Среди боевых самолетов Второй Мировой войны есть немало машин, которые имеют неоднозначную и интересную историю. С одной стороны можно говорить о техническом совершенстве, с другой, налицо явная неудача конструкторов, попытавшихся создать боевую машину нетрадиционной конструкции. Яркий пример – судьба американского самолета истребителя Р-39 «Аэрокобра». Изначально созданный в порядке эксперимента, с нестандартной для самолетов этого типа компоновкой, истребитель, в конечном итоге сумел занять свое достойное место в небе на Восточном фронте. Именно советско-германский фронт стал театром военных действий, где airacobra получила признание и применялась в массовом порядке. Начиналось все для этого самолета не так безоблачно, как планировали его создатели – конструкторы американской авиастроительной фирмы Bell Aircraft.
Аэрокобра
История создания истребителя P-39 «Аэрокобра»
История истребителя P-39 «Аэрокобра» началась в 1936 году, когда , под руководством Р.Вуда и Х.Пойера был создан проект самолета «модель 3». Особенностью проекта была установка двигателя не спереди, а у центра массы фюзеляжа, с приводом винта через длинный вал. Такая компоновка позволяла во-первых улучшить маневренность самолета, а во-вторых, разместить в носу более мощное вооружение.
Был у «модели 3» большой недостаток — пилот располагался за двигателем и имел плохой обзор из кабины. Тогда конструкцию переработали и сместили кабину вперед, назвав проект «модель 4». Именно этот проект заинтересовал армейский воздушный корпус, 7 октября 1937 г. в фирму поступил заказ на изготовление прототипа под обозначением XP-39.
В 1938 году необычный истребитель на удивление легко прошел испытания (хотя и с доработками) и был рекомендован в производство под обозначением P-39 «Аэрокобра» (первоначально было P-45). Американские ВВС, таким образом, получили не только самый «экстравагантный» боевой самолет США времен Второй Мировой войны, но и самый мощный — шутка ли, иметь уже в конце 1930-х г.г. истребитель, «главным калибром» которого является не привычные 2-6 7,62-мм пулеметов, а сразу 2х 12,7-мм пулемета и 1х 37-мм пушка!
Истребитель P-39 Аэрокобра
Производство P-39 продолжалось до августа 1944 года. Всего изготовлено 9558 самолётов различных модификаций. Из них 4924 были поставлены в СССР. Специально для Красной Армии был разработан модернизированный истребитель P-63 «Кингкобра». P-39 находился на вооружении в США до апреля 1944 года, Италии — до июня 1945 года, Франции — до 1947 года. В СССР отдельные самолёты эксплуатировались до 1953 года.
Родительский дом
Среди самых результативных советских лётчиков той войны Григорий Речкалов, согласно Википедии, занимает четвёртую позицию: 56 самолётов противника сбито им лично, 6 – в составе группы. На счету Ивана Кожедуба – 64 лично им уничтоженных самолёта, у Александра Покрышкина – 59, у Николая Гулаева – 57. Но есть и другие данные, согласно которым на личном счету Григория Речкалова должна быть 61 победа, в том числе три самолёта, уничтоженные им в начале войны и не записанные на него из-за потери штабных документов. Ситуация, распространённая среди наших лётчиков, имеются свидетельства, что тот же Александр Покрышкин говорил о большем количестве своих побед, но доказать их факт было невозможно. А вот немецкие асы не стеснялись себе приписывать любые сомнительные победы, отсюда – невероятное, кажущееся нереальным количество сбитых ими самолётов противника.
Наш ас был скромным и в общении.
– Я дважды встречался с Григорием Андреевичем. – рассказывает Юрий Судаков. – Последний – в 1965 году, на приёме выпускников Военно-воздушной академии. Он спросил, куда я попал по распределению, пожелал удачи. В общении запомнился очень открытым, никакого чванства или высокомерия. Хотя представьте: в 23 года он стал Героем Советского Союза, в 24 получает вторую звезду Героя, в тридцать с лишним – становится генерал-майором авиации. А я в то время только получил звание майора. Казалось бы, такая разница и в возрасте, и в положении, но мы разговаривали как обыкновенные люди. У меня остались самые добрые воспоминания от встреч с ним.
Родительский дом Григория Речкалова перенесли на территорию музейного комплекса в Зайково. Фото: Александр Исаков
Хранят память о своём земляке и на ирбитской земле. В 2015 году в Зайково был открыт обновлённый музейный комплекс, посвящённый ему, прежде он был размещён в школе, где когда-то учился будущий советский ас. На территорию музейного комплекса перенесли и дом семьи Речкаловых.
– Григорий Андреевич много раз приезжал в родные места. Первым делом он всегда приходил к родительскому дому, хотя в нём уже давно жили чужие люди, – рассказывает директор МАУ «Культурный центр им. дважды Героя Советского Союза Григория Речкалова» Елена Ермолаева.
По её словам, в музее Григория Речкалова в эти дни особенно многолюдно. В день празднования юбилея аса он станет главным местом проведения торжеств. Кульминацией их должен стать пролёт военных самолётов над посёлком, в котором родился наш прославленный земляк. Другим местом торжеств станет посёлок Бобровский, на кладбище которого рядом с могилой матери, Татьяны Петровны, Григорий Речкалов был похоронен, хотя умер он в Москве, в 1990 году. На территории Бобровской школы состоится открытие бюста дважды Героя Советского Союза Григория Речкалова. Бюст в Зайково, на родине героя, был открыт в 1949 году.
КСТАТИ
В музеях Свердловской области можно увидеть две восстановленные «Аэрокобры». Один Р-39 размещён в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме, другой – в Культурном центре имени дважды Героя Советского Союза Григория Речкалова в посёлке Зайково. На них повторяются обозначения, которые были нанесены на машину Речкалова: звёзды по числу побед, на хвостовой части большие буквы РГА – инициалы лётчика. А также красная полоса на верхней части киля, красный вал винта – характерные обозначения машин 16-го гвардейского полка.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».
- Опубликовано в №23 от 08.02.2020
Конструкция истребителя P-39 «Аэрокобра»
P-39 «Аэрокора» это цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем «полумонокок». Крыло прямое, трёхлонжеронное, трапецевидное в плане с закруглёнными законцовками. Механизация крыла состояла из закрылков типа Фрайз и предкрылков. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Двигатель расположен за кабиной пилота и соединен с трёхлопастным (на P-39Q-21-25 — четырёхлопастным) воздушным винтом валом длиной около 3 м, проходящим под полом кабины. Запас топлива размещался в крыльевых баках.
Доступ в кабину осуществлялся через двери автомобильного типа. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации и включал: 7,62-мм пулемёты, 12,7-мм пулемёты «Кольт-Браунинг», 20-мм пушки Испано M1, 37-мм пушки M4.
Чертеж истребителя P-39 Аэрокобра
Модификации истребителя-перехватчика P-39 «Аэрокобра»
- XP-39 — прототип. Отличался двигателем V-1710-17 мощностью 1150 л.с. с турбокомпрессором B-5. Вооружение отсутствовало. Первый полёт 6 апреля 1938 года.
- XP-39B — прототип, доработанный по результатам продувок в аэродинамической трубе. Отличался формой фонаря, створок ниш шасси, воздухозаборниками водо- и маслорадиаторов в корне крыла, уменьшенным размахом крыла и удлинённым фюзеляжем, двигателем V-1710-39 мощностью 1090 л.с., отсутствием турбокомпрессора. Первый полёт 25 ноября 1939 года.
- XP-39E («модель 23», XP-76) — опытный для испытания двигателя Континентал V-1430-1. Из-за неготовности двигателя установлен V-1710-47 мощностью 1325 л.с. Отличался крылом с ламинарным профилем увеличенного размаха. Первый полёт 21 февраля 1942 года. Изготовлено 3 самолёта. На его бозе разработан P-63.
- YP-39 («модель 12») — предсерийный. Отличался двигателем V-1710-39, увеличенным килем. Вооружение состояло из 37-мм пушки, 2 12,7-мм пулемётов, 2 7,62-мм пулемётов. Изготовлено 13 самолётов.
- YP-39A — высотный (проект). Отличался двигателем V-1710-31 мощностью 1150 л.с.
- P-39C («модель 13», P-45) — первый серийный вариант. Отличался двигателем V-1710-35 мощностью 1150 л.с. Вооружение состояло из 4 фюзеляжных 7,62-мм пулемётов. Первый полёт в январе 1939 года. В 1939 году изготовлено 20 самолётов.
- P-39D («модель 14») — доработанный. Отличался лобовым бронестеклом, усиленной бронезащитой, протектированными баками, уменьшенным запасом топлива, возможностью подвески ПТБ на 330 л. Вооружение состояло из 2 синхронных 12,7-мм пулемётов, 4 крыльевых 7,62-мм пулемётов, 37-мм пушки M4 (или 20-мм M1). Выпускался с февраля 1941 года. Изготовлено 404 самолёта.
- P-39D-1 («модель 14А») — истребитель для СССР. Отличался небольшим зализом киля. Вооружение состояло из 20-мм пушки, 2 12,7-мм пулемётов, 4 7,62-мм пулемётов. Изготовлено 336 самолётов.
- P-39D-2 («модель 14А») — с двигателем V-1710-63 мощностью 1325 л.с. с редуктором 2:1. Отличался 37-мм пушкой. Изготовлено 158 самолётов для СССР.
- P-39D-3, D-4 — штурмовики. Отличались двигателем V-1710-35, бронированными водо- и маслорадиаторами, 2 фотокамерами в хвостовой части.
- P-39F («модель 15B») — вариант P-39D с воздушным винтом «Аэропроп» . Отличался индивидуальными выхлопными патрубками двигателя вместо спаренных. Изготовлено 229 самолётов. P-39F-2 — штурмовик. Отличался бронированными водо- и маслорадиаторами, 2 фотокамерами в хвостовой части.
- TP-39F — учебный. Отличался второй кабиной впереди, двойным управлением, отсутствием вооружения. Изготовлен 1 самолёт.
- P-39L-2 — фоторазведчик. Переоборудовано 11 самолётов.
Характеристики P-39 Аэкокобра P-39Q-5
Характеристики приведены для модели P-39Q-5
- P-39M («модель 26D») — с двигателем V-1710-67 мощностью 1200 л.с. Выпускался с ноября 1942 года. Изготовлено 240 самолётов. P-39M-1 — с двигателем V-1710-83 мощностью 1200 л.с.
- P-39N — первый вариант. Изготовлено 500 самолётов.
- P-29Q-1BE — с запасом топлива 330 л и бронёй массой 105 кг.
Лётно-технические характеристики
Сравним по характеристикам позднюю «Аэрокобру» с одним из лучших советских истребителей середины войны – Ла-5ФН и одной из самых массовых серий «Мессершмитта»-109.
P-39Q | Ла-5ФН | Bf.109G-6 | |
Размах крыла, м | 10,36 | 9,80 | 9,90 |
Максимальная взлётная масса, кг | 3750 | 3168 | 3400 |
Максимальная скорость, км/ч | 605 | 648 | 618 |
Скороподъёмность | 762 | 1064 | 690 |
Дальность, км | 845 | 1000 | 560 |
Практический потолок, м | 10620 | 11200 | 11500 |
Вооружение | 37мм пушка М4, 4х12,7мм пулемёта «Браунинг» | 2х20мм пушки ШВАК | 20мм пушка MG151/20, 2×13мм пулемёта MG131 |
Стоит сказать, что превосходство «Аэрокобры» над ранними Bf.109 по маневренности было замечено ещё при опробовании истребителя в Британии. А «Густавы», и особенно поздние, общепризнанно считаются той моделью «Мессера», которые маневренностью не отличались. Ла-5, превосходивший P-39 по скоростным качествам, так же отличался простотой в постройке, освоении и обслуживании. Показательно, что в дальнейшем пушка немецкого самолёта заменялась на 30мм MK108 – схожую по баллистике и специфике применения с М4.
«Аэрокобра» оказалась вполне удачным и эффективным самолётом, а если считать P-63 очередной модификацией базовой конструкции – то и крайне, для военного времени, долговечным. Но успех её применения зависел от нескольких специфичных факторов.
Во-первых, истребители должны были действовать на малых высотах. Во-вторых, пилотировать сложный в управлении самолёт должны были хорошо подготовленные лётчики. В-третьих, пилоты должны были и хорошо стрелять, чтобы поражать самолёты прицельными выстрелами из пушки с небольшим темпом стрельбы. Именно только «Аэрокобра» летала с максимальной результативностью, что и было достигнуто в СССР.
Боевое применение истребителя P-39 «Аэрокобра»
Истребитель P-39 «Аэрокобра» начал поступать на вооружение армии США в 1940 году. В 1941 году «Аэрокобры» начали поступать в Великобританию, но там они не прижились, т.к. обладали малой высотностью, в то время как английским лётчикам приходилось вести бои на высоте около 5000 м. Часть самолётов напраили в колонии, часть — в Советский Союз. 165 самолётов получила «Свободная Франция». После подписания перемирия в 1943 году P-39 стала получать и Италия.
В Советском Союзе «аэрокобра» прижилась хорошо — бои на фронте велись в основном на малых высотах, а наиболее частой задачей истребителей было сопровождение фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков, тем более, что и из самого P-39 получался достаточно неплохой легкий штурмовик.
Известно, что из-за своей очень непривычной балансировки, «Аэрокобра» была сложна в управлении для новичков, однако для опытных пилотов она была хорошим выбором — советский ас трижды Герой Советского Союза А.И.Покрышкин одержал на P-39N 48 из своих 59 побед.
Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.
Обстоятельствам вопреки
Свою дорогу в небо Григорий Речкалов начал на уральской земле. Родился он 9 февраля 1920 года в деревне Худяково, теперь это – посёлок Зайково, В родной деревне Гриша закончил четыре класса начальной школы, и в 1931 году семья Речкаловых перебралась в село Бобровское под Сысертью. Там он начал заниматься в Свердловском аэроклубе ОСОАВИАХИМа, в 1937 году по комсомольской путёвке был направлен в Пермскую военную школу лётчиков.
– Это было время, когда страна бросила клич: «Комсомолец – на самолёт!» и все мальчишки грезили авиацией. Наш аэроклуб воспитал 17 будущих Героев Советского Союза, и среди них был Григорий Речкалов, – говорит генерал-майор авиации в отставке, председатель Свердловской областной общественной организации ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров, член Общественной палаты Свердловской области Юрий Судаков.
Очень часто обстоятельства складывались против Григория Речкалова, но он с упорством преодолевал их. Так, 22 июня 1941 года он возвращался в расположение своего 55-го истребительного авиационного полка, имея на руках заключение врачебной комиссии о непригодности к полётам. Григорий Речкалов не различал цвета. По дороге узнал о начале войны, помчался на аэродром. Полк уже вёл боевые действия, нёс потери, нужны были лётчики. Комполка, выслушав доклад подчинённого, спросил: «Сможешь отличить советский самолёт от вражеского?». «Отличу!» – последовал ответ.
Свои первые боевые вылеты Григорий Речкалов сделал на биплане И-153, его ещё называли «Чайкой», с номером «13» на хвосте. Цифра оказалась для него счастливой, уже 27 июня 1941 года он сбил немецкий «Мессершмитт-109». Казалось невероятным: пилот без боевого опыта на деревянном устаревшем биплане уничтожает современный немецкий самолёт. Но Речкалова отличали смелость, идеальное чувство машины, мгновенная реакция на меняющуюся ситуацию.
В июле 1941 года во время сопровождения штурмовиков его истребитель И-16 попал под огонь с земли, Григорий Речкалов получил тяжёлое ранение ноги, с трудом дотянул до аэродрома. Дальше – лечение в госпиталях, три операции. Как только рана стала заживать, стал проситься на фронт. Рана была серьёзной, поэтому после относительного выздоровления лётчик получил направление в запасной полк. Узнав, что там летают на У-2, развернулся и уехал обратно в штаб ВВС округа, требуя направить его в истребительный полк. Правдами и неправдами в марте 1942 года он вернулся в свой родной полк, ставший к тому времени 16-м гвардейским истребительным авиационным полком (ГИАП), который воевал на Южном фронте, затем – Северо-Кавказском фронте. Там количество своих побед Григорий Речкалов довёл до шести.
Григорий Речкалов (внизу) и Александр Покрышкин у зенитного орудия. 1943 год. Фото: Культурный центр им. Г.А. Речкалова