Самолеты I мировой войны: фото, названия, описание

Освоение воздушного пространства — это сравнительно новый виток в развитии промышленности, начавшийся в конце XIX века. Сам термин «авиация» переводится как «птица». Впервые силу и мощь железных ястребов человечество познало с приходом одного из самых разрушительных и жестоких событий в истории — I мировой войны. Самолеты этих времен не отличались хорошими техническими параметрами, но дали начало появлению качественных и полезных приспособлений, как для воздушных битв, так и для пассажирских перелетов.

Появление первых военных самолетов

Самолеты I мировой войны начали появляться еще во время зачатков конфликта. Изначально это были громоздкие и неповоротливые «летающие танки», способные перевозить личный состав. Они не были оборудованы штурмовыми пулеметами или отсеками для сброса бомб. Основную огневую мощь самолеты времен I мировой войны обеспечивали за счет оружия личного состава.

По мере развития военного ремесла, к 1915 году, начали появляться истребители. Они развивали скорость до 150 км/ч и могли нанести серьезные урон пехоте и танкам. Они использовали оружие разной эффективности, в числе которого были пулеметы, стальные гири и гранаты.

Примером военного превосходства немецких самолетов Первой мировой войны стали бомбардировщики. На тот момент это были самые разрушительные, габаритные и непробиваемые машины. С появлением этих средств во многих городах Европы начали появляться сирены, оповещающие местное население о приближении бомбардировочных атак.

Британия

Лучшими британскими военными авиалайнерами стали так называемые Де Хэвилленд. Изначально в военных действиях принимали участие такие авиалайнеры 4-й серии. Но постепенно их производство совершенствовалось. Эта модель получила развитие до 9-й серии

В процессе разработки специалисты обратили внимание на такой аспект, как взаимодействие членов экипажа во время осуществления полета. Если у первых моделей между кабиной пилота и наблюдающего было расстояние около 1 м, то в последних моделях эта дистанция была значительно сокращена, поскольку бортовой связи на тот момент не было

У этих самолетов были самые мощные на то время двигатели. Также они отличались более высокой боевой нагрузкой по сравнению с другими самолетами той поры с одним двигателем. Советский самолет Р-1, который применялся для разведки, являлся копией последней модели Де Хэвиленда.

Самолеты Германии

Военные силы Центральных держав на момент Первой мировой войны намного опережали многие государства Европы. Несмотря на очевидную слабость союзников, Германия являлась второй державой по количеству самолетов в мире. Она располагала 240 единицами «Таубе» и составляла серьезную конкуренцию Антанте. Первая мировая война дала толчок в развитии индустрии самолетостроения и закрепила печальную славу за немецкими бомбардировщиками, уничтожавшими все на своем пути.

Благодаря стремительному развитию войска Центральных государств смогли укрепить доминирующую позицию в воздухе почти до самого конца I мировой войны. Немецкие самолеты стали первыми использоваться для бомбардировок стратегических объектов противника. Самыми известными самолетами стали легкие трипланы «Фокер» и «Тауб». Они представляли собой легкие конструкции, способные вести быстрые и эффективные бои.

Немецкие дирижабли как часть ВВС

Помимо бомбардировок с привычных на сегодняшний день самолетов, Германия также использовала в своих бомбардировках и дирижабли. За 4 года войны немцы построили более 100 единиц «Цеппелинов» и «Шутте-Ланцов». В отличие от гражданских дирижаблей, военные аппараты были обеспечены мощнейшей защитой от всех видов известного вооружения.

Такая авиация прекрасно подходила для обеспечения защиты морских подходов к границам захваченных территорий и бомбардировок стратегических объектов, находящихся на линии соприкосновения.

Обмундирование и знаки различия

Авиационные части носили форму, введенную 3 января 1914 года. За исключением покроя мундира (однобортного, по типу виц-мундира гвардейской тяжелой кавалерии), она была схожа с формой инженерных войск: «ученые» красные выпушки на воротниках, пуговицы, пряжки поясных ремней и прочие детали фурнитуры из металла белого цвета, околыши фуражек, петлицы шинелей и воротники (только у офицеров) из черного сукна (бархата) с красными выпушками; к обычной эмблеме на пуговицах и пряжках (двуглавый орел) добавлялись скрещенные топоры с длинными рукоятями.

Повседневные погоны были из красного сукна; у офицеров – с серебристыми галунами, специальным знаком в виде пропеллера с крыльями, золотистыми звездочками по чинам и шифровками, а у нижних чинов – с теми же изображениями, но нанесенными желтой краской, с серебристыми или белыми нашивками по званиям. Шифровки из букв и цифр указывали на сокращенное наименование части.

Походные погоны были защитного (тускло-зеленого) цвета, у нижних чинов – с изображениями, нанесенными коричневой краской.

Офицеры, имевшие звания «военный летчик» носили на погонах вместо пропеллера с крыльями особый знак, указывавший на их квалификацию – черненого серебряного двуглавого орла с медальоном с вензелем Николая II на груди и мечом, пропеллером и бомбой в лапах.

Многие офицеры авиационных частей (летчики и наблюдатели) формально продолжали числиться в своих полках, батальонах или батареях, а потому носили свою обычную полковую форму, но с добавлением описанного выше знака (кому он полагался).

При служебной форме был положен синий китель флотского образца (у нижних чинов – синяя рубаха), но разрешалось носить и защитный, общеармейский. Еще одной необычной, «флотской» деталью костюма офицеров-летчиков был морской кортик.

Для полетов и службы на аэродромах использовалась особая складная шапочка – «пилотка», черная, с красными выпушками, серебристыми галунами и кокардой; впоследствии этот головной убор, претерпев небольшие изменения, станет самым распространенным в отечественных вооруженных силах. Кроме того, для полетов использовались утепленные кожаные куртка, шаровары и особый летный шлем.

Самолеты союзников Германии

Как известно, одной из главных причин поражения войск Германской империи стала низкая подготовленность войск союзников. Австро-Венгрия и Османская империя были крайне низко квалифицированы в области авиации. Излишний консерватизм стоил им поражения в войне.

Если говорить о конкретных цифрах, то на вооружении Австро-Венгрии было всего 30 самолетов, в числе которых о и «Фокер». Только к концу войны союзники начали массовое производство истребителей.

Османская империя и вовсе не имела воздушно-военных сил. На момент начала I мировой войны самолеты представляли собой обычные аэропланы для пассажирских грузоперевозок. В обеспечении воздушного превосходства Османской империи помогала Германия, поставляя самые современные модели типа «Пфальц», «Рамплер» и «Тауб». Это были самые массовые и ходовые модели начала XX века, имевшие низкую устойчивость к нападениям врагов.

Самолётостроительные заводы России

Название авиазаводаМестоположениеНачало выпуска аэроплановЧисло рабочих в 1914/1917 гг.Число станков (1917 г.)Среднемесячный выпуск самолётов в 1916-1917 гг.
ПРТВ «С.С.Щетинин и Ко» («Гамаюн»)Петроград1910400/15304324
РБВЗ(«Авиа-Балт»)Рига, Петроград1910270/475363
«Дукс»Москва1912550/250019539
Авиационный завод В.В. СлюсаренкоРига, Петроград191330/300165
АО воздухоплавания «В.А. Лебедев»Петроград1914300/14353719
Завод Ф.Ф. ТерещенкоЧервонное191425/ —
Завод аэропланов А.А. АнатраОдесса1914100/220013117
Московский авиационный завод Ф. МоскаМосква1915— /313482
Первый Крымский аэропланный завод В.Ф. АдаменкоКарасубазар1916— /1751
Завод аэропланов и авиационных моторов А.А. АнатраСимферополь1917— /700605
АО «Вдова Матиас и сыновья»Бердянск1919— /50050
Таганрогский завод В.А. ЛебедеваТаганрог1923— /200
  • Автор: Владимир
  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Поделитесь с друзьями!

похожие записи из этого раздела
Винтовки первой мировой войны Балканские войны – предистория к первой мировой войне Топ 10 подвигов русских солдат в ходе первой мировой войны

Российский императорский воздушно-военный флот

Несмотря на сильное отставание России от всего мира, по части военной мощи ей практически не было равных, если не считать французские и немецкие войска. То же самое касается и воздушно-военных сил. Названия самолетов I мировой войны, которые участвовали в столкновениях со стороны Российской империи, на протяжении многих лет оставались на слуху.

На момент 1914 года на вооружении России было более 260 самолетов, что превосходило все страны-участницы конфликта. И это несмотря на то, что воздушный флот еще не был окончательно сформирован. Основной ударной силой империи стали первые многомоторные аппараты «Илья Муромец» — самые передовые и мощные бомбардировщики.

Помимо новейших разработок, Россия также использовала более старые модели, значительно уступающие не только новинкам, но и разработкам немецких инженеров. Сегодня такие самолеты называют «Кукурузниками». Они производились из самых обычных деревянных фанер, а потому были крайне уязвимы против любого вида оружия, будь то пулеметы или пистолеты. В основном такие средства использовались при ночных перелетах и разведывательных операциях.

Российская империя стала первой страной в мире, использовавшей в своем арсенале авианосцы. Всего на вооружении было 5 кораблей, способных переносить авиацию.

Тактика ведения авиационных боев в Первую мировую войну

Таран Петра Нестерова во время воздушного боя.

В начальный период войны при столкновении двух самолётов бой велся из личного оружия или при помощи тарана. Впервые таран был применён 8 сентября 1914 года русским асом Нестеровым. В результате оба самолёта упали на землю. 18 марта 1915 года другой русский летчик впервые применил таран без падения собственного самолёта и успешно вернулся на базу. Такая тактика применялась в силу отсутствия пулемётного вооружения и его малой эффективности. Таран требовал от лётчика исключительной точности и хладнокровия, поэтому тараны Нестерова и Казакова оказались единственными в истории войны.

В боях позднего периода войны авиаторы пытались обойти самолёт противника сбоку, и, зайдя противнику в хвост расстрелять его из пулемёта. Эту тактику использовали и при групповых боях, при этом побеждал пилот проявивший инициативу; заставивший противника улетать. Стиль воздушного боя с активным маневрированием и стрельбой с ближней дистанции получил название «догфайт» («собачья драка») и до 1930-х доминировал в представлении о воздушной войне.

Особым элементом воздушного боя Первой мировой были атаки на дирижабли. Воздушные корабли (особенно жесткой конструкции) имели достаточно многочисленное оборонительное вооружение в виде турельных пулемётов, в начале войны практически не уступали самолётам скоростью, и обычно существенно превосходили скороподъемностью. До появления зажигательных пуль, обычные пулемёты оказывали очень слабое воздействие на оболочку дирижабля, и единственным способом сбить воздушный корабль было пролететь прямо над ним, сбросив на киль корабля ручные гранаты. Несколько дирижаблей было сбито, но в целом, в воздушных боях 1914—1915 годов дирижабли обычно выходили победителями из встреч с самолётами.

Положение поменялось в 1915 году, с появлением зажигательных пуль. Зажигательные пули позволяли воспламенить смешивающийся с воздухом вытекающий через пробитые пулями отверстия водород, и вызвать уничтожение всего воздушного корабля.

Свои особенности имела и тактика русской авиации.

Королевский летный корпус

Британская империя стала одной из первых стран, занявшихся разработкой летательных аппаратов в военных целях. Фото самолетов времен I мировой войны, выступавших на стороне Великобритании, можно заметить во многих известных изданиях, появившихся после 1918 года.

Несмотря на высокий уровень подготовки кадров, английские самолеты немного уступали немецким и французским машинам. Первым британским истребителем, оборудованным высокоточным пулеметом, стал самолет «Викерс». Его разработки велись с 1912 года, и к началу I мировой войны было произведено 60 экземпляров. В ходе войны было также создано более 3,3 тысячи аэропланов, что сделало Британские ВВС самыми многочисленными войсками послевоенной Европы.

Область применения боевых машин была самая разная, начиная от патрулирования окрестностей линии соприкосновения, заканчивая воздушными бомбардировками и разведывательными операциями. С помощью самолетов в тыл врага сбрасывали британских разведчиков, что сыграло важную роль в ходе войны.

Тактика бомбардировочных операций

В начале войны, ни одна страна не имела на вооружении специализированных авиационных бомб. Германские цеппелины проводили первые бомбардировочные вылеты в 1914 году, используя обычные артиллерийские снаряды с приделанными матерчатыми плоскостями, самолёты сбрасывали на позиции противника ручные гранаты. Позднее были разработаны специальные авиационные бомбы. В ходе войны наиболее активно применялись бомбы весом от 10 до 100 кг. Наиболее тяжёлыми авиационными боеприпасами, примененными в годы войны, были сначала 300-килограммовая немецкая авиабомба (сбрасываемая с цеппелинов), 410-килограммовая русская авиабомба (применяемая бомбардировщиками «Илья Муромец») и 1000-килограммовая авиабомба, примененная в 1918 году по Лондону с германских многомоторных бомбардировщиков «Цеппелин-Штаакен»

Приспособления для бомбометания в начале войны были очень примитивны: бомбы сбрасывались вручную по результатам визуального наблюдения. Усовершенствование зенитной артиллерии и возникшая в результате этого необходимость в увеличении высоты и скорости бомбардировки повлекли за собой создание телескопических бомбовых прицелов и электрических бомбодержателей.

Число дневных бомбардировок французских ВВС было следующим. А) Цели, удаленные от фронта не далее 30 км: в 1915 г. – 18; в 1916 г. – 9; в 1917 г. (до августа) – 2; с сентября 1917-го г. до 21-го марта 1918 г. – 26; с 21-го марта 1918 г. до перемирия – 6. Соответственно, всего – 61 бомбардировка. А) Цели, удаленные от фронта не далее 60 км: в 1915 – августе 1917-го гг. – 15; в сентябре 1917 – ноябре 1918 гг. – 11. Итого – 26 налетов. В) По целям, расположенным на удалении, большем, чем 100 км – лишь 6 налетов, относящихся к периоду до сентября 1917 г.

Французская авиация

По праву считается самой мощной ударной силой периода 1914-1918 годов. Если говорить о том, какие самолеты были в I мировую войну во Франции, то недооценить их крайне сложно. Именно на основании этих разработок на сегодняшний день до сих пор развивается мировая авиация.

Главное отличие от разработчиков других стран заключается в том, что при создании проектов участвовали нет только самые передовые инженеры, но и сами летчики. Благодаря такой кооперации и родилась «гроза неба» — «Моран Саюлнир-М», ставший лучшим истребителем, представленным на период начала войны. При его разработке учитывались оценки пилотов, были укреплены самые уязвимые части самолета, появилась возможность стрелять из пулемета через винт.

Отдельного внимания заслуживает разведывательная авиация. «Блерио 11» также стал лучшим самолетом для разведки. Если посмотреть на архивное фото самолетов I мировой войны, то можно отметить исключительное новаторство летательных аппаратов Франции.

ВВС Италии

Если говорить о темпах развития авиации, то Италия стала самой быстрорастущей державой в этой области. Несмотря на переменный успех по части доминации в небе, итальянцы смогли перейти на принципиально новый уровень. Если к началу войны у Италии не было даже собственных самолетов, то уже спустя год выпускаются самые лучшие тяжелые бомбардировщики «Капрони К-1» и «Капрони К-2». Опытные образцы были настолько успешными, что смогли пройти испытания на неподготовленных для таких действий полигонах. Это были крайне крепкие и тяжелые машины, способные пролетать до нескольких тысяч километров, не требуя дозаправки и технического ремонта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]