Для использования в других целях, см Ракетная установка (значения) .
Переносное устройство, запускающее невредимую ракету
Эта статья требует дополнительных ссылок для проверки . Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален. |
Американский солдат целится из базы M1 Bazooka .
Ракетное
это устройство , которое запускает неуправляемый, реактивный снаряд , хотя этот термин часто используется в отношении механизмов , которые являются портативными и способны стрелять реальные ракеты.
История [ править ]
Основная статья: История ракет
Ракетные тележки из
Вубэй Чжи
Изображение гранатомета «длинная змея» из
Вубэй Чжи.
Самые ранние ракетные установки, зарегистрированные в императорском Китае, состояли из стрел, модифицированных путем прикрепления ракетного двигателя к валу в нескольких дюймах за наконечником стрелы. Ракета приводилась в движение за счет сжигания черного пороха в двигателе; их не следует путать с ранними огненными стрелами , которые были обычными стрелами, несущими маленькие тюбики черного пороха в качестве зажигательного средства, которое загоралось только после того, как стрела достигла своей цели). Ракетные установки были изготовлены из дерева, плетения и бамбуковых труб. [1]Пусковые установки разделяли ракеты рамками, предназначенными для разделения их, и пусковые установки могли запускать сразу несколько ракет. Текстовые свидетельства и иллюстрации различных ранних ракетных пусковых установок можно найти в издании Wujing Zongyao 1510 года,
переведенном
Нидхэмом
и другими в Принстонском университете . (Оригинальный
Wujing Zongyao
был составлен между 1040 и 1044 годами и описывал открытие черного пороха, но предшествовал изобретению ракеты. Частичные копии оригинала сохранились, и
Wujing Zongyao
был переиздан в 1231 году во время династии Южная Сун , включая военные разработки, начиная с оригинал публикации 1044. Британский ученый, китаевед, историк.Джозеф Нидхэм утверждает, что издание 1510 года является наиболее надежным в его верности оригиналу и версии 1231 года, так как оно было напечатано из блоков, которые были вырезаны непосредственно из начертаний издания, сделанного в 1231 году нашей эры.)
Вуцзин Цзунъяо
1510 года описывает Ракетная установка «длинная змея», реактивная установка, сделанная из дерева и перевозимая с тачкой , и реактивная установка «Сотня тигров», реактивная установка из дерева, способная выпускать 320 ракетных стрел. [2] В тексте также описывается переносной ракетоноситель, состоящий из ремня и бамбуковой трубы. [3]
Ракеты были завезены на Запад во время наполеоновских войн ; ракета Congreve была британским оружием изобретенного сэрома Конгрив в 1804 году после того, как возникли индийские ракеты в Осаде Серингапатама (1799) . Ракеты Конгрева запускались из железного желоба длиной около 18 дюймов (45 сантиметров), называемого камерой
. [4] Эти камеры могли быть прикреплены к земле для горизонтального запуска, закреплены на складном медном треноге для ведения огня под большим углом или установлены на рамах на тележках или палубах военных кораблей. [5]
Во время Гражданской войны в США и Союз, и Вооруженные силы Конфедерации экспериментировали и производили ракетные установки. [6] Силы Конфедерации использовали ракеты Конгрив в ограниченном количестве из-за их неточностей, в то время как силы Союза использовали запатентованную ракетную установку Хейла, которая запускала ракеты от семи до десяти дюймов со стабилизаторами на расстоянии 2000 ярдов.
Вторая мировая война [ править ]
Второй мировой войны Катюши гранатомет , смонтированный на ЗиС-6 грузовика.
Довоенные программы исследований военной ракетной техники, осуществленные многими крупными державами, привели к внедрению ряда ракетно-артиллерийских систем со стационарными или мобильными пусковыми установками, часто способными запускать несколько ракет за один залп . В Соединенном Королевстве твердотопливные ракеты изначально использовались в качестве зенитных ракет ; 7-дюймовый невращающийся снаряд стрелял из одиночных установленных на пьедестале пусковых установок на военных кораблях, а 3-дюймовая версия использовалась береговыми батареями Z , для которых были разработаны несколько «проекторов». Более поздние разработки этого оружия включали в себя несколько пусковых установок Land Mattress для бомбардировки земля-поверхность иРакеты класса «воздух-земля» РП-3 , запускаемые с рельсов, установленных на истребителях-бомбардировщиках . В Германии 15 cm Nebelwerfer 41 представлял собой адаптацию многоствольного дымового миномета для артиллерийских ракет. Советский ‘ s Катюши был самоходный, установлены на грузовиках, танках и даже поезда. Армия Соединенных Штатов развернула установленную на танке систему T34 Calliope в конце войны. [7]
Пусковые устройства реактивной артиллерии
В статье приведены результаты начального анализа технического развития пусковых устройств реактивной артиллерии в период с XIX века до наших дней в мире, включая их классификации и определения, с акцентом на отечественные разработки. По мере обработки информации статья будет обновляться.
Источниковую базу статьи составляют технические описания и альбомы рисунков на изделия, периодические специализированные печатные издания и интернет-ресурсы, без которых было бы невозможно создать широкую иллюстративную часть. Одновременно автор предупреждает читателей, что в случае перехода на указанные в источниках интернет-ресурсы некоторые из них со временем могут не загружаться как по причине технических проблем, так и из-за удаления или блокировки материалов сайтов.
Изучение данного вопроса выполнялось автором в рамках подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР) (1999-2000 годы) и дипломного проекта (2001-2002 годы) во время обучения в Тульском Государственном Университете, подготовки книги “Реактивные системы залпового огня. Обзор” (конец 2004 года-первая половина 2006 года) и её обновлённого варианта (2007-2014 годы), подготовки диссертационной работы и учебного пособия под рабочим названием “Реактивная артиллерия. Введение в специальность” (2007-2014 годы), преподавание по которому в части введения в конструкцию составляющих реактивных систем залпового огня должно быть обеспечено после прочтения студентам (курсантам, слушателям) курса “Конструкции машин и механизмов” и при использовании специализированного терминологического словаря по РСЗО, подготавливаемого автором статьи.
Статья предназначена для студентов оборонных специальностей гражданских средних и высших учебных заведений, курсантов военных училищ и институтов, слушателей военных академий, инженеров, научных сотрудников, аналитиков, составителей баз данных, специалистов, занимающихся вопросами идентификации вооружения и военной техники на начальном этапе и всех интересующихся данным вопросом.
Автор выражает благодарность руководящему составу и сотрудникам музея, архива и научной библиотеки Военно-Исторического Музея Артиллерии, Инженерных Войск и Войск Связи (ВИМАИВиВС, Россия, г.Санкт-Петербург), сотрудникам Российской Государственной Библиотеки (РГБ, Россия, г.Москва), Российской Национальной Библиотеки (РНБ, Россия, г.Санкт-Петербург), Научно-технической библиотеки ОАО «НПО «СПЛАВ» (Россия, г.Тула), Михайловской Военной Артиллерийской Академии (МВАА, Россия, г.Санкт-Петербург) за помощь, оказанную в сборе информации. Также автор выражает свою благодарность генеральному директору ОАО «НПО «СПЛАВ» (Россия, г.Тула) Н.А. Макаровцу и администратору сайта «Ракетная техника» (Россия, г.Санкт-Петербург) Клочкову А.В. за оказанную финансовую поддержку.
Проведённый автором анализ развития пусковых устройств реактивной артиллерии в указанный выше период в мире позволил установить, что:
Под пусковыми устройствами реактивной артиллерии подразумевают:
- боевые машины (,,,,,,
,,,
,,,,,). - пусковые установки: буксируемые (
,
,,,,
,
,,,,,). - переносные (
,,,,
,,
,,
,
,). - железнодорожные (,,,).
- стационарные: подземные (
,,). - подземно-наземные (,
,,
,,,).
).
Классификации
Пусковые устройства реактивной артиллерии, как в целом, так и в частностях, можно классифицировать по следующим критериям:
По типу их перемещения:
- самоходные, к которым относятся боевые машины, железнодорожные пусковые установки, мотоциклетные пусковые установки (ПУ) и ПУ на багги.
- буксируемые, к которым относятся пусковые установки реактивных пусковых установок на шасси лафетов и на шасси прицепов.
- переносные, к которым относятся разбираемые для переноса в боевых и учебных условиях переносные пусковые установки.
- стационарные, к котоpым относятся подземные установки и подземно-наземная установка.
- стационарно-мобильные, к которым относятся пусковые установки, устанавливаемые как на земле, так и на самоходной базе (в кузовах грузовых автомобилей).
По типу шасси самоходные пусковые устройства (боевые машины) можно классифицировать как:
- колёсные, т.е. ходовыми частями которых являются шасси грузовых автомобилей, колёсных бронетранспортёров (), мотоциклов (,), багги (быстроатакующих автомобилей) (,), боевых разведывательных дозорных машин (,,), а также железнодорожные платформы (,,,) (последние в настоящее время не используются).
- гусеничные, т.е. ходовыми частями которых являются шасси танков и гусеничных бронетранспортёров ().
- полугусеничные, т.е. передняя ходовая часть колёсная, а задняя гусеничная (в настоящее время не используются) (
).
По конструктивно-компоновочной схеме боевые машины можно класcифицировать как:
- классические (двухкомпонентные), т.е. с шасси и артиллерийской частью (
). - комбинированные (многокомпонентные), т.е. совмещение схемы боевой и транспортной машин () или боевой и транспортно-заряжающей машин (
,,), а также с несколькими артиллерийскими частями (,,)
По типу вспомогательного бортового оборудования комбинированные боевые машины можно классифицировать как:
- с бортовым автоматизированным оборудованием для заряжания ().
- с комплектом стеллажей как продольно расположенных (
,) по отношению к длине шасси, так и поперёк (в поперечном положении) (
).
По типу пакета направляющих боевые машины можно классифицировать как:
- с постоянным пакетом, т.е. незаменяемым после выполнения стрельбы и в зависимости от конструкции перезаряжаемым или вручную номерами расчёта, или посредством транспортно-заряжающей машины.
- с заменяемым пакетом, т.е. с транспортно-пусковыми контейнерами, в зависимости от типа которого происходит или его замена после стрельбы посредством бортового крана боевой машины или транспортно-заряжающей машины, или перезаряжание вручную номерами расчёта.
Транспортно-пусковые контейнеры можно классифицировать:
по типу герметизации:
- негерметизированные, т.е. заряжаемые в заводских условиях с возможностью перезаряжания без замены контейнера в полевых условиях.
- герметизированные, т.е. заряжаемые снарядами и герметизируемые в заводских условиях. Перезаряжание снарядов номерами расчёта вручную или посредством транспортно-заряжающей машины в полевых условиях невозможно. Возможна только замена транспортно-пусковых контейнеров.
по типу использования основных материалов:
- металлические, т.е. основные конструктивные элементы изготовлены из металлов.
- металло-композитные, т.е. у которых корпус выполнен из металлических элементов, а направляющие из композиционных материалов.
По типу опоры переносные пусковые устройства можно классифицировать как:
- треножные.
- двуножные: без задней опорной плиты ().
- с задней опорной плитой ().
По типу применения буксируемые пусковые устройства можно классифицировать как:
- наземные, т.е. переведённые в боевое положение на поверхности земли.
- бортовые, т.е. устанавливаемые в кузовах грузовых автомобилей. Данный способ предназначен для использования в крайних случаях.
По типу варианта разработки пусковые устройства можно классифицировать как:
- официальные, т.е. разработка которых ведётся по заданию Министерства обороны или иностранного заказчика специалистами профильных научно-технических организаций с заводами, занимающимися опытным производством, а сборка организована на официальных промышленных предприятиях с соблюдением всех норм технического контроля.
- неофициальные (в инициативном порядке, в ряде случаев со временем с переходом на уровень официальной разработки), т.е. разработка которых выполняется в инициативном порядке специалистами профильных научно-технических организаций без получения официального задания Министерства обороны или иностранного заказчика, а также самоучками в технических областях знаний. Последнее направление присуще во время ведения боевых действий.
По типу варианта производства и ремонта пусковые устройства можно классифицировать как:
- промышленные, т.е. сборка и ремонт организованы на официальных промышленных предприятиях или в ремонтных мастерских с соблюдением всех норм технического контроля (,).
- непромышленные, т.е. сборка и ремонт организован в непромышленных условиях (например в гаражах, на открытых площадках) (,,).
В свою очередь образцы промышленного производства можно классифицировать как:
- лицензионные, т.е. производство организовано с официально оформленного разрешения (лицензии) организаций страны-разработчика (или стран-разработчиков).
- нелицензионные т.е. производство организовано без официально оформленного разрешения организаций страны-разработчика (или стран-разработчиков), как правило, при производстве аналогов захваченных образцов в ходе боевых действий.
Конструктивные особенности пусковых устройств
Боевые машины
Боевая машина – тип вооружения реактивной артиллерии в состав которого входит доработанное колёсное или гусеничное шасси транспортного средства на котором смонтирована артиллерийская часть.
Боевые машины на доработанных шасси грузовых автомобилей
В настоящее время боевые машины на доработанных шасси грузовых автомобилей являются основным типом пусковых устройств реактивной артиллерии. Относительно детально можно дать описание конструктивных элементов только данного типа пусковых устройств реактивной артиллерии и на примере отечественных образцов с периода Великой Отечественной войны до конца 80-х годов ХХ века. Судить о конструктивных элементах иностранных боевых машин данного типа, как и других типов пусковых устройств, можно только поверхностно по причине отсутствия открытой детальной информации.
Проведённый анализ конструкций боевых машин показал, что на всём протяжении мирового развития их двумя основными частями являются: артиллерийская часть (в годы Великой Отечественной войны в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) она называлась метательной установкой) и специально оборудованное (доработанное) шасси транспортного средства, на которое монтируется артиллерийская часть.
Под оснащением специальным оборудованием (доработкой) шасси подразумевают монтаж на нём оборудования, необходимого для эксплуатации боевой машины после окончательной сборки.
В общем целом, установлены следующие доработки (т.е. оснащение специальным оборудованием) шасси для боевых машин разных поколений:
- доработка лонжеронов шасси для крепления подрамника (основания, нижнего станка) артиллерийской части (метательной установки) посредством различных типов соединений (посредством болтов, хомутов или в комбинации с этими двумя типами соединениий).
- оснащение защитой (бронирование) кабины для её предохранения и находящихся в ней номеров расчёта от действия газовой струи снаряда при выстреле, предохранения от осколков ракетной камеры в случае её разрыва, а также огня малокалиберного оружия и осколков артиллерийских снарядов.
- оснащение креплениями (скобы, кронштейны) защиты кабины, бензобака для размещения шанцевого инструмента (лопаты, лома).
- оснащение кабины переговорным устройством для передачи команд из кабины.
- оснащение кабины кронштейном для огнетушителя, предназначенного для локализации возгораний мелких очагов пожара и в случае малого возгорания двигателя. В случае сильного возгорания нецелесообразно выполнять тушения очага или очагов возгораний так как возможен взрыв бензобака и при наличии боекомплекта в направляющих его детонация.
- оснащение (дополнительной) кабины для размещения в ней аппаратуры подготовки боевой машины к стрельбе, номеров расчёта и их личного имущества и вооружения, устройств жизнеобеспечения, средств связи.
- оснащение защитой бензобаков и бензоотстойника от механических повреждений и воздействий газовой струи.
- оснащение площадкой для крепления запасного колеса.
- оснащение подножками (правой и левой) для удобства подъёма на оборудованное шасси. Для противоскольжения на листах подножек, так же как и на площадке, навариваются точки. В качестве подножек (лестницы) можно использовать раскрывающийся боковой борт (,,
). - оснащение сиденья за кабиной для размещения номеров расчёта боевой машины.
- оснащение ящиков под сиденьем для размещения щелочных аккумуляторов, выносной катушки, панорамы, инструмента, запасных частей и принадлежностей.
- оснащение перекрывающими листами для предохранения установки от загрязнения – они закрывали пространство между лонжеронами рамы шасси.
- оснащение рамы с крыльями. Рама служит для крепления артиллерийской части боевой машины на лонжеронах шасси и для крепления задних откидывающихся крыльев боевой машины. Крылья служат для предохранения артиллерийской части и расчёта от грязи и пыли при движении боевой машины.
- оснащение шасси домкратами с целью обеспечения горизонтирования боевой машины перед стрельбой, разгрузки рессор задних мостов и придания устойчивости (уменьшения вибрации) боевой машине при стрельбе.
- оснащение электронных и электрических систем для обеспечения наведения и пуска реактивных снарядов из кабины боевой машины
Артиллерийская часть является конструктивной частью боевой машины, в состав которой входят конструктивные элементы, посредством которых обеспечиваются наведение и стрельба боеприпасами и, при необходимости, транспортировка реактивных снарядов, как при полностью заряженном пакете, так и частично заряженном пакете направляющих.
Основные конструктивные элементы артиллерийских частей основных установок (боевых машин) периода Великой Отечественной войны, получивших индексы М-13, М-8-48 и БМ-31-12, представлены в таблице 1. Определения терминов для конструктивных элементов смотрите после таблицы 1.
Таблица 1
Боевая машина М-13 | Боевая машина БМ-8-48 | Боевая машина БМ-31-12 | |
Основание | |||
Поворотная рама | |||
Поворотный механизм | |||
Основными элементами артиллерийской части являются основание и поворотная часть.
Состав артиллерийской части снизу вверх:
Основание (или подрамник — согласно послевоенной терминологии) – элемент конструкции метательной установки (далее артиллерийской части по современной терминологии) на котором монтировались узлы артчасти. Оно также служило для усиления лонжеронов шасси и рассредоточения нагрузки по их длине и крепления артиллерийской части на шасси автомобиля. Крепление основания к шасси выполнялось посредством болтов и хомутов или четырьмя болтами с каждой стороны.
Поворотная рама – элемент конструкции артиллерийской части, обеспечивавший поворот основных конструктивных элементов метательной установки в горизонтальной плоскости в определённом диапазоне углов наведения. Поворот выполнялся посредством поворотного механизма. Для выполнения движения боевой машины поворотная часть стопорилась посредством механизма крепления поворотной рамы по-походному (или стопором крепления по-походному).
Поворотный механизм – элемент конструкции артиллерийской части, предназначенный для придания движения (поворота) поворотной раме для обеспечения установки угла азимута (горизонтального наведения).
Подъёмный механизм – элемент конструкции артиллерийской части, предназначенный для придания движения в вертикальной плоскости ферме с направляющими с целью установки угла возвышения.
Ферма – элемент конструкции артиллерийской части, крепящийся к поворотной раме и являвшийся основанием для крепления пакета направляющих.
Пакет (или пакет направляющих ячеек) – элемент конструкции артиллерийской части, состоявший из закреплённых к ферме направляющих, каждая из которых предназначена для придания начального направления движения реактивным снарядам.
Основные конструктивные элементы артиллерийских частей основных послевоенных боевых машин, принятых на вооружение в 50-х – 60-х годах ХХ века, получивших индексы БМ-24, БМ-14, БМ-14М, БМ-14ММ, БМД-20 представлены в таблице 2. Определения терминов для конструктивных элементов смотрите после таблицы 2.
Таблица 2
Боевая машина БМ-24 | Боевые машины БМ-14, БМ-14М, БМ-14ММ | Боевая машина БМД-20 |
Поворотный механизм (,) | ||
() | ||
Подрамник представлял собой сварную прямоугольную конструкцию, являвшуюся основанием артиллерийской части боевой машины, крепившуюся на лонжеронах шасси автомобиля.
Тумба неподвижно крепилась на подрамнике и служила опорой для вращающейся части боевой машины.
Поворотная рама под действием поворотного механизма вращалась на тумбе, на которую опиралась тремя вертикальными роликами. Шесть горизонтальных роликов центрировали вращение поворотной рамы и удерживали её на тумбе от опрокидывания.
Поворотный механизм червячного типа служил для горизонтальной наводки направляющих в определённом диапазоне углов наведения.
Подъёмный механизм винтового типа служил для придания направляющим углов возвышения в секторах горизонтального обстрела.
Уравновешивающий механизм пружинный, толкающего типа, служил для уменьшения усилия на рукоятке привода подъёмного механизма.
Подъёмно-уравновешивающий механизм служил для придания направляющим углов возвышения и уравновешивания качающейся части.
Ферма представляла собой пространственную сварную конструкцию. Она устанавливалась в подшипниках кронштейнов поворотной рамы и вместе со смонтированными на ней направляющими образовывала качающуюся часть боевой машины.
Пакет труб (или пакет направляющих) – элемент конструкции артиллерийской части, состоявший из закреплённых к ферме направляющих, каждая из которых предназначена для придания начального направления движения реактивным снарядам.
Анализ данных таблицы 1 и таблицы 2 привел к выводу, что основные конструктивные элементы послевоенных боевых машин реактивной артиллерии, в основном, остались такими же, только изменилась их конструкция и, в ряде случаев, изменилось их название. Основание стало называться подрамником. Появились новые конструктивные элементы – тумба и уравновешивающий механизм. В конструкции боевой машины БМД-20 уравновешивающий механизм был объединён с подъёмным механизмом и новый конструктивный элемент стал называться подъёмно-уравновешивающим механизмом (в дальнейшем, подобный конструктивный элемент был использован в конструкциях боевых машин 9А52 и 9А52-2 РСЗО «Смерч»). Крепление подрамника (основания) к лонжеронам шасси было идентичным.
Основные конструктивные элементы артиллерийских частей основных боевых машин, принятых на вооружение в период с начала 60-х годов ХХ века до конца 80-х годов ХХ века, получивших индексы БМ-21, 9П140 и 9А52-2, представлены в таблице 3. Определения терминов для конструктивных элементов смотрите после таблицы 3.
Таблица 3
Боевая машина БМ-21 | Боевая машина 9П140 | Боевая машина 9А52, 9А52-2 |
() | Нижний станок | |
Погон | Погон | |
Основание (поворотной части) | Верхний станок (, ) | (со всеми смонтированными на нём узлами составляет вращающуюся часть) |
Механизмы наведения | Подъёмно-уравновешивающий механизм | |
Поворотный механизм | ||
(сорок труб, люлька в сборе и уравновешивающий механизм составляют качающуюся часть) | Люлька (со всеми смонтированными на ней узлами составляет качающуюся часть) (,
| (со всеми смонтированными на ней узлами составляет качающуюся часть) |
Пакет (направляющих) | Пакет (направляющих) | Пакет (направляющих) |
Боевая машина БМ-21
Рама в сборе служит опорой поворотной части боевой машины. Основными частями рамы в сборе являются поперечная балка и рама. Рама имеет три точки опоры: две передние – на балках, установленных на лонжеронах автошасси, и третью – в поперечной балке.
Погон является подшипниковой опорой для поворотной части боевой машины. На неподвижном кольце погона нарезаны зубья, с которыми находится в зацеплении коренная шестерня поворотного механизма. Поворотное кольцо погона крепится к нижнему кольцу основания, а неподвижное к раме в сборе.
Основание – сварная конструкция, в которой смонтированы узлы боевой машины: аппаратура электропривода, механизмы наведения, механизмы стопорения боевой машины по-походному и часть деталей пневмооборудования. В нижней части основания смонтировано кольцо, которым оно крепится к погону. Основание со всеми смонтированными на нём деталями и узлами составляет поворотную часть боевой машины.
Механизмы наведения служат для наведения пакета труб боевой машины в вертикальной и горизонтальной плоскостях в определённых диапазонах углов наведения. Они приводятся в действие посредством электропривода или ручным приводом.
Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части боевой машины и расположен в люльке. Он состоит из двух одинаковых торсионов – пакетов стальных пластин, работающих на кручение. Один конец торсиона заделан в люльке, а второй конец системой рычагов соединяется с основанием.
Люлька служит для сборки на ней пакета труб и соединяется с основанием двумя полуосями, на которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения.
Пакет (или пакет направляющих) – элемент конструкции артиллерийской части, состоявший из закреплённых к люльке направляющих лентами, шпонками и клиньями, каждая из которых предназначена для придания направления полёта снаряда, его вращательного движения, а также для транспортировки снаряда.
Боевая машина 9П140
Нижний станок служит для установки на нём вращающейся части (ВЧ) боевой машины и является переходным элементом между рамой автомобильного шасси и ВЧ. Нижний станок установлен на три точки опоры, две передние – сферы, задняя точка – штырь. Такое шарнирное крепление исключает влияние упругих деформаций рамы автомобильного шасси на работу погона.
Погон предназначен для подвижного соединения вращающейся части с нижним станком. Он воспринимает и передает на нижний станок нагрузку от вращающейся части боевой части и представляет собой крупногабаритный радиально-упорный однорядный шарикоподшипник.
Верхний станок выполнен в виде сварной коробчатой конструкции, закрываемой сверху крышками. К нему крепится верхнее кольцо погона.
Вращающаяся часть служит для придания пакету направляющих нужного угла поворота по азимуту (по горизонту, в горизонтальной плоскости). Она представляет собой верхний станок, на котором смонтированы уравновешивающий механизм, погон, механизмы наведения и ручной привод наведения, площадка наводчика, механизм стопорения качающейся части, гидрозамок качающейся части и механизм стопорения вращающейся части.
Механизмы наведения служат для наведения пакета направляющих в вертикальной и горизонтальной плоскостях в определённых диапазонах углов наведения. При ремонте отдельных узлов БМ или выходе из строя электропривода наведение может осуществляться ручным приводом.
Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части боевой машины. Он состоит из двух торсионов круглого сечения и двух систем рычагов. При подъёме или опускании качающейся части система рычагов, действуя на торсионы, изменяет угол их закручивания. Момент силы, создаваемый закрученными торсионами, уравновешивает момент силы, создаваемый массой качающейся части.
Люлька в сборе является основанием качающейся части боевой машины. Она состоит из люльки и сектора. Сектор служит для передачи вращения от коренной шестерни механизма вертикального наведения на качающуюся часть для придания ей углов возвышения.
Пакет (или пакет направляющих) – элемент конструкции артиллерийской части, состоявший из закреплённых к люльке направляющих, каждая из которых предназначена для придания направления полёта снаряда, его начального вращательного движения, а также для транспортировки снаряда.
Боевые машины 9А52, 9А52-2
Нижний станок служит опорой вращающейся части и крепится к верхней и задней опорам, установленным на раме шасси.
Верхний станок предназначен для монтажа деталей подъёмно-уравновешивающего и поворотного механизмов, установки люльки, площадки наводчика. В нижней части станка имеется основание, к которому крепится зубчатый сектор поворотного механизма. Верхний станок со всеми смонтированными на нём узлами составляет вращающуюся часть боевой машины.
Подъёмно-уравновешивающий механизм служит для наведения артиллерийской части по углу возвышения и уравновешивания качающейся части.
Поворотный механизм служит для наведения артиллерийской части по азимуту (по горизонту, в горизонтальной плоскости) в определённом диапазоне углов наведения.
Люлька служит для установки на ней пакета направляющих, соединяется с верхним станком двумя полуосями, на которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Люлька со всеми смонтированными на ней узлами составляет качающуюся часть боевой машины.
Пакет (или пакет направляющих) – элемент конструкции артиллерийской части, состоявший из закреплённых к люльке направляющих, каждая из которых предназначена для придания направления полёта снаряда и его вращательного движения, а также для транспортировки снаряда при заряженной боевой машине на марше.
Транспортировка боевых машин реактивной артиллерии осуществляется следующими типами транспорта:
- наземным (трейлеры (
), железнодорожный транспорт (
,
). - воздушным (транспортные самолёты (
), вертолёты (). - морским ().
Пусковые установки
Пусковые установки реактивных пусковых установок (буксируемые пусковые установки)
Буксируемая пусковая установка – тип вооружения в состав которого входит доработанный боевой ход (ходовая часть) прицепа или пушки (лафета) и необходимые для развёртывания, наведения и стрельбы конструктивные элементы, по сути, как и боевые машины, состоит из шасси и артиллерийской части.
Транспортировка пусковых установок осуществляется или буксировкой наземным транспортом (грузовые автомобили (
), автомобили-пикапы (), железнодорожные платформы), животными, а на небольшие расстояния номерами расчёта (
,
), или воздушным (транспортные самолёты, вертолёты) и морским видами транспорта.
В XIX веке такие установки назывались станками, спусками, ракетными полевыми повозками, ракетными повозками. Основными конструктивными элементами были: лафет с колёсным ходом, шварневая лапа, ручной зубчатый или винтовой механизм вертикального наведения, пакет направляющих, штапин (огневая цепь) (,,
). Существовал вариант станка, совмещающего в себе согласно современной терминологии пусковую установку реактивной пусковой установки и транспортную машину () Буксировка пусковых средств данного типа осуществлялась конными упряжками ().
Основные конструктивные элементы пусковой установки Реактивной пусковой установки РПУ-14 (СССР) описаны ниже.
предназначена для соединения труб в единый пакет и для сборки контактных устройств, обеспечивающих производство выстрела.
Люлька представляет собой сварную конструкцию, состоящую из листов и труб, с шестнадцатью гнёздами (отверстиями) для стволов.
На заднем листе люльки монтируются контактные устройства, удерживающие трубы от продольных смещений и от поворота, обеспечивающее фиксацию снарядов при заряжании и на походе, а также подвод электрического тока к свечам снарядов для воспламенения заряда при производстве выстрела.
Трубы (стволы) предназначены для направления полета снарядов. Трубы расположены параллельно друг другу и закреплены в люльке в четыре ряда, по четыре трубы в каждом ряду.
Люлька с контактными устройствами и шестнадцатью трубами (стволами) составляет .
предназначен для поворота люльки со стволами в горизонтальной плоскости вокруг вертикальных цапф нижнего станка. На верхнем станке в подцапфенниках смонтирована люлька; на левой стенке верхнего станка закреплены подъёмный и поворотный механизмы, а на передней стенке – кронштейн фрикциона.
секторного типа, обеспечивает качающейся части углы вертикальной наводки.
винтового типа, обеспечивает углы горизонтальной наводки в заданном диапазоне углов.
Нижний станок с подрессориванием представляет собой стальную полую отливку, внутри которой собираются торсионное подрессоривание и механизм горизонтирования. Нижний станок является основанием вращающейся части пусковой установки.
Станины (правая и левая) трубчатого типа, с постоянными сошниками; к нижнему станку станины присоединены шарнирно.
Боевой ход и подрессоривание: колёса от грузового автомобиля ГАЗ-АА с шиной ГК и со ступицей от пушки Д-44. Подрессоривание торсионное, включается и выключается автоматически при сведении и разведении станин.
Прицельные приспособления предназначены для наведения вращающейся части пусковой установки на цель.
Электрооборудование служит для воспламенения порохового заряда ракетной части снаряда.
Переносные пусковые установки
Как правило, конструктивно переносные пусковые установки состоят из треножного станка, приводов наведения, направляющей или направляющих и корзины прицельных приспособлений. Также известны самодельные варианты с деревянными или металлическими двуногами.
Треножный станок служит основанием для обеспечения устойчивости пусковой установки и монтажа приводов наведения, направляющей (или направляющих) и корзины прицельных приспособлений. Монтируемые на треножном станке конструктивные элементы составляют поворотную часть пусковой установки. Треножный станок состоит из трёх складываемых опор, в боевом положении фиксируемых посредством стопоров и основания на котором монтируется поворотная часть.
Двунога служит передней опорой ряда переносных пусковых установок. Установлено четыре конструктивных решения для установок данного типа:
- двунога, закреплённая к нижней части пускового контейнера с неуправляемым реактивным снарядом.
- деревянная двунога, на которую накладывается неуправляемый реактивный снаряд (самодельный вариант с двуногой, формируемой за счёт перекрестия двух деревянных палок и сучьев деревьев).
- металлическая двунога, на которую накладывается неуправляемый реактивный снаряд (самодельный вариант (
). - двунога, трубчатая направляющая, задняя опорная плита, корзина прицельных приспособлений.
Стационарные пусковые установки
Подземные пусковые установки
Подземные пусковые установки являются пусковым средством, размещаемым под землёй в подвалах или ямах. Из-за ограниченной информации в их конструкции можно выделить только следующие конструктивные элементы: основание, пакет направляющих, предположительно, и подъёмный механизм. В боевом положении направляющие выходят за верхний уровень подвала или ямы.
Подземно-наземные пусковые установки
Известно два варианта подземно-наземных пусковых установок. Одна из них была развёрнута в Секторе Газа (,,
,), а другая (в нескольких экземплярах) в Ираке (,,
).
Из-за ограниченной информации в конструкции первого образца можно выделить следующие конструктивные элементы: основание, механизм вертикального наведения, пакет направляющих. Наиболее вероятно, заряжание выполняется с дульной стороны.
В походном положении установка находится под землёй (или частично под землёй) в специально созданном для этого подземном пространстве (помещении), закрываемом (или частично прикрываемом) дверцами. В боевом положении пакет направляющих находится чуть выше уровня земли.
В конструкции второго варианта можно выделить следующие конструктивные элементы: короб с основанием для крепления люльки, люльку, механизм вертикального наведения, пакет направляющих. Наиболее вероятно, заряжание выполняется с дульной стороны.
В походном положении установка находится под землёй в специально созданном для этого коробе, предположительно прикрываемом доступным материалом (кусок металла, фанеры и т.д.) и засыпаемого грунтом.
Железнодорожные пусковые установки
Железнодорожные пусковые установки использовались в СССР в годы Великой Отечественной войны и во время войны в Югославии в 90-х годах ХХ века.
Отечественные железнодорожные пусковые установки конструктивно состояли из доработанных метательных частей (артиллерийских частей) установок (боевых машин).
В конструкции югославской железнодорожной пусковой установки был использован авиационный блок орудий в качестве пакета направляющих.
Монтаж пусковых установок выполнялся на бронированных железнодорожных платформах в составе бронепоездов.
Стационарно-мобильные пусковые установки
Стационарно-мобильные пусковые установки конструктивно состоят из:
- основания (тумбы) (включая вариант с вмонтированной нижней частью поворотной части).
- приводов (механизмов) наведения.
- фермы.
- пакета направляющих.
- консоли (для крепления прицела).
Стационарно-мобильные установки могут устанавливаться как на поверхность земли, так и в кузове автомобиля.
Продолжение следует.
Дата первого опубликования материалов статьи: 29.12.2014 г.
Дата внесения последних изменений: 21.05.2020 г.
Часть материалов статьи опубликована в следующих печатных изданиях:
- Гуров С.В. Некоторые аспекты разработки РСЗО // Известия ТулГУ. Серия Технические науки. Проблемы специального машиностроения. Вып.3 (Спецвыпуск №12). Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. – С. 47-50.
- Гуров С.В. Из истории развития технических решений для составляющих систем реактивной артиллерии в России // Боеприпасы и спецхимия. Научно-технический журнал. Выпуск №2, 2013 г. – Москва. – С. 145-153.
- Гуров С.В. Классификации боеприпасов и пусковых устройств реактивной артиллерии // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция (2015). Т. 2: История естествознания и техники. М.: ЛЕНАНД, 2015. – С. 430,432-434.
- Гуров С.В. Историко-технические этапы совершенствования реактивной артиллерии в России // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016 – С. 59-69.
- Гуров С.В. Конструктивные особенности боевых машин отечественной реактивной артиллерии // Боеприпасы и спецхимия. Научно-технический журнал. Специальный выпуск АО “НПО “СПЛАВ”, 2016. – Москва. – С. 142-148.
Типы [ править ]
С плеча [ править ]
Основная статья: Заплечная ракета
Категория ракетных установок включает в себя оружие, запускаемое с плеча, любое оружие, которое стреляет ракетным снарядом по цели, но при этом достаточно маленькое, чтобы его мог нести один человек и стрелять, держа его на плече. В зависимости от страны или региона люди могут использовать термины « базука » или « РПГ » в качестве обобщенных терминов для обозначения такого оружия, которые на самом деле являются конкретными типами ракетных установок. Базука была американским противотанковым оружием, которое находилось на вооружении с 1942 по 1957 год, а РПГ (чаще всего РПГ-7 ) — советское противотанковое оружие.
Менее крупный вариант — это гиродвигатель , реактивная установка для стрелкового оружия с боекомплектом немного больше, чем у пистолета 45 калибра .
Безоткатные винтовки иногда путают с ракетными установками. Безоткатная винтовка запускает свой снаряд с использованием порохового заряда, а не ракетного двигателя, хотя некоторые такие системы имеют маршевые коромысла.
Ракетная капсула [ править ]
Самолет Су-20 с ракетными блоками УБ-32 , на каждой по тридцать две ракеты С-5.
Ракетный блок — это пусковая установка, которая содержит несколько неуправляемых ракет, удерживаемых в отдельных трубах, предназначенных для использования штурмовиками или ударными вертолетами для непосредственной поддержки с воздуха . Во многих случаях ракетные блоки имеют обтекаемую форму, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление . Первые капсулы были разработаны сразу после Второй мировой войны, как усовершенствование по сравнению с предыдущей схемой запуска ракет с рельсов, стоек или труб, закрепленных под крыльями самолетов. Ранними примерами ракет, запускаемых из капсул, были американская воздушная ракета со складывающимся плавником и французский SNEB . [8]
Крупномасштабный [ править ]
Более крупномасштабные устройства, которые служат для запуска ракет, включают в себя реактивную систему залпового огня , разновидность неуправляемой реактивной артиллерийской системы.
Как устроена пусковая установка баллистической ракеты
С 60-х по 80-е годы вокруг Тусона в боевой готовности находились 18 «Титанов». Их пусковые шахты управлялись из двух подземных бункеров. В одном из них несла службу нынешний директор музея, Ивонна Моррис — одна из первых в мире командиров пусковых расчетов стратегических ракет.
— По сигналу тревоги у меня было всего три минуты, чтобы добраться до бункера. Если бы я опоздывала хотя бы на 10 секунд, люди внизу начинали подозревать, что на поверхности началась война, — вспоминает Ивонна. С 1980 по 1984 годы в ее подчинении было два человека из пускового расчета и межконтинентальная баллистическая ракета с боеголовкой, способной стереть с лица земли крупный город.
Ракетные позиции хорошо замаскированы. Полмили к югу от главного шоссе и вы оказываетесь в пустыне с воткнутыми в песок предупреждениями о гремучих змеях. Кроме них, по раскаленной равнине разбросаны несколько низких металлических конструкций, пара антенн и лестница, ведущая под землю. «После спуска по первому пролету я звонила вниз и мне открывали первую дверь. Спускалась еще на один пролет и снова звонила, сообщая пароль на этот день», — рассказала Моррис. Расчет внутри смотрел на монитор системы слежения, чтобы убедиться, что это действительно их командир, а рядом нет злодея, приставившего к его голове пистолет.
Если все в порядке, открывался электрический замок на 2,7-тонной стальной двери. Она вывешена столь искусно, что распахнуть ее можно пальцем. За ней начинается защищенный ракетный бункер, установленный на гигантских амортизаторах, а потолочные светильники висят на пружинах, чтобы уцелеть при ядерном ударе. Напоминающий внутренности субмарины тоннель с кабелями по стенам ведет к небольшой круглой комнате, центру управления запуском. Вдоль стен стойки с аппаратурой, дисплеи старинных компьютеров, переговорные устройства. В центре — пульт со световыми табло и креслом, передвигающимся по вделанным в пол рельсам.
— Кресло одно, хотя дежурили на пульте управления одновременно двое. Это вызывало определенные неудобства, но до конфликтов не доходило, — улыбается Ивонна. За левым плечом оператора красный сейф, где хранились коды подтверждения. Получив приказ на запуск от командования, расчет должен был вскрыть сейф и убедиться, что коды совпадают. Пароли Третьей мировой войны хранились за двумя кодовыми замками. Одну комбинацию из четырех цифр знал командир расчета, другую — его помощник. Открывать замки полагалось одновременно.
Этажом выше находится бытовой отсек: санузел, кухня и зона отдыха с койками. Это единственное место, где американские ракетчики могли остаться наедине. В пункте управления им полагалось быть на виду друг у друга для обеспечения. Это приводило к забавным ситуациям. «При сдаче смены полагалось пропылесосить оранжевый ковер на полу центра управления. Пылесос находится за креслом, он сохранился. Так вот, один член пускового расчета орудовал пылесосом, другой стоял у стены, третий находился в центре помещения, у пульта. И все были друг у друга на виду. Иначе нельзя, поскольку невозможно доверить управление запуском ракеты одному человеку», — рассказала Моррис.
Если бы случилось самое худшее, то первое, что должны были услышать ракетчики — сигнал сирены в бункере. К счастью, не случилось. «Во время военной службы мне спалось лучше, потому что при заступлении на дежурство мы получали подробный инструктаж о мировой обстановке. И спускаясь в бункер я знала: сегодня этот день еще не настал», — улыбается Ивонна. А новых членов расчета обязательно знакомили с ракетой — к ней от пункта управления ведет другой коридор. Попав в пусковую шахту, человек первым делом видел эмблему General Electric на борту «Титана» и слоган . Эта фраза неизменно вызывала хохот.
Справка «РГ»
Межконтинентальная баллистическая ракета LGM-25 Titan II стояла на вооружении США с 1963 по 1987 годы и оснащалась самой мощной в истории США боеголовкой — моноблочной термоядерной мощностью 9 мегатонн. Она предназначалась для уничтожения хорошо укрепленных сооружений — например, секретной базы советских подводных лодок в Балаклаве. В разные годы на дежурстве стояло от 50 до 60 ракет. Подготовка Titan II к пуску занимала 58 секунд.
Ссылки [ править ]
- ↑
Джозеф Нидхэм (1974). Наука и цивилизация в Китае: военные технологии. Пороховая эпопея . Издательство Кембриджского университета. п. 488. ISBN. 978-0-521-30358-3. - Перейти
↑ Needham 1974 , p. 493Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFNeedham1974 ( справка ) - Перейти
↑ Needham 1974 , p. 495Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFNeedham1974 ( справка ) - Конгрив, Уильям (1814), Детали ракетной системы Дж. Уайтинг, Лондон (стр. 19)
- Бейли, Джонатан Б. (2004), полевая артиллерия и огневая мощь , Военноморской институт пресса, Анаполис, ISBN 1-59114-029-3 (с.177)
- Эндрюс, Эван. «8 необычных видов оружия времен Гражданской войны» . История . 9 АПРЕЛЯ 2013 Г.
- Бишоп, Крис (2002), Энциклопедия оружия Второй мировой войны , Metrobooks, ISBN 978-1586637620 (стр. 169-178)
- Веб-сайт Vectors — 7.0 Неуправляемые ракеты
Авторитетный контроль |
|
Как создавался советский тактический ракетный комплекс «Точка У»
Еще в середине 60-х годов с подачи Министерства Обороны СССР были начаты работы по созданию проекта советской оперативно-тактической ракеты ближнего радиуса действия, способной наносить точные удары по обороне противника на глубину до 100 км. Впервые для советских средств вооружения ставка делалась не на мощность боезаряда, на достижение высокой точности попадания. Предыдущие опытные стрельбы и работы, ведущиеся в этом направлении, наглядно демонстрировали правильность выбранного курса. Военные указывали на то, что только высокоточное оружие может обеспечить необходимый результат на поле боя. Ушла в прошлое артиллерийская стрельба по площадям. Требовалось иметь в передней полосе обороны мощные тактические средства огневой поддержки, способные точечно поразить определенный объект в полосе обороны вероятного противника.
М11 Шторм
Началом старта проекта по созданию нового советского ракетного комплекса ограниченной дальности стало мартовское Решение Совета Министров СССР в 1968 году. В соответствии с требованиями, озвученными в техническом задании, в основе проекта должны были быть использованы наработки, сделанные на базе ракетного комплекса морского базирования М-11 «Шторм». В частности, для работы были использованы ракеты данной ракетной системы. Первоначально решение задачи по созданию тактического ракетного комплекса велись в КБ «Факел», которое подготовило проектную документацию для комплекса «Ястреб». В новом проекте система управления ракеты во время полета должна была бы опираться на управление с земли. Другими словами для достижения необходимой точности попадания курс ракеты требовалось постоянно корректировать.
Однако такой вариант управления и наведения не устраивал военных. Советским конструкторам потребовалось полностью изменить систему наведения ракеты на цель. Эти работы и стали причиной того, что новая разработка еще в 1965 году получила название «Точка». Инженеры оставили без изменения основные узлы и детали ракеты, установив на ней вместо радиоэлектронного блока управления полетом, более простую инерциальную систему наведения.
С 1968 года вплотную созданием нового ракетного комплекса на базе существующих рабочих проектов занялось КБ машиностроения в г. Коломна (Московская обл.). Это предприятие было конструкторской вотчиной маэстро С.П.Непобедимого, создателя лучших образцов ракетной техники.
С.П. Непобедимый
Для справки: Под руководством С.П. Непобедимого в Советском Союзе в разное время были созданы эффективные средства вооружения. В частности, противотанковые управляемые ракеты «Шмель» и «Малютка» сожгли не одну сотню израильских танков во время военных действий на Ближнем Востоке. Советские ПЗРК «Стрела» стали на долгое время одним из основных средств ПВО сухопутных войск на уровне батальона, полка.
Перед коллективом Коломенского КБ была поставлена задача, создать ракетный комплекс, который бы обладал высокой точностью стрельбы для уничтожения малоразмерных целей. Прежде чем новое средство вооружения увидело свет, советским конструкторам пришлось пройти сложный и тернистый путь. В ходе последующей работы разработчики приняли решение отказаться от прежних конструкторских наработок, оставив без изменения саму концепцию ракетного комплекса.
Точка перед пуском
Проектная документация была полностью переработана и дополнена целым рядом технических новшеств. Следует отметить, что рабочий проект, созданный коллективом Коломенского КБ, оказался приемлемым для освоения советской промышленностью. К тому же удалось добиться существенного удешевления технологической части проекта. Последующие испытания, затянувшиеся на целых 5 лет, позволили создать оружие, опередившее свое время. В данном случае произошла любопытная ситуация. Комплекс еще проходил государственные испытания, а серийное производство уже было запущено на Воткинском механическом заводе в 1973 году. Официально новый советский оперативно-тактический ракетный комплекс «Точка» был принят на вооружение в 1976 году.
Настоящий день [ править ]
База советской БРСД, снятая во время кубинского ракетного кризиса . Неспособность наземных стартовых комплексов, подобных этому, перемещаться, делает их уязвимыми для обнаружения и долгосрочного мониторинга с помощью бортовых и / или космических систем наблюдения, что приводит к тому, что некоторые ядерные державы вынуждены размещать большее количество своих оружие на более мобильных платформах, таких как подводные лодки с баллистическими ракетами или транспортно-монтажные пусковые установки .
- Китай имеет шахтное оружие, но в настоящее время концентрирует свои разработки на расширении своих подводных лодок и мобильных вооружений, пригодных для использования на дорогах, особенно для сетей туннелей. [6]
- Иран имеет шахтное оружие, построив систему подземных ракетных шахт для защиты ракет от обнаружения и (надземных) пусковых установок от поражения с воздуха.
- У России есть шахтное оружие, но она сократила его арсенал до нескольких мобильных и шахтных вооружений с большим количеством баллистических ракет Delta IV, запускаемых с подводных лодок. В Ракетных войсках стратегического назначения Российской Федерации (РВСН РФ) (РВСН) контролируют наземные межконтинентальные баллистические ракеты России
- Соединенные Штаты имеют на вооружении много боеголовок шахтного базирования, однако они снизили их количество до примерно 1800 и перевели большую часть своих ракет на атомные подводные лодки и сосредоточились на более совершенных обычных вооружениях.
Списанные ракетные шахты [ править ]
Увеличение количества выведенных из эксплуатации ракетных шахт побудило правительства продать некоторые из них частным лицам. Некоторые покупатели превращают их в уникальные дома , абсолютные безопасные комнаты или используют их для других целей.
В 2000 году Уильям Леонард Пикард и его партнер были осуждены по крупнейшему в истории делу о производстве диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД) в заговоре с целью производства больших количеств ЛСД в выведенной из эксплуатации ракетной шахте SM-65 Атлас (548-7) возле Вамего. Канзас . [7]