Авиалайнер Boeing 757-200: десятилетия успешной эксплуатации


Boeing 757 авиакомпании Icelander. Самолет имеет законцовки на крыльях – у ранних лайнеров их не было Американские самолеты «Боинг», можно увидеть в аэропортах всего мира. Наиболее распространенным из них является «семьсот тридцать седьмой», самым узнаваемым – громадный четырёхмоторный «Джамбо Джет», а вот Boeing 757 такую известность не получил. Правда, однажды он всё-таки попал в поле зрения журналистов. Это произошло 11 сентября 2001 года, когда сразу два таких лайнера были захвачены террористами, но едва ли подобная «реклама» могла пойти кому-то на пользу. Между тем Boeing 757 – вполне удачный самолет, что был «размножен» более чем в тысяче экземпляров, многие из которых всё еще находятся в эксплуатации. Один из таких «Боингов» принадлежит нынешнему президенту США — Дональду Трампу.

История разработки пассажирского самолёта Boeing 757

В середине 70-х годов прошлого века авиастроительная корпорация «Боинг» производила два типа узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров. Это были модели Boeing 727 и 737. Оба самолета не были безупречными, и заказчики относились к ним неоднозначно.

Следует учитывать, что первое поколение «семьсот тридцать седьмых» было довольно шумным и «прожорливым», что воспринималось крайне негативно на фоне последствий «нефтяного кризиса» тех лет. Boeing 727 и вовсе устарел: его конструкция выглядела архаичной.


Boeing-737 и 757 одновременно заходят на посадку

Учитывая всё это, руководство корпорации приняло решение о разработке нескольких новых самолётов, получивших предварительное обозначение Model 757, 767 и 777. Официальное сообщение об этом было опубликовано в начале 1978 года. Через несколько месяцев после этого, в августе, концерн получил два первых заказа от компаний Eastern AirLines и British Airways, пожелавших приобрести в общей сложности сорок единиц Boeing 757.

19 февраля 1982 года новый авиалайнер впервые поднялся в воздух. Программа испытаний успешно завершилась в декабре того же года. Самолет был сертифицирован сначала в США, а спустя месяц — в Англии. В этот же период времени начались поставки машины заказчикам.

В 1984 году успешно прошёл сертификацию Boeing 757 с двигателями «Pratt & Witney» PW2037. Первым покупателем этой модификации стала компания Delta Air Lines. В дальнейшем авиалайнеры «Боинг 757-200» получили более мощные моторы — PW2040.

Строительство самолета продолжалось вплоть до 2004 года, причем последние несколько лет выпускалась модификация с удлиненным фюзеляжем и увеличенной вместимостью салона. Всего же было выпущено 1050 машин. С коммерческой точки зрения самолет себя полностью оправдал, его эксплуатируют и сегодня.

Ссылки

  • Реактивные
    • 367-80
    • 707
    • 720
    • 717
    • 727
    • 737
    • (Classic
    • Next Generation)
    • 747
    • (
    • 400
    • Dreamlifter
    • )
    • 757
    • 767
    • 777
    • 787
    • Boeing Business Jet
    В разработке
    • 737 MAX
    Перспективные
    Отменённые
    • 2707
    • 7J7
    • New Large Airplane
    • Sonic Cruiser

Описание и техническая характеристика

По своему внешнему виду Boeing 757 мало отличается от многих других пассажирских авиалайнеров, выделяясь лишь своими размерами, в первую очередь — длиной.


Модель самолета Boeing 757 в масштабе 1:200

Выбранная для «Боинг 757 200» схема аэродинамики ныне стала традиционной, однако, в 70-е годы она была довольно необычной. Это самолет с одним килем, низким расположением стреловидного крыла и стабилизаторов. Силовая установка включает в себя два турбовентиляторных двигателя. Расположены они под крыльями. Поперечное сечение фюзеляжа такое же, как на Boeing 727, а вот длина на 5,97 метра больше, чем у старого лайнера.

Широкое применение электронного оборудования, в состав которого входит два бортовых компьютера и усовершенствованная инерциальная система отсчета, позволило заметно упростить управление самолетом и сократить расход топлива. По сравнению с ранними «семьсот тридцать седьмыми», экономия составляла до 45%. Из состава экипажа исключен бортинженер, кабина сделана двухместной, за исключением единичных специальных модификаций.

Фотогалерея

Летные характеристики Boeing 757

Авиалайнер выпускался в трёх основных модификациях. Их эксплуатационные и летные параметры несколько отличаются:

Boeing 757-200Boeing 757-200FBoeing 757-300
Взлетный вес (максимальный)115,9 тонн115,9 тонн123,6 тонны
Вес пустого самолета58,44 тонны52,43 тонны64,34 тонны
Ширина (по сечению фюзеляжа)3,7 м3,7 м3,7 м
Размах крыльев38,05 м38,05 м38,05 м
Длина самолета47,32 м47,32 м54,47 м
Потолок (служебный)42 000 футов (т.е. 12 800 м)42 000 футов42 000 футов
Крейсерская скорость850 км/ч850 км/ч850 км/ч
Максимальная дальность7 275 км5 834 км6 421 км
Объем топливных баков43 490 литров42 680 литров43 400 литров
Количество пассажировОт 200 до 239От 200 до 239От 243 до 295


Boeing 757-200F – транспортный вариант авиалайнера
Первоначальная взлётная масса самолета «Боинг 757-200» составляла 99,8 тонн, а в последующем эта характеристика постепенно возрастала, что объясняется, видимо, первоначальной недооценкой потенциальной грузоподъемности машины, а также увеличением мощности моторов.

В России

Самолёты Boeing 757 входят в парк следующих российских авиакомпаний (2014 год):

  • Azur Air (Катэкавиа) — 9 самолётов (вместимость 238 пассажиров)[5]
  • ВИМ-Авиа — 8 самолётов (вместимость до 220 пассажиров)[6]
  • Ай флай — 2 самолёта (вместимость до 221 пассажиров)[7],[8]
  • Абакан-Авиа (Royal Flight) — 5 самолётов (вместимость от 224 до 235 пассажиров)[9]
  • Якутия (авиакомпания) — 2 самолёта (вместимость 191 пассажир) и 2 грузовых Boeing 757-200F

Схема салона и расположение мест

Внутренняя компоновка Boeing 757 осуществлялась в соответствии с пожеланиями заказчиков. Из-за этого на двух внешне одинаковых авиалайнерах 757 200 схема салона может быть совершенно различной.

Первоначальный вариант предусматривал наличие бизнес-класса, размещенного в передней части самолета и состоявшего из двадцати двух мест. Кресла устанавливались по схеме 2х2, в шесть рядов по левому борту лайнера и в пять – по правому.

Непосредственно за отделением бизнес-класса находятся два туалета (по обе стороны от центрального прохода). В средней части лайнера установлено 17 рядов кресел, по схеме 3х3. Два дополнительных места, размещенных по правому борту, вынесены чуть вперед по отношению к остальным. Непосредственно за этим отделением находятся еще два туалета.

В хвостовой части самолета – еще 9 рядов кресел эконом-класса, а за ними – бортовая кухня. Стоит упомянуть также о пятом туалете – он находится непосредственно за кабиной пилотов, по левому борту самолета.


Схема салона «Боинг 757 200» в варианте с бизнес-классом и пятью туалетами

Кроме того, имеется несколько вариантов компоновки салона, полностью состоящего из мест эконом класса:

  1. VQ-BOO. Количество туалетов сокращено до четырех: один возле кабины пилотов и три – между центральным и хвостовым отделением. Кресла установлены в 41 ряд, вместимость — 235 человек;
  2. VQ-BLM. Тоже 4 туалета, но размещены они иначе – один по левому борту между носовым и центральным отделением, один у кабины пилотов и два перед хвостовым отсеком. Кресла установлены в 40 рядов, вместимость – 238 человек;
  3. VQ-BTM (а также VQ-BTN). Количество туалетов – 4. Два из них находятся в носовой части самолета (один за другим по левому борту), еще два – в самом хвосте, по обе стороны от прохода. На 39 рядах кресел могут разместиться 230 пассажиров;
  4. VQ-BTR и VQ-BTB. Туалеты размещены между центральной и хвостовой секцией, а также в носовой части самолета, всего их 4. Кресла установлены в 40 рядов, вместимость — 235 человек;
  5. VQ-BRL. Туалетов всего три: два между центральным и хвостовым отделением, один – возле кабины пилотов. Имеется 40 рядов кресел, количество пассажиров – до 238.


Схема «одноклассной» компоновки салона «Боинг 757-200», варианты VQ-BTB и VQ-BTR

Наибольшей вместимостью обладал Boeing 757-300. Таких самолетов было произведено сравнительно немного.

Лучшие места

Если не считать бизнес-класса, самыми комфортабельными во всех вариантах компоновки считаются кресла, расположенные в переднем ряду каждого из отделений салона. Именно там имеется больше всего свободного пространства. При этом нужно иметь в виду, что на 1-м и 11-м рядах в компоновке VQ-BTB и VQ-BTR отсутствуют иллюминаторы, что нравится далеко не всем. Такой же особенностью обладает и 9-й ряд в салонах VQ-BTN и VQ-BTM – он тоже передний в своей секции (центральной), но у него нет «окон».

Хорошие места

Основная часть кресел во всех вариантах компоновки салона «Боинг 757 200er» обеспечивает приблизительно одинаковый уровень комфорта. Пространства не так много, как на передних рядах, но вполне достаточно для полноценного отдыха во время полета.

Плохие места

Неудобными считаются места, расположенные в задних рядах каждой из секций. Пассажиры, находящиеся там, не могут полностью откинуть спинку кресла. Кроме того, такие места соседствуют с туалетом, что создаёт дополнительный шум и суету. Чтобы заранее узнать о том, не является ли предложенный ряд последним в секции, полезно еще раз взглянуть на схему салона непосредственно перед покупкой билета.


Схема «одноклассной» компоновки салона «Боинг 757-200», варианты VQ-BTM и VQ-BTN

Каждому лайнеру — своё имя

В 2016 году компания поддержала начинание Ростелекома — предложившего Аэрофлоту давать своим самолётам названия городов. Так все 69 судов получили имена собственные. У боинга 737-800 гербы городов размещаются на носовой части под кабиной пилотов, а названия на бортах. Левый носит русское имя, правый — английское.

Сводная таблица соответствия имён бортовым номерам

Бортовой номерИмя собственноеСлужит в компании
Первая группа
VQ-BJXАстрахань16 лет
VQ-BSSБарнаул11 лет
VP-BODБелгородновый
VP-BOBБрянскновый
VP-BGRГрозный1 год
VQ-BWJКалининград2 года
VQ-BPXМахачкала10 лет
VP-BGQОренбург1 год
VP-BOAПятигорск1 год
VQ-BSRТюмень11 лет
Вторая группа
VP-BUSГатчина3 года
Третья группа
VQ-BUFРязань11 лет
VQ-BUEПенза11 лет
Четвёртая группа
VQ-BVVКемерово3 года
VQ-BVUКраснодар3 года

Безопасность полетов

За все годы эксплуатации, в результате различных катастроф разбилось 10 самолетов Boeing-757. В шести случаях это повлекло за собой значительные человеческие жертвы. Наибольшую известность получили события 11 сентября 2001 года, когда террористы захватили сразу два Боинга 757, работавших на внутриамериканских авиалиниях. Один из них врезался в здание Пентагона, а второй рухнул на землю в штате Пенсильвания. При этом погибло 233 человека, из которых на борту авиалайнеров находилось 108.

Еще одной громкой катастрофой стало столкновение над Боденским озером, когда транспортный Boeing 757 врезался в российский Ту-154, на котором летели 69 человек, в основном – дети. Причиной этой страшной катастрофы стала грубая ошибка диспетчера.

В то же время самые «настораживающие» инциденты с участием этого же самолета упоминаются реже. Оба они произошли в 1996 году: 6 февраля Boeing 757 упал в воды Атлантики, погубив всех пассажиров и членов экипажа (всего 189 человек), а 2 октября однотипный самолет рухнул в Тихий океан. Все 70 человек, находившихся на борту, погибли.

Причиной обеих катастроф стала неисправная работа измерителя скорости командира воздушного судна. Показания этого прибора не совпадали с теми, которые отображались на панели второго пилота. В результате бортовая электроника «запуталась», а экипажи не сумели разобраться в ситуации. Оба самолета вошли в штопор и разбились. Позднее виновными признали тех, кто обслуживал лайнеры на земле, но эти случаи показали, что бортовое оборудование слишком чувствительно к внешним воздействиям.


Место крушения Boieng 757, врезавшегося в здание Пентагона

Аварии и катастрофы

По состоянию на 10 января 2022 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 10 самолётов Boeing 757. Также было 12 попыток угона, при этом погибли 108 человек. Всего в этих происшествиях погибли 575 человек.

ДатаБортовой номерМесто катастрофыЖертвыКраткое описание
02.10.1990 B-2812 Гуанчжоу82+46/122Ожидал взлёта, столкнулся с рухнувшим на полосу Boeing 737.
06.04.1993 н.д. Тайбэй0/200Попытка угона.
25.07.1993 н.д. Джибути0/134Был угнан двумя эфиопскими солдатами, вооружёнными фальшивой гранатой.
02.08.1993 N508UA Денвер0/164Жёсткая посадка из-за ошибок экипажа.
23.01.1994 н.д. Рим0/43Был угнан эфиопцем, недовольным политической ситуацией в стране.
25.04.1994 н.д. Сана0/148Был угнан эфиопцем, вооружённым игрушечным револьвером.
25.11.1994 N413UP Талса0/2Грузовой рейс. При посадке зацепил ВПП хвостовой частью.
20.12.1995 N651AA Кали159/163Разбился в горах, экипаж выбрал неверный пункт ориентировки.
06.02.1996 TC-GENАтлантический океан189/189Упал с эшелона. Датчик скорости был заблокирован гнездом песочной осы несколько дней до полёта и давал неверные показания.
02.10.1996 N52AWТихий океан70/70Упал с эшелона. Датчики на левой плоскости крыла были заклеены изоляционной лентой, которую забыли снять после мойки самолёта.
10.03.1997 B-27001 Сямынь0/162Был угнан захватчиком, который хотел получить политическое убежище в КНР.
24.12.1997 PH-TKC Амстердам0/213При посадке приземлился в 3 километрах после ВПП и загорелся.
01.01.1998 G-WJAN Пуэрто-Плата0/228Ударился хвостовой частью о ВПП после посадки.
22.02.1999 N682DA Цинциннати0/132Во время взлёта в двигатели затянуло стаю птиц.
14.09.1999 G-BYAG Жирона1/245Во время жёсткой посадки в ливень повредил стойку шасси, выкатился за пределы ВПП и разрушился.
27.07.2000 н.д. Нью-Йорк0/150Попытка угона.
11.09.2001 N644AA Вашингтон125+64/64Захвачен террористами. Врезался в здание Пентагона.
11.09.2001 N591UA Шанксвилл44/44Захвачен террористами, летел в Вашингтон. Разбился в поле после того, как пассажиры вступили в борьбу с террористами.
02.03.2002 N589UA Сиэтл0/89Во время подготовки к взлёту в самолёт врезался антиобледенительный грузовик.
01.07.2002 A9C-DHL Боденское озеро69+2/2Грузовой рейс. Столкнулся в воздухе с Ту-154 из-за ошибки авиадиспетчера.
17.11.2002 4X-EBS Стамбул0/89Попытка угона.
28.11.2002 4X-BAW Момбаса0/271Террористы выпустили по самолёту две ракеты «земля-воздух», но они пролетели мимо.
19.01.2003 N550NW Нью-Йорк0/1Во время ремонта в него врезался A319.
02.02.2003 н.д. Фучжоу0/160Попытка угона.
07.03.2008 н.д. Ланьчжоу0/н.д.Пассажирка пыталась поджечь самолёт.
07.03.2013 N698DL Атланта0/148Зацепил хвостовой частью ВПП при посадке.
13.12.2013 N202UW Амстердам0/н.д.Столкнулся крыльями с Boeing 737-800.
15.09.2014 N654A Майами0/172При посадке задел хвостом ВПП, был повреждён и списан.
22.10.2014 N67171 Миннеаполис0/190Во время руления на ВПП столкнулся крыльями с E-170.
26.02.2015 C-GIAJ Ньюфаундленд и Лабрадор0/2Грузовой рейс. Едва избежал выкатывания с покрытой льдом ВПП.
10.04.2017 G-LSAI Аликанте0/238Ударился хвостовой частью о ВПП.
17.08.2017 VQ-BTN Анталия0/н.д.Через несколько минут после взлёта, из-за технических неполадок в салоне резко снизилось давление. Пилот успешно вернул самолёт в аэропорт вылета.
09.11.2018 N524AT Джорджтаун1/126Выкатился за пределы ВПП после аварийного возврата в аэропорт.
28.11.2018 N757AF Нью-Йорк0/0Борт президента США. Рулящий Bombardier Global Express зацепил хвостом крыло стоящего 757-го. Самолёт был восстановлен.

Плюсы и минусы Боинга 757

Для своего времени Boeing 757 являлся очень передовым самолетом. В частности, он обладает следующими преимуществами:

  1. Низкий расход топлива. Этот плюс был наиболее заметен при сравнении с более ранними моделями, но и впоследствии Boeing 757 сохранил за собой репутацию экономичного самолета;
  2. Высокий уровень безопасности полетов. Несмотря на несколько катастроф, в целом самолет показал себя очень надёжным. Аварийность снизилась по сравнению с «Боингом-727» почти в десять раз;
  3. Большая вместимость салона.

Из недостатков самолета можно отметить несколько странный подход к внутренней компоновке. Схема салона «Боинг 757 200» неоправданно многообразна. Она зачастую несимметрична, что вносит лишнюю путаницу при покупке билетов. Места без иллюминаторов тоже вызывают вопросы, особенно с учетом их выгодного в целом расположения.

Еще одним минусом, но уже с точки зрения авиакомпаний, является неопределенность «ниши» этого лайнера. Он, особенно в варианте 757-300, несколько великоват для среднемагистрального самолёта. Отсюда возникают проблемы с заполняемостью. Возможно, именно по этой причине некоторые перевозчики предпочитали покупать узкофюзеляжные «Эйрбасы».


«Боинг 757», принадлежащий Дональду Трампу

Примечания

  1. McMillin, Molly
    [www.kansas.com/mld/kansas/9361132.htm Wichita’s final 757 to take a bow].
    Wichita Eagle
    (August 10, 2004). Проверено 10 апреля 2012. [web.archive.org/web/20050427170157/www.kansas.com/mld/kansas/9361132.htm Архивировано из первоисточника 27 апреля 2005].
  2. [www.boeing.com/news/releases/2004/q4/nr_041028g.html «Boeing Marks Completion of its 757 Commercial Airplane Program»]
  3. [aviation-safety.net/database/dblist.php?field=typecode&var=105%&cat=%1&sorteer=datekey&page=1 Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > ASN Aviation Safety Database results]
  4. [www.airdisaster.com/cgi-bin/view_details.cgi?date=09141999®=G-BYAG&airline=Britannia+Airways Accident Database: Accident Synopsis 09141999]
  5. [www.airfleets.net/flottecie/Azurair-active-b757.htm Реестр самолётов Boeing 757 авиакомпании AzurAir]
  6. [www.airfleets.net/flottecie/VIM%20Airlines-active-b757.htm/ Реестр самолётов Boeing 757 авиакомпании ВИМ-Авиа]
  7. [www.airfleets.net/flottecie/I-Fly-active-b757.htm/ Реестр самолётов Boeing 757 авиакомпании Ай флай]
  8. [www.iflyltd.ru/index.php/2011-06-22-11-44-26/2011-10-17-08-48-36/ Схема салона Boeing 757 авиакомпании Ай флай]
  9. [www.airfleets.net/flottecie/Royal%20Flight-active-b757.htm/ Реестр самолётов Boeing 757 авиакомпании Royal Flight]
  10. [iron-maiden.ru/Novosti/Novosti-ot-gruppy/Pervye-Fotografii-Ed-Force-One.html Первые Фотографии Ed Force One]
  11. [saroavto2.blogspot.ru/2015/12/blog-post_2.html В Антарктиду прибыл первый коммерческий авиарейс]

Основные модели Boeing 757

Существует четыре основных модификации авиалайнера «Боинг 757», из которых серийно производились только три.

Boeing 757-100

Первоначальный проект самолета, получивший индекс 100, должен был обладать максимальной вместимостью в 160 пассажиров. Этот замысел не был воплощен скорее всего из-за прямого пересечения с «Боингом-737». Строить сразу два самолета одного и того же назначения и с одинаковыми характеристиками было бы неправильно.

Boeing 757-200

Основной вариант авиалайнера обозначался индексом 200. Его максимальная вместимость была доведена до 240 человек. Строился с двигателями нескольких типов: RB211-535, PW2037, PW2040. Всего было произведено не менее 868 таких самолетов.

Boeing 757-200F

Эта модификация представляет собой транспортный самолет. На месте пассажирского салона находится грузовой отсек длиной 33,27 и шириной 3,53 метра. Полезная нагрузка самолета достигает 36 тонн. Для размещения грузов используется как основной, так и два дополнительных отсека, размеры которых составляют 13,09 на 1,38 метра. Максимальная дальность полета сокращена по сравнению с пассажирским вариантом.

Boeing 757-300

Последняя модификация самолета представляет собой пассажирский авиалайнер, способный перевозить до 289 пассажиров. Для этого длину фюзеляжа пришлось увеличить до рекордного для гражданской авиации значения – 54,47 метра. Существенно переработан салон самолета, который сделан по образцу более нового «Боинга-777».


Boeing 757-300 – самый длинный самолет в истории гражданской авиации

Несмотря на то, что все преобразования были выполнены в строгом соответствии с пожеланиями авиакомпаний, значительного спроса на эту модификацию так и не возникло.

В результате она и стала для Boeing 757 последней – строительство самолетов этой модели было полностью остановлено в 2004 году.

Основная деятельность

На данный момент корпорация занимается проектированием и изготовлением авиационной техники для гражданских нужд и перевозки пассажиров, кроме того, активно разрабатывается военная и космическая авиационная техника. Данная компания является основным конкурентом известной во всем мире компании Airbus, которая тоже занимается гражданским авиастроением. Кроме того, проводит разработку вертолетов разного назначения и участвует в государственных космических программах.

Изготовление техники осуществляется одновременно в 67 странах нашей планеты. А свою продукцию они продают в 145 стран. Что касается партнеров и поставщиков, то «Боинг» сотрудничает более чем с 5,2 тысячами компаний со всех уголков мира. В начале 2001 года было организовано отдельное подразделение для контролирования работы в филиалах корпорации. Этот отдел проводит разработку стратегического плана дальнейшего развития компании, что позволит обойти конкурентов и достичь максимальной прибыли.

Эверетте, штат Вашингтон, СШАЗавод “Боинг” в Эверетте
Сиэтл, СШАЗавод “Боинг” в Сиэтле
Сэнт-Луис, СШАЗавод “Боинг” в Сэнт-Луисе

Корпорация «Боинг» имеет только одного глобального конкурента, которым является европейская корпорация Airbus. Данные фирмы занимают одну и ту же нишу на мировом рынке, поскольку предлагают практически аналогичную продукцию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]