Тема 27: «Вооружение БТР».. Учебные вопросы: Назначение, боевые свойства вооружения БТР и его размещение.Назначение, боевые свойства вооружения БТР и. — презентация

Несмотря на выход в новой модели БТР-82, БТР-80 является самым популярным бронетранспортером в Российской армии. Эта колесная машина создана с учетом опыта прежних военных конфликтов. БТР-80 форсирует небольшие водные преграды, быстро набирает скорость, имеет хорошую проходимость вкупе с вооружением, броней для двигателя и экипажа. Имеется также противопожарное оборудование и защита от радиации — дань возможностям современного оружия. Основной задачей машины является быстрая доставка на поле боя десанта и обеспечение прикрытия. В случае организации обороны бронетранспортер вкапывают в землю, а башня с пулемётом превращается в дот.

В каких войсках применяется

Область применения БТР довольно широка. Если говорить о БТР-80, технические характеристики позволяют применять данный транспорт в самых разных войсках. В основном он используется мотострелками. В любом учебнике по тактике можно найти схемы ведения боя в различных ситуациях мотострелковым взводом и тремя бронетранспортерами.

Высокая скорость и проходимость делают БТР-80 идеальной техникой для десантных подразделений. Умение форсировать водные преграды и возможность транспортировки на десантных кораблях позволяют использовать его в операциях морской пехоты. Восьмиколесная техника легко съезжает по аппарелям прямо в воду, в течение нескольких минут под прикрытием артиллерии достигает берега и приступает к штурму суши, а под броней ждут своего часа «чёрные береты».

Также возможен сброс техники с самолётов, после приземления БТР сразу вступает в бой. Современные парашютные системы позволяют сбрасывать танки и бронетранспортёры сразу с экипажем, с минимальным риском для людей.

Помимо России БТР-80 активно используется в странах СНГ, Эстонии, Турции и др.

Места боевой славы

С 1976 г. в Советском Союзе основным бронетранспортером был БТР-70 — машина неплохая, но унаследовавшая недостатки своего предшественника — БТР-60ПБ. У него был большой расход топлива, недостаточно продуманная система высадки и посадки десанта, ненадёжная силовая установка. В начале 80-х годов конструкторским бюро Горьковского автомобильного завода был спроектирован новый бронетранспортер – БТР-80, характеристики которого позволяют использовать его в самых различных условиях. Новая техника заслужила свою славу нелегким трудом, пройдя дорогами всех военных конфликтов СССР и СНГ с конца 1980-х годов: Молдавия, Таджикистан, Чечня, Нагорный Карабах и т.д.

БТР-80 использовался в качестве основного транспортного средства в войнах на Северном Кавказе. Десант возили прямо на крыше траспортника. В случае боевого столкновения в пути солдаты спрыгивали и укрывались за бронированными боками.

Для иностранцев русский солдат ассоциируется не только с автоматом Калашникова, но и с БТР-80. Технические характеристики позволяют эффективно использовать технику и в антитеррористических операциях. Это самая популярная колесная техника в Российской армии, модификации на базе БТР-80 используются штурмовыми подразделениями, подразделениями связи, артиллерией, а также как передвижной медпункт.

Модернизация и сравнение с зарубежными аналогами

За многолетнюю службу БТР-80 неоднократно подвергался модернизации. В российской армии встречаются следующие разновидности машины:

  • командно-штабная машина, дополнительно оборудованная средствами радиосвязи и позиционирования на местности, кроме этого часть БТР-80К выпущена в качестве передвижных пунктов управления ракетными пусками;
  • БТР-80А, модернизированный вариант с необитаемым боевым модулем с 30-мм пушкой 2А72. Вместо башни со спаркой пулеметов;
  • БТР-80М, с усиленным двигателем ЯМЗ-238, а так же шинами повышенной пулестойкости и большей длиной корпуса;
  • БТР-80АМ, двигатель ЯМЗ-238 и необитаемый боевой модуль.

Кроме России эти транспортёры, находятся на вооружении 26 стран мира. Улучшать любят не только русские, поэтому известны варианты, подогнанные даже под стандарты НАТО. Наибольших успехов на этом поприще достигли венгерские разработчики:

  • BTR-80 SKJ – специализированная медицинская машина;
  • BTR-80 VSF – для войск РХБЗ;
  • BTR-80 MVJ – эвакуатор для поврежденной на поле боя техники с возможностью простейшего ремонта на месте;
  • BTR-80 MPAEJ – аппарат для ремонта и технического обслуживания;
  • BTR-80 MPFJ – инженерно-техническая модификация.

Кроме Венгрии над «восьмидесяткой» много трудились в Польше и Украине. Внимание, с которым инженеры относятся к этой машине, говорит о ее огромном потенциале для модернизации и важности в военном деле.

Применение БТР-80 в Афганистане и других конфликтах не сильно заинтересовало американских военных, привыкших к гусеничным транспортерам. Ситуацию изменил знаменитый Бросок на Приштину, показавший преимущество колесной техники перед гусеничной в подобных операциях.

В итоге армия США получила M1126 Stryker, за основу которого взята швейцарская «Пиранья» БТР и наша «восьмидесятка». Сравнительные испытания, между тем, показали наличие серьезных проблем у американцев. Из-за большого веса машины и особенностей трансмиссии Stryker чаще застревает в грязи.

Если у отечественного БТР оторвет миной пару колес, он вполне в состоянии добраться до своих.

Американец же, несмотря на наличие тех же 8 колес, встает после потери хотя бы одного из них.

Внешний вид

Многие боевые машины имеют примерно такой же внешний вид, как БТР-80. Фото ниже представлено для лучшего восприятия информации. Корпус выполнен из бронестали, сварен жестко и надёжно. Основными элементами являются носовая часть, корма, борта, крыша и днище. Траспортник имеет целую коллекцию люков: для лебедки в носовой части, там же и смотровые люки, для ФВУ, люки механика-водителя и командира, боевого отделения и люк над силовой установкой. Также впереди имеется волноотражательный щит.

Башня выполнена в виде усеченного конуса, имеет амбразуры для установки спаренных пулеметов. Сварена из бронестали.

Перевод ВВТ на режим сезонной эксплуатации

Скачать Методическое пособие по организации перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации можно >здесь!

Организация перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации

Перевод ВВТ на режим летней или зимней эксплуатации проводится в целях поддержания их в высокой степени боевой готовности и надежной работы при использовании.

Сезонное обслуживание проводится два раза в год продолжительностью до 20 дней (директива первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 2002 г. №332/500 «Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части. Книга «Техническое обеспечение»), при подготовке машин к сезонному периоду эксплуатации в сроки, устанавливаемые командующим войсками военного округа.

Работы по переводу ВВТ на режим сезонной эксплуатации планируются с учетом выделения на каждое подразделение не менее 10 полных рабочих дней.

В этот период занятия по боевой подготовке не планируются и не проводятся, запрещается привлечение личного состава экипажей (расчетов) и ремонтных подразделений на другие работы (мероприятия), не связанные с проведением сезонного обслуживания ВВТ.

Выход машин из парка в дни проведения сезонного обслуживания не планируется, за исключением минимального количества автомобилей для обеспечения боевого дежурства и хозяйственных нужд.

Переводом машин на сезонный режим эксплуатации руководит лично командир воинской части.

Для руководства и контроля за ходом перевода ВВТ в парке воинской части развертывается пункт управления.

В подразделениях руководство работами по переводу осуществляется командирами подразделений (батальонов (дивизионов), рот (батарей).

Работы по переводу ВВТ ежедневно начинаются с построения личного состава воинской части в парке и постановки задач. Личный состав выводится на построение в комбинезонах (в рабочей форме одежды). Перед началом работ проверяется наличие план-заданий у личного состава (экипажей, расчетов, водителей) и проводится инструктаж по требованиям безопасности при выполнении работ.

Вариант организации перевода вооружения и техники воинской части на режим сезонной эксплуатации – приложение №1.

Командир воинской части заблаговременно принимает решение на организацию перевода ВВТ, восстановление имеющихся в воинской части неисправных образцов ВВТ, подготовку парка и материальной технической базы. Решение оформляется текстуально.

Вариант алгоритма принятия решения на организацию перевода ВВТ воинской части на режим сезонной эксплуатации – приложение №2.

В целях качественной организации работ в воинской части (подразделениях) разрабатывается комплект документов.

Перечень основных документов, отрабатываемых в воинской части и в подразделениях в ходе подготовки и проведения перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации — приложение №3.

Все документы печатаются на листах формата А-4 и находятся в папке с файлами воинской части (подразделения).

В воинской части разрабатываются:

приказ «О подготовке личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях» – приложение №4;

план перевода вооружения и техники, парка и материальной технической базы войсковой части на режим сезонной эксплуатации – приложение №5;

график работы специализированных постов и бригад – приложение №6;

план-график проверки качества выполнения сезонного обслуживания – приложение №7;

ведомость контроля за ходом перевода ВВТ и элементов парка воинской части на сезонный режим эксплуатации – приложение №8;

план восстановления ВВТ воинской части – приложение №9;

перечни работ при переводе на режим сезонной эксплуатации на каждую марку ВВТ (разрабатываются начальниками соответствующих служб);

акт проверки качества сезонного обслуживания ВВТ воинской части (составляется членами комиссии воинской части на основании результатов проверки качества сезонного обслуживания) – приложение №10;

приказ «О результатах проверки готовности личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях» – приложение №11.

Принятое командиром воинской части решение отражается в приказе «О подготовке личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях», который издается не позднее, чем за 2 недели до начала выполнения работ.

В приказе командир воинской части определяет:

— сроки проведения перевода;

— перечень отрабатываемых в воинской части и подразделениях планирующих и отчетных документов по сезонному обслуживанию ВВТ;

— порядок подготовки командиров подразделений и личного состава к выполнению работ сезонного обслуживания на образцах ВВТ и материально-технического обеспечения;

— перечень развертываемых специализированных постов и бригад;

— силы и средства, привлекаемые для технического обслуживания и ремонта машин;

— распорядок работы в парке;

— состав комиссии по проверке качества выполненных работ перевода;

— порядок оформления отчетных документов;

— требования безопасности при выполнении работ.

План перевода ВВТ на сезонный режим эксплуатации разрабатывается на основе указаний командира воинской части начальником штаба совместно с заместителями командира части с участием всех начальников родов войск и служб и утверждается командиром воинской части.

В плане перевода предусматривается проведение следующих мероприятий:

По подготовке личного состава:

— проведение инструкторско-методических занятий с офицерами, прапорщиками и специалистами;

— изучение командирами подразделений и личным составом экипажей (расчетов, водителей) наставлений, инструкций и руководств по обслуживанию ВВТ;

— изучение личным составом эксплуатационных материалов и ГСМ, применяемых на образцах ВВТ;

— подготовка личного состава подразделений технического обслуживания и ремонта к выполнению работ на постах и участках;

— создание специализированных постов и бригад, изучение личным составом функциональных обязанностей по объему выполняемых работ;

— порядок дефектовки машин и заполнения карточек учета недостатков в их состоянии и содержании, формуляров (паспортов), сроки составления планов-заданий на день;

— изучение требований безопасности при проведении технического обслуживания и проведение инструктажей.

По подготовке пунктов технического обслуживания и ремонта, подвижных средств технического обслуживания и ремонта:

— подготовка технологического оборудования, рабочих мест, постов и участков в пункте технического обслуживания и ремонта (ПТОР), в аккумуляторной зарядной станции (АЗС);

— оснащение рабочих мест инструментом, приспособлениями, оборудованием и средствами механизации;

— подготовка необходимых подвижных средств технического обслуживания и ремонта (мастерских) к использованию;

— порядок использования подвижных средств технического обслуживания и ремонта (мастерских) для технического обслуживания и ремонта образцов ВВТ;

— составление рабочих графиков и технологических карт по использованию рабочих мест.

По материально-техническому обеспечению:

— порядок и сроки истребования и обеспечения ГСМ, запасными частями и материалами;

— порядок выделения ремонтных подразделений и подвижных средств технического обслуживания и ремонта (мастерских) и технологического оборудования для выполнения работ в подразделениях воинской части.

По порядку выполнения работ по переводу техники и вооружения:

— виды и объем работ номерных видов технического обслуживания;

— виды и объем работ по сезонному обслуживанию ВВТ, исполнители и порядок контроля за выполнением работ;

— порядок ремонта неисправных образцов ВВТ.

По подготовке парка и парковых помещений:

— мероприятия по приведению элементов парка и внутренней службы в нем в соответствие с требованиями руководящих документов;

— утепление помещений ПТОР, АЗС и КТП (в зимний период);

— ремонт, подготовка и опробование отопительной системы (при переводе на зимний режим эксплуатации);

— приведение в готовность водомаслогреек (в зимний период);

— подготовка и проверка пожарного инвентаря;

— подготовка оборудования и инвентаря для уборки территории парка;

— проведение сезонного обслуживания всего технологического оборудования стационарных и подвижных ремонтных средств;

— подготовка средств повышения проходимости и эвакуации;

— ремонт и подготовка средств, облегчающих снятие машин с хранения и запуск двигателей;

— подготовка мест хранения аккумуляторных батарей в зимний период.

Сроки проведения смотра готовности ВВТ, парков и материальной технической базы к сезонной эксплуатации.

В соответствии с планом и полученными от штаба воинской части указаниями (выписками из приказа «О подготовке личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях») в батальоне (дивизионе) разрабатывается:

— план-график перевода вооружения и техники батальона (дивизиона) на режим сезонной эксплуатации – приложение №12;

Кроме того, до командиров батальонов (дивизионов) штабом воинской части доводятся:

— выписка из приказа «О подготовке личного состава, вооружения и военной техники, парка и материально-технической базы к эксплуатации в летних условиях»;

— выписка из графика работы специализированных постов и бригад (выдается штабом воинской части);

— выписка из плана восстановления неисправной ВВТ;

в роте (батарее, отдельном взводе) разрабатываются:

— план-график перевода ВВТ роты (батареи, отдельного взвода) на режим сезонной эксплуатации – приложение №13;

— план-задания экипажам (расчетам, водителям) – приложение №14;

— карточки учета недостатков в состоянии и содержании машин на каждый образец – приложение №15.

— ведомость учета работы личного состава – приложение №16.

Кроме того, до командиров рот (батарей, отдельных взводов) штабом воинской части доводятся перечни работ при переводе на режим сезонной эксплуатации на каждую марку ВВТ.

План-графики перевода ВВТ батальонов (дивизионов), рот (батарей, отдельных взводов) на режим сезонной эксплуатации утверждаются непосредственными командирами (начальниками).

Дни и часы проведения работ сезонного обслуживания ВВТ вносятся в расписание занятий.

Должностные лица воинской части при планировании и в ходе перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации выполняют свои функциональные обязанности в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации и другими руководящими документами.

Обязанности должностных лиц при проведении сезонного обслуживания ВВТ воинской части – приложение №17.

Подготовка и проведение перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации подразделяются на этапы:

I этап (за 1 – 1,5 месяца) – командир части дает указания заместителям и начальникам служб о проведении расчетов:

количества ВВТ подлежащих переводу;

потребности ГСМ;

объема трудозатрат;

потребности в других материальных средствах для обеспечения перевода и текущего ремонта ВВТ, ремонта зданий и хранилищ парка.

II этап (за месяц) – разработка организационных документов и доведение их до исполнителей.

III этап (за 20 дней) – организация материально-технического обеспечения:

командир воинской части контролирует обобщение заявок начальниками служб на истребование необходимого количества ГСМ и ВТИ для обеспечения работ связанных с переводом;

контролирует подготовку стационарных и подвижных средств технического обслуживания и ремонта, контрольно-испытательных средств;

проверяет оснащение постов и бригад инструментом и приспособлениями, наличие тары для слива технической жидкости.

IV этап (за 10 дней) – подготовка парков и парковых помещений к переводу ВВТ и работе в сезонных условиях:

получение затребованного военно-технического имущества, ГСМ материалов для ремонта зданий и хранилищ парка.

производство текущего ремонта зданий и хранилищ парка, водомаслогреек, систем отопления.

подготовка и проверка пожарного инвентаря, молниезащиты зданий и хранилищ.

проведение сезонного обслуживания технологического оборудования стационарных и подвижных средств обслуживания и ремонта ВВТ.

V этап (за 5 дней) — проведение трех дневных сборов и показных занятий с офицерами, прапорщиками и младшими специалистами.

VI этап (практическое выполнение работ по переводу) – командир воинской части проводит следующие мероприятия:

проверяет организацию работ в подразделениях, на ВВТ и постах (расстановку личного состава, наличие и ведение планов в подразделениях и план-заданий на машинах, обеспеченность работ материалами, соблюдение требований безопасности);

выборочно проверяет на танках, БМП и других машинах экипировку, боеукладку, а также готовность их к боевому применению;

ежедневно подводит итоги работы с командирами подразделений;

проверяет готовность парковых помещений к сезонному хранению (содержанию) ВВТ;

в соответствии с планом боевой подготовки в последние три дня перевода проводит смотр готовности к эксплуатации ВВТ, парка, складов, УМБ.

Важнейшим требованием при проведении работ является обеспечение высокой боевой готовности ВВТ. Запрещается оставлять вооружение и технику с демонтированными узлами и деталями по окончании рабочего дня (при убытии личного состава из парка).

VII этапподведение итогов перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации. Издание приказа «О результатах проверки готовности личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях».

Подготовка личного состава, техники и средств обслуживания включает в себя:

проведение показных занятий с офицерами, прапорщиками и младшими специалистами;

изучение наставлений, инструкций, руководств, методических пособий по техническому обслуживанию;

изучение применяемых эксплуатационных материалов, горючих и смазочных материалов и специальных жидкостей;

порядок подготовки рабочих мест и оборудования;

создание специализированных постов и бригад, изучение выполняемых ими работ;

порядок проверки машин, заполнения соответствующей документации;

изучение особенностей эксплуатации машин в зимнем или летнем периоде обучения;

изучение требований безопасности при проведении работ сезонного обслуживания;

порядок обеспечения и нормы снабжения материальными средствами.

Завершаются занятия принятием зачетов у командиров подразделений и личного состава экипажей (расчетов, водителей) по знанию перечня выполняемых на образцах ВВТ операций и порядка их выполнения.

При планировании подготовки техники и средств обслуживания учитывается:

порядок и сроки проверки технического состояния каждого образца с оформлением карточек учета недостатков и формуляров машин;

ремонт машин (по потребности);

порядок использования стационарных и подвижных средств обслуживания и ремонта воинской части

При организации рабочих мест и специализированных постов и бригад учитываются:

подготовка пункта технического обслуживания и ремонта (ПТОиР), подвижных ремонтных и контрольно-испытательных средств, площадок еже­дневного технического обслуживания (ЕТО) и организация постов с составлением технологических карт выполнения операций при обслуживании узлов агрегатов;

оснащение рабочих мест инструментом, приспособлениями и оборудо­ванием;

мероприятия по приведению внутренней службы и порядка в парке в соответствии с установленными требованиями;

необходимость производства текущего ремонта зданий и хранилищ;

необходимость ремонта, подготовки и опробования отопительной системы;

приведение в готовность водомаслогреек, аккумуляторных зарядных станций и мест хранения аккумуляторных батарей в зимний период;

подготовка и проверка пожарного инвентаря;

подготовка инвентаря для уборки территории парка;

проведение сезонного обслуживания технологического оборудования стационарных и подвижных средств обслуживания и ремонта;

подготовка и проверка средств, облегчающих пуск двигателя.

Контроль за организацией работ и материально-техническим обеспечением в ходе сезонного обслуживания осуществляется лично командиром и должностными лицами воинской части в составе контрольных групп с ежедневным подведением итогов и докладом командиру воинской части в соответствии с план-графиком проверки качества перевода ВВТ воинской части на режим сезонной эксплуатации.

Задачами контрольной группы являются:

— осуществление контроля полноты и качества выполнения работ на ВВТ;

— контроль восстановления неисправной ВВТ;

— контроль выполнения сроков и очередности работ на технике, подлежащей переводу;

— контроль выполнения мероприятий, указанных в плане перевода;

— контроль соблюдения графика работы специализированных постов и бригад;

— контроль соблюдения специалистами постов и экипажами (водителями) требований безопасности.

Перечень вопросов, проверяемых контрольными группами при переводе ВВТ на режим сезонной эксплуатации – приложение №18.

Результаты контроля обобщаются в группе контроля за ходом перевода воинской части, которая развертывается на пункте управления в парке воинской части и ежедневно докладываются командиру воинской части.

Командиром воинской части организуется представление доклада (сведений) о ходе выполнения работ по переводу ВВТ в вышестоящий орган военного управления (группу контроля) в установленное время.

Оперативный учет выполнения работ перевода техники ведется ежедневно:

в роте (батарее, отдельном взводе) – командиром роты (батареи, отдельного взвода) – в план-графике перевода и в ведомости учета работы личного состава роты (батареи, отдельного взвода);

в батальоне (дивизионе) – начальником штаба батальона (дивизиона) в план-графике перевода ВВТ батальона (дивизиона) на режим сезонной эксплуатации;

в воинской части – в группе контроля перевода под руководством начальника штаба воинской части в ведомости контроля за ходом перевода ВВТ и элементов парка воинской части на сезонный режим эксплуатации.

Порядок докладов о ходе перевода ВВТ:

а) устно:

— командир роты (батареи, отдельного взвода) – ежедневно по итогам работы за день непосредственному командиру (начальнику);

— командир батальона (дивизиона) – ежедневно по итогам работы за день по телефону в конце рабочего дня в группу контроля воинской части;

— группа контроля воинской части – еженедельно, о выполнении плана перевода по итогам недели, в группы контроля объединения (управления, отдела и службы военного округа) по подчиненности;

— группа контроля объединения (управления, отдела и службы военно-го округа) – ежедневно через дежурных по пунктам управления о выполнении плана перевода в подчиненных воинских частях – дежурному по пункту управления материально-технического обеспечения военного округа.

б) письменно (телеграфом, факсимильной связью) по четвергам:

— командующие объединениями, командиры воинских частей по итогам недели (согласно ведомости контроля) в адрес начальника управления технического обеспечения военного округа;

— начальники управлений (отделов), родов войск и служб военного округа (начальники отделов вооружения) в адрес начальника управления технического обеспечения военного округа с приложением ведомости контроля за подчиненные части.

В конце рабочего дня подводятся итоги:

— командиром воинской части – с командирами подразделений и начальниками служб;

— командирами подразделений – с личным составом.

Командиры подразделений и командир воинской части обязаны проверить подготовку личного состава, ВВТ и парка к летнему (зимнему) периоду и о готовности доложить по команде.

Три последних дня проведения сезонного обслуживания, в соответствии с планом боевой подготовки, отводятся для проведения смотра готовности ВВТ, парков, складов, УМБ воинской части. В ходе смотра должны быть проверены и оценены 100% всех видов ВВТ боевой и строевой групп эксплуатации воинской части.

Смотр проводится на местах стоянки. Руководство проведением смотра осуществляет лично командир части. Проводит смотр комплексная комиссия воинской части с привлечением специалистов ремонтных подразделений. Для проверки функционирования систем и агрегатов машин, приведения их параметров в соответствие с требованиями нормативно-технической документации и восстановления ВВТ создаются бригады из числа специалистов ремонтного подразделения воинской части, используется диагностическое оборудование, а также контрольно-проверочные машины и мастерские технического обслуживания. Работой бригад руководят начальники соответствующих служб.

В проведении смотра ВВТ участвует весь личный состав проверяемого подразделения. Отрыв личного состава на выполнение работ и мероприятий, не связанных с проведением смотра ВВТ, запрещается.

Разработка плана проведения смотра осуществляется заблаговременно. За пять дней до его начала план проведения утверждается командиром воинской части и доводится до командира проверяемого подразделения, начальников родов войск и служб.

За трое суток до начала смотра в службах и подразделении планируются мероприятия по проведению смотра, проводится подготовка средств технического обслуживания и ремонта, готовится материально-техническое обеспечение.

Смотр начинается с общего построения проверяемого подразделения, комплексной технической комиссии части, личного состава подразделений ТО и ремонта в парке, время которого определяет командир части. Необходимое оборудование и привлекаемые подвижные средства технического обслуживания, контрольно-проверочные машины сосредотачиваются на стоянке (в хранилище) проверяемого подразделения до начала построения.

После постановки задач и инструктажа по требованиям безопасности командир воинской части производит развод личного состава по рабочим местам.

Члены комиссии проверяют:

качественное состояние агрегатов, механизмов и систем машин, вооружения, средств связи и специального оборудования при неработающем двигателе;

качество выполнения работ по переводу на образцах ВВТ;

укладку табельного имущества;

наличие и качество горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей;

правильность содержания и ведения индивидуальной технической документации, а также внешний вид машин.

После осмотра машины проводится проверка функционирования систем, узлов и агрегатов со снятием характеристик при работающем двигателе.

По окончании проверки составляется план устранения выявленных недостатков и восстановления неисправных ВВТ. Восстановление выявленной неисправной техники, регулировочные и настроечные работы должны быть завершены до окончания срока проведения смотра ВВТ.

Результаты смотра оформляются актом, издается приказ по воинской части «О результатах проверки готовности личного состава, вооружения и военной техники, парка и материальной технической базы к эксплуатации в летних (зимних) условиях».

О проведенном смотре, состоянии ВВТ и принятых мерах по устранению выявленных недостатков командир воинской части письменно докладывает непосредственному командиру (начальнику).

Перевод ВВТ на режим сезонной эксплуатации

Метки:Сезонное обслуживание

БТР-80. Инструкция по эксплуатации

Бронетранспортер управляется как обычная машина, имеется руль, педали и рычаг переключения передач. На новых моделях имеется даже автоматическая коробка передач. Обзор для механика-водителя маловат, но это и не гоночная машина. Главное — видеть всё, что впереди, а то, что сбоку, БТР-80 со своей массой и мощностью даже не заметит. Он не имеет такой проходимости, как гусеничная техника, но в боях на ровной местности незаменим. Быстрое перемещение десанта позволит создать численный и огневой перевес на нужных точках. Перекрыть улицы и отдельные районы города, форсировать реку, прижать пулеметным огнем вражескую пехоту — БТР-80 создан для выполнения именно таких задач.

Боевое применение БТР-80

С момента поступления первых машин в войска они тут же заняли положенную им нишу. Ни одно боевое столкновение, произошедшее с 1986 года на территории в ведении СССР, России и стран-союзников, не обходилось без хотя бы косвенного участия БТР-80.

БТР, рабочая лошадка любого конфликта, обеспечивала быструю и относительно безопасную доставку живой силы на место столкновения. Она же поддерживала пехоту огнем своих пулеметов, а при необходимости, эвакуировала раненых бойцов.

Показательный случай грамотного использования качеств БТР-80 можно увидеть в событиях августа 1996 года.

В Грозном части внутренних войск оказались блокированы на площади Минутка. Возможности для эвакуации тяжелораненых солдат не было. Один из офицеров, майор Ларин, решил пробиваться с раненными на БТР.

Разогнавшись, с экипажем Ларин пробивается через первое кольцо окружения, но необходимо было проехать через весь город. Командир приказывает разжечь фальш-дымы на башне БТР перед очередным заслоном боевиков. Одновременно с нескольких сторон машину атакуют гранатометчики.

Одна из гранат, сорвав прикрепленные для усиления брони ящики на борту, взрывается у корпуса, не повреждая при этом двигатель. Командир приказывает механику-водителю сбросить скорость, не выключая двигателя, и медленно остановить машину. Одновременно с этим разгораются дымовые шашки, и создается полное впечатление поражения машины.

По воспоминаниям Ларина, боевики поднялись в полный рост, ожидая, что через люки полезут оглушенные и обожжённые бойцы. Вместо этого экипаж разворачивает КПВТ в сторону нападающих. Очередь из пулемета сопровождается приказом снова набирать скорость. Эта хитрость позволила вырваться из кольца окружения и доставить раненных в госпиталь.

В прочих войнах умелые руки и ясная голова позволяли со всей эффективностью использовать маневренность и мощь БТРов.

Технические изменения в двигателе

В 80-е годы конструкторы Горьковского автомобильного завода получили задание создать бронетранспортер, исключив недостатки БТР-70. Устройство БТР-80 сильно отличается от его предшественника. В первую очередь, вместо двух карбюраторных двигателей поставили один дизельный от автомобиля КамАЗ — 4-тактный 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения. Такой двигатель имеет меньше шансов взорваться, а его объём на 30 процентов превышает объем его предшественника. Установлен турбокомпрессор, чтобы увеличить мощность. В итоге БТР-80 имеет 260 л.с., разгоняется до 100 км/ч. Это в идеальных условиях. По шоссе — 80 км/ч, по грунтовой дороге — от 20 до 40 км/ч. Может форсировать водные преграды со скоростью 9 км/ч.

Использование одного двигателя потянуло за собой и другие изменения. В трансмиссии механическое усилие через сухое фрикционное двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом поступает на 5-тиступенчатую коробку передач. Все передачи, кроме первой, снабжены синхронизаторами.

Повышение проходимости через блокировку дифференциала

Дифференциал БТР-80 был улучшен по сравнению с БТР-70. От коробки передач момент передается на раздаточную двухступенчатую коробку. Дифференциальная раздача выполнена в два потока: на первый-третий и второй-четвертый мосты БТР-80. Блокировка межосевого дифференциала является принудительной, срабатывает в тяжёлых дорожных условиях. При этом понижающая передача и блокировка дифференциала происходит только при включенных передних мостах. Чтобы увеличить срок эксплуатации и избежать поломок при перегрузках, в раздаточной коробке предусмотрена муфта, ограничивающая предельный момент.

История создания

Боевые действия в демократической республике Афганистан выявили множество недостатков БТР-70. Одним из главных была ненадежная силовая система, два карбюраторных двигателя, спаренные и находящиеся в корме бронетранспортера.

Кроме традиционных недостатков бензиновых двигателей в армии, добавлялась прожорливость даже по армейским меркам. Боевые действия в высокогорье, кроме того, показали проблемы с потерей мощности. Проблемы доставляли люки на корпусе бронетранспортёра, экипажу и находящимся внутри мотострелкам, было сложно быстро покинуть машину.

Огневая поддержка на поле боя так же была невелика. Опыт боев показал, что угол подъема стволов оружия БТР недостаточен для ведения огня в горах. Недостаточной была и броневая защита «семидесятки». Не эффективно действовала водометная система, при пересечении водоемов забивавшаяся илом, торфом и водорослями.

Конструкторской группе Горьковского автозавода под командой И. Мухина и Е. Мурашкина было поручено модернизировать машину в соответствии с требованиями военных.

Модернизация получилось настолько глубокая, что можно говорить о принципиально новом бронетранспортере отечественной конструкции.

Сдвоенный двигатель был заменен на один мощный, КамАЗ-740.3, дизель с турбокомпрессором. Корпус был увеличен в сравнении с БТР-70 на 115 мм в высоту и длину, на 100 мм в ширину. Однако, за счет уменьшения клиренса, общая высота машины увеличилась только на 30 мм.

Было усиленно бронирование корпуса, все изменения привели к увеличению массы машины на 18 %. Если БТР-70 весил 11,5 тонн, то «восьмидесятка» поправилась до 13,6 тонн. После испытаний на полигонах, в 1986 году новый бронетранспортер был официально принят на вооружение.

Живучесть БТР-80

Бронетранспортер имеет пулестойкие шины с регулируемым давлением. Ведь именно от подвижности зависит, сколько на поле боя проживёт данная техника. Устройство БТР-80 таково, что выход из строя одного или двух колес его не остановит. Технические характеристики даже противотанковой мины таковы, что энергия взрыва повредит только одно колесо, а противопехотные бронетранспортеру данной модели вообще не страшны.

Вполне понятно желание обеспечить защиту экипажа, но чем толще броня, тем тяжелее машина и медленнее она двигается. Описание БТР-80 позволяет узнать в нем черты БТР-70, отличия во внешнем виде незначительные, особенно для неразбирающихся в военной технике. У БТР-80 корпус длиннее и броня улучшена незначительно. Даже в этом случае масса возросла на 18 процентов — до 13600 кг. Благодаря изменениям в ходовке и в двигателе подвижность осталась прежней. Запас хода, благодаря дизельному двигателю, увеличился до 600 км по шоссе.

Увеличена огневая мощь техники за счет экипажа. Стрелковые порты в бортах корпуса развернуты в сторону передней полусферы, также появилась амбразура, позволяющая вести огонь командиру.

Описание БТР-80

Бронетранспортер БТР-80 предназначен для транспортировки личного состава и поддержке его огнем на поле боя. Хотя, функция огневой поддержки больше относится к боевой машине пехоты.

Корпус машины создан из броневых катаных листов. Корпус машины имеет обтекаемую форму, это необходимо для придания ей плавучести и для повышения ее защиты. Толщина брони не превышает 10 миллиметров.

БТР-80 разделен на несколько отделений. Впереди находится отделение управления, в котором расположено место водителя-механика и командира машины. Также здесь установлены приборы наблюдения (включая ночные), контрольно-измерительные приборы, радиостанция и переговорное устройство.

За отделением управления находится боевой отсек. В нем расположено место оператора-наводчика и места для десантников (семь человек). Один пехотинец сидит рядом с наводчиком лицом по ходу движения, а остальные расположены лицом к бортам машины, по три человека на каждой стороне. В отделении есть амбразуры для использования личного оружия. Для ведения огня из пулемета, наводчик занимает специальное подвесное кресло.

Также в боевом отделении расположен большой люк для десантирования. Он состоял из двух створок: верхняя часть открывалась вбок, а нижняя опускалась и служила удобной подножкой при выходе из машины.

Силовое отделение находится в корме машины. Там установлен дизельный двигатель с трансмиссией, радиаторы, топливные баки и резервуары для масла, генераторы и другое оборудование.

Вооружение БТР-80 состоит из пулемета КПВТ и пулемета ПКТ, которые размещены в башне машины. Пулемет КПВТ имеет калибр 14,5 мм и может бороться с живой силой противника, с легкой бронетехникой и низколетящими воздушными целями. В башне также расположен прицел 1П3-2 и приборы наблюдения.

БТР-80 выполнен по колесной формуле 8×8, управляемыми являются две передние пары колес. Подвеска машины независимая, торсионная. Колеса – бескамерные, пулестойкие. Есть система, которая обеспечивает контроль давления в колесах. БТР-80 будет продолжать двигаться, даже если из строя выйдут два колеса.

Движение по воде

Машину-амфибию легко отличить по задранному носу – такому, как и у БТР-80. Фото выше показывает процесс высадки с корабля. На заднем плане плывет вторая машина, а первая уже выбралась на берег. Эксплуатация БТР-80 при форсировании водной преграды проста. В конструкции предусмотрен один водомет с осевым насосом, расположенный в кормовой части. Управление движением на воде осуществляется с помощью руля. Помимо двух передних мостов, которые движутся и на суше, на воде помогают повернуть водяные рули и заслонка. Бронетранспортер — машина тяжелая, и без гидроусилителя руля тут не обошлось.

Изначально БТР-80 задумывался без водомета, но командованию военно-морского флота требовалась машина, способная десантироваться с кораблей и адаптированная под нужды морской пехоты. Подразделения морской пехоты — от штурмовых войск до связи командования — все сидят на БТР-80.

Оборудование БТР-80

Технические характеристики БТР-70 требовалось расширить для адаптации к условиям современной войны. На БТР-80 была установлена башенная пулеметная установка БПУ-1, вертикальный угол наведения которой составляет 60 градусов. Вкупе с оптическим прицелом 1ПЗ-2 она позволяет вести зенитную стрельбу. Как ниндзя из фильмов, БТР-80 может создать дымовую завесу и скрыться: для этого на крыше установлена система 902В, представляющая собой шесть гранатометов.

Поначалу бронетранспортер, как и его предшественник, был вооружен КПВТ, спаренным с ПКТ.

Во время создания этой техники Афганистан был главным полигоном для применения, тем не менее конструкторы позаботились о ведении боя и в холодном климате. При температуре от -5 до -25 оС предусмотрен предпусковой прогреватель, устроенный по принципу электрофакельного устройства. При разогреве двигателя образуется факел пламени от сгорания дизеля, который тоже повышает температуру.

Изначально имевшаяся в БТР радиостанция Р-123 была заменена на более новую и эффективную Р-163-50У.

История создания БТР-80

Машина получила заводское обозначение ГАЗ-5903. Устройство машины принципиально не отличается от БТР-70. Основное внимание разработчики направили на усовершенствование силовой установки машины. Нужен был один надежный дизельный двигатель. Наличие в боевой машине сразу двух моторов и трансмиссий давало определенные преимущества (при повреждении одного двигателя БТР мог двигаться с помощью другого). Но сложность текущего обслуживания и ремонта силовой установки с таким устройством, сводила положительные качества практически на нет.

На новую машину был поставлен дизельный двигатель от серийного автомобиля КамАЗ, что существенно удешевило производство и обслуживание новой техники. Благодаря установке турбокомпрессора БТР-80 мог развивать скорость на 20 км/ч выше, чем его предшественник.

На БТР-80 были сделаны новые люки для десантирования, состоящие из двух створок. Вооружение осталось прежним, а вот конструкция башни была изменена. Бронетранспортер БТР-80 стал на две тонны тяжелее, чем его предшественник, но благодаря установке более мощного двигателя это не сказалось на его маневренности.

В 1986 году машина была принята на вооружение и ее начали изготавливать серийно. На сегодняшний день БТР-80 является основным бронетранспортером российской армии, а также многих других армий мира. Эта машина активно экспортируется, БТР-80 принимал участие во множестве конфликтов.

Созданы десятки самых разнообразных модификаций БТР-80, на ее базе изготавливаются машины для выполнения специальных функций. На последние модификации этой машины очень часто устанавливают автоматическую пушку и противотанковые ракетные комплексы.

БТР-80 с автоматической пушкой

В 1994 году на вооружение была поставлена модификация бронетранспортера БТР-80А. Машина для десанта впервые была оборудована 30-миллиметровым автоматическим орудием 2А72, боекомплект в 300 снарядов. Подобная пушка применяется на боевых машинах пехоты и десанта, а также на вертолетах Ка-50, Ка-52 и Ми-28. Танковую броню в 120 мм способна пробить очередь из восьми снарядов из такой пушки БТР-80.

Технические характеристики новой башни позволяют поражать цели с большим углом возвышения — до 70 градусов. Дальность выстрела — до 4 км. С пушкой спарен все тот же ПКТ калибра 7,62 с 2000 патронов. Все оружие расположено за пределами обитаемого отсека, чтобы пороховые газы не поступали внутрь помещений. Для ведения стрельбы ночью установлен прицел ночного видения ТПН-3-42 «Кристалл», дальность прицельной стрельбы с его использованием — до 900 м.

История появления БТР-80

В конце 50-х годов перед рядом советских конструкторских бюро была поставлена задача создать новый бронетранспортёр. Эта машина должна была не отставать от гусеничной техники, и даже превосходить её по проходимости и скорости. После объявления конкурса, было создано несколько интересных экземпляров от разных производителей:

  • ЗИЛ-153, который имел всего три пары колёс, закрытый бронёй корпус и торсионную подвеску. Поворачивал он за счёт передних и задних колёс, которые были подвижными. Данная машина была способна не только держаться на плаву, но и передвигаться по воде, используя для этого дополнительный водомётный двигатель;
  • Интересную модель представили машиностроители из Брянска. Главной особенностью её устройства была гидропневматическая подвеска, которая могла менять клиренс до 300 мм. Эту боевую машину планировалось вооружить 73 мм пушкой;
  • Самым удачным вариантом оказался бронетранспортёр, созданный в конструкторском бюро «ГАЗ». Боевая машина, под названием «49» уже в 1959 году была принята на вооружение. В 1961 году было начато серийное производство. Горьковский бронетранспортёр получил новое название – БТР-60П.

Бронетранспортёр БТР-60П получил корпус с открытым верхом из броневых листов. Для защиты от осадков открытый верх закрывался тентом. В качестве вооружения использовался пулемёт СГМБ, который был установлен на станке. Устанавливать пулемёт можно было в нескольких положениях, так как для этого были предусмотрены специальные кронштейны:

  • При движении боевой машины пулемёт крепился на лобовом листе;
  • Если бронетранспортёр находился в бою, то пулемёт мог крепиться как спереди, так и сбоку.

В 1963 году БТР-60П был модернизирован, в результате чего получил полностью закрытый корпус с 4 люками для выхода десанта. В этом же году появился БТР-60ПБ, который получил коническую башню с двумя спаренными пулемётами.

Через 9 лет была создана новая модель бронетранспортёра – БТР-70. В 1976 году его начали производить серийно. Главными отличиями БТР-70 от предшественника были следующие изменения:

  • На БТР-70 были установлены два новых двигателя от ГАЗ-66, которые развивали по 115 л.с. каждый;
  • Теперь десантники в кузове сидели лицом к бортам, а не спиной, что сократило время подготовки к ведению огня;
  • Появились боковые люки для десантников;
  • Бензобаки поместили в изолированные отсеки, что позволило не опасаться сильного повреждения бронемашины при взрыве одного из баков;
  • Установлена автоматическая система противопожарной обороны БТР;
  • Появился независимый и раздельный привод тормозов, что позволяло тормозить при повреждении одной из тормозных систем;
  • Стало возможно при выходе из строя одного двигателя ехать на втором исправном, так как силовую передачу можно было отключить с водительского места;
  • Теперь на машину стали устанавливать два генератора.

Вооружение БТР-70 было аналогичным вооружению БТР-60ПБ, только модели последних лет выпуска оснащались новой башней, которая позволяла вести огонь с большим углом. БТР-70 до сих пор состоят на вооружении многих стран СНГ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]