Истребитель Bell P-39 Airacobra – успех вдали от родины

Среди боевых самолетов Второй Мировой войны есть немало машин, которые имеют неоднозначную и интересную историю. С одной стороны можно говорить о техническом совершенстве, с другой, налицо явная неудача конструкторов, попытавшихся создать боевую машину нетрадиционной конструкции. Яркий пример – судьба американского самолета истребителя Р-39 «Аэрокобра». Изначально созданный в порядке эксперимента, с нестандартной для самолетов этого типа компоновкой, истребитель, в конечном итоге сумел занять свое достойное место в небе на Восточном фронте. Именно советско-германский фронт стал театром военных действий, где airacobra получила признание и применялась в массовом порядке. Начиналось все для этого самолета не так безоблачно, как планировали его создатели – конструкторы американской авиастроительной фирмы Bell Aircraft.

Аэрокобра

История создания истребителя P-39 «Аэрокобра»

История истребителя P-39 «Аэрокобра» началась в 1936 году, когда , под руководством Р.Вуда и Х.Пойера был создан проект самолета «модель 3». Особенностью проекта была установка двигателя не спереди, а у центра массы фюзеляжа, с приводом винта через длинный вал. Такая компоновка позволяла во-первых улучшить маневренность самолета, а во-вторых, разместить в носу более мощное вооружение.

Был у «модели 3» большой недостаток — пилот располагался за двигателем и имел плохой обзор из кабины. Тогда конструкцию переработали и сместили кабину вперед, назвав проект «модель 4». Именно этот проект заинтересовал армейский воздушный корпус, 7 октября 1937 г. в фирму поступил заказ на изготовление прототипа под обозначением XP-39.

В 1938 году необычный истребитель на удивление легко прошел испытания (хотя и с доработками) и был рекомендован в производство под обозначением P-39 «Аэрокобра» (первоначально было P-45). Американские ВВС, таким образом, получили не только самый «экстравагантный» боевой самолет США времен Второй Мировой войны, но и самый мощный — шутка ли, иметь уже в конце 1930-х г.г. истребитель, «главным калибром» которого является не привычные 2-6 7,62-мм пулеметов, а сразу 2х 12,7-мм пулемета и 1х 37-мм пушка!


Истребитель P-39 Аэрокобра

Производство P-39 продолжалось до августа 1944 года. Всего изготовлено 9558 самолётов различных модификаций. Из них 4924 были поставлены в СССР. Специально для Красной Армии был разработан модернизированный истребитель P-63 «Кингкобра». P-39 находился на вооружении в США до апреля 1944 года, Италии — до июня 1945 года, Франции — до 1947 года. В СССР отдельные самолёты эксплуатировались до 1953 года.

Родительский дом

Среди самых результативных советских лётчиков той войны Григорий Речкалов, согласно Википедии, занимает четвёртую позицию: 56 самолётов противника сбито им лично, 6 – в составе группы. На счету Ивана Кожедуба – 64 лично им уничтоженных самолёта, у Александра Покрышкина – 59, у Николая Гулаева – 57. Но есть и другие данные, согласно которым на личном счету Григория Речкалова должна быть 61 победа, в том числе три самолёта, уничтоженные им в начале войны и не записанные на него из-за потери штабных документов. Ситуация, распространённая среди наших лётчиков, имеются свидетельства, что тот же Александр Покрышкин говорил о большем количестве своих побед, но доказать их факт было невозможно. А вот немецкие асы не стеснялись себе приписывать любые сомнительные победы, отсюда – невероятное, кажущееся нереальным количество сбитых ими самолётов противника.

Наш ас был скромным и в общении.

– Я дважды встречался с Григорием Андреевичем. – рассказывает Юрий Судаков. – Последний – в 1965 году, на приёме выпускников Военно-воздушной академии. Он спросил, куда я попал по распределению, пожелал удачи. В общении запомнился очень открытым, никакого чванства или высокомерия. Хотя представьте: в 23 года он стал Героем Советского Союза, в 24 получает вторую звезду Героя, в тридцать с лишним – становится генерал-майором авиации. А я в то время только получил звание майора. Казалось бы, такая разница и в возрасте, и в положении, но мы разговаривали как обыкновенные люди. У меня остались самые добрые воспоминания от встреч с ним.


Родительский дом Григория Речкалова перенесли на территорию музейного комплекса в Зайково. Фото: Александр Исаков

Хранят память о своём земляке и на ирбитской земле. В 2015 году в Зайково был открыт обновлённый музейный комплекс, посвящённый ему, прежде он был размещён в школе, где когда-то учился будущий советский ас. На территорию музейного комплекса перенесли и дом семьи Речкаловых.

– Григорий Андреевич много раз приезжал в родные места. Первым делом он всегда приходил к родительскому дому, хотя в нём уже давно жили чужие люди, – рассказывает директор МАУ «Культурный центр им. дважды Героя Советского Союза Григория Речкалова» Елена Ермолаева.

По её словам, в музее Григория Речкалова в эти дни особенно многолюдно. В день празднования юбилея аса он станет главным местом проведения торжеств. Кульминацией их должен стать пролёт военных самолётов над посёлком, в котором родился наш прославленный земляк. Другим местом торжеств станет посёлок Бобровский, на кладбище которого рядом с могилой матери, Татьяны Петровны, Григорий Речкалов был похоронен, хотя умер он в Москве, в 1990 году. На территории Бобровской школы состоится открытие бюста дважды Героя Советского Союза Григория Речкалова. Бюст в Зайково, на родине героя, был открыт в 1949 году.

КСТАТИ

В музеях Свердловской области можно увидеть две восстановленные «Аэрокобры». Один Р-39 размещён в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме, другой – в Культурном центре имени дважды Героя Советского Союза Григория Речкалова в посёлке Зайково. На них повторяются обозначения, которые были нанесены на машину Речкалова: звёзды по числу побед, на хвостовой части большие буквы РГА – инициалы лётчика. А также красная полоса на верхней части киля, красный вал винта – характерные обозначения машин 16-го гвардейского полка.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №23 от 08.02.2020

Конструкция истребителя P-39 «Аэрокобра»

P-39 «Аэрокора» это цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем «полумонокок». Крыло прямое, трёхлонжеронное, трапецевидное в плане с закруглёнными законцовками. Механизация крыла состояла из закрылков типа Фрайз и предкрылков. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Двигатель расположен за кабиной пилота и соединен с трёхлопастным (на P-39Q-21-25 — четырёхлопастным) воздушным винтом валом длиной около 3 м, проходящим под полом кабины. Запас топлива размещался в крыльевых баках.

Доступ в кабину осуществлялся через двери автомобильного типа. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации и включал: 7,62-мм пулемёты, 12,7-мм пулемёты «Кольт-Браунинг», 20-мм пушки Испано M1, 37-мм пушки M4.


Чертеж истребителя P-39 Аэрокобра

Модификации истребителя-перехватчика P-39 «Аэрокобра»

  • XP-39 — прототип. Отличался двигателем V-1710-17 мощностью 1150 л.с. с турбокомпрессором B-5. Вооружение отсутствовало. Первый полёт 6 апреля 1938 года.
  • XP-39B — прототип, доработанный по результатам продувок в аэродинамической трубе. Отличался формой фонаря, створок ниш шасси, воздухозаборниками водо- и маслорадиаторов в корне крыла, уменьшенным размахом крыла и удлинённым фюзеляжем, двигателем V-1710-39 мощностью 1090 л.с., отсутствием турбокомпрессора. Первый полёт 25 ноября 1939 года.
  • XP-39E («модель 23», XP-76) — опытный для испытания двигателя Континентал V-1430-1. Из-за неготовности двигателя установлен V-1710-47 мощностью 1325 л.с. Отличался крылом с ламинарным профилем увеличенного размаха. Первый полёт 21 февраля 1942 года. Изготовлено 3 самолёта. На его бозе разработан P-63.
  • YP-39 («модель 12») — предсерийный. Отличался двигателем V-1710-39, увеличенным килем. Вооружение состояло из 37-мм пушки, 2 12,7-мм пулемётов, 2 7,62-мм пулемётов. Изготовлено 13 самолётов.
  • YP-39A — высотный (проект). Отличался двигателем V-1710-31 мощностью 1150 л.с.
  • P-39C («модель 13», P-45) — первый серийный вариант. Отличался двигателем V-1710-35 мощностью 1150 л.с. Вооружение состояло из 4 фюзеляжных 7,62-мм пулемётов. Первый полёт в январе 1939 года. В 1939 году изготовлено 20 самолётов.
  • P-39D («модель 14») — доработанный. Отличался лобовым бронестеклом, усиленной бронезащитой, протектированными баками, уменьшенным запасом топлива, возможностью подвески ПТБ на 330 л. Вооружение состояло из 2 синхронных 12,7-мм пулемётов, 4 крыльевых 7,62-мм пулемётов, 37-мм пушки M4 (или 20-мм M1). Выпускался с февраля 1941 года. Изготовлено 404 самолёта.
  • P-39D-1 («модель 14А») — истребитель для СССР. Отличался небольшим зализом киля. Вооружение состояло из 20-мм пушки, 2 12,7-мм пулемётов, 4 7,62-мм пулемётов. Изготовлено 336 самолётов.
  • P-39D-2 («модель 14А») — с двигателем V-1710-63 мощностью 1325 л.с. с редуктором 2:1. Отличался 37-мм пушкой. Изготовлено 158 самолётов для СССР.
  • P-39D-3, D-4 — штурмовики. Отличались двигателем V-1710-35, бронированными водо- и маслорадиаторами, 2 фотокамерами в хвостовой части.
  • P-39F («модель 15B») — вариант P-39D с воздушным винтом «Аэропроп» . Отличался индивидуальными выхлопными патрубками двигателя вместо спаренных. Изготовлено 229 самолётов. P-39F-2 — штурмовик. Отличался бронированными водо- и маслорадиаторами, 2 фотокамерами в хвостовой части.
  • TP-39F — учебный. Отличался второй кабиной впереди, двойным управлением, отсутствием вооружения. Изготовлен 1 самолёт.
  • P-39G («модель 26») — вариант P-39D-2 с винтом «Аэропроп» (проект). Разработан в 1941 году.
  • P-39J — с двигателем V-1710-59 мощностью 1100 л.с. Переоборудовано 33 самолёта P-39D.
  • P-39K-1BE («модель 26A») — с двигателем V-1710-63 и вентом «Аэропроп». Изготовлено 210 самолётов.
  • P-39L («модель 26B») — с винтом . Отличался новым носовым колесом, возможностью установки пусковых балок для ракет. Изготовлено 250 самолётов.
      P-39L-2 — фоторазведчик. Переоборудовано 11 самолётов.
  • Характеристики P-39 Аэкокобра P-39Q-5

    Страна:СШАТип:Фронтовой истребительГод выпуска:1938 г.Экипаж:1 человекДвигатель:V-1710-85 мощностью 1200 л.с.Максимальная скорость:602 км/чПрактический потолок:10700 мДальность полета:840 кмМасса пустого:2568 кгМаксимальная взлетная масса:3778 кгРазмах крыльев:10,37 мДлина:9,20 мВысота:3,78 мПлощадь крыла:19,81 кв.м.Вооружение:1x 20-мм пушка, 4x 12,7-мм пулемета.

    Характеристики приведены для модели P-39Q-5

    • P-39M («модель 26D») — с двигателем V-1710-67 мощностью 1200 л.с. Выпускался с ноября 1942 года. Изготовлено 240 самолётов. P-39M-1 — с двигателем V-1710-83 мощностью 1200 л.с.
  • P-39N («модель 26C, F») — с двигателем V-1710-85 (V-1710-E19) мощностью 1200 л.с. Отличался редуктором, винтом «Аэропроп». Изготовлено 2095 самолётов. Поставлялся в СССР.
      P-39N — первый вариант. Изготовлено 500 самолётов.
  • P-39N-1 — с новой компоновкой оборудования. Изготовлено 900 самолётов.
  • P-39N-5 — с уменьшенной до 88 кг массой брони. Вместо бронестекла установлен бронезаголовник. Изготовлено 695 самолётов.
  • P-39Q («модель 26E») — с 2 фюзеляжными крупнокалиберными пулемётами вместо 4 7,62-мм крыльенвых. С 1942 года по август 1944 года. Изготовлено 4905 самолётов (самая массовая модификация). В больших количествах поставлялся в СССР.
      P-29Q-1BE — с запасом топлива 330 л и бронёй массой 105 кг.
  • P-29Q-5BE — с облегчённым бронированием (88 кг). Запас топлива увеличен до 421 л.
  • P-29Q-10BE — с массой брони 103 кг и запасом топлива 455 л.
  • P-29Q-15BE — с изменённым составом оборудования.
  • P-29Q-20BE — без подкрыльевых пулемётов.
  • P-29Q-21BE — с 4-лопастным винтом.
  • P-29Q-25BE — экспортный вариант P-29Q-21BE.
  • P-29Q-30BE — с 3-лопастным винтом.
  • RP-39Q (с 1944 года TP-39Q)- учебный. Отличался двумя кабинами, развитым зализом киля, подфюзеляжным гребнем.
  • «Аэрокобра» Mk.I («модель 14», «Карибу» Mk.I) — экспортный вариант P-39D для Великобритании. Отличался двигателем V-1710-E4 (V-1710-35), крыльевыми пулемётами калибра 7,7 мм, 20-мм пушкой. В 1940-1941 годах изготовлено 675 самолётов. Около 200 самолётов остались в США, где эксплуатировались под обозначением P-400. 212 самолётов направлено в СССР (прибыло 162).
  • «Кобра II» — гоночный. Отличался двигателем V-1710-135 мощностью 2000 л.с. Построен в 1946 году. На нём достигнута скорость 664,64 км/ч.
  • XFL-1 «Аэробонита» — палубный истребитель (опытный). Отличается подкрыльевыми радиаторами, шасси с хвостовым колесом, посадочным гаком, укороченным фюзеляжем, формой киля. Первый полёт 13 мая 1940 года.
  • XTDL-1 (F2L-1K) — летающая мишень. В 1945 году переоборудовано 2 P-39Q для флота США.
  • Лётно-технические характеристики

    Сравним по характеристикам позднюю «Аэрокобру» с одним из лучших советских истребителей середины войны – Ла-5ФН и одной из самых массовых серий «Мессершмитта»-109.

    P-39QЛа-5ФНBf.109G-6
    Размах крыла, м10,369,809,90
    Максимальная взлётная масса, кг375031683400
    Максимальная скорость, км/ч605648618
    Скороподъёмность7621064690
    Дальность, км8451000560
    Практический потолок, м106201120011500
    Вооружение37мм пушка М4, 4х12,7мм пулемёта «Браунинг»2х20мм пушки ШВАК20мм пушка MG151/20, 2×13мм пулемёта MG131

    Стоит сказать, что превосходство «Аэрокобры» над ранними Bf.109 по маневренности было замечено ещё при опробовании истребителя в Британии. А «Густавы», и особенно поздние, общепризнанно считаются той моделью «Мессера», которые маневренностью не отличались. Ла-5, превосходивший P-39 по скоростным качествам, так же отличался простотой в постройке, освоении и обслуживании. Показательно, что в дальнейшем пушка немецкого самолёта заменялась на 30мм MK108 – схожую по баллистике и специфике применения с М4.

    «Аэрокобра» оказалась вполне удачным и эффективным самолётом, а если считать P-63 очередной модификацией базовой конструкции – то и крайне, для военного времени, долговечным. Но успех её применения зависел от нескольких специфичных факторов.

    Во-первых, истребители должны были действовать на малых высотах. Во-вторых, пилотировать сложный в управлении самолёт должны были хорошо подготовленные лётчики. В-третьих, пилоты должны были и хорошо стрелять, чтобы поражать самолёты прицельными выстрелами из пушки с небольшим темпом стрельбы. Именно только «Аэрокобра» летала с максимальной результативностью, что и было достигнуто в СССР.

    Боевое применение истребителя P-39 «Аэрокобра»

    Истребитель P-39 «Аэрокобра» начал поступать на вооружение армии США в 1940 году. В 1941 году «Аэрокобры» начали поступать в Великобританию, но там они не прижились, т.к. обладали малой высотностью, в то время как английским лётчикам приходилось вести бои на высоте около 5000 м. Часть самолётов напраили в колонии, часть — в Советский Союз. 165 самолётов получила «Свободная Франция». После подписания перемирия в 1943 году P-39 стала получать и Италия.

    В Советском Союзе «аэрокобра» прижилась хорошо — бои на фронте велись в основном на малых высотах, а наиболее частой задачей истребителей было сопровождение фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков, тем более, что и из самого P-39 получался достаточно неплохой легкий штурмовик.

    Известно, что из-за своей очень непривычной балансировки, «Аэрокобра» была сложна в управлении для новичков, однако для опытных пилотов она была хорошим выбором — советский ас трижды Герой Советского Союза А.И.Покрышкин одержал на P-39N 48 из своих 59 побед.

    Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.

    Обстоятельствам вопреки

    Свою дорогу в небо Григорий Речкалов начал на уральской земле. Родился он 9 февраля 1920 года в деревне Худяково, теперь это – посёлок Зайково, В родной деревне Гриша закончил четыре класса начальной школы, и в 1931 году семья Речкаловых перебралась в село Бобровское под Сысертью. Там он начал заниматься в Свердловском аэроклубе ОСОАВИАХИМа, в 1937 году по комсомольской путёвке был направлен в Пермскую военную школу лётчиков.

    – Это было время, когда страна бросила клич: «Комсомолец – на самолёт!» и все мальчишки грезили авиацией. Наш аэроклуб воспитал 17 будущих Героев Советского Союза, и среди них был Григорий Речкалов, – говорит генерал-майор авиации в отставке, председатель Свердловской областной общественной организации ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров, член Общественной палаты Свердловской области Юрий Судаков.

    Очень часто обстоятельства складывались против Григория Речкалова, но он с упорством преодолевал их. Так, 22 июня 1941 года он возвращался в расположение своего 55-го истребительного авиационного полка, имея на руках заключение врачебной комиссии о непригодности к полётам. Григорий Речкалов не различал цвета. По дороге узнал о начале войны, помчался на аэродром. Полк уже вёл боевые действия, нёс потери, нужны были лётчики. Комполка, выслушав доклад подчинённого, спросил: «Сможешь отличить советский самолёт от вражеского?». «Отличу!» – последовал ответ.

    Свои первые боевые вылеты Григорий Речкалов сделал на биплане И-153, его ещё называли «Чайкой», с номером «13» на хвосте. Цифра оказалась для него счастливой, уже 27 июня 1941 года он сбил немецкий «Мессершмитт-109». Казалось невероятным: пилот без боевого опыта на деревянном устаревшем биплане уничтожает современный немецкий самолёт. Но Речкалова отличали смелость, идеальное чувство машины, мгновенная реакция на меняющуюся ситуацию.

    В июле 1941 года во время сопровождения штурмовиков его истребитель И-16 попал под огонь с земли, Григорий Речкалов получил тяжёлое ранение ноги, с трудом дотянул до аэродрома. Дальше – лечение в госпиталях, три операции. Как только рана стала заживать, стал проситься на фронт. Рана была серьёзной, поэтому после относительного выздоровления лётчик получил направление в запасной полк. Узнав, что там летают на У-2, развернулся и уехал обратно в штаб ВВС округа, требуя направить его в истребительный полк. Правдами и неправдами в марте 1942 года он вернулся в свой родной полк, ставший к тому времени 16-м гвардейским истребительным авиационным полком (ГИАП), который воевал на Южном фронте, затем – Северо-Кавказском фронте. Там количество своих побед Григорий Речкалов довёл до шести.


    Григорий Речкалов (внизу) и Александр Покрышкин у зенитного орудия. 1943 год. Фото: Культурный центр им. Г.А. Речкалова

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]