Кусаригама (кусарикама) – традиционное оружие японских воинов и ниндзя

Кусаригамой (кусарикамой) называется одна из разновидностей японского традиционного оружия, в состав которого входят: серп (кама или гама) и цепь (кусари), соединенные с помощью ударного груза (фундо). Точка присоединения цепи к серпу может изменяться от края его рукоятки до основания лезвия серпа.

Искусство управления кусаригамой (кусаригама-дзюцу) входит в традиционное кобудо – японское боевое искусство обращения с холодным оружием. Если взглянуть на чертеж кусаригамы, то можно обнаружить сочетание в нем одновременно нескольких видов вооружений: колюще-режущих, метательных, а также ударно-дробящих.

Некоторые считают, что кусаригама является изобретением ниндзя времен средневековья. Сначала идеей, а потом и прообразом для этого изобретения стало наблюдение за обычным сельскохозяйственным серпом, с помощью которого японским крестьянам приходилось собирать урожай. Солдатам той поры также часто при проведении рейдов приходилось прорубать для себя серпами стезю через высокие травы и прочие кустарники. Некоторые специалисты считают, что появление кусаригамы было вызвано необходимой маскировкой оружия под невызывающие ни у кого подозрения предметы сельскохозяйственного труда.

Типы кусаригам

Эксперты выделяют два типа кусаригам: фермерские и воинские. У первых конструкции серпов обладали короткими лезвиями, которые напоминали изогнутые птичьи клювы. Конструкции лезвий вторых больше напоминали малые мечи. У обоих крепления к рукоятям изготовлялись из твердых пород древесины.

Фермерские кусаригамы не обладают такой же дальностью бросков, как и воинские. Кроме того, они не так эффективны при ведении ближнего боя. Эти разновидности комбинированных вооружений являются двусторонними.

Современное использование [ править ]

В 9-м выпуске This Is Japan

от
Asahi Shimbun
говорится: «Возможно, самым необычным японским боевым искусством является то, в котором используется
кусаригама
. Тот факт, что оно выжило на протяжении всей истории, немало свидетельствует об его эффективности. Тем не менее, случайный наблюдатель, не обученный в его использование было бы склонно рассматривать его как глупую игрушку «. [11] Книга Тадаси Ямасита, которая учит людей пользоваться окинавской кусаригамой, рекламировалась в журнале «
Черный пояс»
в 1980-х годах. [12] [13]

В Республике Ирландия , то кусаригама

классифицируется как незаконное наступательное оружие. Закон об огнестрельном и наступательном оружии 1990 года в Ирландии не разрешает производство, импорт или продажу
кусаригамы
и другого подобного оружия. Эти действия могут привести к тюремному заключению на срок до семи лет. [14]

Тактика применения кусаригам

Большинство японских воинов, особенно самураев, считали кусаригаму нечестным оружием из-за наличия в ней комбинированных и универсальных элементов. Некоторые специалисты полагают, что кусаригама не была так сильно распространена из-за весьма продолжительных сроков обучения искусству боя с ней.

Тактика боевого применения заключалась в метании в неприятелей грузила или опутывании их с помощью цепи с дальнейшим применением серпа. Был и еще один способ применения, при котором метание производилось непосредственно серпом, возвращающимся с помощью цепи.

Пользование оружием

Использование техники управления кусаригамой позволяло:

  • наносить врагу удары грузом-фундо;
  • спутать цепью;
  • затем атаковать серпом.

Также производили метательные действия самим серпом и возвращали его при помощи цепи. Часто приходилось использовать кусаригаму при оборонах крепостей. Обучение владению довольно долгий и сложный процесс, но хорошая боевая универсальность оружия компенсирует затраты времени. Им можно наносить:

  1. Режущие.
  2. Колющие.
  3. Дробящие.
  4. Метательные действия.

Существуют даже искусства по ведению боев с помощью данного приспособления:

  • кусаригамадзюцу;
  • кобудо;
  • кукисиндэн-рю;
  • хаппо-хикэн-дзю.

Например, кобудо является традиционным окинавским боевым искусством работы с холодным оружием. В роду Куки мелких феодалов знание боев кукисиндэн-рю и хаппо-хикэн-дзю переходили из поколения в поколение. Технику школы относят к самурайскому стилю Катори Синто-рю, Касима Синто-рю.

Боевое искусство кукисиндэн-рю считают непричастной к ниндзя, так как в технике боя используют тяжелые самурайские доспехи – ерои.

Был в Японии период, когда воевали провинции друг с другом и тогда воинами использовались более изощренные грузы для кусаригам. Например, к оружию мамушигама применяли стилеты в виде змей, а иногда и живых пресмыкающихся крепили к приспособлению, они своим ядом атаковали неприятеля.

Существовало много вариантов этого оружия, от небольшого размера до внушительного.

Их легко разбирать и переносить, поэтому каждым владельцем создавались свои модели. Так к набалдашнику, прикрепляли приспособления, которые:

  1. Взрывались.
  2. Горели.
  3. Или ослепляли.

Еще были совсем большие модели – это о-гама, а у каен-кусаригама груз обматывали тканью, которую затем поджигали или заменяли на небольшой факел.

Разновидности кусаригам

Разновидностей кусаригам японские бойцы напридумывали огромное число. Так, в некоторых вариациях фундо заменялись довольно-таки специфическими атрибутами:

  • Мотки горящих тканей;
  • Взрывчатые вещества в специальных емкостях;
  • Живые ядовитые змеи;
  • Факелы и прочее.

Когда вместо традиционных грузил кусаригамы оснащались пакетами с взрывчатыми смесями, такая разновидность вооружения называлась «бакухацу-гамой», что переводилось как «взрывной серп». Важнейшей изюминкой этого хитроумного приспособления являлась полнейшая внезапность для неприятеля при непосредственном соприкосновении с ним, а особенно от воздействия оригинального «взрывпакета».

В результате контактирования оружия с неприятелем раздавался громоподобный взрыв, который на некоторое время полностью приводил к дезориентации неприятеля. После такого контакта, неприятель представал перед атакующим в более уязвимом положении для последующих нападений. Особенно эффективно эта разновидность кусаригам действовала против группы неприятелей.

Виды кусаригам изменялись в зависимости от того, какие школы занимались разработкой и боевым их применением. Одной из самых успешных школ в области кусаригама-дзюцу специалисты называют школу Иссин-рю. Некоторые из них предполагают, что ее образовал Нэн Ами Дзион в XIV или XV столетии, другие же считают, что Тан Иссин, но позднее.

Собственно кусаригамы этой школы отличаются среди прочих по своему дизайну. Они состояли из чрезвычайно длинных цепей и прямых лезвий, заточенных с обеих сторон. И это притом, что, как правило, они заострялись только с внутренних частей серпов. Кроме того, кусаригамы школы Иссин-рю обладали металлическими гардами для предохранения кистей рук.

Существовала еще и так называемая каен-кусаригама. Ее отличительной чертой от стандартных образцов аналогичного вооружения было то, что ее грузило оборачивалось куском пылающего материала. Вследствие этого усовершенствования атакующие достигали невероятного деморализующего воздействия на неприятелей.

Самой изощренной и удивительной составляющей в данном вооружении было использование живой ядовитой змеи. Главным образом для этих целей задействовались мамуси. Это такая разновидность японских щитомордников. С помощью мамуси-гам, или змеиных серпов, достигалось отвлечение неприятеля. Это предоставляло атакующим драгоценные доли секунды для нанесения точных решающих исход боя ударов.

Интересно, что сами воины принимали всеобщее осуждение этого холодного оружия, как не совсем честного.

Ниндзя не умерли — они трансформировались

С уходом эпохи Сэнгоку, когда в страну пришла стабильность и закончились междоусобицы, нужда в ниндзя почти пропала. Профессиональные убийцы и лазутчики были частью феодального мира и с его закатом были уже не так востребованы. Однако синоби не исчезли в одночасье: правительство придумало, как переманить их на свою сторону и заодно лишить клановой независимости.

Потомок Токугавы Иэясу, сегун Токугава Йошимуне, основал секретную службу Онивабан («Хранители сада», «Садовники»), приняв в нее лояльных синоби. Это была внутренняя разведка, целью которой был сбор информации о князьях-дайме и правительственных чиновниках. Сотрудники этой спецслужбы были подконтрольны непосредственно сегуну и были его глазами и ушами. То есть опыт, накопленный кланами синоби, не пропал, он просто повернул в нужное правительству русло.

В последний раз ниндзя как военные лазутчики активно использовались во время Симабарского восстания христиан в 1638 году. Синоби из клана Кога помогли правительственным войскам взять цитадель Хара: они уничтожали припасы осажденных, составили подробный план крепости и даже смогли выкрасть штандарт христиан, подорвав их мораль.

Оставшиеся без правительственной поддержки ниндзя были вынуждены приспособиться к новым условиям. Феодализм сдавал позиции, уступая место буржуазным отношениям, но навыкам ниндзя нашлось место и здесь. Из наемников дайме и сегунов они стали наемниками купцов и мануфактурщиков. Промышленный шпионаж, диверсии на предприятиях и складах конкурентов — новый порядок создал новых ниндзя. И в этом мире герою Sekiro уже не было бы места.

  • Sekiro: Shadows Die Twice выйдет 22 марта на PC, PS4 и Xbox One. Наше превью игры можно посмотреть здесь.
  • Официальная страница игры.

Что достигалось при помощи кусаригам

Хорошо натренированным воинам при наличии грамотного обращения с кусаригамами позволялось соединять технику приемов ближнего и дальнего боя. Защититься от таких непредсказуемых двунаправленных вооружений на практике оказывалось задачей непростой. Мастерски владеющие кусаригамами воины могли успешно биться с самыми серьезными соперниками.

При помощи грузила неприятеля:

  • Обезоруживали;
  • Ошеломляли;
  • Травмировали;
  • Дезориентировали;
  • Обездвиживали и пр.

Серпами отражали удары, а также добивали неприятеля. Порой серп метали, после чего возвращали с помощью цепи. Главным недостатком этого оружия была потребность в большом открытом пространстве для свободного раскачивания тяжелой цепи.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Бсдеег
    Ellis Amdur (31 декабря 2014).
    Старая школа: Очерки японских боевых традиций
    . Freelance Academy Press. С. 118–122. ISBN 978-1-937439-47-7 .
  2. Карл Ф. Пятница; Секи Хумитаке (1 июля 1997 г.). Наследие меча: Касима-Синрю и боевая культура самураев
    . Гавайский университет Press. п. 122. ISBN 978-0-8248-6332-6 .
  3. Оскар Ратти; Адель Уэстбрук (20 декабря 2011 г.). Секреты самураев: боевые искусства феодальной Японии
    . Издательство Tuttle. п. 275. ISBN 978-1-4629-0254-5 .
  4. Донн Ф. Дрегер; Роберт В. Смит (1980). Комплексное азиатское боевое искусство
    . Kodansha International. п. 127. ISBN 978-0-87011-436-6 .
  5. Hosey, Тимоти (декабрь 1980). «Мастера метлы и меча» . Черный пояс
    . Vol. 18 нет. 10. С. 45–8.
  6. Серж Мол (2003). Классическое вооружение Японии: специальное оружие и тактика боевых искусств
    . Kodansha International. п. 146. ISBN. 978-4-7700-2941-6 .
  7. Active Interest Media, Inc. (май 1992 г.). Черный пояс
    . Active Interest Media, Inc. стр. 30.
  8. Дон Каннингем (21 августа 2012 г.). Самурайское оружие: инструменты воина
    . Издательство Tuttle. п. 31. ISBN 978-1-4629-0749-6 .
  9. Донн Ф. Дрегер; Роберт В. Смит (1980). Комплексное азиатское боевое искусство
    . Kodansha International. п. 67. ISBN 978-0-87011-436-6 .
  10. Оскар Ратти; Уэстбрук, А. (1991). Секреты самураев;Обзор боевых искусств феодальной Японии
    . CE Tuttle. п. 317. ISBN 978-0-8048-1684-7 .
  11. Это Япония
    . Газетное издательство Асахи Симбун. 1962. с. 212.
  12. Active Interest Media, Inc. (март 1987 г.). Черный пояс
    . Active Interest Media, Inc. стр. 75.
  13. Active Interest Media, Inc. (сентябрь 1986 г.). Черный пояс
    . Active Interest Media, Inc. стр. 108.
  14. «Часто задаваемые вопросы» . Департамент юстиции Дублина
    . Проверено 29 декабря 2022 года .
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]