Ниндзюцу. Ниндзя (Синоби) и особенности. Направления подготовки

Ниндзя — таинственные призраки, скрывающиеся в тени. Они способны пробраться в самую защищённую твердыню, чтобы нанести смертельный удар врагу. Умения этих неуловимых наёмников вселяли страх и трепет в людей, придавали им образ ужасающих демонов ночи. На сегодняшний день о бесшумных убийцах знает каждый — дети играют в ниндзя, про них снимаются сотни фильмов, создаются мультипликационные произведения. Образ человека в тёмных одеждах, метающего сюрикены и бегающего по стенам, прочно засел в общественном сознании. Поэтому сегодня трудно сказать, каковы на самом деле были ниндзя, что есть правда, а что — лишь красивая история.

Ямабуси

Появлением первых ниндзя мир обязан монахам-отшельникам, жившим в горах. Они исповедовали Сингонскую ветвь буддизма и назвались Ямабуси. Эти люди обладали исключительными знаниями о человеке и природе. Они были мастерами траволечения и изготовления ядов, могли как исцелять болезни, так и убивать. Также Ямабуси были знатоками акупунктуры и обладали способностями, значительно превосходившими возможности простого человека.

Ямабуси закаляли себя изнурительными тренировками, так как считали, что тело — отличный инструмент для воспитания духа. Крестьяне любили и уважали этих таинственных отшельников, так как они могли исцелять болезни людей и животных, спасать урожаи и, как гласят легенды, даже управляли погодой. Познания Ямабуси в естественных науках существенно опережали своё время — они отлично разбирались в астрономии, химии, ботанике, медицине, что лишь усиливало веру в их сверхчеловеческие способности.

Возникновение первых ниндзя

Со временем беспощадные тренировки отшельников стали давать свои плоды — они научились мастерски управлять своим телом и разумом. Ямабуси могли сознательно контролировать не только своё дыхание, но и пульс. Поселения монахов стали привлекать людей, которые не нашли себе места в обществе. Среди них были также ронины, искусно владевшие мечом и другими видами оружия. Они внесли свой вклад в практики, которыми занимались отшельники.

То, что эти люди жили среди дикой природы, сделало их мастерами маскировки, а также подарило им способность выжидать. Ведь в горах не было спешки и суеты, столь обычной для остального мира. Это наделило предшественников ниндзя безграничным терпением и качествами характера, недоступными простому обывателю. Они могли уверенно выживать среди дикой природы и мгновенно скрываться в естественном ландшафте. Столь выдающиеся достижения привлекли к Ямабуси власть имущих, желающих использовать их уникальные навыки в своих целях.

Занятия ниндзя

Чем занимались легендарные воины тени? Зачастую их занятия были куда прозаичнее, чем показано в фильмах и книгах. Приёмы ниндзя позволяли им играть любую роль. Встретить одного из них в классических чёрных одеждах, скрывающих лицо, было практически невозможно. Ниндзя всегда соответствовал среде, в которой ему приходилось работать. Если он был в обществе самураев, то он вёл себя как самурай и был одет соответственно. Среди крестьян и нищих он был облачён в лохмотья. Актёрская игра такого лазутчика была столь искусна, что могла обмануть даже самого хитрого врага. Зачастую работа ниндзя проводилась так тихо и гладко, что невозможно было даже узнать о том, что он тут был.

Вопреки стереотипному мнению, эти гении маскировки крайне редко участвовали в заказных убийствах. В основном они занимались разведкой, добычей секретной информации и проведением диверсий в лагере неприятеля. То есть ниндзя были аналогом Джеймса Бонда, а не безжалостными наёмными убийцами, хотя, по всей видимости, их привлекали и к такой деятельности, так как они в совершенстве осваивали приёмы рукопашного боя.

РУКОПАШНЫЙ БОЙ НИНДЗЯ

Побеждать ситуацию, а не противника. Прямой поединок с врагом отнюдь не входил в намерения умелого агента. Противника устраняли, если этого требовали интересы дела, а также тогда, когда он явно мешал планам ниндзя. Грамотно проведенная операция не должна была оставлять после себя никаких компрометирующих следов, за исключением тех случаев, когда внимание на таких следах специально акцентировалось, чтобы посеять в умах врагов желаемые мысли и настроения. Соперник воспринимался чаще всего лишь как одушевленное препятствие, но не как объект действия. Победить — это выполнить порученное дело, а не прикончить возникшую на пути живую помеху.

Рациональность. Все действия лазутчика подчинялись одной цели и должны были быть строго рациональны. Зачем тратить силы на схватку с противником, когда его можно просто ослепить и ускользнуть? Для чего подкрадываться к часовому по шуршащей траве, ежесекундно рискуя, если в него можно бесшумно выстрелить ядовитой иглой из духовой трубки? К чему ввязываться в групповой бой, когда легче направить преследователей по ложному следу? Весьма целесообразным считалось использование специального оружия и приспособлений, которые позволяли нейтрализовать противника еще до того, как он вошел в прямой контакт с лазутчиком.

Кроме специальных средств и приспособлений ниндзя широко использовали любые подвернувшиеся под руку предметы. Умение пользоваться подручными средствами значительно облегчает проведение многих приемов: так, удушение палкой намного быстрее и эффективнее удушения руками, а удар камнем мощнее удара пустым кулаком.

В боевых условиях реализовывались все возможности хорошо натренированного тела — от нанесения ударов до ухода из сковывающего захвата через акробатический трюк.

Каждое предпринимаемое действие должно мгновенно вытекать из предьщущего. Абсолютно недопустим захват, если еще не решил, как поступишь в дальнейшем. Приемы выполняются лишь в той мере, насколько это соответствует желаемому результату. Ни больше, ни меньше. Если таковой достигнут в самом начале приема, продолжать бессмысленно.

Сюрпризность. Поскольку ниндзя обычно сталкивался с профессионалами, отлично владеющими оружием (мечом, копьем и т. д.), победу приходилось добывать нешаблонными тактиками, замешанными на сюрпризности и ставящими врага, в непривычную для него боевую ситуацию. Наиболее распространенными ошарашивающими действиями являлись неожиданность и внезапность нападения, тесно связанные с невидимостью или усыплением бдительности противника своим внешним видом и поведением; непредсказуемые изменения («ломка») дистанции; мгновенные отключения (ослепление, оглушение) или обман (ложный шум) органов чувств; использование стандартного оружия в необычной манере и применение незнакомого врагу оружия (например, шипастых перчаток).

Использование обстановки. Благодаря вживанию в теорию пяти стихий, о которой мы вели речь ранее, лазутчик становился естественной частью окружающей среды, а потому мог использовать ее как свое собственное тело. Сюда входили, например, и периодические исчезновения в ходе боя на местности, и извлечение выгоды из особенностей боевой площадки (перепад высот, тип поверхности), и употребление деталей обстановки в качестве оружия или барьера между собой и неприятелем. Делая ставку на метеоусловия, можно было подставить противника лицом к слепящему солнцу, подогнать решающую технику к моменту захода луны за тучу, выманить врага в дождь на скользкую поверхность.

Привязка манеры боя к особенностям противника. В случае прямого столкновения лазутчику противостояли самые разнообразные противники, каждый из которых имел собственный уровень мастерства, личные жизненные установки, свои сильные и слабые стороны

Оценить возможности и уязвимые места врага можно было по многим факторам. По внешнему виду, непроизвольным движениям и лицу определялось, какие точки тела бойца наиболее уязвимы, по телосложению предполагалось, в каких боевых приемах противник несомненно опасен, а по манере двигаться распознавалось его место в системе первоэлементов (стихий), исходя из которого и выбирался свой вариант поединка. Переход на тот или иной вид «боя стихий» должен был происходить рефлекторно, как реакция на подсознательную оценку противника и внешних условий (так, схватка в узком пространстве мало подходила для стиля ветра, а встреча с робким бойцом явно соответствовала стилю огня). Созданию нужных рефлексов способствовала жесткая дисциплина тренировочной схватки, закрепляемая в сонном состоянии с последующим сознательным отказом от каких-либо сковывающих правил.

Анонимность. В любых своих действиях ниндзя обязан был оставаться неузнанным. Идентификация его могла поставить под удар контактеров и расшифровать прошлые и будущие акции клана. В боевых условиях такая анонимность обеспечивалась работой в невидимости и специфичной маской-капюшоном, оставляющей открытыми лишь глаза. Импровизируя, для этого можно использовать шарф или какую-либо растягиващуюся тканевую трубку (чулок, кусок свитера). Затрудняя идентификацию маска, кроме того, устраняет демаскирующее отсвечивание кожи лица и приглушает шум дыхания.

Сегодня определенную неузнаваемость могут обеспечить и вполне легальные черные очки, которые, плюс к тому, спасают от махинаций с порошковым или жидкостным ослепителем, не позволяют противнику засечь направление взгляда бойца, мешают прочесть выраженную в его глазах мысль либо, по сужению зрачков, предугадать начало решительной атаки.

В эпоху средневековья ниндзя использовали специальные маски и огневые трюки, выступая в роли демонов (ониби-но-дзюцу), пугающих суеверных врагов.

Невидимость и бесшумность. Характерной чертой боя лазутчика было его стремление оставаться невидимым во время нападения или защиты. Трудно вести бой с тем, кого не видишь; более того, ощущение, что в любой момент на тебя могут напасть непонятно каким образом и откуда, давит на психику и выводит из равновесия. Большинство трюков невидимости основывалось на двух основополагающих направлениях: физическом и ментальном. Первое подразумевало, что боец располагается вне сферы зрения противника; второе — что ниндзя физически находится перед глазами неприятеля, но сознание последнего его попросту не воспринимает. Ко второму виду относится камуфляжная и имитационная невидимость, а также ее усложненные — внушаемый и завораживающий — варианты.

Физическая невидимость тоже имеет несколько модификаций. Во-первых, можно постоянно ускользать из поля зрения противника, используя для этого опережающие движения или соседствующие предметы. Во-вторых, действовать в среде, где чувствительность зрения неприятеля значительно понижена (ночью, в предутреннем тумане, в дымовой завесе). И, наконец, можно попросту отключить зрение недруга, швырнув ему в лицо разъедающий порошок, ослепив в ночное время яркой огневой вспышкой, ткнув пальцами в глаза или щелкнув по кончику его носа кверху.

Характерной тактикой лазутчика, оказавшегося в зоне видимости противника, является стремление исчезнуть из поля его зрения. Используя особенности среды и рельефа, это можно сделать, например, неожиданным уходом (иногда с припадением) к земле, резкой группировкой (сокращением фронтальной плоскости позы) с последующим перекатом в сторону или мгновенным проходом за спину в сочетании с коротким отвлечением внимания неприятеля в другом направлении.

В некоторых случаях вместо того, чтобы заходить за спину противника, его самого разворачивают спиной к себе, используя, например, такие широко известные приемы, как скручивание руками головы или разворот торса с захватом плеч. Уход от зрительного контроля врага делает ваши дальнейшие действия для него опасными и непредсказуемыми. Теперь можно легко провести удушающий прием, отключающий удар в почку или позвоночник, либо, делая сковывающий захват, использовать врага как подручный предмет при защите от нескольких нападающих

Неотъемлемой частью невидимости является бесшумность. Бесшумные движения обеспечивают неожиданность нападения, а значит, и быстроту нейтрализации противника. В бою с ограничением зрения (ночью, при ослеплении) неприятель в основном ориентируется по слуху, и полная бесшумность происходящего (или дезориентирующие обманчивые шумы) вызывает психическое напряжение и делает его игрушкой в руках нападающего.

Бесшумность движений достигается путем постоянных, ставших жизненной обыденностью тренировок. Прежде всего надо выявить и исключить «собственные» шумы, шум нетренированного дыхания, шарканье ног при ходьбе, стук тела при падении и т. д. Выполняя боевые движения, следует проанализировать и осознать, почему они производят шум, после чего попытаться нейтрализовать эти причины.

Другой источник шума — плохо пригнанная униформа, обувь, позвякивание в одежде металлических предметов и т. д.

Маневрируя в боевом пространстве, не следует наступать на шуршащие или ломкие предметы, задевать неустойчивые конструкции, ударяться о стационарные объекты. От таких неприятностей спасают ловкость и осмотрительность, тренированная память на обстановку, маскировка возможной неуклюжести посторонним шумом.

Очень опасный источник шума для ниндзя — человек, обнаруживший его и пытающийся поднять тревогу. Чтобы не допустить этого, сомнительному врагу обычно резко отгибают назад голову и наносят удар ребром ладони по горлу.

Подготовка к рукопашному бою. Существуют два основных способа подготовки к рукопашному бою, принципиально различающиеся между собой. Первый из них основан на подборе определенной совокупности технических приемов, наилучшим образом соответствующих возможностям данного человека. Затем владение этими приемами доводят до уровня мастерства. Ситуации, возникающие в бою, подгоняют в таком случае под избранные приемы. Это способ формализации техники, сведения ее к тем или иным шаблонам. Его концентрированным выражением являются комплексы стандартных технических действий, известные под названиями «ката», «таолу».

И есть второй способ, основанный на спонтанных движениях тела, автоматически реагирующего на любую возникающую ситуацию. Это способ импровизации. В его основе лежит идея о том, что любые заранее отработанные приемы (шаблоны) лишают человека свободы действий, столь необходимой в реальном, а не игровом поединке. Ниндзя делали ставку на второй из указанных способов, который они называли «боем стихий». Они имели в виду то, что специфика импровизаций в каждом конкретном случае определяется взаимопереходами, взаимосвязью пяти природных стихий — земли, воды, огня, ветра и пустоты.

Первый из данных способов наиболее распространен. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что даже в школах современого ниндзюцу под боем стихий чаще всего подразумевают все те же наборы конкретных приемов, только выполняемых в определенной манере. Однако это профанация, не имеющая ничего общего с истинным боем стихий. В его основе лежат особые психические состояния, диктующие технические действия без всякого участия сознания. Надо не играть в стихию, а быть стихией. Причем перевоплощение должно становиться настолько убедитель-

Ным, чтобы даже противник невольно верил в навязываемый ему образ.

Подготовка к импровизационному способу рукопашного боя ниндзя включает в себя четыре основных аспекта:

Во-первых, необходимо досконально изучить все места человеческого тела, уязвимые для болевого и травмирующего воздействия;

Во-вторых, требуется овладеть эффективной техникой воздействия на эти места точечными ударами, давлением пальцев, рычагами на суставы;

В-третьих, надо добиться совершенного владения своим телом. Речь идет об отработке уклонов и поворотов, падений и прыжков, перекатов и кувырков, колес и фляков, освобождений от сковывающих захватов, мешающей одежды, веревок и оков;

В-четвертых, следует научиться использовать все пять природных стихий таким образом, чтобы они в самом деле определяли необходимую программу действий, запускали ее в ход и беспечивали организм достаточным количеством энергии.

Первые три аспекта имеют традиционный характер. Тут нечего разъяснять, разве что надо сказать о том, какую боевую технику употребляли ниндзя. Это была техника японского дзю-дзюцу, более известного у нас под искаженным названием джиу-джитсу. Четвертый из упомянутых аспектов невозможно понять без объяснения боевой магии ниндзя (см. часть 3).

Методы тренинга в тайдзюцу отличаются от принятых в китайском кэмпо или японском дзю-дзюцу. Там нет места отработке ударов по воздуху или бою с тенью. Удары с самого начала направлены в реальную цель — мешок с тряпьем или с песком, деревья обвязанные соломой, мощные валуны, вращающиеся и подвесные манекены, изображающие самурая в полный рост при оружии. Плюс к этому работа с партнером по разучиванию бросков, болевых заломов, контратак и т. п.

Как уже сказано выше, в тайдзюцу нет ката, по крайней мере в том смысле, который вкладывают в это слово последователи каратэ (т. е. в виде комплекса определенных технических действий, скомпонованных по определенной схеме создателем данной ката). Систематически практикуя такие комплексы, ученик рано или поздно оказывается запрограммированным ими, его сознание уже не выходит за их рамки. Комплекс начинает навязывать человеку работу в том стиле, который зафиксирован в нем. С точки зрения ниндзя это хорошо для динамической медитации, но совсем не подходит для реального рукопашного боя.

Те ката, которые используются в тайдзюцу, делятся на две группы. Во-первых, это чисто учебные комплексы, объединяющие сходные приемы. Например, комплекс прыжков и кувырков с перекатами (кайтэн-но камаэ), комплекс, основных ударов руками (дакэнтай-но камаэ). Они предназначены лишь для облегчения процесса отработки изучаемых движений до автоматизма. Такие учебные комплексы допустимы исключительно на ранних стадиях обучения. Они подобны гаммам в музыке, создавая подобно им прочный фундамент для последующих импровизаций.

Во-вторых, это ката психологических состояний, не имеющие определенной технической расшифровки (куда поворачиваться, где приседать, чем и когда наносить удары). Психологические состояния обусловливают ту или иную манеру ведения боя, его стратегию и тактику, из которых естественно вытекает техника. В нинпо тайдзюцу известно пять основных состояний, сознания, соответствующих пяти первоэлементам — земле, воде, огню, воздуху и пустоте. Платформами для запуска определенных программ действий в бою являются надлежащие исходные позиции. Например, сидзэн-но камаэ — позиция земли, ити-мондэн-но камаэ — позиция воды, дзюмондэн-но камаэ — позиция огня и т. д. «Ключом» же запуска конкретных программ (т. е. конкретных тактик) служат мысленные образы, символизирующие эти первоэлементы.

Один из возможных образов боя Земли — могучая снежная лавина (ниндзя), вызванная случайным маленьким камешком (враг). Лазутчик в этом случае демонстрирует абсолютную уверенность в себе, в своих силах. Неприятель будет раздавлен, смят, снесен мощнейшей контратакой, как бы он ни пытался сопротивляться своей неизбежной гибели. Бой Огня обеспечивал успех в схватке с недостаточно опытным либо трусливым противником. Его подавляли напором, каскадом прямолинейных атак «в лоб». Бой Воды, напротив, противопоставляли врагу, действовавшему в аналогичной манере. Он характеризовался уходами назад и в стороны, с последующими контратаками, напоминавшими волны, раз за разом накатывающимися на утесы неприступного берега. Бой Ветра подходил для поединков с умелым и сильным противником. В нем преобладали финты, внезапные исчезновения из поля зрения (например, резким оседанием вниз, прыжком, кувырком) и круговые движения с ударами, бросками, болевым воздействием на суставы. Бою Ветра хорошо подходит образ тайфуна, затягивающего в себя и ломающего все на своем пути…

Для совершенного овладения всеми аспектами боя стихий нужно определенная предрасположенность. Кроме того, очень важным условием является способность к образному мышлению. Если есть трудности в представлении картин природы, насыщенных цветов, различных фигур, то вряд ли стоит терять время на энергетику стихий. Является препятствием и отсутствие способности чувствовать движение энергии внутри себя по каналам и меридианам. Кроме того, глупо заниматься отработкой боя стихий, если «зажато» тело, если человек не вполне здоров, если у него нет выработанной привычки ежедневно практиковать сидячую медитацию.

Надо прямо сказать, что овладеть импровизационными боем стихий, как и любой другой мистической техникой ниндзя (например, кудзи-госин-хо) сегодня под силу очень и очень немногим. Слишком велика пропасть между совре-

Меным западным человеком и членом тайного клана в средневековой Японии. Поэтому большинству современников и соотечественников лучше не тратить время и силы на попытки овладеть боевой магией воинов-теней. Следует понять, что их удел — менее экзотические, но более доступные и простые системы рукопашного боя.

Изучение любого приема в тайдзюцу можно условно разделить на четыре этапа.

Первый — это «привыкание к оружию». Подобно тому, как самурай, вооружившись мечом, вытягивает его из ножен, пробует остроту клинка, взвешивает в руке, делает несколько махов в воздухе, а потом начинает рубить лозу и соломенные мишени, так и ниндзя должен привыкнуть к любой изучаемой технике, сделать ее своей. Осваивая, например, удар кулаком, он сначала выбирает наиболее удобный для себя способ формирования кулака, пробует различные траектории нанесения им ударов. Основная цель данного этапа — добиться естественности, раскованности движений.

Второй этап — «объединение движений». Речь идет о совмещении конкретных ударов, захватов, бросков с движениями ног и всего тела. Надо научиться правильно распределять вес и применять силу, перемещаясь при этом под разными углами вперед, назад, в сторону, двигаясь по кругу, вращаясь на одном месте. Главное здесь — слитность выполнения приемов.

Третим идет этап «практического использования приема». Ниндзя учится выполнять удары, броски, сбивающие движения, уклоны в различных позициях, отражая разнообразные виды нападения, разыгрывая какие-то ситуации в лесу, на крыше, в узком коридоре и т. д. Здесь можно чему-то научиться только вместе с партнером. Основная цель — понять истинный смысл изучаемого приема, довести его исполнение до автоматизма независимо от условий применения.

Наконец, последний этап. Он называется этапом «абсолютной действенности приема». В ходе его требуется до-

Вести владение приемом до такой степени совершенства, чтобы он срабатывал интуитивно, без участия сознания, на «автопилоте». Подключение энергетики организма, сверхъестественных качеств психики (если таковые имеются) происходит на данном этапе.

Бой с оружием в руках строился (и отрабатывался) по таким же схемам. Но, в отличие от своих противников-самураев, ниндзя и в таком бою избегал каких-либо ограничений. Он использовал все, что только могло принести победу. Так, параллельно с оружием в ход шли ноги, отвлекающие трюки, дополнительное воружение (например, посох плюс нож для метания) и даже гипноз. В любом случае характер боя определялся особенностями ситуации и противника. Никаких догм, никаких застывших шаблонов ниндзя не признавали.

Чисто технически рукопашный бой ниндзя (тайдзюцу) включал в себя концентрированные удары конечностями по наиболее уязвимым местам человеческого тела (дакэн-тайдзюцу), и костоломные захваты, броски, болевые воздействия (дзю-тайдзюцу). В технику рукопашного боя входили также разнообразные уклоны (каваси), падения (укэми), кувырки с перекатами (кайтэн), колеса (дайсярин) и прыжки (тоби). Уклоны провоцировали врагов атаковать мимо и раскрываться, падения и прыжки ломали привычный для фехтовальщика ритм боя, перекаты и кувырки позволяли неожиданно исчезать из поля зрения врага, изменять дистанцию, уходить от атаки.

Рукопашный бой ниндзя всегда представлял собой импровизацию, возникавшую на основе определеного состояния сознания. Тем не менее, он подчинялся нескольким важнейшим принципам. ПЕРВЫЙ из них гласит: «Достижение максимальных результатов минимальными средствами» (Ин-син тонкэй). Именно он определял все стратегические, тактические и технические особенности действий воинов-теней.

Применительно к рукопашному бою этот принцип выражался в следующей идее: победить во что бы то ни стало,

Избрав наиболее рациональные средства достижения победы. Это означает, что необходимо максимально использовать различные хитрости и уловки, атаковать противника по возможности неожиданно, сзади или сбоку, не давать ему возможности нанести полноценный удар. Например, отвлечь на мгновение его внимание своим воплем, или бросить ему в лицо горсть ослепляющего порошка, ком земли, какой-то оказавшийся под рукой предмет. Бой лучше всего вести в условиях плохой видимости — ночью, в дыму, тумане, темном помещении, максимально используя свое умение сражаться именно в такой обстановке.

Наилучшие приемы поражения те, которые срабатывают вне зависимости от массы и физической мощи противника. Например, удары в горло, глаза, висок, пах, по ключицам и позвоночнику, болевые воздействия на пальцы, кисти рук, нос, половые органы и т. д. Бойцу, использующему какой-то один вид технических действий (например, только удары мечом или захваты с бросками и болевыми удержаниями) следует противопоставлять непривычную для него тактику — резкие уходы с линии атаки, удары ногами в нижнем уровне, кувырки, метание игл, звездочек, ножей, камней…

Все перечисленное, вместе взятое, приводило к тому, что самураям, этим постоянным врагам ниндзя, трудно было предугадывать их манеру ведения боя. В свою очередь, неопределенность ситуации лишала «буси» уверенности в себе, замедляла реакцию, снижала скорость и точность проведения приемов. Однако принцип «ин-син тонкэй» удается автоматически воплощать во всех случаях без исключения лишь тогда, когда он становится принципом всей жизни: в труде, в отношениях с другими людьми, в практике боевых искусств.

ВТОРОЙ важнейший принцип — это предпочтение метода (вадза) в противоположность форме (ката). Если в «ката» упор делается на соответствие отрабатываемых движений каким-то заданным образцам, то в «вадза» все определяется эффективностью тех или иных движений в каж-

Дом конкретном случае. В процессе обучения ученику показывают только общую схему различных приемов, а наиболее удобные способы их исполнения, работающие на него, не на формальный образец («правильно только так») он должен найти сам. Такой метод является более трудоемким по сравнению с «ката», зато выработанные однажды навыки не теряются со временем. Ведь они основаны на биомеханических возможностях этого человека, а не мастера, жившего пятьдесят или сто лет тому назад.

Поэтому нельзя утверждать, что тот или иной прием выполняется только тем способом, который показывает инструктор. Все зависит от личных качеств и возможностей ученика. Тайдзюцу требует самостоятельного поиска наиболее рациональных, экономичных и эффективных способов выполнения различных приемов. Указанный принцип раскрывается в следующих четырех постулатах: естественности, текучести, ритма, дистанции.

Естественность движений (сидзэн) обеспечивает раскованность, свободу, уверенность в бою, отсутствие излишнего напряжения психики и мускулатуры. Чтобы сделать боевые приемы естественными, человеку необходимо превратить их в столь же привычные, как, например, движение ко рту руки с куском хлеба. Это требует огромного количества повторений изучаемых приемов. Следовательно, лишь превратив всю свою жизнь в непрерывный тренинг, а окружающий мир — в свою «додзё», можно достичь подлинной естественности собственных действий. Следует напомнить в этой связи, что жизнь мальчика, подростка, юноши, взрослого мужчины в любом клане ниндзя и была, по существу, таким тренингом.

Текучесть движений (ногарэ) означает плавный переход одних приемов в другие, что образует непрерывную цепь атакующих и защитных действий без малейших пауз между ними.

Например, блокирующее движение переходит в захват, захват — в бросок, бросок сменяется ударом, удар — удушением или переломом шейных позвонков и т. д.

«Естественное оружие» ниндзя: кулак, пальцы, ладонь

Не следует стараться обязательно доводить до конца каждый прием, независимо от изменений в ситуации боя. Вот противник захватил вашу руку. Для освобождения от захвата вы используете рычаг на его кисть наружу. Однако прежде, чем вы успели провести этот прием, противник отпустил вас. А ведь именно это и было вашей целью. Имеет смысл немедленно нанести удар освободившейся рукой, и дальше действовать по обстановке. Обеспечение текучести в бою возможно за счет разнообразия освоенной техники, в сочетании с психической и физической раскованностью.

Понятие ритма (рицудо) сводится к тому, что любой поединок представляет чередование определенных движений (тех элементов, из которых складываются приемы, передвижений, уклонов) с какой-то частотой. Чувство ритма позволяет выигрывать инициативу, так как начав действовать в том или ином темпе, человек сохраняет его некоторое время, хотя бы секунду или две. Подстраиваясь под ритм противника, а затем внезапно ускоряя либо замедляя свои движения, можно «вклиниваться» в его действия. Или же просто навязывать врагу свой собственный ритм. Можно также сказать, что чувство ритма определяет своевременность использования различных приемов. Например, незачем уклоняться от еще не начавшегося удара или ставить блок тогда, когда удар уже проведен.

Требование «соблюдать дистанцию» (ма-ай) вызвано необходимостью находиться в любой момент боя там, где противник вас не достанет, или достанет с минимальным ущербом. Вы же должны иметь возможность атаковать его наверняка. Еще это требование означает, что не стоит тратить силы напрасно, атакуя с неверно избранного расстояния, так как атака неизбежно «провалится» в пустоту или, что еще хуже, подставит вас под встречный удар. Выбор правильной дистанции невозможен без хорошего глазомера, так называемого «чувства противника» и умения перемешаться. Все указанные компоненты вырабатываются только практикой. Тут не помогут никакие медитации.

ТРЕТИЙ принцип тайдзюцу формулируется следующим образом: «Тело и оружие едины» (кентай-итиё).

Это высказывание имеет несколько иной смысл, нежели другой известный тезис — «оружие является продолжением тела». В ниндзюцу акцент делается на то, что тело само по себе представляет оружие, тогда как любое механическое приспособление (оружие) служит лишь вспомогательным средством для усиления поражающего воздействия движений тела. Бьет ниндзя кулаком или кастетом, метает звездочку или нож, работает с кёкэцу-сёгэ или с посохом, от этого ничего не меняется. Состояние сознания, базовые принципы, характер передвижений и уклонов, векторы приложения силы, расход энергии — все остается неизменным.

Отношение к телу как к оружию связано с соблюдением нескольких требований. Первое из них звучит так: «удар из любого положения». Кисть руки, стопа ноги, локоть, колено, палец начинают свой путь оттуда и тогда, где и когда это требуется. Никаких лишних движений типа замаха, приведения кулака к бедру, предварительного выноса ноги, скручивания корпуса и т. п.

Второе требование: в реальном смертельном бою нет места внешне впечатляющим, но фактически безвредным движениям. Любой удар должен идти в конкретную точку поражения, а не в абстрактный «средний» или «верхний» уровень. Кроме того, каждый удар необходимо наносить минимальной ударной поверхностью (пальцем, одной из граней сжатого кулака, локтем, ребром стопы), что обеспечивает мощную разрушительную волну внутри тела.

Следующее требование сводится к отказу от жесткой фиксации стоп, бедер и плеч. Например, удар кулаком (или основанием ладони) должен происходить на долю секунды раньше, прежде чем стопа, движущаяся в этот момент, твердо станет на землю. В результате происходит соединение кинетической энергии корпуса, ног и бьющей руки в едином векторе силы, устремленном вперед еще несколько мгновений после контакта с целью. Если резко убрать бью-

Щую руку (или ногу), вы создадите мощную ударную волну, которая вызовет серьезные внутренние повреждения.

Еще одно требование получило название «блок и удар — одно целое» (укэ-кимэ-итиё). Оно подразумевает, что парирование и контрудар должны сливаться в одно действие. Никаких изолированных жестких блоков типа каратистских «агэ-укэ» и «гэдан-барай». Блок в тай-дзюцу — это фактически стопорящий удар по точке, расположенной на атакующей конечности противника. А во многих случаях еще и продолжение своего встречного движения до соприкосновения с корпусом или с головой оппонента…

Кем были ниндзя

Чтобы быть искусным наёмником, ниндзя приходилось перестраивать всю свою жизнь. Поэтому они не занимали определённое место в японской иерархии, а были вне её. В рядах ниндзя можно было встретить представителей любого сословия. В кинофильмах часто показывается противостояние самураев и лазутчиков, облачённых в тёмные одежды. Но на самом деле основными заказчиками ниндзя были именно самураи, постоянно воевавшие между собой. Более того, если один из них разорялся, то он зачастую переходил в один из кланов ниндзя, где весьма кстати приходилась самурайская техника боя.

Встречались в таких кланах и простолюдины. При этом нет доказательств того, что они заступались за крестьян и защищали их от самураев. Скорее всего, это лишь красивые легенды, романтизирующие образ ниндзя. Важно понимать, что воины ночи были наёмниками и выполняли любую работу, за которую им готовы заплатить. То есть решающим фактором в жизни их кланов были деньги, а не моральные ценности и убеждения. Кто больше заплатит, тому они и помогут. Поэтому приёмы ниндзя были направлены больше на шпионаж и добычу секретных сведений, чем на устранение врага.

Секреты ниндзюцу

Ёсимори хяку-сю

«Ёсимори хяку-сю» («Сто стихотворений Ёсимори»), считаются старейшим наставлением по ниндзюцу. Эти стихотворения в жанре танка (то есть 5-7-5-7-7 слогов), приписывают Исэ-но Сабуро Ёсимори, сподвижнику знаменитого полководца Минамото-но Ёсицунэ. Долгое время они передавались от учителя к ученику в качестве кудэн и заучивались наизусть. Затем, уже вначале XVII в., получили письменную фиксацию.

На данный момент историкам точно неизвестно, является ли Ёсимори автором этих танка, или они ему приписаны для придания им большего авторитета, и составлены позже эпохи Камакура (1185—1333 гг.). Во всяком случае, впервые эти стихотворения появляются в 1612 г. в «Гумпо дзиёсю» («Собрание способов использования самураями военного искусства»), военном трактате Огасавара Сакуун Кацудзо, в главе «Ёсимори хякусю-но кото» («О ста стихотворениях Ёсимори»). Затем, с некоторыми вариациями, эти стихотворения повторяются в десятитомном труде Фудзибаяси Ясутакэ «Бансэнсюкай» («Десять тысяч рек, впадающих в море»), написанном в 1676 г. В «Бансэнсюкай» эти стихотворения называются «Стихотворениями Ёсимори», «100 стихотворениями ниндзя» и «Синоби-ута». Но в «Бансэнсюкай» приведены не все сто стихотворений, а всего сорок девять.

Мигита Тосихидэ (1863—1925) Исэ-но Сабуро Ёсимори

Сведений о жизни Ёсимори сохранилось мало, и все они крайне противоречивы. Возможно это потому, что Ёсимори давно стал популярным персонажем японского фольклора, и сейчас уже невозможно отделить Ёсимори, как реальное историческое лицо, от легендарного образа, созданного бродячими сказителями. Согласно «Сказанию о Ёсицунэ», встреча Ёсимори и Минамото-но Ёсицунэ, произошла, когда последний бежал из монастыря Курама-дэра, куда он был отдан на воспитание, и направлялся в край Осю под защиту давнего сторонника клана Минамото Фудзивара-но Хидэхира. По дороге он остановился на ночлег в одном небольшом селении, в провинции Кодзукэ, где получил приют в доме Ёсимори. Хозяин дома, не смотря на суровый характер, встретил путника довольно радушно, и даже угостил вином. Выслушав рассказ Ёсицунэ, и узнав, что он сын Минамото-но Ёситомо, Ёсимори обрадовался, сказав, что отец его был вассалом Ёситомо, и сам он ненавидит Тайра и готов служить клану Минамото. «Сказание о Ёсицунэ» передаёт такой рассказ Ёсимори о самом себе:

«Родитель мой проживал прежде в провинции Исэ на берегу Футами. Звали его Исэ-но Канрай Ёсицура, и был он жрецом в Великих храмах Исэ. Раз, он отправился на поклонение в столичный храм Киёмидзу — Чистой Влаги, и на обратном пути повстречался ему человек по имени Святой с Девятого проспекта. Этот человек не спешился перед ним для приветствия, и родитель его зарубил и выставил его голову на берегу реки Камо. За такую вину он был сослан в эти края в Нагасиму, что в провинции Кодзукэ. По прошествии времени, желая забыть родные места, он женился, да так и умер здесь непрощённым, оставив жену на седьмом месяце. Когда же я родился, эта женщина, моя мать, меня решила бросить, посчитавши, будто я бессчастный по грехам в прошлой моей жизни, из-за чего-де и лишился родителя ещё в её утробе. Но мой дядя, один из её братьев, пожалел меня, взял к себе и вырастил, а едва исполнилось мне тринадцать, стал приуготовлять меня к обряду первой мужской причёски. Тогда я спросил мою мать: „Что за человек был мой родитель“? Она же заплакала навзрыд и ответила не сразу. „Твой родитель, — сказала она, — происходит с берегов залива Футами в земле Исэ. К нам в Восточные земли его сослали, а звался он Исэ-но Канрай Ёсицура. У себя на родине он был взыскан высоким благоволением превосходительного конюшего левой стороны, но случилась нежданная беда, и он оказался в здешних краях. Здесь он и зачал тебя и через семь месяцев после этого скончался“. Как родителя моего звали Исэ-но Канрай, так и я зовусь Исэ-но Сабуро. Как родителю моему имя было Ёсицура, так и моё имя Ёсимори».

Впрочем, есть и другая версия биографии Ёсимори. Окусэ Хэйситиро полагает, что его настоящее имя было Короку, и был он предводителем разбойников с горы Кабутояма в Ига, откуда и был родом. Он изучал искусство военной стратегии школы Кёхати-рю, и хорошо разбирался в тактике партизанской войны, которую с успехом применял во время своих разбойничьих набегов и в столкновении с правительственными войсками. Когда началась война Гэмпэй-но ран (1180—1185 гг.) между двумя влиятельными кланами Минамото и Тайра, Ёсимори принял сторону Минамото, став верным вассалом Минамото-но Ёсицунэ.

Стихотворения Ёсимори посвящены различным аспектам ниндзюцу: морально-этической подготовке, мистическим гадательным практикам, войсковой разведке, ночному патрулированию, маскировке и тайному проникновению в замки и военные лагеря противника. При желании, эти стихотворения можно даже разбить на тематические циклы, но и в «Гумпо дзиёсю» и в «Бансэнсюкай» их порядок несколько сумбурный: стихотворения посвященные методам маскировки и ночных атак перемежаются со стихотворениями посвященным общим принципам военной стратегии и морально-этическим вопросам. Очень многие стихотворения говорят об использовании ниндзя военачальниками. Порой создаётся впечатление, что они написаны ни сколько для самих рядовых ниндзя, сколько для высокопоставленных самураев, стратегов и полководцев. Если принять версию о раннем происхождении этих стихотворений и об авторстве Ёсимори, то мы имеем весьма ценный источник по раннему периоду истории ниндзюцу, и, сравнивая «Ёсимори хяку-сю» с более поздними наставлениями, мы можем увидеть какой путь в своём развитии прошло это искусство.

Времена существования ниндзя

Считается, что кланы ниндзя окончательно сформировались примерно в X веке нашей эры. В те времена их услугами пользовались вельможи для разрешения своих конфликтов. Секретные приёмы ниндзя идеально подходили для получения преимущества в борьбе за власть. Особенной популярностью услуги синоби пользовались во время объединения Японии. Это происходило приблизительно в 1460-1600 годах. Тогда все стороны конфликта пользовались услугами ниндзя, чтобы получить хоть какое-нибудь преимущество в этой чудовищной войне.

Однако, в последующие годы сёгун Токугава решил, что слишком опасно оставлять свободолюбивые кланы. Более того, раз уж ниндзя были наёмниками, служившими тому, кто хорошо платит, то их услуги могли быть использованы против него, что совсем не входило в планы амбициозного сёгуна. В результате он стравил между собой два крупнейших клана — Ига и Кога. Кровопролитное противостояние между ними закончилось тем, что большинство ниндзя были уничтожены. Оставшиеся в живых были слабы и разрознены, что заставило их присягнуть на верность Токугаве.

Синоби и война

В фильмах часто показывают, как полчища ниндзя штурмуют крепость или рубятся с самураями. Однако участвовать в прямом противостоянии было нелогично для воинов ночи. Боевые приёмы ниндзя были рассчитаны на тихое устранение цели или ведение партизанской войны, но уж никак не на противостояние неприятелю в чистом поле. Конечно, прямое столкновение не оставляло шанса таинственным диверсантам. Но они были грамотными стратегами и не допускали ведения войны по правилам врага. Зато их помощь могла оказать решающее влияние на исход войны, так как ниндзя, проникший в крепость неприятеля, мог наделать много шума, устроить диверсию и деморализовать противника.

Мастера маскировки могли проникнуть в стан врага как в мирное время, так и во время крупномасштабных боевых действий. Их целью становились военачальники или стратегические объекты. Также информация, которую добывали эти бесстрашные лазутчики, могла предоставить их нанимателю решающее преимущество, переломить исход войны.

Сюрикены — страшное оружие

Всем известно, что ниндзя обожают сюрикены — метательные снаряды, напоминающие звёзды. В фильмах синоби мечут их с такой силой, что прошибают стены, пронзают насквозь врагов в современных бронежилетах и даже ампутируют противникам конечности! Вот что значат тайные техники ниндзюцу.

На самом же деле метнуть сюрикен так, чтобы отрубить врагу ногу, не сможет даже чрезвычайно сильный человек.

Если, конечно, у него нет руки‑протеза со встроенным пружинным сюрикеномётом, как у главного героя игры Sekiro: Shadows Die Twice. Но вряд ли у настоящих синоби были такие технологии.


Скриншот из игры Sekiro: Shadows Die Twice
Сюрикены никогда не были главным оружием ниндзя, поскольку убить такой штукой человека весьма затруднительно. Чаще они использовались Classical Weaponry of Japan: Special Weapons and Tactics of the Martial Arts для дезориентации противника: вам в лицо прилетает парочка таких, вы инстинктивно отворачиваетесь, чтобы сберечь глаза, и получаете кусари‑камой по черепу.

Кроме того, сюрикены обладают весьма посредственной баллистикой, поэтому их бросали по принципу «да попади ты уже хоть куда‑нибудь». А ещё их смазывали Secrets of the Samurai; A Survey of the Martial Arts of Feudal Japan, Black Belt ядом или покрывали звериными, а то и собственными фекалиями, чтобы увеличить шанс заражения крови у противника при ранении. Кстати, делать то же самое, например, с бамбуковыми копьями, тоже не возбранялось.

Зачастую сюрикены также закапывали в землю на некоторое время, чтобы их поверхность покрылась Secrets of the Samurai; A Survey of the Martial Arts of Feudal Japan анаэробными бактериями Clostridium tetani, вызывающими столбняк. И тогда даже царапина от такого снаряда становилась опасной.

Сюрикены не были единственным оружием дальнего боя. Ещё ниндзя стреляли Ninja AD 1460–1650 из луков, мушкетов и аркебуз. А также пользовались бомбами и закладывали мины.

Кроме того, сюрикены не обязательно были похожи на звёзды. Это могли быть и просто заточенные тонкие ножи, и круглые метательные снаряды, и нечто похожее на монеты или палочки для еды — такие штуки можно было запросто пронести мимо охраны.


Фото: Rustedshuriken / Wikimedia Commons

И кстати, сюрикенами пользовались Secrets of the Samurai; A Survey of the Martial Arts of Feudal Japan не только ниндзя, но и самураи — ничего позорного в том, чтобы забрасывать врага острыми штуками, намазанными всякой пакостью, они не видели.

Приёмы ниндзя

На сегодняшний день как грибы после дождя, повылезали всевозможные школы обучения искусству воинов ночи. В них фанаты фильмов про ниндзя изображают из себя умелых убийц и разведчиков. Однако эти люди, в большинстве своём выдумывают приёмы ниндзюцу, чтобы получить деньги с доверчивых учеников. Вообще трудно сказать, что искусство синоби было столь же структурировано и понятно, как, например, карате или дзюдо. Нет никаких доказательств того, что все они пользовались какой-то одной техникой для достижения своих целей. Скорее это были общие принципы и методы выживания в экстремальных условиях.

Подготовка ниндзя напоминала подготовку бойца спецподразделения, а не боевые искусства Японии. Но до сих пор находятся тысячи энтузиастов, кидающих сюрикены и выполняющих сложные акробатические трюки в стилизованных чёрных костюмах. Целая индустрия выросла вокруг этого занятия. Каждый, кто твёрдо решил стать современным ниндзя, может пойти в магазин и приобрести себе костюм, сюрикены и всевозможные цепи. Зайдя в интернет, вы можете без проблем приобрести «меч ниндзя» и стать самым крутым на районе. Как же на самом деле проходило обучение воинов ночи?

Боевые искусства ниндзя

Ниндзя владели всеми известными им видами боевых искусств.

В рукопашной схватке (с оружием или без него) они пользовались дзю-дзюцу (или джиу-джитсу) — боевым искусством, в основе которого лежат мягкие движения.

Самураи, основные партнеры в схватках, также пользовались джиу-джитсу, поэтому ниндзя старались превзойти их:

  • они делали больше ударов за единицу времени.
  • учились биться на небольших пространствах, где нельзя делать размашистые движения и использовать длинное оружие. Поэтому синоби овладели техникой удушающих приемов, коротких ударов, заломов рук, нажатия на болевые точки.
  • старались нападать внезапно. Неожиданное нападение с использованием спрятанного оружия было предпочтительнее, нежели рукопашные схватки. Почему? Для ближнего открытого боя у человека должны быть натренированы определенные группы мышц, что придаст ему вид «качка» и, соответственно, выделит его из общей массы людей. А это, как мы упоминали выше, нежелательно.
  • в случае разоблачения старались обескуражить врага, чтобы выиграть время для отступления. Например, синоби бросался под ноги противнику, тот падал, а ниндзя в это время мгновенно вскакивал и убегал.

Строение кланов

Со временем кланы ниндзя стали чётко структурированными и полностью сформированными структурами. В такой клан постороннему человеку попасть было практически невозможно. Знания передавались от отца к сыну и тщательно оберегались от чужих глаз. Особенно ревностно хранились свитки с приёмами ниндзюцу, обучение постороннего каралось смертью. Каждый клан специализировался на особых, свойственных только ему, техниках. Некоторые из них были специалистами в проведении диверсий, кто-то отдавал предпочтение ядам, а кого-то кормили коварные засады.

Внутри кланов синоби была чёткая иерархия. Верхушка занималась заключением договоров, подписанием контрактов, вступлением в союзы и выходом из них. Имелась и средняя прослойка, целью которой был контроль над исполнением приказов сверху. На нижней ступени иерархической лестницы находились обычные исполнители. То есть, кланы ниндзя были серьёзными организациями с суровой дисциплиной и ярко выраженной иерархией.

Костюм ниндзя

Привычные нам чёрные костюмы, по которым каждый может узнать ниндзя, являются, скорее, продуктом кинематографа, чем отражением реального положения вещей. Чёрный цвет не лучшим образом подходит для маскировки, так как встречается в природе крайне редко. Поэтому чаще всего использовались разные оттенки коричневого и серого цветов. Именно они позволяли слиться с окружающим миром наиболее полно. Пресловутый меч ниндзя также не был излюбленным оружием неуловимых лазутчиков. Они предпочитали цепи, плуги, выдвижные копья, сюрикены и прочие инструменты, которые было легко спрятать или выдать за орудия крестьянского труда.

Маскировочный костюм синоби использовался нечасто, так как в большинстве случаев воины ночи маскировались под окружение, чтобы максимально простым и эффективным способом добраться до цели. В костюме ниндзя было множество карманов, в которые помещались лекарственные травы, яды, иглы и сюрикены, а также иные орудия ведения боя.

Одежда и снаряжение ниндзя

Днем ниндзя одевались как и все люди, дабы не выделяться из общей массы. А ночью они носили свободную одежду приглушенных цветов, не сковывающую движения. Темно-серый, красновато-коричневый, пепельный — эти цвета позволяли быть незаметными в темноте, чего и добивались ниндзя.

Из средств защиты синоби под одеждой носили пластины, защищающие места, по которым обычно бил враг.

Каждый ниндзя должен был иметь при себе снаряжение, которое ему может понадобиться во время «операции»:

Кагинава

Кагинава
Кагинава — крюк, закрепленный на шнуре (с его помощью можно было перелезать через стену, переправляться через водоем, связывать противника, ловить рыбу, охотиться).

Сэкихицу и ядатэ

Сэкихицу
Сэкихицу (грифель), ядатэ (чернильница с кистью), мел или уголь — с их помощью ниндзя записывали добытую информацию или наносили нужную метку.

Сандзяку-тэнугуи

Сандзяку-тэнугуи — полотенце цвета одежды, завязанное на поясе или положенное в карман. При необходимости им можно было защитить дыхательные пути от едкого дыма, связать врага, перевязать рану, отфильтровать воду и так далее.

Утидакэ

Утидакэ (цукэдакэ, хидакэ) — емкость для переноски тлеющих углей. Как правило, их делали из бамбука, изнутри выкладывали металлическими пластинами (чтобы избежать возгорания) и делали в корпусе отверстия для поступления воздуха. Носили на шнуре, привязывая к поясу.

Каса

Амигаса. Соломенная японская шляпа
Каса — национальная японская соломенная шляпа. Разновидностей шляп очень много, ниндзя выбирали нужную в зависимости от того, кем надо было представиться в данный момент. Как правило, синоби выбирали амигасу — шляпу самураев, имеющую широкие поля, под которой можно спрятать и свое лицо, и оружие.

Якухин

Якухин («аптечка») — маленькая коробочка с травами и противоядиями, подвешенная к поясу.

Специализированные орудия

В арсенале ниндзя были не только приёмы рукопашного боя и холодное оружие. Также они умело использовали крюки, лестницы, верёвки и прочие вещи, с помощью которых можно было попасть в дворцовые покои или преодолеть крепостную стену. Еще синоби знали толк в использовании взрывчатых веществ, которые помогали посеять панику в стане врага или пробить брешь в стене. Обувь ниндзя также была приспособлена для выполнения их задач.

Часто с собой они носили специальные дыхательные трубки. Приёмы ниндзя позволяли им подолгу находиться под водой, дыша через тоненькую трубочку. Но самым сильным оружием этих коварных разведчиков было их знание психологии. Они могли играть любую социальную роль, втереться в доверие к нужному человеку. Ниндзя умели управлять собственным сознанием, что позволяло им переживать тяжелейшие испытания, не испытывая при этом дискомфорта.

Нобунаги Ода

Как ни пытались ниндзя воздерживаться от прямого участия в войне, у них это не получилось. Нобунаги Ода, жёсткий военный лидер, желавший объединить страну, сумел-таки уничтожить клан Ига — сильнейшую организацию синоби. Он не оставил камня на камне в местности, где обосновался этот могущественный клан и в результате жестокого противостояния сумел победить своих врагов. Оставшиеся в живых представители клана разбрелись по стране. Однако эта победа далась храброму самураю непросто. Многие тысячи солдат полегли от рук ниндзя.

Ниндзюцу сегодня

Современные ниндзя едва ли изучают боевые искусства Японии. Они не бегают по стенам и не метают иглы. Разведывательные управления существенно изменили свои методы работы за последние столетия. Конечно, методы тренировок, используемые древними лазутчиками, актуальны и по сей день. Например, в специальных подразделениях, которым нужно уметь выживать в дикой природе и вести бой в лесу. Но видеозаписи с названиями «Приёмы ниндзя для начинающих» или разнообразные пособия «Ниндзюцу для чайников» являются просто грамотным коммерческим ходом и не имеют ничего общего с таинственными воинами ночи. Однако синоби и их уникальный жизненный путь являются ценным культурным наследием, которое не должно быть утеряно.

Что представляет собой ниндзюцу

В основе этого боевого искусства, как и любого другого, появившегося на Востоке, лежит определенная философия. Ниндзя были убеждены, что любое действие человека вызывает ответ со стороны окружающей среды, особенно если это действие агрессивное. И чтобы избежать этого, необходимо действовать скрытно, не нарушая баланса окружающей обстановки.

Каждый синоби осваивал три области знаний и умений:

  • Тон-дзюцу — навыки применения в бою подручных средств и специальных приспособлений. Считалось, что ниндзя способен соединиться со внешней средой, познав 5 стихий: Землю, Огонь, Воду, Воздух и Пустоту. Это позволит ему стать неотличимым от того, что его окружает, а также незаметно передвигаться, без труда преодолевать высокие преграды, читать следы и брать врага хитростью.
  • Навыки борьбы без оружия и с применением такового. Первая группа умений именовалась тайдзюцу, и в ней использовались приемы джиу-джитсу. Вторая, будзюцу, подразумевала владение мечом, нагинатой, шестом и сюрикенами. Сюрикены представляли собой небольшие острые шипы или пластины из металла, предназначенные для метания.

  • Известно также кэндзюцу — японское фехтование на мечах. В рамках это дисциплины через выполнение упражнений (ката) в парах или в одиночку ниндзя учились применять меч против любого другого оружия, а также осваивали боевую психологию.
  • Нинпо-микке — использование внутренних ресурсов организма через собственное сознание.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]