Штурмовая винтовка (автомат) Heckler & Koch серии HK 33


История[править]

В начале 1970-х годов компания Heckler & Koch создала укороченный автомат HK 53, выпуск которого был начат в 1975 году. Автомат HK 53 разрабатывался в качестве оружия для использования его как более «тяжелая» альтернатива пистолетам-пулемётам, как впрочем и большинство автоматов подобного класса (АКМ-74У, SIG SG 552 Commando и др).

HK 53 калибра 5,56×45 мм (.223 Rem) разработан на базе выпущенного ранее компанией Heckler & Koch автомата HK 33 (который в свою очередь был создан на основе HK G3) и отличается от своего предшественника только меньшими размерами и массой и сочетает в себе мощь штурмовой винтовки с компактными размерами пистолета-пулемёта.

Укороченный автомат HK 53 был принят на вооружение спецподразделениями различных стран мира, в частности германским GSG-9, британским SAS и американским SWAT.

Особого распространения автомат HK 53 не получил, и в дальнейшем постепенно стал вытесняться укороченным автоматом HK G36 производства той же фирмы Heckler & Koch.

Двигатель AJ-26/НК-33: «двуликий Янус», погубивший «Антарес»?

Назвать неприятностью то, что произошло на космодроме Уоллопс, расположенном в штате Вирджиния, было бы некоторым преуменьшением: ракета-носитель «Антарес» стоимостью 200 миллионов долларов, разработанная и построенная американской компанией Orbital Sciences, потерпела аварию через 12 секунд после старта.

Что ж, бывает. Ракета – техника тонкая, капризная, может и отказать, особенно в начале своей летной жизни. «Антарес» – новая машина, и нельзя сказать, что она с самого рождения была «трудным подростком». С апреля 2013-го по июль 2014-го года «Антарес» четыре раза без проблем выходил за пределы атмосферы.

В ходе трех из этих миссий «Антарес» нес под своим обтекателем к МКС автоматический транспортный корабль «Сигнус». Дважды «Сигнус” доставлял на станцию необходимые грузы. В этом и заключается самая главная задача, возложенная на него НАСА.

Агентство заключило с Orbital Sciences контракт на сумму 1,9 млрд. долларов, в рамках которого компания должна доставить на МКС 20 тонн груза по 2016-й год включительно, использовав для этого восемь своих транспортных кораблей. Поэтому, авария «Антареса» вызвала головную боль не только у Orbital Sciences, но у американского аэрокосмического агентства, которому теперь придется думать, когда и на чем возить своим астронавтам продовольствие, воду, оборудование для экспериментов и пр.

Впрочем, может быть результаты расследования покажут, что в «Антаресе» просто где-то «недокрутили гайку». Досадно, конечно, но в то же время это повод вздохнуть с облегчением – в следующий раз нужно будет повнимательнее собирать ракету, и никаких проблем не будет. По крайней мере, Дэвид Томпсон, глава Orbital Sciences считает, что специалисты уже в течение нескольких дней обозначат круг возможных отказов, хотя возможно пройдет еще какое-то время, прежде чем будет окончательно установлена главная причина аварии.

Но если дело не в «гайке»? Что если падение «Антареса» стало следствием недостатка конструкции ракеты или ее невысокой надежности? Видеосъемка показала, что отказ произошел в первой ступени. У данной части ракеты три «родителя»: непосредственно Orbital Sciences, российский СНТК им. Н. Д. Кузнецова (Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова) и украинское КБ «Южное».

Так по вине какого из этих трех родителей погибло их «дитя»? Начнем с того, на которого первого стали «показывать пальцем». Как нетрудно догадаться, это Россия.

Баллада о лунном двигателе

Вот, что написано в американском «Руководстве по эксплуатации» ракеты-носителя «Антарес»: «Первая ступень «Антареса» использует два двигателя AJ-26. «Аэроджет» модернизировала авионику и систему управления этих двигателей».

А при чем же здесь Россия? Читаем дальше: «Два двигателя «Аэроджет» AJ-26 представляют собой российские модифицированные двигатели НК-33, первоначально разработанные для российской ракеты Н-1 [носитель, который в конце 1960-х годов должен был доставить советских космонавтов на Луну — Ю.К.]… Эти двигатели находятся в рабочем состоянии, у них хорошие технические характеристики и они прошли серьезную программу испытаний».

Таким образом, советско-российский двигатель невольно стал «двуликим Янусом», одно лицо которого – НК-33, а другое – AJ-26.

НК-33 оказался в США не «вдруг». По словам вице-президента Orbital Sciences, бывшего астронавта Фрэнка Калбертсона, сказанным им в интервью газете «Вашингтон Пост», «не так-то и много в мире есть двигателей», в которых было бы требуемое для «Антареса» соотношение размера и массы двигателя, и его тяги. «К сожалению, в США такого двигателя точно не было», – сокрушенно добавил он.

Протерли тряпочкой, подновили

Двигатели НК-33 были отгружены в США со склада, где пылились более 40 лет. Возраст есть возраст, даже для железа. «Когда мы испытывали двигатели, то обнаружили признаки возрастной усталости, включая трещины, – сказал Калбертсон. – Мы провели их тщательный осмотр и кое-где подварили».

Кроме того, как утверждает «Руководство», «каждый двигатель AJ-26 был оснащен современной элементной базой и прошел огневые испытания в Космическом центре имени Стенниса перед тем, как быть установленным на носитель».

Есть, правда, в этой бочке меда одна ложка дегтя: в мае этого года во время испытаний в Центре имени Стенниса один AJ-26 отказал. Но после этого огневые испытания модернизированного НК-33 были проведены в августе в России. На испытаниях присутствовали и представители Aerojet Rocketdyne. Двигатель отработал успешно, замечаний не было.

Но испытания – это одно, а реальный полет – это все-таки другое. Итак, «сплоховал» НК-33? Не будем спешить с выводами. Посмотрим, что еще написано в упомянутом «Руководстве по эксплуатации».

«Зенит» и «Антарес»: общая генетика

Согласно данному документу, «Базовые элементы первой ступени, включая топливные системы, изготавливаются государственным предприятием «Южмаш» под контролем КБ «Южное». И то и другое находится на Украине».

«Несмотря на то, что системы первой ступени «Антареса» были специально спроектированы для данной ракеты-носителя, – говорится в «Руководстве», – они в основном представляют собой развитие конструкции и систем серии ракет-носителей «Зенит», имеющих длительную историю эксплуатации, которая включает в себя более 60-ти успешных запусков».

Всегда ли «эффективнее» означает «надежнее»?

Создатели «Антареса», включая Orbital Sciences и Aerojet Rocketdyne, неоднократно подчеркивали, что они «значительно модернизировали» как НК-33, так и зенитовские системы. Но означает ли это, что данный двигатель и системы стали более надежными?

В этой связи невольно вспоминается советский транспортный самолет Ан-32. Он вырос из во многом аналогичного ему самолета Ан-26. Конструкторы, чтоб не слишком усложнять и удорожать производство новой машины пошли по пути наименьшего сопротивления. Взяли планер Ан-26 и установили на него более мощные двигатели.

Задумка на первый взгляд была неплохая, если б не одно «но»: более могучие движки буквально выворачивались из крыльев Ан-32, не рассчитанных на подобную тягу. Не следует рисовать в воображении леденящие кровь картины отрыва двигателей от крыльев – до этого, слава Богу, не дошло. Регулярный технический осмотр Ан-32 позволял своевременно выявить появлявшиеся в крыльях, в районе установки двигателей усталостные трещины и либо отправлять такие самолеты в капитальный ремонт, либо вообще списывать их.

Но в отличие от самолета, у одноразового двигателя ракеты-носителя, рассчитанного на пределе, меньший запас «живучести», а потому нерасчетные нагрузки могут иметь для него куда более катастрофические последствия, чем для крылатых машин.

Что дальше?

Представители НАСА уже заявили, что «недолет» «Сигнуса» до МКС не создаст никаких проблем экипажу, у которого достаточно запасов всего необходимого, чтобы без труда дождаться прибытия следующего корабля. Возможно, как уже было отмечено в начале, речь идет о незначительном производственном дефекте, который легко устранить, и остальные «Антаресы» с российско-американскими AJ-26/НК-33 благополучно продолжат выводить в космос транспортные корабли с грузами для МКС. Хотя, по мнению Томпсона, следующий старт «Антареса», запланированный на апрель 2015-го года, видимо, будет отложен на три месяца, но в любом случае – не больше, чем на год.

Многие американские газеты вспоминают сейчас то, что сказал глава компании SpaceX Элон Маск еще в прошлом году (напомним, что данная компания также имеет контракт с НАСА по доставке грузов на МКС). По словам Маска, использовать российские двигатели, разработанные в 1960-е годы, «было довольно глупо». Причем, не просто разработанные, уточнил Маск, а изготовленные в тот период времени и «складированные где-то в Сибири».

Для справки: Orbital Sciences, в отличие, например, от американского «Объединенного космического альянса» (ULA), не собиравшегося отказываться от российских РД-180 для своего носителя «Атлас-5», отнюдь не планировала постоянно использовать НК-33 даже в виде AJ-26. Все российские двигатели, которые были нужны Orbital Sciences, уже отправлены в США. Больше поставок не будет.

По словам Томпсона, его компания намерена отказаться от AJ-26 в течение ближайших двух лет, поскольку с одной стороны их использование «связано с серьезными техническими проблемами», а с другой – двигатели и запчасти к ним довольно трудно возить из России. Авария «Антареса», подчеркнул Томпсон, ускорит реализацию этих планов. Ракета-носитель будет использовать двигатели американского производства, хотя еще не до конца ясно, какие.

Через увеличительное стекло политики

Увы, обострившиеся российско-американские отношения, угрозы со стороны России оставить Америку то без РД-180, то без «Союзов», а также недавнее предложение попавшей в санкционный список гос «ограничить международную кооперацию в использовании российских модулей МКС», не способствуют симпатии ни американских политиков, не представителей космической отрасли США к идее продолжать сотрудничество с Россией в космосе. Многие поэтому невольно видят корень зла, приведшем к аварии «Антареса», в двигателе НК-33.

Однако Калбертсон, анализировавший видеосъемку неудачно старта, пришел к выводу, что первая ступень стала как бы «саморазбираться» в процессе набора высоты. Не исключено, что возникли проблемы со структурной прочностью носителя, и если это подтвердится, то спросить за это придется тех, кто его спроектировал и скомпоновал – то есть с Orbital Sciences и с «Южмаша».

Не будем спешить с обвинениями до окончания результатов расследования. Но, увы, ясно одно – авария эта вновь невольно привлекла внимание к архаичному характеру российской космической техники, и раскачала еще одну опору под и так уже пошатнувшимся мостом российско-американского сотрудничества в космосе.

По мнению ведущего американского эксперта в области космической политики Джона Логсдона, высказанному в интервью «Голосу Америки», даже если с последующими полетами «Антареса» возникнет серьезная задержка, США вряд ли попросят Россию продать им «Прогрессы» для доставки грузов на МКС. Политический климат не тот.

Скорее, НАСА заключит контракт с SpaceX на дополнительные грузовые миссии к МКС, или же, в крайнем случае, отправит к станции прототип пилотируемого корабля «Орион» в грузовом варианте. Напомним, что «Орион» должен совершить свой первый испытательный полет уже в декабре этого года.

Конструкция[править]

Автомат HK 53 представляет собой вариант HK 33КA3 с еще более коротким стволом, не отличаясь от него по устройству. Как и HK 33 автомат HK 53 основан на принципе автоматики с полусвободным затвором, с замедлением при помощи пары роликов. Данная система успешно применяется на всех автоматах этой серии, начиная с автомата HK G3.

Ударно-спусковой механизм — курковый, выполнен заедино с пистолетной рукояткой и спусковой скобой в отдельном корпусе, при неполной разборке откидывается вниз. УСМ позволяет ведение 3 режимов огня: одиночный, автоматический и с отсечкой по три патрона. Переводчик огня объединен с предохранителем, расположен с левой стороны над пистолетной рукояткой и имеет 4 положения. На ранних моделях возможность стрельбы по 3 патрона отсутствовала, предохранитель-переводчик имел соответственно 3 положения. Ствольная коробка HK 53 — штампованная.

На дульном срезе ствола смонтирован удлиненный четырехщелевой пламегаситель, эффективно снижающий дульное пламя, вызванное неполным сгоранием пороха в коротком стволе. Прицельные приспособления состоят из мушки и барабанного целика аналогично, как и на HK 33. При этом на автоматы серии HK 53 могут устанавливаться фирменные быстросъемные крепления для оптических или ночных прицелов, не требующие модификации оружия или перепристрелки после снятия и повторной установки прицела.

Первоначально автоматы HK 53, также как и HK 33 комплектовались магазинами емкостью на 25 или 40 патронов. Позже их стали использовать с магазинами на 25 или 30 патронов, а выпуск магазинов емкостью на 40 патронов был прекращен. Цевьё пластиковое идентично по конструкции цевью пистолета-пулемета HK MP5.

На HK 53 в отличии от HK 33 невозможна установка штык-ножа и подствольного гранатомета.

Штурмовая винтовка (автомат) Heckler & Koch серии HK 33

HK 33A2

Во второй половине 1960-х годов немецкой фирмой Heckler & Koch была создана новая штурмовая винтовка (автомат) HK 33, выпуск которой начался в 1968 году.

Винтовка HK 33 калибра 5.56х45 мм (.223 Rem) разработана на базе выпущенного ранее компанией Heckler & Koch автомата G3 калибра 7.62х51 мм (.308 Win) и отличается от своей предшественницы меньшим калибром, размерами и массой.

По сути HK 33 является модификацией HK G3 с уменьшенным калибром. Уменьшение калибра, не повлекло за собой каких-то изменений в устройстве автомата. Как и HK G3 автомат HK 33 основан на принципе автоматики с полусвободным затвором, с замедлением при помощи пары роликов.

HK 33A3

Штурмовые винтовки серии HK 33 выпускаются в нескольких модификациях:

HK 33A2HK 33A3HK 33KA3
Калибр, мм5.56х45 (.223 Rem)
Длина, мм920940 / 735865 / 675
Длина ствола, мм390390322
Вес, кг3.653.983.89
Магазин, кол. патронов25, 30, 40
Начальная скорость пули, м/с950
Эффективная дальность стрельбы, м100 — 400
Темп стрельбы, выстр/мин750

— HK 33A2 – стандартный базовый вариант с фиксированным прикладом и УСМ с возможностью ведения автоматической стрельбы. — HK 33A3 – стандартный вариант с телескопическим прикладом. — HK 33KA3 – карабин, самый короткий вариант из всего семейства HK 33 с длиной ствола 322 мм и с телескопическим прикладом. — HK 33EA2 – вариант с УСМ с возможностью стрельбы с отсечкой по 3 выстрела. Приклад фиксированный. Литера «Е» в аббревиатуре всех модификаций обозначает «экспортный». — HK 33EA3 – вариант HK 33EA2 с телескопическим прикладом. — HK 33EKA3 – вариант HK 33KA3 с возможностью стрельбы с отсечкой по 3 выстрела.

Семейство штурмовых винтовок (автоматов) HK33 построено по схеме автоматики с полусвободным затвором, замедление открывания которого осуществляется при помощи пары роликов. Для обеспечения нормальной экстракции в стенках патронника выполнены продольные канавки, обеспечивающие выравнивание давления газов снаружи и изнутри гильзы для предотвращения ее раздувания при ранней экстракции, свойственной схемам с полусвободным затвором.

К штампованной ствольной коробке крепится сменный модуль ударно-спускового механизма в сборе с пистолетной рукояткой и спусковой скобой. В зависимости от комплектации возможна установка различных вариантов УСМ, в том числе с возможностью стрельбы очередями по 3 выстрела или без таковой.

HK 33KA3
В штурмовой винтовке используются традиционные для оружия Heckler & Koch прицельные приспособления — мушка и барабанный целик, проградуированный от 100 до 500 метров по дальности. При необходимости на все автоматы серии HK33 могут устанавливаться фирменные быстросъемные крепления для оптических или ночных прицелов, не требующие модификации оружия или перепристрелки после снятия и повторной установки прицела.

Первоначально автоматы серии НК 33 комплектовались магазинами емкостью на 25 или 40 патронов. Позже их стали использовать с магазинами на 25 или 30 патронов, а выпуск магазинов емкостью на 40 патронов был прекращен.

Приклад может быть фиксированным из пластика (модели с индексом А2) или выдвижной из металла с резиновым затыльником (модификации с индексом А3).

HK 33EA2 с установленным подствольным гранатометом

На полноразмерные автоматы HK33 может устанавливаться 40-мм подствольный гранатомет и штык-нож. Кроме того со ствола винтовок предусмотрена возможность стрельбы винтовочными гранатами.

HK 33EKA3
Карабины HK 33KA3 имеют укороченный ствол, без возможности стрельбы винтовочными гранатами и установки 40-мм гранатомета, а в остальном не отличаются от базовой модели.

HK 33 разрабатывался как коммерческий вариант оружия на экспорт и поэтому не поступал на вооружение немецкой армии, однако был принят на вооружение некоторыми подразделениями полиции и службами безопасности ФРГ.

Штурмовая винтовка HK 33 в различных вариантах, была принята на вооружение в более чем 20 странах и широко поставляется на экспорт, в том числе и в США.

Для гражданского рынка был налажен выпуск полуавтоматической винтовки HK 93, являющейся аналогом штурмовой винтовки HK 33A2.

HK 93 с магазином на 40 патронов

В 1970-х годах на базе штурмовой винтовки HK 33 были разработаны укороченный автомат HK 53 и ручной пулемет HK 13.

С 1999 года НК 33 выпускается по лицензии в Турции и поступает на вооружение Турецкой армии.

Страны-эксплуатанты[править]

Выберите страну или прокрутите колесико мыши

  • Великобритания — на вооружение королевской военной полиции и SAS в Северной Ирландии, а также камбрийские констебльство.
  • Гонконг — на вооружение специального дежурного подразделения «Летающие тигры».
  • Индонезия — на вооружение KOPASKA и KOPASSUS. Свободный Ачех
  • Иран
  • Люксембург — на вооружение полицейского спецназа из состава полиции Великого Герцогства Люксембург.
  • Перу — на вооружения перуанской морской пехоты.
  • Сальвадор — на вооружения национальной гражданской полиции.
  • Сенегал
  • США — на вооружения службы пограничного контроля США.
  • Швеция — на вооружения полицейского спецназа.
  • Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]