В Вооруженных силах России прорабатывается программа развития российской бронетанковой техники. Она основывается на выводах, полученных после учений «Запад-2021», а также на результатах других экспериментальных маневров, где испытывались новые боевые машины пехоты (БМП), сообщили «Известиям» в Минобороны. В 2022 году тестировали Т-15 на базе «Армата» и Б-19 с дистанционным модулем «Эпоха», оснащенным 57-миллиметровой пушкой. Машины опробовали в учебных оборонительных и наступательных боях, а также на марше. Смогут ли они радикально усилить боевую мощь российских войск и повлиять на ход боевых действий в целом — разбирались «Известия».
Freccia
Итальянская БМП «Фреччиа» считается одной из лучших боевых машин мира. 8-колесная модель создана компанией FIAT в 1996.
Главные особенности БМП:
- 26 т (вес);
- 3/8 (экипаж/десант);
- дизельный двигатель VTCA (110 км/ч);
- 800 000 м (запас хода);
- 25-мм Oerlikon KBA (автоматическая пушка);
- 7,62 мм (пулеметы);
- ПТРК Spike;
- защита от 30-мм бронебойного снаряда, 7,62-мм пули.
Достоинства:
- быстрый разгон до максимальной скорости;
- отличная броня.
Недостатки:
- низкие показатели попадания в цель (на ходу);
- плохая проходимость по бездорожью.
Под «зонтиком»
— В Сухопутных войсках существуют организационно-штатные структуры трех видов формирований, — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. — В частности, предусматривается создание тяжелых соединений, которые будут укомплектовываться танками Т-15 и БМП Т-14, созданных на платформе «Армата». Также в вооруженных силах есть формирования, базирующиеся на средних гусеничных платформах, — в первую очередь на машинах семейства БМП-3. К такому виду относится и новая боевая машина пехоты Б-19 с модулем «Эпоха». Известны также штатные структуры легких формирований, которые передвигаются колесных БМП и другой технике, построенной на этой платформе.
Боевые машины пехоты Т-15 на базе «Армата» имеют мощную танковую броню, что позволяет надежно защитить экипаж и мотострелков, расположенных в десантном отделении. По этой причине БМП Т-15, скорее всего, поступит на вооружение ударных частей, которым полагается прорывать хорошо подготовленную оборону противника, оборудованную инженерными сооружениями, считает эксперт.
Поле брони
БМП Т-15
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Грядет «Эпоха»: «супер-БМП» получит апгрейд и дорожную карту
Как новая техника и электроника поможет сохранить жизни солдат
— Мощная броня Т-15 позволит реализовать такой тактический прием, как единый бронированный боевой порядок — при нем танки и БМП идут в одном строю, без разрыва по глубине, — объяснил Виктор Мураховский. — Сейчас мотопехота из-за слабости брони БМП спешивается задолго до первой линии обороны противника. Тяжелые БМП способны выдерживать с лобовых и курсовых углов огонь противника из ПТУР, пушек танкового калибра и других систем вооружений, что предоставляет мотопехоте новые возможности. Например, позволяет командованию назначать рубеж спешивания для мотострелков непосредственно на переднем крае противника или даже за ним. Прорвать оборону поможет зонтик из разрывов своих снарядов, которые сведут применение противником противотанковых средств практически на нет. Такая атака должна привести к прорыву любой подготовленной обороны. Но новую тактику еще предстоит детально отработать на полигонах, чтобы понять все нюансы.
В СССР ее опробовали на нескольких учениях. Но на полигонах быстро выяснилось, что тонкая броня советских БМП не позволяет проводить такие атаки — слишком большие потери у атакующих. На этом эксперимент завершили, но идея не была забыта и ее реализация стала возможной после появления тяжелых БМП, резюмировал эксперт.
Тяжелые ударные полки, бригады или дивизии появятся в Сухопутных войсках всерьез и надолго. Они будут взаимодействовать с соединениями, где на вооружении стоят средние БМП, отмечают эксперты.
Поле брони
БМП-3 на стратегических командно-штабных учениях Кавказ-2020
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
«Терминатор» стал в строй: две роты БМПТ появятся в 90-й танковой дивизии
Как бронированные «убийцы танков» будут налаживать взаимодействие с мотострелковыми и танковыми подразделениями
— Средние БМП, включая Б-19, могут плавать, — напомнил «Известиям» военный эксперт Алексей Хлопотов. — Реки или другие водные преграды для них никогда не были помехой, и эта особенность на многое влияет. Здесь могут с поправками, конечно, заработать приемы, которые были опробованы еще во второй половине Великой Отечественной войны. При такой тактике соединения с тяжелыми танками и БМП будут продавливать оборону, после чего в прорыв начнут уходить подразделения с Б-19 или БМП-3 — им предстоит развить успех в тылу противника. Средние БМП также будут незаменимы при захвате плацдармов, им в отличие от Т-15 не нужны мосты или поиски подходящего для переправы по дну участка реки.
Выбор частей с определенным типом БМП может зависеть от специфики театра военных действий и вооружения противника. В Европе, например, много рек и при глубоком прорыве лучше задействовать средние БМП. Войны на Ближнем Востоке и в Афганистане показали, что тяжелая боевая машина, обеспечивающая надежную защиту экипажу, там безусловно будет востребована.
Warrior
Британская гусеничная БМП, разработанная в 70-80-х компанией GKN Sankey. Последняя модификация — Warrior 2000.
Описание БМП:
- 23,5 т;
- 3/7 человек;
- дизельный двигатель CV8 TCA (75 км/ч);
- 500 000 м без дозаправки;
- 30-мм пушка L21A1 Rarden или 40-мм CTAI;
- 7,62-мм L94A1 (пулемет);
- 2 х 4-х дымовых гранатомета;
- от 25-мм БПС, от 14,5-мм Б-32 (защищенность).
Плюсы:
- вездеходная модель;
- высокая точность стрельбы при среднем темпе.
Минусы:
- отсутствие стабилизации у Rarden;
- высокая стоимость.
Конструкция
БМП-2 – это боевая машина пехоты, которая имеет идентичную компоновку с БМП-1. Главным различием между ними является наличие разного вооружения. Экипаж состоит из трех человек. Также машина вмещает до семи человек десанта, которые могут вести стрельбу через бойницы.
Корпус и башня машины сварены из стальных катаных листов, толщина которых от 5 до 19 миллиметров. Толщина лобовой брони башни до23 мм. Башня имеет форму усеченного конуса.
На БМП-2 установлен 6-и цилиндровый дизельный двигатель УТД-20С1 с жидкостным охлаждением, масса двигателя составляет 700 кг.
Мощность двигателя 300 л.с. Используется двухдисковое сцепление сухого типа с механическим управлением. Коробка передач пятиступенчатаяс синхронизаторами на четырех высших передачах. Для поворотов машины применяются планетарные редукторы.
Ходовая часть имеет шесть опорных катков, которые являются подвижной опорой корпуса на гусеничной ленте. Максимальная скорость, которую способна развить машина, составляет 65 км/ч по шоссе и до 45 км/ч при движении по пересеченной местности. Техника способна самостоятельно пересекать водоемы, развивая скорость на плаву до 7 км/ч. Движение по воде выполняется благодаря вращению гусениц. Из-за этого возникают сложности при перемещении машины против течения.
Управление БМП-2 выполняется при помощи руля, имеющего схему штурвала. Благодаря свободному вращению руля-штурвала для управления не требуется значительных усилий. При повороте штурвала происходит плавное изменение тяги на гусеницах, что обеспечивает плавность поворота и предохраняет элементы ходовой части от перегрузок. При отпускании штурвала происходит автоматический возврат управления к прямолинейному движению.
На БМП-2 применяется следующее оборудование для связи и обзора:
- внутреннее переговорное устройство модели А-3;
- рации Р-123М, Р-173 либо Р-126;
- приборы наблюдения ТНП-165А либо ТНПО-170А;
- прибор для наблюдения в ночное время.
В состав вооружения входят:
- 30-мм пушка 2А42;
- пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый);
- ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».
MOWAG Piranha V
Швейцарская боевая машина 5 поколения. 8-колесная модель впервые представлена в 2010.
Особенности БМП:
- 33 т;
- 3+8 пассажиров;
- дизельный двигатель MTU 6V199 TE21 или Scania DC13 (100 км/ч);
- 1000 км без дозаправки;
- 12,7-мм пулемет;
- 30-мм автопушка;
- 40-мм гранатомет (TOW противотанковая ракета);
- от 30-мм и 14,5-мм снарядов (бронебойная защита).
Достоинства:
- большой запас хода;
- возможность установки любого вооружения.
Недостатки:
- низкая проходимость;
- большой вес.
Тактико-технические характеристики
В таблице показаны ТТХ советской боевой машины пехоты в сравнении с зарубежными аналогами, такими как: американская БМП М2 «Брэдли» и шведская Strf 90.
Параметры | БМП-2 | М2 «Брэдли» | Strf 90 |
Страна | СССР/Россия | США | Швеция |
Экипаж/десант, чел | 3/7 | 3/6 | 3/8 |
Длина/ширина, мм | 6735/3150 | 6452 /3200 | 6550/3170 |
Основное вооружение | 30-мм авт. пушка 2А42 | 25-мм авт. пушка «Бушмастер» | 40-мм авт. пушка «Бофорс» L-70 |
Ракетное вооружение | ПТРК «Фагот»/ «Конкурс» | ПТУР ТOW/BGM-71 | — |
Бронирование, мм | 6-23 | 14-25 | до 30 |
Масса, т | 14 | от 22 | 23-35 |
Скорость передвижения по шоссе | 65 | 66 | 70 |
Запас хода, км | 600 км | 480 км | 320 км |
Преодолеваемые препятствия ров/стена, м | 2,5/07 | 2,5/0,9 | 2,5/0,5 |
В 70-е годы США разрабатывают БМП «Брэдли», которая стала сходить с конвейера в 1981-м году. Если сравнивать боевые качества БМП-2 и М2 «Брэдли», то они равнозначны. В случае боевого противостояния этих машин, большое значение имеет опыт экипажа.
Американская модель претерпевает не одну модернизацию, из-за чего БМП-2 стала отставать по многим параметрам. Следом и в России усовершенствовали боевую машину, которая вновь стала конкурентно-способной американской.
БМП-3
Российская бронированная гусеничная машина. БМП производится с 1987 года.
Главные характеристики:
- 18,7 т (масса);
- 3/7 чел. (экипаж/десант);
- УТД-29М дизельный двигатель (70 км/ч);
- 600 000 м без дозаправки;
- 2А70 (100-мм пушка);
- 2А72 (30-мм автоматическая пушка);
- ПТУР 9М 117;
- 7,62-мм пулемет;
- от 30-мм БТ и 12,7-мм Б-32 (защита);
- 1,17 млн. долл. (цена).
Плюсы:
- в последних моделях улучшенный боевой модуль («Бережок», «Эпоха»);
- хорошая точность стрельбы.
Минусы:
- малый запас хода;
- чувствительность к составу дизтоплива.
Современные тенденции развития БМП: системы управления вооружением
Компоновка башен боевых машин пехоты (БМП) и их пушечное вооружение, о которых рассказывали предыдущие статьи цикла, — это лишь часть параметров, влияющих на боевые возможности бронетехники. Третьим важным элементом, влияющим на эффективность её боевого применения, является система управления вооружением (СУВ).
Системы управления вооружением на боевых машинах пехоты появились относительно недавно —
в 90-е годы прошлого века. До того времени типичная БМП имела лишь несколько простых прицелов, в лучшем случае позволявших вручную вводить некоторые параметры (температуру воздуха, скорость ветра и прочее). Возрастание требований к эффективности вооружения БМП, превратившихся в основное боевое средство механизированных взводов, потребовало введения СУВ, по своей сложности приближающихся к танковым. Сравнивая боевые возможности современных БМП, нужно обязательно принимать во внимание возможности их СУВ.
Наглядным примером может служить сопоставление БМП-3 и М2А3 «Брэдли». На первый взгляд БМП-3, вооружённая 100-мм низкоимпульсным орудием и спаренной с ним 30-мм автоматической пушкой, обладает абсолютным преимуществом над американским визави, вооружённым всего лишь 25-мм пушкой и спаренной пусковой установкой ПТУР «Тоу». Однако СУВ IBAS, установленная на М2А3, даёт американской БМП возможности по ведению огня в движении, аналогичные танку М1А2. Вместе с доработанной подвеской, способствующей повышению точности огня, это уравнивает шансы конкурентов. К тому же М2А3 хорошо защищена от бронебойных снарядов 30-мм пушек (опасность для неё составляют лишь новые подкалиберные оперённые снаряды). При этом броня БМП-3 пробивается снарядами 25-мм пушки «Бушмастер» на типичных для Европейского ТВД дистанциях ведения боя (около 1 км).
Проанализировать системы управления вооружением всех современных БМП в этом материале нам не удастся, поэтому остановимся на некоторых наиболее показательных примерах.
БМП-2
Эта боевая машина пехоты уже далеко не нова, однако продолжает эксплуатироваться и воевать во многих странах. На момент принятия на вооружение (1981 год) БМП-2, вероятно, являлась лучшей в своём классе. Установленная на ней 30-мм пушка 2А42 имеет солидный боекомплект, готовый к стрельбе (500 снарядов, в том числе 160 бронебойно-трассирующих и 340 осколочно-фугасно-зажигающих). Электрогидравлический стабилизатор обеспечивает среднюю ошибку стабилизации пушки 1 мрад на дистанции 1 км (при скорости движения БМП до 25-35 км/ч). Хотя этот показатель был примерно в 2,5 раза хуже, чем у танков 80-х годов, для БМП тех времён он стал уникальным.
Боевая машина пехоты БМП-2. mil.in.ua
С удачным вооружением БМП-2 контрастирует отсутствие СУВ как таковой. Командир машины располагает комбинированным (дневным и ночным) прибором наблюдения ТКН-3Б с инфракрасным прожектором ОУ-ЗГА2, двумя перископическими приборами наблюдения ТНПО-170А и одним ТНПТ-1, а также зенитным прицелом 1ПЗ-3. Наводчик пользуется прицелом БПК-1-42, а также тремя приборами ТНПО-170А и одним ТНПТ-1.
С современной точки зрения прибор ТКН-3Б весьма примитивен. Его ночной канал обеспечивает в пассивном режиме дальность действия не более 400 м, включение же инфракрасного прожектора сразу демаскирует машину. А постоянное 5-кратное увеличение при поле зрения 10° (в ночном режиме — соответственно, 3-кратное и 8°) не было чем-то выдающимся даже в 80-е годы.
Но при всей своей примитивности ТКН-3Б имеет два важных преимущества. Во-первых, он смонтирован в подвижном в азимутальной плоскости люке командира, благодаря чему является панорамным прибором. Во-вторых, в нём предусмотрена функция приведения башни (а следовательно, и прицела наводчика) к оси ТКН-3Б. То есть в прицельно-обзорном оборудовании БМП-2 реализован принцип «охотник-убийца», но с одним существенным недостатком. На танках Т-64Б, Т-80Б имеется электродвигатель, вращающий командирскую башенку в направлении, противоположном вращению башни, и тем самым автоматически удерживающий метку командирского прибора на цели. На БМП-2 такой двигатель отсутствует, а удержание цели в поле зрения производится вручную. Тем самым реализация принципа «охотник-убийца» в движении — крайне сложное дело.
Прибор ТКН-3. ua.all.biz
Комбинированный (дневной/ночной) прицел наводчика БПК-1-42 был архаичным: он соответствовал уровню развития оптоэлектроники 60-х годов. Единственным его положительным качеством являлась стабилизация в двух осях. В 1986 году на смену ему пришёл усовершенствованный прицел БПК-2-42. Ещё одним недостатком прицельно-обзорного оборудования БМП-2 является недостаточное поле зрения перископических приборов наблюдения командира и наводчика. В сумме оно составляет всего 120°, что делает экипаж практически слепым. При этом командиры БМП «Мардер» и М2 располагают набором перископов, установленных по окружности люка и обеспечивающих круговой обзор. С другой стороны, на БМП стран НАТО в 80-е годы отсутствовали даже примитивные системы «охотник-убийца», подобные применённой на БМП-2.
В то время как «Мардеры» и «Брэдли» непрерывно совершенствовались, пройдя к началу XXI века несколько этапов модернизации, БМП-2 оставалась в своём базовом исполнении, — в СССР, а затем и в России основной упор сделали на новую БМП-3. Лишь когда стало ясно, что БМП-3 не сможет полностью заменить свою предшественницу, а перспективная БМП «Курганец-25» ещё не скоро попадет в войска, была инициирована программа модернизации БМП-2. Основной её элемент — установка боевого модуля «Бережок». По сути, он представляет собой глубоко модернизированную башню БМП-2. Основное вооружение — 30-мм пушка со спаренным 7,62-мм пулемётом — осталось неизменным. Снаружи задней части башни установлен 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17 (это решение небесспорно и подвергается критике как в России, так и за рубежом). По бокам башни установлены два двухзарядных блока ПТУР «Корнет».
БМП-2М с модулем «Бережок». topwar.ru
Модуль «Бережок» оснащён новым электромеханическим стабилизатором, обеспечивающим бо́льшую точность стабилизации и более высокую скорость горизонтальной наводки. СУВ «Бережка» весьма продвинутая: по своим возможностям она даже превосходит СУВ модернизированных танков, включая и Т-72Б3М. Данные от метеодатчика и других источников вводятся в баллистический компьютер автоматически. Командир получил стабилизированный панорамный прицел с тепловизором, лазерным дальномером и устройством автоматического сопровождения цели (автотрекером). Изображение с прицела отображается на мониторе. Прицел наводчика с переменным полем зрения (от 4° до 20°) также стабилизирован, снабжён тепловизором и лазерным дальномером. Оба прицела укомплектованы тепловизионными камерами, представляющими собой российские копии французских устройств серии «Катрин». В итоге БМП-2М с модулем «Бережок» по своим огневым возможностям соответствует БМП М2А3 с СУВ IBAS. При этом модернизация не затронула бронезащиту БМП-2, которая по современным стандартам исключительно слаба.
Первым покупателем модулей «Бережок» стал Алжир: в 2005 году он заказал 340 таких изделий. В настоящее время реализуется программа модернизации до уровня БМП-2М 327 российских БМП-2.
CV90
Шведская БМП CV9040 (армейское обозначение — Strf 9040) — хороший пример поэтапного совершенствования СУВ, приведшего к существенному улучшению её возможностей. Изначально сухопутные войска Швеции рассчитывали получить сравнительно простую боевую машину, лишённую сложных технических решений и, соответственно, недорогую. В итоге Strf 9040 получил 40-мм пушку «Бофорс» с отличной баллистикой, но громоздкой и малопродуктивной системой заряжания. К тому же пушка не имела стабилизатора. Состав и возможности СУВ этой БМП были весьма скромными. Командир для наблюдения пользовался шестью перископами, установленными по окружности командирской башенки. Три аналогичных прибора наблюдения наводчика обеспечивали поле зрения 180° вправо от продольной оси башни. Баллистический вычислитель MYBOF в автоматическом режиме получает данные о силе ветра, температуре окружающего воздуха и боеприпасов, параметрах движения БМП. Комбинированный прицел UTAAS имеет ночной канал на электронно-оптическом преобразователе и встроенный лазерный дальномер.
К моменту принятия БМП Strf 9040 на вооружение (1991 год) возможности её СУВ, мягко говоря, не впечатляли. Отсутствие стабилизации пушки, отсутствие тепловизора, невозможность реализации принципа «охотник-убийца» — всё это сильно ограничивало боевые возможности машины. С другой стороны, в баллистическом вычислителе MYBOF и прицеле UTAAS были заложены возможности для модернизации. Их реализация началась в 1997 году, когда на БМП Strf 9040А появились двухплоскостной стабилизатор вооружения, тепловизионная камера (интегрированная с прицелом UTAAS) и усовершенствованный баллистический вычислитель. Вариант Strf 9040В, появившийся в новом тысячелетии, получил новый стабилизатор вооружения и более мощные приводы наведения по горизонтали (необходимость их установки обуславливалась увеличившейся массой башни). Кроме того, машина была подготовлена для монтажа командирского панорамного прибора LEMUR, но от установки последнего пришлось отказаться ввиду финансовых ограничений. Новый этап модернизации, приведший к появлению варианта Strf 9040С, не затронул элементов СУВ.
БМП Strf 9040В. fighting-vehicles.com
Экспортные варианты CV 90 отличаются несколько иным составом СУВ, обусловленным требованиями конкретного заказчика. Норвежские БМП CV9030N (1994 год) получили стабилизированную 30-мм пушку «Бушмастер». В прицел UTAAS встроена тепловизионная камера (хотя и с довольно скромными параметрами). Командир получил собственный прицельно-наблюдательный прибор (непанорамный) «СФИМ/Сопелем» с переменным увеличением (1х и 16х). Ночной канал в этом прицеле отсутствует, но имеется окулярный отвод от тепловизора прицела UTAAS. Подобный состав СУВ получили и швейцарские БМП CV9030CH (заказаны в 1999 году). Наиболее «продвинутую» СУВ получили голландские БМП CV9035NL (заказаны в 2004 году). В прицел UTAAS интегрирован тепловизор «Катрин ХР». Командир получил прицельно-наблюдательный прибор (непанорамный) «Талес» MT-DNGS с собственным тепловизором и (опционально) лазерным дальномером. Поле зрения MT-DNGS составляет 30° (при увеличении 6х оно уменьшается до 6°). Кроме того, СУВ БМП CV9035NL обеспечивает возможность применения снарядов с программируемыми взрывателями.
БМП СV9030CH. fighting-vehicles.com
На примере БМП семейства CV90 мы наглядно видим преимущества открытой архитектуры СУВ, два ключевых элемента которой (прицел UTAAS и баллистический вычислитель MYBOF) имеют существенные возможности для модернизации. Благодаря этому в своих новейших вариантах (CV9035NL и в меньшей мере — Strf 9040В/С) эти БМП отвечают современным требованиям, превосходя не только БМП-2, но и некоторые более новые боевые машины (например, австрийский «Улан»).
«Пума»
Немецкая БМП «Пума» — пример бескомпромиссного подхода к обеспечению как можно большей огневой мощи. В её конструкции авангардистские технические решения сочетаются с немецким прагматизмом. Гидропневматическая подвеска превращает БМП в очень устойчивую платформу для ведения огня. При выборе главного вооружения немецкие специалисты не поддались «моде» на системы с внешним приводом, отдав предпочтение 30-мм пушке МК 30-2, автоматика которой работает по принципу отвода части пороховых газов. Такая пушка весит на 40% больше, чем «Бушмастер» того же калибра, но имеет меньший импульс отдачи, что положительно сказывается на точности стрельбы. Дополнительную жёсткость стволу пушки придает внешний каркас: это нивелирует влияние нагрева ствола на точность огня. Пушка снабжена двухплоскостным стабилизатором. Предусмотрена возможность применения снарядов с программируемыми взрывателями.
БМП «Пума». hiveminer.com
Система управления вооружением БМП «Пума» по некоторым параметрам превосходит СУВ современных танков, включая и «Леопард-2А7». Она позволяет реализовать принцип «охотник-убийца плюс» (hunter-killer plus), предусматривающий полную взаимозаменяемость функций командира и наводчика и соответствующее дублирование прицельно-обзорного оборудования. Наводчик располагает стабилизированным прицелом EOTS, включающий цветную телекамеру, тепловизор «Аттика» и лазерный дальномер. «Аттика», относящийся к 3-му поколению тепловизоров, снабжён дополнительным оптическим сканирующим устройством, увеличивающим разделяющую способность до 768×576 пикселей — исключительно высокого показателя для тепловизоров СУВ боевых машин. Изображение с прицела передаётся на монитор наводчика или командира (либо их обоих одновременно).
Командирский прицел PERI RTWL-B состоит из телекамеры, тепловизора «Аттика» и лазерного дальномера. Изображение с прицела может передаваться в цифровом виде на мониторы командира и наводчика, но, кроме того, конструкторы сохранили традиционный оптический канал. Дело в том, что, несмотря на прогресс в электронике, она до сих пор не способна достичь такого качества передачи изображения, как непосредственный оптический канал. В прицеле PERI RTWL-B такой канал способен передать изображение уровня 6 мегапикселей.
Прицел PERI RTWL-B. hensoldt.net
СУВ «Пумы» включает полностью цифровой баллистический вычислитель, однако в ней не предусмотрен режим автосопровождения. По мнению немецких специалистов, такой режим, состоящий в сопровождении отметки цели от тепловизора либо её контуров в дневном канале, в европейских условиях ненадёжен ввиду наличия на поле боя искусственных и естественных препятствий (зданий и сооружений, складок местности и т.п.). Однако в дальнейшем «Пума», возможно, получит возможность автосопровождения — но не наземных целей, а воздушных (микро- и мини-БПЛА).
Высокие характеристики СУВ БМП «Пума» подтвердились во время конкурсных испытаний в Чехии в 2022 году. В них участвовали пять БМП: ASCOD 2, два варианта CV9030, «Линкс» и «Пума». Все они были вооружены 30-мм пушками и оборудованы СУВ с теоретически близкими возможностями. Во время практических стрельб с места и в движении с дистанций 1200 и 1800 м, происходивших в условиях сильного ветра, «Пума» наголову разбила конкурентов: в цели попало 37 из 40 снарядов (стрельба велась пятиснарядными очередями). Ближайший конкурент смог «уложить» в мишени вдвое меньше снарядов.
Весьма «продвинутая» и эффективная «танковая» СУВ, применённая на БМП «Пума», привела к значительному росту её цены, доля СУВ в которой достигает 40%. Оборотной её стороной стали повышенные требования к защищённости. БМП с танковой СУВ стоит, как танк, поэтому и уровень защиты должен быть высоким — по крайней мере, сводящим к минимуму вероятность поражения собственной БМП огнём аналогичных машин противника. Если в 50-80-е годы БТР и БМП являлись сравнительно дешёвыми машинами, что способствовало их массовости, то современные боевые машины пехоты уровня «Пумы» (или чуть ниже) вряд ли смогут стать действительно массовыми. Вероятно, даже в армиях развитых стран их придётся дополнять более дешёвыми решениями. В определённом смысле этот вариант уже опробован в армии США, где наряду с БМП «Брэдли» широко применяется бронетранспортёр «Страйкер».
Литература:
- Dąbrowski M. Nowy bojowy wóz piechoty – oczekiwania i możliwości // Nowa Technika Wojskowa. – 2016. – №9
- Wolski J. Kierunki rozwoju siły ognia BWP // Nowa Technika Wojskowa. – 2022. – №12
- Wolski J. Systemy kierowania ogniem i uzbrojenie przeciwpancerne // Nowa Technika Wojskowa. – 2022. – №1
Sonderkraftfahrzeug 251
Немецкий полугусеничный транспортер выпускался с 1939 по 1945.
Последняя модификация — Sd.Kfz. 251/23.
Главные характеристики:
- 9,14 т;
- 2+10 пассажиров;
- карбюраторный двигатель Maybach (53 км/ч);
- 7,92-мм MG-34 или MG-42 (пулемет);
- 20-мм танковая пушка;
- от 14,5-мм снарядов (защищенность).
Достоинства:
- хорошая проходимость;
- вместительность 12 человек.
Недостатки:
- слабая защита брони;
- малый запас хода (300 000 м).
ZBD-08
Китайская 8-колесная БМП. Выпускается с 2006 года.
Описание БМП:
- 21,5 т;
- 3+7 человек;
- дизельный мотор BF6M1015C (100 км/ч);
- 800 000 м без дополнительной заправки;
- пушка 30-мм ZPT-99;
- пулемет 7,62-мм ПКТ;
- ПТРК HJ-73;
- 30-мм и 14,5-мм (защита).
Плюсы:
- в новых версиях 100-мм пушка;
- улучшена броня.
Минусы:
- средняя проходимость;
- уменьшены плавательные возможности.
Устройство
БМП-2 – это, по сути, глубоко модернизированная БМП-1. Обе эти боевых машины идентичны на 80%. БМП-2 имеет такую же компоновку, как и ее предшественница. Двигатель и силовое отделение находятся спереди, там же расположено отделение управления, а боевое отделение – в самом центре машины. Сзади имеется десантный отсек, который вмещает шесть десантников. Всю кормовую часть машины занимают двери, предназначенные для десантирования пехотинцев.
Броня машины катаная, сварная. Броня защищает экипаж и десантников от осколков, легкого стрелкового оружия и оружия массового поражения. В десантном отсеке сделаны специальные амбразуры, снабженные шаровыми установками, которые позволяют вести огонь из личного оружия. Десантный отсек разделен на две части топливным баком.
Главным отличием БМП-2 от БМП-1 является система вооружения. На новой машине установлена автоматическая 30-мм пушка 2А42 с боекомплектом 500 выстрелов. Благодаря этой пушке, которая имеет большой угол возвышения, БМП-2 может вести огонь по низколетящим воздушным целям. Скорострельность 2А42 – до 550 выстрелов в минуту. На БМП-2 также был установлен пулемет, а для уничтожения бронетехники на машину могут быть использованы ПТРК «Фагот» или «Корнет».
Для установки нового вооружения на БМП-2 была оборудована новая более просторная башня. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, такое устройство позволяет ей вести огонь на ходу. В башне оборудованы места для наводчика и командира машины. Благодаря новым, более совершенным прицельным приспособлениям и приборам наблюдения, теперь вести огонь могут и командир машины, и наводчик.
По сравнению с предыдущей машиной, количество десантников и их размещение изменились. В десантном отсеке может находиться шесть бойцов, еще одно место для пехотинца имеется за механиком-водителем.
На БМП-2 установлен более совершенный двигатель, с системой турбонаддува. Устройство ходовой части и трансмиссии остались прежними. Добавлена более совершенная система установки дымовой завесы, которая состоит из термодымовой аппаратуры и шести дымовых гранатометов «Туча». Машина оборудована системой пожаротушения.
Установка новой башни большего размера увеличила массу машины, однако, БМП-2, как и БМП-1, может плавать. Скорость передвижения на воде составляет 7 км/ч, движение происходит благодаря перематыванию гусениц.
Видео о БМП-2
M1126 Stryker
Американская 8-колесная бронированная машина. Производится с 2002.
Особенности БМП:
- 17,2 т;
- 2+9 пассажиров;
- дизельный мотор Caterpillar (97 км/ч);
- 531 км без дозаправки;
- 40-мм гранатомет Mark 19;
- пулеметы 12,7-мм M2 Browning или 7,62-мм M240;
- стальная и композитная (Mexas) защита.
Достоинства:
- удобная дверь (трап) для высадки десанта;
- усиленная бронезащита.
Недостатки:
- слабая проходимость;
- низкая плавучесть.
The Universal Carrier
Британский гусеничный бронетранспортер времен Второй мировой войны. Praying Mantis — последняя экспериментальная модификация.
Описание:
- 3 800 кг;
- 1+4 человека;
- карбюраторный 8-цилиндровый двигатель (48 км/ч);
- 225 000 м без дозаправки;
- 37-мм противотанковая пушка;
- пулеметы 7,7-мм «Брен» или 13,9-мм ПТР Boys;
- стальная катаная броня.
Плюсы:
- сравнительно высокая маневренность;
- использовался в качестве тягача.
Минусы:
- слабая огневая мощь;
- проблемы с ходовой частью.
M1114
Американская бронированная 4-колесная машина 2 поколения HMMWV. Используется для нужд ВС США.
Описание БМП:
- 5 489 кг;
- 5 человек;
- дизельный двигатель (125 км/ч);
- пулемет 12,7-мм М2;
- 40-мм гранатомет Mkl 9;
- броня от пуль 7,62-мм, осколков мин и снарядов.
Достоинства:
- бронированное лобовое стекло;
- хорошая видимость.
Недостатки:
- низкий уровень бронезащиты;
- средняя проходимость.
Боевое применение
Самое активное участие БМП-2 приняли в Афганской войне. В Афганистане боевые машины понесли большие потери (тысяча триста единиц, среди которых БМП-1, БМП-2, БТР, БРДМ). Участвовали в войне между армянскими и азербайджанскими вооруженными формированиями в борьбе за Нагорный Карабах (1988-1994 гг.).
Позднее машины приняли участие в конфликтах:
- в первой (1994-1996 гг.) и второй чеченской войне (1999-2009 гг.);
- в ходе гражданской войнына территории Таджикистана (1992-1997 гг.);
- на территории Южной Осетии (2008год);
- в боях на юго-востоке Украины (с 2014 года);
- принимали участие в военных действиях в Анголе.
Также применялись в Иракской войне, где по некоторым данным от выстрелов автоматической пушки БМП-2 были выведены из строя три танка «Абрамс». Используются сирийскими войсками в борьбе против боевиков.
На сегодняшний день БМП-2 состоит на вооружение многих стран мира.
В отличие от зарубежных аналогов, она имеет широкий спектр применения в разных боевых ситуациях, проста в эксплуатации. Уникальность строения машины даёт возможность быстрой её модернизации. Определенный интерес БМП вызывает на международном рынке вооружения. Несмотря на слабость в бронировании и другие некоторые недостатки, эта машина обладает большими перспективами дальнейшего развития.
«Курганец-25»
Российская гусеничная платформа для БМП от «Ростеха». Выпускается с 2015. Используется для усовершенствования устаревших машин.
Главные характеристики БМП на базе платформы «Курганец-25»:
- 25 000 кг;
- 3+8 пассажиров;
- 80 км/ч;
- 30-мм автопушка 2А42;
- 7,62-мм пулемет;
- ПТРК «Корнет»;
- защита от арт. снарядов.
Плюсы:
- компьютеризированный боевой модуль;
- высокая точность стрельбы.
Минусы:
- нет автоматического гранатомета;
- уязвимый для гранатомета профиль.
Испытательный срок
Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, работа над программой развития российских бронетанковых систем уже идет. В новом документе особое внимание уделено интеграции на поле боя уникальных систем вооружения — боевых машин пехоты Б-19 и Т-15. Разрабатывается концепция их применения, организационно-штатная структура подразделений, оснащенных этой техникой, а также программа подготовки личного состава. Изучаются результаты применения бронетехники на маневрах в 2022 году, где она была задействовала в условиях, максимально близким к боевым. Начальная информации для анализа уже собрана. До этого Минобороны сообщало, что на стратегических учениях «Запад-2021» на полигоне Мулино в Нижегородской области огневую поддержку подразделениям на основном оборонительном рубеже оказали новейшие боевые машины пехоты Б-19 с боевым модулем «Эпоха». За действиями машины наблюдал президент России Владимир Путин.
Фото: Министерство обороны РФ
БМП Б-19
Накануне Нового года главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии Олег Салюков заявил, что БМП Б-19 сейчас проходит различные виды испытаний, после окончания которых ее планируется принять на вооружение.
Учения «Армате»: для тяжелых БМП начнут готовить экипажи
Где откроют первые спецклассы для курсантов
«Известия» уже писали, что со следующего года для тяжелых боевых машин пехоты Т-15 семейства «Армата» начнут готовить командиров. Их обучение будет вестись на базе Дальневосточного высшего общевойскового командного училища в Благовещенске. Известно, что у Минобороны РФ есть контракт на поставку батальонного комплекта БМП Т-15. Сейчас эта бронетехника проходит испытания.
Marder
Германская гусеничная бронированная машина 70-х годов прошлого столетия. Последняя версия — Marder 2 М12.
Описание БМП:
- 42,6 т;
- 3+7 пассажиров;
- мотор MTU MT 881;
- 75 км/ч;
- 30-мм пушка МК-30-2;
- пулемет 7,62-мм;
- ПТРК «Милан»;
- от 30-мм БПС, 20-мм Rh202, кумулятивных БЭ (защита).
Плюсы:
- цифровая система ведения огня;
- усиленная бронезащита.
Минусы:
- большой вес;
- высокая стоимость.
Концепция БМП-1 и история ее создания
В середине 60-х годов прошлого века стало понятно, что бронетранспортер БТР-50П устарел и ему необходимо искать замену. Сразу несколько советских конструкторских бюро принялись за работу. В КБ Челябинского завода была разработана новая боевая машина БМП-1. Она стала первой в мире БМП, которую запустили в серийное производство. Главным конструктором этого проекта был Исаков. Челябинцы представили сразу несколько вариантов будущей машины.
В 1966 году БМП-1 приняли на вооружение, а в 1967 – она была впервые показана широкой публике во время парада в Москве.
БМП-1, в отличие от бронетранспортера, должна была не только доставлять пехоту, но и поддерживать ее в бою. Конструкция машины предусматривала решения подобных задач. На БМП-1 была установлена 73-мм пушка «Гром», пулемет, а также ПТУР «Малютка». На машину был установлен очень удачный дизельный двигатель В-2.
Следует сказать, что обычно на БМП устанавливают системы стабилизации вооружения, более совершенные прицелы и системы управления огнем, чем на бронетранспортеры. На БМП часто устанавливают системы пожаротушения, средства постановки дымовых завес. Хотя, по уровню броневой защиты БТР и БМП равнозначны. БТР обычно вооружен пулеметом, а на БМП чаще устанавливают пушечное вооружение.
БМП-1 выпускался в СССР, Польше, Чехии и Индии. Выпуск этих машин был прекращен в 1988 году.
Создание и начало эксплуатации этой бронемашины пришелся на период стремительного развития противотанковых средств. Основные претензии к этой машине, в первую очередь, связаны со степенью ее защищенности.
Несколько стран НАТО приняли на вооружение новые подкалиберные снаряды, которые могли поражать лобовую броню БМП-1 на расстоянии 1000 метров. Пушка «Бушмастер», установленная на основную американскую БМП «Бредли», могла пробить броню БМП-1 на расстоянии до 2000 метров.
Опыт афганской войны и арабо-израильского конфликта показал, что бортовая броня пробивается даже пулей калибра 12,7 миллиметров. Попадание же противотанковой гранаты приводило к возгоранию машины и подрыву боекомплекта.
БМП-1 состоял на вооружении нескольких десятков стран. Кое-где он находится в строю и сегодня. Эта бронемашина участвовала в конфликтах в разных частях мира. Были многочисленные попытки модернизации машины. Их основной целью было усиление вооружения и улучшение броневой защиты. Часто вместо гладкоствольной пушки «Гром» устанавливалась автоматическая пушка, гранатомет или противотанковый комплекс. В настоящий момент известны около двух десятков различных модификаций БМП-1. Кроме этого, на ее базе созданы многочисленные машины, которые выполняют различные специальные задачи. Описание их заняло бы много времени. Это и штабные машины, разведывательные, санитарные и даже машины, которые используются в народном хозяйстве для сугубо мирных целей.
M2 Bradley
Гусеничная американская бронированная машина, созданная в 70-х годах. Последняя модификация — М2 А3 (2000).
Описание:
- 30 000 кг;
- 3+7 десант;
- 25-мм автопушка M242 «Бушмастер»;
- 7,62-мм М240С;
- ПТРК ТОУ-2;
- V8-двигатель Cummins V903;
- защита от 25-мм БП, 14,5-мм Б-32.
Достоинства:
- цифровая система;
- усиленная бронезащита.
Недостатки:
- большой вес;
- плохая маневренность.
CV 90
Шведская гусеничная БМП 90-х годов. Последняя версия — Strf 90.35 (2004).
Главные характеристики БМП:
- 35 000 кг;
- 3+8 пассажиров;
- 30/50-мм автопушка «Бушмастер III»;
- 7,62-мм Ksp m/39;
- дизельный мотор (70 км/ч);
- защита от 30-мм БОПТС.
Плюсы:
- система управления огнем Saab UTAAS;
- усиленная бронезащита.
Минусы:
- небольшой запас хода (320 км);
- низкая маневренность.
K-21
Южнокорейская гусеничная машина, созданная в начале 2000-х. Последняя модель — K21 PIP.
Описание БМП:
- 26 000 кг;
- 3+9 десант;
- дизельный мотор Doosan D2840LXE (70 км/ч);
- 40-мм автопушка S&T Dynamics K40;
- 7,62-мм пулемет;
- ПТУР Spike;
- защищенность от пуль 14,5-мм, БПС 30-мм.
Достоинства:
- наличие КАЗ;
- компьютеризированная система.
Недостатки:
- сравнительно небольшой запас хода (450 000 м);
- высокая стоимость.
Модификации
БМП-2М Бережок
БМП-2М «Бережок» — российская модификация БМП-2. Установлен дополнительный панорамный прицел. Изменено расположение АГС-17, установлены 4 ПУ ПТУР «Корнет». В 2005 году был заключён контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.
БМП-2Д
Разработана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. В ходе Афганской войны разработчики и военные внезапно узнали о том, что противники стреляют не только в лоб, но и в борт и в корму БМП, чего собственно в общевойсковом бою (по опыту ВОВ) не предполагалось, а защищенностью бортов пожертвовали в пользу способности преодолевать водные преграды самостоятельно. Прозрение обошлось дорого, но как результат прозрения, в ходе боевых действий появилась БМП-2Д.
Это боевая машина пехоты — БМП-2Д. Это единственная модернизация БМП-2 за 32 года стояния на вооружении. Очень многие люди воевавшие в Афганистане вспоминают эту машину добрым словом. По сути БМП-2Д это и есть та машина, которая и нужна для ведения войны. Да, эта машина потеряла возможность плавать но броня появилась (пусть даже и легкая и противопульной) не только в лобовой проекции и стала круговой. К великому сожалению «броня» БМП-1/2, в чистом виде, круговой противопульностью похвастаться не может.
На этих фотографиях, для наглядности, показано расположение дополнительной брони, на основном корпусе боевой машины пехоты. Дополнительная броня, навешана не просто, а на некотором удалении от основного бронирования корпуса. Это расстояние, в районе 50 — 60 мм. Это делалось улучшения противопульной и противокумулятивной защиты. По сути это классическое экранирование которое привело к увеличению веса БМП но вполне в рамках разумного. В случае с БМП-2Д, вес машины изменился от парадного образца на 500 кг.
БМП-2 весит 14 000 кг, а БМП-2Д весит 14 500+2% кг. Как уже видно из самой первой фотографии, усилению бронирования подверглись борта машины.
И одно из слабых мест, выявленное при ведении боевых действий в Афганистане советскими войсками, у машин БМП-1 и БМП-2 это задняя часть башни которая пробивалась огнем стрелкового оружия. На БМП-2Д этот недостаток устранили.
Кроме того, дополнительно было усилено и другое слабое место базовой БМП-1 и перекочевавшей от нее в БМП-2 это днище в районе механика-водителя и располагающегося за ним стрелка. На всех машинах БМП-2Д днище было дополнительно усилено именно в этом месте.
P.S. Через 10 лет после вывода войск из Афганистана в российской армии не осталось ни одной машины марки БМП-2Д. Один единственный экземпляр стоит в бронетанковом музее в Кубинке.
БМП-2 с боевым модулем «Бахча-У»
Опытная модификация БМП-2 с боевым модулем «Бахча-У». Разработана в 1999—2000 годах. Модернизация сделана с целью повышения боевого могущества БМП-2 до уровня БМП-3. Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы утрачена возможность плавать. Фактически машина превратилась в неплавающую БРМ.
БМП-2 с боевым модулем Росток
БМП-2 с АГС-17 «Пламя»
Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГ-17 «Пламя». Гранатомёт смонтирован в задней части башни. Наведение осуществляется дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект находится в коробке с лентой на 250 выстрелов. Производилась небольшой серией.
БМП-2К
Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине имеется дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.
Зарубежные модификации
BVP-2 — БМП-2, производившиеся по лицензии в 1984—1987 в Чехословакии на в Детве и ZTS в Дубнице-над-Вагом. Произведено 344 экземпляра.
«Sarath» — БМП-2, производившиеся по лицензии в Индии
BMP-2 — модификация БМП-2 для армии Финляндии
История создания
Машина была создана в результате модификации БМП-1. Работы в этом направлении велись в КБ Курганского машиностроительного завода с 1974 года под индексами ГБТУ «Объект 675» и «Объект 680». Также вопрос модернизации БМП-1 прорабатывался на Челябинском тракторном заводе с 1972 года под индексом «Объект 769». В 1980 году на вооружение был принят вариант Курганского машиностроительного завода, на котором и было развёрнуто серийное производство БМП-2.
Описание конструкции
Экипаж машины состоит из трёх человек — механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия.
Броневой корпус и башня
Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.
В левой передней части машины располагается отделение управления, в котором находится место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем находится место стрелка, оборудованное амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи.
Моторно-трансмиссионное отделение располагается в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления и разделено с ним теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки.
В средней части машины находится боевое отделение, которое занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве находится вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с патронами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса находятся три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна находится в подбашенном пространстве.
В десантном отделении, находящемся в кормовой части машины, находятся 6 мест для стрелков. Каждое имеет амбразуру для стрельбы из личного оружия. В корме имеются две двери для выхода десанта. В левой двери имеется амбразура для стрельбы из автомата. Также для спешивания десанта при движении на плаву или аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса имеются два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты.
Вооружение
Основным отличием БМП-2 от БМП-1 является новый комплекс вооружения. Причиной замены являлся опыт использования вооружения БМП-1, которое с трудом справлялось с задачей поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Проблемной была борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР, а вследствие низкого могущества боеприпасов, низкой точности и малой дальности пушки 2А28, борьба против танковых целей была не эффективна.
В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К111-1 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.
Также на машине были установлены 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.
Средства наблюдения и связи
Место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ.
В ночное время механик-водитель пользуется прибором ТВН-2, который устанавливается непосредственно перед выездом вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора ТВН-2 не большие (при полной темноте), следовательно, что находится по бокам от машины механик-водитель не может видеть, это уже входит в обязанности командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Оборудование идёт в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.
Рабочие места командира и оператора имеют приборы наблюдения и прицеливания. Место командира оборудовано радиостанцией Р-123М и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора имеется аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи.
Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для внутренней связи в десантном отделении используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери имеется радиостанция Р-126.
Для прицеливания оператор-наводчик использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину установлен осветитель ОУ-5. Кроме прицела, у наводчика имеется 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия.
Двигатель и трансмиссия
Моторно-трансмиссионное отделение машины разделено на два блока. Первый блок — силовой и объединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй — блок охлаждения и очистки, в нём объединены радиаторы системы охлаждения, смазки двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии.
Двигатель — 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210—221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг.
Силовой блок находится в самой передней части машины, под «ребристым» верхним броневым листом. В него входят трансмиссия включающая в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ. Двигатель же, находящийся справа от механика-водителя, полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему практически невозможен. Единственный путь к двигателю преграждается бронированной плитой над ним и без серьёзного подъёмного оборудования не стоит даже и пытаться производить ремонт. Впрочем, конструкторами эта ситуация явно была продумана: если что-то случается с двигателем, значит машина не боеспособна и, следовательно, требует капитального ремонта, а он должным образом может быть проведён только в специализированном месте.
Через лючки во внутренней перегородке ремонт двигателя невозможен, через них осуществляется только плановое обслуживание. Помимо этого ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрелся, а температура в салоне ещё не выше чем снаружи, хотя команда «по машинам!» уже поступила. Тут они и спасают: первую порцию тепла получает механик-водитель и сидящий за ним стрелок, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, с условием, что долго едут и кормовые двери не часто открываются. Следует заметить, в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрываются при достижение комфортной температуры для механика-водителя. После этого нагрев происходит за счёт перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон.
Ходовая часть
В качестве базы используется шасси с шестиопорной ходовой частью, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1. По пересечённой местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) скорость передвижения не более 40-45 км/ч.
В машинах серии БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулём в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал», состоящий только из двух горизонтальных рукояток. С такой же свободой вращения, что и у руля, это позволяет управлять машиной словно колёсной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это позволяет не дёргать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счёте для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент показывает, что машина движется по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, как змейка на скорости, получаются более плавными.
Puma
Немецкая БМП последнего поколения. Выпускается с 2009.
Основные характеристики:
- 43 000 кг;
- 3+6 пассажиров;
- мотор дизель HPD (70 км/ч);
- 30-мм автопушка МК 30-2/АВМ;
- 5,56-мм HK MG4;
- ПТУР Spike;
- защита от 45-мм БОПТС, 30-мм снарядов, 14,5-мм пуль.
Плюсы:
- дистанционно управляемая необитаемая башня;
- усиленная бронезащита.
Минусы:
- высокая масса;
- сравнительно слабое вооружение.