Нерожденные львы: как война лишила Британию новых линкоров

Весной 2022 года исполняется 80 лет с момента начала одной из самых крупных и одновременно неудачных военно-морских программ: в это время в 1939 году в Британии шла подготовка к строительству масштабной серии новейших линкоров типа «Лайон», которые имели все шансы стать сильнейшими кораблями в своем классе, построенными во время Второй мировой войны. Об этих кораблях и о том, почему они так и не появились на свет, — в материале «Известий».

Встали с «Авророй»: куда на самом деле стрелял легендарный крейсер

Участие в событиях Октябрьской революции — далеко на самая важная часть истории знаменитого корабля

Состояние морской тактической мысли в межвоенный период

С тех пор, как на морях гремели англо-голландские морские сражения, и до середины XX века в сознании командования флотов всего мира существовало и практически не менялось представление об идеальном корабле. Главный тактический прием сформировался тогда же, в XVII столетии, и состоял он в том, чтобы выстроить все силы в кильватерную колонну, а затем открыть огонь из всех стволов. Кто потопит больше вражеских единиц, тот и победил. Некоторое смятение в умы флотоводцев внесло в 1916 году Ютландское сражение, прошедшее по несколько иному сценарию. Выполняя энергичное маневрирование, немецкая эскадра причинила британским силам, обладавшим количественным и качественным превосходствам, существенный ущерб, понеся вдвое меньше потерь и «обыграв по очкам» (выражаясь спортивной терминологией) противника. Впрочем, о победном исходе битвы поспешили объявить и англичане, не потрудись произвести анализ своих, в общем-то, неудачных действий. А задуматься следовало. Возможно, тогда линкоры Второй мировой войны оказались бы более эффективным оружием в борьбе с фашизмом, или, по крайней мере, их было бы меньше, что высвободило бы ресурсы для других, более важных оборонных программ. Впрочем, правильных выводов не сделали и победители Ютланда, немцы. Они (по крайней мере, Гитлер и его непосредственное окружение) тоже считали мощь и размеры приоритетным фактором в одолении противника. Да и другие страны, которым предстояли тяжелые бои на морях и океанах, придерживались сходных взглядов. Все они ошибались.

Корабли, пережившие кайзера и фюрера

Броненосцы «Schleswig-Holstein» и «Schlesien», спущенные на воду в 1906 году и устаревшие ещё на стадии строительства, по иронии судьбы не только пережили многих более совершенных современников, но и произвели первый и последний выстрелы кригсмарине во Второй мировой войне.

Пять броненосцев типа Deutschland, заложенные в 1902–1905 годах в кайзеровской Германии, стали последними эскадренными броненосцами имперского флота. При закладке корабли оценивались как будущая ударная сила флота, однако появление дредноутов свело их ценность в качестве линкоров почти к нулю. Тем не менее два броненосца этого класса стали настоящими долгожителями, сумев пережить не только кайзера, но и Гитлера. Четвёртый броненосец серии, получивший имя «Schlesien» («Силезия»), ввели в строй 5 мая 1908 года, а пятый — «Schleswig-Holstein» («Шлезвиг-Гольштейн») — 6 июля 1908 года.


Линейный корабль «Schleswig-Holstein», официальное фото. forum.worldofwarships.com

В связи с тем, что в ВМФ Германской империи была введена новая классификация, «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» переименовали в линейные корабли (Linienschiff), однако ни в имперском флоте, ни в составе флота Веймарской республики, ни в кригсмарине они никогда не рассматривались как полноценные боевые корабли для линейных морских сражений. На протяжении всей своей долгой службы «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» использовались в основном в качестве учебных кораблей. Вооружение броненосцев неоднократно изменялось, чтобы соответствовать новым реалиям войны на море, и его неизменным элементом оставались лишь спаренные 280-мм башенные установки. Более подробные данные о тактико-технических характеристиках и вооружении кораблей приведены в таблицах в конце статьи.


Броненосец «Schlesien» в составе кайзеровского флота. tsushima.su

На службе Германской империи

Устаревшие ещё на стапеле «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» планировалось использовать в качестве броненосцев береговой обороны, поэтому накануне Первой мировой войны они отрабатывали действия в условиях Балтийского моря (исключением стал поход в Атлантику, совершённый 7 июля – 1 августа 1909 года).


Броненосец «Schleswig-Holstein» в составе кайзеровского флота. tsushima.su

После начала Первой мировой войны «Schlesien» и «Schleswig-Holstein», входившие в состав 2-й эскадры линейных кораблей Флота Открытого моря, охраняли устье Эльбы и подходы к германским военно-морским базам, но с конца 1914 года их начали привлекать к операциям у британского побережья. Так, 15–16 декабря 1914 года броненосцы прикрывали 1-ю разведывательную эскадру во время бомбардировок Хартлпула, Скарборо и Уитби, 11–12 сентября и 23–24 октября 1915 года — корабли 2-й разведывательной группы при постановке мин на банке Сварте, а 24–25 апреля 1916 года участвовали в бомбардировках Ярмута и Лоустофта. Впрочем, не стоит переоценивать роль броненосцев в этих операциях: чаще всего «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» находились далеко от места боя, прикрывая пути отхода германских кораблей. Вполне возможно и то, что с августа 1914 по май 1916 года броненосцы не сделали ни единого боевого выстрела из орудий главного калибра.


Броненосцы 2-й эскадры линейных кораблей. forum.worldofwarships.com

Апофеозом боевого применения «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» в ходе Первой мировой стало их участие в Ютландском сражении 31 мая – 1 июня 1916 года. Броненосцы 2-й эскадры привлекались к участию в битве скорее для массовости, чем в расчёте на реальную помощь, и не снискали себе победных лавров. Так, «Schleswig-Holstein» в ходе битвы безрезультатно расстрелял всего двадцать 170-мм снарядов. Тем не менее оба броненосца не только получили повреждения, но и понесли потери в личном составе: в результате попадания снаряда, взорвавшегося внутри броневого каземата, на «Schleswig-Holstein» было выведено из строя 170-мм орудие, убито три и ранено девять человек, а на «Schlesien» один человек погиб, и ещё один был ранен.

После Ютландского сражения броненосцы были выведены из боевого состава флота. «Schlesien» служил блокшивом в Киле, а в 1918 году стал учебным судном для морских кадетов. «Schleswig-Holstein» сначала использовался в качестве мишени для подводных лодок, с 12 по 23 февраля 1917 года нёс сторожевую службу, затем был блокшивом в Бремерхафене, а с 1918 года — плавучей казармой в Киле. После капитуляции Германии оба корабля попали в перечень броненосцев, оставленных по условиям Версальского мирного договора в составе рейхсмарине — вероятно, англичане просто не сумели отбуксировать их в свою базу Скапа-Флоу.

Служба в межвоенный период

Из-за послевоенного экономического кризиса немцы довольно долго не могли ввести броненосцы в строй: «Schleswig-Holstein» проходил ремонт и модернизацию в 1924–1926, а «Schlesien» — в 1925–1927 годах. Броненосцы были самыми крупными боевыми единицами рейхсмарине, поэтому неудивительно, что «Schleswig-Holstein» являлся флагманским кораблём командующего флотом в 1926–1935 годах, а во время его модернизации в 1930–1931 годах эти функции выполнял «Schlesien».


Броненосец «Schleswig-Holstein», 1927 год. navyworld.narod.ru

Возвращение броненосца «Schleswig-Holstein» в строй стало своеобразным символом возрождения немецкого флота: едва завершив ремонт, корабль приступил к демонстрации флага. 14 мая – 17 июня 1926 года он совершил поход в Испанию, посетив Барселону, Пальма-де-Майорка и Виго, а 30 марта – 14 июня 1927 года находился в Лиссабоне. В 20–30-е годы броненосцы чаще использовались в качестве учебно-боевых кораблей, в частности, на них проходили ценз (обязательный период пребывания в определённой должности) офицеры управления рейхсмарине.


Броненосец «Schleswig-Holstein» под вице-адмиральским флагом командующего флотом, 1932 год. tsushima.su

Окончательно «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» переоборудовали в учебные артиллерийские корабли в феврале-апреле 1934 и январе-марте 1935 года соответственно. Бывшие броненосцы активно использовались немцами для подготовки экипажей строившихся «карманных линкоров», в том числе для приобретения навыков плавания в Атлантике. Всего в 1936–1939 годах атлантическую практику на броненосцах прошли не менее полутора тысяч кадетов.
Учебные походы броненосцев «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» в 1936–1939 годах

Год Корабль Учебный поход
1936 «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» Шестимесячный поход к берегам Южной Америки с заходом в Карибское море
1937 «Schlesien» В марте посетил Галифакс, в декабре — Мар-дель-Плата в Аргентине
1937 «Schleswig-Holstein» Вокруг Африки
1938 «Schlesien» Посетил Доминиканскую Республику
1938–1939 «Schleswig-Holstein» К берегам Южной Америки с заходом в Карибское море

«Schleswig-Holstein»: первый выстрел Второй мировой

С началом Второй мировой войны «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» активно участвовали в боевых действиях. Именно «Schleswig-Holstein», 25 августа 1939 года прибывший в Данциг с дружественным визитом, 1 сентября в 4:48 произвёл первый выстрел Второй мировой войны, дав два залпа по польскому гарнизону полуострова Вестерплатте. Вполне возможно, что выпущенные броненосцем восемь 280-мм снарядов были единственными боевыми стрельбами артиллерии главного калибра за всё время его службы. Несмотря на незначительный прямой ущерб, бомбардировка Вестерплатте оказала влияние на исход операции по захвату Данцига, послужив аргументом в пользу отказа от переброски польских подкреплений в город.

Броненосец «Schleswig-Holstein» обстреливает Вестерплатте. История Второй мировой войны 1939–1945», Т. 3, 1973

С середины сентября «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» обстреливали польские позиции на Хельской косе. Впрочем, обстрелы оказались малорезультативными, а 27 сентября в ходе артиллерийской дуэли с береговой батареей «Schleswig-Holstein» получил небольшие повреждения от попадания 152-мм снаряда. После завершения Польской кампании броненосцы вернулись к роли учебно-боевых кораблей. Помимо этого, зимой 1939–1940 годов «Schlesien» несколько раз использовался в качестве ледокола для проводки немецких подлодок.

Неудачное участие в захвате Дании

В следующий раз герои этой статьи использовались в качестве боевых кораблей во время Датско-норвежской операции. «Schleswig-Holstein» участвовал в ней в качестве флагманского корабля 7-й боевой группы, задачей которой был захват датских городов Ниборг, Корсёр, Копенгаген и Гедсер. Несмотря на то, что высадка десанта прошла без малейшего противодействия со стороны датчан, группа понесла потери в личном составе и технике. 9 апреля 1940 года в 2:17 при попытке разминуться с датским сторожевым кораблём «Schleswig-Holstein» сел на мель у Венгиансе. Судя по описаниям, причиной происшествия стала излишняя «вежливость»: немецкий броненосец слишком далеко принял в сторону, пытаясь обойти уступавший ему дорогу сторожевик. Снятие броненосца с мели длилось двенадцать часов и привело к гибели немецкого буксира в результате «столкновения с неустановленным кораблём»

. Интересно, что бо́льшую часть экипажа буксира спас датский сторожевик, принимавший деятельное участие в снятии немецкого броненосца с мели. Вероятно, что
«неустановленным кораблём»
был «Schlesien»; таким образом, его участие в операции свелось к помощи в снятии с мели своего систершипа.

От пребывания в резерве до кораблей Учебного флота

После окончания Французской кампании броненосцы были выведены в резерв (в немецких документах их экипажи фигурируют как охранные команды), а «Schleswig-Holstein» даже планировали переоборудовать в радиоуправляемую мишень.

Перед нападением Германии на Советский Союз «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» вернули в боевой состав флота, включив в базировавшуюся в Копенгагене группу броненосцев (основной её задачей являлась защита Балтийских проливов). В конце сентября 1941 года оба броненосца использовались для охраны минных заграждений на Балтике на случай попытки прорыва советских кораблей в английские порты. Когда стало ясно, что попыток прорыва не будет, их передали в состав Учебного флота, где довольно интенсивно использовали. Так, «Schleswig-Holstein», ставший флагманом Учебного флота, в 1941–1944 годах прошёл около 6000 миль.

Броненосец «Schlesien» в норвежском фьорде. tsushima.su

Гибель ветеранов

Возможно, что броненосцы-ветераны пережили бы и Вторую мировую войну, но в 1944 году о них вспомнили и переоборудовали в плавучие батареи противовоздушной обороны, установив усиленное противовоздушное вооружение и радиолокационные станции FuMO-21. 18 декабря 1944 года в Готенхафене «Schleswig-Holstein» был тяжело повреждён тремя попаданиями английских бомб (погибли 28 и ранены 53 члена экипажа). Добил же его пожар, вспыхнувший по неизвестным причинам двумя днями позже и потушенный с большим трудом. Броненосец решили не восстанавливать, официально вывели из состава флота 25 января 1945 года и затопили 21 марта.


Затопленный броненосец «Schleswig-Holstein». navyworld.narod.ru

Броненосец «Schlesien» ненадолго пережил систершипа, став жертвой советской авиации. Причиной охоты на корабль стали обстрелы наступавших войск Красной армии, которые он вёл с 15 марта 1945 года в районе Данцигской бухты. Свой последний боевой выход «Schlesien» провёл 2 мая 1945 года, обстреляв мост через реку Пене в районе Вольгаста. Возвращаясь в Свинемюнде, 3 мая в 2:30 броненосец подорвался, предположительно, на английской авиационной донной магнитной мине (погибли два человека). Потерявший ход «Schlesien» отбуксировали в Свинемюнде и, по немецкой версии событий, посадили на мель. Впрочем, приложенная к делу №26380 (ЦВМА, фонд 122) советская фотография броненосца с торчащими над водой надстройками ставит под сомнение версию о посадке его на мель.

«Schlesien» мог пережить войну, но существование крупного немецкого корабля, ведущего бои уже после падения Берлина, явно не входило в планы командования Балтийского флота. Даже сейчас нет единой версии гибели броненосца 4 мая 1945 года (существуют, как минимум, пять различных описаний развития событий). Советские историки единодушны в том, что корабль погиб в результате трёх последовательных авианалётов, но не могут определиться с автором победного удара. По одной версии, «Schlesien» потопил заместитель командира эскадрильи 51-го минно-торпедного авиационного полка Михаил Владимирович Борисов. В своём интервью 2006 года Борисов утверждал, что торпедировал броненосец и получил за его потопление премию в размере 10 000 рублей. Однако командир 51-го полка И.Ф. Орленко придерживался иной точки зрения. В своих воспоминаниях он утверждал, что решающим для «Schlesien» стал взрыв у его борта 1000-кг бомбы во время второй воздушной атаки, исключая причастность Борисова к победному удару.
Воздушные атаки советских самолётов на броненосец «Schlesien» 4 мая 1945 года*

Время Командиры экипажей торпедоносцев Командиры экипажей бомбардировщиков Результат атаки
10:30 Герой Советского Союза старший лейтенант М. Борисов и старший лейтенант В. Фоменко В. Кулинич, В. Мартынов, Ф. Косенко, Н. Ефремцев, И. Смолянов, Н. Линник, А. Горбушкин, В. Астукевич Одно прямое попадание бомбы ФАБ-250
16:00 Герой Советского Союза старший лейтенант А. Богачёв В. Фоменко, В. Петров, Ф. Косенко, Б. Козлов, В. Мартынов Взрыв ФАБ-1000 у борта броненосца
20:00 капитан Ф. Макарихин В. Астукевич, А. Горбушкин, В. Кулинич, Б. Козлов, Н. Ефремцев Одно прямое попадание бомбы ФАБ-1000 и четыре попадания ФАБ-250

* — приводится по книге И.Ф. Орленко «Крылатые торпедоносцы»

Интересно, что в интервью Борисов весьма скупо описал такое крупное событие, как потопление «Schlesien»: «Потом линкор торпедировал. Мне дали только 10 тысяч рублей за потопление линкора. Никаких наград не дали».

Факт торпедирования кажется сомнительным по следующей причине: имея осадку 8 м, «Schlesien» стоял на мелководье (глубина до 12 м), а авиационные торпеды (вероятнее всего, использовалась модель 45–36-АН со стабилизатором АН-42) при попадании в воду делали первоначальный «нырок», погружаясь на глубину не менее 15 м, и, следовательно, должны были зарыться в грунт.

Официальная советская историография в лице авторов книги «Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне» не согласна с обоими участниками событий и утверждает, что решающим для потопления броненосца стало попадание 1000-кг бомбы во время третьего авианалёта. Вероятно, справедливее всего будет отнести потопление «Schlesien» на коллективный счёт пилотов 51-го минно-торпедного авиационного полка. Тем более что даже Специальная комиссия КБФ, осмотревшая корпус броненосца в июне 1945 года, не смогла прийти к единому мнению и заключила, что пробоина в носовой части «могла быть следствием взрыва двухтысячефунтовой английской бомбы или советской торпеды на мелководье у борта корабля»

.


Учебный линкор «Schlesien» после авиаудара 4 мая 1945 года в Свинемюнде. Фотография приложена к делу №26380 (ЦВМА, фонд 122). bellabs.ru

Множество дискуссий вызывает и немецкая версия о том, что немцы сами планировали затопить «Schlesien», и за полчаса до первого налёта его командир капитан цур зее Ганс-Эберхард Буш с двадцатью ранеными моряками, оставив на борту броненосца расчёты зенитных орудий, перешёл на борт миноносца Т-36. Во время налёта корабль якобы не получил никаких повреждений и затонул после открытия кингстонов между вторым и третьим советскими авианалётами. Версия кажется как минимум спорной из-за ряда моментов, оставленных без комментариев. Во-первых, если немцы планировали затопить корабль, то почему, вопреки традиции, капитан Буш не покидал корабль последним? Во-вторых, как можно было потопить сидящий на мели корабль, открыв кингстоны? Сомнительной кажется и версия, по которой броненосец был добит торпедами с немецкого миноносца Т-36. Во-первых, получается, что Т-36 добивал торпедой сидевший на мели броненосец. Во-вторых, Т-36 погиб 4 мая (по советским данным, в результате прямого попадания авиабомбы во время третьего налёта), а значит, торпедировал «Schlesien» раньше. В таком случае он торпедировал бы броненосец до его оставления экипажем (по советским данным, немецкие зенитчики обстреливали самолёты противника и во время третьей атаки).

После войны «Schleswig-Holstein» подняли советские спасательные службы, а затем он был отведён в Кронштадт. После непродолжительного изучения в Таллинне броненосец посадили на мель 25 июня 1947 года в районе острова Осмуссар в Финском заливе и использовали в качестве мишени во время учений Балтийского флота. По другим данным, «Schleswig-Holstein» изначально являлся самоходной мишенью и был посажен на мель только в 1956 году. Мишенью корабль прослужил как минимум до 1966 года, после чего был разобран на металл. Послевоенная судьба броненосца «Schlesien» сложилась проще: его не стали поднимать и постепенно разобрали на металл в 1947–1970 годах.

Броненосцы «Schleswig-Holstein» и «Schlesien», устаревшие ещё на стадии строительства и после Первой мировой войны оставленные союзниками в составе германского флота по принципу «наименьшего зла», по иронии судьбы не только пережили многих более совершенных современников, но и сделали первый и последний выстрелы кригсмарине во Второй мировой войне.

Вместе с тем значение «Schleswig-Holstein» и «Schlesien» как учебных кораблей трудно переоценить. Достаточно сказать, что в 1932–1933 годах командиром броненосца «Schlesien» был будущий начальник абвера Вильгельм Канарис. Кроме него, на «Schlesien» в разные годы проходили службу будущие генерал-адмирал Альфред Заальвахтер и адмирал Вернер Тиллессен, а выходцами со «Schleswig-Holstein» были генерал-адмиралы Карл Эрнст Витцель и Вильгельм Маршалл. Бывшие офицеры броненосцев сделали свой вклад и в создание военно-морского флота послевоенной ФРГ. Так, одним из создателей подводных сил бундесмарине стал Эгон-Рейнер фон Шлиппенбах, служивший на «Schleswig-Holstein» в 1937–1939 годах. В этой связи неудивительно, что новый эсминец «Schleswig-Holstein» был заложен для возрождённых ВМС ФРГ уже 20 августа 1959 года.
Основные тактико-технические характеристики броненосцев «Schlesien» и «Schleswig-Holstein»

Водоизмещение стандартное/полное, т 13 190/14 465
Длина, м 127,7
Ширина, м 22,2
Осадка, м 8,2
Энергетическая установка 2 паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов Schultz-Thornycroff*
Мощность, л.с. 16 000
Скорость полного хода, узлов 18
Дальность плавания, миль 4800 при скорости 10 узлов
Бронирование, мм
Главный броневой пояс 240–100
Верхний броневой пояс 170
Палуба 40
Башни до 280
Барбеты до 280
Боевая рубка 300
Экипаж 35 офицеров и 708 матросов**

* – в ходе модернизации 20-х годов 8 из 12 котлов перевели на нефть

** – после переоборудования в учебные корабли «Schlesien» принимал 29 офицеров, 559 матросов и 214 кадетов, а «Schleswig-Holstein» — 31 офицера, 565 матросов и 175 кадетов
Состав вооружения броненосцев «Schlesien» и «Schleswig-Holstein» в разные периоды

1908 1927 1939 1944
Артиллерийские орудия
280-мм 4 4 4 4
170-мм 14
150-мм 12 10
88-мм 22
Зенитные орудия
105-мм 6 6
88-мм 4
40-мм 10
37-мм 4
20-мм 4 22
Торпедные аппараты
450-мм 6 6

Литература:

  1. К. Залесский. Вооруженные силы III Рейха. Полная энциклопедия, Москва, «Эксмо», 2008
  2. С. Патянин, М. Морозов, В. Нагирняк. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха, Москва, «Коллекция», «Яуза», «Эксмо», 2009
  3. Вальтер Хубич. Захват Дании и Норвегии. Операция «Учения на Везере». 1940–41, Москва, «Центрполиграф», 2006
  4. Н. Печуконис. Дредноуты кайзера, Москва, «Военная книга», 2005
  5. А. Дашьян, С. Патянин, М. Токарев. Все линкоры Второй мировой, Москва, «Яуза», «Эксмо», 2011
  6. И. Ф. Орленко. Крылатые торпедоносцы, Рукопись, 1992
  7. И. Ф. Орленко. Мы – Таллинские, Таллин, «Ээсти раамат», 1981
  8. Лаврентьев H.M., Демидов Р.С., Кучеренко Л.А., Храмов Ю.В. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне, Москва, Воениздат, 1983
  9. wehrmacht-history.com
  10. forum.axishistory.com
  11. forum.worldofwarships.com
  12. https://iremember.ru/memoirs/letchiki-bombardirov/gss-borisov-mikhail-vladimirovich-torpedonosets/

Что такое линкор?

Вопрос нелишний, и для ответа на него следует вернуться к истории, к тем временам, когда корабли (тогда еще парусные, а позже и паровые) противников выстраивались в кильватерные порядки (то есть друг за другом), и гарантией победы было преимущество артиллерийского вооружения. Строй представлял собой прямую линию, это диктовалось главным принципом боя, иначе возникали бы помехи на линии огня, и мощь пушек не могла бы использоваться в полной мере. Корабли, обладавшие наибольшим числом орудий, выстроенных на палубах, получили определение «линейных». На русском флоте прижилось сокращение «линкор», состоящее из корней двух слов «линейный» и «корабль».

Паруса уступили место паровым двигателям и турбинам, но принцип и назначение большой артиллерийской плавучей батареи, защищенной броней и быстроходной, оставался неизменным. Сочетать все требуемые боевые качества можно было только при условии больших размеров. По этой причине линкоры Второй мировой войны имели чудовищное водоизмещение.

Линкоры и экономика

Кораблестроители тридцатых годов, выполняя заказы флотов и правительств, старались обеспечить их самым мощным и разрушительным в истории человечества оружием. Не каждая страна могла себе позволить иметь хоть один корабль этого класса, помимо оборонной функции он исполнял и роль престижного фетиша. Владея линкорами, государство утверждалось в собственной мощи и демонстрировало ее соседям. Сегодня обладатели ядерного оружия или авианосцев составляют некий особый клуб, доступ в который разрешен лишь некоторым странам с экономическим потенциалом соответствующего уровня. В тридцатые годы символом военного могущества служили линейные корабли. Такое приобретение, мало того, что стоило очень дорого, но еще требовало и дополнительных ассигнований на постоянное техническое обслуживание, содержание и обучение экипажей и инфраструктуры. В составе флотов присутствовали единицы, пережившие предыдущий глобальный конфликт, но спускались на воду и новые. Линкоры Второй мировой войны, то есть построенные в период с 1936 по 1945 год, являлись средоточием всех последних достижений технической мысли своего времени. Их наличие служило своеобразной гарантией новой всемирной бойни. Создавать столь мощное и дорогое оружие можно было лишь в том случае, если его предстоит применить, причем в самое ближайшее время. Иначе в нем нет смысла.

Эсминцы нужнее

Весной 1939 года в близости войны уже никто не сомневался, однако примерные сроки ее возможного начала никто не брался предсказать, и когда в сентябре 1939 года она действительно началась, это стало неожиданностью для всех участников процесса, в чьи планы развития вооруженных сил необходимость немедленно воевать явно не вписывалась. Линкоры стали одной из первых жертв: работы на «Лайоне» и «Темерере» уже в октябре были приостановлены на год. В ноябре 1939-го их возобновили с формулировкой «при наличии возможности», что автоматически сдвигало линкоры в низ списка: имеющихся кораблей британского и французского флотов считалось достаточно для превосходства над противником, а вот эсминцев и прочих боевых единиц эскорта явно не хватало для защиты британского судоходства в условиях растущей подводной угрозы.

Линкор_2

Проект британского линейного корабля типа «Лайон»

Фото: commons.wikimedia.org

Серьезный дефицит линкоров британцы ощутили летом 1940 года, когда после капитуляции Франции оказались перед необходимостью в одиночку обеспечивать господство в Атлантике и на Средиземном море против Германии и Италии и сдерживать Японию на Дальнем Востоке.

Флот двух океанов

Зачем США переименовали Тихоокеанское командование

Решить это уравнение собственными силами не получалось никак, и один из театров военных действий неизбежно выпадал — как мы знаем, им оказался как раз дальневосточный ТВД.

В итоге летом 1940 года британцы приняли решение построить с учетом наработок по проекту «Лайон» другой линкор, получивший имя «Вэнгард». Его строительство обошлось заметно дешевле в силу использования уже имевшихся в наличии артиллерийских установок с 381-миллиметровыми орудиями Mk IA времен Первой мировой. Считавшиеся лучшими пушками той войны, ко Второй мировой эти орудия уже устарели, но против немцев их вполне хватило бы. Однако подводная угроза, захватывавшая умы всё сильнее, затормозила реализацию и этого заметно упрощенного проекта — «Вэнгард» в итоге вошел в строй лишь в 1946 году, оказавшись последним британским линкором в эпоху, когда он был уже никому не нужен.

Линкор_1

Британский линейный корабль «Вэнгард»

Фото: commons.wikimedia.org

Были ли эсминцы и вообще корабли эскорта настолько нужны, как тогда казалось? Сейчас мы знаем, что возможности немецкого подплава в первый период войны заметно отставали от картины, которую рисовала себе военно-морская разведка союзников, и вполне возможно, что Британия могла построить как минимум два первых «Лайона», что в сочетании с построенными в реальности новыми авианосцами дало бы союзникам существенно большие наступательные возможности на Средиземном море и на Дальнем Востоке в 1943 году, но по большому счету, учитывая стремительный рост морской мощи США в этот период, какого-то радикального влияния на ход войны на море это изменение не оказало бы.

Убитый морем: правда о гибели линкора «Императрица Мария»

20 октября 1916 года в Севастопольской бухте затонул флагман Императорского Черноморского флота

Сколько их было всего

За весь период, называемый предвоенным (на самом деле война уже шла, в Испании и на Дальнем Востоке, например), и все годы «горячей фазы» мирового конфликта наиболее развитые страны, стремящиеся утвердить или восстановить свое региональное (или мировое) доминирование построили двадцать семь единиц кораблей, относящихся к классу линейных.

Больше всего спустили на воду американцы, целых десять. Это свидетельствует о вполне серьезных намерениях США поддерживать уровень своего влияния в отдаленных районах Мирового океана, впрочем, без масштабного непосредственного участия сухопутных сил, на тот момент вполне скромных.

Второе место занимает Британия со своими пятью единицами. Тоже неплохо.

Германия, только что отвергшая условия Версаля, спустила на воду четыре.

Италия, претендовавшая во времена правления Дуче Муссолини на роль регионального средиземноморского лидера, смогла осилить три крупнотоннажные единицы. Такое же количество дредноутов успела произвести Франция.

Японские линкоры Второй мировой войны представлены двумя единицами серии «Ямато». Относительно по сравнению с другими участниками «клуба» небольшое количество императорский флот собирался компенсировать циклопическими размерами кораблей.

Приведенные цифры являются фактическими. Планы были куда обширнее.

Экономия на тоннах

Вторая половина 1930-х годов ознаменовалась возобновлением военно-морской гонки. В предчувствии близкой войны ведущие морские державы мира одна за другой принимали всё более амбициозные программы строительства флота. Не оставалась в стороне и Британия, причем если заказанные в 1936-м и заложенные на верфях в 1937-м линкоры типа «Кинг Джордж V» были еще довольно старательно уложены в лимиты Лондонского соглашения 1936 года, ужавшего главный калибр линкоров с допущенных Вашингтонским договором 1922 года 406 мм до 356 мм и сохранившего вашингтонское же ограничение на водоизмещение в 35 000 длинных (35 560 метрических) тонн, то следующая серия уже вышла за эти рамки.

Выход был предопределен: уже весной 1937 года Япония и Италия отказались от подписания второго Лондонского договора, что поставило Великобританию в довольно глупое положение: заранее спроектированные под эти нормы корабли уже были заказаны, первые два даже заложены, а для трех остальных шла интенсивная подготовка к работам. Партнеры по переговорам — как потенциальные союзники, так и вероятные противники — в это же время уже либо строили, либо проектировали заметно более сильные корабли. В итоге после недолгого размышления британцы, французы и американцы летом 1938 года подписали протокол об изменениях в договоре, разрешив себе строить линкоры водоизмещением в 45 000 длинных (45 720 метрических) тонн и с главным калибром в 406 мм.

Линкор_5


Британский линейный корабль «Кинг Джордж V»

Фото: commons.wikimedia.org

Возвращение брони и пушек: увидит ли мир новые линкоры

Каким может быть тяжелый артиллерийский корабль будущего

Для того чтобы понять, какой смысл имели все эти ограничения, необходимо иметь в виду, что в 1936 году при оценке ВВП Соединенного Королевства примерно в £5 млрд в тех ценах, военные расходы составляли менее 3% от этого показателя, не достигая £150 млн.

Заказ пяти линкоров типа «Кинг Джордж V» требовал в течение следующих четырех лет израсходовать около £30 млн только на постройку этих кораблей, не считая прочих программ перевооружения: британская военная машина в силу экономических проблем, всё сильнее влиявших на обороноспособность империи, серьезно отставала в разработке новых типов вооружений и военной техники всех классов, и в условиях надвигающейся войны свою долю в финансах потребовали представители всех родов оружия.

Рост цен в этих условиях был малоприемлем, да и переделка проекта потребовала бы времени, и «Джорджи» заложили в том виде, в котором они были спроектированы. Тем не менее практически сразу англичане начали работу над новым проектом: предвоенное время способствовало росту бюджетов.

Фото: commons.wikimedia.org

Члены команды британского линейного корабля «Кинг Джордж V» фотографируются на фоне носовой четырехорудийной башни главного калибра

Возвращение журавлей: получит ли японский флот полноценные авианосцы?

Силы самообороны Японии планируют приобрести до 100 истребителей вертикального взлета и посадки

Живописать мучительный процесс проектирования, продиравшийся через тиски всё равно сохраняющихся финансовых лимитов, инфраструктурных ограничений и желаний флота, исходившего из ожидаемых ТТХ (тактико-технических характеристик. — «Известия») кораблей союзников и противников, можно долго, поэтому проще в итоге сказать, что британцы разработали довольно сбалансированный корабль, стандартным водоизмещением в 40 550 и полным в 46 400 длинных тонн. Главный калибр должен был включать в себя девять 16-дюймовых (406 мм) орудий Mk II, существенно улучшенных по сравнению с довольно заурядным исходным образцом Mk I, которым вооружались предыдущие 16-дюймовые линкоры «Нельсон» и «Родней».

Технический облик проекта британского линкора образца 1938 года считается хорошим тоном критиковать за недостатки в защите и «виртуальность» вооружения, учитывая, что новые пушки не были разработаны к моменту закладки новых кораблей, однако если внимательно посмотреть на характеристики соперников, то будет очевидно, что по интегральному уровню броневой защиты «Лайоны» уступали только сверхгигантам типа «Ямато», при этом толщина бронирования японского корабля во многом была продиктована недостаточным качеством японской броневой стали. При сравнении с имевшими близкий технический уровень американскими кораблями, спроектированными во второй половине 30-х, английский проект отличается существенно лучшей защитой борта (до 381 мм против 310 мм на линкорах типа «Саут Дакота») и близким палубным бронированием.

Линкор_3

Японский линейный корабль «Ямато»

Фото: commons.wikimedia.org

Относительно вооружения можно сказать лишь то, что имевшийся к тому времени британский опыт разработки новых артсистем с учетом накопленного опыта эксплуатации пушек «Нельсона» и «Роднея», скорее всего, гарантировал создание орудия Mk II c требуемыми ТТХ к моменту, когда на корабли пришло время устанавливать артиллерию.

«Золотая осень» по-американски: США хотят резко увеличить боевой флот

В стране намерены законодательно оформить мощное наращивание численности ВМС

Постфактум к проекту 1938 года можно предъявить претензии относительно недостаточной противоторпедной защиты, но на тот момент представление об уровне торпедной угрозы в надвигающейся войне было слабым у всех, а существенно нарастить эту защиту можно было, только увеличив ширину корпуса, что грозило повлечь за собой необходимость реконструировать доки главных баз флота — в условиях всё тех же финансовых ограничений. Эту проблему понимали и авторы проекта: главный строитель флота Стэнли Вернон Гудолл в это время предлагал «настоятельно рекомендовать» флоту снять ограничения по ширине корпуса, мешающие судостроителям.

Корабль, впрочем, и без того выходил немаленьким: 239,3 м длины, 32 м ширины, 9,15 м осадки. Четырехвальная котлотурбинная установка мощностью 130 тыс. лошадиных сил должна была обеспечить скорость хода в 30 узлов.

Если сравнивать проект 1938 года с ровесниками, то новый британский корабль однозначно превосходил все европейские линкоры — будь то немецкий «Бисмарк», итальянский «Литторио», французский «Ришелье», — смотрелся более выигрышно, чем немецкий проект H-39 и американские корабли типов «Норт Кэролайн» и «Саут Дакота», и мог бы всерьез соревноваться с заметно более крупной «Айовой», противопоставив большей скорости последней свою лучшую защищенность, и с уже упомянутым «Ямато», единственным достоинством которого становилась огневая мощь 460-миллиметровой артиллерии главного калибра, но по качеству бронирования и уровню оснащения современным оборудованием японец явно проигрывал.

Линкор_6

Итальянский линейный корабль «Литторио»

Фото: commons.wikimedia.org

Королевский флот решил не мелочиться и запланировал постройку шести новых кораблей. Два корабля были заказаны в 1938 году. В конце февраля 1939 года был заключен официальный контракт, и в марте начались работы на верфи. Головной корабль серии получил имя «Лайон», официальная церемония его закладки состоялась 4 июля 1939 года, и под этим именем мы теперь знаем весь проект. Что интересно, второй корабль серии — «Темерер» — официально заложили месяцем ранее, в начале июня.

Проигравшие победители: в России отмечают День воинской славы

Как Синопское сражение из трагедии русского флота превратилось в триумф воинской доблести

Оба корабля предполагалось ввести в строй в конце 1942 – начале 1943 года, примерно тогда же ожидалось появление в строю немецкого флота первых линкоров нового проекта H-39. К 1944 году ожидался ввод в строй второй пары под именами «Конкерор» и «Тандерер», закладка которых планировалась на осень 1939-го, и в 1940 году должны были быть заложены последние два линкора, так и не получившие имен.

Три советских линкора

Советские линкоры Второй мировой войны были заложены еще в царской России. Перед Мировой войной отечественный флот стремительно развивался, программа модернизации, запущенная тогда, стала основой для роста на долгие годы, уже после революции.

Линкоров было три: «Парижская коммуна» («Севастополь»), «Марат» («Петропавловск») и «Октябрьская революция» («Гангут»), все одного проекта. Они пережили лихолетье, хоть и с повреждениями, и служили некоторое время и после 1945 года. Тридцатилетний возраст для боевого корабля не считается преклонным, а в 1941-м им исполнилось как раз столько. Таким образом, СССР на момент вступления в войну, после нападения Германии, обладал тремя достаточно современными единицами кораблей линейного класса, доставшимися «по наследству» от царского режима. Но это не означает, что планов по усилению ВМФ у руководства СССР не было. Они были, и не только планы, но и вполне конкретные действия. Сталин готовил самый масштабный проект за всю историю отечественного кораблестроения.

Планы СССР

Согласно правительственной судостроительной программе, принятой в 1936 году, за семь ближайших лет советские верфи должны были спустить на воду ни много ни мало 533 флотские единицы. Из них линкоров – 24. Может быть, их строить собирались в соответствии с возможностями, поменьше и поскромнее, так сказать, в «эконом-варианте»? Нет, планируемое водоизмещение – 58,5 тыс. тонн. Бронирование — от 375 мм (пояс) до 420 (основание орудийных башен). Проект «А» (№ 23) рассчитывался с помощью американских инженеров, приглашенных в СССР в 1936 году с соответствующей оплатой труда. От итальянских специалистов, с которыми пробовали сотрудничать вначале, отказались, и не потому, что фашисты (это обстоятельство не помешало покупке «голубого крейсера»), они просто «не тянули» масштабности замысла. Орудия заказали (г. Сталинград). Девять гигантских пушек главного калибра 406-мм должны были стрелять снарядами по 11 центнеров каждый. Три бронепалубы. Поспорить с такой мощью могли только новейшие линкоры Японии периода Второй мировой войны, но о них никто тогда не знал, они были глубоко засекречены, и стали неприятным сюрпризом для американских ВМС в декабре 1941 года.

Боевые корабли времен Второй мировой

Крейсера

Начало развитию класса тяжелых крейсеров положило Вашингтонское морское соглашение 1922 г., ограничившее постройку сверхкрупных военных кораблей — главным образом линкоров н авианосцев. Что же касается крейсеров, то пункты Соглашения только подстегнули гонку вооружений. Понимая, что Англия вряд ли пустит на слом свои новейшие крейсера тина «Хаукиис», эксперты решили ограничить вооружение и водоизмещение всех будущих крейсеров характеристиками кораблей этого типа. Никто и не думал, что страны, до этого и не собиравшиеся обзаводиться тяжелыми крейсерами, немедленно начнут их строить, подгоняя под «вашингтонские ограничения» — 10 000 т водоизмещения, максимальный калибр орудий — 203 мм.

После 1922 г. тяжелые крейсера начали строить во всех странах, подписавших Соглашение, — в США, Франции, Японии и Италии. Пожалуй, одним из лучших крейсеров «вашингтонского типа» стал французский корабль «Алжир». Совершенные обводы его 186-метрового корпуса позволяли «выжать» из относительно маломощной турбиниой установки максимум возможной скорости — 31 узел. Подобные, но несколько лучше бронированные крейсера построили и в Штатах.

Однако уже через несколько лет интерес к крейсерам типа «Алжир» начал пропадать. Дело в том, что мощные, но тяжелые орудия были совершенно не нужны при выполнении крейсерских задач. Кроме этого, ослабленное бронирование делало эти суда очень уязвимыми во время эскадренного боя. В начале 1930-х гг. все вновь обратили внимание на легкие крейсера меньшего водоизмещения с небольшим калибром орудий, зато очень быстроходные. Так, например, калибр артиллерии на 5886-тоыном французском крейсере «Эмиль Бертен», построенном в 1933 г., составлял 152 мм, зато максимальная скорость хода перевалила за 39 узлов.

Считая французов своим главным врагом в предстоящей войне, Италия принялась за постройку легких крейсеров типа «кондотьери», способных, по ее мнению, одержать победу над быстроходными французскими миноносцами и лидерами. При водоизмещении 5200-7000 т «кондотьери» развивали скорость 37-42 узла, неся на борту восемь орудий калибром 152-мм, четырнадцать орудий калибром 37-100 мм и восемь зениток. Расплатой за скорость стала броня-«скорлупка» не толще 25 мм. Б итоге все «кондотьери» были уничтожены в первый же год войны.

Дальнейшая эволюция легких крейсеров пошла по пути усиления брони за счет некоторой потери скорости хода. В 1934 г. немцы построили легкий крейсер «Нюрнберг», который предназначался для действий на дальних океанских коммуникациях. Корабль имел водоизмещение 6980 т н среднюю скорость 32 узла. Крейсер за одно плавание мог преодолеть 5700 миль. Не прошло и года после спуска «Нюрнберга» на воду, как Германия сбросила с себя все ограничения Версальского мира и принялась строить тяжелые крейсера именно в тот момент, когда все морские державы решили отправить их на свалку. Немцы тщательно скрывали все, что касалось их тяжелых крейсеров, поэтому для Англии появление в 1939 г. крейсера «Адмирал Хиппер», вооруженного восемью 203-мм орудиями, стало неприятным сюрпризом. Вслед за ним Германия спустила на воду тяжелые «Блюхер» и «Принц Евгений». Три тяжелых крейсера вкупе с шестью легкими — вот и весь крейсерский флот фашистов, с которым они начали Вторую мировую войну.

В первый день Великой Отечественной войны судовая артиллерия крейсера «Киров», стоявшего на Усть-Двинском рейде, открыла огонь по немецким бомбардировщикам, атаковавшим Ригу. «Киров» был не единственным советским крейсером, во всеоружии встретившим врага. В предвоенные годы немногочисленная крейсерская эскадра Советов, состоявшая всего из 4 кораблей, пополнилась однотипными с «Кировым» судами — легкими крейсерами «Максим Горький», «Ворошилов» и «Слава».

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

Последние два крейсера вошли в состав Черноморского флота. Им не раз приходилось прорываться в Севастополь, доставляя в осажденный порт войска и боеприпасы. Кстати, «Славу» (водоизмещение 9700 т, длина 191,2 м, скорость 36,6 узла) первым из советских кораблей оснастили радиолокационной станцией. В 1942 г. взрыв вражеской торпеды, настигшей крейсер около Феодосии, оторвал корму крейсера. Но моряки не хотели расставаться со своим, казалось бы, смертельно раненым кораблем. Мастерам-ремонтникам удалось сделать невозможное: они отрезали корму у недостроенного крейсера «Фрунзе» и надежно «пришили» ее к пострадавшей «Славе». Крейсер продолжил сражаться, с честью прошел через всю войну и оставался в строю аж до 1973 г.

А вот девятке немецких крейсеров предстояла бесславная судьба. Многие из них позорно капитулировали. Крейсера «Нюрнберг» и «Принц Евгений» сдались в Копенгагене. Особенно не посчастливилось «Приицу Евгению»: он попал в руки американцев и был включен в состав подопытной эскадры, на которой испытывали взрывы ядерных бомб у атолла Бикини.

Легкий крейсер Кливленд

Американцы всегда расценивали малое водоизмещение корабля как препятствие для выполнения основной задачи американского флота — вести войну подальше от родных берегов. Однако в 1930-х гг. и их захватила мода на легкие крейсера. «Наштамповав» сразу 27 легких крейсеров типа «Кливленд», американцы поняли, что надо вернуться к привычным и надежным тяжелым крейсерам. Они увеличили длину «Кливленда» на 20 м, поставили на него девять 203-мм орудий и многочисленные зенитки. После этого его переименовали в «Балтимор». Он стал прототипом для огромного числа новых серий американских крейсеров — как тяжелых, так и легких. Потомками «Балтимора» принято считать и тройку лучших тяжелых американских крейсеров, сошедших со стапелей уже после войны, — «Ньюпорт Ньюс», «Салем» и «Де Мойн». Из-за тяжелой брони и тяжелых 203-мм орудий их водоизмещение было увеличено до 17 000 т.

С 1952 г. на американских верфях начинают закладывать большие ударные авианосцы. Эти исполины, начиненные боеприпасами и авиационным горючим, оказались настолько уязвимыми для авиабомб и торпед подводных лодок, что нуждались в защите куда более мощных судов, чем тяжелые крейсера. Так закончилась эпоха обычных, или артиллерийских, крейсеров, которые открыли путь новому типу кораблей — крейсерам УРО (управляемого ракетного оружия).

Почему планы не сбылись?

Линкор «Советский Союз» проекта «А» был заложен в Ленинграде заводом № 15 летом 1938 года, две единицы («Советская Белоруссия», «Советская Россия») начали строиться в Молотовске (сегодня этот город называется Северодвинском), еще одна — в Николаеве («Советская Украина»). Так что в прожектерстве и маниловщине И. В. Сталина упрекнуть никак нельзя, планы, поставленные партией, выполнялись неуклонно. Другой вопрос, что существовали объективные трудности, за которые, вполне возможно, субъективно ответили перед законом некоторые товарищи, не справившиеся с заданием. На момент германского нападения строящиеся корабли находились в разной степени готовности, но не более чем на пятую часть общего объема работ. Самые современные линкоры СССР Второй мировой войны так и не встали в боевой строй, послужив донорами для других важных оборонных программ. Использовались их орудия, броневые плиты, но сами они в море так и не вышли. Не хватило времени и опыта, отработка технологий заняла слишком долгий период.

А если бы успели?

И. В. Сталина часто упрекали (и продолжают это делать) в том, что он не подготовил страну к отражению немецкого нашествия. В чем-то эти претензии можно считать обоснованными. Однако, учитывая сложившуюся в первые месяцы гитлеровской агрессии обстановку, сегодня можно сделать вывод о том, что даже самые современные и большие советские линкоры Второй мировой войны не могли бы повлиять на ход боевых действий, происходивших преимущественно на сухопутном фронте. Уже летом 1941 года оперативный район Балтийского моря, в силу у его географической особенности (закрытости), был закрыт минными заграждениями и блокирован подводными силами кригсмарине. Бывшие в строю линкоры СССР периода Второй мировой войны использовались в качестве стационарных батарей, аналогичных береговым. Своими тяжелыми орудиями главного калибра они наносили наступающему врагу ущерб, но авиация и дальнобойная артиллерия преуспела в этом больше. К тому же выход в море такого огромного корабля сопряжен с огромным риском. Он, как магнит, привлекает к себе все силы противника, который успокаивается, только пустив его ко дну. Скорбным примером могут служить многие линкоры периода Второй мировой войны, ставшие стальной могилой для своих экипажей.

Героические корабли СССР в Великой Отечественной войне


ГЕРОИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ СССР

в Великой Отечественной войне

Советский Военно-Морской флот внес достойный вклад в общее дело победы над фашистской Германией. Более 400 тысяч военных моряков сражались на всех фронтах боевых действий, обороняли Киев и Одессу, Ленинград и Москву, Севастополь и Сталинград, сражались у стен Новороссийска и Керчи.

Отгремели бои. В результате научно-технической революции советский Военно-Морской Флот стал ракетно-ядерным, океанским. В далекое прошлое ушли корабли — участники былых боев и сражений. Но их слава живет, как святая святых сохраняются их революционные и боевые традиции военными моряками нынешнего поколения. И как символы бессмертия и незыблемости этих традиций на бортах современных кораблей золотом горят славные имена: «Киров» и «Баку», «Стерегущий» и «Ташкент», «Керчь» и «Красный Кавказ», «Красный Крым» и «Гремящий», «Октябрьская революция» и многие десятки других, навеки вошедших в историю нашей великой державы.

С самого начала в сложных условиях оказался Краснознаменный Балтийский флот. Уже в первые дни балтийцы вместе с воинами Красной Армии вели упорнейшие бои за Лиепаю, обороняли Ригу и Рижский залив, в августе 1941 г. Стояли насмерть на подступах к главной базе флота Таллину. Неувядаемой славой покрыли себя балтийские моряки в беспримерной 900-дневной героической обороне Ленинграда.

Краснознаменный крейсер «Киров»

В годы Великой Отечественной войны крейсер под командованием капитанов 1 ранга М. Г. Сухорукова и С. Д. Солоухина активно участвовал в обороне Таллина и Ленинграда

В конце июня 1941 года корабль при содействии других сил флота совершил трудный в навигационном отношении переход из Риги в Таллин, где находился вплоть до оставления города нашими войсками. Отражая атаки гитлеровских войск на главную базу флота, «Киров» в течение 23-28 августа 1941 года провел 36 артиллерийских стрельб по скоплениям войск и боевой техники противника. Меткий огонь крейсера помог защитникам города на несколько дней задержать врага. Стремясь расправиться с «Кировым», гитлеровцы ежедневно посылали для его уничтожения десятки бомбардировщиков, вели по нему огонь прямой наводкой из полевых батарей. За пять дней боев на Таллинском рейде по кораблю было выпущено более 500 крупнокалиберных артиллерийских снарядов и сброшено 326 авиабомб.

Участвуя в обороне Таллина и Ленинграда, «Киров» только за первый год войны прошел 618,5 мили. Его артиллерией по позициям вражеских войск было выпущено 763 180-миллиметровых снаряда. За это же время зенитчики крейсера успешно отразили свыше семидесяти атак гитлеровской авиации, сбив при этом шесть самолетов. Более двухсот краснофлотцев и командиров крейсера сошли на берег воевать в частях морской пехоты.

Действуя в интересах перешедших в наступление войск Ленинградского фронта, крейсер провел четыре артиллерийские стрельбы по оборонительным сооружениям противника, нанеся ему большие потери в живой силе и технике.
В июне 1944 года при обеспечении наступления частей Красной Армии на Карельском перешейке корабль провел еще три стрельбы и разрушил два крупных узла сопротивления, входивших в состав укреплений линии Маннергейма.

Родина высоко оценила героизм экипажа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и отвагу личного состава крейсер «Киров» первым из надводных кораблей Краснознаменного Балтийского флота был награжден орденом Красного Знамени

Линейный корабль «Марат»

Вся жизнь и боевая деятельность этого корабля была неразрывно связана с Ленинградом. Здесь он родился, здесь же прошли его «юность» и «зрелые» годы. Именно при защите этого города прогремела боевая слава линкора.

Корабль был заложен на стапелях Балтийского завода 3 июня 1909 года и в декабре 1914 года покинул стенку родного завода.
Когда в Гельсингфорсе моряки-петропавловцы узнали о свержении царского самодержавия, они одними из первых перешли на сторону революции.По просьбе экипажа 31 марта 1921 года «Петропавловск» был назван «Маратом».

Во время финской войны главный калибр «Марата» заговорил на полную мощность. Оказывая огневое содействие войскам Красной Армии, линейный корабль успешно сокрушал вражеские укрепления.

В 4 часа 22 июня 1941 года звонки колоколов громкого боя разбудили экипаж корабля. К Кронштадту со стороны моря приближались неопознанные самолеты. Так началась для «Марата» война с германским фашизмом. А уже следующей ночью линкор первым на Балтике открыл боевой счет, сбив два самолета.

Утром 23 сентября более семидесяти фашистских бомбардировщиков одновременно атаковали Кронштадт. Главной целью у них был стоявший у причала «Марат». Взрывы бомб следовали один за другим. Каскады осколков и щебня то и дело обрушивались на корабль. С пронзительным лязгом и грохотом отделилась и обрушилась в воду вся носовая надстройка, полетела за борт многотонная первая башня, отломилась и исчезла в волнах носовая оконечность линкора. Но «Марат» не погиб. Оставшиеся в живых моряки сумели удержать линкор на плаву. Благодаря их самоотверженному труду «Марат» уже 31 октября 1941 года смог опять открыть огонь по врагу.

Тяжело раненный, но не сложивший оружия «Марат» продолжал защищать Ленинград. Только за последние два месяца 1941 года он провел около ста артиллерийских стрельб главным калибром. Метким огнем было уничтожено до 18 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, разбито 18 и подавлено 87 крупнокалиберных артиллерийских батарей, сбито шесть и повреждено восемь вражеских самолетов.

Линкор, которому 31 мая 1943 года было восстановлено прежнее наименование «Петропавловск», на протяжении всех девятисот дней блокады мужественно оборонял город-герой на Неве.
А когда настал долгожданный час перехода частей 2-й ударной армии Ленинградского фронта в решительное наступление с Ораниенбаумского пятачка, он вновь обрушил сотни снарядов на позиции врага. Только за 17 января 1944 года «Петропавловск» выпустил по отступавшему противнику 17 тонн боеприпасов. Все залпы линкора точно накрывали цель.
Гвардейский крейсер «Красный Крым»

Новый крейсер «Светлана» спущен на воду 8 ноября 1915 года. В октябре 1917 года прибуксирован в Петроград. 5 февраля 1925 года кораблю присвоено новое имя — «Профинтерн», а 1 июля 1928 года он был передан Морским силам Балтийского моря. В начале 1930 года корабль перешел в Севастополь. 5 ноября 1939 года он был переименован в «Красный Крым».

21 августа 1941 года, приняв топливо и боезапас, «Красный Крым» в охранении эсминцев «Фрунзе» и «Дзержинский» направился к линии фронта в Одессу. 462 снаряда главного калибра корабля было обрушено на противника. Командование Отдельной Приморской армии высоко оценило боевую стрельбу «Красного Крыма», объявив всему экипажу крейсера благодарность. Там же, под Одессой, корабль принял участие в высадке первого на Черном море десанта.

В ожесточенных боях за Севастополь «Красный Крым» в ноябре-декабре 1941 года провел 18 артиллерийских стрельб.
Крейсер провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям и укреплениям немецко-фашистских войск, уничтожив 4 артиллерийские и минометные батареи, 3 склада с боеприпасами и до полка пехоты, перевез более 20 тысяч человек личного состава, раненых и эвакуируемых граждан Севастополя, высадил на берег, занятый противником, около 10 тысяч бойцов и командиров в составе десантов, отразил свыше двухсот атак гитлеровских самолетов.
За смелые и решительные действия при высадке десантов в Григорьевку, Феодосию, Судак и Алушту, за мужество и героизм личного состава, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, крейсер «Красный Крым» приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота .№ 137 от 18 июня 1942 года удостоен гвардейского звания.

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»

История этого корабля началась накануне первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны крейсер успешно громил полчища немецко-фашистских войск под Одессой и Севастополем, в Феодосии и под Новороссийском.
Впервые главный калибр корабля заговорил во весь голос 11 сентября 1941 года, когда крейсер обрушил огонь на позиции вражеских войск, находившихся в деревне Ильинка под Одессой.
.
Корабль выполнил 30 боевых заданий командования, в том числе 9 — по огневой поддержке сухопутных войск, дважды участвовал в минозаградительных действиях.Пройдя около 14 тысяч миль, «Красный Кавказ» перевез более 25 тысяч бойцов и командиров Красной Армии, раненых воинов и эвакуированных граждан Одессы и Севастополя, доставил к линии фронта до 200 вагонов боеприпасов, отконвоировал 6 транспортов с войсками и боевой техникой. Артиллерия главного и универсального калибра крейсера провела 32 огневых налета по фашистским позициям, уничтожила и подавила 16 вражеских артиллерийских и минометных батарей, рассеяла и истребила до 5 батальонов пехоты. Зенитчики корабля отразили 67 налетов гитлеровской авиации и сбили 3 самолета. К концу лета 1942 года крейсер после ремонта смог опять выйти в море.

3 апреля 1942 года за проявленную отвагу в боях против немецко-фашистских захватчиков, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота экипаж «Красного Кавказа» был удостоен гвардейского звания

Краснознаменный лидер эскадренных миноносцев «Баку»

15 июля — 14 октября 1942 года «Баку» одним из первых советских боевых кораблей совершил переход Северным морским путем с востока на запад и, пройдя в составе экспедиции особого назначения из Владивостока в Полярное, вошел в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев Северного флота.

За период участия в боевых действиях лидер прошел свыше 42 тысяч миль и провел без потерь 29 отечественных и союзных конвоев. Четыре раза выходил в воды противника для поиска и уничтожения его транспортных средств, дважды обстрелял вражескую военно-морскую базу Варде. Корабль участвовал в огневой поддержке сухопутных войск и совместных поисках гитлеровских подводных лодок, в отражении атак авиации противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое Выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и геройство экипажа лидер «Баку» был награжден орденом Красного Знамени.

Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент

В годы Великой Отечественной войны «Ташкент» принял активное участие в героической обороне Одессы и Севастополя. Лидер осуществлял воинские перевозки, эвакуацию раненых и мирного населения приморских советских городов, конвоирование транспортов с войсками и грузами для фронта, неоднократно поддерживал действия сухопутных войск артиллерийским огнем. Входил в состав боевого охранения других кораблей.

За год участия в боевых действиях «Ташкент» прошел свыше 27 тысяч миль, провел около ста артиллерийских стрельб по позициям и скоплениям немецко-фашистских войск под Одессой и Севастополем, у Судака, Феодосии и Евпатории, уничтожил шесть береговых батарей и большое количество боевой техники и живой силы врага. Корабль без потерь отконвоировал 17 транспортов, перевез 19300 человек и 2538 тонн воинских грузов, отразил сотни атак гитлеровской авиации, сбил девять, повредил четыре самолета и потопил торпедный катер противника
.
Первый бой лидер принял под Одессой 22 августа 1941 года. В тот день им было уничтожено шесть автомашин с пехотой и рассеяно несколько механизированных колонн неприятельских войск.
Имя «Ташкента» навеки вошло в летопись героической 250-дневной обороны Севастополя.
В период второго наступления гитлеровцев на Севастополь экипаж лидера совершал туда регулярные рейсы, доставляя с Кавказа сражающимся войскам подкрепления и конвоируя транспортные суда. Находясь в главной базе, корабль почти непрерывно поддерживал защитников города артиллерийским огнем.
В 2 часа 27 июня, приняв на борт 2300 раненых, а также эвакуирующихся советских граждан и погрузив художественные полотна знаменитой Севастопольской панорамы, лидер последним из надводных кораблей флота покинул родной город.Восемьдесят шесть гитлеровских самолетов преследовали корабль в течение четырех с лишним часов, сбросив на него 336 авиабомб.
За массовый героизм, проявленный в этом походе, весь личный состав лидера был удостоен высоких правительственных наград.

Торпедный катер «ТКА-12»

К началу Великой Отечественной войны на Северном флоте торпедных катеров не было, и лишь 1 августа 1941 года из Ленинграда в Мурманск на железнодорожных платформах было доставлено пять принятых от промышленности кораблей. 11 сентября 1941 года «ТКА-12», выйдя на перехват обнаруженного вражеского конвоя, прорвавшись сквозь завесу артиллерийско-пулеметного огня, метким торпедным ударом отправил на дно переоборудованный из рыболовного траулера конвойный корабль. Это была первая победа катерников-североморцев в годы войны.

Три недели спустя, потопив в Варангер-фьорде крупнотоннажный неприятельский транспорт, на борту которого следовало к линии фронта более двух тысяч гитлеровских солдат и офицеров. Много различных задач пришлось выполнить торпедному катеру за годы войны. Катер высаживал и снимал разведывательно-диверсионные группы на побережье противника, выходил далеко в море для оказания помощи экипажам потерпевших аварии и подбитых в боях самолетов, конвоировал транспорты, обеспечивал боевую подготовку кораблей других соединений флота.

Учитывая большие боевые заслуги легендарного катера, решением начальника Главного морского штаба от 14 июня 1945 года «ТКА-12» был передан музею Северного флота.

Гвардейский тральщик «Т-205» («Гафель»)

В годы Великой Отечественной войны корабль неоднократно проводил на боевые позиции подводные лодки, транспортные суда, выходил на постановку минных заграждений, участвовал в боевом тралении фарватеров и рейдов военно-морских баз, эвакуировал гарнизоны полуострова Ханко и острова Осмуссар, нес дозорную службу на подходах к рейдам и якорным стоянкам кораблей.

Только за первые шесть месяцев войны кораблем было пройдено более 11670 миль, из них 4584 с тралами, и выполнено 70 боевых заданий. Тральщик подсек и уничтожил 30 якорных мин, выставил в водах противника 140 мин и минных защитников. За это время на борту «Т-205» было перевезено 2815 бойцов и командиров Красной Армии из отдаленных островных гарнизонов, из них 1040 человек было снято с погибающих в море кораблей и судов.
Наиболее суровые испытания пришлось выдержать тральщику в конце 1941 года, когда он в составе отрядов кораблей совершил три рейса к полуострову Ханко для эвакуации его мужественного гарнизона.

Сегодня под флагом Великой Державы
На рейде красиво стоят корабли,Стоят на параде не ради забавыСтальные хранители русской земли,Овеяны славой боев и викторий-В торжественном строе на день ВМФ,Победных нам много известно историйПро флот, что умеет сражаться, как лев.А если вдруг грянет лихая година-Придет супостат к нам на землю опять-Пускай не берет вас ни пуля, ни мина,Сумейте, родные, страну отстоять!Не меркнет пусть слава Российского флота,Пусть больше собой она будет в веках,Нет в мире покоя надежней оплота,Пусть ведает враг, что разбит будет в прах!

Немцы и их линейные корабли

Гигантоманией страдал не только Сталин, но и его главный оппонент, канцлер Германии. На немецкие линкоры Второй мировой войны он возлагал огромные надежды, их постройка обошлась слишком дорого, но именно они должны были сокрушить морскую мощь надменной Британии. Этого, однако, не случилось. После потери «Бисмарка» в 1941 году, расстрелянного превосходящим противником, к «Тирпицу» фюрер относился как к дорогому и породистому бойцовому псу, которого запускать в обычную собачью свалку жалко, а кормить приходится все равно, и его используют в качестве средства устрашения. Долгое время второй линкор досаждал англичанам, пока те не расправились с ним, разбомбив в безвестном норвежском фьорде красу и гордость кригсмарине.

Так упокоились на дне линкоры Германии. Во Второй мировой войне им досталась роль огромных зверей, затравленных сворой меньших, но более проворных хищников. Сходная судьба ожидала и многие другие корабли этого класса. Их потеря влекла огромные человеческие жертвы, они часто гибли вместе с экипажами в полном составе.

Топ 10 Самые большие линкоры Второй Мировой Войны

Вторая Мировая Война стала золотым веком линкоров. Державы претендовавшие на господство в море, в предвоенные годы и несколько первых военных лет заложили на стапелях несколько десятков гигантских бронированных кораблей с мощными орудиями главного калибра. Как показала практика боевого применения «стальных монстров», линкоры очень эффективно действовали против соединений вражеских боевых кораблей даже находясь в численном меньшинстве, способных наводить ужас на конвои из грузовых судов, однако практически ничего не могут противопоставить самолетам, которые несколькими попаданиями торпед и бомбами могут пусть многотонных гигантов ко дну. Во время Второй Мировой Войны немцы и японцы предпочитали не рисковать линкорами, держа вдалеке от основных морских сражений, бросая в бой в только критические моменты, используя очень неэффективно. В свою очередь американцы, в основном использовали линкоры для прикрытия авианосных групп и высадки десантов в Тихом океане. Встречайте десять самых больших линкоров Второй Мировой Войны.

Ришелье, Франция

Линкор «Ришелье» одноименного класса, имеет вес 47.500 тонн и длину 247 метров, восемь орудий главного калибра калибром 380 миллиметров размещенных в двух башнях. Корабли этого класса создавались французами для противодействия итальянскому флоту в Средиземном море. Судно был спущен на воду в 1939 году, было принят на вооружение военно-морских сил Франции через год. «Ришелье» фактически не принимал участия во второй мировой войне, если не считать столкновения с британской авианосной группой в 1941 году, во время американской операции против сил вишистов в Африке. В послевоенный период линкор был задействован в войне в Индокитае, прикрывая морские конвои и поддерживая огнем французских войска во время десантных операциях. Линкор был выведен из состава флота и списан в 1967 году.

Жан Бар, Франция

Французский линкор «Жан Бар», класса «Ришелье»,был спущен на воду в 1940 году, однако к началу Второй Мировой Войны, так и не был введен в состав флота. На момент нападения Германии на Францию судно было готово на 75% (была установлена только одна башня орудий главного калибра), линкор своим ходом смог добраться из Европы в марокканский порт Касабланки. Несмотря на отсутствие части вооружения, «Жан Бар» успел поучаствовать в боевых действиях на стороне стран «Оси», отражая атаки американо-британских сил во время высадки десанта союзников в Марокко. После нескольких попаданий орудий главного калибра американских линкоров и авиационных бомб, судно легло на дно 10 ноября 1942 года. В 1944 году «Жан Бар» был поднят и отправлен на верфи для ремонта и доворужения. Судно вошло в состав ВМС Франции только в 1949 году, никогда не принимало участие ни в одной военной операции. В 1961 году линкор был выведен из состава флота и отправлен на слом.

Тирпиц, Германия

Немецкий линкор «Тирпиц» класса «Бисмарк», спущенный на воду в 1939 году, принятый на вооружение в 1940 году, имел водоизмещение 40.153 тонны и длину 251 метров. Восемь главных орудий калибром 380 миллиметров были размещены в четырех башнях. Суда этого класса были предназначены для рейдерских операций против торгового флота противника. Во время Второй Мировой Войны после потери линкора «Бисмарка», немецкое командование предпочитало не использовать тяжелые корабли на морском театре военных действий, во избежание их потери. «Тирпиц» почти всю войну простоял укрепленных норвежских фьордах, приняв участие только в трех операциях по перехвату конвоев и поддержке высадки десанта на острова. Линкор ушел на дно 14 ноября 1944 года во время налета британских бомбардировщиков, после попадания трех авиационных бомб.

Бисмарк, Германия

Линкор «Бисмарк», принятый на вооружение в 1940 году, единственный корабль из этого списка, который принял участие в действительно эпическом морском сражении. На протяжении трех суток «Бисмарк», в Северном море и Атлантике, противостоял в одиночку практически всему британскому флоту. Линкор смог в бою потопить гордость британского флота, крейсер «Худ», и серьезно повредил несколько кораблей. После многочисленных попаданий снарядов и торпед, линкор ушел под воду 27 мая 1941 года.

Висконсин, США

Американский линкор «Висконсин», класса «Айова», водоизмещением 55.710 тонн имеет длину 270 метров, на борту, которого находятся три башни с девятью 406 миллиметровыми орудиями главного калибра. Корабль был спущен на воду в 1943 году, был принят на вооружение в 1944 году. В 1991 году судно был выведен из состава флота, но оставался в резерве ВМС США до 2006 года, став последним линкором, стоящим в резерве военно-морских сил США. Во время Второй Мировой Войны корабль был задействован для эскорта авианосных групп, поддержке десантных операций и обстреле береговых укреплений японской армии. В послевоенный период участвовал в войне в Персидском заливе.

Нью-Джерси, США

Линкор «Нью-Джерси», класса «Айова», был спущен на воду в 1942 году и принят на вооружение в 1943 году. Судно прошло несколько срьезных модернизаций, в итоге было списан из состава флота в 1991 году. Во время второй мировой войны использовался для эскорта авианосных групп, но толком участвовало ни в одном серьезном морском сражении. В следующие 46 лет участвовал в корейской, вьетнамской и ливийской войне как корабль поддержки.

Миссури, США

Линкор «Миссури» класса «Айова» был спущен на воду в 1944 году, и в этом же году вошел в состав Тихоокеанского флота. Корабль был выведен из состава флота в 1992 году, и превращен в плавучий корабль-музей, который сейчас доступный для посещения любого желающего. Во время второй мировой войны линкор был задействован для эскорта авианосных групп и поддержке высадки десанта, и не участвовал ни в одном серьезном морском сражении. Именно на борту «Миссури» был подписан пакт о капитуляции Японии, поставивший точку во Второй Мировой Войне. В послевоенный период, линкор участвовал только в одной серьезной военной операции, а именно войне в Персидском заливе, во время которой «Миссури» оказывал огневую поддержку многонациональных сил с моря.

Айова, США

Линкор Айова, одноименного класса, был спущен на воду в 1942 году и был принят на вооружение через год, воевал на всех океанских фронтах Второй Мировой Войны. Вначале патрулировал северные широты Атлантического побережья США, после чего был переброшен в Тихий океан, где прикрывал авианосные группы, оказывал поддержку десанту, наносил удары по береговым укреплениям противника и участвовал в нескольких морских операциях по перехвату ударных групп японского флота. Во время Корейской войны оказывал поддержку артиллерийским огнем действия наземных сил с моря В 1990 году «Айова» был списан и превращен в корабль-музей.

Ямато, Япония

Гордость японского императорского флота линкор «Ямато» имел длину 247 метров, весил 47.500 тонн, имел на борту три башни с 9 орудиями 460 миллиметровыми главного калибра. Корабль был спущен на воду в 1939 году, но был готов выйти в море в боевой поход только в 1942 году. За все время войны линкор принял участие только в трех настоящих сражениях, из которых только в одном смог вести огонь по кораблям противника из орудий главного калибра. Ямато был потоплен 7 апреля 1945 года авиацией противника, после попадание 13 торпед и 13 бомб. На сегодняшний день, суда класса «Ямато» считаются самыми большими линкорами в мире.

Мусаси, Япония

«Мусаси» младший брат линкора «Ямато», имеет схожие технические характеристики и вооружение. Корабль был спущен на воду в 1940 году, был принят на вооружение в 1942 году, но был готов выйти в боевой поход только в 1943 году. Линкор участвовал только в одном серьезном морском сражении, пытаясь помешать союзникам высадить десант на Филиппины. 24 октября 1944 года, после 16 часового боя, «Мусаси» затонул в Сибуянском море, после попаданий нескольких торпед и авиационных бомб. «Мусаси», на пару со своим братом «Ямато», считается самым большим линкором в мире.

Япония

Кто построил самые большие и современные линкоры Второй мировой войны? Япония. «Ямато» и второй корабль серии, ставший последним, «Мусаси», имели титаническое водоизмещение (полное), превышающее 70 тыс. тонн. Эти гиганты были и вооружены самыми мощными орудиями главного калибра 460 мм. Броня также не знала равных — от 400 до 650 мм. Чтобы уничтожить такого монстра требовались десятки прямых попаданий торпед, авиабомб или артиллерийских снарядов. У американцев нашлись все эти смертоносные средства поражения в достаточном количестве, и обстоятельства сложились так, что они смогли их применить. Они были злы на японцев за Перл Харбор и жалости не ведали.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]