Динамично развивающийся Советский Союз в 1960 годы серьёзно заявил о себе начав выпуск принципиально новых реактивных самолётов. Новый тип газотурбинных двигателей стал интересен авиаконструкторам для производства пассажирских судов, увеличивая их лётно-технические характеристики и эксплуатационные качества.
Авиапарк гражданской авиации начал обновляться современными реактивными лайнерами для магистральных авиалиний и для линий местного воздушного пространства. Одним из таких принципиально новых проектов стал пассажирский самолёт Ту-154, который часто сравнивают с Боингом 727.
История создания
Начавшиеся 60-е годы ХХ века требовали модернизации советского авиастроения. Зарекомендовавшие модели пассажирских самолётов: реактивного Ту-104 и турбовинтовых Ан-10 и Ил-18 морально устаревали.
Разные типы судов осложняли обслуживание и техническую эксплуатацию. Производимые самолёты на западе намного превосходили отечественные модели по таким параметрам как:
- Скорость;
- Надёжность;
- Комфортабельность;
- Пассажировместимость;
- Грузоподъёмность;
- Экономичность.
Основным иностранным самолётом, обладающим, практически всеми технологическими достоинствами был Boeing 727.
Советское руководство поставило перед авиастроителями задачу создать достойную конкуренцию американцам, выпустив в серийное производство новый современный пассажирский самолёт для внутреннего рынка и стран социалистического лагеря.
Способный перевозить от 100 пассажиров, надёжный, экономичный. Обладающий значительной крейсерской скоростью и обеспечивающий комфортный перелёт. Министерство авиапромышленности объявило о начале конкурса по замене трёх самолётов разного типа одним среднемагистральным авиалайнером.
Борьба развернулась между ОКБ Туполева, представившего модель Ту-154 и ОКБ Ильюшина с новым Ил-72. Цифра 154 это рабочее название по количеству посадочных мест, которая так и осталась в названии реактивного перевозчика.
Через некоторое время проект Ильюшина признали неоправданным и отклонили. Таким образом исход конкурса был предопределён. Первым конструктором проекта среднемагистрального самолёта стал Дмитрий Сергеевич Макаров.
Через некоторое время главным конструктором нового лайнера был назначен Сергей Михайлович Егер, и спустя короткий срок его сменил на посту Александр Сергеевич Шенгард, в 1975 году.
Новый директор проекта начинал работу в авиастроении с инженера-конструктора и дослужился до главного конструктора ОАО «Туполев», имел звание «заслуженного конструктора СССР» и множество наград.
Среди коллег он пользовался авторитетом, кроме того к его точке зрения прислушивались и в Министерстве Авиастроения.
Первые Ту-154 были оборудованы как транспортные самолёты и эксплуатировались в тестовом режиме. Они перевозили различные грузы и почту по внутренним авиалиниям в течение всего 1971 года.
Показав достойный результат и соответствие требуемым характеристикам, в феврале 1972 года лайнер стал совершать регулярные пассажирские авиарейсы Аэрофлота. После недолгих согласований с министерством иностранных дел, в апреле 1972 года состоялся первый полёт по международной авиалинии самолёта Ту-154 в Берлин.
Потенциал лайнера в период испытательных полётов, давал пищу инженерам для возможностей его масштабной модификации.
Это послужило основанием работ по его модернизации 1975 года. Задачи были поставлены на усовершенствование по следующим направлениям:
- По увеличению грузоподъёмности;
- Пассажировместимости;
- Замене силовой установки на самолёте.
Окончание работ по усовершенствованию дало обновлённую модель Ту-154Б, которая заняла место предыдущего типа Ту-154. По назначению: кроме пассажирского, лайнер активно разрабатывался как грузовое судно.
Специализированным моделям для перевозки грузов присвоили индекс Ту-154Т и Ту-154С, в последнем случае «С» означает Cargo, что в переводе с английского языка звучит – грузовой.
Серийный выпуск Ту-154Б был прекращен в 1998 году, так как самолёт морально и физически устарел. ХХI век требовал более совершенных технологических решений и других эксплуатационных характеристик. Однако Самарский изъявил желание продолжить малосерийное производство Ту-154 в период с 1998-2013 годы.
Производитель
Самолет был разработан в конструкторском бюро А.Н. Туполева (под руководством главного конструктора С.М. Егера), выпускался все время на Куйбышевском (ныне – Самарском) авиационном заводе №18 КУаз (сейчас называется «Авиакор»). Завод изначально был открыт в Воронеже в 1931 году, с началом Отечественной войны в 1941 году производство эвакуировали в Куйбышев (ныне Самара), где и запустили серийное производство Ту-154.
Самолет серии ТУ 154 производился в Самаре на
Конструкция
Планер Ту-154 скомпонован по классической аэродинамической схеме. Крылья низко расположены и имеют стреловидную форму. Хвостовое оперение имеет Т-образную форму с верхнерасположенными рулями высоты. Авиадвигатели смещены в хвостовую часть.
4 спаренных двигателя установлены на пилонах, по бортам фюзеляжа и один в хвостовом обтекателе под килем. Это решение было принято для уменьшения шума в салоне самолета при работающих двигателях.
Крыло
Конструкция выполнена по схеме балочного типа (кессон). Три лонжерона обеспечивают жёсткость крыла. Само крыло имеет развитую механизацию:
- Предкрылки;
- Закрылки щелевого типа;
- Элероны;
- Интерцепторы.
Профиль крыла, его геометрические параметры и механизация преследуют одну цель. Добиться максимальной экономии топлива в крейсерском режиме полета.
Шасси
Шасси самолёта сделана на основе трёхопорной схемы. Основные стойки шасси имеют тележки с восьмью колесами, уборка производится с помощью гидравлической системы. Носовая опора имеет два поворотных колеса, уборка производится с помощью гидросистемы.
Салон
Салон самолёта состоит из двух разделённых отсеков. Между ними находятся вестибюль и буфет.
Общее количество мест для пассажиров 158, не считая дополнительных, которые могут быть установлены на мини-рельсы.
По классификации салон делится на три вида:
- Бизнес класс;
- Эконом класс;
- Стандартный класс.
Салоны располагаются по порядку, как в списке от кабины пилотов. Максимальная вместимость 164 пассажира.
Кабина самолёта Ту-154
В экипаже самолёта состоят:
- Первый и второй пилоты;
- Бортинженер;
- Бортпроводники от четырёх до шести человек;
При необходимости возможно размещение в отсеке управления штурмана.
Кабина пилотов располагается в носовой части фюзеляжа самолёта, имеет неплохую обзорность, как и салон, кабина герметична. В отсеке управления рабочие места пилотов и бортового инженера. Бортпроводники имеют кресла в салоне.
Модификации самолёта
Существует 13 модификаций пассажирского лайнера Ту-154.
- Ту-154 – первая модель самолёта, серийно производившаяся с 1971 по 1974. Первоначально использовалась в качестве почтовой.
- Ту-154А – модификация Ту-154, имеющая дополнительные топливные баки, улучшенные двигатели и, как следствие, увеличенную дальность полёта. Кроме того, отличительными особенностями Ту-154А является улучшенная аэродинамическая форма крыла и корпуса.
- Ту-154Б – вариант лайнера с усиленной конструкцией крыла, дополнительными топливными баками и увеличенной пассажировместимостью, а также взлётной массой. Также имеется усовершенствованный автопилот.
- Ту-154Б-1 – дальнейшая модификация Ту-154, имеющая улучшенную систему бортовой электроники и большую пассажировместимость.
- Ту-154ЛЛ – модификация Ту-154, являющаяся летающей лабораторией для испытаний космического корабля “Буран”.
- Ту-154М – практически полная переделка самолёта, обладающая увеличенной экономичностью (экономия топлива – около тонны в час), улучшенными аэродинамическими свойствами, новой системой авионики и увеличенной взлётной массой.
- Ту-154М2 – модификация Ту-154, которая разрабатывалась в 1990-х годах и которая так и не была пущена в серию. Предполагалось, что Ту-154М2 будут установлены новые более экономичные двигатели и меньший уровень шума в салоне.
- Ту-154М100 – модификация Ту-154М со встроенной западной системой авионики, улучшенным интерьером и пассажирским салонов увеличенной комфортабельности.
- Ту-154ОН – самолёт, предназначенный для пролётов над странами-участницами программы “Открытое небо”.
- Ту-154М-ЛК-1 – модификация Ту-154, являющаяся летающей лабораторией для Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
- Ту-154C – грузовая модификация лайнера, также имеет обозначение Ту-154Т.
- Ту-155 – модификация Ту-154, являющаяся опытной версией самолёта, способного работать на водороде или метане в качестве топлива.
ТТХ в сравнении с аналогами
ТТХ/модели | Ту-204 | Аэробус-А321 | Боинг 757/200 | Ту154 Б/М |
Пассажировместимость, чел. | 212 | 171 | 215 | 164 |
Предельный взлётный вес, т | 108,5 | 89,7 | 108,9 | 104,2 |
Максимальная коммерческая масса, т | 21,1 | 21,4 | 22,7 | 18,1 |
Крейсерский ход, км/ч | 815-835 | 855 | 860 | 900-950 |
Необходима длинна ВВП, м | 2550 | 2550 | 2550 | 2550 |
Топливная эффективность, г/пасс. км | 19,2 | 18,6 | 24,1 | 27,6 |
Стоимость в млн. долларов США | 35,1 (2007 год) | 91,3 (2008 год) | 80,2 (2002 год) | 15,1 (1997 год) |
Стоит добавить, что практический потолок полета самолета Ту-154 – 12000 метров.
б МЮВЮКЕ 60-У ЦНДНБ МЮ БНГДСЬМШУ КХМХЪУ юЩПНТКНРЮ ЯПЕДМЕИ ОПНРЪФЕММНЯРХ НР 1500 ДН 3500 ЙЛ, ОПНВМН НАНЯМНБЮКХЯЭ БЕКХЙНКЕОМН ЯЕАЪ ГЮПЕЙНЛЕМДНБЮБЬХЕ ЯЕАЪ ЯЮЛНКЕРШ рС-104, хК-18 Х юм-10. хГ МХУ рС-104 Х ЕЦН ЛНДХТХЙЮЖХХ НАКЮДЮКХ ЯЮЛНИ АНКЭЬНИ ЙПЕИЯЕПЯЙНИ ЯЙНПНЯРЭЧ Х НАЕЯОЕВХБЮКХ МЮХКСВЬХИ ЙНЛТНПР. юм-10 ХЛЕК МЮХКСВЬХЕ БГКЕРМН-ОНЯЮДНВМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ. х К-18 ХЛЕК МЮХАНКЭЬХЕ ДЮКЭМНЯРХ ОНКЕРЮ Х МЮХКСВЬХЕ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЕ ОНЙЮГЮРЕКХ. нРЕВЕЯРБЕММШИ ЦПЮФДЮМЯЙХИ БНГДСЬМШИ ТКНР ХЛЕК Б ЯБНЕЛ ПЮЯОНПЪФЕМХЕ РПХ ЮАЯНКЧРМН ПЮГМШУ ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ЯЮЛНКЕРЮ НДМНЦН ЙКЮЯЯЮ, ВРН ОПХБНДХКН Й ЯКНФМНЯРЪЛ Б НАЕЯОЕВЕМХХ МНПЛЮКЭМНЦН ОПНЖЕЯЯЮ РЕУМХВЕЯЙНИ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ ОЮПЙЮ ЯЮЛНКЕРНБ ЙНМЯРПСЙРХБМН ГМЮВХРЕКЭМН НРКХВЮБЬХУЯЪ ЛЕФДС ЯНАНИ.
оНЩРНЛС ХЛЕММН Б ЩРНР ОЕПХНД МЮ ОНБЕЯРЙС ДМЪ БЯРЮК БНОПНЯ Н ГЮЛЕМЕ РПЕУ ПЮГМНРХОМШУ ЯЮЛНКЕРНБ, ЩЙЯОКСЮРХПНБЮБЬХУЯЪ ОПЮЙРХВЕЯЙХ МЮ НДМХУ Х РЕУ ФЕ ЮБХЮКХМХЪУ, НДМХЛ. оПХ ЩРНЛ БШДБХЦЮКНЯЭ СЯКНБХЕ: МНБЮЪ ЛЮЬХМЮ ДНКФМЮ АШКЮ БНАПЮРЭ Б ЯЕАЪ КСВЬХЕ ЙЮВЕЯРБЮ ЯБНХУ ОПЕДЬЕЯРБЕММХЙНБ, Я СВЕРНЛ МЕЙНРНПШУ МНБШУ МНПЛЮРХБМШУ РПЕАНБЮМХИ Й ОЮЯЯЮФХПЯЙХЛ ЯЮЛНКЕРЮЛ, ЙНРНПШЕ ЙЮЙ ПЮГ МЮВЮКХ ББНДХРЭ Б ОЕПХНД ЯНГДЮМХЪ рС-154, Б ВЮЯРМНЯРХ АНКЕЕ ФЕЯРЙХЕ РПЕАНБЮМХЪ Й БГКЕРМН-ОНЯЮДНВМШЛ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛ. лШЯКХКНЯЭ, ВРН МНБШИ ЯЮЛНКЕР АСДЕР ЯНГДЮБЮРЭЯЪ Я СВЕРНЛ ОНЯКЕДМХУ ДНЯРХФЕМХИ НРЕВЕЯРБЕММНЦН Х ЛХПНБНЦН ЯЮЛНКЕРНЯРПНЕМХЪ. оПЕДБЮПХРЕКЭМШЕ ПЮАНРШ ОН ЯЮЛНКЕРС ГЮМЪКХ НЙНКН 2-У КЕР Х Б УНДЕ ЮБЮМОПНЕЙРНБ Х ЩЯЙХГМНЦН ОПНЕЙРХПНБЮМХЪ ЯЮЛНКЕР ОПЕРЕПОЕК ПЪД ХГЛЕМЕМХИ, ЯНУПЮМЪЪ НЯМНБМШЕ ХДЕХ, ГЮКНФЕММШЕ Б ОЕПБНМЮВЮКЭМШИ ОПНЕЙР.
пЮАНРШ Б нйа ОН ОНХЯЙС МЮХАНКЕЕ НОРХЛЮКЭМНЦН НАКХЙЮ АСДСЫЕЦН ЯЮЛНКЕРЮ БНГЦКЮБХК МЮВЮКЭМХЙ нРДЕКЮ РЕУМХВЕЯЙХУ ОПНЕЙРНБ я.л. еЦЕП. оЕПБШЕ ПЮАНРШ ОН ЯЮЛНКЕРС рС-154 МЮВЮКХЯЭ ЕЫЕ Б 1963 ЦНДС Х ОЕПБНМЮВЮКЭМН ЪБХКХЯЭ КНЦХВЕЯЙХЛ ПЮГБХРХЕЛ ЯЮЛНКЕРЮ рС-104, МН Я МНБНИ УБНЯРНБНИ ВЮЯРЭЧ ОНД РПХ ДБХЦЮРЕКЪ РХОЮ мй-8, Я ЯНУПЮМЕМХЕЛ НЯРЮКЭМНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ Х ЙПШКЮ рС-104а (ОПНЕЙР рС-104д). оПНЕЙР рС-104д МЮ МЮВЮКЭМНЛ ЩРЮОЕ ОНХЯЙНБ МЮХАНКЕЕ ПЮЖХНМЮКЭМНИ ЙНЛОНМНБЙХ ХЯОНКЭГНБЮКЯЪ ЙЮЙ ХЯУНДМШИ. б 1964 АШК ОНДЦНРНБКЕМ ОПНЕЙР ЯЮЛНКЕРЮ, СФЕ ХЛЕБЬХИ НАНГМЮВЕМХЕ рС-154. йНЛОНМНБНВМН ЯЮЛНКЕР АШК ЮМЮКНЦХВЕМ рС-104д, МН ХЛЕК ДХЮЛЕРП ТЧГЕКЪФЮ 3,8 Л Х АШК ПЮЯЯВХРЮМ МЮ 109 ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ЛЕЯР Б БЮПХЮМРЕ ЙНЛОНМНБЙХ ОЮЯЯЮФХПЯЙНИ ЙЮАХМШ ОЕПБНЦН ЙКЮЯЯЮ Х МЮ 141 ЛЕЯРН Б ЩЙНМНЛХВЕЯЙНЛ БЮПХЮМРЕ. нЯНАЕММНЯРЭЧ ЙНЛОНМНБЙХ ОЮЯЯЮФХПЯЙНИ ЙЮАХМШ АШКЮ ЖЕМРПЮКЭМЮЪ ЙСУМЪ, ДЕКХБЬЮЪ ЙЮАХМС МЮ ДБЮ ЯЮКНМЮ. мНЯНБЮЪ ВЮЯРЭ ТЧГЕКЪФЮ ОН РХОС рС-104 Я НЯРЕЙКЕМХЕЛ ЬРСПЛЮМЯЙНИ ЙЮАХМШ Х Я пкя РХОЮ пнг-1. я ЖЕКЭЧ НАЕЯОЕВЕМХЪ МНПЛЮКЭМНИ ПЮАНРШ ЖЕМРПЮКЭМНЦН ДБХЦЮРЕКЪ БУНДМЮЪ ВЮЯРЭ ЕЦН БНГДСУНГЮАНПМХЙЮ АШКЮ БШОНКМЕМЮ ОНД МЕАНКЭЬХЛ ОНКНФХРЕКЭМШЛ СЦКНЛ Й БЕПРХЙЮКЭМНИ НЯХ. оЮПЮККЕКЭМН ПЮЯЯЛЮРПХБЮКЯЪ БЮПХЮМР ЯЮЛНКЕРЮ рС-154 Я МЕЯЙНКЭЙН ХГЛЕМЕММНИ ТНПЛНИ ЙХКЪ Х ПЮЯОНКНФЕМХЕЛ ЯРЮАХКХГЮРНПЮ Х ЖЕМРПЮКЭМНЦН БНГДСУНГЮАНПМХЙЮ, МЮОНЛХМЮБЬХЛ ОПХЛЕМЕММШЛ МЮ аНХМЦЕ-727, МНЯНБЮЪ ВЮЯРЭ АЕГ ЬРСПЛЮМЯЙНИ ЙЮАХМШ Я МНЯНБШЛ НАРЕЙЮРЕКЕЛ пкя. щРНР БЮПХЮМР ОПНПЮАЮРШБЮКЯЪ РЮЙФЕ Б МЕЯЙНКЭЙХУ ЙНЛОНМНБЙЮУ ОЮЯЯЮФХПЯЙНИ ЙЮАХМШ, МЮОПХЛЕП: ЯЛЕЬЮММШИ МЮ 112 ЛЕЯР Х ЩЙНМНЛХВЕЯЙХИ МЮ 142 ЛЕЯРЮ АЕГ ЖЕМРПЮКЭМНИ ЙСУМХ. пЮЯЯЛЮРПХБЮКХЯЭ ДБЮ БЮПХЮМРЮ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙХ: ОНД РПХ ДБХЦЮРЕКЪ мй-8 Х ОНД ВЕРШПЕ ДБХЦЮРЕКЪ РХОЮ д-20о-125л, Я СЯРЮМНБЙНИ Б УБНЯРНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ ОН РХОС ЯЮЛНКЕРНБ хК-62, VC-10 Х ОПНЕЙРЮ нйа ЯЮЛНКЕРЮ рС-110д. б НАНХУ БЮПХЮМРЮУ ТЧГЕКЪФ ЙПШКН, ЦНПХГНМРЮКЭМНЕ НОЕПЕМХЕ, ПСКЭ МЮОПЮБКЕМХЪ Х ОЮЯЯЮФХПЯЙЮЪ ЙЮАХМЮ НЯРЮБЮКХЯЭ АЕГ ХГЛЕМЕМХИ. лЕМЪКХЯЭ РНКЭЙН УБНЯРНБШЕ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ Я ЛНРНЦНМДНКЮЛХ Х ЙХКЭ.
й ЯЕПЕДХМЕ 1965 ЦНДЮ МЮ АЮГЕ АНКЭЬНЦН ЙНКХВЕЯРБЮ ОПЕДБЮПХРЕКЭМШУ ОПНЕЙРНБ Х РЕУМХВЕЯЙХУ ОПЕДКНФЕМХИ ЯКНФХКЯЪ НАКХЙ ЯПЕДМЕЛЮЦХЯРПЮКЭМНЦН ОЮЯЯЮФХПЯЙНЦН ЯЮЛНКЕРЮ ПЮЯЯВХРЮММНЦН МЮ РПЮМЯОНПРХПНБЙС 16000-18000 ЙЦ ЙНЛЛЕПВЕЯЙНИ МЮЦПСГЙХ МЮ ПЮЯЯРНЪМХЕ 2850-4000 ЙЛ Я ЙПЕИЯЕПЯЙНИ ЯЙНПНЯРЭЧ 900 ЙЛ/В, 5800 ЙЦ ЙНЛЛЕПВЕЯЙНИ МЮЦПСГЙХ МЮ 5800-7000 ЙЛ Я ЙПЕИЯЕПЯЙНИ ЯЙНПНЯРЭЧ 850 ЙЛ/В, ЯОНЯНАМНЦН ЩЙЯОКСЮРХПНБЮРЭЯЪ БН БЯЕЛ ДХЮОЮГНМЕ БГКЕРМШУ ЛЮЯЯ Я ЮЩПНДПНЛНБ 2-ЦН ЙКЮЯЯЮ.
24 ЮБЦСЯРЮ 1965 ЦНДЮ БШЬКН оНЯРЮМНБКЕМХЕ яНБЕРЮ лХМХЯРПНБ яяяп No. 647-240, ОН ЙНРНПНЛС нйа ю.м.рСОНКЕБЮ ОНПСВЮКНЯЭ ЯОПНЕЙРХПНБЮРЭ Х ОНЯРПНХРЭ ЯПЕДМЕЛЮЦХЯРПЮКЭМШИ ОЮЯЯЮФХПЯЙХИ ЯЮЛНКЕР рС-154 Я РПЕЛЪ РСПАНБЕМРХКЪРНПМШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ РХОЮ мй-8-2 Я БГКЕРМНИ РЪЦНИ 9500 ЙЦ ЙЮФДШИ. яКЕДСЕР НРЛЕРХРЭ, ВРН ОН ДЮММНЛС ОПНЕЙРС ЯПЕДМЕЛЮЦХЯРПЮКЭМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ АШК НАЗЪБКЕМ ЙНМЙСПЯ, Б ЙНРНПНЛ, ЙПНЛЕ нйа ю.м.рСОНКЕБЮ, СВЮЯРБНБЮКН нйа я.б.хКЭЧЬХМЮ. нйа хКЭЧЬХМЮ ОПЕДКНФХКН ОПНЕЙР РПЕУДБХЦЮРЕКЭМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ Я РПЕЛЪ ДБХЦЮРЕКЪЛХ РХОЮ д-30 Я БГКЕРМНИ РЪЦНИ 6800 ЙЦ., ОПНЕЙРШ ХЛЕКХ НАНГМЮВЕМХЪ хК-72/хК-74 (хК-74 — АНКЕЕ ОНГДМХИ ОПНЕЙР Я СБЕКХВЕММШЛ ВХЯКНЛ ОЮЯЯЮФХПНБ).
б ПЕГСКЭРЮРЕ ЙНМЙСПЯЮ ГЮЙЮГ МЮ МНБШИ ЯЮЛНКЕР ОНКСВХКН нйа ю.м.рСОНКЕБЮ, РЮЙ ЙЮЙ ОПНЕЙР рС-154 МЮХАНКЕЕ ОНКМН НРБЕВЮК РПЕАНБЮМХЪЛ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ МЮ 70-80-Е Х БАХПЮК Б ЯЕАЪ БЯЕ ОЕПЕДНБНЕ, ВРН АШКН МЮ РНР ОЕПХНД Б РЕНПХХ Х ОПЮЙРХЙЕ НРЕВЕЯРБЕММНЦН ЯЮЛНКЕРНЯРПНЕМХЪ. яЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН ЯЮЛНКЕРЮ ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ ПЮГБЕПМСРЭ МЮ ЛНЯЙНБЯЙНЛ ГЮБНДЕ No. 30 («гМЮЛЪ РПСДЮ», МШМЕ люон), МН Б ОНЯКЕДЯРБХЕ ЯЕПХЪ АШКЮ ОЕПЕДЮМЮ МЮ ГЮБНД No.18 (йСюг) Б йСИАШЬЕБЕ. 20-21 МНЪАПЪ 1965 Ц. АШКХ СРБЕПФДЕМШ РЮЙРХЙН-РЕУМХВЕЯЙХЕ РПЕАНБЮМХЪ лцю МЮ ЯЮЛНКЕР рС-154. б ДЕЙЮАПЕ 1965 ЦНДЮ ЯНЯРНЪКЮЯЭ ЛЮЙЕРМЮЪ ЙНЛХЯЯХЪ. оНЙЮ ЬКХ ПЕЬЕМХЪ БЯЕУ СБЪГНВМШУ ЛЕФБЕДНЛЯРБЕММШУ БНОПНЯНБ Б нйа ХГЦНРНБКЪКХЯЭ ВЕПРЕФХ ДКЪ НОШРМНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ Х ПЮГБНПЮВХБЮКНЯЭ ЯРПНХРЕКЭЯРБН ОЕПБНЦН ЩЙГЕЛОКЪПЮ ЯЮЛНКЕРЮ МЮ НОШРМНЛ ГЮБНДЕ ллг «нОШР».
оЕПБШИ НОШРМШИ ЯЮЛНКЕР ДНКФЕМ АШК АШРЭ ЦНРНБ БЕЯМНИ 1967 ЦНДЮ, Ю ОЕПБЮЪ ЯЕПХИМЮЪ ЛЮЬХМЮ ДНКФМЮ АШКЮ АШРЭ ЦНРНБЮ НЯЕМЭЧ РНЦН ФЕ ЦНДЮ.
йНЛОНМНБНВМН рС-154 ПЕЬЮКЯЪ ОН ЯУЕЛЕ ЯЮЛНКЕРЮ рС-134 Я ПЮЯОНКНФЕМХЕЛ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙХ Б УБНЯРНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ. б РН БПЕЛЪ ЩРН АШКЮ ЬХПНЙН ПЮЯОПНЯРПЮМЕММЮЪ ЙНМТХЦСПЮЖХЪ, ОПХМЪРЮЪ ЛМНЦХЛХ ЮБХЮЖХНММШЛХ ТХПЛЮЛХ, Х ЯЮЛНКЕР рС-154 МЕ АШК ХЯЙКЧВЕМХЕЛ. юЩПНДХМЮЛХВЕЯЙЮЪ СБЪГЙЮ, ОНДАНП ОПНТХКЕИ ЙПШКЮ Б ЯНВЕРЮМХХ Я БШЯНЙНИ РЪЦНБННПСФЕММНЯРЭЧ ОНГБНКХКХ ДНАХРЭЯЪ ЯЮЛНИ АНКЭЬНИ ЙПЕИЯЕПЯЙНИ ЯЙНПНЯРХ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я ДПСЦХЛХ ОЮЯЯЮФХПЯЙХЛХ ЛЮЬХМЮЛХ ЮМЮКНЦХВМНЦН РХОЮ — ДН 950 ЙЛ/В ОПХ НДМНБПЕЛЕММНЛ НАЕЯОЕВЕМХХ УНПНЬХУ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙ СЯРНИВХБНЯРХ Х СОПЮБКЪЕЛНЯРХ БН БЯЕЛ ДХЮОЮГНМЕ ЯЙНПНЯРЕИ Х БШЯНР ОНКЕРЮ.
оЕПЕД ЯНГДЮРЕКЪЛХ ЯЮЛНКЕРЮ ЯРНЪКЮ ГЮДЮВЮ ЯНВЕРЮМХЪ ЛЮЙЯХЛЮКЭМНИ ЩЙНМНЛХВМНЯРХ Я ЛЮЙЯХЛЮКЭМНИ АЕГНОЮЯМНЯРЭЧ ОНКЕРЮ. я РНВЙХ ГПЕМХЪ ЩЙНМНЛХВМНЯРХ МЮХАНКЕЕ ОПЕДОНВРХРЕКЭМНИ АШКЮ ДБСУДБХЦЮРЕКЭМЮЪ ЯУЕЛЮ, Ю ЯНЦКЮЯМН РПЕАНБЮМХИ, ОПХМЪРНИ Б РЕ ЦНДШ ЙНМЖЕОЖХХ, ЯВХРЮКНЯЭ, ВРН МЮХАНКЕЕ АЕГНОЮЯМНИ ЪБКЪЕРЯЪ ВЕРШПЕУ ДБХЦЮРЕКЭМЮЪ, ДКЪ рС-154 АШКЮ БШАПЮМЮ ОПНЛЕФСРНВМЮЪ РПЕУДБХЦЮРЕКЭМЮЪ ЯУЕЛЮ: ДБЮ ДБХЦЮРЕКЪ ОН АНЙЮЛ Б УБНЯРНБНИ ВЮЯРХ МЮ ОХКНМЮУ Х НДХМ — БМСРПХ УБНЯРНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ Я БНГДСУНГЮАНПМХЙНЛ Б ТНПЙХКЕ Х S-НАПЮГМШЛ ЙЮМЮКНЛ. оПНЕЙР ЯЮЛНКЕРЮ рС-154 НРКХВЮКН НР АНКЭЬХМЯРБЮ ЯНБПЕЛЕММШУ ЕЛС ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ЯЮЛНКЕРНБ БШАПЮММЮЪ БШЯНЙЮЪ РЪЦНБННПСФЕММНЯРЭ — 0,35-0,36 (0,22-0,27 — С АНКЭЬХМЯРБЮ ЛЮЬХМ). оНКНФЕМХЕ Я БШАНПНЛ ЩРНЦН ОЮПЮЛЕРПЮ МЕАЕЯЯОНПМН: Я НДМНИ ЯРНПНМШ ЩРН ЛНФЕР ОПХБЕЯРХ Й ЯМХФЕМХЧ ЩЙНМНЛХВМНЯРХ ЯЮЛНКЕРЮ, МН Я ДПСЦНИ ЯРНПНМШ ХГАШРНЙ РЪЦХ ЦЮПЮМРХПСЕР ЩЙЯОКСЮРЮЖХЧ ЯЮЛНКЕРЮ Б ЮЩПНОНПРЮУ Я ДКХМНИ боо 1500-1800 Л Х Б ЮЩПНОНПРЮУ, МЮУНДЪЫХУЯЪ Б БШЯНЙНЦНПЭЕ Х ПЮИНМЮУ Я ФЮПЙХЛ ЙКХЛЮРНЛ. б НРКХВХЕ НР ГЮОЮДМНЦН ЮМЮКНЦЮ аНХМЦ-727, рС-154 АШК НОРХЛХГХПНБЮМ МЮ ОНКЕРШ МЮ ЙПЕИЯЕПЯЙХУ БШЯНРЮУ 11000-12000 Л (ДКЪ аНХМЦЮ — 7600-9150), ДКЪ ЩРНЦН АШКН ОПХМЪРН ЙПШКН НРМНЯХРЕКЭМН АНКЭЬНИ ОКНЫЮДХ 180 Л2 (ДКЪ аНХМЦЮ — 145 Л2). яНВЕРЮМХЕ НАНХУ ОЮПЮЛЕРПНБ ОНГБНКХКН Б ПЕГСКЭРЮРЕ ОНКСВХРЭ ЛХМХЛЮКЭМШЕ ЙПЕИЯЕПЯЙХЕ ПЮЯУНДШ РНОКХБЮ ЯЮЛНКЕРЮ.
й ЙНМЯРПСЙРХБМШЛ НЯНАЕММНЯРЪЛ ОПНЕЙРЮ ЯЮЛНКЕРЮ рС-154 ЛНФМН НРМЕЯРХ:
- РПЕУДБХЦЮРЕКЭМЮЪ ЯУЕЛЮ, Я ОЕПЕБНДНЛ РЪЦХ ДБХЦЮРЕКЕИ Б ЙПЕИЯЕПЯЙНЛ ОН КЕРЕ МЮ ЯМХФЕММШИ ПЕФХЛ ОНКЕРЮ (0,7-0,75 МНЛХМЮКЮ), ВРН ОНКНФХРЕКЭМН ДНКФМН АШКН ЯЙЮГШБЮРЭЯЪ МЮ ПЕЯСПЯМШУ ОНЙЮГЮРЕКЪУ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙХ;
- БШЯНЙЮЪ ЯРЕОЕМЭ ЛЕУЮМХГЮЖХХ ЙПШКЮ (ОПЕДЙПШКЙХ, РПЕУГБЕМЭЕБШЕ ГЮЙПШКЙХ Х ХМРЕПЖЕОРНПШ), ВРН ОНГБНКЪКН ОН КСВХРЭ МЕ РНКЭЙН СЛЕПЕММШЕ ЯЙНПНЯРХ БГКЕРЮ Х ГЮУНДЮ МЮ ОНЯЮДЙС, МН Х ДЮБЮКЮ ЬХПНЙХЕ БНГЛНФМНЯРХ ОН БЕПРХЙЮКЭМНЛС ЛЮМЕБПС, ВРН, Б ЯБНЧ НВЕПЕДЭ, НАЕЯОЕВХБЮКН СДНБКЕРБНПХРЕКЭМШЕ ОНЙЮГЮРЕКХ ОН ЬСЛЮЛ МЮ ЛЕЯРМНЯРХ;
- МЮ ЯЮЛНКЕРЕ рС-154 БОЕПБШЕ Б НРЕВЕЯРБЕММНИ ОПЮЙРХЙЕ АШК ПЕЮКХГНБЮМ, ДКЪ ОЮЯЯЮФХПЯЙНИ ЛЮЬХМШ, ОПХМЖХО ЛМНЦНЙПЮРМНЦН ПЕГЕПБХПНБЮМХЪ БЯЕУ НЯМНБМШУ ЯХЯРЕЛ,ВРН ЪБХКНЯЭ ГЮКНЦНЛ БШЯНЙНИ АЕГНОЮЯМНЯРХ ОНКЕРЮ Х ОНГБНКХКН ОПНЕЙРХПНБЮРЭ ЯХЯРЕЛШ ОН ОПХМЖХОС АЕГНОЮЯМНЦН НРЙЮГЮ;
- БОЕПБШЕ Б ОПЮЙРХЙЕ НРЕВЕЯРБЕММНЦН ОЮЯЯЮФХПЯЙНЦН ЯЮЛНКЕРНЯРПНЕМХЪ, Ю РЕЛ АНКЕЕ Б ОПЮЙРХЙЕ нйа, АШКХ ОПХЛЕМЕМШ МЕНАПЮРХЛШЕ АСЯРЕПШ МЮ БЯЕУ ПСКЕБШУ ОНБЕПУМНЯРЪУ;
- ДКЪ рС-154 АШКН ПЮГПЮАНРЮМН НЯМНБМНЕ ЬЮЯЯХ Я РПЕУНЯМНИ РЕКЕФЙНИ, ВРН ОНГБНКХКН ЯМХГХРЭ МЮЦПСГЙС МЮ ЮЩПНДПНЛМСЧ ОКХРС ДН 17000-19000 ЙЦ (Б НРКХВХЕ НР аНХМЦЮ-727-200ю, С ЙНРНПНЦН ЮМЮКНЦХВМШИ ОНЙЮГЮРЕКЭ ПЮБЕМ 31000-33000 ЙЦ) Х СКСВЬХРЭ РНПЛНГМШЕ Х ПЮГЦНММШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ ЯЮЛНКЕРЮ;
- рС-154 ЯРЮК ОЕПБШЛ ЯЮЛНКЕРНЛ нйа, МЮ ЙНРНПНЛ АШКЮ СЯРЮМНБКЕМЮ БЯОНЛНЦЮРЕКЭМЮЪ ЯХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ, НАЕЯОЕВХБЬЮЪ ЮБРНМНЛМНЯРЭ ЯЮЛНКЕРЮ МЮ ГЕЛКЕ;
- БОЕПБШЕ Б ОПЮЙРХЙЕ нйа МЮ рС-154 АШКЮ БМЕДПЕМЮ ОЕПБХВМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ОЕПЕЛЕММНЦН РНЙЮ ЯРЮАХКЭМНИ ВЮЯРНРШ Я НАЕЯОЕВЕМХЕЛ ОЮПЮККЕКЭМНИ ПЮАНРШ БЯЕУ НЯМНБМШУ ЦЕМЕПЮРНПНБ, ВРН ГМЮВХРЕКЭМН ОНБШЯХКН МЮДЕФМНЯРЭ ЩКЕЙРПНЯХЯРЕЛШ СКСВЬХКН ЕЕ ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ;
- БОЕПБШЕ Б ОПЮЙРХЙЕ нйа МЮ ЯЮЛНКЕРЕ рС-154 АШК ОПХЛЕМЕМ ПЕБЕПЯ РЪЦХ ДБХЦЮРЕКЕИ, ВРН ОНГБНКХКН ГМЮВХРЕКЭМН СКСВЬХРЭ ОНЯЮДНВМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ ЯЮЛНКЕРЮ;
- МЮ ЯЮЛНКЕРЕ рС-154 АШКЮ БМЕДПЕМЮ ЮБРНЛЮРХГХПНБЮММЮЪ АНПРНБЮЪ ЯХЯРЕЛЮ аяС-154 (юаяС-154), ОНГБНКХБЬЮЪ ЮБРНЛЮРХГХПНБЮРЭ ОПНЖЕЯЯ ОХКНРХПНБЮМХЪ ОПЮЙРХВЕЯЙХ МЮ БЯЕУ ПЕФХЛЮУ ОН КЕРЮ, БОКНРЭ ДН ОНЯЮДЙХ (ОЕПБНМЮВЮКЭМН, ЯНЦКЮЯМН РПЕАНБЮМХЪЛ ОН 1-НИ ЙЮРЕЦНПХХ Iяюн, Ю ГЮРЕЛ Б УНДЕ ЛНДЕПМХГЮЖХХ ЯЮЛНКЕРЮ ОН 2-НИ);
- ЯЮЛНКЕР рС-154 ЯРЮК Б ОПЮЙРХЙЕ нйа НДМХЛ ХГ ОЕПБШУ ЯЮЛНКЕРНБ, Б ЙНРНПНЛ АШКХ ВЮЯРХВМН ОПХЛЕМЕМШ ОПХМЖХОШ ЙНЛОКЕЙЯХПНБЮМХЪ АНПРНБНЦН НАНПСДНБЮМХЪ.
б УНДЕ ОПНЕЙРХПНБЮМХЪ нйа ДЕКЮКН ЯРЮБЙС МЮ ЬХПНЙХИ ДХЮОЮГНМ ХЯОНКЭГНБЮМХЪ ЯЮЛНКЕРЮ. оЮЯЯЮФХПЯЙХИ ЙЮАХМЮ рС-154 АШКЮ ПЮГДЕКЕМЮ АСТЕРНЛ-ЙСУМЕИ Х ЯПЕДМХЛ БЕЯРХАЧКЕЛ МЮ ДБЮ ЯЮКНМЮ-ОЕПЕДМХИ Х ГЮДМХИ. б НЯМНБМНЛ БЮПХЮМРЕ ЙНЛОНМНБЙХ нйа ОПЕДКЮЦЮКН ПЮГЛЕЯРХРЭ Б НАНХУ ЯЮКНМЮУ 158 ОЮЯЯЮФХПНБ ОН ЬЕЯРЭ Б ПЪД Я ЬЮЦНЛ ЙПЕЯЕК 0,75 Л. аКНЙХ ЙПЕЯЕК СЯРЮМЮБКХБЮКХЯЭ МЮ ПЕКЭЯЮУ Х ЛНЦКХ ОЕПЕЛЕЫЮРЭЯЪ ОН МХЛ Я ТХЙЯЮЖХЕИ ВЕПЕГ ЙЮФДШЕ 30 ЛЛ, ВРН ОНГБНКЪКН ЛЕМЪРЭ ЬЮЦ ЙПЕЯЕК НР 0,75 ДН 0,81 — 0,9 Л, ВРН ДЮБЮКН БНГЛНФМНЯРЭ Б ЙНПНРЙХИ ЯПНЙ ПЮГЛЕЫЮРЭ Б ГЮБХЯХЛНЯРХ НР ЙКЮЯЯЮ 158, 146 Х 134 ОЮЯЯЮФХПЮ. б ОЕПЕДМЕЛ ЯЮКНМЕ 54 ЙПЕЯКЮ РСПХЯРЯЙНЦН ЙКЮЯЯЮ ЛНФМН АШКН ГЮЛЕМХРЭ МЮ 24 ЙПЕЯКЮ ОЕПБНЦН ЙКЮЯЯЮ Б БХДЕ ДБСУЛЕЯРМШУ АКНЙНБ БЛЕЯРН РПЕУЛЕЯРМШУ, РНЦДЮ НАЫЕЕ ВХЯКН ОЮЯЯЮФХПНБ Б ЯЮЛНКЕРЕ СЛЕМЭЬЮКНЯЭ ДН 128 ВЕКНБЕЙ. мЮ КХМХЪУ ЛЮКНИ ОПНРЪФЕММНЯРХ ЯН БПЕЛЕМЕЛ ОНКЕРЮ МЕ АНКЕЕ ДБСУ ВЮЯНБ ДНКФМШ АШКХ ПЮГЛЕЫЮРЭЯЪ 164 ОЮЯЯЮФХПЮ, ГЮ ЯВЕР СЛЕМЭЬЕМХЪ ПЮГЛЕПНБ АСТЕРЮ-ЙСУМХ Х СЯРЮМНБЙХ ДНОНКМХРЕКЭМН ЬЕЯРХ ЙПЕЯЕК. б УНКНДМНЕ БПЕЛЪ ЦНДЮ Б ГЮДМЕИ ВЮЯРХ ОЮЯЯЮФХПЯЙНЦН ЯЮКНМЮ ДНКФМШ АШКХ ЯМХЛЮРЭЯЪ БНЯЕЛЭ ЙПЕЯЕК РСПХЯРЯЙНЦН ЙКЮЯЯЮ Х НАНПСДНБЮКЯЪ ЕЫЕ НДХМ ЦЮПДЕПНА ДКЪ 80-82 ОЮКЭРН, ДНОНКМХРЕКЭМН Й МЕАНКЭЬХЛ ЦЮПДЕПНАЮЛ ПЮЯОНКНФЕММШЛ Б БЕЯРХАЧКЪУ С ЙЮФДНИ ХГ ДБСУ БУНДМШУ ДБЕПЕИ Б ЯЮЛНКЕР. оНЛХЛН ПЮЯЯЛНРПЕММШУ ЙНЛОНМНБНЙ АШКХ ОПЕДКНФЕМШ БЮПХЮМРШ МЮ 110, 122 Х ЯЮКНММШИ БЮПХЮМР Я ОНБШЬЕММШЛ СПНБМЕЛ ЙНЛТНПРЮАЕКЭМНЯРХ Х ОПЕДМЮГМЮВЕММШИ ДКЪ ЯОЕЖХЮКЭМШУ ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ОЕПЕБНГНЙ.
яНГДЮРЕКХ ЯЮЛНКЕРЮ рС-154 СДЕКХКХ НЯНАНЕ БМХЛЮМХЕ ЙНЛТНПРС. хГЪЫМЮЪ НРДЕКЙЮ ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ЯЮКНМНБ, ОПНДСЛЮММЮЪ ЙНЛОНМНБЙЮ ЙПЕЯЕК, ЮБРНЛЮРХВЕЯЙЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ПЕЦСКХПНБЮМХЪ ДЮБКЕМХЪ БНГДСУЮ Х НЯНАШИ ЛХЙПНЙКХЛЮР СДНБКЕРБНПЪКХ ЯЮЛНЦН БГШЯЙЮРЕКЭМНЦН ОЮЯЯЮФХПЮ.
сФЕ Б ОЕПХНД ОПНЕЙРХПНБЮМХЪ Х ОНЯРПНИЙХ ОЕПБНЦН НОШРМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ Б нйа ПЮЯЯЛЮРПХБЮКЯЪ ЦПСГНБНИ БЮПХЮМР ЯЮЛНКЕРЮ рС-154, ПЮЯЯВХРЮММШИ МЮ ОЕПЕБНГЙС 25000 ЙЦ МЮ ПЮЯЯРНЪМХЕ 2000-2500 ЙЛ Я ЙПЕИЯЕПЯЙНИ ЯЙНПНЯРЭ 900 ЙЛ/ В. б ЩРНР ФЕ ОЕПХНД Б ЩЯЙХГМНЛ ОПНЕЙРХПНБЮМХХ МЮУНДХКЯЪ БЮПХЮМР ЯЮЛНКЕРЮ Я СБЕКХВЕММНИ ДКХМНИ ТЧГЕКЪФЮ МЮ 240-250 ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ЛЕЯР Х Я ДЮКЭМНЯРЭЧ АЕЯОНЯЮДНВМНЦН ОНКЕРЮ 2000-2500 ЙЛ. б УНДЕ ОПНЕЙРХПНБЮМХЪ ОПЕДКЮЦЮКНЯЭ ОНДЦНРНБХРЭ РПХ НЯМНБМШУ БЮПХЮМРЮ ЯЮЛН-КЕРЮ:рС-154ю, рС-154д Х рС-154а. рС-154ю — НЯМНБМНИ ЯЕПХИМШИ БЮПХЮМР; рС-154 д — ДЮКЭМХИ БЮПХЮМР Я СЛЕМЭЬЕММНИ ЙНЛЛЕПВЕЯЙНИ ГЮЦПСГЙНИ, СБЕКХВЕММШЛ ГЮОЮЯНЛ РНОКХБЮ Х СБЕКХВЕММШЛ ПЮГЛЮУНЛ ЙПШКЮ; рС-154а — ЯЮЛНКЕР Я СБЕКХВЕММНИ ОЮЯЯЮФХПНБЛЕЯРХЛНЯРЭЧ Х ЙНЛЛЕПВЕЯЙНИ МЮЦПСГЙНИ ГЮ ЯВЕР БПЕГЙХ Б ТЧГЕКЪФ ДНОНКМХРЕКЭМНИ ЯЕЙЖХХ.
б 1968 Ц. Б НОШРМНЛ ОПНХГБНДЯРБЕ АШКХ ОНЯРПНЕМШ ДБЮ ОЕПБШУ ЯЮЛНКЕРЮ рС-154: НДХМ ДКЪ КЕРМШУ ХЯОШРЮМХИ (АНПРНБНИ No.85000, ГЮБНДЯЙНИ йу1), БРНПНИ ДКЪ ЯРЮРХВЕЯЙХУ ХЯОШРЮМХИ. оЕПБЮЪ ЛЮЬХМЮ БН БРНПНИ ОНКНБХМЕ 1968 Ц. АШКЮ ОЕПЕДЮМЮ Б фкх Х да ДКЪ ОПНБЕДЕМХЪ КЕРМШУ ХЯОШРЮМХИ. бРНПНИ ЯЮЛНКЕР ОПНУНДХК ЯРЮРХВЕЯЙХЕ ХЯОШРЮМХЪ Б КЮАНПЮРНПХХ ЯРЮРХВЕЯЙХУ ХЯОШРЮМХИ нйа Я МНЪАПЪ 1968 Ц. ОН ЛЮИ 1971 Ц., ОЮПЮККЕКЭМН Я КЕРМШЛХ ХЯОШРЮМХЪЛХ. оЕПБШИ ОНКЕР НОШРМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ рС-154 ЯНЯРНЪКЯЪ 3 НЙРЪАПЪ 1968 Ц.; ЛЮЬХМС ОНДМЪК Б БНГДСУ ЩЙХОЮФ Б ЯНЯРЮБЕ ЙНЛЮМДХПЮ ЙНПЮАКЪ ч.б.яСУНБЮ, БРНПНЦН ОХКНРЮ м.м.уЮПХРНМНБЮ, АНПРХМФЕМЕПЮ б.х.еБДНЙХЛНБЮ. мЮ АНПРС МЮУНДХКХЯЭ РЮЙФЕ БЕДСЫХИ ХМФЕМЕП ОН ХЯОШРЮМХЪЛ к.ю. чЛЮЬЕБ, ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮРНП -ч.ц. еТХЛНБ Х АНПРЩКЕЙРПХЙ ч.ц. йСГЭЛЕМЙН. оНЯКЕ ЩРЮОЮ ДНБНДНЙ Х ОЕПБШУ ОНКЕРНБ ЯЮЛНКЕР АШК ОЕПЕДЮМ МЮ яНБЛЕЯРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ, ЙНРНПШЕ ОПНБНДХКХЯЭ Б ДБЮ ЩРЮОЮ. оЕПБШИ ЩРЮО ОПЮЙРХВЕЯЙХ ЯННРБЕРЯРБНБЮК гЮБНДЯЙХЛ ХЯОШРЮМХЪЛ Х ОПНБНДХКЯЪ ЯХКЮЛХ ллг «нОШР» МЮ ЮЩПНДПНЛЕ кхх. оЕПБШИ ЩРЮО ХЯОШРЮМХИ МЮВЮКЯЪ Б ДЕЙЮАПЕ 1968 Ц Х ГЮЙНМВХКЯЪ Б ЪМБЮПЕ 1971 Ц., БРНПНИ ЩРЮО, ЯННРБЕРЯРБСЧЫХИ цНЯСДЮПЯРБЕММШЛ ХЯОШРЮМХЪЛ, — Я ХЧМЪ ОН ДЕЙЮАПЭ 1971 Ц. мЮВЮКХЯЭ ХЯОШРЮРЕКЭЯЙХЕ АСДМХ, ЯН ЯБНХЛХ ПЮДНЯРЪЛХ Х ОНЯРНЪММШЛХ ГЮАНРЮЛХ. б ПЮГМНЕ БПЕЛЪ Б ХЯОШРЮМХЪУ ЯЮЛНКЕРЮ рС-154 СВЮЯРБНБЮКХ ЩЙХОЮФХ, ЙНРНПШЕ БНГЦКЮБКЪКХ КЕРВХЙХ-ХЯОШРЮРЕКХ: я.р юЦЮОНБ, б.о.аНПХЯНБ, х.й.бЕДЕПМХЙНБ, а.х.бЕПЕЛЕИ, е.ю.цНПЧМНБ,м.е.йСКЭВХЖЙХИ, б.л.лЮРБЕЕБ, ю.х.рЮКЮКЮЙХМ, б.х.ьЙЮРНБ.
нДМНБПЕЛЕММН Я МЮВЮКНЛ ХЯОШРЮМХИ рС-154 ЬКЮ ОНДЦНРНБЙЮ Х ПЮГБЕПРШБЮМХЕ ЯЕПХИМНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ ЯЮЛНКЕРЮ МЮ йСюгЕ (ЯЮЛНКЕР АШК ГЮОСЫЕМ Б ЯЕПХЧ МЮ йСюгЕ Б 1968. оПЕДБЮПХРЕКЭМН ДКЪ ЩРНЦН нйа ОПХЬКНЯЭ ОЕПЕПЮАЮРШБЮРЭ ЯЕПХИМСЧ РЕУМНКНЦХЧ Х БМНЯХРЭ Б ЙНМЯРПСЙЖХЧ МЕНАУНДХЛШЕ ХГЛЕМЕМХЪ, НРБЕВЮБЬХЕ ЯОЕЖХТХЙХ Х НПЦЮМХГЮЖХХ ОПНХГБНДЯРБЮ йСюгЮ (ОЕПБНМЮВЮКЭМН рС-154 ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ ЯЕПХИМН ЯРПНХРЭ МЮ ЛНЯЙНБЯЙНЛ ГЮБНДЕ «гМЮЛЪ РПСДЮ», МН ХГ-ГЮ АНКЭЬНИ ГЮЦПСФЕММНЯРХ ГЮБНДЮ ОПНХГБНДЯРБНЛ ХЯРПЕАХРЕКЕИ лХц-21 Х НЯБНЕМХЕЛ ОЕПБШУ лХц-23 ЯЕПХЧ рС-154 ОЕПЕДЮКХ Б йСИАШЬЕБ). бЯЕ ЩРН МЕ ЛНЦКН МЕ НРПЮГХРЭЯЪ МЮ ЯПНЙЮУ ОНЯРПНИЙХ Х ЙЮВЕЯРБЕ ОЕПБШУ ЯЕПХИМШУ ЛЮЬХМ, ОЕПБШЕ ХГ ЙНРНПШУ МЮВЮКХ КЕРЮРЭ Б 1970 Ц., Х ЙНРНПШЕ ЯРЮКХ ТЮЙРХВЕЯЙХ ОПЕДЯЕ-ПХИМШЛХ ЯЮЛНКЕРЮЛХ Х ОПХМЪКХ СВЮЯРХЕ Б яНБЛЕЯРМШУ ХЯОШРЮМХЪУ. нДМЮЙН, МЕЯЛНРПЪ МЮ ЯЕПЭЕГМШЕ РПСДМНЯРХ, йСюг ГЮ ЯПЮБМХРЕКЭМН ЙНПНРЙХИ ЯПНЙ БШОСЯРХК ЦНКНБМСЧ ОЮПРХЧ Х ДНПЮАНРЮК ЕЕ Б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ПЕГСКЭРЮРЮЛХ цНЯСДЮПЯРБЕММШУ Х ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММШУ ХЯОШРЮМХИ.
оНЛХЛН ХЯОШРЮМХИ ОН НЯМНБМНИ ОПНЦПЮЛЛЕ яНБЛЕЯРМШУ ХЯОШРЮМХИ ЯЮЛНКЕРШ рС-154 БШОНКМЪКХ ОНКЕРШ ОН ОПНЦПЮЛЛЕ ЯОЕЖХЮКЭМШУ КЕРМШУ ХЯОШРЮМХИ. дБЕ ЛЮЬХМШ No.No. 85001 Х 85002 КЕРЮКХ МЮ АНКЭЬХУ СЦКЮУ ЮРЮЙХ, ОПХВЕЛ АНПР 85002 АШК НЯМЮЫЕМ ОПНРХБНЬРНОНПМШЛ ОЮПЮЬЧРНЛ Х ЯПЕДЯРБЮЛХ ЯОЮЯЕМХЪ ЩЙХОЮФЮ. б УНДЕ ХЯОШРЮМХИ ЯЮЛНКЕРШ ОНЯРНЪММН ДНПЮАЮРШБЮКХЯЭ: АШКЮ ХГЛЕМЕМЮ ЯХЯРЕЛЮ СОПЮБКЕМХЪ ГЮЙПШКЙЮЛХ, ДНПЮАНРЮМЮ ЯХЯРЕЛЮ юаяС-154 Х Р.Д. мЮ ДПСЦХУ ЛЮЬХМЮУ ДНБНДХКЮЯЭ ЯХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ, ЯЮЛНКЕРМШЕ ЯХЯРЕЛШ Х НАНПСДНБЮМХЕ.
бЯЕ ПЮАНРШ ОН ЯНГДЮМХЧ Х ДНБНДЙЕ ЯЮЛНКЕРЮ рС-154 МЮ ОЕПБНЛ ЩРЮОЕ БНГЦКЮБКЪК цКЮБМШИ ЙНМЯРПСЙРНП д.я.лЮПЙНБ, Ю ГЮРЕЛ я.л.еЦЕП. хЛЕММН МЮ МХУ КЕЦКХ БЯЕ НЯМНБМШЕ ОПНАКЕЛШ, ЯБЪГЮММШЕ Я ХЯОШРЮМХЪЛХ Х НЯБНЕМХЕЛ Б ЯЕПХХ ЯЮЛНКЕРЮ. я 25 ЛЮЪ 1975 Ц. ПСЙНБНДХРЕКЕЛ ПЮАНР ОН ЯЮЛНКЕРС рС-154 АШК МЮГМЮВЕМ ю.я.ьЕМЦЮПДР, ЯРЮБЬХИ ГЮРЕЛ цКЮБМШЛ ЙНМЯРПСЙРНПНЛ ОН ЩРНИ ЛЮЬХМЕ Х ЕЕ ЛМНЦНВХЯКЕММШЛ ЛНДХТХЙЮЖХЪЛ, ЙНРНПШИ ПСЙНБНДХК Х ПСЙНБНДХР ДН МЮЯРНЪЫЕЦН БПЕЛЕМХ БЯЕЛ ЙНЛОКЕЙЯНЛ ПЮАНР ЯБЪГЮММШЛ Я ЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЕЛ рС-154.
б УНДЕ ОЕПБНЦН ЩРЮОЮ ХЯОШРЮМХИ Б 1969 ЦНДС НОШРМШИ ЯЮЛНКЕР рС-154 ДЕЛНМЯРПХПНБЮКЯЪ МЮ ЯЮКНМЕ Б кЕ аСПФЕ.
вЕПЕГ ЦНД МЮВЮКХЯЭ ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММШЕ ХЯОШРЮМХЪ ОПЕДЯЕПХИМШУ ЯЮЛНКЕРНБ МЮ КХМХЪУ «юЩПНТКНРЮ». нДМНБПЕЛЕММН МЮВЮКНЯЭ ОЕПЕСВХБЮМХЕ ЩЙХОЮФЕИ МЮ МНБШИ РХО ОЮЯЯЮФХПЯЙНЦН ЯЮЛНКЕРЮ. щЙЯОКСЮРЮЖХНММШЕ ХЯОШРЮМХЪ ОПНБНДХКХЯЭ СФЕ МЮ ЬЕЯРХ ЯЕПХИМШУ ЯЮЛНКЕРЮУ.
мНБШИ ЛЮЦХЯРПЮКЭМШИ ЯЮЛНКЕР рС-154 ОНЯРСОХК БН бМСЙНБН Б ЙНМЖЕ 1970 ЦНДЮ. б ЛЮЕ 1971 ЦНДЮ ЕЦН МЮВЮКХ ХЯОНКЭГНБЮРЭ ДКЪ ОЕПЕБНГЙХ ОНВРШ ХГ лНЯЙБШ Б рАХКХЯХ, яНВХ, яХЛТЕПНОНКЭ Х лХМЕПЮКЭМШЕ бНДШ. мЮ РПЮЯЯШ «юЩПНТКНРЮ» КЮИМЕП БШЬЕК Б МЮВЮКЕ 1972 ЦНДЮ. яБНИ ОЕПБШИ ПЕЦСКЪПМШИ ПЕИЯ лНЯЙБЮ — лХМЕПЮКЭМШЕ бНДШ рС-154 ЯНБЕПЬХК Б ДЕМЭ 49-И ЦНДНБЫХМШ «юЩПНТКНРЮ» — 9 ТЕБПЮКЪ 1972 ЦНДЮ. пЕИЯ БШОНКМХК ЩЙХОЮФ Б ЯНЯРЮБЕ ЙНЛЮМДХПЮ ЙНПЮАКЪ е.х.аЮЦЛСРЮ, БРНПНЦН ОХКНРЮ ю.б.юКХЛНБЮ, ЬРСПЛЮМЮ б.ю.яЮЛЯНМНБЮ Х АНПРХМФЕМЕПЮ я.я.яЕПДЧЙЮ.
хЯОШРЮМХЪ рС-154 Б НЯМНБМНЛ ОНДРБЕПДХКХ ЕЦН КЕРМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ, МН РЮЙФЕ ОНЙЮГЮКХ, ВРН ЯЮЛНКЕР РПЕАСЕР ДЮКЭМЕИЬЕЦН ЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЪ Б ВЮЯРХ ОНБШЬЕМХЪ МЮДЕФМНЯРХ МЕЙНРНПШУ ЕЦН ЙНМЯРПСЙРХБМШУ СГКНБ, ЮЦПЕЦЮРНБ, СКСВЬЕМХЪ ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММНИ РЕУМНКНЦХВМНЯРХ Х ХГЛЕМЕМХИ Б ЙНЛОНМНБЙЕ ОЮЯЯЮФХПЯЙНИ ЙЮАХМШ. нДМЮЙН ЦКЮБМШЛХ ОПНАКЕЛЮЛХ ЯЮЛНКЕРЮ ЪБКЪКХЯЭ НАЕЯОЕВЕМХЕ ГЮДЮММНЦН ПЕЯСПЯЮ Х ББЕДЕМХЕ ЯХЯРЕЛШ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНЦН ГЮУНДЮ МЮ ОНЯЮДЙС ДН БШЯНРШ 30 Л. б ДЮКЭМЕИЬЕЛ БЯЕ ПЮГБХРХЕ ЯЮЛНКЕРЮ рС-154, ДН ОНЪБКЕМХЪ ЛНДХТХЙЮЖХХ рС-154л, БПЮЫЮКНЯЭ Б НЯМНБМНЛ БНЙПСЦ ПЕЬЕМХЪ ЩРХУ ОПНАКЕЛ. оНЯКЕДНБЮРЕКЭМН АШКХ ЯНГДЮМШ ЛНДХТХЙЮЖХХ рС-154ю Х МЕЯЙНКЭЙН БЮПХЮМРНБ рС-154а Я ДБХЦЮРЕКЪЛХ мй-8-2с Я СБЕКХВЕММНИ РЪЦНИ, Б ЙНРНПШУ ЩРХ ГЮДЮВХ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМН ПЕЬЮКХЯЭ ОН ЛЕПЕ МЮЙНОКЕМХЪ НОШРЮ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ Х ЦНРНБМНЯРХ МЕНАУНДХЛШУ ЯХЯРЕЛ, ЮЦПЕЦЮРНБ Х НАНПСДНБЮМХЪ.
дН БМЕДПЕМХЪ МЮ ЯЮЛНКЕР РХОЮ рС-154 МНБНЦН, АНКЕЕ ЩЙНМНЛХВМНЦН ДБХЦЮРЕКЪ д-гнйс-154, Б ПСЙЮУ нйа ОПЮЙРХВЕЯЙХ ХЛЕКНЯЭ КХЬЭ РНКЭЙН НДМН ЯПЕДЯРБН ЯМХФЕМХЪ СДЕКЭМШУ ПЮЯУНДНБ РНОКХБЮ ОН ЯЮЛНКЕРС — ПЮЖХНМЮКЭМЮЪ ЙНЛОНМНБЙЮ ОЮЯЯЮФХПЯЙНИ ЙЮАХМШ. рЮЙ ОНЪБХКХЯЭ ЛНДХТХЙЮЖХХ рС-154а-1 МЮ 160 ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ЛЕЯР, Ю РЮЙФЕ ЙНМБЕПРХПСЕЛШИ БЮПХЮМР рС-154а-2 МЮ 164-180 ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ЛЕЯР.
гМЮВХРЕКЭМНЦН СКСВЬЕМХЪ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙ ЯЮЛНКЕРЮ СДЮКНЯЭ ДНЯРХВЭ Я ПЮГПЮАНРЙНИ Х БМЕДПЕМХЕЛ Б ЯЕПХЧ Х ЩЙЯОКСЮРЮЖХЧ ЯЮЛНКЕРЮ рС-154л Я МНБШЛХ АНКЕЕ ЩЙНМНЛХВМШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ д-гнйс-154 Х ГМЮВХРЕКЭМШЛХ СКСВЬЕМХЪЛХ ЛЕЯРМНИ ЮЩПНДХМЮЛХЙХ ПЮГКХВМШУ ВЮЯРЕИ ЯЮЛНКЕРЮ.
б 80-Е ЦНДШ ЯЮЛНКЕРШ рС-154 ПЮГКХВМШУ ЛНДХТХЙЮЖХИ ЯРЮКХ ЯЮЛШЛХ ЛЮЯЯНБШЛХ ЯЮЛНКЕРЮЛХ юЩПНТКНРЮ.рС-154 БШОНКМЪК Х БШОНКМЪЕР ОНКЕРШ ОН ЛЮПЬПСРЮЛ, ЯБЪГШБЮЧЫХЛ ОПЮЙРХВЕЯЙХ БЯЕ ЙПСОМШЕ ЦНПНДЮ яяяп. яЮЛНКЕР Б КЕРМХЕ ОЕПХНДШ ЯРЮК НЯМНБМШЛ «ОЕПЕБНГВХЙНЛ РСПХЯРНЛ Х НРДШУЮЧЫХУ Б ЧФМШЕ ЦНПНДЮ ЯРПЮМШ. яЮЛНКЕРШ рС-154 ЯНБЕПЬЮКХ ОНКЕРШ Б АНКЕЕ ВЕЛ 80 ЦНПНДНБ еБПНОШ, юГХХ Х юТПХЙХ, МЕНДМНЙПЮРМН ОПЕДЯРЮБКЪКХЯЭ МЮ ПЮГКХВМШУ ЛЕФДСМЮПНДМШУ БШЯРЮБЙЮУ Х ЮБХЮЖХНММШУ ЯЮКНМЮУ.
лНДХТХЙЮЖХХ :
рС-154 | ОЕПБЮЪ ЯЕПХИМЮЪ ЛНДХТХЙЮЖХЪ. |
рС-154ю | ЛНДХТХЙЮЖХЪ Я рбд мй-8-с. |
рС-154а | ЛНДХТХЙЮЖХЪ Я АНКЕЕ ЛНЫМШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ, СБЕКХВЕММШЛ ГЮОЮЯНЛ РНОКХБЮ Х СКСВЬЕММШЛХ КЕРМШЛХ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛХ Х ОНБШЬЕММНИ МЮДЕФМНЯРЭЧ. |
рС-154а-2 | АШК НЯМЮЫЕМ АНКЕЕ ЯНБПЕЛЕММШЛ ПЮАНВХЛ НАНПСДНБЮМХЕЛ Х АНКЕЕ ЛНЫМШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ. |
рС-154ж | ЦПСГНБНИ БЮПХЮМР. |
рС-154л | ЯМЮВЮКЮ НАНГМЮВЕММШИ рС-164, Я РСПАНБЕМРХКЪРНПМШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ яНКНБЭЕБЮ д-30йс-154хх РЪЦНИ 10600 ЙЦЯ, ОЕПЕОПНЕЙРХПНБЮММШЛ УБНЯРНБШЛ НОЕПЕМХЕЛ Х ДПСЦХЛХ СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЪЛХ. |
рС-154я | ЯОЕЖХЮКХГХПНБЮММШИ ЦПСГНБНИ ЯЮЛНКЕР , МЮ АЮГЕ рС-154а. |
рС-154л2 | ЯЮЛНКЕР Я ДБСЛЪ РСПАНБЕМРХКЪРНПМШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ яНКНБЭЕБЮ оя-90ю ОЕПЛЯЙНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ. |
рС-155 | ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМШИ ЯЮЛНКЕР ДКЪ ХЯОШРЮМХИ ДБХЦЮРЕКЪ мй-88 МЮ ФХДЙНЛ БНДНПНДМНЛ РНОКХБЕ |
рС-156 | ПЮГПЮАЮРШБЮЕЛШИ МЮ НЯМНБЕ рС-154л ОЮЯЯЮФХПЯЙХИ ЯЮЛНКЕР Я ДБХЦЮРЕКЪЛХ мй-89 МЮ ЯФХФЕММНЛ ОПХПНДМНЛ ЦЮГЕ. |
рС-156л2 | ПЮГПЮАЮРШБЮЕЛШИ МЮ НЯМНБЕ рС-154л2 ОЮЯЯЮФХПЯЙХИ ЯЮЛНКЕР Я ДБХЦЮРЕКЪЛХ мй-94 МЮ ЯФХФЕММНЛ ОПХПНДМНЛ ЦЮГЕ. |
кру: |
лНДХТХЙЮЖХЪ | рС-154 |
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л | 37.55 |
дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л | 47.90 |
бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л | 11.40 |
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ,Л2 | 201.45 |
лЮЯЯЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ | 50775 |
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 94000 |
бМСРПЕММЕЕ РНОКХБН, ЙЦ | 39750 |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 3 рпдд юБХЮДБХЦЮРЕКЭ (йСГМЕЖНБ) мй-8-р |
рЪЦЮ, ЙЦЯ | 3 У 9500 |
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 950 |
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 6600 |
дЮКЭМНЯРЭ ДЕИЯРБХЪ, ЙЛ | 2750-3740 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 12000 |
щЙХОЮФ, ВЕК | 4 |
оНКЕГМЮЪ МЮЦПСГЙЮ: | 160 ОЮЯЯЮФХПНБ ХКХ 17000 ЙЦ ЦПСГЮ |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
пкщ «рСОНКЕБ рС-154 « | нОШРМШИ рС-154 |
нОШРМШИ рС-154 | |
нОШРМШИ рС-154 | |
рС-154 | |
рС-154 (c) Alberto Storti | |
рС-154ю | |
рС-154ю (c) Eduard Marmet | |
рС-154ю ОНГДМЕЕ ОЕПЕДЕКЮММШИ Б рС-154я | |
оЮЯЯЮФХПЯЙХИ ЯЮКНМ рС-154 (c) юМДПЕИ аЮЦХПНБ | |
йЮАХМЮ ОХКНРНБ рС-154 (c) бЪВЕЯКЮБ тХПЯНБ |
яУЕЛШ:
рС-154 |
бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:
рС-154 |
рС-154ю |
рС-154 |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
йПШКЭЪ пНДХМШ 1998-01. бКЮДХЛХП пХЦЛЮМР. оНКЕР ДКХМНЧ Б РПХДЖЮРЭ КЕР: н ОЮЯЯЮФХПЯЙНЛ ЯЮЛНКЕРЕ рС-154 Х ЕЦН ЛНДХТХЙЮЖХЪУ л-уНААХ 2000-01. дЛХРПХИ йНКЕЯМХЙ. рС-154 юБХЮЖХЪ Х ЙНЯЛНМЮБРХЙЮ 1998-11-12. юКЕЙЯЕИ бСКЭТНБ, дЛХРПХИ йНКЕЯМХЙ. «пЮАНВЮЪ КНЬЮДЙЮ» рС-154: 30 КЕР Б МЕАЕ юБХЮЖХЪ Х йНЯЛНМЮБРХЙЮ 2000-03. бКЮДХЛХП пХЦЛЮМР. оНД ГМЮЙЮЛХ «юмр» Х «рс» пНЯРХЯКЮБ бХМНЦПЮДНБ, юКЕЙЯЮМДП оНМНЛЮПЕБ. пЮГБХРХЕ ЯЮЛНКЕРНБ ЛХПЮ Air International 2007-11. William F. Mellberg. Tupolev Tu-154 L+K 1988-14-16. Jan Cech, Milan Cvrkal. Tupolev Tu-154 |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2019
Применение
На конец 2015 года на Российских авиалиниях эксплуатировалось менее ста авиалайнеров Ту-154Б иТу-154М. Среди самых крупных владельцев является авиа, около 15 самолётов.
В странах некогда бывших Советских республик осталось значительное количество пассажирских авиамашин. Самый крупный владелец – Казахстан, на его авиалиниях летают около 12 машин. Белоруссия владеет пятью машинами.
Таджикистан, тоже пять машин в авиапарке. Киргизия, Узбекистан и Азербайджан по три самолёта. В Северной Корее и Китае по два лайнера Ту-154.
Иран ввёл полный запрет на эксплуатацию самолётов Ту-154 с февраля 2011 года. Бывшие братские страны по социалистическому лагерю: Чехия, Болгария и Словакия содержат Ту-154 компоновки «Салон» для первых лиц государства.
Самолёт компоновки «Салон» был у Польских авиалиний, но его потеряли в катастрофе со всеми членами экипажа и пассажирами 10 апреля 2010года. Министр обороны Польской республике заявил, что по информации самописца, на борту слышны шумы взрыва.
Теракт, основная версия следственной комиссии Польши. Сколько бы российские следователи не убеждали об отсутствии взрыва польских коллег, точку в расследовании поставить никто не может.
Эксплуатанты
В разные годы самолеты этого типа эксплуатировал «Аэрофлот», а также гражданские перевозчики и различные ведомства Азербайджана, Албании, Армении, Афганистана, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Кубы, Ливии, Молдавии, Монголии, Пакистана, Польши, Румынии, Сирии, Туркмении, Турции, Украины, Узбекистана, Чехословакии и др. стран мира — всего почти 300 авиапредприятий.
По состоянию на октябрь 2022 года в эксплуатации остаются несколько десятков Ту-154, большинство из них используются военными ведомствами России и Китая. Регулярная пассажирская эксплуатация практически прекращена: два экземпляра продолжают выполнять полеты под флагом северокорейской авиакомпании Air Koryo.
Интересные факты
Внешний вид Ту-154 очень схож с Боингом 727, но к общей разработке они отношения не имеют. Силовая трёхмоторная установка у Советского лайнера мощнее Американского самолёта.
По статистике рейтинга безопасности, западный аналог проигрывает со счётом 58-33, это цифры случившихся катастроф с 1964 года.
В съёмках фильма «Экипаж» принимали участие два самолёта Ту-154. Один из самолётов находился на ремонте после пожара, но так как хвостовая часть уцелела, она вполне подошла режиссёру для работы киногруппы. Второй Ту пострадал при перевозке ядовитого металла – ртути и был списан. Но для кинематографа он вполне подошёл.
Схема самолета Туполев Ту-154
На схеме видно расположение пассажирских кресел и туалетов.
Бизнес-класс граничит с кабиной пилота и местами экипажа спереди эконом-классом — сзади. Отличается комфортными мягкими креслами со складными столиками, скрытыми в подлокотниках. Расстояние между сиденьями достаточное для комфортного перелета. Самые удобные места — около окон во 2-м и 3-м ряду. 1-й и 4-й ряд, как видно на схеме, расположен рядом с туалетами и шумным «экономом». Декор «бизнеса» — два гобелена с видами Москвы.
Места эконом-категории расположены на бизнес-классе по схеме 3×3. Посередине очень узких проходов. Самые удобные места согласно схеме — № 11 и № 19, где больше всего пространства для ног. 28-й ряд находится близко к туалетам, в определенное время тут может быть очередь.
Салон
Салон Ту-154 оборудовали удобной системой кондиционирования, установили три туалетных комнаты, а над креслами расположили достаточно вместительные багажные полки для ручной клади. Согласно отзывам пассажиров, данный тип ВС не уступал по комфорту зарубежным аналогам 80-х годов прошлого века.
Максимальное количество пассажиров, которое может вместить внутри салон Ту-154, составляет 180 человек. Кресла расположены слева и справа по борту. В связи с тем что Ту-154 вышел в массовое производство, то и модификаций у него было много. Различаются они вместимостью и дальностью полета.
С учетом того, что в 2013 году Ту-154 был выведен из производства, на смену ему был разработан Ту-204, являющийся на данный момент основной машиной в компании Red Wings.
Обзоры полетов на самолете Туполев Ту-154
Ознакомиться с пассажирским самолетом в режиме полета можно на видео:
- Движение на малой высоте лайнеров Уральских авиалиний (август 2009, авиашоу в аэропорту Уктус).
- Мощный взлет из аэропорта Пулково.
- Вид из иллюминатора при взлете самолета из московского Шереметьево.
- Вид из иллюминатора при посадке.
- Документалка Первого канала «Последнее слово о Ту-154».
Масштабные модели самолета Туполев Ту-154
производит сборную модель авиалайнера (масштаб 1:144). Сборщики дорабатывают их, убирая или добавляя отдельные части, окрашивая. Изделие собирается специальным клеем. В набор входят декаль, отливки, инструкция.
На заметку! Минус декали — сдвиг оттенков местами до 0,25 мм.