С момента появления оружия в руках человека прошли сотни тысяч лет. Со времен камня, привязанного к палке, оружие эволюционировало в сторону эффективности, удобства и компактности. Были в истории и примеры по меньшей мере экзотического оружия. Особенно эта тенденция прослеживается в азиатских странах. Многим сословиям там попросту не разрешалось владеть оружием, но средства для защиты все же были нужны. Это и послужило толчком к развитию такого количества боевых искусств и созданию оружия различных форм и размеров. Многие виды были прообразами каких-либо предметов обихода, которыми простой крестьянин мог воспользоваться в час нужды.
Было и оружие которым пользовались только представители привилегированных сословий. Одним из таких видов оружия является катар.
Декоративная отделка катаров
В связи с кастовым строем, в Индии оружием владела лишь группа воинских каст и знати, поэтому большинство индийского оружия богато отделано драгоценными металлами, резьбой по кости и украшено камнями. Мастера в Индии умели делать насечку золотом или серебром. Знали технологию чеканки и эмалировки. Существовал обычай дарить богато отделанное оружие правителям или богатым землевладельцам.
Для украшения катаров чаще всего использовали технику «кофтгари» — насечки золотом. Её проводили следующим способом:
- Острой иглой наносился рисунок из глубоких царапин;
- В царапины укладывается золотая проволока;
- Проволока вколачивается молотком;
- Поверхность нагревается и снова вколачивается;
- Проводится полировка.
Технологии, используемые при декорировании
Индийские оружейники использовали разнообразные материалы, в том числе насечку золотом и серебром, при декорировании такого вида клинков, как индийский катар. Холодное оружие всего мира дополнилось огромным ассортиментом разных по форме и размерам экзотических и смертоносных ножей, которые в бою использовались как продолжение руки.
Одним из самых распространённых методов отделки была традиционная индийская инкрустация золотом. Суть способа заключалась в следующем: чтобы сделать рисунок, использовался остро заточенный металлический наконечник. В получившиеся глубокие царапины помещалось измельчённое золото (реже серебро), после чего вся поверхность подвергалась нагреванию, а затем обработке с помощью молотка. Последним шагом была отшлифовка поверхности специальным белым пористым камнем абразивной природы.
Техника боя
Классический катар использовался как оружие для левой руки в сочетании с саблей. На дистанции катаром ставили блоки и парирования, при сближении наносили короткий смертельный удар. Сикхи использовали катар как основное оружие, в паре с небольшим щитом. Воины сикхи любили катар именно за его способность убить с одного удара. Их кодекс запрещал убивать без необходимости (тем более причиняя жертве страдания).
На юге Индии катар использовали как оружие для густых зарослей и тесных помещений. Катар носили слева на поясе, перед саблей.
Техника работы катаром сохранилась до сих пор в штате Керал. В ней используются колющие удары по различным траекториям. При уколе клинок катара поворачивается плоскостью к земле. Это помогает ему входить между рёбрами, а при ударах в шейную область поражает множество кровеносных артерий. Рубящая техника слабо развита, хотя многие мастера её используют. Удары в этом случае аналогичны технике карате «рука-меч», и выполняются с вложением корпуса в удар. Также существует техника ударов на возврате оружия, обоюдоострая заточка позволяет их проводить без разворота клинка.
Знамя княжества Мевар также украшено катаром, что символизирует борьбу за независимость.
Благодаря любви индийцев к своим традициям, найти катары можно по всей Индии, а желающий освоить технику боя катаром может научиться у местных мастеров, передающих своё искусство на протяжении многих веков.
Любимое оружие высшего сословия раджпутов
Катар – оружие индийских раджпутов. Это доказывают многочисленные средневековые картины, изображающие сцены фуршетов и банкетов, где хозяева и гости имели это необычное оружие за своими поясами. Раджпуты носили клинки с правой стороны. На протяжении многих веков их форма претерпела совсем незначительные изменения. То есть, катар XIV века мало чем отличается от арсенала, изготовленного в XIX веке.
Это было достаточно эффективное холодное оружие благодаря своей скорости и проникающей способности. Несмотря на то что его перестали изготавливать и использовать уже с XIX века, изображение катара можно встретить и в наши дни. Древний клинок нарисован на официальной эмблеме современного раджпутского полка – спецподразделения индийской армии.
Уруми
Если пата больше интересна своеобразным строением чаши-рукояти, то индийский пояс-меч уруми выделяется среди холодного оружия невероятной гибкостью своего клинка. Пожалуй, это один из самых оригинальных по конструкции мечей в истории человечества.
Лезвие уруми — гибкая вытянутая полоса стали, остро отточенная с обеих сторон. Ширина клинка пояса-меча составляла около 2-3 сантиметров, а длина, судя по некоторым источникам, могла достигать 5-6 метров. Причем владелец этого оружия вполне мог спрятать столь внушительный клинок под обыкновенной одеждой, подпоясавшись уруми на манер обычного ремня. Для сворачивания в лезвии меча, ближе к кончику, проделывалось обыкновенное отверстие, замыкающееся на эфесе рукоятки.
Воин с несколькими уруми в руках
Существовало множество вариаций экзотичного индийского меча. Кроме различной длины, которая зависела от роста и мастерства владельца оружия, некоторые экземпляры уруми оснащались многочисленными лезвиями. В нескольких гибких клинках на одной рукояти, несомненно, был свой резон — множественные порезы при попадании по врагу вызывали обильное кровотечение.
Разумеется, пояс-меч имел как свои достоинства, так и недостатки. Несомненным преимуществом уруми была возможность скрытного ношения, а также стремительные и непредсказуемые по направлению атаки. С другой стороны, гибкий меч мог наносить лишь резаные раны незащищенному доспехами противнику, и для верного уничтожения врага требовалось точно попасть по уязвимым участкам тела.
Демонстрация искусством владения уруми
Чтобы уверенно владеть поясом-мечом требовалось многолетнее оттачивание мастерства: стремительные как змеи лезвия не прощали ошибок и могли серьезно покалечить самого владельца оружия.
Пата
Узкое, достигающее метровой длины, лезвие этого клинка жестко закреплено в металлической чаше-панцире. прикрывающей руку от кисти до локтя. Таким образом, этот меч представляет собой продолжение конечности, внешним видом напоминая механический протез.
Пата
Вероятнее всего, конструкция паты стала дальнейшим развитием индийского кинжала катара, лезвие которого крепилось к раме с двумя поперечными рукоятями-перекладинами. Возможно, удлиненные локтевые упоры этого клинка видоизменились, получили дополнительные пластины защиты, превратившись в подобие латной рукавицы.
Пата с обратной стороны
Впрочем, оба вида оружия достигли наибольшего распространения примерно в одно время, в XVI-XVII веках, и, скорее всего, были сконструированы практически одновременно.
Из-за узкого удлиненного лезвия пата выглядит как колющий клинок, однако это совсем не так. Жесткая конструкция и крепление оружия к локтевому суставу руки полностью сковывает движения кисти, что делает выпады вперед очень неудобными. Обоюдоострый клинок паты в первую очередь предназначен для нанесения размашистых рубяще-режущих ударов.
Техника владения этим оружием лучше всего раскрывалась при использовании сразу двух клинков в обеих руках. Воин, мастерски управляющийся с патами, превращался во вращающийся смерч, мгновенно нанося противнику многочисленные резаные раны.
Пата XVIII века
Стоит отметить, что кроме функционального предназначения, защитная чаша-рукавица клинка очень часто использовалась оружейными мастерами как декоративный элемент и выполнялась в виде головы какого-либо свирепого животного. Этот факт, несомненно, придает дополнительную культурную ценность диковинному оружию.
История
Первые источники упоминают об этом орудии в 13 веке. Самые ранние изображения сохранились, датированные 16 веком. Наибольшее число экземпляров найдено в 17 – 18 веке. Историки считают этот период пиком его популярности.
Впервые появился в южной части Индии. Также изделия можно было встретить в таких странах:
- Китай;
- Индонезия.
У него была необычная Н – образная рукоятка и лезвие, расположенное в районе костей пальцев. Его конструкция способствовала быстрому распространению в странах Азии. Его функции:
- самозащита;
- подчёркивание статуса;
- охота.
Имеет короткий широкий клинок. Два параллельных стержня образуют рукоять. Длина лезвий 30 – 90 см. В основном прямая форма лезвия. Реже встречаются:
- изогнутые;
- волнистые.
Тычковый нож катар.
Бывает три типа ножей:
- одноклинковые;
- двуклинковые;
- трехклинковые.
Нестандартные катары
Существовала очень интересная модель катара «джамадхар селикани» или катар с тремя клинками. В сложенном состоянии он представляет собой классический однолезвийный катар. При нажатии на поперечины задействуется механизм, открывающий клинок наподобие бутона цветка. Две половинки расходятся в разные стороны как ножницы, а посередине открывается третий клинок.
В литературе часто высказывается мнение, которое характеризует такой катар как оружие смерти, что лезвия раскрывали внутри тела противника, разрезая его внутренние органы. Сложно представить себе пружины такой силы, которые могли бы заставить катар раскрыться внутри тела человека. Да и сам удар должен быть нанесён на всю длину лезвия, а это будет точно смертельная рана.
Более правдоподобной версией выглядит теория использования раскрывающегося катара для захвата и удерживания клинка противника, чтобы нанести ему удар основным оружием в правой руке. Вряд ли можно было вырвать или сломать клинок сабли или меча использую такой катар, но задержать его на пару секунд вполне реально. В смертельном поединке пара секунд может дать возможность самому нанести смертельный удар и выйти из боя победителем. Многочисленные находки трёхлезвийных катаров свидетельствуют об их популярности (неэффективное оружие просто не могло долго существовать, так как его создатель погибал в первых же боях).
В 15 веке на юге Индии появились катары новой конструкции – имеющие специальный защитный щиток, наподобие защиты рапиры. Со свойственной индусам любовью всё украшать щитки часто были сделаны в форме головы кобры с раздутым капюшоном. Назывались они не менее красиво, чем выглядели – «приносящие смерть». Такие катары использовались в бою как оружие для основной руки. Создание защитной гарды послужило толчком к эволюции катара. В результате было изобретено ещё одно специфическое оружие «пата».
Чакрам
Читатель постарше наверняка вспомнит киносериал 90-х годов про воительницу Зену, которая охотно пользовалась этим оружием. Есть несколько вариаций произнесения этого индийского слова. Оружие появилось там же, в Индии. Его использовали сикхи – народ воинственный и известный своим воинским мастерством.
Металлическое, до бритвенного состояния заточенное по внешней кромке кольцо раскручивали на указательном пальце и 30-сантиметровый в диаметре смертоносный снаряд движением кисти отправляли во врага. Обычно его бросали чуть вверх, и такое простое с виду метательное оружие, как сюрикен или бумеранг врезалось в лицо или плечи врага, нанося смертельную рану. Неизвестно, использовали ли его в античности, но в средневековых войнах в Индии чакрам забрал множество жизней противников сикхов.
Ещё в древности воины пришли к выводу, что им необходимо какое-то короткое колющее оружие, которое возможно постоянно носить с собой, и которым удобно действовать в ситуациях, когда нет возможности ни размахнуться палицей, ни задействовать копьё. Первые кинжалы были сделаны из дерева и кости. Вероятно, изначально в качестве кинжала использовались необработанные рога животных.
С переходом к веку металлов кинжалы стали производиться из меди. В отличие от деревянных и костяных, медные «мечи» микенской эпохи уже обладали режущей кромкой, что несколько расширило возможности их использования. Однако, они все ещё были очень малы, — с клинками всего 20-30 см длиной, — для изготовления более длинного оружия медь не годилась.
Но и после того, как медь и бронза сменились железом, маленькие (с клинком около 30 см) «мечи» использовались ассирийцами, греками и македонцами.
Виды катаров и их основные элементы
Катары были различных форм, с разной длиной лезвия, и состоял из следующих элементов:
- Главной частью катара был клинок длиной от 10 до 100 сантиметров. Форма клинка классического катара напоминала равнобедренный треугольник. Иногда встречались клинки с волнистым лезвием, которые наносили незаживающие раны. Впрочем ромбовидное сечение клинка в сочетании с шириной лезвия делало любую глубокую рану смертельной. Иногда встречались катары с двумя или тремя лезвиями;От начала клинка отходят две железные пластины, которые защищают предплечья и запястья. При достаточном мастерстве ими можно было ставить блоки для защиты от ударов саблей или мечом. Естественно, что о жёстком парировании не может быть и речи, имеется ввиду блокировка скользящих ударов, когда защита подставляется под определённым углом;На определённом расстоянии от клинка защитные пластины скрепляются между собой двумя поперечными рукоятками. Иногда поперечина могла быть и одна, но это не всегда обеспечивало нужную жёсткость конструкции.
С развитием огнестрельного оружия катары знатных людей стали комбинировать с двумя пистолетами. Данная конструкция была весьма травмоопасной для своего владельца, а точность выстрела оставляла желать лучшего.
Известны случаи, когда перед боем катар крепили к руке верёвками или специальными ремнями. Привязанный к руке катар не терялся ни при каких обстоятельствах. Хотя для древних индусов привязывание оружия к руке имело несколько иной смысл и означало готовность принять смерть в бою или биться до полной победы.
Существовали специальные военные образцы катаров, которые отличались более ромбовидным сечением и толщиной клинка. Предназначались они для пробивания вражеских доспехов. Для того, чтобы укрепить острие при ударе по металлу, бронебойные катары имели утолщение клинка возле острия.
Как видно из особенности строения, катар не предназначался для нанесения режущих ударов. Желая исправить этот недостаток, мастера оружейники создавали специальные образцы катаров с изогнутым лезвием, хотя это больше гражданские варианты, предназначенные для нанесения нелетальных ран. Колющие свойства при этом практически терялись.
Летящий ворон и пчелиный рой
РСЗО – реактивная система залпового огня. Вернемся в Поднебесную. Китайские инженеры одними из первых задумали массовое применение средневековых РСЗО при помощи пороха.
Древнекитайская залповая система
Одним из вариантов был «Летящий ворон» – повозка, на которой был закреплен квадратный ящик со множеством ячеек, в каждой из которых находилась снаряженная порохом стрела. По команде несколько таких повозок открывали огонь, устраивая в рядах противника картину локального ада вкупе с большим психологическим эффектом. Не все противники средневекового Китая привыкли к оглушительным взрывам. В дополнение к «ворону» использовали и «Пчелиный рой». Так именовалась коробка поменьше, которую могли переносить 1-2 человека, но работала она по тому же принципу, в основном, прямой наводкой.
Ещё в древности воины пришли к выводу, что им необходимо какое-то короткое колющее оружие, которое возможно постоянно носить с собой, и которым удобно действовать в ситуациях, когда нет возможности ни размахнуться палицей, ни задействовать копьё. Первые кинжалы были сделаны из дерева и кости. Вероятно, изначально в качестве кинжала использовались необработанные рога животных.
С переходом к веку металлов кинжалы стали производиться из меди. В отличие от деревянных и костяных, медные «мечи» микенской эпохи уже обладали режущей кромкой, что несколько расширило возможности их использования. Однако, они все ещё были очень малы, — с клинками всего 20-30 см длиной, — для изготовления более длинного оружия медь не годилась.
Но и после того, как медь и бронза сменились железом, маленькие (с клинком около 30 см) «мечи» использовались ассирийцами, греками и македонцами.
Этимология:
кинжал араб. خنجر,
ханджар
см. ханджар; предположительно тюрк. «канжал» — 1. лист железа (металла) или 2.
кан
— кровь и
жар
— пороть, вспарывать. предназначенные для метания.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Клинок для самых ловких воинов
Что такое катар? Оружие, которое требовало особой физической подготовки, быстрой реакции и ловкости предназначалось в первую очередь для попадания в голову и верхнюю часть тела. Боковые ручки могли быть использованы для блокировки или реже для обороноспособности. Обладатель такого оружия должен был быть достаточно ловким и шустрым, чтобы увернуться от атак противника и быстро нанести удары. Большим преимуществом был лёгкий вес и относительно небольшой размер.
Индийский кинжал катар использовался в тесном рукопашном бою. Для индийских боевых искусств в целом были характерны скорость, ловкость и акробатические манёвры. Ещё в XVI веке там изучался хотя бы один стиль боя, что подразумевал использование пары смертоносных клинков: по одному в каждой руке. Владение катаром подразумевает улучшенную акробатическую сноровку, чем любым другим холодным арсеналом, например, ножом или стандартным кинжалом. Удары наносятся как будто кулаками, а не оружием, что является более естественным для защиты и атаки. Если клинок состоит из нескольких лезвий, то с его помощью можно довольно легко поймать любое более традиционное оружие, например, меч, и отвести его от себя. В узком проходе обладатель катара будет иметь большее преимущество.
Индийские клинки на европейском рынке
Начиная с XVI века, после того, как Индия была колонизирована англичанами, катар, оружие, которое часто делали из сломанных лезвий мечей, попал на рынок европейских коллекционеров. Среди них были клинки, напоминающие ножницы с двумя или тремя лезвиями. Они были сложены вместе до тех пор, пока створки ручки оставались прижатыми друг к другу. Если их развести в стороны, лезвия раскрываются, нанося дополнительные повреждения противнику. Эти новинки были популярны среди иностранцев, но неприменимы на практике в реальных боевых действиях.
Особенности конструкции катара
Первые образцы катаров были выполнены в виде цельных конструкций клинка и рукояти. Скорее всего, такие модели были военными. На гражданских, украшенных золотом и рисунками образцах обычно встречается конструкция на заклёпках. Это понятно, ведь военным моделям не нужны различные излишества, это простые и надёжные орудия для убийства. Гражданские же модели наоборот, больше подчёркивали статус владельца, чем служили в качестве оружия.
Несмотря на высочайшее качество булата, используемого для производства катаров, клинки дополнительно усиливались при ковке специальными рёбрами жёсткости. Желобки на клинках позволяли снизить вес оружия, расширить клинок за счёт экономии материала и провести различную закалку на отдельных местах лезвия. Красивые булатные узоры на клинке появлялись в результате травления и полировки поверхности клинка.
Встречались булатные клинки, на острие которых были наварены наконечники из другой стали. Скорее всего, это результат боевых поломок и последующего ремонта оружия.
Конструкция и разновидности
Клинок обычно обоюдоострый, прямой, широкий или узкий, треугольной или клиновидной формы, часто с усиленным боевым концом. Может быть также двойным (джамадхар дуликанех
) или тройным (
джамадхар сехликанех
), стреловидным, искривлённым (даже пламевидным). Длина клинка варьируется в широких пределах, от 8 сантиметров до метра (такие катары относятся уже к мечам. Такие катары-мечи, имевшие прикрывающий кисть эфес, назывались
бара джамдаду
или
бэраджамдэда
, то есть «приносящий смерть»). Количество клинков, а также их взаимное расположение тоже варьируется. Эфес всегда металлический, рамочной конструкции (в виде буквы «Н»), с поперечно расположенной рукоятью и боковыми защитными пластинами-хвостовиками. Некоторые катары имеют волнообразную режущую кромку наподобие европейского фламберга или малайского криса. Бывают также катары, режущая кромка которых состоит из совокупности заточенных полукруглых выемок, поразительно напоминая серрейторную заточку современных ножей. Существует и механическая модификация: при сжатии рукояти откидываются два, или даже четыре, дополнительных боковых клинка (подобную конструкцию имели некоторые европейские даги). Бывают даже катары-пистолеты.[
источник не указан 2599 дней
]
Холодное оружие — Катар. (109 фото)
Оружейная_комната Голосов: 1 Адрес блога: https://www.liveinternet.ru/community/2096528/ Добавлен: 2009-03-19 00:50:25 блограйдером Lurk |
2008-05-09 00:30:20 (читать в оригинале)
Статья Дмитрия Самойлова «Клинок бога смерти». Прочитав эту статью, Вы узнаете всё (ну или почти всё ) о катарах, а также получите представление о том, что такое «вутц» и «кофтгари». И конечно же Вы сможете увидеть самые замечательные катары, какие только можно найти на бескрайних просторах инета.
«Катар (или джамадхар) относится к толчковым ножам, называемым также тычковыми или ножами кастетного хвата. Само название этого оружия означает «клинок бога смерти» или «язык бога смерти». Встречались они в Китае, Индонезии, в Европе, но наибольшее распространение получили в Индии. Расцвет «эпохи» катара приходится на 16-18 вв., хотя появились они значительно раньше. Еще в 14 в. арабский путешественник Ибн Баттута так описывал одну из сцен, увиденныхим в Индии: «Жители деревни окружили его, и один из них нанес ему колющий удар с помощью катара. Так называется железное оружие, напоминающее лемех плуга; рука вставляется в него так, что предплечье оказывается защищено; клинок является продолжением руки и имеет в длину два локтя (то есть около 900 мм), и удар этим оружием смертелен». Катар применялся прежде всего для нанесения колющих ударов. Клинок в виде равнобедренного треугольника с достаточно широким основанием обеспечивал высокий поражающий эффект. Такой клинок позволял наносить тяжёлые колотые раны, которые приводили (как минимум!) к быстрой потере крови; такие раны сами не закрывались, да и зажать их рукой было невозможно. Чаще всего клинок катара имел форму равнобедренного треугольника, хотя встречаются катары с другими формами клинка и даже с несколькими клинками. Длина клинка может варьироваться в широких пределах от 10 сантиметров до метра и более.
Как правило, сечение клинка ромбовидное, характерное для колющего оружия. От основания клинка отходят две пластины (реже два стержня), идущие вдоль предплечья. Они либо параллельны, либо расходятся под небольшим углом. На определённом расстоянии от клинка эти пластины соединены двумя поперечинами, играющими роль рукояти. Боковины выполняли несколько функций. Во-первых, они в определенной степени защищали запястье и могли использоваться для парирования оружия противника. Во-вторых, в сочетании с наручем или другим защитным снаряжением они образовывали конструкцию наподобие шины, накладываемой на руку при переломе, тем самым дополнительно ограничивая подвижность запястья и делая связку рука-оружие более жесткой. Катар удерживается не силой сжатия пальцев, как в случае оружия с традиционной рукоятью: пальцы запирают рукоять в кулаке, образуя жесткую механическую конструкцию. Надежность удержания катара не уменьшится, даже если рука и рукоять будут влажными. По сравнению с обычной рукоятью амортизация в лучезапястном суставе будет значительно меньше, что обусловлено как ограничением его подвижности, так и направлением восприятия нагрузки. Клинок сонаправлен с предплечьем, что обеспечивает максимальное вложение силы в колющий удар. Рукоять фактически опирается на основание ладони. Это особенно важно при попадании удара в твердую цель (доспех или кость), так как позволяет практически безболезненно и абсолютно надежно амортизировать отдачу. В случае кинжала с обычной рукоятью сила противодействия ложится в основном на достаточно слабые мышцы и кости пальцев. Рукоять, образованная двумя поперечинами, наиболее распространена, хотя на некоторых образцах встречаются рукояти и из большего количества поперечин. Такая конструкция решает одну из основных проблем, возникающих при удержании толчковых ножей, а именно: проворачивание рукояти в кулаке под воздействием силы, направленной на плоскость клинка. В редких образцах катара с рукоятью в виде одной поперечины данная задача решается с помощью крупного утолщения (в форме пластины), размещенного в середине рукояти. Кроме того, рукоять подобных конструкций обычно имеет в сечениине не круг, а овал. Специфические утолщения в середине рукояти напоминают традиционные непальские ножи кхукри. Данное утолщение служит для предотвращения продольного перемещения руки по рукояти. Изредка встречаются катары, изготовленные на юге Индии, рукояти которых рассчитаны на обмотку веревкой, однако большинство образцов не требуют такой «доработки». Известно, что иногда перед боем катар привязывали к руке. В коллекциях индийских музеев есть катары со специальными ремешками для пристегивания к руке, а также катары с отверстиями в рукояти для пропускания веревки. Привязывание служило не только символом боя до смерти или победы, но и неплохим методом профилактики утраты оружия в затяжном бою: надежность удержания катара, привязанного к руке, практически независит от степени усталости воина. Возможность нанесения мощного удара, в том числе по твердой цели, обусловила тот факт, что многие образцы катаров выполнены как оружие для пробивания кольчуги. Такие «бронебойные» катары имеют характерное утолщение клинка вблизи острия, обеспечивающее дополнительное упрочнение этого наиболее нагруженного при уколе участка. Как уже отмечалось, конструктивные особенности катара определяют его поражающие свойства в колющем ударе. Однако рубящие и секущие атаки им малоэффективны. Некоторые разновидности катара создавались с очевидным намерением компенсировать этот недостаток, например катар с изогнутым клинком.
Такая конструкция, безусловно, повышает режущие свойства оружия, но в результате ухода острия с оси клинка происходит значительная потеря эффективности колющего удара. Другой вариант предусматривает использование клинка с особой геометрией режущей кромки. Некоторые катары имеют волнообразную режущую кромку наподобие европейского фламберга или малайского криса. Другие — клинок с двойным изгибом, своей формой напоминающие ятаган или традиционный индийский кинжал «бичва». Встречаются также катары, режущая кромка которых состоит из совокупности заточенных полукруглых выемок, поразительно напоминающая серрейторную заточку современных ножей.
Представляет интерес раскрывающийся катар «джамадхар селикани», что означает «имеющий три клинка». Особенностью конструкции данного типа является специальный механизм, приводимый в действие путем сжимания поперечин, образующих рукоять. Механизм раскрывает клинок на две половинки, которые расходятся под углом как ножницы, поэтому в англоязычной литературе такая конструкция получила название«катар-ножницы» (scissors-katar). При этом открывается третий клинок, для которого полые половинки основного клинка в сложенном положении являются ножнами. Причем существует этот вид далеко не в единичном экземпляре. Центральный клинок обычно слишком короткий для того, чтобы его можно было использовать. Половинки основного клинка имеют слишком большую толщину вследствие того, что должны в сложенном положении вмещать в себя центральный клинок. В результате такой складной катар практически непригоден для нанесения колющих ударов. Четких исторических свидетельств, описывающих метод использования такого катара, нет. Одна из гипотез (высказываемаяи в отечественной, и в зарубежной литературе) заключается в том, что такой катар раскрывали внутри тела противника, значительно увеличивая поражающий эффект. Верится в такое с трудом потому, что усилие, необходимое для раскрывания катара, весьма значительно. Нетрудно представить, насколько оно возрастет, если катар будет погружён в тело человека. Более того, механизм катара имеет возвратную пружину, складывающую половинки клинка, как только давление на рукоять будет убрано. Другая гипотеза выглядит более убедительной. Согласно ей, «джамадхар селикани» представляет собой аналог европейского раскрывающегося кинжала «дага шпрингклинге». Такой кинжал держат в левой руке и в нужный момент, раскрывая его, превращают в ловушку для вражеского клинка. Безусловно, речь не идет о том, чтобы сломать клинок противника или вырвать оружие из рук. Такая ловушка предназначена прежде всего для того, чтобы задержать возврат клинка противника, создавая благоприятный моментдля атаки основным оружием, находящимся в правой руке. В рукописи Абул Фазл Аллами упоминаются катары с несколькими остриями, рассчитанными на максимальное повреждение при нанесении удара.
Значительное количество подобных образцов, представленных в различных коллекциях, говорит о том, что данная конструкция была достаточно распространенной. В литературе описана еще одна разновидность катара с тремя клинками. Это оружие представляет собой собственно катар и два кинжала, удерживаемых прямым и обратным хватами. Основной клинок имеет традиционную треугольную форму, а два боковых напоминают индийские кинжалы бичва и направлены практически перпендикулярно основному. В 1617 вв. в Танжоре, Майсоре и ряде других округов на юге Индии получили распространение катары с дополнительным щитком для защиты кисти, сжимающей рукоять. Они известны под названием «бэраджамдэда», то есть «приносящий смерть». Щиток зачастую имел форму кобры с раздутым капюшоном.Иногда щиток был покрыт ажурными отверстиями наподобие гард португальских рапир. Обычно такой катар применялся в качестве основного оружия в сочетании с защитной рукавицей или доспехом, прикрывающим руку от кисти до локтя; в левой при этом держали круглый щит. Многие эксперты придерживаются мнения, что именно такие катары с длинным клинком и развитой защитой кисти явились промежуточным звеном эволюции катара в меч «пата». Многие катары в 16 в. изготавливались как монолитные конструкции, в которых клинок и рукоять составляютодно целое. В более поздних образцах клинок обычно крепился к рукояти с помощью заклепочного соединения. Дополнительную жесткость клинку придают специальные продольные ребра. Желобки на клинке катара выполняют целый ряд функций. Во-первых, они позволяют облегчить конструкцию, во-вторых, применение желобков (в случае изготовления ковкой) позволяет кузнецу перераспределить материал и сделать клинок более широким у основания, используя для этого небольшое количество металла. В третьих, благодаря использованию желобков, участки клинка будут иметь различную толщину и, следовательно, по-разному прогреваться и остывать при термической обработке. В конечном итоге это приведёт к возникновению в различных участках клинка системы разнонаправленных напряжений, что способствует повышению его прочностных свойств. Для изготовления клинков катара традиционно использовался индийский булат (литой дамаск) или вутц. Содержание углерода в нем 1,52%. Данный материал представляет собой металлический композит, в котором в мягкой железной матрице проходят «волокна», образованные скоплениями очень твердых сферических зёрен карбида железа (цементита). Благодаря своей уникальной структуре, вутц сочетает два свойства, считающиеся в металлургии противоположными, твердость и вязкость. Зерна цементита, выходящие на поверхность режущей кромки, образуют на микроуровне пилу или, иными словами, своеобразный микросеррейтор. За счет этого обеспечиваются выдающиеся режущие свойства клинков из вутца. Традиционная технология производства вутца была утеряна в середине 18 в. Многочисленные исследования позволили восстановить лишь общую последовательность действий и объяснить её с точки зрения современной науки. Впервые в Европе металлический композит, по химическому составу и структуре аналогичный вутцу, был получен в 19 в. русским металлургом П.П. Аносовым, однако технология, применённая им, заключалась в сплавлении железа с графитом и отличалась от той, что по описаниям использовалась индийцами. Известно, что у индийцев существовало несколько методов изготовления вутца: как непосредственно из железной руды, так и из железа. В глиняный сосуд (тигель) укладывалось железо (или два вида железа или железной руды), листья, стекло, древесный уголь, а также, возможно, еще ряд компонентов. Сосуд замазывался глиной, смешанной с рисовой шелухой. Далее его подвергали нагреву, длившемуся до нескольких дней. В процессе нагрева стекло расплавлялось и образовывало флюс, связывающий шлаки и предохраняющий железо от окисления. Листья при нагревании выделяли водород, который ускоряет процесс науглероживания железа. В тигле организовывался цикличный процесс, в ходе которого железо поглощало углерод, что снижало его температуру плавления и, в свою очередь, позволяло поглотить следующую порцию углерода. Благодаря точному расчету времени, индийские мастера могли остановить процесс в тот момент, когда в расплавленном железе с высоким содержанием углерода плавали небольшие фрагменты малоуглеродистого железа. Остудив и разбив тигель, мастер получал слиток вутца.
Далее следовал процесс выковывания и термообработки клинка. Завершающим этапом были полировка и травление поверхности клинка с помощью состава из рыбьей желчи, пальмовой смолы, козьего и кобыльего молока. В результате того, что участки с разным содержанием углерода поразному поддаются полировке и поразному травятся, на поверхности появлялся узор из светлых линий, соответствующих волокнам цементита, на темном фоне. Вся последовательность изготовления от начала до конца насыщена деталями, отклонение от которых приведет к неудаче всего процесса. Во-первых, чрезвычайно важны компоненты: для тигля требуется глина особого сорта, необходимо использовать листья определенного растения, уголь также должен быть получен из конкретного сорта древесины. Как было установлено, железная руда должна содержать примеси ванадия или молибдена, служащие основой для образования скоплений частиц цементита. Во-вторых, необходим точный контроль температурного режима и длительности всех этапов процесса. В-третьих, играет роль то, в чем охлаждать клинок при закалке, а также то, каким участком начинать погружать клинок в охлаждающий состав. О феноменальных возможностях клинков из стали вутц ходят легенды, приписывающие таким клинкам способность рассекать одним ударом доспех и тело под ним, рубить камни, разрезать подброшенный в воздухшелковый платок, сгибаться чуть ли не в кольцо и затем распрямляться без всякого вреда для себя. Все эти потрясающие характеристики основаны на физических явлениях, исследованию которых посвящены многие работы российских и зарубежных ученых. Например, в работах В.П.Борзунова и В.А. Щербакова дается весьма подробное объяснение природы исключительных свойств вутца. Безусловно, говоря о вутце, необходимо помнить, что речь идет, в первую очередь, о технологии изготовления, а не о конкретной марке стали с определенными стандартными характеристиками. Очевидно, что вутц, выплавленный разными мастерами, может сильно различаться по качеству и свойствам. Встречаются катары из сплава вутц, у которых острие изготовлено из другой стали и наварено на основной клинок. В любом случае, сделано ли это по первоначальному замыслу или в результате ремонта, это говорит о том, что свойства самой стали вутц, использованной для изготовления этих катаров, оказались неадекватны решаемой задаче. Многие катары, изготовленные в 16-18 вв., используют клинки европейских мечей и рапир. Такие клинки в Индии назывались «ференги» (иностранные). Например, катар в коллекции Tanjore Palace Armoury имеет на клинке клеймо знаменитого итальянского мастера 16 в. Андрэ Ферара(Andrea Ferara). Другой катар также имеет клинок от европейского меча. Такие катары наиболее распространены в княжествах, ведших активную торговлю с Европой. Скупались в основном сломанные или пришедшие в негодность мечи и рапиры, часть клинка которых и шла на изготовление катара. Катар, служащий ножнами для другого катара, редкая разновидность данного вида оружия. В ряде сохранившихся образцов катар-ножны малопригоден для применения по прямому назначению в силу скругленности острия и отсутствия лезвий.
Одна из гипотез применения данного катара основана на потенциальной возможности дозирования летальности воздействия. С помощью катара ножен можно было нанести акцентированный удар, не приводящий к фатальному исходу, а в случае эскалации ситуации извлечь и использовать острый вложенный катар. Что-то вроде концепции, лежащей в основе складного ножа Gunting фирмы Spyderco. Некоторые катары 17-18 в. украшены изображениями сцен охоты на тигров. На ряде картин и иллюстраций к книгам того времени катар присутствует в экипировке охотников, а на одной даже используется против тигра(им защищается раненый человек, выпавший из седла). Все это послужило основанием для ошибочного утверждения, согласно которому основным назначением катара является нанесение добивающего удара раненому тигру, хотя очевидно, что гораздо разумнее для такой цели использовать копье или другое оружие с более безопасной дистанции. При всей неправдоподобности охотничьей гипотезы в некоторых каталогах антикваров катар проходит как «кинжал для охоты на тигров». Характерной особенностью катара, как и индийского оружия в целом, является отделка: чем выше статус владельца, тем более сложный и богатый декор применялся мастерами. Индийские оружейники использовали различные виды отделки, в том числе насечку золотом и серебром, технику перегородчатой эмали, чеканку. Одной из наиболее распространенных техник отделки, применяемой на катарах, является «кофтгари»: традиционная индийская техника насечки золотом.
Суть ее заключается в следующем: на поверхность с помощью острой металлической иглы наносится рисунок из глубоких царапин. В эти царапины укладывается и вколачивается золотая (реже серебряная) проволока. После этого поверхность нагревают, затем снова обрабатывают молотком. Финальным этапом является полировка поверхности природным абразивом (белым пористым индийским камнем). Члены воинского сословия раджпутов были практически неразлучны с катарами: на средневековых картинах, изображающих сцены приемов и пиршеств, и хозяин, и гости показаны с катарами за поясом. Раджпуты носили катар с правой стороны.
Использовался он в сочетании с саблей талвар, а его применение напоминало европейскую технику работы кинжалом для левой руки. При работе на дистанции им в основном выполняли парирования и уводы клинка противника, нанося удары своей саблей. На сближении, заблокировав саблю противника, катаром наносили колющие удары. В боевом искусстве сикхов катар применяется и как основное оружие для правой руки, в левой при этом может быть небольшой круглый щит. Популярность катара у нихангов, одной из воинских сект сикхов, связана с тем,что данное оружие позволяет реализовать принцип «чаткха», то есть убивать одним ударом. По этическому кодексу нихангов, быстрота совершения убийства символизирует отсутствие заинтересованности в самом процессе умерщвления жертвы: ниханг, убивая по необходимости (врага или животное), не совершает злодеяния. В южных областях Индии катар рассматривался прежде всего как средство самозащиты при внезапном нападении и как оружие ближнего боя для помещений и зарослей. Катар носили слева за поясом, над саблей. Сохранились даже комбинированные сдвоенные ножны для ношения сабли и катара. На многих картинах правители государств Индии изображаются с правой рукой, лежащей на рукояти катара. Этим символизировалась готовность отразить любое нападение. Представление о технике использования катара можно получить, посмотрев выступления мастеров боевого искусства калари-пайятту, практикуемого на югозападном побережье Индии (штат Керал). Что касается техники работы катаром, большинство индийских систем воинской подготовки используют преимущественно колющие удары по прямым, реже дуговым, траекториям. При уколах в шею и коротких боковых ударах в корпус катар зачастую поворачивают плоскостью клинка параллельно земле. При ударе в корпус такая ориентация клинка позволяет ему пройти между ребер, а при ударев шею повышает вероятность поражения кровеносных сосудов, которые, как известно, идут вертикально. Рубящие удары катаром наносятся смощным вложением корпуса и вомногом напоминают удар «рука-меч» в технике классического каратэ. Наиболее характерным является рубящий удар в область шеи, идущий по диагонали сверху вниз. Существует также особая техника порезов навозвратном движении после неудачного выпада. Катар, пройдя бок о бок с воинами Индии несколько столетий, стал своеобразным символом воинской доблести.
В 19 в. символ катара часто стоял в конце подписи у раджпутов. Его также высекали на памятниках павшим во имя долга. Символика катара нашла отражение и в форме колониальных войск Великобритании: эмблему кавалерийского полка 13th Rajputs The Shekhawati Regiment образуют два катара, скрещенных над числом 13.
Катар изображен на знамени княжества Мевар и символизирует вооруженную борьбу индийцев за независимость. Изображение катара встречается на серебряных рупиях 19 в. и на первых марках округа Бунди…» А дальше те самые замечательные катары, о которых я писал в самом начале поста: Вот ещё один «вкладыш» — катар в катаре:
Катар «триплекс» — состоит из двух разъёмных половинок, которые соединяются в одно целое и вкладываются в катар-ножны:
Кривой (ну очень кривой) катар:
Катар семилезвийный, к сожалению фото одно и не очень понятно, как эту колючую штуку держать, к локтю что-ль присобачивать??? Может кто знает, отпишитесь в комментах.
Катар-ножницы:
> Уже знакомый Вам по первой картинке в абзаце про «вутц» катар в роскошных дамассковых ножнах с набором инструмента :
Парочка катаров-пистолетов:
Длинный катар с роскошной, просто офигительной гардой, на которой уместились слон, лошадь, два павлина, две антилопы, травка-листики и что-то там ещё:
А теперь перейдём к катарам с «окошками». Что это такое Вы сейчас увидите. Итак, парные катары с окошками. В окошке одного катара изображён, по всей видимости, его хозяин-раджа, в окошке другого — его любимая жена(или наложница):
Поскольку дальше катары пойдут с элементами эротики (а вы как думали, Индия! Если б не Кама-сутра, не было бы там сейчас миллиарда индусов), лицам с неокрепшей психикой и детям до 18 лет смотреть категорически не рекомендую.
Катары с «окошками», в «окошках» … а, смотрите сами: Ну и самый последний, какой-то совсем навороченный катар в красных бархатных ножнах, мало того, что из «вутца» и с отделкой «кофтгари», и с «окошками», и с Кама-сутрой в «окошках», так ещё и дробь в его клинок напихали зачем-то… Крутая штука получилась, вот зацените:
Тэги: michael_zomer
Уникальное оружие
С того времени, когда человек начал охотиться на животных, он начал разработку различных видов оружия. Первоначально для убийства и защиты использовались заострённые камни и палки. С открытием металла начали изготавливать различные виды холодного арсенала: мечи, ножи, лук и стрелы. Такое оружие, как катар, использовалось не только для убийства и самообороны, но и имело большое религиозное и историческое значение. Арсенал также считался символом статуса и воинского достоинства раджпутов, сикхов и моголов. Помимо того, что он использовался для самообороны, катар также применяли для демонстрации богатства и высокого положения.