Слово о чёрном танковом комбинезоне

04.09.2020

Танковые войска – ударная сила армии

И любой военный эксперт подтвердит, что это правда. Без танковой поддержки сложно представить себе успешную наступательную операцию, особенно если речь идет об укрепленных позициях противника. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что Танковые войска России – это не одни лишь танки.

В состав данного рода войск так же входит другая бронетехника: боевые машины пехоты, самоходная артиллерия, тягачи, бронетранспортеры и многое другое. Даже специализированные учебные заведения и органы военного управления являются частью танковых войск. Так что вы должны понимать, что это не просто армада мощной бронетехники, а сложная структура.

Без Танковых войск потери советских (и российских) боевых соединений были бы более значительны. Взять, к примеру, Великую Отечественную, где именно танки сыграли одну из решающих ролей. Или, конфликт в Грузии 2008 г. Ведь без мощной танковой поддержки он мог бы и не закончиться так молниеносно. А кто знает, во что бы это все переросло. Так что роль Танковых войск в российской армии переоценить сложно (как и в других мощных армиях мира).

Кстати, для всех танкистов у военторга «Военпро» есть не только информационные материалы о роде войск, но и качественная сувенирная атрибутика, которая всегда будет напоминать о лучших моментах службы.

Вооружение Танковых войск России

Когда-то, советские Танковые войска можно была считать одними из лучших на планете (если не лучшими). Так, например, по количество танков Советы превзошли всех. Однако десятилетиями танковые войска медленно, но верно сокращались. Наиболее печальным периодом для данного рода войск являются «лихие 90-е», когда армия потеряла не только много техники, но и немало профессиональных кадров.

Тем не менее, в последние годы тенденция немного изменилась. На данном этапе идет полномасштабное перевооружение, что в перспективе должно значительно повысить боеспособность российских Танковых войск, даже при снижении количества самих боевых машин.

Но, пока до полного перевооружения еще далеко, хотелось бы поговорить о боевых машинах, которые стояли на вооружении отечественной армии и позволяли ей долгие годы диктовать свою неуклонную волю потенциальным противникам.

Танк Т-90А/К/АК/С

Основной боевой танк РФ, стоящий на вооружении Танковых войск в нескольких модификациях. Танк заслужил высокие оценки не только отечественных, но и многих зарубежных экспертов. Общее число боевых машин — более 500 в ВС РФ, около 1000 поставлено на экспорт, также существует ряд вспомогательных машин, основанных на базе Т-90.

Кроме впечатляющих боевых характеристик следует отметить универсальность машины в боевом применении в различных регионах с экстремальным климатом. Т-90 проявил себя, как надежный ОБТ в условиях Севера, в пустынях Саудовской Аравии, влажных джунглях Малайзии и Индии, чем не могут похвастаться конкуренты.

Танк Т-80Б/БВ/У

Довольно неплохая боевая машина, хоть и немного устаревшая. На вооружении РФ стоит более 4000 этих машин, однако планируется полностью снять их с «боевого поста» и заменить на более современные образцы. Насколько это будет выполнено, покажет время.

Специфика мощного газотурбинного двигателя (ГТД мощностью 1000-1250 л.с., в зависимости от модификации) делало этот ОБТ идеальным для развития успеха в Европе, но сейчас военная доктрина иная и подобная боевая машина теряет свою актуальность, как средство реализации стратегии.

Танк Т-72А/Б

Еще один «возрастной» танк, который, казалось бы, можно выводить из эксплуатации. Но было принято решение произвести модернизацию машины уровня Т-72Б3. Возможно, это связано с большим количеством данной модели – около 9 000 единиц. Просто «выкинуть» такое количество отличной бронетехники, мягко говоря, жалко. Остается только вопрос: насколько модернизированный танк будет соответствовать мировым стандартам.

Да, эта боевая машина великолепно проявила себя в различных войнах, но ранние модификации морально устарели и только дальнейшая модернизация сможет оставить ОБТ Т-72Б3 конкурентоспособным на современном поле боя.

Как уже говорилось ранее, в состав Танковых войск России входят не только танки. Так, например, на вооружении РФ стоит около 6 000 боевых машин пехоты (БМП-2 и БМП-3). Имеется так же несколько сотен самоходных ПТРК, около 15 000 бронетранспортеров различных модификаций и 7 видов боевых разведывательных машин общим количеством более 2 000 единиц.

Разумеется, это не полный список того, что стоит на вооружении танковых войск РФ, но и этого достаточно, чтобы понять, насколько мощная бронетанковая «махина» стоит на защите границ России. Вот если бы еще Танковые войска не разрушались планомерно и долгие годы, было бы еще лучше. Но времена «сердюковщины» прошли и теперь можно с оптимизмом взглянуть в будущее.

Танковые войска России и США. Сравнение

Чтобы получше понять, что же из себя представляет военный потенциал Танковых войск Российской Федерации, давайте сравним его с другой мощной в военном смысле страной, а именно – США.

Что ж, начнем с самих танков. Мы не будем внедряться в какие-то технические подробности, количество экипажей, подготовку, испытания и другие факторы, а поговорим исключительно про численность Танковых войск России и Штатов, соответственно.

Итак, на вооружении США в данный момент находиться около 7 000 танков. Далеко не все из них представляют собой новейшие образцы. Если говорить о «топовых», то их в армии США почти 600 (Абрамс M1A2SEP). Что касается РФ, то наш новейший танк Т-90 (Т-90А и Т-90АК) представлен приблизительно в 500 экземплярах. Расхождения, так скажем, не критичные. Зато, общее количество российских танков в несколько раз превосходит показатели заокеанских коллег. Таким образом, даже если подготовить всего треть отечественных танков к бою, этого будет достаточно.

Идем дальше. На очереди у нас артиллерия. На вооружении США стоит около 1500 буксируемых оружий и приблизительно 2000 САУ. Россия же располагает 6800-ю самоходными установками, а так же 7500-ю буксируемых стволов. Последние, правда, изрядно поредеют, но и без этого в плане артиллерии РФ превосходит конкурента.

Кстати, РСЗО у России так же больше, причем значительно: 3500 против 830 штатовских. А, учитывая тот факт, что артиллерия – Бог войны, вывод напрашивается сам собой. Тем более, что если взглянуть на передовые образцы, построенные на шасси Т-90, например, ТОС-1А «Солнцепек», то подобных аналогов за океаном мы не обнаружим.

Если говорить о БМП, то здесь РФ так же превосходит США. На вооружении России стоит приблизительно в 2 раза больше боевых машин пехоты разных модификаций. А вот в плане БТР-ов, Штаты вырвались в перед. Америка располагает 16 000 машин, против приблизительно 5 000 отечественных.

Итог


Что ж мы имеем в сухом итоге? Многие говорят, что Танковые войска РФ сейчас находятся в плачевном состоянии. Это глупости. За последние годы удалось серьезно поднять уровень боевой подготовки личного состава, улучшить морально-психологическое состояние. Офицеры наконец-то начали получать достойную оплату за свою нелегкую службу. Быть может, если сравнивать со временами рассвета СССР, то еще есть к чему стремиться. Но прогресс очевиден.

Если брать во внимание тот факт, что после развала Союза Танковые войска планомерно разрушались, то нынешнее положение дел далеко не так печально, как заявляют некоторые «эксперты»-паникеры. Количество бронетехники в России достаточное, квалифицированного персонала тоже практически хватает, перевооружение идет полным ходом.

Можно много говорить про преимущества и недостатки российской техники, но вот парадокс: там, где находятся Танковые войска России, почему-то всегда победа наших войск!

Нужно так же понимать, что «оборонка» — это удовольствие дорогое и просто так взять и «переодеть» все Вооруженные Силы не так-то просто. Но непросто – это не значит, что невозможно. В любом случае, Танковые войска РФ еще имеют «порох в пороховнице» и немало.

«Военпро» также напомнит о возможности приобрести сотни разнообразных и качественных сувениров с танковой символикой в наших каталогах.

← День танкиста Новогодние подарки наложенным платежом →

Зимняя военная форма

Создание качественной зимней спецодежды сегодня выходит на новый уровень. Использование новых материалов позволяет избавиться от неудобных и малопривлекательных предметов одежды той или иной профессиональной принадлежности. Спецодежда зимняя сегодня помимо этого отличается высокой прочностью и универсальностью. Если говорить о спецодежде для специалистов военных профессий, то она должна иметь ряд дополнительных характеристик. К таким характеристикам должны относиться повышенная эргономичность зимней военной формы, ее отличные утепляющие качества, ветронепроницаемость и вместе с тем хорошая вентиляция.

Армии мира, которые призваны вести действия в условиях низких температур, снабжаются зимней военной формой особого вида. Если говорить о финской армии, то здесь форма, что удивительно, разрабатывается специалистами лесного хозяйства. В создании рисунка зимней финской формы участвует целая исследовательская группа. Несколько человек специально бродят по финским лесам и заснеженным берегам многочисленных озер, чтобы запечатлеть зимний ландшафт. Далее несколько тысяч снимков и видеофайлов загружаются в компьютер, который анализирует цветовую палитру и благодаря специальной программе создают единую текстуру. Точнее сказать создается сразу несколько текстур, соответствующих различным типам местности. А уже на основе этих текстур создается универсальная текстура, которая и ляжет в основу «боевой раскраски» спецодежды (формы) финских солдат. Такая поразительная тщательность позволяет создавать по-настоящему уникальные экземпляры цветовой гаммы военной формы и спецодежды егерей. Американцы уже сегодня готовятся к реализации новой программы, которая будет создавать 3D-раскраску зимней спецодежды (формы) для различных соединений. Такая текстура позволит американскому солдату, по словам разработчиков формы, буквально затеряться не только среди заснеженных елей, но и на достаточно открытой местности. Текстура первоначально планируется к применению для снайперов. В дальнейшем ее будут использовать и другие военнослужащие американской армии. Стоит сказать, что американские солдаты не ведут боевых действий в условиях ярко выраженной зимы, поэтому такая форма пока выпускается в качестве опытных экземпляров. Можно даже предположить, кого американские бойцы себе представляют в качестве врага, если им приходится проводить учения в условиях низких температур на заснеженных полигонах Аляски.

Российские военнослужащие также получили новую зимнюю военную форму. Однако о ее удобстве, а точнее, о неудобстве ходит много слухов. В частности, солдаты жалуются, что новая зимняя форма имеет недостаточно высокий ворот, а также легко пропускает ветер. В Минобороны же высказываются в том духе, что новая российская зимняя форма отвечает всем современным требованиям: не 3D-текстура, конечно, но свои плюсы у нее тоже есть.

Слово о чёрном танковом комбинезоне


Очень часто при просмотре фильмов о войне, об армии СССР и армии России слышу от бывших и действующих танкистов, солдат и офицеров претензии к создателям кино по поводу качества работы военных консультантов и других специалистов. Мол, где они вообще взяли такую форму? Откуда эти комбинезоны? Почему вооружение экипажа не соответствует уставу?..
Претензий множество. Действительно, странно слышать от специалиста, который иногда прослужил не один десяток лет в танковых войсках, такие выражения. Особенно где-нибудь на даче или в гараже, где на каждом крючке висит что-то, полученное от родной армии. От шлемофона до старого комбинезона с ромбиком и желтым Т-62 на груди.

Чтобы как-то успокоить критиков военных консультантов, пришлось мне закопаться в военную историю. Оказалось, что простой вопрос об одежде солдата или офицера может быть не менее интересен, чем хороший детектив. Даже открытия были.

Танкисты РККА

Мы привыкли к тому, что в советских фильмах о довоенном и военном времени танкисты выглядят одинаково. Черный комбинезон, шлемофон и пистолет на поясе.
Увы, разочарую вас, первые комбинезоны были синими. Точнее, темно-синими. И назывались они так: комбинезон механика-водителя. Просто потому, что выдавались водителям практически всего, что могло ездить. Экипаж же носил обычную полевую форму.

Куртка и брюки были просто пришиты друг к другу по поясу. Соответственно, застегивался такой комбинезон на пуговицы сверху до низу. С тканью промышленность тоже не особо экспериментировала. Обычная х/б ткань. Да и предназначен был этот элемент военной одежды просто для того, чтобы уберечь форму механика от технической грязи при ремонте техники.

Отсюда некоторые особенности этого элемента одежды. Прежде всего клапаны. Это специальные накладки на пуговицы и карманы, которые прикрывали пуговицы на груди и поясе и карман сверху. На карманах клапаны застегивались на пуговицу. Дальше затяжные хлястики на рукавах и внизу брюк. Они использовались для утяжки одежды на запястьях и щиколотках. Третий элемент — наколенники. Несколько непривычные для современного военнослужащего — ромбовидные.

Карманы. У комбинезона было всего два кармана. Один на левой стороне груди и второй на правом бедре. В отличие от более поздних советских комбинезонов карман на груди был действительно карманом, а не кобурой для пистолета.

В принципе, комбинезон был достаточно удачным. За исключением некоторых деталей. Прежде всего цвет. Темно-синий не скрывал пятен от масла и смазок, которые появлялись при ремонте машин. Поэтому достаточно быстро темно-синий цвет был заменен на черный. Однако даже в начальный период Великой Отечественной войны в армии было достаточно много и темно-синих танкистов.

Второй недостаток достаточно пикантный. Комбинезон был совершенно не приспособлен для отправления естественных надобностей танкиста. Если «по маленькому» ещё как-то можно было сходить, то «по большому»… Именно поэтому ещё в предвоенный период сзади был сделан отстегивающийся клапан.

Кстати, прыжковые комбинезоны в Советской Армии копировали танковые и тоже пошиты были с клапанами. Ветераны-парашютисты помнят тот «комфорт», который предоставлял комбинезон для оправления этих самых надобностей. Особенно на площадке перед посадкой на борт многие испытали такое «наслаждение» на личном опыте.

Небольшое отступление от главной темы

Самым узнаваемым элементом танкиста и, как мне кажется, самым любимым элементом, является танковый шлемофон. Хотя сегодня такими шлемами пользуются не только танкисты, но и пехотинцы, артиллеристы, моряки и даже десантники. Правда, в последнем случае шлем несколько упрощен.
Шлем, точнее, шлемофон, имеет очень удачную конструкцию. Именно потому и практически не меняется до сих пор. История данного аксессуара танкиста началась в середине 30-х годов прошлого века. Необходимость разработки специального головного убора была вызвана бурным развитием танковых войск.

Шился шлемофон из кирзы. Правда, к сапогам солдатским эта ткань имеет отношение только по наименованию завода-изготовителя. Обычная ткань, прорезиненная каучуком. На шлем нашивались валики, набитые конским волосом или другими компонентами. Прямо напротив ушей нашиваются специальные клапаны для наушников. Подкладка плисовая (лето) или натуральный мех (зима). Регулировка по размеру головы танкиста производится с помощью ремешков сверху и на затылке.

Иногда в комплект шлемофона включали специальные очки. Единой конструкции очков не существовало, но в большинстве случаев они представляли собой полумаску с двумя боковыми и двумя передними стеклами. В РККА очки были достаточно редким явлением просто потому, что стекло постоянно разбивалось.

И ещё один интересный факт. Связан он с личным оружием экипажа. Пистолеты, в начальный период револьверы, а затем ТТ были у всех членов экипажа. Кстати, кобуры были специально созданы как комбинированные. Для ношения обоих пистолетов. Носились они поверх комбинезона на ремне. Однако при посадке экипажа в машину часто случались заминки из-за того, что кобура застревала.

Именно тогда и появился особый шик советских танкистов. Кобура с ремешком для ношения через плечо. Внешне этот способ ношения не особо отличался от поясного, но давал огромные преимущества во времени в случае застревания. Дело в том, что поясной ремень выполнял совсем другую функцию. Он прижимал ремешок кобуры к телу танкиста. И в случае застревания достаточно было расстегнуть ремень.

И последний интересный факт. Советским танкистам никогда не выдавались кирзовые сапоги! Согласно приказам наркома обороны, танкистам выдавались только яловые или юфтевые сапоги! Никаких кирзовых сапог или ботинок танкистам не выдавали.

Война и форма

Великая Отечественная война внесла некоторые коррективы в одежду танкистов. Прежде всего комбинезон стал обязательным для всех членов экипажа. Вызвано это было желанием сохранить экипаж при поражении машины. Дополнительный слой ткани теоретически должен был уберечь тело танкиста от ожогов. Что, в принципе, вполне логично.
Однако на практике дело выглядело полностью наоборот. В ремонте и обслуживании боевых машин участвовали практически все члены экипажа. Естественно, при такой работе обмундирование пропитывалось каплями горючего и масел. Получалось, что через определенное время комбинезон не только не спасал от огня, а наоборот, становился дополнительным фактором гибели танкистов. Особенно страдали механики-водители.

Немногие знают, но эту проблему попытались решить уже в ходе войны. В 1943 году был создан специальный огнезащитный танковый костюм. Он состоял из куртки с капюшоном, брюк, маски и перчаток. Создан он был из двухслойной кирзы, пропитанной ОП. На испытаниях костюм показал достаточно серьезную защиту. От 10 до 20 секунд.

Однако в боевых условиях костюм мешал экипажу выполнять боевую работу. Потому и не любили его танкисты. Но костюм не «потерялся». По крайней мере, в советское время такие костюмы часто использовались при работе сварщиков. Даже сегодня найти такой костюм не проблема.

А что же танкисты? Танкистов военной поры спасало тоже средство, что спасает сегодня от коронавируса и поноса. Хозяйственное мыло! Комбинезоны стирали при любой возможности. Насколько это было эффективно, сказать не могу, исследований не проводилось, но, думаю, солдата не обманешь. Если он вместо отдыха стирает обмундирование, это что-то значит.

Время испытаний и поиска

Послевоенное время характеризуется частыми экспериментами с формой одежды. Танкисты наконец-то отказались от классического комбинезона. Танковый комбинезон стал костюмом. Брюки и куртка стали самостоятельным элементом одежды. Плохо это или хорошо, сказать не могу. В определенных случаях лучше костюм, в других — комбинезон.
Главное, что было сохранено для танкистов, — это черный цвет. Куртки и брюки периодически меняли фасон, количество карманов, пуговицы на молнии, но оставались черными. И продолжалось это до 1980 года. То есть до начала активных боевых действий в Афганистане.

Дело в том, что танкисты и механики-водители боевых машин и САУ были хорошо воспитаны Советской Армией и гордились своими черными комбинезонами. Однако после того как противник стал активно использовать ПТС, выяснилось, что даже практически целый экипаж или механик после покидания подбитой машины становился чуть ли не главной мишенью душманов. Черный цвет не особо маскировал его среди других солдат.

Механики-водители боевых машин уже в 1981-82 году практически отказались от черных комбинезонов и воевали в обычной полевой форме. Танкисты же оставались верны своему цвету.

Те, кто в начале 80-х побывал за речкой, помнят, сколько «эксперименталок» было тогда. Форму испытывали в боевых условиях практически постоянно. Испытывали все. И пехота, и ВДВ, и танкисты в том числе. Тогда-то и появились первые камуфлированные танковые комбинезоны и первые песчанки. Кстати, песчанки прижились именно тогда. Увы, простое решение, которое просто напрашивалось тогда, найдено не было.

Современное решение проблемы живучести экипажа боевой машины

Есть ли решение проблемы выживания танкового экипажа при поражении боевой машины? Что бы ни говорили конструкторы, какие бы системы защиты ни устанавливали на танки, боевая машина заведомо находится в проигрышной ситуации перед ПТС. Просто потому, что в бою танк должен быть в первом эшелоне, на самом острие атаки. Да и действует он чаще всего против хорошо подготовленной обороны противника.
Если сейчас спросить танкистов, служивших в последние 10-15 лет, о форме одежды в танковых войсках, картина получится не хуже калейдоскопа. Советские комбинезоны, камуфляж, черные российские комбинезоны. Кто-то расскажет о «ковбоях». И все скажут правду.

Я уже написал выше о простом решении, к которому мы должны были прийти ещё в 80-90-е годы прошлого века. Вполне возможно, что к этому решению тогда и пришли, но катавасия в стране, все эти перестройки, гласности и прочие переломы общества через колено не позволили реализовать задуманное.

Нельзя объять необъятное! Нельзя соединить в одной, даже идеальной форме все нужные качества. Что, танкисты прекратят заправлять и обслуживать свои боевые машины? Или не будут на себя капать горючим, вытирать промасленные руки о комбинезон? Конечно, нет. Танк — это не только боевая машина экипажа, это его дом. Но это и машина, которая всегда требует внимания.

Разве грязь, пыль и погодные условия изменились? «Танки грязи не боятся» отменили? Или болотины и поломки в дороге больше не встречаются? Значит, нужен комбинезон. Именно для ремонта и обслуживания машин нужен. Для маршей нужен. Для повседневной боевой учебы нужен. И будет этот комбинезон немногим отличаться от тех, что были на танкистах в 1941-1945 годах. И гореть будет так же.

Только почему танкист должен учиться, обслуживать технику, проходить марши и стрельбы и воевать в одном и том же обмундировании? Черный цвет танкисты выбрали не от собственных амбиций, а просто потому, что он самый практичный при учебе и обслуживании танков. А в обычную песчанку в бою они переодевались просто потому, что это дает дополнительный шанс выжить.

20 мая 2022 года в 4-й гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина Краснознаменной дивизии имени им. Ю. В. Андропова отмечалось 75-летие 12-го гвардейского Краснознаменного Шепетовского орденов Суворова и Кутузова 2-й степени танкового полка. Именно там и была показана новая форма для танкистов. То самое гениальное решение, о котором я писал выше.

Работаешь в парке? Обслуживаешь технику? Получи черный, истинно танковый, удобный и практичный комбинезон. И берет на голову. Полевой выход? Стрельбы? Марш? Замени берет на другую танковую легенду — шлемофон.

Готовишься в бой? Атаковать или отбивать атаку противника? Меняй комбинезон на «цифру», на комбинезон, пропитанный специальным огнезащитным раствором. Материал комбинезона защищает от мелких осколков. Более того, эти комбинезоны делают экипаж незаметным для тепловизоров и других технических средств противника. И классический шлемофон поменяй на специальную каску из композитного материала.

Просто? Действительно, просто. Но чтобы дойти до этой простоты, понадобилось много крови и много жизней. Понадобилось море солдатского пота.

Обычный элемент одежды военнослужащего, коих десятки, а иногда сотни, для некоторых военных специальностей. Но как сложно складывалась судьба этого простого и обычного (даже для гражданской жизни) танкового комбинезона, гордости танкистов…

Новое в блогах

Эмблема как символ — не просто условный знак (картинка или, на языке геральдики, — фигура). Она имеет определенное смысловое содержание или ядро, идею. А именно — отраженную в символе, хотя бы в очень сжатом виде, определенную черту (черты), характерную для того или иного рода войск. То, что дает военнослужащему возможность испытывать чувство гордости своим родом войск и его традициями, своей профессией. А воинам бронетанковых войск есть чем гордиться. Достаточно вспомнить богатейшую историю этого рода войск, боевые подвиги героев-танкистов, их важную роль в победах, одержанных нашими Вооруженными Силами, и в современном оборонительном потенциале России.

Собранная автором коллекция эмблем БТВ — это в немалой степени отражение истории самих отечественных БТВ. А уважительное отношение к истории и славным традициям своей армии является важным фактором формирования моральных, психологических и патриотических качеств военнослужащих.

Бронесилы России были созданы в 1915 г. Им предшествовало появление в Русской Армии первых автомобильных частей, для которых в 1914 г. приняли специальную эмблему — автомобильные колеса с рулем и крыльями (1).

Приказом по Военному ведомству России №328 от 3 июня 1915 г. вводится эмблема автоброневых частей (на бронеавтомобилях). Она представляла собой комбинацию эмблемы авточастей с пулеметом Гочкиса на треноге. Большие эмблемы (2, 3) предназначались для погон. Различались белые (посеребренные) и желтые (золоченые) эмблемы — «по цвету металлического прибора, установленного для частей» (галуна погон, пуговиц). Малые эмблемы (4) носились при Временном правительстве на петлицах.

Для «бронированных батарей для стрельбы по воздушному флоту» приказом по Военному ведомству №105 от 1916 г. принимается эмблема с колесом и направленным вверх пулеметом (5).

После Октябрьской революции в Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) были части на бронетанковой технике, оставшейся от царской армии, а также на трофейной иностранной, захваченной у «белых» и иностранных интервентов. Однако специальных эмблем бронесил в Красной Армии вначале не было. Долгое время не удавалось найти сведения, подтверждающие существование бронесил в России. Но об этом факте можно было узнать, в частности, по сувенирным значкам: значку, выпущенному в память о выступлении В.И. Ленина с броневика 3 апреля 1917 г. у Финляндского вокзала (6), и значку с тем же самым броневиком, установленным перед музеем в Ленинграде (7).

В 1917—1921 гг. красноармейцы и командиры бронечастей носили одинаковые для всех родов войск знаки различия: нагрудные знаки (8,9) и значок-кокарду на головном уборе — «красную звездочку с молотом и плугом» (10).

В 1922 г. (приказ от 31 января 1922 г.) появляется сразу несколько специальных эмблем для бронечастей:

— для управления бронесил — «рука с мечом и шлем» (11);

— для личного состава бронепоездов — «бронепоезд в круге» (12);

— для автоброневых отрядов — «броневик в круге» (13);

— для личного состава танковых отрядов — «трофейный английский танк Мк V» (14);

— для личного состава бронедрезин (на эмблеме — бронеавтомобиль с железнодорожными колесами) — «бронедрезина в круге» (15);

— для учебной автомотобригады (формально она входила в инженерные войска) — «колесо, крылья и цилиндры мотоциклетного мотора» (16).

Кроме перечисленных образцов, тогда же были введены еще две эмблемы для бронесил:

— для десантных отрядов на бронепоездах — «автомат с винтовкой на подкове»;

— для летучих ремонтных бригад — «скрещенные молоток и французский ключ в круге».

Такой набор эмблем наглядно отображал разнообразный состав бронетанковой техники в бронесилах. Даже сейчас он хорошо поясняет, почему вместо термина «танковые войска» очень часто используется термин «бронетанковые войска».

Необходимо особо подчеркнуть, что в Гражданскую войну большинство личного состава в бронесилах было «бронепоездниками». В ходе этой войны бронепоезда применялись очень широко и весьма успешно. На них воевали будущий командующий бронетанковыми и механизированными войсками во время Великой Отечественной войны маршал бронетанковых войск Я.Н. Федоренко и отец составителя представляемой коллекции.

Ношение неустановленных знаков различия запрещалось, но все же существовала практика использования отдельными военнослужащими (в основном принадлежащими к старшему комсоставу) «люксовских» разновидностей основных знаков, заказывавшихся ювелирам. Таков вариант нагрудного знака с посеребренным венком из лавровой и дубовой ветвей с наложенной эмблемой управления бронесил из серебра (17).

Командование 3-го танкового полка, 1930 г. Справа — командир полка (с эмблемой «английский танк в шестерне»).

Многообразие эмблем бронесил сочли неудобным, и вскоре (приказом РВСР №1312 от 29 мая 1922 г.) для всех бронечастей была введена единая эмблема — «щит, меч с молнией в руке с бронеперчаткой и колесо с крыльями» (символы главных свойств бронетанковой техники — бронезащиты, вооруженности и подвижности) . Эти эмблемы были в двух вариантах: позолоченные — для командного состава (18) и посеребренные — для штабов (19).

Отмечу, что первые советские эмблемы бронесил являются большой редкостью. Это связано с тем, что после окончания Гражданской войны происходило резкое сокращение бронесил.

С введением более узких петлиц и размещением на них знаков должностных различий (приказ РВС СССР №1244 от 2 октября 1924 г.) стали использоваться эмблемы такого же типа, но меньшего размера и с более четким рельефным рисунком (20).

Эмблемы (18—20), как и более ранняя эмблема управления бронесил (11), выполнены с использованием интернационального геральдического изобразительного языка (стиля), в отличие от остальных отечественных эмблем БТВ, которые выполнены в техно-реалистском стиле, а именно — с использованием изображений образцов бронетанковой техники.

Начальник штаба 3-го танкового полка А.Н. Фирсович (с эмблемой «английский танк в шестерне»). 1931 г.


В центре снимка — старший сержант 3-го танкового полка (с эмблемами «английский танк в шестерне»). 1931 г.

В 1930—1931 гг. единственный тогда в Красной Армии танковый полк (3-й танковый полк, дислоцировавшийся в Москве в Лефортове), на вооружении которого были трофейные английские танки MkV и французские «Рено» FT-17, заказал свою эмблему — «английский ромбовидный танк MkV в шестерне» (21).

На эмблеме изображен вариант этого танка — «самец» (пушечный), а признаком того, что это модель MkV, является наличие в задней части борта корпуса решетки системы охлаждения двигателя. По типу двигателя этот танк в Красной Армии называли «Рикардо». Серебряный («люксовский») вариант этой эмблемы, представленный в коллекции (22), принадлежал одному из первых танкистов — начальнику штаба этого полка А.Н. Фирсовичу, ставшему во время Великой Отечественной войны командиром 5-го механизированного корпуса.

Шестерня в военной эмблематике обычно символизирует то, что род войск является техническим. Она же использована в эмблеме мотоциклетных войск — «мотоцикл с пулеметом, наложенный на шестерню». Эта эмблема была введена, по-видимому, несколько позднее, чем «английский ромбовидный танк MkV в шестерне». Мотоциклы вообще с самого начала принято было относить к бронетанковой технике. В Красной Армии до и во время Великой Отечественной войны в механизированных и танковых полках были даже мотоциклетные полки.

Мотоциклетные эмблемы были парные — левые и правые (23, 24). Небезынтересно, что в нашей армии парные эмблемы (кроме мотоциклетных такими были еще танковые и медицинские) носились на форме исходя из правил: «наши танки (пулеметы) по своим не стреляют» и «наши змеи друг друга не жалят», т.е. средства поражения должны целиться не друг на друга, а в противоположные стороны.

В начале 1930-х гг. советская экономика переживала бурный рост, осуществлялась индустриализация. Появились крупные заводы, производившие в больших количествах бронетанковую технику; началось масштабное развертывание механизированных и танковых войск.

В 1936 г. (приказ НКО СССР №36) вводится новая эмблема для автобронетанковых войск, на которой изображался «быстроходный танк» БТ-5, вид сбоку (25). Размер эмблемы (длина) — 24 мм; эти эмблемы были парные (левые и правые). На петлицах при одновременном размещении на них большого количество знаков должностного различия использовалась эмблема меньшего (20 мм) размера (26). Эмблемы «танк БТ» в большинстве были стилизованные — с условной башней, практически лишь с пушкой. Поэтому иногда их называли «самоходками».

Инженерно-технический состав автобронетанковых войск в 1936— 1943 гг. носил другую эмблему — «скрещенные молоток и французский ключ» (27), такую же, как инженерные войска. Размер эмблемы (диагональ) равнялся 24 мм. На петлицах при большом числе знаков должностного различия использовалась эмблема меньшего (диагональ 17 мм) размера (28).

Знаками должностного различия, носившимися на петлицах вместе с эмблемами (а их число на петлице могло доходить до четырех, что и приводило к необходимости применять эмблемы уменьшенного размера), были: треугольник, квадрат («кубик»), прямоугольник («шпала») и ромб, соответственно, для младшего, среднего, старшего и высшего комсостава (29—32).

Командиры танковой части (1936 г.). В центре — полковнике эмблемой «танк БТ» (большой); справа — старший лейтенант с эмблемой «щит, меч с молнией и бронеперчатка» (малый); второй справа — капитан с эмблемой «скрещенные молоток и французский ключ».

Начальник 1-го отдела Управления ремонта и эксплуатации ГАБТУ военинженер 1 ранга инженерно-танковой службы А.В. Мельник с эмблемой «скрещенные молоток и французский ключ». 1940 г.

Легендарный танкист, бывший командиром танковой роты в 3-м отдельном танковом полку, Герой Советского Союза В.Н. Кашуба (фото периода 1941 —1942 гг.) с эмблемой «танк БТ» (большого размера). Потеряв в боевых действиях ногу, продолжал служить и был начальником Ульяновского командного училища. Своего сына назвал Бронеславом (от слов «Броне — слава!»). Многие первые советские танкисты так называли своих сыновей.

В переломный период Великой Отечественной войны форма военнослужащих Красной Армии существенно изменилась. Были введены такие же, как в царской армии, погоны (приказ НКО СССР №25 от 15 января 1943 г.). Соответственно, для ношения на погонах и петлицах стали использоваться эмблемы (стилизованный танк БТ) большего размера — 30 мм. Существовали следующие виды этих эмблем:

— позолоченные (33) — в разное время для погон инженерно-технического состава (вначале), а позднее для командного состава;

— латунные (34) — для курсантов училищ, сержантского и рядового состава;

— посеребренные (35) — в разное время для командного или инженерно-технического состава;

— хромированные (36) — ввиду плохой стойкости посеребрения такое покрытие допускалось и осуществлялось в ремчастях.

В послевоенное время для бронетанковых войск (приказы МО СССР №26 и №104 от 1955 г.) ввели новые эмблемы — вид танка Т-34 спереди-сбоку. Эмблемы «танк Т-34» были золоченые (37), посеребренные (38) и латунные (39). Они также были парные (левые и правые), размер — 25 мм. Эмблему, изображавшую легендарный Т-34—лучший массовый танк Второй мировой войны, танкисты носили с гордостью. Этот танк отлично подошел в качестве символа победы в войне середины XX века.

Эмблемы «танк Т-34» использовались долго (до 1994 г.). Со временем размер их был уменьшен до 20 мм, латунь была заменена легким сплавом. И так как на вооружение Советской Армии поступали все более совершенные танки, в штампы для изготовления новых партий эмблем стали вноситься изменения (хотя эмблема «танк Т-34» официально не изменялась). Башне танка придавались черты новых боевых машин: танков Т-55 (40), Т-62 (41) и Т-72 (42). Представляется забавным, что изготовители штампов начали путать взаиморасположение на лобовом листе корпуса танка люка механика-водителя и установки пулемета. Уже забывалось то, в действительности у танка Т-34 люк механика-водителя был слева, а лобовой пулемет — справа.

В так называемый «перестроечный» период, с развалом Советского Союза и Советской Армии, наступил и непростой этап поиска новой формы и символики для Вооруженных Сил Российской Федерации. Стали разрабатываться и новые эмблемы для родов войск и служб. Были изготовлены и несколько пробных вариантов эмблемы для Бронетанковых войск. Один из них представлен в коллекции (43). Это вид спереди стоящего (т.е. неподвижного) танка Т-34, помещенного внутри венка — «спрятавшийся в кустах» танк, да еще и дополнительно почему-то защищенный щитом! Ничего кроме удивления такая карикатурная демонстрация «оборонительной доктрины» вызвать не может.

В 1994 г. была введена форма одежды для Российской Армии (указ Президента РФ №1010 от 23 мая 1994 г.). Для всех родов войск и служб появились новые эмблемы. Они оказались довольно неудачными: у всех эмблем главным элементом являлся венок, а то, что помещалось внутри его, было мелким и малоразличимым. Но различимость (с достаточно большого расстояния) в являющихся знаками различия по принадлежности эмблемах является наисущественным требованием! Неразличимые знаки различия оказались явно провальными, став неудачным «ноу хау» разработчиков новой формы.

Для бронетанковых войск была предложена эмблема «танк, обрамленный двумя дубовыми ветвями» (44). Танк (по-видимому, Т-62) изображен в ракурсе спереди. Эмблема вышла крайне невыразительной: контур танка различить оказалось более чем затруднительно. Эту эмблему можно было охарактеризовать как «трудноразличимый танк в кустах». Такая оценка давалась как ветеранами танковых войск, так и действующими офицерами-танкистами. С этим соглашался и высший генералитет танкистов при показе автором коллекции эмблем бронетанковых войск как отечественных, так и иностранных армий.

Попыткой устранить этот недостаток стал вариант штампа продававшихся эмблем — «прорезной танк» (45), но и он не решал проблемы.

Слушатель 2-го курса академии БТВ младший лейтенант В.А. Мельник с эмблемами «танк Т-34». 1954 г.

В 2003 г. (приказ МО РФ №305 от 9 сентября 2003 г.), во многом благодаря активному участию начальника ГАБТУ генерал-полковника С.А. Маева, была введена новая эмблема — «в виде танка ИС-3». (46). Танк показан спереди-сбоку, размер по корпусу 24 мм, эмблема парная. Танкисты положительно восприняли появление такой эмблемы: хорошо различимый движущийся танк, мощный, знаменитой оригинальной отечественной конструкции. Несмотря на одобрительную (в целом) оценку этой последней (на сегодняшний день) эмблемы отечественных БТВ, ее недостатком, по мнению автора, является малая четкость и рельефность показа деталей танка. Представляется, что это можно легко устранить корректировкой штампа.

Знаки отличия(за заслуги) танкистов (1936—1961 гг.)

Военная атрибутика представляет собой довольно сложную область. Представленные эмблемы отечественных БТВ, предназначенные для ношения на погонах, петлицах, краях воротника, являются, хотя и немаловажной, но все же лишь частью знаков различия военнослужащих. На эмблеме изображена фигура, принятая в качестве главного символа рода войск. И эту фигуру (эмблему) обычно принято использовать в других ветвях атрибутики данного рода войск. В частности, в знаках отличия (наградных знаках за те или иные заслуги) военнослужащих.

Такими знаками отличия танкистов, достаточно интересными и высокохудожественными, являются следующие представленные пять знаков отличия:

— нагрудный знак «За отличное вождение боевых машин», учрежденный приказом Народного комиссара обороны СССР №13 января 1936 г. Им награждались лица за достижения по вождению боевых машин. Награжденным присваивалось звание «отличный водитель боевой машины». Знак представлял собой ромбовидную фигуру, покрытую серой эмалью с накладной эмблемой «танк БТ» (47);

— нагрудный знак «За отличную стрельбу из танкового оружия», учрежденный приказом НК обороны СССР №2 3 января 1936 г. Выполнившему все условия для награждения присваивалось звание «отличный стрелок». Знак представлял собой покрытую красной эмалью звезду с удлиненной внизу формы, с красным кругом с белой и черной мишенью и накладной эмблемой «танк» марки Т-26 (48);

— нагрудный знак «Отличный танкист», введенный Указом Президиума Верховного совета СССР 21 мая 1945 г., представлял собой покрытый рубиново-красной эмалью щит, наложенный на позолоченный дубовый венок, внизу позолоченная эмблема «танк БТ» (49);

— нагрудный знак «За окончание танкового военного училища». Он был учрежден приказом МО СССР №0231 21 декабря 1950 г. Вариант с надписью «СССР» на щитке внизу выдавался с 31 августа 1954 г. До этого на щитке указывался год выпуска. Знак представлял собой позолоченный лавровый венок с красным флагом вверху и с эмблемой «танк БТ» на белом поле в центре (50);

— нагрудный знак «Танкист» (знак классности по вождению) был учрежден приказом МО СССР №44 6 апреля 1954 г. На знаке помещены две черного цвета эмблемы «танк Т-34», а в центре на белом щите указывалась присвоенная классификация по вождению танков и САУ (51). Впоследствии (в 1961 г.) этот знак был заменен общим знаком классности для офицеров и генералов всех родов войск.

И на этом специальная танковая (бронетанковых войск) символика практически (кроме эмблемы) перестала существовать.

Виталий Андреевич Мельник,

полковнике отставке

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]