Новые боевые вертолеты России: история, вооружение и бортовая радиоэлектроника


Какой дороже?

…«хотя их проекты и готовы были развивать заданную скорость, но их обслуживание и эксплуатационные расходы существенно превышали дозволенный потолок».
…Во-первых, «их проект» от МВЗ им. М.Л.Миля и сегодня не готов «развивать заданную скорость», а во-вторых очень интересно: кто это из «эффективных» менеджеров от «Вертолетов России» сумел подсчитать расходы по проекту Ка-92, если они в авиации «НУЛИ», а в вертолетах — тем более! Но главное – он им не доступен по причине секретности, а вот сами камовцы давно всё просчитали, поэтому и предлагают этот проект к разработке.

В Википедии стоимость Ка-92 озвучивалась = $30млн., в то время, как Ми-38, во всём значительно уступающий Ка-92, в частности по скорости в 1,5раза, сегодня предлагается заказчикам по цене от $40млн: «Мнимые достижения и реальные провалы холдинга…» (Издание «Наша Версия». 11.04.2016).

Инновационный двигатель

Одной из особенностей предыдущей модификации Ка-226Т стал двигатель Arrius 2G1 производства французской фирмы Safran Helicopter Engines. Однако в 2022 году Объединенной двигателестроительной корпорацией Ростеха была начата работа по импортозамещению французской силовой установки на российский двигатель ВК-650В. Кроме Ка-226Т его предполагается устанавливать на «Ансаты» и другие машины похожего класса.


Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация

При проектировании и изготовлении ВК-650В применялись инновационные подходы и технологии, которые позволили в короткие создать демонстратор двигателя. В частности, двигатель на 12% состоит из деталей, изготовленных методом 3D-печати, ведется работа над цифровым двойником изделия. Наземные испытания двигателя-демонстратора стартовали в январе 2022 года, летные испытания намечены на 2023 год.

Двигатель ВК-650В имеет взлетную мощность 650 л.с. Одновременно с ним разрабатывается цифровая система управления – новейшая система автоматического регулирования и контроля с полной ответственностью (FADEC) – БАРК-5В. Сертификат типа на силовую установку планируется получить в 2023 году.

Летные испытания вертолета Ка-62 завершатся в сентябре

Как сообщает Ростех, в который входит холдинг, «лизинговая компания согласовала возможность приобретения на условиях финансовой аренды трех многоцелевых машин Ка-62 для дальнейшей передачи эксплуатантам Дальнего Востока». «Газпромбанк Лизинг» стал стартовым заказчиком новейшего российского вертолета Ка-62. Компания может рассчитывать на приобретение машины из состава первой серийной партии», — говорится в сообщении.

«F-35 для бедных»: найдутся ли покупатели у нового истребителя Checkmate

Новый легкий истребитель Су-75 Checkmate, который ОАК представил на МАКСе, создавался Ростехом…

22 июля 17:55

Вертолеты Ка-62 будут изготовлены в Приморье, на и могут быть переданы заказчику в 2022 году. При этом вертолет еще не имеет сертификат типа, разработчики рассчитывают его получить после завершения программы летных испытаний до конца года.

Кому нужен Ка-62?

Гендиректор «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин отметил многоцелевое назначение Ка-62: «перевозка пассажиров и грузов в труднодоступные места, реализация медицинских, экологических, спасательных и других социальных задач».

Эксперты в целом согласны с такой оценкой. Главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин пояснил «Газете.Ru», что Ка-62 может быть востребован «там, где Ми-8 слишком большой».

««Восьмерка» поднимает 24 человека или 4-5 тонн груза, а Ка-62 — 15 человек или 2,5 тонны груза. При этом его скорость выше, чем у Ми-8, а расход топлива меньше. К тому же Ми-8 весит 13 тонн, а Ка-62 — 6,5. Если стоит задача перевезти не 30 человек, а 15, или, допустим, вывезти одного пациента из труднодоступного района в больницу, то Ка-62 более экономичный вариант», — пояснил Фомин.

Он также отметил, что характеристики Ка-62 очень близки к зарубежным вертолетам, которые активно закупают российские бизнесмены и чиновники для быстрых перелетов на короткие расстояния. Например, Дмитрий Медведев в годы президентства использовал для полетов из своей резиденции Горки в Кремль и аэропорт Внуково вертолет Agusta Westland AW139.

«В целом, это вертолеты одного класса и, по идее, Ка-62 должен конкурировать с AW139. Насколько у него это получится, и будет ли вертолет востребован вип-пассажирами, скоро увидим», — отметил Фомин.

Вертолет устарел?

При этом вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков, комментируя контракт «Газете.Ru», напомнил, что вертолет Ка-60, на базе которого создан Ка-62, это очень старая разработка, которая началась еще в 1984 году.

«Почти все, что у нас сейчас есть в авиации — это продолжение проектов, начатых в Советском Союзе. Су-57 — российский ответ на F-22 — начал создаваться в Советском Союзе, Ми-26 — советский вертолет, Ми-8 со всеми своими модификациями — тоже, и даже боевые Ка-50 и Ка-52. За исключением нескольких небольших машин ничего нового в современной промышленности не создано. 30 лет для новой машины — это очень много», — пояснил Сивков

«В развитых странах, каких как США и СССР, вертолеты создаются с нуля, с момента постановки задачи до момента приема в серию в течение 4-5 лет. А здесь 30 лет. Этим все сказано», — подчеркнул Сивков.

Ка-62: первый полет через 27 лет после рождения

Вице-глава российского правительства Дмитрий Рогозин опубликовал в своем твиттере видеокадры первого полета…

26 мая 12:30

Андрей Фомин однако заверил, что за годы работы над проектом он претерпел большие изменения, и два летных образца Ка-62, которые были показаны на МАКС-2021 существенно отличаются от первой машины.

«Тот Ка-62, который в начале 90-х планировался тогда как гражданская версия Ка-60, это не тот вертолет, который мы видим сейчас. Внешние обводы те же, но машина другая», — отметил эксперт. По его словам, некоторые изменения видны невооруженным глазом — например, изменилась схема хвостового оперения.

«Нынешний вариант спроектирован с учетом требований США и ЕС, а это другой состав оборудования, повышенные меры безопасности, в том числе, защита топливной системы. Даже иллюминаторы стали больше, потому что это теперь аварийные выходы, через которые можно покинуть вертолет в случае аварии», — отметил Фомин.

Эксперт подчеркнул, что часть вины за задержку проекта лежит на зарубежных поставщиках, которые после 2022 года перестали поставлять комплектующие. При этом второй и третий летный экземпляр построили всего два года назад, когда проект начал активно развиваться.

По словам гендиректора «Вертолетов России» Андрея Богинского, за четыре года испытаний Ка-62 выполнил более 250 полетов и перетерпел изменения в конструкции. При этом Богинский назвал вертолет «востребованным на воздушных пассажирских маршрутах» России.

Без замен

Константин Сивков также выразил сомнение, что Ка-62 удастся вытеснить Ми-8.

«Ми-8 это отлаженная и надежная машина, аварийность исключительно низкая. В каком состоянии будет этот вертолет, какую он будет демонстрировать аварийность пока никто не знает. В любом случае, будет период опытной экспериментальной эксплуатации, а потом уже будут смотреть, куда его применить. Потребность в замене Ми-8 и его производных возникнет тогда, когда появится машина, отличающаяся от него принципиально новыми возможностями при примерно тех же габаритах», — отметил эксперт.

Вертолеты России: гражданская неконкурентоспособность

В ближайшее время в России может начать действовать новая стратегия развития авиапрома до 2030 года. Множество…

07 ноября 16:31

По словам Сивкова, такими «принципиально новыми возможностями» могут быть повышенная грузоподъемность, намного большая скорость, повышенная дальность полета, очень высокая экономичность или еще большая надежность.

«Во всех остальных случаях, если такого качественного скачка в характеристиках не будет, менять Ми-8 на новую машину смысла нет, потому что для Ми-8 уже существует развитая система материально-технического обеспечения. Причем, не только у нас, но и во всех странах мира, имеется большое количество обученного летного состава, имеется огромное количество слаженного технического состава, большое количество запасных частей.

И все это менять, выбрасывать и ставить новую машину — это огромные траты. И на эти траты можно пойти лишь в том случае, если эта машина даст какой-то прорыв. На Ка-62 пока такой прорыв не просматривается», — заключил Сивков.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, отметил, что востребованность вертолета на рынке и успешность проекта Ка-62 будет понятна только через несколько лет после его закупок и эксплуатации.

«Очевидно, что только реализация этого проекта покажет, насколько он успешен, потому что это не первый проект, который сильно затянулся, и в нашей практике, и в международной», — пояснил Храмчихин.

Планы на будущее

В настоящее время мировой парк вертолетов с газотурбинными двигателями составляет более 50 тыс. вертолетов, российских из них примерно 8 тыс. единиц, что составляет почти 15% мирового парка, распределенного по всем континентам и по 100 странам.

HeliRussia 2021

© Ольга Соколова/Ridus
Что касается двигателей, то Ростех планирует увеличить долю на мировом рынке вертолетных двигателей с нынешних 10−12% до 20% к 2035 году. Добиться таких результатов планируется за счет вывода на рынок двигателей ВК-650 В и 1600 В, а также адаптации российских вертолетных двигателей к зарубежным платформам на традиционных рынках сбыта.

Важнейшим направлением развития отечественного вертолетостроения на обозримое будущее будет наращивание производства легких двухдвигательных вертолетов «Ансат», а также вертолетов с максимальной взлетной массой 4−7 т — Ка-62. Следующий перспективный вертолет — это Ми-38.

HeliRussia 2021

© Ольга Соколова/Ridus
В общем, если подвести итоги, то можно сделать вывод о том, что российский рынок вертолетной техники находится на стадии равновесия, балансируя на грани стагнации. Хотя пока поставки новых вертолетов отечественного производства Ми-8МТ/МТВ перекрывают выбытие вертолетов типа Ми-8/Т/П, а поставки «Ансатов» частично восполняют выводимые из эксплуатации Ми-2 и Ка-26, общей «погоды» они не делают. Импорт вертолетной техники по-прежнему находится на достаточно высоком уровне, хотя и ниже рекордного показателя 2013 года. Кроме того, сохраняется высокая аварийность вертолетов.

Опять «лапша»!

…Вот только можно заранее предугадать, что военные не пойдут на уменьшение экипажа».

…Не «предугадывайте», ибо «летающая платформа» — не высокоскоростное изделие и для массового производства не пригодно по своей сути. Против камовского одноместного «пошли» не военные, но генеральные конструкторы МВЗ им. М.Л.Миля и им в помощь — США в лице Сергея Сикорского, который в Москве самолично пробивал замену Ка-50 на Ми-28. Американский посланник оказался сильнее наших военных и в результате экс. министром обороны Сергеем Ивановым вместо выдающегося Ка-50 «Черная акула» на вооружение был поставлен посредственный, да ещё и сырой Ми-28Н. Что касается военных, то от лейтенанта до полковника все были за одноместный Ка-50, который во второй Чеченской войне показал высокие боевые качества. Они (военные) и сегодня на его стороне, чего не скажешь о министерских генералах, далеких от работы боевых вертолетов, но близких к коррупции.

Вместо летчика-оператора у «Черной акулы» работает автоматика, которая, как известно, соображает быстрее человека и точнее! И вообще весь мир переходит на безпилотные летательные аппараты, а конструкторам МВЗ, менеджерам от «Вертолеты России» и министерским генералам подавай многоместные ударные вертолеты!? Поэтому одноместность — не причина, а всего лишь неуместный повод для замены лучшего вертолета мира на дохлый Ми-28Н. Штурмовик Ил-2 с одним летчиком в В.О.В. был самым массовым боевым самолётом в истории (солдаты вермахта называли его «Schwarzer Tod»), которые воевали на более высоких скоростях и тоже на бреющих полетах. Штурмовик Су-25 до сих пор летает с одноместной кабиной, хотя его скорость в 2раза превышает скорость вертолетов: уверенно находит цели и также безупречно уничтожает их при том же БРЭО, что и у Ка-50.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]