«Новопостроенный танк» Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug


«Новопостроенный танк» Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug

Уже в середине двадцатых годов прошлого века Германия перестала придерживаться условий Версальского мирного договора и начала работы по развитию своих вооруженных сил. Однако делать это приходилось в обстановке строжайшей секретности. Эта секретность касалась даже названий техники: так, проекты танков значились в документах под названием traktor. По-видимому, германское руководство надеялось, что даже при утечке некоторой информации о проекте зарубежные страны не смогут ничего понять. После прихода нацистов к власти несоблюдение условий приняло еще большие масштабы. В ходе «нарушения договора» было создано несколько интересных конструкций, в том числе и Neubaufahrzeug.

Танки Nb.Fz. после прибытия в порт Осло, Норвегия. Апрель 1940 года

Новый проект

В конце двадцатых годов немецкие инженеры создали несколько прототипов перспективных тяжелых танков под общим названием Großtraktor. Примечательно, что по тогдашней классификации «Гросстракторы» относились к тяжелым машинам. По современным меркам с 15-19 тоннами боевой массы они тянут только на средние. Производство всех вариантов Großtraktor ограничилось всего шестью экземплярами. С опытными образцами «Гросстракторов» пришлось изрядно повозиться, поэтому было упущено время. Уже в самом начале 30-х руководство германской армии начало подумывать о создании нового проекта аналогичного класса. В 1933 году от было потребовано построить новый тяжелый танк. Согласно требованиям военных, новая машина должна была иметь боевую массу порядка двадцати тонн, три башни, вооружение из спаренных 75-мм и 37-мм пушек, а также нескольких пулеметов. В техническом задании также оговаривался уровень защиты и ходовые качества. В документах применялось название проекта Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug – «Новопостроенный танк». Альтернативное обозначение – Neubaufahrzeug или Nb.Fz.

Стоит отдельно остановиться на предпосылках к затребованному облику танка. В начале тридцатых годов имела распространение мысль о танке-универсальной боевой машине. Согласно этой концепции, он должен был бороться с другими танками, укреплениями противника, пехотой и любыми видами наземной техники. Поэтому основным вооружением Nb.Fz. требовалось сделать 75- и 37-миллиметровые орудия в спарке. Подразумевалось, что две пушки в одной башне позволят командиру и наводчику танка не тратить время на наведение разного оружия и обстреливать цель из наиболее подходящего. В свою очередь, две небольшие башни с пулеметами имели возможность вести огонь по целям самостоятельно и независимо от главной башни.

Один из танков Nb.Fz. на марше. Норвегия, апрель 1940 года

При разработке «Новопостроенного танка» за основу для ходовой части сперва была взята конструкция проекта Großtraktor в варианте от «Рейнметалл-Борзиг». Однако большая боевая масса, требования по бронированию и ряд других аспектов вынудили инженеров почти полностью пересмотреть ее. В итоге бронекорпус Nb.Fz. стал выглядеть следующим образом. Стальной короб сложной формы, детали которого соединялись клепкой и сваркой. Два лобовых листа устанавливались под значительным углом от вертикали. В средней части корпуса разместили крупную подбашенную коробку, на которой, в свою очередь, устанавливалась главная башня. В корме танка находилось моторно-трансмиссионное отделение. Сначала в качестве двигателя для Neubaufahrzeug рассматривался авиационный карбюраторный мотор BMW Va мощностью 290 лошадиных сил. Однако позже его решили заменить на Maybach HL108R, имевшего мощность в 280 л.с. В обоих вариантах силовой установки двигатель предполагалось монтировать в центре МТО с небольшим сдвигом вправо. Это было обусловлено установкой задней пулеметной башенки, стрелку которой требовалось место внутри корпуса.

Если компоновку корпуса Nb.Fz. можно признать незначительным развитием компоновки «Гросстрактора», то гусеницы и система опорных катков претерпела куда более сильные изменения. Фактически, из всей старой системы остался только передний упорный каток, который предотвращал прогиб передней нижней части гусеницы. Пять опорных тележек на борт с балансирной пружинной подвеской были спроектированы заново. По сравнению с предыдущими немецкими танками подобная подвеска сулила гораздо большую плавность хода.

Главная башня танка Nb.Pz. размещалась в средней части корпуса и имела сравнительно большой внутренний объем. В боевом отделении башни располагались наводчик и командир танка. При этом последний имел в своем распоряжении радиостанцию (размещалась в задней части башни) и выполнял работу радиста. Два орудия KwK L-24 и KwK L-45 калибра 75 и 37 миллиметров соответственно разместили вертикально друг над другом – пушка меньшего калибра монтировалась выше. Две малые башни, аналогичные башне танка PzKpfw I, были расположены спереди справа и сзади слева. В каждой из них устанавливался пулемет MG-13. Кроме того, в основной башне предусматривалась шаровая установка для третьего пулемета. Вести огонь из него должен был наводчик.

Испытания и доработки

В том же самом 1933 году проект «Новопостроенного танка» был представлен заказчику. Военные были удовлетворены показанной документацией и приказали построить опытный образец. Ввиду состояния промышленности первые три экземпляра было решено делать не из броневой стали, а из более простых и дешевых сортов. Тем не менее, был принят ряд мер для того, чтобы все характеристики опытного танка соответствовали расчетным. В 1934 году был изготовлен первый экспериментальный образец из «обычного» металла. Хорошая конструкция ходовой части на испытаниях показала все свои плюсы. Немногочисленные недостатки были выявлены и устранены еще в ходе испытаний. Куда больше проблем конструкторам, инженерам и военным доставила главная башня. Во-первых, вертикальное расположение спаренных пушек было весьма неудобным. Если заряжание нижней 75-мм пушки было более-менее приемлемым, то работа с 37-мм KwK L-45 была затруднительной. Мешал казенник более солидного орудия, а в некоторых случаях и командир танка. Так или иначе, компоновку с вертикальным расположением орудий порекомендовали изменить. Не проще дело обстояло и с башенным пулеметом. Как оказалось, наводчик может либо работать с пушками, либо вести огонь из пулемета. Более того, для «переключения» между оружием наводчику приходилось ощутимо менять свое местоположение в башне. По-видимому, одних проблем с вооружением было недостаточно и танк Neubaufahrzeug «подарил» своим создателям еще и загвоздки с защитой. Боковые люки башни открывались назад в сторону. Такие люки применялись на «Гросстракторе», но при той конструкции башни, которая была у старой бронемашины, при эвакуации танкисты были защищены башней и корпусом. На Nb.Fz. башня имела другую конструкцию, поэтому при экстренном покидании от люков не было никакой пользы.

Ремонт танков Neubaufahrzeug в цехе . Широко известный кадр, создававший иллюзию массового производства этих машин. 1940 год

Тем не менее, все недостатки были учтены и исправлены. В том же году был построен второй небронированный опытный образец. На этой стадии проекта руководство «Рейнметалла» предлагало оснастить танк вместо двух пушек одной более крупного калибра. В качестве нового вооружения рассматривались пушки калибра до 105 миллиметров. В ряде источников имеются данные об установке таких орудий на опытные и серийные Neubaufahrzeug. Однако документального подтверждения этому нет, а на всех имеющихся фотодокументах опытные и серийные танки оснащены спаркой из 75- и 37-мм пушек. Для ускорения работ руководство Вермахта постановило разделить проект между двумя делали только корпуса и ходовую часть, а «Крупп» занимались постройкой башен. Получив документы по башне нового танка, инженеры последней ввели в конструкцию несколько изменений технологического характера. Прежде всего, сварное соединение деталей заменили более простым болтовым. Кроме того, из облика башни изъяли гнутые панели – их изготовление было более сложным и дорогим, а значительных преимуществ перед ровными они не имели. Наконец, инженеры по согласованию с «Рейнметаллом» сделали характерные скосы в нижней передней части башни. Эти «вырезы» предназначались для того, чтобы главная башня при повороте не задевала пулеметные. Позже это ноу-хау перейдет ко всем средним немецким танкам до PzKpfw IV включительно.

Непосредственно перед передачей документации «Круппу» конструкторы «Рейнметалл-Борзиг» значительно изменили систему вооружения Nb.Fz. Две пушки теперь размещались в горизонтальной спарке. Это неблагоприятно сказывалось на погоне башни – нагрузки при стрельбе были неравномерными, но значительно облегчало работу наводчика. Кроме того, для избавления наводчика от необходимости «бегать» по башне пулемет закрепили жестко и его наводку связали с системами наведения пушек. Также изменили расположение рабочего места командира. Ранее он располагался в задней части башни, теперь же его кресло перенесли в кормовую нишу. Таким образом удалось увеличить свободный объем внутри башни и исключить возможность травмирования командира танка при откате пушек. С другой стороны, понадобилось изменить кормовой «бронеящик» башни и провести ряд других изменений конструкции. И все же немецкие конструкторы поли по этому пути во избежание необходимости увеличения погона башни и сопутствующих переделок корпуса. Что касается люков новой башни, то боковые теперь стали открываться вперед, а командирскую башенку оснастили двухстворчатым люком. Примечательно, что эти решения позже тоже перекочуют на новые немецкие танки.

Испытания обновленного «Новопостроенного танка» показали заметное улучшение характеристик и удобства работы экипажа. Теперь единственное нарекание вызывали обновленные пулеметные башни – из-за новой конструкции их крыши пулеметчики испытывали некоторые неудобства при посадке и высадке из танка. Тем не менее, этот дискомфорт посчитали недостаточным основанием для очередной переделки. В 1935 году было заказано еще три экземпляра Nb.Fz., на этот раз они должны были быть полноценно бронированными. На этом этапе башню вновь сделали сварной и изменили ее кормовую нишу для улучшения условий работы командира. Также командир получил новую башенку, а благодаря обновленной форме кормовой ниши удалось вновь увеличить высоту пулеметных башен. Кроме того, впервые в ходе проекта Nb.Fz., пулеметные башни получили двухстворчатые люки. Теперь пулеметчики для входа и выхода не нуждались в правильном положении главной башни и имели какую-никакую защиту от пуль противника. Корпуса, их компоновка и силовая установка трех бронированных танков были полностью аналогичны корпусу второго опытного образца.

В бой?

В конце 1935 года испытания трех бронированных танков были успешно завершены. Конструкторам и рабочим «Рейнметалла» и «Круппа» удалось сделать то, что хотели получить военные. Но на судьбе нового танка неблагоприятным образом сказались новые взгляды военных. В 35-м руководство Вермахта отказалось от старых воззрений на роль танков в современной войне и полным ходом разрабатывало стратегию блицкрига. В боях новой войны для Neubaufahrzeug просто не было места. Зато оно нашлось в небоевых аспектах будущей Второй Мировой. Танк с тремя башнями и целым набором вооружения выглядел весьма сурово. Конечно, лобовая броня толщиной всего в 14,5 миллиметра уже не была чем-то непробиваемым для современной артиллерии, но про минусы машины предполагалось молчать.

Трем «Новопостроенным танкам» было суждено поработать в пропаганде. Все построенные бронированные Nb.Fz. были сведены в специальный взвод батальона Pz.Abt1. Zb.V 40 под командованием лейтенанта Г. Хорс новых танков состояла в следующем: прибыть на место к окончанию боев, эффектно пройтись по улицам захваченного города и быть запечатленными на кадрах хроники. При умелом обращении с фото- и кинопленками три танка превращались в несокрушимую армаду. 9 апреля 1940 года специальный взвод отправился в Норвегию. 19-го числа взвод прошел по улицам Осло, чем создал слух о переброске в Норвегию тяжелых танков. При поддержке ведомства Й. Геббельса информация о «сверхмощных тяжелых танках» и их фиктивные заоблачные характеристики разошлись по всему миру. Вскоре сопротивление норвежцев было сломлено. Имеется информация об участии Neubaufahrzeug в боевых действиях. 25 апреля того же года, как минимум, один Nb.Fz. участвовал в атаке на деревню Кварн. Огнем английской артиллерии Nb.Fz. был поврежден и обездвижен. Несмотря на невозможность движения, танк продолжал поддерживать пехоту огнем. После отступления англичан танк был эвакуирован и отремонтирован. Возможно именно тот самый экземпляр «Новопостроенного танка» позже накрепко увяз в болотах под Лиллехаммером и во избежание попадания в руки англичан был подорван собственным экипажем.

После окончания боев за Норвегию два оставшихся танка были возвращены в Германию. Далее история бронемашин Nb.Fz. представляет собой настоящую загадку. Известно, что опытные экземпляры, не имевшие бронирования, некоторое время использовались в танковых училищах в качестве учебного пособия. Судьба полноценных танков, в свою очередь, достоверно неизвестна. Согласно одни источникам, все три экземпляра бронированных Nb.Fz. были уничтожены во время бомбардировок, согласно другим – в 42-м году они были разобраны. Одновременно с этим в мемуарах отечественных ветеранов порой встречаются упоминания о присутствии этих танков на Восточноевропейском театре военных действий Второй Мировой войны. Однако имеющиеся документы говорят, что Neubaufahrzeug никогда не посылались на войну с Советским Союзом. Так или иначе, ни одного экземпляра Nb.Fz. до сегодняшнего дня не дожило.

По материалам сайтов: https://army-guide.com/ https://opoccuu.com/ https://achtungpanzer.eu/ https://vadimvswar.narod.ru/

Немецкий «Traktor» в русском поле

В период 1926-1932 годами , «MAN», «Крупп» и «Даймлер» получили от правительства Германии заказы на разработку прототипов лёгких и средних танков под кодовым названием «traktor». Своеобразное название было лишь маскировкой — в то время Версальский договор прямо запрещал военные разработки, и немцам приходилось идти на хитрости.

Leichte Traktor — немецкий «легкий трактор» с поворотной башней

Прототипы «тракторов», под покровом секретности, были протестированы на танковом полигоне «Кама» (Panzertruppenschule Kama) располагавшемся на территории в СССР (куда руки «партнеров» по Версалю дотянуться не могли), недалеко от Казани. Конструкция этих машин была разработана с учётом уроков, полученных при конструировании Leichte Kampfwagen I и II (1918-1919 г.г.).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]