Автор: zaCCCPanec
12 октября 2022 08:46
Сообщество : Военное
Метки: авиация рассказы об оружии страницы истории тяжёлые бомбардировщики
11413
37
Итак, тяжелые монстры, несущие тонны бомб на огромные расстояния. Да, это они. Четырёхмоторные махины, ощетинившиеся стволами, с большими экипажами, бронированные и вообще – краса и гордость любой авиации.
0
Смотреть все фото в галерее
Далеко не все страны смогли создать такую авиацию. Французы, например. У них был весьма и весьма приличный проект от «Брегета» Br.482 и даже собранные экземпляры «Блох» МВ.162, но дальше одного-двух экземпляров дело не пошло. Увы, у «Брегета» бомбардировщик очень даже солидно смотрелся.
0
«Брегет» Br.482
×
Потому мы будем рассматривать те самолеты, которые реально воевали на фронтах Второй мировой войны. Не важно, с каким успехом, но воевали.
0
«Блох» МВ.162
Heinkel He.177 «Greif». Германия, 1939
0
Не знаю, как правильно относиться к выводам доморощенных экспертов, которые называют «Грифон» неудачей. Причем совершенно не важно, неудачей Хейнкеля, министерства авиации, Геринга, Гитлера… Главное – неудачей. Между тем «неудача» была выпущена в количестве больше 1000 единиц, воевала, а по сути самолет был замечательный. Вообще, в нем банда Хейнкеля умудрилась реализовать абсолютно все технические новинки того времени, вот в мирных бы целях их энергию…
0
Но никакие гениальные конструкторские решения не помогут, если сами авиационные круги погрязают в подковерных играх. Ну а то, что дальняя/стратегическая авиация оказалась неподъемным грузом для промышленности Германии… Так оно и в СССР выпустить больше сотни Пе-8 не смогли по разным причинам. И что же такого необычного было в «Грифоне»?
0
Спаренная двигательная установка. Да, в начале я сказал, что речь сегодня пойдет о четырехмоторных тяжелых бомбардировщиках. Не соврал, моторов у Не-177 было четыре. Точнее, два 12-цилиндровых V-образных агрегата, созданных на базе DB 601, монтировались рядом и работали на общий вал через редуктор, связывающий оба коленвала. И это называлось DB 606. Дистанционное управление стрелковыми установками, имевшими значительно меньшее аэродинамическое сопротивление по сравнению с башнями с ручным наведением. Очень полезно.
0
Не.177 считался опасным и недоведенным самолетом из-за проблем с двигателями, но пилоты из специально созданной «испытательной эскадрильи 177» были иного мнения. Они весьма хорошо приняли приятный в управлении бомбардировщик. Не.177A-3/R3 стал первым носителем управляемого оружия — управляемой бомбы «Хеншель» Hs 293. Он мог тащить три таких бомбы, две под консолями и одну под фюзеляжем. Кстати, по итальянским кораблям УАБами успешно отработали именно «Грифоны».
0
Достоинства: хорошие летные и боевые качества. Недостатки: общая недоработанность машины.
Фронтовые бомбардировщики 1918–1945 гг
Несмотря на популярность доктрины Дуэ, большинство военных считали, что победить одними стратегическими бомбардировками нельзя, и основным видом боевых действий останутся наземные бои. А для поддержки наземных войск нужны фронтовые бомбардировщики и штурмовики, для которых точность ударов важнее бомбовой загрузки, а маневренность ценнее дальности.
Советский пикирующий бомбардировщик Пе-2
Для точного бомбометания самолет падал к цели вертикально (пикировал), а сбросив бомбу, резко набирал высоту. Для таких ударов с 1930-х гг. строятся пикирующие бомбардировщики – маневренные, прочные, выдерживающие перегрузки при резких маневрах, с устройствами для замедления пикирования, мощным двигателем, способным «вытащить» самолет из пике.
В 1935 г. немецкая представила пикирующий бомбардировщик – Ju 87. В 1939–1942 гг. Ju 87 успешно пробивал дорогу танковым клиньям, но к середине войны из-за малой скорости стал легкой добычей советских истребителей: так, например, в бою над Курской дугой младший лейтенант А. Горовец сбил 9 «Юнкерсов».
Немецкий пикирующий бомбардировщик « Юнкерс» Ju 87
Успехи Ju 87 в начале Второй мировой войны в Польше и Франции побудили СССР разработать свой пикирующий бомбардировщик, и в 1940 г. появился Пе-2 конструктора В. Петлякова. Это был первый советский самолет с электрическим управлением механизмами. Электромоторы регулировали шаг винтов, управляли створками радиаторов, клапанами, насосами, по команде автомата пикирования выпускали и убирали аэродинамические тормоза. Благодаря прекрасным летным качествам Пе-2 применялся и как разведчик, и как истребитель. Но в первые дни войны Пе-2 только поступал на вооружение, и массово стал использоваться лишь с 1942 г.
Piaggio P.108B/A. Италия, 1939
0
Красиво жить не запретишь, даже в такой откровенно небогатой стране, как Италия. В целом, зачем им тяжелые бомбардировщики, сказать сложно. Но – для престижа дуче Муссолини хотел иметь хотя бы одну авиагруппу, а там, глядишь, пригодится… Разрабатывали проекты несколько форм, дошло даже до того, что хотели лицензионно строить американский В-17, но не случилось. Но в итоге более-менее внятный тяжелый бомбардировщик получился у . Хотя – ну очень похожий на В-17…
0
Несмотря на явное заимствование отдельных частей, итальянская «летающая крепость» оказалась тяжелей в управлении и ЛТХ были изрядно похуже. А в общем, это был достаточно современный самолет, выполненный по передовой технологии. Вообще, итальянцы смотрели на применение немцами FW-200 «Кондор» в качестве патрульных и противолодочных самолетов. Было с чего, извечного соперника Францию никто не отменял, а в Средиземном море и англичане сидели, как у себя дома.
0
Горячие итальянские парни собирались подвешивать к самолету аж три торпеды. Одну в бомболюке, и две на наружных узлах. Подразделение получило громкое имя (а как иначе в той Италии) «Рыцари океана», а командиром стал сын дуче, Бруно Муссолини. Правда, командовал «Рыцарями» Бруно недолго. При отказе гидравлической системы в одном из учебных полетов, самолет упал и Муссолини-младший погиб.
0
Катастрофа и смерть сына дуче сильно подорвали доверие к новому бомбардировщику. Выпуск Р.108В, и без того шедший ни шатко, ни валко, еще больше замедлился. Но некоторая часть оборудования была заменена более надежным, немецким. Бомбардировщик Р.108В оставался на вооружении итальянских ВВС до выхода Италии из войны, а его транспортный вариант прослужил в Люфтваффе до капитуляции Германии. Но боевую карьеру самолета удачной не назовешь, применялся он совсем уж эпизодически и без особого рвения итальянских пилотов.
0
В целом Р.108В можно назвать вполне современным самолетом, но его так из-за войны не довели до ума. Ненадежные двигатели и оборудование, весьма посредственное и тяжелое управление Содержать многочисленную стратегическую авиацию Италия была не в состоянии, а считанные боевые вылеты единственной эскадрильи Р.108В никакого влияния на ход военных действий оказать, естественно, не могли. Но можно просто поставить «галочку»: итальянцы смогли создать и серийно построить тяжелый дальний бомбардировщик.
0
Достоинства: не нашел. Недостатки: в целом «сырой» самолет.
Петляков Пе-8. СССР, 1941
0
О Пе-8 мы буквально недавно поговорили, остается только сделать короткий «дубль». Это была весьма хорошая машина, со своей «изюминкой». Единственным минусом ее была извечная чехарда с двигателями и небольшое количество выпущенных самолетов. В принципе, целей для Пе-8 не было. Работать в прифронтовой зоне бомбардировщик не мог, так как с одной стороны, этим было кому заняться, с другой – бомбардировки точечных объектов с большой высоты вообще смысла не имели.
0
В итоге реально точечное применение Пе-8 единичными вылетами не сыграло никакой роли в войне. Но – как «гол престижа» вполне. Мне кажется, большую пользу Пе-8 принес, перевозя экипажи для перегонки самолетов в Великобританию.
0
Достоинства: хорошие ЛТХ, неплохое вооружение и бомбовая нагрузка. Недостатки: слабое место – разномастные двигатели и небольшая серия.
Альтернативный вариант самолёта — Arado Ar 234C
В заключение представляю вам альтернативную модель самолёта сделанную на основе реального проекта. В отличие от реальной машины данная альтернативная оснащается не двумя, а четырьмя реактивными моторами. Что за моторы и какие с ними будут динамические характеристики машины, автор не уточняет.
Arado Ar 234C
Arado Ar 234C
Arado Ar 234C
Arado Ar 234C
Arado Ar 234C
Arado Ar 234C
Arado Ar 234C
Arado Ar 234C
Arado Ar 234C
Arado Ar 234C
Arado Ar 234C
Arado Ar 234C
Boeing B-17 «Flying Fortress». США, 1936
0
«Летающая крепость». Что еще можно добавить? Действительно, крепость. Действительно, летающая. Единственной проблемой В-17 всю его службу была уязвимость от лобовых атак. Самолет был создан как сухопутный бомбардировщик, ориентированный на работу по кораблям. То есть, способный причинить урон кораблю любого класса, включая самые крупные.
0
«Летающая крепость» сразу стала легендой благодаря своей способности возвращаться на аэродром даже при значительных повреждениях. Действительно, прочность и надежность стали визитной карточкой В-17. Были зафиксированы случаи, когда измолоченные немецкими истребителями «Крепости» приползали на двух (в лучшем случае) моторах из четырех. А бывало что и на одном. Вступили В-17 в войну в 1941 году в рядах Королевских ВВС. И занимались они дневными бомбардировками немецких заводов.
0
«Крепости» сбросили только в Европе 650 195 тонн бомб. Для сравнения, В-24 сбросили 451 690 тонн, а все остальные американские самолеты – еще 420 500 тонн. Соответственно, и немцы лупили по «Крепостям» так, что только дюраль клочьями летел. Только признанные потери ВВС США составили 4 752 единицы В-17, что фактически треть от общего числа.
0
Только 14 октября 1943 года, в «Чёрный четверг», немецкие истребители и ПВО сбили 59 машин из 291 атаковавших заводы в германии. Еще одна «Крепость» утонула в Ла-Манше, 5 разбилось в Англии и 12 были списаны из-за боевых повреждений или повреждений при посадке. Всего потеряно 77 машин. 122 бомбардировщика были отделаны так, что нуждались в капитальном ремонте. Только 33 B-17 вернулись без повреждений. Достойный самолет. Прошел всю войну, и прошел достойно.
0
Достоинства: живучесть, летные качества, вооружение. Недостатки: уязвим для атак с фронта.
Основные серийные модификации
- стандартный серийный ДБ-3Ф (1939-1940 годов выпуска) — с мотором М-88, экипаж 3 человека.
- серийный ДБ-3Б (1941 года выпуска). Были установлены более совершенные моторы М-88Б, в экипаже появился второй стрелок.
- серийный ДБ-3Т (Ил-4Т) — бомбардировщик-торпедоносец ВВС ВМФ. Эта модель имела подвесные держатели для торпед и морских мин. Использовался для дальней морской разведки, установки минных полей или атаки на военные и транспортные корабли противника, нанесения бомбовых ударов по портам противника.
- Ил-4ТК. Эту модель (разработанную в 1943 году) серийной назвать трудно. Однако оснащенные в хвостовой части специальным фотооборудованием высотные разведчики Ил-4ТК все-таки сыграли свою роль в процессе разработки многих наступательных операций.
Consolidated B-24 «Liberator»
0
История началась в 1939 году, когда в ВВС США начали прикидывать, чем будут менять В-17. В итоге получился самолет несколько меньших размеров, зато с большей дальностью полета и скоростью. Воевать «Либерейторы», как и «Крепости», начали в Британии. Более того, их даже вооружали как английские самолеты, то есть, вооружение В-24 состояло из шести 7,69-мм пулеметов: два в хвосте, один в носу, по одному в обеих бортовых точках и один в люке снизу.
0
Маловато, если по-моему. «Браунинги» 12,7-мм – это все-таки более уверенные агрегаты. Британцы начали массово переделывать В-24 в противолодочные самолеты, парни Деница уже реально начали доставать империю своими «волчьими стаями». Под передней частью фюзеляжа разместили контейнер с 20-мм пушками, поставили на машины РЛС, антенны которых смонтировали в носу и на крыльях, предусмотрели подвеску в бомбоотсеке глубинных бомб.
0
Но в основной своей массе В-24 занимался тем же самым, что и В-17. То есть, таскал тонны бомб и вываливал их на немецкие города. Ну или на острова, занятые японцами. Однако пилоты немецких и японских истребителей быстро обнаружили, что «Либерейтор», как и «Крепость», совершенно не защищен от фронтальных атак. И если у немцев с лобовыми было так себе, то вот японцы начали сбивать В-24 так, что пришлось довооружать самолет. Не сильно помогло, правда. Хоть и были установлены еще два пулемета 12,7-мм, стрелявшие вперед, но они имели весьма большие мертвые зоны.
0
Но тем не менее, остановить Штаты, которые взяли разбег в производстве самолетов, уже оказалось невозможно. И модернизации следовали одна за другой, и количество четырехмоторных монстров было просто ошеломительным. И здесь есть такой нюанс: именно выпуском огромного количества дальних тяжелых бомбардировщиков, которых потом сменили стратегические бомбардировщики, зародилась новая военная доктрина США. В целом же В-24 так же как его предшественник прошел всю войну на всех фронтах, где принимали участие авиация и США, и Великобритании.
0
Достоинства: скорость, живучесть, дальность. Недостатки: уязвим для атак с фронта.
Тактико-технические характеристики Arado Ar.234 B-2:
Размеры: размах крыла – 14,1 м., длина — 12,6 м, высота — 4,3 м. Площадь крыла – 25,5 кв. м. Масса самолета, кг — пустого – 5 200 — нормальная взлетная – 8 417 — максимальная взлетная – 9 858 Тип двигателя – 2 ТРД Jumo-004B, тяга 900 кгс каждый. Максимальная скорость на высоте 6000 метров – 740 км/ч. Практическая дальность – 1 620 км Практический потолок – 11 500 м. Экипаж – 1 человек Вооружение: 2×20-мм пушки MG 151 в хвосте самолета, стреляющие назад (по 200 снарядов на ствол). Бомбовая нагрузка: до 1 500 кг. на внешней подвеске.
(Источник — https://topwar.ru/15507-arado-ar234-blitz-pervyy-v-mire-reaktivnyy-bombardirovschik.html)
Handley Page «Halifax». Великобритания, 1941
0
«Галифакс», хоть и опоздал к началу войны, тем не менее, отпахал ее до самого последнего дня. Причем, не только в Королевских ВВС. Бомбардировщик состоял на вооружении ВВС Австралии, Новой Зеландии, Канады. «Галифаксы» очень своевременно сменили «Стирлинги», которые явно были мишенями для немецких истребителей и фактически ничего не могли им противопоставить.
0
Первый свой рейд «Галифаксы» совершили в ночь с 11 на 12 марта 1941 года на захваченный немцами французский порт Гавр. Это был дебют, за которым последовало множество других операций, суть которых была классической бомбардировкой. За время службы в Королевских ВВС «Галифаксы» совершили 82 773 самолёто-вылета и сбросили 224 000 тонн авиабомб. Всего было построено 6178 «Галифаксов» различных модификаций потери составили 1833 самолета.
0
Вообще, из «Галифакса» получился очень неплохой многоцелевой самолет. Он боролся с подводными лодками в противолодочной комплектации, буксировал планеры, сбрасывал грузы партизанам в Югославии и Польше, высаживал десанты. И это один из немногих самолетов, чья карьера продолжилась и после войны в качестве грузового и пассажирского самолета.
0
Достоинства: крепкий середнячок. Недостатки: дальность действия и вооружение.
Примечания [ править ]
- Винчестер, Джим. «Сикорский Илья Муромец». Бипланы, трипланы и гидросамолеты (Aviation Factfile)
. Лондон: Grange Books 2004. ISBN 1-84013-641-3 - Дэвид, Дональд изд. Полная энциклопедия мировой авиации. Ноубл и Барнс, Нью-Йорк, 1977 г. ISBN 0-7607-0592-5
- Thetford, Оуэн, британский военноморской Aircraft С 1912: 1991 Военноморской институт прессы, Аннаполис, MD ISBN 1-55750-076-2
- Бойер, Чаз. Бомбардировщики Хэндли Пейдж: 1992 Aston Publications Борн-Энд, Бакс, Англия: ISBN 0-946627-68-1
- Брюс, Дж. М. Хэндли Страница 0/100 и 0/400: Исторический военный самолет № 4. Flight ; 27 февраля 1953 г., т. LXIII. Выпуск № 2301
- Коул, Кристофер и EF Cheesman. Противовоздушная оборона Великобритании 1914–1918 гг
. Лондон: Патнэм, 1984. ISBN 0-370-30538-8 - GW Haddow & Peter M. Grosz Немецкий Giants, История R-самолетов 1914-1919
, Putnam & Company Limited, London 1962 - Эндрюс, CF и Эрик Б. Морган. Vickers Aircraft с 1908 г., второе издание
. Лондон: Патнэм, 1988. ISBN 0-85177-815-1 - ^ a b Тейт, доктор Джеймс П. Армия и ее авиационный корпус: армейская политика в отношении авиации 1919–1941.
] База ВВС Максвелл, Алабама: издательство Air University Press, 1998. ISBN 1-4289-1257-6 . - Перейти
↑ Chant, Christopher.
Боевые самолеты ХХ века.
Лондон: Tiger Books International, 1996. ISBN 1-85501-807-1. - Bowers, Питер М. Крепость в небе
, Гранада Хиллс, Калифорния: Sentry Books, 1976. ISBN 0-913194-04-2 . - Бауэрс, Питер М. Крепость в небе
, Гранада-Хиллз, Калифорния: Sentry Books, 1976. ISBN 0-913194-04-2 - Крейвен. Уэсли, Джеймс Кейт Армейские ВВС во Второй мировой войне, Том второй: Европа, Факел в Пойнтбланк, август 1942 — декабрь 1943 Чикаго: Чикагский университет 1954 ISBN 0-912799-03-X
- Бердсолл, Стив. B-24 Liberator
. Нью-Йорк: Arco Publishing Company, Inc., 1968. ISBN 0-668-01695-7 . - ↑
Дуган, Джеймс и Кэррол Стюарт: Рейд на Плоешти: великая воздушно-наземная битва 1 августа 1943 года, Брасси, Вашингтон, округ Колумбия. 1998 ISBN 1-57488-510-3 - цитируйте Дэвиса, Нормана; Восстание ’44: Битва за Варшаву. 2004 Pan Macmillan London ISBN 978-0-330-48863-1
- Джейкобс, Питер. История Ланкастера
. Лондон: Arms & Armor Press, 1996. ISBN 1-85409-456-4. - Голландия, Джеймс: .Dam Busters Bantam Press, 2012 ISBN 978-0-552-16341-5
- Цветок, Стивен. «Бомбы Барнса Уоллиса». 2004; Темпус, Струд. ISBN 0-7524-2987-6
- Уиллис, Дэвид. «Боинг B-29 и B-50 Superfortress». International Air Power Review
, Том 22, 2007, Вестпорт, Коннектикут: AIRtime ISBN 1-880588-79-X - Уиллис, Дэвид. «Боинг B-29 и B-50 Superfortress». International Air Power Review
, том 22, 2007, Коннектикут: AIRtime ISBN 1-880588-79-X - Malkasian, Картер, Корейская война 1950-53. Основные истории. Фицрой Дирборн Лондон, Чикаго 2001. ISBN 1-57958-364-4
- Ефим, Гордон, Микоян-Гуревич МиГ-15, Midland Publishing, Лестер, Великобритания 2005 ISBN 1-85780-105-9