Определение «самолет Судного дня» первоначально появилось в США. Так называли самолет переделанный под командный пункт, который поднялся в небо в 1973 году. Была создана летающая крепость, которая может служить эффективным и почти неуловимым командным центром в небе в случае возможного ядерного конфликта.
Советским ответом стал самолет Ил-80 — надежный, продуманный и сильно засекреченный проект, способный в кратчайшие сроки осуществить эвакуацию высшего командного состава из-под удара противника.
История создания Ил-80
Ближе к концу 1970 годов между США и СССР возникла серьезная напряженность. Она была связана с вводом Советской Армии на территорию Афганистана, что могло по степени риска сравниться с Карибским кризисом. Последствием таких политических сложностей стало обострение холодной войны и рост вероятности ее перехода в открытый вооруженный конфликт.
Подземные бункеры нельзя было назвать стопроцентной гарантией выживания при нанесении по стране ядерного удара. Поэтому требовалось принятие определенных мер, которые обеспечивали безопасность командования. Помочь в этом мог бы специальный самолет, который был уже выпущен ранее в США. СССР не имел подобной авиации, а у конструкторов отсутствовали какие-либо проекты даже в начальных стадиях. Но сложившаяся ситуация заставила пересмотреть свои приоритеты.
Руководство СССР поставило задачу по созданию самолета, выполняющего роль воздушного командного центра, только в 1980 годах. После нескольких проведенных совещаний создали список обязательных требований к авиалайнеру, которые нужно было учесть при разработке. Среди них:
- взлет и посадка должны происходить в любых аэропортах, которые принимают дальнемагистральную пассажирскую авиацию;
- дальность и продолжительность полета – достаточные для вывода командования из зоны опасности при военных действиях любой интенсивности;
- вероятность отказа – в 10 раз меньше, чем указано в требованиях к надежности военной авиации;
- борт комплектуется средствами защиты от воздействия оружия массового поражения, включая электромагнитный импульс и радиацию;
- автономное применение самолета должно быть возможным даже при отсутствии наземного или спутникового оборудования для связи и навигации;
- наличие аппаратуры, работающей при любых обстоятельствах для управления вооруженными силами на борту;
- командование должно иметь возможность находиться на самолете в течение длительного времени с достаточным уровнем комфорта.
Самолет получил название Ил-80. Базой для него решили использовать Ил-86, который применялся для выполнения пассажирских перевозок. Он считается одним из самых надежных авиалайнеров в мире, так как за несколько десятилетий потерпел маленькое число катастроф, связанных с техническими причинами. Выбранная база удовлетворяла конструкторов по многим параметрам, включая размеры кабины, ширину фюзеляжа и строение крыла. Оставалось только внести незначительные корректировки для отдельных деталей, подготовить место для новых топливных баков и продумать размещение оборудования.
Первый полет на самолете Ил-80 был совершен 29 мая 1985 года под управлением С. Г. Близнюка. Затем выполнили еще несколько полетов, которые помогли проверить устойчивость с управляемостью, аэродинамические и летные свойства, а также функционирование базовых систем на борту. Постепенно в самолет вносились некоторые изменения.
Так, в него установили недостающие элементы радиотехнического комплекса и скорректировали расположение антенн. К концу 1980 годов Ил-80 был отправлен на проведение государственных испытаний, с которым он успешно справился. После его передали на опытную эксплуатацию в специальную часть. В 1990 году с самолета впервые дали команду на запуск баллистической ракеты. А уже в конце 1991 Ил-80 включили в состав российской армии.
Всего было выпущено четыре таких самолета. Два считаются основными, 2 – выполняют роль запасных. Подробная информация о них засекречена, но известно их место базирования – аэродром Чкаловский.
Отличия от базового самолета Ил-86
Если сравнивать Ил-80 с самолетом Ил-86, который стал для него базой, то можно заметить много различий. Большинство из них связаны с техническим оборудованием и улучшением защиты от возможных угроз.
Чем отличается Ил-80:
- на борту отсутствует пассажирское и транспортное оборудование, применявшееся при гражданской эксплуатации;
- пассажирский салон – с новым интерьером, обеспечивающим комфортную работу группы боевого командования и размещение всего необходимого;
- средняя часть фюзеляжа не имеет иллюминаторов, количество и расположение дверей, люков и трапов были изменены вместе с каркасом;
- присутствует стандартная система определения принадлежности к российским вооруженным силам «Пароль»;
- установлен специальный радиотехнический комплекс для связи со всеми группами ВС РФ напрямую, через спутник или с помощью ретрансляторов;
- радиотехнический комплекс дополнен новой системой связи между летными экипажами военно-воздушных сил и улучшенным переговорным устройством;
- для поддержания нормального климатического уровня и обеспечения работы радиотехники применена особая система кондиционирования;
- базовая вентиляция была модифицирована для защиты борта от воздействия вредных веществ при нахождении в зоне ядерного, биологического или химического удара;
- под крылом монтированы две дополнительных силовых установки для обеспечения функционирования нового оборудования и кондиционирования;
- самолет получит штангу для выполнения дозаправки в воздухе, чтобы иметь возможность пролететь большее расстояние.
Ил-80 намного безопаснее любого базового пассажирского или военного самолета. Конструкторы сделали все возможное, чтобы авиалайнер мог оставаться в воздухе и обеспечивать руководству бесперебойное управление вооруженными силами.
Вас заинтересовала история самолета Ил-80?
ДаНет
Описание конструкции
Самолет Ил 80 представляет собой низкоплан с однокилевым оперением хвоста. Его аэродинамическая схема относится к категории классических. Фюзеляж не имеет иллюминаторов, количество входов сокращено до трех единиц. Такие меры повышают уровень безопасности еще сильнее. Конструкцию фюзеляжа доработали и усилили, также было улучшено крыло.
Вес авиалайнера получился довольно большим, что делает посадку и взлет очень опасными. Поэтому управлять им могут только опытные пилоты. Несмотря на требование, подразумевающее возможность посадки на любом аэродроме, где принимаются пассажирские самолеты, приземлиться на Ил-80 удастся только на подготовленную полосу.
Она должна быть асфальтированной и регулярно обслуживаться. Частично проблему с весом решили с помощью установки четырех опор шасси по 4 колеса в каждой, распределив нагрузку максимально равномерно. Во время полета они убираются в специальные ниши.
Под крылом установлены четыре реактивных двигателя модели НК-86 и две дополнительных силовых установки в гондолах. Они обеспечивают необходимую мощность для выполнения воздушного полета и работы оборудования. Штанга для дозаправки установлена на носовой части корпуса. Там же имеется примечательный горб, наличие которого вызвано установкой крупногабаритного радиооборудования разных типов.
На внешней части фюзеляжа установлены коротковолновые антенны. Они используются для поддержания связи и приема сигналов. В конце авиалайнера размещена выпускная передающая антенна. Она применяется для обеспечения связи с подводными лодками.
Ссылки [ править ]
- ^ a b c «Воры нацелены на самолет» судного дня «ядерной войны России» . Хранитель
. 8 декабря 2022. - ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s «Ил-80 / Ил-86ВКП / Ил-87 Maxdome» . www.globalsecurity.org
. - ^ a b c d e Тейлор, Всемирный справочник по самолетам и системам
Майкла Дж. Х.
Брасси, 1999–2000
, 2000 гг. ISBN 1-85753-245-7 , стр. 156. - Рендалл, Дэвид. Руководство Джейн по распознаванию самолетов, 2-е издание
, 1999. ISBN 0-00-472212-4 , стр. 154. - «В России завершаются опытно-конструкторские работы по модернизации командных пунктов ВДВ» . ТАСС
. - «В Ростовской области обокрали» самолет Судного дня » » [«Самолет Судного дня» был ограблен в Ростовской области]. РИА Новости
РИА Новости (на русском). 2020-12-07 . Проверено 8 декабря 2020 .
Летно-технические характеристики
По габаритам самолет стандартен для класса средних пассажирских авиалайнеров, к которым относится Ил-86, взятый за основу. Длина Ил-80 составляет 59,5 м, высота – 15,8 м. Площадь крыла равняется 320 м² при его размахе 48 м. Экипаж состоит из пяти человек, максимальное число пассажиров не уточняется.
Масса самолета без нагрузки засекречена, но известен нормальный взлетный вес. Он ограничен на отметке 280 т. Тяга четырех двигателей НК-86 составляет 52000 кгс, на каждый из них приходится по 13000 кгс. Максимальная скорость равна 970 км/ч, крейсерская – 850 км/ч. Самолет может подниматься на высоту до 11000 м. Дальность полета ограничивается 3600 км, чего достаточно для обеспечения управления войсками в условиях безопасности.
Вооружение на борту отсутствует. Если есть риск атаки со стороны вражеской авиации или наземных войск, то самолету оказывается поддержка истребителей и штурмовиков. Также повысить уровень безопасности может одновременный взлет других экземпляров Ил-80, чтобы скрыть, в каком именно находится руководство страны.
хЛЕММН ОНЩРНЛС Б цЕМЕПЮКЭМНЛ ьРЮАЕ бННПСФ╦ММШУ яХК яяяп АШКН ОПХМЪРН ПЕЬЕМХЕ Н ЯНГДЮМХХ ЯЮЛНК╦РЮ — БНГДСЬМНЦН ЙНЛЮМДМНЦН ОСМЙРЮ, ЙНРНПШИ ЯЛНЦ АШ НАЕЯОЕВХРЭ СОПЮБКЕМХЕ БНИЯЙЮЛХ Х БННПСФЕМХЪЛХ (Б РНЛ ВХЯКЕ Х ЪДЕПМШЛ НПСФХЕЛ) ДЮФЕ Б СЯКНБХЪУ ЪДЕПМНИ БНИМШ. хМШЛХ ЯКНБЮЛХ, бННПСФ╦ММШЕ яХКШ яНБЕРЯЙНЦН яНЧГЮ МСФДЮКХЯЭ Б ЯЮЛНК╦РЕ «яСДМНЦН дМЪ».
пЮГПЮАНРЙЮ ЯЮЛНК╦РЮ БЕКЮЯЭ НОШРМН-ЙНМЯРПСЙРНПЯЙХЛ АЧПН хКЭЧЬХМЮ. оПХ ЩРНЛ НЯМНБНИ ДКЪ ЯНГДЮМХЪ МНБНЦН ЯЮЛНК╦РЮ АШК БШАПЮМ КЮИМЕП хК-86. щРН НАЗЪЯМЪЕРЯЪ РЕЛ, ВРН хК-86 ХЛЕК ЬХПНЙХИ ТЧГЕКЪФ, ПЮГЛЕПНБ ЙНРНПНЦН АШКН ДНЯРЮРНВМН ДКЪ ПЮГЛЕЫЕМХЪ Б М╦Л МЕНАУНДХЛНИ ПЮДХНЮООЮПЮРСПШ Х АНПРНБНИ ЩКЕЙРПНМХЙХ. сФЕ Б МЮВЮКЕ 80-У МНБШИ ЯЮЛНК╦Р АШК ПЮГПЮАНРЮМ, Ю 29 ЛЮЪ 1985 ЦНДЮ АШК ЯНБЕПЬ╦М ЕЦН ОЕПБШИ ОНК╦Р. оЕПБШЕ БОЕВЮРКЕМХЪ Н ЛЮЬХМЕ ЯКНФХКХЯЭ БЕЯЭЛЮ АКЮЦНОПХЪРМШЕ — НМЮ СБЕПЕММН Х СЯРНИВХБН БЕКЮ ЯЕАЪ Б БНГДСУЕ, Ю РЮЙФЕ ОПХ БГК╦РЕ Х ОНЯЮДЙЕ. оНЯКЕ ОЕПБНЦН ОНК╦РЮ МЮВЮКНЯЭ НЯМЮЫЕМХЕ ЕЦН МЕНАУНДХЛШЛ НАНПСДНБЮМХЕЛ, Ю РЮЙФЕ ЩРЮО МЮГЕЛМШУ ХЯОШРЮМХИ. б ХРНЦЕ ОЕПБШИ ОНК╦Р Я СЯРЮМНБКЕММНИ ЮООЮПЮРСПНИ хК-80
(хК-86бйо, хК-86бГос, ХГД. 80) НЯСЫЕЯРБХК БЕЯМНИ 1987-ЦН, ДБЮ ЦНДЮ ЯОСЯРЪ. б 1997 ЦНДС МЮВЮКХЯЭ ПЮАНРШ ОН СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЧ БНГДСЬМНЦН ЙНЛЮМДМНЦН ОСМЙРЮ хК-80 Х ЕЦН ЩКЕЙРПНММНЦН НАНПСДНБЮМХЪ.
кЕРНЛ 1991 ЦНДЮ МЮВЮКЮЯЭ ПЮГПЮАНРЙЮ СМХТХЖХПНБЮММНЦН АНПРНБНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ ДКЪ хК-80 ДКЪ НАЕЯОЕВЕМХЪ БНГЛНФМНЯРХ ЕЦН ХЯОНКЭГНБЮМХЪ ОН МЮГМЮВЕМХЧ. сФЕ Б 1992 ЦНДС ЯЮЛНК╦Р АШК ОПХМЪР МЮ БННПСФЕМХЕ бННПСФ╦ММШУ яХК пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ. бЯЕЦН ОН ЯНЯРНЪМХЧ МЮ 2019 ЦНД АШКН ОНЯРПНЕМН 4 ЯЮЛНК╦РЮ хК-80. хГМЮВЮКЭМН БЯЕ ЩРХ ЯЮЛНК╦РШ МЮУНДХКХЯЭ Б ЯНЯРЮБЕ 8-И ЮБХЮЖХНММНИ ДХБХГХХ НЯНАНЦН МЮГМЮВЕМХЪ. нДМЮЙН СФЕ Б 1997 ЦНДС хК-80-Е АШКХ ОЕПЕБЕДЕМШ Б ЯНЯРЮБ 3-И ЮБХЮЖХНММНИ ЩЯЙЮДПХКЭХ ббя пНЯЯХХ. оН ЯНЯРНЪМХЧ МЮ ЯЕЦНДМЪЬМХИ ДЕМЭ ЯЮЛНК╦РШ ОПНДНКФЮЧР ЩЙЯОКСЮРХПНБЮРЭЯЪ. рЮЙФЕ НДХМ ХГ хК-80 ОПХМХЛЮК СВЮЯРХЕ Б ОЮПЮДЕ Б ВЕЯРЭ дМЪ оНАЕДШ Б 2010 ЦНДС Б лНЯЙБЕ.
юЩПНДХМЮЛХВЕЯЙХ хК-80 ОПЕДЯРЮБКЪЕР ЯНАНИ МХГЙНОКЮМ Я НДМНЙХКЕБШЛ УБНЯРНБШЛ НОЕПЕМХЕЛ Х МНПЛЮКЭМНИ ЯУЕЛНИ. ьЮЯЯХ ОПЕДЯРЮБКЕМН 4 ЯРНИЙЮЛХ: НДМНИ МНЯНБНИ Х РПЕЛЪ НЯМНБМШЛХ. оПХ ЩРНЛ ДКЪ АНКЕЕ ПЮБМНЛЕПМНЦН ДЮБКЕМХЪ МЮ БГК╦РМН-ОНЯЮДНВМСЧ ОНКНЯС НЯМНБМШЕ ЯРНИЙХ ЬЮЯЯХ НАНПСДНБЮМШ ВЕРШП╦УЙНК╦ЯМШЛХ РЕКЕФЙЮЛХ.
хК-80 ХЛЕЕР ДНЯРЮРНВМН ЙПСОМШУ ПЮГЛЕПНБ МЮЙКЮДМНИ НРЯЕЙ, МЮУНДЪЫХИЯЪ Б ЕЦН МНЯНБНИ ВЮЯРХ. дЮММШИ НРЯЕЙ ЯКСФХР ДКЪ ПЮГЛЕЫЕМХЪ Б М╦Л МЕНАУНДХЛНИ ПЮДХНЩКЕЙРПНММНИ ЮООЮПЮРСПШ. рЮЙФЕ НДМХЛ ХГ ЙПСОМШУ БХГСЮКЭМШУ НРКХВХИ НР хК-86 ЯРЮКН НРЯСРЯРБХЕ ХККЧЛХМЮРНПНБ. мЮ ЙПШКЕ ЯЮЛНК╦РЮ СЯРЮМНБКЕМШ ОХКНМШ, Б ЙНРНПШУ ПЮГЛЕЫЮЧРЯЪ ЦЕМЕПЮРНПШ ЩМЕПЦХХ ДКЪ ПЮДХНЩКЕЙРПНММНЦН НАНПСДНБЮМХЪ ЯЮЛНК╦РЮ.
нЯМНБМШЕ НРКХВХЪ НР АЮГНБНЦН ЯЮЛНКЕРЮ хК-86:
- ЯМЪРН БЯЕ ОЮЯЯЮФХПЯЙНЕ Х РПЮМЯОНПРМНЕ НАНПСДНБЮМХЕ;
- ЦКЮБМНЕ ХГЛЕМЕМХЕ √ СЯРЮМНБКЕМ ПЮДХНРЕУМХВЕЯЙХИ ЙНЛОКЕЙЯ ЯБЪГХ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫХИ ПЮАНРС Я ЯХЯРЕЛЮЛХ СОПЮБКЕМХЪ БЯЕУ БХДНБ бя, Б Р.В. юяс, рйя, ядб Х ДП. МЮОПЪЛСЧ, ВЕПЕГ МЮГЕЛМШИ, ЛНПЯЙНИ ХКХ БНГДСЬМШИ ПЕРПЮМЯКЪРНП ХКХ ВЕПЕГ ЯОСРМХЙ;
- СЯРЮМНБКЕМЮ НАЫЕБНИЯЙНБЮЪ ЯХЯРЕЛЮ НОПЕДЕКЕМХЪ ЦНЯСДЮПЯРБЕММНИ ОПХМЮДКЕФМНЯРХ «оЮПНКЭ»;
- СЯРЮМНБКЕМ МНБШИ ЙНЛОКЕЙЯ ЯБЪГХ ДКЪ КЕРМНЦН ЩЙХОЮФЮ, ЯННРБЕРЯРБСЧЫХИ нрр ббя;
- ДКЪ НАЕЯОЕВЕМХЪ ТСМЙЖХНМХПНБЮМХЪ прй СЯРЮМНБКЕМЮ НРДЕКЭМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ЙНМДХЖХНМХПНБЮМХЪ, ЯНЯРНЪЫЮЪ ХГ МЕЯЙНКЭЙХУ ОНДЯХЯРЕЛ;
- Б ОЮЯЯЮФХПЯЙНЛ ЯЮКНМЕ СЯРЮМНБКЕМ МНБШИ ХМРЕПЭЕП ДКЪ ПЮГЛЕЫЕМХЪ ЦПСООШ АНЕБНЦН СОПЮБКЕМХЪ, НОЕПЮРНПНБ прй Х ХУ НАНПСДНБЮМХЪ;
- СЯРЮМНБКЕМН МНБНЕ яос (Б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ХГЛЕМЕМХЕЛ ЯНЯРЮБЮ ЩЙХОЮФЮ √ КЕРМНЦН Х НОЕПЮРХБМНЦН);
- ХГ ЙНМЯРПСЙЖХХ явт ХЯЙКЧВЕМШ ХККЧЛХМЮРНПШ, ХГЛЕМЕМН ЙНКХВЕЯРБН Х ПЮЯОНКНФЕМХЕ БУНДМШУ ДБЕПЕИ, ЮБЮПХИМШУ КЧЙНБ Х РПЮОНБ, Б ЯБЪГХ Я ВЕЛ ОЕПЕДЕКЮМ ЙЮПЙЮЯ ТЧГЕКЪФЮ;
- ДКЪ НАЕЯОЕВЕМХЪ ТСМЙЖХНМХПНБЮМХЪ ЯХЯРЕЛШ ГЮЫХРШ НР нло ХГЛЕМЕМЮ яйб ЯЮЛНКЕРЮ;
- ДКЪ НАЕЯОЕВЕМХЪ ОХРЮМХЪ прй, ЯХЯРЕЛШ ЕЦН ЙНМДХЖХНМХПНБЮМХЪ, яйб ЙЮАХМ Х ДП. ОНРПЕАХРЕКЕИ СЯРЮМНБКЕМШ ДБЕ ДНОНКМХРЕКЭМШЕ бяс Б ЦНМДНКЮУ ОНД ЙПШКНЛ;
- ДКЪ НАЕЯОЕВЕМХЪ ГЮДЮММНИ ДЮКЭМНЯРХ Х ОПНДНКФХРЕКЭМНЯРХ ОНКЕРЮ СЯРЮМНБКЕМЮ ЬРЮМЦЮ ДНГЮОПЮБЙХ РНОКХБНЛ Б БНГДСУЕ.
еЫ╦ НДМНИ ХМРЕПЕЯМНИ НЯНАЕММНЯРЭЧ хК-80 ЪБКЪЕРЯЪ БНГЛНФМНЯРЭ ЕЦН ДНГЮОПЮБЙХ Б БНГДСУЕ, ВРН ОНГБНКЪЕР ЯСЫЕЯРБЕММН СБЕКХВХРЭ ЕЦН ЛЮЙЯХЛЮКЭМСЧ ДЮКЭМНЯРЭ ОНК╦РЮ, Ю РЮЙФЕ БПЕЛЪ МЕОПЕПШБМНЦН МЮУНФДЕМХЪ Б БНГДСУЕ. яЮЛНК╦Р НРКХВЮЕР РЮЙФЕ СЯХКЕММЮЪ ЙНМЯРПСЙЖХЪ ЙПШКЮ Х ЙНПОСЯЮ. яДЕКЮМН ЩРН ДКЪ СЛЕМЭЬЕМХЪ ОНЯКЕДЯРБХИ БНГДЕИЯРБХЪ МЮ ЯЮЛНК╦Р ЯН ЯРНПНМШ БНГЛНФМНЦН ЪДЕПМНЦН БГПШБЮ.
прй ЯЮЛНКЕРЮ БЙКЧВЮЕР:
- ОПХЕЛН-ОЕПЕДЮЧЫХЕ ПЮДХНЯРЮМЖХХ ДКЪ ПЮАНРШ ЯН БЯЕЛХ БХДЮЛХ ЯБЪГХ;
- ЮООЮПЮРСПС СОКНРМЕМХЪ ЙЮМЮКНБ; ЮООЮПЮРСПС гюя;
- ЮООЮПЮРСПС НРЯРПНИЙХ НР ОНЛЕУ;
- жбл, ньд Х ЛНДЕЛШ ДКЪ ОНКСВЕМХЪ, БШПЮАНРЙХ, ОЕПЕДЮВХ, УПЮМЕМХЪ Х НАПЮАНРЙХ ДЮММШУ Б ЖХТПНБНЛ БХДЕ;
- ЯХЯРЕЛС ОХРЮМХЪ Я ЛМНЦНЙПЮРМШЛ ПЕГЕПБХПНБЮМХЕЛ Х ГЮЫХРНИ НР щлх;
- ЯХЯРЕЛС ЙНМДХЖХНМХПНБЮМХЪ;
- ЮМРЕММН-ТХДЕПМСЧ ЯХЯРЕЛС Я ГЮЫХРНИ НР щлх Х ОПХПНДМНЦН ЯРЮРХВЕЯЙНЦН ЩКЕЙРПХВЕЯРБЮ.
нАНПСДНБЮМХЕ: ЙНЛОКЕЙЯ РЕУМЦХВЕЯЙХУ ЯПЕДЯРБ ПЮГПЮАНРЙХ моо «оНКЕР» 83р120 / нйп «гБЕМН-2». мЮ ТЧГЕКЪФЕ ПЮЯОНКНФЕМШ ЮМРЕММШ ПЮДХНЯРЮМЖХИ:
- юМРЕММЮ йб-ОПХ╦ЛМЮЪ, БМХГС ГЮ ЖЕМРПНОКЮМНЛ Б БХДЕ ДБСУ ОЮПЮККЕКЭМШУ ОПЪЛНСЦНКЭМШУ ╚ЦПЕАМЕИ╩, СЯРЮМНБКЕМШ МЮ БЯЕУ ВЕРШП╦У ЯЮЛНКЕРЮУ.
- юМРЕММШ йб-ОЕПЕДЮЧЫХЕ, Б МЮОКШБЮУ ГЮЙНМЖНБНЙ ЯРЮАХКХГЮРНПНБ, МН БЯЕЦН ЯЙНПЕЕ БМСРПХ ПЮДХНОПНГПЮВМНЦН НАРЕЙЮРЕКЪ ЫЕКЕБШЕ ЮМРЕММШ ЯН ЬРШПЕБШЛ БХАПЮРНПНЛ, СЯРЮМНБКЕМШ МЮ БЯЕУ ЯЮЛНКЕРЮУ. нЙПЮЯЙЮ НАКСОКЕММШИ НПЮМФЕБШИ Я ОПНЯРСОЮЧЫХЛ АЕКШЛ ЖБЕРНЛ ПЮДХНОПНГПЮВМНЦН ЛЮРЕПХЮКЮ.
- юМРЕММЮ ядб-ОЕПЕДЮЧЫЮЪ БШОСЯЙМЮЪ (ОПНБНКНЙЮ ДКХМНИ НЙНКН 4 ЙЛ) Я ЙНМСЯНЛ МЮ ГЮЙНМЖНБЙЕ. йНМСЯ Х ОХКНМ МЮ ПЮГМШУ АНПРЮУ ХЛЕЕР ПЮГМШИ ЖБЕР, Р.Й. ЙПЮЯЙЮ НАКСОКЪЕРЯЪ ДН ДХЩКЕЙРПХЙЮ.
- юМРЕММЮ ядб-ОПХ╦ЛМЮЪ МЮБЕПУС ОЕПЕД ЙХКЕЛ, СЯРЮМНБКЕМЮ МЮ БЯЕУ ЯЮЛНКЕРЮУ.
- юМРЕММШ ПЕКЕИМНИ, сйб ЯБЪГХ Х ЯБЪГХ Я пбям С ЙЮФДНЦН ЯЮЛНКЕРЮ ПЮГМШЕ (ПЮЯОНКНФЕММШЕ ЯБЕПУС Х ЯМХГС ТЧГЕКЪФЮ).
цКЮБМШЛ ДНЯРНХМЯРБНЛ хК-80 ЪБКЪЕРЯЪ РН, ВРН ДЮММШИ ЯЮЛНК╦Р ОНКМНЯРЭЧ ОНДУНДХР АКЮЦНДЮПЪ ЯБНХЛ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛ Й ПНКХ ЯЮЛНК╦РЮ «яСДМНЦН дМЪ». хЛЕЪ СЯХКЕММСЧ ГЮЫХРС ОПНРХБ БНГЛНФМНЦН БНГДЕИЯРБХЪ ЯН ЯРНПНМШ ЪДЕПМНЦН БГПШБЮ, Ю РЮЙФЕ БНГЛНФМНЯРЭ ДНГЮОПЮБЙХ Б БНГДСУЕ, НМ ЯОНЯНАЕМ БШОНКМЪРЭ ЯБНХ ОПЪЛШЕ ТСМЙЖХХ ОПЮЙРХВЕЯЙХ Б КЧАШУ СЯКНБХЪУ. рЮЙФЕ АНКЭЬХЛ ОКЧЯНЛ ЪБКЪЕРЯЪ МЮД╦ФМНЯРЭ ЯЮЛНК╦РЮ хК-80 Х ЕЦН СЯРНИВХБНЯРЭ Б БНГДСУЕ.
нДМЮЙН, БГЪБ НР хК-86 ОКЧЯШ, хК-80, Й ЯНФЮКЕМХЧ, НАКЮДЮЕР Х ПЪДНЛ МЕДНЯРЮРЙНБ, «ОНГЮХЛЯРБНБЮММШУ» С ЯБНЕЦН «ЯРЮПЬЕЦН АПЮРЮ». рЮЙ, НДМХЛ ХГ НЯМНБМШУ ЛХМСЯНБ ЯЮЛНК╦РЮ ЪБКЪЕРЯЪ ЕЦН АНКЭЬЮЪ ЛЮЯЯЮ, Б ЯБЪГХ Я ВЕЛ МЕОНДЦНРНБКЕММНЛС ОХКНРС ОНДМЪРЭ ЯЮЛНК╦Р Б БНГДСУ АСДЕР НВЕМЭ МЕОПНЯРН. рЮЙФЕ ХЛЕММН ОНЩРНЛС хК-80 РПЕАСЕР АНКЕЕ ОПНРЪФ╦ММНИ БГК╦РМНИ ОНКНЯШ, ВРН СФЕ ЯЮЛН ОН ЯЕАЕ ХЯЙКЧВЮЕР БНГЛНФМНЯРЭ ЕЦН ХЯОНКЭГНБЮМХЪ МЮ ПЪДЕ ЮЩПНДПНЛНБ. еЫ╦ НДМХЛ МЕДНЯРЮРЙНЛ ЯЮЛНК╦РЮ ЪБКЪЕРЯЪ ЕЦН ЛНПЮКЭМНЕ СЯРЮПЕБЮМХЕ, РЮЙ ЙЮЙ хК-86 АШК ПЮГПЮАНРЮМ Х ОНЬ╦К Б ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН ЕЫ╦ Б ЯЕПЕДХМЕ 70-У ЦНДНБ XX БЕЙЮ.
хК-80 ЪБКЪЕРЯЪ ОЕПБШЛ (Х ЕДХМЯРБЕММШЛ) ЯЮЛНК╦РНЛ «яСДМНЦН дМЪ», МЮУНДЪЫХЛЯЪ Б ЯНЯРЮБЕ бННПСФ╦ММШУ яХК пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ. еЦН ПЮДХНЩКЕЙРПНММНЕ НАНПСДНБЮМХЕ ОНГБНКЪЕР НЯСЫЕЯРБКЪРЭ СОПЮБКЕМХЕ БНИЯЙЮЛХ Я БНГДСУЮ ДЮФЕ Б СЯКНБХЪУ ЪДЕПМНЦН ЙНМТКХЙРЮ, Ю ЯЮКНМ НАКЮДЮЕР АНКЭЬНИ БЛЕЯРХЛНЯРЭЧ. ю МЮВЮРШЕ Б 1997 ЦНДС ПЮАНРШ ОН СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЪ БНГДСЬМНЦН ЙНЛЮМДМНЦН ОСМЙРЮ ДНКФМШ НАЕЯОЕВХРЭ ЕЛС АКЕЯРЪЫХЕ ОЕПЯОЕЙРХБШ Б ДЮКЭМЕИЬЕЛ.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪ | хК-80 |
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л | 48.06 |
дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л | 59.54 |
бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л | 15.81 |
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ,Л2 | 320.0 |
лЮЯЯЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ | |
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 208000 |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 4 рбд йСГМЕЖНБ мй-86 |
рЪЦЮ, ЙЦЯ | 4 У 13000 |
лЮЙЯХЛЮКЭЮМЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 970 |
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 850 |
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 3600 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 11000 |
щЙХОЮФ, ВЕК | 5 |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
тНРНЦПЮТХХ: | хК-80 (Я) пСЯКЮМ аНПНБХЙ |
хК-80 (Я) юМЮРНКХИ яЕПЦСМХМ | |
хК-80 (Я) юКЕЙЯЮМДП яЮЛЯНМНБ | |
хК-80 (Я) нКЕЦ оНДЙКЮДНБ | |
хК-80 (Я) дЛХРПХИ йЮГЮЙНБ | |
хК-80 (Я) яЮХД юЛХМНБ | |
дНОНКМХРЕКЭМШЕ бяс ДКЪ ЩМЕПЦНЯХЯРЕЛШ хК-80 (Я) |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
Militaryarms.ru. нАГНП ЯЮЛНКЕРЮ хК-80: ХЯРНПХЪ Х РЕУМХВЕЯЙХЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ Naukatehnika.com. яЕПЦЕИ лНПНГ. бНГДСЬМШИ ЙНЛЮМДМШИ ОСМЙР хКЭЧЬХМ хК-80 (хК-86бйо) Militaryrussia.ru. хК-80 / хК-86бйо юБХЮЖХЪ Х йНЯЛНМЮБРХЙЮ. б.хКЭХМ. аНЕБШЕ Х БНЕММН-РПЮМЯОНПРМШЕ ЯЮЛНКЕРШ Х БЕПРНКЕРШ ббя пНЯЯХХ ю.пСАЮМ. бНГДСЬМШЕ ГЮОЮЯМШЕ ОСМЙРШ СОПЮБКЕМХЪ (бГос) МЮ АЮГЕ хК-76лд Х хК-86 бХЙРНП аЕКЪЕБ, бКЮДХЛХП хКЭХМ. пНЯЯХИЯЙЮЪ ЯНБПЕЛЕММЮЪ ЮБХЮЖХЪ яЮХД юЛХМНБ. юБХЮ мНБНЯРХ. нПХЦХМЮКЭМШЕ ЛНДХТХЙЮЖХХ ЯНБЕРЯЙХУ ЯЮЛНКЕРНБ |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2019
Эксплуатация и дальнейшие перспективы
Основной борт СССР-86146 RA-86146, как и три дополнительных, стоят на вооружении и все еще служат авиалайнерами экстренного реагирования. Они получают необходимое обслуживание и поддерживаются в состоянии готовности, чтобы подняться в небо по первому приказу. По прямому назначению самолеты не применялись никогда.
Несмотря на высокий уровень надежности, хорошие технические характеристики и тщательный уход, Ил-10 требует модернизации. Морально устаревшие двигатели и некоторые элементы мог бы заменить новый самолет, но руководство отдало предпочтение улучшению имеющихся авиалайнеров. Предполагается, что на них будет установлено новое оборудование, которое расширит возможности для командования. По неподтвержденной информации, договор о проведении модернизации Ил-10 был заключен еще в 2012 году, но сейчас он находится в стадии временной заморозки, что связано с финансовыми сложностями.
Ил-80 стал первым авиалайнером на вооружении России, предназначенным для командования войсками с воздуха в случае ядерной войны. Его оборудование обеспечивает бесперебойную связь с армией при любых обстоятельствах и позволяет давать новые указания без отслеживания. Если самолет будет модернизирован, то уровень безопасности и возможности могут значительно расшириться, что сделает его настоящей воздушной крепостью.
Секретное оборудование радиосвязи
ИЛ-80 в настоящее время стоит на вооружении. В связи с этим его внутреннее оборудование является секретным. О нем известно немного. Изготовитель — предприятие «Звено-2». Название изделия — «полет». Все управление войсками осуществляется при помощи радиосвязи, поэтому самолет содержит обширный комплект средств радиосвязи любой мощности и диапазона. Каждая машина РВСН комплектуется радиостанцией Р-176. Для связи с ними предусмотрены радиостанции соответствующих диапазонов. При разрушении инфраструктуры радиорелейных станций актуальными окажутся коротковолновые станции старого образца. Снаружи самолета замечено несколько коротковолновых антенн.
Второе почти неуязвимое звено при ядерном ударе — космические спутники. ИЛ-80 оснащается несколькими станциями спутниковой связи всех диапазонов. В подборе радиоэлектронных средств учтено все многообразие диапазонов, протоколов передачи данных, криптографических ключей защиты военной связи. Безусловно, самолет содержит сотни радиоэлектронных систем. Все из них изготовлены на базе радиационно-стойких микросхем и транзисторов военных серий.
Радиоэлектронное оборудование должно обеспечивать связь в пределах одного полушария, что требует огромной мощности. На командный пункт ИЛ 80 установили два генератора в подвесных гондолах на крыльях. Длина гондолы — 9 метров. Диаметр — 1,3 метра. Мощность генераторов засекречена, но судя по габаритам, она составляет несколько сотен кВт.