Гайд по тяжелому танку восьмого уровня КВ-4 WoT от aces.gg


Привет всем приверженцам по-настоящему бронированной техники, с вами aces.gg! Как вы уже догадались, сейчас мы будем говорить о настоящем тяжеловесе, которого заслуженно можно назвать легендарным. Речь пойдет о советском тяжелом танке восьмого уровня, перед вами КВ-4 гайд.

Без сомнений, можно сказать, что данный тяж побывал в ангаре у огромного количества игроков, многие оставили его себе и выкатывают время от времени. Давайте подробно рассмотрим КВ-4 характеристики со всех сторон и вы поймете, что этот агрегат действительно достоин внимания.

ТТХ КВ-4

Прежде всего, хочу сказать, что своим запасом прочности в 1700 единиц наш герой действительно оправдывает свое звание тяжелого танка, цифра впечатляет. Но есть тут обратная сторона медали, базовая дальность обзора очень плохая — ничтожные 350 метров.

Еще одной сильной стороной танка, конечно, является броня. В этом аспекте КВ-4 ТТХ выглядят очень выгодно, взять хотя бы корпус. Несмотря на отсутствие наклонов в лобовой проекции, мы довольно успешно можем танковать одноклассников, но если стать к противнику бортом под хорошим углом, пробить нас будет проблемой даже для машин десятого уровня.

Ввиду сказанного выше, пробить КВ-4 World of Tanks будет проще в башню. Вы не подумайте, этот элемент танк тоже крепок, но тут есть уязвимые зоны. Например, у нас на крыше имеется огромное пулеметное гнездо, толщина которого оставляет желать лучшего, да и основание башни тоже можно считать слабым участком.

В плане брони нужно только помнить, что наша маска орудия легко простреливается топовыми орудиями, а в передней части корпуса КВ-4 расположены баки и при пробитии НЛД, есть достаточно высокий шанс пожара.

Само собой, за мощную броню приходится платить и при нашем огромном весе и больших габаритах, КВ-4 танк WoT довольно медлителен. В нашем распоряжении имеется неплохая для такого исполина динамика, но вот максималкой и тем более маневренностью похвастаться не получится, едим мы медленно и поворачиваемся еще дольше.

Танкостроение на грани здравого смысла

11 марта 1941 года советская разведка передала «наверх» информацию о том, что в Германии запущено производство тяжёлых танков. Крупнейший из них, Тип VII, якобы имел массу 90 тонн и вооружение в виде 105-мм пушки. Советское руководство восприняло донесения разведчиков всерьёз. Соответственно, закипела и работа конструкторов, которым было поручено создать достойного противника для немецких тяжёлых танков. Результатом этой работы стало несколько неординарных проектов танков КВ-4

и
КВ-5
.

У страха глаза велики

Отчасти информация разведчиков оказалась верной, поскольку к середине 1940 года был готов проект тяжёлого танка VK 65.01, который действительно имел обозначение Pz.Kpfw.VII. Один из вариантов танка предполагалось вооружить 105-мм орудием, но длиной всего 20 калибров. С середины 1940 года началась разработка 36-тонного VK 36.01, который также именовался Pz.Kpfw.VI Ausf.B. Именно такую массу имел танк «Тип V», упоминавшийся в разведсводке. Информация о реальных машинах оказалась в ней перемешана со слухами. Эти слухи, впрочем, породили такую волну, что планы по производству тяжёлых танков в Советском Союзе были пересмотрены радикальным образом.


Продольный разрез КВ-4 разработки Духова. Хорошо заметно, что танк сильно напоминает удлинённый Т-220

Считается, что маховик программы по созданию советских сверхтяжёлых танков завертелся 7 апреля 1941 года, когда вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) №827–345сс. В реальности всё началось на две недели раньше. Изучив полученную от разведчиков информацию, в Главном автобронетанковом управлении Красной армии (ГАБТУ КА) пришли к выводу, что 90-тонный Pz.Kpfw.VII вооружён, скорее всего, танковой версией 105-мм зенитной пушки Flak 39. Такую пушку в 1940 году закупила советская комиссия. По изучении результатов стрельбы Flak 39 был сделан вывод, что более-менее эффективная защита от этой пушки возможна при толщине брони не менее 130 мм.

21 марта 1941 года были составлены тактико-технические требования на танк, который должен был получить индекс КВ-4. Его боевая масса оценивалась в 70–72 тонны. При этом лоб корпуса и башня по периметру должны были получить броню толщиной 130 мм, борта корпуса – 120 мм. В качестве вооружения планировалось использовать 107-мм пушку Ф-42 (ЗИС-6), а также 3 пулемёта. При этом в конце документа оговаривалось, что должно быть построено 2 танка – с 76-мм (речь шла о ЗИС-5 с баллистикой зенитки 3-К) и 107-мм орудиями. Боекомплект для 107-мм пушки предполагался в 70–80 выстрелов. В качестве силовой установки предусматривался двигатель мощностью 1200 лошадиных сил. В качестве временной меры предполагалось использовать 850-сильный мотор В-2СН. С более мощным двигателем максимальная скорость танка оценивалась в 35 км/ч.

К 27 марта был подготовлен проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об изготовлении опытных образцов тяжёлых танков». Согласно ему, оба образца нового тяжёлого танка планировалось изготовить к 1 ноября 1941 года. Чертёжную документацию Кировский завод подготавливал к 17 июля, а Ижорский завод к 1 октября отгружал корпуса и башни. К 1 сентября завод №92 отгружал одну 76-мм пушку ЗИС-5 и одну 107-мм пушку ЗИС-6.

Что касается силовой установки, в течение 10 дней ожидались соображения о разработке моторов на базе В-2 и М-40. Под В-2 имелся в виду двигатель В-2СН, а вот со вторым мотором ситуация интереснее. Этот мотор, имевший авиационное происхождение, выпускался на Кировском заводе. Его штатная мощность составляла 1000 лошадиных сил, также имелась форсированная до 1500 лошадиных сил модификация М-40Ф.

Шестой пункт постановления содержал соображения по поводу перевозки проектируемых танков по железным дорогам. Максимум, что мог предложить на тот момент Народный комиссариат путей сообщения (НКПС), – это четырёхосные платформы грузоподъёмностью 60 тонн. Разумеется, для танка массой больше 70 тонн они не годились.


Н. Л. Духов, один из создателей танков КВ-1 и ИС-3. Именно его проект тяжёлого танка КВ-4 стал победителем в конкурсе, устроенном в апреле 1941 года

Впрочем, к 7 апреля ситуация сильно изменилась. Вместо КВ-3, представлявшего собой переработанный Т-150 массой 50 тонн, запускалась разработка танка с тем же индексом, но боевой массой 68 тонн, лобовой бронёй 120 мм и 107-мм пушкой. Изменился подход и к КВ-4. Его боевая масса выросла до 75 тонн, при этом предусматривался возможный рост толщины брони до 140–150 мм. Толщина бортов достигла 125 мм. Срок по разработке ужесточался: макет и технический проект необходимо было представить к 15 июня, а корпус и башня ожидались к 15 августа 1941 года.

Но и это было ещё не всё. Вместо КВ-4 с пушкой 76 мм постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) №827–345сс обязало Кировский завод разработать танк, который по своим характеристикам однозначно являлся бы ответом на призрачный Pz.Kpfw.VII. Как и немецкая машина, проектируемый танк, получивший индекс КВ-5, должен был иметь боевую массу 90 тонн. Его вооружение и силовую установку планировалось оставить на уровне КВ-4. Рост массы достигался за счёт брони, толщина которой достигала в лобовой части 170 мм, а по бортам корпуса 150 мм. Численность экипажа обоих танков оценивалась в 6–8 человек.

Согласно постановлению, чертежи на КВ-5 необходимо было подать на Ижорский завод к 15 июля, а к 1 августа представлялась документация на танк и его полноразмерный макет. Корпус и башню Кировский завод получал к 1 октября, а сам танк намечалось построить к 10 ноября 1941 года.

Во все тяжкие

Предъявленные требования к новым танкам означали, что проектировать КВ-4 и КВ-5 предстоит если и не с нуля, то точно после серьёзного пересмотра концепции. Перед Ж. Я. Котиным, возглавлявшим КБ Кировского завода, встала сложная задача, которая должна была быть решена быстро.

Жозеф Яковлевич взял на вооружение идею, которую в конце 30-х годов при проектировании средних и тяжёлых танков использовало КБ опытного завода №185. В ходе разработки танков 115 и Т-100 отрабатывалось сразу несколько вариантов танка, которые готовили разные группы. Котин пошёл дальше и включил в разработку концепции КВ-4 практически всех инженеров КБ Кировского завода. Для большей мотивации наиболее успешные работы, по договоренности с директором Кировского завода И. М. Зальцманом, решили премировать.

Работа закипела в десятых числах апреля 1941 года. Условия конкурса ограничивали инженеров в довольно свободных рамках. Оговаривались двигатель (М-40), боевая масса (80–100 тонн) и башенная установка вооружения. При этом допускалась и многобашенная компоновка. В качестве основного вооружения указывалась 107-мм пушка ЗИС-6, к которой, по настоянию военных, добавилась вторая, калибра 45 мм. Всего на конкурс было представлено 27 проектов. Обо всех из них рамки статьи рассказать не позволяют, поэтому далее речь пойдёт о наиболее удачных и интересных работах.


Установка вооружения в башне КВ-4 разработки Духова

Наиболее успешно с поставленной задачей справился Н. Л. Духов. Не пытаясь заниматься «фантазиями на тему», Николай Леонидович подошёл к вопросу наиболее консервативно и фактически развил тяжёлый танк Т-220. Корпус машины он немного удлинил и расширил, вследствие чего количество опорных катков выросло до 8 на борт. По эволюционному пути пошла и разработка башни, очень напоминавшая увеличенную башню Т-220. С этого танка была взята (с изменениями) и командирская башенка, оснащённая пулемётом ДТ. Вооружение, состоящее из 107-мм пушки ЗИС-6 и 45-мм танковой пушки, разместилось в единой установке.

Боевая масса танка Духова должна была составить 82 тонны, и это был самый лёгкий из представленных проектов КВ-4. Бронирование полностью соответствовало заданным тактико-техническим требованиям, а максимальная скорость танка оценивалась на уровне 40 км/ч. Именно эту машину в итоге и выбрали победителем.


КВ-4 разработки Кузьмина, Тарапанина и Таротько. Казематная установка делает танк больше похожим на САУ. К слову, весной 1941 года шла речь и о разработке 107-м САУ на базе КВ-4

Второе место занял проект коллектива, состоящего из инженеров К. И. Кузьмина, П. С. Тарапанина и В. И. Таротько (в иных документах вместо Тарапанина указывается С. В. Мицкевич). Впоследствии Кузьмин и Таротько зарекомендовали себя как выдающиеся конструкторы-корпусники. КВ-4, который представил этот коллектив, получился крайне необычным. Его боевое отделение оказалось сдвинутым к корме, а двигатель разместили в центральной части корпуса. Основное вооружение танка инженеры разместили в казематной установке с большими углами горизонтальной наводки. 45-мм пушка при этом оказалась в отдельной башне. Боевая масса танка по проекту составила 88 тонн, ориентировочная скорость – 36 км/ч.


КВ-4 Цейца отличался необычной формой корпуса и отсутствием 45-мм пушки

Третье место занял проект Н. В. Цейца. Николай Валентинович был самым опытным инженером в коллективе КБ Кировского завода. Свою деятельность он начал ещё в 20-е годы, и за его плечами была целая плеяда машин. Проект, предложенный Цейцем, был прогрессивным и консервативным одновременно. От второй пушки конструктор отказался, посчитав её ненужным рудиментом. Особенностью проекта Цейца стала довольно высокая башня, позволявшая размещать 107-мм унитарные снаряды вертикально вдоль её бортов. Подобная концепция в теории позволяла заметно упростить работу заряжающего. Для компенсации значительной высоты башни корпус был сделан максимально низким. Между отделением управления и МТО Цейц сделал своеобразную «ступеньку».


КВ-4 Ермолаева был спроектирован таким образом, чтобы с него можно было легко убрать вторую башню. Здесь вспоминается история с СМК и его третьей башней, которую якобы «снял» сам Сталин

Высоко был оценен проект ещё одного ведущего конструктора Кировского завода. А. С. Ермолаев предложил танк сразу в двух вариантах. В первой версии 95-тонный КВ-4 имел две башни. В главной башне устанавливалась 107-мм пушка, а во второй, находившейся в передней части корпуса, размещалось 45-мм орудие. Второй вариант отличался лишь тем, что башня с 45-мм пушкой, а с нею и 5 тонн боевой массы, убирались. Похоже, что Ермолаев вспомнил об СМК, разработку которого он в своё время вёл. Стоит отметить, что схему, предложенную Ермолаевым, использовали авторы минимум ещё пяти проектов.


КВ-4 инженера Кручёных, самый тяжёлый из проектов. Вклейка с ошибочным обозначением его как КВ-5 сделана Н. Ф. Шашмуриным

Самым тяжёлым КВ-4 стал проект инженера Г. В. Кручёных, позже создавшего башню тяжёлого танка ИС-3. Подобно танку разработки К. И. Кузьмина, П. С. Тарапанина и В. И. Таротько, у этой машины двигатель размещался ближе к носовой части. Башни у танка оказалось две, при этом они размещались в два яруса – одна на другой. Третьим ярусом была командирская башенка с пулемётом. Весил КВ-4 Кручёных аж 107 тонн. Предложенная инженером схема с башнями, размещёнными одна на другой, оказалась использована ещё в пяти проектах.


КВ-4 Шашмурина, или, как он сам называл свой танк, Б.С. («бред сумасшедшего»)

Напоследок стоит упомянуть о КВ-4 разработки Н. Ф. Шашмурина. Сам Николай Фёдорович тему КВ-4 и КВ-5 называл Б.С., что расшифровывалось как «бред сумасшедшего». Лучше него о том, что за проект был им предложен, никто и не расскажет:

«Получив наряду с другими ведущими работниками КБ задание на разработку проекта такого циклопа, но непременно многобашенного, я, не разделяя должного оптимизма в отношении последнего условия (многобашенности – давно ли мы отказались от «Мюр-Мерилиз», заложенном в СМК), сделал «ход конем». Вообще отказался от башенных установок, и повторил то, что в свое время сделал на танке КВ-1 при установке гаубицы М-10, калибра 152 мм, то есть капонирную (рубочную) надстройку на бронекорпус. А поскольку уже был создан новый, практически сверхтяжелый танк КВ-3, то решил не мудрить о суперновом танке. Сбросив с него башню, повторил предыдущий вариант, как самоходное орудие большой мощности, установив там пушку Грабина калибра 107 мм. Указав в пояснительной записке, что в определенных условиях пушка может быть изъята, а вместо нее в боевом отделении может быть размещено стрелковое отделение пехотинцев. Этот вариант на конкурс не был допущен, так как не были выполнены условия – более высокая защита, масса танка 80–100 тонн, башенная (многобашенная) установка вооружения. Чтобы избежать ненужной конфронтации, я пошел на компромисс. Считая, что супертяжеловес не может быть танком, приняв к исполнению заданную защиту, вложился в вес порядка 90 тон, сохранил капонирную установку основного орудия, а на крышу пониженной рубки установил серийную башню танка КВ-1. Кончилось это тем, что И.М. Зальцману этот вариант очень понравился (с учетом его «разумной», как он выразился, универсальности,) и я получил вторую премию в размере 1000 рублей. Это здорово. Купил на эти деньги жене шубу».

Запасной вариант

9 мая 1941 года были подведены итоги конкурса на проект КВ-4. Духов, занявший первое место, получил 5 тысяч рублей. К. И. Кузьмин, В. И. Таротько и С. В. Мицкевич получили за свой проект, занявший второе место, 3 тысячи рублей. По 2 тысячи рублей за свои работы получили Н. В. Цейц, А. С. Ермолаев и Л. Е. Сычев. Н. Ф. Шашмурин за свою работу получил 1500 рублей.

Вместе с тем, проектные работы по теме КВ-4 шли медленно. Согласно постановлению, отработанный технический проект и макет КВ-4 должны были представить к середине июня, но, судя по переписке, особых подвижек в этом вопросе не наблюдалось. Дело дошло до того, что вмешался маршал Кулик, потребовавший ускорить работы. Насколько это помогло, неизвестно, поскольку его письмо датировано 12 июня, а спустя 10 дней началась война.

Совсем в ином темпе шли работы у ещё одной заинтересованной стороны – Наркомата путей сообщения. Начиная с весны 1941 года шла активная переписка между ГАБТУ и НКПС по поводу платформ для новых танков. Первоначально речь шла о 72 тоннах боевой массы, но уже в апреле 1941 года назывались уже другие цифры – 80–100 тонн. На 1941 год ГАБТУ заказало 200 таких платформ, а на 1942 год – аж 1500 штук. В итоге железнодорожники, в отличие от танкостроителей, свою миссию выполнили. Уже в 1941 году началось производство 120-тонных шестиосных платформ. Их длина и грузоподъёмность были, что называется, с запасом.


Продольный разрез корпуса КВ-5. Как можно заметить, в нем много общего с КВ-4 Цейца

Что же касается КВ-5, то вплоть до июня 1941 года работ по нему практически не велось. Судя по письму Зальцмана о премировании за конкурс по КВ-4, что-то подобное планировалось и в отношении КВ-5, но затем от идеи отказались. Идею Котина с конкурсом не поддержали, решив использовать наиболее удачные варианты КВ-4. Поскольку проект Духова взяли в оборот, а машина с кормовым расположением боевого отделения оказалась чересчур передовой, выбор пал на дальнейшее развитие КВ-4 разработки Н. В. Цейца. Николай Валентинович был назначен старшим инженером машины. Также в разработке КВ-5 оказались задействованы другие инженеры, участвовавшие в конкурсе по КВ-4. К. И. Кузьмин занимался корпусом танка, Л. Е. Сычёв – башней и установкой вооружения. Проектирование ходовой части поручили Н. Т. Федорчуку, имевшему большой опыт проектирования.

В отношении КВ-4 и КВ-5 сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, ГАБТУ заняло позицию, согласно которой КВ-3, разработка которого шла полным ходом, являлся временным решением, и в 1942 году его собирались заменить на один из этих двух танков. Какой именно танк будет выбран (КВ-4 или КВ-5), предполагалось определить по итогам совместных испытаний.

С другой стороны, КВ-4, проект которого был утвреждён ещё в мае, практически не реализовывался в виде заводской документации. Этого не скажешь о КВ-5, документацию по которому продолжали изготовлять даже после начала Великой Отечественной войны и приказа о сворачивании работ. По ходу его разработки даже меняли технологию изготовления. Последние чертежи были готовы в августе 1941 года, когда немцы уже подошли к Ленинграду.


Ленивец КВ-5, чертёж датирован началом августа 1941 года

Как уже говорилось выше, за основу КВ-5 был взят КВ-4 Цейца. Идею с высокой башней и максимально низким корпусом развили дальше, сделав упор на большую технологичность. Во-первых, от ступеньки под башню отказались. Вместо неё механик-водитель получил отдельную рубку, а стрелок-радист – пулемётную башенку. Благодаря этому высота корпуса в передней его части составила всего 920 мм. Во-вторых, отказались от округлой формы главной башни, сделав её более технологичной. К слову, в финале толщина брони лобовой части танка выросла до 180 мм, что делало его в лобовой проекции практически неуязвимым для артиллерии того периода.

Танки призрачных баталий

Обычно разработка КВ-4 и КВ-5 рассматривается как лишённая смысла трата времени и средств. Во многом это так и есть. Даже если бы война началась не в 1941 году, вряд ли эти танки могли попасть в серию. Однако не следует забывать, что дыма без огня не бывает. Ошибка советской разведки, доложившей об имевшихся у вероятного противника тяжёлых танках, имела под собой объективные основания.


Переписка Krupp свидетельствует как минимум о том, что 15-см пушка длиной в 40 калибров для VK 70.01 проектировалась ещё в марте 1941 года

Изучение документов в Бундесархиве показало, что ещё в марте 1941 года концерн Krupp начал разработку некоей машины, обозначавшейся как 15 cm K. L/40 in Sfl (то есть самоходной 149-мм пушки). Так вот, осенью 1941 года этот проект превращается в… 15 cm L L/40 für VK 7001. Да-да, речь идёт о том самом VK 7001, который известен как Pz.Kpfw. Löwe, и как… Pz.Kpfw.VII. Боевая масса у этого танка также составляла 90 тонн, а в качестве одного из вариантов вооружения предполагалась 105-мм пушка. Кто знает, может именно об этом Pz.Kpfw.VII и узнала наша разведка. В любом случае, это был совсем не тот VK 7001, который сейчас широко известен. Рациональные углы наклона бронелеистов в проектах своих танков немцы стали применять только осенью 1941 года, после знакомства с Т-34.

Литература и источники:

  • ЦАМО РФ
  • BAMA (Bundesarchiv)
  • Архив автора
  • Архив Геннадия Малышева
  • Архив Александра Смирнова
  • Отечественные бронированные машины. XX век. Том 1. 1905–1941, А. Солянкин, М. Павлов, И. Павлов, И. Желтов, Экспринт, 2002 г.
  • 50 лет Противоборства. К вопросу о развитии отечественного танкостроения. Н. Ф. Шашмурин, 1987 г.

Орудие

Теперь поговорим о гордости каждого танка – вооружении. У нас на борту установлена хорошая, я бы даже сказал комфортная пушка, но она имеет свои преимущества и недостатки.

Итак, КВ-4 орудие обладает достойным, но далеко не самым большим на уровне альфастрайком. Зато мы получаем достойную скорострельность, за счет чего способны выдавать примерно 1860 урона в минуту, результат довольно неплохой.

Кроме всего прочего, у КВ-4 World of Tanks пушка имеет очень хорошие параметры бронепробития базовым снарядом, но лучше перестраховаться и закупить перед боем 10—15 голдовых снарядов, все-таки нам часто приходится воевать против 9 и 10 уровней.

Что касается характеристик точности, тут все относительно. С одной стороны, нам дали довольно комфортный разброс, но вот стабилизация и тем более скорость сведения орудия у КВ-4 WoT подкачала, нужно будет исправлять эти моменты.

Кстати, углы вертикальной наводки у нашего великана тоже слабоваты, пушка опускается вниз всего на 6 градусов, так что по-настоящему качественно играть от рельефа местности не получится.

Советы по игре.

Находясь в топе списка, вы ни в коем случае не должны отсиживаться за спинами — вы должны ехать вперед, пользоваться своим хорошим бронированием, поскольку от танков ниже уровня вы очень часто будете ловить не пробития.

Если вам противостоят танки более высокого уровня, то чаще вам нужно действовать сзади не лезть вперед и использовать преимущество вашего орудия, а именно очень хорошую точность. Поскольку против 9-10 уровней нашей брони критически не хватает. Так же если есть в противоположной команде высокоуровневая артиллерия и вы после засвета стоите на месте, все это очень часто заканчивается походом в ангар, ибо наш танк очень желанный для артиллерии и на то есть причины. Да, КВ-4 прекрасно бронирован по кругу, но вот верхнее бронирование танка составляет 20-30 мм и бронебойный снаряд от артиллерии может нас легко пробить, а как следствие сваншотить. Так же хочется отметить габариты танка — он не маленький и промахнуться по нему сложно, да и скорость в 30 км/ч не очень велика. Наш танк очень уязвим к фугасным снарядам, любое попадание в лоб критует нам орудие.

Рассмотрим варианты действия на различных картах. К примеру, на Химмельсдорфе, вы можете легко танковать и продавливать направление «банан». Так же вы можете легко вытанковывать урон через борта на квадрате D7, для этого нужно встать, так что бы НЛД не был виден врагам, а только борта, которые они никогда не пробьют, ибо углы очень большие и я получал рикошеты от БЛ-10.

Вторым примером служит карта Редшир.В квадрате В9 есть хороший сейв от артиллерии, при условии респа с перовой базы, если кто не помнит это нижняя база.

В этом квадрате вы контролите всю восьмую линию, не давая противникам прорвать её. После продавливания направления можно свободно убить ПТ на горе, артиллерию на «А» линии и захватить базу.

Преимущества и недостатки

Чтобы лучше понимать механику игры на танке, необходимо хорошо знать все его слабые и сильные стороны. Случай с КВ-4 не исключение и чтобы вам было проще ориентироваться в многообразии характеристик, выделим основные нюансы отдельно. Плюсы: • Неплохой альфастрайк; • Отличные параметры пробития; • Большой запас прочности; • Отличное бронирование; • Достойная динамика для своего веса. Минусы: • Очень маленький обзор; • Слабая подвижность и поворотливость; • Длительное время сведения; • Большие габариты; • Уязвимое расположение топливных баков.

Умения экипажа.

Всему экипажу первым делом — ремонт.

Второй скил: индивидуальный для каждого члена экипажа Командир — Шестое чувство Наводчик — Снайпер Мех-вод — Король бездорожья Заряжающий – Интуиция и бесконтактная боеукладка Радист – Радиоперехват

Третий скил: индивидуальный для каждого члена экипажа Командир – Мастер на все руки Наводчик – Плавный поворот башни Мех-вод — Плавный ход Заряжающий – Пожаротушение Радист – Пожаротушение

Четвертый скил: индивидуальный для каждого члена экипажа Командир – Орлиный глаз Наводчик – Мастер-оружейник Мех-вод — Виртуоз Заряжающий – Маскировка Радист – Маскировка

Оборудование для КВ-4

Чтобы чувствовать себя в бою более комфортно, очень важно правильно подобрать и установить дополнительные модули на танк, ведь это отличная возможность улучшить параметры машины. В случае КВ-4 оборудование ставится следующее: 1. – никогда нельзя упускать возможность увеличить свой ДПМ, так что этот модуль обязателен. 2. – ранее мы говорили о слабоватой стабилизации и плохой скорости сведения, данный вариант позволит улучшить точность орудия. 3. – при прочих равных этот модуль также выглядит очень достойно, ведь мы получаем буст сразу к нескольким важнейших параметрам.

Ввиду нашего очень слабого обзора, компенсировать его должным образом можно только установив , но такое развитие, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Так что в качестве альтернативы третьему пункту на тяжелый танк КВ-4 WoT можно поставить , чтобы сделать точность еще сильнее улучшить точность, или же потратиться на , ведь при наших габаритах и слабой подвижности, артиллерия будет доставлять массу неудобств.

Сводная таблица основных характеристик проектов

КонструкторыМассаГлавный калибрДополнительный калибрМакс. СкоростьЛобовая броняЭкипажДлинаШиринаВысота
С. Федоренко107 мм в башне45 мм в башне сверху35 км/ч
Г. Кручёных107,7т107 мм в башне45 мм в башне сверху34 км/ч180мм9 чел9,13м4,03м3,78м
К. Буганов93т107 мм в башне45 мм в башне сверху42 км/ч190мм6 чел7,70м3,80м3,9м
Ф. Маришкин107 мм в башне45 мм в башне сверху40 км/ч
Г. Москвин107 мм в башне45 мм в башне сверху31,3 км/ч
Н. Струков92т107 мм в башне45 мм в башне сверху36 км/ч186мм6 чел8,6м4 м3,8 м
А. Ермолаев107 мм в башне45 мм в башне35 км/ч
Л. Сычёв107 мм в башне45 мм в башне35 км/ч
Л. Переверзев100т107 мм в башне45 мм в башне39 км/ч125мм6 чел6,5м3,8м3,32м
Быков107 мм в башне45 мм в башне36 км/ч
Неизвестный107 мм в башне45 мм в башне37 км/ч
Неизвестный107 мм в башне45 мм в башне40 км/ч
М. Креславский92,6т107 мм в общей башне45 мм в общей башне32 км/ч125мм6 чел3,225м
Н. Духов82,5т107 мм в общей башне45 мм в общей башне35 км/ч
Н. Шашмурин92 т107 мм в корпусе76 мм в башне35 км/ч188мм7 чел10м3,88м
П. Михайлов86,5т107 мм в башне45 мм в корпусе21 км/чдо 180мм5 чел3,6м
Г. Турчанинов107 мм в башне45 мм в корпусе35 км/ч
Н. Цейц90т107 мм в башнеОтсутствует36 км/ч125мм7 чел8,35м4,03м3,62м
П. Тарапатин/К. Кузьмин/В. Таротько88т107 мм в башне с огр. УГН45 мм36 км/ч125мм6 чел9,26м3,79м3,175м
В. Павлов45 мм в башне с огр. УГН38 км/ч
Д. Григорьев45 мм в башне с огр. УГН35 км/ч

Тактика игры на КВ-4

В силу того, что в наших руках очень бронированный для своего уровня, но при этом большой и медлительный танк с отвратительным обзором, на КВ-4 тактика ведения боя сводится к занятию позиции на первой линии, ближним столкновениям и методичному продавливанию выбранного направления.

Будьте готовы к тому, что вам не хватит скорости передвижения чтобы сменить фланг и уж тем более вернуться назад, так что играя на КВ-4 WoT нужно сразу продумывать стратегию и постоянно отслеживать ситуацию в бою.

Касательно лобовых столкновений, для которых наш агрегат подходит лучше всего, нужно всегда стараться подворачивать корпус и пританцовывать между выстрелами, чтобы усложнить оппоненту выцеливание наших уязвимых зон. Но еще более выгодно на КВ-4 World of Tanks – танкование бортом. Показывая борт под острым углом, нас далеко не всегда могут пробить даже топовые машины, не говоря уже о боях вверху списка.

Главное, о чем вы всегда должны помнить – бойтесь артиллерию, ведь из-за сарайности медлительности попасть по нам не так уж сложно, а также стоит опасаться подвижных СТ и ЛТ. Закрутить тяжелый танк КВ-4 не составит труда. Для этого старайтесь не оставаться в одиночестве, ведь гораздо лучше, если при вашей помощи будет создан мощный боевой кулак, который вы поведете к победе.

Ссылки

  • Средние танки Т-34 · Т-34-57 · А-43/Т-34М

    ·
    А-44
    ·
    КВ-13
    ·
    Т-43
    · Т-34-85 · Т-44 ·
    Т-34-100

    Тяжёлые танки КВ-1 · КВ-2 · Т-150

    ·
    КВ-220
    ·
    КВ-3
    ·
    КВ-4
    · КВ-1с ·
    КВ-5
    ·
    КВ-1К
    · КВ-85 ·
    КВ-9
    ·
    КВ-100
    ·
    КВ-122
    ·
    ЭКВ
    · ИС-1 · ИС-2 ·
    Объект 244
    ·
    Объект 245
    ·
    Объект 248
    · ИС-3 ·
    СТ-1
    ·
    ИС-5
    ·
    ИС-6

    Огнемётные и химические танки КВ-6

    · КВ-8 · ОТ-34 ·
    КВ-12

    Суррогатные танки НИ-1 ·
    Лёгкие САУ ЗИС-41

    ·
    76,2-мм штурмовое орудие поддержки
    ·
    И13.73-СУ
    ·
    И13.75-СУ
    ·
    И13.76-СУ
    · СУ-76 ·
    СУ-71
    ·
    СУ-15
    ·
    СУ-16
    ·
    СУ-ИТ-45
    ·
    СУ-74А
    ·
    СУ-74Б
    ·
    СУ-74Д
    ·
    ГАЗ-75
    ·
    НАТИ-ЦАКБ
    ·
    Истребитель танков (проект МВТУ)
    ·
    СУ-85А
    ·
    КСП-76
    ·
    ОСУ-76
    ·
    СУ-85Б

    Средние САУ У-34

    · СГ-122 · СУ-122 ·
    СУ-Д25
    ·
    СУ-122М
    ·
    СУ-85-I
    · СУ-85 ·
    СУ-122-III
    ·
    СУ-85-IV
    · СУ-76и ·
    СУ-Д15
    ·
    СУ-85БМ-I/СУ-85БМ-II
    · СУ-100 ·
    СУ-122П
    ·
    СУ-122-44
    ·
    ЭСУ-100
    ·
    СУ-100М-1
    ·
    СУ-100М-2
    ·
    СУ-101 · СУ-102

    Тяжёлые САУ КВ-7

    ·
    У-18
    ·
    У-19
    · СУ-152 ·
    С-51
    ·
    С-59
    · ИСУ-152 · ИСУ-122 · ИСУ-122С ·
    ИСУ-152-1
    ·
    ИСУ-152-2
    ·
    ИСУ-122-1
    ·
    ИСУ-122-3
    ·
    ИСУ-130
    ·
    ИСУ-152 образца 1945 года

    Суррогатные САУ ЗИС-30 · ХТЗ-16
    ЗСУ ЗИС-43

    ·
    Т-90
    ·
    СУ-72
    ·
    СУ-11
    · ЗСУ-37

    РСЗО БМ-8-24 · БМ-13-16 · БМ-8–48 · БМ-13Н · БМ-31-12
    Бронеавтомобили ЛБ-62

    · · БА-64

    Бронетранспортёры ТБ-42

    ·
    БА-64Е
    ·
    Б-3

    Бронированные тягачи Объект 42

    ·
    ЗИС-22МБ
    ·
    АТП-1

    Боевые аэросани и снегоходы ЦАГИ-AHT-IV · НКЛ-16 · 02СС

    · НКЛ-26 · РФ-8 (ГАЗ-98) ·
    БА-64-З

    Танкетки-торпеды ЭТ-1-627
    курсивом

    выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы

Теперь о самом главном – о броне

Когда этот танк вводили в игру, сама игра была несколько другой: не было кучи птсау с огромным бронепробитием, не было фугасных бабах и универсальных мобильных ст, с броней как у тт, не было такого количества голды у игроков. В те далекие времена КВ-4 был настоящим монстром, перемалывающих своих соперников без всяких трудностей.

Сейчас же этот танк переживает не лучшие свои времена, настолько не лучшие, что разработчики его планируют перебалансить, либо вообще вывести из ветки прокачки, заменив его на другой танк.

История создания

Работы по созданию проекта были начаты в 1943 году на ЧКЗ в г. Челябинске в СКБ-2, в то время, когда был принят на вооружение ИС-122. Руководил созданием проекта сначала Троянов Л.С., чуть позже на должность руководителя был назначен Балжи М.Ф., создатель ИС-3.

Проект под обозначением «К» изначально предназначался для борьбы с немецкими тяжелыми танками, как основной противник Panther,Tiger и их модификаций. Требуемые характеристики и чертеж агрегатов машины были приняты 10 декабря 1943 г., а через 4 месяца был создан макет из дерева.

При конструировании за основу был взята компоновка танка ИС, с модернизацией и изменениями узлов машины.

Бронезащита машины была существенно увеличена, что способствовало внесению изменений в ходовую часть из-за возросшей массы. Так количество опорных катков увеличилось до 7 штук с каждой стороны машины, а ширина гусениц выросла до 730 мм. Кроме того, мощности существующего двигателя, устанавливаемого на ИС-3, для такой тяжелой машины было явно недостаточно.

На помощь пришло конструкторское бюро при ЧТЗ — СКБ-12 (занимающееся разработкой дизельных двигателей) с новым 12-цилиндровым В-12, спроектированным на основе знаменитого двигателя В-2. Также к концу проектирования машины была разработана новая трансмиссия. Увеличение бронирования повлекло за собой и изменение крепления башни с новой системой управления поворотом.

В середине весны 1944 года проект был утвержден и получил название «Объект 701». Всего существовало шесть версий проекта, главным отличием которых являлась установленная артиллерийская система.

  1. Объект №701-1. На данный прототип, выпущенный в апреле 1944 года, производился монтаж 122 мм артиллерийской системы Д-25Т. После проведения полигонных испытаний, в июне 1944 года проект был направлен на устранение выявленных недостатков.
  2. Объект №701-2. Единственным отличием проекта от предыдущего являлась установленная 122 мм артиллерийская система С-34-II.
  3. Объект №701-3. На данный образец устанавливалось орудие С-34-I калибром 100 мм. Вместе с уменьшением калибра пушки увеличилась толщина лобовой брони на 20 мм (у первых двух версии толщина «лба» равнялась 140 мм, третья версия обладала 160 мм). Для того, чтобы уменьшить негативное влияние на проходимость из-за возросшей массу, увеличена длина машины. Но, проведенные мероприятия незначительно повлияли на улучшение ходовых качеств проекта.
  4. Объект №701-4. Данный объект – это модернизированный №701-1. Главным отличием явилась модернизация ходовой части машины. После проведения испытаний пробегом, на 1160 км выявились недостатки трансмиссии, и машина была также направлена на доработку.
  5. Объект №701-5. Проект был изготовлен в конце осени 1944 года, в основе машины лежали проекты 701-3 и 701-4. Главным отличием явилось увеличение броневой защиты «лба» башни до 250 мм, а бронезащита кормы танка была увеличена до 120 мм. На объект было поставлена 122 мм арт. система Д-25Т.
  6. Объект №701-6. Последняя версия проекта, испытания которой завершились 21 апреля 1945 года, отличалась от предыдущей модернизированной ходовой частью.

И если после проведения всех испытаний и устранения недостатков вопросов по машине не было, то в случае оснащения танковым орудием объекта 701 перед разработчиками стала дилемма. Выбор был непростой – это пушки, калибром 122 мм, С-34-II и Д-25Т. И если первая обладала большой точностью, то вторая производилась серийно. Последний фактор и стал убедительным в принятии решения об оснащении объекта 701 артиллерийской системой Д-25Т.

Новый танк получился громоздким и проигрывал ИС-3 из-за большей массы и низкой проходимости, но выигрывал за счет более сильной бронезащиты. Именно последний фактор способствовал запуску в серию объекта.

Через год, 29 апреля 1946 танк был принят на вооружение и получил название ИС-4, к сентябрю этого же года изготовлено 25 единиц. Данная партия предназначалась для проведения испытаний, через месяц, 8 октября ИС-4 был запущен в серию. Налаживание массового производства шло очень медленно и за три месяца удалось изготовить всего 20 единиц.

Дальнейшая судьба танка

Все 244 экземпляра ИС-4 несли службу в частях на Дальнем Востоке и были сняты с вооружения в 60-х годах. Причиной отказа от дальнейшего выпуска танка явилась дороговизна и сложность производства, что исключало возможность массового выпуска в случае войны с вероятным противником. Чрезмерная масса танка снижала возможности перевозки железнодорожным или автомобильным транспортом.

Кроме того, болезни ходовой части, которые появились еще в ходе изготовления первых образцов и проведения испытаний, так и не были до конца устранены. В боевых конфликтах во второй половине 40-х и до 60-х годов, танк участия не принимал, наверно, сказалась сложность его транспортировки на возможный театр боевых действийи дороговизна обслуживания. Оставшиеся к концу службы танки стали мишенями при проведении учебных стрельб, а демонтированные башни с орудиями, устанавливались как отдельные огневые точки на границе с Китаем.

Сегодня, несколько единиц ИС-4 сохранилось и их можно увидеть как в экспозиции музея, так и виде памятника:

  • музей бронетанковой техники в Кубинке;
  • парк Дома офицеров РА в г. Чита;
  • памятник в г. Забайкальск.

К моменту запуска ИС-4 в массовое производство война подошла к концу, соответственно и основное предназначение машины, как убийцы немецких тяжелых танков и самоходных установок оказалось не востребованным.

Высокая трудоемкость, дороговизна изготовления машины, большой вес и ненадежность некоторых агрегатов – все это способствовало тому, что машина была снята с производства через три года и в дальнейшем не принимала участия в каких-либо боевых действиях. На смену тяжелым танкам постепенно пришли основные, которые не уступали по мощности вооружения, но имели улучшенные динамические характеристики. А сниженный вес основных машин сделал их универсальными.

Описание конструкции

Изначально к разрабатываемой машине были предъявлены следующие требования:

Броневой корпус и башня

Броневой корпус — сварной, из катаных плит и листов гомогенной стали, башни — сварные из катаных плит и листов.

Вооружение

В качестве вооружения предполагались два орудия: 107-мм ЗИС-6 а также 45-мм 20-К. Для борьбы с живой и малобронированной силой противника также планировалось устанавливать пулемёты ДС и ДТ. В качестве дополнительного вооружения некоторые конструкторы планировали использовать огнемёт.

Средства наблюдения и связи

Планировалось устанавливать на танки радиостанции 10-Р, а также приборы наблюдения в командирской башенке.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки был представлен авиационный поршневой 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный дизельный двигатель водяного охлаждения М-40, мощностью 1200 л.с.

Ходовая часть

Торсионная подвеска, катки с внутренней амортизацией.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]