Изготовление каждого вида оружия всегда преследует определенную цель. К примеру, наступательную, оборонительную или сколько боли и страдания оружие принесет человеку. К последнему виду относится герой нашей статьи — кусари-кама или кусаригама. Данное оружие являлось традиционным для Японии в средние века. Кусаригаму относят к японским ниндзя.
Кусаригаму можно было легко маскировать. Если убрать цепь от серпа, то он легко сойдет на сельскохозяйственный инструмент, поэтому потеряться толпе профессиональному ниндзе не составляло труда.
Конструкция
Оружие кусаригама выглядит как серп: приспособление характерно длиной рукоятью, достигающей 60 см; к рукояти крепится серп-кама (по-японски), с длиной лезвия 20 см заточенное и вогнутое во внутреннею сторону на конце с острием; со стороны обуха серпа фиксируется цепь-кусари длинной до двух метров, иногда и больше, иногда меньше, с ударным грузом-фундо.
Также цепь может крепиться к противоположной стороне рукояти. Это оружие видоизменялось в зависимости от школ, занимающихся их применением в бою. Кусаригама относится к сложным видам японского оружия.
Карате
Каратэ как боевое искусство развивалось на островах Рюкюсского архипелага, на территории современной Окинавы. Корни каратэ в древних боевых техниках островов Рюкю, испытавших влияние китайских боевых искусств. В каратэ мастерство практикующего маркируется соответствующим цветом пояса. Черный пояс означает высочайший уровень мастерства и подготовки его носителя. Философские основы каратэ – в достижение истинного твердого непоколебимого духа, совершенствование своей личности.
На видео – аттестация на черный пояс в России:
https://youtube.com/watch?v=g1JwEpIa1vs
На видео – выступление японской команды на 21 чемпионате мира по каратэ:
Типы кусаригам
Эксперты выделяют два типа кусаригам: фермерские и воинские. У первых конструкции серпов обладали короткими лезвиями, которые напоминали изогнутые птичьи клювы. Конструкции лезвий вторых больше напоминали малые мечи. У обоих крепления к рукоятям изготовлялись из твердых пород древесины.
Фермерские кусаригамы не обладают такой же дальностью бросков, как и воинские. Кроме того, они не так эффективны при ведении ближнего боя. Эти разновидности комбинированных вооружений являются двусторонними.
Вспомогательный инвентарь ниндзя поражал своей изобретательностью
- Кагинава — «кошка» из арсенала ниндзя
- Ашико, надевались на ноги чтобы карабкаться по стенам
Забавно, что киношные ниндзя в своем гротескном арсенале не так уж далеки от реальных. В сумке синоби могли оказаться макибиси — шипы из гвоздей или железных пластин, которые бросались на землю, чтобы противник поранил ноги. Для поджогов пригождалась трубка с углями, где те сохраняли свой жар. Кстати, в засаде такой трубкой можно было греть руки (полезнейшая вещь!).
Помимо этого ниндзя мог носить на задание мецубуси — контейнер для смеси перца и золы, которую распыляли в глаза противника. Контейнером могла служить небольшая сумка, трубка из бамбука или даже яйцо.
Коробочка мецубуси.
Своеобразным мецубуси могли быть ножны
Ниндзя, как мы помним, носили укороченные мечи, а вот ножны, чтобы не привлекать внимание, как правило, делались нормальной длины. На дно таких ножен насыпалась режущая глаза смесь
По задумке, синоби, резко вытаскивая меч, заодно распылял ее в сторону противника. Обойдемся без спойлеров, но отметим, что в Sekiro враги обучились новым подлостям и в этой области — такого в играх From Software мы еще не видели.
Кунай — инструмент для выдалбливания ступенек в стенах.
Главный герой Sekiro: Shadows Die Twice пользуется «кошкой» с веревкой, чтобы быстро взлетать на крыши и скалы. Реальные ниндзя тоже знали подобное приспособление — кагинаву. Однако чаще синоби предпочитали более «пролетарский» набор: дрели, пилы и так называемый кунай — остро заточенный строительный мастерок. Все это было нужно для выдалбливания ступенек в стенах. Иначе говоря, типичный синоби не запрыгивал на вражеские стены как кот, он вгрызался в них как жук. Такие инструменты не вызывали подозрений у властей, а кунай еще и использовался как дополнительное оружие.
Разновидности
Разновидностей кусаригам японские бойцы напридумывали огромное число. Так, в некоторых вариациях фундо заменялись довольно-таки специфическими атрибутами:
- Мотки горящих тканей;
- Взрывчатые вещества в специальных емкостях;
- Живые ядовитые змеи;
- Факелы и прочее.
Когда вместо традиционных грузил кусаригамы оснащались пакетами с взрывчатыми смесями, такая разновидность вооружения называлась «бакухацу-гамой», что переводилось как «взрывной серп». Важнейшей изюминкой этого хитроумного приспособления являлась полнейшая внезапность для неприятеля при непосредственном соприкосновении с ним, а особенно от воздействия оригинального «взрывпакета».
В результате контактирования оружия с неприятелем раздавался громоподобный взрыв, который на некоторое время полностью приводил к дезориентации неприятеля. После такого контакта, неприятель представал перед атакующим в более уязвимом положении для последующих нападений. Особенно эффективно эта разновидность кусаригам действовала против группы неприятелей.
Виды кусаригам изменялись в зависимости от того, какие школы занимались разработкой и боевым их применением. Одной из самых успешных школ в области кусаригама-дзюцу специалисты называют школу Иссин-рю. Некоторые из них предполагают, что ее образовал Нэн Ами Дзион в XIV или XV столетии, другие же считают, что Тан Иссин, но позднее.
Собственно кусаригамы этой школы отличаются среди прочих по своему дизайну. Они состояли из чрезвычайно длинных цепей и прямых лезвий, заточенных с обеих сторон. И это притом, что, как правило, они заострялись только с внутренних частей серпов. Кроме того, кусаригамы школы Иссин-рю обладали металлическими гардами для предохранения кистей рук.
Существовала еще и так называемая каен-кусаригама. Ее отличительной чертой от стандартных образцов аналогичного вооружения было то, что ее грузило оборачивалось куском пылающего материала. Вследствие этого усовершенствования атакующие достигали невероятного деморализующего воздействия на неприятелей.
Самой изощренной и удивительной составляющей в данном вооружении было использование живой ядовитой змеи. Главным образом для этих целей задействовались мамуси. Это такая разновидность японских щитомордников. С помощью мамуси-гам, или змеиных серпов, достигалось отвлечение неприятеля. Это предоставляло атакующим драгоценные доли секунды для нанесения точных решающих исход боя ударов.
Интересно, что сами воины принимали всеобщее осуждение этого холодного оружия, как не совсем честного.
Каларипаятту в гипотетической уличной драке
Самый животрепещущий вопрос: а что же со спортивной и уличной составляющей Каларипаятту? Да, в общем-то, ничего. Во всяком случае, соревнований или степеней мастерства в данном искусстве нет, и, в общем-то, изначально, веке в VI, это было нормально, ведь постоянную практику давала сама жизнь воина. Навыки закалялись в стычках с врагами, дикими зверями и бандитами.
Однако то, как сейчас, в наше мирное время, поддерживается высокое боевое мастерство — вопрос открытый. Тем более, ходить по улице с мечом и щитом как-то не принято, да и стражи правопорядка будут не слишком рады, если кто-то порубит в капусту пару забулдыг из подворотни. Что до техники, северная школа с ее феерическими прыжками не слишком подойдет для наших ледяных широт — слишком легко сесть на задницу посреди битвы.
Вопрос о полноконтактных рукопашных спаррингах вообще остается открытым. Может, в группах они и проводятся, но в сети можно найти только вот такое недоразумение, притом непонятно, кто из этих людей занимается боксом, а кто адепт Каларипаятту.
Да и сами нынешние мастера говорят, что Каларипаятту — не спортивная и не прикладная дисциплина, а способ духовного и физического самосовершенствования. Так что в современных реалиях индийский боевой стиль — это для тех, кто хочет окунуться в экзотику, познавать себя и тренировать тело. Для самозащиты и спортивных достижений придется заняться чем-то другим.
Техника применения
Одним из главных достоинств кусаригамы была ее универсальность. Можно сказать, что это преимущество компенсировало высокую сложность использования кусаригамы. Этим оружием можно было наносить противнику режущие, колющие, дробящие удары. Искусство владения этим боевым серпом называется кусаригамадзюцу.
Иногда тяжелая кусаригама использовалась в качестве метательного оружия: в противника можно бросить серп, а в случае неудачи вернуть его при помощи цепи. Серп был эффективен в ближнем бою, а на дальней дистанции неприятеля можно было сразить с помощью гири или опутать его цепью, а затем добить серпом. В японских летописях сообщается, что в качестве метательного оружия кусаригама нередко использовалась при обороне крепостей.
Кусаригама считается одним из наиболее сложных видов японского холодного оружия. Для того чтобы овладеть им, воину требовалось тысячи часов ежедневных тренировок. Этот фактор серьезно ограничивал распространение кусаригам.
Особенно сложным был прием обматывания цепью противника или его оружия. Чтобы в совершенстве овладеть им, бойцу необходимо было превосходно развить глазомер, научиться тонко чувствовать момент начала атаки противника. Решающее значение для успешного броска имела правильная раскрутка цепи, в случае ошибки боец мог сам запутаться в собственном оружии. Еще одной особенностью кусаригамы являлось то, что для эффективного использования цепи бойцу было необходимо значительное свободное пространство.
Существует описание эпичного поединка между искусным фехтовальщиком Араки Матаэмоном и Ямада Синрюканом, который мастерски владел кусаригамой. Араки заманил своего противника в бамбуковую рощу, где Синрюкан не мог в полной мере использовать свое смертоносное оружие.
Как уже было сказано выше, неизвестно, кто именно придумал кусаригаму, однако в этом оружии явно прослеживаются «сельскохозяйственные» мотивы. Нередко заслугу его изобретения приписывают ниндзя, что выглядит весьма правдоподобно. Ведь еще одним несомненным преимуществом кусаригамы является простота ее маскировки. Отцепив груз от серпа, очень просто выдать его за обычный сельскохозяйственный инвентарь и затеряться в толпе мирных крестьян. Да и изготовить подобное оружие было проще простого.
Еще одним фактом, который подтверждает «шпионское» происхождение кусаригамы, является время появления этого оружия. Период Муромати или Сенгоку еще называли временем Воюющих провинций. В стране царила полная неразбериха и хаос, все воевали со всеми, очень часто практиковались тайные убийства военачальников. В этот период ниндзя или синоби имели особенно много работы. В отличие от меча, который довольно тяжело спрятать, кусаригама отлично подходит для выполнения тайных миссий.
Хотя, кусаригамой пользовались и самураи. Одна из самых известных школ владения этим оружием – Иссин-рю – была основана самураем по имени Нэн Ами Дзион. Согласно легенде, этот прославленный воин увидел во сне божество с серпом в одной руке и грузилом в другой. Кусаригама, которую используют в Иссин-рю, имеет нетипично длинную цепь (более 3,5 метра) и серп с обоюдоострой заточкой.
Умение обращаться с кусаригама
Чтобы достичь мастерства владения данным оружием, нужны месяцы, а то и годы. Желательно в первую очередь научиться отрабатывать технику обматывания оружия неприятеля кусари. Для этого нужно тонко чувствовать атаку врага, постараться приблизиться к нему настолько, чтобы успеть нанести поражающий удар.
В этом случае требуется правильно оценить расстояние и раскрутку, потому что при неверном расчете владелец рискует нанести удар самому себе. У бойца с кусаригамой в бою будут значительные преимущества из-за разнообразных возможностей применения данного оружия.
Некоторые занимающиеся боевыми искусствами относят кусаригаму к специфическому оружию, другие считают ее применение не допустимым из-за невозможности защиты от нее. Может причиной послужило, то, что требуется много времени на его освоение и этим ограничивается его популярность.
Помимо того, что существуют сложности в освоении техники боя кусаригамой, есть еще один недостаток, который мешает эффективно использовать данное оружие, и соответственно, мешает одержать победу над неприятелем.
Этим недостатком является требующееся пространство для раскрутки цепи, нужное чтобы захватить ею врага, а затем нанести атаку серпом с фланга или задеть с тыла. Об этом изъяне указано известным фехтовальщиком Араки Матаэмоном, который сражался с мастером боя кусаригама Ямадой Синрюканом. Араки завлек противника в рощу, где небольшое пространство помешало второму бойцу применить на полную мощность данное оружие. В итоге фехтовальщик победил.
Пользование оружием
Использование техники управления кусаригамой позволяло:
- наносить врагу удары грузом-фундо;
- спутать цепью;
- затем атаковать серпом.
Также производили метательные действия самим серпом и возвращали его при помощи цепи. Часто приходилось использовать кусаригаму при оборонах крепостей. Обучение владению довольно долгий и сложный процесс, но хорошая боевая универсальность оружия компенсирует затраты времени. Им можно наносить:
- Режущие.
- Колющие.
- Дробящие.
- Метательные действия.
Существуют даже искусства по ведению боев с помощью данного приспособления:
- кусаригамадзюцу;
- кобудо;
- кукисиндэн-рю;
- хаппо-хикэн-дзю.
Например, кобудо является традиционным окинавским боевым искусством работы с холодным оружием. В роду Куки мелких феодалов знание боев кукисиндэн-рю и хаппо-хикэн-дзю переходили из поколения в поколение. Технику школы относят к самурайскому стилю Катори Синто-рю, Касима Синто-рю.
Боевое искусство кукисиндэн-рю считают непричастной к ниндзя, так как в технике боя используют тяжелые самурайские доспехи – ерои.
Был в Японии период, когда воевали провинции друг с другом и тогда воинами использовались более изощренные грузы для кусаригам. Например, к оружию мамушигама применяли стилеты в виде змей, а иногда и живых пресмыкающихся крепили к приспособлению, они своим ядом атаковали неприятеля.
Существовало много вариантов этого оружия, от небольшого размера до внушительного.
Их легко разбирать и переносить, поэтому каждым владельцем создавались свои модели. Так к набалдашнику, прикрепляли приспособления, которые:
- Взрывались.
- Горели.
- Или ослепляли.
Еще были совсем большие модели – это о-гама, а у каен-кусаригама груз обматывали тканью, которую затем поджигали или заменяли на небольшой факел.
Происхождение Каларипаятту
Слово «Каларипаятту» состоит из двух частей. «Калари», согласно одной версии, — «священное место», «храм», согласно другой — «зал для занятий», «гимнастический зал». «Паятту» — «бой», «сражение». Вот и выходит что Каларипаятту — это дословно «бой в священном месте» или «сражение в гимнастическом зале».
В общем-то, оба значения вполне подходят для современной версии этого искусства. Занятия проходят в тренировочных залах, которые одновременно являются храмами с алтарями, на которых приносятся жертвы индуистским божествам. Традиционные залы для калари — это небольшие по размеру залы, сильно утопленные в землю, с земляным полом и деревянными стенами. Занятия там проводятся утром, чтобы избежать удушливой индийской жары.
Первые достоверные упоминания о Каларипаятту относятся к VI-VII векам нашей эры, когда оно окончательно сформировалось в период многочисленных войн между династиями Чора и Чола. Однако сам термин «калари» для обозначения площадки для сражений упоминается в сангамской литературе, относящейся к III веку до нашей эры, а ведь это было 2300 лет назад. Там же упоминается использование воинами различного оружия. Поэтому наиболее оптимистичные любители Каларипаятту считают эти записи первыми упоминаниями о своем искусстве.
Кроме того, согласно легенде, создатель Чань-буддизма (теперь более известного как дзен) по имени Бодхидхарма был мастером Каларипаятту и научил ему своих последователей. Если верить этой легенде, то знаменитое боевое искусство Шаолиня непосредственно происходит из Каларипаятту.
Что достигалось при помощи кусаригам
Хорошо натренированным воинам при наличии грамотного обращения с кусаригамами позволялось соединять технику приемов ближнего и дальнего боя. Защититься от таких непредсказуемых двунаправленных вооружений на практике оказывалось задачей непростой. Мастерски владеющие кусаригамами воины могли успешно биться с самыми серьезными соперниками.
При помощи грузила неприятеля:
- Обезоруживали;
- Ошеломляли;
- Травмировали;
- Дезориентировали;
- Обездвиживали и пр.
Серпами отражали удары, а также добивали неприятеля. Порой серп метали, после чего возвращали с помощью цепи. Главным недостатком этого оружия была потребность в большом открытом пространстве для свободного раскачивания тяжелой цепи.
Явара
Это деревянный цилиндр, от 10 до 15 сантиметров в длину и 3 сантиметра в диаметре. Явара обхватывается пальцами, а её концы выступают по обе стороны кулака. Таким образом, этот довольно простой кастет служит для утяжеления и усиления эффекта от удара. Но назначение явары заключается в нанесении тычковых ударов концами торцов, преимущественно в центры нервных пучков, сухожилия и связки.
Само появление явары в японской культуре объясняют две версии. По одной из них, японский кастет является подобием символа веры, который был атрибутом буддистских монахов – виджра. Это небольшое древко, напоминающие изображение молнии, которое монахи использовали не только в ритуальных целях, но и в качестве оружия, так как им было необходимо его иметь. Вторая версия является наиболее правдоподобной. Обыкновенный пестик, который использовали для толчения в ступе злаков или приправ, и стал прообразом явары.
Черный наряд синоби — это миф, порожденный театром
Классический угольно-черный костюм синоби — это миф, созданный самими японцами, а в его основе — курьезная ошибка. Дело в том, что в театре актеры, одетые в черное и двигающиеся на черном фоне, просто изображали скрытые силы природы и даже призраков. Так что «убив» героя на сцене, они символически показывали, что удар был нанесен из ниоткуда, а ниндзя остался неуловим. Со временем этот стереотип закрепился, и многие стали считать, что черный костюм — это и есть профессиональная одежда синоби.
Сами же ниндзя предпочитали во время диверсий носить темно-серое, темно-коричневое или темно-синее — черный цвет, как это ни странно, слишком выделяется в сумерках и не так уж хорош для маскировки. В этом смысле герой Sekiro довольно историчен: он одет в просторную одежду, удобную для воина и неброскую.
Нагината
Нагината известна в Японии как минимум с XI в. Тогда под этим оружием подразумевалось длинное лезвие длиной от 0,6 до 2,0 м, насаженное на рукоять длиной 1,2-1,5 м. В верхней трети лезвие слегка расширялось и изгибалось, но у самой рукояти кривизны не было вовсе или она была едва намечена. Работали нагинатой в то время на широких движениях, держа одну руку почти у самого лезвия. Древко нагинаты имело сечение овальной формы, а лезвие с односторонней заточкой, как и лезвие японского копья яри, обычно носили в ножнах или чехле.
Позднее, к XIV-XV вв., лезвие нагинаты несколько укоротилось и обрело современную форму. Сейчас классическая нагината имеет древко длиной 180 см, на которое крепится лезвие длиной 30-70 см (стандартным считается 60 см). Лезвие отделяется от древка кольцеобразной гардой, а иногда еще и металлическими поперечинами — прямыми или загнутыми кверху. Такие поперечины (яп. хадомэ) использовались и на копьях для парирования вражеских ударов. Лезвие нагинаты напоминает лезвие обыкновенного самурайского меча, иногда на такое древко насаживалось именно оно, но обычно лезвие нагинаты более тяжелое и более изогнутое.
Первый ниндзя был принцем в костюме горничной
Легенды говорят о том, что первым синоби был наследный принц II века Ямато Такэру, сын императора Кейку. В 97 году он хладнокровно убил вождя и героя варварского народа кумасо, переодевшись в одежду служанки и пробравшись в покои врага. Потеряв лидера, кумасо были легко покорены войсками Ямато.
Ниндзя произошли от воинственных монахов. Нельзя сказать точно, как появились ниндзя, и с какого момента истории японских лазутчиков стоит называть этим словом. Однако самая распространенная (и самая интересная) версия гласит, что синоби вышли из среды монахов-отшельников ямабуси. Те понимали буддизм весьма своеобразно, и медитациям предпочитали военную подготовку и муштру.
Ямабуси не сторонились не только битв, но и шпионажа. Живя в горах, они учились сливаться с местностью и выживать в дикой природе, что сделало их лучшими лазутчиками в стране. Этим не преминули воспользоваться аристократы и даже императоры, которым монахи «помогали» за щедрые пожертвования храму.
Чаще всего синоби маскировались под монахов и лесорубов
Монахи были очень удобной ролью для маскировки. Они свободно ходили по стране, часто носили с собой оружие, имели при себе письменные принадлежности (а ниндзя они часто пригождались для зарисовки местности и копирования секретных документов). Больше всего подходили монахи школы комусо, которые носили на голове корзины, закрывающие лицо. Просто идеально для шпиона и убийцы.
Монахи комусо.
Еще одна распространенная роль — «синоби-мономи», то есть синоби-лесорубы. Во-первых, те носили с собой секиры, и никто не обращал на это внимания. Во-вторых, они тоже перемещались относительно свободно, и патрули не видели ничего особенного в бродящем по лесу дровосеке. Однако женские роли были иными. Женщины-синоби назывались «куноити» и в своей маскировке больше опирались на социальные навыки и прятались не вдали от людей, а в самой гуще толпы. Гейша, проститутка, акробатка бродячего театра, соблазнительная крестьянка — не менее удачные роли для убийцы, чем монах или лесоруб.
Убийство — лишь малая часть работы синоби
На самом деле, они больше лазутчики и диверсанты, чем машины смерти. Типичные задачи, которые выполнял ниндзя: шпион и похититель секретных документов (канчо), разведчик и лазутчик (тейсацу), неожиданно нападающий (кишу), а также провокатор, агитирующий толпу (конран).
Ниндзя не только убивали, но и защищали. Но так ли далек герой Sekiro, Однорукий Волк, от правды? На первый взгляд, да: он посвятил свою жизнь беззаветной защите юного лорда, который попадает в плен — больше похоже на путь самурая, чем синоби. Однако в истории сохранились примеры того, как ниндзя нанимали в качестве телохранителей, и они прекрасно справлялись. Сам Иэясу Токугава, основатель великого сегуната, не гнушался нанимать синоби для охраны собственной жизни. Легендарный ниндзя Хаттори Хандзо, правивший кланом Ига, вообще стал вассалом и любимчиком сегуна.
Ниндзя — истинные дети хаоса
Синоби как уникальный класс оформились в X веке в мирную эпоху Хэйан (она даже означает «спокойствие»). Но их расцвет пришелся на «Эпоху воюющих провинций», Сэнгоку дзидай. Во время великой гражданской войны враждующие князья нуждались в услугах ниндзя как никогда. Два важнейших клана синоби, Ига и Кога, вообще беззастенчиво располагались в окрестностях столицы, Киото — поближе к клиентам.
Причина взлета ниндзя в период Сэнгоку — это лицемерие самураев. С одной стороны, они превозносили воинскую честь, а с другой — испытывали острую нужду в диверсантах и шпионах, услуги которых давали неоспоримое преимущество в междоусобных войнах. Компромиссом стал найм ниндзя.
Прекрасный пример того, как это работало: в 1558 году князь Роккаку Йошиката нанял команду синоби, чтобы поджечь замок Саваяма. Те выкрали фонарь с гербом противника, который использовался как пропуск в замок, что позволило им беспрепятственно войти внутрь и устроить поджог. Ирония в том, что позже осажденные сами наняли тех же самых ниндзя, чтобы они устроили поджог уже Йошикате — ничего личного, просто бизнес.