Aérospatiale SA 341 Газель — Aérospatiale SA 341 Gazelle


Eurocopter (Sud Aviation / Aérospatiale) SA 341 / SA 342 Газель
Газель изФранцузская армия (Armée de Terre)
Описание
Пареньударный вертолет и многоцелевой
Экипаж2
СтроительAerospatiale Westland Helicopters СОКО
Дата первого полета7 апреля 1967
Дата ввода в эксплуатацию1973
Главный пользовательArmée de Terre
Другие пользователиБританская армия RV и PVO VS Аль-Кувват аль-Джаввия аль-Мисрия другие
Образцы663 (на конец 2022 г.)
Разработан изAerospatiale Alouette III
Military Factory.com
записи о вертолетах в Википедии
Aérospatiale SA 341 Газель
Газель SA 341 F2 французской армии
Размеры и вес
Таблицы перспективы
Длина11,97
Длина2 мес.
Рост2,72 м
Диаметр ротора10,5 м
Поверхность ротора86,5
Пустой вес341 г: 917 341 H: 908 кг
Максимальный взлетный вес1800 кг
Пассажиры3
Движение
Мотор1 турбина Turbomeca Astazou
Власть440 кВт (590 shp)
Представление
VNE310 км / ч (167 )
Крейсерская скорость264 км / ч (142 узлы)
Скорость набора540 м / мин
Автономия670 км
Касательность5 000 (16 400 футов)
Джейн 1975-76[1]
записи о вертолетах в Википедии

L ‘Газель Aerospatiale

(Теперь Еврокоптер) это вертолет многоцелевой одиночная турбина с участием ротор с тремя лопастями, дизайн Южная авиация в Франция в конце шестидесятые. Используемый многими гражданскими и военными пользователями по всему миру, он производился серийно Société Nationale Industrielle Aérospatiale (SNIAS или Aérospatiale), начиная с первого семидесятые в сотрудничестве с Британский Westland Helicopters.

Газель была основной ударный вертолет французской армии до введенияЕврокоптер Тигр и поэтому использовался во всех конфликтах, связанных с Франция дай это восьмидесятые до сегодня. Также выпускается в двух основных гражданских версиях (называемых SA 341

А также
SA 342
), эти вертолеты в основном закупались вооруженными силами разных стран, в том числе Соединенное Королевство, Марокко, Югославия, Египет, Кувейт, Ирак, Нигер. Несмотря на время, прошедшее с момента старта проекта, «Газель» по-прежнему является основным компонентом боевых вертолетов во многих странах мира.

Разработка

Газель была разработана Sud Aviation в середине 1960-х годов в соответствии с требованиямиArmée de Terre на легкий многоцелевой вертолет на замену Алуэтт II. Проект вызвал интерес в Великобритании с самого начала и был включен в франко-британское соглашение о разработке и совместном производстве вертолетов с участием Sud Aviation и британской вертолетной компании Westland (в настоящее время AgustaWestland). Соглашение, подписанное 22 февраля. 1967, заложила основу для производства в Великобритании 292 Газелей и 48 Пума французской концепции и заказал Британские вооруженные силы. Взамен Sud Aviation (позже Aérospatiale) получила возможность участвовать в строительстве 40 военно-морских вертолетов. Вестлендская рысь отсортировано по Морской нации Французкий язык.

7 апреля того же года прототип совершил первый полет. SA 340

с марками F-WOFH и пилотом-испытателем Жаном Буле за штурвалом. Модель уже имела профиль конструкций, который позже станет Газель, с более аэродинамической пятиместной кабиной, чем ее предшественник Alouette, но все же была оснащена двигателем. Turbomeca Astazou III а также несущий и рулевой винты предыдущей модели. Развитие продолжалось на заводе Sud Aviation в г. Мариньян около Марсель и почти год спустя, 17 апреля 1968, второй прототип Газели полетел, с марками F-ZWRA и более репрезентативными
SA 341
который затем последует. Этот второй прототип представил хвостовой винт новой концепции, состоящей из вентилятора с 13 лопастями, вставленных в конструкцию вертикального руля направления и названного Фенестрон, также как и полужесткий несущий винт с инновационными лезвиями ламинарного профиля для того времени, сделанными в композитный материал и результат совместной разработки французской компании и Bolków Немецкий.[2]

16 августа 1971 серия SA 341 взлетела впервые, и было начато производство версий, отмеченных буквами алфавита: B, C, D и E для британских вооруженных сил или королевские воздушные силы, то Королевский флот (в том числе я Королевская морская пехота) и Британская армия, в то время как версия «F» была построена в соответствии с подробными требованиями французской армии.

Четыре версии Газели, собранные Westland для Соединенного Королевства, были переименованы в британское военное обозначение.

  • Версия SA 341B
    оборудован в соответствии с требованиями Армейский авиационный корпус взял имя
    Газель АН.1
    (из
    К
    рми
    ЧАС.
    эликоптер Марк
    1
    ). Ее наняли для выполнения этой задачи
    Пункт наблюдения за воздухом
    (АОП), в который входит Управление артиллерийского огня, воздушно-десантное управление Контроллер прямого воздушного потока (ABFAC), координация воздушных ударов по земле, эвакуация раненых, связь, управление и радиосвязь.
  • L ‘SA 341C
    это было названо
    Газель ХТ.2
    и работал тренером в Королевский флот.
  • L ‘SA.341D
    присвоенный РАФ взял название
    Газель ХТ.3
    потому что работал в роли тренера (с англ.
    Вертолетный тренажер — HT
    ).
  • L ‘SA 341E
    вместо этого он был принят RAF для задач связи и транспорта VIP и переименовал
    Газель HCC.4
    .

Все варианты обучения заменены на Еврокоптер AS350 Белка HT1.

Во Франции «Газель» задумывалась как противотанковый вертолет. ГОРЯЧАЯ Евромакета и закреплен за Aviation légère de l’armée de terre (ALAT) с именем SA 341F

. В первой версии турбинным двигателем был Astazou III C мощностью 590 л.с., но планировалось модернизировать вертолеты до
стандартный F2
с модификациями «Фенестрона», дрейфом, головкой несущего винта и модернизацией двигателей до версии C2, все с целью довести максимальную взлетную массу до 1900 кг.

ГАЗель СА342М отAviation légère de l’armée de terre (АЛАТ)

Деталь кабины и верхнего резака кабеля

Практически одновременно с началом франко-британского производства 1 октября 1971 года было подписано соглашение о строительстве по лицензии в Югославии корабля Alouette с вертолетной компанией. СОКО кто делал версии атаки, разведки и спасения.

Наряду с военным производством, производство и реализация гражданской версии под названием SA 341G

, оснащенный двигателем Astazou III A мощностью 590 л.с. Этой версии удалось получить в США важный сертификат для работы в условиях плохой видимости даже в конфигурации с одним пилотом, став первым вертолетом, достигшим такого результата.

Продолжение деятельности по развитию, направленной на повышение производительности, привело к разработке новой версии под названием SA 342

чей первый полет был совершен 11 мая 1973 года. Эти вертолеты также были построены по лицензии югославской компанией SOKO, а вертолеты французской постройки поставлялись в арабские страны для использования в условиях пустынного климата.

В 1990 Французский ALAT начал получать Газель SA 342L1

и подверг уже существующие вертолеты модификациям, включая удаление системы
самонаведение
для поиска радиоисточников, а также добавление кабельных ножей, ножей, размещенных над и под кабиной, способных перерезать кабели в случае столкновения во время полета. В том же году в результате участия Франции в Война в Персидском заливе в Кувейт, зенитная версия, оснащенная ракеты класса «воздух-воздух» MBDA Mistral и назвал
Газель Селтик
.

За военным опытом последовала половина девяностые обновить до Стандарт JVN

всех вертолетов, поставленных во Францию ​​и состоящих из модификацийавионика и меры предосторожности при использовании систем ночное видение, например, покраска кабины в черный цвет и установка специальных огней для предотвращения столкновений для группового полета. В те же годы обновленная версия
Газель Селтик
зенитная, обновленная новыми ракетами малой дальности Mistral и определенная
Газель Мистраль
.

В 1998 система ночного видения и прицеливания, которая сейчас является системой, была обновлена ​​на французских противотанковых вертолетах. Вивиан

, а FLIR для просмотра винфракрасный интегрирован с камерой и прицельным лазером, что привело к названной версии
Газель Вивиан
.

Газель заменяется боевым вертолетом французской армии, так как ее заменяют наЕврокоптер Тигр, но будет по-прежнему использоваться для легких транспортных и связующих ролей.

Технические характеристики (HS 341)

Ссылка на данные

: журнал Airplane Magazine Vol 1 No. 6

Общие характеристики

  • Экипаж:
    2
  • Вместимость:
    3 пассажира
  • Долгота:
    11,97
  • Диаметр несущего винта :
    10,5 м
  • Высота:
    3,15 м
  • Площадь круга:
    86,5
  • Пустой вес
    908 кг
  • Вес в снаряженном состоянии:
    1800 кг
  • Силовая установка:
    1 × турбокомпрессор Turbomeca Astazou IIIA .
    Мощность :
  • Воздушные винты :
    трехлопастной несущий винт и хвостовой винт типа фенестрона.
  • Представление

    • Максимальная рабочая скорость (V no ) :
      310 км/ч (193 миль /ч ; 167 узлов )
    • Крейсерская скорость ( Vc ) :
      264 км/ч (164 мили в час ; 143 узла )
    • Альканс :
      670 (362 морских миль ; 416 миль )
    • Потолок полета :
      5000 (16 404 фута )
    • Скорость подъема :
      9 м/с (1772 фут /мин)

    Техника

    В Фенестрон или веер

    , или
    веер в плавнике
    Вертолет, хотя в целом напоминает Alouette, на самом деле содержит важные новшества по сравнению со своим предшественником. Газель была первым вертолетом, оснащенным «Фенестрон

    » или «
    веер
    «, тип хвостовой винт новой концепции, которая позволяет значительно снизить уровень шума. Кроме того, лопасти несущий винт были сделаны с самого начала в композитные материалы, решение, которое сейчас широко используется в современных вертолетах и ​​способно повысить комфорт пассажиров за счет снижения вибрации.

    Гражданская версия под названием SA 341G в 1975 году была первым вертолетом, который был задействован для операций в кат. I (неблагоприятные погодные условия) в конфигурации с одним пилотом.

    Рама состоит из структуры типа «сэндвич» из сотового углеродного волокна между двумя листами из легкого сплава. Тележка не оснащена амортизаторами, что исключает риск попадания в резонанс с землей — опасное состояние для других моделей вертолетов.

    На «Газели» были приняты особые меры по упрощению наземного обслуживания на предполетной и послеполетной фазах, что позволило сократить время простоя и затраты на техническое обслуживание, а также повысить надежность. Для сравнения, продолжительность операций по техническому обслуживанию Alouette II или III между одной миссией и следующей составляет примерно один час по сравнению с 30 минутами для Gazelle.

    Модели, используемые армейским авиакорпусом, недавно были улучшены с введением системы Прямой голосовой ввод (DVI) разработано QinetiQ. Эта система позволяет управлять авионикой с помощью голосовых команд, произносимых в штатные микрофоны и летные шлемы, поставляемые экипажам. Система не требует специальной калибровки для адаптации к отдельным пользователям, что позволяет получить высокие коэффициенты распознавания независимо от того, использовал ли пользователь систему ранее. DVI, помимо добавления возможности управления бортовыми системами с помощью голосовых команд, обеспечивает доступ к информации датчиков без необходимости отрывать руки от органов управления полетом или отрывать взгляд от посторонних.[3]

    Газели также строились в Египет от ABHCO И в Югославия от СОКО.

    Оперативное использование

    Франция Французская армия много раз использовала Газель, особенно во время интервенций в Африке и операции миротворчество
    . В списке запомните операции в Чад (1980), Югославия (1990), Джибути (1991-1992), Сомали (1993) и в Кот-д’Ивуар (2002-настоящее время). В течение’Операция «Буря в пустыне»«Газель», вооруженная ракетами HOT, применялась против иракских бронетанковых формирований, но использовалась очень осторожно, поскольку иракские враги, а также британские союзники были оснащены вертолетами «Газель», и поэтому существовал реальный риск братоубийственные столкновения. Ирак Ирак приобрел в 1970-х и 1980-х годах значительное количество вертолетов «Газель», вооруженных ракетами HOT, которые интенсивно использовались в годы войны. Ирано-иракская война. Напротив, во время Война в Персидском заливеИракская газель использовалась ограниченно, как из-за последствий эмбарго на запасные части, так и из-за сокращения парка транспортных средств в результате предыдущего конфликта. Среди факторов, ограничивающих использование, были также превосходство в воздухе противостоящей коалиции и политика, направленная на то, чтобы щадить воздушную составляющую, а не использовать ее в лобовых столкновениях.

    Газель СА-341Л, захваченная у сирийцев израильтянами и выставленная в музее Хейл Ха’Авир Хацерима, в Беэр-Шева с обеими кокардами

    Сирия Сирийские Газели использовались во время Ливанская война 1982 г.. Они были успешными против бронетанковых войск. Израильский, неся средние убытки. По окончании конфликта было потеряно 6 вертолетов в результате 200 боевых вылетов с использованием 100 бронетранспортеров, а также были уничтожены другие израильские машины.[4] Соединенное Королевство Газель использовалась в бою в Фолклендская война, в Кувейт, Ирак А также Косово и с8-й полёт армейского авиационного корпуса в поддержку SAS. Он также использовался для патрулирования вСеверная Ирландия. Британские Газели были вооружены только для использования на Фолклендах, когда они были оснащены пулеметами и ракетными установками, но фактически не использовались с этим оружием в бою. Югославия SA 341/342 Gazelle GAMA (югославская версия) использовались Военно-воздушные силы Республики Сербской и военно-воздушные силы Сербская Республика Краина над Югославские гражданские войны который проходил с 1991 по 1995 год, а также с RV и PVO VJ Югослав в течение Косовская война. Ливан Там Аль-Кувват аль-Джаввийя аль-Лубнания использовал Газель против формирования Фатх аль-Ислам связан с Аль-Каида, в течение’осада Нахр-эль-Бареда 2007 г. Ирландия L ‘Ирландский воздушный корпус использовали два вертолета «Газель» в качестве школьных.

    Версии

    ГАЗель СА-342М

    SA 340 Первый прототип. Без
    Фенестрон
    и с двигателем и трансмиссией Alouette. SA 341 Четыре опытных образца. Первый полет — 2 августа 1968 года. Третий — по техническому заданию. Британская армия. Собранный во Франции, он представлял собой прототип более поздней Газели AH.1. Первый полет 28 апреля 1970 года. SA 341.1001 Первый серийный образец для поставки во французскую армию. Предназначался для проведения летных испытаний с 6 августа 1971 года. По сравнению с первыми прототипами, он имел более длинную кабину, более крупное хвостовое оперение и двигатель. Turbomeca Astazou Улучшенный IIIA. SA 341B (
    Вестленд Газель АН.1
    )

    Westland Gazelle AH1 британской армии в 1983 году

    Версия, построенная для британской армии и собранная Westland. Он был оснащен двигателем Astazou IIIN, поисковым фонарем и радаром Decca Doppler 80. Первый полет он совершил 31 января 1972 года. SA 341C (
    Вестленд Газель HT.2
    ) Учебная версия для британцев Авиационная авиация флота. Оснащен двигателем Astazou IIIN, системой стабилизации и подъемной лебедкой. Первый полет 6 июля 1972 г., поступил в эксплуатацию 10 декабря 1974 г. Произведено 30 единиц. SA 341D (
    Вестленд Газель HT.3
    ) Учебная версия, созданная для королевские воздушные силы, оснащенный тем же двигателем и системой стабилизации, что и 341C. Первая поставка 16 июля 1973 г., всего произведено 14 единиц. SA 341E (
    Вестленд Газель HCC.4
    ) Личный связной и транспортный вертолет, построенный как единое целое для Королевских ВВС. SA 341F Версия, построенная для французской армии и оснащенная мотор Astazou IIIC от 590 л.с. Изготовлено 166 экземпляров. SA 341 F2 Усовершенствованный вариант «F» с двигателем Astazou IIIC2 и модификациями Фенестрона, дрейфующего и несущего винта. Максимальный взлетный вес увеличен до 1 900 кг. Используется легкой авиацией французской армии в трех вариантах: два невооруженных, используемых для связи, личного транспорта и обучения, плюс третья армия с пушкой. M621 из 20 мм установлен справа. Последний вариант с вооружением имеет только два сиденья, так как задняя часть занята 240 патронами, доступными для оружия. Газель Селтик Вариант получился доработкой какой-то Газели по случаю выпуска Война в Персидском заливе нацелен на создание зенитных вертолетов, вооруженных ракетами «Мистраль». Этот вариант предвосхищает следующий «
    Газель Мистраль
    «позже сделан из более поздней базовой версии.

    Aerospatiale SA 341G Газель

    SA 341G Гражданская версия SA 341F с двигателем Astazou IIIA мощностью 590 л.с., официально сертифицированная 7 июня 1972 года. Это был первый вертолет, получивший разрешение на эксплуатацию в США в США. IFR Кошка 1 в конфигурации с одним пилотом. Были изготовлены образцы удлиненной формы »,
    Протянутая газель
    » или «
    Раллонже
    «, при этом кабина была модифицирована для обеспечения дополнительных 20 см пространства для большего комфорта ног задних пассажиров. SA 341H Военная версия для экспорта с двигателем Astazou IIIB, построенная по лицензии от СОКО в Югославии. Соглашение подписано 1 октября 1971 года. СОКО НО-42 Версия SA 341H, построенная в Югославии. SOKO HI-42 Hera Разведывательная версия SA 341H СОКО ХН-42М Гама Атакующий вариант SA 341H СОКО ХС-42 Версия скорая помощь самолета SA 341H SA 342J Гражданская версия SA 342L с более мощным двигателем Astazou XIV H мощностью 649 кВт (870 л.с.) и двигателем Фенестрон улучшили, что позволило увеличить максимальную взлетную массу. Версия была сертифицирована 24 апреля 1976 года и поступила на вооружение в 1977 году. SA 342K Военная версия для экспорта, оптимизированная для теплого климата. В основном основан на конструкции SA 341, в которой двигатель был заменен на Astazou XIV H и добавлена ​​защита воздухозаборников. Первый полет 11 мая 1973 года; Первоначально продавался на Кувейт. SA 342L Военная версия, эквивалентная SA 342J и, следовательно, оснащенная двигателем Astazou XIV. Изготовлено по лицензии югославской Soko и англо-египетской
    Арабская британская вертолетная компания
    (ABHCo). Эти вертолеты могли нести множество систем вооружения и оборудования, в том числе шесть противотанковых ракет. ГОРЯЧАЯ Евромакета. СОКО ХН-45М Гама 2 Атакующий вариант построенного в Югославии SA 342L. SA 342L1 Версия для французской армии, в основном состоящая из SA 342M с модифицированной авионикой и совместимая с системами ночного видения. Газель Мистраль Модификация некоторых SA 342L1 для преобразования их в зенитный вариант, вооруженный новыми ракетами с тепловым наведением Mistral, версия малой дальности «
    Air-Air Très Courte Portée
    «(AATCP). Взлетная масса от 1 900 кг до 2 100 кг.

    Газель Вивиан

    изФранцузская армия (Armée de Terre) на авиасалоне в Радоме в 2005 году
    SA 342M Противотанковая версия для французской армии, оснащенная двигателем Astazou XIV M и вооруженная четырьмя противотанковыми ракетами Euromissile HOT со стабилизированной системой прицеливания SFIM APX M397. После 2000 года, после прогрессирующего облучения SA 341F2 и сокращения общего парка, некоторые SA 342M были разоружены, чтобы заменить вертолеты, списанные для выполнения обязанностей связи и перевозки людей. Газель Вивиан
    SA 342M HOT модифицирован для установки новой системы
    Вивиан
    устройство видения и прицеливания, которое объединяет в одном устройстве тепловизионную камеру, оптику и лазер для наблюдения и прицеливания в любых условиях видимости. Однако эта система, более тяжелая, чем предыдущее оборудование, была установлена ​​в том же месте на крыше кабины со стороны оператора системы и потребовала усиления конструкции и замены лопастей несущего винта на лопасти несущего винта.AS 350 Ecureuil, чтобы увеличить производительность, включая максимальный взлетный вес. SA 342M1 SA 342M модифицирован для повышения производительности за счет использования лопастей несущего винта, производных от Ecureuil.

    Полёт «Газели». Лёгкие винтокрылые машины из Франции

    В послевоенные годы Франция была одной из ведущих стран в области создания авиационной техники военного назначения и управляемых противотанковых ракет. На определённом этапе французские реактивные истребители на мировом рынке вооружения составляли острую конкуренцию советской и американской авиатехнике. В настоящее время мало кто помнит, что французская армия в 1955 году приняла на вооружение управляемую противотанковую ракету SS.10. Первая в мире серийная ПТУР SS.10 была создана специалистами фирмы Nord-Aviation на основе немецкой Ruhrstahl X-7 и управлялась по проводам. В 1956 году на испытания была передана улучшенная модель — SS.11. Авиационный вариант этой ракеты получил обозначение АS.11. Ракета со стартовым весом 30 кг имела дальность пуска от 500 м до 3000 м и несла кумулятивную боевую часть весом 6,8 кг с бронепробиваемостью до 600 мм гомогенной брони, что позволяло гарантировано поражать все существующие в то время танки. Особенности аэродинамической схемы и системы наведения, предопределили невысокую скорость полёта – 190 м/с. Как и многие другие ПТУР первого поколения, ракета наводилась оператором вручную, при этом горящий трассер, установленный в хвостовой части, требовалось визуально совместить с целью.

    ПТУР АS.11

    Первый опыт применения авиационных управляемых противотанковых ракет

    Первоначально управляемые ракеты АS.11 подвесили под транспортный самолёт с двумя поршневыми двигателями Dassault MD 311 Flamant. Эти машины использовались ВВС Франции в Алжире для разведки и бомбардировки позиций повстанцев. Рабочее место оператора наведения находилось в остеклённой носовой части. Однако самолёт мало подходил на роль носителя управляемых по проводам ракет. При пуске скорость полёта снижалась до 250 км/ч. При этом, какие-либо манёвры до момента окончания наведения ракеты исключались. Атака цели осуществлялась с пологого пикирования, из-за значительной погрешности при наведении дальность пуска не превышала 2000 м. Хотя при помощи ПТУР АS.11 запущенных с самолёта было уничтожено несколько складов и убежищ, оборудованных в пещерах, вскоре стало ясно, что вертолёт способный зависать в воздухе может добиться лучших результатов.
    Первым вертолётом получившим управляемые ракеты стал SA.318С Alouette II разработанный компанией Sud Aviation (в дальнейшем Aérospatiale). Эта лёгкая и компактная машина с максимальным взлётным весом 1600 кг, оснащённая одним турбовальным двигателем Turbomeca Artouste IIC6 мощностью 530 л.с. развивала в горизонтальном полёте до 185 км/ч. На «Алуэте II» могло быть подвешено до четырёх управляемых по проводам ракет. Оператор ПТРК и аппаратура наведения располагались слева от пилота. Вертолёты Alouette II с ПТУР АS.11 использовались против повстанцев в Алжире совместно с вертолётами Sikorsky Н-34 и Piasecky H-21, вооруженными НАР, 7,5 — 12,7-мм пулемётами и 20-мм пушками. Целями для управляемых ракет были опорные пункты партизан и входы пещер. В целом вертолёты-носители АS.11в ходе боевых действий проявили себя неплохо, но они оказались очень уязвимы даже для огня лёгкого стрелкового оружия. В связи с этим локальным бронированием прикрыли наиболее уязвимые части двигателя, топливный бак получил защиту от протечек в случае прострела и стал заполняться азотом, летчики во время боевых вылетов надевали бронежилеты и шлемы.

    Совершенствование носителей и системы наведения ПТУР АS.11

    С учётом опыта боевых действий в Алжире был создан вертолёт огневой поддержки SA.3164 Alouette III Armee. Кабину вертолёта прикрыли противопульной бронёй, в состав вооружения входили четыре ПТУР и подвижная 7,5-мм пулемётная установка.

    Вертолёт не прошел испытания, так как установка бронезащиты слишком ухудшила лётные данные. Кроме того, эффективность применения ракет напрямую завесила от квалификации оператора наведения. Хорошо тренированный оператор в «тепличных» полигонных условиях поражал в среднем 50% целей. Однако в ходе реальных боевых действий, из-за стресса и необходимости уклоняться от обстрела с земли, результативность пусков не превышала 30%. Хотя такой результат был существенно выше, чем при применении неуправляемых ракет, военные требовали повысить эффективность боевых вылетов вертолётов вооруженных ПТУР.

    В конце 1960-х на вооружение поступил вертолёт SA.316В Alouette III оборудованный полуавтоматической системой наведения ракет. Вооружение осталось таким же, как и на противотанковом Alouette II – четыре ПТУР, но боевая эффективность возросла благодаря внедрению аппаратуры SACLOS и модернизированных ракет АS.11Harpon . При пуске ракеты оператору теперь было достаточно удерживать цель в перекрестье прицела, а автоматика сама выводила ракету на линию визирования.

    Пуск ПТУР АS.11 Harpon с Alouette III

    Также улучшились лётные данные вертолёта, который во многом являлся дальнейшим вариантом развития Alouette II. Эта машина при максимальной взлётной массе 2250 кг могла взять полезную нагрузку 750 кг. Благодаря установке нового турбовального двигателя Turbomeca Artouste IIIB мощностью 870 л.с максимальная скорость полёта увеличилась до 210 км/ч. В состав вооружения помимо ПТУР АS.11 Harpon, 7,5-мм пулеметов и 20-мм пушки могли входить две более тяжелых ракеты AS.12. со сходной системой наведения. Авиационная управляемая ракета AS.12 внешне напоминала увеличенную в размерах АS.11 и имела стартовую массу 76 кг. При дальности пуска до 7000 м ракета несла 28 кг полубронебойную боевую часть. Основным назначением УР AS.12 было уничтожение точечных стационарных наземных целей и борьба с кораблями небольшого водоизмещения. Но в случае необходимости эта ракета могла применяться против бронетехники или поражения живой силы. Для этого в войска поставлялись сменные кумулятивная и осколочная БЧ. Это, впрочем, не означает, что дальность прицельного пуска по танку была больше, чем на AS.11 — примитивная система наведения на дистанции более 3000 м давала слишком большую погрешность. На внешней подвеске вместо управляемого вооружения также могли размещаться блоки с 68-мм НАР.

    Вертолёт «Газель» и его модификации

    В 1966 году компания Sud Aviation начала работу над легким вертолетом, которым предполагалось заменить «Aлуэт-3». В 1967 году правительства Франции и Великобритании заключили соглашение о совместной разработке и производстве. Британским подрядчиком стала фирма Westland. Вертолет предназначался для разведки, связи, перевозки личного состава, эвакуации раненых и транспортировки небольших грузов, а также для борьбы с танками и огневой поддержки. Первый прототип известный как SA.340 поднялся в воздух 7 апреля 1967 года. Первоначально на вертолёте использовалась хвостовая часть и трансмиссия от «Алуэт-2».

    Первый прототип SA.340 Gazelle в ходе испытательного полёта

    В дальнейшем серийные машины получили встроенный хвостовой винт (фенестрон) и жесткий несущий винт фирмы Bolkow. Эти новшества во многом определили успех вертолёта. Фенестрон, хотя и требует небольшого увеличения мощности на малых скоростях, имеет больший КПД при полёте в крейсерском режиме, и считается более безопасным. Несущая система сходная с той, что использовалась на вертолёте Messerschmitt-Bölkow-Blohm ВО 105 продемонстрировала лучшую надёжность, а композитные лопасти основного винта обладали большим ресурсом. Кроме того, такой винт легче переходит в режим авторотации, что увеличивало шансы на благополучное приземление в случае отказа двигателя. Исходя из опыта эксплуатации предыдущих моделей, ещё на этапе проектирования закладывалось удобство эксплуатации и минимальная стоимость жизненного цикла. «Газель» была разработана так, чтобы ее можно было легко обслуживать, все подшипники в течение всего срока службы не требовали дополнительной смазки. К большинству узлов обеспечивался быстрый доступ. Особый акцент был сделан в достижении минимальных требований к техническому обслуживанию и снижению эксплуатационных расходов вертолета. Многие компоненты были спроектированы так, чтобы их срок службы превышал 700 летных часов, а в некоторых случаях 1200 летных часов, прежде чем требовалась замена.

    Предсерийный вертолёт SA.341

    В мае 1970 года в воздух поднялся первый прототип вертолёта SA.341 с двигателем Turbomeca Astazou IIIA мощностью 560 л.с. и фенестроном. Вертолёт продемонстрировал высокие скоростные возможности, установив два рекорда скорости: 307 км/ч на участке 3 км и 292 км/ч на участке 100 км. «Газель» с самого начала благодаря лёгкости управления и высокой манёвренности пользовалась популярностью среди лётного состава. Обтекаемая кабина с большой площадью остекления обеспечивала прекрасный обзор. В августе 1971 года начались испытания вертолёта с удлиненной кабиной. Эта модёль в последствии известная как SA.341F стала основной в вооруженных силах Франции. При максимальном взлётном весе 1800 кг вертолёт с двумя членами экипажа мог взять трёх пассажиров или до 700 кг груза. Максимальная скорость полёта составляла 310 км/ч, крейсерская – 264 км/ч. Практический потолок – 5000 м. максимальная заправка 735 л обеспечивала дальность полёта 360 км.

    Производство «Газели» велось параллельно во Франции и Англии. Британский вертолёт строившийся фирмой Westland известен как Gazelle AH.Mk.l. До 1984 года в Англии было собрано 294 вертолета «Газель», включая 282 для вооруженных сил Соединенного Королевства. В основном это были Gazelle AH.Mk.l (SA.341B) — 212 вертолётов, также выпускались учёбные Gazelle HT.Mk.2 (SA.341С), Gazelle НТ.Мк.З(SA.341D), и вертолёты связи Gazelle HCC.Mk4(SA.341Е).

    Gazelle AH.Mk.l первых серий

    Эксплуатация вертолёта Gazelle AH.Mk.l в британской армии началась в декабре 1974 года. С самого начала предусматривалась установка блоков с 68-мм НАР и 7,62-ммпулемётов. Несколько таких машин также предназначалось для оказания огневой поддержки британских морских пехотинцев. Позже на вертолёте появилось оборудование для ночных полётов. Визуально британские Gazelle AH.Mk.l поздних серий отличаются от французских SA.341F антеннами в носовой части кабины и оптической системой наблюдения над кабиной.

    Британский вертолёт Gazelle AH.Mk.l

    В июне 1972 года сертификацию прошел коммерческий вариант – SA.341G. Эта машина стала первым вертолётом получившим разрешение на коммерческое использование в качестве аэротакси с одним пилотом в США, что существенно способствовало продажам «Газелей» на гражданском рынке. Военная модификация предназначенная для экспорта известна как SA.341Н.

    Так как во Франции уже имелся опыт создания и эксплуатации противотанковых вертолётов, не составило особых трудностей оснастить вертолёт SA.341F имеющимися управляемыми ракетными комплексами АS.11 и AS.12 с полуавтоматической системой наведения SACLOS и гиростабилизированным прицелом АРХ-334. Часть французских «Газелей» оснастили 20-мм пушкой M621 со скорострельностью 800 выстр/мин. Такая модификация получила обозначение SA.341F Canon. Всего французская армия получила 170 вертолётов SA.341F, из них 40 машин оснастили ПТУР, а 62 машины получили 20-мм пушки, 68 и 81-мм НАР. На вертолёты предназначенные для связи, разведки и доставки лёгких грузов в дверном проёме могли монтироваться 7,62-мм пулемёты.

    В 1971 году Югославия приобрела лицензию на вертолёт SA.341H. Первоначально партия из 21 машины была закуплена во Франции. Позже производство вертолётов было налажено на предприятии SOKO в Мостаре (построено 132 машины). В 1982 году в Югославии началась серийная сборка улучшенной модификации SA.342L (произведено около 100 вертолетов). Югославский SA.341H получил обозначение SOKO HO-42 или SA.341H Partizan, его санитарная модификация — SOKO HS-42, противотанковая модель вооруженная ПТУР — SOKO HN-42M Gama. С 1982 года в Югославии началась серийная сборка модификации SOKO HN-45M Gama 2 (на базе SA.342L). Компания SOKO до 1991 года построила 170 SA 342L. Вертолёт HN-45M Gama 2 с прицелом М334 помимо ПТУР «Малютка» мог нести две ракеты «Стрела-2М», предназначенные для поражения воздушных целей.

    Пуск ПТУР «Малютка» с противотанкового вертолёта «Газель» югославского производства

    Так как «Газели» были закуплены без оружия, югославские инженеры оснастили выпускаемые по лицензии вертолёты советскими ПТРК 9К11 «Малютка» с дальностью пуска до 3000 м. Ракета наводилась оператором при помощи джойстика, управление осуществлялось по проводу. Бронепробиваемость при попадании под прямым углом – до 400 мм. По сравнению с ракетами AS.11 производимая в Югославии по лицензии ПТУР «Малютка» была более простым и бюджетным вариантом.

    Назвать сейчас точное число «Газелей» оснащённых управляемыми ракетами не представляется возможным. В 1978 году на вооружение поступил франко-германский противотанковый ракетный комплекс второго поколения НОТ (фр. Haut subsonique Optiquement teleguide tire d’un Tube – что можно перевести как «Дозвуковая ракета с оптическим наведением, запускаемая из трубы-контейнера»). ПТРК разработанный франко-германским консорциумом Euromissile по многим параметрам превосходил АS.11 Harpon.

    Пуск ПТУР НОТ с вертолёта «Газель»

    Запуск противотанковой ракеты, управляемой по проводам, осуществляется из стеклопластикового герметичного транспортно-пускового контейнера. В процессе наведения ракеты оператор должен непрерывно удерживать перекрестие оптического прицела на цели, а ИК-система сопровождения выводит ракету после старта на линию прицеливания. При отклонении ПТУР от линии прицеливания, команды, генерируемые электронной аппаратурой, передаются по проводам на борт ракеты. Полученные команды декодируются на борту и передаются на устройство, управляющее вектором тяги. Все операции наведения ракеты на цель производятся в автоматическом режиме. Масса ТПК с ПТУР — 29 кг. Стартовая масса ракеты — 23,5 кг. Максимальная дальность пуска – до 4000 м. На траектории ПТУР развивает скорость до 260 м/с. Согласно данным компании-производителя, кумулятивная БЧ массой 5 кг по нормали пробивает 800 мм гомогенную броню, а при угле встречи 65° бронепробиваемость составляет 300 мм. Но многие специалисты заявленные характеристики бронепробиваемости считают завышенными примерно на 20-25%.

    ПТРК НОТ входе капитальных ремонтов вооружили часть построенных ранее вертолётов SA.341F. Но основными носителями стали усовершенствованные модификации «Газели» — SA.342М и SA.342F2. Начиная с 1980 года, было поставлено более 200 экземпляров, вооруженных четырьмя ПТУР НОТ с гиростабилизированным прицелом АРХ-379 установленным над кабиной. На экспорт поставлялись модели SA.342L и SA.342К (для жаркого климата). Вертолёт SA.342F2 получил улучшенный фенестрон и двигатель Turbomeca Astazou XIV мощностью 870 л.с. Для снижения вероятности поражения ракетами с тепловой головкой самонаведения на двигателе появился специальный дефлектор. Максимальная взлётная масса — 2000 кг. Максимальная скорость в горизонтальном полёте – до 310 км/ч. При емкости топливного бака 745 л перегоночная дальность полёта – 710 км. На внешних узлах могло быть размещено вооружение массой до 500 кг.

    Боевые вертолёты SA.342, вооруженные ПТУР НОТ и 20-мм пушкой

    В состав вооружения может входить: два блока НАР калибром 70-мм, две УР AS.12 класса «воздух-земля», четыре ПТУР «Хот», два пулемета калибром 7,62-мм или одна пушка калибром 20-мм. В сети есть изображение боевых вертолётов «Газель» с шестиствольным 7,62-мм пулемётом M134 Minigun.

    В начале 1990-х годов БРЭО вертолёта прошло модернизацию и в его состав был введён прицел ночного видения Vivian. Для войны в Персидском заливе 30 вертолетов переделали в SA 342M/Celtic с парой управляемых ракет Mistral класса «воздух — воздух» на левом борту и прицелом SFOM 80.

    Боевое применение вертолётов «Газель»

    Вертолеты «Газель» поставлялись в вооруженные силы более 30 государств. До 1996 года во Франции, Великобритании и Югославии было построено более 1700 вертолётов различных модификаций. Лёгкие боевые «Газели» пользовались успехом на мировом рынке вооружений. В конце 1970-х — начале 1980-х по соотношению «цена-качество» конкурентов у этой машины было не много. В 1982 году вертолёт, оснащённый ПТРК «Хот», предлагался покупателям за $ 250 тыс. Для сравнения, американский боевой вертолёт Bell AH-1 Huey Cobra в это время стоил около $ 2 млн. Не смотря на относительно невысокую стоимость противотанковая «Газель» обладала для того времени достаточно высокими лётными данными. По манёвренности лёгкий боевой вертолёт превосходил американскую «Кобру» и советский Ми-24. Впрочем, на «Газеле» почти не было брони, в связи с этим пилоты должны были совершать боевые вылеты в бронежилетах и титановых шлемах. Но этот вертолёт с самого начала не рассматривался в роли штурмовика. Для борьбы с танками была разработана соответствующая тактика. После обнаружения вражеской бронетехники, пилот пользуясь неровностями ландшафта и естественными укрытиями, должен был скрытно приблизиться к ней, и поразив цель максимально быстро ретироваться. Наиболее оптимальной была признана внезапная атака из-за складок местности с кратковременным (на 20-30 с) подъёмом для пуска ракеты и зависанием на высоте 20-25 м. Атака, как правило, должна была осуществляться при нахождении над позициями своих войск, а при ликвидации таковых «клиньев», или атаке танков, двигающихся на марше в составе колонны, предполагалось наносить фланговые удары. Неуправляемые ракеты и стрелково-пушечное вооружение предполагалось использовать против мелких подразделений противника или при ликвидации воздушных и морских десантов, не имеющих зенитных установок. Вертолёты вооруженные 20-мм пушками и ракетами «воздух — воздух» должны были бороться с ударными вертолётами противника и вести оборонительный воздушный бой с истребителями противника.
    «Газели» различных модификаций достаточно успешно применялись во множестве конфликтов. К 1982 году в Сирии имелось 30 SA.342К со старыми ПТУР AS-11 и 16 SA.342L, оснащенных управляемыми ракетами HOT. Все сирийские SA.342К/L были сведены в вертолётную бригаду, которая сумела доставить немало неприятностей израильтянам.

    Сирийский противотанковый вертолёт SA.342К с ПТУР AS-11

    Летом 1982 года Армия обороны Израиля начала в Ливане операцию «Мир Галилее». Целью израильтян была ликвидация вооруженных формирований ООП в Южном Ливане. При этом израильское командование надеялось, что Сирия не вмешается в боевые действия. Однако после того как в конфликт ввязались части регулярной сирийской армии, противостояние между Израилем и палестинцами отошло на второй план.

    Основной задачей сирийских подразделений, которые по численности и выучке серьёзно уступали израильской группировке, было уничтожение наступающей бронетехники. Положение израильтян осложнялось тем, что их техника буквально запрудила большинство дорог, вдоль которых велось наступление. В этих условиях с учётом сложного рельефа местности «Газели», вооруженные ПТУР, были практически идеальны. Судя по архивным документам, первая атака звена противотанковых вертолётов произошла 8 июня в районе горы Джабаль Шейх. За несколько дней ожесточённых боёв, согласно сирийским данным, «Газелям», совершившим более 100 боевых вылетов, удалось подбить 95 единиц израильской техники, включая 71 танк. В других источниках приводятся более реалистичные цифры: около 30 танков, включая «Меркава», «Магах-5» и «Магах-6», 5 БТР М113, 3 грузовых автомобиля, 2 артиллерийских орудия, 9 джипов М-151 и 5 топливозаправщиков. Неизвестно, применялись ли в боевых действиях вертолёты, вооруженные ПТУР AS-11, или вся израильская техника была поражена ракетами «Хот». Несмотря на собственные потери, противотанковые вертолёты «Газель» в войне 1982 года даже против такого серьезного противника, как Израиль, проявили себя хорошо. Внезапные атаки сирийских лёгких противотанковых вертолётов держали израильтян в напряжении. Это привело к тому, что расчёты израильских 20-мм зенитных установок «Вулкан» обстреливали любой вертолёт оказавшийся в зоне их досягаемости. Имеется информация что «дружественным огнём» был поражен как минимум один противотанковый израильский вертолёт Hughes 500MD.

    В свою очередь израильтяне претендуют на 12 уничтоженных «Газелей». Документально подтверждена утрата четырёх SA.342. При этом два вертолёта совершили вынужденную посадку на территории, занятой израильскими войсками, и впоследствии были вывезены, восстановлены и использовались в израильских ВВС.

    По итогам боевого применения SA.342К/L в 1982 году Сирия в 1984 году дополнительно приобрела 15 вертолётов. По состоянию на 2012 год в строю оставалось три десятка сирийских «Газелей», в том числе и достаточно старые SA.342К с раритетными ракетами АS.11. В 2014 году эти вертолёты участвовали в обороне авиабазы Табка. Впрочем, в условиях гражданской войны для действий против исламистов гораздо больше подходит более защищённый Ми-24, способный нести мощное стрелково-пушечное вооружение и большое количество неуправляемых ракет. Тем не менее, вполне вероятно, что в ВВС Сирии до сих пор имеется несколько «Газелей» способных подняться в воздух.

    В ходе ирано-иракской войны во время ирано-иракской войны «Газели» совместно с Ми-25 (экспортный вариант Ми-24Д) наносили удары по иранским войскам. Но тактика применения боевых вертолётов советского и французского производства была разной. Неплохо защищённые и более скоростные Ми-25 в основном оказывали огневую поддержку, обстреливая позиции противника 57-мм неуправляемыми реактивными снарядами С-5. Хотя ПТРК «Фаланга» и «Хот» имели примерно одинаковые дальности пуска и скорость полёта ракет, аппаратура наведения французского комплекса была более совершенной. К тому же боевая часть ракеты «Хот» имела более высокую бронепробиваемость. Хотя ПТУР «Хот» первых серий имели проблемы с надёжностью, иракцы сочли французские ракеты более подходящими для борьбы с танками. Так как SA.342 Gazelle не был прикрыт бронёй и легко мог быть поражен даже из стрелкового оружия, экипажи «Газелей» по возможности старались осуществлять пуски ракет, находясь над расположением собственных войск или над нейтральной территорией вне зоны действия вражеских зениток.

    Наряду с советским Ми-24 и американским AH-1 Cobra, противотанковый вертолёт «Газель» стал одним из наиболее часто используемых в боевых действиях. В 1980-е годы вертолёты ВВС Ливана принимали активное участие в гражданской войне. Примерно в то же время 24 марокканских SA-342L боролись с бронетехникой отрядов Фронта ПОЛИСАРИО. Считается, что экипажам «Газелей» в Западной Сахаре удалось уничтожить до 20 танков Т-55 и примерно три десятка транспортных средств.

    Британские Gazelle AH.Mk.l поддерживали действия 3-й бригады морской пехоты в ходе Фолклендской войны. Они наносили удары 68-мм НАР, вели разведку и эвакуировали раненых. При этом два вертолёта было сбито зенитным огнём аргентинцев. Одна «Газель» была поражена зенитной ракетой Sea Dart запущенной с британского эсминца HMS Cardiff Тип 42. При этом четыре человека находившиеся на борту вертолёта погибли.

    В период 2-4 августа 1990 года в ходе вторжения в Кувейт, зенитным огнём был сбит один иракский SA.342 Gazelle. Кувейтская сторона потеряла 9 вертолётов, ещё один был захвачен иракскими войсками. Семь кувейтских «Газелей» удалось эвакуировать в Саудовскую Аравию. В последствии в ходе компании по освобождению своей страны они без потерь совершили около 100 боевых вылетов. В этой же войне французы потеряли три «Газели», а британцы одну.

    После распада Югославии вертолёты «Газель» оказались в распоряжении Сербии, Словении, Хорватии, Боснии. В ходе вооруженных конфликтов было потеряно как минимум четыре вертолёта. Первый был сбит 27 июня 1991 года во время десятидневной войны в Словении. Эта машина стала жертвой ПЗРК «Стрела-2М».

    В 1990 году Франция передала 9 SA.342М правительству Руанды. В 1992 году в ходе межэтнического конфликта вертолёты наносили удары по позициям Патриотического фронта Руанды. На счету руандийских «Газелей» имеются подбитые танки и бронемашины. В октябре 1992 года экипажу одного вертолёта в ходе атаки колонны бронетехники удалось уничтожить шесть бронированных машин.

    Эквадорские SA.342 оказывали огневую поддержку наземным подразделениям, сопровождали транспортные вертолёты и вели воздушную разведку в ходе перуано-эквадорского конфликта в 1995 году.

    В 2012 году в Мали началось очередное восстание туарегов. Вскоре среди руководства восставшими преобладали радикальные исламисты, и в дело вмешалась Франция. Для поддержки правительственной армии Мали была использована военная французская авиация, в том числе и вертолёты. В ходе операции «Сервал» начавшейся 11 января 2013 года на севере страны боевые вертолёты «Газель» наносили удары по позициям и колоннам противника. В ходе боевых действий один вертолёт был сбит огнём стрелкового оружия, а ещё несколько получили повреждения. При этом погиб один пилот, ещё три были ранены. В данном конфликте в очередной раз был подтверждён тот факт, что лёгкий боевой вертолёт способен избежать поражения зенитным огнём, действуя управляемыми ракетами «из засад» в складках местности, или осуществлять пуски над расположением своих войск. В любом случае, даже кратковременное пребывание очень уязвимой машины в зоне действия лёгкого стрелкового оружия чревато большими потерями. Сложно сказать, почему французское командование решило не задействовать современные вертолёты огневой поддержки Tiger HAP, который согласно рекламным данным способен противостоять 12,7-мм пулям.

    Современный статус вертолётов «Газель»

    В настоящее время большая часть «Газелей» выработала свой ресурс. Согласно справочным данным вертолёты этого типа имеются в вооруженных силах Анголы, Бурунди, Габона, Камеруна, Кипра, Катара, Ливана, Марокко, Туниса, Сирии. Хотя британские ВВС и флот уже списали все «Газели», несколько вертолётов ещё имеется Воздушном корпусе британкой армии (армейская авиация). Сообщается, что эти машины активно использовались в Афганистане для связи и наблюдения. При этом коэффициент технической готовности был выше, чем у других вертолётов.

    Французский вертолёт SA.342М в «тигровой окраске», снимок сделан в 2016 году в ходе показательных полётов в Испании

    После потерь понесённых в Мали вооруженные силы Франции отказались от применения «Газели» в роли противотанкового и вертолёта огневой поддержки. В настоящее время французские SA.342М ограниченно используются для связи, обучения и доставки небольших грузов. С учётом того, что возраст всех SA.342 уже превысил 20 лет, их списание дело ближайшего будущего.

    Пользователи


    Операторы ГАЗели текущие операторы

    прошлые операторы

    Панель приборов ГАЗель

    Военный

    Ангола

    • Força Aérea Nacional Angolana

    8 SA 341 на вооружении по состоянию на август 2015 года.[5] Босния и Герцеговина

    • Ratno zrakoplovstvo i protivzračna Odbrana Bosne i Hercegovine

    1 ГА-42 Газель, 3 ГА-45 ГАЗель и 3 HN-45M Gama II введены в эксплуатацию в феврале 2022 года.[6] Бурунди

    • Национальная армия Бурунди

    6 SA-342L сданы в эксплуатацию по состоянию на август 2022 года.[7] Камерун

    • Armée de l’Air du Cameroun

    4 SA-342L поставлены и находятся в эксплуатации по состоянию на октябрь 2022 года.[8] Китай Кипр

    • Киприаки Стратиотики Аэропория

    Поставлено 5 СА-342Л1, 4 находятся в строю по состоянию на июнь 2018 г., вооружены противотанковыми ракетами ГОРЯЧАЯ-2.[9][10] Эквадор

    • Экваторианец Эджерсито

    доставлено около 20 вертолетов. 2 SA 342L на вооружении по состоянию на февраль 2022 года.[11] Египет

    • Аль-Кувват аль-Джаввия аль-Мисрия

    108 SA 342K поставлено, 89 в строю по состоянию на июнь 2019 года.[12][13] Франция

    • Armée de Terre Aviation légère de l’armée de terre

    около 230 вертолетов В Первый боевой полк
    (1er RHC) де Phalsbourg В
    3-й боевой полк
    (3e RHC) из Étain В
    5-й боевой полк
    (5e RHC) из В
    4e régiment d’hélicoptères des force spéciales
    (4e RHFS) из L ‘
    école de l’Aviation légère de l’armée de Terre
    (EALAT) из Дакс и из Канне де Мор Габон

    • Armée de l’air Gabonaise

    2 SA 342L и 3 SA 342M поставлены, 2 SA 342L и 1 SA 342M находятся в эксплуатации по состоянию на май 2022 года.[14] Гвинея

    • Force Aérienne de Guinée

    1 вертолет. Ирак Иордания Кения

    • Кения ВВС

    2 SA-342 сняты.[15] Кувейт

    • Аль-Кувват аль-Джаввийя аль-Кувайтийя

    14 SA 342L находится на вооружении до декабря 2022 года.[16] Ливан

    • Аль-Кувват аль-Джаввийя аль-Лубнания

    8 вертолетов, оснащенных ракетами HOT, 68-мм ракетными установками и крупнокалиберными пулеметами. 7 SA 342L на вооружении по состоянию на май 2022 года.[17] Марокко

    • Силы Royales Air

    По состоянию на март 2022 года в эксплуатации находится 22 вертолета.[18] Черногория

    • Vazdušne snage Crne Gore

    13 между HI-42 Hera (SA 341H по лицензии) для служебных миссий и противотанковыми HN-45 Gama, полученными бывшими югославами в 2006 году.[19] 6 единиц в эксплуатации по состоянию на ноябрь 2019 года.[19][20] Мозамбик

    • Força Aérea de Moçambique

    2 Газель AH1 (SA 341B) ex Армейский авиационный корпус Британский поставлен в феврале 2022 года, после обновления Paramount Group.[21][22] Нигер

    • Armée de l’air du Niger: 3 СА-342М на вооружении по состоянию на май 2022 г.[23][24]

    Катар

    • Катар Эмири ВВС

    14 SA 342G / L Gazelle, вооруженные противотанковыми ракетами HOT, поступили с 1983 года.[25] Руанда Сенегал Словения

    • Vojaško Letalstvo в Zracna Obramba Slovenske Vojske

    Сербия

    • Ratno Vazduhoplovstvo i PVO Vojske Srbije

    61 вертолет

    • 252. Смешанная группа.
    • 138. Смешанная транспортная группа.
    • 714. Вертолетная группа против танка.
    • 119. Сводная группа с вертолетами.

    Сирия

    • Аль-Кувват аль-Джаввийя аль-Арабия аль-Сурийя

    38 вертолетов. Тринидад и Тобаго Тунис Объединенные Арабские Эмираты

    • ВВС Объединенных Арабских Эмиратов

    1 вертолет. Соединенное Королевство

    • Британская армия

    22 ГАЗель АН1 в строю по состоянию на апрель 2022 года.[26][27]

    • 2-й полк AAC (Trg), 671 Площадь
    • 5-й полк AAC (NI), 665 Sqn
    • 7-й полк AAC (V), 658 Площадь
      ,
      666 Sqn
      ,
      3 Полет
      ,
      6 Полет
    • Канада, 29 (BATUS) Полет
    • Германия, 12 Полет

    Полицейские силы

    Босния и Герцеговина

    • Republika Srpska Police: 6 вертолетов продано Ратно Воздухопловство и ПВО ВРС[28]

    Черногория

    • Полиция Черногории: 3 вертолета[20]

    Сербия

    • Полиция Сербии: 10 вертолетов[20]

    Военные операторы прошлого

    Ирландия

    • Aer Chór na hÉireann — Два вертолета поставлены с 1979 по 2005 гг.

    Republika Srpska

    • Там Ратно Воздухопловство и ПВО ВРС в нем было задействовано около 20 вертолетов, 6 из которых были проданы полиции. 728. Смешанная вертолетная группа
    • 89. Смешанная вертолетная группа.

    Соединенное Королевство

    • королевские воздушные силы — 32 вертолета[29]
    • Королевская морская пехота
    • Королевский флот

    Сербия и Черногория

    • RV и PVO VJ 890. Смешанная вертолетная группа Пегази
    • 897. Смешанная вертолетная группа Стршлены
    • 712. Противотанковая вертолетная группа. Шкорпиони
    • 714. Противотанковая вертолетная группа.Сенке

    Югославия

    • RV и PVO в нем было около 207 вертолетов, которые позже были проданы государствам, образовавшимся после раскола 890. Группа транспортных вертолетов.
    • 782. Вертолетная группа.
    • 782. Вертолетная группа.
    • 783. Вертолетная группа.
    • 712. Противотанковая вертолетная группа.
    • 714. Противотанковая вертолетная группа.
    • 333. Авиационная группа.
    • 711. Противотанковая вертолетная группа.
    • 713. Противотанковая вертолетная группа.
    • ЭИВ 1-го армейского района
    • EIV 2-го армейского района
    • EIV района 3-й армии
    • ЭИВ ВМФ региона

    Газель в кинематографе

    • Модифицированная «Газель», имитирующая футуристический боевой вертолет, стала звездой боевого триллера 1983 года под названием Голубой гром
      (
      Синий гром
      ). За фильмом последовал один телевизионный сериал из такое же название, который, однако, был недолгим. Фильм, режиссер Джон Бэдхэм, был главным героем Рой Шайдер в роли пилота полицейского вертолета. По соображениям сцены, Газель, выбранная для фильма, была глубоко изменена спереди, чтобы придать вертолету вид футуристической модели атаки, хотя и вдохновленной носом вертолета.AH-64 Apache. В результате появилась модель с расположенными в тандеме пилотами, оснащенная продвинутыми презентационными экранами и одним пулемет с вращающимся стволом. Последнее из-за веса привело к тому, что вертолет, фактически использовавшийся для стрельбы, имел большое смещение. центр гравитации. Поэтому для уравновешивания нагрузки пришлось установить противовес в хвостовой части, что усугубило ухудшение аэродинамики, фактически привело к заметному снижению реальных характеристик Газели. Поэтому пришлось прибегнуть к сборка фильма, со специальными эффектами, чтобы дать вертолету видимую скорость, достаточную для сохранения зрелищности эпизодов: в финале фильма есть сцена, в которой главный герой выполняет цикл цикла с прототипом, но сцена была снята с модель радиоуправляемая.
    • Газель также использовалась в других фильмах, в основном о войне, в которых она играла роль «вражеского» вертолета главного героя, также из-за своей необычной для американской аудитории формы. Пример дает фильм Рэмбо III
      с участием Сильвестр Сталлоне, в котором «Газель» используется как легкий советский ударный вертолет.
    • В 1995 полностью покрашенная Газель от чернить и оснащен пулемет М-60 был использован в финальной сцене киноКрепкий орешек — Крепкий орешек
      .
    • В фильме 2007 по названию 28 недель спустя
      можно увидеть британскую газель.
    • В фильме Мужчина в видоискателе
      (
      Перчатка
      ) Клинт Иствуд сбегает из Газели на мотоцикле, конфискованном у некоторых мотоциклистов.

    Примечание

    1. Тейлор Джон В. Р. (1975). Самолеты всего мира Джейн 1975-76
      . Издатель Франклин Уоттс. ISBN 0-531-03250-7.
    2. (EN) Максим Старостин, Aerospatiale SA-341/342 «Газель» 1967 г., на Все вертолеты и винтокрылые машины мира, aviastar.org. Проверено 13 июня 2009 г..
    3. (EN) Белый, Бен, Технология распознавания речи QinetiQ позволяет управлять системами самолета с помощью голоса, на Веб-сайт QinetiQ, QinetiQ, 18 июня 2007 г. Проверено 15 июня 2009 г.(в архивеисходный URL 24 января 2008 г.).
    4. Сирийские танкисты в Ливане, на acig.org, 1982. Проверено 13 июня 2009 г.(в архивеисходный URL 21 марта 2008 г.).
    5. «Военно-воздушные силы мира, Ангола» — »Аэронавтика и оборона«№ 346 — 08 /2015 страница 68
    6. «Военно-воздушные силы мира, Босния и Герцеговина» — »Аэронавтика и оборона«№ 364 — 02 /2017 страница 68
    7. «Военно-воздушные силы мира. Бурунди» — »Аэронавтика и оборона«№ 370 — 08 /2017 страница 70
    8. «Военно-воздушные силы мира. Камерун» — »Аэронавтика и оборона»№ 372 — 10 /2017 страница 68
    9. «Военно-воздушные силы мира. Кипр» — »Аэронавтика и оборона»№ 380 — 06 /2018 страница 70
    10. «Греция поддерживает Кипр перед лицом турецкой угрозы» — »Аэронавтика и оборона»№ 374 — 12 /2017 стр. 34–37
    11. «ПАРК АРИЕН-ДЕ-Л’АВИАСИОН-ДЕЛЬ-ЭРЧИТО ЭКУАТОРИАНО EN 2022 ET EN IMAGES»на avionslegendaires.net, 25 февраля 2022 г., дата обращения 26 июня 2022 г.
    12. «Военно-воздушные силы мира. Египет» — »Аэронавтика и оборона«№ 394 — 08 /2019 страница 70
    13. «L’INVENTAIRE DE L’AL-QŪWĀT AL-GAWWIYÄ AL-MIṢRIYA EN 2022 ET EN IMAGES»на avionslegendaires.net, 16 июня 2022 г., дата обращения 26 июня 2022 г.
    14. «Военно-воздушные силы мира. Габон» — «Аэронавтика и оборона»№ 403 — 05 /2020 страница 68
    15. «Испытание огнем: Вооруженные силы Кении и война в Сомали» — »Итальянский оборонный журнал«№ 10 — 10 /2017 стр. 58-65
    16. «LES AÉRONEFS DE L’AL-QUWWAT AL-JAWWIYA AL-KUWAITIYA EN 2022 ET EN IMAGES»на avionslegendaires.net, 18 декабря 2022 г., дата обращения 7 февраля 2022 г.
    17. «LES AÉRONEFS DE L’AL QUWWAT AL-JAWWIYA AL-LUBNANIYYA EN 2019 ET EN IMAGES»на avionslegendaires.net, 30 мая 2022 г., дата обращения 30 мая 2022 г.
    18. «Вооруженные силы Марокко» — »Итальянский оборонный журнал»№ 3 — 03 /2017 стр. 64-75
    19. «LA RETRAITE IS ANNONCE POUR LES HÉLICOPTÈRES PARTIZAN MONTÉNÉGRINS», на avionslegendaires.net, 19 ноября 2022 г., 21 ноября 2022 г.
    20. (EN) Хейлс, Джон, Полицейская авиация Черногории, на полет, aeroflight.co.uk, 2005 г. Проверено 15 июня 2009 г..
    21. «МОЗАМБИЧЕСКИЕ ГАЗЕЛИ ВВС», на scramble.nl, 1 марта 2022 г., дата обращения 1 марта 2022 г.
    22. «ГАЗЕЛИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ВВС МОЗАМБИКАНА»на defenceweb.co.za, 5 марта 2022 г., по состоянию на 5 марта 2022 г.
    23. «LES AÉRONEFS DES FORCES AÉRIENNES DES NATIONS DU G5 SAHEL EN 2018 ET EN IMAGES»на avionslegendaires.net, 10 мая 2022 г., дата обращения 8 марта 2022 г.
    24. (EN) Всемирная авиация 2022 (PDF), на Flightglobal.com, п. 13. Проверено 22 октября 2022 г..
    25. «Катар Эмири Эйр Форс»на aresdifesa.it, 1 июня 2022 г., дата обращения 1 июня 2022 г.
    26. «Великобритания. Газель на замену» — »Аэронавтика и оборона»№ 377 — 03 /2018 страница 73
    27. (EN) UK Air Arms, на Борьба в сети, Голландское авиационное общество. Проверено 15 июня 2009 г.(в архивеисходный URL 30 июля 2012 г.).
    28. (EN) Сербская ВВС, на Борьба в сети, Голландское авиационное общество. Проверено 15 июня 2009 г.(в архивеисходный URL 25 июня 2009 г.).
    29. (EN) Фотографии вертолетов Westland Gazelle HT3 и самолетов — музеи РАФ, на Музей Королевских ВВС в Лондоне, rafmuseum.org.uk. Проверено 13 июня 2009 г.(в архивеисходный URL 4 июня 2009 г.).

    внешняя ссылка

    • Викискладе есть медиагалерея , посвященная Газели Aérospatiale SA341
      .
    • Веб-сайт Министерства обороны Франции : краткое изложение материалов с воздуха;
    • (на английском языке) Sitio Armée de Terre britannique : презентационная страница Газели.
    авторитетный контроль
    • Проекты Викимедиа
    • Данные: Q794595
    • Мультимедиа: Aerospatiale SA 341/SA 342 Газель
    • Идентификаторы
    • Земля : 7607680-5
    • Данные: Q794595
    • Мультимедиа: Aerospatiale SA 341/SA 342 Газель
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]