Отечественные танковые орудия. 76-мм танковые пушки

ЗИС-5— легенда советского автопрома с грузоподъемностью в три тонны, имеющая множество модификаций и выпускаемая в разных версиях до 1965 года. Это один из основных грузовиков, которым пользовалась армия во время ВОВ. Ниже рассмотрим, в чем особенности транспорта, и для каких целей он применялся. Разберем технические характеристики и основные модификации.

  • ЗИС-5В военного времени
  • Довоенные и послевоенные модификации
  • Что выпускалось после
  • Видео «Оружие Победы. Грузовик ЗИС 5»
  • История создания ЗИС-5

    Предшественником нового грузовика был автомобиль АМО-2, который выпускался в период с 1930 до 1931 года. Машина собрана из комплектующих США, используемых для грузовой машины AutocarDispatchSA. В дальнейшем появилась версия АМО-3, которая собиралась уже на базе отечественных запчастей.

    Важно

    Автомобиль ЗИС-5 стал очередным шагом отечественного автомобилестроения. Как и в случае с АМО-3 при изготовлении использовались только отечественные детали.

    Первая партия машин вышла с конвейера в 1933 году в количестве 10 штук. В 1934-м началось активное производство грузового автомобиля, что позволило продать уже 65 машин. В дальнейшем на базе ЗИС-5 было создано два с половиной десятка модификации, и 19 из них выпускались в большом количестве.

    Официально производство грузовика шло с 1933-го до 1958-го, а с учетом усовершенствованного варианта техники (УралЗИС 355 М) — до 1965-го. Представителей этой серии можно найти в продаже и в хорошем состоянии и сегодня.

    Памятники

    ЗИС-5 БМ-13

    • г. Севастополь, диорама на Сапун горе
    • г. Одесса
    • г. Лебедин, п. Михайловка
    • г. Корсунь-Шевченковский, Музей Истории ВОВ
    • Трасса Армянск-Красноперекопск у АЗС

    ЗИС-5

    Памятник в Каменске-Шахтинском

    • г. Бобринец
    • г. Гайворон
    • п. Гранитное
    • г. Донецк
    • г. Днепр, пр. Кирова, 111
    • г. Евпатория, ул. 2-й Гвардейской армии
    • г. Жмеринка
    • г. Запорожье, трасса Москва-Симферополь
    • г. Запорожье ул. Выборская 8 клуб «Фаэтон»
    • г. Каменск-Шахтинский ул. Освобождения, 46, у проходной ОАО «ПОГАТ»
    • г. Киев, Московская площадь
    • г. Киров, ул. Розы Люксембург (у пожарной части)
    • г. Межевая
    • г. Мелитополь, АТП
    • п. Николаевка
    • г. Обухов, АТП-13238
    • с. Плодородное
    • г. Приморско-Ахтарск, Краснодарский край, музей района
    • г. Севастополь, диорама на Сапун-горе
    • г. Сквира
    • г. Харьков, клуб «Самоход»
    • г. Херсон, Николаевское шоссе
    • г. Чернигов, ул. Любоченко
    • г. Самара, перекресток ул. XXII партсъезда и ул. Кр. Коммунаров
    • п. Подборовье, Ленинградская обл.
    • г. Тверь, Октябрьский проспект
    • г. Чита, Романовский тракт
    • Тюменцево, Алтайский край, ул. Заречная, 4.

    ЗИС-5В

    • г. Тула (на площадке «У Катюши»)
    • г. Харьков, клуб «Самоход»
    • г. Миасс, Предзаводская площадь
    • г. Симферополь, Крымский клуб старинных автомобилей «Астра»

    Как использовали ЗИС-5 на войне и в мирной жизни

    Благодаря большому количеству модификаций, грузовик получил широкое распространение в военное и мирное время. Во время войны они использовались для решения следующих задач:

    • Перевозка грузов военного назначения и инженерной техники.
    • Выполнение роли артиллерийских тягачей.
    • Радиотехническая станция с дальностью действия до 1000 км.
    • Автомастерские для ремонта транспорта.
    • Машины службы горючего, оборудованные емкостями с топливом. Оборудовались специальными насосами или шли без них.
    • Аэродромный и аэростатный транспорт.
    • Инженерная автотехника.
    • Грузовики химической службы.
    • Пулеметно-пушечные машины.
    • Санитарная и штабная техника.

    Во время войны было предложено и много альтернативных вариантов. К 1933-му году количество выпускаемых машин достигало 65 в день.

    В мирной жизни автомобиль ЗИС-5, как правило, использовался для перевозки грузов, в качестве машины-молоковоза, для перевозки топлива и решения других задач. Здесь многое зависело от применяемой надстройки вместо кузова.

    Кабина

    Во время войны перед инженерами встала задача максимально упростить конструкцию кабины.

    Обзор дороги был не такой хороший, как на сегодняшних моделях грузовиков, но выбирать в то время особо не приходилось. Про комфорт также можно не вспоминать. Чтобы поместиться между рулем и креслом водителя, нужно быть очень легко одетым. Звукоизоляции в машине не было никакой – чтобы услышать собеседника, нужно было кричать.

    Кабина была оборудована системой вентиляции, а вот печки не было. И если стекла обмерзали, приходилось пользоваться вентиляцией. Однако кабина отлично вентилировалась естественным путем – там было множество щелей.

    Технические характеристики трехтонки

    Популярность грузового автомобиля ЗИС 5 обусловлена его уникальными техническими характеристиками и надежностью эксплуатации. К основным параметрам стоит отнести:

    Технические характеристикиЗначения
    Приводзадний
    Расположение двигателяпереднее
    Количество мест2 (кабина), 25 (кузов)
    Размеры (ДхШхВ), м6,006х2,235х2,16
    Вес полный, т6,1
    Грузоподъемность,т3
    ДвигательЗИС-5 / 5М
    Тип топливабензин
    Объем, л5,55
    Мощность, л.с.73 / 77
    Макс. скорость, км/ч60
    Расход в смешанном цикле, л / 100 км33
    Объем бака, л60
    Дорожный просвет, см26

    Отдельное внимание уделим основным узлам трехтонки.

    Двигатель

    На грузовике устанавливался 6-цилиндровый и 4-клапанный силовой агрегат с карбюратором. Мотор имеет диаметр цилиндров 10,16 см и поршневой ход в 11,42 см. Максимальная мощность достигается при 2300 оборотах. Мотор ЗИС претерпел незначительных изменений в сравнении с мотором АМО. Главное отличие состоит в диаметре цилиндров и связанными с этим узлом элементами (кулачковый вал, клапан, коленвал, шатуны и т. д).

    В качестве прототипа для изготовления использовался двигатель из США «Геркулес». Он получил широкое распространение и активно устанавливался на многих грузовиках. Его преимущество обусловлено надежностью, способностью работать в сложных режимах эксплуатации и при максимальной нагрузке.

    Поршни и цилиндры изготовлены из качественного чугуна. Распредвал находится справа от картера и вращается с помощью коленвала. Последний также обеспечивает работу водяной помпы и генератора. Бензонасос двигателя работает от распредвала. Все механизмы функционируют через шестеренчатую связь. При этом ременная передача была задействована только для вентилятора. Для очистки масла применялся специальный войлочный фильтр, поэтому для замена смазки осуществлялась раз 1200 км, а не через 500.

    Клапаны силового агрегата ЗИС-5 имеют встроенное устройство для регулировки. Но момент опережения все равно устанавливался самостоятельно посредством перемещения рычага на ступице руля. Двигатель отличается гибкостью в работе и может использоваться на бензине АИ 55-60.

    Он не требует частого переключения скоростей и может длительное время ехать на 1-й передаче, из-за чего многие сравнивали грузовик с трактором. Надежность мотора подтверждается его популярностью В частности, он устанавливался на грузовиках ЯГ 4 / 6, активно ставился на экспортные машины, которые отправлялись в Иран, Индию и Турцию.

    Рама и трансмиссия

    Рама грузового автомобиля ЗИС-5 отличается высоким запасом прочности, вполне справляляется с нагрузкой в 3 тонны и ее перевозкой в самых сложных условиях. Что касается старой КПП завода, с новым двигателем она отказалась работать, поэтому работникам завода пришлось создавать новую трансмиссию. Она получила четыре скорости вперед (не три, как ранее), а также одну назад. При этом передние передачи имели следующие передаточные числа — 6.6, 3.74, 1.84 и 1.0.

    Первая скорость используется при движении по бездорожью или повышенной нагрузке транспорта. К слову, машина отличается отличной проходимостью, благодаря небольшому количеству оборотов двигателя, продуманной трансмиссией и клиренсом в 26 см. ЗИС-5 проходил в тех местах, другие машины не справлялись.

    Шестерни КПП в новой «коробке» соединяются с промежуточным валом не классическим способом, а с применением шлицов. Это позволило улучшить центровку зубчатых колес. Старая версия имела упрощенную конструкцию, где шестерни были посажены на днище машины. Отдельно отметим, что рама грузовой машины ЗИС 5 установлена на мощной подвеске с продольными рессорами, закрепленными на серьгах и резьбовых пальцах.

    Дополнительно для повышения комфорта смонтированы механические амортизаторы рычажного типа. Сзади использовались пакеты рессор с 10-ю листами и 7-ю «подрессорниками». При этом на задней оси амортизаторов не предусмотрено.

    Сцепление

    ЗИС-5В военного времени

    Одна из модификаций грузовика —ЗИС-5В. Буква «В» здесь указывает на принадлежность техники к военной. Всего за время войны произведено более 84 000 машин, которые выпускались в период с 1943 до 1946 года. В процессе изготовления использовалась более легкая кабина весом 124 кг, изготовленная с применением дерева и фанеры. Для крепления досок обшивки применялись обычные гвозди. Верхняя часть кабины сделана из реек, поверх которых был натянут заменитель кожи.

    Упрощение конструкции ЗИС-5В коснулось и крыльев. Они изготовлены с помощью обычной гибки, а в качестве основы использовался листовой прокат. Тормоза остались только на задней оси, а бортовую платформу можно открыть только сзади. Обод руля деревянный.

    При этом некоторые штампованные запчасти делались с применением чугуна. При изготовлении версии 5В делалось все возможное для упрощения и удешевления конструкции. Это было обусловлено необходимостью снизить расходы и ускорить выпуска машин для военного назначения.

    К слову, отказ от передних тормозов не привел к снижению надежности, ведь сзади устанавливалось больше колодок. Что касается основных технических характеристик, они почти ничем не отличаются от «гражданской» версии.

    Солдат, труженик, легенда

    В 41 году был совершен авианалет на завод им. Сталина. Было приказано полностью вывезти все производство. В 42 году выпуск снова возобновили. Грузовики эти выполняли самые разные функции в тылу и на фронте. Автобусов еще не было, а в кузов этого авто могло поместиться 25 человек. На них возили боекомплект, различное оборудование. Эти машины довезли солдат Красной Армии до Берлина и обратно.

    В Москве грузовик производили вплоть до 48 года. Последняя партия была оборудована новым агрегатом – ЗИС-120. Всего в Советском Союзе было создано около миллиона таких экземпляров грузовиков.

    Итак, мы выяснили историю создания и технические характеристики грузовика ЗИС.

    Довоенные и послевоенные модификации

    Грузовой автомобиль ЗИС-5 получил популярность не только использованием техники в военное время, но и наличием довоенных / послевоенных моделей. К основной довоенной технике, построенной на базе шасси 3-тонника, стоит отнести:

    • ЗИС-6 — машина с шестью колесами и колесной формулой 6х4. Отличается повышенной проходимостью. Грузоподъемность — 4 тонны при поездках по хороших дорогах и 2,5 т при движении по бездорожью. Машина производилась в период с 1934 до 1941 года, а общее количество— около 21,2 тысяч. В начале войны на грузовик ставились установки БМ 13 / 8. На грузовике предусмотрендвигатель ЗИС-5 и классическая трансмиссия. Общее количество выпущенных авто — около 21 000.
    • ЗИС 8 /16/16С — автобусы, собранные на базе ЗИС-5, но имеющие собственное шасси. К примеру, шасси ЗИС-8 имело более удлиненную базу и имело длину 4,42 метра. Такая особенность потребовала монтажа дополнительного вала и промежуточной опоры в кардане. Напряжение бортовой сети было повышено до 12 В. На моделях 16 и 16С использовались модернизированные двигатели с увеличенной степенью сжатия и мощностью до 88 лошадиных сил.
    • ЗИС-10 — седельный тягач, выпускался в течение четырех лет — с 1938-го до 1941-го. Всего было сделано около 770 машины, в том числе четыре опытных варианта в 1935-м. Колесная база такая же, как у ЗИС-5. Тягач мог перевозить до 3,5 т, а с полуприцепом — до 6 т. Емкость бака составляла 65 л, а расход — около 38 л на «сотню». Этого объема хватало на преодоление 170 км.
    • ЗИС-11 — пожарный автомобиль с удлиненным шасси, впускаемый три года (с 1934 до 1936 включительно). Всего было выпущено с конвейера немногим больше 3000 единиц. Здесь использовалась такая же колесная база, как в ЗИС-8. Из особенностей стоит выделить наличие рессор с грузовик и электрику на 6 В. Главной особенностью стало наличие бака на 60 л, усиленная система охлаждения мотора, а также еще одна коробка в трансмиссии.
    • ЗИС-12 — грузовая машина с колесной формулой 4х2 и более длинным шасси. Она также могла перевезти до трех тонн груза, но технически мало отличалась от «шестерки».
    • ЗИС-32 — полноприводный грузовой автомобиль с формулой 4х4. В 1941-м выпущено около 150 машин. Главной особенностью стала трансмиссия, увеличенный бак и, соответственно, больший запас хода до 330 км.
    • ЗИС-13 — газогенераторная машина, созданная на более длинной базе и работающая на дереве. Имела базу 4,42 м и мощность 45 лошадиных сил. Машина могла перевозить до 2,5 тонн. В период с 1936-го до 1939-го удалось выпустить около 2600 авто.

    Что касается послевоенных модификаций, стоит выделить следующие машины:

    • ЗИС-19 — самосвал, выпускаемый в два периода (до войны) и после не. Во втором случае время производства — с 1947 до 1949.
    • ЗИС-21 — газогенераторный вариант грузовика, работающий на чурках из дерева. После войны выпускался на заводе Урал. Всего было сделано немногим более 15 000 единиц.
    • ЗИС-50 — одна из военных модификаций грузовика, которая стала переходной моделью для ЗИС-150. Всего за два года с 1947 по 1948 удалось выпустить около 14 000 единиц.
    • ЗИС-ЛТА — машина-лесовоз на полугусеничном ходу с повышенной проходимостью. Создана в 1949-м. Здесь применялись узлы и агрегаты КТ-12.
    • УралЗИС-5М — грузовик, сохранивший особенности военной версии. Имеет оптимизированную тормозную систему, более современную оптику.
    • УралЗИС-355/355В. Появился в 1956-м, сочетал в себе много технических решений на тот период.
    • УралЗИС-355М — последняя модификация трехтонки, которая производилась с 1958 года.

    Описание конструкции

    Корпус и бронирование

    Танк выполнен по классической компоновочной схеме с задним расположением ведущих колес. Корпус его состоял из литых (носовая часть, подбашенная коробка и корма) и катанных (днище, борта и фальшборта) броневых деталей, соединённых друг с другом гужонами. Башня танка — литая, цилиндрическая. Её поворот осуществлялся при помощи гидравлического привода или вручную.

    До 1941 года он считался самым мощным английским танком: толщина лобовой брони его корпуса достигала 78 мм, бортовая — 70 мм, лобовая броня башни имела толщину 75 мм, ходовая часть прикрывалась фальшбортом.

    Двигатель и трансмиссия

    В качестве двигателя на машинах, поставлявшихся по ленд-лизу в СССР использовалась спаренная установка из двух дизельных моторов «Лейланд». Правый и левый двигатели были невзаимозаменяемыми и различались расположением вспомогательных механизмов. Каждый из моторов, а так же системы питания, смазки, охлаждения и агрегаты запуска были совершенно самостоятельны и работали независимо друг от друга. Для облегчения холодного запуска дизелей применялся эфирный карбюратор с ампулами. Он имел механическую трансмиссию, планетарную коробку передач, бортовые фрикционы в качестве механизмов поворота. В трансмиссию «Матильды» входили: сцепление на каждый двигатель, поперечная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи и соединяющие их валы. На танке устанавливалось однодисковое сухое сцепление автомобильного типа.

    Ходовая часть

    Ходовая часть «Матильды» была позаимствована у танка А7 и имела подвеску типа «ножницы» (или, как говорили в Англии, «японского типа») — балансирную с пружинными амортизаторами. 10 опорных катков на борт с металлическими бандажами блокировались попарно в пять тележек. Кроме того, имелся одиночный передний каток несколько большего диаметра, чем опорные, облегчавший преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо с двумя съёмными зубчатыми венцами располагалось сзади, а направляющее с натяжным механизмом винтового типа — спереди.

    Что выпускалось после

    После завершения выпуска всех модификаций ЗИС-5 в 1966 году стартовала выпуск ГАЗ-52 /53. Машины имеют колесную формулу 4х2 и двигатели мощность от 75 до 120 лошадиных сил. КПП устанавливались с синхронизаторами. В подвеске были предусмотрены гидравлические амортизаторы телескопического типа.

    Немного позже (с 1970-го) выпускались мало Камазы с дизельным двигателем. В основе машины лег хорошо известный Зил-170 с колесной формулой 6х4. Машина быстро получила популярность и стала выпускаться в нескольких модификациях.

    СПАСИБО, ЗАХАР!

    Говорят, остроумные шоферы прозвали автомобиль «захаром ивановичем» еще до войны. Жило это имя долго, даже после того, как ЗИС-5 сняли с производства. По инерции так же потом называли ЗИС-150, а иногда даже ЗИЛ-164. На Урале автомобили выпускали почти до середины 1960-х. Ну а работали «захары», особенно в провинции, аж до 1970-х, переживая мелкие, средние и крупные ремонты, обрастая неродными деталями. Вот и этот грузовик, с которым мы вроде бы нашли общий язык, — скромный, совсем не пафосный работяга с длинной, запутанной судьбой. Зато он и сегодня не музейный экспонат. Этот ЗИС — сотрудник «Мосфильма», играет в картинах самого себя. Между прочим, не каждый, даже именитый актер удостаивается такой чести. ЗИС-5 ее заслужил.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]