с другой — неумение аргументировано обосновать правомерность своих действий и решений призывникам. Во-вторых, нежелание работников военного комиссариата внимательно выслушать доводы призывников или их родителей, терпеливо разъяснить им, в чем они возможно не правы, а в случае их правоты извиниться и изменить свое решение.

Вопросы:

  1. Как поступить в случае, если призывник по каким либо причинам не смог прибыть в военный комиссариат вместе со своими одноклассниками (однокурсниками), а также в случае, когда повестку военного комиссариата он вообще не получал?

Надо обязательно постараться прибыть в указанные выше сроки в военный комиссариат и встать на воинский учет. Это, прежде всего, в ваших интересах. Военный комиссариат независимо от того стоите вы на воинском учете или нет все равно будет вызывать вас для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, когда вам исполнится 18 лет. А для вас отсутствие удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, может создать серьезные проблемы при поступлении в учебное заведение после окончания школы, а также при устройстве на работу. Следует помнить, что неявка гражданина, обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата без уважительной причины, согласно ст. 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

2. Могут ли интересы призывника при первоначальной постановке его на воинский учет представлять его родители или любой другой представитель по доверенности?

Призывник имеет право иметь своего представителя. При этом полномочия представителя должны быть определены в нотариально заверенной доверенности. Следует помнить, что согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» гражданин обязан лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет. Он обязан лично пройти медицинское освидетельствование, лично ему должно быть объявлено решении комиссии по постановке на воинский учет.

3. Надо ли при прохождении медицинского освидетельствования представлять врачам какие-либо медицинские документы? Надо ли проходить дополнительное медицинское обследование по направлению военного комиссариата?

Обязательно. Необходимо представить медицинскую карту развития ребенка. Если вы проходили какие либо медицинские обследования в специализированных медицинских учреждениях , лечились в стационаре, вам необходимо представить медицинские документы с результатами обследования, рентгеноскопические снимки, выписные эпикризы и т.п., а также ксерокопии данных документов. Это поможет врачу-специалисту полно и объективно оценить степень годности вас к военной службе, а также в случае необходимости направить вас на дополнительное медицинское обследование или лечение. Следует помнить, что уклонение от медицинского обследования по направлению комиссии по постановке на воинский учет, согласно ст. 21.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

4. Что необходимо делать если призывник не согласен с заключением медицинской комиссии?

Гражданин может обжаловать вынесенное медицинской комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию, или в районный суд. Кроме того, при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы комиссии по постановке граждан на воинский учет, он также имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. №574 «Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе».

Возможно ли самому выбрать направление армейской службы?

Согласно общепринятым правилам, во время призывной кампании, у молодого человека, конечно же, поинтересуются его пожеланиями по поводу войск, в которых он бы хотел пройти срочную службу, и на основании его ответа сделают пометку о его предпочтениях. Однако распределение новоиспеченных солдат не особо зависит от их личных желаний, в основном, выбирают так называемые «покупатели», которые приезжают забирать бойцов. Конечно, бывают случаи, когда предпочтения новобранцев учитываются, в связи с вескими причинами или местом жительства парня.

Еще одним способом добиться отправки на службу именно в те подразделения, которые хочется, является предъявление военному комиссариату весомых аргументов. Например, если молодой человек хочет отдать долг Родине, отслужив водителем военного транспорта, совсем нелишним будет позаботиться о предъявлении автомобильных прав. Не имеет значения, удастся ли призывнику попасть в ту военную часть, которую он приметил, или нет, попытаться всё же стоит.

Неофициальные рейтинги войск

У жителей России сформировался особый рейтинг военных подразделений. Конечно, он не имеет официального статуса, но, в большинстве случаев, влияет на выбор потенциальных новобранцев. Так, согласно этому списку, на самой вершине находятся морская пехота и флот, войска специального назначения, разведка, а также пограничные воинские части. Именно эти направления пользуются большим спросом, и считаются элитными. Туда попадают мужчины с отличным здоровьем и отменной физической формой.

Куда меньше хотят идти служить в армию – это в подразделения стройбата или внутренних войск. Это обусловлено специфическими условиями несения армейской службы в этих воинских частях, не всем они подходят.

Нередко на выбор влияет территориальное расположение места службы. Многие не хотят или боятся уезжать далеко от дома, но есть и такие, которые не обращают внимания на местоположение части и руководствуются своей мечтой, эти военнообязанные молодые люди прилагают максимум усилий к достижению цели.

Во время принятия решения, куда отправить новоиспеченного бойца, сотрудники военного комиссариата руководствуются не только присвоенной категорией пригодности, но и владением определенными навыками призывника, его физическими данными. Если парень страдает морской болезнью, безусловно, он не попадёт на флот. А ребята высокого роста не смогут отдать свой гражданский долг, будучи танкистами или подводникам.

Прежде чем озвучивать пожелания, касающиеся направления армейской службы, рекомендуется трезво оценить свои физические характеристики и убедиться, что со здоровьем все в порядке.

В какие войска призывают срочников

Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС РФ) разделены на три вида: Сухопутные войска (СВ), Военно-морской флот (ВМФ) и Воздушно-космические силы (ВКС), которые, в свою очередь, имеют в своём распоряжении различные рода войск. В качестве самостоятельных родов войск с собственным командованием в составе ВС РФ действуют Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и Воздушно-десантные войска (ВДВ). Все эти виды войск в армии по призыву регулярно пополняются контингентом солдат-срочников в рамках ежегодной весенней и осенней призывной кампании.

В структуре Минобороны РФ прохождение срочной военной службы также возможно в специальных войсках тылового обеспечения: железнодорожных и военно-строительных. Кроме того, для части призывников имеется возможность попасть служить в структуры Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и Федеральной службы войск национальной гвардии (ФСВНГ).

Сухопутные войска

Как и в подавляющем большинстве армий мира, российские Сухопутные войска по составу являются самыми многочисленными. Соответственно, потребность в солдатах-призывниках для СВ ВС РФ наиболее высока. В структуре Сухопутные войск существуют следующие рода войск:

  • Мотострелковые войска;
  • Танковые войска;
  • Ракетные войска и артиллерия;
  • Войска противовоздушной обороны;
  • Инженерные войска;
  • Войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ);
  • Войска связи.

Для всех этих войск берут призывников, состояние здоровья которых может находиться в средних (водители, члены экипажа или расчёта военной техники, специалисты РХБЗ) и даже минимальных (связисты, стандартная охрана объектов) параметрах.

Воздушно-космические силы

В состав ВКС входят различные виды военной авиации (стратегическая, армейская, бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная, военно-транспортная, специального назначения), зенитные ракетные войска, радиотехнические и другие специализированные подразделения, предназначенные для обеспечения боевой деятельности соединений и частей.

В организационном плане ВКС объединяют:

  • Военно-воздушные силы (ВВС);
  • Космические войска;
  • Войска противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО-ПРО).

Набор призывников в ряды ВКС стабильно производится во всех регионах России. Срочная служба в ВВС традиционно популярна среди молодых людей, которые хотят связать свою жизнь с авиацией.

Военно-морской флот

В современной структуре ВМФ России на правах родов войск образованы следующие войсковые объединения:

  • Надводные силы;
  • Подводные силы;
  • Морская авиация;
  • Береговые войска (ракетно-артиллерийские войска, морская пехота).

Множество призывников мечтает целенаправленно попасть именно в ВМФ. Однако отбор в этот вид Вооружённых Сил по показателям здоровья достаточно строгий, особенно в отношении морской пехоты.

Десантные войска и спецподразделения

Воздушно-десантные войска и подразделения ВС РФ, предназначенные для проведения разведывательных и диверсионных операций (а также и для противодействия подобной деятельности со стороны противника) относятся к силам специального назначения, которые принято именовать «спецназ». Основной личный состав таких сил служит на профессиональной основе, являясь контрактниками либо офицерами.

В то же время у призывников, обладающих высокими показателями физического здоровья и психологической устойчивости, имеется возможность непосредственно пройти срочную службу в ВДВ. Для других спецподразделений прямой набор новобранцев не практикуется, но попасть туда вполне реально, хорошо зарекомендовав себя на начальном периоде армейской (либо флотской применительно к морской пехоте) службы в учебных и боевых подразделениях.

Престижные войска для службы в армии

Понятие «элитных» войск не имеет какого-либо официального статуса, подкреплённого нормативными актами. К ним принято относить войска и подразделения спецназа, сам факт службы в которых свидетельствует о наличии особых личных качеств — силы, ловкости, выносливости, бойцовских умений, готовности к высокому риску и самопожертвованию. Помимо весьма эффектной военной формы, особо выделяющей эти войска в ряду прочих, служба в этих войсках максимально наполнена напряжёнными тренировками на физическую выносливость и способность к выживанию в тяжёлейших условиях.

В массовом представлении престижные для армейской службы войска ассоциируются прежде всего с наибольшей боеспособностью (как ВДВ, морская пехота, спецназ), а также с постоянной боеготовностью в зачастую сложных, отдалённых условиях несения службы (ВМФ, РВСН, ПВО, пограничные войска). Кроме того, высокий престиж имеют широко известные воинские части, зарекомендовавшие себя наиболее тщательным отбором своего личного состава (гвардия, столичные Преображенский и Семёновский полки, а также Президентский полк, структурно подчинённый Федеральной службе охраны).


Подразделение видов военной службы по их функциональному предназначению

В соответствии со статьей 2 «Военная служба. Военнослужащие» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:

  • военная служба — особый вид федеральной государственной службы.

По характеру участия в решении задач обороны и безопасности страны военная служба может быть подразделена:

  • на военную службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности и обороны страны военными методами, и
  • военную службу, предназначенную для обеспечения решения задач в сфере обороны и безопасности страны органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, войсками и воинскими формированиями.

Также военная служба может быть разделена по видам военной службы, исходя из критерия ведомственного признака, т.е. по видам государственных организаций и органов, в которых исполняется военная служба. Федеральный закон № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» содержит исчерпывающий перечень государственных органов и организаций, в которых исполняется военная служба.

Так военную службу военнослужащие могут проходить:

  • в Вооруженных Силах РФ;
  • в войсках национальной гвардии РФ (другие войска),
  • в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (воинские формирования),
  • Службе внешней разведки РФ,
  • органах федеральной службы безопасности,
  • органах государственной охраны,
  • органах военной прокуратуры,
  • военных следственных органах Следственного комитета РФ;
  • федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (органы);
  • воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и
  • в создаваемых на военное время специальных формированиях.

п.1 статьи 2 «Военная служба. Военнослужащие» Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.01.2020) «О воинской обязанности и военной службе»

На военнослужащих, проходящих военную службу в указанных государственных органах и организациях, распространяется особый статус, который определяется Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и которого не имеют служащие иных государственных органов.

Таким образом, по функциональному предназначению военная служба делится:

  • на непосредственно войсковую службу и
  • военную службу в государственных органах.

Подразделение видов военной службы по составу военнослужащих

Военная служба классифицируется также по составу военнослужащих:

  • военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин;
  • военная служба прапорщиков и мичманов;
  • военная служба офицеров.

Такое подразделение видов военной службы по составу военнослужащих, установлено:

  • статьей 46 «Составы военнослужащих и воинские звания» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с п.1 указанной статьи в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах устанавливаются следующие составы военнослужащих и воинские звания:

Составы военнослужащихВоинские звания
войсковыекорабельные
Солдаты, матросы, сержанты, старшины рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшинаматрос, старший матрос, старшина 2 статьи, старшина 1 статьи, главный старшина, главный корабельный старшина
Прапорщики и мичманыпрапорщик, старший прапорщикмичман, старший мичман
Офицеры:
младшие офицерымладший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитанмладший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант
старшие офицерымайор, подполковник, полковниккапитан 3 ранга, капитан 2 ранга, капитан 1 ранга
высшие офицерыгенерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армииконтр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота
Маршал Российской Федерации

Подразделение видов военной службы по основаниям зачисления граждан на военную службу

Исходя из оснований зачисления граждан на военную службу, условий и порядка ее прохождения, военная служба подразделяется:

  • на военную службу по призыву;
  • на военную службу по контракту и
  • на альтернативную гражданскую службу.

п.2 статьи 2 «Военная служба. Военнослужащие» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся:

  • офицеры;
  • прапорщики и мичманы;
  • курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования;
  • сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту.

Военнослужащие, являющиеся судьями военных судов, сотрудниками аппаратов военных судов, а также сотрудниками военной прокуратуры:

  • проходят военную службу с учетом особенностей, установленных законодательными актами, регламентирующими деятельность военных судов и военной прокуратуры.

К военнослужащим, проходящим службу по призыву, относятся:

  • солдаты, матросы, сержанты и старшины, зачисленные на военную службу по призыву;
  • офицеры, призванные на военную службу из запаса;
  • курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.

Особенности прохождения военнослужащими военной службы по призыву

Порядок прохождения военнослужащими военной службы по призыву определяется:

  • статья 36 «Прохождение военной службы» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Положением о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 31 декабря 2019 г.).

Военную службу по призыву военнослужащие проходят в Вооруженных Силах РФ, органах государственной охраны и других войсках.

В воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву военнослужащие направляются:

  • в соответствии с указом Президента РФ после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и органах, указанных выше.

Все граждане мужского пола от 18 до 27 лет, не имеющие отсрочки или освобождения от военной службы, обязаны по действующему законодательству о воинской обязанности и военной службе пройти военную службу по призыву в Вооруженных силах РФ.

Как правило, на военную службу по призыву призывают:

  • граждан после окончания школы, колледжа или вуза;
  • военная служба по призыву в настоящее время длится 1 год;
  • после ее окончания или получения высшего профессионального образования гражданин может поступить на военную службу по контракту;
  • в некоторых установленных законодательством случаях военная служба по призыву может быть заменена на альтернативную гражданскую службу, продолжительность которой составляет 2 года.

Права военнослужащих, проходящих военную службу по призыву:

  • военную службу по призыву можно совмещать с заочным обучением в вузе или колледже;
  • в течение всей военной службы по призыву военнослужащим в свободное время разрешено пользоваться мобильными телефонами;
  • раз в месяц военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, к чьей службе у командиров нет замечаний, могут получать выходные дни (увольнительные), а при необходимости — до 10 дней отпуска по семейным обстоятельствам;
  • родным и друзьям разрешено навещать военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Во время военной службы по призыву:

  • военнослужащих кормят и обеспечивают всем необходимым — обмундированием, предметами личной гигиены;
  • выдают банковскую карту с бесплатным обслуживанием, на которую начисляется ежемесячное денежное довольствие.

Подробнее о порядке призыва на военную службу по призыву можно прочитать в материале «Воинская обязанность. Военная служба по призыву».

Особенности прохождения военной службы по контракту

В том случае, если:

  • гражданин прошел военную службу по призыву или
  • получил высшее профессиональное образование и
  • ему еще не исполнилось 40 лет,

он может поступить на военную службу по контракту.

Контракт на прохождение военной службы:

  • может быть заключен сроком на 2 или 3 года;
  • без опыта военной службы на первичных воинских должностях, денежное довольствие военнослужащего с учетом всех надбавок может достигать 60 тысяч рублей в месяц.

После окончания первого контракта о прохождении военной службы по контракту военнослужащий получает право:

  • на бесплатное образование и
  • оформление ипотеки на льготных условиях.

Перейти на военную службу по контракту военнослужащий может не дожидаясь, когда закончится срок военной службы по призыву:

  • если у военнослужащего законченное высшее или среднее профессиональное образование, он может заключить контракт о прохождении военной службы по контракту через 6 месяцев после поступления на военную службу по призыву;
  • если военнослужащий имеет среднее общее образование или основное общее образование — заключить контракт о прохождении военной службы по контракту можно будет через 10 месяцев.

Подробнее о том, кто может поступить на военную службу по контракту и как это сделать, можно прочитать в материале «Военная служба по контракту».

Особенности прохождения призывниками альтернативной гражданской службы

Если военная служба по призыву противоречит убеждениям или вероисповеданию призывника либо он относится к коренному малочисленному народу, ему законодательно дано право заменить военную службу по призыву общественно полезными работами — альтернативной гражданской службой.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об альтернативной гражданской службе»

Альтернативная гражданская служба:

  • длится от 18 до 21 месяца, и, как правило, призывники проходят ее в больницах, домах престарелых, психоневрологических диспансерах и других социальных учреждениях;
  • подать заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу можно в свой военкомат не позднее чем за полгода до призыва на военную службу по призыву;
  • призывник не может выбрать, где именно он будет проходить альтернативную гражданскую службу, а должность, которую он займет, определят в соответствии с его образованием и навыками;
  • во время прохождения альтернативной гражданской службы призывник получает зарплату в соответствии с трудовым договором.

Подробнее об альтернативной гражданской службе можно прочитать в материале «Что такое альтернативная гражданская служба».

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ

Что выбрать?

Задаваясь вопросом, куда лучше идти служить после получения повестки в армию, необходимо решить, какие преследуются цели. Во всех имеющихся войсках России есть престижные подразделения. Отслуживших там почитают и уважают, но придётся отдать все силы, чтобы выдержать не только моральную, но и физическую нагрузку во время подготовки бойцов.

К тому же не всегда просто попасть в ряды этих войск. Во время отбора приветствуется наличие хороших физических данных, отсутствие нарушений здоровья, наличие выносливости и крепкой психики.

Большим преимуществом престижных подразделений является возможность получить довольно полезные умения. Научиться управлять оружием, владеть боевыми искусствами и другими навыками.

Однако, на основании наблюдений, можно сделать вывод, что призывников распределяют по тем или иным видам войск, не учитывая их личные пожелания. Каждый военнослужащий, приехавший на распределение в военкомат, будет хвалить свое подразделение, так как любой части требуются хорошие солдаты.

В случае, когда потенциальный новобранец обладает какими-либо специальностями или полезными навыками, во время срочной службы с ним не возникнет проблем в плане обучения и подготовки. Следом за тем, как новоиспеченный боец отправляется в одну из военных частей, после присяги его ждёт повторное распределение среди взводов части. Во время этого мероприятия большое внимание уделяется способностям молодого человека.

До момента получения уведомления лучше заранее подготовиться, чтобы увеличить шансы на то, дабы попасть в хорошее подразделение. Рекомендуется:

  1. Привести свою физическую форму в порядок. Призывники, способные выдержать немалые физические нагрузки, востребованы в любых войсках;
  2. Тренировать выносливость, дисциплину, эмоциональную устойчивость;
  3. Иметь специальное образование. Солдат, который обладает профессией, ценится выше остальных.

Рекомендации к допризывной подготовке

Подготовка молодых людей к службе в армии включает комплекс обязательных и добровольных мероприятий.

Обязательная часть предусматривает получение начальных знаний по военному делу в образовательных учреждениях и обучение армейским специальностям по рекомендациям военкомата. К добровольным мероприятиям относятся дополнительные образовательные программы (в том числе платные), занятия военно-прикладными и другими видами спорта.

В каждом российском городе существуют отделения ДОСААФ, где проводят допризывную подготовку. Будущие солдаты могут получить водительские права или попробовать себя в парашютном спорте. Навыки и умения призывника отражаются в его личном деле и внимательно изучаются представителями воинских частей.

Государство предъявляет повышенные требования к военнослужащим. Срочная служба в армии оказывает огромное влияние на формирование личности мужчины. Дисциплина и умение жить в коллективе помогают и в обычной жизни.

Понятие военной службы и ее виды

1. Военная служба как вид деятельности. Человек осуществляет различные виды деятельности. В зависимости от целей деятельность осуществляется в интересах частных или личных, общественных, государственных или общечеловеческих. Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека является служба.

Как вид социальной деятельности служба появилась в системе социальных отношений в качестве необходимого условия для нормальной жизнедеятельности общества. Служебной деятельностью обеспечивается сфера производства, внешних связей, распределения материальных и иных благ, безопасности и охраны порядка, а также военное дело (военная служба).

Служба осуществляется как в государственных, так и в негосударственных структурах. К последним относятся, например, общественные и религиозные объединения. В самом общем виде службу можно определить как профессиональную деятельность определенного контингента лиц — служащих по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных структур.

Государственные организации (структуры) создаются (учреждаются и формируются) государством для реализации государственных целей и функций. В самом общем смысле к ним относятся государственные органы, государственные предприятия и учреждения и их объединения, вооруженные формирования (Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования). Государственная служба призвана обеспечить и гарантировать реализацию целей и функций государства. В то же время, в каких из перечисленных государственных организаций служба считается государственной, определяется государством.

Под государственной службой понимается деятельность лиц, находящихся на государственных должностях, по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также деятельность в целях решения государственно-значимых задач специфическими методами.

Государственная служба предназначена, как правило, для решения задач государственного управления в различных сферах государственной жизнедеятельности. Однако государственной является не только служба по государственному управлению, но также и деятельность по решению иных задач и реализации функций государства. Государственной является военная служба, служба в органах внутренних дел, в таможенных органах, дипломатическая служба, государственная служба казачьих обществ и т.д. В то же время не вся деятельность в составе перечисленных государственных организаций и органов может быть отнесена к государственной службе. Так, согласно Федеральному закону «Об обороне» комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации, кроме военнослужащих, осуществляется лицами из числа гражданского персонала, часть которых находится на государственной службе и является государственными служащими, т.е. занимает согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ государственные должности государственной службы.

Государственной также является служба в различных специализированных отраслях и сферах, регулирование которых обычно является системным, охватывающим службу в органах всех уровней или отрасли (сферы) в целом.

Кроме ряда государственных органов, входящих в государственный аппарат, военная служба предусмотрена в специально создаваемых государством организациях — войсках и воинских формированиях, которые непосредственно в государственный аппарат не входят, но призваны решать специальные задачи и реализовывать функции в сфере обеспечения обороны и военной безопасности.

Решение военной организацией государства задач обороны и военной безопасности специфическими военными методами предполагает особый порядок функционирования входящих в нее государственных органов и организаций и исполнения обязанностей объединяемых ими людей посредством исполнения военной службы. Государство определяет необходимость военной службы в тех или иных своих учреждениях, исходя из целей обороны и военной безопасности и необходимости применения военных методов для их достижения.

Военная служба как специфический вид деятельности характеризуется следующими признаками:

— она осуществляется в специфической организации, учреждаемой государством, — военной организации государства (иногда она именуется войском, вооруженной силой, армией);

— государство определяет порядок и условия поступления (привлечения) в военную организацию государства, пребывания в ней и выхода из нее;

— военная организация государства предназначена для участия в военных действиях (войне или ином вооруженном противостоянии) военными методами, предполагающими применение средств вооруженной борьбы;

— государство определяет внутреннее устройство военной организации, порядок управления ею, назначает ее руководителей и устанавливает отличия входящих в нее лиц от остального населения страны.

Однако не всякая деятельность с оружием в руках является военной службой. В противном случае участие лиц, например, в составе незаконных вооруженных формирований также могло бы быть отнесено к указанной специфической деятельности. Данная деятельность должна быть в нормативно определенном порядке уполномочена государственной властью, в России — федеральной государственной властью.

С другой стороны, не всякая уполномоченная государством деятельность с оружием в руках является военной службой. В Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей имеют право на ношение оружия и в законодательно определенных случаях на его применение сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и ряда других организаций. Так, например, сотрудники внутренних дел имеют право на постоянное ношение и хранение табельного оружия, которое вправе применять для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья, для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием, для освобождения заложников и в других случаях, определенных ст. 15 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. N 1026-1.

Ключевым в определении понятия военной службы является ее целевое назначение, т. е. для чего она предназначена, а также указание о возможности применения специальных (боевых) средств и методов.

Военная служба — сложное социальное и правовое явление. Она составляет основу деятельности и функционирования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, входящих в военную организацию государства, охватывает миллионы граждан Российской Федерации.

Деятельность военнослужащих носит государственный характер. Поэтому ей присущи все основные свойства государственной службы: деятельность в составе государственных организаций и органов; военнослужащие, выполняя специфические задачи в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства и общества в целом; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок исполнения и прохождения военной службы определяются государством.

Поскольку военная служба учреждается в организациях, решающих задачи в области военной безопасности государства, постольку она является видом государственной службы. В то же время, являясь разновидностью государственной службы, военная служба имеет исключительно выраженную специфику, которая подчас исключает прямые параллели и аналогию с содержанием понятий «государственная служба» и «государственный служащий», закрепленных в федеральных законах «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ, «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ, что объясняется не столько несовершенством законодательства о военной службе и наличием в нем пробелов, сколько ее предназначением и вытекающим из этого особым порядком поступления на военную службу, ее прохождения и прекращения.

Государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Из этого следует необходимость ее дифференциации по различным направлениям деятельности государства и соответственно дробления ее на виды. Под видом государственной службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обусловливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и организаций и производна от них.

К государственной относится служба, решающая государственно-значимые задачи: обороны, безопасности, охраны общественного порядка, т.е. задачи, которые решаются в интересах всего государства и без решения которых его существование немыслимо. Институт государственной службы в России находится в стадии реформирования.

Военная служба как разновидность федеральной государственной службы характеризуется следующими признаками:

— она исполняется в целях сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения ряда иных функций, отнесенных Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации;

— финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета;

— правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, статус военной службы определяется только федеральным законодательством и исключается возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов Российской Федерации.

Таким образом, военная служба — это особый вид установленной государством на основании федерального закона деятельности человека в специально создаваемых им государственных организациях (войсках, воинских формированиях) и органах, решающих задачи в области обороны и военной безопасности специфическими (военными) методами в целях подготовки к вооруженной защите и защиты Отечества.

2. Функции военной службы. Посредством исполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций, создаваемых в целях обеспечения государственного суверенитета и целостности Российской Федерации. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Однако ведение боевых действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и формализовать в виде боевых уставов и других актов военного управления является задачей не правовой, а военной науки.

Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества. Конституцией Российской Федерации провозглашено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (п. 1 ст. 59). Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т.д.*(106) Однако основными формами защиты Отечества в мирное время является воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву, и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Основной целью военной службы является практическое осуществление функций государства по обеспечению его независимости, государственного суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в области военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.

Военная служба организуется для решения задач государства, осуществления его функций и функций государственных органов и организаций.

В каком соотношении находятся функции и задачи военной службы? Задачи и функции военной службы — понятия соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Задачи военной службы имеют исходное значение по отношению к ее функциям, являются их непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции военной службы представляют собой средство реализации, выполнения ее задач. Задачи военной службы реализуются посредством осуществления ее функций. Как правило, в законодательстве определены задачи государственных организаций и органов и их полномочия, а функции определяются на уровне подзаконного правового регулирования.

Функции государства выполняют все государственные органы, реализующие государственную власть. Функции государства по обеспечению целостности и государственного суверенитета возлагаются как на государственные органы, так и на государственные организации, в которых предусматривается военная служба: Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и некоторые государственные органы. Указанные функции нашли свое закрепление в предметах исключительного ведения Российской Федерации, перечисленных в ст. 71 Конституции Российской Федерации, и соответствующих им функциях государственных организаций и органов, на которые возложена реализация предметов ведения.

Государственная служба в современном понимании сводится к исполнению функций государственного управления, рассматриваемого в широком смысле, т.е. как управленческая деятельность в системе исполнительной, представительной и судебной власти. Военная служба выполняет функции собственно государства — обеспечение его суверенитета и территориальной целостности: оборона, безопасность, охрана границ, общественный порядок и т.д. Функции государственной службы исчерпывающим образом реализуют Конституцию и законы, обеспечивая интересы политики и единства государственной власти Российской Федерации.

Статьи 3 и 4 Конституции Российской Федерации устанавливают для государственной службы функции в части распространения суверенитета Российской Федерации на всю территорию, обеспечения целостности и неприкосновенности территории России, верховенства Конституции России и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Названные функции, включая также функции противодействия присвоению и захвату власти в Российской Федерации либо присвоению властных полномочий и обеспечения законного преследования совершивших такие деяния, можно отнести к конституционно-охранительным функциям (или функциям защиты конституционного строя) государственной службы, которая в каждой разновидности государственной службы (например, военной) реализуется в особой форме.

В то же время не следует отождествлять функции государства и функции государственной службы. Государственные организации и органы в соответствии с их местом в государственном механизме и политической системе имеют свои функции, реализующие их компетенцию, права и обязанности, которые в совокупности с реализацией функций другими структурными элементами государственного аппарата приводят к осуществлению функций государства.

Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий, таких, как, например, правоприменительные, правотворческие, правозащитные, регулирующие и организационные. Указанные функции являются лишь частью, но существенной, осуществляемых государственными органами функций. Функции государственной службы обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой предопределено стоящими перед государством целями, особенностями государственно-служебных полномочий и сферы деятельности государственных служащих. Государственная служба решает задачи государства, выполняет его функции и функции государственных органов посредством осуществления государственной управленческой деятельности.

Управленческий аспект характерен, в частности, и для государственных организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба. Так, управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляют министр обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления ими*(107). Главное командование внутренних войск МВД России управляет внутренними войсками, входящими в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации*(108). Следовательно, военная служба в государственных организациях и органах, в которых она предусмотрена законом, представляет собой системное явление, состоящее из управляющей и управляемой подсистем. Причем управление осуществляется как на федеральном уровне, через специально создаваемый федеральный орган исполнительной власти, так и в самой управляемой системе через специально создаваемые органы управления, которые в Вооруженных Силах Российской Федерации называются органами военного управления.

К общим функциям военной службы можно отнести:

— осуществление государственной кадровой политики и комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом способностей и профессиональных качеств военнослужащих и гражданского персонала;

— формирование и ведение перечня воинских должностей, а также реестра государственных должностей государственной службы из числа лиц гражданского персонала;

— организацию военной службы и гражданской государственной службы гражданского персонала;

— установление социально-правовых условий и гарантий, необходимых для деятельности военнослужащих и гражданского персонала государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба;

— планирование и прогнозирование развития военной службы;

— организацию и методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией), повышением квалификации и стажировкой военнослужащих;

— установление требований к государственным должностям и квалификационных требований к военнослужащим;

— контроль за деятельностью военнослужащих, анализ состояния и эффективности их служебной деятельности;

— координацию деятельности по реализации задач, которые вытекают из нормативных правовых актов, регламентирующих государственно-служебные и военно-служебные отношения;

— координацию разработки проектов нормативных правовых актов по вопросам организации военной службы;

— другие функции, которые можно свести к общим функциям государственной службы (правоприменительной, правотворческой, правозащитной, регулирующей, организационной и др.), т.е. функциям управления.

Специфические функции военной службы отражают специфику деятельности военнослужащих всех государственных организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба. Она нашла отражение в возлагаемых на них обязанностях. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации, которые тесно связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Деятельность военнослужащих находит отражение в исполнении специфических обязанностей военной службы, таких, например, как: участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда; участие в учениях или походах кораблей и др.

В сфере обороны и военной безопасности военная служба осуществляет следующие функции: обеспечение достаточной обороноспособности и военной безопасности государства; борьба с терроризмом; установление и поддержание пограничного режима, охрана Государственной границы и др.

Таким образом, особенность военной службы состоит в исполнении военнослужащими специфических функций, связанных с применением или возможностью применения средств вооруженной борьбы, в целях решения государственными органами и организациями задач в области защиты Отечества (обороны и военной безопасности), закрепленных за ними в нормативном порядке.

Поскольку специфические функции находят свою конкретизацию в деятельности военнослужащих различных государственных органов и организаций, постольку можно вести речь об особенных функциях военной службы, отражающих особенности деятельности военнослужащих при прохождении военной службы в данных государственных органах и организациях.

Так, на военнослужащих внутренних войск МВД России, действующих в составе соединений и воинских частей оперативного назначения, специальных моторизованных соединений и воинских частей, возложено:

— участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в указанных районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления — в их ликвидации;

— участие совместно с органами внутренних дел в принятии мер по усилению охраны общественного порядка и общественной безопасности в районах, примыкающих к районам чрезвычайного положения или районам вооруженных конфликтов;

— участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях;

— участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий и решение других задач*(109).

Военная служба с функциональной точки зрения представляет собой самостоятельные и относительно обособленные виды действий субъектов военно-служебных отношений в целях практической деятельности государственных организаций и органов, в которых она предусмотрена законом.

В связи с разнообразием военно-служебной деятельности с различным объемом полномочий и решаемых задач в различных государственных организациях и органах, в которых она предусмотрена законом, существуют различные виды военной службы.

3. Виды военной службы. Под видом военной службы понимается ее специализация, которая обусловливается задачами и функциями государственных организаций и органов, производна от них. Специализация реализуется в деятельности по исполнению полномочий отдельных государственных органов и выполнению специальных задач отдельными государственными организациями, наделенными для этого специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности военнослужащих.

Войсковую службу военнослужащие проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках Федеральной службы безопасности Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, а также инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и создаваемых на военное время специальных формированиях. Основное функциональное предназначение войск — непосредственная реализация функций государства в целях военной безопасности и обороны государства, связанная с необходимостью подготовки и ведения боевых действий.

По критерию участия в решении задач обороны и безопасности войсковая служба может быть разделена на службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности и обороны государства военными методами, и службу, предназначенную для обеспечения решения задач в сфере обороны и безопасности органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, войсками и воинскими формированиями. Войсковая организация последних необходима, поскольку решаемые ими задачи обеспечения в целях обороны и безопасности также могут быть осуществлены в результате применения военных методов и средств вооруженной борьбы.

Военную службу военнослужащие проходят также в отдельных государственных органах: Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

Функциональное предназначение государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, — обеспечение полномочий высших органов государственной власти в целях решения задач в области обороны и безопасности, для чего указанные органы наделяются специальной компетенцией.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» содержит исчерпывающий перечень государственных органов и организаций, в которых исполняется военная служба. На граждан, проходящих в них военную службу, т.е. военнослужащих, распространяется особый статус, который определяется Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и которого не имеют служащие иных государственных органов. Таким образом, по функциональному назначению военная служба делится на войсковую службу и службу в государственных органах.

Исполнение военной службы осуществляется в соответствии с действующим российским законодательством в результате добровольного поступления на нее по контракту и реализации воинской обязанности — призыва на военную службу. Следовательно, военная служба по способу поступления на военную службу и порядку ее прохождения делится на военную службу по призыву и военную службу по контракту. Исходя из оснований зачисления на военную службу, условий и порядка ее прохождения, военнослужащие объединены в две группы (категории): военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

Военная служба классифицируется по ее формам: военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин; военная служба прапорщиков и мичманов; военная служба офицеров. Указанная классификация основана на составах военнослужащих, установленных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 46) в зависимости от уровня военной (военно-специальной) подготовки, характера занимаемых должностей, существующих воинских званий.

Военная служба классифицируется также по ведомственному признаку, т.е. видам государственных организаций и органов, в которых исполняется военная служба.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]