От легендарных «Крокодилов» до «Ночных Охотников»


Эта статья требует дополнительных ссылок для проверки

. Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален.
Найти источники:
«Военный вертолет» — новости
·
газеты
·
книги
·
ученый
·
JSTOR
( октябрь 2007 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Ми-17 и войска, Афганистан, 2009.
Военный вертолет

является вертолет , который либо специально построенные или переоборудованные для использования вооруженными силами . Предназначение военного вертолета зависит от его конструкции или переделки. Чаще всего военные вертолеты используются для перевозки войск , но транспортные вертолеты можно модифицировать или переоборудовать для выполнения других задач, таких как поисково-спасательные операции (CSAR), медицинская эвакуация (MEDEVAC), командный пункт воздушного базирования или даже вооружение для атака наземных целей. Специализированные военные вертолеты предназначены для выполнения конкретных задач. Примеры специализированных военных вертолетов:ударные вертолеты , вертолеты наблюдения и вертолеты противолодочной борьбы .

Содержание

  • 1 Типы и роли 1.1 Оборудование
  • 1.2 Боевые вертолеты
  • 1.3 Транспортные вертолеты
  • 1.4 Наблюдательные вертолеты
  • 1.5 Морские вертолеты
  • 1.6 Многоцелевой и спасательный
  • 1.7 Учебные вертолеты
  • 1.8 Вертолеты общего назначения
  • 2 Тактика и операции
      2.1 Война высокой интенсивности
  • 2.2 Война низкой интенсивности
  • 3 производителя
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
      6.1 Дальнейшее чтение
  • 7 Внешние ссылки
  • Типы и роли [ править ]

    Военные вертолеты играют неотъемлемую роль в морских, наземных и воздушных операциях современных вооруженных сил. Как правило, производители будут разрабатывать планеры различных весовых / габаритных классов, которые могут быть адаптированы к различным ролям за счет установки специального оборудования. Чтобы свести к минимуму затраты на разработку, можно растягивать и укорачивать базовые планеры, оснащать их новыми двигателями и электроникой, а все механические и летные системы сопрягать с новыми фюзеляжами для создания новых самолетов. Например, UH-1 дал начало ряду производных от растяжения и перенастройки двигателя, включая AH-1 .

    В современных вертолетах внедрены модульные системы, которые позволяют настраивать один и тот же планер для различных ролей, например, EH-101 в службе Королевского флота может быть быстро настроен для противолодочных или транспортных задач за считанные часы. Чтобы в то же время сохранить гибкость и ограничить затраты, можно установить планер, но не с системой, например, в армии США все варианты AH-64D оснащены для работы с радарной системой Longbow, но не с ней. было закуплено достаточно наборов, чтобы вооружить весь отряд. Системы могут быть установлены только на те планеры, которые в этом нуждаются, или когда финансы позволяют закупить достаточное количество единиц.

    Оборудование [ править ]

    Большинство военных вертолетов в той или иной степени бронированы ; тем не менее, все оборудование ограничено установленной мощностью и грузоподъемностью, а также ограничениями установленного оборудования на полезную нагрузку. Самая обширная броня размещена вокруг пилотов, двигателей, трансмиссии и топливных баков. Топливопроводы, кабели управления и питание хвостового винта также могут быть защищены кевларовой броней. Наиболее бронированные вертолеты — это штурмовые, штурмовые и спецподразделения. В транспортных вертолетах кабина экипажа может быть или не быть полностью бронированной, компромисс заключается в том, чтобы предоставить пассажирам сиденья с кевларовой подкладкой, но оставлять отсек большей частью без брони. Живучесть повышается за счет избыточностии размещение компонентов для защиты друг друга. Например, вертолеты семейства Blackhawk используют два двигателя и могут продолжать летать только на одном (при определенных условиях), двигатели разделены трансмиссией и размещены таким образом, что при атаке с любого одного фланга двигатель на этом фланге воздействует на защитить коробку передач и двигатель с другой стороны от повреждений.

    Авиационная электроника или авионика , такая как радиосвязь и средства навигации, широко распространены на большинстве военных вертолетов. Специализированная авионика, такая как системы радиоэлектронного противодействия и системы опознавания друга или врага , представляет собой специальные военные системы, которые также могут быть установлены на военных вертолетах. Другая полезная нагрузка или системы миссии устанавливаются либо постоянно, либо временно, в зависимости от требований конкретной миссии; оптические и инфракрасные камеры для вертолетов-разведчиков, гидролокаторы и поисковые радары для противолодочных вертолетов, дополнительные радиоприемопередатчики и компьютеры для вертолетов, используемых в качестве командных пунктов в воздухе .

    Улучшения брони, системы пожаротушения, динамических и электронных систем невидимы для случайного осмотра; в качестве меры по сокращению затрат некоторые страны и службы были склонны использовать в военных целях коммерческие вертолеты. Например, сообщалось, что КНР проводит быстрое пополнение своих штурмовых вертолетных полков гражданской версией Ми-17 . [1] Эти вертолеты без брони и электронных средств противодействия будут работать достаточно хорошо для тренировок и фотографирования, но их использование в качестве штурмовика в реальных боевых ситуациях было бы самоубийственным. Китай, похоже, намерен модернизироватьэти вертолеты с электроникой и броней местного производства, когда это возможно, высвобождая доступные средства для быстрого создания достаточного количества полков для оснащения каждой из своих групповых армий , что позволяет широко накапливать опыт вертолетных операций.

    Боевые вертолеты [ править ]

    Основная статья: Боевой вертолет

    Ударные вертолеты — это вертолеты, которые используются в качестве противотанковых и авиационной поддержки . Первым из современных ударных вертолетов был AH-1 Cobra времен Вьетнама , который стал пионером классического формата: пилот и офицер по вооружению сидят тандемно в узком фюзеляже, устанавливаются на подбородке орудия, а ракеты и ракеты устанавливаются на коротких крыльях. Чтобы позволить им находить и идентифицировать свои цели, некоторые современные ударные вертолеты оснащены высокопроизводительными датчиками [2], такими как радар миллиметрового диапазона .

    • Боевые вертолеты
    • Российский большой боевой вертолет Ми-24П Hind-F и маломощный военный транспорт.
    • Боевой вертолет Westland WAH-64 Apache Longbow , принадлежащий британской армии .
    • Боевые вертолеты SuperCobra заправляются топливом на ФАРП во время операции «Свобода Ирака»
    • Ми-28
    • Ка-52 в полете

    Транспортные вертолеты [ править ]

    Основная статья: Транспортный вертолет

    Транспортные вертолеты используются для перевозки личного состава (войск) и грузов при поддержке военных действий. В более крупных вооруженных силах эти вертолеты часто строятся специально для военных операций, но также используются коммерческие самолеты. Преимущество использования вертолетов для этих операций заключается в том, что персонал и грузы можно перемещать в места и из них, не требуя взлетно-посадочной полосы для взлета и посадки. Груз перевозится внутри или снаружи подвешенным грузом, когда груз подвешивается к точке крепления под самолетом. Погрузка и разгрузка персонала осуществляется в первую очередь, когда вертолет находится на земле. Однако, когда местность не позволяет приземлиться даже вертолетам, персонал также может быть поднят и выслан с помощью специальных устройств, таких как спасательные подъемники или специальные канатные дороги,пока самолет парит над головой.

    Воздушное нападение — это военная стратегия, которая в значительной степени зависит от использования транспортных вертолетов. Воздушный штурм включает в себя индивидуализированные штурмовые силы, которые собираются в зоне подбора и подготовлены для последовательной транспортировки в зону приземления (LZ). Идея состоит в том, чтобы использовать вертолеты для перевозки и высадки большого количества войск и оборудования за относительно короткий промежуток времени, чтобы атаковать и сокрушить цель вблизи ЛЗ. Преимущество воздушного нападения перед воздушным нападением заключается в способности вертолетов постоянно пополнять запасы сил во время операции, а также доставлять персонал и оборудование к их предыдущему местоположению или последующему местоположению, если того требует миссия.

    • Транспортные вертолеты
    • Ми-17 — транспорт правительства Казахстана. [примечание 1]
    • Визел развертывает из CH-53
    • СН-21С с 105-мм гаубицей в подвешенном состоянии
    • Вертолеты UH-1D поднимают по воздуху военнослужащих пехотного полка США, 1966 год.
    • Ми-26 Министерства по чрезвычайным ситуациям России

    Наблюдательные вертолеты [ править ]

    Первыми самолетами- разведчиками и наблюдателями были аэростаты, за ними последовали легкие самолеты, такие как Taylorcraft L-2 и Fieseler Fi 156 . Когда появились первые военные вертолеты, их способность маневрировать и оставаться в одном месте делала их идеальными для разведки. Первоначально наблюдательные вертолеты были ограничены для визуального наблюдения экипажем, и большинство вертолетов имели округлые, хорошо остекленные кабины для максимальной видимости. Со временем человеческий глаз пополнился системами оптических датчиков. Сегодня к ним относятся телевизоры с низким уровнем освещенности и перспективные инфракрасныекамеры. Часто они устанавливаются в стабилизированную опору вместе с многофункциональными лазерами, способными действовать как лазерный дальномер и целеуказатели для систем вооружения. [3]

    По характеру миссии основным оружием наблюдательного вертолета являются его сенсорный блок и оборудование связи. Вертолеты раннего наблюдения были эффективны для вызова артиллерийского огня и авиаударов . Обладая современными сенсорными комплектами, они также могут обеспечивать наведение на конечную точку ПТУР, бомб с лазерным наведением и других ракет и боеприпасов, запускаемых другими вооруженными самолетами. [4] [5] Наблюдательные вертолеты также могут быть вооружены комбинациями пушек и ракетных блоков, а иногда и противотанковыми управляемыми ракетами или ракетами « воздух-воздух» , но в меньших количествах, чем более крупные ударные вертолеты. [6] В первую очередь это оружие предназначалось для контрразведывательной борьбы — для уничтожения средств разведки противника — но оно также может использоваться для обеспечения ограниченной прямой огневой поддержки или непосредственной поддержки с воздуха.

    • Наблюдательные вертолеты
    • Газель вертолет французского АЛТ .
    • OH-58 Kiowa показывая его мачты установлен прицел и ракеты стручка.
    • Kawasaki OH-1 .

    Морские вертолеты [ править ]

    Смотрите также: Морской патрульный самолет

    Одним из первых практических применений вертолетов, когда R-4 и R-5 стали доступны вооруженным силам США и Великобритании, было развертывание с военно-морских крейсеров и линкоров, сначала дополняющих, а затем заменяющих самолеты наблюдения с катапультами . Еще одной нишей в возможностях ранних вертолетов была охрана самолетов, задача которой состояла в том, чтобы выявлять пилотов, которые бросились кувырком возле авианосца .

    По мере того, как вертолетная техника развивалась с увеличением полезной нагрузки и выносливости , в репертуар вертолета была добавлена противолодочная война (ASW). Первоначально вертолеты использовались как средства доставки оружия, атакуя воздушными торпедами и глубинными бомбами на основе информации, предоставленной их головными и другими военными кораблями. В 1960-х годах разработка турбовальных двигателей и транзисторных технологий изменила лицо морской вертолетной авиации. Турбовальный двигатель позволял вертолетам меньшего размера, таким как Westland Wasp , работать с меньшими судами, чем их поршневой двигатель.предшественники. Внедрение транзисторов позволило оборудовать вертолеты, такие как SH-3 Sea King , встроенным гидролокатором погружения , радаром и оборудованием для обнаружения магнитных аномалий . Результатом стал самолет, способный быстрее реагировать на подводные угрозы флоту, не дожидаясь указаний от судов флота.

    Сегодня морские вертолеты, такие как SH-60 Seahawk и Westland Lynx , предназначены для эксплуатации с фрегатов , эсминцев и судов аналогичного размера. Желание нести и управлять двумя вертолетами с судов размером с фрегат и эсминец повлияло на максимальный размер вертолетов и минимальный размер кораблей. Увеличивающаяся миниатюризация электроники, более совершенные двигатели и современное вооружение теперь позволяют даже современному многоцелевому вертолету на базе эсминца работать почти автономно в противолодочных, противолодочных, транспортных, поисково-спасательных и разведывательных целях.

    Вертолеты среднего и крупного размера эксплуатируются с авианосцев и наземных баз. В военно-морских силах Великобритании, Испании и Италии более крупные вертолеты составляют основную противолодочную силу авианосцев. При работе с береговых баз вертолеты используются в качестве противолодочных пикетов для защиты от вражеских подводных лодок, слоняющихся за пределами военных портов и гаваней; их выносливость и полезная нагрузка дают преимущества перед меньшими вертолетами.

    Советские морские вертолеты, действующие с его крейсеров, выполняли дополнительную роль наведения противокорабельных ракет крейсера большой дальности.

    Морские вертолеты — это морские летательные аппараты для эксплуатации с судов, что включает в себя усиленную защиту от коррозии в соленой воде , защиту от попадания воды и возможность принудительной посадки в море.

    • Морские вертолеты
    • Королевский флот Мерлин HM1 противолодочной войны вертолет в 2007 году
    • SH-60B Seahawk 2 вертолета
    • Ка-27 корабельного вертолета, показывающий его вращающихся в противоположных направлениях ротора системы, и луковичные радар обтекателя
    • Харбин Z-9
    • NH-90

    Мульти-миссия и спасение [ править ]

    Когда вертолеты поступили на вооружение, они были быстро задействованы для поисково-спасательных операций [примечание 2] и медицинской эвакуации . Во время Второй мировой войны Flettner Fl 282 использовались в Германии для разведки , а Sikorsky R-4 использовались Соединенными Штатами для спасения сбитых экипажей и раненого персонала в отдаленных районах Китайско-Бирманского индийского театра с апреля 1944 года до конца войны. . Использование вертолетов для спасения во время боевых действий увеличилось во время войны в Корее и войны в Алжире . В войне во Вьетнаме USAF приобрела Sikorsky S-61R(Jolly Green Giant) и CH-53 Sea Stallion (Super Jolly Green Giant) вертолеты для миссии CSAR. [7]

    • Многофункциональные и спасательные вертолеты
    • Bell 47 с кофрами для транспортировки пациентов.
    • Быстрое движение в поисково-спасательных операциях с участием HH-60G Pave Hawk .
    • Блок транспортировки пациентов для немецких армейских авиакорпусов CH-53G .

    Учебные вертолеты [ править ]

    Некоторые службы используют версию своих боевых вертолетов, обычно в легком классе, для обучения пилотов. Например, англичане использовали Aérospatiale Gazelle как в боевых действиях, так и в качестве учебно-тренировочного. Некоторые службы также имеют начальную фазу обучения, в которой используются самые простые вертолеты. Для этой цели ВМС Мексики приобрели ряд имеющихся в продаже вертолетов Robinson R22 [8] и R44 .

    Вспомогательные вертолеты [ править ]

    Основная статья: Вертолет общего назначения

    Утилита вертолет

    представляет собой многоцелевой вертолет . Универсальный военный вертолет может выполнять такие функции, как наземная атака , воздушное нападение , военная логистика , медицинская эвакуация , командование и управление и транспортировка войск . [9]

    Современные российские ударные вертолеты

    Одним из важнейших пунктов текущей Госпрограммы вооружений (ГПВ) является поставка свыше 1100 вертолетов. К 2022 году отечественная оборонная промышленность должна передать вооруженным силам именно такое количество винтокрылой техники. Уже начались поставки и в войска идут вертолеты семи типов и модификаций. К окончанию Госпрограммы количество типов может увеличиться в полтора-два раза. Особое внимание в ходе закупок новых вертолетов уделяется ударным машинам. До недавнего времени задачу поддержки войск и атак противника возлагали только на «старичка» Ми-24 и его модификации. Теперь же военно-воздушные силы получают сразу три типа боевых вертолетов, отличающихся друг от друга характеристиками, оборудованием и ударными возможностями. Это Ми-35М (глубокая модернизация Ми-24, также известная как Ми-24ВМ), Ми-28Н и Ка-52. Всего несколько лет назад можно было надеяться на продолжение строительства вертолета Ка-50, однако в результате он был снят с производства в пользу более нового и совершенного Ка-52. Попробуем внимательно рассмотреть имеющиеся ударные вертолеты, сравнить и оценить их возможности. К сожалению, часть технической информации по новейшим вертолетам пока не стала достоянием общественности, поэтому придется довольствоваться лишь имеющимися официальными данными, пусть даже и неполными. Лётно-технические характеристики

    Рассматриваемые машины значительно различаются в конструктивном аспекте. Машины выполнены по классической схеме с несущим и хвостовым винтами. Также они оснащены оригинальными Х-образными рулевыми винтами, имеющими повышенную эффективность по сравнению с винтами обычной схемы. Ка-52, в свою очередь, выполнен по традиционной для «Камова» схеме и имеет два соосных несущих винта. Плюсы и минусы используемых схем уже не первый год являются предметом ожесточенных споров, однако конструкторы и военные сделали свой выбор: они понимают минусы классической и сосной схем, но ради имеющихся преимуществ готовы их терпеть. Кроме того, некоторый интерес представляет тот факт, что основными вертолетами российских ВВС к 2022 году должны стать «классический» Ми-28Н и соосный Ка-52. Таким образом, наблюдается, если можно так выразиться, баланс между схемами.

    Вертолеты Ка-52 установочной партии в штатной серийной комплектации включая комплекс обороны — борт №52 и борт №53 желтые (https://militaryphotos.net)

    Вертолет Ми-28Н борт №50 желтый из партии вертолетов, переданной ВВС на авиабазу 344 ЦБПиПЛС АА 8 октября 2011 г., г.Торжок, Тверская область (автор фото — Сергей Аблогин, https://ablogin.ru/)

    Все три вертолета ощутимо различаются уже на уровне массогабаритных параметров. Наименьшие размеры среди рассматриваемых машин имеет Ка-52. При максимальной взлетной массе 10400 килограмм он имеет длину 13,5 метра и диаметр несущих винтов 14,5 м. Милевский Ми-28 немного крупнее: длина 17 метров, диаметр несущего винта 17,2 м и максимальная взлетная масса 11,7 тонны. Самым крупным из новых вертолетов является Ми-35М, имеющий максимальный взлетный вес 11800 кг и длину свыше 18,5 метра. Примечательно, что оба вертолета оснащены одинаковыми несущими и рулевыми винтами, изначально разработанными для Ми-28Н.

    Интересным образом обстоят дела с силовой установкой вертолетов. Все они, в соответствии с тенденциями развития боевых вертолетов, оснащены двумя двигателями. Это снижает риски, связанные с повреждением одного из двигателей и, как следствие, повышает живучесть машин в условиях боя. Кроме того, все три вертолета оснащаются турбовальными моторами семейства «Климов» ТВ3-117ВМА. Ми-35М имеет двигатели этой модели с взлетной мощностью 2200 лошадиных сил каждый, а Ми-28Н и Ка-52 оснащаются более поздними модификациями. Так, Ми-28Н комплектуется моторами ВК-2500-02 (по 2200 л.с. на взлетном режиме), а Ка-52 оснащен двигателями ВК-2500 с возможностью «разгона» до 2400 л.с. Стоит отметить, что указанные показатели мощности достигаются только в течение определенного непродолжительного времени. В полете рекомендуется держать мощность двигателей на уровне не более 1750-1800 лошадиных сил. При этом все двигатели семейства ТВ3-117ВМА имеют чрезвычайный режим, на котором способны достигнуть планки в 2600-2700 лошадиных сил. Правда, такие показатели мощности требуют последующего дополнительного обслуживания.

    Двигатель ТВ3-117

    ВК-2500 (модернизированная версия ТВЗ-117)

    Нетрудно заметить, что по сочетанию массогабаритных и мощностных параметров наиболее интересным выглядит вертолет Ка-52. При максимальной допустимой массе на взлетном режиме двигателей он имеет удельную мощность до 460 л.с. на тонну веса. У Ми-35М и Ми-28Н этот параметр равняется примерно 370 и 375 л.с. на тонну соответственно. Таким образом, камовский вертолет, имея большую тяговооруженность, в теории должен иметь лучшие летные характеристики. Однако высокие показатели удельной мощности получены, в первую очередь, благодаря малой массе конструкции и, как следствие, сравнительно малой боевой нагрузке. В то же время, ряд особенностей концепции привел к тому, что более легкий Ка-52 способен нести больше оборудования и вооружения чем Ми-35Н. Машина имеет полезную нагрузку порядка двух тонн, а у Ми-35М этот показатель составляет всего 1780 кг. Что касается Ми-28Н, то он способен нести на внешней подвеске до 2300 килограмм вооружений.

    Летные параметры всех трех вертолетов достаточно близки, хотя и отличаются друг от друга. Максимальная скорость всех машин находится в пределах 310-320 километров в час. При этом Ми-35М и Ка-52 при необходимости могут разогнаться и до 340 км/ч, однако эта скорость в заявленных характеристиках значится как максимально допустимая. Более новые вертолеты Ми-28Н и Ка-52 выигрывают у глубоко модернизированного Ми-24 в динамическом и статическом потолке. Первый показатель у этих машин находится в пределах 5-5,5 тыс. метров, второй – равен 3600 м. Статический и динамический потолок Ми-35М меньше этих показателей на 450-500 метров. Ми-35М не может похвастать и дальностью полета. Его практическая дальность равна 420 километрам, а в перегоночной конфигурации он способен преодолеть до тысячи километров. Для Ми-28Н эти показатели составляют 500 и 1100, а для Ка-52 – 520 и 1200 километров соответственно.

    Ми-35М (https://www.airforce.ru)

    Необходимо учитывать, что максимальная дальность полета, равно как скорость и потолок, сама по себе не является самым важным параметром вертолета, но может говорить о его возможностях, касающихся продолжительности нахождения в воздухе. Опыт вооруженных конфликтов последних лет показал, что современный боевой вертолет должен, в первую очередь, уметь совершать длительное патрулирование заданного района вне зависимости от времени суток и метеоусловий. Именно при помощи вертолетов войска НАТО вели охоту на регулярные караваны противника или даже на отдельных боевиков.

    Экипаж и его защита

    Концепция применения ударных вертолетов подразумевает высокие риски подвергнуться атаке зенитных средств противника. Из-за этого все машины такого класса имеют целый набор средств обеспечения безопасности экипажа. Все три рассматриваемых вертолета – Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 – имеют экипажи из двух человек. По результатам длительных споров, наиболее выгодной была признана схема с двумя летчиками: пилотом и оператором вооружений. Ранее предлагалось возложить все обязанности на одного летчика, но такой вариант заказчик в лице Минобороны признал бесперспективным и неудобным. В результате все новые отечественные ударные вертолеты делаются двухместными.

    Как и в случае с несущими винтами, машина отличается от вертолетов «Ми». Последние имеют кабину тандемной схемы: пилот сидит сзади и выше штурмана-оператора. На Ка-52 рабочее место командира расположено слева от оси машины, кресло оператора – справа. На всех трех машинах операторы вооружения имеют возможность управления вертолетом, а пилоты могут применять оружие. При этом из-за разделения обязанностей и соответствующей им аппаратуры пилот не может в полной мере использовать весь боевой потенциал вертолета. Для защиты экипажа и жизненно важных агрегатов все три вертолета имеют дополнительное бронирование: бронестекла и металлические панели. Уровень защиты различных деталей разнится. К примеру, бронепанели кабины вертолета Ми-28Н выдерживают попадание снаряда калибра до 20 миллиметров.

    Кабина КА-52

    Приборы в кабинах пилота (слева) и штурмана-оператора (справа) вертолета Ми-28Н. (фото — Алексей Михеев, Фомин А. Ми-28Н — поставки растут. // Взлет. №1-2 / 2011 г.)

    На случай вынужденной посадки с большой вертикальной скоростью вертолеты Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 имеют шасси специальной конструкции, поглощающей часть силы удара о землю. Большая часть оставшегося удара поглощается креслами специальной конструкции. Кроме того, вертолеты Ка-52 и Ми-28Н имеют катапультную систему для спасения летчиков при аварии на больших высотах.

    Неуправляемое вооружение

    На протяжении нескольких десятков лет основным вооружением отечественных ударных вертолетов были ствольные системы и неуправляемые ракеты, а применение «умных» боеприпасов имело гораздо меньший размах. В новых вертолетах полностью сохранились все возможности по использованию ствольных и ракетных вооружений. Вертолеты Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 имеют возможность нести на пилонах под крылом блоки неуправляемых ракет различных типов и калибров, от С-8 (до четырех блоков по 20 ракет) до С-13 (четыре по пять). Кроме того, Ми-35М и Ка-52 при необходимости способны применять до четырех ракет С-24 калибра 240 миллиметров. Все три вертолета имеют возможность использования авиационных бомб различных типов калибра до 500 килограмм.

    Кроме пилонов для подвески вооружений все три машины располагают встроенными пушечными установками. Вертолеты Ка-52 и Ми-28Н оснащаются автоматическими пушками 2А42 (30 миллиметров), Ми-35Н – ГШ-23 (двуствольная калибра 23 миллиметра). Подвижные пушечные установки, смонтированные на Ми-28Н и Ми-35М, позволяют наводить оружие в пределах значительных секторов по горизонтали и вертикали. Ка-52, в свою очередь, такой возможности не имеет: его пушечная установка располагается не в носовой части фюзеляжа, а на правом борту, что значительно уменьшает сектор горизонтальной наводки. Обе используемые на вертолетах пушки предназначены для уничтожения наземных и воздушных целей на дальностях до двух (ГШ-23) или до четырех (2А42) километров. Наведение орудий осуществляется при помощи электроприводов, управляемых оператором вооружений. Примечательно, что процесс наведения пушек сказался на возможностях пилотов. К примеру, пилот вертолета Ми-28Н не может управлять пушкой, если она не расположена по продольной оси машины и не находится в горизонтальном положении. Только при таком расположении пушки пилот может целиться при помощи имеющегося у него прицельного оборудования. Во всех других случаях наведение и стрельбу осуществляет оператор вооружений.

    Ка-52 борт №062 желтый, март 2012 г. (фото — kabuki, https://russianplanes.net/)

    ПТУР «Атака-В» и блок НАР Б-13 под Ми-28Н борт №38 на экспозиции авиасалона МАКС-2011, август 2011 г. (фото — VLAS, https://militaryrussia.ru/forum)

    Блок НАР Б-13 и пусковая установка «Стрелец» с ракетами «Игла» под Ми-28Н борт №38 на экспозиции авиасалона МАКС-2011, август 2011 г. (фото — VLAS, https://militaryrussia.ru/forum)

    Управляемое вооружение

    В обязанности штурмана-оператора также входит работа с управляемым вооружением. Традиционно все отечественные ударные вертолеты имеют возможность несения противотанковых ракет, и Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 не стали исключением. Рассматриваемые машины могут нести до 12-16 противотанковых управляемых ракет «Штурм» или «Атака». Арсенал Ка-52 состоит из ракет «Атака» или «Вихрь». Эти ракетные комплексы ощутимо отличаются друг от друга характеристиками ракет и систем наведения.

    Наиболее старый комплекс «Штурм-В» (разработка 70-х годов) имеет радиокомандную систему наведения и обеспечивает максимальную дальность стрельбы на уровне пяти километров. Боевая часть ракеты 9М114 обеспечивает пробитие гомогенной брони толщиной до 650 миллиметров. Использование в комплексе «Штурм» полуавтоматической системы управления привело к тому, что оператор вооружений после пуска вынужден в течение некоторого времени удерживать прицельную метку на цели. Этот факт в некоторой мере снижает боевые возможности вертолета, поскольку он вынужден оставаться неподвижным до поражения цели и не сможет эффективно пользоваться тактикой подскока.

    Дальнейшим развитием «Штурма-В» стал комплекс «Атака-В» с ракетой 9М120. В ходе модернизации улучшились характеристики ракеты. Так, 9М120 способна доставлять боевую часть на расстояние до десяти километров и пробивать до 800 миллиметров гомогенной брони за динамической защитой. Имеются сведения о разработке лазерной головки самонаведения для ракеты «Атака». Принцип наведения ракеты по командам с вертолета аналогичен «Штурму». Эта особенность комплекса «Атака-В» является поводом для критики. Стоит отметить, что при скорости около 500 м/с ракета 9М120 достигает цели на максимальной дальности примерно за 20 секунд. Во избежание поражения вертолета во время «прыжка» бортовая аппаратура управления «Атаки» обеспечивает возможность маневрирования с некоторыми ограничениями по крену и тангажу.

    Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» с ракетой 9А4172 имеет лазерную систему наведения и автоматическую аппаратуру управления. Последняя самостоятельно производит сопровождение цели и наведение на нее ракеты. Максимальная дальность пуска ракеты комплекса «Вихрь» достигает десяти километров. При скорости свыше 600 метров в секунду ракета преодолевает это расстояние за 15-17 секунд. Таким образом, противовоздушная оборона противника может попросту не успеть засечь и атаковать вертолет. Кроме того, автоматическая система сопровождения цели и наведения ракеты позволяет значительно уменьшить нагрузку на летчиков. Именно эта система стала одной из причин сокращения экипажа вертолета Ка-50 до одного человека. Тандемная боевая часть пробивает до метра гомогенной брони.

    Несмотря на свое ударное предназначение, вертолеты Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 имеют возможность нести управляемые ракеты «воздух–воздух», предназначенные для самообороны. Это ракеты «Игла-В» (дальность до 5-6 км) и Р-60 (7-8 км). Количество ракет на подвеске зависит от тактической необходимости и типа вертолета. Так, Ми-35М несет только две ракеты «Игла-В», а Ми-28Н и Ка-52 – до четырех «Игл» или Р-60.

    Первый прототип Ка-52 борт №061 желтый на испытаниях эксплуатации вертолета с кораблей ВМФ, Северный флот, 03.09.2011 г. (https://pressa-zvo.livejournal.com)

    Ми-28Н борт №36 желтый, вероятно, с обновленной надвтулочной РЛС. 1-2 апреля 2012 г. (фото — kabuki, https://russianplanes.net/)

    Бортовое оборудование

    Являясь глубокой модернизацией старого Ми-24, вертолет Ми-35М получил сравнительно немного серьезных нововведений в составе бортового оборудования, затрагивающих те или иные черты облика. Одно из них касается установки нового прицельно-навигационного комплекса ПНК-24, созданного с использованием наработок по проекту ПрНК-28 для вертолета Ми-28Н. Были обновлены оптико-электронная станция, наблюдательные приборы и оборудование кабины. В результате боевой потенциал вертолета ощутимо увеличился. Иногда утверждается, что на данный момент бортовое оборудование Ми-35М обеспечивает вертолету максимально возможные характеристики, какие позволяет достичь достаточно старая конструкция.

    Основой бортового радиоэлектронного оборудования вертолета Ми-28Н является комплекс ПрНК-28, обеспечивающий осуществление полетов и боевую работу. В этот комплекс интегрированы системы управления вооружением, а также аппаратура навигации. Кроме того, ПрНК-28 связан с радиолокационной станцией Н-025. Ее антенна размещается в характерном сферическом обтекателе над втулкой винта. Использование радиолокационной станции значительно расширяет возможности вертолета, так как позволяет действовать в любую погоду и в любое время суток. РЛС Н-025 имеет два основных режима работы: по воздушным и по наземным целям. В случае слежения за землей РЛС в режиме картографирования «осматривает» сектор шириной в 120 градусов на дальности до 32 километров. Обнаружение и сопровождение целей, в зависимости от их ЭПР, происходит на расстояниях 12-15 километров (танк). Более крупные объекты, такие как мосты, станция замечает с 23-25 км. В режиме работы по воздуху антенна станции производит круговое сканирование в секторе 60 градусов по углу места (в вертикальной плоскости). Самолеты и вертолеты в таком случае «видны» на расстоянии порядка 15 километров. Зенитные ракеты и боеприпасы «воздух-воздух» – с пяти-шести километров. Таким образом, пилоты имеют возможность своевременно узнать об атаке и проделать все необходимые действия.

    Комплекс бортового оборудования вертолета Ка-52 в некоторой мере похож на примененный на Ми-28Н, однако имеет ряд отличий. К примеру, предназначенная для Ка-52 радиолокационная станция РН01 «Арбалет» изначально строилась по двухмодульной схеме. Антенну первого блока этой РЛС планировалось устанавливать под радиопрозрачным носовым обтекателем, второго – над втулкой несущих винтов. На данный момент все или почти все новые серийные вертолеты комплектуются носовым блоком РЛС, а насчет надвтулочного точных данных нет. Такое оригинальное разделение радиолокационной системы было предложено для улучшения характеристик комплекса: носовая антенна может все время работать только по наземным целям, а надвтулочная – только по воздушным. Таким образом, вертолет становится способным вовремя реагировать на различные угрозы, одновременно собирая информацию об обстановке в воздухе и на земле. Также в состав оборудования вертолета Ка-52 входит оптико-электронная станция ГОЭС-520, предназначенная для круглосуточного наблюдения за местностью и обнаружения целей. Оптико-электронная станция размещена внизу фюзеляжа, сразу за носовым обтекателем.

    Ка-52 борт №94 желтый, лето 2011 г. (фото — Elvis, https://www.photosight.ru)

    Ми-28Н бортовой №16 синий выпуска 2010 г. с полным штатным комплектом бортового комплекса обороны, 17.01.2011 г. (фото — Сергей Аблогин, https://www.airliners.net)

    Итоги

    Как видим, все современные российские ударные вертолеты как схожи, так и отличны друг от друга. Схожесть обусловлена общими взглядами военных на облик современной винтокрылой машины, а различия вызваны отличающимися мнениями конструкторов разных фирм. Тем не менее, все новые вертолеты – в первую очередь это касается Ка-52 и Ми-28Н – имеют больше сходств, чем отличий. Так, они способны нести неуправляемое и управляемое вооружение, а также проводить атаки с расстояния до десяти километров (ПТУР «Атака» и «Штурм»). Еще одной характерной чертой этих вертолетов является наличие встроенной радиолокационной станции. Если вопрос с надвтулочным модулем РЛС «Арбалет» решится в пользу его установки, то к сходству Ми-28Н и Ка-52 добавится еще один пункт.

    Собственно говоря, Ка-52 и Ми-28Н, являясь современными вертолетами, еще и претендуют на звание боевых машин ближайшего будущего. Судя по текущим тенденциям развития ударных вертолетов, при своевременных модернизациях они вполне способны стать таковыми. А вот Ми-35М уже сейчас вызывает определенные сомнения. Прежде всего, сказывается большой возраст исходного Ми-24, а также плохо зарекомендовавшая себя идея летающей БМП. Для того чтобы убрать с Ми-35М грузопассажирскую кабину, которая нередко становится предметом критики, придется переделывать всю машину, что явно не вписывается в идею модернизации старой техники. Поэтому проект Ми-35М сейчас выглядит как попытка обеспечить вооруженные силы современной техникой, не затрачивая много времени на ее создание и запуск производства. Соответственно, Ми-35М вряд ли будут закупаться большими сериями и послужат своеобразной временной мерой в ожидании большого количества новых Ми-28Н и Ка-52.

    В оправдание Ми-35М стоит сказать, что этот вертолет не так уж плох, каким он кажется на первый взгляд. Отсутствие РЛС и наличие «лишней» кабины не позволяет ему на равных соревноваться с другими современными отечественными и зарубежными ударными вертолетами, однако и в такой комплектации Ми-35М имеет больший потенциал по сравнению с имеющимся парком Ми-24 различных модификаций. Иными словами, Ми-35М в настоящее время является скорее «переходным звеном» между старой и новой техникой, чем полноценным боевым средством, делаемым, что называется, на века. Этим можно объяснить и технические отличия этого вертолета от других новых машин, и сравнительно малые планы по закупке.

    В ближайшие годы отечественные ВВС получат около полусотни вертолетов Ми-35М. При этом к настоящему времени в военно-воздушных силах уже служит такое количество вертолетов Ми-28Н, а общее число заказанных Ка-52 приближается к полутора сотням. Пожалуй, взгляды военных на необходимое количество вертолетов того или иного типа прекрасно иллюстрируют перспективы боевых машин и их соответствие предъявляемым требованиям. Вполне очевидно, что Минобороны, планируя будущее военной авиации, наибольший приоритет придает новым Ка-52 и Ми-28Н, а не модернизации «старичка» Ми-24. Именно этим вертолетам придется стать основной ударной силой фронтовой авиации к началу двадцатых годов и оставаться в строю в течение последующих лет. Так что затянувшиеся работы над РЛС «Арбалет» для Ка-52 или некоторые проблемы с отработкой технологий и вооружений для новой техники стоят затраченного времени: новые вертолеты делаются для будущего и лучше сейчас потерять немного времени, чем потом не иметь хорошей современной техники.

    По материалам сайтов: https://airwar.ru/ https://militaryrussia.ru/ https://arms-expo.ru/ https://kamov.ru/ https://mi-helicopter.ru/ https://klimov.ru/ https://phazotron.com/ https://twower.livejournal.com/

    Тактика и операции [ править ]

    Хотя вертолеты не являются необходимыми для боевых действий, они дают существенное преимущество своим операторам, поскольку они увеличивают силу . Для максимальной отдачи вертолеты используются в комбинированном подходе. [10]

    Война высокой интенсивности [ править ]

    Противотанковый вертолет Alouette первого поколения немецкой армии, вооруженный ракетами SS.10

    Война высокой интенсивности характеризуется наличием крупных групп обычных вооруженных сил, в том числе массовых группировок танков , со значительной системой ПВО. Вооружение и тактика вертолета были изменены с учетом менее благоприятных условий полета. Противотанковые ракеты , такие как SS.11 и Aérospatiale SS.12 / AS.12, были разработаны и установлены на французских военных вертолетах. В свою очередь, США адаптировали свой BGM-71 TOW для стрельбы с вертолетов и в конечном итоге разработали AGM-114 Hellfire . Тем временем Советский Союз адаптировал ракету 3М11 «Фаланга » для стрельбы с Ми-24 .

    Такая комбинация OH-58 и AH-1 из Гавайских островов , такая комбинация могла бы сформировать команду охотников-убийц во время холодной войны . [7]

    В воздухе боевые вертолеты, вооруженные противотанковыми ракетами, и один или несколько невооруженных или легко вооруженных разведывательных вертолетов действуют согласованно. Вертолет-разведчик, летящий на малой высоте в условиях приземления , пытается как определить местонахождение бронетанковых колонн противника, так и обозначить подходы и засадные позиции для ударных вертолетов. Последние модели вертолетов-разведчиков включают лазерные целеуказатели для наведения ракет, выпущенных с боевых вертолетов. После обнаружения цели вертолет-разведчик может определить ее местонахождение, а затем направить ракету ударного вертолета, куда она будет стрелять. Ударным вертолетам нужно только ненадолго выйти из укрытия, чтобы запустить свои ракеты, прежде чем вернуться в скрытое место. [7] Поздняя разработка ударных вертолетов, таких как Ми-28 Н,Камов Ка-52 и AH-64D Longbow включают в себя датчики и системы управления и контроля, чтобы уменьшить потребность в разведывательных вертолетах.

    Для повышения боевой выносливости этих вертолетов с ракетным вооружением использовались транспортные вертолеты, которые доставляли техников, перезарядки и топливо на передовые позиции. Создание этих передовых пунктов вооружения и дозаправки (FARP) в заранее оговоренных местах и ​​в определенное время позволяло вооруженным или ударным вертолетам перевооружаться и заправляться топливом, часто с работающими двигателями и вращающимися роторами, и быстро возвращаться на линию фронта. [7]

    Война низкой интенсивности [ править ]

    Иракское подразделение готовится к борту американского Blackhawk для Монетного

    Основная статья: Противодействие повстанцам

    В ходе борьбы с повстанцами (ППД) правительственные силы устанавливают свое присутствие на постоянных или временных военных базах, с которых отправляются патрули и конвои. Правительственные силы стремятся воспрепятствовать действиям повстанческих сил, а также захватить или убить тех, кто это делает. Действия войск с постоянных баз, связанных фиксированной сетью дорог, становятся слабым местом. Размещенные повстанцы и местные сочувствующие могут скрытно наблюдать за такими объектами и собирать информацию о расписании и маршрутах патрулирования и конвоев. С помощью этой информации повстанцы могут рассчитывать свои операции, чтобы избежать сил ППД, или планировать засады, чтобы поразить их, в зависимости от своей собственной тактической ситуации.

    Вертолеты возвращают командиру COIN некую неожиданность и тактическую гибкость. Патрули не обязательно должны начинаться и заканчиваться в одном и том же месте (главный вход в местный комплекс), а колонны снабжения не должны следовать по одним и тем же дорогам и шоссе. Во время Родезийской войны Буша родезийские военные разработали и усовершенствовали тактику « Огневой мощи », используя небольшие полеты легких вертолетов, вертолеты будут оборудованы как боевые корабли для непосредственного нападения на повстанцев с помощью воздушного огня, а также как воздушные командные / наблюдательные пункты или войска. транспорт. После установления контакта с вражескими партизанами парашютисты будут сброшены «Дакотой» и будут действовать как «загонщики», чтобы загнать партизан в группы остановки, высадившиеся с вертолетов.

    Во время Смуты , то Временная Ирландская республиканская армия (ИРА) стали умело избегая обычных, стационарных блокпостов и патрулей. Чтобы предотвратить предсказуемые закономерности, патрули были развернуты с вертолета, известного как Орлиные патрули, и затем смогли нарушить способность ИРА перемещать персонал и оружие. [7] В последствии от американского вторжения в Ираке вертолетов использовались в качестве воздушных грузовиков снабжения и транспорта , предоставляющего для предотвращения воздействия на засады , установленных иракским мятежом . [11]

    Из-за стоимости и сложности обучения и требований к поддержке повстанческие силы редко имеют доступ к вертолетам.

    Многоцелевые вертолеты

    Многоцелевые (или общего назначения) вертолеты предназначены для решения самых разных задач, как военных, так и гражданских. В зависимости от поставленной задачи многоцелевой вертолет может поливать землю как водой, так и огнем.

    Sikorsky UH-60 Black Hawk

    Буквы UH в аббревиатуре «Черного Ястреба» означают Utility Helicopter. Переводчик Яндекса это словосочетание переводит просто как «вертолет». Таков, на самом деле, точный перевод. Это универсальная рабочая лошадка для военных и гражданских применений. Для перевозки пассажиров и грузов. Как хорошо известный в России Ми-8.

    Эта модель Сикорского была разработана и поставлена на производство в рамках решения задачи авиа-транспортного обеспечения тактических задач армии Соединенных Штатов. Транспортное средство должно было обеспечить доставку 10 вооруженных и экипированных солдат на расстояние в несколько сот километров. При этом высота полета должна была обеспечивать недостижимость для обстрелов со стороны противника.

    Было решено строить вертолеты, а не самолеты, не конвертопланы. Вертолет не требует взлетно-посадочной полосы, ему достаточно расчищенной площадки. А это именно то, что нужно для перемещения на тактические расстояния.

    На конкурс подали заявки Боинг, Сикорски, Локхид Белл Хеликоптер. Сикорски предложил традиционный одновинтовой аппарат с двумя турбовальными двигателями (ТВД) от Дженерал Электрик. И победил. Аппарат был принят на вооружение сначала в сухопутных войсках США, а затем и в военно-морских, и в военно-воздушных силах. Всего с 1977 года было выпущено боле 4 000 машин, и выпуск продолжается.

    Ми-8

    Ми-8, и ничего добавлять не надо. Ни разработчика, ни производителя, никаких индексов упоминать не нужно. И так все понятно – Ми-8 есть Ми-8. Это самый легендарный вертолет в мире. Подлинный шедевр, созданный в 1961 году под руководством великого советского авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля – Героя Соцтруда, лауреата Ленинской и Государственной премии СССР.

    В конструкторском бюро Миля в подмосковных Люберцах было создано несколько шедевров, включая Ми-12, который установил не побитый до сих пор мировой рекорд грузоподъемности – 40 тонн на высоту 2200 метров. Но Ми-8 – самый легендарный. Ми-8, как и Блэк Хок, это подлинный трудяга, безотказный работник на гражданской и ратной службе.

    За все время производства выпущено больше 12 000 Ми-8. Тоже мировой рекорд среди двухмоторных вертолетов. Великий вертолет!


    Разработка КБ Миля. Классическая модель Ми-8 – самый распространенный в мире двухмоторный вертолет

    Интересно, что в период массовой приватизации в девяностые годы прошлого века почти 9 % акционерного общества «Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля» купил не кто-нибудь, а глобальный стратегический конкурент Миля как разработчика вертолетной техники «Корпорация Сикорский Интернэшнл Оперейшнз, Инк». В определенном смысле это можно трактовать как возвращение на родину выходца из России Игоря Сикорского. Еще в десятых годах XX века Игорь Сикорский сконструировал первую модель своего вертолета, а после эмиграции в Соединенные Штаты стал одним из пионеров американского вертолетостроения. И вот теперь его детище владеет десятой частью знаменитой российской вертолетной компании.

    Bell UH-1 Iroquois

    Ирокез – это тот самый вертолет, на смену которому пришел UH-60 от Сикорского. Но великий рекорд Ирокеза Сикорский не побил. Белл UH-1 Ирокез разошелся по миру невиданным тиражом в 16 000 экземпляров, во всяком случае, если учитывать все 60 очень различных одномоторных и двухмоторных модификаций. Для своего времени машина была отличная, разошлась по всему миру, много раз принимала участие в боевых действиях и зарекомендовала себя очень хорошо.

    Многие сотни экземпляров последних модификаций Ирокеза стоят на вооружении в армиях десятков стран в Европе, на Ближнем Востоке, в Америке.

    Производители [ править ]

    Helibras HM-1 Pantera строится в Бразилии.

    Основная статья: Производители вертолетов

    Крупнейшими производителями вертолетов в Западной Европе в настоящее время являются AgustaWestland и Eurocopter Group . В Америке тремя оставшимися крупными компаниями являются Boeing ( Boeing Vertol и McDonnell Douglas ), Bell Helicopter и Sikorsky Aircraft .

    В Японии тремя основными производителями вертолетов являются авиационное вооружение японских конгломератов Mitsubishi , Kawasaki и Fuji Heavy Industries . Эти компании изначально следовали бизнес-модели, основанной на формировании стратегических партнерских отношений с иностранными, обычно американскими, компаниями, имеющими лицензионное производство продукции этих компаний, в то же время наращивая свои собственные возможности по проектированию и производству вертолетов за счет совместной работы и передачи технологий.

    В Советско плановой экономической системы, Mil и Камова ОКБ были ответственны только за разработку вертолетов. В результате реорганизации вертолетной индустрии в России была создана холдинговая , объединяющая Миля, Камова и заводы по производству и обслуживанию вертолетов.

    Транспортные вертолеты

    Вертолеты, в основном предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, обычно называют транспортными.

    Sikorsky CH-53E Sea Stallion

    Буквы CH в названии –это Cargo helicopter, то есть грузовой или транспортный вертолет. Sea Stallion означает Морской Жеребец. Семейство CH-53 – это целая группа модификаций. Названия первых из них заканчивались словом «жеребец»: супер или морской. Их делали для корпуса морской пехоты. Первый из Жеребцов – CH-53М проходил испытания в 1970 году. Испытания показали недостаточную грузоподъемность вертолета. Ее надо было повысить на 80%. При этом изделие должно было остаться достаточно компактным, чтобы стартовать с морского судна-вертолетоносца. Сикорский взялся за дело. Инженеры изменили компоновку, добавили третий двигатель. Модификацию назвали CH-53E Super stallion, то есть «супержеребец». Супержеребец имел грузоподъемность 16 тонн при перевозке груза на подвеске. Дальность при этом была 92 км. Первый полет новый вертолет совершил в 1974 году. Серийное производство начали через 6 лет. А в 1981 году корпус морской пехоты США получил первый аппарат CH-53E c грузовой кабиной, где помещаются 55 десантников или 13 тонн груза на семи стандартных паллетах размером 3 х 4 фута.

    В 2012 году серию CH-53 сняли с эксплуатации. Всего произведено было 522 штуки.

    Ми-26

    Тяжелый вертолет Ми-26, разработанный в конструкторском бюро Миля. Это самый мощный вертолет в России. И самый мощный вертолет в мире, выпускаемый серийно. На подвеске он может транспортировать очень большой груз – 20 тонн. По грузоподъемности он заметно превосходит своего ближайшего конкурента CH-53E.


    Ми-26. Рекордсмен мира по грузоподъемности. 20 (Двадцать) тонн

    Свой первый полет МИ-26 совершил в далеком 1977 году. И до сих пор его продолжают выпускать в Ростове. Больше того, конструкторское бюро Миля продолжает его совершенствовать, сейчас готовится к выпуску модификация Ми-26Т2, с новым комплектом бортовой авионики. Жив курилка, хороший вертолет!

    Boeing CH-47 «Chinook»

    Чинук – это индейское племя. Именно так, следуя определенные традиции, инженеры Боинга назвали свой транспортный вертолет. Он отличается запоминающимся профилем из-за особенности конструкции. Аппарат имеет два главных несущих винта. Причем расположены они не соосно – один над другим, что часто встречается, а рядом друг с другом. Один – в передней части фюзеляжа, второй – в задней. Такая компоновка показывает свои преимущества при решении ряда сложных инженерных задач, таких, например, как эвакуация подбитой крупногабаритной авиатехники в места дислокации.

    Ми-24

    Ми-24 можно считать многоцелевым вертолетом с известной долей условности. Хотя в его отсеке действительно предусмотрена перевозка 8 военнослужащих с вооружением и спец-обмундированием, многие специалисты рассматривают Ми-24 как ударный вертолет. Причем как второй ударный после AH-64 по распространенности, и как второй после AH-1 по началу выпуска.

    Ссылки [ править ]

    1. Kanwa Defense Review No26, «Китай в 20-летнее наращивание армии авиационного корпус эффективного», февраль 2007.
    2. Дайте нам врага, чтобы сражаться, — говорит глава британского вертолетного флота Apache.
    3. Роторный самолет: доктринальное развитие

    4. OH-58D Kiowa Warrior Reconnaissance / Attack Helicopter, США

    5. Comanche’s Child: Вооруженный разведывательный вертолет ARH-70

    6. Заполнение обуви команчей
    7. ^ a b c d e Cacutt, Len (1989). Бой . ООО «Аэроспейс Паблишинг» с. 185 . ISBN 1-55521-240-9.
    8. Воздушные силы в месяц , февраль 2001, «Мексика Navy приобретает Robinson R22s»
    9. Farlex, Inc (2012). «Рабочий вертолет» . Проверено 10 января 2012 года .
    10. Планы Rotary самолетной армии
    11. «Ирак сбил огнем вертолеты США» . BBC Online . 4 февраля 2007 . Проверено 4 октября 2007 .

    Дальнейшее чтение [ править ]

    • Бойн, Уолтер Дж. (2011). Как вертолет изменил современную войну
      . Пеликан Паблишинг. ISBN 1-58980-700-6.
    • FM 1-100 Army Aviation Operations с 21 февраля 1997 г., Департамент штаба армии на GlobalSecurity.org
    • Доктрина FM 1-108 для армейских авиационных сил специальных операций от 3 ноября 1993 г., подготовленная штабным управлением армии на сайте GlobalSecurity.org
    • FM 1–111 «Авиационные бригады» с 27 октября 1997 г., данные Главного управления армии на сайте GlobalSecurity.org.
    • FM 1-112 Attack Helicopter Operations от 2 апреля 1997 г., Департамент штаба армии на GlobalSecurity.org
    • FM 1-113 Вспомогательные и грузовые вертолеты с 25 июня 1997 г., Департамент штаба армии на GlobalSecurity.org
    • FM 1-114 авиационная кавалерийская эскадрилья и войсковые операции с 1 февраля 2000 г. Департаментом штаба армии на GlobalSecurity.org
    • FM 1-120 Army Air Traffic Service Emergency and Combat Zone Operations с 22 мая 1995 года, Департамент штаба армии на GlobalSecurity.org
    • FM 1-140 Вертолетная артиллерия от 29 марта 1996 г., Департамент штаба армии на GlobalSecurity.org
    • FM 3-04.500 Техническое обслуживание армейской авиации с 26 сентября 2000 г., Департамент штаба армии на GlobalSecurity.org
    • FM 90-4 Воздушно-штурмовые операции от 16 марта 1987 г., Департамент штаба армии на GlobalSecurity.org
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]