Американский броневик М 1117 фото как смена Хаммера


Помираю, как жить охота!

С момента ввода войск коалиции в Афганистан и Ирак остро встал вопрос о защите средств передвижения. Боевикам куда удобнее не отстреливать морпехов или пехоту в открытом бою, а подорвать грузовик или «Хаммер» с бравыми парнями из Арканзаса или Техасщины.
Естественно, министерство обороны США забило тревогу и начало скупать все доступные на тот момент MRAP. Одним из поставщиков была , которая смогла поставить в войска в том числе бронемашину M-ATV.

Однако вскоре «зоопарк» из различной техники стал окончательно напрягать военных, и было объявлено о проведении тендера на поставку единой защищённой машины для всех родов войск, которая заменит в войсках лёгкие «хаммеры». Борьба была яростной: за кусок пирога с контрактами на поставку более 49000 MRAP для армии и около 9000 для Корпуса морской пехоты США первоначально боролось около десятка компаний. Победителем стала «Ошкош» со своим новым броневиком L-ATV (Light All-terrain Vehicle — «лёгкий вездеход»), который в серию пошёл под наименованием JLTV — (Joint Light Tactical Vehicle — «единая лёгкая тактическая машина»).

Количество исков, судебных разбирательств и подковёрной борьбы в процессе проведения закупки «радовало» всех окружающих просто неимоверно.

Тем не менее в 2022 году первые машины поступили в 10-ю горную дивизию в Форт Драм, затем в 173-ю воздушно-десантную бригаду в Европе и в части корпуса морской пехоты. Интерес к проекту стали проявлять такие мощные военные государства как Великобритания, Словения, Литва… Хорошо же?

Американские бронетранспортёры

Американские бронетранспортёры

Полугусеничные бронетранспортёры М2 и М3

М2

Основоположником американского семейства полугусеничных машин принято считать Half-Track Т1, построенную в 1932 г. фирмой James Gunniagham and Song в Рочестере (штат Нью-Йорк). В октябре 1940 г. на вооружение армии США приняли образец Т14 — полугусеничный БТР под обозначением М2 Half-Track Саг. После некоторых доработок его стали выпускать как М3 Half-Track Personel Carrier для перевозки личного состава.

М2 был спроектирован и изготовлен на базе агрегатов гражданских грузовых автомобилей с использованием двигателя в сборе со сцеплением и коробкой передач, мостов, рулевого управления, агрегатов и приборов электрооборудования. Однако гусеничный движитель разрабатывался специально для БТР. Он состоял из двух передних ведущих колёс, двух направляющих колёс с натяжным механизмом, двух поддерживающих катков, восьми сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами. Гусеничная лента шириной 300 мм изготавливалась из металлических пластин, соединённых шарнирно. На пластины с обеих сторон была навулканизирована неразъёмная резиновая лента. На наружной поверхности гусеницы имелись грунтозацепы, на боковой — выступы для крепления траков противоскольжения. С их помощью М2 мог преодолевать снежный покров глубиной до 0,5 м.

Полугусеничный бронетранспортёр М2 Half-Track Саг. Форт Беннин, США, 1940 г.

Изменение направления движения осуществлялось только поворотом передних колёс. Ножной тормоз действовал одновременно на них и на ведущие колёса заднего моста. Имелся и ручной тормоз. Все органы управления и контрольные приборы машины были чисто автомобильными. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель White 160АХ мощностью 147 л.с. также ранее использовался на пятитонных грузовиках White WC23PLT (4×2) и на других машинах этого типа.

Корпус бронетранспортёра — открытого коробчатого типа, клёпанный из листов броневой стали на каркасе из уголков, монтировался на раме шасси автомобиля. Машина имела классическую капотную компоновку.

В отделении управления слева размещался водитель, справа — командир машины. В десантном отделении могли находиться два остальных члена экипажа и шесть человек артиллерийского расчёта или шесть пехотинцев с полной выкладкой.

Бронетранспортёр снабжался грузовой лебёдкой с тяговым усилием свыше 4,5 т, которая приводилась в действие от коробки передач через механизм отбора мощности. Часто вместо лебёдки ставился подрессоренный буферный барабан диаметром 310 мм, помогавший преодолевать рвы и траншеи шириной до 1,8 м.

При движении по шоссе М2 мог развить скорость до 70 км/ч при расходе бензина 69 л на 100 км пути.

Вооружение бронетранспортёра состояло из 12,7-мм пулемета Browning М2НВ, 9-мм пистолета-пулемёта, 10 гранат, 14 противотанковых мин. По бортам корпуса сверху проходил рельс для установки ещё одного-двух 7,62-мм пулемётов Browning М1917А1 или М1919А4. Связь обеспечивалась коротковолновой и ультракоротковолновой, радиостанциями SCR-506 или SCR-508, -608, -610 на дальности до 16 км и до 1 км соответственно.

Бронетранспортёр М2 служил в основном в качестве артиллерийского тягача, предназначенного для буксировки полевых орудий, или машины для перевозки боеприпасов. БТР М2 мог буксировать орудия массой до 3,5 т по шоссе со скоростью 36 км/ч.

В период с 1941 по 1943 г. бронетранспортёр выпускался фирмой White, изготовившей 8423 машины, и фирмой Autocar, выпустившей 2992 единицы.

В СССР по ленд-лизу поступило М2 — 342 единицы и М3 — 2 (по другим сведениям — 4).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР М2

Масса, т: 7 809.

Экипаж, чел.: 4.

Десант, чел.: 6 — 8.

Габариты, мм: длина — 5003, ширина — 2540, высота — 2235, колея — 1930, клиренс — 285.

Вооружение: один 12,7-мм пулемёт Browning М2НВ, один-два 7,62-мм пулемёта Browning М1919А4 или М1917А1.

Бронирование, мм: лобовая броня — 12,7, борта и корма — 6,35.

Двигатель: четырёхтактный бензиновый White 160АХ с жидкостным охлаждением, мощность 147 л.с.

Трансмиссия: четырёхскоростная коробка передач с демультипликатором, двойной дифференциал.

Ходовая часть: передний мост — колёсный ведущий, задний мост — ведущий гусеничного хода, четыре сдвоенных опорных катка на борт, ведущее колёсо переднего расположения.

Скорость, км/ч.: по шоссе — 69. Запас хода, км: по шоссе — 290.

Полугусеничные бронетранспортёры М5 и М9

Бронетранспортёр М3 на маневрах в учебном центре Disert Training Center в Калифорнии. США, осень 1941 г.

К концу 1942 г. фирмы, выпускавшие БТР М2 и М3, не успевали обеспечивать растущие потребности армии. К производству подключилась ещё одна фирма International Harvester Company (IHC). С декабря 1942 г. она стала изготовлять бронетранспортёры М5 и М9. Они сохранили общую компоновку и форму корпусов М2 и М3, отличались лишь постановкой тех узлов и агрегатов, что выпускала сама эта фирма. Так, на машинах появились карбюраторный двигатель IHC RED-450-B мощностью 141 л.с., передний и задний мосты — IHC 1370 и RHT-1590, в трансмиссии заменили дифференциалы, поставили новую коробку передач.

Кроме того, корпус машин стал сварной из листов катаной гомогенной стали, поддававшейся прессовой обработке. Однако по пулестойкости гомогенная сталь уступала броне с поверхностным цементированием. Поэтому толщину лобового листа довели до 16 мм, а бронелистов корпуса —до 8 мм. Увеличение массы машины потребовало установки более мощных осей, усиления рамы и элементов подвески.

Всего фирма IHC выпустила 4625 единиц М5 и 2026 — М9. Но эти БТР не использовались в армии США. Они ушли на поставки союзникам по ленд- лизу. Основная причина: новые агрегаты фирмы IHC отличались от стандартных, применявшихся на М2 и М3. Поэтому 5238 бронетранспортёров переправили в Англию, где они служили буксировщиками артиллерийских орудий, а также штабными и санитарными машинами.

В Советский Союз по ленд-лизу был поставлен 401 бронетранспортёр М5 и 413 — М9. Большинство их распределили в артиллерийские подразделения, где они в основном использовались для буксировки 85-мм зенитных орудий и 100-мм противотанковых пушек. Около 120 транспортёров поступили в бронетанковые войска в качестве разведывательных, штабных и командных машин.

Десантные гусеничные машины

Погрузка плавающей гусеничной машины-амфибии LVT-4 на судно

Landing Vehicle Tracked (LVT) — так в ВМФ США назвали гусеничные плавающие машины-амфибии. Основная их функция заключалась в доставке десанта с корабля на берег. Считалось, что при этом 80% времени амфибии должны проводить на воде и лишь 20% — на суше, высаживая морских пехотинцев на занимаемые позиции и поддерживая их огнём пулемётов.

Начиная с лета 1941 г., когда была выпущена первая серийная партия LVT, американцы создали целое семейство таких машин. Это транспортёры LVT-1, -2, -3, -4, усовершенствованные LVTP-5, -6, плавающие танки LVT(A)-1, -2, -4, -5, варианты с ракетными установками, самоходные огнемёты, плавающие ремонтно-эвакуационные машины, зенитные установки. Причём все они выпускались в немалых количествах. Так, например, в армию поставили 1225 транспортёров LVT-1, около 3000 — LVT-3, более 500 — бронированных LVT(A).

LVT-2 приняли на вооружение в 1942 г. Это была небронированная машина с корпусом обтекаемых обводов, хотя и имевшим «корытообразную» форму. Для обеспечения надёжной плавучести и лучшей остойчивости по бортам машины крепились металлические секционные понтоны. В её носовой части, в закрытой рубке, находилось отделение управления, в средней — размещался десант, в корме — силовая установка. Гибким карданным валом, проходящим через весь корпус, двигатель соединялся с силовой передачей, смонтированной в самом носу. Таким образом, ведущие колёса с зубчатыми венцами оказались впереди, направляющие колёса — сзади. Ходовая часть имела по каждому борту 11 опорных катков на качающихся рычагах, прикреплённых к понтонам корпуса; первый и последний катки были приподняты для удобства входа в воду и выхода на берег.

LVT при морских перевозках устанавливались на палубе вплотную

Солдаты 3-го батальона 88-й пехотной дивизии армии США на LVT-4 переправляются через реку По в Италии. 24 апреля 1945 г.

Корпус машины — сварной из стальных листов, внизу к нему приваривалась рама, на которой монтировались силовые агрегаты и механизмы. Общая масса LVT-2 составляла почти 14 т.

Особенностью американских плавающих транспортёров являлось отсутствие гребного винта и рулей поворота. Движение осуществлялось посредством гусениц. Они состояли из звеньев с двумя траками, один из которых был снабжён водо-грунтозацепом — съёмной лопаткой, но, поскольку на суше они быстро изнашивались, их приходилось часто заменять. Поворот производился торможением или полной остановкой одной из гусениц. Отличались машины и весьма малым удельным давлением на почву: оно составляло всего 0,6 кг/см2, что обеспечивало им проходимость даже по болотистым берегам.

Двигатель для LVT-2, как и агрегаты трансмиссии, взяли от лёгкого танка «Стюарт» M3А1. Это был верный ход: бензиновый, карбюраторный Continental W670-9A к этому времени хорошо себя зарекомендовал, а «стюарты» тогда уже снимались с вооружения. Его мощность — 250 л.с. — позволяла двигаться транспортёру со скоростью по воде до 12 км/ч, а по суше — до 32 км/ч.

Экипаж машины состоял из трёх человек: командира, механика-водителя и его помощника; их места находились в рубке. Десантное отделение вмещало 24 морских пехотинца или 2,5 — 3 т груза. На вооружении имелись два-три 7,62-мм пулемёта и один 12,7-мм пулемёт.

LVT-2 серийно выпускались с начала 1943 и до конца 1944 г. Всего изготовили более 2962 единиц. Они находились на вооружении Корпуса морской пехоты и в войсковых подразделениях армии США.

Боевой путь амфибий начался со штурма острова Гуадалканал в августе 1942 г. В послевоенное время они принимали участие в войнах в Корее и французском Индокитае.

Союзникам было передано около 100 машин LVT-2, из них лишь 5 поступило в СССР по ленд-лизу.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕСАНТНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ LVT-2

Масса, т: 13 721.

Экипаж чел.: 3.

Десант, чел.: 24.

Габаритные размеры, мм: длина — 7970, ширина — 3251, высота — 2640, клиренс — 460.

Вооружение: один 7,62-мм пулемёт Browing М1919А4, один 12,7-мм пулемёт Browing М2НВ.

Двигатель: Continental W-670-9A, бензиновый воздушного охлаждения, мощность 250 л.с.

Трансмиссия: пятискоростная синхронизированная коробка передач, двойной дифференциал.

Ходовая часть: 11 опорных катков и два поддерживающих на борт, заднее расположение ведущего колеса, в гусенице 73 трака, ширина 362 мм.

Скорость, км/ч: по суше — 32, по воде —12.

Запас хода, км: по суше — 480, по воде — 320.

Преодолеваемые препятствия, м: высота стенки — 0,9, ширина рва — 1,5, угол подъёма, град. — 30.

Разведывательный бронетранспортёр M3А1 Scout Саг

M3А1

Одновременно с созданием полугусеничных транспортёров в США занимались разработкой бронеавтомобилей, в функции которых входили не только перевозки личного состава подразделений, но и возможность ведения разведывательных действий. Первый прототип такого автомобиля под индексом М1 был представлен в 1934 г. фирмой White Motor Company на шасси 1,5-тонного полноприводного грузовика. Корпус его снабдили бронёй, вооружили четырьмя пулемётами. Двигатель имел мощность 75 л.с.

Продолжая работу по усовершенствованию проекта, фирма в 1938 г. предложила новый вариант машины с двигателем Hercules мощностью 110 л.с. и также с приводом на четыре колеса. Корпус был открытый, сварной из броневых листов. Лобовой лист капота расположили под наклоном. В бортах спереди установили двери для ускорения высадки экипажа. В кузове могли размещаться шесть пехотинцев, боеприпасы, радиостанция.

По бортам корпуса укрепили рельс, по которому можно было перемещать 12,7-мм пулемёты М2 и 7,62-мм — М1919А4. Кроме того, в центре кузова поставили тумбу с турелью для ведения зенитной стрельбы.

Подрессоренный барабан перед радиатором помогал преодолевать встречные преграды.

В армии США бронетранспортёр получил индекс M3А1 Scout Саг (автомобиль-разведчик «Скаут Кар»). Серийный выпуск продолжался с 1941 по 1944 г. Эти машины были одними из самых распространенных в годы войны. Их изготовили более 20 918. В 1942 —1945 гг. «скауты» состояли также на вооружении английской, австралийской, французской, новозеландской, китайской армий. Впервые они стали участвовать в боях в декабре 1941 г. на Филиппинах.

В СССР по ленд-лизу с 1942 г. поставили 3034 бронетранспортёра. Их включали, в основном в состав разведывательных рот танковых, механизированных и мотострелковых бригад — по 3 — 4 машины в роте, в разведбатальоны корпусов — по 6 — 8. В мотоциклетном полку армий находилось 13 —16 машин, в первом эскадроне кавалерийских полков —15. Кроме того, «скауты » получали артиллерийские части.

Легкие бронетранспортёры M3А1 «Скаут Кар» состояли на вооружении РККА все 1940-е гг.

Бронетранспортёр M3А1 Scout Car на Абердинском полигоне. США, 1941 г.

Кабина M3А1. Впереди на рельсе корпуса установлен пулемёт Browning, за сиденьями — стойка радиоантенны

Разведподразделение на M3А1 выдвигается на позицию. 2-й Украинский фронт, июль 1944 г.

Тактико-технические характеристики бронетранспортёра M3А1

Масса, кг: 5624.

Экипаж, чел.: 8.

Габаритные размеры, мм: длина — 5619, ширина —1962, высота — 2111, клиренс — 301.

Вооружение: один пулемёт калибра 12,7 мм Browning М2НВ, один пулемёт калибра 7,62 мм Browning М1919А4.

Боекомплект, патронов: 600 — калибра 12,7 мм, 8000 — калибра 7,62 мм.

Бронирование, мм: лобовая броня — 12,7, бортовая — 7,62 мм, кормовая — 6,35.

Двигатель: 6-цилиндровый Hercules, карбюраторный жидкостного охлаждения, мощность 110 л.с.

Трансмиссия: четырёхскоростная коробка передач, двухступенчатый демультипликатор, двойной дифференциал.

Ходовая часть: колёсная формула 4×4, подвеска на полуэллиптических листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами.

Скорость, км/ч: 88.

Запас хода, км: 360.

Преодолеваемые препятствия, м: высота стенки — 0,36, глубина брода — 0,7, угол подъёма, град. — 30.

Да, но нет

Вскоре в офис стали поступать отчёты об использовании первых экземпляров. Почему-то не всегда цензурные и часто содержащие фразу «непригодное к эксплуатации…».

В чём же причина такой реакции?

JLTV по контракту поставляются в двух- (грузовой вариант) и четырёхдверной версиях, каждая из которых, в свою очередь, может быть изготовлена в базовом варианте, в качестве машины огневой поддержки и машины для ближнего боя. Для начала военные жаловались на крайне неудачный обзор из автомобиля с большим количеством «слепых зон» — даже по сравнению со старичком «Хамви». Те, кто хоть раз сидел в военной версии сего чуда американского автопрома (в котором, для примера, обзор задней полусферы возможен только пулемётчику в башне стрелка), понимают: умудриться сделать ещё хуже — надо постараться!


(Фото: Oshkosh)

Отмечаются проблемы с внутренним пространством: перелезть с одного сиденья на другое или достать что-нибудь из багажного отделения становится чем-то из разряда эквилибристики. А перезарядка тяжёлого вооружения на машине огневой поддержки превращается во что-то уже совсем неприличное.

Конфигурация JLTV для ближнего боя не обеспечивает нужной эффективности огня даже на полигоне, не говоря уже о боевых действиях. Самые большие нарекания шли по ней как по «наиболее бесполезной» среди всей линейки машин. Доходило до смешного: усиленные бронированные двери в ходе частой эксплуатации стало… заклинивать, тем самым запирая личный состав внутри большой железной мишени для ПТРК, не прибавляя солдатской любви к этому автомобилю.

И самый пикантный момент: поддерживать нормальное техническое состояние новой техники невозможно без… сервисного представительства заказчика или аффилированных с ним компаний-подрядчиков. Военные ремонтники просто отстранялись от дел красивой бумагой «контракт на сервисное обслуживание» с кучей нулей — и особыми надбавками для производителя за работы, проводимые в зоне боевых действий.


(Фото: Oshkosh)

Кто сказал «коррупция»? Это же Америка! Здесь это невозможно! Просто так совпало.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]