Ласточка, не сделавшая весны (японский истребитель Ki-61)


Истребитель Кавасаки Ки-61 Хиен
Истребитель Кавасаки Ки-61 с нежным именем «Ласточка» резко выделялся среди истребителей японской Императорской армии — он был оборудован двигателем жидкостного охлаждения, в то время как на всех других самолетах подобного назначения стояли звездообразные моторы, охлаждаемые воздухом. Предпосылкой к этому стало приобретение «Кавасаки» лицензии на германский мотор DB 601 А, выпуск которого в Японии был налажен во второй половине 1941 г. под обозначением Ха-40. Мотор идеально подходил для истребителя-перехватчика, отличающегося высокой нагрузкой на крыло, прочной конструкцией и мощным вооружением — создание такого самолета было признано необходимым, исходя из опыта конфликта на Халхин-Голе. Подобное задание, применительно к самолетам с двигателями воздушного охлаждения, решила , создав в дополнение к «стандартному» Ки-43 перехватчик Ки-44 «Демон». «Кавасаки» же поручили создание пары самолетов с моторами Ха-40 — перехватчика Ки-60 и «стандартного» истребителя Ки-61.

Первоначально приоритетом пользовался Ки-60, но появление Ки-44 сняло остроту проблемы с обеспечением японской авиации Второй мировой перехватчиком. В связи с этим внимание конструкторов переключилось на Ки-61, обладающий более широким спектром возможного применения. От Ки-60 машина отличалась увеличенной на 25 % площадью крыла (профиль был тем же), а также гораздо большей массой.


Кавасаки Ки-61 Ib

Работы под руководством Т. Дои и С. Овада велись очень быстро — прототип Ки-61 впервые поднялся в воздух 11 декабря 1941 г. Ещё до этого фирма получила указание готовить серийное производство самолета. Это решение представлялось рискованным, но риск себя оправдал — летные испытания показали высокие данные самолета, превосходящего по скоростным параметрам всех конкурентов (включая трофейные советский ЛаГГ-3 и американский Кертис Р-40Е), а по маневренности уступающим только Ки-43 II. К тому же, Ки-61 имел невиданную для японских истребителей защищенность — протектированные топливные баки и бронеспинку сиденья пилота. В итоге, самолет запустили в серийное производство на предприятии в Гифу. В общей сложности, с учетом прототипов и предсерийных машин, построено 2878 самолетов. В системе кодов союзников обозначался «Тони».

Основные модификации Kawasaki Ki-61

Ки-61 — предсерийные самолеты. Двигатель Ха-40. Вооружение — 2 12,7-мм синхронных пулемета «тип 1» (Хо-103) и 2 7,7-мм крыльевых пулемета «тип 89». До августа 1942 г. построено 10 экземпляров, несколько различавшихся в деталях, поскольку оснастка для производства ещё не была окончательно подготовлена.

Ки-61 IA («самолет-истребитель армейский тип 3 модель 1а») — первая серийная модификация, строившаяся с августа 1942 г. Двигатель и вооружение соответствовали предсерийным машинам. До сентября 1943 г. выпущено 388 единиц.

Ки-61 IB («тип 3 модель 1b») — в крыле вместо 7,7-мм пулеметов установлены 12,7-мм. До апреля 1944 г. изготовили 592.

Ки-61 1С («тип 3 модель 1с») — вариант с пушечным вооружением. Поскольку конструкция крыла Ки-61 не подходила для установки японских 20-мм пушек Хо-5, изначально самолеты комплектовались 2 немецкими пушками MG 151/20 (в конце августа 1943 г. итальянская субмарина доставила в Пенанг 800 таких пушек). Фюзеляжные пулеметы оставались прежними. Впоследствии на Ки-61 1С применили новое крыло с усиленными лонжеронами — это позволило не только установить пушки Хо-5, но и подвешивать под крыло 2 250-кг авиабомбы или 2 200-л ПТБ. До июля 1944 г. выпущено 400 самолетов Ки-61 1С.

Ки-61 I Каи А и Ки-61 I Каи В – самолеты Ки-61 IA и Ки-61 IB, получившие новое крыло с 20-мм пушками Хо-5. Переделано 388 машин -частью на заводе в Гифу, частью непосредственно в частях заводскими ремонтными бригадами.

Ки-61 ID («тип 3 модель 1d») — глубокая модернизация Ки-61 с учетом опыта боевого применения. Несколько удлинен фюзеляж, а его хвостовая часть выполнена отъемной. Значительно упрощено управление, облегчены многие узлы, а хвостовое колесо выполнено неубирающимся. Вооружение — 2 12,7-мм пулемета в фюзеляже и 2 20-мм пушки Хо-5 в крыле. Часть самолетов получили в крыле 2 30-мм пушки Хо-105, но они оказались слишком тяжелыми для Ки-61, и их заменили Хо-5. Прототип испытывался в январе 1944 г., а с февраля уже началось серийное производство. До марта 1945 г. выпущено 1354 самолета.

Ки-61 II — двигатель Ха-140 (1500 л.с). Вооружение соответствовало Ки-61 ID. Увеличена площадь крыла (до 22 кв. м) и удлинен фюзеляж. До августа 1944 г. построено 33 машины, включая 3 прототипа. Самолет оказался неудачным — часто возникал флаттер крыла, а моторама была слишком слабой для более мощного двигателя.

Ки-61 II Каи («тип 3 модель 2») — самолет сочетал фюзеляж и двигатель Ки-61 II и крыло Ки-61 ID. Существовало два варианта вооружения — стандартный Ки-61 II Каи А (2 12,7-мм пулемета и 2 20-мм пушки) и усиленный Ки-61 II Каи В (4 20-мм пушки Хо-5). Выпущено с августа 1944 г. до мая 1945 г. 99 самолетов, хотя планеров изготовили гораздо больше — из-за отсутствия двигателей Ха-140 (в январе 1945 г. моторостроительный завод в Акаси был полностью разрушен вследствие бомбардировки) большинство переделано в Ки-100. Из 99 построенных самолетов около 30 выполнено в варианте Ки-61 II Каи В.

Не попал в серийное производство вариант Ки-61 III («тип 3 модель 3»), представлявший собой глубокую модернизацию самолета под мотор Ха-240 (1800 л.е.). Кроме того, самолет должен был получить новый каплевидный фонарь кабины пилота, существенно улучшивший обзор. Ввиду неготовности нового двигателя несколько планеров с каплевидным фонарем укомплектовали моторами Ха-140 (такие машины обозначались Ки-61 II Каи С). Также готовилось производство «эконом-варианта» Ки-61 IE с деревянной хвостовой частью фюзеляжа и оперением. Машина прошла испытания, но от её внедрения в серию отказались , решив сосредоточиться на более перспективном Ки-100.

Истребитель

Kawasaki


© Михаил Быков

Кi-61-Ib командира 244-го сентая (авиаполка) майора Т.Кобаяси, апрель 1945 г.

Истребитель Ki-61 «Хиен» («Ласточка») cреди японских боевых самолетов Второй Мировой войны был уникальной машиной. Он оснащался инвертированным V-образным поршневым двигателем На-40, который являлся лицензионной версией немецкого мотора «Даймлер-Бенц» DB-601A.

Первый опытный образец Ки-61 был изготовлен в декабре 1941 года и успешно прошел летные испытания, показав в воздухе хорошие маневренность и управляемость. Правда, по сравнению с Ки-43 истребитель имел довольно высокую удельную нагрузку на крыло (146 кг/м2), но этот недостаток полностью компенсировался мощным вооружением, протектированными бензобаками и бронезащитой машины. Максимальная скорость Ки-61 на высоте 6000 м составила 591 км/ч. Для проведения войсковых испытаний построила еще 11 прототипов, но еще до их окончания был получен заказ на серийное производство истребителя.

На вооружение японской армии Ки-61 поступил в конце 1942 года и в соответствии с японской системой обозначений получил наименование «армейский истребитель тип 3 модель I», а также название «Хиен» (Ласточка). До конца года завод в Кагамихаре выпустил 34 серийных истребителя в двух вариантах: Ки-61-la (вооруженный двумя 12,7-мм синхронными фюзеляжными пулеметами Но-103 и двумя крыльевыми 7,7-мм пулеметами «тип 89») и Ки-61-Ib (четыре пулемета Но-103 калибра 12,7 мм в крыле и фюзеляже).

Истребитель Ki-61-I начал поступать на вооружение с февраля 1943 года, всего изготовили около 1380 самолетов в двух вариантах, различавшихся своим вооружением. После этого появилось еще 1274 истребителя Ki-61 KAI с удлинненным фюзеляжем и различными комбинациями вооружения.

Дальнейшие разработки привели к созданию высотного истребителя Ki-61-II KAI, с двигателем На-140. Новый «Хиен» оказался единственным японским истребителем, способным эффективно действовать на большой высоте против «Суперкрепостей В-29», но низкая надежность двигателя свели его боевую ценность к минимуму.

Всего было построено 374 таких машины, опять же в двух вариантах с разным вооружением, однако только на 99 самолетах из них успели установить двигатель На-140. Как и остальные японские истребители, «Хиен» вскоре уже не мог противостоять своим американским противникам.

Летно-технические характеристики самолета Кавасаки Ки-61 IA

  • Двигатель: Кавасаки Ха-40
  • мощность, л.с.: 1175
  • Размах крыла, м.: 12
  • Длина самолета, м.: 8,74
  • Высота самолета, м.: 3,7
  • Площадь крыла, кв. м.: 20
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2210
  • взлетная: 2950
  • максимальная взлетная: 3250
  • Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 584/4820
  • Время набора высоты 5000, мин.: 5’31»
  • Потолок, м.: 10900
  • Дальность полета, км. (с ПТБ): 600 (1100)

Боевое использование Кавасаки Ки-61

Внедрение Ки-61 в строевые части потребовало особого подхода, поскольку машина не имела преемственности ни с одним другим типом истребителя Императорской армии. К тому же, поспешное внедрение самолета в серию привело к тому, что в части попали довольно «сырые» самолеты с целым букетом «детских болезней». Поэтому для перевооружения в первую очередь выбрали части из относительно спокойной Маньчжурии — их можно было на несколько месяцев отвести в Японию. В начале 1943 г. таким образом новые самолеты освоили 68-й и 78-й сентаи, после переучивания отправившиеся на Новую Гвинею. Боевая работа Ки-61 началась в середине мая 1943 г. Самолеты, главным образом, выполняли задачи ПВО, а их главными противниками были бомбардировщики В-24 «Освободитель» и В-25 Митчелл, сопровождаемые истребителями Р-38 «Лайтнинг». Мощное вооружение, хорошая живучесть и высокая скорость на пикировании позволяли пилотам Ки-61 с успехом применять тактику «бей-беги». Однако и собственные потери были очень существенными, причем в основном не в воздушных боях, а от ударов противника по аэродромам. В конце августа пришлось даже пополнить сентаи истребителями Ки-43. В дальнейшем налаживание производства и поставок Ки-61 позволило пополнить части. 68-й и 78-й сентаи сражались на Новой Гвинее вплоть до середины 1944 г. 25 июля 1944 г. обе части ввиду потери всех самолетов расформировали.


С сентября 1944 г. на Филиппинах вели бои 17-й и 19-й сентаи, вооруженные Ки-61. В октябре ударам американской палубной авиации подверглись Окинава и Формоза — в отражении этих ударов принимали участие Ки-61 из учебных частей. Дальнейшее развитие американских операций на Филиппинах вынуждало японское командование усиливать свою авиационную группировку в регионе — в середине ноября 1944 г. туда прибыли 18-й и 55-й сентаи, вооруженные Ки-61. Но усилия были напрасными — в январе 1945 г. воздушные бои над Филиппинами практически прекратились, и американцы установили полное господство в воздухе. На Филиппинах Ки-61 показал себя весьма неплохим истребителем, хотя и уступал по летным качествам американским визави. Наибольших успехов им удавалось достичь, действуя большими группами (до 24 самолетов) против бомбардировщиков — этому способствовало и мощное пушечное вооружение Ки-61. Но по мере того, как состав сентаев таял, пилотам Ки-61 было все труднее противостоять американским истребителям.

Наиболее массово Ки-61 применялись в системе ПВО Японских о-вов. Здесь одновременно на них действовало не менее шести сентаев, включая и несколько воссозданных после эвакуации с Филиппин. Наибольшей известностью пользовался 244-й сентай, прикрывавший Токио. К концу войны на счету этой части было 102 сбитых и 192 поврежденных В-29. Помимо обычных тактических приемов, с декабря 1944 г. пилоты Ки-61 начали применять таранную тактику «Синтен Сейкутаи» («Поражающее небо»). При этом речь не шла о самоубийственных атаках — предполагалось нанести таранным ударом повреждения американскому бомбардировщику, после чего пилот истребителя должен был либо посадить свою поврежденную машину, либо выброситься с парашютом. Бой строился на тесном взаимодействии «таранных» истребителей с обычными, что позволяло добиваться успехов. Однако с апреля 1945 г. американцы благодаря захвату Иводзимы получили возможность сопровождать свои бомбардировщики-суперкрепости Боинг В-29 истребителями Норт Америкэн Р-51 — это резко снизило эффективность действий японских истребителей.

В апреле-мае 1945 г. Ки-61 приняли участие в операции «Кикусуй» — массированных атаках камикадзе на американский флот у Окинавы. Самолеты Ки-61 считались слишком ценными, чтобы расходовать их на самоубийственные атаки, поэтому в качестве камикадзе они применялись очень редко. Главной задачей Ки-61 было прикрытие камикадзе, выходящих в атаку. Эта функция была возложена на 59-й сентай. Однако ограниченный радиус действия Кавасаки Ки-61 «Хиен» приводил к тому, что их пилоты вынуждены были бросать «подопечных» в самый трудный момент — на подходах к цели. В боях в районе Окинавы участвовали также три сентая Ки-61, базировавшиеся на Формозе.

В июне-июле 1945 г. активность частей, вооруженных Kawasaki Ki-61, существенно снизилась — в предыдущих боях они понесли серьезные потери, а выпуск самолетов этого типа прекратился. К тому же, действовал приказ, запрещающий вступать в бой с превосходящими силами противника — Ки-61 берегли для отражения ожидавшегося американского вторжения на Японские о-ва. К концу июля на территории Японии в 18-м, 55-м и 56-м сентаях насчитывалось 53 Ки-61.


Кавасаки Ки-61 — единственный японский истребитель с двигателем жидкостного охлаждения

Некоторое количество Ки-61 из частей, дислоцированных на Формозе и материковом Китае, стали трофеями гоминьдановских войск. Их сосредоточили на аэродроме Нанюань у Пекина, но применить Ки-61 в бою гоминьдановцы, вероятно, не успели, и самолеты были захвачены коммунистами.

В общем, Кавасаки Ки-61 следует признать удачной машиной. Он стал первым японским истребителем, по вооружению и защищенности не слишком уступающим самолетам противника. При этом машина сохранила «фирменную» черту других японских истребителей — высокую маневренность. К тому же, Ки-61 был одним из немногих японских самолетов, сохранявших высокие летные данные и на больших высотах.

Сегодня познакомимся с таким прекрасным аппаратом как Ki-61 otsu.

Ki-61 – японский истребитель второго ранга Основными противниками являются Ла-5Ф, Як-3, Кобры и иногда Spitfire. И если начать сравнение, то по скорости в горизонте и динамике разгона мы проигрываем всем. По маневренности все не так плохо, но в виражном бою мы стопроцентно выигрываем только Кобр, с остальными будут проблемы.

Перейдем к самому разбору самолета.

Достоинства Ki-61

Из достоинств данного аппарата можно выделить три аспекта. 1. Отличный набор скорости в пикировании, благодаря которому и строится наша тактика игры. Собственно говоря, если Ki-61-I otsu и может что-то делать хорошо, так это пикировать и догонять противника. Набор скорости просто феноменальный, уйти от нас могут только избранные Кобры. Поэтому с самого начала боя стоит набрать высоту, без нее нам ничего не светит. 2. Умеренные маневренные качества. Ki-61 все же создана не для виражного боя, так как из-за малой площади крыла и слабого мотора, она банально не способна выдержать бой против более тяговооруженных Як или Spitfire. Однако, в случае борьбы с Кобрами, нам достаточно одного круга, чтобы зайти им «на шесть». То есть виражный бой возможен только с «бревнолетами» и то при наличии скорости. Рекомендуется не вступать в виражи, чтобы не слить важную для нас энергию. 3. Огромное количество боекомплекта. Это самый нелепый плюс. Японским «горохом» уничтожить самолет довольно трудно, можно поливать его ведрами свинца и все будет без толку. Скажем «спасибо» японским конструкторам за прекрасную скорострельность и баллистику пулеметов Ho-103.

Недостатки Ki-61

1. Ужасная динамика на высотах до 4 км. Самолет не может набрать скорость в горизонтальном полете. У земли средние значения всего 400-450 км/ч. Для второй эры это очень мало. Берем в расчет потерю скорости при любом оборонительном маневре и приходим к выводу, что спускаться не стоит. Это нужно постоянно держать в голове. 2. Плохие пулеметы. Стрелять с них – это сплошной рандом – непонятно куда летит снаряд, каков разлет и пробивающий эффект. Забрать кого-то с одного захода практически невозможно, разве что «засадить» в кабину пилота, но это уж как повезет.

Подведем промежуточный итог. Ki-61-I otsu хорошо пикирует с набором скорости, может маневрировать против некоторых врагов, но, при этом, абсолютно беспомощна без высоты и ее вооружение оставляет желать лучшего.

Тактика игры для Ki-61

Вариантов мало, вернее всего один – это бум-зум и редкие виражи по обстоятельствам. 1. Первоначально стоит набрать 5-5,5 км высоты, то есть с начала боя нужно слегка климбить в сторону. 2. Далее играем в бум-зумера и максимально сохраняем высоту. 3. После всех этих действий, когда надо уже хоть кого-то сбить — выбираем одного противника и стараемся развести его на пикирование. Ну и, естественно, от Ki-61 он уйти не сможет. 4. Дальше действуем по обстановке. Или быстро убиваем его и уходим обратно на высоту или делаем красивую петлю и повторяем атаку. 5. Что касается виражей, то тут совет однозначный – лучше их избегать. Отдельные случаи – это добивание ранее подбитого противника, встреча с «бревнолетом», прикрытие союзника и т.д. В таких ситуациях можно вступать в маневренный бой.

Из всего этого можно сделать вывод, что самолет предназначен для боя от высоты – это бум-зум, атаки на проходах, подвешивание противника и так далее.

Рекомендации по Ki-61

1. Рекомендуется ставить трассерную или воздушную ленту. Это, конечно, не панацея от японских чудо-пулеметов, но у них есть неплохой шанс поджечь противника, хотя как повезет. 2. Градус набора высоты лучше ставить в районе 10-15, на форсаже. На счет перегрева беспокоиться не стоит – самолет выдерживает 6 минут активного полета, что примерно равно 5-6 километрам климба. 3. Лобовые атаки нужно обходить стороной. Хоть у нас и четыре пулемета, их разброс и низкий секундный залп не позволяют нам нанести хоть какие-нибудь повреждения врагу.

Вывод. Ki-61 – это самолет не для всех. У него слишком много минусов, которые не перекрываются одним лишь климбом. Играть на Ki-61 скучно и однообразно. А когда пулеметы не наносят урон, то гемплей превращается в поедание кактуса. А теперь предлагаем посмотреть видео гайд по самолёту Ki-61-I-otsu, который подготовил Libertus:

Поделитесь информацией с друзьями:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]