Бронетранспортер Sd.Kfz.250: характеристики и конструкция

Тип полугусеничный бронетранспортер

Sd.Kfz. 250
Sd.Kfz. 250/2
ТипПолугусеничный бронетранспортер
Место происхождениянацистская Германия
История обслуживания
В сервисе1941–1945
ИспользованНацистская Германия Королевство Румыния
ВойныВторая Мировая Война
История производства
ДизайнерДемаг
Разработано1939–1940 гг.
ПроизводительDemag , Adlerwerke, Büssing-NAG, MWC
Себестоимость единицы продукции20420 Reichmark
Произведено1941–1945
Нет построеноПрибл. 6 628
Вариантысм. список ниже
Технические характеристики (Sd.Kfz. 250/1 Ausf. A)
МассаНагрузка: 5,800 кг (12,800 фунтов)
Длина4,56 м (15 футов 0 дюймов)
Ширина1,945 м (6 футов 5 дюймов)
Высота1,66 м (5 футов 5 дюймов)
Экипаж2 + 4
Броня5,5–14,5 мм (0,22–0,57 дюйма)
Основное вооружение1 или 2 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета MG 34
ДвигательMaybach HL42 TRKM, 6-цилиндровый бензиновый двигатель с водяным охлаждением, 100 л.с. (99 л.с., 74 кВт)
Мощность / вес17,2 л.с. / т
Передача инфекции7 + 3 скорости Maybach VG 102128 H
ПриостановкаПерекрытие торсионный (трек) листовые рессоры (колеса)
Дорожный просвет28,5 см (10 дюймов)
Вместимость топливных баков140 л (37 галлонов США)
Рабочий диапазонДорога: 300–320 км (190–200 миль) По пересеченной местности: 180–200 км (110–120 миль)
Максимальная скоростьДорога: 76 км / ч (47 миль / ч)

Sd.Kfz. 250

( нем .
Sonderkraftfahrzeug
250; «специальный автомобиль») представлял собой легкую бронированную полугусеницу , внешне очень похожую на более крупную модель Sd.Kfz, разработанную Hanomag . 251 , построенный фирмой DEMAG для использования нацистской Германией во Второй мировой войне . Большинство вариантов были с открытым верхом и имели единственную дверцу доступа в задней части.

Модель Sd. Kfz 250 был принят на вооружение в 1939 году в качестве дополнения к стандартной полугусеничной машине. Задержки производства означали, что первая машина появилась только в середине 1941 года. [1]

Развитие [ править ]

В 1939 году Инспекция по моторизованным войскам (AHA / In 6) решила, что небольшие бронированные гусеницы будут полезны для сопровождения танков в атаке. Они могли удовлетворить требования, для которых не потребовалась бы машина большего размера, например, штаб, артиллерийский передовой наблюдатель , радио и разведывательные машины.

Демаг , разработчик самого маленького на вооружении полугусеничного шасси Sd.Kfz. 10 , был выбран для разработки «легкого бронетранспортера» ( leichter gepanzerter Mannschafts-Transportwagen

) или Sd.Kfz. 250.

С этой целью Sd.Kfz. 10 был укорочен на одну опорную стойку, а бронекорпус ( Panzerwanne

) построен вокруг укороченной ходовой части.

Несмотря на то, что он задумывался как производная от стандартного предмета инвентаря, в конечном итоге практически каждый компонент был переработан и адаптирован к Sd.Kfz. 250. [2]

Отрывок, характеризующий SdKfz 250

– Вот ловко то! А? Дядюшка Игнат! – говорил мальчик, вдруг начиная хлопать обеими руками по клавишам. – Ишь ты! – отвечал Игнат, дивуясь на то, как все более и более улыбалось его лицо в зеркале. – Бессовестные! Право, бессовестные! – заговорил сзади их голос тихо вошедшей Мавры Кузминишны. – Эка, толсторожий, зубы то скалит. На это вас взять! Там все не прибрано, Васильич с ног сбился. Дай срок! Игнат, поправляя поясок, перестав улыбаться и покорно опустив глаза, пошел вон из комнаты. – Тетенька, я полегоньку, – сказал мальчик. – Я те дам полегоньку. Постреленок! – крикнула Мавра Кузминишна, замахиваясь на него рукой. – Иди деду самовар ставь. Мавра Кузминишна, смахнув пыль, закрыла клавикорды и, тяжело вздохнув, вышла из гостиной и заперла входную дверь. Выйдя на двор, Мавра Кузминишна задумалась о том, куда ей идти теперь: пить ли чай к Васильичу во флигель или в кладовую прибрать то, что еще не было прибрано? В тихой улице послышались быстрые шаги. Шаги остановились у калитки; щеколда стала стучать под рукой, старавшейся отпереть ее. Мавра Кузминишна подошла к калитке. – Кого надо? – Графа, графа Илью Андреича Ростова. – Да вы кто? – Я офицер. Мне бы видеть нужно, – сказал русский приятный и барский голос. Мавра Кузминишна отперла калитку. И на двор вошел лет восемнадцати круглолицый офицер, типом лица похожий на Ростовых. – Уехали, батюшка. Вчерашнего числа в вечерни изволили уехать, – ласково сказала Мавра Кузмипишна. Молодой офицер, стоя в калитке, как бы в нерешительности войти или не войти ему, пощелкал языком. – Ах, какая досада!.. – проговорил он. – Мне бы вчера… Ах, как жалко!.. Мавра Кузминишна между тем внимательно и сочувственно разглядывала знакомые ей черты ростовской породы в лице молодого человека, и изорванную шинель, и стоптанные сапоги, которые были на нем. – Вам зачем же графа надо было? – спросила она. – Да уж… что делать! – с досадой проговорил офицер и взялся за калитку, как бы намереваясь уйти. Он опять остановился в нерешительности. – Видите ли? – вдруг сказал он. – Я родственник графу, и он всегда очень добр был ко мне. Так вот, видите ли (он с доброй и веселой улыбкой посмотрел на свой плащ и сапоги), и обносился, и денег ничего нет; так я хотел попросить графа… Мавра Кузминишна не дала договорить ему. – Вы минуточку бы повременили, батюшка. Одною минуточку, – сказала она. И как только офицер отпустил руку от калитки, Мавра Кузминишна повернулась и быстрым старушечьим шагом пошла на задний двор к своему флигелю. В то время как Мавра Кузминишна бегала к себе, офицер, опустив голову и глядя на свои прорванные сапоги, слегка улыбаясь, прохаживался по двору. «Как жалко, что я не застал дядюшку. А славная старушка! Куда она побежала? И как бы мне узнать, какими улицами мне ближе догнать полк, который теперь должен подходить к Рогожской?» – думал в это время молодой офицер. Мавра Кузминишна с испуганным и вместе решительным лицом, неся в руках свернутый клетчатый платочек, вышла из за угла. Не доходя несколько шагов, она, развернув платок, вынула из него белую двадцатипятирублевую ассигнацию и поспешно отдала ее офицеру. – Были бы их сиятельства дома, известно бы, они бы, точно, по родственному, а вот может… теперича… – Мавра Кузминишна заробела и смешалась. Но офицер, не отказываясь и не торопясь, взял бумажку и поблагодарил Мавру Кузминишну. – Как бы граф дома были, – извиняясь, все говорила Мавра Кузминишна. – Христос с вами, батюшка! Спаси вас бог, – говорила Мавра Кузминишна, кланяясь и провожая его. Офицер, как бы смеясь над собою, улыбаясь и покачивая головой, почти рысью побежал по пустым улицам догонять свой полк к Яузскому мосту. А Мавра Кузминишна еще долго с мокрыми глазами стояла перед затворенной калиткой, задумчиво покачивая головой и чувствуя неожиданный прилив материнской нежности и жалости к неизвестному ей офицерику. В недостроенном доме на Варварке, внизу которого был питейный дом, слышались пьяные крики и песни. На лавках у столов в небольшой грязной комнате сидело человек десять фабричных. Все они, пьяные, потные, с мутными глазами, напруживаясь и широко разевая рты, пели какую то песню. Они пели врозь, с трудом, с усилием, очевидно, не для того, что им хотелось петь, но для того только, чтобы доказать, что они пьяны и гуляют. Один из них, высокий белокурый малый в чистой синей чуйке, стоял над ними. Лицо его с тонким прямым носом было бы красиво, ежели бы не тонкие, поджатые, беспрестанно двигающиеся губы и мутные и нахмуренные, неподвижные глаза. Он стоял над теми, которые пели, и, видимо воображая себе что то, торжественно и угловато размахивал над их головами засученной по локоть белой рукой, грязные пальцы которой он неестественно старался растопыривать. Рукав его чуйки беспрестанно спускался, и малый старательно левой рукой опять засучивал его, как будто что то было особенно важное в том, чтобы эта белая жилистая махавшая рука была непременно голая. В середине песни в сенях и на крыльце послышались крики драки и удары. Высокий малый махнул рукой. – Шабаш! – крикнул он повелительно. – Драка, ребята! – И он, не переставая засучивать рукав, вышел на крыльцо. Фабричные пошли за ним. Фабричные, пившие в кабаке в это утро под предводительством высокого малого, принесли целовальнику кожи с фабрики, и за это им было дано вино. Кузнецы из соседних кузень, услыхав гульбу в кабаке и полагая, что кабак разбит, силой хотели ворваться в него. На крыльце завязалась драка. Целовальник в дверях дрался с кузнецом, и в то время как выходили фабричные, кузнец оторвался от целовальника и упал лицом на мостовую. Другой кузнец рвался в дверь, грудью наваливаясь на целовальника. Малый с засученным рукавом на ходу еще ударил в лицо рвавшегося в дверь кузнеца и дико закричал: – Ребята! наших бьют! В это время первый кузнец поднялся с земли и, расцарапывая кровь на разбитом лице, закричал плачущим голосом: – Караул! Убили!.. Человека убили! Братцы!.. – Ой, батюшки, убили до смерти, убили человека! – завизжала баба, вышедшая из соседних ворот. Толпа народа собралась около окровавленного кузнеца. – Мало ты народ то грабил, рубахи снимал, – сказал чей то голос, обращаясь к целовальнику, – что ж ты человека убил? Разбойник! Высокий малый, стоя на крыльце, мутными глазами водил то на целовальника, то на кузнецов, как бы соображая, с кем теперь следует драться. – Душегуб! – вдруг крикнул он на целовальника. – Вяжи его, ребята! – Как же, связал одного такого то! – крикнул целовальник, отмахнувшись от набросившихся на него людей, и, сорвав с себя шапку, он бросил ее на землю. Как будто действие это имело какое то таинственно угрожающее значение, фабричные, обступившие целовальника, остановились в нерешительности. – Порядок то я, брат, знаю очень прекрасно. Я до частного дойду. Ты думаешь, не дойду? Разбойничать то нонче никому не велят! – прокричал целовальник, поднимая шапку. – И пойдем, ишь ты! И пойдем… ишь ты! – повторяли друг за другом целовальник и высокий малый, и оба вместе двинулись вперед по улице. Окровавленный кузнец шел рядом с ними. Фабричные и посторонний народ с говором и криком шли за ними. У угла Маросейки, против большого с запертыми ставнями дома, на котором была вывеска сапожного мастера, стояли с унылыми лицами человек двадцать сапожников, худых, истомленных людей в халатах и оборванных чуйках. – Он народ разочти как следует! – говорил худой мастеровой с жидкой бородйой и нахмуренными бровями. – А что ж, он нашу кровь сосал – да и квит. Он нас водил, водил – всю неделю. А теперь довел до последнего конца, а сам уехал. Увидав народ и окровавленного человека, говоривший мастеровой замолчал, и все сапожники с поспешным любопытством присоединились к двигавшейся толпе. – Куда идет народ то? – Известно куда, к начальству идет. – Что ж, али взаправду наша не взяла сила? – А ты думал как! Гляди ко, что народ говорит. Слышались вопросы и ответы. Целовальник, воспользовавшись увеличением толпы, отстал от народа и вернулся к своему кабаку. Высокий малый, не замечая исчезновения своего врага целовальника, размахивая оголенной рукой, не переставал говорить, обращая тем на себя общее внимание. На него то преимущественно жался народ, предполагая от него получить разрешение занимавших всех вопросов. – Он покажи порядок, закон покажи, на то начальство поставлено! Так ли я говорю, православные? – говорил высокий малый, чуть заметно улыбаясь. – Он думает, и начальства нет? Разве без начальства можно? А то грабить то мало ли их. – Что пустое говорить! – отзывалось в толпе. – Как же, так и бросят Москву то! Тебе на смех сказали, а ты и поверил. Мало ли войсков наших идет. Так его и пустили! На то начальство. Вон послушай, что народ то бает, – говорили, указывая на высокого малого. У стены Китай города другая небольшая кучка людей окружала человека в фризовой шинели, держащего в руках бумагу. – Указ, указ читают! Указ читают! – послышалось в толпе, и народ хлынул к чтецу. Человек в фризовой шинели читал афишку от 31 го августа. Когда толпа окружила его, он как бы смутился, но на требование высокого малого, протеснившегося до него, он с легким дрожанием в голосе начал читать афишку сначала.

Описание [ править ]

Мощность для Sd.Kfz. 250

был предоставлен 6-цилиндровым двигателем Maybach с водяным охлаждением, 4,17-литровым (254 куб. Дюймов) бензиновым двигателем
HL 42 TRKM
мощностью 100 лошадиных сил (100 л.с.). Он имел полуавтоматическую трансмиссию с предварительным селектором с семью передачами переднего и тремя задними передачами: Maybach SRG, тип
VG 102 128 H
, (SRG = Schaltreglergetriebe, VG = Variorex-Getriebe, H = Hohlachse).

Сначала были выбраны передачи, а затем нажата педаль переключения для изменения передаточного числа, после чего можно было заранее выбрать следующую передачу. Он мог разогнаться до 76 км / ч (47 миль в час), но водителя предупредили, чтобы он не превышал 65 км / ч (40 миль в час). [3]

Для управления использовались как гусеницы, так и колеса. Система рулевого управления была настроена таким образом, что при плавных поворотах использовались только управляемые передние колеса, но тормоза применялись к гусеницам, чем дальше поворачивалось рулевое колесо. Самолет Sd.Kfz. 250 также унаследовал менее гусеничные, но более сложные катки вместо более обычных зубчатых звездочек.

Гусеница проходила на четырех двойных опорных колесах, перекрывающих друг друга и чередующихся в так называемой конструкции Schachtellaufwerk,

используемой почти во всех немецких полугусеничных транспортных средствах, установленных на поворотных рычагах, подпружиненных торсионами , а натяжение гусеницы поддерживалось промежуточным колесом , установленным сзади.

Передние колеса имели поперечно установленные листовые рессоры и амортизаторы (единственные из них) для гашения ударов. [3]

Sd.Kfz. 250

(и его родитель, Sd.Kfz.10 ) были уникальными среди немецких полугусеничных самолетов, поскольку в них использовался корпус, а не рама или шасси .

Броня [ править ]

Толщина / уклон от вертикалиПереднийСторонаЗаднийСверху / Снизу
Надстройка14,5 мм (0,57 дюйма) / 30 °8 мм (0,31 дюйма) / 35-30 °10 мм (0,39 дюйма) / 10 °5,5 мм (0,22 дюйма) /? °
Корпус14,5 мм (0,57 дюйма) / 12 °От 10 мм (0,39 дюйма) до 14,5 мм (0,57 дюйма) / 0 °8 мм (0,31 дюйма) / 45 °5,5 мм (0,22 дюйма)

Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 (Германия)

Поставленный в серию в 1941 году легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250 отличался достаточно высокими характеристиками, что не могло не привести к попыткам его использования в качестве базы для техники иного назначения. Как следствие, вскоре после начала эксплуатации базовой версии этой бронемашины начались работы по созданию специализированных модификаций. Так, к середине 1942 года появился проект боевой разведывательной машины на базе существующего БТР. Эта техника, впоследствии строившаяся достаточно большой серией, получила обозначение Sd.Kfz.250/9. К моменту нападения на Советский Союз основной боевой машиной разведчиков нацистской Германии был бронеавтомобиль Sd.Kfz.222. Эта машина состояла на вооружении с 1937 года и до определенного времени устраивала армию. Тем не менее, со временем было решено заменить подобную технику более совершенными образцами. Боевые действия на Восточном фронте показали, что колесная бронетехника не всегда способна полноценно решать поставленные задачи в условиях бездорожья, а также в сложных условиях осени и зимы на территории СССР. Имеющимся броневикам требовалась некая замена.

Варианты модернизации имеющейся машины и разработки совершенно нового проекта подобной техники были отвергнуты сразу. Обстановка не позволяла заниматься подобными работами по техническим и экономическим причинам. Кроме того, имелись ограничения финансового характера. Единственным реальным выходом из сложившейся ситуации была разработка боевой разведывательной машины на базе одного из существующих образцов техники с приемлемыми характеристиками.


Музейный образец Sd.Kfz.250/9, хранящийся в Кубинке. Фото The.shadock.free.fr

Многообещающей и перспективной основой для новой разведывательной машины сочли бронетранспортер Sd.Kfz.250. Эта техника уже производилась в больших количествах и активно использовалась войсками, что могло облегчить развертывание сборки новых специализированных машин, а также упростить их эксплуатацию. Кроме того, БТР существующей модели удовлетворял требованиям относительно подвижности на пересеченной местности. Таким образом, разведывательную машину следовало строить на основе существующей серийной техники.

Новый проект получил обозначения leichter Schützenpanzerwagen 2 cm и Sd.Kfz.250/9. Кроме того, использовалось название Gerät 883. В основных обозначениях проекта отражались порядковый номер разработки, а также класс, назначение и используемое оружие. Как следует из присвоенного названия, создавалась легкая разведывательная машина с 20-мм пушкой.

Для сокращения времени, необходимого на разработку проекта и подготовку к серийному производству, было решено отказаться от создания большого числа новых узлов и агрегатов. Предлагалось минимально доработать корпус имеющегося шасси, а затем установить на него существующий боевой модуль с вооружением. Это позволяло решить ряд конструкторских и технологических задач, а также в кратчайшие сроки наладить серийное строительство разведывательных машин.


Бронетранспортер Sd.Kfz.250 Alte. Фото Wikimedia Commons

Изначально основой для машины Sd.Kfz.250/9 должен был стать бронетранспортер базовой версии, которая с 1943 года обозначалась как Alte («Старая»). Далее в серию пошла новая модификация бронемашины, отличавшаяся конструкцией корпуса, силовой установкой и т.д. За счет изменения корпуса с сокращением количества деталей с 19 до 9 удалось немного облегчить конструкцию, а также упростить изготовление техники, получившей название Neu («Новый»). Оба варианта бронетранспортера в дальнейшем использовались при строительстве разведывательных машин.

Бронетранспортер Sd.Kfz.250 Alte оснащался броневым корпусом узнаваемой формы, состоявшим из сравнительно большого числа листов разной формы и размера. Корпус обеспечивал противопульную защиту и разделялся на два основных отсека. В его передней части, имевшей меньшую высоту, помещалось моторное отделение. Позади него имелся обитаемый отсек, в котором располагались все места для экипажа и десанта.

Корпус имел лобовые листы толщиной 10-14,5 мм, располагавшиеся под разными углами к вертикали. Два лобовых листа малого размера образовывали клиновидную переднюю стенку моторного отсека, за которой имелась наклонная крыша. Сзади крыши предусматривался лобовой лист небольшой высоты со смотровыми приборами. 8-мм борта отличались необычной конструкцией. Верхняя часть бортов моторного отсека переходила в защиту обитаемого отсека. В результате этого борта средней и задней частей корпуса имели характерную форму с разваленными наружу нижними листами и наклоненным внутрь набором верхних. Сзади корпус прикрывался кормовым листом толщиной 8 мм, в котором имелась дверь для доступа в машину.


Восстановленный броневик Sd.Kfz.222. Фото Wikimedia Commons

В рамках проекта Sd.Kfz.250 Neu было решено отказаться от сложной конструкции корпуса, сократив количество необходимых бронелистов. Моторный отсек спереди и сверху прикрывался ровными листами нужной формы, а сложные борта корпуса были преобразованы в конструкцию с надгусеничными нишами-коробами и наклоненными внутрь верхними листами. Конструкция кормы и днища при этом остались без изменений.

«Старый» бронетранспортер оснащался карбюраторным двигателем Maybach HL 42TRKM мощностью 99 л.с. Через механическую трансмиссию с семью передачами переднего хода и тремя заднего крутящий момент передавался на ведущие колеса гусеницы. В ходе «Новой» модернизации бронемашина получила двигатель Maybach HL 42TUKRM со схожими показателями мощности. Трансмиссия осталась без значительных изменений.

Ходовая часть двух вариантов бронетранспортера была одинаковой. В передней части корпуса находился единственный мост колесной части. Он оснащался листовыми рессорами и был выполнен управляемым. Маневрировать предлагалось за счет поворота колес, что в значительной мере упрощало конструкцию трансмиссии. Под центральной и кормовой частями корпуса помещался гусеничный движитель. Он получил по четыре опорных катка шахматного расположения с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Перед катками устанавливались ведущие колеса, в корме – направляющие. Ввиду большого диаметра катков ходовая часть не нуждалась в поддерживающих роликах.

В базовой версии БТР Sd.Kfz.250 управлялся экипажем из двух человек и мог перевозить четырех десантников. Доступ в машину осуществлялся при помощи кормовой двери и через борта ввиду отсутствия крыши. Имелся набор смотровых приборов в передней части обитаемого отсека. Вооружение состояло из одного или двух пулеметов винтовочного калибра. Передний пулемет оснащался бронещитком, кормовой монтировался на открытой шкворневой установке.


Реконструкция облика БРМ Sd.Kfz.250/9 на шасси Alte. Рисунок Tanks-encyclopedia.com

Проектом Sd.Kfz.250/9 предлагалось подвергнуть корпус бронетранспортера незначительным доработкам, по результатам которых машина могла стать носителем нового боевого отделения с вооружением большей мощности. Для этого корпус следовало закрыть сверху, установив броневую крышу. В листе крыши, в центральной широкой ее части, находился погон для установки башни. В связи с установкой крыши машина лишалась средств для установки пулеметов и переднего броневого щитка.

В ходе эксплуатации на Восточном фронте было установлено, что броневики Sd.Kfz.222 не соответствуют требованиям по подвижности, однако при этом имеют удовлетворительную огневую мощь. Этот факт был принят во внимание при разработке проекта разведывательной машины Sd.Kfz.250/9. Было решено заимствовать у существующей бронемашины готовую башню с полным набором вооружения, прицельного оборудования и т.д. При помощи такого подхода удалось значительно ускорить разработку проекта и избавиться от необходимости развертывания производства новых изделий.

Башня броневика Sd.Kfz.222 представляла собой агрегат десятигранной формы, состоявший из листов толщиной 8 мм. Лобовая и кормовая части башни имели клиновидную форму, борта располагались параллельно продольной оси изделия. Между лобовыми сборками и бортовыми листами имелись скуловые листы меньших размеров. Крыша башни проектом не предусматривалась. При этом сверху боевое отделение прикрывалось двустворчатой конструкцией в виде рам с сеткой. При помощи этого устройства предлагалось защищать боевое отделение от возможных попаданий ручных гранат.

В центре лобовой части башни имелась прорезь для ствола основного орудия. Справа от нее имелась щель меньшей ширины для прицела, слева – для пулемета. Основным оружием броневика Sd.Kfz.222 и, как следствие, боевой разведывательной машины Sd.Kfz.250/9 должна была стать автоматическая пушка KwK 30 калибра 20 мм. Нарезное орудие со стволом длиной 55 калибров могло вести огонь с темпом до 280 выстрелов в минуту. Обеспечивался разгон снаряда до скорости 780 м/с. Дополнительное вооружение состояло из одного пулемета MG 34, спаренного с пушкой.


Разведывательная машина на фронте. Фото Worldwarphotos.info

Система монтажа вооружения оснащалась ручными приводами наведения и позволяла вести огонь в различных направлениях. Обеспечивалось круговое наведение в горизонтальной плоскости, осуществлявшееся при помощи поворота всей башни. Углы возвышения менялись от -10° до +80°, что позволяло атаковать как наземные, так и воздушные цели. В зависимости от имеющейся ситуации, наводчик мог синхронизировать спуск пушки и пулемета либо использовать их раздельно. Возимый боекомплект состоял из 180 снарядов для орудия и 2000 патронов для пулемета. По другим данным, в ходе адаптации к новой базовой машине боекомплект пушки был сокращен до 100 снарядов в 10 магазинах.

Интересно, что использование готовой башни с большим диапазоном углов вертикального наведения привело к некоторой путанице. Из-за этой особенности в ряде источников разведывательная машина Sd.Kfz.250/9 именуется зенитной самоходной установкой. Тем не менее, основной задачей нового проекта было обеспечение новой техникой разведывательных подразделений армии. Возможности стрельбы по воздушным целям, в свою очередь, была полезным и приятным дополнением к основным функциям.

Экипаж разведывательной машины leichter Schützenpanzerwagen 2 cm должен был состоять из трех человек. Механик-водитель располагался внутри корпуса на своем обычном месте. В заимствованной башне с агрегатами, помещающимися ниже уровня крыши, размещались еще два члена экипажа, отвечавшие за использование вооружения: командир-наводчик и заряжающий. Командир находился справа от оружия, заряжающий – у левого борта. В распоряжении экипажа имелся набор смотровых приборов в корпусе и башне, а также прицельное оборудование. Попадать в машину предлагалось через кормовую дверь корпуса и через открытый верх башни. Иные люки или двери не предусматривались.


Соединение, оснащенное машинами Sd.Kfz.250/9. Фото Чемберлен П., Дойл Х. «Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны»

После подобной модернизации с установкой нового боевого модуля разведывательная машина сохраняла некоторые габариты, тогда как иные параметры менялись. Длина оставалась на уровне 4,56 м, ширина – 1,95 м. Из-за установки новой башни высота машины выросла до 2,16 м. Боевая масса теперь равнялась 6,02 т. Из-за незначительного изменения веса и сохранения силовой установки подвижность разведывательной машины почти соответствовала характеристикам базового бронетранспортера. Имелась возможность разгона до 55-60 км/ч, запас хода достигал 320 км.

В марте 1942 года Вермахт заказал производство первой партии новых боевых разведывательных машин в количестве 30 единиц. Вскоре были собраны три первых образца, которые после заводских испытаний отправились на фронт. Эту технику предлагалось передать войскам для проведения проверки в условиях реальной войны. Первые выводы о фронтовой эксплуатации трех Sd.Kfz.250/9 были сделаны достаточно быстро. Полугусеничные машины быстро показали свои преимущества перед колесными броневиками, что определило их будущее.

Было решено подготовить и развернуть полномасштабное серийное производство новых разведывательных машин на более удачном шасси. Тем не менее, в силу некоторых причин начало производства затянулось. Первые серийные leichter Schützenpanzerwagen 2 cm удалось собрать только к середине 1943 года. По причине начала выпуска техники с более высокими характеристиками было решено отказаться от дальнейшей сборки бронеавтомобилей Sd.Kfz.222. Последние машины этой модели выпустили в июне 1943 года. Смена типов выпускаемой техники привела к постепенному переходу разведывательных подразделений на новые бронемашины.


Трофейная бронемашина с новыми опознавательными знаками. Фото Achtungpanzer.com

В исходном виде Sd.Kfz.250/9 выпускались до осени 1943 года. После этого появился новый вариант такой техники, отличавшийся базовым шасси. Теперь разведывательные машины строились на базе бронетранспортеров Sd.Kfz.250 Neu с упрощенной конструкцией корпуса и иной силовой установкой. Также вскоре была внедрена новая модификация башни, отличавшаяся упрощенной конструкцией из шести броневых листов. Состав вооружения, однако, остался прежним.

Выпуск боевых разведывательных машин продолжался почти до самого конца войны и капитуляции Германии. По имеющимся данным, в течение 1943 года было выпущено 324 единицы такой техники, в 1944-м – еще 318. За первые месяцы 1945 года успели собрать только 154 машины. Большая часть этой техники успела отправиться в войсках и поучаствовать в боевых действиях.

Боевая разведывательная машина leichter Schützenpanzerwagen 2 cm / Sd.Kfz.250/9 создавалась в соответствии с требованиями Восточного фронта. Как следствие, подавляющее большинство такой техники отправлялось воевать с Красной армией. Эксплуатация этих машин была связана как с положительными моментами, так и с недостатками. Сравнительно высокая проходимость полугусеничного шасси давала возможность передвижения по дорогам и пересеченной местности. Пушечно-пулеметное вооружение позволяло защититься от пехоты или легкой техники, а приборы наблюдения и радиостанция обеспечивали решение основных задач.

Тем не менее, разведывательные подразделения немецкой армии регулярно несли потери. Как следствие, значительное число разведывательных машин не дожило до конца войны. По имеющимся данным, из почти восьми сотен построенных Sd.Kfz.250/9 к весне 1945 года в строю оставалось чуть более половины. Часть этой техники вскоре была уничтожена или взята в качестве трофеев в последних боях Второй мировой в Европе.


Музейная бронемашина в г. Сомюр. Фото The.shadock.free.fr

После капитуляции Германии и завершения войны необходимость в дальнейшей эксплуатации имеющихся разведывательных машин пропала. Кроме того, теперь само их существование было поводом для сомнений. Как результат, в первые послевоенные годы почти все leichter Schützenpanzerwagen 2 cm были отправлены на разделку, поскольку более не представляли никакого интереса с точки зрения изучения немецкого опыта или эксплуатации имеющихся машин.

Утилизации избежали лишь считанные единицы разведывательных машин, которые теперь являются музейными экспонатами. По имеющимся данным, один из образцов Sd.Kfz.250/9 в настоящее время находится в бронетанковом музее г. Кубинка. Еще одна такая машина имеется во французском Сомюре. Несколько лет назад сообщалось, что новый образец такой техники должен появиться усилиями американских энтузиастов. Команда любителей бронетехники планировала восстановить раритетную технику, в то время представлявшую собой набор изрядно проржавевших деталей. Все сохранившиеся образцы были построены на основе «старого» шасси бронетранспортера.

Проект боевой разведывательной машины Sd.Kfz.250/9 или leichter Schützenpanzerwagen 2 cm может считаться одним из самых удачных вариантов переделки серийного легкого бронетранспортера. Задачей проекта было создание новой бронемашины, приспособленной к условиям Восточного фронта. Эта работа была успешно завершена, что привело к появлению образца с достаточно высокими характеристиками, пригодного для эксплуатации в требуемых условиях. Реальным результатом проекта стало строительство почти восьми сотен бронемашин, которые с переменным успехом эксплуатировались в условиях войны, а также постепенно вытеснили из частей менее удачную технику существовавших типов.

По материалам: https://achtungpanzer.com/ https://pro-tank.ru/ https://tanks-encyclopedia.com/ https://the.shadock.free.fr/ Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

История обслуживания [ править ]

Модель Sd.Kfz. Радиоаппарат 250/3

Автомобиль использовался в самых разных ролях на протяжении Второй мировой войны . Базовый вариант бронетранспортера использовался как бронетранспортер для разведывательных подразделений, несущих разведывательные секции. На этот базовый вариант обычно устанавливались один или два пулемета MG34 . Более поздние варианты несли 20-мм, 37-мм и даже 75-мм орудия для поддержки более легко вооруженных версий (см. Таблицу ниже).

Несколько вариантов специального назначения были замечены в начале войны. 250/3 и 250/5 были командирскими вариантами, с меньшим количеством сидячих мест, но оснащенными радиооборудованием дальнего действия. Они использовались командирами батальонов и вышестоящими командирами в качестве личных командирских машин, наиболее известным из которых является 250/3, который использовал Эрвин Роммель в кампании в Северной Африке . Ранние версии имели большие антенны «на раме», которые было легко обнаружить на большом расстоянии, что делало их более уязвимыми для артиллерийского огня. Более поздние варианты обходились без этого и вместо этого использовали гораздо менее заметную штыревую антенну .

Sd.Kfz

. 253 был полностью огорожен и использовался артиллерийскими передовыми наблюдателями для сопровождения танковых и мотострелковых частей.

Первоначальная конструкция имела многогранный бронированный корпус, состоящий из нескольких пластин, которые обеспечивали хорошую защиту от огня стрелкового оружия, но были медленными и дорогостоящими в производстве, а также приводили к тесноте внутри.

Производство этой ранней версии было остановлено в октябре 1943 года, когда было построено около 4200 самолетов [1], а сложная форма корпуса была заменена

новой версией (новая версия) со сплющенными бортами боевого отделения, сделанными из единой части брони. Это значительно упростило производство, но в обоих вариантах уровень защиты был минимальным по сравнению с огнем стрелкового оружия винтовочного калибра и небольшими осколками артиллерии: крупнокалиберные пулеметы, противотанковые ружья и практически любая артиллерия могли пробить Sd.Kfz. 250, даже на большом расстоянии.

В августе 1943 года Румыния приобрела 27 бронированных полугусеничных машин как 251, так

и
250
типов. [4]

Варианты [ править ]

Роммель среди наступающих частей своего Sd.Kfz. 250 командирский автомобиль «ГРЕЙФ» (англ. ‘Griffin’).

Немецкие солдаты стреляют из тяжелого противотанкового ружья 2,8 cm sPzB 41 по Sd.Kfz. 250/11. Машина была передана элитной дивизии Großdeutschland, действовавшей на Восточном фронте .

Румынские солдаты на Sd.Kfz. 250/9 Neu в Трансильвании , сентябрь – октябрь 1944 г.

Sd.Kfz. 250/1 Leichter
Schützenpanzerwagen
Стандартный авианосец. Sd.Kfz. 250/2 Leichter
Fernsprechpanzerwagen
Оснащен кабелеукладчиком. Sd.Kfz. 250/3
Leichter Funkpanzerwagen
Командный вариант, оснащенный радиоаппаратурой и «прикроватным» антенным корпусом. Sd.Kfz. 250/3-I (Fu 7, Fu 8, Fu.Spr. F) (Люфтваффе) Sd.Kfz. 250/3-II (Fu 5, Fu.Spr. F) Sd.Kfz. 250/3-III (Fu 8, Fu 4, Fu.Spr. F) Sd.Kfz. 250/3-IV (Fu 8, Fu.Spr. F) Sd.Kfz. 250/3-В (Fu 12, Fu.Spr. F) Sd.Kfz. 250/4

  • Sd.Kfz. 250/4 leichter Truppenluftschutzpanzerwagen

Зенитный вариант, вооруженный спаренным пулеметом MG 34 ; никогда не доходил до производства.

  • Sd.Kfz. 250/4 leichter Beobachtungspanzerwagen

Смотровая машина для отрядов штурмгешютца . Sd.Kfz. 250/5 leichter Beobachtungspanzerwagen
Командный вариант с дополнительным радиооборудованием. Sd.Kfz. 250/6
leichter Munitionspanzerwagen
Боеприпасы для штурмовых орудий.

  • Sd.Kfz. 250/6 Ausf A

имел 70 выстрелов к 75-мм пушке StuK 37 L / 24.

  • Sd.Kfz. 250/6 Ausf B

имел 60 выстрелов к 75-мм пушке StuK 40 L / 48. Sd.Kfz. 250/7

  • Sd.Kfz. 250/7 leichter Schützenpanzerwagen (Schwerer Granatwerfer)

установлен 81-мм миномет .

  • Sd.Kfz. 250/7 leichter Schützenpanzerwagen (Munitionsfahrzeug) ‘

Транспортер боеприпасов — нес 66 выстрелов к 81-мм миномету. Sd.Kfz. 250/8 leichter Schützenpanzerwagen (7,5 см)
Вариант поддержки, вооруженный орудием 7,5 cm KwK 37 L / 24 и MG 34 . Sd.Kfz. 250/9
leichter Schützenpanzerwagen (2 см)
Разведывательный вариант с автоматической пушкой 2 cm KwK 38 и спаренным пулеметом MG (MG 34 или MG 42 ) в низкой башне с открытым верхом, идентичной бронеавтомобилю Sd.Kfz .. 222 . Sd.Kfz. 250/10
leichter Schützenpanzerwagen (3,7 см PaK)
Вариант командира разведывательного взвода с 3,7 cm PaK 35/36 . Это было то же самое, что и противотанковое орудие, которое использовалось в буксируемом режиме в начале войны. Иногда орудие оснащалось небольшим щитком для защиты артиллеристов. Sd.Kfz. 250/11
leichter Schützenpanzerwagen (Schwere Panzerbüchse 41)
С тяжелым противотанковым ружьем 2,8 cm sPzB 41 и MG 34. Sd.Kfz. 250/12
Leichter Messtruppanzerwagen
Машина разведки и стрельбы на артиллерийском полигоне. Sd.Kfz. 252 leichter gepanzerter Munitionskraftwagen Подвозчик боеприпасов для Sturmgeschütz. Sd.Kfz. 253 leichter gepanzerter Beobachtungskraftwagen Артиллерийская передовая машина наблюдения с полностью закрытым бронированным корпусом и артиллерийскими радиостанциями.

Плюс многочисленные модификации полей

Например, добавление к базовой версии легких артиллерийских орудий, таких как Pak35 / 36 [5]

Галерея

  • Bundesarchiv Bild 101I-732-0111-15A, Russland, Schützenpanzer »Div. Großdeutschland«.jpg

    Орудие s.Pz.B.41 устанавливалось на бронетранспортёры Sd.Kfz.250

  • Bundesarchiv Bild 101I-236-1036-31, Russland, Schützenpanzer auf Feld.jpg

    Базовая модель Sd.Kfz.250/1

  • Bundesarchiv Bild 101I-111-1800-10, Nordeuropa, Nachrichtentruppen.jpg

    Радийный вариант бронетранспортёра

  • Svidnik war museum 02.jpg

    SdKfz 250 в военном музее в Свиднике, Словакия

  • SdKfz 250 in the Kubinka Tank Museum.jpg

    Sd.Kfz.250/9 вариант корпуса «Neu» в Бронетанковом музее в Кубинке

  • SdKfz-250.jpg

    SdKfz.250 — Sfl 5 cm Pak 38 L/60, Военный музей Белграда, Сербия.

Ссылки [ править ]

Заметки [ править ]

  1. ^ а б Хогг, Ян В .; Недели, Джон (1980). Иллюстрированная энциклопедия военной техники
    . Лондон: Хэмлин. п. 251.
  2. Jentz, стр. 2
  3. ^ a b Jentz, стр. 3
  4. Тарнстром, Рональд Л. (1998). Балканские сражения . Книги Троген. п. 407.
  5. Ливси, Джек (2007). Боевые бронированные машины Первой и Второй мировых войн
    . ООО «Аннесс Паблишинг» с. 104. ISBN 1-84476-370-6.

Библиография [ править ]

  • Чемберлен, Питер и Хилари Л. Дойл. Томас Л. Йенц (технический редактор). Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, бронированных автомобилей, самоходных орудий и полугусеничных машин, 1933–1945 гг
    . Лондон: Arms and Armor Press, 1978 (переработанное издание 1993 г.). ISBN 1-85409-214-6
  • Хогг, Книга данных по бронированным боевым
    машинам Яна В.
    Гринхилла
    , стр. 274, « БТР Sd.Kfz. 250 (
    alte
    )». Лондон: Greenhill Books, 2000. ISBN 1-85367-391-9 .
  • Хогг, Ян В. и Уикс, Джон. Иллюстрированная энциклопедия военной техники
    , стр. 251, «Легкий (однотонный) военный тягач Sd.Kfz. 10)». Лондон: Хэмлин, 1980. ISBN 0-600-33195-4 .
  • Jentz, Thomas L. Leichter Schutzenpanzerwagen: (Sd.Kfz.250) Ausf.A и B: История производства, варианты, организация и применение с 1941 по 1945 год (Panzer Tracts No. 15-1)
    Boyds, MD: Panzer Tracts, 2008. ISBN 0-9815382-0-7.
  • Нихорстер, Leo WG. Серия
    изданий по
    организации Второй мировой войны в Германии, Vol.4 / II: Механизированные подразделения штаб-квартиры и соединения Ваффен-СС (28 июня 1942 г.)
    Милтон Киз, Бакингемшир: Military Press, 2004 г.
  • Спилбергер, Вальтер Дж. Гусеничные машины немецкой армии 1909–1945 гг
    . Атген, Пенсильвания: Шиффер, 2008 ISBN 978-0-7643-2942-5

Литература

  • P. Chamberlain, H. L. Doyle.
    Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933—1945 / T. L. Jentz. — Лондон: Arms and Armour Press, 1978. — 272 p. — ISBN 0-85368-202-X.
  • М. Барятинский. Чертежи М.Барятинского, М.Дмитриева и М.Коломийца.
    Бронеколлекция. — 1997. — ISBN 0-85368-202-X.
  • Grosstraktor
  • PzKpfw III
  • PzKpfw III/IV
  • PzKpfw IV
  • VK3001(H)
  • VK3001(P)
  • PzKpfw V «Пантера»
  • Пантера II
  • E-50

[/td]

Внешние медиафайлы
Средние танки
Тяжёлые танки
  • Neubaufahrzeug
  • D.W.I/II
  • VK4502(P)
  • VK3601(H)
  • VK6501(H)
  • «Тигр» (P)
  • PzKpfw VIE «Тигр»
  • PzKpfw VIB «Тигр II»
  • E-75
Сверхтяжёлые танки
  • PzKpfw VII «Лев»
  • PzKpfw VIII «Маус»
  • E-100
  • «Ратте»
  • «Монстр»
  • Panzer IX/X

Истребители танков
  • Jagdpanzer IV
  • Jagdpanzer 38(t) «Хетцер»
  • «Ягдпантера»
  • «Фердинанд»
  • «Ягдтигр»
  • E-10
  • E-25
Самоходные гаубицы
  • Sturmpanzer I
  • Sturmpanzer II
  • Sd.Kfz.135/1
  • «Веспе»
  • «Грилле»
  • «Хуммель»
  • Geschutzwagen Panther
  • Gerät 809
РЗСО
  • Panzerwerfer 42
  • Wurfrahmen 40
ЗСУ
  • Kfz.4
  • Sd.Kfz.10/4
  • Sd.Kfz.6/2
  • Flakpanzer I
  • Flakpanzer 38(t)
  • «Мёбельваген»
  • «Вирбельвинд»
  • «Оствинд»
  • «Кугельблиц»
  • Flakpanzer V

* — производились только на экспорт; курсивом

выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]