Красная Армия против вермахта: чьи броневики круче?


бронеавтомобиль


ФАИ/БА-20, 1934–1942 год, масса — 1,75–2,32 т. Выпущено 2705 экземпляров всех модификаций. Броня — 4–9 мм, вооружение — пулемет 7,62 мм. Шасси — ГАЗ-А, ГАЗ-М1, двигатель 3,3 л, 40–50 л.с., максимальная скорость — 80–90 км/ч. Существовали модификации для движения по рельсам.
ФАИ/БА-20, 1934–1942 год, масса — 1,75–2,32 т. Выпущено 2705 экземпляров всех модификаций. Броня — 4–9 мм, вооружение — пулемет 7,62 мм. Шасси — ГАЗ-А, ГАЗ-М1, двигатель 3,3 л, 40–50 л.с., максимальная скорость — 80–90 км/ч. Существовали модификации для движения по рельсам.

Немецкие танки второй мировой войны

В нашем сознании, накрепко утвердилась мысль о том, что немецкая армия времен Второй Мировой Войны это сплошь высокотехнологичная и современная боевая машина, где солдаты и пешком-то не ходят, а только и рассекают на танках да бронетранспортерах. Реальность конечно, не похожа на правду. И артиллерия была почти сплошь на конной тяге, да и танков у вермахта перед войной, было не так много. Причина успехов не в количестве, а в качестве, и вот тут германцам отказать нельзя, — применяли они танки умело и грамотно.


Немецкий легкий танк Pz. I

Всего по состоянию на 1939 год, число немецких танков определялось в 5420 машин. Не мало, но и не много, если сравнивать с пятнадцатью тысячами советских машин. Из этого числа, только десятая часть — 533 танка были вооружены орудиями калибра больше 37 мм.

Танковые войска германии этого периода состояли преимущественно из легких и компактных танков Pz-I и Pz-II, впрочем, сама стратегия молниеносной войны – «блицкрига» не предполагала использования большого количества тяжелой техники. Основная задача вермахта, упрощенно, заключалась в том, чтобы по возможности быстро и не вступая в затяжные бои вклиниться в глубину территории противника, обходя по пути укрепрайоны, и оказаться в его тылу быстрее, чем тот сможет сообразить в чем дело. Для такой задачи даже откровенно слабые «однёрки» и «двойки» подходили прекрасно.


Немецкий легкий танк Pz. II

Уже к концу 1939 года, танковая мощь Германии «приросла» 219 чешскими танками Pz Kpfw 35(t) и ещё 150 Pz Kpfw 38(t). Это были совершенно новые машины, вооруженные 37-мм пушками. Лучшего подарка было просто нельзя пожелать – в какой-то момент число чешских танков на службе вермахта составляло почти 10% от всех имеющихся!

Однако то, что прекрасно сработало в Европе, совершенно не годилось для реалий 1941 года. Надежды на блицкриг похоронила осень, а старая тактика и главное основа её мощи – легкие танки, никуда не годились против советских Т-34 и громадных расстояний Советского Союза.


Немецкий средний танк pz III

1942 год был переломным – Германия начала усиленно строить тяжелые, хорошо бронированные боевые машины, с каждым месяцем наращивая производство, однако спохватились гитлеровцы слишком поздно. К 1943 году показатели производства танков в 5 раз превышали показатели 1941 года, в 1944 на максимальном пике производства, с конвейера сошло примерно 30 000 боевых машин.

Немецкий тяжелый танк pz IV

Даже в 1945 году, страна, подвергающаяся непрестанным бомбардировкам, нуждающаяся буквально во всем, и раздираемая войной на части, сумела выдать 5592 танков, но и это уже не могло спасти ситуацию.

Вновь, как и в начале, мы можем понять много это или мало, только сравнив их.

Всего за годы второй мировой войны, заводы Германии произвели 89 000 танков всех типов – легких, средних и тяжелых. Советский Союз к этому времени произвел 125 000 боевых машин, США почти 50 000, а Великобритания, около 24 000…


Немецкий тяжелый танк pz V «Пантера»

Танки вермахта второй мировой войны

До 19391939194019411942194319441945Всего
Neubaufahrzeuge*33
Pz Kpfw I1493701563
Pz Kpfw II100124692363221814
Pz Kpfw 35(t)219219
Pz Kpfw 38(t)1503706981931411
Pz Kpfw III (Всех модификаций)712069161998269326586157
Pz Kpfw IV (Всех модификаций)1151412784671019301331263858544
Pz Kpfw V (Пантера)176837494595976
Pz Kpfw VI «Тигр» (включая Тигр-Порше)896476231359
Pz Kpfw «Тигр II» (Королевский Тигр)377112489
Pz Kpfw M13/40 и M14/41(i)2323
Pz Kpfw M15/42(i)9092
Pz Kpfw P40(i)5100105
Всего26839621573339943865813798395627683

* Экспериментальный тяжелый немецкий танк.

Командирские танки вермахта

До 19391939194019411942194319441945Всего
Pz BefWg * 216 44 34 139 131 134 41 739

* все модификации, включая машины на базе итальянских M4I и M42

До 19391939194019411942194319441945Всего

Истребители танков

Pz Jag «Ferdinand»9090
Jagdpanzer 38(t)145711272584
Jagdpanzer IV769769
Pz IV/70(V)560370930
Pz IV/70(A)20771278
«Jagdpanther»226166392
«Jagdtiger»611677
Всего90328017505120

Огнеметные танки

Огнеметные танки87478111020345

Штурмовые орудия

StuK (7,5cm L/24)18454890822
StuG III (7,5cm L/43 or L/48)699301140138648587
StuG IV3110061021139
StuG L6 (4,7cm 47/32)7878
StuG M42(i) (7,5cm 75/18 или 75/34)159135294
StuG M43(i) (7,5cm 75/34 или 75/46)182240
Всего1845487893279517298810960

Штурмовая артиллерия

Штурмовая артиллерия3430412271121677

Противотанковые САУ

Противотанковые САУ17321410281685457169826

САУ

САУ40161831362670872358

Транспортеры боеприпасов

Транспортеры боеприпасов525439864382771225

Машины наблюдателей

Наблюдательные машины20620739225143311351

ЗСУ

Зенитные самоходные установки101587361642053

Ремонтно-эвакуационные машины

Ремонтно-эвакуационные машины16485539111899

Мостоукладчики

Мостоукладчики32225

Подрывные машины

Подрывные машины501001088449431021388972

Полугусеничные БТР

Sd Kfz 2503891374289517012696628
Sd Kfz 251232337424120042587785101615252
Всего232337813257471539486128521880

Разведывательные машины

Разведывательные машины9453244226189928675551134823
Итого4068173231326392115252590233313565193327

Цифры приведенные в таблицах сводные — в итоговое число единиц бронетехники включены не только собственно германские танки, но также французские, итальянские и т.п., захваченные или реквизированные. Также за рамки этого подсчета выходят те захваченные бронемашины, что использовались бессистемно, в единичных экземплярах или переделывались непосредственно на поле боя.

• Справочник бронетехники • Танки Германии • Техника того же периода •

бронеавтомобиль


Kfz 13/Kfz 14, 1933–1935 год, масса — 2,1 т. Броня — 8 мм, вооружение — пулемет 7,92 мм. Шасси — Adler, двигатель 3 л, 60 л.с., максимальная скорость — 70 км/ч. Использовали в начальный период Великой Отечественной.
Kfz 13/Kfz 14, 1933–1935 год, масса — 2,1 т. Броня — 8 мм, вооружение — пулемет 7,92 мм. Шасси — Adler, двигатель 3 л, 60 л.с., максимальная скорость — 70 км/ч. Использовали в начальный период Великой Отечественной.

Средний класс бронеавтомобилей

, самый многочисленный в середине 1930-х, — модели на доработанных шасси гражданских грузовиков с колесной формулой 6х4.

бронеавтомобиль


БА-3/БА-6/БА-10, 1933–1941 год, масса — 5,1–5,8 т. Выпущено 3413 экземпляров всех версий и модификаций. Броня — 6–10 мм, вооружение — пушка 45 мм от танка Т-26 и один —два пулемета 7,62 мм. Шасси — ГАЗ-ААА, двигатель 3,3 л, 40–50 л.с., максимальная скорость — 62–68 км/ч. Эти броневики с самой мощной для машин этого класса пушкой, постоянно модернизируя, выпускали в различных модификациях и использовали в Красной Армии вплоть до окончания Второй мировой войны осенью 1945 года.
БА-3/БА-6/БА-10, 1933–1941 год, масса — 5,1–5,8 т. Выпущено 3413 экземпляров всех версий и модификаций. Броня — 6–10 мм, вооружение — пушка 45 мм от танка Т-26 и один —два пулемета 7,62 мм. Шасси — ГАЗ-ААА, двигатель 3,3 л, 40–50 л.с., максимальная скорость — 62–68 км/ч. Эти броневики с самой мощной для машин этого класса пушкой, постоянно модернизируя, выпускали в различных модификациях и использовали в Красной Армии вплоть до окончания Второй мировой войны осенью 1945 года.

Модификации


Некоторые модификации SdKfz 251
Бронетранспортер SdKfz 251 имел 23 специализированные модификации, обозначавшихся порядковыми номерами:

  • 251/1 — базовая модель, запущенная в серийное производство;
  • 251/2 — самоходный миномет, имел на вооружении sGrWr 34 калибром 81 мм с боекомплектом на 66 выстрелов;
  • 251/3 — бронетранспортер для радиосвязи, использовал различные комбинации радиостанций FuG и разные типы антенн;
  • 251/4 — перевозка боеприпасов и транспортировка легких пехотных орудий и полевых гаубиц, боекомплект рассчитан на 120 выстрелов;
  • 251/5 — перевозка саперов и их снаряжения, некоторые машины имели радиостанции;
  • 251/6 — мобильный командный пункт для командиров уровня дивизии, корпуса или армии, оборудовались радиостанциями;
  • 251/7 — улучшенная версия 251/5, имела по бокам штурмовые мостики;
  • 251/8 — санитарная бронемашина, рассчитана на восемь сидячих солдат или двух лежачих и четырех сидячих;
  • 251/9 — самоходная установка для короткоствольной пушки 7,5 cm K 37 (Sf), позже применялась 7,5 cm К 51, боекомплект рассчитан на 52 выстрела;
  • 251/10 — машина для командующих взводами, вооружена противотанковой пушкой Pak 35/36 с боекомплектом на 168 выстрелов;
  • 251/11 — бронетранспортер для прокладки кабеля, катушка монтировалась на правом борту;
  • 251/12 — артиллерийская разведка и корректировка огня, имелись радиостанции;
  • 251/13 — бронеавтомобиль для артиллерийской звуковой разведки;
  • 251/14 — еще одна модификация для звуковой разведки;
  • 251/15 — светометрическая разведка;
  • 251/16 — самоходный огнемет, орудия устанавливались на борта, запас составлял 700 л — на 80 секунд непрерывного огня каждой пушки, дальность поражения — 35 м в зависимости от ветра;
  • 251/17 — зенитная установка для Flak 38 калибром 20 мм, боекомплект на 600 выстрелов;
  • 251/18 — наблюдение и связь, имелись радиостанции;
  • 251/19 — мобильная станция телефонной связи;
  • 251/20 — установка с инфракрасным прожектором, известная как «Филин», применялась для корректировки огня «Пантер», позволяя отмечать цели на расстоянии до 1500 м, имелась радиостанция для связи;
  • 251/21 — зенитная установка под авиационные пушки MG 151/20 с калибром 20 мм, боекомплект рассчитан на 3 тыс. выстрелов;
  • 251/22 — самоходная артиллерийская установка для орудия Pak 40/1 калибром 75 мм, боекомплект — 22 снаряда;
  • 251//23 — машина разведки с танковой пушкой на 100 выстрелов и стандартным пулеметом.

Широкий спектр модификаций позволял применять бронетранспортеры Ханомаг в качестве основной машины поддержки. Во многом именно их мобильность определяла успех проводимых операций.

бронеавтомобиль


Kfz 221/Kfz 222/ Kfz 263 (6 Rad), 1930–1938 год, масса — 6 т. Выпущено 928 экземпляров. Броня — 8 мм, вооружение — пушка 20 мм, пулемет — 7,92 мм. Бронеавтомобили на шасси Bussing делали компании Daimler-Benz, Bussing, Magirus, двигатели — 3,7–4,5 л, 60–70 л.с., максимальная скорость — 62 км/ч. Машины в разных модификациях использовали в вермахте вплоть до 1944 г.
Kfz 221/Kfz 222/ Kfz 263 (6 Rad), 1930–1938 год, масса — 6 т. Выпущено 928 экземпляров. Броня — 8 мм, вооружение — пушка 20 мм, пулемет — 7,92 мм. Бронеавтомобили на шасси Bussing делали компании Daimler-Benz, Bussing, Magirus, двигатели — 3,7–4,5 л, 60–70 л.с., максимальная скорость — 62 км/ч. Машины в разных модификациях использовали в вермахте вплоть до 1944 г.

Создание бронеавтомобиля тяжелого класса

в СССР было проблемой из-за отсутствия подходящего шасси и двигателя. Лишь к концу 1930-х подобная машина появилась, но выпуск ее был мизерным.

Бронеавтомобили Вермахта

Существует несколько саг о древних временах записанных в Исландии, и рассказывающих о подвигах викингов в Бьярмаланде, земле финно-угров, слабо заселённой и изученной даже сейчас. Эти источники дают нам новый объём материалов о истории и религиозных воззрениях племён в IX–XI веках. Слово Bjarmaland, которым в сагах и называется Северная Русь, значит «земля Бьярмов», и с трудом поддаётся изучению, в силу недостатка материалов (1). Термин чётко разделяется с названием «Гардарики», которым называлась Русь в целом (1). Было множество попыток расшифровать значение имени «bjarm» или «beorm» угро-финского населения в Северной Руси. Мнение большинства исследователей, в том, что «корень bjarm- восходит к одному из финских диалектов, в котором словом permi обозначались странствующие карельские купцы.» (1). Мне это не кажется убедительным, поскольку связи здесь нет. Выдвину и свою гипотезу. Во-первых, следует отметить, что в те времена имена народам давались не просто так, а обозначали характерную черту людей, местности, религиозные воззрения. Учитывая сообщение «Истории Норвегии» можно предположить, что термин «бьярмы» был таким же названием, обозначающим характерную черту народа, например силу, или одежду из медвежих шкур,(«По направлению к Северу, по ту сторону Норвегии простираются от Востока весьма многочисленные племена, преданные, о горе! язычеству, а именно: кирьялы и квены, рогатые финны, и те и другие бьярмы» пер. А.В.Назаренко) то есть несколько племён называются одним именем. Теперь о самом термине. Самое раннее упоминание поездки в Бьярмаланд «относится к концу IX века, и содержится в рассказе норвежца Оттара, включённым королём англосаксов Альфредом Великим в его дополнение к переводу «Истории против язычников» Павла Оррозия. Оттар поплыл из Халогаланда на север… где встретил народ beormas.»(1). В последующих сагах земли называются Bjarmaland, а народ Bjarmans. Как известно, финский шаманизм сохранился до сих пор, вера в Духов Леса, сильный анимизм религиозных воззрений являются отличительными чертами северных народов, в следствие их охотничего образа жизни. Вера в Духа Покровителя, в зверином облике характерна для таких племён. Главнейшими Зверями-Богами у финнов были Лоси и Медведи (2). Современной археологии известно множество сакральных изображений медведя, хозяина леса, доброго, а порой и злого духа, Бога, сильнейшего зверя лесов. До сих пор в лесах Северной России, Кольского полуострова живёт много медведей. Возможно именно за почитание Медведей, различных обрядов ряжения шамана, а может и воинов племени в Медведей получили они имя Bjarmans, или Beormas, т. е Медвежьи люди, или люди-Медведи (стар. исланд. Bjorn, Bjarn- медведь; англо-саксонск.- Bera). Так-же следует учесть то, что скандинавы, побывав в святилище Бьярмов, назвали главного бога Тором (Сага о Стурлауге Трудолюбивом). Это очень важно, потому как мы знаем священным зверем громовника Тора был Медведь.

бронеавтомобиль


БА-11, 1939–1940 год, масса 8,13 т. Выпущено 18 экземпляров (из них — один прототип с экспериментальным дизелем). Броня — 10–13 мм, вооружение — пушка 45 мм и два пулемета 7,62 мм. Шасси — укороченное ЗИС-6 (6х4), двигатель — 93 л.с., максимальная скорость — 64 км/ч.
БА-11, 1939–1940 год, масса 8,13 т. Выпущено 18 экземпляров (из них — один прототип с экспериментальным дизелем). Броня — 10–13 мм, вооружение — пушка 45 мм и два пулемета 7,62 мм. Шасси — укороченное ЗИС-6 (6х4), двигатель — 93 л.с., максимальная скорость — 64 км/ч.

бронеавтомобиль


Kfz 231/Kfz 232/ Kfz 233/ Kfz 263 /Kfz 234 (8 Rad), 1939–1944 год, масса 8,3 т. Выпущено около 1000 экземпляров всех модификаций. Броня — 8–15 мм, вооружение — пушка 20 мм и пулемет 7,92 мм, на некоторых версиях — пушки 50 или 75 мм. Двигатель 8-литровый 150–180 л.с., максимальная скорость — 85 км/ч. Единственный восьмиколесный полноприводный бронетранспортер заднемоторной компоновки времен Второй мировой войны и, вероятно, лучшая подобная машина своего времени. Ему бы еще дизель, но подходящего мотора у немцев не было.
Kfz 231/Kfz 232/ Kfz 233/ Kfz 263 /Kfz 234 (8 Rad), 1939–1944 год, масса 8,3 т. Выпущено около 1000 экземпляров всех модификаций. Броня — 8–15 мм, вооружение — пушка 20 мм и пулемет 7,92 мм, на некоторых версиях — пушки 50 или 75 мм. Двигатель 8-литровый 150–180 л.с., максимальная скорость — 85 км/ч. Единственный восьмиколесный полноприводный бронетранспортер заднемоторной компоновки времен Второй мировой войны и, вероятно, лучшая подобная машина своего времени. Ему бы еще дизель, но подходящего мотора у немцев не было.

В классе двухосных полноприводных бронеавтомобилей

советская машина БА-64 — первый отечественный броневик подобной конструкции — была значительно легче немецкой, поскольку у нас не было более подходящего шасси колесной формулой 4х4.

Описание конструкции


Современная реконструкция «Ханомага»
Конструкция SdKfz 251 предусматривала открытый корпус, на который навешивались листы брони. Сама машина подразделялась на три отделения — моторное, отсек управления и грузовое. В первом находился двигатель, топливные баки и система управления колесами.

От моторного отделения отсек управления отделялся противопожарной защитой. Здесь размещались места для механика-водителя и командира. Управление обеспечивалось стандартным рулем, передачами и педалями. Приборы позволяли контролировать состояние двигателя.

Боевое отделение оборудовано сиденьями для солдат. Боковые полки над гусеницами были рассчитаны на грузы — ящики и снаряжение. Верхняя часть машины перекрывалась брезентом, при необходимости бойцы могли отстреливаться поверх бортов. Десантирование осуществлялось через задние двери.

Ключевая особенность SdKfz 251 — полугусеничная ходовая часть. Колеса в передней части обеспечивали управление бронетранспортером. Гусеничное шасси предоставляло хорошую проходимость машине. Подвеска была смешанной — листовая рессора для колес и независимая торсионная для гусеницы.

Гусеничная часть с каждого борта имела три ряда опорных катков. Наружный и внутренний ряды — по три катка, средний — шесть. Задние выполняли направляющую роль, передние — ведущую.

бронеавтомобиль


БА-64/БА-64Б, 1942–1946 гг., масса 2,4 т. Выпущено до мая 1945-го — 8174 экземпляра. Броня — 6–12 мм, вооружение — пулемет 7,62 мм. Шасси ГАЗ-64, ГАЗ-67, двигатель — 3,3 л, 50–54 л.с., максимальная скорость — 80 км/ч.
БА-64/БА-64Б, 1942–1946 гг., масса 2,4 т. Выпущено до мая 1945-го — 8174 экземпляра. Броня — 6–12 мм, вооружение — пулемет 7,62 мм. Шасси ГАЗ-64, ГАЗ-67, двигатель — 3,3 л, 50–54 л.с., максимальная скорость — 80 км/ч.

бронеавтомобиль


Kfz 221/222/223, 1935–1943 год, масса 4–4,8 т. Выпущено 2118 экземпляров. Броня — 5–8 мм, вооружение — пулемет 7,92 мм или пушка 20 мм. Шасси Horch, двигатели 3,5–3,8 л, 75–90 л.с. Максимальная скорость — 70–80 км/ч.
Kfz 221/222/223, 1935–1943 год, масса 4–4,8 т. Выпущено 2118 экземпляров. Броня — 5–8 мм, вооружение — пулемет 7,92 мм или пушка 20 мм. Шасси Horch, двигатели 3,5–3,8 л, 75–90 л.с. Максимальная скорость — 70–80 км/ч.

В классе более тяжелых разведывательных полноприводных бронеавтомобилей

аналогом немецких машин стал американский White, широко использующийся в Красной Армии. В Германии выпускали унифицированное семейство машин колесной формулой 6х4 (Kfz 247 Ausf. A) и 4х4 (Kfz 247 Ausf. B).

Бронеавтомобили и бронетранспортеры | Германия

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.13/14

Броневик создан в 1932 г. на базе шасси грузовика и выпускался в двух модификациях: Sd.Kfz.13 (116 ед.) и Sd.Kfz.14 (30 ед.). ТТХ машины: длина – 4,2 м; ширина – 1,7 м; высота – 1,5 м; клиренс – 181 мм; масса – 2,1 т; бронирование – 5 — 8 мм; колесная формула – 4х2; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Adler-6S; мощность двигателя – 60 л.с; удельная мощность – 28,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 70 км/ч; запас хода – 320 км; вооружение — 7,92-мм пулемет MG-13; боезапас – 1 тысяча патронов; экипаж – 2 человека.

Легкий бронеавтомобиль Kugelpanzer

Машина наблюдателя создана в 1930-гг., предположительно в одном экземпляре. Корпус сварной, закрытого типа. Для входа в кабину установлен люк в корме. Корпус опирается на два ведущих колеса и на рулевое колесо сзади. Спереди, на уровне глаз сидящего, располагается смотровая щель. Вооружение не устанавливалось. ТТХ машины: длина – 1,7 м; высота – 1,5 м; масса – 1,8 т; бронирование – 5 мм; колесная формула – 2х2; тип двигателя — одноцилиндровый двухтактный (мотоциклетного типа); мощность двигателя – 25 л.с; скорость передвижения по шоссе – 8 км/ч; удельная мощность – 13,8 л.с/т; средства связи – радиостанция; экипаж 1 человек.

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.221

Бронеавтомобиль принят на вооружение в 1935 г. как штабная или разведывательная машина. Крыша башни открытая, Сверху ее защищала от ручных гранат проволочная сетка натянутая на стальную раму. Машина дополнительно оснащались 7,92-мм противотанковыми ружьями Panzerbuchse 39. Всего было выпущено 339 машин. В конце 1938 года Германия продала Китаю 18 бронеавтомобилей которые китайцы перевооружили, установив в башне 37-мм пушку «Гочкис». 20 бронеавтомобилей получила болгарская армия. ТТХ машины: длина – 4,8 м; ширина – 1,9 м; высота та 1,7 м; клиренс – 240 мм; масса – 4 т; бронирование – 5-30 мм; колесная формула – 4х4; тип двигателя — V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Хорх» V8-108; мощность двигателя – 75 л.с; удельная мощность – 18,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 75 км/ч; запас хода – 320 км; вооружение — 7,92-мм пулемет MG-34; боезапас – 1 050 патронов; экипаж – 2 человека.

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.222

Бронеавтомобиль принят на вооружение в 1937 г. Всего было выпущено 989 машин. Крыша башни открытая. ТТХ машины: длина – 4,8 м; ширина – 1,9 м; высота – 1,9 м; клиренс – 240 мм; масса – 4,8 т; бронирование – 5-8 мм; колесная формула – 4х4; тип двигателя — V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 75 л.с; удельная мощность – 15,6 л.с./т; скорость передвижения по шоссе – 70 км/ч; запас хода – 300 км; основное вооружение — 20-мм пушка KwK-30; боезапас – 180 выстрелов; дополнительное вооружение -7,92-мм пулемет MG-34; боезапас – 2 тысячи патронов; экипаж – 3 человека.

Средний бронеавтомобиль SdKfz 247 Ausf А

Средний бронеавтомобиль SdKfz 247 Ausf В

В 1937 году фирма Daimler-Benz разработала на базе легкого трехосного грузовика Krupp-L2H143 бронеавтомобиль Sd.Kfz.247 Ausf.A с открытым верхом и выпустила его в количестве 10 единиц. В 1941 — 1942 гг. на базе полноприводного четырехколесного шасси Horsh 801/EG1 она изготовила 58 штабных бронеавтомобилей Sd.Kfz.247 Ausf.B. Обе модификации машин использовались в качестве командирских и штабных машин в разведывательных подразделениях танковых дивизий Вермахта и войск СС. ТТХ Ausf А: длина – 5,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 1,7 м; масса – 5,2 т; бронирование – 8 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — 4-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения Krupp М-304; мощность — 60 л.с; скорость передвижения по шоссе – 70 км/ч; запас хода – 350 км; экипаж 2 человека. ТТХ Ausf В: длина – 5 м; ширина – 2 м; высота – 1,8 м; клиренс – 276 мм; масса – 4 т; бронирование – 5-8 мм; колесная формула – 4х4; тип двигателя — 8-цилиндровый бензиновый V-образный двигатель «Horch/Auto-Union» V8-108; мощность — 81 л.с; удельная мощность – 18,1 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 80 км/ч; запас хода – 400 км; средства связи — радиостанция Fu Spr Ger «f»; экипаж — 2 человека.

Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/1


Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/2
Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/3

Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/5

Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/10

Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/11

БТР создан на базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.10 и принят на вооружение в 1941 г. БТР изготавливался в таких модификациях: Sd.Kfz.250/1 (базовая модификация); Sd.Kfz.250/2 (кабелеукладчик); Sd.Kfz.250/3 (машина связи); Sd.Kfz.250/4 и Sd.Kfz.250/5 (машины наблюдения и управления огнем, оснащенные радиостанциями FuG-15 и FuG-16); Sd.Kfz. 250/6 и Sd.Kfz.252 (перевозчик боеприпасов); Sd.Kfz.250/7 (с 80-мм минометом, боезапас – 12 выстрелов). Sd.Kfz. 250/8 (с 75-мм пушкой KwK-37/К51, боезапас 20 выстрелов); Sd.Kfz. 250/9 (разведывательная машина с 20-мм пушкой KwK-38, боезапас – 100 выстрелов); Sd.Kfz.250/10 (с 37-мм пушкой Pak-35/36, боезапас — 216 выстрелов); Sd.Kfz.250/11 (с тяжелым противотанковым ружьем sPzB-41 калибра 20 — 28 мм с коническим стволом, боезапас 168 выстрелов); Sd.Kfz.250/12 (машина артиллерийской разведки с радиостанцией FuG-8 или FuG-12); Sd.Kfz.253 (командирская машина с полностью закрытым корпусом и радиостанциями F.Sp.H и FuG-7). Всего было выпущено 7326 машин. ТТХ машины: длина – 4,6 м; ширина – 1,9 м; высота – 1,7 м; клиренс – 285 мм; масса – 5,4- 6,3 т; бронирование – 6-14,5 мм; колесная формула – полугусеничная; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Майбах» HL-42 TUKRM; мощность – 100 л.с; удельная мощность – 17,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 320 км; вооружение – два 7,92-мм пулемета MG-34 или MG-42; боезапас – 1,1 — 2 тысячи патронов; средства связи – радиостанция Fu Spr Ger «f»; экипаж – 2 человека; десант – 4 человека.

Бронетранспортер SdKfz 251/1

Бронетранспортер SdKfz 251/5 Ausf. C «Elch-2»

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/9 «Stummel»

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/7 «Pionierpanzerwagen»

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/17

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/20

БТР создан фирмой Hanomag в 1938 году на базе артиллерийского тягача Sd.Kfz. 11 и выпускался в 1939-1945 гг. 11 фирмами в таких модификациях: Sd. Kfz.251/1 (основная модель); Sd.Kfz.251/2 (с 80-мм минометом, боезапас 66 выстрелов); Sd. Kfz.251/3 и Sd.Kfz.251/18 (машина связи с радиостанциями в различных комбинациях); Sd.Kfz.251/4 (тягач легких пехотных орудий); Sd.Kfz.251/5 и Sd.Kfz.251/7 (сапёрные машины); Sd.Kfz.251/8 (санитарная машина); Sd.Kfz.251/9 и Sd. Kfz.251/22 (САУ с 75-мм пушкой KwK-37/К-51, боезапас – 52 выстрела); Sd.Kfz.251/10 (командирская машина с 37-мм противотанковой пушкой Pak-35/36, боезапас 168 выстрелов); Sd.Kfz.251/11 (машина для укладки телефонного кабеля); Sd.Kfz.251/12 (машина артиллерийской разведки и управления огнём); Sd. Kfz.251/13 и Sd.Kfz.251/14 (звукоулавливающая установка); Sd.Kfz.251/15 (прожекторная установка); Sd.Kfz.251/16 (огнемёт); Sd.Kfz.251/17 и Sd.Kfz.251/21 (ЗСУ с 20-мм пушкой Flak-38, боезапас 600 выстрелов); Sd.Kfz.251/19 (передвижная телефонная станция); Sd. Kfz.251/20 (самоходный инфракрасный прожектор). Всего было выпущено 15 252 машины. ТТХ машины: длина – 5,9 м; ширина – 2,1 м; высота – 1,8 м; клиренс – 320 мм; масса – 8,2 — 9,1 т; бронирование – 6 — 15 мм; колесная формула – полугусеничный; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Майбах» HL-42 TUKRM; мощность двигателя – 100 л.с; удельная мощность – 10,9 л.с/т; скорость передвижения – 53 км/ч; запас хода – 300 км; вооружение – два 7,92-мм пулемета MG-34 или MG-42; боезапас – 2010 патронов; средства связи — радиостанции FuG-8 и FuG-4; экипаж – 2 человека; десант – 10 человек.

Средний бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad)

Средний бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 (6-Rad)

Броневик создан на шасси грузовика и серийно выпускался с 1932 г. в трех модификациях: Sd.Kfz.231 (6-Rad) — линейный вариант; Sd.Kfz.232 (6-Rad) – радийный вариант; Sd.Kfz.263 (6-Rad) — вариант с радиостанцией большого радиуса действия, выпущено 28 машин. Всего было выпущено 151 машину. ТТХ машины: длина – 5,6 м; ширина – 1,8 м; высота – 2,3 м; клиренс – 240 мм; масса – 6 т; бронирование – 5 — 8 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Даимлер-Бенц» М-09; мощность двигателя – 70 л.с; удельная мощность – 11,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 65 км/ч; запас хода – 250 км; основное вооружение — 20-мм пушка KwK-30; боезапас – 200 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет MG-34; боезапас – 1500 патронов; экипаж – 4 человека.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-Rad)

Тяжелый броневик. Sd.Kfz.232 (8-Rad)

Тяжелый броневик. Sd.Kfz.233 (8-Rad)

Бронеавтомобиль выпускался в 1936-1943 гг. в двух вариантах: Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232 (радийный вариант). Известна модификация Sd.Kfz.233 с короткоствольной 75-мм пушкой KwK-37 и боезапасом в 32 выстрела. Всего было выпущено 607 машин. ТТХ машины: длина – 5,9 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,4 м; клиренс – 270 мм; масса – 8,3 т; бронирование – 5-15 мм; колесная формула – 8х8; тип двигателя — V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Бюссинг-НАГ» L8V-G; мощность двигателя – 150 -180 л.с; удельная мощность – 18,1 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 85 км/ч; запас хода – 300 км; вооружение — 20-мм пушка; боезапас – 180 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет; боезапас – 1,5 — 2,1 тыс. патронов; средства связи — радиостанция Fu Spr или Fu Spr Ger «f»; экипаж – 4 человека.

Тяжелый бронеавтомобиль. Sd.Kfz.234/1
Тяжелый бронеавтомобиль. Sd.Kfz.234/2 Puma

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/3

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4

Машина принята на вооружении в 1944 г. Выпущено 478 машин в четырех вариантах: Sd.Kfz.234/1 (базовый вариант с 20-мм пушкой в открытой сверху башне); Sd.Kfz.234/2 Puma (с 50-мм пушкой в закрытой башне); Sd.Kfz.234/3 (с 75-мм пушкой в открытой рубке); Sd.Kfz.234/4 (с 75-мм противотанковой пушкой PaK.40 в открытом боевом отделении). В корме машины находился задний пост рулевого управления, который использовался для езды задним ходом без предварительного разворота. Для защиты от гранат сверху башню прикрывали две откидные рамные конструкции, затянутые металлической сеткой. При повороте поворачивались все восемь колес: четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную сторону. Тормоза — пневматические. ТТХ машины: длина – 5,9 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,1 м; клиренс – 350 мм; масса – 11,5 т, бронирование – 5 — 30 мм; колесная формула – 8х8; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный воздушного охлаждения «Татра-103»; мощность двигателя – 210 л.с; удельная мощность – 17,9 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 80 км/ч; запас хода – 900 км; основное вооружение -20-мм пушка KwK-38; боезапас – 480 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет MG-42; боезапас – 2 850 патронов; средства связи — радиостанция Pu Spr Ger «f»; экипаж – 4 человека.
Поделиться в:

бронеавтомобиль


White M3A1 Scout Car, 1940–1944 год, масса 4 т. Выпущено 20 918 экземпляров (в Красной Армии — более 3000). Броня — 6–13 мм, без штатного вооружения или пулемет 12,7 мм. Двигатель — 5,2 л, 110 л.с. Максимальная скорость — 90 км/ч.
White M3A1 Scout Car, 1940–1944 год, масса 4 т. Выпущено 20 918 экземпляров (в Красной Армии — более 3000). Броня — 6–13 мм, без штатного вооружения или пулемет 12,7 мм. Двигатель — 5,2 л, 110 л.с. Максимальная скорость — 90 км/ч.

бронеавтомобиль


Kfz 247, 1937–1939 гг. Масса — 4,46 т. Выпущено 68 экземпляров (из них — 10 колесной формулой 6х4). Броня — 8 мм, без штатного вооружения. Шасси Krupp, Horch, двигатели 3,3–3,8 л, 60–81 л.с. Максимальная скорость — 80 км/ч.
Kfz 247, 1937–1939 гг. Масса — 4,46 т. Выпущено 68 экземпляров (из них — 10 колесной формулой 6х4). Броня — 8 мм, без штатного вооружения. Шасси Krupp, Horch, двигатели 3,3–3,8 л, 60–81 л.с. Максимальная скорость — 80 км/ч.

Тяжелые полугусеничные бронеавтомобили.

В Красной Армии в небольших количествах служили американские машины. После Второй мировой войны производство таких моделей постепенно прекратили. Впрочем, в некоторых странах выпуск продолжали еще долго. Так, в Чехословакии бронетранспортеры немецкой конструкции делали до 1962 года.

История создания


Бронетранспортер «Ханомаг»
Разработка SdKfz 251 связана с историей создания германских бронетранспортеров. Первым прототипом данной машины принято считать полугусеничный грузовик , изготавливаемый для Португалии. Резиновые ленты обеспечивали соединение ведущих и направляющих колес, что позволяло автомобилю двигаться по мягкому грунту.

В 1915-16 годах разработаны полугусеничные машины «Бременваген» и «Мариневаген». В 1917 компания Бенц предложила артиллерийский тягач на полугусеничном ходу «Крафтпротце». Через два года одна такая машина получила бронирование для применения в полиции.

С разработкой немецких артиллерийских тягачей связывают проектирование Ганомага. В 1934 был создан HK 600 p, работающий на полугусеничном ходу. Через два года появились первые бронетранспортеры, использующие тот же принцип движения. Наиболее удачный вариант был разработан .

В 1936 лицензию на новый бронетранспортер выкупила компания Hanomag. Объединив данные наработки с шасси артиллерийских тягачей, она уже в 1937 представила новые машины HKL 6p. Было запущено серийное производство, а первые образцы поступили на вооружение германской армии летом 1939 года.

Полное название — mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen (MTW), что переводилось как средний бронетранспортер. Позже стало обозначаться в документах как SdKfz 250 (сконструирован на базе однотонного тягача) и SdKfz 251 — на базе трехтонного. Название Ханомаг было дано советскими солдатами. В официальных документах такого обозначения не имеется.

Производство продолжалось до окончания войны, по количеству экземпляров уступило лишь американским бронетранспортерам М3. После войны их модернизированный вариант до 1962 года производила Чехословакия.

бронеавтомобиль M2/М3 Half Track


M2/М3 Half Track, 1940–1945 гг., масса 9 т. Выпущено 31 176 экземпляров (в Красной Армии — около 350). Броня — 6–13 мм, вооружение — пулеметы 12,7 мм, 7,62 мм. Двигатель — 147 л.с. Максимальная скорость — 72 км/ч.
M2/М3 Half Track, 1940–1945 гг., масса 9 т. Выпущено 31 176 экземпляров (в Красной Армии — около 350). Броня — 6–13 мм, вооружение — пулеметы 12,7 мм, 7,62 мм. Двигатель — 147 л.с. Максимальная скорость — 72 км/ч.

бронеавтомобиль


Kfz 251, 1939–1944 гг., масса 9,14 т. Выпущено около 16 000 экземпляров. Броня — 8–14,5 мм, вооружение — один или два пулемета 7,92 м. Двигатель Maybach, 4,17 л, 100 л.с. Максимальная скорость — 53 км/ч.
Kfz 251, 1939–1944 гг., масса 9,14 т. Выпущено около 16 000 экземпляров. Броня — 8–14,5 мм, вооружение — один или два пулемета 7,92 м. Двигатель Maybach, 4,17 л, 100 л.с. Максимальная скорость — 53 км/ч.

Красная Армия против вермахта: чьи броневики круче?

Основной бронетранспортёр Вермахта. Sd.Kfz. 251 «Ганомаг»

«Боевые автобусы».

Немецкий полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz. 251 является самым узнаваемым БТР Второй мировой войны, хотя американских полугусеничных бронетранспортеров М3 в военные годы было выпущено больше. Созданная немецкими конструкторами боевая машина Sd.Kfz. 251 на протяжении всей Второй мировой войны была основным бронетранспортером Вермахта, приняв участие во всех значимых сражениях. Можно сказать, что именно Вермахт первым в мире принял на вооружение специализированный бронетранспортер и научился эффективно его использовать. Уже в ходе войны союзники вынуждены были заняться созданием подобной бронетехники, переняв у немцев тактику её использования.

В историю немецкий полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz. 251 вошел также под названием «Ганомаг», по названию компании-производителя: машиностроительного завода Hanomag из Ганновера. Всего за годы Второй мировой войны в Германии успели выпустить более 15 тысяч подобных бронетранспортеров в различных вариантах исполнения. Удачное шасси активно использовалось для создания разных боевых машины, в том числе санитарных, машин артиллерийской разведки, передвижных командных пунктов, а также в качестве носителя различных вооружений: от зенитных автоматических пушек до 75-мм противотанковых орудий. При этом основным предназначением бронетранспортера «Ганомаг» на протяжении всей войны была транспортировка моторизованной пехоты (панцергренадеров). Особенно хорошо бронетранспортеры проявили себя на Восточном фронте и в Северной Африке, так как благодаря полугусеничному движителю обладали хорошей проходимостью по пересеченной местности и могли действовать в условиях бездорожья.

От артиллерийского тягача к бронетранспортеру

Появление в немецкой армии полноценного бронетранспортера к началу Второй мировой войны неразрывно связано с появлением в Германии полугусеничных артиллерийских тягачей. Над созданием полугусеничных автомобилей в Германии работали еще в годы Первой мировой войны. Работы в этом направлении привели к тому, что в 1930-е годы Германия прочно удерживала пальму первенства по выпуску автомобилей различного назначения на колесно-гусеничном ходу. Такое развитие промышленности идеально ложилось на доктрину немецких военных, которые понимали, что будущая война будет войной машин и глубоких наступательных операций. Подобная стратегия требовала наличия специализированного транспорта, которым стали многочисленные колесно-гусеничные транспортеры, обеспечившие большую мобильность артиллерии Вермахта. Именно колесно-гусеничные тягачи стали теневым козырем германской армии в первой половине Второй мировой войны, обеспечивая гитлеровским войскам серьезное преимущество над армиями противостоящих государств.
Созданные в Германии полугусеничные тягачи были также идеальным шасси для создания различной специализированной техники, в том числе таких машин как БРЭМ, которые могли использоваться даже для эвакуации танков с поля боя. Рано или поздно в головах германских военных должна была родиться идея о создании бронетранспортера на подобном шасси, это был лишь вопрос времени. БТР на колесно-гусеничном шасси с бронированным кузовом был гораздо предпочтительнее обычных колесных грузовиков, которые в условиях современной войны были крайне ненадежным транспортным средством, они не обеспечивали экипажу защиту от огня противника, не имели вооружения, отличались недостаточной проходимостью по пересеченной местности и могли быть выведены из строя даже огнем из стрелкового оружия.

Трехтонный полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 11

Уже в 1933 году немецкой фирмой Hansa-Lloyd-Goliath был разработан легкий 3-х тонный полугусеничный артиллерийский тягач. Серийное производство машины под обозначением HLkl 5 началось в 1936 году. При этом компания не могла справиться с массовым выпуском подобной техники и не могла удовлетворить всё возрастающие запросы Вермахта, до конца года Hansa-Lloyd-Goliath выпустила 505 подобных артиллерийских тягачей. В 1938 году данная компания сменила владельца и получила новое название Borgward. В тот же временной период на предприятии начали сборку модернизированных 3-х тонных артиллерийских тягачей HLkl 6, оснащенных новым двигателем «Майбах» HL38 мощностью 90 л.с. На этот раз, трезво оценивая производственные возможности , руководство вооруженных сил сразу же выбрало второго производителя данных тягачей – из Ганновера. Последняя представила свою версию полугусеничного тягача Hkl 6, которая практически ничем не отличалась от модели .

Данный артиллерийский тягач был принят на вооружение Вермахта под обозначением Sd.Kfz. 11 сокращение от Sonderkraftfahrzeug 11, где «Sonderkraftfahrzeug» переводится как «автомобиль специального назначения», а арабские цифры обозначают модель машины. Артиллерийский полугусеничный тягач Sd.Kfz. 11 серийно производился в Германии с 1938 по 1945 год, за это время было собрано более 9 тысяч машин данного типа. Тягач мог перевозить до 8 бойцов, нагрузку в 1550 кг в кузове и буксировать прицеп массой до 3-х тонн. В Вермахте данный полугусеничный транспортер часто использовался в качестве штатного средства для буксировки легких 10,5-см полевых гаубиц leFH 18.

Именно данное шасси стало основной для создания бронетранспортера Sd.Kfz. 251 и различных машин специального назначения на его базе. При этом германская промышленность до конца войны выпустила более 15 тысяч подобных бронетранспортеров в различных вариантах исполнения. Серийное производство нового бронетранспортера началось в 1939 году и не останавливалось практически до самого конца войны.

Шасси Sd.Kfz. 11 на заводе

Технические особенности бронетранспортера Sd.Kfz. 251

Новый немецкий бронетранспортер представлял собой машину классической компоновки. В передней части корпуса располагалось моторное отделение, за ним отделение управления, совмещенное с десантным отделением (или боевым при установке различных видов вооружения). Экипаж бронетранспортера состоял из двух человек: механика-водителя и командира машины, в десантном отделении могли свободно разместиться до 10 пехотинцев.
Бронекорпус на первых моделях был клепаным, позднее стал полностью сварным. Он собирался из катаных бронелистов, расположенных под рациональными углами наклона. Толщина брони колебалась от 15 мм в передней части корпуса, до 8 мм по бортам и в корме боевой машины. Дополнительной защитой с бортов могли быть ящики с ЗИП и различным снаряжением. Корпус был открытым, крыши машина не имела, в случае непогоды сверху можно было легко натянуть брезентовое полотно. Посадка и высадка десанта осуществлялись с кормы корпуса, где была размещена двустворчатая дверь. Таким образом, покидая боевую машину, панцергренадеры были прикрыты от фронтального огня корпусом боевой машины. Бойниц для ведения огня в бортах корпуса не предусматривалось, но при необходимости солдаты могли вести огонь из личного оружия поверх бортов. Штатным вооружением бронетранспортеров был один, в некоторых случаях два единых 7,92-мм пулемета MG34 или позднее MG42. Передний устанавливался на крыше отделения управления и был прикрыт бронещитком. Задний пулемет устанавливался на вертлюг, который был прикреплен к кормовому бронелисту, данный пулемет можно было использовать для ведения огня по воздушным целям.

Ходовая часть бронетранспортера была аналогична артиллерийскому тягачу Sd.Kfz.11. БТР получил полугусеничное шасси с шахматных расположением опорных катков, при этом передние колеса боевой машины были управляемыми, а наличие гусениц существенно повышало проходимость по пересеченной местности. Управление бронетранспортером осуществлялось при помощи поворота рулевого колеса автомобильного типа. При повороте на небольшой угол (в разных источниках от 6 до 15 градусов) поворот осуществлялся только за счет использования передних колес. Для более крутого поворота механик-водитель использовал гусеницы, когда одна из них тормозилась, а на другую передавалось до 100 процентов мощности двигателя.

Сердцем бронетранспортера Sd.Kfz.251 был шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения HL 42 TURKM производства компании Майбах. Этот двигатель рабочим объемом чуть более 4,1 литра обеспечивал максимальную мощность 100 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Мощности двигателя было достаточно, чтобы разогнать бронетранспортер, боевая масса которого доходила до 9,5 тонн, до скорости 53 км/ч при движении по шоссе. Запас хода по шоссе оценивался в 300 км. Помимо этого полугусеничный движитель в спарке с указанным мотором обеспечивал машине возможность преодолевать подъемы до 24 градусов, преодолевать рвы шириной до двух метров и броды до полуметра без какой-либо подготовки.

На каждый бронетранспортер немецкая промышленность тратила примерно 6076 килограммов стали. При этом стоимость пехотного бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.C оценивалась в 22 560 рейсхмарок. Для сравнения стоимость производства одного танка в гитлеровской Германии находилась в диапазоне от 80 000 до 300 000 рейхсмарок.

Модели и классификация бронетранспортеров «Ганомаг»

Все германские бронетранспортеры Sd Kfz. 251 серийно производились в четырех основных модификациях Ausf. А, В, С и D и в 23 различных специализированных вариантах, которые могли отличаться друг от друга не только наличием специального оборудования, но и составом вооружения. Наиболее массовой из всех была модификация Ausf. D, таких машин было выпущено 10 602, бронетранспортеров трех предшествующих модификаций – 4650. Наиболее распространенной являлась модель Sd.Kfz.251/1, которая собственно и представляла собой полноценный бронетранспортер, предназначенный для транспортировки полного пехотного отделения (10 человек). К примеру, другие варианты машины обозначались как Sd.Kfz. 251/3 (машина связи, отличалась наличием мачтовых, штыревых или рамочных антенн и различных радиостанций) или Sd.Kfz. 251/16 выпущенная в количестве нескольких сотен огнеметная версия с двумя пулеметами MG34 и двумя огнеметами калибра 14-мм с дальностью огнеметания до 35 метров.

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251/1 во время наступления под Сталинградом, 1942 год, фото: waralbum.ru

Первые серийные Sd.Kfz. 251 поступили на вооружение частей Вермахта летом 1939 года, польская кампания стала для этих боевых машин дебютом на поле боя. Первой новую технику получила элитная 1-я танковая дивизия. Уже во второй половине 1939 года в Германии приступили к сборке модификации Sd.Kfz.251 Ausf.B. Основным отличием от модификации Ausf.A было отсутствие смотровых щелей для десантников в бортах корпуса (на модификации Ausf.A такие щели прикрывали бронестеклами). Помимо этого радиоантенна переехала с крыла бронетранспортера на борт боевого отделения. Еще одним заметным отличием стало появление бронещитка, который прикрывал передний единый 7,92-мм пулемет MG34. Появление бронещитка – обобщение опыта реального боевого применения бронетранспортеров в Польше. Также модель отличалась появлением бронированных кожухов воздухозаборников. Данная модификация БТР серийно выпускалась до конца 1940 года.

Следующей массовой модификацией стал Sd.Kfz.251 Ausf.С. По сравнению с двумя предыдущими вариантами БТР новая машина могла похвастаться большим количество изменений, внешне остающихся незаметными. Все изменения были направлены на упрощение технологии выпуска бронетранспортера, также учитывался реальный опыт боевого применения. Заметным отличием данной модификации стала измененная передняя часть корпуса. Спереди появилась прямая монолитная бронеплита, размещенная под рациональным углом наклона, такая плита лучше защищала силовое отделение машины. На крыльях бронетранспортера появились раздельные ящики для перевозки запасных частей и различного военного имущества, саперные инструменты переехали дальше к корме машины. Бронетранспортеры модификации Ausf.С выпускались вплоть до 1943 года.

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 Ausf. C на одной из улиц Воронежа, 1942 год, фото: waralbum.ru

В том же 1943 году появилась последняя и наиболее массовая модификация Ausf.D. К этому моменту производство бронетранспортеров в гитлеровской Германии достигло своего пика. В 1943 году немецкая промышленность выпустила 4258 БТР, в 1944 году – 7785. Главной особенностью нового бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf.D была измененная форма корпуса и бортов десантного отделения. На этой модели ящики ЗИП были интегрированы в борта корпуса, а кормовая часть получила более простую в производстве форму, теперь это была единая прямая деталь, установленная под наклоном. Основным отличием данной версии стало то, что корпус стал сварным и более технологичным, немцы полностью отказались от использования клепки. На первых трех моделях места для десанта вдоль бортов корпуса были обтянуты дерматином, на модификации Ausf.D его заменили простым брезентом, встречались также варианты с деревянными скамьями. Все технические упрощения модели были нацелены на увеличение производства бронетранспортеров в условиях военного времени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]