Танковые войска России (танковая история, как стать танкистом, учебные заведения)

В наше время немного глупо пытаться разделять рода войск на престижные и непрестижные. Каждый род войск играет свою незаменимую роль на поле боя – с этим не поспоришь, увы. К примеру, без десанта довольно затруднительно эффективно проводить бой в тылу врага, а без тяжелой бронетехники сложно представить эффективный прорыв позиционной обороны.

Но, все равно некоторые рода войск считаются элитными, а какие-то нет. Рассмотрим службу в танковых войсках, как же можно стать танкистом. Кстати, танковые войска располагаются ровно посередине иерархии рода войск. Но быть танкистом – это тяжелый труд.

Танковые войска России

Танковые войска составляют «ядро» сухопутных сил, взаимодействующее с мотострелковыми войсками, как в обороне, так и в наступлении. Без поддержки пехоты использование танков оказывается не эффективным.

Использованием танков решаются следующие задачи:

  • в обороне – огневая поддержка обороняющихся мотострелков, нанесение контрударов и контратак с целью подавления активности противника;
  • в наступлении – прорыв укреплений противника, вклинивание в оборонительные порядки на большую глубину, рассечение и окружение отдельных группировок с целью уничтожения.

Для этого используют:

  • танковые дивизии:
  • танковые бригады;
  • танковые полки в составе мотострелковых дивизий;
  • танковые батальоны полков и бригад мотострелков.

Управление танковыми войсками

В современной российской армии танковые силы не рассматриваются в качестве отдельного рода войск и не имеют централизованного управления. Вопросами, связанными с бронетехникой в вооруженных силах России занимается Главное автобронетанковое управление МО РФ, которое возглавляет генерал-майор С.В. Бибик.

В отличие от родов войск у танкистов нет своего штаба, не ведется планирование самостоятельных боевых операций. Задачи управление сведены к:

  • совершенствованию и модернизации автобронетанковой техники;
  • военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами;
  • планированию и материальному обеспечению бронетанковых подразделений, сохранению имеющегося парка машин.

То есть, основные функции — административно-хозяйственные.

ОБЯЗАННОСТИ И РАЗМЕЩЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖЕЙ

Глава вторая

ОБЯЗАННОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖЕЙ

Командир танка (бронеавтомобиля, бронетранспортера)

39. Командир танка подчиняется непосредственно командиру взвода. Он является начальником экипажа танка и во всех отношениях отвечает за танк, eгo вооружение и экипаж. Из состава экипажа командир, танка назначает своего постоянного заместителя.

Командир танка обязан:

  • поддерживать строгую воинскую дисциплину в экипаже танка и требовать точного знания и строгого выполнения экипажем своих обязанностей;
  • знать танк, уметь стрелять из танкового оружия и пользоваться радиостанцией;
  • постоянно иметь при себе карту или схему района действий своей части;— заботиться о содержании танка в полной и постоянной боевой готовности;
  • перед каждым выходом танка проверять: исправность танка, вооружения, прицельных приборов, противооткатных приспособлений и специальных приборов связи и наблюдения; обеспеченность танка боеприпасами, горюче-смазочными материалами, продовольствием и водой; боевую укладку танка;
  • содержать в исправности и обеспечивать комплектность положенного танкового и шанцевого инструмента, маскировочного имущества, средств противохимической защиты и запасных частей;
  • следить за постоянной исправностью огнетушителей;
  • руководить экипажем при войсковом ремонте танка;
  • вести формуляр танка.

40. На марше командир танка обязан:

  • до выступления изучить маршрут движения, его особенности и наиболее трудные участки пути;
  • объяснить механику-водителю характер, предстоящего маршрута;
  • организовать непрерывное наземное наблюдение и, по указанию командира взвода, наблюдение за воздухом;
  • соблюдать дисциплину марша;
  • управлять работой механика-водителя (изменение скорости, дистанции, перемена направления); на привалах указывать ему особенности предстоящего участка пути;
  • принимать и исполнять сигналы и команды, подаваемые командиром взвода и регулировщиками движения;
  • соблюдать меры маскировки;
  • на привалах докладывать командиру взвода о состоянии танка (давление масла, температура, наличие горюче-смазочных материалов и пр.);
  • в случае аварии доложить командиру взвода и принять меры к быстрому устранейию неисправностей.

41. Перед боем командир танка обязан:

  • уяснить полученную задачу;
  • изучить поле боя, направление и объекты действий;
  • определить опасные в противотанковом отношении участки и способы их преодоления или обхода;
  • составить танковую карточку, нанести на неё цели и определить способы их уничтожения;
  • поставить экипажу боевую задачу на местности, распределить секторы наблюдения между лицами экипажа; по местным предметам указать направление атаки взвода, ось боевого питания, восстановления и связи батальона (роты);
  • обеспечить своевременное приведение своего танка в боевую готовность: проверить наличие боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продовольствия, воды и принять меры к их пополнению;
  • расположить танк на исходной позиции в соответствии с полученной задачей и замаскировать его от воздушного и наземного наблюдения;
  • установить наблюдение за сигналами командира взвода;
  • проверить знание экипажем особых сигналов, установленных для связи с командиром йзвода и с другими родами войск.

42. В бою командир танка обязан:

  • выполнять поставленную задачу; сохранять своё место в боевом порядке;
  • применяться к местности, используя закрытия для ведения огня и для манёвра;
  • непрерывно наблюдать за полем боя, отыскивать цели и уничтожать их огнём;
  • следить за точным выполнением сигналов и команд экипажем;
  • наблюдать за действиями соседних танков, особенно за танком командира взвода, за его сигналами и знаками;
  • поддерживать непрерывную связь с командиром взвода;
  • при обнаружении отравляющих веществ (ОВ) приказать экипажу танка надеть противогазы;
  • вести учёт расхода боеприпасов, доносить командиру взвода об израсходовании половины и трёх четвертей боекомплекта;
  • в случае выхода из строя других танков взвода присоединиться к другому взводу роты и продолжать бой;
  • при вынужденной остановке, организовав огневое прикрытие, принять меры к восстановлению танка и донесли об этом командиру взвода;
  • если невозможно вывести аварийный танк с поля боя силами экипажа, прибегнуть к помощи пехоты или других танков;
  • при угрозе захвата танка противником вести огонь до последнего патрона и только при полной невозможности спасти танк вывести из него экипаж с пулемётами и привести танк вместе с орудием в полную негодность.

43. После боя (марша) командир танка обязан:

  • расположить и замаскировать танк по указанию командира взвода;
  • привести танк в полную боевую готовность; в случае заражения -танка стойкими отравляющими веществами (СОВ) дегазировать его;
  • доложить командиру взвода о действиях своего танка в бою, о состоянии личного состава экипажа и танка.

Командир башни (заряжающий)

44. Командир башни подчиняется командиру танка и отвечает за состояние и. постоянную боевую готовность всего вооружения танка. Он обязан:

  • знать танковое вооружение (орудие, пулемёты, приборы наблюдения и управления огнём, боеприпасы, оборудование боевого отделения, инструмент и запасные части к вооружению) и содержать его в полной исправности;
  • уметь стрелять из танкового оружия и систематически проверять состояние прицельных приборов, противооткатных приспособлений и механизмов наведения;
  • всегда знать количество имеющихся боеприпасов; уметь подготавливать и укладывать их; вести учёт израсходованных боеприпасов, пополнять их запас при всякой возможности; принимать меры к сохранению стреляных гильз и своевременно сдавать их;
  • немедленно устранять неисправности вооружения, докладывая об этом командиру танка;
  • содержать в чистоте и порядке боевое отделение танка;
  • вести формуляр оружия танка.

Командир башни выходит из танка только с разрешения командира танка.

45. На марше командир башни обязан:

  • вести наблюдение в своём секторе, докладывая командиру танка обо всём замеченном, в первую очередь о появлении танков и самолётов противника;
  • маскировать танк на привалах по указанию командира танка;
  • помогать механику-водителю устранять неисправности в материальной части танка.

46. Перед боем командир башни обязан:

  • подготовить данные для стрельбы;
  • проверить исправность вооружения и приборов наблюдения;
  • пополнить танк боеприпасами и проверить укладку магазинов и снарядов;
  • изучить особые сигналы, установленные для связи с командиром взвода и с другими родами войск.

47. В бою командир башни обязан:

  • непрерывно наблюдать за полем боя и за танком командира взвода; докладывать командиру танка о вновь обнаруженных целях и о сигналах командира взвода;
  • заряжать оружие в соответствии с командами командира танка; вести огонь (в тяжёлом танке);
  • вести учёт расхода снарядов и патронов, докладывая командиру танка об израсходовании одной четверти, половины и трёх четвертей боекомплекта.

48. После боя командир башни обязан:

  • привести в порядок оружие; проверить исправность поворотных механизмов башни;
  • учесть остаток боеприпасов и доложить командиру танка;
  • собрать и сдать стреляные гильзы;
  • пополнить боеприпасы до нормы.

Механик-водитель старший

49. Механик-водитель старший подчиняется командиру танка. Он отвечает за полную готовность танка к движению и непосредственно управляет им. Механик-водитель старший обязан:

  • отлично знать материальную часть танка и уметь водить его в различных условиях;
  • содержать танк и все его агрегаты в чистоте, полной исправности и постоянной готовности к движению, правильно эксплоатировать танк в различное время года;
  • содержать в исправности положенный набор инструмента и запасных частей танка;
  • своевременно заправлять танк, горюче-смазочными материалами и водой;
  • вести учёт расхода горюче-смазочных материалов и запасных частей;
  • своевременно осматривать механизмы танка с целью предупреждения поломок и неисправностей; обнаруженные неисправности немедленно устранять и докладывать о них командиру танка;
  • лично участвовать в войсковом ремонте танка;
  • вести учёт работы двигателя.

Механик-водитель старший выходит из танка только с разрешения командира танка.

50. На марше механик-водитель старший обязан:

  • изучить маршрут движения;
  • вести танк в соответствии с условиями местности;
  • соблюдать правила движения;
  • следить за работой двигателя, ходовой части и контрольных приборов;
  • принимать сигналы и команды от командира танка и от впереди идущего танка; о принятых сигналах докладывать командиру танка;
  • на привалах осматривать ходовую часть и проверять наличие горючего, температуру масла и воды; результаты осмотра докладывать командиру танка;
  • немедленно устранять замеченные неисправности,

51. Перед боем механик-водитель старший обязан:

  • изучить задачу и направление действий взвода; определить, какие могут встретиться препятствия и способы их преодоления;
  • убедиться в исправности танка;
  • при всякой возможности дозаправлять танк водой и горюче-смазочными материалами независимо от количества израсходованных;
  • изучить сигналы, установленные для связи с командиром взвода и с другими родами войск.

52. В бою механик-водитель старший обязан:

  • вести танк по указанному направлению, соблюдая дистанции и интервалы, применяясь к местности и обеспечивая наилучшие условия для стрельбы из танка на ходу;
  • наблюдать за впереди лежащей местностью; о замеченном на поле боя и о результатах огня танка докладывать командиру танка;
  • обходить препятствия на пути движения, не проходимые для танка, не теряя из виду соседние танки и выдерживая своё направление;
  • при неисправности или повреждении танка на поле боя немедленно приступить к его ремонту своими силами.

53. После боя механик водитель старший обязан:

  • проверить состояние материальной части танка и наличие горюче-смазочных материалов, доложить командиру танка и принять меры к немедленной дозаправке танка;
  • быстро привести материальную часть танка в полную боевую готовность.

Механик-водитель младший

54. Механик-водитель младший подчиняется командиру танка. Он обязан:

  • знать материальную часть танка, уметь водить танк и оказывать помощь механику-водителю старшему в уходе за танком;
  • заправлять танк горюче-смазочными материалами и водой;
  • поддерживать в постоянной чистоте и порядке ходовую часть танка;
  • знать устройство пулемёта и пушки, уметь стрелять из них.

Механик-водитель младший выходит из танка только с разрешения командира танка.

55. На марше механик-водитель младший обязан:

  • вести наблюдение в своём секторе, докладывая командиру танка обо всём замеченном;
  • следить за работой двигателя;
  • на привалах маскировать танк и помогать механику-водителю старшему в осмотре материальной части танка и в устранении неисправностей; дозаправлять танк горюче-смазочными материалами и водой.

56. Перед боем механик-водитель младший обязан:

  • оказать помощь механику-водителю старшему в осмотре и подготовке к бою материальной части танка; дозаправить танк горюче-смазочными материалами и водой;
  • оказать помощь командиру башни в пополнении танка боеприпасами; подготовить боеприпасы к заряжанию;
  • изучить особые сигналы, установленные для связи с командиром взвода и с другими родами войск.

57. В бою механик-водитель младший обязан:

  • наблюдать за полем боя в указанном ему секторе и докладывать командиру танка обо всём замеченном;
  • выполнять обязанности заряжающего;
  • при необходимости — вести огонь из пулемёта.

58. После боя механик-водитель младший обязан:

  • оказать помощь механику-водителю старшему в осмотре и устранении неисправностей материальной части танка; дозаправить танк горюче-смазочными материалами и водой;
  • оказать помощь командиру башни в сдаче стреляных гильз и в пополнении танка боеприпасами.

Радист-пулемётчик

59. Радист-пулемётчик подчиняется командиру танка. Он обязан:

  • знать устройство радиостанции и приборов внутренней связи танка; содержать их в постоянной готовности к работе;
  • содержать в порядке и в исправности положенный инструмент и запасные — части радиоаппаратуры и приборов связи;
  • знать схему связи и радиоданные, необходимые для работы; уметь быстро входить в радиосвязь;
  • знать сигналы связи с другими родами войск;
  • знать пулемёт и уметь стрелять из него; содержать пулемёт в постоянной боевой готовности;
  • докладывать командиру танка о состоянии радиостанции и приборов внутренней связи танка.

Радист-пулемётчик выходит из танка только с разрешения командира танка и после передачи дежурства у радиостанции лицу из состава экипажа, указанному командиром танка.

60. На марше радист-пулемётчик обязан:

  • держать радиостанцию постоянно работающей «на приём»; непрерывно дежурить у неё с надетыми наушниками;
  • докладывать принятые сигналы и команды командиру танка;
  • переходить к работе «на передачу» только с разрешения командира танка;
  • по приказанию командира танка подавать сигналы по радио;
  • следить за работой внутренней связи и быстро исправлять повреждения её;
  • вести наблюдение в своём секторе, указанном командиром танка.

61. Перед боем радист-пулемётчик обязан:

  • проверить готовность радиостанции и приборов внутренней связи;
  • изучить схему радиосвязи;
  • изучить сигналы связи с артиллерией и другими родами войск; иметь постоянно при себе таблицу сигналов;
  • получить ракеты и разложить их в порядке выпуска по рубежам.

62. В бою радист-пулемётчик обязан:

  • непрерывно дежурить у радиостанции с надетыми наушниками; поддерживать связь с радиостанциями согласно схеме радиосвязи;
  • передавать по указаниям командира танка донесения и приказания, докладывать командиру танка обо всех полученных приказаниях и донесениях;
  • подавать по приказанию командира танка сигналы о достижении рубежей;
  • наблюдать за полем боя в указанном ему секторе;
  • быть постоянно готовым открыть огонь из своего пулемёта.

63. После боя радист-пулемётчик обязан:

  • проверить состояние радиостанции и устранить обнаруженные неисправности;
  • привести в порядок пулемёт;
  • дежурить у радиостанции, поддерживая связь согласно схеме радиосвязи.

РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ

64. Экипаж тяжёлого танка стоит из четырёх человек и помещается (рис. 1):

  • командир танка (КТ) — в командирской башенке позади командира башни;

Рис. 1. Размещения экипажа в тяжелом танке. Построение у танка.

  • механик-водитель старший (MB) — в отделении управления;
  • механик-водитель младший (М) (заряжающий) — в башне, на сиденье правее орудия;
  • командир башни (КБ) — в башне, на сиденье левее орудия, у приборов наводки.

65. Экипаж среднего танка типа Т-34 состоит из четырёх человек и помещается (рис. 2):

  • командир танка (КТ) — в башне, на сиденье левее орудия, у приборов наводки;
  • механик-водитель (MB) — в отделении управления;
  • командир башни (КБ) (заряжающий) — в башне, на сиденье правее орудия;
  • радист-пулемётчик (РП) — в отделении управления, правее механика-водителя.

Рис.2. Размещение экипажа в среднем танке типа Т-34 и построение у танка.

Рис.3. Размещение экипажа в легком бронеавтомобиле БА-64 и построение у бронеавтомобиля.

66. Экипаж лёгкого бронеавтомобиля типа БА-64 состоит из двух человек и помещается (рис. 3):

  • командир машины (КМ) — в башне, у пулемёта;
  • водитель (В) — в отделении управления.

<< Назад — Вперед >>

< НазадВперед >

Как стать танкистом?

Стать танкистом можно во время прохождения службы по призыву. Это один из немногих родов войск (ныне отсутствующий), в который набирают призывников. Требования к будущим танкистам имеют одну особенность. Если в десанте или морской пехоте ценятся высокий рост и физическая мощь, то танкисты – народ не высокий. Так же как и моряки подводного флота, танкисты вынуждены находится в стесненных условиях боевой машины, внутреннее пространство которой не рассчитано на акселератов. Поэтому, максимальный рост призывников, претендующих на то, чтобы стать танкистом – 175 см. Невысокий рост не означает, что кандидат должен иметь субтильное телосложение. Напротив, предпочтение отдается коренастым, физически развитым призывникам, способным выдерживать тяжелые физические нагрузки. Категория годности А или Б1.

Подавляющее большинство танкистов – контрактники. Это объясняется просто. Танк чрезвычайно сложная и высокотехнологичная машина, изучение особенностей которой требует продолжительного времени. При сроке службы 1 год обучать призывников, которые не сумеют на практике закрепить навыки – не рентабельно.

Как попасть в танковые войска?

Для того чтобы попасть в танковые войска нужно быть морально готовым к трудностям. Требует физическая подготовка. Нужно настроиться на то, что придется носить тяжести. С большим ростом о танковых войска придется забыть, так как человек просто не поместиться в танке. Подходящий рост от 150 до 175 сантиметров. Так же нужно иметь отличное зрение и хороший слух.

Безусловно, кандидата могут распределить в танковые войска, но лучше сообщить о своем желании призывной комиссии. Они сделают соответствующую отметку и с большой вероятностью учтут пожелания юноши. Так же нужно понимать, что ограничения на службе ТВ в большинстве связаны с физическими параметрами. Рост должен быть не более 175 сантиметров.

На срочную службу

Родов войск большое количество, но решение принимает медицинская комиссия и военный комиссариат. Если человеку есть разница, где служить, то лучше прийти в военкомат до начала призыва. Сотрудники обычно с понимаем, относятся к желанию проходить службу в определенных войсках. Единственное на что обращают внимание – здоровье и физические показатели.

Служба по контракту

Кандидаты, которые хотят быть водителями танка или наводчиками подписывают контракт и в течение полугода проходят обучение. Этого срока хватает, что подготовить квалифицированных специалистов. После сдачи экзамена и заключение договора солдат проходит службу минимум три года.

Командиры отбираются из наводчиков и механиков, которые уже имеют опыт более полутора лет. Однако начальник должен обладать лидерскими качествами, уметь сплотить команду и совместными усилиями выполнять боевую задачи. Отборы проводятся из бригад и батальонов. Командиры проходят экзамен и возвращаются в подразделение. Отбирают только тем, кто заинтересован в работе.

Танкист

Экипажи танков

различаются по должностям, количеству и составу в зависимости от вида, типа или модели танка, в зависимости от классификации танков как БМ, в вооружённых силах того или иного государства. Например, экипажи основных танков БТ-7 составляют три человека, Т-34 — 4 человека, КВ-2 — 6 человек, а специального танка ИМР — два человека (механик-водитель и командир-оператор).

Основными должностями танкистов в экипаже являются: командир, наводчик орудия, механик-водитель, заряжающий, радист и пулемётчик.

Командир танка

Командир танка

руководит действиями танкового экипажа при ведении им боевых действий, в ходе учебно-боевой деятельности и технического обслуживания материальной части. Командир танка подчиняется командиру танкового взвода и является непосредственным начальником для членов экипажа танка (отделения). Воинские должности командиров танков комплектуются военнослужащими после обучения в учебной воинской части.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — командир отделения в танковом взводе. Штатное воинское звание — сержант[1]. До 1960-х годов командиры танков имели более высокое звание: старшина в 1950-х годах, а в годы Великой Отечественной войны — даже младшие офицерские.

Приказ о назначении командного состава на средние и тяжёлые танки № 0400, от 9 октября 1941 года. Для повышения боеспособности танковых войск, лучшего их боевого использования во взаимодействии с другими родами войск назначать: 1. На должности командиров средних танков — младших лейтенантов и лейтенантов. 2. На должности … . Начальнику Финансового управления Красной Армии внести соответствующие изменения в оклады содержания.

Народный комиссар обороны И. Сталин

— ф. 4, оп. 11, д. 66, л. 167. Подлинник.

Наводчик орудия

Вид на место наводчика орудия (слева внизу) и командира танка (справа вверху) в танке M1 Abrams
Наводчик орудия

танка является заместителем командира танка. При выполнении боевой задачи экипажем танка наводчик ведёт огонь из танковой пушки и пулемёта по целям, указанным командиром танка или обнаруженным самостоятельно. Особенностью деятельности специалиста является точное наведение орудия на цель и осуществление выстрелов.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — наводчик-оператор

. Штатное воинское звание — ефрейтор[2].

Механик-водитель

Механик-водитель

(жаргонное мехвод) подчиняется командиру танка и несёт непосредственную ответственность за техническое состояние ходовой материальной части танка. Механик-водитель танка должен хорошо водить танк в любых условиях (в колонне, в боевых порядках подразделения), умело преодолевать препятствия и заграждения, труднодоступные участки местности, выбирать оптимальные режимы и маршруты движения. Он также должен вести наблюдение за полем боя, появляющимися целями, докладывать о них командиру танка, обеспечивать наводчику орудия наилучшие условия для стрельбы.

Деятельность механика-водителя непосредственно связана с обеспечением постоянной готовности танка к выполнению боевой задачи. Он отвечает за эффективное использование вверенной ему техники, экономное расходование топлива, смазочных материалов, поддерживает двигатель, вспомогательные механизмы, электрооборудование, гидросистемы и другое в исправном состоянии.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — механик-водитель, старший механик-водитель. Штатное воинское звание — рядовой-ефрейтор[3].

Основная статья: Механик-водитель

Заряжающий танка

Заряжающий

— должность, военно-учётная специальность и военнослужащий находящийся на ней.

От танкового заряжающего требуется отличное знание тактико-технических характеристики боевой машины (танка), орудия, пулемётов и боевых припасов, применяемых экипажем, умение готовить их к стрельбе, быстро и сноровисто заряжать танковое орудие. Заряжающий танка входит в состав экипажа танка, подчиняется командиру танка. Вместе с наводчиком участвует в подготовке орудия к бою. Он также следит за готовностью средств связи и выполняет обязанности наблюдателя в указанном командиром секторе обзора. Заряжающий танка должен знать обязанности наводчика орудия танка и при необходимости заменять его. Кроме того, в его обязанности входит помогать механику-водителю заправлять танк горючим и водой, а также знать устройство зенитной пулемётной установки танка, правила стрельбы из неё и уметь вести огонь по воздушным целям.

Штатная должность в Вооружённых Силах России — заряжающий. Штатное воинское звание — рядовой[4].
Размещение экипажа в самоходно-артиллерийской установке ИСУ-152: 1. Механик-водитель. 2. Командир. 3. Наводчик. 4. Замковый. 5. Заряжающий.

Требования к призывникам

Ограниченное замкнутое пространство боевой машины предъявляет особые требования к танкистам:

  • рост призывника не должен превышать 175 см. «Гренадерам» путь в танковые войска заказан;
  • крепкой костно-мышечной системой. Юношам субтильного телосложения сложно справляться с высокими физическими нагрузками;
  • высокой обучаемостью. Все члены экипажа должны за время службы освоить смежные специальности, чтобы, в случае вывода из строя одного члена экипажа, суметь взять на себя его обязанности;
  • высокой психологической устойчивостью. Танк – машина, которая не только стреляет, но и давит врага гусеницами. По выходу из боя приходится очищать его от того, что осталось от тел поверженного противника.

Критерии отбора в военкомате

Как было сказано выше, предпочтение при отборе отдается:

  • молодым людям, рост которых не ниже 150 см и не выше 175 см., крепкого телосложения;
  • категория годности в танковых войсках А или Б, ограничения в основном по зрению. Оно не должно отличаться от нормы «1» более чем на ± 0,5 единицы;
  • не допускается дальтонизм в любой форме, даже с ослаблением цветового восприятия.
  • психологические тесты направлены на выявление лиц со скрытыми формами психических заболеваний (шизофрения, истерия, цереброастенический синдром, биполярное расстройство, реактивный психоз, склонность к употреблению алкоголя или наркотических веществ, патологические сексуальные предпочтения), по перечню «Расписания болезней» для отбора на военную службу.

Особенности службы в Танковых войсках

Чтобы понять, насколько это трудно, давайте для начала разберем, что же такое современный танк. Это не просто бронированная машина на гусеницах, вооруженная мощным орудием. Современный танк – это сложная система, включающая в себя большое количество взаимосвязанного оборудование и вооружения.

Так, например, для корректной работы ПТУР необходимо 2 человека, для стрельбы из 122-мм – 6 человек. Еще несколько человек требуется для того, чтобы управляться с пулеметами разных калибров. Однако экипаж танка – всего 3 человека. И всем этим вооружением приходиться управлять только им. Не забывайте, что на танке немало и другого оборудования, которое требует оператора.

Теперь поговорим о подготовке танка к бою. Ею так же занимается экипаж. Проверка и подготовка орудий, загрузка боекомплекта, даже заправка машины топливом полностью ложится на плечи танкистов. Так что задаваясь вопросом «как попасть в Танковые войска», вы должны понимать какой это тяжкий труд. Тут вам на World of Tanks.

Отдельно хотелось бы поговорить о вождении танка. Механик-водитель танка – это не просто человек, который сидит за рычагами и следит за «дорогой». Ему необходимо так же в совершенстве знать устройство танка, чтобы в случае необходимости устранить поломку на месте (возможно даже в условиях боя).

Конечно, устранить можно только небольшую неисправность, но и для этого нужно очень много знать и уметь. Так же не стоит забывать, что танк – это не новенький Лексус. Водителю приходиться справляться с крупногабаритной многотонной машиной. Причем делать это не на автобане, а часто в местности, где кроме танка в принципе ничего не проедет.

Делать это нужно слаженно и согласно боевому порядку. Плюс к этому, нужно вести машину так, чтобы можно было прицельно стрелять из главного орудия. То есть просто «гашетку в пол и погнали» — это не про танкистов.

Еще один очень важный фактор – это взаимозаменяемость членов экипажа. То есть в случае необходимость, механик-водитель должен суметь прицельно выстрелить из орудия, а наводчик – взять управление на себя. Командир же должен уметь и то, и другое. Как вы понимаете, чтобы получить все эти знания, необходимо потратить немало сил и времени. Не думайте, что служба в Танковых войсках – это одно сплошное катание на танке и стрельба во все стороны пока не надоест.

Жара, постоянный шум и страх быть уничтоженными были обычными попутчиками экипажей боевых танков

Обычно водитель и пулеметчик (он же радист) располагались сидя в передней части машины. Может показаться, что так удобней, но во время сражения они должны были всё время оставаться в этом положении, иначе бы бились головой о верх. Справа и слева от башни располагались артиллерист и заряжающий. Позади находился командир, он должен был сохранять бдительность и отвечать за благополучие подчиненных. «Мы должны были всt время быть внимательными, когда наблюдали за сражением во время позиционной войны», — вспоминает Отто Кариус, легендарный немецкий ас.

Хотя должность командира была наиболее ответственной, страдали больше всего водители. Джек Роллинсон (Jack Rollinson), сам служивший в этой должности, считает, что они стояли «на нижней ступени иерархии». По его словам, им приходилось вставать раньше всех, чтобы проверить танк, а остальной экипаж продолжал спать под брезентом, натянутым на манер палатки. Спать они ложились тоже позже всех, так как нужно было проверить гусеницы и двигатель. Во время перемещений поспать им также не удавалось. Кариус разделял такое мнение: «Для этой должности требовалось дополнительное мужество».

Несмотря на это перед смертью все были равны. «Когда броню пробивали, иногда взрывались головы и внутри все было в крови, мясе и мозгах», — вспоминал после битвы лейтенант Белтон Купер (Belton Cooper) из батальона обслуживания.

Каждый день вне лагеря был тяжелым. Во время долгих перемещений из одной области в другую, такие обычные вещи как опорожнение мочевого пузыря и прием пищи превращались в целое приключение. Проблему похода в туалет можно было решить с помощью гильзы снаряда (во время сражения нужно было быть осторожней, они горячие), пехотного шлема или пустой банки.

Для восстановления энергии у них были особые пайки, хотя, некоторые военные, например, немец Германн Хекардт (Hermann Heckardt), считали их «скучными». Этот сержант любил вступать в бой, потому что так мог достать британское консервированное мясо. Отсеки могли превращаться в кладовые, это было обычным делом. Хуже всего было месяцами не возвращаться на базу. «В такие периоды мы вели нищенскую жизнь, о мытье и подумать не могли. С такими бородами и друзей было сложно узнать», — вспоминал Ханс Беккер (Hans Becker).

Проверка чувств

Жестокость сражений шокировала. По воспоминаниям рядового Дж. В. Хоуса (J. W. Howes) были звуки и пострашнее грохота вражеских снарядов по броне — «услышать по радио щелчок выключения радио другой машины». «Ужас сражения» усиливался, ведь это значило, что товарищи, с которыми они месяцами жили в лагере, погибли. «Если кто-то сообщал, что в такую-то машину попали, все знали, кто это был. Лица погибших пролетали перед взором за несколько секунд».

Только это могло вывести их из своеобразного транса, в который их погружал грохот огромного двигателя, звуки выстрелов и бесконечное гудение наушников, которые они не снимали даже для общения с остальными членами экипажа.

Обоняние было еще одним чувством, подвергавшимся проверке внутри этих металлических глыб. Начать даже с запаха самих членов экипажа, которые могли помыться только в лагере или, если были достаточно прозорливы, из ведра воды. Самым грязным обычно был заряжающий, он потел больше остальных, загружая снаряды в пушку.

Вонь исходила и от гусениц, после того как танк проходил по разлагающимся телам животных и людей. «Эта смрадная масса крутилась на гусеницах, а те, кто находился внутри, боролись с тошнотой», — вспоминал Эрни Кокс (Ernie Cox) в книге Роберта Кершоу (Robert Kershaw) «Tank men» («Танскисты»). Топливо, сожженное масло и порох дополняли эту горькую симфонию, столь привычную для Второй мировой войны.

Страдало и зрение. Во время сражения только у командира был панорамный обзор происходящего снаружи. Обычно он вел бой наполовину высунувшись из люка, хотя мог и спрятаться, чтобы избежать пуль. Тут наиболее самоотверженными были немцы. Отто Кариус всегда настаивал на том, что эта опасная практика может помочь увидеть противника на несколько жизненно важных секунд раньше. «Те командиры танков, что хлопают люком в начале атаки и не открывают его до самого конца, никуда не годятся».

Остальным членам экипажа, однако, приходилось напрягать зрение, чтобы понять, что происходит вокруг, потому что для обзора у них было только маленькое окошко размером с почтовый ящик. Само собой, внутри этих металлических зверей рассмотреть что-либо было невозможно.

Это была по-настоящему сложная жизнь, но многие солдаты, например, танкист Билл Клоуз (Bill Close) вспоминают ее с теплотой: «Оглядываясь назад, я до сих пор считаю этот период лучшим в своей жизни. Словами его описать невозможно, но те, с кем я познакомился во время войны, до сих пор остаются моими друзьями». Он приходит к удивительному выводу, жизнь внутри боевой машины Второй мировой войны была намного опасней, чем мы считаем сейчас.

Проблемы Танковых войск России

Мы не будем рассматривать все неприятности, с которыми сталкиваются танковые войска РФ, а поговорим лишь о наиболее «больном» месте – кадры. К сожалению, эту проблему не могут полностью решить еще со времен Великой Отечественной. Тогда, во время Курской битвы, был совершен ряд ошибок, из-за которого потери были явно завышены.

После тщательного разбирательства выяснилось, что многие механики-водители весь бой провели на низких передачах. То есть они просто не решались переходить на более высокие передачи, так как попросту боялись не справиться с управлением своей машины. Вот тогда перед военным руководством и стал вопрос более тщательной подготовки личного состава.

Ведь профессионализм экипажа может повысить эффективность танка в 2 раза. Так, например, во время той же Великой Отечественной русские танкисты умудрялись подбивать на Т-34 превосходящие по огневой мощи и броне «Тигры» и «Пантеры». Как говориться: «ловкость рук и никакого мошенничества».

Вот только, как это часто бывает, руководство немного странно подошло к увеличению профессионализма танкового экипажа. Этим служба в Танковых войсках мало чем отличалась от службы в других войсках. Так, например, советские механики-водители проходили обучение по 5-месячной программе за которые откатывались 250 км.

При том, что на службу приходили «зеленые» ребята (часто даже толком не зная русского языка) и доверялась им сложнейшая на тот момент техника. Стоит ли говорить, что научиться профессионально водить такую махину, да еще в условиях боя, мягко говоря, сложно?

Так что при поступлении в строевые подразделения ребят приходилось в прямом смысле слова доучивать на месте. Здесь, кстати, вдоволь «покататься» тоже не давали – всего 300 км в год. Для сравнения, потенциальные противники СССР того времени (страны НАТО) давали своим танкистам «отмотать» 600-800 км в год.

Немаловажным оказался и тот факт, что зарубежная служба по контракту в Танковых войсках сильно отличалась от отечественной срочной. Как известно, срочники служили 2 года, тогда как те же американские танкисты пописывали контракт на 3-5 лет.

В итоге, те же механики-водители заканчивали службу «накрутив» не менее 1800 км. Это особенности профессиональной армии. В последнее время и в России предпринимается ряд мер для перехода Вооруженных Сил на профессиональную основу. Но это длительный процесс.

В оправдание отечественным танкистам можно сказать, что на то время численность одних только танков в СССР превышала 50 000 машин. А для содержания и обучения экипажей на всю это армаду нужны немалые деньги.

Советские танковые войска были достаточно хорошо подготовлены и более многочисленные, если сравнивать с той же Америкой. Если бы сухопутные сражения потенциальной войны проходили в духе классических танковых сражений, то перевес был бы на стороне СССР.

Исторический экскурс

О том, что первые танки изготовили и применили на поле боя англичане в 1915 году (битва на Сомме) знают, наверное, все, кто интересуется историей военной техники. Именно от английского слова Tank – бак, цистерна, емкость, произошло название бронированной машины и укрепилось в языке всех ведущих производителей этого вооружения.

Попытки развития собственных проектов бронированных машин предпринимались в те же годы и в Российской Империи. Первыми считаются опытные образцы: «Вездеход» — А.А. Пороховщикова, «Танк Менделеева» — В.Д. Менделеева — сына великого ученого, самый известный и нелепый «танк» в истории — «Царь-Танк» Н. Лебеденко, и десятки других проектов русских инженеров, ни один из которых не был принят на вооружение.

Первые боевые машины русской армии, появившиеся в 1917 году – импортные танки Renault FT-17, поставленные союзниками по Антанте. Позднее, в годы Гражданской войны в войска Белой армии поставлялись английские танки Mark-III и Mark-IV. Сборка первых отечественных танков была осуществлена уже после завершения Гражданской войны из деталей трофейных французских танков, захваченных во время боев с белогвардейцами. Позднее во Франции была приобретена лицензия и оборудование. Всего было выпущено 15 таких танков, объединенных общим названием: «Борец за свободу товарищ Ленин». Каждому танку присваивалось собственное имя. Первому, собранному вручную, было присвоено название «Парижская коммуна».

Первый танк отечественной конструкции Т-18 был создан в 1925-1927 годах. В основу была положена конструкция все того же Renault FT-17. Производство продолжалось до конца 1931 года, когда он был заменен более совершенным танком Т-26. Танк Т-18 послужил платформой для разработки новых образцов боевой техники, которой в те годы не было ни у одной, даже самой передовой в техническом отношении державы.

Были созданы:

  • «телетанк» — радиоуправляемая боевая машина без экипажа;
  • химический и огнеметный танки – в те годы не существовало запрета на применение боевых отравляющих веществ, поэтому советские конструкторы разработали и установили в танке прибор ТДП-3, способный распылять боевые ОВ или ставить дымовые завесы;
  • транспортеры для артиллерийских орудий;
  • инженерные машины: мостоукладчик, бурильную установку, траншеекопатель.

Революция в отечественном танкостроении связана с разработкой танка Т-34, которая была завершена в 1940 году. Этот танк, в техническом отношении, обогнал все известные зарубежные модели средних танков и стал основным боевым танком Советской Армии. Великую Отечественную войну Советский Союз завершил, имея в арсенале модели, по всем показателям превосходящие танки союзников и не уступающие танкам противника.

К концу 80-х годов прошлого века, СССР обладал самыми мощными по численности и качественным характеристикам танковыми войсками в мире. В настоящее время по количеству бронетехники Россия занимает I место в мире, почти вдвое обгоняя по количеству основных боевых танков США и Китай.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]