«Деградация» американских дальних бомбардировщиков

Американские бомбардировщики входят в элитную стратегическую авиацию. Наряду с подводными ракетоносцами и наземным базированием межконтинентальных ракет они составляют костяк ядерной триады. Эта мощь считается определяющей силой в глобальном сдерживании мировых военных катастроф.

Американские бомбардировщики Второй мировой войны

Вам будет интересно:Боковой порез шины: ремонт или замена? Можно ли отремонтировать?

Линейка ударных самолетов В-17 FF выпускалась на производственных мощностях «Боинг», «Дуглас», «Лохид». Производство приходится на 1936-1945 годы. Все выпущенные 7000 машин имели цельнометаллическую конструкцию с полотняной обшивкой оперения хвоста и маскирующегося шасси.

Эти боевые летательные аппараты также эксплуатировались воздушным флотом Великобритании. Двенадцать захваченных единиц летали в эскадрильях Люфтваффе, как Dornier DO 200.

Технические характеристики указанного американского бомбардировщика:

  • габариты/крыло в размахе – 22,7/5,8/31,6 м;
  • вес пустой/взлетный – 16,4/29,7 т;
  • типы моторов – «Циклон» 1820-97 в параметром мощности 1200 л. с.;
  • вместимость резервуаров для горючего – до 13,7 тысячи литров;
  • скорость по максимуму – 525 км/ч;
  • дальность полетная – до 5,7 тыс. км;
  • вооружение – 13 пулеметных установок «Браунинг» калибром 12,7 мм, нагрузочная масса бомб – 2,3 т;
  • состав команды – 10 чел.

Вам будет интересно:Названия российского оружия и интересные факты

Штурмовики и бомбардировщики | США

Штурмовик A-36А Apache (Invader)

Штурмовик, разработанный на базе истребителя P-51 Mustang выпускался в 1942-1943 гг. Всего было выпущено 500 машин. Самолет также известен под обозначением А-36 Mustang. ТТХ машины: длина – 9,8 м; высота – 3,7 м; размах крыла – 11,3 м; взлетная масса – 4,5 т; двигатель – Allison V-1710 мощностью 1 325 л.с; максимальная скорость – 587 км/ч, крейсерская – 402 км/ч; практическая дальность – 885 км; практический потолок – 7 700 м; вооружение – шесть 12,7-мм пулеметов; бомбовая нагрузка – 454 кг; экипаж – 1 человек.

Бомбардировщик Boeing B-17B

Бомбардировщик Boeing B-17С

Бомбардировщик Boeing B-17Е

Бомбардировщик Boeing B-17F

Бомбардировщик Boeing B-17G

Серия тяжелых дальних бомбардировщиков «В-17 Flying Fortress» выпускалась , «Douglas» и «Lockheed» в 1936-1945 гг. в таких серийных вариантах: В-17В, В-17С, В-17Е, B-17F и B-17G. Самолет цельнометаллической конструкции имел полотняную обшивку хвостового оперения и убирающиеся шасси. Всего было выпущено 7 тысяч машин. Самолет также использовался Великобританией, 12 самолетов из 40 захваченных Вермахтом в результате вынужденных посадок после восстановительного ремонта летали в составе Люфтваффе с немецкими опознавательными знаки под обозначением «Dornier Do 200». ТТХ машины: длина – 21 — 22,7 м; высота – 4,7 — 5,8 м; размах крыла – 31,6 м; площадь крыла – 132 м²; масса пустого – 12,5 — 16.4 т, взлетная – 20,9 — 29,7 т; двигатели – четыре Wright R-1820-97 «Cyclone» мощностью 1 200 л.с; объем топливных баков – 9,5 — 13,7 тыс.л; скороподъемность – 4,6 м/с; максимальная скорость – 470 — 520 км/ч, крейсерская – 291 — 400 км; практическая дальность – 3 200 — 5 790 км; практический потолок – 10 850 – 11 300 м; вооружение — тринадцать 12,7-мм пулеметов M-2 Browning; бомбовая нагрузка – 2,3 т; экипаж – 9 — 10 человек.

Бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress

Тяжелый стратегический бомбардировщик выпускался , «Bell» и «Martin» с 1943 г. С этого самолета в августе 1945 г. сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с крылом большого удлинения и фюзеляжем круглого сечения. Планер собирался из алюминиевых профилей и листов. Самолет оснащался вооружением с дистанционным управлением, тремя герметизированными кабинами для членов экипажа, трехстоечным шасси со спаренными колесами, двумя бомбоотсеками. Всего было выпущено 3,9 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 30,2 м; высота – 8,5 м; размах крыла – 43 м; площадь крыла –159,8 — 161,3 м²; масса пустого – 31,8 — 32,4 т, взлетная – 61,2 — 63,5 т; двигатели – четыре Wright R-3350 мощностью 2 200 л.с; объем топливных баков – 35,4 тыс.л; скороподъемность – 8,3 м/с; максимальная скорость – 643 км/ч, крейсерская – 547 км; практическая дальность – 3 320 — 6 380 км; практический потолок – 9 700 — 12 000 м; длина разбега – 1 590 м, пробега – 680 м; двенадцать 12,7-мм пулеметов; бомбовая нагрузка – 9 т; экипаж – 11 человек.

Бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator

Тяжелый бомбардировщик выпускался , «Douglas», «North American» и «Ford Motor» в 1940-1945 гг. в таких серийных модификациях: В-24А, B-24D, В-24Е, B-24G, В-24Н, B-24J, B-24L и В-24М. Модификации различались двигателями, вооружением и оборудованием. Самолет имел трёхопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. Всего было выпущено 18,5 тысяч машин. Самолет использовался также Великобританией. ТТХ машины: длина – 19,5 — 20,6 м; высота – 5,5 — 5,7 м; размах крыла – 33,5 м; площадь крыла – 97,4 м²; масса пустого – 13,7 — 17,2 т, взлетная – 24,3 — 35,2 т; двигатели – четыре Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1 200 л.с; скороподъемность – 5,2 м/с; максимальная скорость – 470 — 488 км/ч, крейсерская – 322 — 367 км/ч; практическая дальность – 3 400 — 3 700 км; практический потолок – 8 500 — 9 700 м; вооружение – десять-одинадцать 12,7-мм пулеметов Browning M-2 или четыре 12,7-мм пулемета и восемь 7,62-мм пулеметов Browning и четыре 20-мм пушки Hispano; бомбовая нагрузка – 3,6 т; экипаж – 7-10 человек.

Бомбардировщик Consolidated B-32 Dominator

Тяжелый бомбардировщик выпускался в 1944-1945 гг. Он представлял собой моноплан с консольным высокорасположенным крылом и убирающимися трехстоечными шасси. Самолет имел двухкилевое хвостовое оперение, высоко установленное крыло большого удлинения. Всего было выпущено 118 машин. ТТХ машины: длина – 25,3 м; высота –10,1 м; размах крыла – 41,2 м; площадь крыла – 132,1 м²; масса пустого – 27 т, взлетная – 50,5 т; двигатели – четыре Wright R-3350 мощностью 2 200 л.с; объем топливных баков – 35,4 тыс.л; скороподъемность – 3,4 м/с; максимальная скорость – 575 км/ч, крейсерская – 505 км; практическая дальность – 4 815 км; практический потолок – 11 000 м; десять 12,7-мм пулеметов Browning M2; бомбовая нагрузка – 9,1 т; экипаж – 9 — 10 человек.

Бомбардировщик Douglas B-18

Бомбардировщик Douglas B-18А

Средний бомбардировщик выпускался в 1936-1938 гг. в таких вариантах: В-18, В-18-А, В-18АМ и В-18В. Всего было выпущено 350 машин. Самолет использовался в Бразилии и Канаде. ТТХ машины: длина – 17,6 м; высота – 4,6 м; размах крыла – 27,3 м; площадь крыла – 89,7 м²; масса пустого – 7,4 т, взлетная – 12,6 т; двигатели – два Wright R-1820-53 Cyclone 9 мощностью 1 000 л.с; максимальная скорость – 346 км/ч, крейсерская – 269 км/ч; практическая дальность – 1 930 км; практический потолок – 7 285 м; вооружение – три 7,62-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 3 т; экипаж – 6 человек.

Бомбардировщик Douglas B-23 Dragon

Средний бомбардировщик В-23 являлся улучшенным вариантом В-18 и выпускался в 1939-1940 гг. Он имел трехопорное с хвостовым колесом убирающееся шасси, мощнее двигатель и вооружение, дополнительный хвостовой пулемет. Всего было выпущено 38 машин. ТТХ машины: длина – 17,8 м; высота – 5,6 м; размах крыла – 28 м; площадь крыла – 92 м²; масса пустого – 8,7 т, взлетная – 14,7 т; двигатели – два Wright R-2600-3 Cyclone 14 мощностью 1 600 л.с; максимальная скорость – 454 км/ч, крейсерская – 338 км/ч; практическая дальность – 2 200 км; практический потолок – 9 600 м; вооружение – три 12,7-мм пулемета и три 7,62-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 2 т; экипаж – 4 — 5 человек.

Бомбардировщик Douglas A-20А
Бомбардировщик Douglas А-20С

Бомбардировщик Douglas А20К
Бомбардировщик Douglas A-20 G

Средний бомбардировщик Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston выпускался с 1939 г. Всего было выпущено 7,5 тысяч машин, которые в зависимости от страны использования имели различное обозначение. В США самолет имел следующие обозначения модификаций: А-20, А-20А, А-20В, А-20С, А-20G, А-20H, А-20J и А-20К. Самолет также использовался в Великобритании (DB-7A, Boston Mk-I, Boston Mk-II, Boston Mk-III, Boston Mk-IV и Boston Mk-V), СССР (А-20) и Франции (модификации DB-7 и DB-73). ТТХ машины: длина – 14,5 м; высота – 5,4 м; размах крыла – 18,7 м; площадь крыла – 43,2 м²; масса пустого – 6,8 — 7,3 т, взлетная – 10,7 — 12,3 т; двигатели – два Wright R-2600-A5/R-2600-23 мощностью 1600/1700 л.с; скороподъемность – 610 м/м; максимальная скорость – 544 км/ч, крейсерская – 338 км/ч; практическая дальность – 1 700 км; практический потолок –7 600 — 8 400 м; вооружение – восемь 12,7-мм пулеметов; бомбовая нагрузка – 1,8 т; экипаж – 3 — 4 человека.

Штурмовик Douglas A-24B

Штурмовик создан на базе палубного пикировщика SBD-5. В 1943-1944 гг. было выпущено 615 машин для армии. ТТХ машины: длина – 10 м; высота – 3,9 м; размах крыла – 12,7 м; площадь крыла – 30,2 м²; масса пустого – 3 т, взлетная – 4,7 т; двигатель – Wright R-1820-60 Cyclone мощностью 1 200 л.с; максимальная скорость – 410 км/ч, крейсерская – 290 км/ч; практическая дальность – 1 500 км; практический потолок – 8 200 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета Browning M-2 и два 7,62-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 544 кг; экипаж – 2 человека.

Бомбардировщик Douglas A-26B Invader

Бомбардировщик Douglas A-26С

Средний бомбардировщик выпускался в 1944-1945 гг. в двух модификациях А-26В и А-26С. Он представлял собой цельнометаллический среднеплан с трехстоечным шасси с носовой опорой. Самолет имел дистанционно управляемые пулеметные башни. Всего было выпущено 2,4 тысячи машин. Самолет также использовался Великобританией. ТТХ машины: длина – 15,2 м; высота – 5,6 м; размах крыла – 21,3 м; площадь крыла – 50,2 м²; масса пустого – 10,4 т, взлетная – 15,8 т; двигатели – два Wright R-2800-27 мощностью 2 000 л.с; скороподъемность – 6,4 м/с; максимальная скорость – 571 км/ч, крейсерская – 457 км/ч; практическая дальность – 2 250 км; практический потолок – 6 700 м; вооружение – десять-шестнадцать 12,7-мм пулеметов; бомбовая нагрузка – 2,7 т; экипаж – 3 человека.

Бомбардировщик Flying Fortress B-40

Тяжелый бомбардировщик являлся модификацией «В-17F» и выпускался компанией Lockheed Vega в 1943 г. Он предназначался для сопровождения и огневой защиты групп бомбардировщиков. В самолете было дополнительно установлено две турельные установки, произведено бронирование и увеличена бомбовая нагрузка. Всего было выпущено 25 машин. ТТХ машины: длина – 22,8 м; высота – 5,8 м; размах крыла – 31,6 м; площадь крыла – 132 м²; масса пустого – 17,8 т, взлетная – 28,8 т; двигатели – четыре Wright R-1820-65 Cyclone мощностью 1 200 л.с; максимальная скорость – 470 км/ч, крейсерская – 315 км; практическая дальность – 3 600 км; практический потолок – 8 900 м; четырнадцать 12,7-мм пулеметов Colt-Browning M-2, боезапас – 11,1 тысяч патронов, бомбовая нагрузка – 2,7 т; экипаж – 9 человек.

Бомбардировщик Lexington B-34

Средний бомбардировщик создан на базе транспортного самолета «Lockheed Model 18 Lodestar» и выпускался с 1941 г. Он представлял собой цельнометаллический моноплан с убирающимися шасси с хвостовым колесом и двухкилевым оперением. Всего было выпущено 200 машин В-34, 101 самолет В-34А и 13 машин В-34В. ТТХ машины: длина – 15,7 м; высота – 3,7 м; размах крыла – 20 м; площадь крыла – 51,1 м²; масса пустого – 7,8 т, взлетная – 12,6 т; двигатели – два Pratt Whitney R-2800 мощностью 2 000 л.с; максимальная скорость – 507 км/ч, крейсерская – 371 км; практическая дальность – 4 200 км; практический потолок – 7 300 м; вооружение — шесть 7,62-мм пулеметов и четыре 12,7-мм пулемета Browning M-2; бомбовая нагрузка – 1,4 т; экипаж – 4 человека.

Бомбардировщик Lockheed Hudson Mk I
Бомбардировщик Lockheed Hudson Mk III

Бомбардировщик Lockheed Hudson Mk IIIA

Бомбардировщик Lockheed Hudson Mk VI

Средний бомбардировщик Lockheed A-28(29) Hudson выпускался в 1938-1942 гг. по заказу Великобритании. Самолет выпускался в таких модификациях: Mk-I, Mk-II, Mk-III, Mk-IIIA, Mk-IV, Mk -IVA, Mk-V и Mk-VI, различающихся двигателями и вооружением. В США самолет обозначался как А-28, А-29А/В. Бомбардировщик также использовался Австралией, Канадой и Новой Зеландией. Самолет представлял собой цельнометаллический двухмоторный среднеплан с разнесенным оперением и развитой механизацией крыла. Всего было произведено 2,6 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 13,5 м; высота – 3,6 м; размах крыла – 20 м; площадь крыла – 51,1 м²; масса пустого – 5,4 т, взлетная – 8,4 т; двигатели – два GR-1820-G102A/GR-1820-G205A мощностью 1 100/1 200 л.с; скороподъемность – 6,2 м/с; максимальная скорость – 397 км/ч, крейсерская – 328 км/ч; практическая дальность – 3 150 км; практический потолок – 7 400 м; вооружение – четыре-пять 7,62-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 0.4 — 0,8 т; экипаж – 3 человека.

Бомбардировщик Lockheed B-37

Средний бомбардировщик-разведчик выпускался в 1942 г. на базе транспортного самолета «Lockheed Lodestar». Всего было выпущено 18 машин. ТТХ машины: длина – 15,7 м; высота – 3,7 м; размах крыла – 20 м; площадь крыла – 51,1 м²; масса пустого – 8,2 т, взлетная – 13,4 т; двигатели – два Wright R-2600 мощностью 1 700 л.с; максимальная скорость – 480 км/ч, крейсерская – 319 км; практическая дальность – 2 100 км; практический потолок – 6 800 м; четыре 7,62-мм пулемета и пять 12,7-мм пулеметов Browning M-2; бомбовая нагрузка – 0,9 т; экипаж – 5 человек.

Бомбардировщик Martin YB-10

Бомбардировщик Martin B-10B

Средний трехместный двухмоторный бомбардировщик выпускался в 1933-1937 гг. в таких вариантах: YB-10 (с двигателями R-1820-25 мощностью 675 л.с.) и B-10B (двигателями R-1820-33 мощностью 775 л.с.). Всего было выпущено 121 машину. ТТХ машины: длина – 13,6 м; высота – 4,7 м; размах крыла – 21,5 м; площадь крыла – 63 м²; масса пустого – 4,4 т, взлетная – 6,6 т; скороподъемность – 448 м/м; максимальная скорость – 343 км/ч, крейсерская – 311 км; практическая дальность – 2 000 км; практический потолок – 7 370 м; тринадцать 7,62-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 1 т; экипаж – 3 — 4 человека.

Бомбардировщик Martin Model 139WH-1
Бомбардировщик Martin Model 139WH-3

Средний бомбардировщик являлся экспортным вариантом «В-10» и поставлялся в Голландскую Ост-Индию в двух модификациях: Model 139WH-1/2 (с двумя фонарями) и Model 139WH-3/3A (с одним фонарем). Самолет выпускался в 1936-1938 гг. Всего было выпущено 206 машин. Самолеты также поставлялись в Китай (5 машин), в Аргентину (22), Турцию (20) и Таиланд (6). ТТХ машины: длина – 13,6 м; высота – 4,7 м; размах крыла – 21,5 м; площадь крыла – 63 м²; масса пустого – 4,4 т, взлетная – 6,6 т; двигатели – два — Wright R-1820-33 Cyclone/GR-1820-G5/GR-1820-G102 мощностью 775/1100/1200 л.с; скороподъемность – 448 м/м; максимальная скорость – 343 — 388 км/ч, крейсерская – 311 км; практическая дальность – 2 000 км; практический потолок – 7 370 м; вооружение — тринадцать 7,62-мм пулеметов; бомбовая нагрузка – 1 т; экипаж – 3 — 4 человека.

Бомбардировщик Martin — 167F (167-A3)
Бомбардировщик Martin 187 Baltimore

Средний бомбардировщик выпускался в 1940-1941 гг. по заказу Великобритании в модификациях Mk-I/Mk-II/Mk-III/Mk-IIIA/ Mk-V, отличающихся двигателями и вооружением. Самолет являлся модификацией «Martin Mariland». Всего было выпущено 1,6 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 14,8 м; высота – 5,4 м; размах крыла – 18,7 м; площадь крыла – 50 м²; масса пустого – 7 т, взлетная – 10,3 т; двигатели – два — Wright R-2600-10 Cyclon 14 мощностью 1 660 л.с; скороподъемность – 12 м/с; максимальная скорость – 491 км/ч, крейсерская – 362 км/ч; практическая дальность – 1 740 км; практический потолок – 7 100 м; четыре 7,7-мм пулемета и два 7,62-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 0,9 т; экипаж – 4 человека.

Бомбардировщик Martin B-12

Средний бомбардировщик являлся модернизированной версией «В-10» и выпускался в 1933-1934 гг. От предшественника он отличался увеличенным запасом топлива и двигателями. Всего было выпущено 32 машины. ТТХ машины: длина – 13,6 м; высота – 4,7 м; размах крыла – 21,5 м; площадь крыла – 63 м²; масса пустого – 4,3 т, взлетная – 5,9 т; двигатели – два Pratt & Whitney R-1690-11 Hornet мощностью 700 л.с; емкость топливных баков – 1,4 тыс.л; максимальная скорость – 341 км/ч, крейсерская – 266 км/ч; практическая дальность – 2 000 км; практический потолок – 7 370 м; вооружение – три 7,62-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 1 т; экипаж – 3 — 4 человека.

Бомбардировщик Martin B-26А Marauder

Бомбардировщик Martin В-26В
Бомбардировщик Martin B-26С
Бомбардировщик Martin B-26F

Бомбардировщик Martin B-26G-11

Бомбардировщик Martin B-26G-6

Средний бомбардировщик выпускался в 1941-1945 гг. в таких серийных модификациях: В-26, В-26А, В-26В, В-26С, В-26F и В-26G. Он представлял собой двухмоторный семиместный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с трехколесным убираемым шасси. Всего было выпущено 5,3 тысяч машин. По договору ленд-лиза 522 бомбардировщика было поставлено в Великобританию. ТТХ машины: длина – 17,8 м; высота – 6,6 м; размах крыла – 21,6 м; площадь крыла – 61,2 м²; масса пустого – 10,9 т, взлетная – 16,8 т; двигатели – два Pratt & Whitney R-2800-43 мощностью 1 920 л.с; объем топливных баков – 2,7 тыс.л; скороподъемность – 366 м/с; максимальная скорость – 434 — 460 км/ч, крейсерская – 344 — 358 км/ч; практическая дальность – 3 200 км; практический потолок – 6 600 м; вооружение – одиннадцать 12,7-мм пулеметов Browning; практическая бомбовая нагрузка – 1,8 т; экипаж – 7 человек.

Бомбардировщик Maryland Mk-I (167F)
Бомбардировщик Maryland Mk-II

Средний бомбардировщик-разведчик «Martin Type 167» выпускался с 1940 г. и поставлялся в Великобританию (обозначался как Maryland Mk-I/Mk-II, поставлено 201 машину) и Францию (обозначался как 167-A3, поставлено 249 машин). Он представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси и фиксированным хвостовым колесом. Всего было выпущено 450 машин. ТТХ машины: длина – 14,2 м; высота – 5,1 м; размах крыла – 18,7 м; площадь крыла – 50 м²; масса пустого – 4,8 — 5,7 т, взлетная – 6,9 — 7,6 т; двигатели – два — R-1830-SC3G/R-1830-SC4G мощностью 1000/1200 л.с; скороподъемность – 12 м/с; максимальная скорость – 467 — 508 км/ч, крейсерская – 400 км/ч; практическая дальность – 2 100 – 2 800 км; практический потолок – 9 500 м; вооружение — шесть 7,7-мм пулеметов Browning или Vickers; бомбовая нагрузка – 0,9 т; экипаж – 3 человека.

Бомбардировщик Mitchell B-25
Бомбардировщик Mitchell B-25A
Бомбардировщик Mitchell B-25В

Бомбардировщик Mitchell B-25C

Бомбардировщик Mitchell B-25D

Бомбардировщик Mitchell B-25G

Бомбардировщик B-25H

Бомбардировщик B-25J

Средний бомбардировщик выпускался с 1941 г. в таких серийных модификациях: В-25, В-25А, В-25В, В-25С, B-25D, B-25G, B-25H, B-25J. Он представлял собой цельнометаллический, свободнонесущий моноплан. Шасси имело третье колесо в носовой части фюзеляжа. Оперение самолета двухкилевое, свободнонесущее. Рули высоты и направления с металлическим набором и полотняной обтяжкой. Всего было выпущено 9,9 тысяч машин. Самолет поставлялся в Великобританию, Канаду, Китай и СССР. ТТХ машины: длина – 15,5 — 16,1 м; высота – 4,8 м; размах крыла – 20,6 м; площадь крыла – 57, м²; масса пустого – 8,1 — 9,6 т, взлетная – 12,9 – 15,9 т; двигатели – два Wright R-2600 «Cyclone» мощностью 1 700 — 1 850 л.с; объем топливных баков – 2,6 — 4,7 тыс. л; скороподъемность – 4 м/с; максимальная скорость – 442 — 509 км/ч, крейсерская – 370 — 422 км/ч; практическая дальность – 2 100 — 2 500 км; практический потолок – 7 600 – 8 200 м; вооружение – пять-двенадцать 12,7-мм пулеметов Colt-Browning или 75-мм пушка М4 и шесть 12,7-мм пулеметов; бомбовая нагрузка – 1,4 — 2,7 т; экипаж – 5 — 6 человек.

Бомбардировщик Northrop BT-1

Пикирующий легкий бомбардировщик «Northrop BT» выпускался в 1936 г. , являющейся дочерним подразделением . Всего было выпущено 55 машин. ТТХ машины: длина – 9,7 м; высота – 3,6 м; размах крыла – 12,7 м; площадь крыла – 29,6 м²; масса пустого – 2,1 т, взлетная – 3,3 т; двигатель – Pratt & Whitney R-1535-94 мощностью 825 л.с; скороподъемность – 6,5 м/с; максимальная скорость – 357 км/ч, крейсерская – 309 км/ч; практическая дальность – 1 852 км; практический потолок – 7 710 м; вооружение – 12,7-мм пулемет и 7,62-мм пулемет; бомбовая нагрузка – 454 кг; экипаж – 2 человека.

Бомбардировщик Vultee A-31 Vengeance Мк-III
Бомбардировщик Vultee A-31 Vengeance Mk-I

Пикирующий бомбардировщик выпускался в 1941-1944 гг. по заказу Великобритании (под обозначением Vengeance Мк-III) и «Northrop» (под обозначением Vengeance Мк-I). В США самолеты под обозначением А-31 использовались лишь в качестве учебных. Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с разъемным крылом на двух равнопрочных лонжерон-балках. Всего было выпущено 1,5 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 12,1 м; высота – 4,7 м; размах крыла – 12,8 м; площадь крыла – 30,8 м²; масса пустого – 3,9 т, взлетная – 6,4 т; двигатель – Wright R-2600-19 «Cyclone» мощностью 1 600 л.с; максимальная скорость – 442 км/ч, крейсерская – 378 км/ч; практическая дальность – 2 100 км; практический потолок – 6 800 м; вооружение – пять 12,7-мм пулеметов; бомбовая нагрузка – 0,7 т; экипаж – 2 человека.

Штурмовик A-35A Vengeance

Самолет являлся улучшенной версией А-31 и выпускался в 1941 г. От предшественника он отличался заменой 7,62-мм пулеметов на 12,7-мм. Всего было построено 99 машин. Самолеты также поставлялись во Францию.

Штурмовик A-35В Vengeance

Самолет являлся результатом модернизации A-35A проведенной и «Northrop» в 1942 г. Всего было выпущено и переделано с A-35A 830 машин. Под обозначением Vengeance Мк-IV (изготовитель Vultee) и Vengeance Мк-IA (изготовитель Northrop) машины поставлялись в Великобританию и Австралию. 29 машин было направлено в Бразилию и Францию. ТТХ машины: длина – 12,1 м; высота – 4,7 м; размах крыла – 12,8 м; площадь крыла – 30,8, м²; масса пустого – 4,4 т, взлетная – 7,8 т; двигатель – Wright R-2600 «Cyclone» мощностью 1 700 л.с; максимальная скорость – 450 км/ч, крейсерская – 370 км/ч; практическая дальность – 2 200 км; практический потолок – 6 800 м; вооружение – семь 12,7-мм пулеметов; бомбовая нагрузка – 0,9 т; экипаж – 2 человека.
Поделиться в:

«Боинг» B-29

Еще один американский самолет-бомбардировщик изготавливался корпорациями «Боинг», «Мартин», «Бэлл» с 1943 года. Именно эта модель летом 45-го атаковала атомными боеприпасами Хиросиму и Нагасаки. Конструкция машины – среднеплан с цельным свободнонесущим корпусом из металла, оснащенный крылом с удлинением и округлой фюзеляжной частью.

Летательный аппарат собирался из листовых профилей. Боекомплект имел управление на дистанции, в конструкции предусмотрены три герметичные кабины, шасси с тремя стойками, двойные колеса и пара бомбовых отсеков. Всего было изготовлено 3,9 тыс. единиц указанной модификации.

Вам будет интересно:Критический возраст у мужчин: понятие, периоды и особенности

ТТХ:

  • габаритные размеры – 30200/8500 мм;
  • крыло по размаху – 43000 мм;
  • вес пустой/взлетный – 32,4/63,5 т;
  • силовые установки – моторы Wright 3350 (4 штуки) силой 2,2 тысячи л. с.;
  • вместимость резервуаров для топлива – 35 тыс. л;
  • скоростной порог – 643 км/ч;
  • дальность полетная – 6380 км;
  • вооружение – 12,7-миллиметровые пулеметные установки (12 штук), бомбовый запас – 9000 кг;
  • состав команды – 11 чел.

Подготовка к столкновению

Перелеты B-2 в Исландию и на Азоры во время их нынешнего пребывания в Европе говорят о том, что эти самолеты могут работать с минимальной наземной поддержкой с ряда «необычных» баз передового развертывания по всему европейскому региону. Ранее B-2, как я уже упоминал, летали бомбить Югославию, Афганистан, Ирак и Ливию с «родной» авиабазы Уайтмен в штате Миссури, но использование баз передового развертывания позволит увеличить интенсивность боевых вылетов.

Полеты в Норвежское море, Исландию и за Северный полярный круг говорят о том, что США отрабатывают боевое применение
B-2 против российских военных объектов на Кольском полуострове – прежде всего, баз атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и хранилищ ядерных боеголовок и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) Северного флота.
Любопытно, что в отличие от B-52H, которые неоднократно летали над Балтийским морем, Польшей и Прибалтикой, приближаясь к Калининграду и Санкт-Петербургу, а также над Черным морем у Крыма, бомбардировщики B-2 в этих районах ни ранее, ни во время этого визита замечены не были. И не из-за пресловутой «невидимости» для радаров. Скорее всего, американцы не хотят подставлять эти самолеты под РЛС российских комплексов ПВО и истребителей-перехватчиков, что позволило бы России узнать реальную степень их малозаметности в радиолокационном, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.

Consolidated B-24 «Либератор»

Тяжелый американский стратегический бомбардировщик изготавливали корпорации «Консолидейд», «Норс Американ», «Дуглас», «Форд Мотор». Годы выпуска – 1940-45. В серию вышло несколько вариаций, которые отличались силовыми установками, вооружением, оснащением. Конструкция машины – цельный корпус с трехопорным трансформирующимся шасси. В серию вышло более 18 тысяч единиц.

Параметры:

  • габариты – 20600/5700 мм;
  • размер крыла с учетом размаха – 33500 мм;
  • вес пустой/взлетный – 17,2/35,2 т;
  • моторы – четыре «Прат энд Витни» на 1,2 тысячи л. с.;
  • скорость предельная – 488 км/ч;
  • дальность полета – 3,7 тыс. км;
  • боекомплект – 12,7-мм (10 штук) и восемь 7,62-миллиметровых пулеметов «Браунинг», четыре орудия калибром 20 мм, бомбовый запас – 3600 кг;
  • количество членов команды – до 10-ти.

Стратосферные путники

Атмосфера, в которой летят самолеты, делится на две непохожие части, две разные «среды обитания». Нижняя часть атмосферы называется тропосферой. Она копит в себе энергию и буйство солнечного тепла, с помощью которого происходят практически все погодные явления. Тропосферу характеризуют динамика и турбулентность, она насыщена разнообразными вертикальными движениями среды и облаками всех видов. На высоте 10-12 километров тропосфера отделяется довольно ощутимой границей от другого пространства, находящегося выше, – стратосферы.

Стратосфера устроена иначе: уложена ровными слоями, не перемешивающимися динамически. Поэтому и называется стратосферой, от латинского stratum – «слой». В ней практически нет вертикальных движений, поэтому полет в ней обычно спокойный, без тряски, а низкая плотность воздуха позволяет развивать высокую скорость. Спокойствие стратосферы экономит топливо на парирование различных возмущений, ведь крылья, стабилизаторы и кили создают свою силу в отклоненном положении, а это всегда добавочное сопротивление воздуха. Для небольших дальностей это не так существенно, но на стратегических дальностях мелочей не бывает.

Кроме того, отсутствие турбулентности снижает нагрузку на самолет и уменьшает накопление усталости металла, продляя эксплуатационный ресурс. Поэтому стратосфера для стратегических самолетов – основа большой (и многократной) дальности. Однако используют они эту основу по-разному. Оба наших героя пользуются стратосферой как эшелоном для покрытия стратегического расстояния, как спокойной и быстрой автотрассой, по которой можно мчаться, пока не приблизился к воздушному пространству противника. И тут начинают проявляться отличия. Ту-160 может и дальше пойти со сверхзвуковой быстротой, а В-2 снизится и будет красться максимально близко к рельефу, стараясь совершенно слиться с местностью.

  • Глубоко модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160М завершил заводские испытания
    В России завершили заводские тесты глубоко модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160, оснащенного новыми двигателями. Впереди у машины — новые тесты.

    naked-science.ru

Максимальная высота полета обоих самолетов примерно одинаковая: 15 200 метров у В-2 и 16 000 метров – у Ту-160. Почему именно столько? Дело в том, что стратосфера начинается на разной высоте в разных широтах Земли. На полюсах нижняя граница стратосферы лежит на высоте восьми-девяти километров. На экваторе накачиваемая экваториальными лучами Солнца тропосфера бурлит сильнее, разгоняя восходящие потоки на большую высоту, и выталкивает стратосферу выше, к высотам 15-17 километров. Высота максимального полета В-2 и соответствует способности лететь в стратосфере на любых широтах, оставаясь в ее спокойных слоях и экономя топливо на минимизации управляющих усилий.

B-32 «Доминатор»

Этот американский бомбардировщик относится к тяжелым монопланам с консольным высоко размещенным крылом и шасси с тремя стойками. Техника обладала двойным килевым оперением хвоста, удлиненным крылом. Всего изготовили 118 единиц этой серии.

Характеристики:

  • габариты – 25300/10100 мм;
  • крыло в размахе – 41200 мм;
  • вес пустой/взлетный – 27000/50500 кг;
  • моторы – четыре «движка» Wright R-3350 с параметром силы 2,2 тыс. л. с.;
  • скоростной предел – 575 км/ч;
  • дальность – 4,8 тыс. км;
  • боевой запас – 12,7-миллиметровые пулеметы «Браунинг» (10 шт.), комплект бомбовый составил 9,1 т;
  • команда – 10 чел.

Производство

Заключению контракта с фирмой Боинг на крупносерийное производство бомбардировщика В-29 (проект «345») явилось свидетельством её высокого авторитета у ВВС США. Этот авторитет был обеспечен успешными довоенными проектами тяжёлых самолётов фирмы Боинг, доведенными до крупносерийного производства (В-17, В-307) и накопленным опытом вариантного проектирования многочисленных перспективных инициативных разработок, в соответствии с изменяющимися требованиями заказчика (ВВС). Авторитет фирмы подкреплялся положительными отзывами о вариантных разработках модификаций крупносерийного бомбардировщика В-17 в направлении непрерывного повышения его боевых характеристик и первыми успехами массированного боевого применения бомбардировщиков В-17 на Европейском театре.

В марте 1942 года, по инициативе командования армейских ВВС США, с учётом увеличения заказа более чем на 1000 ед., для окончательной сборки бомбардировщиков В-29, кроме старого завода Boeing в Уичита (штат Канзас) и нового завода Boeing в Рентоне (штат Вашингтон), были дополнительно привлечены два предприятия принадлежащих крупным авиастроительным корпорациям: завод Bell-Atlanta в Мариэтте (штат Джорджия) — , и завод Martin в Омахе (штат Небраска) — . Для производства агрегатов планера (крыло, мотогондолы, фюзеляж, оперение, шасси), были привлечены предприятия фирм-смежников: Chrysler, Hudson, Goodyear, Briggs, Murray и Cessna. Кроме того, для производства и поставок всех прочих комплектующих деталей и узлов для В-29 были задействованы предприятия по всей территории США:

  • В 1944 году планировалось после сворачивания выпуска бомбардировщиков В-17 в Сиэтле, организовать там выпуск самолетов в модифицированном варианте В-29С-ВО (заказ 5000 ед. с завершением войны аннулирован).
  • Завод Boeing в Уичита — с сентября 1943 по октябрь 1945 года, всего выпустил 1620 ед. в варианте В-29;
  • Завод Boeing в Рентоне выпускал только в варианте В-29А;
  • Завод Bell-Atlanta в Мариэтте — с февраля 1944 по январь 1945 года всего выпустил 357 ед. в варианте В-29, и перешёл на выпуск модифицированного варианта В-29В;
  • Завод Martin в Омахе — с середины 1944 по сентябрь 1945 года всего выпустил 536 ед. в варианте В-29.

Всего на всех предприятиях собрали и выпустили 3627 ед. В-29 всех основных вариантов: ХВ-29 — 3 ед., YB-29 — 14 ед., В-29, В-29А и В-29В.

Заказанный в 1944 году компании Боинг (как оказалось — завершающий модифицированный вариант — B-29D-BN, с установкой новых, более мощных моторов) — выпускался серийно с 1947 года — только заводом Boeing в Рентоне, под обозначением — В-50А-BN.

Серийное производство самолётов В-29 было развёрнуто на заводах Боинга в Сиэтле и Уичито, а также на заводах Мартин (Glenn L. Martin Company) и Белл (Bell Aircraft Co.). Всего было построено 3970 самолётов В-29 всех модификаций.

«Дуглас» B-18А и A-20 G

Боевой самолет средней категории Douglas В-18А изготавливался в 1936-38 годах. Было выпущено 350 экземпляров в трех основных вариациях. Также машина эксплуатировалась канадскими и бразильскими ВВС.

Параметры:

  • размеры – 17600/4600 мм;
  • крыло в размахе – 27300 мм;
  • вес пустой/взлетный – 7,4/12,6 т;
  • силовые агрегаты – пара моторов Wright R «Циклон» на одну тысячу л. с.;
  • скоростной порог – 346 км/ч;
  • дальность полетная – 1,9 тыс. км;
  • в боекомплекте – три 7,62-миллиметровых пулеметных комплекта, запас бомбовый – 3000 кг;
  • состав команды – 6 чел.

Вам будет интересно:Пневматические винтовки «Смерш»: виды, комплектация, устройство, фото

Еще один бомбардировщик средней категории A-20 производился с 1939 года. Изготовлено 7,5 тысячи единиц этой серии. Государства, в которых эксплуатировался самолет: США, Франция, Британия.

Параметры:

  • габариты – 14500/5400 мм;
  • размер крыла с учетом размаха – 18700 мм;
  • масса пустая/взлетная – 6800/12300 кг;
  • моторы – пара «движков» Wright R-2600 силой 1,7 тыс. л. с.;
  • скорость по максимуму – 540 км/ч;
  • боевой запас – восемь пулеметов калибром 12,7 мм, вес бомб – 1800 кг;
  • команда – 4 чел.

Так ли эффективен «стелс»?

Эти и другие меры привели к радикальному снижению радиолокационной и тепловой заметности B-2, но насколько он малозаметен на самом деле, остается тайной за семью печатями. Разброс оценок его ЭПР колеблется от 0,0014 до 0,1 м² (для сравнения: у бомбардировщика B-52 она – около 100 м², у обычного немалозаметного истребителя – от 3 до 12 м²). Называют и более скромные цифры – от 0,05 до 0,5 м² во фронтальной проекции. В любом случае, ЭПР B-2 намного ниже, чем у обычных самолетов без применения технологий «стелс».

Это не делает его абсолютно невидимым для радаров и электронно-оптических систем, но существенно сокращает дистанцию обнаружения и, следовательно, время, остающееся средствам ПВО для реакции.

С другой стороны, в СМИ просочилась информация, что при испытаниях в начале 1990-х гг. бортовая РЛС Н‑019 (разработка НПО «Фазотрон») истребителя МиГ-29, полученного США от Германии из арсенала бывшей ГДР, вполне себе видела B-2 даже на фоне земли. А ведь с тех пор российские разработки БРЛС на месте отнюдь не стояли. Видим B-2 и для РЛС метрового диапазона. К примеру, его успешно обнаруживала старая РЛС П-14, с которой я сталкивался во время своей срочной службы в зенитных ракетных войсках (ЗРВ) еще в начале 1980‑х гг., и которая уже тогда не считалась современной.

Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков отмечал, что наиболее эффективно стелс-технологии проявляют себя в X-диапазоне радиоволн (сантиметровая длина волны), в котором работают сегодня большинство радаров ПВО и БРЛС самолетов. Гораздо хуже технологии снижения ЭПР работают в L‑диапазоне – дециметровом, в котором в России создана целая линейка РЛС. Он также указывал, что в составе российских комплексов обнаружения целей есть и оптико-электронные системы, которые дополняют возможности РЛС распознаванием целей в видимом оптическом диапазоне, а также в ИК- и УФ-спектрах. Кстати, на ряде международных авиационных выставок B-2 устойчиво захватывался и сопровождался тепловизорами в ИК-диапазоне. Оборотной стороной малозаметности B-2 является то, что после каждого вылета радиопоглощающие покрытие самолета требует обновления с использованием токсичных материалов и, в связи с этим, специальных защитных костюмов для аэродромной команды.

В любом случае вопрос о реальной способности B-2 прорваться на малой высоте через сильную ПВО и нанести удар свободнопадающими средствами поражения остается открытым – с такой ПВО на практике он не имел дела ни разу. С другой стороны, и российская ПВО никогда не имела на практике дела с такими целями. Хочется надеяться, что эффективность американских бомбардировщиков «Стелс» против российской ПВО так никогда и не будет проверена в реальности, ибо в противном случае, вспоминая известную цитату из Альберта Эйнштейна[10], те, кто останется после этого в живых, будет обсуждать боевую эффективность уже камней и отнюдь не в Интернете.

Американские современные бомбардировщики

В современных ВВС США на вооружении стоят стратегические бомбардировщики В-52, В-2 («Спирит») и В-1В («Ланцер»). Последняя модель разрабатывалась специально для нанесения ядерных атак по территории противника. Однако в 90-х годах летательный военный аппарат был выведен из состава армии. Самолеты В-1В Lancer часто сравнивают с российским Ту-160. Стоит отметить, что последним они уступают по габаритам. По имеющейся информации, в боевой готовности находится 12 машин В-2, 73 модификации В-52.

Разработка В-2

Стратегические бомбардировщики B-2 Spirit являются самыми современными самолетами такого рода в американских ВВС, хотя и они уже далеко не молоды (средний возраст чуть более 24 лет). Разработка нового малозаметного бомбардировщика по программе Advanced Technology Bomber (ATB) стартовала в 1979 г. Изначально Стратегическое авиационное командование (САК) ВВС США намеревалось использовать ATB для прорыва на больших высотах к объектам, расположенным на территории вероятного противника с сильной ПВО (читай – СССР).

Первоочередными целями для них должны были стать мобильные установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР), а после их уничтожения – крупные группировки сухопутных войск[3]

.

После оценки поступивших предложений контракт на разработку был заключен с двумя командами – Northrop[4]/Boeing (предложение Senior Ice) и Lockheed/Rockwell (предложение Senior Peg). 20 октября 1981 г. победителем в соревновании была объявлена команда Northrop/Boeing[5]. Из-за появления в СССР новейших ЗРК С-300, которые делали работу «с высоты» даже в малозаметном режиме без больших потерь малореальной, в 1983 г. проект временно заморозили, а затем изменили для обеспечения длительного маловысотного полета (до 60 м над уровнем поверхности) в режиме автоматического огибания рельефа местности.

В 1987 г. ATB получил официальное обозначение B-2. 22 ноября 1988 г. прототип B-2 впервые публично продемонстрировали на заводе ВВС США № 42 в Палмдейле (штат Калифорния), а 17 июля 1989 г. он совершил первый полет. Самолет пилотировали летчик-испытатель компании Northrop Брюс Дж. Хайндс и полковник ВВС США Ричард С. Кох.

BoeingB-52 Stratofortress

Указанный дальний американский бомбардировщик создан еще в период Холодной войны. Он относится к одному из символов сверхдержавы и является основой стратегических ВВС США. Самолет способен нести на борту ядерные заряды, первый полет совершен еще в 1952 году.

На модернизацию летательного аппарата планируется расходовать порядка 12 миллиардов долларов. По уверениям специалистов, каждая единица этой серии способна отлетать 83 года (до 2040 года). В общем количестве выпущено 744 экземпляра. Самолет сделан по стандартной аэродинамической конфигурации с завышенным размещением крыла. Восемь силовых агрегатов находятся в спаренных мотоотсеках. Тип крыла – цельнометаллический кессонный элемент с парой лонжеронов.

Экипаж американского бомбардировщика В-52 включает шесть человек. Верхняя кабина невысокая, предназначена для расположения командира, второго пилота и инструктора РЭБ. Киль может складываться вправо для хранения в ангаре, шасси – велосипедной конструкции, включает в себя четыре основные стойки и две опоры на концах крыла. В качестве двигателей выступают моторы типа ТРДД «Пратт энд Витни»-57.

Характеристики:

  • длина/высота – 49,05/12,4 м;
  • крыло в размахе – 56,39 м;
  • вес взлетный – 221,5 т;
  • скорость максимальная – 1013 км/ч;
  • радиус действия в боевых условиях – 7,73 тыс. км;
  • разбег – 2,9 км;
  • на вооружении – 20-миллиметровая пушка «Вулкан», бомбовая нагрузка – 27,2 т.

Особенности конструкции

Стратегический бомбардировщик B-2 выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло». Работу над ней авиаконструктор Джек Нортроп, основатель фирмы Northrop, построившей впоследствии B-2, начал еще в 1939 г. В 1940-е гг. компания построила по этой схеме шесть поршневых тяжелых бомбардировщиков ХВ-35 и YB-35 (еще девять самолетов не было достроено), но их не приняли на вооружение. Сразу после войны два YB-35 переделали в реактивные YB-49, но и их постигла та же участь[8].

Компания Northrop вернулась к схеме «летающее крыло» при разработке B-2, поскольку ее плоские формы без резких изломов и линий сопряжения с отсутствием вертикального киля и других выступающих элементов обеспечивают снижение эффективной площади рассеяния (ЭПР) и радиолокационной заметности самолета[9].

В конструкции самолета широко используются композитные материалы для создания радиопоглощающей «сотовой» конструкции (планер самолета состоит из композиционных материалов на 80%). Bсе поверхности B-2, которые могут быть облучены РЛС противника, и те внутренние поверхности, которые могут давать какой-либо отраженный сигнал, покрыты радиопоглощающими материалами. Остекление кабины состоит из специальных стекол, которые обеспечивают внешнее и внутренне рассеянное отражение излучений (как от РЛС противника, так и от собственной аппаратуры самолета). Каналы воздухозаборников имеют S-образную форму для снижения радиолокационного сигнала, отражающегося от лопаток турбин компрессоров. Четыре бесфорсажных турбовентиляторных двигателя General Electric F118‑GE‑110 имеют выходные устройства клиновидной формы для уменьшения площади отражения в инфракрасном спектре. Для рассеивания инверсионного следа в шлейф выхлопных газов впрыскивается хлорсодержащая кислота. В конструкции и режимах работы РЛС AN/APQ‑181 предусмотрены меры как по снижению отраженного радиолокационного сигнала от ее элементов, так и вероятности фиксации ее сигнала пассивными средствами противника. Она включается для уточнения месторасположения целей непосредственно перед нанесением удара на короткое время в режиме узкой диаграммы направленности.

B-2 Spirit

Эти американские сверхзвуковые бомбардировщики – самые высокотехнологические и дорогие в мире. Цена одного экземпляра превышает два миллиарда долларов. Первые модели выпустили еще в 80-х годах минувшего столетия. Уже через 10 лет программа была законсервирована по причине высокой стоимости проекта, которая была не под силу даже США.

За указанный период изготовили 21 единицу. Самолеты сделаны с использованием технологий «стелс». Этот показатель существенно ниже компактных модификаций F-22 и F-35. В-2 оснащается только свободнопадающими бомбами, что снижает эффективность использования машин против врага, оснащенного современными средствами ПВО. Например, отечественный ЗРК С-400 может запросто обнаружить Spirit. В результате указанные самолеты причисляют к довольно неоднозначным бомбардировщикам в плане эффективности при ядерном конфликте.

Рассматриваемый летательный аппарат сделан по типу «летающего крыла», не имеет вертикального оперения. Конструкция в большинстве своем изготовлена из алюминиевого и титанового сплава с участием углепластиковых компонентов повышенной тепловой устойчивости.

ТТХ самолета В-2:

  • длина/высота – 20,9/5,45 м;
  • крыло по размаху – 52,4 м;
  • вес пустой/взлетный – 56,7/168,4 т;
  • силовой агрегат – четыре двигателя ТРДД General Electric F118-GE;
  • скоростной порог – 1,01 тыс. км/ч;
  • дальность практическая – 18,5 тыс. км;
  • состав экипажа – 3 человека.

Боевой опыт

Впервые B-2 был применен в бою во время агрессии НАТО против Югославии 23 марта 1999 г. Бомбардировщики летали бомбить Югославию со своей базы в штате Миссури, выполняя 30-ти часовые беспосадочные полеты с дозаправками в воздухе. Хотя они выполнили только 50 боевых вылетов, ими было сброшено 11% всех бомб НАТО и уничтожено 33% всех избранных для бомбардировок целей в первые восемь недель войны. Именно с B-2 были сброшены 7 мая 1999 г. пять управляемых авиабомб JDAM, которые поразили китайское посольство в Белграде. При этом погибли журналист агентства «Синьхуа» Шао Юньхуань, журналист газеты «Жэньминь жибао» Сюй Синху и его жена Чжу И, а еще 27 китайцев получили ранения.

НАТО утверждало, что целью бомбардировки было находящееся неподалеку от посольства здание Федерального управления по снабжению, занимавшегося, в частности, экспортом и импортом оружия, и что посольство, чье здание было построено в 1993 г., поразили случайно из-за устаревших карт.

В век космической и космической разведки подобные оправдания вызывают, мягко говоря, большое недоумение. США выплатили Китаю компенсацию в 4,5 млн долл., которую поделили между родственниками погибших и ранеными, а также еще 28 млн долл. за повреждения, нанесенные зданию посольства. Китай, в свою очередь, заплатил 2,87 млн долл. за ущерб, нанесенный дипломатическим представительствам США в КНР в ходе антиамериканских выступлений после бомбардировки.

В дальнейшем B-2 применялись в боевых операциях в Афганистане, Ираке и Ливии, при этом ни один самолет не был потерян. В Интернете можно встретить утверждения, что два бомбардировщика B-2 были сбиты в Югославии (при этом конкретно называют «Spirit of Missouri» и «Spirit of Washington»). Однако эти самолеты неоднократно появлялись на фотографиях, сделанных уже позднее 1999 г. Да и нереально скрыть потерю столь дорогих именных самолетов – разве что замаскировать боевую потерю под авиакатастрофу. Но в 1999 г. B-2 не разбивались, а первая и единственная катастрофа произошла, как я уже упоминал, только в 2008 г. через много лет после окончания войны в Югославии. Так что о потерях речь идти не может, а вот боевые повреждения вполне могли иметь место. Но для того, чтобы это доказать или опровергнуть, надо внимательно отследить летную историю каждого B-2, что не входит в задачи этой статьи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]