Противовес советским ИСам — американский тяжелый танк М103

К декабрю 1955 года список необходимых доработок вырос до 144 пунктов. Наиболее существенные из выявленных проблем касались элементов систем вращения башни, наведения орудия и управления огнем, также имелись вопросы и по силовой установке и уровню оперативных характеристик танка в целом.

Элементы управления башней не давали возможности для точной наводки орудия и сохранения заданных установок. Поскольку танк должен был вести огонь на дальних дистанциях, то требовался баллистический вычислитель.


М103 из состава 2-го тяжелого танкового батальона 7-й американской армии в Германии. На корме танка укреплена платформа для дополнительных топливных емкостей

Чтобы обеспечить удобство действий членов экипажа, обслуживающих орудие и пулеметы, было признано необходимым наличие вращающегося полика боевого отделения. Нецелесообразным посчитали сочетание в обязанностях наводчика оперирования дальномером с ведением огня из орудия.

Ситуация осложнялась тем, что к концу 1955 года срочная необходимость в тяжелом танке отпала. Корейская война закончилась, и судьба 80 танков T43E1, заказанных армией, оказалась под вопросом. В результате от капитальной переделки T43E1 отказались, ограничившись устранением «всего лишь» 98 выявленных недостатков и махнув рукой на упоминавшиеся дефекты башни и системы управления огнем.

В феврале 1956 года компания Chrysler согласилась на план проведения такой ограниченной модернизации, а 26 апреля Управление вооружений сертифицировало танк T43E1 как «120mm Gun Tank M103», а установленное на нем 120-мм орудие T123E1 получило индекс M58. К началу 1957 года были модернизированы 74 танка, которые и отправили на войсковые испытания в Форт-Худ, штат Техас. Шесть других построенных танков остались в распоряжении Управления вооружений в качестве испытательных машин.

Описание М103

Тяжелый танк М103 вооружался длинноствольной 120-мм пушкой М58 с дульным тормозом и эжекционным устройством, а также двумя 7,62-мм пулеметами, спаренными с пушкой, и одним 12,7-мм зенитным пулеметом, который устанавливался открыто на командирской башенке и имел дистанционное управление. Стабилизатора вооружения танк не имел. В состав боекомплекта М103 входили 38 выстрелов раздельного заряжания калибра 120-мм, 1 000 патронов калибра 12,7 мм и 5 250 патронов калибра 7,62 мм.

Корпус танка и башня полусферической формы выполнялись цельнолитыми. Кормовая часть башни была значительно приподнята над крышей корпуса.

Машина оснащалась дублированными приводами управления огнем, установленными в местах расположения командира и наводчика. Основным прицельным устройством для ведения огня прямой наводкой являлся находившийся у наводчика стереоскопический горизонтальнобазный дальномер-прицел, а вспомогательным — перископический прицел с шестикратным увеличением.

В командирской башенке были смонтированы четыре перископических прибора наблюдения, обеспечивавших возможность кругового обзора. Один перископический прибор наблюдения был установлен в месте для заряжающего.

Механик-водитель располагался в отделении управления, которое находилось в передней части корпуса, а остальные члены экипажа — в башне. В распоряжении механика-водителя имелись три дневных перископических прибора наблюдения, смонтированных в крыше отделения управления и обеспечивавших ему обзор местности вперед до 180°. При движении ночью механик-водитель пользовался инфракрасным перископом М19, который устанавливался вместо центрального дневного перископического смотрового прибора. Управление танком осуществлялось с помощью штурвала, переключение передач производилось посредством рычага, имевшего пять фиксированных положений.

В корме танка в силовом отделении устанавливался оборудованный аппаратурой непосредственного впрыска топлива 12-цилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель воздушного охлаждения «Континентал» AV-1790-5B, развивавший при 2 800 об/мин мощность 810 л. с. Здесь же размещалась и гидромеханическая силовая передача типа «Кросс-Драйв», аналогичная той, которой оснащались средние танки М47 и М48.

Конструкция ходовой части танка М103 включала по семь опорных катков и шесть поддерживающих роликов на борт. Три передних и два задних опорных катка с каждой стороны снабжались амортизаторами. Траки гусениц имели резинометаллические шарниры.

На танке устанавливалась одна из стандартных танковых радиостанций AN/ GRC-3 (4) или AN/VRC-7, внутрипереговорное устройство и радиостанция для связи с авиацией. Для связи пехоты с экипажем на корме машины имелся телефон.

Однако, командование Корпуса морской пехоты не согласилось на «усеченную» модернизацию, настаивая на собственных требованиях к заказанным им 220 танкам, и отказалось принимать их в варианте M103, сертифицированном сухопутными силами. В результате 8-й тяжелый танковый батальон Морской пехоты продолжал службу без тяжелых танков, а предназначенная для него техника томилась на складе в Ньюарке в ожидании завершения испытаний прототипов T43E2.

Выстрел к 120-мм пушке имел внушительные размеры

Как уже упоминалось, наиболее значительных доработок в Т43Е1/М103 требовала система управления огнем, которая действовала неудовлетворительно. А поскольку танк изначально предназначался для выполнения той же задачи, что и английский тяжелый танк «Конкерор», — ведения боя с дальней дистанции с советскими тяжелыми танками ИС-3 и Т-10, это было недопустимо. Поэтому в модификации T43E2 постарались обеспечить «надежное и стабильное прицеливание, которое не нарушалось бы ударными нагрузками, вызванными передвижением по пересеченной местности или же попаданием в башню снарядов». Кроме того, еще на майской конференции 1953 года было принято решение сдвинуть место наводчика вперед к орудию, чтобы он мог пользоваться установленным справа от орудия (вместо второго спаренного пулемета) телескопическим прицелом. Предполагалось, что в перекомпонованной башне танка разместят новые приводы наведения орудия, новую систему управления огнем, включающую не только оптический прицел, но и баллистический вычислитель, сопряженный с перископическим прицелом наводчика и с дальномером командира танка. Помимо этого, устанавливались вращающийся полик боевого отделения, упрощенная командирская башенка с 12,7-мм пулеметом на открытой турели (огонь можно было вести, только высунувшись из люка) и забашенная корзина для имущества.


М103А1 Корпуса морской пехоты на учениях в Калифорнии

Для новой системы управления наведением орудия инженеры использовали современные технологии, применявшиеся на флоте для корабельных орудий, заменив ранее установленную в танке электрогидравлическую систему. В новой полностью электрической системе типа «amplidyne» использовались мощные сервоприводы на электромоторах, обеспечивавшие быстрое вращение тяжелой башни. Дальномер, с которым теперь управлялся не наводчик, а командир танка, измерял расстояния до 4 000 метров. Действия командира танка сводились к обнаружению цели и измерению дальности до нее. Наводчик вводил в баллистический вычислитель данные о типе снаряда и внешних условиях вручную, после чего орудие автоматически устанавливалось на требуемый угол возвышения. Перископический прицел наводчика позволял упрощенно определять расстояния по имевшейся прицельной сетке.

Все это давало возможность наводчику свободно выбирать цели и следить за результатами стрельбы, внося необходимые поправки. При необходимости командир танка также мог управлять огнем орудия на основании данных своего дальномера. В том случае, если система управления огнем отключалась, новый телескопический прицел наводчика позволял ему оценить дальность до цели по прицельной сетке, отградуированной для двух различных типов боеприпасов.


М103 во время учений

К началу 1957 года испытания прототипа T43E2 успешно завершились, и 17 мая армия стандартизировала его как M103A1. Новый вариант танка уже полностью удовлетворял требованиям армии, но та не планировала заказывать новых тяжелых танков.

Понравилась новая модификация и морпехам — комендант Корпуса морской пехоты уведомил начальника штаба Сухопутных войск, что он удовлетворен результатами испытаний T43E2 и считает доработанный танк пригодным для боевого применения. В результате до июля 1959 года все 220 танков Корпуса морской пехоты были доработаны до стандарта М103А1. Интересно, что армия также не осталась в стороне и позже «взяла взаймы» у морских пехотинцев 72 штуки М103А1.

После войсковых испытаний в Форт-Худе заказанные сухопутными силами танки М103 отправили за океан, в состав 7-й армии, дислоцировавшейся в Германии. К концу 1957 года ими перевооружили 899-й тяжелый танковый батальон (с 12 мая 1958 года переименован во 2-й тяжелый танковый батальон), базировавшийся в Ханау. Батальон входил в состав 4-й бронетанковой группы 5-го корпуса и до этого в ожидании получения новых тяжелых машин действовал на средних танках M48. Батальон имел своеобразную организацию — четыре роты по 18 танков, в каждой по шесть взводов по три танка.

М103А2 Корпуса морской пехоты

Вскоре армия выказала заинтересованность в замене своих М103 более совершенной морпеховской модификацией M103A1. Запрос армии был удовлетворен, и в мае-июне 1959 года 72 танка M103A1 были переправлены в Европу. Условия этого «кредита» включали обязательство армии вернуть танки обратно Корпусу морской пехоты в первоначальном состоянии. И действительно в начале 1963 года, по окончании срока аренды, все танки M103A1 были возвращены. Оставшийся «безлошадным» 2-й тяжелый танковый батальон был переформирован и передан в состав 3-й бронетанковой дивизии.

С начала 1959 года М103А1 начали поступать в подразделения морской пехоты. С учетом того, что одну машину Управление вооружений оставило себе для испытаний, число машин поставленных Корпусу морской пехоты США, составило 219 штук (получили регистрационные номера 232954–233172). Согласно штатам, принятым в морской пехоте, в мирное время тяжелыми танками должны были вооружаться три дивизионных танковых батальона, по три танковые роты в каждом. В военное время усиленные танковые батальоны должны были иметь трехротный состав, а дивизионный батальон — четырехротный. Первым в январе 1959 года на М109А1 пересел 2-й танковый батальон на атлантическом побережье, а в феврале-марте 1-й и 3-й танковые батальоны на тихоокеанском побережье. Еще несколько машин получили учебные подразделения. Оставшиеся 155 танков M103A1 предполагалось поставить на хранение в депо на западном (88 шт.) и на восточном побережье (67 шт.).


Место наводчика в танке М103А2

С учетом будущего участия тяжелых танков в десантных операциях к началу 50-х годов Военно-морской флот США разработал проекты судов и десантных средств, которые могли перевозить средние и тяжелые танки, а также тяжелые амфибии серии LVTP-5. 62,5-тонный M103A1 мог перевозиться в трюмах грузовых военных судов, на танкодесантных судах класса LST и доставляться на берег десантными катерами LCM-8. Военно-морской флот доработал их таким образом, чтобы сделать возможным ведение огня из танков по бортам и вперед во время приближения к месту высадки, что сделало ненужными индивидуальные танковые плавсредства.

В период Кубинского ракетного кризиса октября 1962 года значительные силы Вооруженных сил США были развернуты рядом с островом на море и в близлежащих наземных базах. Так, 2-я дивизия морской пехоты обеспечивала охрану военно-морской базы в Гуантанамо на самой Кубе. Уже после завершения острой фазы кризиса сюда были направлены тяжелые танки роты «С» 2-го танкового батальона. Каждые шесть месяцев (на ротационной основе) на базу направлялось по пять тяжелых танков и два огнеметных танка. Два из них постоянно находились на передовом укрепленном посту, с которого обеспечивалось наблюдение за минными полями и заграждениями, чтобы воспрепятствовать внезапному нападению. Отправка тяжелых танков на Кубу оправдывалась наличием здесь советских тяжелых танков ИС-2, средних Т-55 и самоходок Су-100. Танки М103, побывавшие в Гуантанамо, оказались единственными танками морской пехоты США этой серии, которые применялись «за морем» в обстановке, приближенной к боевой. Даже когда подразделения дивизий морской пехоты США, развернутые в Тихоокеанском регионе (1-я, 3-я и часть 5-й), отправлялись во Вьетнам, их тяжелые танки из-за отсутствия подходящих целей оставались «дома».


М103А2 на базе хранения Джорджии, конец 70-х годов

В начале 60-х годов руководство Корпуса морской пехоты начало подыскивать замену своим М103А1. Первоначально предполагалось закупить разрабатываемый для сухопутных войск перспективный основной боевой танк. Однако после свертывания этой программы в пользу разработки нового американо-немецкого танка MBT70 морпехи поняли, что ожидать появления нового основного танка в ближайшее время не приходится, и предприняли усилия по продлению срока службы своих тяжелых танков М103 и средних М48.

К тому времени уже была разработана программа модернизации парка средних танков М48, включающая установку дизельного двигателя, нового дальномера, системы ОПВТ от М60 и перекомпоновку моторного отсека. Такие же улучшения предлагалось провести и на M103A1. Комендант Корпуса морской пехоты одобрил проведение исследований эффективности подобной модернизации «с установкой возможно большего количества компонентов М60». 5 июня 1961 года была начата переделка двух прототипов, получивших индекс M103A1E1. После их испытаний в августе 1962 года был выдан заказ на переоборудование 153 танков М103А1. Переоборудование предполагалось проводить, начиная с августа 1963 года, с темпом 25 машин в месяц. Модернизированные танки, сертифицированные как М103А2, начали возвращаться в части морской пехоты с мая 1964 года.

Танк М103 в экспозиции музея

На М103А2 бензиновый двигатель заменили дизельным двигателем «Континентал» AVDS-1790-2AD, который использовался на танке М60. Одновременно с этим увеличили емкость топливных баков, в результате запас хода танка возрос со 129 до 480 км! Максимальная скорость достигла 37 км/ч, а за счет более высокого крутящего момента дизельного двигателя облегчилось преодоление различных препятствий. На смену стереоскопическому дальномеру пришел монокулярный M24 с градуировкой шкал в метрах. На большинстве машин над пушкой установили инфракрасный прожектор, который мог работать и в видимом спектре. Благодаря новой крыше моторного отделения удалось разработать гораздо более практичный, чем принятый на более ранних модификациях, комплект для преодоления глубоких бродов.

В 1968 году до стандарта М103А2 доработали еще 53 танка, доведя общее число М103А2 (вместе с прототипами) до 208. В строю М103А2 оставались вплоть до 1973 года, когда их сменили последние модели основного боевого танка М60.

Ранний M103

Принятие на вооружение тяжелого танка М103 привело к необходимости создания новой ремонтно-эвакуационной машины, поскольку имевшиеся были недостаточно мощными, чтобы буксировать тяжелый танк. Эту задачу довольно быстро решила фирма Chrysler, выпустив 200 БРЭМ, которым было дано обозначение М51. Новая ремонтно-эвакуационная машина весила 54 т, имела экипаж в составе 4 человек и оснащалась сошниками спереди и сзади, краном грузоподъемностью 30 т и лебедкой грузоподъемностью свыше 60 т. М51 состояла на вооружении до 1973–1974 годов.

Пробитие танка.

Вы можете пробить верхнюю часть нлд, но стоит быть аккуратнее и не стрелять в сам стык верхних и нижних бронелистов.

Что касается башни, имеется люк, который очень большой, но урон проходит лишь в половине выстрелов.

А так же имеется старая проблема Т30 и Т34, когда те легко пробивались в лоб башни вокруг маски. Такую же проблему и унаследовал M103. Башня танка пробивается по краям лба.

Когда танк к нам под углом, то следует стрелять в ближний к нам край нлд, ибо сам он не много выпуклый и углы брони становятся более прямыми, в дальний не пробьем. В борта урон танку не проходит.

Борт башни становиться для нас ещё под лучшим углом, куда мы и можем стабильно пробивать, причем это самая выгодная точка, ибо там находиться боеуклад. Огромная башенка командира все так же нами пробивается.

Корпус пробивается легко, без всяких лишних проблем. А вот башня берется только в задней части, ибо там очень слабая броня и ещё в боковые триплексы.

Ну и как вы понимаете, при стрельбе в корму, танк пробивается очень легко.

* * *

Подводя итоги, можно сказать, что спешный запуск в серийное производство еще «сырого» М103 в рамках экстренной «Tank Crash Program», принятой в ответ на начало Корейской войны, привел к серьезным проблемам в процессе постановки танка на службу, и даже к разочарованию армии в этой машине. И только приверженность Корпуса морской пехоты программе тяжелого танка позволила довести M103 до эффективного оперативного статуса.


M103А1, 1962 год

Однако, несмотря на все проблемы, до наступления эпохи противотанковых ракет у США не существовало другой системы вооружения, кроме М103, которая могла бы гарантировано уничтожать советские тяжелые танки, стоявшие на вооружении до начала 70-х годов.

Что касается солдат, служивших на М103, то за свое мощное вооружение танк пользовался у них популярностью и уважением. Даже имеющиеся сложности в работе членов экипажа, например второго заряжающего, загружавшего тяжелые снаряды и заряды в камору орудия в узкой башне во время движения, воспринимались с чувством гордости.

Для водителя управление танком было сравнимо по простоте с гораздо более легкими средними танками серии M48. Правда, им приходилось следить за очень длинным стволом пушки и предупреждать наводчика о необходимости поднять или отвернуть ствол перед прохождением различных препятствий.

Хотя общий вес машины вплотную приблизился к 64 тоннам с новым двигателем и увеличенным запасом топлива, танк легко преодолевал такие же препятствия, что и ранее. Слабым местом оставался амортизатор балансира переднего катка подвески, который, как правило, перегревался при движении, особенно в условиях жаркой пустыни Калифорнии, где проходило переучивание на модернизированные машины.

Из-за больших размеров казенной части 120-мм пушки и узкой фронтальной проекции башни, наводчик со своими приборами находился в более стесненных условиях, чем в средних танках.


M103А2, 1972 год

Во время стрельбы из М103 обнаружилась неприятная проблема — отдача мощного 120-мм орудия, даже несмотря на значительный вес танка, приводила к его раскачиванию на подвеске. В результате наводчик выпускал из виду цель, так как картинка в прицеле уходила вверх. Этот эффект приводил к необходимости повторного поиска и захвата цели и делал бессмысленным использование трассирующих боеприпасов или наблюдение за разрывами для определения необходимых корректировок. Система наведения с электрическими сервоприводами («amplidyne») требовала первоначального «прогрева» и очень осторожной балансировки сервоприводов с помощью ручек вертикального и горизонтального потенциометра, чтобы предотвратить дрейф во время дальнейшей работы.

В 1972 году, прослужив 14 лет и спустя 20 лет после изготовления, тяжелые танки М103 были отправлены в отставку. Они выполнили предназначенную им роль, продемонстрировав надежность конструкции, в которой были реализованы максимально достижимые уровни броневой защиты, огневой мощи и мобильности, допускаемые технологиями того времени. Им на смену пришли сравнимые с ними по массе, но существенно превосходящие по мощи огня, защите и мобильности современные основные танки.

Советы по игре.

Пожалуй, главным сегодняшним советом это будет держаться на расстоянии от противника и вести себя как ст, не даром большинство игроков и я в том числе считают этот танк «Толстым Паттоном». Из-за хорошей точности и скорострельности орудия вы не должны лезть первым на рожон и получать урон, а быть за спинами других и спокойно наносить урон по врагу. Так же вам не следует бояться ст и можете выходить 1 на 1 с противником, вас они закружить не смогу, да и пробитие у них хуже чем у вас.

Модификации

  • T43E1
    — наименование танков, произведённых в 1951—1954 годах.
  • M103
    — наименование танков после принятия на вооружение, модернизации и стандартизации в 1956 году (боекомплект к орудию составлял 35 снарядов).
  • M103A1 (T43E2)
    — 219 танков, прошедшие модернизацию в 1958—1959 годах. Отличается увеличенным (до 38 выстрелов) боекомплектом и улучшенной системой управления огнём.
  • M103A1E1 (M103A2)
    — 159 танков, прошедшие модернизацию в 1964 году. Отличается установкой дизельного двигателя AVDS-1790 «Continental», соответственно модернизированной силовой передачи, алюминиевых топливных баков повышенной ёмкости и некоторых элементов подвески танка M60. В результате, запас хода танка был увеличен до 480 км, максимальная скорость — до 37 км/ч. Как показала практика максимальную скорость практически невозможно было достичь, однако по пересечённой местности танк быстро набирал скорость в 27 км/ч, и не снижая скорости производил поворот шасси.

Service

In Europe, the US Army fielded only one battalion of heavy tanks, from January 1958, originally assigned to the 899th Armor, later redesignated the 2/33rd Armor. The US Army heavy armor battalion, in contrast to other armor units, was organized into four tank companies, composed of six platoons each, of which each platoon contained three M103’s, for a total of 18 tanks per company. Standard US Army armor battalions at the time had three companies per battalion, each with three five-tank platoons, with 17 tanks per company (two tanks were in headquarters platoon). The US Marine Corps assigned one M103 company to each of its 3 Marine tank battalions, including its Marine reserve units. While the US Army deactivated its heavy armor units with the reception of the new M60 series main battle tanks in 1963, the remaining M103s stayed within the US Marine Corps inventory until they began receiving the M60 series MBT. With the disappearance of the heavy tank from US forces came the full acceptance of the main battle tank in 1960 for the US Army, and 1973 for the US Marine Corps. Although the 21st century’s M1 Abrams MBT utilizes the same caliber of main gun, the 120 mm, the M103’s cannon was a rifled gun firing a fixed round, ejecting a lengthy brass shell casing (34.69 inches in length for the armor-piercing rounds). The M1 tank’s 120 mm main gun is a smooth bore (no rifling) firing a semi-caseless round, ejecting only a back cap of the original loaded round; the bulk of the 120 mm shell’s casing is consumed during firing. Ammunition fired by the M103’s M58 cannon included:

  • APBC-T M358 Shot
  • HEAT-T M469 Shell
  • HE-T M356 Shell
  • TP-T M359E2 Shot

Оборудование

Выбор оборудования для Т-103 предусматривает повышение огневой мощи, так как основная роль ПТ-САУ — нанесение урона. Поэтому оптимальным станет такой выбор:

  • орудийный досылатель крупного калибра — обязателен к установке, потому что данная ПТ имеет долгую перезарядку, а повысив скорострельность можно значительно поднять средний урон в минуту;
  • стереотруба — добавит к базовому обзору машины 95 метров, доведя тем самым этот показатель до максимального значения;
  • усиленные приводы наводки — учитывая наличие башни иногда придется выезжать из-за укрытия и чем быстрее сведется орудия, тем для нас конечно лучше;

Если уже имеется прокачанный экипаж с навыком «Боевое братство», то вместо приводов наводки можно установить:

  • улучшенная вентиляция Класс 3 — прибавит 5% к навыкам экипажа, повысив незначительно все характеристики машины.

Машины на базе[править]

M51править

Основная статья: M51

БРЭМ М51.

Тяжёлая бронированная ремонтно-эвакуационная машина США 1950-х годов. Создана в 1951 – 1954 годах с использованием компонентов тяжёлого танка M103. Всего за время серийного выпуска в 1954 – 1955 годах было выпущено 187 БРЭМ M51, остававшихся на вооружении до 1970-х годов.

M48 “Паттон III”править

Основная статья: M48 “Паттон III”

Средний танк США, разработанный в 1950-1951 годах, как танк нового поколения, и предназначался для замены в вооружённых силах США устаревших М46 и М47. Конструкция танка была основана на тяжёлом танке М103. Помимо этого, танк использовал ряд конструктивных новшеств, таких, как полностью литые корпус и башня эллипсоидной формы. Серийное производство танка было начато в 1952 и продолжалось до 1959 года, когда он был сменён на конвейере своим преемником — основным боевым танком M60. Всего за этот период было выпущено 11 703 танка M48 в нескольких вариантах. С середины 1960-х годов большая часть M48 была модернизирована до уровня, близкого к базовому M60.

Design and Development

Like the contemporary British Conqueror tank, the M103 was designed to counter Soviet heavies such as the Josef Stalin tank or the T-10 if a conventional World War III broke out. Its long-ranged 120 mm cannon was designed to hit enemy tanks at extreme distances, but it was never used in combat. In 1953-1954 a series of 300 tanks, initially designated T43E1, were built by Chrysler at the Newark plant. Testing was unsatisfactory, and the tanks were all stored in August 1955. Only after recommending improvements, on 26 April 1956 the tank was standardized as the M103 Heavy Tank. Of the 300 T43E1s built, 80 went to the US Army (74 of which were rebuilt to M103 standard), and 220 were accepted by the US Marine Corps, to be used as infantry support, rebuilt to improved M103A1, then M103A2 standards. The successive versions of the M103 shared many components with the M47 and M48 Patton tanks and the M60, which, with the exception of the M60 (a main battle tank) were all considered 90 mm gun (medium) tanks. Tracks, rollers and suspension elements were the same, with some modification to take into account the greater weight. The engine and transmission were never modified enough to give the extra power needed for the greater weight of the M103, and as a result, the tank was relatively underpowered and the drive systems were fragile. The turret of the M103 was larger than that of the M48 or the M60 to make room for the huge 120 mm gun and the two loaders assigned to it, in addition to the gunner and the commander. The driver sat in the hull. The gun was capable of elevation from +15 to -8 degrees. The armor is made from welded rolled and cast homogeneous steel of varying thickness.

  • Hull front: 100–130 mm (4.0–5.3 in)
  • Hull side: 76 mm (3.1 in)
  • Hull top: 25 mm (1 in)
  • Turret mantlet: 250 mm (10.2 in)
  • Turret front: 180 mm (7.3 in)
  • Turret side: 76 mm (3.1 in)
  • Turret top: 38 mm (1.5 in)

Примечания

  1. R. P. Hunnicutt.
    Firepower: A History of the American Heavy Tank. — Presidio Press, 1988. P. 219.
  2. , с. 24.
  3. С. Устьянцев, Д. Колмаков.
    Т-54/55. — Нижний Тагил: Уралвагонзавод / Медиа-Принт, 2006. — С. 216—218. — (Боевые машины Уралвагонзавода № 3). — 4500 экз. — ISBN 5-98485-026-5.
  4. М. В. Павлов, И. В. Павлов.
    Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 2. — С. 39—40.
  5. R. P. Hunnicutt.
    Patton: A History of American Medium Tank Volume I. — 1st ed. — Novato, CA: Presidio Press, 1984. — P. 440. — ISBN 0-89141-230-1.
  6. , p. 10.
  7. М. Барятинский, М. Коломиец, А. Кощавцев.
    Советские тяжелые послевоенные танки. — М.: Бронеколлекция, выпуск № 3, 1996. с.32

Сноски

  1. По командирскому перископу
  2. На всех танках, на которых они есть — активные инфракрасные
  3. В скобках указана брони
  4. ↑ Литая броневая деталь сложной формы; указана эквивалентная толщина
  5. 10-мм стальной противокумулятивный экран
  6. 6-мм стальной противокумулятивный экран
  • Автор: Владимир
  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Поделитесь с друзьями!

похожие записи из этого раздела
Необычный советский танк «Объект 279» В Польше полицейские остановили танк Российские военные наконец-то получат танк Т-90М в этом году

Немецкие гиганты

Переходим к следующей машине – Е 100. Это сверхтяжёлый штурмовик, для которого важны как защищённость, так и огневая мощь. Однако в текущей ситуации танк живёт скорее не за счёт бронирования, а за счёт высокого запаса прочности и высокого разового урона. Для исправления этой ситуации мы улучшим лобовое бронирование башни Е 100: отныне поразить его в бронелист башни будет сложнее. Особенно если правильно расположить башню относительно вражеского выстрела. Улучшение времени прицеливания для 15 cm орудия также позволит E 100 меньше времени подставлять под вражеские выстрелы уязвимые участки башни и улучшит выживаемость.

Улучшения орудия 12,8 cm Kw.K. 44 L/55 наследуются с машин более низких уровней. Эти изменения призваны обеспечить более эффективную альтернативу орудию 15 cm Kw.K. L/38

Важно отметить, что сейчас схожее с 12,8 cm орудие устанавливается на множество других немецких танков, однако изменение разового урона будет реализовано только для танков из ветки E 100 путём замены снаряда. По аналогии с этим изменение разового урона будет произведено и для танков младших уровней данной ветки

Преимущества и недостатки

Ознакомившись с тактико-техническими характеристики Т-103 и сравнив его с премиумными одноклассниками СССР можем выделить его сильные и слабые стороны:

Преимущества:

  • высокое бронепробитие;
  • башня полного вращения;
  • комфортные УВН;
  • неплохой ДПМ;
  • хорошая точность.

Недостатки:

  • слабое бронирование корпуса;
  • маленький альфа-страйк на фоне других ПТ-САУ;
  • большой силуэт и очень низкий коэффициент маскировки;
  • посредственная подвижность.

Modules

Guns

GunPenetration(mm)Damage(HP)Rate of fire(rounds/minute)Dispersion(m/100m)Aiming time(s)Weight(kg) Price( )
120 mm Gun T122242/340/53400/400/4205.450.42.5230000
120 mm Gun M58258/340/53400/400/42060.372.3310000
105 mm Gun T5E1/45208/245/53320/320/4206.450.392.1118000

Turrets

TurretTurret Armor (front/sides/rear)(mm)Turret Traverse Speed(deg/s)View Range(m)Weight(kg) Price( )
M89//3237043500
T140//3239055000

Engines

EngineEngine Power(hp)Chance of Fire on Impact(%)Weight(kg) Price( )
Continental AV-1790-5B80000
Continental AV-1790-7C100000
SuspensionLoad Limit(т)Traverse Speed(gr/sec)minWeight(kg) Price( )
T97E131500
T97E261500

Советские тяжеловесы

Начнём с ИС-4. Это тяжёлый танк, одна из особенностей которого — отличное круговое бронирование. Машина создана для ближнего боя и продавливания направлений, потому изменения направлены в первую очередь на улучшение этих сторон танка. Мы усилили лобовое бронирование: укрепили ВЛД и крышу башни, избавив машину от некоторых уязвимостей. Теперь слабые орудия не смогут слишком просто поразить ИС-4 в лоб, а общая выживаемость танка вырастет. Параллельно с этим мы подняли комфорт стрельбы, улучшив стабилизацию и скорострельность. Всё это упростит огонь по слабым местам вражеских танков в ближнем бою, а также позволит машине вести более результативный огонь в ситуации, когда приходится постоянно маневрировать и прятать уязвимые места. Этой же цели служит и увеличение скорости поворота башни и ходовой машины. Теперь любой враг, рискнувший навязать манёвренный бой ИС-4, получит достойный ответ. Всё это делает танк крайне опасным противником на ближней дистанции.

Снаряжение

Выбор расходников для Т-103 как и для всей прем техники зависит от того, какую цель преследовать: заработок кредитов или нагиб в рандоме. Естественно, что с обычным снаряжением расходы будут меньше, а заработок соответственно больше. Улучшенное снаряжение повысит выживаемость и комфорт от игры. В целом набор имеет стандартный вид:

  • ремкомплект;
  • аптечка;
  • огнетушитель.

Если играть аккуратно, то третий слот расходников можно заменить на Доппаек, который даст прибавку в 10% к навыкам всего экипажа и позволит повысить боевую эффективность машины.

Типичные неисправности

Проблемы семейства М103 для всех объёмов мотора одинаковые. Причина этому — ряд конструктивных особенностей, которые способны испортить настроение любому бывалому автолюбителю. Рассмотрим, основные неисправности, которые встречаются на силовом агрегате:

Ремонт ГБЦ Мерседес М103 3.0.

  • Течь масла. Скорее всего, подтекания возникают из-за пробоя прокладки передней крышки или сальника коленчатого вала. Более детальное исследование мотора покажет, какой прокладочный элемент требует смены.
  • К нестабильной работе силового агрегата приводит засорённость форсунок. Чистка или замена поможет решить проблему.

Две параллельные ветки боевых задач

Итак, игровое событие представляет собой две ветки боевых задач, которые можно выполнять параллельно.

Ветка № 1

Чтобы начать выполнять задачи первой ветки, дополнительно делать ничего не нужно — просто заходи в случайные или ранговые бои и играй! Основная награда здесь — 2D-стиль «Тёмный рыцарь», который можно использовать на любом танке.

Боевые задачи ветки № 1 на 2D-стиль

На коне белом

Условие

  • Сыграть бой.
  • Попасть в топ-10 по опыту в своей команде.

Награда

  • +50% к опыту.
  • Марка «Поджог».

Ограничения

  • Случайные и ранговые бои.
  • Техника IV–X уровней.
  • 1 раз в сутки.
На коне рыжем

Условие

3 раза попасть в топ-10 по опыту в своей команде (не обязательно подряд).

Награда

  • Личный резерв: +100% к опыту на 1 час.
  • Марка «Поджог».

Ограничения

  • Случайные и ранговые бои.
  • Техника IV–X уровней.
  • 1 раз в сутки.
На коне вороном

Условие

Заработать 10 000 единиц опыта за любое количество боёв.

Награда

  • 3 Большие аптечки.
  • 3 Больших ремкомплекта.
  • 3 Автоматических огнетушителя.
  • 3 марки «Поджог».

Ограничения

  • Случайные и ранговые бои.
  • Техника IV–X уровней.
  • 1 раз в сутки.
На коне бледном

Условие

Заработать 25 марок «Поджог».

Награда

2D-стиль «Тёмный рыцарь».

Ограничения

1 раз на аккаунт.

Ветка № 2

Выполнение боевых задач второй ветки принесёт тебе ещё больше наград! А главное, ты сможешь получить 3D-стиль «Ревенант», выполненный в хоррор-стилистике, для одной из этих машин:

  • IX AMX 13 90
  • IX T49
  • IX Т-54
  • IX Centurion Mk. 7/1
  • IX M103

Чтобы активировать вторую ветку задач, нажми на кнопку танка, который хотелось бы оснастить 3D-стилем «Ревенант», в виджете ниже. В браузере откроется страница с уже введённым кодом; кликни по кнопке «Активировать» — и цепочку задач можно выполнять!

Боевые задачи ветки № 2 на 3D-стиль

Первый круг испытаний

Условие

Нанести противнику 20 000 единиц урона за любое количество боёв.

Награда

1 день танкового премиум аккаунта.

Ограничения

  • Случайные и ранговые бои.
  • Техника IV–X уровней.
  • 1 раз на аккаунт.
Второй круг испытаний

Условие

  • Нанести противнику 45 000 единиц урона за любое количество боёв.
  • Выполнить боевую задачу «Первый круг испытаний».

Награда

10 боевых задач на x5 опыта на любой машине.

Ограничения

  • Случайные и ранговые бои.
  • Техника IV–X уровней.
  • 1 раз на аккаунт.
Последний круг испытаний

Условие

  • Нанести противнику 65 000 единиц урона за любое количество боёв.
  • Выполнить боевую задачу «Второй круг испытаний».

Награда

3D-стиль «Ревенант».

Ограничения

  • Случайные и ранговые бои.
  • Техника IV–X уровней.
  • 1 раз на аккаунт.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]