Советская БМП-2, шведская CV90 и немецкая «Пума». Системы управления вооружением БМП как критерий эффективности


БМП CV-90 и ее модификации

В самом начале восьмидесятых годов шведское военное ведомство начало подыскивать замену бронетранспортерам Pbv 302. Неплохие для своего времени бронемашины уже почти двадцать лет стояли на вооружении и уже не являлись современными. Первоначально Минобороны Швеции планировало купить что-либо зарубежное. Для этого у Великобритании было заказано несколько машин аналогичной весовой категории. При этом они отличались назначением. Взять хотя бы Scorpion – в английской классификации он значился легким разведывательным танком. Вряд ли такую машину можно сделать преемником старого бронетранспортера. Тем не менее, заказанные машины в 1984 году были испытаны на полигоне и шведские военные сделали ряд выводов. В то же время, крупномасштабных закупок английской техники не последовало: шведы все же решили делать новую бронемашину для пехоты самостоятельно, хотя и с учетом зарубежных наработок. Это решение полностью соответствовало принятому в то время в Швеции принципу самостоятельности в оборонной отрасли. Так и началась история семейства бронетехники, известного под индексом Strf 90 или CV-90.

Проектирование новой машины было поручено компании НВ Utveckling AB. Стоит отметить, что по результатам испытаний импортной техники шведские военные пришли к выводу о необходимости пересмотра своих требований. В первую очередь, вместо БТР они захотели получить БМП с возможностью создания на ее базе других видов техники. В соответствии с принятым в Швеции подходом к конструированию бронетехники, НВ Utveckling AB заключила договоры с другими фирмами. Так, от Bofors требовалось сделать башню и полный комплекс вооружения, а компанию Hägglunds назначили ответственной за ходовую часть. Таким образом, на НВ Utveckling AB осталась только общая координация проекта и изготовление опытной партии в пять машин.

Требования к обеспечению возможности создания на единой основе нескольких машин сказались на разработке ходовой части. С одной стороны, нужно было делать что-то новое, но с другой, необходимо было сохранить приемлемую стоимость готовой машины. Поэтому часть агрегатов была заимствована с уже изготовлявшейся техники. Ходовая часть всех машин семейства Strf 90 имеет одинаковую компоновку и выполнена по классической для боевых машин пехоты схеме. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части машины справа. С левой стороны внутреннего объема, соответственно, размещено рабочее место механика-водителя. Боевое отделение с установленной в нем башне располагается в средней части бронемашины, а кормовая часть отдана под посадочные места десанта.

CV9040 Шведской Армии

Силовая установка бронемашин Strf 90 имеет в своей основе 14-цилиндровый дизельный двигатель Saab Scania DS14 мощностью 550 л.с. В едином блоке с двигателем монтируется трансмиссия. Агрегат модели X300-5, собираемый в Швеции по английской лицензии, оснащен автоматической планетарной коробкой передач, дифференциальным механизмом с гидростатической передачей и двумя бортовыми передачами. Управление машиной осуществляется при помощи штурвала, рычага коробки передач и педалей. За счет использования трансмиссии X300-5 машины семейства Strf 90 имеют неплохие маневренные характеристики и способны совершать повороты с произвольным радиусом. С двигателем DS-14 машины семейства имеют удельную мощность в пределах 20-25 л.с. на тонну. При этом бронетехника Strf 90 может разгоняться на шоссе до скорости в 70 км/ч. Задним ходом они «выдают» 40-43 км/ч.

Защита ходовой части и башни машин семейства осуществляется многослойной броней. Интересна ее конструкция: основной корпус сваривается из стальных катаных листов. Затем на нем монтируются дополнительные композитные листы. Точная их конструкция не разглашается. Кроме того, поверх композитных модулей может устанавливаться дополнительное модульное бронирование. Швеция ставит на свои машины модули AMAP немецкого производства, Норвегия и Дания ставит MEXAS, а Нидерланды – систему RUAG. При установленном дополнительном бронировании машины семейства Strf 90 могут выдерживать попадание 30-мм снаряда со всех ракурсов. Лобовая проекция при этом имеет немного более высокий уровень защиты. Также следует отметить углы расположения передних бронеплит. Благодаря их расположению, сохранив массу, шведские инженеры смогли немного улучшить защиту.

Норвежская CV 9030NF1 в Афганистане, март 2010

Вооружение Strf 90 зависит от конкретной модификации. Так, базовая боевая машина пехоты CV-9040 оснащается башней с 40-миллиметровой автоматической пушкой Bofors L70B. Она была создана на базе буксируемого зенитного орудия. Некоторый интерес представляют доработки орудия для установки в башню БМП. В исходной зенитной версии снаряды подаются в пушку сверху, а снизу находится окно для выброса стреляных гильз. Для использования на боевой машине пехоты пушку попросту перевернули вокруг своей оси. Благодаря этому удалось установить механизм подачи снарядов под пушкой, а выброс гильзы вывести на верх башни. Под казенником L70V располагается коробчатый магазин на 24 снаряда. Снаряды располагаются в трех его отделениях, в каждое из которых можно уложить по восемь снарядов различного типа. Имеется возможность быстро изменять тип подаваемого в пушку снаряда – для этого магазин оборудован гидравлическим приводом. Автоматика орудия позволяет стрелять одиночными, короткой или длинной очередью. Также имеется возможность регулирования скорострельности от 60 до 400 выстрелов в минуту. Длина очереди ограничена только емкостью магазина. По израсходовании последнего экипаж БМП должен вручную зарядить его. Запас в 216 снарядов размещается в боевом отделении: 48 в механизированном барабане и 168 – в укладках. На заряжание одного отделения магазина уходит около 20-25 секунд. Специально для пушки L70B было разработано несколько новых типов снарядов: бронебойный подкалиберный, осколочно-фугасный с программируемым взрывателем, трассирующий общего назначения и т.д. Характеристики снарядов позволяют на дальности до километра поражать почти все имеющиеся в мире виды бронетехники, за исключением танков. Наведение пушки по горизонтали осуществляется поворотом башни. Вертикальная наводка, в свою очередь, производится при помощи электрогидравлической системы в пределах от -8° до +50°. Примечательно, что габариты казенной части пушки и объем боевого отделения позволяют поднимать ствол и выше, но от такой возможности отказались для улучшения эргономики боевого отделения. Да и оборону от низколетящих самолетов и вертолетов противника планировалось поручить другой машине семейства Strf 90.

CV 9035 вооруженных сил Нидерландов. Хорошо различимы навесные бронемодули RoofPRO-P горизонтальных проекций (крыши) бронекорпуса и бортовые бронемодули SidePro.

Дополнительное вооружение состоит из 7,62-мм пулемета, спаренного с пушкой, с боекомплектом в 2000 патронов и дымовых гранатометов. Кроме того, экипажи некоторых БМП CV-9040 получают противоракетные комплексы RBS-56 Bill. Их можно использовать, выставив из люка башни, либо с земли. Возможности установки ПТРК на самой машине не предусмотрено.

Управление вооружением производится при помощи единой системы, имеющей в своем составе ряд агрегатов. Так, лазерный дальномер Simag LV-401 может измерять расстояния в пределах 200-9990 метров с точностью до десяти метров. Командир имеет в своем распоряжении перископические прицелы Sopelem M371. Данные с дальномера и прицела поступают в баллистический вычислитель MYBOF. Этот прибор в полуавтоматическом режиме выдает на системы наведения оружия необходимые поправки. При их подсчете учитываются такие параметры как скорость ветра (пять вариантов: штиль, слабый и сильный ветер с обеих сторон), температура воздуха (от -50° до +70°) и боеприпасов (от -35° до +45°). Особый интерес представляют органы управления огнем. Они представляют собой джойстик, управляющий всеми необходимыми параметрами. Наклон ручки в вертикальных плоскостях отвечает за поворот башни и угол подъема пушки. Угол наклона ручки влияет на скорость поворота или подъема. На верхней части джойстика – под большим пальцем руки – располагаются кнопки выбора оружия (пушка или пулемет), а выстрел производится при помощи гашетки под указательным пальцем. Такие джойстики имеются на рабочих местах командира и наводчика. При попытке этих членов экипажа одновременно произвести какие-либо действия автоматика не пропускает команды наводчика. В распоряжении наводчика имеется перископический прицел NTTA, дальномер и оптические перископы, направленные в разные стороны. Кроме того, у наводчика есть дополнительная ручка управления, с которой осуществляется включение и выключение лазерного дальномера, а также ряд других действий.

Основное вооружениеБМП CV-9040 – мощная 40-мм пушка L/70B, способная бороться практически с любыми современными бронецелями, за исключением лобовой брони основных боевых танков

Помимо трех человек экипажа БМП CV-9040 может перевозить восемь десантников. Посадка и высадка десанта производится через дверь в корме. Дополнительные люки выполнены в крыше и дне десантного отделения. Восемь солдат во время поездки располагаются на откидных сидениях простой конструкции. Сами сидения располагаются на внутренних сторонах бортов корпуса. На ранних стадиях разработки машины рассматривалась возможность монтажа сидений в середине отделения, но позже от нее отказались из-за ряда характерных для такой компоновки недостатков. На крыше и в двери десантного отделения имеются оптические приборы для наблюдения за окружающей обстановкой.

БМП CV-9040 была первой машиной семейства Strf 90. Опытный экземпляр машины с башней, оснащенной 40-мм пушкой, получил индекс Pbv G. Опытная бронемашина с индексом Pbv L имела аналогичное вооружение, но упрощенную систему управления вооружением. Кроме того, планировалось сделать опытные машины с 25-мм пушкой, зенитную самоходную установку и т.д. В результате всех конструкторских работ было созданы следующие модификации бронемашины:


— CV-9040. Боевая машина пехоты с 40-мм пушкой L-70;


— CV-9030. Экспортный вариант предыдущей машины, оснащаемый 30-мм орудием Bushmaster II;


— CV-9035. Другая экспортная версия, вооруженная пушкой Bushmaster III калибра 35 миллиметров;


— CV-90FOV. Разведывательная машина для артиллерийских наблюдателей; — CV-90FCV. Командно-штабная машина с измененным десантным отделением и дополнительными средствами связи;


— CV-90ARV. Ремонтно-эвакуационная машина;


— CV-90AMOS. Самоходный скорострельный миномет. Два 120-мм ствола с автоматами заряжания размещены в поворотной башне;


— CV90120-T Основной причиной установки 120 мм пушки на CV90 было стремление объединить огневую мощь танка и подвижные характеристики более легкой машины. Боевой вес CV90120-T составляет около 35 тонн, в то время как танк весит почти в два раза больше.

Машины семейства Strf 90 поставлялись шведским вооруженным силам, а также шли на экспорт. Швеция получила около 350 машин различных модификаций, Швейцария и Нидерланды располагают 180-190 единицами Strf 90, Финляндия и Норвегия заказали немного более сотни. Дания с ее 45 машинами замыкает список пользователей CV-90. По различным оценкам, бронетехника шведского семейства Strf 90 для указанных выше стран будет актуальна в пределах ближайших 15-20 лет. По истечении этого срока возможно проведение модернизации. Судя по активным работам в области создания на базе шасси CV-90 новой техники, в будущем все пойдет именно по такому сценарию. В настоящее время шведские инженеры экспериментируют с установкой на CV-90 башни с орудием калибра 120 миллиметров и продолжают совершенствовать миномет AMOS.

Машины CV-9040 шведской армии во время зимних учений. Над стволом БМП закреплены стрельбовые имитаторы

По материалам сайтов: https://haggve.se/ https://otvaga2004.narod.ru/ https://army-technology.com/ https://globalsecurity.org/ https://soldf.com/

История

Во время холодной войны компания Hägglunds начала производство нового семейства боевых машин под названием Combat Vehicle 90-х. В 1984 году шведская армия инициировала запрос на уникальную машину с высокой мобильностью, противовоздушной обороной и противотанковыми характеристиками, высокими характеристиками. выживание и защита. Всего было разработано пять прототипов, которые были изготовлены в 1988 году и тестировались в ходе испытаний, проведенных в период с 1988 по 1991 год. Первые поставки начались в 1993 году, и сейчас по всему миру поставлено более 1000 CV 90

почти во всех его вариантах. . [ 1 ]

Производство

Серийное производство CV 90 началось в 1993 году, а к 2000 году было заказано более 1000 эталонных танков. В ноябре 2000 г. Финляндия заказала 57 автомобилей модели CV9030

; [ 7 ] на общую сумму 250 миллионов евро ( в 2008 евро ), общая стоимость брони составляет 4,42 миллиона евро. [ 8 ] В июне 2004 года Финляндия разместила еще один заказ, согласно которому количество машин в ее арсенале составляет 102 единицы, [ 9 ] и по этому контракту сумма, которую нужно заплатить за каждую бронетранспортер, составила 2,92 миллиона евро ( в евро в 2008 году ) .[ 9 ] В декабре 2005 годаДаниязаказала 45 цистерн
CV9035
по цене 188 миллионов евро с оплатой за каждую единицу в размере 4,18 миллиона евро. [ 10 ] Королевство Голландиязапросило 184 машины в боевой конфигурации и 8 в конфигурации для обучения войск под
номером CV9035
, каждая из этих машин стоила 3901 миллион евро; общая выплаченная сумма составила 749 миллионов евро. [ 11 ]

Пользователи

Текущий

  • ШвецияШвеция

Основной пользователь и строитель, с 509 HP 90
в эксплуатации, в том числе 42
CV9040C
с добавленной броней. [ 22 ] [ ] [ ]

  • Дания Дания

45 CV 90
, в варианте
CV9035DK
. [ 25 ]

  • Эстония Эстония

44 CV9035NL Купил в Нидерландах в декабре 2014 года. Сейчас называется CV9035EE. Первая поставка состоялась в 2016 году. [44] [45] В том же году Эстония достигла соглашения с Норвегией о покупке 35 MK I дополнительных излишков. [46] Поставки из Нидерландов закончились 1 апреля 2022 г. [

  • Финляндия Финляндия

102 CV 90
, в варианте
CV9030FIN
(57 в первом порядке, 45 во втором порядке) [ 26 ] [ ]

  • Нидерланды Нидерланды

193 CV 90
в варианте
CV9035NL
(первоначальный заказ был на 184 машины [ 28 ] увеличен до 193 автомобилей [ 29 ] . Поставки будут завершены до конца 2011 года).

  • НорвегияНорвегия

104 CV 90
в варианте
CV9030N
, из которых 17 были обновлены и / или улучшены с включением кондиционера в десантном отделении, дополнительной брони и камеры заднего вида и переименованы в
CV9030NF1
. [ 30 ] [ ]

  • Швейцарский Швейцарский

186 CV 90
или
CV9030CH
[ 31 ]

Только в тестах

  • Канада Канада

1 CV9035 Mark III, только в стадии тестирования. [ 32 ]

  • объединенное Королевство Соединенное Королевство В итоге был выбран ASCOD SV .
  • Польша Польша

Разработано в VCI Anders .

Галерея

  • Шведский CV 90

    ( CV9040A
    / Strf 9040A
    ).

  • Шведский CV 90

    ( CV9040B
    / Strf 9040B
    ).

  • Финский CV 90

    ( CV9030FIN
    )
    .

  • Норвежский CV 90

    ( CV9030N
    )
    .

  • CV 90

    со 120-мм пушкой. (
    CV90120-T
    / противотанковый вариант).

  • Голландский CV 90

    ( CV9035NL
    )
    .

  • CV 90

    в конфигурации противовоздушной машины ( CV90AAV
    / Lvkv 90
    ).

  • Швейцарский CV 90

    ( CV9030CH
    / SPz 2000
    ).

внешняя ссылка

  • На Викискладе есть категория мультимедиа на CV 90
    .
  • Боевая машина 90 в армейских технологиях
  • Информация о Combat Vehicle 90 в BAE Systems Hägglunds
  • SoldF.com — CV9040 (на шведском языке)
  • Armada International 6 / 97-52 Информация от норвежского VCI о тестах и ​​изменениях, обнаруженных в CV9030, к вашим услугам (на английском языке)
  • CV9035 MkIII на вооружении Дании
Контроль властей
  • Проекты Викимедиа
  • Данные: Q659630
  • Мультимедиа: Hägglunds Combat Vehicle 90
  • Идентификаторы
  • GND : 7745502-2
  • Данные: Q659630
  • Мультимедиа: Hägglunds Combat Vehicle 90
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]