Характеристики легкого танка Mk.III «Валентайн»
Характеристики приведены для модели легкого танка Mk III Valentine (II)
История создания легкого танка Mk.III «Валентайн»
Английский легкий танк Mk.III «Валентайн» (Infantry Mk. III Valentine) был разработан по инициативе в 1938 году. Свое необычное название танк получил скорее всего по аббревиатуре от полного названия концерна «Виккерс-Армстронг» («Vickers-Armstrongs Ltd., Elswick & Newcastle-upon-TYNE»), или же по имени Валентайна Кардена — конструктора фирмы.
По английской классификации «Валентайн» классифицировался как пехотный танк, однако конструкторы хотели создать что-то более универсальное — соединяющее как черты крейсерского, так и пехотного танка — годного как для поддержки пехоты, так и для самостоятельных рейдов на территорию неприятеля, после прорыва линии обороны.
Первые машины поступили на вооружение в мае 1940 года, а закончилось производство танка в самом начале 1944 года. Mk.III «Валентайн» выпускался как собственно в Англии (6854 единиц), так и в Канаде (1420 единиц).
3782 «Валентайна» были первыми боевыми машинами поставленными в Советский Союз по ленд-лизу, и наряду с советскими легкими танками Т-70 и Т-60 приняли участие в битве под Москвой. В дальнейшем, «Валентайн» использовался советской армией вплоть до 1943 года, когда легкие танки стали повсеместно выводить из основного войскового состава. Правда все эти машины подверглись переделкам, и в частности, вместо штатной 40-мм пушки получили орудие калибра 57-мм.
Легкий танк Mk.III «Валентайн» (Valentine)
Советские танкисты положительно оценивали боевые качества машины, который, хотя и проигрывал у аналогичных советских машин по маневренности, скорости и мощи огня, имел более прочную броню и довольно высокую живучесть.
Не менее хорошо танк показал себя в Северной Африке, во время высадки в Нормандии, в боях с японцами на Бирме и Мадагаскаре — география использования танка, говорит сама за себя.
Mk.III «Валентайн» состоял на вооружении Великобритании (включая Новую Зеландию и Австралию), Канады, Советского Союза, Ирака, Турции, Португалии, Польши, Франции. Последние «Валентайны» закончили службу только в 1955 году (Новая Зеландия).
Наперегонки с модой
Однако, и «Валентайнrу» Mk.X не повезло. Дело было в том, что летом 1942 года в бой пошли американские танки «Ли» и «Грант» с универсальными 75-мм орудиями, а осенью — более совершенные «Шерманы». Как раз осенью 1942 года англичане начали думать о собственной крупнокалиберной пушке. В ноябре 1942 года в башне «Валентайн» Mk.IX испытали 12-фунтовую пушку с дульным тормозом от . Орудие казалось довольно привлекательным вариантом для перевооружения танка. Пробитие бронебойного снаряда было немного выше, чем у 6-фунтовки, зато у танка появился мощный осколочно-фугасный снаряд. Однако, скоро появился ещё один подходящий вариант.
Так как американские 75-мм орудия понравились британцам, а унификация снарядов облегчила бы производство, баллистику пушки использовали при разработке нового орудия на основе 6-фунтовки. Новая 75-мм пушка официально именуемая Ordnance, Quick Firing, 75 mm (в документах также проходила ка 6-pdr/75 mm и 75 mm QF) помещалась в любой танк, в котором уже стояла 6-фунтовка. В результате повысить огневую мощь «Валентайна» оказалось довольно просто. 75-мм пушка в башне танка «Валентайн» IX с регистрационным номером Т.66991 поступила на испытания в Лулворте уже в марте 1943 года. В качестве эталона на те же испытания поступил обычный «Валентайн» Mk.IX с регистрационным номером Т.67160.
«Валентайн» Mk.XI, последний вариант машины. Он уже имел 75-мм пушку и спаренный пулемёт
При стрельбе по неподвижным целям с 500-1000 ярдов и по движущимся целям с 1400 ярдов пушки показали себя одинаково. Наводчики жаловались, что танк заметно сильнее трясёт при стрельбе из 75-мм пушки, чем 57-миллиметровой. Испытатели отметили, что из-за более низкой начальной скорости 75-мм снаряда и хорошо видимых разрывов наблюдать за попаданиями было легче. 75-мм пушка также давала меньше дыма при стрельбе, что помогало наблюдению из танка. Несмотря на наличие дульного тормоза, выстрел поднимал меньше пыли, чем 6-фунтовка. В основном, облака пыли появлялись в 15 футах по сторонам машины и быстро оседали.
При стрельбе по цели на дистанции в 550 ярдов с хода на скорости в 5-7 миль в час, 75-мм пушка показала ещё один недостаток. Заряжание занимало больше времени, как из-за более крупного и тяжелого патрона, так и из-за особенности боеукладок, изначально сконструированных для 6-фунтового патрона. Вынув 75-мм патрон из укладки, заряжающему ещё приходилось снять с него скобу. На скорострельность при стрельбе на ходу эти факторы не влияли, так как наводчик целился медленно, но испытатели отметили что максимальная скорострельность 6-фунтовки при стрельбе с места была бы выше.
«Валентайн» Mk.XI артиллерийских наблюдателей и «Черчилль» Mk.VII, Гох, Германия, 1945 год
Скорострельность ограничивал ещё один фактор: токсичность. Концентрация угарного газа после стрельбы из 75-мм пушки была примерно в два раза выше, чем в танке с 6-фунтовкой. Вести огонь можно было только с рабочим двигателем, один вентилятор в башне с пороховыми газами не справлялся.
Пушка себя вела хорошо — испытатели отметили лишь две застрявшие гильзы из-за попавшей в камору пыли. Некоторые снаряды не удалось зарядить из-за деформации при доставке. Система отката работала удовлетворительно. Длина отката орудия на начало испытания составляла 11,35 дюйма и к пятому выстрелу выросла до 11,6 дюйма, после чего оставалась стабильной.
Как обычно, испытатели нашли массу недостатков, особенно в конструкции боеукладки. Однако это не помешало им признать, что новое орудие имеет массу преимуществ над 6-фунтовкой.
«Валентайн» Mk.XI в качестве машины артиллерийских наблюдателей, Хопстен, Германия, 1945 год
Новый танк приняли на вооружение под названием «Валентайн» Mk.XI. Конструкция серийных танков основывалась на «Валентайнt» Mk.X, а не Mk.IX, так что спаренные пулемёты на этих танках тоже были. На этом конструирование «Валентайнов» закончилось. Лёгкий и простой танк пришёлся весьма кстати, когда британцам требовалось восполнить танковый парк после разгрома во Франции в 1940 году, но к 1943 поставки из США во многом решили проблему количества. Когда-то внушительная броня толщиной в 60 мм больше не годилась, так как более эффективная защита имелась уже и у крейсерских танков. Соревноваться с ними по скорости «Валентайн» не мог с самого начала. Танки всё ещё использовались в качестве шасси для спецмашин, но даже установка более мощных орудий не смогла существенно продлить срок службы «Валентайна».
Конструкция легкого танка Mk.III «Валентайн»
Британский легкий пехотный танк Mk.III «Валентайн» имел классическую компоновку с задним расположением моторного отделения и передним размещением отделения управления и трансмиссии. Коробчатый корпус собирался из стальных катаных бронелистов, крепящихся на каркас с помощью заклепок, болтов и сварки.
Боевое отделение занимало среднюю часть танка, башня танка располагалась над боевым отделением в подбашенной коробке.
Экипаж танка Mk.III «Валентайн» состоял из трех человек: командир танка, заряжающий и механик-водитель. Места командира танка и заряжающего размещались в башне (начиная с 1942 г. к ним добавился 4-й члены экипажа — наводчик).
Посадка экипажа в танк осуществлялась через два люка — в крыше передней части корпуса (люк мехвода ), и в крыше башни (командир и заряжающий). В трехместной башне (1942 г.) в башне был не 1, а 2 люка — для командира и заряжающего, и для наводчика.
Башня легкого танка Mk.III «Валентайн» имела цилиндрическую форму и была выгнута из одного бронелиста, что позволяло добиться относительно равномерного бронирования по всей поверхности (как у «Матильды 2» — конструктивно эти танки вообще похожи). Крыша башни также представляла собой единый стальной лист, в задней части башни размещена выраженная кормовая ниша, а в передней вырезано прямоугольное отверстие, в которое устанавливалась броневая маска пушки. Толщина брони маски и башенного листа — одинакова и составляла 65 мм.
Ходовая часть легкого танка Mk.III «Валентайн» применимо на один борт включала:
- шесть опорных катков большого диаметра, сгруппированных в блоки по три, и крепящиеся на спиральные рессоры.
- три поддерживающих катка
- ведущее колесо (спереди), направляющее звездчатое колесо (сзади).
Модификации легкого танка Mk.III «Валентайн»
- Mk III Valentine I (Mk I) — базовая модификация легкого пехотного танка «Валентайн». Отличалась бензиновым двигателем AEC A189 (135 л.с.). Экипаж 3 человека.
- Mk III Valentine II (Mk II) — «Валентайн» с дизельным двигателем AEC A190 (135 л.с.) и дополнительным внешним топливным баком.
- Mk III Valentine III (Mk III) — «Валентайн» с трёхместной башней и двигателем AEC A190. Экипаж — 4 человека.
- Mk III Valentine IV (Mk IV) — «Валентайн» Mk II с дизельным двигателем GMC 6-71.
- Mk III Valentine V (Mk V) — «Валентайн» Mk III с дизельным двигателем GMC 6-71.
- Mk III Valentine VI (Mk VI) — канадский «Валентайн», полностью аналогичен модели Mk IV.
- Mk III Valentine VII (Mk VII) — «канадский Валентайн» (VI), но оснащенный 7,62-мм пулемётом M1919A4 вместо BESA.
- Mk III Valentine VIIA (Mk VIIA) — «доработанный канадский Валентайн». Изменения конструкции несущественные.
- Mk III Valentine VIII (Mk VIII) — «Валентайн» с двухместной башней вооруженной 57-мм пушкой QF-6, без пулемёта. Двигатель AEC A190.
- Mk III Valentine IX (Mk IX) — «Валентайн» с двухместной башней вооруженной 57-мм пушкой QF-6, без пулемёта. Двигатель GMC 6-71.
- Mk III Valentine X (Mk X) — аналогичен Mk IX, но с переработанной башней с автономной установкой пулемёта BESA.
- Mk III Valentine XI (Mk XI) — «Валентайн» с 75-мм пушкой QF 75 mm в башне, аналогичной бане Mk X,. Двигатель GMC 6-71 форсирован до 175 л. с.
- Mk III Valentine CS — новозеландский вариант танка «ближней поддержки» на основе Mk III, оснащённый 76-мм гаубицей вместо 40-мм пушки.
Источник: по материалам открытых источников сети интернет
Большая пушка любой ценой
Как и прогнозировали сотрудники «Виккерс», поставки новых «Валентайнов» начались лишь в 1942 году. К этому времени обнаружилась существенная проблема: 2-фунтовая (40-мм) пушка, которую начали разрабатывать ещё в 1932 году, за 10 лет службы успела устареть. В этом британские танкисты убедились ещё в 1941 году. Если лобовую броню Pz.Kpfw.IV, состоящую из двух 30-мм плит, ещё можно было пробить с 500 ярдов (400 метров), то поверхностно закалённая лобовая броня Pz.Kpfw.III толщиной 50 мм пробивалась только в упор, да и то далеко не во всех случаях.
Решение существовало: ещё в 1938 году управление артиллерии инициировало разработку более мощного 6-фунтового (57-мм) орудия. На первых парах оно не впечатлило британский генштаб, но к теме как раз вернулись в 1941 году. Поначалу пушку планировали ставить только на «Крусейдер» Mk.III, но позже новое орудие получил и «Черчилль» Mk.III.
Эти машины не были идеальными носителями нового орудия. «Крусейдер» не удовлетворял требованиям британских танкистов не только по вооружению, и к началу 1942 года уже подходили к завершению работы над его заменой. «Черчилль» менять никто не собирался, но эта 40-тонная машина не могла стать воистину массовой. Оставался лишь один вариант: установить 6-фунтовку в «Валентайн», но втиснуть крупное орудие в башню танка, где двум членам экипажа было не совсем просторно с 2-фунтовкой, было не просто.
«Валентайн» Mk.IX с 6-фунтовой пушкой и мотором GMC 6004, танковый музей в Бовингтоне. Версию «Валентайн» Mk.VIII с мотором AEC A190 так и не построили
В основу новой башни легла башня «Валентайна» Mk.III и Mk.V. Так как командир и без того упирался в ограждение 2-фунтовки, при установке 6-фунтового орудия он вновь стал выполнять обязанности заряжающего. Лоб башни тоже пришлось переделывать. Ради новой пушки конструкторы пожертвовали не только третьим членом экипажа в башне — из неё исчезло и вспомогательное вооружение, представленное 50-мм казнозарядным миномётом и пулемётом «Беза».
Если отсутствие миномёта частично компенсировали установкой дымовых мортирок на борту башни, то пулемёт ставить было некуда. Тем не менее, танк был нужен даже в таком виде. Как и ранее, запланировали две модификации: «Валентайн» Mk.VIII с двигателем AEC A190 и «Валентайн» Mk.IX с двигателем GMC 6004. В итоге «восьмёрку» так и не построили: американских моторов в Великобритании поступало столько, что с про отечественный AEC A190 можно было забыть.
Танки «Валентайн» Mk.IX, Тунис, 1943 год. Для установки мощной 6-фунтовки пришлось отказаться от спаренного пулемёта и четвёртого члена экипажа
Прототип «Валентайна» Mk.IX с 6-фунтовкой прибыл на артиллерийский полигон в Лулворте в июне 1942 года. Испытания закончились к 17 июня. Танк показал себя хорошо, показав способность вести огонь по неподвижным и по движущимся целям на дистанции до 1500 ярдов. Стреляя с ходу, «Валентайн» поражал цели с 700 ярдов. Стрельба с использованием ручного спуска была довольно тугой, требуя усилия 60 фунтов (27 кг), но электроспуск снижал усилия вдвое. Расположение боеприпасов сочли удачным: заряжающий мог добраться до патронов без особых трудностей. Как это часто бывает, специалисты полигона составили список недостатков, которые следовало исправить, но в целом танкисты остались довольны новой машиной.
Также следовало испытать загазованность боевого отделения: более крупное орудие давало больше пороховых газов. Как и на других «Валентайнах», на «девятке» стояли заслонки на перегородке моторного отсека, при открытии которых мотор высасывал воздух из боевого отделения. Вытяжной вентилятор над орудием тоже помогал с выбросом пороховых газов, забирая воздух через рукав, расположенный над орудием. Испытания проводили на двух режимах: с максимальной вентиляцией (мотор включён и заслонки открыты), и только с вытяжным вентилятором. Оказалось, что для полной очистки воздуха в боевом отделении одного вентилятора не хватает.
Поддерживая темп стрельбы в один выстрел каждую минуту, экипаж танка отравился бы через час. Сотрудники полигона отметили, что вентилятор расположен плохо, что снижает его эффективность. Конструкция вентилятора не позволяла ему вытянуть более 20 кубических футов (0,566 кубометров) воздуха в минуту, в то время как для эффективной очистки боевого отделения от пороховых газов требовалось высасывать 150 кубических футов (4,24 кубометра) в минуту. Для безопасной стрельбы требовалось запустить мотор на высоких оборотах вхолостую и открыть все заслонки. Инструкции переданные в войска советовали использовать вентилятор только если мотор вышел из строя, а во всех других случаях открывать заслонки при стрельбе.
Испытания защиты новой орудийной установки от свинцовых брызг провели в августе. По сторонам установка была надёжно защищена планками, но при обстреле бронебойными пулями калибра .303 (7.7 мм) брызги проникали в боевое отделение снизу маски при максимальном возвышении орудия и сверху при максимальном склонении. Брызги также могли попасть в боевое отделение через отверстие для прицела. Бронебойные пули также смогли временно заклинить пушку. Пистолетная бойница тоже оказалась уязвимым местом. Заклинить лючок и поразить экипаж свинцовыми брызгами можно было даже стреляя обычными, не бронебойными пулями.
«Валентайн» Mk.X на службе в Красной Армии. Главной новинкой этого танка было возвращение спаренного пулемёта
Несмотря на превосходство нового «Валентайна» над предшественником, у конструкции был один врождённый недостаток. К 6-фунтовке, как и к 2-фунтовке, не производилось осколочно-фугасных снарядов. Если на старых «Валентайнах» пехоту противника можно было поражать из пулемёта или, теоретически, осколочно-фугасными 50-мм минами (хотя танкисты предпочитали использовать свои миномёты исключительно для постановки дымовых завес), то «девятка» такую способность потеряла. У танка осталась только 57-мм пушка, стреляющая бронебойными болванками. В танке возилось всего 39 патронов к пушке, и даже самый опытный наводчик не мог позволить себе стрелять ими по пехоте.
Выход был один: вернуть в танк пулемёт. Этот фокус удался. Конструкторы добавили ко лбу башни выступ, в который устанавливался пулемёт «Беза». Новый танк получил индекс «Валентайн» Mk.X. Прототип «десятки» прибыл на полигон в Лулворте и прошёл испытания в начале июня 1943 года.
Рисунок неудачной подставки для ящика с пулемётной лентой, сделанный на полигоне
Испытатели отметили интересную способность: спаренный пулемёт можно было отсоединить от основного орудия и наводить на цель независимо от него. Испытателям идея понравилась, хотя у установки пулемёта хватало недостатков. Пулемёт был плохо уравновешен: для того чтобы держать его горизонтально требовалось приложить усилие в 13 кг. Проблему решили, приварив к крыше боевого отделения пружину. Также исходное положение ящика с лентой для пулемёта приводило к заклиниванию при стрельбе.
Испытатели нашли для ящика более подходящее место, и проблема исчезла. Пулемёт не очень хорошо вписался в боевое отделение танка и мешал наводчику и заряжающему. Возимый боекомплект в 7 ящиков с лентами испытатели посчитали недостаточным, но проработали способ возить в танке аж 20 ящиков, переместив некоторую часть инструментов из боевого отделения в внешние ящики. Несмотря на все недостатки, испытатели посчитали установку пулемёта «аккуратно и хитро выполненной».
Размещение боекомплекта в боевом отделении «Валентайна» X
Орудийная установка не избежала обследования. Испытатели нашли значительный люфт в установке телескопического прицела, но по их мнению он не влиял на стрельбу на дистанции до 1000 ярдов. Как и «Валентайн» Mk.IX, танк мог точно стрелять как и с места, так и на ходу при скорости до 8 миль (13 км) в час. Мешок для стреляных гильз следовало укоротить, иначе он мешал при стрельбе из пулемёта. В докладе указано, что провести сравнительные испытания «Валентайна» Mk.III или Mk.IV с новой машиной не получилось, но, по мнению испытателей, «Валентайн» Mk.X одержал бы победу.